Выставка Кранаха в Пушкинском. Первые отзывы. Кранахи в Пушкинском музее: Что нужно знать о живописи династии Posts from this journal by “гмии им а.с.пушкина” tag

На выставке, которая открывается 4 марта, будут представлены 48 живописных и более 50 графических произведений Лукаса Кранаха Старшего и Лукаса Кранаха Младшего

ГМИИ им. А. С. Пушкина
4 марта - 15 мая 2016
Москва, ул. Волхонка, 12

В Пушкинском музее на следующей неделе, 4 марта, открывается выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом». На выставке зритель увидит 48 живописных и более 50 графических произведений из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций.

Украшением экспозиции станут знаменитые творения Лукаса Кранаха Старшего «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» (вторая половина 1510-х; Музей изящных искусств, Будапешт), «Венера и Амур» (1509; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Плоды ревности. Серебряный век» (1530; ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва), «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1531; Фонд замка Фриденштайн, Гота).

Дополнят экспозицию гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, а также Фонда замка Фриденштайн в Готе.

Лукас Кранах Старший (1472–1553) - реформатор немецкой живописи, чьи новаторские идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения. В первой трети XVI века творческие поиски Лукаса Кранаха Старшего ознаменовали окончательный переход от идеалов Ренессанса к маньеризму. Художник организовал процветавшую на протяжении более ста лет мастерскую, руководство которой со временем перешло к его сыну Лукасу Младшему, а затем - к внуку и правнуку. Он создал легко узнаваемый и запоминающийся мир ярких художественных образов. О Кранахах следует говорить как о фактических родоначальниках Саксонской школы живописи, процветавшей на протяжении всего XVI столетия.

Работа «Венера и Амур» (1509) была создана в тот период, когда Кранах Старший состоял придворным художником у курфюрста Саксонии Фридриха Мудрого. Художник изобразил античную богиню красоты и любви в полный рост, полностью обнаженной. После 1530 года Кранах и его мастерская многократно обращались к этому сюжету. Насчитывается около 35 картин кисти Кранаха, его учеников, последователей и подражателей с изображением Венеры и Амура.

К лучшим произведениям Лукаса Кранаха Старшего относят исполненную во второй половине 1510-х годов картину «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». На рубеже XIV и XV столетий и вплоть до середины XVI века в немецких землях широкую популярность приобрел, наряду с богородичным, культ четырех главных дев-заступниц: святых Екатерины Александрийской, Маргариты, Варвары и Доротеи. На картине Лукаса Кранаха Старшего мистическое обручение святой Екатерины происходит на фоне характерного южно-немецкого скалистого пейзажа и темного занавеса, который держат маленькие ангелы. В центре композиции - Младенец Христос, поддерживаемый Богоматерью: одной рукой Он надевает обручальное кольцо на палец святой Екатерины, другой касается символической виноградной грозди, которую держит Мадонна. Изображение дополнено образующими сложную композиционно-ритмическую группу фигурами присутствующих при этом сакральном действе святых дев в нарядных придворных платьях и с их атрибутами: драконом у Маргариты, корзиночкой с цветами у Доротеи и башней за спиной у Варвары.

Картина из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)» (около 1522–1523), несомненно, одно из самых ярких произведений на выставке. Каждая деталь этой работы исполнена глубокого иносказательного смысла: виноград в руке Богоматери, к которой прикасается Младенец, напоминает о человеческом воплощении Христа, принявшего муки и умершего на кресте во имя искупления первородного греха; виноградная лоза означает «истинную Церковь Христову», которую персонифицирует Богоматерь; изображение водопада намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников. Отдельные элементы пейзажа также заключают в себе символический подтекст: гора - духовное возвышение над мирской суетой; скала - непоколебимая твердость и нерушимость истинной веры, опорой которой является Христос.

Лукас Кранах Младший (1515–1586) продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь в первую очередь повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах - от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного, Сибиллы фон Клеве, Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. Важные перемены произошли с началом следующего десятилетия, когда Лукас Кранах Младший начал постепенно отказываться от создания реплик отцовских картин. Он привнес в художественное решение своих работ немало новых деталей, по-иному расставил смысловые и стилистические акценты, что, несомненно, было не только следствием наступления его профессиональной зрелости, но и отражением определенных изменений в художественной моде при саксонском дворе. Одной из характерных черт творчества Лукаса Кранаха Младшего было пристрастие к созданию произведений сравнительно крупных размеров. В последующие три десятилетия, уже после кончины отца, в бытность художника полноправным хозяином и главой процветавшей мастерской, окончательно сложился его индивидуальный и хорошо узнаваемый живописный стиль. Наиболее последовательное воплощение он получил в сравнительно новом для того времени типе картин-эпитафий, заказчиками которых в основном были представители богатых патрицианских семей, исповедовавшие лютеранство.

Кранах-гравёр

Расцвет гравировального творчества Лукаса Кранаха Старшего приходится на первое десятилетие его работы при дворе Фридриха Мудрого, одного из наиболее образованных и могущественных курфюрстов Германии. В период с 1506 по 1516 год были созданы почти все основные работы мастера в станковой гравюре, характеризующие его как разностороннего художника, умевшего удивлять зрителя богатством тематических и стилистических решений.

Среди ксилографий 1506 года особый интерес представляет «Первый турнир» - большая, сложная, многофигурная композиция. В отличие от трех других гравюр, посвященных только турнирам, на этом листе, помимо самого состязания, изображено множество жанровых сцен. Вокруг огороженного центра, где происходило сражение рыцарей, художник разместил пеструю, шумную, многоликую толпу: всадники и пешие, женщины, старики и дети, музыканты и знать. На заднем плане - ложа курфюрста. Зеваки наблюдают из окон и дверей зданий, расположенных вокруг площади. Известны как черно-белые, так и раскрашенные акварелью отпечатки. Раскраска гравюр на дереве была традиционна в Германии со Средних веков, этим способом часто пользовался и Кранах Старший.

В 1509 году художник сделал первые пробы в цветной гравюре на дереве (кьяроскуро), а также обратился к новой для него технике резцовой гравюры. В начале 1520-х годов Кранах почти перестал работать в станковой гравюре.

Пушкинский музей совместно с десятком зарубежных и российских институций показывает 48 картин и более 50 графических работ Лукаса Кранаха Старшего и его мастерской с подзаголовком "От Ренессанса до маньеризма". Стилистические тонкости на этой выставке не самое главное, считает ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ.

"Во времена Кранаха немец, должно быть, выглядел существом грубым и неотесанным,- писал немецкий искусствовед Рихард Мутер 100 с лишним лет назад.- Достаточно взглянуть на линогравюры второстепенных немецких мастеров, чтобы встретить толпу хромых, горбатых недоумков, висельников, калик перехожих, мошенников, докторов-шарлатанов и торговцев индульгенциями, которые населяли тогдашнее искусство". Недоумение историка, воспитанного на итальянских образцах, объяснимо: Кранах Старший и его круг были по-настоящему оценены только в XX веке, когда немецкие авангардисты открывали для себя национальное искусство, не тронутое идеалами южного Возрождения. Чем глубже проникал антикизирующий вкус в немецкое искусство, тем быстрее забывались приемы мастерской Кранаха, которые кажутся нам ныне столь милыми. Кранах и его мастерская принадлежат и своему времени (современники считали старшего вторым мастером Германии после Дюрера), и нашему. Помимо прочего его мастерская - предок фабрики Энди Уорхола и других коммерческих предприятий XX века вроде авторизированных отливок Огюста Родена.

Кранах далеко не был "грубым и неотесанным" - наоборот, вращался в самом центре событий, ключевых для истории Европы. Родился он в небольшом местечке, переехал в Вену, оттуда по приглашению саксонского курфюрста Фридриха Мудрого двинулся в Виттенберг, где и осел, превратившись в важную персону: дважды бургомистр, владелец разных бизнесов и даже виноторговец. Да, и еще придворный художник курфюрста, пожалованный собственным гербом - крылатым драконом, которого проецируют на стены Пушкинского так, что товарный знак Кранаха напоминает сценографию на концерте каких-нибудь металлистов.

В Виттенберге мастер познакомился и подружился с Мартином Лютером, родоначальником Реформации, и стал его горячим приверженцем. Главный памятник дружбе Кранах Старший выгравировал в 1521 году, изобразив Лютера как юнкера Йорга - под этим именем основатель протестантизма прятался от властей. Эту вещь на выставке не показывают, зато есть отличный графический портрет ближайшего соратника Лютера - Филиппа Меланхтона. Дружба с Лютером, впрочем, не мешала Кранаху Старшему принимать заказы у идеологического врага - кардинала Альбрехта Бранденбургского. Популярность его манеры заставила Кранаха организовать мастерскую, в которой самые знаменитые вещи писались десятки раз по готовым образцам. Оттого чуть ли не во всех европейских музеях есть кранаховские "Лукреции" - обнаженные красотки с кинжалом у ребра. Всего продукция мастерской насчитывает около 1000 работ - цифра внушительная для эпохи, когда производство картин было процессом чрезвычайно трудоемким. Как всякий тираж, продукция мастерской подвержена эрозии, и даже у самых талантливых подмастерьев Кранаха Старшего (лучшим считается его сын, полный тезка, только младший) в лучшем случае выходят отличные портреты.

Из всего разнообразия сюжетов вокруг мастерской и ее основателя Пушкинский выбирает самый неинтересный и старомодный. Вопрос стиля и эпохи был важен когда-то, но теперь, в эпоху массовой ностальгии по Средневековью, можно было отнестись к богатой биографии художника с большим уважением. Тем более что Возрождение мастерская затронула по касательной. У Кранаха, как и у малых голландцев, например, мы видим удивительное сочетание фотографической точности лиц и нелепости тел, написанных как будто нарочно в позах гуттаперчевых мальчиков и девочек. Что, конечно, тоже понятно: познания в области обнаженки черпались из редких и - в случае Кранаха - примитивных гравюр из популярных в Европе трактатов о язычестве. Пушкинский назначил главной картиной на выставке эрмитажную "Венеру с Амуром", поместив ее в апсиду Белого зала, и это хороший пример двойственного отношения к античности. Первую ню, написанную, судя по всему, под влиянием друзей-гуманистов из университета Виттенберга, Кранах Старший снабдил грозным предостережением: "Всеми силами гони купидоново сладострастие, иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера". На основе этой вещи, пожалуй, только и можно приписать Кранаха к Возрождению или маньеризму: почти все остальные его работы принадлежат к иной моральной вселенной. Здесь зарождается "протестантская этика и дух капитализма", если вспомнить Макса Вебера: предложение зависит от спроса, эротические картинки и портреты поставлены на поток - в общем, Лютера и Лукрецию в каждый дом

С 4 марта по 15 мая в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина впервые в России пройдет масштабная выставка, посвященная творчеству выдающегося мастера Северного Возрождения Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) и представителей нескольких поколений этой прославленной династии.

Сорок восемь живописных и более пятидесяти графических произведений из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций отражают разные этапы развития творческой традиции семьи Кранахов, где сочетаются интерес к истинно ренессансному прочтению религиозных и мифологических тем с элементами позднеготической сказочности. Экспозиция прослеживает важные почвенные перемены, произошедшие в художественном сознании немецких мастеров в период между Ренессансом и маньеризмом.

Украшением экспозиции станут знаменитые творения Лукаса Кранаха Старшего:

  • «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» (вторая половина 1510-х, Музей изящных искусств, Будапешт);
  • «Венера и Амур» (1509; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург);
  • «Плоды ревности. Серебряный век» (1530; ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва);
  • «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1531; Фонд замка Фриденштайн, Гота).

Дополнят экспозицию гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, а также Фонда замка Фриденштайн в Готе.

Центральная фигура выставки — Лукас Кранах Старший, реформатор немецкой живописи, чьи новаторские идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения. В первой трети XVI века творческие поиски Лукаса Кранаха Старшего ознаменовали окончательный переход от идеалов Ренессанса к маньеризму. Художник организовал процветавшую на протяжении более ста лет мастерскую, руководство которой со временем перешло к его сыну Лукасу Младшему, а затем — внуку и правнуку. Он также явился создателем легко узнаваемого и запоминающегося мира ярких художественных образов. О Кранахах следует говорить как о фактических родоначальниках Саксонской школы живописи, процветавшей на протяжении всего XVI столетия.


Расписание сборных экскурсий по выставке:

  • по воскресеньям 13, 20, 27 марта, 10, 17, 24 апреля в 15:00 и 17:00;
  • по вторникам 15, 22, 29 марта, 5, 12, 19, 26 апреля в 15:00 и 18:00;
  • по средам 16, 23, 30 марта, 6, 13, 20, 27 апреля, 4, 11 мая в 18:00.

Стоимость билетов:

В рабочие дни:

  • с 11:00 до 13:00 — 300 руб., льготный 150 руб.;
  • с 13:00 до 17:00 — 400 руб., льготный 200 руб.;
  • с 17:00 до закрытия музея — 500 руб., льготный 250 руб.

По пятницам, во время проведения мероприятий «Пятницы в Пушкинском»:

  • с 17:00 до закрытия музея — 700 руб., льготный 350 руб.

В выходные дни:

  • с 11:00 до 13:00 — 400 руб., льготный 200 руб.
  • с 13:00 до закрытия музея — 500 руб., льготный 250 руб.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Главное здание

На выставке зритель увидит 48 живописных и более 50 графических произведений из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций. Украшением экспозиции станут знаменитые творения Лукаса Кранаха Старшего «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» (вторая половина 1510-х годов; Музей изящных искусств, Будапешт), «Венера и Амур» (1509; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Плоды ревности. Серебряный век» (1530; ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва), «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1531; Фонд замка Фриденштайн, Гота). Дополнят экспозицию гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, а также Фонда замка Фриденштайн в Готе.

Лукас Кранах Старший (1472–1553) – реформатор немецкой живописи, чьи новаторские идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения. В первой трети XVI века творческие поиски Лукаса Кранаха Старшего ознаменовали окончательный переход от идеалов Ренессанса к маньеризму. Художник организовал процветавшую на протяжении более ста лет мастерскую, руководство которой со временем перешло к его сыну Лукасу Младшему, а затем – внуку и правнуку. Он также явился создателем легко узнаваемого и запоминающегося мира ярких художественных образов. О Кранахах следует говорить как о фактических родоначальниках Саксонской школы живописи, процветавшей на протяжении всего XVI столетия.

Работа «Венера и Амур» (1509) была создана в тот период, когда Кранах Старший состоял придворным художником у курфюрста Саксонии Фридриха Мудрого. Художник изобразил античную богиню красоты и любви в полный рост, полностью обнаженной. После 1530 года Кранах и его мастерская многократно обращались к этому сюжету. Насчитывается около 35 картин кисти Кранаха, его учеников, последователей и подражателей с изображением Венеры и Амура.

К лучшим произведениям Лукаса Кранаха Старшего относят исполненную во второй половине 1510-х годов картину «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». На рубеже XIV и XV столетий и вплоть до середины XVI века в немецких землях широкую популярность приобрел, наряду с богородичным, культ четырех главных дев-заступниц: святых Екатерины Александрийской, Маргариты, Варвары и Доротеи. На картине Лукаса Кранаха Старшего мистическое обручение святой Екатерины происходит на фоне характерного южнонемецкого скалистого пейзажа и темного занавеса, который держат маленькие ангелы. В центре композиции – Младенец Христос, поддерживаемый Богоматерью: одной рукой Он надевает обручальное кольцо на палец святой Екатерины, другой касается символической виноградной грозди, которую держит Мадонна. Изображение дополнено образующими сложную композиционно-ритмическую группу фигурами присутствующих при этом сакральном действе святых дев в нарядных придворных платьях и с их атрибутами: драконом у Маргариты, корзиночкой с цветами у Доротеи и башней за спиной у Варвары.

Картина из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)» (около 1522–1523), несомненно, одно из самых ярких произведений на выставке. Каждая деталь этой работы исполнена глубокого иносказательного смысла: виноград в руке Богоматери, к которой прикасается Младенец, напоминает о человеческом воплощении Христа, принявшего муки и умершего на кресте во имя искупления первородного греха; виноградная лоза означает “истинную Церковь Христову”, которую персонифицирует Богоматерь; изображение водопада намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников. Отдельные элементы пейзажа также заключают в себе символический подтекст: гора – духовное возвышение над мирской суетой; скала – непоколебимая твердость и нерушимость истинной веры, опорой которой является Христос.

Лукас Кранах Младший (1515–1586) продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь, в первую очередь, повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах – от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного, Сибиллы фон Клеве, Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. Важные перемены произошли с началом следующего десятилетия, когда Лукас Кранах Младший начал постепенно отказываться от создания реплик отцовских картин. Он привнес в художественное решение своих работ немало новых деталей, по-иному расставил смысловые и стилистические акценты, что, несомненно, было не только следствием наступления его профессиональной зрелости, но и отражением определенных изменений в художественной моде при саксонском дворе. Одной из характерных черт творчества Лукаса Кранаха Младшего было пристрастие к созданию произведений сравнительно крупных размеров. В последующие три десятилетия, уже после кончины отца, в бытность художника полноправным хозяином и главой процветавшей мастерской, окончательно сложился его индивидуальный и хорошо узнаваемый живописный стиль. Наиболее последовательное воплощение он получил в сравнительно новом для того времени типе картин-эпитафий, заказчиками которых в основном были представители богатых патрицианских семей, исповедовавшие лютеранство.

Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина продолжает серию международных проектов, посвященных 500-летнему юбилею со дня рождения Лукаса Кранаха Младшего.

Кранах-гравёр

Расцвет гравировального творчества Лукаса Кранаха Старшего приходится на первое десятилетие его работы при дворе Фридриха Мудрого, одного из наиболее образованных и могущественных курфюрстов Германии. В период с 1506 по 1516 год были созданы почти все основные работы мастера в станковой гравюре, характеризующие его как разностороннего художника, умевшего удивлять зрителя богатством тематических и стилистических решений.

Среди ксилографий 1506 года особый интерес представляет «Первый турнир» - большая, сложная, многофигурная композиция. В отличие от трех других гравюр, посвященных только турнирам, на данном листе, помимо самого состязания, изображено множество жанровых сцен. Вокруг огороженного центра, где происходило сражение рыцарей, художник разместил пеструю, шумную, многоликую толпу: всадники и пешие, женщины, старики и дети, музыканты и знать. На заднем плане – ложа курфюрста. Зеваки наблюдают из окон и дверей зданий, расположенных вокруг площади. Известны как черно-белые, так и раскрашенные акварелью отпечатки. Раскраска гравюр на дереве была традиционна в Германии со Средних веков, этим способом часто пользовался и Кранах Старший.

В 1509 году художник сделал первые пробы в цветной гравюре на дереве (кьяроскуро), а также обратился к новой для него технике резцовой гравюры. В начале 1520-х годов Кранах почти перестал работать в станковой гравюре.

Выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» является совместным проектом ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа и Фонда замка Фриденштайн в Готе. Организаторы признательны Посольству Германии в Москве за поддержку.

Расписание сборных экскурсий по выставке:

Подробнее о том, как купить билет на экскурсию, смотрите .