Андрей Козлов: «Люди говорят, что я не дурак. Анастасия Шутова: что где когда, биография Андрей из что где когда

— В ноябре 1984 года на меня нашло эпистолярное вдохновение, и я написал пачку писем — друзьям по университету, родным, а в числе прочих и в . Ее тоже можно было считать в какой-то мере родной, ведь я постоянно ее смотрел. Однако товарищи и родственники на мои послания ответили, а «Что? Где? Когда?» — нет. Я ждал пару месяцев, а потом понял, что это глупо. Конечно, в программе давали объявление, что желающие стать знатоками могут прислать заявку и попробовать свои силы, но нельзя же всерьез думать, что игроков в самую крутую телепередачу страны действительно набирают по объявлению! Впрочем, через год и два месяца из «Что? Где? Когда?» пришла весточка: мол, приезжайте на отборочный тур, если не передумали. Я не передумал. 23 февраля 1986 года приехал на кастинг, а 6, 7 и 8 марта, уже став членом клуба, принимал участие в съемках. Кстати, это был последний раз, когда программу записывали, — после она стала выходить в прямом эфире.

На первых порах я был всего лишь зрителем, но чувства меня все равно переполняли. После игры команды Андрея Каморина знатоки вышли на улицу покурить, оживленно обсуждая, прав или нет был Каморин в одной ситуации. Я их слушал и мысленно соглашался с линией Александра Друзя. И один раз даже что-то сказал из-за его плеча. обернулся и посмотрел на меня с таким выражением лица, будто заговорил фонарный столб. Я готов был сквозь землю провалиться, но провал грунта редко случается в нужное время в нужном месте. У меня с детства никогда не было стремления похлопать по плечу кого-нибудь, кто старше или круче, я всегда точно чувствовал границу приличий — и на тебе. Я ругал себя, что совершил такую бестактность и вклинился в разговор незнакомых людей, наивно посчитав, что уже имею на это право, потому что тоже стал членом их клуба. Вот как можно создать на ровном месте неловкую ситуацию и потом еще рефлексировать. Первая встреча с будущим другом стала для меня уроком, который я помню до сих пор, а Друзь, разумеется, нет. Причем Сашка на самом деле человек не высокомерный. У меня есть 20 друзей, никакого отношения к селебрити не имеющих, но гораздо более высокомерных, чем тот же Друзь. Просто Саша тогда искренне удивился, что «столб» заговорил.

На тех памятных съемках я на расстоянии согнутой в локте руки видел не только знаменитых знатоков, но и главную звезду нашей эстрады — она пела в «Музыкальной паузе» «Белую панаму». Коли выпал такой шанс, я подошел к ней за автографом, и Алла Борисовна нарисовала сердечко. Я тогда не знал, что шанс пообщаться у нас еще будет, и не раз. И ладно бы на концертах и на премь­ерах, так нет — по жизни! Сажусь в самолет, лечу в Одессу, и надо же — в кресло прямо передо мной садится Пугачева. Поздоровались, хотя я вовсе не считаю, что Алла Борисовна должна помнить, кто такой Козлов. Через два дня лечу обратно, причем другой авиакомпанией. Захожу в самолет и вижу: в первом ряду Алла Борисовна. Усаживаюсь на свое место во второй ряд, а она смеется: «Ты что, меня преследуешь?» Накануне Пасхи иду в «Азбуку вкуса» за колбасой, и аккурат в это же время туда заходит Пугачева. Ну какова вероятность, идя в магазин, встретить там Примадонну?! Тут нужно решить сложную проблему: здороваться или нет. С одной стороны, кто такой я и кто такая Пугачева? Поздороваться — это все равно что сказать: «Мы с вами знакомы». С другой стороны, вдруг она меня узнала, а я мимо прошел и не поздоровался? Задачу нужно решить за полторы секунды. Понимаю, что из уст 50-летнего мужчины, вдобавок известного человека, это звучит странно.

— Вы в итоге сделали вид, что изучаете ветчину, или решились сказать Примадонне «добрый вечер»?

— Решился. Проговорили 40 минут обо всем, о чем не успели в прошлые случайные встречи. Я потом по чекам на колбасу посмотрел — на них время указывают.

А в первые годы игры в «Что? Где? Когда?» я брал автографы чуть ли не у всех звезд, выступавших в «Музыкальной паузе», пока однажды… Ох, много я о себе помню плохого. В 1987 году Советский Союз играл против Болгарии в Софии, и там пел Владимир Кузьмин. Я столкнулся с ним в туалете — и что же я сказал? «Дайте автограф!» Тут же опомнился, но на мое «ой, извините, не надо» Кузьмин ответил: «Ничего, мне не привыкать» — и расписался на пригласительном билете. Ужас! С тех пор автографы меня интересовать перестали.

— А у вас брали автограф в «неположенном» месте?

— В 2013 году весной в Израиле я плавал в море и вдруг услышал: «А можно у вас взять автограф?» Опешив, спросил: «А у вас есть ручка с бумажкой?» Смешная деталь грустной истории… В сентябре я потерял маму — у нее был рак поджелудочной, поэтому мы были готовы к такому исходу. Как только ей поставили этот диагноз, я сразу отправил ее лечиться в специализированную клинику в , снял ей квартиру на берегу моря, и, когда приезжал к ней, мы ходили плавать. Я ее привез туда и прожил с ней неделю. Потом еще раз приехал на десять дней. А через три с половиной месяца она приехала из Израиля в Москву и прожила здесь еще две недели, которые мы провели вместе. Если я не мог быть рядом, то по два раза в день ей звонил. До ее болезни мы виделись раз пять в год: я приезжал в Мариуполь на Покров — на бабушкин день рождения, 7 февраля — на мамин день рождения, ну и третий раз когда-нибудь еще. И мама приезжала в Москву на Новый год и на день рождения моей младшей сестры Гали, которая тоже живет здесь. Мой день рождения мы отмечали вместе только последние несколько лет. Я родился 25 декабря, и на эту дату всегда выпадали эфиры «Что? Где? Когда?». Я не хотел, чтобы мама меня отвлекала, и просил ее не приезжать. Я с ней был достаточно строг… Так что, если не считать детских лет, никогда в жизни так много с мамой не разговаривал, как в ее последние четыре месяца.

— Хорошо, что хотя бы напоследок успели побыть рядом…

— Конечно. Как ни странно, мне кажется, что месяцы болезни были самым счастливым временем в ее жизни. Мы с ней уехали в Израиль, когда у нее были страшные боли, но там с ними справились довольно быстро. Мама обожала воду и, когда жила в Мариуполе, каждый вечер, захватив подружек, садилась за руль и ехала на море. А в Израиле в нескольких метрах от ее квартиры было чистейшее море — не чета Азовскому. С мамой месяц жила ее ближайшая подруга Лариса, с которой они 40 лет были неразлучны. Потом ее навестила моя сестра Галя с сыном, моим племянником, их сменил мой младший брат Саша со своей девушкой Катей. То есть мы все старались ни на мгновение не оставлять ее наедине с собственными мыслями.

Когда она приехала в Москву на новое обследование, началось ухудшение. И через некоторое время нам стало ясно, что она умирает. Мама тоже, наверное, об этом догадывалась, хотя при ней слово «рак» никто ни разу не произнес — мы лечили «опухоль», «образование». А Интернетом она, к счастью, не пользовалась и про свои симптомы ничего не вычитывала. Она угасала, но за последние две недели мы дважды выбрались в ее любимые рестораны, побывали в кино, пару раз в театре. Ходили гулять по бульвару рядом с моей квартирой — он ей всегда так нравился. Мать была полуспящей: плохо реагировала на обезболивающие — они ее совсем вырубали, но она

не отказывалась от этих прогулок. Последние шесть дней мама лежала в больнице, а перед тем как лечь туда, она попросила девушку брата Катю покрасить ей волосы и сделать стрижку. Потом, хотя была совсем слабенькой, сама накрутила волосы на бигуди. Хотела лечь в клинику во всеоружии. В больнице на прикроватной тумбочке у нее непременно лежала помада, и утром она первым делом красила губы и спрашивала у медсестер: «Как я сегодня выгляжу?» За два дня до смерти мама потребовала, чтобы Катя сделала ей маникюр и накрасила ногти лаком, потому что, по ее мнению, они смотрелись уже совершенно неприлично… Она, слава Богу, уходила не тяжело — болей не было. Я к ней часов в одиннадцать вечера приехал в больницу. Она сова, для нее это всегда было детское время. Лежит в трубочках, еле разговаривает, но шепчет мне: «Я сесть хочу». Отвечаю: «Сейчас сестричку позову». Страшно же самому поднимать, могу что-нибудь задеть. И вдруг мама окрепшим голосом говорит: «Совесть надо иметь!» — «Что ты имеешь в виду?» — «Зачем в одиннадцать вечера людей беспокоить?!» У нее характер сложный и твердый был, но всегда чувствовалось это «совесть надо иметь». Мы на поминках много смеялись, потому что мама всю жизнь давала поводы для смеха, да и сама часто хохотала. У меня лежит ее загранпаспорт — она даже там улыбается. А на кладбище мы поставили фотографию, которую ее подружка Лариса сделала в Израиле. У мамы тогда еще боли до конца не прошли, но на фото она эффектная и жизнерадостная, стоит в шляпке, шарфике и делает рукой какое-то интересное движение. По­друга, наведя на нее объектив, сказала: «Ирочка, я тебя снимаю!» А мама в ответ показала ей кукиш. Потом расслабила руку, и в это мгновение фотоаппарат щелкнул.

На похороны из Киева приехал мой старый друг — игрок «Что? Где? Когда?» и известный украинский телеведущий Игорь Кондратюк. И он, и я выпиваем от силы два раза в год, но в тот день мы по-настоящему напились. Он мне тогда рассказал: «А ведь твоя мама мне еще в 1987 году посоветовала: «Держись за Андрея. Я и Андрею скажу, чтобы он за тебя держался. Вам должно быть хорошо, если вы будете вместе». Это было в субботу, а в воскресенье начались съемки «Брэйн ринга» для телеканала Звезда — Игорь, собственно, и приехал, чтобы мне на них помочь.


Обычно на «Брэйн ринге» моя правая рука — Алексей Капустин. Мне польза, а ему развлечение — не все же ему заниматься своей химией. Но за месяц до съемок стало известно, что у Капустина будет командировка в Штаты. Я заволновался: мы записываем 12 выпусков программы за два дня. Это грандиозная нагрузка для всех, особенно для ведущего. Смешно звучит, но мне правда важно, чтобы в этих экстремальных обстоятельствах мне подавал карточки с вопросами близкий человек. И еще одна интимная подробность: чтобы я на второй день съемок мог разговаривать, а не сипел, мне обязательно нужно после записи первых шести передач парить ноги, ставить горчичники — оттягивать кровь. Это тоже обычно делает Капустин (здесь надо понимать, что если Капустину понадобится, то ровно так же и я буду ставить ему компрессы и парить ноги).

Продюсер нашей программы, моя хорошая подруга Алена Карпич, тайком набрала номер Кондратюка в Киеве. Я Игорю даже не звонил, зная, что он занят на съемках. Но он ответил не раздумывая: «Я приеду». Игорь, безусловно, знает себе цену, он на Украине телезвезда номер один. Но он в то же время понимает, какую роль в его становлении сыграла телекомпания «Игра-ТВ» в целом и я в частности, — он работал у нас на «Любви с первого взгляда», на «Брэйн ринге» в 1990-е годы. И он приехал, несмотря на дикую занятость, чтобы исполнить роль подавальщика карточек, водички и платочков для промакивания лица ведущего. И ему это было в радость, равно как и мне.

— Вы с Кондратюком на «Что? Где? Когда?» познакомились?

— Да. Причем я точно знаю дату, когда начались наши отношения, потому что у нас было почти романтическое свидание. 7 или 8 марта 1986 года после съемок «Что? Где? Когда?» мы возвращались в гостиницу «Останкино», которую тогда для приезжих членов клуба бронировала молодежная редакция. Решили прогуляться и три часа ходили по мокрому снегу, разговаривали о жизни.

А с Капустиным мы встретились, когда я после окончания Донецкого университета преподавал химию в Ждановском металлургическом институте (в 1948-1989 годах Мариуполь назывался Жданов. — Прим. «ТН»). Я там проработал пару лет, когда к нам на кафедру научным сотрудником пришел сын легендарного Евгения

Александровича Капустина, бывшего ректора института. И люди шептались: «Сын самого Капустина». И все хотели с ним познакомиться. А я про себя думал: с одной стороны, кто я такой, чтобы идти знакомиться с носителем знаменитой фамилии? А с другой — ну кто он такой, чтобы я шел с ним знакомиться? Сам-то он ничего выдающегося еще не сделал. Леша сидел в своей лаборатории в одном конце коридора, я на кафедре в другом конце, и мы, хоть и сталкивались на кафедральных вечеринках, официально познакомились года через полтора — и как только это произошло, тут же начали дружить. И после моей первой игры, в 1989 году, я сразу предложил Капустину: «Давай я поговорю насчет тебя, будешь играть в моей команде». Но он категорически отказался. Долго я его уговаривал…

А потом Лешка засобирался в Москву. Там прошли его студенческие годы. Он окончил МХТИ имени Менделеева, потом учился там же в аспирантуре и докторантуре. И после столицы ему было в Мариуполе совсем тоскливо. Я переживал: Капустин уедет в Москву, и я останусь один. Школьные друзья растерялись, университетских здесь нет… В результате я уже 20 лет живу в Москве, а Капустин все еще в Мариуполе.

— Почему?

— Леша большой, серьезный ученый, величина в мире гетерогенного катализа. Но его главная мечта — во­зиться на своей даче под Мариуполем, выращивать 30 сортов винограда и заносить в компьютер, какой сорт в каком

году был посажен и сколько килограммов собрали. Еще он любит сидеть на втором этаже, на веранде с видом на море, и писать научную статью, а потом для разминки переключиться и набросать вопросы для «Брэйн ринга». Его не переставая зовут преподавать в университеты в Англию, в США. Он бы там, читая по 16 лекций, спокойно получал $150-200 тыс. в год. Но там, за океаном, нет его дачи с виноградом и прочими помидорами. Капустин строго говорит на кафедре, которой руководит: «Кто не приедет ко мне на дачу и не заберет ведро помидоров, уволю». И периодически коллектив кафедры, благо он там сейчас небольшой — человек 12, выезжает к нему на дачу. Лешка даже не требует, чтобы сотрудники, например, картошку выкапывали, подчеркивает: «Я ее сам выкопаю — только увозите». Урожаи бешеные, девать некуда, а если будет пропадать, жалко.

— А когда вы попали в круг друзей Друзей?

— Мы с Сашей начали чудесно общаться, после того как «Что? Где? Когда?» переехала в домик в Нескучном саду. С Сашкой легко дружить. Он совершенно не обидчивый, и поэтому, если мне в нем что-то не нравится, я могу ему смело это сказать в глаза, не опасаясь, что мы рассоримся на 25-м году совместной жизни. И он, когда считает, что я неправ, тоже может мне прямо сказать, что думает. Я его часто критикую за его отношение к молодым командам. Потому что для Друзя любая молодая команда — отстой, если не он ее взрастил.

— А у него какие к вам претензии?

— Он, конечно, все эти годы думает, что я попал в «Что? Где? Когда?» случайно. Я у него перевернул представление о том, каким может быть знаток и капитан. Например, Друзь сообщает: «Я новый вопрос придумал. Рассказать?» — «Ну давай». Он озвучивает вопрос, я молчу. Он: «Ну?» — «Что «ну?» — «Красивый

вопрос?» Я говорю: «Не знаю. Ответ скажи». Он заводится: «Это ты ответ скажи!» Я тоже начинаю закипать: «Да я не знаю ответа. Ты мне задай вопрос, назови ответ — и я тебе смогу сказать, красивый вопрос или нет». А Друзь не может понять, как это знаток, услышав вопрос, не включается моментально в обдумывание ответа! Сам Сашка готов бесконечно делать две вещи: рассказывать анекдоты и отвечать на вопросы. А я совершенно не комплексую из-за того, что есть вещи, которых я не знаю. Еще в свое время поразился, когда прозвучал вопрос про картину «Тайная вечеря», написанную Ге, а я в прямом эфире спокойно спросил у Кравченко и Медведковой: «А кто такой Ге?» Ворошилов решил, что я его разыгрываю, притворяюсь кретином. А я правда не думаю, что человек должен быть ходячей энциклопедией. Но Друзь считает ровно наоборот. Было дело, я гостил у него в Питере, мы ехали по набережной Фонтанки, и я спросил: «Где тут квартира, в которой умер Пушкин?» Сашка так крутанул руль, что мы чуть в реку не упали. У него был шок: его друг, знаток, забыл, что Пушкин умер в квартире на Мойке!!! Или спутал Мойку с Фонтанкой!!! Прости, Саша, что занимаюсь твоим психоанализом дистанционно. Но думаю, что у него в голове не укладывается, как это человек может не знать элементарных вещей, не отвечать на вопросы в режиме нон-стоп и при этом он — великий капитан «Что? Где? Когда?». Уверен, что другие игроки пребывают в таком же недоумении.

— Наверное, многие знатоки хотели работать в «Что? Где? Когда?», но Владимир Ворошилов позвал именно вас. Как это произошло?

— В 1988 году Владимиру Яковлевичу Ворошилову с Наталией Ивановной Стеценко пришла в голову мысль создать Международную ассоциацию клубов «Что? Где? Когда?». Я предложил провести это мероприятие в Мариуполе, собрал с рекламодателей невероятную сумму — 500 тыс. советских рублей! И в 1989 году Ворошилов пригласил меня работать в Москву. Я год отказывался. Правда, коллегам на кафедре рассказывал, что

меня, мол, Ворошилов зовет в Москву работать. На их месте я думал бы, что Козлов сильно врет. Ну не может быть такого, чтобы человека звали работать в Москву, на телевидение, в «Что? Где? Когда?», а он отказывался. Но я и тогда был очень консервативен. Преподавал в институте — в те времена это само по себе считалось круто. Кроме того, я был популярным в городе репетитором по химии и начал прекрасно зарабатывать: мои ученики отлично поступали в медицинские вузы, где химия была профильным предметом. После первых двух лет работы на ниве репетиторства я вынужден был многим отказывать, потому что физически не успевал заниматься со всеми желающими. Хотелось ведь не только зарабатывать деньги, но и успевать их тратить. Мне нравилось бывать в Москве, и я мог себе позволить ездить туда столько, сколько захочется. А в Мариуполе мама рядом, квартирка своя…

— Когда же случился переломный момент?

— В мае 1990 года затеяли первый «Брэйн ринг». Я вместе с моей коллегой по университету Аленой Безвиненко поехал потусоваться и заодно помочь съемочной группе. Когда она собралась уезжать домой, я попросил: «Аленочка, передай, пожалуйста, на работу заявление об увольнении». За десять дней, что шли съемки, я немножко отвык от дома, но умом понимал, что если уеду обратно в Мариуполь, то едва ли соглашусь вернуться. Записку руководителю и сейчас помню наизусть: «Дорогой Валерий Георгиевич, в жизни бывают обстоятельства, при которых, если не примешь решение, то потом всю жизнь будешь жалеть. Сейчас у меня такое обстоятельство. Я вас очень прошу, пожалуйста, не препятствуйте тому, чтобы я уволился». А это же 1990 год —

было не так легко перей­ти с одного места работы на другое. Но ничего, со всем справился. В Москве мне не хотелось снимать квартиру, поэтому я два года жил в гостинице «Будапешт». Гостиница стоила 2 рубля 60 копеек в сутки. За месяц набегало рублей 90 — вроде бы и недешево, но, как ни парадоксально, это было несколько выгоднее, чем снимать приличную однокомнатную квартиру в центре. К тому же одинокому мужчине жить в гостинице легко и приятно: все приберут, рубашки горничная за умеренное вознаграждение постирает, на втором этаже буфет, мало буфета — на Тверской, напротив Телеграфа, тетки запеченной курицей торгуют. Правда, были и неудобства, ведь по советским правилам человек не мог жить в гостинице дольше месяца подряд. Поэтому приходилось один месяц жить под своей фамилией, а другой под фамилией моего приятеля Димы Кошкина. Меня уже все знали и спокойно относились к тому, что я превращался из Козлова в Кошкина. Мне так замечательно жилось в «Будапеште», что, когда я купил квартиру, сделал там ремонт и обставил все мебелью, месяц не съезжал из любимого номера.

— В гостинице вам жилось чудесно, а как работалось в «Что? Где? Когда?»?

— Первые годы мы ругались с Ворошиловым ужасно. Два раза у нас были такие затяжные ссоры, что потом по полгода друг с другом вообще не разговаривали и передавали записки через сотрудников. Я регулярно писал заявления об уходе, причем из-за чего кипели страсти роковые, даже объяснить не могу. Когда смотрел сериал «Доктор Хаус», все время думал: кто им рассказал про нашу работу с Ворошиловым?! Откуда они узнали? Видимо, гении, как счастливые семьи, похожи друг на друга. Года через четыре совместной работы я сравнивал Владимира Яковлевича с другим гением — с Феллини. Кому-то в разговоре хорошо сформулировал: «Я работаю с Феллини, и какая разница, какой у него характер. Про Феллини все равно будет написана статья в энциклопедии, а я буду знать, что с ним работал». Как-то мы вы­шли из офиса на Большой Дорогомиловской погулять во дворик, и вдруг Ворошилов спросил: «А сколько тебе лет?» Отвечаю: «Тридцать». Он удивился: «А что ж я с тобой так серьезно разговариваю?» Но если он не хотел воспринимать человека всерьез или не хотел, чтобы он у него работал, тот быстро увольнялся. Так что у нас были обычные производственные споры — с поправкой на его гениальность и невыносимость. С годами мы притерлись, хотя ругались до последнего. Может быть, только на нашей последней встрече, в феврале 2001 года, он ни разу не повысил голоса — был уставшим и каким-то умиротворенным.

— Есть ли в клубе знаток, который переживает на играх сильнее, чем вы?

— Не знаю, как это можно измерить. Я же тоже по-разному переживал победы и поражения в разные моменты жизни.

— Но один раз у вас из-за поражения был микроинсульт!

— Ну, это же не потому, что я сильно переживал. Когда закончилась игра, последнее слово оказалось за Гришей Гусельниковым, которого Борис Крюк спросил, признавать ответ команды или нет. А Гриша взял и сказал, что не признавать. Игра закончилась, я встал и хорошенько наорал на Гришу. У меня высокое давление, и, видимо, когда я орал, оно подскочило сверх всякой меры, и в эту секунду один маленький сосудик не выдержал. Я же не потерял сознание, и лишь через день стало понятно, что у меня микроинсульт. Мне просто было трудно глотать. Потом врачи объяснили, что это бульбарный синдром — один из признаков инсульта в определенной части коры головного мозга. Мы уехали на дачу, я себя очень плохо чувствовал. Вызвали скорую. Врачи посчитали, что у меня гипертонический криз, сделали какой-то укол и уехали. На следующий день я притащился с дачи в Москву — надо было снимать «Культурную революцию». Но самочувствие было настолько отвратительным, что первый и последний раз пропустил съемки и остался дома. Вызвали невропатолога, а он говорит: «Батенька, давайте срочненько в больницу — у вас инсульт». Между прочим, с моим темпераментом я точно так же мог бы и в другом месте заорать. Да хотя бы во время футбола. Адреналин мог зашкалить из-за голевого момента.

— Не пытались после этого работать над характером, учиться помягче реагировать на раздражители?

— Нет. Разве что после того случая десятилетней давности как заводной два раза в день пью свои таблеточки от гипертонии. И вечером, когда смотрю телевизор, обязательно померяю давление, увижу, что у меня 120-130 на 70 или на 85, и буду счастлив. Я понял, что за артериальным давлением надо следить, потому что если микроинсульт — это так противно, то что говорить об инсульте? Я пролежал в больнице две недели. У меня, слава Богу, не отнимались ни руки, ни ноги, я не заикался, лицо не перекашивалось. Но в целом мне было ужасно плохо — даже не объяснишь почему.

Хотя у нас были люди, которые получали на «Что? Где? Когда?» и физические увечья. В начале 2000-х годов планировалась игра с «шестеркой» политиков и общественных деятелей, среди которых были Анатолий Чубайс, Ирина Хакамада, Авдотья Смирнова… Они ходили к нам в офис и тренировались до седьмого пота! Я видел на тренировках, как процесс рождения новых знаний их потрясал: мол, ты смотри, никто из нас этого не знал, а оно у нас за минуту родилось. Счастье и удивление! Но мы могли бы остаться и без руководителя всей наноотрасли… Офис у нас в подвале, и в кабинете очень низкая дверь. А Чубайс высокий. И входя, он сильно стукнулся головой. После этого я над дверью повесил знак «Стоп!».


А пару лет назад пострадал Максим Поташев. Павильон, где проходят игры, расположен в Нескучном саду. Там ничего нельзя строить, но в начале 1990-х Ворошилов получил разрешение «уйти под землю». Для нас построили подвальное помещение, где и по сей день сконцентрирована жизнь телекомпании, находится наша монтажная студия. И как-то накануне очередной игры Поташев, уже в смокинге, торопливо спускался по узкой крутой лестнице, споткнулся и сломал руку! Его сразу повезли в ближайший травмпункт. Ну кто поздним вечером в выходной день сидит в очереди в травмпунктах? В основном поддатые люди в помятой грязной одежде. А тут эффектно появляется наш Макс в белоснежной рубашке и смокинге! Я знаю об этом со слов Поташева. И живо представляю себе всю картину.

— Да, когда-то знатоки играли в свитерах, а сейчас «Что? Где? Когда?» ассоциируется с черными вечерними платьями дам и смокингами джентльменов.

— Когда мы решили играть в павиль­оне в Нескучном саду, стало понятно, что антураж этого помещения обязывает ввести определенный дресс-код. Так родилась идея одеть знатоков в клубные пиджаки. А где в 1990 году их, интересно, взять? Для начала мы с Димой Кошкиным, под чьим именем я жил в «Будапеште», поехали на какую-то ярмарку и закупили там синее сукно. К тому времени в Москву переехала моя бывшая коллега Алена Безвиненко — та самая, которая передавала на кафедру мое заявление об уходе. Она и во второй раз меня выручила. У Алены оказалась знакомая, папа которой был генерал-полковником и обслуживался в ателье КГБ на Большой Грузинской улице. А там работал великолепный закройщик! Мы к нему пришли с невероятной задачей: за месяц пошить 25 пиджаков. Играло четыре команды по шесть человек, плюс еще один пиджак про запас. Портной рыдал и причитал: «Вы ничего не понимаете! Эта задача невыполнима!»

— «Посмотрите на этот мир и посмотрите на мои пиджаки».

— Вот именно. Я с тех пор знаю, сколько времени нужно просыхать наклеенному плечу на пиджаке, чтобы оно держало форму. Но, надо мастеру отдать должное, он справился. Следующая история про пиджаки еще круче. И связана она с правилом, которое родилось на играх в Нескучном саду: проигравшая команда покидает клуб навсегда. Едва мы его придумали, возник резонный вопрос: а Друзь? Ну и Друзь навсегда. Но это же плохо для программы? Плохо. И тут мне представляется редкий случай смело заявить, что кое-что для программы придумал я. Потому что именно мне пришла в голову идея сделать «бессмертных» знатоков. Мы сидели, обсуждали проблему под названием «уход Друзя», и тут меня осенило: «Есть же Французская академия, члены которой — 40 «бессмертных» — избираются пожизненно. Вот и надо сделать «бессмертных» игроков «Что? Где? Когда?». Кто получил «Хрустальную сову», становится «бессмертным». И если его команда проигрывает, все остальные члены команды выбывают, а он остается в клубе». Идея сначала показалась странной — какие-то «бессмертные»… А потом это слово даже вошло в эфир. Затем встал вопрос: а как их выделить, этих «бессмертных»? И мы решили их одеть в красные пиджаки. Как обычно на телевидении, они были нужны еще вчера, то есть срочно — оставалось пару недель до очередной серии игр. Дима Кошкин сел обзванивать разные представительства зарубежных фирм, поставлявших одежду, и нашел одну пакистанскую фирму в «Совинцентре». Мы туда приезжаем, и я глазам своим не верю: руководитель представительства — мой бывший студент из Мариуполя! К счастью, я ему ставил пятерки, а не двойки, и поэтому шесть первых красных пиджаков из Пакистана мы получили через неделю. Забавно, что стоило нашим «бессмертным» засветиться в эфире, как где-то через полгода в такие же красные пиджаки переоделась вся братва. Но законодателями моды определенно были знатоки!

Родился: 25 декабря 1960 года в самолете, летевшем из Берлина в Москву. Но местом рождения записали г. Луганск (Украинская ССР), где жила его семья

Семья: сестра — Галина, менеджер в крупной туристической компании; брат — Александр, администратор на телевидении

Образование: окончил химфак Донецкого государственного университета

Карьера: был принят в клуб «Что? Где? Когда?» в 1986 году. Первую игру на телевидении сыграл в 1989 году, с тех пор играет только в качестве капитана команды. С 1990 года по приглашению создателя «Что? Где? Когда?» Владимира Ворошилова работает в производящей программу телекомпании «Игра-ТВ». В начале 1990-х годов стал ее генеральным продюсером. В 1992, 1994 и 2008 годах становился обладателем приза «Хрустальная сова». С 1991 года ведет программу «Брэйн ринг». Режиссер-постановщик программ «Любовь с первого взгляда», «Культурная революция», «Жизнь прекрасна», «Брэйн ринг»

А 4 сентября эта отечественная телеигра, лицензию на которую покупают даже за рубежом, отметила свое 35-летие. В нынешних играх примут участие четыре команды: Алексея Блинова, Михаила Барщевского, Елены Потаниной и Виктора Сиднева.

Как же сложились судьбы самых известных знатоков?

Нурали Латыпов

Недавно представил в Москве свою книгу "Путеводитель по извилинам. Тренинг интеллекта". Известен как журналист, политический и научный консультант. И - игрок команды Андрея Каморина, обладатель первой в истории клуба Хрустальной совы.

Окончил Ростовский госууниверситет (биологический и физический факультеты), аспирантуру кафедры философии естественных наук МГУ. Работал политобозревателем ЦК ВЛКСМ, советником главы правительства РФ, вице-президентом Банка Москвы, советником мэра Москвы по вопросам инновационных технологий. Лауреат литературной премии "Золотой теленок", 12-кратный обладатель Гран-при международных выставок карикатур. Автор изобретений в области электронных коммуникаций.

Александр Друзь

В "ЧГК" - с 1981 года. Пятикратный обладатель Хрустальной совы (1990, 1992, 1995, 2000 и 2006). В финале зимней серии 1995 года удостоен почетного звания Магистра, награжден Большой хрустальной совой и орденом "Бриллиантовая звезда" как лучший игрок за 20 лет существования клуба.

По образованию - инженер-системотехник, с отличием окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. Всего провел 65 игр, 39 из них выиграл. В клубе его называют Великим комбинатором. Дочери Александра - Инна и Марина - также играют в клубе. Обе получили по Хрустальной сове.

Лидер команды "Трансфера" по спортивному "Что? Где? Когда?", которая девять раз завоевывала Кубок губернатора Санкт-Петербурга и стала победителем 1-го Чемпионата мира в 2002 г. Становился чемпионом телеверсии игры "Брейн-ринг" в 1990, 1991 и 1994 гг. Дважды побеждал на передаче "Своя игра" (1995 и 2003 гг). Сегодня руководит программой Телеканала "СТО" (Санкт-Петербург).

Александр Бялко

В клубе -с 1979 г. Первый обладатель уникальной награды клуба - "Знака совы". Окончил МИФИ, кандидат физико-математических наук. В 1984 г. окончил институт журналистики при журфаке МГУ. А вот МИИнЯз им. Тореза так и не окончил. Тем не менее преподавал в МИФИ, в 1999-2003 гг. работал замдиректора компании "Бренер" (автокосметика и автомобильные услуги). С 2003 г. - замдиректора по науке опытного химико-металлургического завода "Гиредмета" в Подольске.

В 2008-2009 гг. был деканом Академии труда и соцотношений. В 2006-2007 гг. вел передачу "Бялко-шоу" на радио "Культура", которая в 2007 году была номинирована на звание лучшей радиопрограммы России и вошла в призовую тройку. Участник третьего сезона шоу "Последний герой". Имеет 40 научных работ в области ядерной физики и теории информации. Автор пяти художественных и научно-популярных книг, в том числе "Происхождение человечества".

Борис Бурда

Эрудит-одессит выпускает свою 12-ю книгу "Происхождение тютельки" (не путать тютельку с тюлечкой). Игроком клуба "ЧГК" (так сокращенно называют игру "Что? Где? Когда?" ее участники) стал в 1990 г. Обладатель Хрустальной (трижды) и Бриллиантовой сов.

Окончил Одесский политех, теплоэнергетический факультет. Автор ряда книг по кулинарии. В газете "Собеседник" ведет кулинарную рубрику. Его программа "Вкусно" долгое время идет на украинском и белорусском ТВ. Еще известен как автор и исполнитель бардовской песни. Также снимает сюжеты для программы "Хочу знать" с Михаилом Ширвиндтом (Первый канал). Публикует в журнале Story очерки об исторических личностях.

Федор Двинятин

Первую игру в "ЧГК" сыграл в команде Алексея Блинова в 1990 г. Обладатель четырех "Хрустальных сов" (в 1991, 1994, 2000 и 2002 гг). В 2002 г. стал чемпионом мира по спортивному "Что? Где? Когда?" в составе команды Александра Друзя. Его именем названа команда КВН из подмосковного Ступино.

Окончил филфак Санкт-Петербургского Госуниверситета, филолог-русист, кандидат филологических наук. Доцент кафедры русского языка СПбГУ, а также Канадского колледжа СПбГУ. Специалист по русской литературе XI-XIV и XIX-XX веков. Автор ряда научных публикаций. Ведет культурологическую программу "Альфа, бета, гамма, дельта..." на "Радио России".

Андрей Каморин

Активно играл в Клубе с 1978 по 1986 гг. Обладатель звания "Лучший капитан Клуба".

В 1981 году окончил факультет международной журналистики МГИМО. Журналист-международник, 15 лет работал собкором "Известий" в разных странах. В 1996 - 1997 гг. - задиректора Дирекции программ Телекомпании НТВ по зарубежному вещанию. В 1998 - 2001 гг. - исполнительный директор, а также продюсер-координатор и главный консультант компании "НТВ-Кино".

С 2001 г. - гендиректор ООО "Новый русский сериал", где продюсировал телесериалы "Улицы разбитых фонарей", "Тайны следствия", "Агент национальной безопасности", "Дети Арбата", "Таксистка", "Ментовские войны", "Аэропорт" и др. С 2006 г. - гендиректор ООО "Форвард-фильм", продюсер и сопродюсер сериалов "Катерина", "Защита Красина", "Расписание судеб", "Спецгруппа", "Ментовские войны-3", "Паутина", "Мент в законе", "Дорожный патруль".

Член Союза журналистов и гильдии продюсеров РФ, Академии российского телевидения. Награжден дипломом 5-го Международного Телекинофорума "Вместе" "За вклад в развитие телевизионного художественного искусства" (2004 г).

Никита Шангин

В "ЧГК" - с 1981 г. Обладатель Хрустальной совы. В 1976 г. окончил Московский архитектурный институт. Работал в "Моспроекте", занимался реставрацией исторической застройки Замоскворечья. Сегодня - главный архитектор проектов в архитектурной мастерской "Курортпроекта".

Член Союза архитекторов, Почетный архитектор Госстроя. Среди осуществленных проектов - мемориальный комплекс "Катынь", отмеченный как лучший российский ландшафтный проект 1999 г. Автор проекта реконструкции Большого театра, памятника телеведущему Владимиру Ворошилову на Ваганьковском кладбище.

Андрей Козлов

Стал игроком "ЧГК" в 1986 г. Обладатель Бриллиантовой (2008 г.) и Хрустальной сов (1992, 1994, 2008 годы), магистр игры, обладатель звания "Лучший капитан клуба". Окончил химфак Донецкого госуниверситета, преподавал в Ждановском (ныне Мариупольском) металлургическом институте.

С 1990 года - на ТВ в Москве. Режиссер-постановщик телепрограмм "Брэйн ринг", "Программа передач", "Как потратить миллион", "Культурная революция", "Песни XX века", "Жизнь прекрасна", ведущий программы "Брейн ринг", генпродюсер телекомпании "Игра-ТВ".

(При подготовке материала использованы материалы информагентства "РИА Новости" и открытых источников)

4 сентября исполняется 35 лет со зня выхода первой передачи "Что? Где? Когда?". Эта интеллектуальная телеигра сделала известными многих жителей России и стран СНГ.

Александр Друзь играет в "Что? Где? Когда?" с 1981 г. По образованию инженер-системотехник, с отличием окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта.

Пятикратный обладатель приза "Хрустальная Сова" (1990, 1992, 1995, 2000 и 2006).

В финальной игре зимней серии 1995 г. Александр Друзь был удостоен почетного звания Магистра игры "Что? Где? Когда?", награжден "Большой хрустальной совой" и орденом "Бриллиантовая звезда" как лучший игрок за все 20 лет существования элитарного клуба.

С 1998 по 2001 гг. работал в компании "НТВ-Кино" исполнительным директором, а также выполнял функции продюсера-координатора и главного консультанта.

В 2001 г. стал генеральным директором ООО "Новый русский сериал". Здесь он до 2006 г. продюсировал такие телесериалы, как "Улицы разбитых фонарей", "Тайны следствия", "Агент национальной безопасности", "Дети Арбата", "Таксистка", "Ментовские войны", "Аэропорт" и др.

С 2006 г. и по настоящее время - генеральный директор ООО "Форвард-фильм" , продюсер и сопродюсер сериалов "Катерина", "Защита Красина", "Расписание судеб", "Спецгруппа", "Ментовские войны-3", "Паутина", "Мент в законе", "Дорожный патруль". Член Союза журналистов России, член гильдии продюсеров России, член Академии Российского телевидения.

Автор памятника телеведущему Владимиру Ворошилову на Ваганьковском кладбище.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Он играет в «Что? Где? Когда?» с 1986 года и за это время смог стать как настоящим символом интеллектуального клуба. Андрей рассказал о своей жизни вне игры.

Андрей Козлов.

Геннадий Авраменко

— Андрей Анатольевич, когда у человека возникает проблема, он, как правило, говорит: «Нужно обратиться к знатоку, к специалисту». В вашем случае понятие «знаток» не ограничивается конкретной областью. То есть вы специалист абсолютно по всем вопросам?
— Это общее заблуждение, что знатоки — люди, которые много знают. Знаток — прежде всего человек, который умеет много думать. Широкая публика не проводит границ между знаниями и умением думать, а это далеко не связанные, во всяком случае напрямую, вещи. Умение думать дается человеку от рождения, а знания приобретаются в течение всей жизни. Дальше начинается интересный процесс, когда новые знания способны улучшить умение человека думать. Я же в своей прошлой жизни, до 30 лет, был преподавателем. Я рано закончил университет, в 21 год, и до 30 лет работал по распределению в Ждановском металлургическом институте, который сейчас называется университетом. Я химик, а многие мои студенты-энергетики интересовались: «Зачем нам химия?» И тогда я вывел для себя формулу: чтобы поднять штангу, нужно развивать мышцы, а чтобы быть инженером, нужно развивать голову. Мышца под названием «мозг» привыкает трудиться, когда у тебя есть не только умение получать новые знания, но и умение их находить. Умение находить новые знания — это и есть умение думать. Ведь что такое минута обсуждения в «Что? Где? Когда?»? Это умение коллективно думать. И в течение этой минуты мы наблюдаем коллективный процесс думания, зарождения нового знания: от полного непонимания, о чем нас спрашивают, до нахождения ответа. Вот Владимир Яковлевич Ворошилов придумал, как это показать телезрителям.
— Если умение логически размышлять стало вашим стилем жизни, используете ли вы его вне игры?
— Я не открою большого секрета, если скажу, что думать вообще полезно. (Смеется.) Но для меня «Что? Где? Когда?» — не только умение думать. В короткий промежуток времени шесть человек должны отбросить свои амбиции, кроме одной единственной: найти правильный ответ на тот вопрос, который им задал ведущий, телезрители, а вообще — поставила жизнь. Например, хорошо известна теория Юнга о коллективном бессознательном. И я вдруг не так давно понял, что в лучших минутах, сыгранных мною в «Что? Где? Когда?», становлюсь живым свидетелем существования этого коллективного бессознательного, которое потом вербализируется. Конечно, ты после этого начинаешь ощущать себя в мире гораздо осознаннее, имея всего-навсего опыт отвечания на вопросы в «Что? Где? Когда?».
— Для того чтобы посвятить всю жизнь игре, с большой буквы, нужно быть человеком и увлеченным, и умным, и азартным, и преданным. Что для вас первостепенно из этих качеств?
— Во-первых, у меня даже язык не повернется назвать себя умным человеком. Мне хочется про себя думать, что я умный. Но я скорее выражусь так: люди говорят, что я не дурак. (Смеется.) Во-вторых, здесь очень важно, что все эти годы я слежу за тем, чтобы игра не была главной целью моей жизни. Например, в этом сезоне, который только что закончился на ТВ, я принял решение, что не буду играть. Наверное, еще и потому, чтобы немножко отодвинуть для себя эту привычку. А далее любое из этих слов: и азарт, и преданность, и интеллект — имеет не только положительную коннотацию. Все хорошо в меру, и страсти свои, в общем-то, нужно сдерживать. Нельзя все время жить на высокой ноте. Так что игра «Что? Где? Когда?» — это очень важная часть моей жизни, но делать из этого культ… Нет, это еще далеко не все.


— Отчасти поэтому вы приняли решение не играть в этом сезоне, но вы же присутствуете на каждой игре. Вы же делаете это не потому, что являетесь президентом ассоциации клубов «Что? Где? Когда?», а потому, что и сами этого хотите.
— Да, недавно мои коллеги избрали меня президентом международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?». Но я же еще и магистр клуба. И, как магистр, я для себя определил некоторые обязательства. Вот в этот раз так сложилось, что мне нужно было отвезти на серьезную операцию мою тетю, маму Галю. Это мамина сестра (я потерял маму этой осенью). И я подобрал дату поездки так, чтобы отвезти маму Галю, оставить ее в больнице и сразу же уехать на игру. Это не от того, что без меня все рухнет. Просто я ощущаю за собой определенную ответственность. Вообще, находясь в клубе с 1986 года, я пропустил всего одну игру, и то — по болезни.
— Вы никогда не скрывали, что испытываете сильное нервное напряжение, когда играет ваша команда. Когда вы наблюдаете за игрой как зритель, вы волнуетесь так же?
— Я довольно часто провожу аналогию между «Что? Где? Когда?» и футболом. Бывает, играет твой любимый клуб, но игра оставляет тебя равнодушным. А иногда игра обычной футбольной команды заставляет тебя не просто болеть, а орать в какие-то моменты. Понятно, что если играет команда, в составе которой — Саша Друзь, или Макс Поташев, или Леша Блинов, или Лена Орлова, или Балаш Касумов — люди, с которыми меня связывает долгая совместная жизнь в «Что? Где? Когда?», то я прихожу на игру настроенный на боление гораздо больше, чем когда играют новички. А с новичками просто происходит: если они меня чем-то удивят в первые пять-десять минут своей игры, тогда я начинаю болеть по-настоящему. Еще более фантастический случай — когда я в глубине души начинаю болеть даже за телезрителей. (Смеется.) Если говорить про крайнюю степень, то однажды моя игра закончилась микроинсультом. А бывает, и сам не понимаешь, почему ты, простите за физиологию, даже не вспотел.
— Как получилось, что вы в свое время не просто прошли отбор, чтобы играть в клубе в качестве знатока, но и остались в нем работать как продюсер?
— Я попал в клуб в 1986 году, это было начало перестройки в Советском Союзе. Тогда Владимир Яковлевич Ворошилов и Наталия Ивановна Стеценко приняли решение создать организацию игроков, играющих в «Что? Где? Когда?» по всему миру. И я им предложил взять организационную часть этого мероприятия у себя в Жданове на себя. Мы провели фантастическую церемонию открытия, ее показали по ЦТ, и после этого конгресса Ворошилов и Стеценко стали предлагать мне переехать в Москву и работать у них по-тогдашнему — директором, по сегодняшнему — продюсером. Где-то раз в месяц Владимир Яковлевич мне звонил и говорил: «Приезжай, мы тебя ждем». В мае 1990 года, когда уже было принято решение снимать «Брэйн-ринг», я приехал им помочь в организации съемок. Это как раз были майские праздники. И, оставшись в Москве на десять дней, я так вошел в этот ритм, что мне уже не захотелось возвращаться в Мариуполь. Я понял, что если мне предложат остаться, я соглашусь. Конечно, играть мне нравится гораздо больше, чем быть продюсером. И в связи с этим у нас выработался некий кодекс. Например, если я захожу в комнату, где находятся редакторы, которые занимаются вопросами, я громко говорю: «Здесь Козлов». Так я говорю уже на протяжении 20 лет, чтобы даже случайно не услышать какой-нибудь из вопросов, который будет участвовать в игре. В мае будет 24 года, как я работаю в клубе, и если оглянуться назад, то все они пролетели как один день.

Анастасия Шутова – участница телевизионной интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?». Она гармонично вошла в команду Андрея Супрановича и неустанно радует своих поклонников не только безупречной игрой, но и бурной личной жизнью.

Биография

О биографии Анастасии Шутовой, участницы «Что? Где? Когда?», известно немного. Родилась она 23 октября 1986 года в городе Коломна. Здесь, она с золотой медалью окончила гимназию №8, а после, вступила в Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики.

Интерес к игре у Анастасии появился еще в школьные годы. Будучи ученицей девятого класса, она участвовала в городском турнире одноименной игры, где, вместе с командой, заняла третье место. Увлечение игрой продолжилось и после вступления в университет. Там, она вместе с бывшим одноклассником, собрала новую команду, а на втором курсе, Анастасия стала участницей сборной команды ВУЗа.

Являясь фанатом интеллектуальной игры, Анастасия задается целью попасть в элитарный клуб знатоков. Ради этого, она соглашается пройти длительный и строгий отбор, в котором ей придется обойти около сотни соперников.

Целеустремленность, начитанность и высокая эрудированность, приносят свои плоды и с 2011 года, Анастасия Шутова становиться полноправным игроком интеллектуального казино и членом команды Андрея Супрановича.

Анастасия Шутова на шоу «Что? Где? Когда?»

По словам самой Шутовой, к играм она специально не готовится, но часто просматривает новостные сводки или документальные научные телефильмы.Не каждая встреча ее команды с телезрителями проходит удачно, но Анастасия не отчаивается, постепенно раскрывая собственный потенциал.

Участие в команде интеллектуального клуба, воспринимается нею, как возможность показать свои способности, потренировать ум, получить новые знания, накопить ни с чем несравнимый опыт и, естественно, ближе познакомиться с одаренными людьми.

Личная жизнь

Личная жизнь Анастасии Шутовой ни для кого не является секретом. Играя в клубе знатоков «Что? Где? Когда?», она познакомилась с Ильей Новиковым, и между молодым успешным юристом и юной интеллектуалкой, завязались романтические отношения. Пара недолгое время встречалась, и в 2013 году, Илья сделал Анастасии предложение руки и сердца.

Свадебная церемония состоялась в июле этого же года. Молодые люди отправились в двенадцатидневное путешествие на Северный полюс, во время которого, капитан атомного ледокола «50 лет Победы», провел церемонию бракосочетания.

Несмотря на жаркий июль, температура на Северном полюсе, была ниже минус пяти градусов по Цельсию. В связи с этим, новобрачные выбрали более подходящую одежду для свадьбы – зимние пуховики. Однако, не обошлось без обязательного элемента гардероба невесты – фаты. Свидетелями такого важного, для молодых людей, мероприятия стали более, чем 150 человек.

Несмотря на красивую, креативную, непохожую на других, церемонию, она не имела законной силы. Именно по этой причине, вернувшись из путешествия, пара провела регистрацию в одном из ЗАГСов, полноценно узаконив свои взаимоотношения. К сожалению, отправиться в долгожданный медовый месяц, у молодоженов не получилось, ввиду большой загруженности пары.

Однако, их супружеская жизнь продлилась всего два года, и в 2015 году они расторгли брак. У многих телезрителей, их расставание вызвало недоумение, ведь пара часто появлялась вместе на публике и на червоточину в супружеской жизни, не было даже намека.

Бывшие муж и жена, не дают информации о причине их расставания, поэтому поклонникам двух незаурядных личностей, остается только догадываться, что послужило поводом к разводу.

Впрочем, харизматичная красавица, недолго пребывала в гордом одиночестве. В личной жизни знатока Анастасии Шутовой, снова появился мужчина. На сей раз, ее избранником стал участник элитарного клуба знатоков «Что? Где? Когда?», уроженец Еревана, Ким Галачян, играющий в составе команды Белозерова.

Молодому человеку давно нравилась Анастасия, но ее роман с Новиковым, окончившийся свадьбой, не позволял Киму открыто говорить о собственных чувствах. После того, как брак юной интеллектуалки распался, Галачян решил взять судьбу в свои руки и начал ухаживать за Анастасией.

Молодому человеку удалось достаточно быстро добиться расположения красавицы и завоевать ее сердце. В октябре 2016 года, состоялась их свадьба. Молодожены выглядят абсолютно счастливыми и безумно влюбленными, что не мешает им показывать высокие результаты на интеллектуальных играх в клубе «Что? Где? Когда?», который объединил их сердца.

В настоящее время, знаток Анастасия Шутова является полноправным членом элитарного, интеллектуального казино и счастливой женой. О своей семейной жизни супруги умалчивают, предпочитая не впускать в нее посторонних людей, особенно журналистов.