Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольного учреждения, как условие повышения качества образования

Харитонова Ирина Ивановна
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 79 «Мальчиш-Кибальчиш»
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2018-01-23 «Внедрение инновационных педагогических технологий в образовательный процесс» Харитонова Ирина Ивановна Работа посвящена вопросам обновления в дошкольной образовательной организации, используемых в настоящее время понятий, характеризующих инновационные процессы в системе дошкольного образования.

Просмотреть свитедельство о публикации

«Внедрение инновационных педагогических технологий в образовательный процесс»

Внедрение инновационных педагогических технологий в образовательный процесс с целью повышения качества образования и воспитания в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 79 «Мальчиш-Кибальчиш» комбинированного вида.

АННОТАЦИЯ. Работа посвящена вопросам обновления в дошкольной образовательной организации, используемых в настоящее время понятий, характеризующих инновационные процессы в системе дошкольного образования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Инновации, инновационное пространство, инновационное образовательное учреждение.

Сложивша­яся в стране соци­ально-экономиче­ская ситуация тре­бует пересмотра управленческих позиций, поиска оптимальных ва­риантов не только для сохранения образовательной организации, но и для его успешного функционирования и развития.

В.п.1. статьи 20 — Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сформулировано: экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учётом основных направлений социально-экономического развития РФ, реализации приоритетных направлений государственной политики РФ в сфере образования.

п.3. статьи 20 — Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сформулировано: инновационная деятельность ориентирована на совершенствование учебно-методического, организационного, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организации.

Анализ практики работы показал, что приоритета­ми деятельности ДОО являются укрепление и развитие материальной базы дет­ского сада, решение кадровых вопро­сов. Несомненно, без решения этих проблем невозможно само функцио­нирование образовательной организации. Однако любой руководитель обеспокоен динамикой развития свое­го учреждения, его конкурентоспособ­ностью на рынке образовательных ус­луг. Сфера управленческой дея­тельности руководителя затрагивает личностные и профессиональные интересы работников организации. Невостребо­ванность творческого потенциала пе­дагогов способствует значительному снижению их интереса к работе, превращению ее в трудовую обязанность.

Для поддержки имиджа дошкольной образовательной организации руководитель ини­циирует педагогический коллектив к включению в инновационную дея­тельность, вариантами которой явля­ется внедрение программ нового по­коления, переход на новый хозяйст­венный механизм, открытие экспери­ментальных педагогических площа­док и другое.

Что может явиться результатом нововведений? Как пра­вило, это улучшение самой образовательной системы: финансовых, кадровых, программно-методических, материально-технических и других ресурсных возможностей.

Перспективные направления работы.

Коренные преобразования в обществе и государственная образовательная политика создали реальные предпосылки для обновления системы дошкольного образования и расширения инновационного пространства, в котором осуществляется комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию новшеств, внедрению новых технологий.

На этапе перехода к инновацион­ной деятельности важно учесть ряд обстоятельств, к числу которых мы от­несли:

Анализ собственных возможно­стей;

Создание психолого-педагоги­ческих условий для всех участников
образовательного процесса;

Прогнозирование путей выхода из экспериментального процесса при
условии, если что-то не получается.

Опишем каждое из них более де­тально.

Что мы понимаем под анали­зом собственных возможностей?

Это:

Анализ материальной базы, ка­дрового потенциала ДОО;

Анкетирование работников ДОО (возможно, анонимное) на выяснение уровня удовлетворенности стилем управле­ния, готовности к инновационной деятельности;

Выявление трудностей и нере­шенных проблем в работе ДОО;

Рефлексия руководителя (соб­ственных деловых и личностных качеств, способности к опережающему управлению и др.).

Следует подчеркнуть, что рефлексия руководителя обязательна. Она поможет глубже понять, насколь­ко собственное стремление к изменению в деятельности ДОО совпадает со стремлением коллектива; насколько желаемые преобразования соотносятся с реальным положением дел и, наконец, насколько собственный управленческий и педагогический потенциал соотносим с требуе­мыми для осуществления глобальных преобразований профессиональны­ми и личностными качествами. Умение анализировать себя — это большое достоинство руководителя, не боящегося признавать свои ошибки. Ведь итогом любой деятельности могут быть не только позитивные достижения, но и отрицательные результаты. Поиск путей их преодоления и является той точкой роста, которая побуждает к профессиональному самосовершенствованию.

Создание психолого-педаго­гических условий для всех участ­ников образовательного процесса. При организации инновационной дея­тельности важно ориентироваться на уровень образовательной подготовки воспитателей, учитывать их профес­сиональные интересы, изучить состо­яние мотивационной готовности к восприятию новой информации. Не­обходимость этого обусловливается чувством психологической комфорт­ности специалистов ДОО, осознанной необходимос­тью в повышении уровня профессио­нализма. Значимость приобретают знания из различных областей наук: психологии, педагогики, частных ме­тодик.

Для руководителя уметь эффек­тивно управлять инновационными процессами — значит хорошо знать психологию людей, уровень их притязаний, уметь прогнозировать пер­спективу, моделировать механизмы ее достижения. Синтез теоретических знаний и практического опыта работы позволяет каждому участнику инно­вационной деятельности выработать уникальный индивидуальный стиль работы.

Для педагогов, работающих в ре­жиме инноваций, важно ощутить поддержку со стороны администра­ции, почувствовать доверие и свобо­ду творчества. Процессы разработки и освоения авторских педагогических нововведений, имеющих поисковый характер, часто связаны с большой степенью риска. Вместе с тем именно деятельность педагогов-новаторов формирует ядро инновационного по­тенциала ДОО, является источником его развития. Поэтому инновационные процессы данного типа должны стать объектом особого внимания со стороны администрации. Педагоги-новаторы впра­ве рассчитывать на положение особо­го благоприятствования, на матери­альное и моральное стимулирование своей деятельности.

Необходимо продумать формы контроля, которые должны нести в се­бе изначально присущие ему функ­ции, — выявление достижений в ра­боте всего коллектива и отдельных педагогов, помощь в выяснении причин, влекущих за собой сбои в ра­боте. Посещения групп заведующим, старшим воспитателем, заместителем заведующего по ВМР, нацелены в первую очередь на изучение и обобщение опыта работающих в группах воспитателей и специалистов, с тем чтобы сделать положительный педагогический опыт достоянием всего педаго­гического коллектива; оказание мето­дической поддержки при освоении новой программы; помощь в психолого-педагогическом обосновании разрабатываемой технологии, накла­дываемой на контекст основной об­разовательной программы; коррекции в организации творческого поис­ка и другие.

Немаловажное значение прида­ется материально-дидактическому оснащению, созданию развивающей среды в группах, усилению координа­ционных связей между всеми звенья­ми образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Прогнозирование путей выхо­да из экспериментального процес­са при условии, если что-то не по­лучается. Считаем это условие неотъ­емлемой частью работы при переходе педагогов в инновационный режим. К сожалению, в практике нередки случаи, когда начатое интересное де­ло не получает продолжения. Причи­ны могут быть самые разные: уход из коллектива педагогов, несвоевремен­ное методическое оснащение образо­вательного процесса, прекращение финансирования и другие. Поэтому руководитель должен спрогнозиро­вать и такие ситуации. Обычно пре­кращение инновационной деятельно­сти не рассматривается как катастро­фическое явление. Для педагогов, может, так оно и есть. А вот дети на­ходятся в более уязвимой ситуации, так как, любая про­грамма базируется на собственной концепции и предполагает свои методические подходы к процессу развития ребенка. В одних случаях разви­тие интеллектуально-познавательных способностей (например, программа «Развитие» под редакцией Л.А. Венгера) осуществляется путем формирования у ребенка моделирующего мышления, в других (например, «Типовая программа воспитания и обучения» под редакцией М.А. Васильевой) — воспроизводящего, наглядно-образного. Выбирая какую-либо программу, мы строим образовательный процесс согласно авторскому замыслу, запуская различные механизмы интеллектуального развития. Прекращая работу по программе, мы создаем ситуацию познавательного стресса для ребенка, ставим его в тупик, отказываясь от ранее используемых технологических подходов в развитии интеллектуальной сферы.

Если такие ситуации были предусмотрены при разработке программы инновационной деятельности, то кри­вых явлений можно избежать. Замышляя новшество в педагогической работе, мы должны понимать, что несем ответственность за результаты своей педагогической деятельности. Они могут быть отдалены во времени, это еще более усиливает ответственность воспитателя перед ребенком.

После завершения подготовительной фазы педагогический коллектив включается в реализацию принятой концепции. Она может выстраиваться как ряд этапов: первый — разработка организационно-педагогической структуры; второй - обоснование содержания и организации образовательного процесса; третий — обновление модели системы управления.

Организационно-педагогиче­ская структура образовательной организации, работающей в инно­вационном режиме, претерпевает се­рьезные изменения. Нововведения нарушают равновесие в организации и позволяют одним, как правило, бо­лее молодым и творчески активным сотрудникам, выдвинуться на первый план, а других, возможно, более опытных, но консервативных, вынуж­дают «потесниться» и занять менее выгодное положение, чем то, которое они занимали раньше. Сопротивле­ние нововведениям обусловлено кон­сервативными качествами людей и получает подкрепление в доминиру­ющей внутриорганизационной куль­туре, связанной с общепринятыми нормами, устойчивыми стереотипами поведения и ценностными ориентациями большинства работников организации.

Преодолению этого негативного явления способствует аналитико-прогностическая позиция руководителя. Важно каждому специалисту помочь найти свое достойное место в разви­вающейся инновационной системе. Организационно-педагогическая структура ДОО подлежит определенным преобразо­ваниям, в частности, могут быть созданы совет педагогов, специалистов и твор­ческие группы, которые будут облече­ны новыми функциями, обеспечива­ющими эффективную реализацию идей концепции и объединения педа­гогического коллектива.

Совет специалистов — новая ор­ганизационная структура, создаваемая в инновационной практике. Его цель состоит в объеди­нении педагогов и специалистов, родите­лей и членов администрации для ре­шения вопросов организации допол­нительных образовательных услуг для воспитанников и их родителей; выявления, обобщения, внедрения и распространения передового педаго­гического опыта. Совет специалистов принимает участие в обсуждении во­просов планирования образователь­ной деятельности дошкольной образовательной организации, разработке программы мониторинга педагогического про­цесса.

Важной функцией совета специа­листов является установление внеш­них связей с родителями, школой, до­мами творчества, учреждениями, социальными институтами детства с це­лью изучения образовательного спроса, проектирования образова­тельных услуг, поиска источников по­полнения бюджета и развития мате­риально-технической, социально-пе­дагогической среды дошкольной образовательной организации.

Творческие группы представляют собой объединения наиболее высоко­квалифицированных и творческих специалистов, деятельность которых направлена на локальную апробацию программ, технологий и другое. Кро­ме того, они осуществляют сопровож­дающий анализ результативности нововведений; формулируют проблемы и предложения по их устранению.

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация


Детское общеобразовательное учреждение сегодня - это сложный организм, стремящийся к совершенствованию, развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребности ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающей самым современным требованиям. Введение инноваций в образовательный процесс - это не прихоть, не равнодушное отношение к творческому поиску эффективных форм работы с детьми, это - требование времени.

В Концепции модернизации дошкольного образования важнейшим направлением деятельности образовательных учреждений названо создание условий для достижения нового качества образования. Оно во многом зависит от того, насколько эффективно осваиваются инновации, способствующие качественным изменениям деятельности образовательных учреждений. В настоящее время, практически каждое дошкольное учреждение включено в сферу инновационной деятельности. Когда о дошкольных учреждениях говорят, что они работают в режиме развития, это значит что они занимающихся нововведениями.

Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, профили и виды дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети, педагогический коллектив должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения.

Тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом, возникает потребность в инновациях. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев.

Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменения, направленные, закономерные и необходимые. Опираясь на достижения науки и потребности общества, организаторы инновационной деятельности делают более эффективной проектирование, запуск и поддержку процесса обновления образования.

Инновационная деятельность - это особый вид педагогической деятельности. Инновация (нововведение) - в социально-психологическом аспекте - создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей.

Цели и задачи инноваций строятся на основе тщательного анализа текущей обстановки в детском саду, с одной стороны, и из прогнозов его развития - с другой.

Существуют различные причины нововведений:

1. Необходимость вести активный поиск путей решения существующих в дошкольном образовании проблем.

2. Стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить свои детские сады.

3. Подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива. 4. Стремление недавних выпускников педвузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания. 5. Постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить.

6. Возрастающие запросы отдельных групп родителей.

Анализ сложившейся практики в деятельности дошкольных учреждений, работающих в инновационном режиме, выявил ряд проблем:

1. Недостаточность научно-методического обеспечения инновационных процессов;

2. Отсутствие системности и целостности внедряемых педагогических инноваций;

3. Нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности дошкольных учреждений;

4. Необходимость поиска принципиально новых форм взаимодействия научных центров и инновационных.

Руководитель учреждения должен определить перспективу развития своего учреждения с учетом социального заказа общества и четко сформулировать цель инновационной деятельности. Цель должна быть понятна и принята всеми участниками педагогического процесса. Должны быть учтены индивидуальные качества участников инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

Подготовить коллектив к инновационной деятельности - это значит сформировать высокую коммуникативную компетентность. Такая компетентность складывается из умения адекватно передавать информацию, оценивать ее реалистичность, способности налаживать конструктивный диалог с коллегами при искреннем уважении их личностных особенностей.

Восприимчивый к нововведениям педагог:

1) постоянно занимается самообразованием;

2) стремится внедрить передовой опыт в практику;
3) привержен определенным своим идеям, которые развивает в процессе деятельности;
4) анализирует и рефлексирует результаты своей педагогической деятельности, сотрудничает с научными консультантами;
5) умеет прогнозировать свою деятельность и планировать ее в перспективе.

Отобранные цели и задачи должны быть согласованы и одобрены большинством коллектива, реалистичны, адаптированы к новым условиям, повышать уровень мотивации и стимулирования, обеспечивать контроль. При управлении инновационными процессами в ДОУ с учетом прогноза конечных результатов основная часть этих действий обсуждается коллегиально. Самые крупные мероприятия инновационной деятельности разрабатываются групповым методом. Система методических мероприятий в коллективе должна быть подчинена главной цели - стимулированию педагогов, их теоретической подготовке к инновационной деятельности.
Часто у педагогов возникает вопрос: с чего начать инновационную деятельность, каков будет ее конечный результат? Алгоритм инновационного процесса такой же, как и у любой педагогической деятельности:
1. Выявление проблемной образовательной области, выдвижение цели обновления (обращается внимание, прежде всего на актуальность и значимость проблемы)
2. Теоретическое обоснование инновационной идеи, поиск методов исследования, мониторинговых процедур).
3.Проведение эксперимента.
4. Выявление недоработок, определение путей устранения недостатков.
5. Последующее апробирование (подведение результатов, их презентация, распространение педагогического опыта).
Позиция и творческий потенциал педагогов, активное участие, пожалуй, самое главное во внедрении инновационных идей в деятельность ДОУ.

Современная российская школа перешла на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения. В его основу положена принципиально новая идеология. Перед школой поставлена задача – воспитать гражданина информационного общества, человека, способного и готового учиться на протяжении всей жизни. Процесс модернизации современного начального образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей.

Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности младшего школьника. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию – одна из стратегических задач современной российской школы. Её решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании. Начальная школа – это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребёнка. Его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры обучаемого.

Целью и смыслом современного образования становится развитие ребёнка как субъекта познавательной деятельности. Решение этой задачи требует перехода к новой образовательной парадигме – системно-деятельностной, что связано с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Чтобы решать задачи, поставленные ФГОС, учителю необходимо понимать, какие именно качества следует развивать, воспитывая ученика как субъект познания. Важнейшим из этих качеств является готовность организовать свою познавательную деятельность. Главным качеством субъектов познавательной деятельности является активность и самостоятельность в усвоении и применении знаний. Казалось бы, в этом положении нет ничего нового. Но как на практике часто выглядит самостоятельная работа ученика? Учитель разъясняет задание, показывает образец его выполнения. При этом самостоятельность ученика проявляется лишь в том, что он сам списывает текст, решает типовую задачу или применяет правило по образцу. Истинная самостоятельность в другом, в готовности планировать свою работу, находить и применять рациональные для себя способы её выполнения.

Например, осваивая новый материал, ученик может просто прочитать и выучить текст учебника, т.е. использовать наименее эффективный приём, рассчитанный на запоминание; может составить план ответа, т.е. выявить логику изложения материала; может представить материал в форме таблицы или схемы, т.е. направить усилия на перевод информации из одной знаковой системы в другую с целью выявления внутренних связей, установления системы понятий. Важным качеством субъекта познавательной деятельности является готовность контролировать себя на всех этапах работы, оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы.

Современный учитель должен владеть личностно – ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психологическом развитии детей. В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Но, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения. Обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии, предполагающей научное проектирование и точное воспроизведение в образовательной деятельности, гарантирующих успех педагогических процессов.

Одна из таких технологий – педагогическая мастерская.

Основные идеи данной технологии заключаются в следующем:

  • обращение к личности, её саморазвитие через осознание своего места в мире и отношение к другим людям;
  • интегративная организация познавательного процесса через реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности;
  • свободный творческий поиск и выбор пути познания, свободное взаимодействие, общение и обмен информацией.

Реализация данных идей обеспечивается формами взаимодействия между учителем и учащимися: в мастерской с её участниками работает скорее не учитель, руководитель, сколько мастер. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием его алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого. Работа педагогической мастерской будет тем успешнее, чем полнее каждый из её участников будет выполнять задания по- своему, исходя из своих знаний, умений интересов.

Целевые ориентации данной технологии:

  • предоставление обучающимся средств, позволяющих им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и своё место в мире, понимать других людей;
  • умение самостоятельно решать творческие задачи.

Мастерские могут быть разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет общая структура построения деятельности. Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунки предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природным материалом, спичками, схемами и моделями. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому.

Одной из значимых технологий современного образовательного процесса является технология проектного обучения.

Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определённая сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов, направленную на практическое или теоретическое освоение (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.

Целевые ориентации проектного обучения заключаются в создании условий, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

Проекты могут быть различными по содержанию, по форме организации, по уровню усвоения учебного материала.

Современные исследователи определяют основные требования к использованию метода проекта в начальной школе:

  • наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы (задачи), требующей интегративного знания, поиска её решения;
  • возможность самостоятельной деятельности учащихся, доступность тематики, содержания и средств реализации проекта.

На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения, или без его элементов. Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при решении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности, учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эффективность применения данной технологии подтверждается не только результатами педагогических исследований, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.

Эта технология привлекает педагогов новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и заучат, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников следует обязательно сравнивать и подтверждать правилами, теоретическими положениями учебников, словарей, энциклопедических статей.

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникших противоречий и создании проблемных ситуаций на уроке.

Основные целевые ориентации технологии проблемного обучения:

  • формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащегося;
  • повышение эффективности усвоения общеучебных умений через проблематизацию учебной деятельности.

Проблемную ситуацию можно создавать на различных этапах урока: закрепление, актуализация знаний, целеполагание и т.д.

Рассмотрим фрагмент урока окружающего мира по теме “Помоги птицам!”

На этапе актуализации знаний учащимся предлагается решить проблему:

Учитель: почему с приходом осени происходят изменения в живой и неживой природе?

Ученик: понижается температура воздуха, выпадают осадки, деревья сбрасывают листья.

Учитель: какие изменения происходят в животном мире?

Ученик: насекомые прячутся в щели, земноводные становятся малоподвижными.

Учитель: почему с наступлением холодов в наших краях уменьшается количество птиц?

Учащиеся, подключая свои наблюдения, знания по окружающему миру, жизненный опыт пытаются решить поставленную проблему.

Ученик: с наступлением холодов уменьшается количество корма, всё вокруг покрывается снегом и льдом, понижается температура воздуха. Поэтому многие птицы, которые не могут адаптироваться к таким природными условиям, улетают в тёплые края.

Учитель: но не все птицы покидают родные места, некоторым не страшны холода, вьюги и они остаются зимовать в родных краях. Им приходиться очень нелегко в суровые морозные зимы. Как помочь зимующим птицам?

Ученик: мы можем смастерить домики-кормушки для птиц и регулярно подкладывать в кормушки птичий корм.

Учитель: какой корм полезен для птиц? Почему нельзя в птичьих столовых развешивать солёное сало?

Учащиеся, изучая дополнительную литературу (хрестоматию по окружающему миру), пользуясь информационными источниками (находят информацию в интернете о питании птиц) приходят к выводу, что слишком твёрдый или солёный корм может принести вред птичьему здоровью.

Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.

Поиск путей и средств повышения эффективности формирования познавательного интереса у младших школьников показывает, что одним из приоритетных в этом направлении, наряду с традиционными, признаётся использование средств информационно - коммуникационных технологий. Особое значение придаётся проблеме внедрения компьютеров в учебно - воспитательный процесс современной школы в связи с возможностью оптимизации процесса организации различных форм и методов самостоятельной деятельности учащихся.

В современном образовательном процессе ИКТ является эффективным средством активизации обучения, для повышения познавательного интереса младших школьников, для развития индивидуальных творческих возможностей.

В современном обществе стремительно происходит информатизация образования, создающая огромные потенциальные возможности в развитии личностных качеств учащихся, включая их познавательный интерес к знаниям. Проблема развития интересов младших школьников как никогда актуальна в современной школе. Чтобы данный процесс проходил легче и эффективнее, необходимо как можно активнее обращаться к информационно-коммуникационным технологиям в образовательном процессе.

Комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и на эмоциональную сферу. И одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции ребёнка является использование информационно-коммуникационных технологий.

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Одной из главных задач образовательного процесса современной школы является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания. Применяя новые педагогические технологии на уроках, мы убеждаемся, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

Современные образовательные технологии, применяемые на уроках и во внеурочной деятельности, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться. Использование современных инновационных технологий в образовательном процессе, является важнейшим условием успешной реализации ФГОС-2.

Список литературы

1. Кузнецов А.В. “О школьных стандартах второго поколения”// Муниципальное образование: инновации и эксперемент. 2008. №2.-с.3-6.

2. Кукушкин В.С. “Педагогические технологии”. 2006 г. М.: “Феникс”, - с.79-81.

3. Мисаренко Г.Г. “На пути к стандартам нового поколения”//Народное образование. 2009 г. №1, – с.62-68.

4. Полат Е.С. “Новые педагогические и информационные технологии в системе образования” 2007. М.: Академия, 2007, - с.21-22.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального Общего образования/ Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010, – с.30-31.

Внедрение инновации в организацию образовательного процесса

В нашем обществе изменяется взгляд на процесс обучения, идет поиск новых форм и методов обучения, которые бы наиболее полно и правильно помогали решать задачи, стоящие перед учителем. От современной школы требуется значительно повысить качество образования, обеспечив высокий уровень преподавания предметов, совершенствование всего учебно-воспитательного процесса. Чем глубже развивается этот процесс, тем более явно выступают индивидуальные различия обучаемости школьников, и тем очевиднее становится невозможность создания единой системы обучения, равно оптимальной для каждого школьника.

Когда стратегия изменений в образовании провозглашает идеи гуманизации всего учебно-воспитательного процесса, выдвижение личности ребенка во главе всей системы обучения, от учителя требуется переориентация на склонности и природные таланты каждого школьника, помогающая ему проявить самостоятельность, вырасти личностью.
Все это изменяет расстановку приоритетов обучения: главным становится личность учащегося, ее развитие, совершенствование, реализация права выбора. Если ученику интересно, если он чувствует себя творцом своих знаний, тогда он будет активно учиться. В педагогике неизбежно возникает вопрос: «Как учить результативно?». Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом. Тем не менее, в педагогике появилось понятие педагогических технологий.

Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

    ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

    самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

    грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);

    быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

    самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую требованиям современного общества. Современное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся. При этом перед учителем встают новые задачи:

    Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса

    Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.

    Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученикам выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

    Оценка деятельности учеников не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.

    Поощрение стремления учеников находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

В настоящее время особое внимание уделяется методам обучения с использованием компьютерных технологий. Использование таких технологий в учебном процессе позволяет повысить качество и эффективность подготовки учащихся. Сочетание традиционных методов и средств обучения с компьютерными технологиями способствует повышению успеваемости учащихся, стимулирует развитие самостоятельной работы.

Технология обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии в значительной мере могут быть реализованы при групповой работе.

Групповая работа – одна из форм активизации учащихся. В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

    Развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;

    Актуализируются полученные опыт и знания;

    Повышается ответственность за результат коллективной работы;

    Улучшаются навыки последовательного изложения, материала.

Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:
- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных задач;
- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; - состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов. Групповая форма работы учащихся на уроке физики наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных работ, различных форм опроса и при повторении и закреплении материала. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.

Групповая деятельность учащихся на уроке складывается из следующих элементов:
1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, формирование групп, назначение учащихся-консультантов, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.
2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
3.Работа по выполнению учебного задания.
4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.
7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.
Успех групповой работы учащихся зависит прежде всего от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник в отдельности ощущали поддержку учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселять им уверенность в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым ученикам. Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны.
Среди недостатков групповой формы работы наиболее существенными являются: трудности комплектования групп, т.к. учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать оптимальный путь его изучения.

В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке - фронтальной и индивидуальной - групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, специфики содержания, его объема и сложности, от специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей и, конечно, от стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой, от той доверительной атмосферы, которая установилась в классе, постоянной готовности оказывать друг другу помощь.

Групповые формы работы с использованием средств ИКТ

Групповая работа может быть осуществлена с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы. При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более “слабых” в этом отношении учащихся. Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий.

Основными характеристиками применения компьютерных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся. Внедрение в образовании компьютерных технологий повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся, постоянно поддерживает учителей в состоянии творческого поиска дидактических новаций. Обучение с использованием информационных и коммуникационных технологий не требует непосредственного присутствия участников группы, работа может производиться дистанционно, с передачей материалов и взаимным общением через Интернет. Это также поднимает деятельность отдельных участников группы на качественно новую ступень, позволяя привлечь к совместной деятельности и тех, кто по тем или иным причинам лишен возможности непосредственного участия в работе группы

Работа в группах также может быть реализована с использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов. В моей практике немало примеров того, как ученики, показывавшие весьма посредственные знания, создавали самостоятельно и уверенно представляли на уроке самостоятельно подготовленный с использованием компьютера материал высокого уровня. Уверенное владение компьютером позволило таким ученикам повысить свою самооценку и, к тому же, расширить кругозор и почерпнуть новые для себя знания.

Таким образом, использование групповых форм работы на уроках физики позволяет добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания; ориентироваться в информационном пространстве; развития критического и творческого мышления. Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности. Результатом работы стали уроки, проводимые в нетрадиционной форме, например, урок – конференция, где компьютерные технологии применяются в комплексе с показом физических опытов и решением физических задач, использование исследований учащихся для выполнения самостоятельных дополнительных творческих заданий: подготовка докладов и сообщений о развитии современной науки и техники и т.д.

Зачем работать в группах? Что такое «сотрудничество» и «коллаборативное обучение»?

Сотрудничество - это философия взаимодействия, тогда как кооперация – это структура взаимодействия, направленного на производство конечного продукта или достижение цели. Коллаборативное обучение – личная философия, а не только учебный прием. В любых ситуациях, где люди объединяются в группы, такое обучение предлагает способ установления сотрудничества друг с другом, при котором учитываются и выдвигаются на первый план умения и вклад отдельных членов группы. Члены группы разделяют и принимают ответственность за действия группы. Основополагающим принципом коллаборативного обучения является консенсус, формируемый посредством сотрудничества членов группы.

Правила организации групп

Группы могут создаваться различными способами. Иногда учителей (и учащихся) просто просят поработать с коллегами (друзьями), в других случаях формируются случайно выбранные группы. Иногда группы создаются в соответствии с конкретными сильными сторонами личностей. Каким бы способом ни образовывалась группа, необходимо знать, что любой вновь сформированной группе людей требуется время для адаптации и приспособления к особенностям характера, навыкам и стилям работы друг друга. Успешные группы учатся использовать преимущества этих различий, точно определять их на начальном этапе и организовывать деятельность группы соответствующим образом.Этап формирования не ограничивается началом работы группы. По мере осведомленности членов группы друг о друге будет постепенно изменяться динамика работы группы, и группе будет необходимо реагировать на такие изменения, корректируя работу, по мере необходимости.

Хорошо организованная групповая работа способствует развитию социального взаимодействия между учащимися, навыков эффективного общения и решения проблем. Это, в конечном итоге, стимулирует учащихся к активному участию в собственном обучении.

Работа в группах эффективна, когда она стимулирует учащихся к обдумыванию и обсуждению полученной информации, оспаривать и понимать мнения других. Факты подтверждают, что этот процесс является поэтапным. Таким образом, на раннем этапе работа в группах должна сначала развивать навыки социального взаимодействия, затем, когда отношения между учащимися установятся, учителя могут развивать их навыки эффективного общения и решения проблем.

Что такое эффективное групповое общение?

Наиболее благоприятным аспектом работы в группах является возможность общения, но это требует умения не только говорить, но и слушать, поэтому существует несколько основных правил, которые должны знать учащиеся: говорить по очереди; активно слушать,задавать вопросы и спрашивать; есть ли вопросы, вносить предложения; выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других; коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения; принимать групповые решения и приходить к единому мнению; подводить итоги обсуждения.

Стратегии решения проблем.

Работа в группах с целью решения существующей проблемы – очень действенный способ обучения. Учащиеся будут планировать задания и организовывать их выполнение, чтобы не зависеть от взрослых. Этот подход позволит учащимся:

Эффективно планировать время

Коллективно обсуждать инновационные подходы и идеи

Определять, требуется ли какая-либо индивидуальная деятельность или обдумывание до работы в группе

Назначать роли (руководитель, секретарь, наблюдатель и т.д.) внутри группы или поручать части задания различным членам группы

Достигать согласия при выполнении задания

Роль учителя:

Групповая работа должна организовываться и поддерживаться учителями, а так же должно выделяться время для обсуждения после выполнения задания. Учителя должны поддерживать эффективную работу групп и способствовать достижению положительных результатов. Работа с классом должна включать обсуждение того, что будет достигнуто, и, что планируется узнать, и как обучение всего класса связано с заданиями для работы в группах. В ходе обсуждения необходимо напоминать учащимся о навыках, стратегиях и правилах, которые они должны использовать. Вмешательство учителя должно быть деликатным и смоделировать практику, рекомендуемую учащимся. Для обеспечения совместной работы групп, возможно, на начальных этапах потребуется больше поддержки со стороны учителя. По окончании занятия учитель должен стимулировать учащихся к размышлению над процессом и результатами групповой работы.