Биография. Эмиль Нольде. Главный дегенерат немецкого искусства Малоизвестная сторона художника

Ро-дил-ся в кре-сть-ян-ской се-мье. Обу-чал-ся резь-бе по де-ре-ву на ме-бель-ной фаб-ри-ке Г. За-уэр-ма-на и в Шко-ле ху-дожественной резь-бы по де-ре-ву во Фленс-бур-ге (1884-1888 годы), за-тем ра-бо-тал в ка-че-ст-ве рез-чи-ка и ри-со-валь-щи-ка на ме-бель-ных фаб-ри-ках в Мюн-хе-не, Кар-лс-руэ (где од-но-вре-мен-но по-се-щал Шко-лу ху-дожественного ре-мес-ла) и Бер-ли-не.

В 1892-1897 годы пре-по-да-вал ри-су-нок в Про-мыш-лен-но-ре-мес-лен-ном му-зее в Санкт-Гал-ле-не (Швей-ца-рия), на-чал ин-те-ре-со-вать-ся современной литературой и искусством, так-же за-ни-мать-ся аль-пи-низ-мом. Уже в ран-нем твор-че-ст-ве об-ра-тил-ся к ак-ва-ре-ли, тех-ни-ку ко-то-рой всё вре-мя со-вер-шен-ст-во-вал (пей-за-жи; «Порт-рет мо-ло-дой де-вуш-ки», 1898 год, фонд Ноль-де, Зе-бюлль), пер-вая кар-ти-на мас-лом - «Гор-ные ве-ли-ка-ны» (1895-1896 годы). Ис-пол-нял так-же ри-сун-ки для «гор-ных поч-то-вых кар-то-чек».

Учил-ся в ху-дожесвтенной шко-ле Ф. Фе-ра в Мюн-хе-не (1898 год) и у А. Хёль-це-ля в Да-хау (1899 год), ос-во-ил тех-ни-ку офор-та. По-се-тил Ми-лан, Ве-ну; в му-зе-ях изу-чал твор-че-ст-во современных ху-дож-ни-ков. В 1899-1900 годы в Па-ри-же за-ни-мал-ся в ака-де-мии Р. Жю-лиа-на (1900 год), по-зна-ко-мил-ся с твор-че-ст-вом Э. Де-га, Э. Ма-не и В. Ван Го-га; на Все-мир-ной вы-став-ке 1900 года его осо-бый ин-те-рес при-влек-ли не-ев-ро-пей-ские куль-туры (искусство при-ми-ти-ва).

С 1902 года из-брал псев-до-ним по названием род-ной де-рев-ни; в 1903-1916 годы жил пре-имуществено на о. Аль-сен. В 1904-1905 годы по-се-тил Ита-лию; по воз-вра-ще-нии до-мой из-учал ра-бо-ты П. Го-ге-на на его пер-со-наль-ной вы-став-ке в Вис-ма-ре. В Бер-ли-не соз-дал се-рию гра-вюр «Фан-та-зии», от-ме-чен-ных свое-об-ра-зи-ем тех-ни-ки и вы-ра-зи-тель-но-стью ху-дожественного язы-ка. Яр-кий ко-ло-ризм и спон-тан-ность пись-ма его ран-них кар-тин («Вес-на в ком-на-те», 1904 год, фонд Ноль-де, и др.) при-влек-ли вни-ма-ние ху-дож-ни-ков дрез-ден-ско-го объ-е-ди-не-ния «Мост»; в 1906-1907 годы Э.Нольде вхо-дил в это объ-е-ди-не-ние. В 1907 году в Бер-ли-не по-зна-ко-мил-ся с Э. Мун-ком; из-бран членом бер-лин-ско-го Се-цес-сио-на (1908 год), по-сле раз-ры-ва с этим объ-е-ди-не-ни-ем стал од-ним из ор-га-ни-за-то-ров «Но-во-го Се-цес-сио-на» в Бер-ли-не (1910-1912 годы).

С конца 1900-х - начала 1910-х годов пол-но-стью скла-ды-ва-ет-ся не-по-вто-ри-мый твор-че-ский об-лик Э. Нольде как од-но-го из главных пред-ста-ви-те-лей немецкого экс-прес-сио-низ-ма . Пей-за-жи Э. Нольде по-ра-жа-ют свои-ми «цве-то-вы-ми бу-ря-ми», дра-ма-тической на-пря-жён-но-стью ви-де-ния ми-ра («Сад у Бур-хар-да», 1907 год, Вест-фаль-ский му-зей ис-то-рии искусства и куль-ту-ры, Мюн-стер; «Крас-ные и жёл-тые ро-зы», 1907 год, Му-зей Валь-ра-фа-Ри-хар-ца, Кёльн; «Ку-риль-щи-ца си-га-рет», 1907 год, фонд Ноль-де; «Сад цве-тов», 1908 год, Ху-дожесвтенный му-зей, Дюс-сель-дорф).

В се-рии «Осен-ние мо-ря» (I-XIX; 1910-1911 годы) он опе-ри-ру-ет гус-то на-ло-жен-ны-ми пла-ста-ми крас-ных, зе-лё-ных, ос-ле-пи-тель-но бе-лых кра-сок, тре-вож-но вспы-хи-ваю-щих на поч-ти чёр-ном фо-не и соз-даю-щих ощу-ще-ние фан-тас-ма-го-рич-но-сти при-ро-ды (к мор-ским пей-за-жам Э. Нольде бу-дет воз-вра-щать-ся на про-тя-же-нии все-го творческого пу-ти).

Од-но-вре-мен-но в ра-бо-тах, на-ве-ян-ных ноч-ной жиз-нью Бер-ли-на и те-ат-раль-ны-ми по-ста-нов-ка-ми М. Рейн-хард-та («В ноч-ном ка-фе», «За сто-лом с ви-ном», обе 1911 год; «Та-нец сре-ди све-чей», 1912 год, все - фонд Ноль-де), по-яв-ля-ет-ся гро-те-ск-но-фан-та-стическое на-ча-ло, по-лу-чив-шее даль-ней-шее раз-ви-тие в се-рии двух-фи-гур-ных ком-по-зи-ций с пер-со-на-жа-ми-мас-ка-ми («Вои-тель и жен-щи-на», 1913 год; «Принц и на-лож-ни-ца», 1918 год, обе - фонд Ноль-де; «Меч-та-тель», 1919 год, Му-зей Шпрен-гель, Ган-но-вер). В этих кар-ти-нах ху-дож-ник соз-да-ёт гро-те-ск-ную ти-по-ло-гию че-ло-ве-че-ских стра-стей и их столк-но-ве-ний в дра-ма-тических си-туа-ци-ях.

В 1911 году по-се-тил Бель-гию и Ни-дер-лан-ды с це-лью изу-че-ния кар-тин Рем-бранд-та и Ф. Хал-са; по-се-тил Дж. Эн-со-ра. Важ-ней-шее ме-сто в твор-че-ст-ве Э. Нольде 1909-1913 годы за-ни-ма-ет ре-лигиозная те-ма-ти-ка: цикл кар-тин «Тай-ная ве-че-ря» («При-час-тие»; Государственный му-зей ис-кусств, Ко-пен-га-ген), «Трои-ца» (Ста-рая национальная га-ле-рея, Бер-лин) и «По-ру-га-ние Хри-ста» (Му-зей объ-е-ди-не-ния «Мост», Бер-лин; все 1909 год); «Хри-стос и де-ти» (1910 год, Му-зей современного искусства, Нью-Йорк), трип-тих «Ле-ген-да о Ма-рии Еги-пет-ской» (Кун-ст-хал-ле, Гам-бург); 9-ча-ст-ный по-лип-тих «Жизнь Хри-ста» для церкви Ной-кир-хе в Ни-бюл-ле (1911-1912 годы, ны-не - в фон-де Ноль-де) - од-но из са-мых зна-чительных его про-из-ве-де-ний, в ко-то-ром еван-гель-ские об-ра-зы, па-ра-док-саль-но со-че-таю-щие гру-бую пер-во-здан-ность с ост-рой гро-те-ск-но-стью, на-де-ле-ны не-ис-то-вой си-лой эмо-ций - от ра-до-ст-но-го оза-ре-ния до бо-ли и стра-да-ния, а па-те-тическая си-ла кра-сок до-сти-га-ет сво-его апо-гея.

В 1913-1914 годы Э. Нольде со-вер-шил пу-те-ше-ст-вие в Но-вую Гви-нею (че-рез Рос-сию, Ки-тай, Ко-рею, Япо-нию, Фи-лип-пи-ны) в со-ста-ве эт-но-гра-фических экс-пе-ди-ции. Бо-га-тые впе-чат-ле-ния от зна-ком-ст-ва с эк-зо-ти-кой Вос-то-ка, куль-ту-рой и бы-том на-ро-дов Океа-нии вы-ра-зи-лись в его мно-го-численных ра-бо-тах («Тро-пи-че-ское солн-це», «Се-мья», обе - фонд Ноль-де; «Тро-пи-че-ский лес», там же и Гор. Кун-ст-хал-ле, Би-ле-фельд, все 1914 год; «На-тюр-морт», 1915 год, фонд Ноль-де). По воз-вра-ще-нии Э. Нольде с 1916 года по-се-лил-ся в до-ме «Утен-варф», не-да-ле-ко от род-ной де-рев-ни, с 1927 года до кон-ца жиз-ни жил в до-ме, по-стро-ен-ном по собств. про-ек-ту в Зе-бюл-ле, вре-мя от вре-ме-ни со-вер-шая по-езд-ки в ев-ропейские стра-ны (Ве-ли-ко-бри-та-нию, Фран-цию, Ита-лию, Швей-ца-рию; в Ис-па-нии изу-чал кар-ти-ны Д. Ве-ла-ске-са и Ф. Гойи и соз-дал боль-шое ко-ли-че-ст-во ак-ва-ре-лей).

В 1920-1930-е годы Э. Нольде про-дол-жал ра-бо-тать над ра-нее сло-жив-шим-ся те-ма-тическим ре-пер-туа-ром: северные пей-за-жи и ви-ды южных мо-рей («Мо-ре», 1930 год, га-ле-рея Тейт, Лон-дон), ти-пы-мас-ки, ком-по-зи-ции на ре-лигиозные сю-же-ты. Его жи-во-пис-ная кон-цеп-ция не ме-ня-ет-ся, но фор-мы ста-но-вят-ся бо-лее обоб-щён-ны-ми, фи-гу-ры стя-ги-ва-ют-ся в плот-ную ком-по-зицию («Ис-ку-ше-ние Ио-си-фа», 1921 год; «Иу-да у пер-во-свя-щен-ни-ков», 1922 год, обе - фонд Ноль-де). Ра-бо-тал так-же в тех-ни-ках ли-то-гра-фии («Ка-фе-шан-тан III», 1907 год, «Тан-цов-щи-ца», 1913 год, и др.) и гра-вю-ры на де-ре-ве [в т. ч. «Про-рок» (1912 год; см. иллюстрацию к статье Кси-ло-гра-фия), «Мо-ло-дая па-ра» (1917 год)].

Дис-кре-ди-та-ция при-шед-ши-ми к вла-сти в Гер-ма-нии на-цио-нал-со-циа-ли-ста-ми со-вре-мен-но-го («вы-ро-див-ше-го-ся») искусства бы-ла на-прав-ле-на пре-ж-де все-го про-тив Э. Нольде и Э. Бар-ла-ха. В 1937 гдоу вла-стя-ми бы-ли кон-фи-ско-ва-ны из му-зе-ев 1052 его ра-боты (часть со-жже-на). На мюн-хен-ской вы-став-ке «Де-ге-не-ра-тив-но-го ис-кус-ст-ва» (1937 год) бы-ло пред-став-ле-но 29 кар-тин Э. Нольде; в 1940 году большая часть ра-бот в его мас-тер-ской так-же бы-ла изъ-я-та, ху-дож-ни-ку бы-ло за-пре-ще-но за-ни-мать-ся твор-че-ст-вом. Э. Нольде от-ка-зал-ся эмиг-ри-ро-вать; в 1941 году был ис-клю-чён из Им-пер-ской па-ла-ты ис-кусств. Ху-дож-ник про-дол-жал ра-бо-тать втай-не; около 1 тыс. не-боль-ших ак-ва-ре-лей, соз-дан-ных им до кон-ца вой-ны, по-лу-чи-ли назв. «не-на-пи-сан-ных кар-тин». Ра-бо-тая пре-имущественно на по-рис-той бу-ма-ге, пред-ва-ри-тель-но ув-лаж-нён-ной, он вир-ту-оз-но ис-поль-зо-вал бо-га-тые воз-мож-но-сти ак-ва-ре-ли. Под его ки-стью спон-тан-но воз-ни-ка-ли ту-ман-ные, вол-ную-щие пей-за-жи, рас-пус-каю-щие-ся цве-ты, за-дум-чи-вые или смею-щие-ся ли-ца, фи-гу-ры за-га-доч-ных, фан-та-стических пер-со-на-жей. Слу-чай-ные на-плы-вы и сгу-ще-ния крас-ки в со-еди-не-нии с це-ле-на-прав-лен-ны-ми маз-ка-ми при-да-ют фор-ме осо-бую суг-ге-стив-ную вы-ра-зи-тель-ность («Не-рав-ная па-ра», «Муж-чи-ны и жен-щи-ны», «Го-ря-щая кре-пость», «Мо-ре и крас-ное солн-це», все - фонд Ноль-де). По-сле окон-ча-ния вой-ны по мо-ти-вам «не-на-пи-сан-ных кар-тин» Э. Нольде на-пи-сал свыше 100 по-ло-тен. По его за-ве-ща-нию, в Зе-бюл-ле в 1957 году ос-но-ван му-зей - фонд Ады (же-ны ху-дож-ни-ка) и Эми-ля Ноль-де.

Сочинения:

Briefe aus den Jahren 1894-1926 / Hrsg. M. Sauerlandt. B., 1927. Hamb., 1967;

Das eigene Le-ben, 1867-1902. 8. Aufl. Köln, 2002;

Jahre der Kämpfe, 1902-1914. 7. Aufl. Köln, 2002;

Welt und Heimat, 1913-1918. 4. Aufl. Köln, 2002;

Reisen, Ächtung, Befreiung, 1919-1946. 6. Aufl. Köln, 2002;

Mein Leben. 2. Aufl. Köln, 2008.

Масштабная выставка классика немецкого экспрессионизма «Эмиль Нольде. Цвет - это жизнь» открылась в Национальной галере Шотландии . Более ста работ - живопись, рисунки, акварели, гравюры - привезли в Эдинбург из коллекции Фонда Эмиля Нольде в Зеебюле.

Выставка охватывает все периоды творчества художника - от ранней импрессионистической живописи, мощного расцвета экспрессионизма в 1910–1930 годах до поздних акварелей, созданных Нольде в 1940-е.

Нольде - маг цвета, открывший совершенно новые возможности живописи. Начав с увлечения импрессионизмом, в 1900-х он присоединился к группе «Мост», ставшей колыбелью немецкого экспрессионизма. Впрочем, с «Мостом» Нольде продержался всего два года, затем продолжил собственный путь в искусстве. Его способность писать оглушающими цветами, как будто наполненными внутренним светом и даже звуком, нашла свое воплощение в нескольких сюжетных линиях. Нольде удивительно эмоционально переосмыслил библейскую историю, приблизив ее к современности. Еще одним сюжетом стала ночная жизнь Берлина с ее кабаре, кафе и театрами. Жена Нольде Ада была танцовщицей, так что он имел возможность видеть это карнавальное существование изнутри. Еще один значительный сюжет - мощные пейзажи, звучащие как средневековые оратории.

1930-е годы стали для художника периодом испытаний. Он увлекся идеями фашизма и вступил в НСДАП. Организаторы предупреждают, что на выставке есть работы, которые могут «огорчить» зрителя. Это, например, «Martydom 1921», где распятый Христос осмеян персонажами с семитскими чертами. Из-за политических взглядов и членства в НСДАП на творчестве Нольде навсегда останется печать сожаления.

Впрочем, нацисты не ответили ему взаимностью, искусство Нольде признали дегенеративным, а его живопись заняла центральное место на известной выставке «Дегенеративное искусство». У Нольде конфисковали более 1000 произведений, которые были частично уничтожены, частично проданы. Он получил запрет на художественную деятельность и, уединившись в своем доме в Зеебюле, писал акварели подпольно, зарывая их в собственном саду. Эта «ненаписанная живопись» была так же светоносна и оглушительна, как и его предыдущие работы.

После войны Нольде был реабилитирован, вновь взялся за кисть, работал до самой смерти и даже был приглашен на легендарную выставку .

Для тех, кому на нынешнюю выставку попасть не удастся, организаторы сняли объемный ролик, подробно показывающий экспозицию, который можно увидеть на сайте музея.

Emil Nolde
«Free Spirit»
1906
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Party»
1911
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Exotic Figures II»
1911
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Prophet»
1912
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Candle Dancers»
1912
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Junks» (red)
1913
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Bay»
1914
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Landscape / North Friesland»
1920
© Nolde Stiftung Seebüll

Нольде Эмиль (1867–1956)

Краски всегда были основным художественным средством для Нольде. Они порой чрезмерно интенсивны, но не оставляют впечатления нарочитости. Иногда кажется, что цвет излучается из самой глубины полотна, что свидетельствует о желании мастера выразить не внешнее, преходящее, а суть явления или настроения, внутреннее состояние.


Настоящая фамилия художника Эмиля Нольде - Ханзен. Он взял псевдоним по месту своего рождения, городку в Северном Шлезвиге.

Нольде пришел в искусство относительно поздно. Сначала он осваивал резьбу по дереву на мебельной фабрике, а в 1884 году поступил в Школу художественной резьбы во Фленсбурге, где обучался четыре года. В 1898 году, переехав в Мюнхен, Нольде брал уроки в художественной школе Ф. Фера. Обучение в этом престижном учебном заведении стоило достаточно дорого, поэтому молодому художнику приходилось рисовать романтические открытки с изображением загадочных горных вершин, напоминающих сказочных великанов из немецких баллад.

В 1900-х годах Нольде много путешествовал. Он побывал в Австрии, Швейцарии, Италии. В Париже он посещал уроки рисунка в Академии Жюлиана. Кроме того, он посетил Копенгаген. С 1903 по 1906 год Нольде проживал на острове Альсен. В целом поездки по Европе способствовали формированию художественной манеры Нольде, который почувствовал духовную близость с такими старыми непревзойденными мастерами, как Рембрандт, Тициан, Гойя, Домье, Милле и Бёклин, и с современными художниками - Ван Гогом, Гогеном и Мунком.

В 1906 году Нольде посетил объединение дрезденских экспрессионистов «Мост» по приглашению Эрнста Кирхнера. Художников «Моста» поразили пейзажи молодого живописца, которые буквально полыхали яркими оттенками и бурлили красочными вихрями («Сад у Бурхарда», 1907, Вестфальский музей истории искусства и культуры, Мюнстер; «Сад цветов», 1908, Художественный музей, Дюссельдорф).


Э. Нольде. «Тайная вечеря», 1909 год, Государственный музей искусств, Копенгаген


Графические работы мастера также характеризуются предельной экспрессией и эмоциональностью. Эта особенность характерна главным образом для черно-белых гравюр, где художник не боялся применять резкие и грубые по фактуре контрастные красочные массы. Живописные работы также были свободно и широко написаны густыми, пастозными и как будто тлеющими красками. Акварельные работы, напротив, отличались нежностью, прозрачностью и вниманием к переходным состояниям пейзажа. Нольде считал, что художник может преобразить природу лишь одним усилием собственной творческой воли, и как иллюстрацию к этой идее создал акварель «Красные маки» (1920, Галерея Леонарда Хаттона, Нью-Йорк). Яркие лепестки цветков полупрозрачны и кажутся растекающимися по листу, однако именно такими существуют эти цветы в восприятии и воображении живописца.

Небо на полотнах Нольде предстает во всей своей торжественной суровости. Как правило, оно живет напряженной жизнью в вечном ожидании природных потрясений - грозы, грома, проявлений неукротимой стихии.

Полна внутреннего драматизма серия полотен «Осенние моря» (1910–1911). В изображении буйной природной мощи, фантасмагории мироздания художник пользуется густыми мазками, смелым наложением красочных пластов сочных оттенков - зеленых, красных и белых. Они кажутся ослепительными вспышками на темном фоне.

Много картин посвятил Нольде жизни ночного города. Окутанный ночным мраком Берлин приобретает черты гротеска и фантастики («В ночном кафе», 1911; «За столом с вином», 1911; «Танец среди свечей», 1912, все - Фонд Нольде, Зебюлль). Далее живописец продолжает развивать фантастическое начало в серии композиций, где, как правило, присутствуют два персонажа с обликом античных масок: «Воитель и женщина» (1913, Фонд Нольде, Зебюлль), «Принц и наложница» (1918, Фонд Нольде, Зебюлль), «Мечтатель» (1919, Музей Шпренгель, Ганновер). Во всех этих композициях художник ставил своей задачей изображение человеческих страстей и их противоборство в ситуациях, исполненных огромного драматизма.


Э. Нольде. «Словенцы», 1911 год


Э. Нольде. «Парусник в желтом море», 1914 год


В 1900–1910-х годах Нольде создал цикл картин на библейскую тематику. В 1909 году были выполнены «Тайная вечеря» (Государственный музей искусств, Копенгаген), «Троица» (Государственные музеи, Берлин) и «Поругание Христа» (Музей «Моста», Берлин).

В 1911–1912 годах мастер исполнил по заказу церкви Нойкирхе в Нибюлле полиптих, состоящий из девяти композиций, под названием «Жизнь Христа». Евангельские образы в изображении Нольде выглядят гротескно и парадоксально. Они грубы, но в то же время обладают какой-то неистовой силой. Эмоции переполняют персонажей, и звучные краски соответствуют накалу их переживаний - от радости и мистического озарения до страдания и боли. Здесь чувствуется связь с циклом, посвященным жизни ночного Берлина, а также с собственной мифологической иерархией мастера.

В 1913–1914 годах Нольде принял участие в этнографической экспедиции, целью которой являлось изучение жизни народа Новой Гвинеи. Маршрут экспедиции пролегал через Россию, Корею, Японию и Китай. Художника поразила экзотическая красочность пейзажей восточных стран. Впечатления от путешествий, необычной для европейца жизни и быта народов Океании нашли отражение в картинах, выполненных в жанре пейзажа и натюрморта: «Тропическое солнце» (1914), «Семья» (1914), «Натюрморт» (1915), все - Фонд Нольде, Зебюлль.

В 1916 году художник вернулся из путешествия. Он окончательно поселился в деревне Утенварф в Северном Шлезвиге, иногда выезжая из собственного дома, сделанного по проекту самого мастера, в страны Европы - Англию, Испанию, Швейцарию, Францию, Италию.

В 1930-е годы Нольде продолжал разрабатывать прежние сюжеты: писал северные ландшафты, мифологизированных персонажей в виде масок, создавал композиции на сюжеты из Библии. По-прежнему его живопись остается яркой и бурлящей, однако композиции более компактны, и ощущается более тесная взаимосвязь персонажей друг с другом. Таковы полотна «Искушение Иосифа» (1921), «Иуда у первосвященников» (1922), обе - Фонд Нольде, Зебюлль.


Э. Нольде. «Красные маки», 1920 год, Галерея Леонарда Хаттона, Нью-Йорк


Когда в Германии к власти пришли фашисты, Нольде был одним из немногих художников, кто приветствовал их и на какое-то время стал членом НСДАП. Однако вскоре он понялбыла уничтожена. Сам А. Гитлер назвал мастера «угрозой обществу», и теперь Нольде официально запретили заниматься живописью. Однако, несмотря на запрет, художник продолжал тайно работать. За годы гонений, с 1938 по 1945 год, он создал серию картин, получивших название «ненаписанные».

Эти композиции исполнены главным образом в технике акварели. Нольде использовал пористую влажную бумагу. На такой основе акварель наиболее полно проявляла свои выразительные возможности, и из-под кисти мастера выходили трепетные пейзажи, нежные, начинающие распускаться цветы, то печальные, то смеющиеся лица людей, неопределенные сказочные персонажи. Особую выразительность эти произведения получали благодаря случайно возникающим красочным наплывам и сгущениям в соединении с целенаправленными мазками. Таковы композиции «Неравная пара», «Мужчины и женщины», «Горящая крепость», «Море и красное солнце» (все - Фонд Нольде, Зебюлль).

Когда война закончилась, художник смог свободно работать. Используя сюжеты и мотивы «ненаписанных» картин, он создал более ста замечательных красочных произведений. Согласно завещанию мастера, в Зебюлле появился музей под названием Фонд Ады и Эмиля Нольде.


| |

Эмиль Нольде (настоящее имя Ганс Эмиль Хансен; 7 августа 1867, Нольде, Пруссия, - 13 апреля 1956, Зеебюль, ФРГ) - один из ведущих немецких художников-экспрессионистов, считается одним из величайших акварелистов XX века.

Биография Эмиля Нольде

Эмиль Нольде родился 7 августа 1867 года в местечке Нольде в нескольких километрах от Тондера и был в семье четвёртым из пяти детей. До 1920 года эта территория входила в состав Пруссии и тем самым в Северогерманский союз. После передачи территории Дании Нольде получил гражданство Дании, которое он сохранил до конца своей жизни. Его отец по национальности был северным фризом. Эмиль посещал немецкую школу и считал, что в нём течёт смесь шлезвигской и фризской кровей.

Юношеские годы Эмиля, младшего из трёх сыновей в семье, прошли в бедности и были заполнены тяжёлым трудом.

В 1884-1891 годах Эмиль Нольде обучался во Фленсбургской школе художественных ремёсел на резчика и художника. Нольде участвовал в реставрации алтаря Брюггеманов в Шлезвигском соборе.

В ознакомительную поездку Нольде побывал в Мюнхене, Карлсруэ и Берлине.

Творчество Нольде

После 1902 года Эмиль взял себе псевдоним в честь своей родной деревни Нольде. До 1903 года Нольде ещё писал лирические пейзажи.

В 1906-1907 годах Эмиль Нольде входил в художественную группу «Мост» и там познакомился с Эдвардом Мунком.

В 1909 году Нольде стал членом Берлинского сецессиона. В это время появились его первые работы на религиозные темы: «Причастие», «Троица», «Осмеяние».

В 1910-1912 годах к Нольде пришёл первый успех на выставках в Гамбурге, Эссене и Хагене. Нольде также писал картины о ночной жизни Берлина, где периодически проживала его жена-актриса, театральные зарисовки, натюрморты из масок, 20 работ «Осеннее море» и «Житие Христа» в девяти частях.

К 60-летию Нольде в 1927 году в Дрездене прошла юбилейная выставка художника.

Нольде давно был убеждён в превосходстве «германского искусства». В 1934 году он вступил в Национал-социалистическую рабочую организацию Северного Шлезвига (NSAN), которая в ходе гляйхшальтунг вошла в состав датского отделения НСДАП.

Однако национал-социалисты признали творчество Нольде дегенеративным: «Житие Христа» оказалось одним из центральных экспонатов известной пропагандистской выставки «Дегенеративное искусство», более тысячи работ Нольде были конфискованы, частью проданы, а частью - уничтожены.

В 1941 году Нольде запретили писать, и ожесточившийся Нольде уединился в Зеебюле, где тайком писал небольшого размера акварели и закапывал их в землю, назвав впоследствии своими «ненаписанными картинами».

Всего Нольде написал около 1300 акварелей.

После 1945 года Нольде ожидал почёт и многочисленные выставки. В 1946 году умерла его жена, а двумя годами позднее Нольде женился на Йоланте Эрдманн.

До 1951 года Нольде написал ещё около ста картин и много акварелей. Они считаются венцом и итогом его творчества.

Эмиль Нольде принял участие в documenta 1 1955 года, его работы были представлены уже после его смерти на documenta II в 1959 году и на documenta III 1964 года в Касселе.

Творческое наследие Нольде легло в основу созданного в 1957 году Фонда Ады и Эмиля Нольде в Зеебюле, открывшего в доме художника его музей. Фонд организует в нём ежегодные сменные выставки произведений художника.

Ежегодно музей Нольде посещает около 100 тысяч человек. К 50-летию со дня смерти в 2006 году прошла выставка поздних работ Нольде.

Жизнь Эмиля Нольде, лишённого права на творчество, описана в романе «Урок немецкого» Зигфрида Ленца.

Эмиль Нольде был одним из ранних художников-экспрессионистов, хотя его славу затмили другие, такие как, например, Мунк. Сутью экспрессионизма является изображение реальности с субъективной точки зрения. Нольде написал эту картину после изучения масок в Берлинском музее. На протяжении всей жизни он увлекался другими культурами, и эта работа не является исключением.

«Одинокий волк» Эмиль Нольде (Emil Nolde, 1867-1956) не любил, когда его называли экспрессионистом, и искренне радовался тому, что на это звание претендовали футуристы и конструктивисты. Один из лучших немецких художников, он не желал делить свое искусство с другими, неохотно примыкал к творческим объединениям, всегда был недоволен собой и считал живопись смыслом жизни.

О том, что некий мальчик Ганс Эмиль Хансен станет великим художником, его родные догадывались по картинам, которые он рисовал мелом на стенах хозяйственных построек. Малыш «создавал» их в свободное от работы время, а большую часть дня проводил, трудясь на благо своей несостоятельной семьи. Это надолго закрыло для него дорогу в искусство. Только в зрелом возрасте Эмиль Хансен вновь занялся рисованием под псевдонимом, который стал известен во всем мире.

Это произошло в 1902 году, когда художник женился на актрисе Аде Вилструп и вместе с ней переехал в Берлин. Вдохновленный тихими радостями семейной жизни, Эмиль много работал, что позволило ему заявить о себе как о талантливом художнике.

За несколько лет до этого Нольде создал открытки с изображением швейцарских гор, которые очень нравились людям и расходились огромными тиражами. Деньги от их продажи позволили Эмилю заняться профессиональным художественным образованием. И, несмотря на то, что его учебу сложно назвать систематической, молодой человек очень упорно трудился и постоянно расширял круг своих интересов.
В сюжетах первых работ Нольде преобладали библейские мотивы и природная тематика, что было вполне естественно для человека, воспитанного в религиозной семье и проживающего на живописном севере. Даже псевдоним художник взял в честь небольшой деревни, суровые пейзажи которой навсегда покорили его меланхолический разум.

В природе Нольде нет места декоративности, а ее «дикая» красота сконцентрирована на сущности окружающего мира. Даже переписывая в двадцатый раз картину «Осеннее море», художник стремился не столько к тому, чтобы запечатлеть разные состояния стихии, сколько пытался передать прямую связь между неизменным духом природы и собственной душой.

Энергию мира Нольде представлял в цвете, считая его главным выразительным средством. А у природы художник «заимствовал» краски, без которых не мыслил ни один свой пейзаж. Об этом пристрастии Эмиля однажды писал его современник Вильгельм Гаузенштейн:

«Нольде пишет горячими красками, которые как будто выломаны прямо из грубой земли, взяты из глубины лиловых озер, выдавлены из волчьих ягод»

В колористических и сюжетных решениях Нольде был близок эстетике творческой группы «Мост». Это объединение стало одним из немногих, программу которого художник принимал. Он был участником всех «мостовских» выставок и лично помогал в разработке манифеста. Свое искусство Эмиль Нольде делил с экспрессионистами «Моста» на протяжении полутора лет, после чего покинул группу, но не потерял связей с бывшими товарищами.

При этом Нольде все менее охотно выбирался на публичные мероприятия, был редким гостем на выставках и все чаще уединялся в четырех стенах собственного дома. Такие резкие перемены с художником произошли в 1909 году, тогда же в его творчестве появилась религиозная тема, и он написал ряд картин на библейские сюжеты.

Герои работ «Тайная вечеря», «Распятие» и «Положение во гроб» находятся в непосредственной близости к зрителю, из-за чего складывается стойкое убеждение в том, что древняя история свершается прямо здесь и сейчас.

От высоких и духовных тем Нольде сделал смелый шаг в пропасть грубости и фантасмагории. Этим отличались картины, связанные с темой «большого города», на которых художник изобразил Гамбург низов общества, населенный китайскими матросами и развеселившимися в ближайшем ресторане парочками. Такой мир тоже привлекал Эмиля, поэтому в 1913 году он совершил путешествие в Новую Гвинею, побывав заодно в России, Японии и Китае.

Нольде с каждым днем укреплял свои позиции в художественных кругах, его признавало общество, ему благоволили критики. Он, никогда не интересующийся политикой, был настолько одержим своим творчеством, что не заметил, как оно оказалось связанным с идеей немецкого национального духа. С 1920 года Эмиль Нольде, считающий себя истинным немцем и не смирившийся с участью быть датским подданным, вступил в партию национал-социалистов.

Но надежды художника на союз тоталитарного режима с подлинным искусством потерпели крах. Безусловно, первое время правящие круги Германии принимали экспрессионизм, и Нольде пользовался популярностью. Но очень скоро он заметил негативные изменения, происходившие в его стране, и все больше боялся потерять свое «место под солнцем». Он использовал любые средства, чтобы утвердиться как настоящий немецкий художник и подтвердить свою лояльность режиму. В ход пошли даже доносы на коллег, в которых указывалось на их неарийское происхождение. Так Нольде стал единственным крупным модернистом, который встал на сторону нацизма.

Но даже такие отчаянные перемены не спасли художника. В 1937 году модернизм и его течения в Германии были объявлены «дегенеративным искусством», а все модернистские творения подлежали изъятию. Всего пострадали около 1400 художников и 20 тысяч произведений искусства. И «лидером» в этом безумном списке стал сам Эмиль Нольде. У него конфисковали более 1000 картин, одни из которых были сожжены, другие – проданы. Правда, некоторые полотна автору удалось вернуть.

На этом разбирательство с так называемым представителем «дегенеративного искусства» не закончилось. В августе 1941 году его исключили из Имперской палаты изобразительных искусств и запретили заниматься профессиональной художественной деятельностью.

Нольде переселился из Берлина в Гольштейн, где построил дом-мастерскую. Здесь художник тайком от инспектора работал над маленькими акварелями. Он не рисовал маслом, опасаясь, что его «выдаст» специфический запах краски. Несмотря на домашний арест, Эмиль Нольде создал почти 1300 акварелей, которые он называл «ненаписанными картинами».

О художнике вновь заговорили и признали его выдающийся талант в послевоенное время. В 1950 году он получил премию Венецианской биеннале, а через три года правительство ФРГ наградило его медалью «За заслуги в области науки и искусств».

В то время Эмиль Нольде стал еще реже выходить из дома, отдавая всего себя искусству. В своей студии он трудился до 15 апреля 1956 года – последнего дня, когда художник держал в руках кисть и выводил ею замысловатый узор на холсте.