Дадаизм и сюрреализмв изобразительном искусстве. Изобразительное искусство Запада XX века

Дюшан L.H.O.O.Q – дадаизм

Дадаизм это авангардистское направление в искусстве, распространившееся в Западной Европе, преимущественно во Франции и Германии, в 1916-1924 гг., идеологической основой которого был протест с помощью иррациональных средств против условностей и традиционализма в искусстве.

Дадаизм предшествовал и , во многом определив их идеологию и методы.

Основание дадаизма

Дадаизм возник в феврале 1916 года в швейцарском городе Цюрих во время Первой мировой войны. Движение сформировалось как бунт, радикальный протест против жестоких военных действий, их трагических последствий, причиной которых дадаисты считали развитие европейской цивилизации, верховенство человеческого разума и логики. Охваченные отчаянием, разочарованием и чувством бессмысленности существования человека дадаисты стремились уничтожить культуру, которая привела к войне: их действия были направлены на то, чтобы разрушить творческие ценности и традиции буржуазного общества, эстетику рационализма и утвердить новые иррациональные начала в искусстве.
Дадаисты занимали активную антивоенную и антибуржуазную позицию, примыкали к радикальным левым политическим направлениям анархизма и коммунизма. В своем протесте они опирались на военные письма Жака Ваше об ужасных проявлениях войны.

Основными векторами движения дадаистов являлись интернационализм, нигилизм, иррациональность, поиск «смысла в бессмыслице», бессистемность, случайность, творческий хаос, эпатаж, апология смеха. Ханс Арп, Тристан Тцара и Ханс Рихтер. Цюрих, 1918 г.

Основателями дадаизма являются эмигранты-интеллектуалы, единомышленники – румынский и французский поэт еврейского происхождения, немецкие поэты Хуго Балль и Рихард Хюльзенбек, румынский художник, писатель Марсель Янко, немецкий поэт, художник, скульптор Ханс Арп.

Творческая деятельность дадаистов в «Кабаре Вольтер»

5 февраля 1916 года немецкий поэт, музыкант Х. Балль с исполнительницей Э. Хеннингс открыли в Цюрихе легендарное интернациональное «Кабаре Вольтер», которое стало местом рождения дадаизма. Заведение объединяло эмигрантов из разных стран, молодых литераторов, художников, музыкантов, наиболее активных и решительных сторонников нового в искусстве и в жизни. Участники группы ежедневно собирались в кабаре и устраивали публичные вечера, в программу которых входили спонтанные выступления: художественное чтение стихов, собственных произведений, создание коллажей, исполнение песен на разных языках, крики, свисты, игра на фортепьяно, удары литавр, громкие звуки барабана, танцы, другие экспромты и импровизации. Таким образом, «учреждение культуры «Кабаре Вольтер», как заявлял Х. Балль, являлось местом для воплощения смелых творческих идей дадаистов преимущественно авангардистской направленности.

Х. Балля особенно привлекала возможность создания «симультанно-шумовой» поэзии, полагающей в произвольном порядке слов и выражений, несвязном наборе звуков. Х. Балль говорил: «Я читаю стихи, которые ставят целью ни много ни мало, как отказ от языка. < …> Стих – это повод по возможности обойтись без слов и языка». Особенно знаменитым среди парадоксальных звуковых стихотворений поэта стало «Караваны» (1917 г.), где автор, тяготевший к мистике, две трети магических слов стиха взял из волшебных заклинаний:
… Вуууу! Ухуху люб л Волю лю лю уДуб!
Тум Ба-Ба
Бан! РА РАБГЛЯ РАБГЛЯ
Уфффф….
Караваны
(отрывок из стиха «Караваны» Х. Балля, перевод В. Шерстяного)

Слово «дада» родилось в конце февраля 1916 года. У слова нет однозначного автора, но существует теория, что слово обнаружили Х. Балль и Р. Хюльзенбек в немецко-французском словаре, где «дада» толковалось как «деревянная лошадка».

В 1916 г. участники движения организовали первое дадаистское печатное издание «Кабаре Вольтер» , которое вышло только в одном номере, но стало примером для их последующих литературно-художественных изданий.

Экспериментальное творчество дадаистов

Яркая деятельность дадаистов по словам М. Янко была «протестом против упадка ценностей, рутины и спекуляции, призывом ко всем формам искусства установить новую основу для творчества». Они также занимались организацией абстрактных художественных выставок, ставили абсурдные эпатирующие спектакли, проводили маскарады, фестивали, которые часто сопровождались скандальными происшествиями и нарушениями общественного порядка. Средствами «смеховой культуры» дадаисты вырабатывали защиту от боли и ранимости, присущим их тонкой душевной натуре.

После закрытия «Кабаре Вольтер» и отъезда с Цюриха на юг Швейцарии Х. Балля в середине июля 1916 года, главным инициатором дадаистского движения стал Т. Тцара. В отличие от Х. Балля, который видел дадаизм средством проявления интернационального авангардистского искусства, Т. Тцара считал, что необходимо полностью разрушить прежние ценности общества, чтобы создать новое искусство и новую жизнь.

Кроме коллективного творчества, в дадаизме имели место индивидуальные эксперименты. В периодическом издании «Коллекция Дада» были опубликованы «Первое небесное приключение господина Антипирина» (1916 г.) Т. Тцара, «Фантастические молитвы» Р. Хюльзенбека. Читая свои стихи, Р. Хюльзенбек завораживал публику:
…Краски всех мыслимых и немыслимых цветов
гонялись друг за другом, словно собаки.
И вдруг все когда-либо слышанные
звуки с грохотом обрушились в середину.
Краски и звуки разлетелись
на мелкие осколки, как стекло и цемент,
и стряхнули вниз мелкие темные капли…
(отрывок из «Фанстастических молитв» Р. Хюльзенбека)

Т. Тцара издавал интернациональный журнал «Дада» (1917-1920 гг.), в котором кроме текстов и художественных иллюстраций дадаистов содержались произведения представителей других направлений в искусстве, к примеру – Г. Аполлинера, В. В. Кандийского, Ф. Т. Маринетти, Я. ван Годдиса, П. Пикассо, А. К. Модильяни. Сам Т. Тцара поддерживал абстрактное искусство, воспринимая его как выражение внутренней потребности, не зависимой от внешнего мира.

Теоретическая программа дадаизма

Являясь ненавистниками рассудка, дадаисты не признавали никаких теорий, систем, принципов, манифестов. Но, тем не менее, главный основатель движения Т. Тцара стал автором семи манифестов дадаизма (1916-1924 гг.), в которых оформил программу дадаизма и экспонировал свою теорию антиискусства. Все семь манифестов проникнуты насмешливым отношением к отжившим общественным институтам, их идеологиям, морали, попытками вернуть смысл рухнувшему миру и искусству; это насмешка над искусством как таковым.

В «Манифесте Дада» (1918 г.) Т. Тцара охарактеризовал принципы своего направления: «Отмена памяти – дада, отказ от пороков – дада, отказ от будущего – дада. Дада – современное прославление жизни, без ностальгии, без утопии. Дада – антиискусство, антиобщество, антисистема, антиавангардизм».
В 1917 г. Х. Балль окончательно вышел из группы дадаистов и переехал в Берн, где возобновил свои связи с экспрессионистами. Т. Тцара продолжил представлять движение дада в сотрудничестве с В. Зернером, О. Флаке, Ф. Пикабиа. После окончания войны интерес к направлению резко упал. Их попытки сохранить Цюрих центром дадаизма не состоялись. В 1919 г. Т. Тцара принял решение покинуть Цюрих и уехать в Париж к Ф. Пикабиа.
В Цюрихе было положено начало дадаизму как движению.

Особенности европейского дадаизма

Свободный от всяких рамок и систем дадаизм сводился к антиискусству. Решительно отвергая предшествующие художественные традиции и считая плодотворным только хаос, движение способствовало краху европейской культуры.

Характерной особенностью дадаизма являлось его существование в тесной неразрывной связи литературы и изобразительного искусства . Подрывая главные основы рационализма – мысль и язык, дадаисты лишали человеческую речь коммуникативной функции, стремились вернуться к истокам формирования языка. Художники-дадаисты пытались разрушить условности изобразительного искусства, в их практике широко использовались эксперименты, преобладали простота, абстрактность, свобода автора. Х. Арп, как выходец из школы французского кубизма и современник П. Пикассо и Ж. Брака, тяготел к упрощению, совершенствовал технику коллажей, использовал геометрические формы в своих произведениях.

Дадаизм, кроме того, что объединил представителей разных видов искусства , является первым интернациональным движением искусства, распространившимся на территории всей Западной Европы.

Новаторские идеи цюрихских дадаистов были подхвачены международными представителями искусства и стремительно распространились по всему миру. Основными центрами европейского дадаизма являлись Берлин, Ганновер, Кёльн и Париж.

Дадаистское движение в Нью-Йорке

Нью-Йорк стал центром авангардистского искусства в 1914 г., когда в Америке основались эмигрировавшие из Европы художники. В отличие от Цюриха, в Нью-Йорке инициаторам дадаистского движения было на что опереться. Издание авангардистского журнала «Камера Йорк» (1902-1917 гг.), активная деятельность галеристов Уолтера Аренсберга и Альфреда Стиглица, существование группы «Фото Сецессион» – являлись предпосылками для появления дадаистсткого движения. Стремление к бесповоротным переменам в жизни, готовность к протесту, радикальному опровержению традиционализма в искусстве объединили небольшую группу авангардистских художников и поэтов, среди которых Мэн Рей, Мариус де Зайас, А. Краван и др.

Фотограф А. Стиглиц выпускал журнал «291» (1915-1916 гг.) в духе дадаизма, также предшествующий появлению движения. В этой традиции Ф. Пикабиа в дальнейшем издавал в Париже один из самых значимых дадаистских журналов «391».

Наиболее яркими и влиятельными представителями движения были художники Марсель Дюшан, Франсис Пикабиа и Мэн Рей. К числу их литературных изданий относятся журналы М. Дюшана «Слепец» (1917 г.) и «Rongwrong» (1917 г.), а также «Динамит» (1919) Ман Рэя.
Деятельность американских дадаистов, аналогично цюрихской группе, не была лишена скандалов и провокаций. Однако, их публичные манифестации и смелые эксперименты в искусстве не привели к окончательному утверждению движения в Америке.

Влияние М. Дюшана на становление дадаизма

Марсель Дюшан значительно предопределил разрушительный антитрадиционалистский характер европейского дадаизма. Его известные «редимейды» – «Дробилка для шоколада № 2» (1913-1914 гг.), «Колесо от велосипеда» (1913 г.), «Сушилка для бутылок» (1914 г.); а также созданное им авангардистское достояние «L.H.O.O.Q» (1919 г., насмешка над картиной Л. да Винчи «Джоконда»; в аббревиатуре – «ей невтерпеж, аж жжет»); явно предвещали десакрализацию искусства и начало творческой свободы автора. Художественная концепция М. Дюшана искусство как жизнь была перенята основателями дадаизма в Цюрихе.

Немецкий дадаизм: Берлин, Ганновер, Кёльн

В Германии дадаизм сохранил свой исходный бунтарский дух и в силу тяжелой ситуации в стране сразу принял ярко выраженный политический характер. Немецкие дадаисты отрицали буржуазную культуру, ниспровергали устои общества и искусства. Их деятельность являлась протестом против экспрессионизма, абстрактного искусства и искусства в целом, склоняясь к новому – примитивизму, простоте и активизму. Дадаизм считал себя союзником революционного пролетариата.
Немецкий дадаизм стремился стать самым радикальным и агрессивным авангардистским направлением рубежа XIX-XX вв., пытаясь разрушить границу между традиционным искусством и жизнью, сделать искусство самой жизнью, осуществить революционное преобразование общества с помощью современных технических изобразительных средств.
Примечательно, что в немецком дадаизме – в Берлине, Ганновере, Кёльне – ведущую роли играли представители изобразительного искусства.

Берлин

Рихард Хюльзенбек в январе 1918 г. вернулся с Цюриха в Берлин и открыл там понятие «дада», на основе которого Францом Юнгом и Рихардом Эрингом был основан журнал «Клуб Дада».

Революционные настроения в искусстве Берлина задолго до формирования дадаизма представлял немецкий писатель и архитектор Иоганнес Баадер, присвоивший себе ряд высоких званий: «Верховный дада», «Президент земного шара и вселенной» и т. д.

Зачинателем берлинского дадаизма считается Рихард Хюльзенбек, но центровой фигурой в группе он не являлся. Среди активных участников движения значились: Джон Хартфилд, Виланд Херцфельде, Франц Юнг, Рауль Хаусман, Вальтер Меринг, Иоганнес Баадер, Джордж Гросс.

Своими манифестациями, утренниками, вечерами, ярмарками, направленными против войны и традиционализма в искусстве, высмеиванием институтов власти и общества берлинские дадаисты громко заявили о себе и получили скандальную известность. К примеру, яркий участник группы И. Баадер своими анархо-индивидуалистическими акциями протеста прервал проповедь в Берлинском соборе; вмешался в заседание социал-демократического правительства в Веймаре и т. д.

Берлинские дадаисты выступали за превращение искусства в жизнь, объектами искусства в их понимании были предметы ручной или фабричной работы, на смену изображениям по их мнению должны были прийти вещи, а основными приёмами организации произведения искусства являлись коллаж, монтаж, фотомонтаж и ассамбляж.
В 1918-1919 гг. интерес немецкой публики к шумным провокационным действиям дадаистов возрастал, их скандальные выходки, эпатажные инсценировки на подобии соревнования между пишущей и швейной машинкой поражали.

Острыми текстами и иллюстрациями участники «Клуба Дада» атаковали режим Веймарской республики в издаваемых ими журналах: «Каждый играет в свой футбол» (1919 г.), «Дада» (1919 г.), «Противник» (1919-1922 гг.), «Кроме шуток» (1919-1920 гг.), «Крах».

Р. Хюльзенбек, подводя итог своей деятельности, издал четыре книги в 1920 г.: «Дада побеждает», «Германия должна погибнуть. Воспоминания старого революционера-дадаиста», «Вперед, Дада. История дадаизма» и «Альманах Дада».

Берлинский «Клуб Дада» распался в 1921 г. из-за разногласий его участников. Дж. Гросс, Дж. Хартфилд и В. Херцфельде начали политическую деятельность, вступив коммунистическую партию Германии.

Ганновер

После расцвета дадаизма в Цюрихе и Берлине он начал проявлять себя и в других городах Германии, вследствие чего центром движения стали Ганновер и Кёльн.
Значительный вклад в авангардистское искусство ХХ в. сделал художник и писатель из Ганновера, пропагандист дадаизма Курт Швиттерс.
К. Швиттерс поддерживал дружеские отношения с Ханс Арпом, Тео ван Дусбургом, Эль Лисицким, но в своем творчестве ему не удалось найти единомышленников, он действовал одиночно.

Несмотря на общие творческие предпочтения и цели, направленные на разрушение традиционного искусства, с берлинскими дадаистами, К. Швиттерс так и не был принят в их «Клуб Дада» из-за близости к экспрессионизму, конструктивизму, рационализму. Знаменитая поэма-коллаж К. Швиттерса «Анна Блюме» (1919 г.) была по их мнению выражение идеализма.

К. Швиттерс культивировал форму и стиль в искусстве, чуждые дадаизму, всем своим экспериментам давал название «мерц» (фрагмент из слова «KomMERZbank»): мерц-живопись, мерц-поэзия, мерц-идея и т.д.; и таким образом основал мерц-искусство. Художник занимался созданием абстрактных картин, коллажей из предметов повседневной действительности, цифровых стихотворений, «звуковой поэзии» («Прасоната», 1922-1932 гг.), совокупных мерц-продуктов («колонна Швиттерса») и т.д.
В 1923-1932 гг. К. Швиттерс издавал журнал «Мерц», его усердиями дадаизм после своего падения продолжал существовать в мерц-искусстве.

В своей статье «Дада – это гипотеза» для журнала «Арарат» К. Швиттерс так определял связь мерц-искусства с дадаизмом: «это, собственно, ирония, позволившая ярко высветить светлые стороны дадаизма». Присутствие К. Швиттерса ощущается практически во всех неоавангардистских течениях ХХ в.

Кёльн

В 1919 г., впечатлившись метафизическими картинами Джорджо де Кирико и Пауля Клее, немецкий художник, участник группы нонкомформистов Макс Эрнст склоняется к дадаизму. Значительно способствовал становлению дадаизма в Кельне и Ханс Арп, который часто посещал Кёльн.
Истинными дадаистами в Кельне, отстаивающими движение до конца, были Макс Эрнст, Иоганнес Теодор Бааргельд, Ханс Арп.
В ноябре 1919 г. в Кельне прошла первая выставка дадаистов, которая включала в себя парадоксальные экспонаты: неумелые детские рисунки, зонтик, молоточек от рояля и т.д., что свидетельствовало о проявлении антиискусства.

Макс Эрнст, известный по прозвищу Дадамакс, владел техникой коллажа и «Фроттажа», в основу которой он положил свои галлюцинации и странные видения, посещавшие его когда-то во время болезни. Вместе с Х. Арпом он создавал серию странных фотомонтажей «Фатагага».
В своей работе «По ту сторону живописи», М. Эрнст так объяснял приемы своего творчества: «Техника коллажа – это систематическое объяснение случайных или искусственно спровоцированных встреч двух и более чуждых друг другу предметов на абсолютно неподходящем для этого в данный момент уровне – плюс искорка поэзии, которая проскакивает при сближении этих реальных предметов».

В апреле 1920 года М. Эрнст и И. Т. Бааргельд устроили вернисаж «Предвесенний Дада», который стал «вершиной и концом кельнского дадаизма». Затем М. Эрнст основал интернациональный журнал «Шаммаде» (1920 г.), публикации которого были ориентированы на примитивизм, иронический контекст, пародийность, дадаистсткий принцип сочетания несвязных элементов.

Деятельность группы прекратилась в 1922 г ., когда Х. Арп уехал в Париж вслед за отправившимся туда М. Эрнстом в 1920 г.

Расцвет и падение дадаизма в Париже

Дадаизм в Цюрихе был принят и продолжен в Париже, где движение и достигло своего полного расцвета. Сотрудничество Т. Тцара в Цюрихе с французскими издателями, его переписки с писателями-авангардистами способствовали распространению дадаизма в мире. В 1919 г. Т. Тцара переехал с Цюриха в Париж. Его творчество вызывало большое впечатление у молодых французских поэтов и художников – Андре Бретона, Луи Арагона, Филиппа Супо, Поля Элюара, Рене Хильзума и др., – которые подхватили его дадаистские идеи.

В отличие от Германии, во французском дадаизме ключевая роль принадлежала не художникам, а литераторам авангардистской направленности. Т. Тцара сотрудничал с основателями издания «Литература» А. Бретоном, Л. Арагоном и Ф. Суппо, продолжая активную пропаганду движения дада в Париже. Дадаизм был также представлен в парижских журналах – Ф. Пикабиа «391», Т. Тцара «Бюллетень Дада» и «Дадафон», П. Элюара «Проверб», П. Дерме «Z», книгах Ф. Супо, П. Элюара, Л. Арагона, Т. Тцара, Ф. Пикабиа, которые стали классикой французского дадаизма.

В Париже громкая бунтарская деятельность дадаистов под лозунгом «чем агрессивнее провокации, тем успешнее мероприятие» ознаменовалась огромным успехом . Стремительно возрос интерес к движению – таким образом оно себя утверждало. Особенно громкой оказалась парижская «манифестация Дада» в марте 1920 г. Конфликт между Т. Тцара и А. Бретоном в июле 1923 г. оказался решающим для их сотрудничества и для движения в целом. Дадаизм распался . Памфлет «Бородатое сердце» (1921 г) и инсценировка драматической пьесы Т. Тцара «Газовое сердце» (1923 г.) оказались последними в творческой деятельности дадаистов.

В Веймаре, Вене и Ганновере Т. Тцара произнес поминальную речь дада, в которой заявил: «… Дада – это состояние духа. Именно поэтому он изменяется в зависимости от расы и хода событий. Дада распространяется на все, однако он ничто…». В 1924 году Т. Тцара издал сборник «Семь манифестов Дада», который стал актом прощания с дадаизмом.

Впоследствии дадаистские идеи развились в новом направлении в искусстве, основанном бывшим дадаистом А. Бретоном, – сюрреализме. Исследовав богатую и загадочную историю дадаизма, французский писатель Мишель Сануйе пришел к выводу, что «сюрреализм – это французская форма Дада».

Дадаизм просуществовал в Париже короткое время (1919-1923 гг.) , но ему удалось существенно проявить себя, внести значимый вклад в изменение социально-культурной сферы Парижа, создать условия для появления новых решительных направлений в искусстве.

Слово дадаизм произошло от французского dada, что в переводе означает –«деревянная лошадка». Слово выбрано наугад в случайно открытой странице словаря.

Стиль дадаизм, однозначно, можно назвать предвестником сюрреализма. Как и многие другие стили, дадаизм возник как реакция на Первую мировую войну. Тогда многие люди вынуждены были бежать из военных территорий в нейтральную Швейцарию. Оставшись без родины и потеряв жизненные ориентиры, художники-дадаисты начали проповедовать антиискусство в котором нет ни морали, ни логики, ни традиций. Сутью самовыражения стала провокация, как единственно возможный способ существования. Ощущая собственную беспомощность, они советовали жить только сегодняшним днем, отрицая завтра. В техническом плане самым распространенным художественном приемом стал коллаж и его разновидности.

— авангардистское литературно-художественное течение, зародившееся во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе (Кабаре Вольтер). Стиль существовал с 1916 по 1922 г. Сутью дадаизма была насмешка над буржуазной культурой и дискредитирование мещанских нравов. Во главу ставилась анархическая инициатива отдельного человека, ничем не связанного в повседневной жизни и в искусстве.

«Дадаист является наиболее свободным человеком на земном шаре». «Кто живет для сегодняшнего дня — вечно живет». «Я против всякой системы. Наиболее приемлемая система — не иметь никакой системы». Такими были основные лозунги дадаистов. Анархический бунт против всего был следствием негодования и социальной беспомощности богемы перед лицом ужасов империалистической войны и ее социальных последствий.

Первыми деятелями дадаизма были Тристан Цара (поэт, румын), Рихард Гюльзенбек (поэт, немец), Гуго Балл (организатор дадаистов), Ганс Арп (художник, немец), Марсель Янко (художник, румын). Все они были выброшены за границы своей родины войной и все они в одинаковой мере были пропитаны бешеной ненавистью к правительствам своих стран. Сначала дадаизм возник как искусство кабаре, потом уже перешел в литературу и в изобразительное искусство.

Термин дадаизм придумал поэт Тристан Тцара, обнаруживший в словаре слово «дада». На языке негритянского племени Кру оно означает хвост священной коровы; в некоторых областях Италии так называют мать; это может быть обозначением детской деревянной лошадки; удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Также это слово значит и бессвязный младенческий лепет, что и стало самым удачным выражением сути всего течения.

Деятельность дадаистов осуществлялась в самых разнообразных формах. Они организовывали шокирующие выставки, ставили эпатирующие буржуазную публику спектакли, проводили провокационные фестивали. Беженцы в нейтральной Швейцарии сначала просто веселились, потом показывали злые и весьма циничные гримасы всему обществу, которому были обязаны войной, оторвавшей их от родины. Они делали тоже самое, что делалось в их отечественных кафе-шантанах и кабаре, только выступления были гораздо более острыми.

В изобразительном искусстве наиболее распространенной формой творчества дадаистов был коллаж — технический приём создания произведения из определённым образом скомпонованных и наклеенных на плоскую основу (холст, картон, бумагу) кусочков разнообразных материалов: бумаги, ткани и т. д. В дадаизме можно выделить три ветви развития коллажа: Случайный коллаж (Цюрих), Манифестационный коллаж (Берлин) и Поэтический коллаж (Кельн и Ганновер).

В Цюрихе дадаисты делали упор на случайность коллажа, произвольность комбинирования элементов. Например, Ханс Арп создавал свои коллажи, в случайном порядке высыпая на лист картона четырехугольники из цветной бумаги и приклеивая их так, как они легли. Тристан Тцара предлагал разрезать газету на слова и вслепую доставать их из сумки, чтобы составить стихотворение (таким образом, использование коллажного принципа не является прерогативой только изобразительного искусства, но мигрирует в поэзию).

Коллаж берлинских дадаистов многосоставен, визуально насыщен и зачастую носит ярко выраженный политический, протестный заряд. Коллаж дает возможность выразить в зрительной форме то, что было бы запрещено цензурой, будь оно сказано словами. В берлинском коллаже активно используются фрагменты фотографий. Художники именуют себя «фотомонтажниками», проводя параллель с рабочими промышленных предприятий.

Третье направление — наделение коллажа свойствами поэтического произведения — реализуется в кёльнских произведениях Макса Эрнста, а также в мерц-картинах Курта Швиттерса, работавшего в Ганновере. Хотя стиль этих художников несхож, их роднит то, что оба понимают коллаж как явление, близкое поэзии, как соединение двух или более чужеродных реальностей в явно неподходящей для них среде с появлением творческой искры от их соединения.

Дадаизм быстро зашел в тупик и остался в истории как социальный символ своего времени. В 1920-е годы французский дадаизм слился с сюрреализмом, а в Германии — с экспрессионизмом. Основными художниками, представителями дадаизма, являются Ганс Арп (Германия), Марсель Дюшан (Франция), Курт Швиттерс (Германия), Франсис Пикабиа, Макс Эрнст (Германия), Ман Рэй (Франция), Марсель Янко (Румыния), Ханс Беллмер (Германия), Софи Тойбер-Арп (Швейцария).

Дадаизм можно смело называть предвестником сюрреализма.

Стиль дадаизм произошел как отзыв на Первую мировую войну. В то время большинству людей необходимо было бежать из военной территории на нейтральную в Швейцарию. Художники-дадаисты , которые остались без родины и потеряли жизненный ориентир, стали проповедовать антиискусство, в котором нет ни логики, ни традиций, ни морали.

Суть самовыражения — провокация, как единственный возможный способ существования.

Они советуют жить исключительно сегодняшним днем, отрицая завтра. Самым известным художественном приемом был коллаж и его разновидность.

Дадаизм – это авангардистское литературно-художественное направление, которое зародилось в период Первой мировой войны в промежуточной Швейцарии, в Цюрихе (К. Вольтер). Стиль просуществовал с 1916 по 1922 года. Сутью дадаизма – это насмешка над буржуазным творчеством и обесславливание мещанских нравов. Главной была анархическая инициатива отдельного человека, который ничем не связан в повседневной жизни и в искусстве.

«Дадаист наиболее свободный человек на земном шаре».

«Те, кто живут для сегодняшнего дня – вечно живут».

«Я против любой системы. Самая подходящая система – не иметь никакой системы».

Это основные лозунги дадаистов.

Первые деятели дадаизма : Рихард Гюльзенбек (поэт, немец), Ганс Арп (художник, немец), Тристан Цара (поэт, румын), Марсель Янко (художник, румын), Гуго Балл (организатор дадаистов). Они все были брошены за границыу своей родины войной и были пропитаны сумасшедшем отвращением к правительствам своих стран.

Вначале дадаизм возник как искусство кабаре, но потом уже перешел в живопись и литературу.

Художники дадаисты

Сам термин дадаизм придумал и предложил поэт Тристан Тцара, который приметил в словаре слово «дада». Его значение на языке негритянского племени Кру – хвост священной коровы; в Италии, в некоторых областях, так называли мать; это также может обозначать детскую деревянную лошадку; удвоенное утверждение в русском и румынском языке. Также это слово обозначает и бессвязный лепет младенца, что и стало самым лучшим выражением сути всего направления.

Функционирование дадаистов осуществлялось в самой разнообразной форме. Они ставили спектакли, которые эпатировали буржуазную публику, организовали шокирующие выставки, проводили провокационные фестивали. Беженцы, которые находились в нейтральной Швейцарии, поначалу просто веселились, а затем показали злые и довольно циничные гримасы всему обществу. Они делали то же, что делалось в их кабаре и кафе-шантанах, только выступления были намного более острыми.

В живописи наиболее распространенная форма искусства дадаистов – коллаж – технический приём формирования произведения из скомпонованных и приклеенных на плоскую основу (картон, холст, бумагу) кусочков различных материалов.

В дадаизме можно определить три ветви развития коллажа: Манифестационный коллаж (Берлин), Поэтический коллаж (Кельн и Ганновер) и Случайный коллаж (Цюрих).

Дадаисты в Цюрихе сделали упор на произвольность комбинирования элементов и случайность коллажа. К примеру, Ханс Арп, создавая свои коллажи, в случайном порядке высыпал на лист картона четырехугольники из цветной бумаги и приклеивал их так, как они ложились.

Коллаж берлинских дадаистов имеет множественный состав, визуально насыщенный и чаще всего носит ярко выраженный протестный, политический заряд. Коллаж дает шанс выразить в зрительной форме то, что могло быть запрещено цензурой, если бы оно сказано словами. Берлинский коллаж активно использует фрагменты фотографий. Художники называют себя «фотомонтажниками», проводя тем самым параллель с рабочими на промышленных предприятиях.

Третье течение наделяло коллаж свойствами поэтического произведения. Реализовалось в кёльнских произведениях М. Эрнста, а также в мерц-картинах К. Швиттерса, который работал в Ганновере. Хотя стиль художников непохож, их объединяет то, что они оба видят коллаж как явление, которое близко поэзии, как объединение двух или более чужеродных действительностей в откровенно неподходящей для них среде с возникновением творческой искры от их объединения.

Страница 9 из 14


Дадаизм

Литературно-художественное движение дадаизм (от франц. dada – «конек, детская деревянная лошадка») возникло в период Первой мировой войны в Цюрихе. В группу дадаистов входили эмигранты – представители интернациональной богемы. Программы и манифесты представителей этого направления носили ярко выраженный нигилистический характер. В феврале 1916 года в Цюрихе был открыт артистический клуб-кабаре, демонстративно названный «Клубом Вольтера». Именно в этом кафе и нашли себе пристанище организаторы нового движения.

Важно отметить, что дадаизм был не столько направлением в искусстве, сколько интеллек-туальным бунтом, криком протеста, порожденным смятением перед кошмарным абсурдом мировой бойни. Вокруг «Клуба Вольтера» сгруппировались немецкие писатели-эмигранты Гуо Балль и Рихард Гюльзенбек, Ганс Арп – поэт, скульптор и художник, румынский архитектор и писатель Марсель Янко и другие.

Интерес к дадаизму на первых порах его существования проявляли Пабло Пикассо и Василий Кандинский. Его поддержали (особенно после 1920 года, когда дадаисты переехали в Париж) французские поэты Андре Бретон, Луи Арагон, Поль Элюар, Филипп Супо, Пьер Реверди. К движению примкнули приехавшие из США французские художники Марсель Дюшан, Франсис Пикабия и американский художник и фотограф Maн Рей.

Главным вдохновителем нового направления стал Марсель Дюшан, который еще в предвоен-ное время, живя в Нью-Йорке, предвосхитил многие дадаистические приемы. Среди исследова-телей движения дада существует мнение, что истоки его возникновения нужно искать в Соединенных Штатах Америки.

После окончания Первой мировой войны, свершения революций в России и Германии центром наиболее активной деятельности дадаистов стал Париж. Представители движения дадаиз-ма устраивали в городе шумные скандалы, а во время своих выступлений на организованных ими вечерах и выставках доводили публику до исступления. Поэты-дадаисты выкрикивали в зал бессмысленный, хаотический набор слов, художники выставляли в экспозицию выставок нелепые коллажи. Они представляли собой наклеенные на холст обрывки фотографий, газет, кусков мочала, веревок, пуговиц, битого стекла, проволоки.

Марсель Дюшан, например, в парижском Дворце празднеств представил в экспозицию выставки цветную репродукцию Моны Лизы с пририсованными усами и бородкой, а его коллега Франсис Пикабия – полотно под названием «Святая Дева». Вся композиция этого произведения представляла собой огромную чернильную кляксу.

Абсурдность, откровенный эпатаж и хулиганство вызывали у зрителей соответствующую реакцию. Во время творческих сеансов публика забрасывала представителей нового искусства яйцами и жареными бифштексами. Нередко вечера и выставки дадаистов заканчивались драками и непременным вмешательством полиции.

Сумбурный, анархический бунт дадаизма шел по линии наименьшего сопротивления окружа-ющему реальному миру. Это привело последователей движения в лабиринты самого безудержного нигилизма, истерического ниспровержения всего и вся. Наглядно демонстрируют основные принципы дадаизма высказывания его лидеров и основателей.

Немецкий художник Георг Грос говорил в свое время: «Мы с легкостью издевались над всем, ничего не было для нас святого, мы все оплевывали. У нас не было никакой политической программы, но мы представляли собой чистый Нигилизм, и нашим символом являлись Ничто, Пустота, Дыра...».

Не менее хаотичны и абсурдны утверждения его соратника по движению, французского поэта Луи Арагона.

В одном из своих многочисленных манифестов он восклицал: «Нет больше художников, литераторов, музыкантов, скульпторов, религий, республиканцев, роялистов, империалистов, анархистов, социалистов, большевиков, политиков, пролетариев, демократов, буржуев, аристокра-тов, армии, полиции, родины. Довольно этих глупостей. Больше нет ничего, ничего, ничего».

Молодые художники и поэты, потрясенные чудовищной бессмыслицей Первой мировой войны, противопоставляли ей бессмысленность творчества. Они утверждали примат бессознатель-ного, примитивно-инфантильного отношения к реальной действительности.

Довольно неоднородное течение дадаизм объединило людей самых различных убеждений. В его рядах находились те, кто искренне верил в свою историческую роль преобразователей общества, и отпетые реакционеры, как, например, сблизившийся на некоторое время с цюрихской группой глава итальянского футуризма Маринетти. Среди дадаистов было и немало позеров, любителей пощекотать нервы шутовской игрой, откровенным эпатажем, хотя большинство представителей движения дада вполне серьезно относились к своим общественным выступлениям, выставкам и манифестам.

Некоторые из исследователей этого авангардистского направления считали, что в первую очередь новое течение привлекло внимание молодых деятелей культуры впечатлениями «новизны», «взрывчатой силы», бунтом против традиционных, стертых и опошленных, а в годы Первой мировой войны бесконечно скомпрометировавших себя постулатов официальной казен-ной идеологии.

Дадаизм возник не случайно. Его появление имело социальную обусловленность. Яркое доказательство тому – берлинская группа, которую возглавлял способный и талантливый худож-ник Георг Грос, ставший впоследствии одним из самых острых мастеров немецкой политической сатиры.

В коллажах, фотомонтажах, рисунках, манекенах, созданных берлинской группой в общем русле дадаизма, ощущался своеобразный оттенок издевательского гротеска, направленного против мещанской пошлости буржуазного бытия. Многие работы художников несли на себе печать ярко выраженного антимилитаристского вызова. Так, например, на одной из выставок был представлен манекен, подвешенный к потолку и изображающий немецкого офицера в каске, с огромной свиной мордой вместо лица.

Однако в целом дадаизм, несмотря на субъективные устремления некоторых его представи-телей и на проявление антибуржуазного протеста, был течением сугубо аполитичным. Внешне активная, шумная деятельность дадаистов, по существу, была замкнута, изолирована от окружа-ющей жизни с ее вопиющими реальными противоречиями.

Наглядным примером служит творчество лидеров этого формалистического, до некоторой степени эпатажного течения.

Одним из ярких представителей дадаизма считается французский живописец Франсис Пикабия. Рисунки и картины художника-бунтаря в дадаистский период напоминали технические чертежи, абсурдные изображения частей машин, которые сочетались с произвольными абстрак-тными формами и нарочито многозначительными, включенными в полотно надписями. Таковы, например, его композиции «Всемирная проституция» (1916), «Любовный парад» (1917), «Дитя-карбюратор» (1918, частное собрание, Париж), «Каннибализм» (1919).

Ставший впоследствии ярким представителем абстрактного искусства, немец Ганс Арп в период увлечения дадаизмом создавал однообразные варианты цветных бумажных и деревянных аппликаций на картоне или дереве.

Один из главных «выдумщиков» среди дадаистов, Марсель Дюшан (1887-1968), в своем формотворчестве вообще не обременял себя никакими сюжетными ассоциациями. По собствен-ному признанию художника, он всегда стремился изобретать вместо того, чтобы выражать себя. На одной из выставок М. Дюшан представил серию «Ready made» (буквальный перевод – «готовый», «готовое изделие»). В экспозицию входили бытовые предметы, некоторые из них были представлены в нетронутом, словно сошедшем с магазинного прилавка виде. Другие изображали самые неожиданные комбинации: например, колесо, укрепленное на табуретке (1914), металли-ческую клетку, заполненную мраморными кубиками, имитирующими пиленый сахар.

Экспонируя лопату или железную сушилку для бутылок, дадаисты считали, что тем самым они активно «разрушают» искусство. Непревзойденных высот в создании коллажей достиг немец-кий художник Курт Швиттерс (1887-1948) – создатель одного из видов дадаистического направления, так называемого мерцизма.

В конструкции объемного характера – «мерци» – художник вставлял коллажи из кусков дерева, трамвайных билетов, пучков волос, старых тряпок, детских игрушек и дамских корсетов. Некоторые из этих «впечатляющих» монументов в момент демонстрации приводились в движение и даже могли издавать звуки.

Дадаисты утверждали, что, используя такой прием, как коллаж, они создавали ощущение абсурдности, хаоса, полной непонятности и, как писали историки и исследователи движения дадаизма, породили вещи «конкретной иррациональности».

Основу дадаизма, по мнению представителей этого движения, составляла болезненная ущерб-ность видения, которая выражалась в бессознательном, инфантильно-бессвязном творчестве, отвергающем логическую систему мышления.

Дадаизм быстро зашел в тупик, руководствуясь такими принципами и взглядами на природу возникновения искусства. К середине 1920-х годов он как направление закончил свое существо-вание. Кратковременное, хаотичное и пестрое по своему составу течение дадаизм предстало как социально-психологический симптом времени. Однако это движение оказало сильное воздействие на развитие всей мировой литературы и изобразительного искусства. После своего распада оно способствовало формированию гораздо более программного направления – сюрреализма.

ДАДАИЗМ (Dadaïsme) – модернистское художественное течение конца 1910-х – начала 1920-х. Возник в 1916 в Швейцарии (Цюрихе) в среде художественной интеллигенции как протест против Первой мировой войны и европейской цивилизации, в которой дадаисты видели ее первопричину. Основатель – румынский поэт Тристан Тцара (настоящее имя Самуил Розеншток; 1896–1963), собравший вокруг себя интернациональную группу, в которую вошли его соотечественник литератор, художник, архитектор Марсель Янко (1895–1973), скульптор, художник и поэт из Эльзаса Ханс Арп (1888–1966), немецкие писатели-эмигранты Гуго Балль (1886–1927) и Рихард Гюльзенбек (1892–1974) и др. Некоторые из них затем экспортировали дадаизм в другие страны. Термин «дадаизм» идет от французского слова dada («бессмысленный детский лепет»); так назывался и созданный ими журнал, выдержавший семь изданий (с 1917 по 1920). Новое движение быстро вышло за пределы Швейцарии; дадаистские группы возникли в Берлине (Р.Гюльзенбек, Георг Гросс, Рауль Хаусманн), Ганновере (Курт Швиттерс), Кельне (Х.Арп), Голландии (Тео ван Десбург), Нью-Йорке (Марсель Дюшан, Франсис Пикабия, Ман Рей); во Франции появились близкие им по духу журналы «Сик» («Sic») П.А.Биро (1916) и «Северо-Юг» («Nord-Sud») П.Реверди (1917–1918).

В своем антимилитаристском бунте дадаисты апеллировали к Военным письмам Жака Ваше (1896–1919), рассказавшего об отвратительном лике войны; они ходили в рукописях и были опубликованы только в 1920, после самоубийства их автора. Среди всех подвергнутых остракизму ценностей буржуазного общества главной мишенью оказалось искусство. Дадаисты отрицали все его законы, утверждали безусловный примат иррационального, бессознательного и интуитивного, ниспровергали рационализм, вошедший в плоть и кровь европейской культуры. Корни художественного бунтарства они находили в символистском фарсе Альфреда Жарри Юбю-король (1896). Дадаисты считали, что в условиях полной деградации и близкого краха европейской цивилизации их первостепенной задачей было ускорить этот крах, подрывая ее фундаментальные структуры – структуры мысли и языка. Они призывали разрушить все механизмы человеческой речи (семантические, грамматические, фонетические) и начать с самого начала, т.е. вернуться к исходному моменту формирования языка, когда он существовал еще на уровне отдельных звуков (предъязык). Участники группы посвящали свои собрания коллективному творчеству – созданию «симультанно-шумовой» поэзии (poesie simultannée bruitiste): ?е заботясь ни о логике, ни о целостности, ни о различии языков, они произвольно соединяли слова и фразы; этой «креативный акт» включал также крики, игру на фортепиано, свист и удары литавр. Практиковалось и индивидуальное экспериментирование; в 1916 Т.Тцара представил результаты своих дадаистских опытов в Первом небесном путешествии господина Антипирина (La Première Aventure céleste de M. Antipyrine ), а в 1919 – в сборнике Двадцать пять стихотворений (Vingt-cinq poèmes ).

Творя лингвистический хаос, дадаисты обрекали литературу на самоуничтожение; естественно, что от них не осталось практически никаких произведений. Это вписывалось в их понимание дадаизма: они видели в нем не столько художественное течение, сколько определенный образ жизни.

Теоретическое оформление дадаизма произошло в 1918, когда Т.Тцара опубликовал первый Манифест Дада (Manifeste Dada 1918 ); за ним последовало еще шесть. В 1919 вместе со своими единомышленниками он перебрался во Францию; таким образом центр дадаистского движения переместился в Париж. Нигилистический пафос дадаистов, граничивший с анархизмом, привлек к себе большое количество молодых французских поэтов и художников, особенно тех, кто прошел через войну. Началось тесное сотрудничество Т.Тцара с редакторами журнала «Литература» Андре Бретоном , Луи Арагоном и Филипом Супо, уже закладывавшими основы новой, сюрреалистической, школы. К их союзу примкнули Поль Элюар , Пьер Реверди, Пабло Пикассо , Амедео Модильяни , Василий Кандинский и многие другие.

Деятельность дадаистов осуществлялась в самых разнообразных формах. Они организовывали шокирующие выставки, ставили эпатирующие буржуазную публику спектакли, как, например, Газовое сердце (Coeur à gaz ) и Бородатое сердце (Coeur à barbe ) Т.Тцара, проводили провокационные «фестивали», часто сопровождавшиеся потасовками. Особенно скандальной оказалась «манифестация Дада» в парижском Доме Творчества в марте 1920.

Ведущее положение дадаистов в кругах бунтарствующей интеллигенции сохранялось недолго. Постепенно лидерство перешло от Т.Тцара к А.Бретону, и к 1922 дадаисты растворились в новом течении – сюрреализме. Актом прощания с дадаизмом стал сборник Семь манифестов Дада (Sept manifestes Dada ), изданный Т.Тцара в 1924.

Дадаизм не оставил последователей, если не считать возникшего после Второй мировой войны недолговечного движения леттристов (1946), покусившихся в своем новаторском порыве не только на слова, но и на слоги и буквы (фр. lettre). Тем не менее дадаизм сыграл важную роль в истории художественных идей. Он явился одним из моментов кризиса европейской культуры первой четверти ХХ в., времени глобальной переоценки ценностей и интенсивного поиска новых путей в искусстве.

Евгения Кривушина