Стили живописи: Абстрактное искусство. Абстракционизм в искусстве Абстрактные художники

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 16.05.2014 13:36 Просмотров: 10491

«Когда острый угол треугольника касается круга, эффект не менее значителен, чем у Микеланджело, когда палец Бога касается пальца Адама», - говорил В. Кандинский, лидер авангардного искусства первой половины XX в.

– форма изобразительной деятельности, не ставящая своей целью отображение визуально воспринимаемой реальности.
Это направление в искусстве называют также «беспредметным», т.к. его представители отказались от изображения, приближенного к действительности. В переводе с латинского слово «абстракционизм» означает «удаление», «отвлечение».

В. Кандинский «Композиция VIII» (1923)
Художники-абстракционисты на своих полотнах создавали определённые цветовые сочетания и геометрические формы, чтобы вызвать у зрителя различные ассоциации. Абстракционизм не ставит целью узнавание предмета.

История абстракционизма

Основоположниками абстракционизма считаются Василий Кандинский, Казимир Малевич, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Пит Мондриан. Кандинский был наиболее решительным и последовательным из тех, кто в то время представлял это направление.
Исследователи говорят, что не совсем правильно считать абстракционизм стилем в искусстве, т.к. это специфическая форма изобразительного искусства. Она делится на несколько направлений: геометрическая абстракция, жестикуляционная абстракция, лирическая абстракция, аналитическая абстракция, супрематизм , аранформель, нюажизм и т.д. Но в сущности, сильное обобщение – это и есть абстракция.

В. Кандинский «Москва. Красная площадь»»
Уже с середины XIX в. живопись, графика, скульптура основываются на том, что недоступно непосредственному изображению. Начинаются поиски новых изобразительных средств, способов типизации, повышенной экспрессии, универсальных символов, сжатых пластических формул. С одной стороны, это направлено на отображение внутреннего мира человека – его эмоциональных психологических состояний, с другой – на обновление видения предметного мира.

Творчество Кандинского проходит ряд этапов, включая академический рисунок и реалистическую пейзажную живопись, и только потом выходит в свободное пространство цвета и линии.

В. Кандинский «Синий всадник» (1911)
Абстрактная композиция – это тот последний, молекулярный, уровень, на котором живопись еще остается живописью. Абстрактное искусство – самый доступный и благородный способ запечатлеть личное бытие, и в то же время это прямая реализация свободы.

Мурнау «Сад» (1910)
Первая абстрактная картина была написана Василием Кандинским в 1909 г. в Германии, а через год здесь же он выпустил книгу «О духовном в искусстве», ставшую впоследствии знаменитой. Основу этой книги составили размышления художника о том, что внешнее может быть случайным, а внутренне необходимое, духовное, составляющее сущность человека, вполне может воплотиться в картине. Это мироощущение связано с теософскими и антропософскими трудами Елены Блаватской и Рудольфа Штайнера, которые изучал Кандинский. Художник описывает цвет, взаимодействие цветов и их влияние на человека. «Психическая сила краски... вызывает душевную вибрацию. Например, красный цвет может вызвать душевную вибрацию, подобную той, какую вызывает огонь, так как красный цвет есть в то же время цвет огня. Теплый красный цвет действует возбуждающим образом; такой цвет может усилиться до болезненной мучительной степени, может быть, также и вследствие его сходства с текущей кровью. Красный цвет в этом случае пробуждает воспоминание о другом физическом факторе, который, безусловно, болезненным образом действует на душу».

В. Кандинский «Сумерки»
«... фиолетовый цвет является охлажденным красным, как в физическом, так и в психическом смысле. Он имеет поэтому характер чего-то болезненного, погасшего, имеет в себе что-то печальное. Не напрасно этот цвет считается подходящим для платьев старух. Китайцы применяют этот цвет непосредственно для траурных одеянии. Его звучание сходно со звуками английского рожка, свирели и в своей глубине – низким тонам деревянных духовых инструментов (например, фагота)».

В. Кандинский «Серый овал»
«Черный цвет внутренне звучит как Ничто без возможностей, как мертвое».
«Ясно, что все приведенные обозначения этих простых красок являются лишь весьма временными и элементарными. Такими же являются и чувства, которые мы упоминаем в связи с красками - радость, печаль и т.д. Эти чувства также являются лишь материальными состояниями души. Гораздо более тонкую природу имеют тона красок, а также и музыки; они вызывают гораздо более тонкие вибрации, не поддающиеся словесным обозначениям».

В.В. Кандинский (1866-1944)

Выдающийся русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма.
Родился в Москве в семье коммерсанта, получил основное музыкальное и художественное образование в Одессе, когда семья переехала туда в1871 г. Блестяще окончил юридический факультет Московского государственного университета.
В 1895 г. в Москве проходила выставка французских импрессионистов . Особенно поразила Кандинского картина Клода Моне «Стог сена» – так в возрасте 30 лет он полностью меняет профессию и становится художником.

В. Кандинский «Пёстрая жизнь»
Его первая картина – «Пёстрая жизнь» (1907). Она представляет собой обобщённую картину человеческого бытия, но это уже перспектива его будущего творчества.
В 1896 г. он переезжает в Мюнхен, где знакомится с творчеством немецких экспрессионистов . После начала Первой мировой войны возвращается в Москву, но через некоторое время вновь уезжает в Германию, а затем во Францию. Он много путешествовал, но периодически возвращался в Москву и Одессу.
В Берлине Василий Кандинский преподавал живопись, стал теоретиком школы «Баухауз» (Высшая школа строительства и художественного конструирования) – учебное заведение в Германии, существовавшее с 1919 по 1933 гг. В это время Кандинский получил всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства.
Умер в 1944 г. в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен.
Абстракционизм как художественное направление в живописи не был однородным явлением – абстрактное искусство объединяло несколько течений: лучизм, орфизм , супрематизм и др., о которых более подробно вы можете узнать из наших статей. Начало XX в. – время стремительного развития различных авангардных течений. Абстрактное искусство было очень разнообразным, сюда входили также и кубофутуристы , конструктивисты , беспредметники и др. Но язык этого искусства требовал других форм выражения, но они не поддерживались деятелями официального искусства, к тому же и в среде самого авангардного движения были неизбежны противоречия. Авангардное искусство было объявлено антинародным, идеалистическим и практически было запрещено.
Абстракционизм не нашёл поддержки и в фашистской Германии, поэтому центры абстракционизма из Германии и Италии перемещаются в Америку. В1937 г. в Нью-Йорке создается музей беспредметной живописи, основанный семьей миллионера Гуггенхайма, в 1939 г. – Музей современного искусства, созданный на средства Рокфеллера.

Послевоенный абстракционизм

После Второй мировой войны в Америке пользовалась популярностью «школа Нью-Йорка», членами которой были создатели абстрактного экспрессионизма Д. Поллок, М. Ротко, Б. Ньюманн, А. Готтлиб.

Д. Поллок «Алхимия»
Глядя на картину этого художника, понимаешь: серьёзное искусство не поддаётся лёгкой интерпретации.

М. Ротко «Без названия»
В 1959 г. их произведения были выставлены в Москве на выставке национального искусства США в парке «Сокольники». Начало «оттепели» в России (1950-е годы) открыло новый этап в развитии отечественного абстракционизма. Открылась студия «Новая реальность», центром которой был Элий Михайлович Белютин.

Студия находилась в подмосковном Абрамцеве, на даче Белютина. Была установка на коллективную работу, к которой стремились футуристы начала XX в. «Новая реальность» объединила московских художников, которые придерживались различных взглядов на методику построения абстракции. Из студии «Новая реальность» вышли художники Л. Грибков, В. Зубарев, В. Преображенская, А. Сафохин.

Э. Белютин «Материнство»
Новый этап в развитии русской абстракции начинается в 1970-е годы. Это время Малевича, супрематизма и конструктивизма, традиций русского авангарда. Картины Малевича вызвали интерес к геометризированной форме, линейным знакам, пластическим структурам. Современные авторы открывали для себя труды русских философов и теологов, богословов и мистиков, приобщались к неисчерпаемым интеллектуальным источникам, которые наполняли новым смыслом творчество М. Шварцмана, В. Юрлова, Э. Штейнберга.
Середина 1980-х годов – завершение очередной стадии развития абстракции в России. Конец XX в. обозначил особенный «русский путь» беспредметного искусства. С точки зрения развития мировой культуры абстракционизм как стилевое направление завершился в 1958 г. Но только в постперестроечном российском обществе абстрактное искусство стало равноправным с другими направлениями. Художники получили возможность выражения в формах не только классических , но в формах геометрической абстракции.

Современный абстракционизм

Современным языком абстракции часто становится белый цвет. Для москвичей М. Кастальской, А. Красулина, В. Орлова, Л. Пелиха пространство белого (высшего напряжения цвета) наполнено бесконечными возможностями, позволяющими использовать и метафизические представления о духовном, и оптические законы отражения света.

М. Кастальская «Сонная лощина»
Понятие «пространство» имеет в современном искусстве разный смысл. Например, существует пространство знака, символа. Существует пространство древних рукописей, образ которых стал своеобразным палимпсестом в композициях В. Герасименко.

А. Красулин «Табурет и вечность»

Некоторые течения в абстрактном искусстве

Лучизм

С. Романович «Снятие со креста» (1950-е годы)
Направление в живописи русского авангарда в искусстве 1910-х годов, основанное на смещении световых спектров и светопередачи. Одно из ранних направлений абстракционизма.
В основе творчества лучистов лежит идея о «пересечении отраженных лучей различных предметов», так как человеком в действительности воспринимается не сам предмет, а «сумма лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета и попавших в поле нашего зрения». Лучи на полотне передаются с помощью цветных линий.
Основателем и теоретиком течения был художник Михаил Ларионов. В лучизме работали Михаил Лё-Дантю и другие художники группы «Ослиный хвост».

Особое развитие лучизм получил в творчестве С. М. Романовича, который колористические идеи лучизма сделал основой «пространственности» красочного слоя фигуративной картины: «Живопись иррациональна. Она происходит из глубин человека, как родник бьет из-под земли. Задача ее – преображение видимого мира (объекта) через гармонию, которая знак истины. Работать – писать в гармонии – может тот, в ком она живет – это тайна человека».

Орфизм

Направление во французской живописи начала XX в., образованное Р. Делоне, Ф. Купка, Ф. Пикабия, М. Дюшан. Название дано в 1912 г. французским поэтом Аполлинером.

Р. Делоне «Марсово поле: Красная башня» (1911-1923)
Художники-орфисты стремились выразить динамику движения и музыкальность ритмов с помощью взаимопроникновения основных цветов спектра и взаимопересечения криволинейных поверхностей.
Влияние орфизма можно увидеть в работах русского художника Аристарха Лентулова, а также Александры Экстер, Георгия Якулова и Александра Богомазова.

А. Богомазов «Композиция №2»

Неопластицизм

Этому стилю свойственны чёткие прямоугольные формы в архитектуре («интернациональный стиль» П. Ауда) и абстрактная живопись в компоновке крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра (П. Мондриан).

«Мондриановский стиль»

Абстрактный экспрессионизм

Школа (движение) художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст для полнейшего выявления эмоций. Целью художника при таком творческом методе является спонтанное выражение внутреннего мира (подсознания) в хаотических формах, не организованных логическим мышлением.
Особый размах движение получило в 1950-е гг., когда во главе его встали Д. Поллок, М. Ротко и Виллем де Кунинг.

Д. Поллок «Под разными масками»
Одной из форм абстрактного экспрессионизма является ташизм, оба этих течения практически совпадают по идеологии и творческому методу, однако персональный состав художников, называвших себя ташистами или абстрактными экспрессионистами, совпадает не полностью.

Ташизм

А. Орлов «Шрамы в душе не заживают никогда»
Представляет собой живопись пятнами, которые не воссоздают образов реальности, а выражают бессознательную активность художника. Мазки, линии и пятна в ташизме наносятся на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана. К ташизму близки европейская группа «КОБРА» и японская группа «Гутаи».

А. Орлов «Времена года» П.И. Чайковский

Возникновение Абстракционизма :

Абстракционизм, как направление, возник в начале 20 в. одновременно в нескольких европейских странах. Признанными основоположниками и вдохновителями этого движения считаются художники Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан, Франтишек Купка и Робер Делоне, изложившие основные положения Абстракционизма в своих теоретических трудах и программных заявлениях. Разные по целям и задачам, их учения были едины в одном: Абстракционизм как высшая ступень развития изобразительного творчества создает формы, присущие только искусству. «Освобожденный» от копирования действительности, он превращается в средство передачи различными изобразительными образами непостижимого духовного начала мироздания, вечных «духовных сущностей», «космических сил».

Как художественное явление Абстракционизм оказал огромное влияние на становление и развитие современного архитектурного стиля, дизайна, промышленного, прикладного и декоративного искусства.

Особенности Абстракционизма:

Абстракционизм (от лат. Abstractus – отвлеченный) – одно из главных художественных направлений в искусстве 20 века, в котором структура произведения основывается исключительно на формальных элементах – линии, цветовом пятне, отвлеченной конфигурации. Произведения Абстракционизма отрешены от форм самой жизни: беспредметные композиции воплощают субъективные впечатления и фантазии художника, поток его сознания, они порождают свободные ассоциации, движение мысли и эмоциональные сопереживания.

С момента появления Абстракционизма в нем наметились две основные линии:

  • Первая геометрическая , или логическая абстракция , создающая пространство путем сочетания геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий. Она находит воплощение в супрематизме К.Малевича, неопластицизме П.Мондриана, орфизме Р.Делоне, в творчестве мастеров постживописной абстракции и оп-арта;
  • Вторая — лирико-эмоциональная абстракция , в которой композиции организуются из свободно текущих форм и ритмов, представлена творчеством В.Кандинского, работами мастеров абстрактного экспрессионизма, ташизма, информального искусства.

Мастера Абстракционизма:

Василий Кандинский, Казимир Малевич, Франтишек Купка, Пауль Клее, Пит Мондриан, Тео Ван Дусбург, Роббер Делоне, Михаил Ларионов, Любовь Попова, Джексон Полок, Йозеф Альберс и другие.

Картины художников:

Одно из основных направлений в искусстве авангарда. Главный принцип абстрактного искусства – отказ от подражания зримой реальности и оперирования её элементами в процессе создания произведения. Объектом искусства вместо реалий окружающего мира становится инструментарий художественного творчества – цвет, линия, форма. Сюжет заменяется пластической идеей. Многократно возрастает роль ассоциативного начала в художественном процессе, а также появляется возможность выражения чувств и настроений творца в абстрагированных, очищенных от внешней оболочки образах, которые способны концентрировать духовное начало явлений и быть его носителями (теоретические труды В.В.Кандинского).

Случайные элементы абстракции можно выявить в мировом искусстве на протяжении всего его развития, начиная с наскальных росписей. Но зарождение этого стиля следует искать в живописи импрессионистов, которые пытались разложить цвет на отдельные элементы. Фовизм осознанно развил эту тенденцию, «выявляя» цвет, подчёркивая его самостоятельность и делая объектом изображения. Из фовистов ближе всего к абстракции подошли Франц Марк и Анри Матисс (симптоматичны его слова: «всякое искусство абстрактно»), также по этому пути двигались французские кубисты (в особенности Альбер Глез и Жан Метценже) и итальянские футуристы (Джакомо Балла и Джино Северини). Но никто из них преодолеть границу фигуративности не смог или не пожелал. «Признаемся, однако, что некоторое напоминание существующих форм не должно быть изгнано окончательно, по крайней мере в настоящее время» (А.Глэз, Ж.Метцэнже. О кубизме. СПб., 1913. С.14).

Первые абстрактные произведения появились в конце 1900-х – начале 1910-х в творчестве Кандинского во время работы над текстом «О духовном в искусстве», а первой абстрактной картиной считается его «Картина с кругом» (1911. НМГ). К этому времени относится его рассуждение: «<...> только та форма правильна, которая <...> материализует соответственно содержание. Всякие побочные соображения, и среди них соответствие формы так называемой “природе”, т.е. природе внешней, несущественны и вредны, так как они отвлекают от единственной задачи формы – воплощения содержания. Форма есть материальное выражение абстрактного содержания» (Содержание и форма. 1910 // Кандинский 2001. Т. 1. С.84).

На раннем этапе абстрактное искусство в лице Кандинского абсолютизировало цвет. В исследовании цвета, практическом и теоретическом, Кандинский развивал учение о цвете Иоганна Вольфганга Гёте и заложил основы теории цвета в живописи (среди русских художников теорией цвета занимались М.В.Матюшин, Г.Г.Клуцис, И.В.Клюн и другие).

В России в 1912–1915 были созданы абстрактные живописные системы лучизма (М.Ф.Ларионов, 1912) и супрематизма (К.С.Малевич, 1915), во многом определившие дальнейшую эволюцию абстрактного искусства. Сближение с абстрактным искусством можно найти в кубофутуризме и алогизме. Прорывом к абстракции была картина Н.С.Гончаровой «Пустота» (1914. ГТГ), но эта тема не нашла дальнейшего развития в творчестве художницы. Ещё один невоплотившийся аспект русской абстракции – цветопись О.В.Розановой (см.: Беспредметное искусство).

Своими путями к живописной абстракции в эти же годы шли чех Франтишек Купка, французы Робер Делоне и Жак Вийон, голландец Пит Мондриан, американцы Стэнтон Макдональд-Райт и Морган Расселл. Первыми абстрактными пространственными конструкциями были контррельефы В.Е.Татлина (1914).

Отказ от изоморфизма и обращение к духовному началу давали повод связывать абстрактное искусство с теософией, антропософией и даже с оккультизмом. Но сами художники на первых этапах развития абстрактного искусства подобных идей не высказывали.

После Первой мировой войны абстрактная живопись постепенно завоёвывает главенствующие позиции в Европе и становится универсальной художественной идеологией. Это мощное художественное движение, которое в своих устремлениях выходит далеко за рамки живописно-пластических задач и демонстрирует способность создавать эстетико-философские системы и решать социальные задачи (например, основанный на принципах жизнестроительства «супрематический город» Малевича). В 1920-е на основе его идеологии возникают такие исследовательские институты, как Баухауз или Гинхук. Из абстракции также вырос конструктивизм.

Русский вариант абстракции получил название беспредметного искусства.

Многие принципы и приёмы абстрактного искусства, ставшие классикой в ХХ веке, широко используются в дизайне, в театральном и декоративном искусстве, в кино, телевидении и компьютерной графике.

Понятие абстрактного искусства менялось со временем. До 1910-х этот термин использовали в отношении живописи, где формы изображались обобщённо и упрощённо, т.е. «абстрактно», по сравнению с более детальным или натуралистическим изображением. В этом значении термин в основном применялся к декоративному искусству или к композициям с уплощёнными формами.

Но уже с 1910-х «абстрактными» называют произведения, где форма или композиция изображается под таким углом, что первоначальный предмет меняется почти до неузнаваемости. Чаще всего этим термином обозначают стиль искусства, который базируется исключительно на аранжировке визуальных элементов – формы, цвета, структуры, при этом вовсе не обязательно, что они имеют инициирующий образ в материальном мире.

Понятие смысла в абстрактном искусстве (в обоих его значениях – раннем и более позднем) – сложный вопрос, который постоянно обсуждается. Абстрактные формы могут относиться и к невизуальным явлениям, таким как любовь, скорость или законы физики, ассоциируясь с производной сущностью («эссенциализм»), с воображаемым или иным способом отделения от подробного, детального и несущественного, случайного. Несмотря на отсутствие репрезентативного предмета, в абстрактном произведении может аккумулироваться огромная экспрессия, а семантически наполненные элементы, такие как ритм, многократность и символика цвета, указывают на причастность к специфическим идеям или событиям вне самого изображения.

Литература:
  • M.Seuphor. L’Art abstrait, ses origins, ses premiers maîtres. Paris, 1949;
  • M.Вriоn. L’Art abstrait. Paris, 1956; D.Vallier. L’Art abstrait. Paris, 1967;
  • R.Capon. Introducing Abstract Painting. London, 1973;
  • C.Blok. Geschichte der abstrakten Kunst. 1900–1960. Köln, 1975;
  • M.Schapiro. Nature of Abstract Art (1937) // M.Schapiro. Modern Art. Selected Papers. New York, 1978;
  • Towards a New Art: Essays on the Background to Abstract Painting 1910–1920. Ed. M.Compton. London, 1980;
  • The Spiritual in Art. Abstract Painting 1890–1985. Los Angeles County Museum of Arts. 1986/1987;
  • Text by M.Tuchman; B.Altshuler. The Avant-Garde in Exhibition. New Art in the 20th Century. New York, 1994;
  • Абстракция в России. ХХ век. Т. 1–2. ГРМ [Каталог] СПб., 2001;
  • Беспредметность и абстракция. Сб. статей. Отв. ред. Г.Ф.Коваленко. М., 2011.;
Одноствольный узор, Вильям Моррис

«Абстракционизм», называемый также «беспредметным искусством», «нефигуративным», «нерепрезентативным», «геометрической абстракцией» или «конкретным искусством», является довольно расплывчатым зонтичным термином для любого объекта живописи или скульптуры, который не отображает узнаваемые объекты или сцены. Однако, как мы видим, не существует четкого консенсуса в отношении определения, типов или эстетического значения абстрактного искусства. Пикассо думал, что такого понятия вообще не существует, в то время как некоторые искусствоведы считают, что все искусство абстрактно — потому что, например, никакая живопись не может рассчитывать на то, чтобы быть чем-то большим, нежели грубым резюме того, что видит художник. Кроме того, существует скользящая шкала абстракции: от полу-абстрактного до полностью абстрактного. Поэтому, хотя теория относительно ясна — абстрактное искусство отстранено от реальности — практическая задача отделения абстрактных от не абстрактных произведений может быть гораздо более проблематичной.

В чем идея абстрактного искусства?

Начнем с очень простого примера. Возьмем плохой (ненатуралистичный) рисунок чего-либо. Исполнение изображение оставляет желать лучшего, однако если его цвета красивы, рисунок может поразить нас. Это показывает, как формальное качество (цвет) может переопределить репрезентативное (рисунок).
С другой стороны, фотореалистичная картина, скажем, дома может демонстрировать превосходную графику, но сам предмет, цветовая схема и общий состав могут быть абсолютно скучными.
Философское обоснование оценки ценности художественных формальных качеств проистекает из утверждения Платона о том, что: «Прямые линии и круги… не только красивые… но вечные и абсолютно красивые».

Конвергенция, Джексон Поллок, 1952 г.

По сути, изречение Платона означает, что нон-натуралистичные образы (круги, квадраты, треугольники и т. д.) обладают абсолютной, неизменной красотой. Таким образом, живопись может быть оценена только за ее линию и цвет, ей не нужно изображать естественный объект или сцену. Французский художник, литограф и теоретик искусства Морис Денис (1870-1943) имел в виду то же самое, когда писал: «Помните, что картина — до того, как стать военным конем или обнаженной женщиной … по существу плоская поверхность, покрытая цветом, собранным в определенном порядке».

Френк Стелла

Типы абстракционизма

Чтобы все было просто, мы можем разделить абстрактное искусство на шесть основных типов:

  • Криволинейный
  • Основанный на цвете или свете
  • Геометрический
  • Эмоциональный или интуитивный
  • Жестикуляционный
  • Минималистский

Некоторые из этих типов менее абстрактны, чем другие, но все они связаны с отделением искусства от реальности.

Криволинейный абстракционизм

Жимолость, Вильям Моррис, 1876 г.

Этот тип сильно связан с кельтским искусством, в котором используется ряд абстрактных мотивов, включая узлы (восемь основных типов), чересстрочные шаблоны и спирали (включая трискеле или трискелион). Эти мотивы не были изобретены кельтами, многие другие ранние культуры использовали эти кельтские орнаменты на протяжении веков. Тем не менее, справедливо сказать, что кельтские дизайнеры вдохнули новую жизнь в эти узоры, сделав их более замысловатыми и сложными. Позже они вернулись в течение 19-го века и особенно проявились в книжных обложках, тканях, обоях и ситцевых рисунках, подобных работам Уильяма Морриса (1834-96 гг.) и Артура Макзмурдо (1851-1942 гг.) . Криволинейная абстракция также характеризуется таким понятием, как «бесконечная картина» — широко распространенной особенностью исламского искусства.

Абстракционизм, основанный на цвете или свете

Водяная лилия, Клод Моне

Этот тип проиллюстрирован в работах Тернера и Моне, которые используют цвет (или свет) таким образом, чтобы отделить произведение искусства от реальности, поскольку объект растворяется в вихре пигмента. Примерами могут служить картины Водяная лилия Клода Моне (1840-1926), Талисман (1888, Musee d’Orsay, Париж), Пола Серузье (1864-1927). Несколько из экспрессионистских картин Кандинского, написанных в свое время с Der Blaue Reiter, очень близки к абстракции. Цветная абстракция вновь появилась в конце 1940-х и 50-х годов в виде цветной живописи, разработанной Марком Ротко (1903-70) и Барнеттом Ньюманом (1905-70). В 1950-х годах во Франции возникла параллельная разновидность абстрактной живописи, относящейся к цвету, известная как лирическая абстракция.

Талисман, Пол Серузье

Геометрическая абстракция

Буги-Вуги на Бродвее, Пит Мондриана, 1942 г.

Этот тип интеллектуального абстрактного искусства появился примерно с 1908 года. Ранней рудиментарной формой был кубизм, в частности аналитический кубизм, который отклонил линейную перспективу и иллюзию пространственной глубины в живописи, чтобы сосредоточиться на ее двумерных аспектах. Геометрическая абстракция также известна как конкретное искусство и безобъектное искусство. Как и следовало ожидать, он характеризуется не натуралистскими образами, как правило, геометрическими формами, такими как круги, квадраты, треугольники, прямоугольники и т. д. В некотором смысле, не содержа абсолютно никакой отсылки к естественному миру и не будучи связанным с ним, геометрический абстракционизм – это самая чистая форма абстракции. Можно сказать, что конкретное искусство для абстрактного искусства – это то же, что веганство для вегетарианства. Геометрическая абстракция представлена Черным кругом (1913, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), написанным Казимиром Малевичем (1878-1935) (основателем супрематизма); Буги-Вуги на Бродвее (1942, MoMA, Нью-Йорк) Пит Мондриана (1872-1944) (основатель неопластицизма); и Композиция VIII (The Cow) (1918, MoMA, Нью-Йорк) Тео Ван Досбурга (1883-1931) (основатель Де Стиля и Элементаризма). Другие примеры включают произведения Обращение к площади Йозефа Альберса (1888-1976) и Op-Art, созданные Виктором Вазарели (1906-1997).

Черный круг, Казимир Малевич, 1920 г.


Композиция VIII, Тео Ван Досбург

Эмоциональное или интуитивное абстрактное искусство

Этот тип искусства охватывает сочетание стилей, общая тема которых — натуралистическая тенденция. Этот натурализм проявляется в виде используемых форм и цветов. В отличие от геометрической абстракции, которая почти анти-природа, интуитивная абстракция часто изображает природу, но менее репрезентативно. Двумя важными источниками для этого типа абстрактного искусства являются: органическая абстракция (также называемая биоморфной абстракцией) и сюрреализм. Пожалуй, самым знаменитым художником, специализирующимся на этом виде искусства, был рожденный в России Марк Ротко (1938-70). Другие примеры включают полотна Кандинского, такие как Композиция № 4 (1911, Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen) и Композиция VII (1913, Третьяковская галерея); Женщина (1934, Частная коллекция) Джоан Миро (1893-1983) и Неопределенная делимость (1942, Художественная галерея Allbright-Knox, Буффало) Ив Танги (1900-55).

Неопределенная делимость, Ив Танги

Жестикуляционное (жестовое) абстрактное искусство

Без названия, Д. Поллок, 1949 г.

Это форма абстрактного экспрессионизма, когда процесс создания картины становится более важным, чем обычно. Например, краска наносится необычным способом, мазки часто очень рыхлые и быстрые. Известные американские экспоненты жестовой живописи включают Джексона Поллока (1912-56), изобретателя Action-Painting и его жену Ли Краснера (1908-84), которая вдохновила его на изобретение собственной техники, так называемой «капельной живописи»; Виллем де Кунинг (1904-97), известный своей работой в серии Женщина; и Роберт Мазервелл (1912-56). В Европе эта форма представлена группой Cobra, в частности Карел Аппель (1921-2006).

Минималистическое абстрактное искусство

Обучение рисованию, Эд Рейнхардта, 1939 г.

Этот тип абстракции был своеобразным авангардным искусством, лишенным всех внешних ссылок и ассоциаций. Это то, что вы видите – и больше ничего. Оно часто принимает геометрическую форму. В этом направлении доминируют скульпторы, хотя в него также входят некоторые великие художники, такие как Эд Рейнхардта (1913-67), Фрэнк Стелла (1936 г.р.), чьи картины большого масштаба и включают в себя скопления формы и цвета; Шон Скалли (1945 г.р.) ирландско-американский художник, чьи прямоугольные формы цвета, похоже, имитируют монументальные формы доисторических структур. А также Джо Бэр (1929 г. р.), Эльсуорт Келли (1923-2015), Роберт Мангольд (1937 г.р.), Брайс Марден (1938 г.р.), Агнес Мартин (1912-2004) и Роберт Райман (1930 г.р.).

Эльсуорт Келли


Фрэнк Стелла


Текст: Ксюша Петрова

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ В ЕВРЕЙСКОМ МУЗЕЕ И ЦЕНТРЕ толерантности заканчиваетсявыставка «Абстракция и образ» Герхарда Рихтера - первая в России персональная экспозиция одного из самых влиятельных и дорогих современных художников. Пока на недавно продлённую выставку Рафаэля и Караваджо и грузинский авангард в ГМИИ им. А. С. Пушкина стоят очереди, Рихтера можно посмотреть в комфортной компании пары десятков посетителей. В таком парадоксе виновато не только то, что Еврейский музей сильно уступает в популярности Пушкинскому или Эрмитажу, но и то, что многие до сих пор относятся к абстрактному искусству скептически.

Даже тех, кто ориентируется в совриске и хорошо понимает, какое значение для мировой культуры имеет «Чёрный квадрат», отпугивает «элитарность» и «недоступность» абстракции. Мы иронизируем над произведениями модных художников, поражаемся аукционным рекордам и опасаемся, что за фасадом искусствоведческих терминов окажется пустота - ведь художественные достоинства работ, напоминающих детские каракули , иногда вызывают сомнения и у профессионалов . На самом деле ореол «недоступности» абстрактного искусства легко развеять - в этой инструкции мы постарались объяснить, почему абстракцию называют «буддийским телевидением» и с какой стороны к ней подойти.

Герхард Рихтер. Ноябрь 1/54. 2012

Не пытайтесь выяснить,
что хотел сказать художник

В залах, где висят полотна эпохи Возрождения, сориентируется даже не очень подготовленный зритель: по крайней мере, он сможет легко назвать, что изображено на картине - люди, фрукты или море, какие эмоции испытывают герои, есть ли в этом произведении сюжет, знакомы ли ему участники событий. Перед полотнами Ротко, Поллока или Малевича мы чувствуем себя не так уверенно - на них нет объекта, за который можно зацепиться взглядом и порассуждать о нём, чтобы, как в школе, выяснить, «что хотел сказать автор». В этом и состоит главное отличие абстрактной, или беспредметной, живописи от более привычной нам фигуративной: художник-абстракционист вообще не стремится изобразить окружающий мир, он не ставит перед собой такую задачу.

Если внимательно посмотреть на последние два века истории западного искусства, становится понятно, что отказ от предмета в живописи - не каприз кучки нонконформистов, а закономерный этап развития. В XIX веке появилась фотография, и художники освободились от обязанности изображать мир таким, какой он есть: портреты родственников и любимых собачек стали делать в фотоателье - получалось быстрее и дешевле, чем заказывать у мастера картину маслом. С изобретением фотографии исчезла необходимость скрупулёзно копировать то, что мы видим, чтобы сохранить это в памяти.


← Джексон Поллок.
Стенографическая фигура. 1942

К середине XIX века некоторые начали подозревать, что реалистическое искусство - это ловушка. Художники в совершенстве освоили законы перспективы и композиции, научились изображать людей и животных с необыкновенной точностью, обзавелись подходящими материалами, но результат выглядел всё менее убедительно. Мир начал стремительно меняться, города становились больше, началась индустриализация - на этом фоне реалистичные изображения полей, батальных сцен и обнажённых натурщиц показались устаревшими, оторванными от сложных переживаний современного человека.

Импрессионисты, постимпрессионисты, фовисты и кубисты - художники, которые не побоялись снова поставить вопрос о том, что важно в искусстве: каждое из этих направлений использовало опыт предыдущего поколения, экспериментируя с цветом и формой. В итоге некоторые художники пришли к тому, что контакт между автором и зрителем происходит не через проекции реальности, а через линии, пятна и мазки краски - так искусство избавилось от необходимости что-либо изображать, предлагая зрителю ощутить ничем не замутнённую радость от взаимодействия с цветом, формой, линиями и текстурой. Всё это отлично сочеталось с новыми философскими и религиозными учениями - в частности, теософией, а локомотивы русского авангарда Василий Кандинский и Казимир Малевич разработали собственные философские системы, в которых теория искусства связана с принципами идеального общества.

В любой непонятной ситуации используйте формальный анализ

Вот кошмар, в котором может оказаться каждый любитель современного искусства: представьте, что вы стоите перед восхитительной, как написано в путеводителе, картиной Агнес Мартин и не чувствуете ровным счётом ничего. Ничего, кроме раздражения и лёгкой грусти - не потому что картина вызывает у вас такие ощущения, а потому что вы вообще не понимаете, что здесь нарисовано и куда нужно смотреть (вы даже не уверены, что кураторы повесили работу нужной стороной). В такой ситуации на помощь спешит формальный анализ, с которого стоит начинать знакомство с любым произведением искусства. Выдохните и попробуйте ответить на несколько детских вопросов: что я вижу перед собой - картину или скульптуру, графику или живопись? С помощью каких материалов и когда это было создано? Как можно описать эти формы и линии? Как они взаимодействуют? Двигаются они или статичны ? Есть ли здесь глубина - какие элементы изображения находятся на первом плане, а какие на втором?


← Барнетт Ньюман. Без названия. 1945

Следующий этап тоже довольно простой: прислушайтесь к себе и попробуйте определить, какие эмоции у вас вызывает то, что вы видите. Весёлые эти красные треугольники или тревожные? Ощущаю ли я себя спокойно или картина давит на меня? Контрольный вопрос: пытаюсь ли я понять, на что это похоже, или позволяю своему разуму свободно взаимодействовать с цветом и формой?

Помните, что важна не только картина, но и рама - или её отсутствие. В случае с теми же Ньюманом , Мондрианом или «амазонкой авангарда» Ольгой Розановой отказ от рамы - осознанный выбор художника, который приглашает вас отбросить старые представления об искусстве и мысленно расширить его пределы, буквально выйти за рамки.

Чтобы чувствовать себя увереннее, можете запомнить простую классификацию абстрактных произведений: их принято разделять на геометрические (Пит Мондриан, Элсуорт Келли, Тео ван Дусбург) и лирические (Элен Франкенталер, Герхард Рихтер, Василий Кандинский).

Элен Франкенталер. Orange Hoop. 1965

Элен Франкенталер. Solarium. 1964

Не оценивайте «умение рисовать»

«Мой ребёнок/кошка/обезьяна может не хуже», - фраза, которую произносят каждый день в каждом музее современного искусства (возможно, где-то додумались поставить специальный счётчик). Лёгкий способ ответить на подобную претензию - фыркнуть и закатить глаза, сетуя на духовную нищету окружающих, сложный и более продуктивный - отнестись к вопросу серьёзно и попробовать объяснить, почему мастерство абстракционистов стоит оценивать иначе. Великий семиолог Ролан Барт написал проникновенное эссе о кажущейся «детскости» каракулей Сая Твомбли, а наша современница Сюзи Ходж посвятила этой теме целую книгу .

Многие абстракционисты имеют классическое образование и отличные навыки академического рисунка - то есть они способны нарисовать симпатичную вазу с цветами, закат на море или портрет, но почему-то не хотят. Они выбирают визуальный опыт, не обременённый предметностью: художники как бы облегчают задачу зрителю, не давая ему отвлечься на объекты, изображённые на картине, и помогают сразу погрузиться в эмоциональное переживание.


← Сай Твомбли. Без названия. 1954

В 2011 году исследователи решили проверить , действительно ли полотна в жанре абстрактного экспрессионизма (к этому направлению абстрактного искусства возникает больше всего вопросов) неотличимы от рисунков маленьких детей, а также художеств шимпанзе и слонов. Испытуемым предлагали посмотреть на пары картинок и определить, какие из них сделаны профессиональными художниками - в 60–70 % случаев респонденты выбирали «настоящие» произведения искусства. Перевес небольшой, но статистически значимый - видимо, в работах абстракционистов действительно есть что-то такое, что отличает их от рисунков умного шимпанзе. Ещё одно новое исследование показало , что отличить работы абстракционистов от детских рисунков могут и сами дети. Чтобы проверить своё художественное чутьё, можете пройти тест с аналогичными условиями на BuzzFeed.

Помните, что всё искусство абстрактно

Если ваш мозг готов к небольшой перегрузке, задумайтесь о том, что всё искусство по сути своей абстрактно. Фигуративная живопись, будь то натюрморт «Мальчик с трубкой» Пикассо или «Последний день Помпеи» Брюллова - это проекция трёхмерного мира на плоский холст, имитация «реальности», которую мы воспринимаем через зрение. Об объективности нашего восприятия тоже говорить не приходится - ведь возможности человеческого зрения, слуха и других чувств весьма ограниченны, и оценить их мы самостоятельно не можем.

Мраморный Давид - не живой парень, а кусок камня, которому Микеланджело придал форму, напоминающую нам мужчину (а представление о том, как выглядят мужчины, мы получили из своего жизненного опыта). Если очень близко подойти к Джоконде, вам всё равно будет казаться, что вы видите её нежную, почти живую кожу, прозрачную вуаль и туман вдалеке - но и это по сути абстракция, просто Леонардо да Винчи очень кропотливо и долго накладывал друг на друга слои краски, чтобы создать очень тонкую иллюзию. Более наглядно фокус с разоблачением работает с фовистами и пуантилистами: если вы приблизитесь к картине Писсаро, то увидите не бульвар Монмартр и закат в Эраньи, а множество разноцветных мелких мазков. Иллюзорной сути искусства посвящена знаменитая картина Рене Магритта «Вероломство образов »: конечно, «это не трубка» - это всего лишь удачно расположенные на холсте мазки краски.


← Элен Франкенталер.
Nepenthe. 1972

Импрессионисты, в чьей компетентности мы сегодня не сомневаемся, были абстракционистами своего времени: Моне, Дега, Ренуара и их друзей обвиняли в том, что они отказались от реалистичного изображения в пользу передачи ощущений. «Небрежные» мазки, заметные невооружённым глазом, «странная» композиция и другие прогрессивные приёмы казались публике того времени кощунственными. В конце XIX века импрессионистов всерьёз обвиняли в «неумении рисовать», вульгарности и цинизме.

Организаторам парижского Салона пришлось повесить «Олимпию» Мане практически под потолком - слишком много нашлось желающих плюнуть в неё или проткнуть полотно зонтом. Сильно ли эта ситуация отличается от инцидента 1987 года в амстердамском музее Стеделийк, когда мужчина напал с ножом картину «Кто боится красного, жёлтого и голубого III» абстракциониста Барнетта Ньюмана?


Марк Ротко. Без названия. 1944-1946

Не пренебрегайте контекстом

Лучший способ прочувствовать произведение абстрактного искусства - встать перед ним и смотреть, смотреть и смотреть. Некоторые работы могут погрузить зрителя в глубокие экзистенциальные переживания или экстатический транс - чаще всего такое происходит с картинами Марка Ротко и объектами Аниша Капура, но подобный эффект могут оказывать и работы неизвестных художников. Хотя эмоциональный контакт важнее всего, отказываться от чтения этикеток и знакомства с историческим контекстом не стоит: название не поможет вам понять «смысл» произведения, но может натолкнуть на интересные мысли. Даже сухие наименования вроде «Композиция № 2» и «Объект № 7» кое-что нам сообщают: давая своей работе такое имя, автор призывает нас отказаться от поисков «подтекста» или «символизма» и сосредоточиться на духовном переживании.


← Юрий Злотников. Композиция №22. 1979

История создания работы тоже важна: скорее всего, если вы узнаете, когда и при каких обстоятельствах было создано произведение, вы разглядите в нём что-то новое. Прочитав биографию художника, заботливо подготовленную для вас кураторами музея, спросите себя, какое значение могло иметь это произведение в той стране и в то время, когда работал его автор: тот же «Чёрный квадрат» производит совсем другое впечатление, если вы что-то знаете о философских течениях и искусстве начала XX века. Ещё один, менее известный пример - серия «Сигнальные системы » пионера русской послевоенной абстракции Юрия Злотникова. Сегодня цветные кружочки на белом холсте не кажутся революционными - но в 1950-е, когда официальное искусство выглядело примерно так , абстракции Злотникова были настоящим прорывом.

Притормозите

Всегда лучше уделить внимание нескольким приглянувшимся вам работам, чем пробежать по музею галопом, пытаясь объять необъятное. Профессор Дженнифер Робертс из Гарварда заставляет своих студентов смотреть на одну картину по три часа - от вас, конечно, никто не требует такой стойкости, но тридцати секунд на картину Кандинского явно не хватит. В своём манифесте - признании в любви абстракции известный арт-критик Джерри Зальц называет гипнотические полотна Ротко «буддийским телевидением» - подразумевается, что вглядываться в них можно бесконечно.

Повторите это дома

Лучший способ проверить крамольную мысль «я могу нарисовать не хуже», которая порой возникает и у профессиональных искусствоведов, - провести эксперимент в домашних условиях. Будет интересно и в обратной ситуации - если вы побаиваетесь браться за краски из-за «неумения рисовать» или «отсутствия способностей». Неспроста именно абстрактные техники чаще других используют в арт-терапии: они помогают выразить сложные ощущения, для которых трудно подобрать слова. Для многих художников, страдающих от внутренних противоречий и собственной несовместимости с внешним миром, абстракция стала чуть ли не единственным способом примирения с действительностью (кроме наркотиков и алкоголя, конечно).

Абстрактные работы можно создавать с помощью любых художественных материалов - от акварели до дубовой коры, так что вы наверняка найдёте технику, которая придётся вам по душе и по средствам. Пожалуй, не стоит сразу начинать с дриппинга » - приведённый в ней разбор картины Мондриана «Композиция с красным, синим и жёлтым» для самых маленьких не стыдно почитать и взрослым. Еврейский музей, АРТ4