Характерные особенности эпохи. Культура Западной Европы в XVI-XVII вв Европейская культура 16 17 века таблица

Эпоху Возрождения называют еще Ренессансом. Это период развития науки, культуры, нравственности и просвещения. Такой период Средняя Азия переживала в IX - XII и XIV - XV веках.

В странах Западной Европы расцвет эпохи Возрождения приходится в основном на XIV-XVII века. Ученые считают Ренессанс эпохой перехода от средневекового застоя к периоду Нового времени. Эпоха Возрождения в Западной Европе возникла не сама по себе.

Непосредственное влияние на развитие мировой культуры и научной мысли оказал среднеазиатский Восточный Ренессанс. Возрождение возникло в Италии, так как там свойственные капиталистическому обществу особенности возникли раньше. Основными отличительными чертами эпохи Возрождения в Западной Европе являлись:
- отрицание невежества, фанатизма, консерватизма;
- утверждение гуманистического мировоззрения, вера в безграничные возможности человека, его волю и разум;
- обращение к культурному наследию античности, как бы «возрождение» его, отсюда и название эпохи;
- воспевание в литературе и искусстве красоты земной, а не загробной жизни;
- борьба за свободу и достоинство человека.

Литература эпохи Возрождения.

В литературе и искусстве эпохи Возрождения творили выдающиеся таланты.

Одним из гениев литературы этой эпохи был Вильям Шекспир (1564 1616). Он считал, что «человек - это величайшее чудо природы!». Шекспир был влюблен в театр. Он творил как актер и драматург. Окружающий мир представлялся ему сценой, а люди - актерами. Он глубоко верил, что театр станет для людей школой, которая научит их сопротивляться ударам судьбы, пробудит чувство ненависти к предательству, двуличию, низости. В. Шекспир оставил человечеству такие шедевры как «Отелло», «Гамлет», «Король Лир», «Ромео и Джульетта» и другие произведения.

Мигель де Сервантес (1547 - 1616), испанский писатель, один из крупнейших представителей эпохи Возрождения. Главный герой его знаменитого романа «Дон Кихот» последний из благородных странствующих рыцарей в мире несправедливости. Дон Кихот борется в силу своих возможностей с несправедливостью. Его поступки - отражение его девиза: «За свободу, как за славу, нужно подвергать свою жизнь опасности».

Изобразительное искусство. Еще одним выдающимся представителем эпохи Возрождения является Леонардо да Винчи (1452 - 1519). Он был одновременно и художником, и поэтом, и зодчим, и скульптором, и музыкантом, и изобретателем. Леонардо да Винчи называл живопись «принцессой искусств».

Героями его живописных произведений были не боги и не ангелы,а обыкновенные люди. Такова его картина «Мадонна с младенцем», где мать бережно прижимает к груди младенца. Обнимая его, она глядит с нежной полуулыбкой. Земля же отражает бесконечную материнскую любовь к ребенку. Знаменита настенная роспись Леонардо да Винчи «Тайная вечерня».

Другой великий художник этого периода Рафаэль Санти (1483 - 1520). Он прожил всего 37 лет. Но за этот короткий период успел создать шедевры мировой живописи, одним из которых является «Сикстинская мадонна».

Современники художника оценивали это полотно «как единственное в своем роде». На нем босая Святая Мария будто не стоит на облаках, а парит по ним навстречу своей судьбе.
Взгляд, еще младенца Иисуса, серьезен как у взрослого. Будто он чувствует будущие страдания и неминуемую смерть. Во взгляде матери тоже печаль и беспокойство. Она все знает наперед. Тем не менее, идет навстречу к людям, которым откроется путь истины за счет жизни ее сына.

Самое знаменитое произведение голландского художника Рембрандта (1606 - 1669) - картина «Возвращение блудного сына». Он создал его в самые тяжелые для него годы - после смерти сына. Библейская легенда рассказывает о том, как сын долгие годы блуждал по миру и, истратив все свои богатства, возвращается в отчий дом, где его принимают обратно.
Рембрандт изобразил в своем произведении минуту встречи отца и сына. Заблудший сын стоит на коленях у порога дома. Ветхая одежда и облысевшая голова свидетельствуют о перенесенных горестях жизни. Застывшее движение рук слепого отца выражает светлую радость отчаявшегося человека и его бесконечную любовь.

Искусствоваяния.

Ваятели этого периода считали скульптуру наилучшим видом изобразительного искусства, как ничто другое воспевающее человека и его красоту.

Самым прославившимся среди творцов этого периода был итальянец Микеланджело Буонарроти (1475 — 1564).
Своими бессмертными произведениями он оставил неизгладимый след в истории.

Вот, что он сказал об искусстве в своем трехстишии:

«Что жизнь, что бытие
Пред вечностью искусства,
Его не победят ни мудрец,
ни время».

Он с наибольшей силой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы эпохи Возрождения. Созданная им статуя Давида утверждает физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности. Это произведение великого скульптора отражает образ библейского героя, пастуха Давида, сразившегося с мифическим великаном Голиафом. Согласно легенде, Давид убивает в единоборстве Голиафа и становится впоследствии царем. Величие и красота этой скульптуры не знает себе равных.
Собор святого Петра является главным католическим храмом Рима и Европы. Его строительство завершил Микеланджело. Храм строился на протяжении ста лет.

Ренессанс - термин, обозначающий эпоху Возрождения

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

Процессы радикальных изменений в культуре, известные как Возрождение, Реформация и Просвещение, подготовили и сделали неизбежным переход общества в Западной Европе к новому состоянию, к новой ступени развития культуры. Этот переход осуществился посредством серии буржуазных революций . Они разделяют Средние века и последующую эпоху, завершая развитие средневековья и открывая Новое время.

Революциями эти бурные, часто катастрофические в ряде своих проявлений процессы названы потому, что их результатом стало установление нового общественного строя - буржуазного (капиталистического). Господствующим классом, определяющим всё развитие общества, здесь является буржуазия.

Напомню, что в Новое время буржуа можно определить как людей, работающих не по найму. Такой социальный статус требует особого менталитета. Буржуа, прежде всего, свободны в выборе занятий. Но эта свобода требует активизма, предприимчивости, трудолюбия, расчётливости и экономности. Протестантская трудовая этика добавляет к этому религиозность и честность.

Ведущая роль буржуазии и господство буржуазного менталитета («духа капитализма») привели к коренным радикальным изменениям в жизни людей, во всей культуре - начиная с культуры хозяйственной , где господствующей окончательно стала капиталистическая форма собственности, политической , где власть в обществе перешла в руки буржуазии, до научной , где полностью изменилась парадигма научного познания, и философской , где ведущей доктриной стал рационализм и соответствующий ему позитивизм. Аналогичные изменения произошли и в правовой культуре, и в трансляционной сфере культуры. В политической и правовой сферах культуры определенно стали преобладать тенденции гуманизации и демократизации . Очень заметными оказались изменения в художественной культуре.

Особенно поражает резко возросший динамизм в преодолении феодальных форм хозяйствования, индустриализации производства, активное развитие предпринимательства, необычайно быстрые преобразования и прогресс культуры в целом, всех её специализированных сфер. Фактически облик современного мира и основные тенденции его развития, начиная с массового индустриального производства и завершая наукой, системами коммуникаций (транспортных и связи), массовой культурой, созданы буржуазией. Именно буржуазное общество обеспечило бурное развитие современной промышленной цивилизации, сформировало уникальную культуру, выделившую Европу из всего остального мира.

Поэтому начавшийся период стали называть Новым временем. Новое время начинается буржуазными революциями (первая - в Нидерландах в конце XVI в., последующие - в Англии в XVII в. и во Франции в 1789 г.) и продолжается до начала научно-технической революции (середина ХХ века). С этого времени начинается время новейшее .

Конечно, это общество и его культура далеко не идеальны. Дух капитализма, как назвал буржуазный менталитет М. Вебер, несёт серьёзные опасности: индивидуализм может перерождаться в эгоизм, экономность - в скупость, расчётливость - в стяжательство. Очень большая часть искусства, особенно литературы XIX и XX веков, полна обличениями этих часто реализовывавшихся опасностей. Европейцы более трёхсот лет учились жить при демократии и использовать возможности буржуазного строя, прежде чем в первой трети ХХ века в ведущих странах Запада не возникли достаточно достойные человека условия жизни.

Уже в первые века Нового времени самой характерной тенденцией развития хозяйственной культуры стало формирование на капиталистической основе индустриального общества. Начало было положено промышленной, или индустриальной, революцией (промышленным переворотом) .

Промышленная (индустриальная) революция , или промышленный переворот - процесс исторического преобразования общества из традиционного в модернизированное посредством индустриализации экономики. Главное содержание революции - механизация ручных операций и других производственных процессов на крупных мануфактурах, в результате чего они стали фабриками и заводами, то естьвозникновение фабричной системы, крупного машинного производства, вершиной развития которого стало индустриальное массовое производство. Важнейшей отличительной чертой индустриальной техники является необходимость оперативного управления, осуществляемого человеком. Иначе говоря, станки и машины не могут работать сами, без управляющего ими человека (токаря, фрезеровщика, прессовщика, водителя и т.д.).

В это время необычайно быстро развивались многие отрасли промышленности, такие, как химическая, горная, машиностроительная. Это потребовало создания системы образования по техническим специальностям (подготовка техников и инженеров). Результатом стало резкое увеличение производства продукции на душу населения и повышение доступности промышленных товаров для самых широких слоёв граждан.

В новом обществе относительно небольшое количество сельскохозяйственных работников должно обеспечить пропитание большой массы промышленных рабочих. Необходимо было увеличивать производительность сельского хозяйства. Основным результатом промышленной (индустриальной) революции явилось превращение аграрного общества в городское индустриальное, что в сфере обыденной культуры повлекло за собой резкое повышение качества жизни основной массы населения.

Промышленная революция в отдельных странах происходила в разное время. Однако процесс, известный как индустриализация, еще продолжается, особенно в развивающихся странах.

Самая первая промышленная революция произошла в Англии. В континентальной Европе индустриализацию начала в 1820-х годах богатая железом и углем Бельгия. С 1830-х годов началась французская индустриальная революция. Пруссия, еще более богатая наиболее важными полезными ископаемыми, чем Франция, быстро развивалась с 1840-х гг. Ко времени объединения Германии в 1871 году она была уже мощной индустриальной нацией.

Идеальные условия для индустриализации были в американском обществе. Период бума американской индустриализации пришелся на вторую половину XIX века, причем большую роль в этом сыграло быстрое строительство сети железных дорог. В XX столетии возникла новая отрасль промышленности - автомобильная, и США заняли в ней ведущие позиции. Важнейшую роль в этом сыграли революционные нововведения Генри Форда, который применил систему конвейерного производства. Успех Форда повлёк за собой широкое распространение методов массового производства в промышленности.

В первые десятилетия ХХ века начали индустриализироваться другие европейские страны - Италия, Нидерланды, процесс индустриализации распространился в Японию. Быстрая индустриализация сделала небольшой островной народ мировой силой, точно так же, как это произошло в XVIII веке в Британии.

В России индустриальная революция началась задолго до 1914 г., но экономическое развитие было остановлено первой мировой войной и большевистской революцией 1917 года. Когда индустриализация в СССР около 1930 года возобновилась, это был процесс не рыночный, но плановое экономическое развитие большевистского государства. Советская индустриализация основывалась на государственных капиталовложениях. Средства получались за счет прямого порабощения и ограбления деревни, а также принудительного ограничения уровня жизни населения (карточная система).

В 1950-ые годы коммунистический Китай по инициативе Мао Цзэдуна также предпринял запланированную индустриальную революцию («Великий скачок»), пытаясь за десять лет проделать тот путь, который в Англии занял столетия. Результат был плачевным. Положение изменилось в последние десятилетия, когда правители Китая отказались от коммунистических догм в экономике и де-факто перешли к капиталистическим методам хозяйствования.

Следующие главы подробнее рассматривают развитие культуры в рамках отдельных столетий Нового времени в Европе.


Похожая информация.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    В истории Европы XVII век отмечен торжеством нового стиля барокко в искусстве и скептицизма в духовной жизни. Тайное общество масонов - вольных каменщиков и распространение идей Просвещения. Искусство Барокко и Рококо. Архитектура барокко в Италии.

    реферат , добавлен 22.01.2010

    презентация , добавлен 14.05.2013

    Интенсивное развитие культуры и науки в XVII-XVIII веках. Проявление рационализма во всех аспектах деятельности. Интерес к постижению внутреннего мира человека, проявившийся в художественном творчестве. Становление ценностей европейского Просвещения.

    реферат , добавлен 09.05.2011

    Формирование нового костюма при французском дворе в XVII веке и его влияние на одежду в других европейских странах. Орнаментация ткани под воздействием стиля барокко. Совершенствование каркасной формы и подчинение фигуры целесообразности конструкции.

    контрольная работа , добавлен 05.07.2015

    Политическое состояние Италии в XIV-XV веках. Причины и этапы возрождения государства. Развитие литературы, живописи, античной и ренессансной архитектуры в эпоху Возрождения. Расцвет культуры, искусства, музыки, науки, философии, этики и педагогики.

    презентация , добавлен 21.10.2014

    Возникновение барокко и процесс распространения стиля в европейских странах. Стимулирование развития перспективной живописи, жанровых композиций, искусства Возрождения. Строительные особенности и основные черты барокко, взаимосвязь конструкции и формы.

    презентация , добавлен 30.01.2013

    Культура как целостная система. Анализ основных культурологических школ. Отличительные черты культуры Древнего Египта, Древней Индии, античной цивилизации, эпохи эллинизма. Западноевропейское искусство эпохи барокко и классицизма (XVII и XVIII вв.).

    контрольная работа , добавлен 04.03.2012

эпоха классицизм барокко европейский

XVI-XVII вв. принято называть временем рождения буржуазной цивилизации, объясняя тем самым дикости и жестокости этой эпохи необходимостью накопления первичного капитала. На самом же деле формирование этой цивилизации началось гораздо раньше и первоначально несло людям не нищету и рабство, а развитие мануфактур и ремесел, создание университетов и школ и, что особенно важно, рост свободы, проявившейся в образовании различных институтов самоуправления, а также представительных учреждений - парламентов.

XVII-XVIII века занимают особое место в истории Нового времени. Это был полный противоречий и борьбы переходный период, завершивший историю европейского феодализма и положивший начало периоду победы и утверждения капитализма в передовых странах Европы и Америки.

Элементы капиталистического производства зародились еще в недрах феодального строя. К середине XVII века противоречия между капитализмом и феодализмом приобрели общеевропейский характер. В Нидерландах уже в XVI веке произошла первая победоносная буржуазная революция, в результате которой Голландия стала «образцовой капиталистической страной XVII столетия». Но эта победа капиталистической экономики и буржуазной идеологии имела еще ограниченное, местное значение. В Англии эти противоречия вылились в буржуазную революцию «европейского масштаба». Одновременно с Английской буржуазной революцией происходили революционные движения во Франции, Германии, Италии, Испании, России, Польше и ряде других стран. Однако на европейском континенте феодализм устоял. Еще целое столетие правящие круги этих государств проводят политику феодальной «стабилизации». Почти всюду в Европе сохраняются феодально-абсолютистские монархии, дворянство остается господствующим классом.

Экономическое и политическое развитие европейских стран протекало неравномерно.

В XVII веке крупнейшей колониальной и торговой державой Европы была Голландия. Победоносная буржуазная революция XVI века не только обеспечила успешное развитие капиталистического хозяйства, торговли, но и превратила Голландию в самую свободную страну в Европе - центр передовой буржуазной культуры, прогрессивной печати, книготорговли.

Однако в конце XVII века Голландия вынуждена была уступить свое место Англии, а затем и Франции - странам, где для торговли имелась более надежная промышленная база. В XVIII веке голландская экономика переживает застой и упадок. На первое место в мире выходит Англия. Франция к этому времени стоит на пороге буржуазной революции.

Абсолютистская Испания - в XVI веке одно из могущественных государств Европы - в XVII веке оказалась в состоянии глубокого экономического и политического упадка. Она остается отсталой феодальной страной. Тяжелый экономический и политический кризис переживает в эту эпоху Италия, с середины XVI века частично утратившая свою национальную независимость.

Переход от феодализма к капитализму осуществлялся в основном в результате двух буржуазных революций: английской (1640-1660 гг.) и французской (1789-1794 гг.). Особенно велико значение французской буржуазно-демократической революции, открывшей новую эпоху в развитии культуры.

Семнадцатый век имел особое значение для формирования национальных культур нового времени. В эту эпоху завершился процесс локализации больших национальных художественных школ, своеобразие которых определялось как условиями исторического развития, так и художественной традицией, сложившейся в каждой стране - Италии, Фландрии, Голландии, Испании, Франции. Развивая во многом традиции эпохи Возрождения, художники XVII века значительно расширили круг своих интересов и углубили познавательный диапазон искусства.

Стремление к широкому показу действительности привело в 17 столетии к многообразию жанровых форм. В изобразительном искусстве наряду с традиционными мифологическими и библейскими жанрами самостоятельное место завоевывают светские: бытовой жанр, пейзаж, портрет, натюрморт. Сложные взаимоотношения и борьба социальных сил порождают и разнообразие художественно-идейных течений. В отличие от предшествующих исторических периодов, когда искусство развивалось в рамках однородных больших стилей (романский стиль, готика, Возрождение).

Прорыв Европы был обусловлен изменениями производственных отношений в Нидерландах и Англии благодаря буржуазным революциям, которые совершились здесь значительно раньше, чем в остальных странах.

В 1566 г. вспыхнуло народное восстание, в Нидерландах началась буржуазная революция. Попытки Филиппа II казнями и зверствами пресечь сопротивление нидерландского народа не сломили его волю к борьбе. Основные вехи революционных событий: народное иконоборческое восстание 1566 г. в южных провинциях; всеобщее восстание 1572 г. в северных провинциях; восстание в 1576 г. в южных провинциях; создание Утрехтской унии в 1579 г.

Завершилась Нидерландская буржуазная революция освобождением от испанского господства северных провинций и образованием буржуазной республики Соединенных провинций

Семь провинций объединились в одно государство с общим правительством, казной и армией. Во главе республики Соединенных провинций стала Голландия как наиболее развитая в экономическом отношении провинция.

К середине XVII в. Англия достигла значительных успехов в развитии промышленности и торговли. Основой экономического прогресса страны являлось развитие новых форм производства - капиталистической мануфактуры (главным образом в виде рассеянной мануфактуры).

Одна из важнейших особенностей Английской буржуазной революции - своеобразная идеология, драпировка её классовых и политических целей. Штурм абсолютизма в Англии начался со штурма его идеологии, этики и морали, которые воплотились в доктрине полукатолической государственной англиканской церкви. Английская революция дала мощный толчок процессу первоначального накопления капитала («раскрестьянивание» деревни, превращение крестьян в наёмных рабочих, усиление огораживаний, замена крестьянских держаний крупными фермами капиталистического типа); она обеспечила полную свободу действий восходящему классу буржуазии, проложила дорогу промышленной революции XVIII в. точно так же, как пуританизм взрыхлил почву для английского Просвещения. В области политической революционная борьба народных масс в середине XVII в. обеспечила переход от феодальной монархии средних веков к буржуазной монархии нового времени.

В XVI-XVII вв. европейская наука вышла на новые рубежи. Передовые мыслители, исследовав Вселенную с помощью научных приборов, нарисовали совершенно новую картину мироздания и места человечества в нем. Научная революция стала возможной благодаря динамичному развитию общества, уже достигшего значительного технологического прогресса. Огнестрельное оружие, порох и корабли, способные пересекать океаны, позволили европейцам открыть, исследовать и нанести на карту значительную часть мира, а изобретение книгопечатания означало, что любая задокументированная информация быстро становилась доступной ученым всего континента. Начиная с XVI века, взаимосвязь между обществом, наукой и техникой становилась все более тесной, поскольку прогресс в одной из областей знания подталкивал к развитию других.

В это время интерес к науке проявлялся повсеместно, а научные знания были еще не настолько специализированными, чтобы любой образованный человек не мог совершить открытие.

Создавались научные общества, такие как Лондонское королевское общество (учреждено в 1662) и Французская королевская Академия наук (1666), и издавались научные журналы, ускорившие развитие научного прогресса. В результате этой «революции» в XVI-XVII веках, наука стала одним из ярчайших примеров успешного сотрудничества во благо человека.

Если до недавнего времени историки искусства рассматривали Возрождение как качественно своеобразный тип культуры, противопоставляя его, с одной стороны, средневековой готике, а с другой - семнадцативековому барокко, то А.Ф. Лосев, автор этих строк и ряд других культурологов пришли к выводу, что Возрождение является переходным типом культуры - переходным от феодального ее качества к буржуазному, что объясняет основные его особенности и кладет конец многим малопродуктивным дискуссиям. Однако дальнейшие размышления показали, что этот переход не завершился кризисом Возрождения, но в новых формах продолжался и в ХVII, и даже в ХVIII веках. Действительная победа капитализма была отмечена политически Великой французской революцией, а духовно - самоутверждением Романтизма и Позитивизма, родство и соперничество которых определило всю историю европейской культуры ХIХ столетия и было унаследовано ХХ веком. Таким образом, особенности культуры ХVII века могут быть поняты, если рассматривать его трехступенчатом процессе, в котором она является его средним звеном, осуществляя « переход в переходе» - переход от ренессансной гармоничной уравновешенности противоположных потенциалов культуры: аристократического и демократического, мифологического и светского, чувственного и духовного, эмпирического и рационального, этического и эстетического, традиционалистского и новаторского, классицистического и реалистического и т.д., через их конфронтацию и противоборство в ХVII веке к завоеванию безусловного превосходства одним из этих потенциалов, многообразие проявлений которого в разных областях культуры соответствовало содержанию понятия Просвещение. Поэтому основной эстетической «краской» XVII века стал драматизм, что резко отличило его от лиро-эпического Возрождения и привлекло внимание деятелей культуры ХIХ - ХХ веков (начиная с романтиков) к позднему Шекспиру, Сервантесу, Рембрандту, Рубенсу, Бернини, Калло, к драматическому по своей природе барокко в целом, а в философском наследии этого столетия - к Гоббсу и Паскалю.

ВОПРОСЫ

1. Назовите предпосылки возникновения культуры Возрождения. Какие идеи лежали в основе творчества великих писателей и художников Возрождения?

Предпосылками возникновения культуры возрождения стали:

Расцвет итальянских городов-республик,

Возникновение новых сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух,

Появление культуры гуманизма, прославлявшей человека-творца, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность,

Развитие книгопечатания,

Деятельность университетов и развитие светского образования.

В основе творчества писателей и художников Возрождения лежала идея человека – как высшего творения природы, как центра мироздания. Философия гуманизма утверждала идею, что мерилом всего сущего является человек с его земными радостями и горестями

2. Как искусство итальянского Возрождения повлияло на культуру других европейских стран?

Искусство итальянского Возрождения в значительной степени повлияло на культуру других европейских стран. Идеи гуманизма, художественные принципы культуры Возрождения пересекли границы Италии и распространились во многих странах Западной Европы. Благодаря воплощению в творчестве великих мастеров Возрождения, гуманистическое видение мира проникло во дворцы правителей, в стены университетов, в среду образованных горожан.

3. Назовите характерные черты барокко, рококо и классицизма. Приведите примеры художественных произведений этих стилей.

Для стиля барокко (название произошло от итальянского слова, означающего «причудливый», «странный») была характерна грандиозностью, пышностью и вычурностью форм, создание пространственной иллюзии, оптических эффектов. Примеры стиля барокко:

в живописи: Сикстинская мадонна художника Рафаэля, работы фламандского художника П.П.Рубенс, работы голландского художника Рембрандта («Возращение блудного сына», «Святое семейство», «Ночной дозор» и др.);

в архитектуре и скульптуре – колоннада на площади перед собором Св. Петра Риме архитектора Дж.Л. Бернини, скульптура «Экстаз Св. Терезы»;

литература и театр – работы У. Шекспира.

Новое направление, утвердившееся в католических странах, явилось своеобразным эстетическим ответом на Реформацию. Архитектура и живопись барокко должны были прославлять величие Бога и утверждать могущество римской церкви. Однако искусство барокко не ограничивалось исключительно религиозными мотивами.

Для стиля рококо (в пер. с французского означает «украшение в форме раковины») характерна вычурность, декоративность, великолепие и роскошь. Но в отличие от барокко рококо более легковесно, камерно, аристократично. Особенно характерно в этом плане убранство интерьеров дворцов французской знати. Изящная, легкая мебель с искривленными ножками, диваны, кресла, столики, шкафы, кровати под балдахинами украшалась лепными асимметричными деталями, инкрустацией. Диваны и кресла обивались нарядными гобеленами. Искусство рококо отражало вкусы версальской аристократии.

«Галантный век» нашел свое отражение и во французской живописи XVIII в. Для нее характерно бегство от действительности, обращение к чувствам человека, эротика. Эти темы присутствуют в творчестве художников Антуана Ватто и Франсуа Буше.

Для стиля классицизм главным было изображение величественных и благородных поступков, прославление чувства долга перед обществом и государством. В подражание древним грекам и римлянам деятели культуры должно были изображать прекрасное и возвышенное.

художественное искусство – работы Никола Пуссена. Он долгое время жил в

литература – Пьер Корнел, великий поэт и создател французского театра.

архитектура – загородный королевский дворец и парка в Версале

4. Что свидетельствовало о том, что в XVII-XVIII вв. Франция стала центром художественной жизни Европы?

В XVII–XVIII вв. Франция стала центром художественной жизни Европы, на что указывает, что именно здесь возникают два стиля – классицизм и рококо. Франция оказал значительное влияние на живопись, архитектуру, моду всей Европы. Примером классического дворцового ансамбля стал Версаль. Французская промышленность специализировалась на производстве предметов роскоши: во все страны Европы из Франции вывозились гобелены, мебель, кружева, перчатки, бижутерия. Ежемесячно в Англию, Италию, Голландию, Россию присылали по две куклы, одетые по последней парижской моде. Именно во Франции появляется первый журнал мод.

ЗАДАНИЯ

1. В чем вы видите различие искусства итальянского Возрождения и искусства Франции XVIII в.?

И итальянское Возрождение и искусство Франции XVIII в. было обращено к античному наследию. Однако главной идеей итальянского Возрождения был гуманизм и изображение христианских и мифологических сюжетов. Искусство Франции XVIII века носило более светский характер. Главным для художника было изображение величественных и благородных поступков, прославление чувства долга перед обществом и государством.