Дерево для смычковых инструментов. Материалы, применяемые для изготовления музыкальных инструментов, их акустические свойства Из какой древесины делают гитары

Древесина.

Качественная древесина является основой любого музыкального инструмента. К древесине, используемой при изготовлении заказных инструментов требования еще более высокие.

Сушка древесины важнейшая составная часть при создании качественных инструментов. Сушка древесины может производиться двумя способами:

1.Искусственная сушка;
2.Естественная сушка.

Искусственная сушка применяется при массовом производстве музыкальных инструментов. Естественная сушка используется для сушки древесины идущей на создание качественных музыкальных инструментов.

Искусственная сушка предполагает ускоренный вывод влаги из древесины. Для этого древесину помещают в сушильную камеру, устанавливают нужный тепловой режим и сушат... Вред этого процесса в том, что влага, двигаясь вдоль волокон, прорывает стенки клеток, не успевающих пропустить ее, как это происходит в естественных условиях. Cтруктура древесины становится более рыхлой, возникают непредсказуемые напряжения. Клетки древесины высыхают при этом неравномерно, их объем уменьшается хаотично. В результате инструмент приобретает несанкционированный резонанс - «волчок». Звучание инструмента ухудшается. Несмотря на это искусственная сушка используется всеми поточными фирмами в чисто экономических целях.

Естественная сушка гораздо более длительный процесс от 5 - 10 лет.При этом необходимо строго контролировать процесс выхода влаги из древесины.

Естественная сушка древесины

Серьезный мастер или сам заготавливает древесину или приобретает свежеспиленную и сам ее сушит по определенной технологии. Важнейшим фактором заготовки резонансной древесины является распил.

Естественная сушка будущих заготовок

Распил бывает радиальным и тангентальным.

При радиальном распиле годичные кольца проходят перпендикулярно деки, грифа и накладки. Дека (корпус) и гриф получаются более жесткими, а значит, быстрее откликаются на колебания струн, тон у инструментов становится чище, а атака ярче. Гриф будет более жестким на изгиб.

Пример радиального и тангентального распила.

Тангентальный распил дает расположение годовых колец параллельно плоскости деки или грифа. Звуковые характеристики деки явно хуже, а гриф более подвержен прогибу. Наличие тангентально распиленной древесины при изготовлении массовых инструментов лежит в чисто экономической плоскости. Пиломатериалов при этом получается на 60-70% больше, чем при радиальном распиле.

В целях получения наибольшего выхода радиальной /резонансной/ древесины, бревно распиливается за 6 приемов, а в тангентальном распиле за 1 прием. Отсутствие сучков, смоляных карманов, свилеватости и других пороков - обязательное условие качественной резонансной древесины. Особенно это относится к изготовлению грифов. Грифы мы рассмотрим в отдельной статье.

Древесина, применяемая в музыкальной индустрии, относится к высшей категории и стоит дорого. Если посчитать объемы древесины, потребляемые массовым производством, то понятно, почему фирмы в ущерб качеству выбирают количество.

Мастера, изготавливающие заказные инструменты, используют в основном древесину естественной сушки и радиального распила.

Радиальный распил

Рассмотрим породы древесины, применяемые при изготовлении музыкальных инструментов и их компоновки, которые влияют на их звучание.

Существует распространенное мнение, что звучание электрогитары определяют звукосниматели. На самом деле древесина является наиболее важным компонентом в формировании звука. Каждая порода древесины корпуса и грифа определяют оттенок звука. Разработка и сборка инструмента также являются важными. Древесина и ее сочетания определяют основные характеристики звучания инструмента, а датчики и темброблок помогают выделить то, что получилось.

Условно всех гитаристов можно разделить на две группы:
1 группа - играющие на насыщенном звуке,
2 группа - играющие на звонком звуке.

Современная электрогитара это сочетание различных пород древесины.

Звуковые оттенки древесины корпуса.

Липа- (американская липа -basswood) богатый, полный резонансами звук с обилием средних частот. Дает ровную реакцию на колебание струн - сустейн, на всем протяжении спектра. Имеет бледно-желтый цвет, легкая древесина.

Ольха - (alder) используется в основном для электрогитар типа «Strat» и «Jazz bass».Дает богатый звук с нижней серединой и хорошим стеклянным верхом. Имеет светло-коричневый, телесный цвет, легкая древесина.

Красное дерево-(mahogany) - имеет много разновидностей. Даёт глубокое звучание с плотной серединой, без стеклянного верха. Относится обычно к инструментам типа «Gibson». Имеет красно-коричневый цвет. Встречаются оттенки от розового до светло-зелёного.

Болотный ясень-(ash) - является более жестким и тяжёлымматериалом широко используется при изготовлении электробасов: 5-ти, 6-ти струнных и безладовых. Стали появляться электробасы с грифами из такого ясеня.


Клён-(maple) -используется в основном как передняя крышка корпуса. Позволяет расширить частотный диапазон основного массива дерева. Немного гасит средние частоты и прибавляет низ и верх, имеет светлый телесный цвет, средний вес.
Также используются многие экзотические сорта древесины для передних крышек корпуса и вставок в гриф.
Есть еще ряд сортов древесины, которые также дают хорошие результаты при изготовлении
корпусов.

Бук дает хороший плотный звук похожий на жесткий ясень. Эти результаты получаются при длительной сушке (20-30 лет). Имеет небольшой недостаток - древесина тяжёлая.

Тополь - активно используется фирмой « Fender - в производстве гитар с тремя синглами и басов. Древесина лёгкая, бледно-жёлтого цвета.

Берёза - даёт также богатый звук близкий к красному дереву. Получаются как гитары, так и басы хорошего звучания с большим сустейном. Многие мировые лидеры в производстве акустических гитар активно используют берёзу в виде обечаек и задних дек. Древесина бледно-жёлтого цвета, среднего веса, правда офанированная красным деревом, волнистым клёном или палисандром. Здесь хочется вспомнить пример Брайана Мэя. Он, вместе со своим отцом, изготовил легендарную гитару, широко используемую. В качестве материала корпуса был взят дуб!!! Из обклада старинного камина.
Так что при грамотной естественной многолетней сушке, правильном распиле, правильном подборе породы древесины, даже не совсем традиционные породы древесины, дают очень хорошие результаты.

Звуковые оттенки сочетаний пород древесины.

Липа/клён- гитара имеет хороший верх, середину, низ.

Ольха / клён - яркий искристый тон с меньшей серединой и большим низом.

Красное дерево / клён - богатая середина с хорошей плотностью и разборчивостью.

Звуковые оттенки сочетаний пород древесины на грифе.

Клён(c кленовой накладкой) является основным стандартным материалом для большинства грифов гитар и басов. Гриф из цельного клёна придаёт инструменту хороший верх и прибранный низ. Является идеальным для добавления небольшой артикуляции к сочному звуку корпуса или для усиления разборчивости ярко звучащему инструменту.
Клён с накладкой из индийского палисандра - даёт тёплый, богатый тон с мягким верхом. Такой гриф добавляет теплоту корпусу с ярким оттенком звука или смягчает звучание корпуса с сочным саундом. Цвет накладки от красно-пурпурного до тёмно-коричневого.

Клён с накладкой из чёрного дерева - даёт слегка приглушённый верх. Получается классическое звучание типа « Gibson « или джазовый звук. Широко применяется в грифах современных 5-ти, 6-ти, 7-ми и т. д. басов и на безладовых басах.

Клён с палисандровой накладкой - это сочетание даёт богатый обертонами звук с бархатным, шелестящим верхом. Цвет накладки от красно-коричневого до оранжевого.

В конце этой обзорной статьи хотелось отметить, что я сознательно избегал технических терминов и понятий, требующих дополнительных знаний и разъяснений (резонансная способность древесины, константа излучения, предел прочности, модуль упругости и т. д.) Более подробно об этом можно прочитать в специальной литературе.

Музыкальная древесина - это древесина из лиственных и хвойных пород, которую применяют для изготовления музыкальных инструментов. Древесина различается между собой по целому ряду признаков.Следует различать понятие дерева, т. е. растущего дерева, и древесины-- материала, получаемого из срубленного и очищенного от ветвей и коры дерева. Ствол дает основное количество древесины, что составляет 50-90 % объема частей растущего дерева...

Выбор дерева для гитар

Звучание гитары определяется прежде всего тем, она сделана. играет решающую роль: насколько стабильными окажутся характеристики инструмента, не «поведет» ли гриф, а главное, будет ли достойно звучать будущий инструмент? Тщательный выбор материалов для гитары - первая и одна из важнейших задач, которую приходится решать гитарным мастерам.

Среди огромного количества дерева, которое заготавливают для , далеко не каждая доска подходит для изготовления музыкального инструмента. Лучшим вариантом для выбора дерева являются заготовки естественной сушки. Несмотря на то, что естественная сушка дерева требует на порядок больше времени, чем искусственная, только она позволяет сохранить структуру пор и волокон , от которых зависят резонансные характеристики материала. Также необходимо учитывать профиль распила, направление волокон и их кривизну, наличие (или, в нашем случае отсутствие) сучков, свилеватость и другие нюансы. Именно поэтому мы тщательно подбираем каждую заготовку и даже высушенное дерево выдерживаем на складах не меньше года.

Ясень для гитар

Ясень для гитар является традиционным материалом. Его прозрачное и звонкое звучание знакомо нам по гитарам Fender.

Болотный ясень - легкое и прочное дерево с крупными порами, прекрасно подойдет для цельнокорпусной гитары. Белый ясень немного тяжелее и слегка «зажат» в акустических характеристиках, но имеет более интересные декоративные характеристики за счет хорошего контраста разных слоев древесины. Белый ясень подойдет для изготовления топа на гитару из другого материала.

Область применения: в основном изготовление корпусов и топов для гитар.

Ольха для гитар

Ольха - одна из самых популярных пород для изготовления электрогитары. Практически все известные производители (Fender, Jackson, Ibanez, Washburn и многие другие) имеют в линейке своей продукции гитары из ольхи, за исключением, наверное, консерваторов из Gibson. Прекрасные резонансные характеристики практически по всему частотному диапазону (немного более выраженные в верхах) практически не ограничивают спектр использования ольхи для изготовления электрогитар.

Липа для гитар

Липа немного похожа на ольху, но имеет несколько глуховатое звучание за счет более мягкой и рыхлой древесины. До недавнего времени ее считали подходящей только для недорогих студенческих инструментов, однако японцы Ibanez в тандеме с Joe Satriani стерли этот миф в порошок, показав всему миру, как может звучать гитара из липы с хорошей электроникой и в руках мастера.

Область применения: изготовление корпусов электрогитар.

Махагон для гитар

Красное дерево - общее название множества различных сортов дерева, включает в себя как недорогие породы, вроде агатиса, который используется для производства ученических электрогитар с весьма посредственными характеристиками, так и превосходные образцы гондурасского и африканского махагони. Для красного дерева характерен красивый рисунок с выраженным продольным свилем, глубокие и насыщенные цвета, от темно-бежевого до красно-коричневого. Акустические свойства красного дерева - выраженная нижняя середина, придающая звучанию «мясную» плотность. При изготовлении гитар из махагони зачастую используют с различными топами, подчеркивающими высокочастотную составляющую гитарного диапазона.

Основными породами красного дерева, использующимися в гитаростроении, являются гондурасский и африканский махагон.

Гондурасский махагон - харизматическая порода, из которой делаются практически все американские гитары красного дерева. Довольно редкое в наших краях - во-первых, из-за дорогой транспортировки, а во-вторых, потому, что на сегодняшний день гондурасский махагон занесен в Красную книгу. Одним из его ближайших родственников является еще более ценный кубинский махагон, по понятным причинам не попадающий в США.

Африканский махагон (кайя) - общее название некоторых родственных подвидов красного дерева, произрастающих на территории Африки. Немного отличаются по своим характеристикам, в основном по плотности. Коммерческое название «Кайя» (Khaya) обычно применяется по отношению к более легким (0,56-0,57 г /см3, как и у гондурасского махагона) сортам, более тяжелые сорта обычно именуют «махагони». По своим акустическим параметрам это дерево аналогично гондурасскому махагону.

Также существуют другие породы красного дерева, подходящие для производства гитар - сапели, косипо, мербау и другие. Плотность этих пород довольно высокая (от 650 г/см3 до 900 г/см3), поры меньше, чем у кайи или гондурасского махагона, инструменты из них получаются довольно тяжелыми.

Корина для гитар

Корина также часто встречается под названиями офрам или лимба. Именно как «корина» это дерево стало широко известно по легендарной Gibson Korina Flying V. Плотное и легкое дерево, имеет выраженную волокнистую структуру, напоминающую структуру красного дерева, но без ярких свилей, бежевато-желтого оттенка. В коммерческой классификации подразделяется на белую и черную корину из-за различной окраски межслоя - от светло-бежевого у белой до серо-коричневого у черной. Кроме цвета рисунка принципиальных различий между ними нет. Звучание гитар из корины напоминает звучание гитар из махагони, но пик акустического диапазона смещен к верхним частотам.

Область применения: изготовление грифов и корпусов гитар.

Клен для гитар

Для изготовления гитар используется, в основном, американский (hard maple) и европейский клен. В отличие от европейского, американский клен имеет более плотную структуру и удельный вес (ок. 750 г/см3 против 630 г/см3 у европейского собрата), более жесткий и хрупкий. С определенными оговорками можно сказать, что клен, как дерево для изготовления гитары, ценится скорее не за акустические, а за механические и декоративные свойства. Прекрасная твердость и упругость позволяет клену занимать место основного материала при производстве электрогитарных грифов, а разнообразие фактурных рисунков делает клен незаменимым при изготовлении декоративных топов. Кроме того, кленовый топ позволяет обогатить палитру звучания основного материала деки высокочастотной составляющей. Было бы несправедливо сказать, что этим его применение и ограничивается - например, всем известны гитары Rickenbacker, практически полностью сделанные из клена.

Область применения: изготовление грифов, накладок на гриф, топов, корпусов гитар.

Венге для гитары

Венге очень хорошо подходит для производства накладки на гитарные грифы.

Wood-guitar.ru является магазином, специализирующимся на продаже материала для изготовления музыкальных инструментов, преимущественно гитар. Мы стараемся предлагать покупателям разнообразный выбор древесины для изготовления различных частей гитар. Для того, чтобы обеспечить удобство в выборе товара, весь наш ассортимент разбит на подгруппы по типу: материал для грифов, дек и тп.

В нашем магазине Вы можете купить древесину для гитар высокого качества и по доступной цене в том количестве, в котором Вам необходимо.

Купить ольху

Купить ясень

Купить клен

Купить липу

Купить красное дерево

Из какой древесины делают гитары?

Всем хорошо знакомый инструмент – гитара, по своему звучанию, очень уникальный. Она в руках виртуоза выдает звуки, которые невольно заставляют человека смеяться и плакать, радоваться и переживать, замирать и оживать. И если в добавок, этот музыкальный инструмент качественный, хороший способен припрятать некоторые огрехи исполнителя, то некачественная гитара способна загубить самую талантливую и профессиональную игру. Качество звучания гитары определяется во многом, из какой древесины выполнен ее корпус.

Дерево в данном инструменте играет решающую роль: если дерево по звучанию издает «мертвые» звуки, то как бы не старался прекрасный музыкант, сколько бы усилий он не прикладывал хорошей и красивой музыки у него не получится. Самая качественная и популярная инструмента считается ольха. О том, настроить гитару.

А самые звонкие гитары получаются из ясеня и клена. Клен и ясень имеют «стеклянную» древесину, чем другие деревья, в этих материалах очень хорошо концентрируется звук, четко и ярко выражаются верхние частоты. Безусловно, что древесина имеет большое значение, в отличном качестве звучания гитары. Но, стоит всем помнить, что дерево оно везде и есть дерево, и забывать, и тем более возлагать большие надежды на него, было бы ошибкой.
Только музыкант с большой буквы сможет превратить гитару, которая выполнена из куска древесины в настоящий инструмент, который станет продолжением его души и рук. И тогда польется поистине настоящая и прекрасная мелодия музыки.

Истоки и особенности изготовления деревянных музыкальных инструментов

Еще в древности люди изготавливали примитивные деревянные музыкальные инструменты. Их использовали как на охоте, так и в минуты отдыха.

С течением времени интерес к музыке и музыкальных инструментов возрос. В результате возникла наука и такая наука - музыкальная акустика. Большую роль в ее развитии сыграли древние греки. Одним из первых известных музыкальных инструментов был монохорд, о котором упоминается в трудах Евклида. Значительно позже появилась гитара. Этот своеобразный струнный музыкальный инструмент известен из устных переводов и письменных источников многих народов мира.

По технике игры гитара принадлежит к группе щипковых музыкальных инструментов. Состоит она из резонирующего корпуса, шейки с грифом и струн натянутых параллельно в плоскости деки. Гриф, как правило, изготавливается из древесины твердых пород и разделяется металлическими порожками. Порожки конструктивно размещаются таким образом, чтобы промежутки между ними (лады) образовывали хроматическую последовательность звуков. Прижимая струны к ладам, музыкант ограничивает длину частоты ее вибрирования, позволяющий получать звук определенной высоты.

Родиной гитары важаеться Испания, где были широко распространены два ее вида - мавританская и латинская. Изнутри вв. Сведения об эволюции гитары, ее свойства и роль в музыкальной жизни становятся значительно полнее и точными.

Мавританская гитара имеет овальную форму, нижняя дека выпуклая, струны металлические, закрепленные на основе корпуса. Играют на мавританской гитаре с помощью плектра, что обусловливает резкость звучания. В отличие от мавританской, латинская гитара более сложная по форме: овальная нижняя часть имеет сужение в направлении грифа плоскую нижнюю деку. Латинская гитара за особенностями конструкции и звучания очень подобна современной классической гитары: сплюснутый, слегка вытянут в "талии" корпус, резонансный отверстие размещен посередине, шейка с грифом имеет порожки.
Знаменательным периодом в развитии гитары является XVI в. Если до этого периода гитара занимала почетное место рядом с Виолой, Ребекка, арфой и лютней, то теперь она впереди всех. Очень быстро "гитарная" мода распространяется в Западной Европе, завоевывая Фландрию, Англию, Италию, кроме Испании. На развитие гитары повлияла эволюция лютни. Количество струн гитары, вроде лютни увеличивается до одиннадцати. Характер и специфика инструмента определяется его строем. Пятый ряд прилагается со стороны высокой струны дает строй типа: Соль, К, Ми, Ля, Ре, но в результате воздействия лютни пятый ряд будет добавлен к басовых струн. Поэтому в Европе до конца XVIII в. наиболее распространенной была гитара с пятью рядами. Первая известная сегодня гитара с пятью хорами, принадлежит музею Королевского музыкального колледжа в Лондоне. Изготовленная в Лиссабоне в 1581 году Мельчиором Диасом, она является промежуточной между гитарами XVI века, от которых унаследовала пропорции, и гитарами XVII в. Конструкция гитары Диаса: корпус (нижняя дека и боковины) вырезан (выдолбленный) из цельной древесины палисандра; дно выпуклое; верхняя дека поддерживается изнутри только двумя пружинами.

Для изготовления изысканных, высокохудожественных, многие орнаментированных классических гитар мастера использовали ценные материалы: редкие (черное-ебонове, слоновую кость, черепаховый панцирь. Нижнюю деку и боковины декорируют инкрустацией. Верхняя дека остается простым и изготовлена из хвойной древесины (ели). Резонансный отверстие и края корпуса украшают узором из пластинок древесины различных пород. Важным декоративным элементом становится резонансный отверстие, украшенный тисненн кожей, который не только гармонирует с красотой всего корпуса, но и смягчает звуки. Пластинками слоновой кости, закрепленными узкими прожилками коричневого дерева, украшают весь корпус. Такие инструменты в Европе считаются большой редкостью. С началом 1600-х годов определяются новые конструктивные особенности гитары. Размеры их увеличиваются, корпус становится объемнее, высокие струны делают жильными, а низкие из меди или серебра. Габаритов размеров не существовало, они определялись мастером. До наших дней дошел прекрасный образец гитары (сохранился в музее парижской консерватории), датированный 1749 годом, и очевидно, предназначен для королевского двора. Инструмент изготовлен в мастерской "королевская гитара" Клода Буавен украшен пластинками из черепахового панциря и инкрустирован перламутром.

В последние годы XVII в. появляются существенные новшества, которые определяют важный этап в постепенном формировании современной конструкции гитары. Меняются пропорции, акцентируется изгиб корпуса и внешний вид. Мастер музыкальных инструментов пытался подчеркнуть естественную красоту древесины палисандра для дорогих инструментов, а для инструментов умеренной стоимости древесины кипариса и местных пород ( , вяз, клен, фруктовые. Порожки становятся фиксированными и вставленными в гриф, делают их из слоновой кости. В Испании мастера музыкальных инструментов подчеркивают повышенные акустические свойства веерных (от существительного "веер") размещения пружин верхней деки. Неизвестно, кто был автором этого изобретения, но Хусе Бенедикт де Кадикс один из первых использует этот способ как новый принцип конструкции. Инструмент, который вышел из его мастерской в 1783 году и хранится в музее музыкальных инструментов в консерватории в Барселоне имеет три пружины, размещены именно таким способом. Позже мастер с такой же фамилией Кадикс, Хуан Пажес, изготавливает инструмент, верхняя дека которого поддерживается пятью пружинами, в другой гитаре (1797 г.) их уже семь. Эти усовершенствования, которые были внедрены в практику испанскими мастерами, являются нововведениями в развитии гитары.

Вторым важным этапом эволюции является строй инструмента, который становится фиксированным. Таким образом можно предположить, что в разных кроинах Европы практикуются гитары с шестью одинарными струнами. Мастера музыкальных инструментов работали в Европе и в Америке. Музыкальные инструменты создают в мастерских Луиса Панорамы из Лондона, Георга Штауфера из Вены, К. Ф. Мартина из Нью-Йорка, Дж.Г.Шродера из Питсбурга. К ним нужно добавить блестящую испанскую школу, которая заявила о себе в последнем десятилетии XVIII в.. Во Франции можно отметить возникновение в Миркури провинциального центра по изготовлению музыкальных инструментов, который со временем прославился своими скрипками, а также достижениями двух парижских мастеров-лютнист Рене Лакота и Этьена Лапревота.

Творческая деятельность Рене Лакота, который был мастером прославленных гитар того времени, проходила в Париже. Он общается и сотрудничает со всеми тогдашними выдающимися виртуозами - исполнителями: Карулли, Каркасси, Стыд. По их просьбе он проводит многочисленные эксперименты в развитии гитар. Для Фернандо Сора он создает модель с семью струнами. В сотрудничестве с Карулли производит декакорд - это особый инструмент с пятью дополнительными струнами, расположенными с наружной стороны шейки. Он изобрел механизм закрепления колков, приподнял гриф относительно корпуса, благодаря чему он продолжается до резонансного отверстия, на котором насчитывается 18 латунных порожков.

Этьен Лапревот специализировался сначала в изготовлении скрипок, но дальнейшая его деятельность была направлена на изготовление гитар. Совершенствуя конструкцию и постоянно добиваясь улучшения звучания, Лапревот, как и Рене Лакота, видоизменяет отдельные конструктивные элементы. Нижняя дека принимает форму скрипки, резонансный отверстие изготовлен в виде овала, а корпус закруглен.

Во второй половине ХIХ в. в большей части Европы гитару вытеснило фортепиано. Исключение составила только одна Испания. Среди испанских мастеров - Антонио де Торрес (1817-1892 г.г.), до сих признан одним из лучших мастеров гитар не только на испанском полуострове, но и в Европе, где его называют "Страдивариусом гитары", а инструменты изготовлены им прославились в всем мире. Гитары, которые он конструирует из начале 1850 года весьма современны. Как и все великие мастера, Торрес экспериментирует и добивается улучшения качества и силы звучания гитары. Он предлагает новые конструктивные параметры гитары, в частности: увеличивает объем корпуса, делает его более широким и глубоким; устанавливает длину вибрирующей струны (65 см); гриф продолжает к резонансному отверстия; на подставке оставляет порожек; определяет оптимальное количество (семь) веерных пружин и новый принцип их размещения (по схеме неправильного пятиугольника с основой поперечной пружины к резонансному отверстия). Эти инструменты обладают всеми признаками современной гитары.

В конце XVIII века, когда цыгане получили право на поселение в городах Испании, вышло из неизвестности искусство фламенко. Своеобразное музыкальное действо объединяет на маленькой сцене двух или трех певцов, трех или четырех танцоров и двух гитаристов. Выполнение включает в себя одновременно танец, пение и игру на гитаре. Известно, что в настоящее время не существовало разницы между гитарой классической и гитарой "фламенко". Обе они имеют шесть рядов двойных струн, а звук должен быть одновременно и выразительным и кратким и четко - ударным. Поэтому мастера, изготовлявшие такие инструменты, вынуждены были выбирать особые породы древесины, такие как ель для противней и кипарис испанский для корпуса. Создание модели гитары "фламенко" связано с именем Антонио де Торреса. Одна из первых изготовленных в его мастерской гитар (1860 г.) была как и классическая гитара с шестью одинарными струнами, однако ее параметры несколько видоизменены.

Строение гитары "фламенко" характеризуется облегченной конструкцией. Дека поддерживается только пятью веерные размещенными пружинами. Гриф с палисандрового дерева (а не из черного дерева, что уменьшает его массу) изготавливают длиннее и узким, струны устанавливают ниже, создавая при этом своеобразный тембр.

На протяжении многих веков мастера музыкальных инструментов работающих в рамках традиции, которая сложилась, используя достижения своих предшественников. Создание современной классической гитары требует от мастера тонкого умения и высокого мастерства. Существует два способа составления гитары. В первом случае производится сначала форма корпуса, которая является основой для составления инструмента из различных деталей, во втором случае - наоборот, процесс сборки начинается с составления внутренних деталей. Чтобы составить корпус мастер изготавливает боковины, соединяющих между собой верхнюю и нижнюю деки. Обе одинаковые боковины изготавливаются из той же древесины, что и нижнюю деку. Нагревая боковины до соответствующей температуры, мастер предоставляет им необходимую форму с помощью гибки. В последнюю очередь делают шейку, которая в нижней своей части заканчивается пяткой, и к которой крепится корпус. К верхней части шейки прикрепляют головку с колочных механикой. Процесс составления шейки и корпуса осуществляют с помощью испанского или французского способов. При первом способе составления шейка приклеивается к верхней деке. Затем приклеивают боковины к верхней деки, одновременно вставляют в пазы хвостовика пятки. Следовательно нижней декой закрывают корпус. Заканчивают приклеиванием грифа к шейке, на котором установлены строю пластины и верхний порожек.

Французский способ составления существенно отличается от испанского тем, что сначала составляют корпус, а затем устанавливают шейку с грифом. Какой бы способ составления не был выбран, процесс изготовления инструмента заканчивается лакировкой, приклеиванием подставки к деке и натяжением струн. К середине XX в. в классических гитарах для высоких регистров применяли жильные струны, а низкие струны были сделаны из некрученого шелка, обвитого тоненькой металлической проволоки. Примерно с 1945 года широкое применение нашли нейлоновые (синтетические) струны. Однако, использование этих струн приводит к потере особой чистоты звучания, присущего жильным струнам.

С развитием рынка, прежде всего в странах с дешевой рабочей силой, большим спросом стали пользоваться гитары фабричного производства. Сегодня ведущее место среди таких производителей занимает Корея и Япония. Фирмы Хондо (Корея); Ямаха, Ариа, Кохно, Текимура (Япония) обеспечивают своей продукцией большую часть мирового рынка, вытесняя такие развитые европейские страны как Германия, Италия, Чехия, Венгрия, а также Украина, Россия и др. Однако инструменты ручной работы, мастерски выполненные отдельным мастерами, продолжают поступать по традиции из Испании и США. В некоторых случаях кустарное производство музыкальных инструментов составляет основу малых провинциальных предприятий, они экспортируют свою продукцию даже в США.

Среди многих известных мастеров мирового значения на Украине считается черниговский мастер Николай Иванович Ещенко, который изготовил почти тысячу инструментов, а лучшим своим учеником он считает Петра голубок, который вместе с сыном изготавливает скрипки по технологии древних итальянских мастеров. В подборе древесины мастер предпочитает клена и ели - у них поющая душа. Кленовые дощечки выигрывают перламутровыми волнами, оттенками неповторимого сочетания. Собственно, для изготовления гитар, а точнее нижней деки, нужен именно клен волнистый, для верхней деки - легкая ель, для других деталей - черное дерево и экзотическая палисандра. В бывшем Советском Союзе хотя и были известные мастера, однако школы своей не было.

Скрипка - это единственный инструмент, выступает и хорошим резонатором, и вместе с тем приравнивается к художественной картины. Древесина красивая тогда, когда есть годовые приросты (кольца), сердцевинные лучи. Когда все под лаком - это картина. Михаил Бондаренко считает, что своей лучшей скрипки пока не сделал. Сейчас в коллекции мастера более 50 струнных смычковых музыкальных инструментов.

Очевидно, потому, что этот инструмент всегда был и остается в ореоле загадочности, а потому никогда и никем не познан до конца. Страдивари родился в 1644 году. Он скрипку усовершенствовал. Его скрипки имеют 13 обертонов. Наши мастера достигают девяти. Но тут есть одна временная закономерность: чем больше скрипке лет - тем лучше. То есть сама скрипка со временем становится все лучше и лучше. Как более 300 лет назад Страдивари имел свои секреты изготовления скрипок, так и сегодня Бондаренко имеет свои. А секрет

Страдивари - в труде. Чтобы изготовить одну скрипку мастеру нужно полгода, а то и год, надо много уметь, знать, иметь силу воли. Сегодня Михаил Бондаренко - заслуженный мастер народного творчества, имеет почетные отличия и награды. Вместе с тем он не считается мастером, поскольку в реестре государственного перечня профессий, профессии скрипичного мастера нет.

Несколько иначе выглядит это дело в соседней России, где профессором В. И. Федюков в 1996 году создана уникальная учебно-научно-производственную лабораторию квалиметрии резонансов древесины. Ее техническая база и коллектив ученых позволили начать новую специальность "Стандартизация и сертификация в лесохимической комплексе", а также открыть профилирующую кафедру "Древесина и экологическая сертификация.

В Украине подготовку высококвалифицированных специалистов по составлению деревянных музыкальных инструментов можно начать уже сегодня на базе факультета технологии деревообработки Украинского государственного лесотехнического университета по специальности "Технология производства деревянных музыкальных инструментов". Для этого университет имеет надлежащие материально-технические средства и соответствующий профессорско-преподавательский коллектив, давно проводит исследования физико-механических и акустических характеристик древесины. По результатам научно-исследовательских работ опубликованы десятки работ, защищены кандидатские диссертации, получены авторские свидетельства.

Базой практической подготовки может служить львовская фабрика музыкальных инструментов "Трембита", на которой работают известные мастера. Так, под руководством директора фабрики М.В. Куземский налажено серийное и индивидуальное производство музыкальных инструментов: бандуры (конструкции профессора Герасименко) и гитары (конструкции Грицива, Дейнеги, Варенюка и др.). Это позволяет развить их массовое производство и удовлетворять спрос на внутреннем и зарубежном рынках.

Древесина во все времена была и остается основным конструкционным материалом относительно спецификации физических, резонансных, механических и технологических свойств музыкальных инструментов.

Подбирая материал, важно учитывать экологическую среду рост деревьев и его влияние на формирование свойств древесины. Для качественных музыкальных инструментов народные мастера выбирают древесину из стволов деревьев, растущих в затененных местах на каменистых берегах горных рек. В таких условиях деревья растут медленно, благодаря чему их древесина формируется равномерно. По давней традиции мастера начинают заготовку хвойной древесины конце апреля, когда появляется молодой месяц. В срубленного ствола в этот период древесина белая, легкая (не пропитана влагой), "здоровая", приятного запаха, не темнеет, не намокает, не загнивает и не поддается червоточины. Древесина весеннего , по утверждениям музыкальных мастеров, имеет хорошие резонансом харакетристикы, легко поддается обработке. Стволы лиственных пород мастера заготавливают в конце сентября - начале октября, опять же в пору нового месяца. Древесина осеннего сруба тяжелее весеннюю (содержит больше влаги), не загнивает, без червоточины, дольше сушится, ее легко обрабатывать. При лиственных пород мастера предпочитают деревьям среднего возраста - от 20 до 30 лет. У них древесина тверже, середина ствола спилодеревна (сухая), чем его заболонь, содержит меньше масляных веществ, "постная". В срубленных деревьев мастера отрезают ту часть ствола, которая была возвращена к солнцу, она качественнее, белая, имеет гуще и мягче годовые приросты, устойчива к изменениям температуры и влажности воздуха, не деформируется.

Клен-явор имеет хорошие физико- свойства: твердость - 67 МПа, модуль упругости 9400 МПа, константа излучения - 8,9 м4/кгс. Известны способы повышения качества резонансов древесины путем вымачивания ее в щелочной среде, в воде с бактериями, а также естественная выдержка древесины в местах ее сруба. Выдержка и периодическое увлажнение древесины в местах ее сруба способствует вымыванию ростовой вещества из заболонью части и тем самым обеспечивает открытость пор.

Таким образом, в процессе увлажнения ее снимаются напряжения, образовавшимися во время роста и предотвращают появление напряжений от усыхания, что сокращает процесс . Улучшение резонансных характеристик древесины наблюдаем при экстрагирования ее в эфире, спирте или ацетоне с последующей сушкой. В процессе экстрагирования с последующей теряет терпентин и другие экстрактивные вещества, что приводит к снижению плотности. Наиболее эффективным экстрагированием древесины является способ с использованием органических растворителей. Оценку пригодности резонансов древесины ели изучают на основе измерений физико-акустических характеристик разными методами. Современная аппаратура на базе лазерного интерферометра позволяет оценивать эти характеристики. Влияние ультразвуковых колебаний с частотой 20 кГц на прохождение жидкости через древесину имеет положительный результат на повышение ее резонансных характеристик. В заболонью древесине это явление проявляется более чем в спелые и характеризует степень глубины прохождения жидкостей через древесину в процессе экстрагирования. С помощью оценки физико-акустических характеристик для производства высококачественных классических или концертных музыкальных инструментов отбирать материал из разных частей ствола с желаемыми свойствами. Для сравнительной оценки древесину ели и клена высокого и низкого качества исследуют на пригодность в производстве музыкальных инструментов. Резонансов древесину низкого качества подбирали из разных регионов восточных Альп (Словакия) на высоте от 800 до 1900 м над уровнем моря, в Карпатах от 800 до 1200 м над уровнем моря, а также на северных склонах гор, где условия роста в течение года примерно те же.

Традиционно резонансов древесину ели, наиболее пригодный для изготовления дек, мастера отбирать по внешним признакам деревьев: кора маловидпадаюча, имеет серый цвет и т.д. С помощью буравов Преслера определяют ширину годового прироста.

Лучшими резонансов характеристиками обладает древесина из стволов в возрасте более 150 лет с шириной годовых приростов 0,5 - 0,8 и 4,5 - 5,0 мм. Природный атмосферный сушки резонансной ели должно быть не менее 18 месяцев. А для резонансной древесины, предназначенной для дорогих музыкальных инструментов, период атмосферного сушки значительно более длительным, обычно от 20 и более лет.

Влияние древесины на звучание деревянных музыкальных инструментов

Многие из акустических систем и деревянных музыкальных инструментов изготовляют из древесины, причем для изготовления тех или иных деталей и узлов музыкальных инструментов используют различные породы деревьев. Так, для изготовления дек струнных деревянных музыкальных инструментов использую хвойные породы: ель, пихту, сосну кедровую.

Из них основной породой, которая широко используется, является все же ель, причем наилучшей является белоснежная ель, которая выращивается в Альпах, из которой изготавливают деки дорогих высококачественных музыкальных инструментов. Другие детали и узлы деревянных музыкальных инструментов (нижние деки, бока, грифы и т.п.) изготавливают из : клена, тополя, ореха черного, палисандра, красного и черного дерева.
Из них лучшим является индийское черное дерево, имеет уникальные акустические свойства. В отличие от древесины лиственных пород с прямоволокнистой структурой, древесина красного дерева имеет особое отличие - это равномерная путановолокнистая структура, которая требует дополнительного изучения. Необходимо отметить, что требования к резонансной древесине всегда были есть и будут актуальными.

Древесина должна быть прямоволокнистой с равномерной шириной годичных приростов и без таких пороков как сучки, роговица и наклон волокон, которые негативно влияют и резко снижают распространение звуковых колебаний. Каждая из упомянутых выше характеризуется своей структурой, плотностью, пористостью и вязкостью, которые существенно влияют на ее акустические свойства.

Следовательно, при для изготовления деревянных музыкальных инструментов важно оценивать ее акустические свойства, поскольку от них зависит качество звучания деревянного музыкального инструмента. Много изготовителей деревянных музыкальных инструментов оценивают акустические свойства различных пород древесины субъективно (на слух), в частности, по ее отклику на постукувание по ней.

Однако при массовом изготовлении деревянных музыкальных инструментов необходимые объективные акустические характеристики древесины, которые можно было бы определять с помощью измерительных приборов и аппаратуры.

Музыкальная - это древесина из лиственных и хвойных пород, которую применяют для изготовления музыкальных инструментов. Древесина различается между собой по целому ряду признаков.Следует различать понятие дерева, т. е. растущего дерева, и древесины-- материала, получаемого из срубленного и очищенного от ветвей и коры дерева.
Ствол дает основное количество древесины, что составляет 50-90 % объема частей растущего дерева, и только древесина ствола пригодна для изготовления деталей музыкальных инструментов.
Водо- и газопроницаемость древесины в условиях изготовления музыкальных инструментов в первую очередь интересна при окрашивании и особенно крашении, а тепловые при гнутье деталей музыкальных инструментов.Уникальные звуковые свойства древесины сделали ее незаменимым природным материалом для изготовления музыкальных инструментов.

Наиболее интересной звуковой характеристикой древесины является скорость распространения звука в материале. В разных направлениях эта скорость различна, но выше всего она вдоль волокон древесины. Так, например, вдоль волокон звук распространяется со скоростью 4-5 тыс. м/с, что близко к скорости распространения звука в металлах (у меди 3,7 тыс. м/с). В. других направлениях скорость звука ниже в среднем в 4 раза.

На вопрос из какого дерева делали Страдивари, Амати, Гварнери свои музыкальные инструменты - скрипки и виолончели? заданный автором Правосознание лучший ответ это Знаменитые итальянские мастера Страдивари, Амати, Гварнери свои музыкальные инструменты - скрипки и виолончели - делали из ели. Дерево подсекали и на 3 года оставляли на корню. При этом оно постепенно теряло влагу, древесина уплотнялась, приобретала легкость, а музыкальные инструменты из такого дерева получали особую силу звучания.

Ответ от хитрость [гуру]
Только СОСНА.


Ответ от DDD [гуру]
Существует много школ и направлений изготовления скрипки, но наиболее яркими признаны Итальянская, Французская и Немецкая. Все они имеют свои достоинства и недостатки и ощутимо отличаются друг от друга как по звуку, так и способам изготовления. Звук инструментов Итальянской школы признан самым тембристым, пластичным и управляемым. То есть музыкант может управлять тембральными характеристиками инструмента. Звук инструментов Немецкой школы отличается яркостью и пустотой. Французские инструменты звучат несколько «стеклянно» и гулко. Хотя во всех школах попадались инструменты с «чужими» признаками.Для изготовления скрипки используется три вида дерева: клён, ель и эбеновое (чёрное) дерево. В зависимости от свойств дерева, из него изготавливаются различные детали инструмента. Так как верхняя дека почти полностью отвечает за звучание басовых струн, то для неё идеально подходит сочетание мягкости и упругости ели. Из клёна изготавливаются нижняя дека, голова и обечайки. Нижняя дека в основном «работает» на верхний регистр, и плотность клёна соответствует этим частотам. Гриф изготовлен из чёрного дерева. Чёрное дерево, благодаря своей высокой жёсткости и прочности (кстати, оно тонет в воде) имеет максимальную устойчивость к износу от струн. Соперничать с ним может только железное дерево, но оно очень тяжёлое и имеет зелёный цвет.Сочетание клёна, ели и чёрного дерева используется практически во всех струнно-деревянных инструментах: смычковые, гитара, балалайка, домра, лира, цитра, арфа и другие.Многие поколения мастеров экспериментировали с различными материалами для изготовления скрипки (тополь, груша, вишня, акация, кипарис, орех) , но лучше всего отвечают требованиям акустики клён и ель. Это подтверждается и всеми современными исследованиями.Лучшим деревом для изготовления скрипки считается дерево, выросшее в горах. Здесь дело в климате. В горах дерево подвергается резким перепадам температур и не перенасыщено влагой. Таким образом, летние слои становятся меньше, чем на равнине и в целом повышается относительная упругость, т. е. звукопроводимость. По сложившейся традиции, для изготовления нижней деки мастера используют волнистый клён, отличающийся красивым волнистым рисунком. Известен исторический факт попадания к итальянским мастерам волнистого клёна. В 18 веке Турция поставляла Италии клён для вёсел на галеры. На вёсла шёл прямослойный клён. Но так как, не распилив бревно понять его строение трудно, часто приходили партии волнистого клёна, на радость скрипичным мастерам. Кстати сказать, работать с волнистым клёном намного сложнее, чем с обычным.Особый интерес, споры и легенды вызывает способ «настройки» дек инструмента. Наиболее сложный и эффективный способ использовали итальянцы. Полностью «отточил» этот способ А. Страдивари в последние 10 лет своей жизни. Из физики известно, что чем тоньше и мягче материал, тем более низкий тон он издаёт, то есть достигает максимального резонанса на низких частотах. И наоборот, чем плотнее (жёстче) и толще материал, тем выше его резонансная частота. Таким образом, меняя плотность и толщину материала можно добиваться максимального резонанса на нужный звук. Суть настройки дек инструмента довольно проста. На каждый «взятый» на струне звук, на деке должен быть участок, максимально на него резонирующий и гармонично сочетающийся с остальными. Проблема в том, что все звуки имеют несколько обертонов, которые тоже должны иметь «своё место» и также гармонично сочетаться с остальными. Помимо всего, деки скрипки находятся в постоянном напряжении под давлением струн (к примеру, подставка "давит" на верхнюю деку с силой 30 кг.) . Настройка дек является одной из самых сложных и важных операций при изготовлении скрипки. Гениальность итальянской настройки состоит в том, что она, являясь самой сложной (тотальной) учитывает любые свойства материала. Именно поэтому прямое копирование толщин уникальных инструментов не даёт желаемых результатов, так как не бывает абсолютно одинаковых кусков дерева.


Ответ от Condorita [гуру]
Страдивари любил ель.
Амати - грушу
Амати делал скрипки из грушевого дерева и защищал их лаком собственного изготовления. Пара слов о лаке. Лучше всего звучит только, что сделанная скрипка, не покрытая лаком. Удлиненная дека скрипки вдоль направления волокна дерева, из которого она сделана, обеспечивает одновременный отрыв звуковой волны от всего контура деки. Ведь звуковые волны вдоль волокна распространяются быстрее, чем поперек. Отклонения формы скрипки от овала и прорези в деке, искажают звуковую волну, окрашивая звук обертонами. Не покрытая лаком скрипка отлично звучит, но продолжается это недолго, так как кислород воздуха окисляет волокна дерева, превращая их в труху. Кроме того, такая скрипка будет тянуть из воздуха влагу, как губка, что пагубно скажется на звуке.
Гварнери был приемником Страдивари


Ответ от Невропатолог [гуру]
В своих скрипках эти великие мастера использовали сложное соединение разных пород дерева: балканского клена, ели, черного дерева, тополя, ивы и груши.


Ответ от Полина фейгина [гуру]
Легендарное звучание скрипок кремонского мастера вызвано обработкой дерева против жучков.Рассматривая его скрипки, ученые снова и снова пытались понять, каким образом эти инструменты создают уникальный, такой чистый звук. Сейчас сделан еще один шаг к тому, чтобы раскрыть секреты великих скрипичных дел мастеров Страдивари и Гварнери. В исследовании, опубликованном в журнале Nature профессором Джозефом Нагивари из Texas A&M University, говорится, что клен, который использовали знаменитые мастера XVIII века, вероятно, для сохранности дерева, повергался химической обработке, что и повлияло на теплоту и силу звука легендарных инструментов.Но могла ли химическая обработка, предназначенная для того, чтобы убить личинок насекомых и грибок, придать скрипкам характерную яркость и чистоту звука, благодаря которым музыкальные инструменты, сделанные в Кремоне, не спутаешь ни с чем? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, Джозеф Нагивари проанализировал образцы древесины, взятые с внутренней стороны пяти инструментов, с помощью инфракрасной спектроскопии и ядерного магнитного резонанса.Среди пяти инструментов были скрипка Страдивари 1717 года, виолончель Страдивари 1731 года, скрипка Гварнери дель Джезу 1741 года, а также скрипка парижских мастеров Гана и Бернарделя 40-х годов XIX века и альт лондонского мастера Генри Джея, изготовленный в 1769 году.Таинственный СтрадивариАнтонио Страдивари родился примерно в 1644 году, и умер в декабре 1737 года в итальянском городе Кремона. Его скрипки, наряду с инструментами работы Джузеппе Гварнери, считаются лучшими в мире. Их ценят так высоко, что многие из них имеют свое имя. В прошлом году на аукционе Christie´s его скрипка Hammer (1707 год изготовления) была продана за $3,54 млн. За свою жизнь Страдивари изготовил более тысячи скрипок, из которых до наших дней дошли едва ли 700. По образцу скрипок Страдивари было изготовлено множество инструментов, которые часто продают несведущим по цене оригиналов.В инструментах из Кремоны были найдены следы химической обработки, тогда как инструменты парижских и лондонских мастеров подобной обработке, по-видимому, не подвергались. Исследователи предполагают, что эти различия в технологии связаны с традиционными местными способами сохранения древесины, которые, в конечном счете, и повлияли на механические и акустические свойства инструментов. По мнению ученых, обработка дерева химикатами проводилась перед изготовлением инструмента.Если химическая составляющая этого процесса будет разгадана, это поможет усовершенствовать современную технологию производства скрипок, так что и дешевые скрипки, по словам профессора Нагивари, будут звучать «на миллион долларов» . Кроме того, специалисты-реставраторы смогут обеспечить старинным инструментам лучшую сохранность.Профессор Нагивари пытался воссоздать звук старинных скрипок из Кремоны в течение нескольких десятков лет. За это время он несколько раз побывал в Италии, прочел горы исторических документов, изучал внутреннее устройство скрипок и сам проводил эксперименты.Венгр по национальности, профессор Нагивари увлекся скрипками 50 лет назад, во время обучения в Швейцарии, когда ему представилась возможность брать уроки музыки, пользуясь инструментом, принадлежавшим ранее его кумиру, Альберту Эйнштейну. Профессор Нагивари упражнялся каждый день, но затем был вынужден забросить занятия, чтобы посвятить себя науке. Проучившись год в Кембридже, он занял пост преподавателя в техасском колледже. «Там было очень скучно, - говорит он, - поэтому я завел себе хобби» .Профессор Нагивари несколько десятилетий пытался разгадать, почему кремонские инструменты, изготовленные полуграмотным юношей в XVII веке, звучат лучше любых других скрипок. Чтобы определить параметры качества звука, он подвергал скрипки Страдивари многочисленным испытаниям, анализируя вибрации передней и задней панелей и меняя эти панели на другие, изготовленные по их образу и подобию.

Гитарами, дерево для электрогитары, особенно для изготовления ее корпуса, заметно отличается. И этому есть свое объяснение, т.к. разные породы существенно разнятся по своим звуковым и физическим характеристикам. Об этом мы сегодня подробно поговорим в рамках данной статьи.

Общие сведения

То, насколько стабильными будут технические характеристики музыкального инструмента, не «поведет» ли гриф, а самое важное — будет ли гитара хорошо звучать, во многом зависит от правильного выбора материала, из которого она сделана. Это первая и, наверное, одна из самых главных задач, которую довольно часто приходится решать при выборе новой гитары.

Вопрос под №1 при выборе вашего будущего инструмента: «Из какого дерева сделан корпус гитары и гриф?». Очень важно обратить свое внимание на этот момент, потому что очень часто многие недооценивают влияние дерева на звук электрогитары. Бытует мнение среди неопытных музыкантов, что главное в гитаре это электроника. Но какая-то доля правды все же в этом есть: от струны звук передается звукоснимателям, а они в свою очередь уже улавливают колебания.

На самом же деле получается, что практически все участки гитары влияют на эти колебания, где каждая часть инструмента по-разному резонирует, одни частоты может фильтровать, а другие наоборот усиливать. Важно также знать, что порода древесины и сустейн напрямую связаны друг с другом. Вот, например, если не звучит дерево, то тут уже не помогут ни хорошие звукосниматели, ни примочки и даже дорогие комбики или усилители. Чтобы найти свой звук гитары, то вам для начала необходимо понимать и знать характеристики различных пород древесины.

Производство древесины

На сегодняшний день огромное количество древесины заготавливают для деревообработки. И среди большого количества дерева, далеко не каждая, так сказать, палка подходит для производства музыкального инструмента. Самым лучшим вариантом являются заготовки, полученные путем естественной сушки. Но, не смотря на то, что такой процесс обработки дерева требует достаточно длительного времени, чем искусственная сушка, то только путем естественной сушки можно сохранить структуру волокон и пор древесины, а от них уже зависят резонансные и частотные характеристики используемого материала.

Также обязательно нужно учитывать профиль распила, кривизну и направление волокон, присутствие (в идеале – отсутствие) сучков и прочие нюансы. Так вот, именно поэтому всегда очень тщательно подбирается любая заготовка, а высушенная древесина, в итоге выдерживается в складских помещениях не меньше одного года. Также важно знать, что очень быстрая сушка негативно влияет на волокна дерева.

Гриф гитары чаще всего изготавливают из клена, а накладка грифа может быть из того же клена, но в большинстве случаев из палисандра или черного дерева. С декой дела обстоят по-другому, потому что разные фирмы используют разное дерево при изготовлении гитар. Это связано с тем, что древесина разных сортов дает свое собственное звучание, а с другой стороны есть финансовый момент, который определяется ценой на дерево в разных странах, которые занимаются его поставкой.

Различные породы дерева обладают особым собственным звучанием, а также отличаются весом и плотностью. Не стоит думать о том, что все гитары, изготовленные из одного дерева, будут одинаково звучать. Здесь речь идет только об общих понятиях в плане звучания.

Из какого дерева лучше гитара?

То, из какого именно дерева гитара будет лучше или хуже уже решать вам. Ниже приведены характеристики наиболее часто встречающихся пород дерева используемых для гитар, которые сегодня можно приобрести в музыкальном магазине. О влиянии породы дерева на звучание гитары можно многое сказать. Главное вы должны знать то, что твердая древесина дает яркую атаку, а мягкая делает глуховатым звучание гитары. Это имеет отношение и к дереву, из которого изготовлена дека, гриф и накладка грифа. По весу все дерево можно разделить на три категории:

  1. Легкое. К такому дереву относятся такие породы: агатис, болотный ясень, липа, ольха, белая корина, тополь. Для этих видов характерен звук с преобладающими верхними частотами. Такая древесина идеально подойдет для соло гитаристов.
  2. Среднее. В эту категории попадает палисандр, тополь, коа, ольха. Им характерно звучание с выделенными средними частотами, отлично подойдут как для ритм-гитары, так и для соло.
  3. Тяжелое. К этой древесине можно отнести орех, махагони, венге, бубинго и падук. Эти сорта хорошо подойдут для мощных ритм партий, но при этом возникают небольшие проблемы при игре на пятнадцатом ладу и ниже, а на первой и второй струне слишком резкий звук.

Определитесь со стилем

Породу дерева, из которого сделана гитара, стоит выбирать, учитывая тот факт, какому стилю музыки вы отдадите предпочтение. Если вы хотите играть легкую музыку, например блюз, то тогда лучшим вариантом будет ясень или ольха. Для любителей тяжелых стилей и металла – махагони идеальный и оправданный вариант. Если вы мечтаете стать соло гитаристом, то ваш выбор – тополь и американская липа. Деки из палисандра, клена и ореха звучат довольно посредственно. Важно также понимать, что каждый музыкант о хорошем звучании имеет свое представление.

Дерево для электрогитары

Ольха (Alder)

Самая распространенная и очень популярная порода древа для производства и изготовления электрогитар и бас-гитар. В основном все известные производители (Jackson, Fender, Washburn, Ibanez и многие другие) на сегодняшний день имеют в своей линейке гитары из ольхи. Пожалуй, исключением из этого списка, будут консерваторы из Gibson.

Благодаря отличным резонансным характеристикам, почти по всему диапазону частот (слегка более выраженных в верхах) ольха пользуется большим спросом при изготовлении электрогитар, в частности при производстве корпусов. Дерево легкое, желтовато-коричневого цвета со слабовыраженными годовыми кольцами. Очень ценится музыкантами за хорошее звучание. Ольха отлично резонирует и имеет сбалансированный тембр по всему диапазону частот.

Ясень (Ash)

Традиционным деревом для гитар также является и ясень. Звонкое и прозрачное его звучание нам знакомо благодаря гитарам Fender. Это дерево очень музыкальное. Невероятно, но из одного и того же ствола разные части дерева могут звучать совершенно по-разному, и не возможно в связи с этим найти гитары сделанные из ясеня, которые бы имели одинаковый звук.

Всего применяется несколько видов:

  • Ясень болотный. Довольнолегкий, прочный с крупными порами материал, который прекрасно подходит для цельнокорпусных гитар.
  • Ясень белый. В отличие от болотного, слегка тяжелее и немного «зажат» в акустических характеристиках, но при всем этом имеет хорошие декоративные особенности за счет нужного контраста различных слоев дерева. Ясень в основном применяют при производстве топов и корпусов для гитар.

Липа (Basswood)

Это дерево по своим свойствам слегка похоже на ольху, но при этом может иметь немного глуховатое звучание за счет более рыхлой и мягкой древесины, которая при сильном нажатии легко продавливается, поэтому для ее защиты применяют твердые лаки. Сустейн у гитары из липы на всем протяжении будет ровный, ВЧ и НЧ смягчены. Благодаря этому лучше выделен основной тон и ярко выражена средняя часть спектра. Для исполнения металла и рока больше всего подойдет гитара с декой из американской липы.

До недавних пор считали, что липа подходит лишь для недорогих студенческих электрогитар, однако в скором времени японская фирма Ibanez в тандеме с известным гитаристом Joe Satriani развеяли этот распространенный миф, тем самым они показали всему миру, как может звучать такая гитара с хорошей электроникой в руках профессионала. И поэтому липу применяют только при изготовлении корпусов.

Бубинга (Bubinga)

Такое дерево характеризует красно-коричневый цвет и в основном оно распространено в Африке. Благодаря яркому и теплому звучанию, хоть и немного шероховатому, довольно часто применяется при производстве музыкальных инструментов. Из бубинги для бас-гитар делают грифы и деки, потому что древесина тяжелая, а для электрогитар – корпуса.

Коа (Koa)

Это редкая порода древесины, которая произрастает на Гавайских островах. По цвету и звучанию эта древесина похожа на красное дерево. Низкие частоты звучат слабо, но чисто, высокие смягчены, а средние наиболее ярко выражены. Динамический диапазон довольно узкий, т.е. несколько компрессированный.

Корина или Лимба (Korina/Limba)

Ареал произрастания этого вида дерева – тропики Западной Африки. Эта древесина имеет великолепный цвет, легкая в обработке и хорошо полируется. Бывает двух видов:

  • Черная лимба. Имеет оливковый цвет с черными прожилками и по тяжести относится к средним сортам.
  • Белая лимба. Для этой древесины характерен цвет зеленовато-желтый. Относится больше к сортам тяжелого дерева.

Помимо цвета рисунка больших различий между ними нет. Корина более динамичная, чем красное дерево, но все же схожа с ним по звучанию, а в диапазоне СЧ имеет наиболее яркий звук. Самый знаменитый пример использования этой древесины – гитары производства фирмы Gibson, особенно их знаменитая модель Gibson Flying V. Это дерево чаще всего применяют для изготовления грифов и корпусов.

Лайсвуд (Lacewood)

Это дерево, растущее на территории Австралии, имеющее довольно интересную текстуру древесины, которая напоминает змеиную кожу, где участки более светлые окружены полосами красновато-коричневого цвета. Благодаря такой фактуре часто применяется в качестве шпона (лист древесины толщиной менее 3 мм). Звучание гитары из такого дерева будет плотным в низких частотах, наиболее ярким в верхнем диапазоне и сложным в средней части.

Махагони (Mahogany)

Характерной чертой махагони является красивый рисунок с ярко выраженным продольным свилем, глубоконасыщенные цвета, от красно-коричневого до темно-бежевого. Тяжелее ольхи, но легче клена. Об акустических свойствах можно сказать, что у такой древесины наиболее выраженная нижняя середина, которая придает звучанию гитары «мясную» плотность.

Махагони чаще всего используют с различными топами, хорошо подчеркивающими диапазон высоких частот гитары, и применяют при изготовлении корпусов и грифов электрогитар. Изготовленные гитары из цельного куска такого дерева отлично подойдут для рок-музыки, благодаря хорошей атаке и сустейну и теплому тембру. Высокие частоты более мягкие, легкий акцент на средних, и выраженные низкие. В гитаростроении основными часто применяемыми породами древесины являются:

  • Африканский махагони (Кайя) обобщенное название родственных подвидов красной древесины, которые произрастают на территории Африки. По своим характеристикам отличаются несущественно, в основном по плотности. «Кайя» (Khaya) — коммерческое название, которое в основном применяется по отношению к древесным сортам, а вот более тяжелые обычно называют «махагони». Акустические параметры аналогичны гондурасскому махагони.
  • Гондурасский махагони порода очень харизматическая, из нее делают большинство американских гитар. В наших краях довольно редкое красное дерево, потому что на сегодняшний день эта порода занесена в Красную книгу и довольно дорогая при транспортировке. Схожее с ним дерево – не менее ценный кубинский махагони, не попадающий в США по понятным причинам.

Клен (Maple)

При производстве гитар используют европейский и американский (hard maple) клен. Американский в отличие от европейского клена обладает более плотной структурой и удельным весом, а также он более жесткий и хрупкий. Даже можно сказать так, что клен, как древесина для производства гитары, в большинстве случаев ценится не за акустические свойства, а за декоративные и механические. Замечательная упругость и твердость позволяет занимать клену лидирующее место в качестве основного сырья при изготовлении грифов электрогитар, а вот большое количество фактурных рисунков делает это дерево незаменимым в производстве декоративных топов.

Помимо всего прочего, топ из клена позволяет существенно обогатить звучание основного материала гитарной деки ВЧ составляющей. И несправедливо было бы сказано, что этим его использование и ограничивается – вот например, небезызвестные гитары Rickenbacker, практически целиком изготовленные из клена. А вот область применения клена – накладки на гриф, изготовление самих грифов, а также топов и корпусов электрогитар.

Падук (Padouk)

Эта древесина чаще всего применяется для отделки или украшения деки, нежели для ее изготовления. Имеет фиолетово-красный цвет, реже – оранжевый, который со временем темнеет. На ощупь древесина маслянистая, а звучание у нее яркое и чистое.

Тополь (Poplar)

Такая порода дерева считается самой распространенной при изготовлении бюджетных гитар, потому что лучше всего подходит для универсальных гитар и стоит достаточно дешево. Звучание у гитары из такой древесины будет чистым с преобладающими средними частотами.

Красное дерево (Redwood)

Эта древесина характеризуется как твердая и плотная с волокнистым рисунком и коричневато-розовым оттенком. Ее применяют для ламинирования в качестве топа или шпона. Красное дерево обладает теплым тембром, хорошо резонирует, имеет бархатное звучание с выраженной серединой, глубоким низом и приглушенным верхом.

Существует и много других пород красного дерева, которые тоже неплохо подходят для производства гитар, мербау, сапели, косипо и другие. У этих пород достаточно высокая плотность, но поры меньше, чем у гондурасского махагони или кайи, а инструменты получаются из них увесистыми.

Палисандр (Rosewood)

Палисандр относится к породам тропических деревьев, причем самых тяжелых, и поэтому применяется в основном для накладок грифа, но реже всего – для изготовления деки электрогитары. Всего существует несколько разновидностей этой древесины, основными из них считаются бразильский, индийский и африканский палисандр, которые отличаются друг от друга в основном только цветом. Дерево темно-коричневого цвета с красивыми красноватыми или темно-фиолетовыми прожилками. Текстура поверхности маслянистая, благодаря этому среди всех деревьев у палисандра самый теплый звук. Сочное звучание, верхние частоты приглушены, а по всему спектру хороший резонанс.

Грецкий орех (Walnut)

Древесина плотная и тяжелая. По звучанию грецкий орех можно охарактеризовать так: теплый тембр, верх и средние частоты наиболее выражены, но акцент в основном на середине, а верхние приглушены по сравнению со средними.

Венге (Wenge)

Есть еще одна порода твердой древесины, которая имеет красивый окрас. Венге отлично подходит при производстве накладок грифа. По своим характеристикам обладает очень высоким сопротивлением к изгибу и удару, а также имеет грубую текстуру. Это очень стойкая древесина. Обладает ярким звуком, имеет достаточно длинный сустейн, выразительный верхний и богатый средний диапазон частот. Гитары, изготовленные из венге, хорошо подходят для исполнения любого стиля музыки.

Зебровое дерево (Zebrawood)

По-другому это дерево еще называют «зебрано», которое произрастает только в Камеруне и Габоне. Такое название эта древесина получила благодаря окрасу, где полосы от темно-коричневого до песочного цвета перемежаются между собой. Зебрано достаточно тяжелая древесина и чаще всего применяется для ламинирования деки. По звучанию эта древесина подобна клену.

Зирикот (Ziricote)

Плотная и тяжелая порода дерева темно-коричневого оттенка, иногда даже черного с текстурой похожей на паутину. Используется только для ламинирования деки гитары, но не для ее изготовления. Имеет хороший резонанс по всему спектру частот, но верхние частоты слегка приглушены, благодаря этому к теплозвучным породам древесины относят зирикот.

Каждый профессиональный гитарист имеет в своем арсенале как минимум две, а то и больше гитар. Если позволяют средства, то вы можете приобрести себе хотя бы пару-тройку хороших гитар. Например, одну для жесткого перегруза, другую для овердрайва и можно еще одну хорошую гитару для игры на чистом звуке. С течением времени, когда у вас будет достаточно опыта, скорее всего, вы найдете свое дерево, которое будет по душе.

Это поможет определиться с фирмой, потому что каждая из них за собой закрепила определенные породы дерева, используемого сегодня для производства серийных моделей. Ни одна уважающая и известная фирма не изготавливает гитары из дуба, граба, вяза или ивы, потому что эти породы имеют большую плотность и короткую длину звучания нот. Конечно, здесь были описаны далеко не все существующие сорта, но главное, что вы теперь знакомы с «традиционными» породами древесины.

Так что выбирая для себя хороший инструмент, вы уже будете знать, какое дерево для электрогитары лучше всего вам подойдет по тем или иным характеристикам. Тут уже выбор остается за вами, ведь нельзя сказать, что какое-то дерево будет лучше, а какое-то хуже, потому что каждая древесина по-своему уникальна. У любого музыканта есть свои вкусы и представления о хорошем звуке, не говоря уже о том, что у каждого человека свой индивидуальный слух. Что понравится одному, не понравится другому.

Амати делал скрипки из грушевого дерева и защищал их лаком собственного изготовления. Пара слов о лаке. Лучше всего звучит только, что сделанная скрипка, не покрытая лаком. Удлиненная дека скрипки вдоль направления волокна дерева, из которого она сделана, обеспечивает одновременный отрыв звуковой волны от всего контура деки. Ведь звуковые волны вдоль волокна распространяются быстрее, чем поперек. Отклонения формы скрипки от овала и прорези в деке, искажают звуковую волну, окрашивая звук обертонами. Не покрытая лаком скрипка отлично звучит, но продолжается это недолго, так как кислород воздуха окисляет волокна дерева, превращая их в труху. Кроме того, такая скрипка будет тянуть из воздуха влагу, как губка, что пагубно скажется на звуке.

Из какой древесины делают музыкальные инструменты?

С древности люди изготавливали примитивные деревянные музыкальные инструменты. Различные погремушки и барабаны, дудки и разные шумовые инструменты использовали на охоте и в ритуальных целях - например, магические заклинания, которыми шаманы вызывали добрых духов или изгоняли злых, часто сопровождались разными звуковыми эффектами.

С развитием цивилизации возникла целая наука - музыкальная акустика, которая изучает особенности музыкальных звуков, как мы их воспринимаем, и механизмы звучания музыкальных инструментов. Почти все предметы, издающие звук, могут быть использованы как музыкальные инструменты, однако человечество немало потрудилось, создавая самые разнообразные специальные устройства для извлечения особого звука. Дерево было и остается одним из важнейших материалов для изготовления музыкальных инструментов. Гитара

и скрипка, виолончель и альт, духовые инструменты - флейта, гобой, кларнет, фагот, деки фортепиано и множество других инструментов или их частей изготавливаются из различных древесных пород. Секрет в том, что древесина обладает еще одним ценным качеством в ряду своих полезных свойств, а именно - способностью резонировать, т. е. усиливать колебания звуковых волн. Есть породы, которые обладают повышенными резонансными свойствами, и к таким породам относится всем хорошо известная ель европейская, произрастающая в Центральной Европе и в европейской России. Также хорошими резонансными свойства обладают другие хвойные: пихта, кедр. Древесина ели и пихты используется почти во всех музыкальных инструментах для изготовления дек. Заготавливается резонансная древесина в зимнее время. Музыкальные мастера подходят с особым вниманием к выбору резонансной древесины. Выбранное дерево не должно иметь изъянов, а годичные слои должны быть одинаковой ширины.

Известно ли вам, что каждая порода имеет еще и свой голос? Самый звонкий и певучий — у ели обыкновенной. Вот, оказывается, почему Страдивари и Амати делали из нее свои замечательные скрипки. Для этого выбранное дерево подсекали и на три года оставляли на корню. Оно постепенно теряло влагу, древесина уплотнялась, приобретала легкость. В результате музыкальные инструменты из такого дерева получали особую силу звучания. Правда, нужно было найти и выбрать из большого числа деревьев именно то, которое пело бы лучше других. Мастерам это удавалось, и доказательством последнего является то, что вот уже почти триста лет их скрипки завораживают слушателей своими «голосами», умеющими петь, плакать, страдать и радоваться.

И по сей день скрипки и другие струнные инструменты — рояли, пианино — продолжают делать из еловой древесины. Ни одно другое дерево не дает такого резонанса как ель. Это объясняется тем, что ее древесина отличается исключительно равномерным распределением волокон. Кроме того, она мягкая, легкая, блестящая, легко колется, прочная. В этом и есть одно из «елкиных» совершенств.

У ели имеются и другие достоинства. Обратите внимание, сколько снега на своих ветвях держит ель. Под белой шубой иногда и не видно самой зеленой красавицы. Узкая крона не задерживает снег слишком долго, при избытке он скатывается с дерева. Широкие ветви-лапы эластичны, пружинисты. Снег гнет лапу к земле, но не ломает. Если снега очень много, лапа прижимается плотнее к стволу и снег сползает с нее. Отряхнувшись от снега, ель снова гордо поднимает свои ветви вверх и красуется себе и людям на диво. Такое строение кроны позволило ели идеально приспособиться к жизни в умеренной зоне и стать одним из самых распространенных деревьев.

Гитара - это уникальный музыкальный инструмент. В руках профессионала она способна выдавать такую симфонию звуков, которая заставит слушателя плакать и смеяться, радоваться и переживать в такт виртуозной игре. Однако не всё в данном случае определяется человеческим фактором. Хорошая гитара способна выразить всю палитру чувств музыканта, плохой инструмент загубит самую великолепную игру. Звук, издаваемый гитарой, во многом определяется тем, из какого дерева она сделана. процесс трудоёмкий и дерево в инструменте играет решающую роль. Если оно «мертвое», то этой гитаре уже ничем не поможешь - как ни крути, а хорошего звука от неё не получишь. Гриф инструмента в большинстве случаев изготавливается из клёна, накладка - также из клёна (Ash), либо из палисандра (Rosewood) или черного дерева (Ebony). С корпусом (декой) далеко не всё так однозначно. Современная промышленность для производства гитар применяет множество видов древесины от всем известной ольхи до экзотического «вороньего глаза». Это обусловлено тем, что разные породы древесины имеют различное звучание. Самым популярным видом дерева для производства гитар является хорошо всем известная ольха (Alder). Из нее сделана практически вся линейка инструментов известных гитарных фирм Fender, Jackson и Carvin. Да и другие фирмы зачастую не чураются использовать её в производстве. Гитары, сделанные из ольхи, имеют хорошо сбалансированное чистое звучание с «сочной» серединой. На них одинаково хорошо удаются и сольные «запилы», и тяжелые металлические рифы. На мой взгляд, такие инструменты, являясь своеобразной «золотой серединой», предназначены для гитаристов, для которых не существует стереотипов в игре и мышлении. Ель (Fir) используют в основном для производства полуакустических электрогитар. Дает теплый ровный звук. Если вы собираетесь играть джазовую музыку, то подобный инструмент станет для вас идеальным выбором. Главным недостатком гитар, сделанных из ели, является их относительно высокая цена. Наиболее звонкие гитары, идеальные для исполнения партий соло, изготавливаются из клена (Maple) и ясеня (Ash). Эти инструменты имеют акцентированную атаку, их звучание в значительной степени более «стеклянное», чем у любого другого вида древесины. Гитары из клена и ясеня выдают звук с ярко выраженными верхними частотами. Эти породы древесин идеально подходят для соло-партий и не слишком хороши для ритма. Таким образом, если вы мечтаете играть музыку а-ля Joe Satriani, то ясень и клен являются идеальным материалом для гитары. Орех (Walnut) довольно широко используется для изготовления акустических гитар high-класса. Большинство эксклюзивных инструментов всемирно известных мастеров изготавливаются именно из этого материала. В производстве электрогитар он используется только для накладок на гриф и для шпонового покрытия корпусов. Из тополя (Poplar) производят гитары так называемой категории «ученический инструмент». Как известно, древесина тополя очень мягкая, что негативно сказывается на качестве звука. Чаще всего из него производят инструменты самой низкой ценовой категории. Красное дерево (Mahogany) используется при производстве гитар для «тяжелых» стилей. Звучание подобных инструментов отличается теплой и сочной серединой, имеет глубокие низы и сглаженные верха. По качеству звучания низов гитарам из красного дерева нет равных (лучше звучат только инструменты, изготовленные из экзотического дерева бубинга - Bubinga). Описанные выше породы дерева - это далеко не полный список материалов, применяемых при изготовлении гитар. Это всего лишь наиболее распространенные. Существует множество экзотических пород типа падуак, коа или той же бубинги, которые используются для производства эксклюзивных инструментов.

Дерево, безусловно, играет важную роль в том, как будет звучать будущий инструмент. Однако не будем забывать, что это всего лишь дерево. Лишь в руках опытного мастера оно приобретает вид инструмента, способного стать продолжением тела и души музыканта.