Философские проблемы в повести камю посторонний. Концепция отчуждения личности и общества в философии Альбера Камю (на примере повести Посторонний)

Повесть Альбера Камю «Посторонний» была написана в 1940 году и опубликована в 1942 году. Анализ данного произведения, как наиболее яркого и известного, помогает проследить все основные идеи творчества автора.

Сюжетная линия "Постороннего" (как, кстати, и композиция) линейна. Повесть состоит из двух частей. В первой части француз Мерсо, который живет в Алжире, получает известие о смерти матери и прибывает на похороны. Следующий день в Алжире герой проводит с дамой по имени Мари, которая становится его девушкой. Сосед-сутенер Раймон приглашает Мари и Мерсо провести выходные на берегу моря, но по дороге они замечают, что за ними следят арабы, один из которых – брат бывшей любовницы Раймона. На отдыхе между арабами и друзьями Мерсо происходит стачка, которая заканчивается ничем. Через некоторое время герой, увидев на пляже одного из арабов, убивает его. Вторая часть – затянувшееся на 11 месяцев дело Мерсо, в результате которого его приговаривают к смертной казни.

Несмотря на простой сюжет, идея автора очень глубока. Нам важны не сюжетные линии, а реакция главного героя на происходящее вокруг, точнее, отсутствие какой-либо реакции. Камю рисует человека, который не испытывает традиционные, принятые в обществе эмоции. Он не плачет на похоронах матери, ему безразлично предложение Мари пожениться, он не ощущает ничего во время убийства. Судебный процесс кажется главному герою муторным и затянутым, он не обращает внимания на происходящее.

Повесть имеет два смысловых уровня – социальный и метафизический. Первый уровень – реальность и реакция окружающих. Второй уровень оторван от реальной составляющей, в нем раскрывается внутренний мир Мерсо.

В действиях главного героя проявляется экзистенциальный романтизм его образа. Мерсо - изгой в обществе, его поступки вызывают непонимание и порицаются. Его не понимают ни присяжные, ни судьи, ни Мари. Видимость понимания и дружбы создает Раймон, однако, в конечном счете, ему нет дела до Мерсо (как и тому нет дела до Раймона). Еще одна составляющая романтического образа – действиями героя движет природа. Он единственный, кто любит смотреть в небо. Даже убийство, казалось бы, направляет палящее солнце, которое светит в тот момент на пляже.

В повести виден яркий авторский стиль. Текст представляет собой смесь описания и повествования в прошедшем времени от первого лица. Герой лаконично перечисляет все, что он сделал, не делая разницы между распитием чашки кофе, походом в кино и убийством. Все действия Мерсо пропитаны атмосферой абсурда – абсурдны его поступки, его внутренний мир. Абсурдны и доводы присяжных: в конечном счете, основным аргументом в пользу смертной казни служит то, что Мерсо не плакал на похоронах своей матери.

Кульминационный момент повести – последняя ночь в камере, когда безразличие оставляет главного героя. Мерсо мечется и засыпает в кошмарах. Он чувствует желание пережить все заново, открывает душу миру и вдруг понимает, что мир такой же, как и ОН. Герой безразличен миру, как и мир был безразличен герою. Мерсо ощущает одиночество и видит своим успокоением только одно: чтобы во время казни все пришедшие не смотрели на него со стеклянными лицами, а испытывали искреннюю ненависть.

Таким образом, в повести «Посторонний» в полной мере проявляются экзистенциалистские взгляды и идеи абсурдизма Камю. Что интересно, автор не порицает поступки главного героя. Порицание – удел традиционного общества, абсурд которого показывается в повести.

Повествование ведёт 30-летний француз, живущий в колониальном Алжире. Имя его остается неизвестным, но фамилия вскользь упоминается - Мерсо . Описаны три ключевых события в его жизни - смерть матери, убийство местного жителя и суд, а также краткие отношения с девушкой. На суде Мерсо правдиво заявляет, что нажал на курок пистолета «из-за солнца», чем вызывает в зале смех. На присяжных производит наибольшее впечатление свидетельство о том, что Мерсо не плакал на похоронах своей матери, следовательно, человек он жестокосердный и не достойный того, чтобы жить.В последней главе книги в камеру приговорённого к смертной казни Мерсо приходит священник, чтобы пробудить в нём веру в Бога. Наотрез отказываясь разделять иллюзии загробной жизни, рассказчик впервые выходит из полусонного равновесия и впадает в неистовство.

Смысл названия романа . Посторонний, которого он стремится изобразить,- это как раз один из тех простодушных, которые вызывают ужас и возмущают общество, потому что не принимают правил его игры. Он живет в окружении посторонних, но и сам для них посторонний. Именно за это некоторые люди и любят его, подобно Мари, его любовнице, привязавшейся к нему, «потому что он странный»; другие по той же причине будут его ненавидеть, как та толпа присяжных, чью злобу он внезапно почувствовал. Да и мы сами, открыв книгу и еще не проникнувшись чувством абсурда, напрасно попытались бы судить Мерсо по нашим привычным нормам: для нас он тоже посторонний.

Герой романа Мерсо - обобщенный образ, представляющий экзистенц. вариант естественного человека Руссо. Разорвав внутренние связи с обществом, Мерсо живет, повинуясь инстинктам. Почти бессознательно он убивает человека. Во второй части романа история Мерсо предстает как бы в кривом зеркале по ходу судебного разбирательства Мерсо судят, по существу, не за убийство, а за попытку пренебречь условными формами отношений между людьми, принятыми в обществе, за нарушение правил игры. А.Камю ставит своего героя в типичную для экзист. пограничную ситуацию, т.ев ситуацию выбора перед лицом смерти, когда, согласно экзист. философии, наступает прозрение. Мерсо выбирает свободу знать, что мир абсурден. Отказавшись пойти на компромисс, он принимает смерть.

Двухчастная композиция романа позволяет увидеть события вначале глазами главного персонажа, а затем воссоздать их с официальной- судебной, чиновничьей, обывательской- точки зрения. И если Мерсо не стремится притворяться, а, напротив, откровенен, правдив, даже циничен, то закон своим истолкованием превращает его действия в нечто им противоположное, разоблачая тем самым не столько преступление Мерсо, сколько собственное нежелание взглянуть на вещи прямо, без лицемерия. Каю запечатлевает в своем герое человека, который, не претендуя на героизм, согласен умереть за правду. Более того, ожидание смерти становится для него приобретением.

Мерсо существует в мире в кот. нет Бога и нет смысла, он знает это; он чужд обществу, в котором живет, он посторонний, чужой, не приемлющий игры по правилам. Он выше установлений и порядков, непредсказуем в действиях, инороден в среде своего пребывания. Посторонний- роман о разрыве и отчуждении.

Творчество Альбера Камю - одна из вершин европейской литературы XX века. Писателю удалось отразить тенденции в духовной жизни поколения, принимавшего непосредственное участие во Второй мировой войне. Кроме того, Камю стал одним из зачинателей философии экзистенциализма - учения о трагическом одиночестве человека во враждебном мире.
Повесть «Посторонний» можно считать художественным манифестом экзистенциализма. Любопытно то, как отозвался один из читателей на вопрос, нравится ли ему «Посторонний».
- «Посторонний»? - переспросил тот. - Это повесть, где главный герой убил араба только потому, что было жарко? Нет, не понравилась.
Эта реплика очень удачно характеризует повесть. При поверхностном прочтении сюжет произведения кажется абсурдным и скучным, а язык, которым он описан - сухим и безжизненным. И только при внимательном изучении «Посторонний» оказывается самым настоящим шедевром европейской литературы.
Герой «Постороннего» - человек, лишенный привязанностей. Поражает его поведение на похоронах матери: герой наблюдает за происходящим с полным равнодушием, сознавая себя зрителем бездарного и дурно сыгранного спектакля. Красота окружающего мира кажется ему просто приманкой, которая заставляет людей жить. Его любовь к женщине на поверку оказывается просто средством от скуки. Смысл человеческого существования ускользает от главного героя «Постороннего». В итоге он совершает бессмысленное убийство и предстает перед судом. Интересно, что позиция постороннего играет с главным героем повести злую шутку: его холодность на похоронах матери суд расценивает как еще одно доказательство его испорченности, черствости и крайнего цинизма.
Но «посторонний» не циничен, не черств и вовсе не пресыщен жизнью, как это может показаться. К сожалению, в огромном мире не нашлось ничего, что разбудило его истинную природу, а с ней человечность, эмоциональность, наконец, элементарную способность сострадать. Мир принял его, но принял как пасынка, отщепенца, нелюбимого ребенка.
То, с каким вниманием Камю демонстрирует душевный мир героя повести, доказывает: для писателя «посторонний» частный случай, не случайное отклонение от общечеловеческой нормы, а некая закономерность, восторжествовавшая в мире.
«Голый человек на голой земле» - под таким лозунгом в пятидесятые годы XX века выступали экзистенциалисты. Но помещая человека в безвыходную, по сути, ситуацию, они отнюдь не призывали к равнодушному терпению и отрешенному принятию
реальности. Экзистенциалисты всегда говорили о борьбе человека за свое человеческое достоинство - пусть эта борьба лишена всякого подобия смысла. Солдат, атакующий в одиночку несокрушимый дот, может служить образом, иллюстрирующим «экзистенциальный бросок».
Там, где другой философ-экзистенциалист, Сартр, видел лишь «тошноту», которая одолевает человека, оставшегося один на один с миром, Камю находил отправную точку для борьбы. Жизнь писателя доказывает честность его мыслей: Камю был деятельным участником движения Сопротивления, настоящим борцом с нацизмом.
«Посторонний» Камю - это повесть-констатация, повесть - отправная точка, а не финал. Если судить по другим произведениям Камю, например, по роману «Чума», то «посторонний» в конце концов встал бы на путь активного вмешательства в дела мира, и начал бы он, вероятно, с переделки самого себя.
Повесть «Посторонний» сегодня звучит более чем актуально. В мире вновь зародилось большое зло - терроризм, пожалуй, даже более страшное, чем нацизм. И каждый человек должен проявить всю свою бдительность, силу воли, выдержку, чтобы противостоять ему. «Зло гибнет на мгновенье раньше, чем падает сраженным последний защитник крепости Добра». Будем помнить этот афоризм, чтобы не стать однажды «посторонними» в нашем сложном меняющемся мире!

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Муниципальное казенное учреждение «Управление образования

ГО «Город Лесной»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №76 Д.Е. Васильева»

Исследовательская работа

«Тема абсурда и выражение идей экзистенциализма в повести Альбера Камю «Посторонний»

Направление: социокультурное («Речь. Язык. Текст»)

Исполнитель: ученица 9 класса Казак Дарья

Руководитель: Вертохина Светлана Валерьевна

Учитель русского и литературы

Содержание

Введение

Глава I . Философский смысл повести «Посторонний».

I .1. О писателе.

I .2. Особенности мира героя.

I .3. О понятии экзистенциализма.

I .4. Принципы экзистенциализма и их реализация на страницах повести.

I .5. Абсурд как способ изображения действительности .

Глава II . Практическая часть.

II .1. Анкетирование учащихся старшего звена.

Заключение

Список литературы и Интернет-источников

Произведение относится к жанру философского размышления в духе экзистенциалистического направления, рассматривающего человеческое бытие в виде абсолютной уникальности.

Ключевым персонажем повести является молодой мужчина, именуемый Мерсо, представленный писателем в качестве офисного работника, характеризующегося романтическим единением с окружающей природой, при этом ощущающего одиночество и равнодушие к окружающим людям, не понимая их истинный жизненный смысл. Единственные моменты, не оставляющие героя равнодушным, описываются в виде плотских радостей (пищи, сна, взаимоотношений с женским полом). Мерсо описывается в повести как отстраненный от жизненного существования человек, находящийся в собственной обособленной от окружающего мира атмосфере, живущий ощущением, настроением, чувствами, не признающий социально значимые ценности.

Композиционная структура повести представляется тремя частями, первая из которых рассказывает историю основного героя, вторая часть повествует о совершении героем преступления, а в финальной части раскрывается протест Мерсо, находящегося в заточении, против господствующей общественной морали, не предпринимая попыток спасения собственной жизни.

Проблематика произведения представляется несколькими темами в виде жизненного смысла, кризиса веры, понятия вседозволенности и правильности человеческого выбора, а также абсурдности реальной действительности.

Сюжетная линия произведения повествует о роковом поступке главного героя, выразившимся в случайном убийстве преследовавшего его араба, результатом которого становится казнь Мерсо.

Авторский замысел выстраивает содержание повести в виде исповеди главного персонажа, находящегося в ожидании собственной казни, при этом в повествовании отсутствует раскаяние Мерсо, а существует лишь желание объяснения своих поступков, и в первую очередь самому себе.

Стилевая характеристика повести представляется многочисленными простыми предложениями, лишенными сложного подчинения, создающими впечатления сухости слога и предоставляющими читательской аудитории восполнить ощущения посредством собственных эмоций и переживаний.

Кульминационная развязка сюжета осуществляется в финальной части повести в виде беседы заключенного Мерсо, ожидающего исполнения смертного приговора, со священником, посетившим его для покаяния. В сцене разговора с духовным отцом проявляется истинный смысл образа главного героя, категорически отрицающего религиозные догмы, чувствующего необратимость разрушения своего мира, но ощущающего лишь досаду и небольшое сожаление.

Литературное значение произведения заключается в изображении равнодушного человека, существующего мире равнодушия, символом которого становится случайный прохожий, находящийся в реальности временно и праздно, представленный писателем как абсурдный человек, выступающий против неискреннего, фальшивого общественного мнения.

Вариант 2

Повесть Альбера Камю является художественным изложением философских постулатов автора. Сам Камю заметный мыслитель начала двадцатого века. Он придерживался идей экзистенциализма, предполагавшего простое существование людей в мире, отрицая принцип божественного направления жизни.

Повесть «Посторонний» является ярким примером идей автора, донесенных до читателя простым и понятным языком. Главный герой Мерсо приверженец экзистенциализма, воспринимает жизнь иначе, чем окружающие. Не плачет и убивается на похоронах матери, не стремится жениться на своей девушке и завести полноценную семью. Демонстрируя подобное поведение, Мерсо словно бунтует против общепринятых норм. Но это протест не вызывающий, имеющий своей целью привлечь внимание к собственной персоне. Скорее герой в равной степени не понимает окружающих, в какой он сам им непонятен.

Ключевое событие произведения – убийство, совершенное Мерсо без видимого мотива. Единственное, что побудило героя совершить преступление, это палящее солнце, временно помутнившее рассудок. Однако ни следствие, ни присяжные не могут принять такой причины. Во второй половине повести они отчаянно пытаются объяснить поведение героя на уровне привычных устоев общества.

Мерсо же не так прост. Среди людей он чувствует себя изгоем. Он прекрасно понимает, что никогда не сможет понять «нормальный» образ жизни. Аналогично простые люди никогда не смогут принять его, поэтому герой решает не оправдывать своего поведения. В противоположность этому, он очень сильно ощущает свою связь с природой. Не хочет идти на повышение, чтобы не уезжать от моря в душный город.

Во всех событиях, описываемых героем, ключевое место отводится погоде. Невыносимая жара, палящее солнце, ласковое море занимают персонажа намного больше, чем происходящее вокруг. Стиль повествования лаконичный, сухой. Герой не считает нужным выражать сильные эмоции, ведь в этом мире он просто наблюдатель.

По этой причине Мерсо привыкает находиться в тюрьме. Ведь это всего лишь очередная часть его жизни. Единственное, что вызывает в нем гнев, это попытка навязать ему чуждые идеалы. Он вступает в жаркий спор со священником, убеждающим его покаяться, принять божью волю. Мерсо гневно защищает свои убеждения, ведь человек не исполняет чьей-либо воли, он просто живет на свете один, среди таких же одиноких людей. До последнего верный своим идеям, герой решает просто принять смерть, чем соглашаться с общепринятой точкой зрения.