Где в рассказе лапти завязка развязка кульминация. Пролог –завязка - развитие действия – кульминация – развязка - эпилог


02 ноября 2014
Занятие 5: Сюжетная композиция. Часть 2

[Драматургия] - лекция по 5 занятию:
«Композиция. Часть 2. Сюжетная композиция»


Что входит в сюжетную композицию?

Экспозиция - завязка – развитие действия - кульминация - развязка - финал

Все эти моменты связаны с законами зрительского восприятия.

Первые 10 минут– нужно заинтересовать.
Далее – поддержать его внимание.
После усилить напряжение, усилить внимание зрителя.
Потом довести напряжение до предела.
И в итоге – не разочаровать зрителя, порадовать финалом.

ЭКСПОЗИЦИЯ

Э к с п о з и ц и я - период фильма,
предшествующий развитию конфликта.

Из экспозиции зритель должен понять :

  • Кто герои (кто есть кто)
  • Какая обстановка (где предстоит действовать)
  • Какая ситуация (которая может обернуться конфликтом)
  • Какая тема фильма
  • Какой жанр фильма.

Экспозиция должна быть хорошо прописана, она одна из самых важных частей кинокартины.

Виды экспозиции:

  • прямая (представление герое «как есть»)
  • отложенная (допустим, сначала происходит убийство, и только потом мы видим, что и как)

Вспоминаем О Генри. Где экспозиция?

В небольшом квартале к западу от Вашингтон-сквера – ОБСТАНОВКА

Джонси - уменьшительное от Джоанны. Одна приехала из штата Мэйн, другая из Калифорнии. В результате и возникла общая студия. - ГЕРОИ

В ноябре неприветливый чужак, которого доктора именуют Пневмонией, незримо разгуливал по колонии. – СИТУАЦИЯ

Когда закончилась экспозиция?
Когда Джонси заболела.

А почему она закончилась?
Потому что у нас случилась завязка.

ЗАВЯЗКА

З а в я з к а - это момент начала
главного конфликтного действия.

Если экспозиция это временной отрезок, то завязка – это некая ТОЧКА, откуда все начинается.

Где эта точка в рассказе О. Генри?

У нее один шанс… ну, скажем, против десяти, - сказал он, стряхивая ртуть в термометре. - И то, если она сама захочет жить. Вся наша фармакопея теряет смысл, когда люди начинают действовать в интересах гробовщика. Ваша маленькая барышня решила, что ей уже не поправиться. О чем она думает?

Сам факт, что она заболела, для «зрителя» ничего не значит. А вот заключение доктора – уже информация, которая нас взбудораживает!

Иногда говорят, что в фильмах бывает несколько завязок. Это верно – ведь конфликтов в фильме тоже несколько.

Но завязка главного конфликта – ОДНА!

Часто завязке предшествует «провоцирующее событие», то есть то, что обостряет конфликт непосредственно перед завязкой. Относительно Гамлета, например, это появление тени его отца.

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ:

Развитие действия - это самая большая часть фильма, нагнетающая конфликт и приводящая к его кульминации.

То есть, несколько раз происходит нагнетание конфликта.

Относительно О Генри, героини беседуют дважды, и дважды нагнетается атмосфера. Туда же добавляются эпизоды с Берманом.

Усилить напряжение можно

  • внезапным известием
  • появлением нового персонажа
  • воспоминанием
  • и так далее

КУЛЬМИНАЦИЯ

К у л ь м и н а ц и я - момент
наивысшего напряжения конфликта.

Это ПИК! Момент! ТОЧКА НАИВЫСШЕГО НАПРЯЖЕНИЯ.

Кульминация – это не то, что уже случилось.

А момент ожидания, что произойдет?!

То есть, не когда человека застрелили, а когда он ждет: выстрелит или нет.

Если вы определили, что кульминация произошла, но после этого напряжение все еще нарастает – то тут ошибка, кульминацию вы нашли неправильно.

Поэтому, более полное определение кульминации выглядит так:

К у л ь м и н а ц и я – момент высшего и последнего
напряжения главного конфликта.

Часто, перед кульминацией, обычно, либо резко убыстряется темп кинокартины, либо резко замедляется, что обостряет зрительский интерес.

Бывает и две кульминации. Но одна из них всегда важнее, как и в случае с завязкой.

И в итоге, где кульминация в О Генри?

В моменте, когда поднимают штору, и мы ждем, висит там лист или нет. Словно слышим «барабанные палочки», перед тем, как неожиданно нас настигнет развязка.

РАЗВЯЗКА

Р а з в я з к а - заключительный отрезок развития сюжета, его итог.

Развязка, как правило, наступает сразу (!) за кульминацией.

Например, в Криминальном Чтиве, когда Джулс отпускает грабителей.

Но иногда, это не так. Бульвар Сансет, например, начинается с развязки – смерти главного героя.

Иногда вместо развязки следует:

К а т а с т р о ф а - разрушительное событие,
развязывающее все узлы конфликтов.

Допустим, действие разворачивалось, а затем у нас произошло, допустим, извержение вулкана. Тогда развязка – именно в этом извержении.

ФИНАЛ

Ф и н а л - заключительная точка картины,
раскрывающая ее смысл.

Часто, именно финал, а не кульминация и развязка определяет фильм. Ведь именно в финале можно показать реакцию героя на произошедшие события и дать зрителю ту эмоцию, которую он хотел увидеть.

Виды финалов:

Закрытый финал.
Вопросов к фильму нет. Победило добро/зло, все конфликты закончены.
Например, «Криминальное чтиво».

Открытый финал
Вопросы еще остались, и действие может иметь продолжение. Например, «Бегущий по лезвию».

Двойственный финал
Соединение прошлых двух.
Например, «Ночи Кабирии»

Пролог предполагает настроить детей на предстоящее содержа­ние урока, ввести их в определенное эмоциональное состояние. Пере­ведя на язык хорового исполнительства, можно сказать об этом так, задача пролога - привести к общему тону, т.е. задать тональность, свойства звука, сделать ауфтакт.

Драматургическая завязка дает важнейший импульс к действию, определяет ход, темп, активность всех действующих героев. В завязке урока ставятся его основные задачи, определяется материал, с кото­рым предстоит работать и способы действий всех субъектов, осущест­вляется организация готовности учащихся к предстоящей деятельно­сти или непосредственному включению в деятельность.

Далее, согласно художественной драматургии, происходят оп­ределенные события, которые заставляют совершать конкретные дей­ствия. Существует мно­жество приемов развития действия: повторение основной мысли, контрастное сопоставление, сравнение, варьирование.

Результатом развития становится кульминация. Кульминация - высшая точка пе­реживания. Переживания всегда связаны с эмоциями.

Действиеразвязки построено на обобщении, умозаключении, утверждении основной мысли. В развязке акцентируются основные моменты содержания, закрепляются новые способы действий, осуще­ствляется контроль. Развязка в уроке завершает работу с предметным содержанием. Если урок был связан с раскрытием темы, то развязка означает момент завершения раскрытия темы.

Эпилог происходит после того, как все события уже сверши­лись. Действия эпилога могут быть связаны с оцениванием, анализом самоощущений и т.п.

Таким образом, согласно закономерностям драматургического развития, содержание урока музыки разворачивается как погружение в какую-либо тему, проблему, образ, творческий процесс создания музыкального произведения.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Связано с целенаправленными действиями учителя по планирова­нию и организации учебно- воспитательного процесса. Это отбор учебного материала, организация различных форм учебной и воспита­тельной работы, планирование собственных действий и действий уча­щихся в ходе урока музыки и во внеклассной работе.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКЕ МУЗЫКИ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ.

1. Эффективность организации входа и выхода. Приветствие. Ра­бота с журналом. Работа с дневниками учащихся. Работа с дневника­ми музыкальных впечатлений.

2. Организация проверки знаний, домашнего задания.

3. Эффективность использования кабинета и материальной базы урока.

4. Выполнение психолого-гигиенических требований к уроку.

4. Организацию познавательной деятельности учащихся на уроке: слушание музыки, ее анализировать; импровизация;

5. Осуществление различных видов практической работы учащихся на уроке: пение полевок; пение по нотам; двигательно-ритмической деятельности; элементов хореографии, пластического интонирова­ния; слушание музыки, сюжетно-ролевые игры; импровизация, сочине­ние музыки; письменные работы с различными заданиями.

6. Организация самостоятельной деятельности учащихся письменное размышление о музыке, выполнение творческих заданий и.т.д.

7. Организация контроля усвоенных знаний на уроке.

8. Сочетание коллективной и индивидуальной работы на уроке, дифферинцированный подход.

8. Подготовка к домашней работе.

В построении урока необходимы гибкость, творческий подход к выбору путей, средств, методов при постоянной опоре на общедидактические принципы и на принципы единства эмоционального и сознательного, художественного и технического.

Каждое литературное произведение подчиняется законам жанра. Отказ от этого приводит к нарушению композиции. Кульминация - это самый захватывающий момент в произведении. Каждому читателю, а особенно писателю, очень важно понимать, что это такое.

Основные элементы композиции литературного сюжетного произведения

К сюжетным жанрам относят рассказы, повести, романы. Произведения, входящие в состав этой группы, обязательно строятся вокруг конфликта, который развивается на протяжении описания.

Затем он достигает наивысшей точки напряжения. Кульминация - это и есть тот самый момент, когда развязка неизбежна.

Таким образом, следует выделить четыре основных сюжетных элемента. Это те «4 кита», на которых и зиждется композиция литературного произведения этого жанра.

Экспозиция - описание времени, места, характера героев.

Завязка - событие, послужившее обострению противоречия или стало отправной точкой сюжетной линии.

Кульминация - это момент критического напряжения ситуации.

Развязка - это событие, послужившее разрешением конфликта, завершающий штрих в описании.

Пример композиции в произведении

Обратившись к произведению Марка Твена, можно рассмотреть сюжетную линию эпизода с окрашиванием забора. Завязка истории в том, что Том Сойер был наказан своей тётушкой.

Затем умная мысль посещает голову смышлёного парнишки: он решает «продавать» возможность взять в руки кисть! Вот тут и наступает кульминация - это самый волнующий момент в эпизоде, ведь читатель не знает, чем закончится новая авантюра героя, его интерес достаточно подогрет.

И вот развязка - ребята наперебой предлагают в обмен на это самые драгоценные вещи, которыми владеют. Через несколько минут забор покрашен, а сам Том становится настоящим «богачом», получив «несметные дары»: коробочки и сломанные игрушки, дохлую кошку и огрызок яблока.

Место кульминации в литературном произведении

Взгляд на композицию литературного произведения строго индивидуален. Писатель необязательно следует классическому варианту, когда экспозиция, завязка, кульминация, развязка появляются в его творении в данном порядке. Часто автор вовсе опускает экспозицию, предоставляя читателю знакомиться с героями в ходе чтения. Иногда в самое начало остросюжетного произведения помещается кульминация. Развязка же наступает в самом конце, стимулируя дочитать произведение до конца. Кульминация в самом начале сразу же захватывает внимание читателя, пробуждает интерес.

«Руки ныли. Откуда-то сверху на голову капали мерзкие холодные капли. С трудом раскрыв глаза, Михаил увидел мрачные стены подвала. А в противоположном углу ужасная громадная крыса нагло чем-то похрустывала.

Приглядевшись, Михаил с ужасом понял, что это тот самый подвал! И тут он услышал чьи-то шаги, потом поворот ключа в замочной скважине… Конец был неизбежен. Но так быть не должно. И Михаил уже знал, как он поступит в следующую минуту…»

Прочитав такое начало, любитель ужастиков, детективов или триллеров ни за что не отложит в сторону книгу. Почему герой попал в такое положение? Что он будет делать дальше? Сумеет ли спастись? Собственно, это только часть вопросов, которые придут на ум читателю.

Развязка, её место в композиции

Стоит отметить, что и этот элемент может стоять в начале повествования в качестве интриги. Например, в таком виде.

«Мария вошла в зал и боковым зрением заметила, что все присутствующие повернули в её сторону головы. Разговоры на мгновение стихли. Восторг в глазах особей мужского пола разлился в душе волной ненависти и презрения. Всё это - и признание, и восхищение - только гипнотическое действие бриллиантов, она это знала!»

А далее - переход на прошлое, ссылка на голодное детство, когда вон тот «боров с жирным двойным подбородком, сегодня заискивающе улыбающийся и подобострастно ловящий её взгляд», проходя мимо них, сидящих с матерью и молящих о помощи, брезгливо кривил губы.

Об этих вещах я говорил в своих прошлых статьях довольно подробно. Но вопросы, как ни странно, все остаются. Хорошо, тогда я объясню понятнее.

Завязка – развитие и кульминация – развязка – это четыре составляющих элемента любого сюжета в литературе . Поскольку я имею дело с театром – я расскажу, как эти четыре элемента воплощаются в сценическом пространстве, при интерпретации постановщиком драматургического произведения (драматургии).

Драматургия – это (если говорить упрощенно) – вид прозаической литературы, которая создается по определенным принципам сценического действия , существующим в театре. Любая драматургия построена на диалоге между персонажами, который имеет (или должен иметь) ярко выраженную действенную (целевую) природу.

Ах, да. То здесь, а то там – я встречаю непонимание, что такое проза и какова ее роль в литературе. Многие их путают, многие вообще не понимают, что к чему. Запомните: все, что мы читаем – есть литература. Литература условно подразделяется на два основных вида или направления: поэзия (ритмичное изложение) и проза (неритмичное или вольное (не имеющее четкой ритмовой структуры) изложение мыслей автора). Проза, в свою очередь, имеет множество разновидностей , есть как устная, так и письменная проза. Есть некая «хитренькая» проза, которую многим до сих пор непонятно, куда отнести. Это — драматургия.

Древние мыслители (времен Аристотеля, например) относили драматургию к виду поэзии. Впрочем, «почему» они так делали — совершенно понятно. Ибо драматургия тех времен сильно напоминала стихотворные формы (и редко подавалась в прямой «неритмичной» речи так, как это существует сейчас).

Но – много времени прошло с тех пор. И сейчас – драматическое произведение не имеет (почти) ничего общего с поэзией.

Считается, что любая драматургия имеет письменное воплощение (в виде пьесы) и сценическое (в виде интерпретации режиссера). Это и так, и не так – одновременно. Ибо – будучи сформированной в конкретное произведение, имеющее четыре элемента сюжета, ее и, как следствие, его (произведение) можно и должно называть разновидностью прозы (литературы). Как потом перескажет пьесу режиссер – Бог его знает. Но изначально – драматургическое произведение – есть разновидность прозы. Которая, в свою очередь, является «столпом» (направлением) самой литературы.

Безусловно, драматургия – очень несамостоятельна как разновидность или жанр, ибо «заточена» она — не на описательное, а на действенное восприятие, что так востребовано в театре. Но это никак не отменяет ее литературных «корней».

Да, любая пьеса — это изначально литературное (прозаическое) произведение, которое пишется по законам сценического действия. Явным или неявным.

Надеюсь, я не сильно затуманил Вам мозги. Нет? Это хорошо. Что поделать, без четкого определения подобных правил игры, к сожалению, нет смысла писать ни о чем другом. Ибо – тогда мы просто запутаемся в частностях. И Вы ничего не поймете. И я – буду кидать информацию – как об стенку горох. Оно нам надо? Вряд ли.

Итак, давайте приступим к так мною горячо любимым деталям. Отмечу, что «завязку, развитие, кульминацию и развязку», я буду рассматривать через призму драматургических произведений.

Итак, что такое «завязка»? Это то, с чего началась сама история . Возьмем для примера драматургическое произведение (пьесу) «Чайка» А.П. Чехова.

С чего именно начинается «Чайка»? С того, что Костя Треплев со своей возлюбленной – Ниной Заречной – готовится показать спектакль для своей мамы — изредка приезжающей в имение своего брата Сорина – Аркадиной, где проживает Костя. Важнейшая отправная точка этой истории («завязка») – приезд Аркадиной. И вот почему. Приезжает «прима», «светская львица». И для Кости показ спектакля – повод вернуть (или заслужить) уважение матери.

С непростых отношений Кости с матерью, что получит наглядное подтверждение в сцене со спектаклем, и начинается данная история. Кстати сказать, в ходе спектакля мать ведет себя неуважительно, постоянно комментируя те или иные сюжетные ходы и насмехаясь над их неумелостью.

«Развитие» состоит из нескольких поворотных моментов и событий. Это – процесс созревания основного конфликта пьесы. ПРОЦЕСС. Помните, развитие состоит не из одного момента, это всегда комплекс моментов, который усиливает конфликт . Каков основной конфликт в пьесе «Чайка» — каждый режиссер должен понять сам.

Чехов в смысле определения конфликта его пьес – автор не простой. Точнее, есть некоторые его пьесы, в которых конфликт – многоуровневый. «Чайка» — как раз из таковых. В данной пьесе можно искать конфликт между нуждами и интересами поколений (как творческий, так и – возрастной – «отцов и детей»). Можно – конфликт в области «цены успеха» (до какой грани можно и возможно дойти, чтобы получить успех). Можно даже сформулировать конфликт в области стыка времен (это не возрастной конфликт, это конфликт, скорее, технотронный).

И та «завязка», о которой я писал выше – проистекает от возрастного конфликта отцов и детей. Но если Вы ищите (используете) другой конфликт для отбора постановочных решений – Вам будет полезно определять «завязку, развитие, кульминацию, развязку», исходя из конфликта . Об этом я более подробно расскажу далее.

Какие поворотные моменты и события можно назвать «развитием» в пьесе «Чайка»? Это и фактический разрыв отношений Треплева и Нины Заречной в сцене с мертвой чайкой. И неудавшаяся попытка самоубийства Кости некоторое время спустя (сцена, когда Аркадина бинтует сыну голову). И вызов Костей на дуэль супруга Аркадины – писателя Тригорина, который последний не принимает.

Кульминацией сюжета в случае, если мы определяем конфликт в области «отцов и детей» — отъезд (а фактически – побег) матери с супругом — из поместья ее брата – Сорина . «Не договорились». Поколения не поняли друг друга и решили разойтись, чтобы не допустить чего-то совсем уж плохого.

«Развязка» — смерть Кости Треплева в финале. Молодое поколение проигрывает старшему – в смелости, решимости, воле – во всем. «Развязка» — это то, чем в итоге завершается конфликт .

И напоследок – я расскажу, как лучше формулировать «завязку, развитие, кульминацию и развязку», с учетом выбранного мною конфликта поколений .

В начале нашей истории происходит столкновение поколений. Так и назовем «завязку» — «столкновение». В «развитии» мы наблюдаем борьбу и возможность (попытки) приспособления поколений друг к другу. Назовем его – «противоборство» или перетягивание каната». Кульминация – «не договорились». «Развязка» – оказавшись вне противоборства – молодое поколение разрушает себя (Костя кончает жизнь самоубийством, а Нина – теряется в бесконечных жизненных и профессиональных тяготах). «Гибель».

Тема драмы – это ее единое действие. Тема «Макбета» - честолюбие. Тема «Ромео и Джульетты» - любовь. Тема прежде всего и формирует драму.

Сюжет есть тема в более конкретном оформлении. Сюжет «Макбета»: Макбет стремится к власти и совершает ради этого злодеяния. Сюжет «Ромео и Джульетты»: Ромео и Джульетта любят друг друга; Монтекки и Капулетти мешают их любви. – Иначе говоря, сюжет определяет основную линию драматической борьбы.

Фабула драмы – это система важнейших обстоятельств и последовательность наиболее значительных событий, определяющих драматическую борьбу. (При пересказе фабулы следует отмечать «драматический узел» и наиболее острые моменты драматической борьбы)

Интригой в драме называют иногда последовательные, подчиненные сознательному плану действия одного из действующих лиц. Например, в «Отелло» интригу ведет Яго. Иногда же интригой драмы называют все взаимодействия участников драмы, взаимоотношение отдельных интриг.В предельно общем виде сюжет - это своего рода базовая схема произведения, включающая последовательность происходящих в произведении действий и совокупность существующих в нём отношений персонажей. Обычно сюжет включает в себя следующие элементы: экспозицию (Экспозиция (лат. expositio - выставление напоказ, изложение) в литературоведении и фольклористике - часть произведения, предшествующая началу развёртывания единиц структуры произведения, в частности, часть произведения в драме, эпосе, лирике, которая предшествует началу сюжета. В экспозиции следует расстановка действующих лиц, складываются обстоятельства, показываются причины, которые «запускают» сюжетный конфликт. Экспозиция может следовать как перед завязкой, так и после. В фольклористике также - часть кумулятивного произведения, предшествующая началу развёртывания элементов кумуляции.

Экспозиция - начало основных событий в произведении), завязку (Завязка - это событие, которое является началом действия. Она или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает») конфликты.

Так, в трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет, принц Датский» завязкой является встреча Гамлета (главного героя трагедии) с призраком, и последовавшее за нею решение отомстить вероломному королю за убийство своего отца.

Завязка является одним из ключевых элементов сюжета.), развитие действия, кульминацию, развязку (Развязка сюжета - исход событий, решение противоречий сюжета.) и постпозицию, а также, в некоторых произведениях, пролог и эпилог. Основной предпосылкой развёртывания сюжета является время, причём как в историческом плане (исторический период действия произведения), так в физическом (течение времени в ходе произведения).

Сюжет и фабула. Понятие сюжета тесно связано с понятием фабулы произведения. В современной русской литературной критике (равно как и в практике школьного преподавания литературы) термином «сюжет» обычно называют сам ход событий в произведении, а под фабулой понимают основной художественный конфликт, который по ходу этих событий развивается. Исторически существовали и продолжают существовать и другие, отличные от указанного, взгляды на соотношение фабулы и сюжета. Например:

Толковый словарь Ушакова определяет сюжет как «совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения», а фабулу как «содержание событий, изображаемых в литературном произведении, в их последовательной связи». Таким образом фабуле, в отличие от сюжета, приписывается обязательное изложение событий произведения в их временной последовательности.

Предыдущее толкование было поддержано в 1920-х годах представителями ОПОЯЗа, которые предложили различать две стороны повествования: само по себе развитие событий в мире произведения они называли «фабулой», а то, как эти события изображены автором - «сюжетом».

Другое толкование идёт от русских критиков середины XIX века и поддерживалось также А. Н. Веселовским и М. Горьким: они называли сюжетом само развитие действия произведения, добавляя к этому взаимоотношения персонажей, а под фабулой понимали композиционную сторону произведения, то есть то, как именно автор сообщает содержание сюжета. Легко видеть, что значения терминов «сюжет» и «фабула» в данном толковании, по сравнению с предыдущим, меняются местами.

Наконец, существует также точка зрения, что понятие «фабула» самостоятельного значения не имеет, и для анализа произведения вполне достаточно оперировать понятиями «сюжет», «схема сюжета» (то есть фабула в смысле первых двух из вышеперечисленных вариантов), «композиция сюжета» (то, как события из схемы сюжета излагает автор).

Типология сюжетов. Предпринимались неоднократные попытки классифицировать сюжеты литературных произведений, разделять их по различным признакам, выделять наиболее типичные. Анализ позволил, в частности, выделить большую группу так называемых «бродячих сюжетов» - сюжетов, которые многократно повторяются в различном оформлении у разных народов и в разных регионах, большей частью - в народном творчестве (сказки, мифы, легенды).

По мнению А. Е. Нямцу, из всего многообразия традиционных сюжетов можно выделить четыре основные генетические группы: мифологические, фольклорные, исторические и литературные.

Как отмечает проф. Е. М. Мелетинский, «большинство традиционных сюжетов восходит на Западе к библейским и античным мифам».

Известно несколько попыток свести всё многообразие сюжетов к небольшому, но при этом исчерпывающему набору сюжетных схем. В известной новелле «Четыре цикла» Борхес утверждает, что все сюжеты сводятся всего к четырём вариантам:

О штурме и обороне укреплённого города (Троя)

О долгом возвращении (Одиссей)

О поиске (Ясон)

О самоубийстве бога (Один, Аттис)

ПЕРИПЕТИЯ (греч. peripe’teia - «внезапный поворот») по определению Аристотеля («Поэтика», гл. XI) - «превращение действия в его противоположность», один из существенных элементов усложнения трагической фабулы. Примеры, иллюстрирующие это определение (так в «Царе Эдипе» пастух, являющийся, чтобы открыть Эдипу его происхождение и тем самым рассеять его страх, достигает своим разоблачением противоположного эффекта), позволяют сопоставить аристотелевскую перипетию с «трагической иронией» современной эстетики, но, вообще говоря, термин «перипетия» употребляется у Аристотеля шире, обозначая всякий неожиданный поворот в развитии сюжета. Лессинг и многие другие теоретики трагедии приписывали Аристотелю понимание этого термина и сами понимали его в смысле того поворотного пункта трагического действия (а не конкретного «действия», поступка, что повидимому имел в виду Аристотель), к-рый определяет собой начало нисходящей линии «развязки» (см.).

В современном литературоведении термин «П.» применяется иногда и не к драматическим видам словесного искусства, напр. к развертыванию фабулы эпоса (см.) и романа (см.).