Главный герой - онегин. Двойственность изображения светского общества в романе «Евгений Онегин»

При всей широте тематики роман «Евгений Онегин»- это прежде всего роман об умственной жизни и исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века, перед декабристским восстанием 1825 года. Основная
тема его - передовая личность в её отношении к дворянскому обществу и народу. Эту тему Пушкин и раскрывает в образах представителей прогрессивной дворянской интеллигенции - Онегина, Ленского и Татьяны.
Назвав свой роман по имени одного из героев, Пушкин тем самым подчеркнул центральное положение среди них (и во всём романе) Евгения Онегина.
Онегин - «светский петербургский молодой человек», столичный аристократ.
Рисуя образ своего героя, Пушкин подробно говорит о его воспитании и образовании, о жизни в петербургском «свете». «Забав и роскоши дитя», Онегин получил типичное для аристократической молодёжи того времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернёра. Он был воспитан в духе аристократической культуры, оторванной от национальной и народной почвы.
Растлевающее влияние «света» еще более удаляло Онегина от народа. Онегин ведёт типичную для «золотой молодёжи» того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. На это ушло у него восемь лет.
Но Онегин по своей натуре выделяется из общей массы аристократической молодёжи. Пушкин отмечает его «мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлаждённый ум», чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой, сложившейся в России после Отечественной войны 1812 года, в годы усиления реакции, в годы господства аракчеевщины. Хандра и скука овладели Онегиным. Покинув светское общество, он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Из попытки писать ничего не вышло: у него не оказалось призвания («зевая, за перо взялся») и привычки к труду, сказалось его барское воспитание («труд упорный ему был тошен»). Попытка борьбы с «душевной пустотой» посредством чтения тоже оказалась безуспешной. Книги, которые" он читал, или не удовлетворяли, или оказывались созвучными его мыслям и чувствам и только укрепляли их.
Пытается Онегин заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди:
Ярем он барщины старинной
Оброком лёгким заменил...
Но вся его деятельность помещика-хозяина этой реформой и ограничилась. Прежние настроения, хотя и несколько смягчённые жизнью на лоне природы, продолжают владеть им.
Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над дворянской толпой, особенно среди поместного барства, и обрекали, при отсутствии общественной деятельности, на полное одиночество.
Порвав со светским обществом, в котором он не нашёл ни высоких нравов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них, и будучи оторван от жизни народа, Онегин теряет, связь с людьми.
Спасти от «душевной пустоты» не смогли Онегина и сильнейшие чувства, объединяющие человека с человеком: любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, так как выше всего ценил «вольность и покой», не сумел разгадать всю глубину её натуры и её чувства к нему. Он убил своего друга Ленского, так как не смог возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал. Сословные предрассудки взяли верх в тех колебаниях, которые он испытывал после получения вызова на дуэль. Он испугался «шёпота, хохотни глупцов», сплетен Зарецких.
В подавленном состоянии духа Онегин уехал из деревни. Он «начал странствия», но и это не рассеяло его.
Возвратившись в Петербург, он встретил Татьяну замужней женщиной, женой своего родственника и друга. В нём вспыхнула к ней любовь, по Татьяна разгадала себялюбие, лежавшее в основе его чувства к ней: он опять не понял глубины её запросов. Сценой свидания Онегина с Татьяной роман заканчивается. О дальнейшей судьбе Онегина ничего не говорится. Однако Пушкин думал продолжать роман. Осенью 1830 года он писал десятую главу, в которой собирался рассказать о возникновении первых тайных обществ декабристов. Но по цензурным условиям он не смог бы её напечатать; более того, и хранить её у себя было опасно. И Пушкин той же осенью сжёг написанное. В бумагах поэта сохранились лишь немногочисленные, разрозненные кусочки начальных строф главы.
Как думал Пушкин развернуть действие в X главе? Привёл ли бы он Онегина в общество декабристов? Есть свидетельство одного из знакомых Пушкина о том, что, по словам поэта, «Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов». Но, насколько точно это свидетельство, неизвестно. В лице Онегина Пушкин первым из писателей изобразил тот тип просвещённого дворянина, который сложился в России в 20-е годы XIX века и был широко известен в годы, последовавшие за разгромом декабристов. Онегин - типичный представитель этой просвещённой части дворянской интеллигенции, которая критически относилась к укладу жизни дворянского общества и к правительственной политике. Это дворянская интеллигенция избегала служить царизму, не желая встать в ряды молчалиных, но она стояла и в стороне от общественно-политической деятельности. А такой путь, хотя и являлся своеобразным протестом против общественно-политического строя, неизбежно обрекал на бездейственность, на отход от народа, на замыкание
в узкий круг эгоистических интересов. Это закономерно приводило таких людей к «душевной пустоте», .лишало их жизнь высокой цели, положительной программы. Белинский прекрасно сказал об Онегине и тем самым о людях такого типа: «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он... очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».
Отсутствие положительной программы обрекает Онегина на бездействие. Герцен справедливо сказал о нём:
«...Юноша не встречает никакого живого интереса в этом мире раболепия и мелочного честолюбия. И однако в этом-то обществе он осуждён жить, так как народ ещё более от него отдалён... но ничего общего между ним и народом...»
Образ Онегина обладает огромной обобщающей силой. «Факт тот, что все мы - более или менее Онегины, раз только мы не предпочитаем быть чиновниками или помещиками»,- говорил Герцен. Типичность Онегина была настолько сильна, что с этого времени, по словам Герцена, «каждый роман, каждая поэма имела своего Онегина, т. е. человека, осуждённого на праздность, бесполезного, сбитого с пути, человека, чужого в своей семье, чужого в своей стране, не желающего делать зло и бессильного делать добро, не делающего в конце концов ничего, хотя и берущегося за всё, исключая, впрочем, двух вещей: во-первых, он никогда не становится на сторону правительства, и. во-вторых, он никогда не умеет стать на сторону народа».
На образе Онегина Пушкин показал тот путь, которым шла часть дворянской интеллигенции его времени,- искания в отрыве от общества и от народа. Пушкин осудил этот путь героя-индивидуалиста, делающий его общественно бесполезным, «лишним» человеком.


Подлинным создателем новой русской литературы и литературного языка стал великий Александр Сергеевич Пушкин. Он стал и основоположником русского реализма. Его художественные произведения составляют гордость русского народа, принадлежат к шедеврам мировой литературы. К таким произведениям относится и его роман в стихах «Евгений Онегин».

Действие романа протекает в период подъема общественного движения против крепостничества. Пушкин рассказал о судьбе молодого человека, показав разочарованную, неудовлетворенную жизнью натуру, каким является Евгений Онегин. Онегин - представитель передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов. По своему происхождению он дворянин, аристократ. Его учили иностранные гувернеры и гувернантки. Сначала его воспитывала «мадам»; потом «monsieur ее сменил». Француз, «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил». Ученье его было поверхностное, бессистемное. В конце концов Онегин научился говорить по-французски, танцевать мазурку, кланяться, также знал немного по-латыни. Онегин отличался от молодежи светского общества незаурядностью ума, он мог «без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм».

Евгений Онегин критически относился к действительности, был принципиальным человеком. Каждому человеку в светском обществе он давал свою оценку.

После Отечественной войны 1812 года, в год усиления реакции, Онегиным овладела хандра. Покинув светское общество, Евгений хотел заняться полезными делами:

Зевая, за перо взялся,

Хотел писать - но труд упорный

Ему был тошен: ничего

Не вышло из пера его.

Это произошло потому, что с раннего детства учителя-французы не привили ему любовь к труду, к народу. Он с утра до вечера занимался балами, ресторанами, прогулками по Невскому.

Нет: рано чувства в нем остыли:

Ему наскучил света шум.

и Онегин решил уехать в деревню, где он получил имение от дяди. Приехав туда,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил.

Этим самым он резко отделил себя от соседей-помещиков. Они сочли его «опасным чудаком», фармазоном.

Онегину присуще благородство души. В деревне он познакомился с Татьяной Лариной. Она полюбила его и написала ему письмо. Получив его, Онегин пришел к месту встречи и искренне рассказал ей, что он не хочет ограничить себя домашним кругом, что он «не создан для блаженства». Евгений отверг любовь Татьяны, но он честно поступил с девушкой, не посмеялся над ней, как это сделал бы другой.

В Онегине хочется отметить неумение возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал. Получив послание от Ленского, Евгений решил отказаться от дуэли, но испугался насмешек и сплетен Зарецкого. После смерти Ленского Онегин отправляется странствовать «по свету».

Возвратившись в Петербург, он попадает на бал к своему другу и родственнику. Здесь Евгений узнает, что Татьяна Ларина замужем. В нем вспыхивает горячая любовь к ней. Он пишет послание Татьяне. Ему удается поговорить с ней. Онегин признается в любви. Но в разговоре она сказала:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Татьяна уходит, Онегин остается один. На этом Пушкин заканчивает свой роман. О дальнейшей судьбе Онегина он ничего не говорит. Есть свидетельство одного из знакомых Пушкина о том, что, по словам поэта, «Онегин должен был погибнуть на Кавказе или попасть в число декабристов».

Онегин - обобщающий образ. Много критиков высказывали свое мнение о романе «Евгений Онегин», в том числе Белинский, который отмечает в Евгении незаурядность и одаренность ума. Белинский говорил: «Обыденность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему хочется, что ему надо, но он очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».

Герцен назвал Онегина «лишним человеком», так как он не пошел по пути, проторенному отцом, и вместе с тем он не встал на сторону народа. Сам Пушкин писал о нем:

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражаемая странность

И резкий охлажденный ум.

Белинский предсказал историческое бессмертие романа: «Пусть идет время и приводит с собой новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор…»

Но пушкинский герой все же получил тот минимум знаний, который считался обязательным в дворянской среде. Он «знал довольно по-латыне, чтоб эпиграфы разбирать», помнил «дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней», имел представление о политэкономии Адама Смита. В глазах общества он был блестящим представителем молодежи своего времени, и все это благодаря безупречному французскому языку, изящным манерам, остроумию и искусству поддерживать разговор. Он вел типичный для молодежи того времени образ жизни: посещал балы, театры, рестораны. Богатство, роскошь, наслаждение жизнью, успех в свете и у женщин - вот что привлекало главного героя романа.

Но светские развлечения ужасно надоели Онегину, который уже давно «зевал средь модных и старинных зал». Ему скучно и на балах, и в театре: «…Отворотился - и зевнул, и молвил: «Всех пора на смену; балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел». Это и неудивительно - на светскую жизнь у героя романа ушло около восьми лет. Но он был умен и стоял значительно выше типичных представителей светского общества. Поэтому со временем Онегин почувствовал отвращение к пустой праздной жизни. «Резкий, охлажденный ум» и пресыщение удовольствиями заставили Онегина разочароваться, «русская хандра им овладела».

«Томясь душевной пустотой», этот молодой человек впал в депрессию. Он пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Первой такой попыткой была литературная работа, но «ничего не вышло из пера его», так как система воспитания не научила его работать («труд упорный ему был тошен»). Онегин «читал, читал, а все без толку».

На этом, правда, наш герой не останавливается. В своем имении он делает еще одну попытку практической деятельности: заменяет барщину (обязательную работу на помещичьем поле) оброком (денежным налогом). В результате жизнь крепостных крестьян становится более легкой. Но, проведя одну реформу, и ту от скуки, «чтоб только время проводить», Онегин снова погружается в хандру. Это дает В.Г. Белинскому основание написать: «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он… очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».

Вместе с тем мы видим, что Онегин не был чужд предрассудков света. Их можно было преодолеть только соприкосновением с реальной жизнью. Пушкин показывает в романе противоречия в мышлении и поведении Онегина, борьбу «старого» и «нового» в его сознании, сопоставляя его с другими героями романа: Ленским и Татьяной, сплетая их судьбы.

Особенно ярко раскрывается сложность и противоречивость характера пушкинского героя в его взаимоотношениях с Татьяной, дочерью провинциального помещика Ларина.

В новом соседе девушка увидела тот идеал, который давно уже сложился у нее под влиянием книг. Скучающий, разочарованный дворянин ей кажется романтическим героем, он не похож на других помещиков. «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви», - пишет В.Г. Белинский о состоянии девушки, предоставленной целыми днями своим тайным мечтаниям:

Давно ее воображенье,

Сгорая негой и тоской,

Алкало пищи роковой;

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь;

Душа ждала… кого-нибудь

И дождалась… Открылись очи;

Она сказала: это он!

В душе Онегина проснулось все лучшее, чистое, светлое:

Мне ваша искренность мила,

Она в волненье привела

Давно умолкнувшие чувства.

Но Евгений Онегин не принимает любви Татьяны, объясняя это тем, что он «не создан для блаженства», то есть для семейной жизни. Безразличие к жизни, пассивность, «желание покоя», внутренняя опустошенность подавили искренние чувства. Впоследствии он будет наказан за свою ошибку одиночеством.

В пушкинском герое есть такое качество, как «души прямое благородство». Он искренне привязывается к Ленскому. Онегин и Ленский выделялись из своей среды высоким интеллектом и пренебрежительным отношением к прозаическому быту соседей-помещиков. Однако они были совершенно противоположными по характеру людьми. Один был холодным разочарованным скептиком, другой - восторженным романтиком, идеалистом.

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень…

Онегин вообще не любит людей, не верит в их доброту и сам губит друга, убивая его на дуэли.

В образе Онегина Александр Сергеевич Пушкин правдиво изобразил умного дворянина, стоящего выше светского общества, но не имеющего цели в жизни. Жить, как другие дворяне, он не хочет, жить иначе не может. Поэтому разочарование и тоска и одиночество становятся его постоянными спутниками. А.С. Пушкин критически относится к своему герою. Он видит и беду, и вину Онегина. Поэт обвиняет не только своего героя, но и общество, которое формировало таких людей. Онегина нельзя считать исключением среди дворянской молодежи, это типичный характер для 20-х годов XIX века.

19 век можно назвать «золотым веком» русской литературы. Озарённая гением Пушкина, Лермонтова, Гоголя, блеском таланта Жуковского, Крылова, Грибоедова, русская литература в первую половину 19 века сделала поистине гигантский шаг вперёд. И, конечно, среди множества гениальных произведений, которые были написаны в 19 веке, были и посвященные жизни светского общества. Самыми яркими и полно отражающими данный вопрос – изображение светского общества – произведениями, считаются роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и комедия А. С. Грибоедова «Горе от Ума».

«Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Евгений Онегин» А. С. Пушкина – произведения, посвященные одному периоду жизни России. Эта эпоха была знаменательной для страны. После войны 1812 года глубоко изменилось мнение интеллигенции о русском народе, освободившем Россию от тирании Наполеона. В то же время светское общество привлекают зарубежные веяния, мода, культура, книги. Все эти противоречия описали в своих произведениях авторы. Для того чтобы лучше понять какого же всё-таки изображение светского общества в этих произведениях, я их детально проанализировала и предлагаю вам ознакомиться с полученными результатами.

В ходе работы я ставила перед собой следующие цели:

  • Наиболее полно раскрыть тему «Изображение светского общества в произведениях А. С. Пушкина и А. С, Грибоедова».
  • Проанализировать произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и А. С. Грибоедова «Горе от Ума».
  • Погрузиться в атмосферу 19 века и понять, чем жило светское общество того времени.
  • Ознакомиться с научной литературой, соответствующей данной теме.
  • Оценить актуальность этих произведений на сегодняшний день

Основная часть.

А) А. С. Пушкин «Евгений Онегин».

Роман «Евгений Онегин» — один из самых значительных произведений русской словесности. Его автор, А. С. Пушкин, сам принадлежал к дворянской среде, поэтому имел о ней достаточно полное представление.

Со стороны отца, А. С. Пушкин принадлежал к древнему дворянскому роду, упоминаемому в летописях со времён Иоанна Грозного, а мать Пушкина была внучкой Ибрагима Ганнибала, прославленного поэтом «арапа Петра Великого». Получивший отличное образование, юный Пушкин оказался в высшем свете. Связи отца и служба по министерству иностранных дел открыли Пушкину выход в лучшие дома большого света – графов Бутулиных и Воронцовых, князей Трубецких, графов Сушковых. Здесь Пушкин на первых порах с пылкой страстностью увлёкся балами и всеми великосветскими развлечениями. Но большой свет скоро наскучил ему, но и этого мимолётного прикосновения к высшему свету хватило, чтобы понять всю его подноготную, осознать, что руководствует людьми в этой среде, а впоследствии рассказать об этом в своём романе «Евгений Онегин».

История создания романа.

13 сентября 1830 года, в Болдино, Пушкин написал восьмую, а 25 – девятую, последнюю, главу своего романа «Евгений Онегин». Долгий труд был окончен. С романом уходила в прошлое целая эпоха жизни. Но на душе было неспокойно и грустно, автор не хотел прощаться со своими героями. Это чувство он выразил в стихах:

Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний,

Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?

Этими стихами автор хотел выразить нежелание расставаться со своими героями, которые за время написания романа стали ему родными, с обществом, которое он так тщательно и продуманно описывал. Ведь сознание человека, систему жизненных ценностей, как известно, во многом формируют нравственные законы, принятые именно в обществе.

Петербург А. С. Пушкина.

Пушкин пишет в романе, как о столичном, так и о московском и провинциальном дворянстве. Особое внимание автор романа уделяет петербуржскому дворянству.

А. С. Пушкин знал Петербург. Более того, он любил этот город. Петербург был для Пушкина символом величия и мощи России. Во многих своих произведениях он с любовью писал о Петербурге. Например, в своём произведении «Медный Всадник» он отмечал:

Люблю тебя, Петра творение,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей,

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла.

И, не пуская тьму ночную,

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Но в то же время это был, как он писал жене, «Свинский Петербург», где жили коронованные деспоты, где даже бастионы Петропавловской крепости напоминали ему о друзьях декабристах, находящихся в заточении. Пушкин понимал, что в этом городе нет свободы, что петербуржское светское общество ценит, прежде всего, не мысли, чувства и душу, а положение в обществе, звания и деньги.

Образ светского молодого человека – Евгения Онегина.

Казалось бы, Евгений Онегин – типичный представитель Петербуржского дворянства, но так ли это? А. С. Пушкин представляет Евгения Онегина по-домашнему, в свободной, чуть иронической манере – «Так думал молодой повеса», «добрый мой приятель». Пушкин в быстром и коротком отступлении рисует биографию Онегина. Среда, к которой принадлежал Онегин, и формировала его убеждения, его мораль, интересы и вкусы. Живший долгами, отец Онегина не придумал для своего сына особой системы воспитания – он поступил, как все: сначала нанял для своего сына француженку, потом гувернера, «Француза убогого». Поверхностное светское воспитание было обычаем, нормой, все жили в этой среде. Пушкин сам принадлежал к ней и мог с полным правом сказать: «мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Среда и определила «Род занятий» Онегина, когда наступила пора «мятежной юности» — «Светская жизнь».

Евгений Онегин был человеком образованным и воспитанным, учился он дома:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал,

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринуждённо.

В светском обществе превыше всего ценилась честь и общественное мнение, которое создавало особенный тип поведения:

И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чём вертится мир!

Также Онегина, как светского молодого человека, характеризует один день из его жизни, описанный Пушкиным.

Утро начинается чтением записок с приглашениями на бал, затем занятия в кабинете «воспитанника мод», прогулка по бульвару, обед у ресторатора. Вечером – театр, после театра возвращение домой – «чтобы одеться»-и поездка на бал:

Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почетный гражданин кулис…

С бала Онегин попадает домой только на заре.

Что же мой Онегин? Полусонный

В постелю с бала едет он.

Очень подробно описывает Пушкин кабинет Онегина, его наряд. Автор как бы желает еще раз подчеркнуть оторванность молодых людей того времени от национальной почвы, ведь они с раннего детства находились в атмосфере чужого языка, людей (гувернантки и гувернеры - иностранцы) и вещей. (“Но панталоны, фрак, жилет, /Всех этих слов на русском нет…”).

Евгений Онегин – главный герой произведения и раскрытию его характера для читателя А. С. Пушкин уделил больше всего сил. Незадолго до финала романа, указав на одиноко стоящего Онегина (а он, вернувшись из путешествия, незамедлительно явился на раут, в привычную суету вечного празднества), Пушкин обронил поистине вещее замечание: «Как нечто лишнее стоит».

Правда, это замечание осталось в вариантах главы. В каноническом же тексте соответствующее место выглядит несколько иначе, но тоже примечательно:

Но кто это в толпе избранной

Стоит безмолвный и туманный?

Для всех он кажется чужим.

При внешнем различии этих характеристик они родственны по существу: в том и другом случае Онегин взят в отношении к окружающему обществу. Именно для тех, кто составляет свет, Онегин либо лишний, либо чужой. Но как же такое могло произойти? Ведь мы помним, что по натуре Онегин франт, приверженец баллов и светских сборищ. Но стоит отлучиться на время (как случилось с уехавшим в путешествие Онегиным) как ты сразу становишься ненужным, лишним человеком. И это тоже показательно. Внутри толпы бушует разгул эгоистических страстей. В обмене репликами за карточным столом и в перерыве между танцами выведываются мнения, оцениваются поступки отдельных людей, согласовывается поведения целых групп.

Такова светская толпа. У Пушкина сложилось устойчивое отрицательное отношение к ней.

Светское общество, как одна из причин дуэли Владимира Ленского и Евгения Онегина.

Ещё один представитель светского общества – Владимир Ленский.

В свою деревню в ту же пору

Помещик новый прискакал

И столь же строгому разбору

В соседстве повод подавал:

По имени Владимир Ленской,

С душою прямо геттингенской,

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч.

Так говорит А. С. Пушкин о Владимире Ленском.

Владимир Ленский далёк от настоящей русской жизни. Его невозможно определить к определенной категории общества. Мы не можем его назвать светским человеком, ведь он далёк от света и в своих стихотворениях он воспевает «Разлуку и печаль, и Нечто, и туману даль…». Ленский молод и видит всё сквозь призму возраста и литературы. Ленский всё идеализирует. Это также доказывает его выбор. Ольга – типичная красавица, не обладающая индивидуальностью. Она посредственна, её образ столько раз был воспет, что потерял всё свою прелесть. Но это понимает лишь Онегин. А что Онегин?

Евгений Онегин и Владимир Ленский…. Кто они друг для друга?

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали неразлучны.

Так люди (первый каюсь я)

От делать нечего друзья.

Как же нелепа и незначительна ссора Онегина и Ленского, и нам хочется верить: все еще обойдется, друзья помирятся, Ленский женится на своей Ольге… Однако дуэль состоится, кто-то из друзей погибнет. Но кто? Даже самому неискушенному читателю ясно: погибнет Ленский. Пушкин незаметно, исподволь подготовил нас к этой мысли.
Случайная ссора - только повод для дуэли, а причина ее, причина гибели Ленского гораздо глубже. Ведь в ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять, - сила «общественного мнения». И снова светское общество! Онегин прекрасно всё понимает…. Сам говорит себе, что он:

Был должен оказать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и с умом.

Пушкин подбирает глаголы, очень полно рисующие состояние Онегина: «обвинял себя», «был должен», «он мог бы», «он должен был обезоружить младое сердце…» Но почему все эти глаголы стоят в прошедшем времени? Ведь еще можно поехать к Ленскому, объясниться, забыть вражду - еще не поздно… «Наедине с своей душой» Онегин все понимал. Но в том-то и беда, что умение остаться наедине со своей совестью и поступить так, как велит совесть, - это редкое умение. Для него нужно мужество, которого нет у главного героя. И из-за этого погибает ни в чём не повинный человек – поэт Владимир Ленский.

Светское общество в деревне.

Белинский назвал роман А. С. Пушкина – «Энциклопедией русской жизни. В этом и состоит его ценность. В своём романе автор рассказал своим читателям обо всех слоях населения. Например, о крепостном дворянстве.

Крепостная деревня занимает центральное место в композиции романа. Она показана сразу после Петербурга, как резкий контраст к нему. Она помогает нам понять, чем отличается столичное светское общество от деревенского светского общества. И есть ли, собственно, различия?

В северной столице время стремительно бежит, в деревне медленно течет. Северная столица имеет широкие возможности следовать западной моде, использовать достижения европейской цивилизации, а в деревне царят «нравы нашей старины», сильна связь человека с природой. Пушкин показывает среду, которая повлияла на формирование жизненных ценностей главных героев. Среди столичного дворянства прошли детство и молодость Онегина, а в деревне выросла Татьяна. Поместное дворянство поэт рисует и сатирически, и иронически, и сочувственно, с нотками ностальгии и доброй улыбкой.

В семье Лариных автор видит разные начала. Фамилия помещиков происходит от слова «лары» — боги домашнего очага. В их деревенском доме много доброго, патриархального и трогательного. Жизнь Лариных – «мирная», без зависти, злобы, жестокости. Это тихие, просты люди, гостеприимные, радушные. Они прошли по жизни рука об руку, без великих страстей, но и без диких ссор и сцен. Даже равнодушный и скучающий Онегин оценил тепло домашнего очага в семействе Лариных:

А кстати: Ларина проста,
Но очень милая старушка.

Поэту дороги привычки «милой старины», которым следовали родители Татьяны:

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод…

Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам.
Служанок била, осердясь –
Все это мужа не спросясь.

Но, с другой стороны, поэту грустно, что жизнь мирных деревенских людей полностью лишена духовных интересов, поисков, развития. Их не интересуют:

Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые
И гроба тайны роковые…

Дмитрий Ларин – посредственный, примитивный человек:

Отец ее был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый;
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой…

А ведь отец Татьяны не всегда был простым барином: в молодости он участвовал в русско-турецкой войне, заслужил чин бригадира и медаль за взятие Очакова.

Мать Татьяны возвышенно, романтично любила сержанта гвардии, потом испытала душевную драму, когда ее выдали замуж за нелюбимого человека. Размеренная, спокойная жизнь «по привычке» привела к внутреннему оскудению, угасанию душевных порывов матери Татьяны и ее мужа. Поэту больно осознавать, как легко люди превращаются в обывателей, медленно доживающих свой век. И все-таки семья Лариных – лучшая среди поместных дворян. В их доме выросла не только обычная, ничем не выделяющаяся Ольга – наиболее распространенный тип дворянской девушки начала XIX века, но и духовно богатая натура – Татьяна.

В портрете же другого обывателя у Пушкина появляются обличительные мотивы. Поэт рассказывает о деревенском дяде Онегина, который:

Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.

В двух строчках показана целая жизнь человека, наполненная невыразимой скукой: сорок лет он провел в глухой деревне без дела, без семьи, в мелочных склоках.

На именинах Татьяны мы знакомимся со многими соседями и приятелями Лариных. При описании светского общества используется традиционный приём — «говорящие» фамилии: Пустяков, Скотинины. Герои напоминают персонажей из комедий Д.И.Фонвизина и А.С.Грибоедова. «Говорящая» фамилия у Гвоздина. Она образована от глагола «гвоздить». Этот герой – «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков». Пушкин характеризует этого помещика в соответствии с житейской логикой крепостников. Ведь тот хорош, кто грабит крестьян. С убийственной иронией поэт описывает и местного иностранца, и дворянских барышень, и уездного франтика Петушкова.
В этом примитивном и безнравственном мире обывателей невозможно «не задохнуться» лучшим героям – Онегину и Татьяне.

Люди, окружающие их, невыносимы. Поэтому Онегин избегал общения с ними, а Татьяна молча страдала. В письме к Евгению она призналась:

Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.

От влияния пошлой среды девушку спасла ее добрая семья, книги, близость к природе и народной культуре.
Создавая пародийный образ мелкопоместного дворянства, Пушкин точно и глубоко показал, как уклад усадебной жизни формировал, в основном, людей недалеких, посредственных, не умеющих ни думать, ни чувствовать.

В Онегине же Пушкиным представлен прежде всего духовный и нравственный облик дворянской интеллигенции эпохи декабристов. Он олицетворяет собой порождение того общества, той эпохи, но вместе с тем он странным образом противоречит ему. По крайней мере, можно абсолютно точно утверждать, что он стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества. И это объединяет его с Чацким – главным героем комедии «Горе от Ума» Александра Сергеевича Грибоедова.

Б) А. С. Грибоедов «Горе от Ума».

История создания и основные конфликты в комедии.

У А.С. Пушкина есть замечательное высказывание: «Грибоедов сделал все. Он написал «Горе от ума». «Горе от ума» — оригинальная, высокохудожественная, общественно значимая комедия. А.С.Грибоедов работал над своим главным произведением несколько лет. Окончательная редакция была завершена осенью 1824 года. Каждый образ в комедии отражает сущность реальных общественных типов своей эпохи. Они не выдуманные, не абстрактные, а глубоко жизненные.
В произведении происходит взаимодействие двух конфликтов: любовного, основными участниками которого являются Чацкий и Софья, и конфликта общественно- идеологического, в котором Чацкий сталкивается с консерваторами, собравшимися в доме Фамусова. С точки зрения проблематики на первом плане – конфликт между Чацким и Фамусовским обществом, противоречие между граждански активной личностью и общественно пассивным, реакционным большинством.

А. С. Грибоедов в своей комедии так же, как и Пушкин, показал противоборство двух лагерей русского дворянства в начале 20-х годов 19 века. Это были годы, когда передовые дворяне отчётливо поняли необходимость перемен в стране. Началась схватка, апогеем которой и явилось восстание декабристов. Лучшая часть дворянства выступила против привычных порядков, которые Грибоедов мастерски описал в своём произведении на примере московского барства.

Московское барство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Образы Московских дворян в комедии Грибоедова имеют много общих черт. Это консерваторы, противники всего нового, передового. Эти люди не скрывают своего отношения к переменам, происходящим в стране, напротив, они открыто говорят о своей приверженности к веку минувшему:

Не то, чтоб новизны вводили, — никогда,

Спаси нас боже! Нет…

Это говорит об их интеллекте, их нравственности. Этих людей не интересует индивидуальность, душа каждого человека. Здесь каждого оценивают по его материальному положению или происхождению и положению в обществе.

Это мы можем наблюдать во время сцены бала. Конфликт Чацкого с московским обществом наиболее ярко проявился на балу у Фамусова. Сцена бала является кульминацией комедии Грибоедова. На балу Чацкий успевает перессориться с гостями, прослыть сумасшедшим и быть осужденным всем, собравшимся на балу обществом.

Сцена бала типична для Москвы Грибоедовского времени. И гости Фамусова – самые обыкновенные люди московского общества начала 19 века. Одни ездят на балы от скуки, другие, чтобы завести знакомство с нужными людьми, третьи, чтобы устроить судьбы своих детей. Здесь собираются люди одного круга, здесь нет чужих. А установленные правила поведения являются законом.

Первые, с кем встречается Чацкий на балу – это супруги Горичи. Платон Горич – давний знакомый Чацкого, бывший военный, после женитьбы полностью попал «под каблук» своей жены. Чувствуется, что Чацкий хорошо относится к Платону Михайловичу и искренне огорчен переменой, произошедшей со своим старым другом. Он хоть и подшучивает над Горичем, но с явным сочувствием. А вот и князья Тугоуховские со своим семейством, со своими многочисленными дочерьми. Первое, что интересует княгиню: женат ли Чацкий. А как быстро пропадает ее интерес, когда она узнает, что кандидат в женихи небогат! А вот графини Хрюмины: бабушка и её внучка — старая дева. На ее едкие замечания Чацкий отвечает не менее резко. Это ее он сравнивает с французскими модистками.
И, конечно, Чацкого возмущает то, что московское общество, осуждая таких пройдох, как Загорецкий, не закрывает перед ним двери, а продолжает принимать на балах. Откровеннее всех об этом говорит по своей глупости Хлестова: «Я от него было и двери на запор; да мастер услужить» Пустые никчемные люди, не желающие не только никаких перемен, но и не желающие даже слышать о них. Поэтому Чацкий, думающий и говорящий иначе, своей правдивостью вызывает неприятие у этого общества. Вот почему слух о безумии Чацкого, выдуманный Софьей, так легко был принят за правду гостями Фамусова. Итак, московское общество выносит Чацкому приговор: безумен. Но и Чацкий выносит свой приговор московскому обществу:

Из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним
И в нем рассудок уцелеет.

Образ Павла Фамусова, как представителя московского светского общества.

Если мы говорим о московском светском обществе, мы не можем не сказать о Павле Афанасьевиче Фамусове.

Фамусов – одна из центральных фигур в комедии. Это яркий представитель «века минувшего», он проповедует философию «отцов», то есть тех, кто обладает консервативными взглядами. «Отцы» в пьесе – высокопоставленные чиновники и в то же время богатые помещики. Это Фамусовское общество. Они выступают против свободы слова и просвещения. В руках именно Фамусовского общества сосредоточена власть. Служебное положение Фамусова достаточно высоко: он «управляющий в казенном месте». Именно от него зависит материальное состояние и успех множества людей: распределение чинов и наград, «протекции» молодым чиновникам и пенсии старикам
Фамусов – убежденный защитник всего застойного. По его мнению, жить правильно – значит поступать во всем так, «как делали отцы», учиться, «на старших глядя». Герой восхваляет московские нравы, неизменные век от века:

На все свои законы есть:
Вот, например, у нас уж исстари ведется,
Что по отцу и сыну честь:
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых, —
Тот и жених.

Образ Александра Чацкого.

Фамусовскому обществу в комедии, твердо хранившему традиции «века минувшего», противопоставлен Александр Андреевич Чацкий. Это передовой человек «века нынешнего», точнее, того времени, когда после Отечественной войны 1812 года, обострившей самосознание всех слоев общества России того времени, стали возникать и развиваться тайные революционные кружки, политические общества. Чацкий в литературе 20-х годов XIX века — это типичный образ «нового» человека, положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям, по всему складу ума и души. Его взгляды против существующих устоев общества становятся все более резкими.
Если Фамусов — защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием революционера-декабриста говорит о крепостниках и крепостном праве. В монологе «А судьи кто?» он гневно выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества. Он резко высказывается против милых сердцу Фамусова порядков золотого екатерининского века, «века покорности и страха — века лести и спеси».

Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и «охотник поподличать», а независимая, свободная личность, чуждая рабской приниженности.

Если Фамусов, Молчалин, Скалозуб рассматривают службу как
источник личных выгод, службу лицам, а не делу, то Чацкий разрывает связи с министрами, уходит со службы именно потому, что он желал бы служить делу, а не лакействовать перед начальством. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — говорит он. Он защищает право служить просвещению, науке, литературе, но это трудно в условиях такого общества.

Если фамусовское общество с пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, даже пренебрегая своим родным языком, то Чацкий стоит за развитие национальной культуры, осваивающей лучшие, передовые достижения европейской цивилизации. Столкновение Чацкого — человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею — с фамусовским обществом неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого — крушением его надежд на личное счастье.

Причины выбора Софьей Молчалина.

Софья – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, это можно назвать общими чертами ее круга.

Вспомним, что Софья воспитана в Фамусовском обществе, она получила классическое образование того времени – стихи, танцы, фортепиано и её любимые французские романы…. Все это наложило определенный отпечаток на её характер. С одной стороны она обладает живым умом, страстностью и женской мягкостью, с другой – непониманием окружающего мира, которое и свело её с Молчалиным.

«Я не старалась! Бог нас свёл!» — говорит она о своих отношениях с Молчалиным. Но так ли это? И что мы знаем о самом Молчалине?

Он, наконец, уступчив, скромен, тих. И на душе проступков никаких. Чужих и вкривь и вкось не рубит…. Вот я за что его люблю!» — вот так описывает Софья Чацкому Молчалина, не замечая, что «портрет выходит пошл». Софья видит в нем скромного, бедного, не смеющего поднять не нее глаз, влюбленного молодого человека.… И…. покровительствует ему. Она стремится сделать из него «мальчика – мужа», а если мы вспомним общество Фамусова, то поймём, откуда Софья берет эти идеи. Ведь именно в этом обществе такие мужья не редкость.

В некоторых критических статьях (например, в статье Гончарова «Мильон терзаний) Софья сравнивается с Пушкинской Татьяной и мы можем говорить об уместности этого сравнения. «Душа ждала кого-нибудь» — говорит Пушкин о Татьяне в произведении «Евгений Онегин», но если присмотреться к Софье Грибоедова, то мы поймём, что выбор Софьи на Молчалина пал Случайно. Как и Татьяна, она выбирает возлюбленного, не зная его, не понимая его, его душевных качеств. Её душа ждала кого-нибудь

Живой ум, идеи, мысль чувства загублены в Софье, поэтому она не замечает в Молчалине того, что очевидно для других: глупости, жадности, подлости и подхалимства.

Последнее свидание влюбленных показывает Молчалина во всей красе.

«И вот любовника я принимаю вид в угоду дочери такого человека….» А Софья? «Не продолжайте. Я виню себя кругом. Но кто бы мог думать мог, чтоб был он так коварен!»

Итак, мы понимаем, что выбор Софьи был обусловлен, в основном, ограниченностью выбора. Ведь Софья, при всех своих душевных задатках, всё же целиком принадлежит фамусовскому миру.

В) Сравнение Онегина и Чацкого.

Чем же все-таки похожи эти два героя, светский Онегин и просветитель Чацкий, герои разных произведений, но одной эпохи?

Конечно же, они происходят из одного и того же общества, они ровесники, оба умны, проницательны, оба видят несостоятельность светской жизни, обнажают ее суть от покровов внешней мишуры и блеска. Оба пытаются найти себя, обрести себя, путешествуя или сменяя обстановку. У обоих неудачно складываются отношения со слабым полом, но, однако, причины для этого несколько разные. Если Чацкий, все еще влюбленный в Софью, постепенно разочаровывается в ней, находя в ее характере черты ненавистного ему общества, то Онегин, встречаясь с Татьяной, уже пребывает в глубоком разочаровании от жизни, поэтому и на любовь Татьяны он реагирует благородно. Но он понимает, что не способен стать благопристойным мужем и отцом семейства, поэтому он опасается чистой и нежной любви Татьяны.

Чацкий олицетворяет собой живой ум, передовые стремления, огонь, движение, бурную просветительскую деятельность. Онегин оказывается более пассивным на таком фоне, человеком с огоньком, почти потухшим, но который еще можно разжечь, только сделать это надо кому-то другому, раздуть огонь и превратить его в пламя.

Заключение.

«Вместе с современным ему гениальным творением Грибоедова — «Горе от ума», стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе. До этих двух произведений русские поэты ещё не умели быть поэтами, воспевая чуждые русской действительности предметы, и почти не умели быть поэтами, принимаясь за изображение мира русской жизни», — сказал В. Г. Белинский.

Действительно, эти два произведения сыграли огромную роль в развитии русской литературы. Прочитав их, можно наиболее полно составить своё представление о светском обществе того времени. Изучив эту тему, я поняла, что образ жизни приверженцев светского общества того времени не сильно отличается от образа жизни элиты, так называемого высшего общества, сегодняшних дней. К сожалению, сейчас душа, искренние чувства и лучшие черты характера порой ценятся меньше чем деньги, положение, связи. И поэтому я могу сказать, что тема моего реферата актуальна и по сей день. Ответы на современные вопросы, проблемы, можно всегда найти у классиков. Давайте читать классиков!

Список литературы:

И. Е. Каплан «Анализ произведений русской классики».

А. М. Гуревич «Сюжет «Евгения Онегина»»

С. Сандомирский «Тайна Онегина»

И. Медведева «Горе от Ума»

В. И. Коровин «А. С. Грибоедов. Жизнь и творчество»

Н. С. Ашукин «Пушкинская Москва»

Арнольд Гессен «Пушкин в Москве»

Журнал «Литература в школе» за 2004, 1997 года

Н. К. Пиксанов «Горе от Ума».

И. А. Гончаров «Мильон терзаний»

В. Орлов «А. С. Грибоедов и его комедия»

С. Е. Шаталов «Герои романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»»

Интернет ресурсы.

Обсуждение закрыто.

Характер Онегина не выдуман Пушкиным. Он в этом образе обобщил черты, типичные для многих тогдашних молодых людей. Это люди, обеспеченные трудом крепостных крестьян, получившие самое беспорядочное воспитание. Но в отличие от громадного большинства представителей господствующего класса помещиков, спокойно и безмятежно относившихся и к своей бездельной жизни и к положению угнетенного народа, эти молодые люди, более умные, более чуткие, более совестливые и благородные, испытывали неудовлетворенность от окружающей их среды, от всего общественного строя и в то же время недовольство собой. Не приученные ни воспитанием, ни своим социальным положением к труду, к работе, к активным действиям, они и не думали бороться против несправедливого общественного строя, против развращенных этим строем представителей дворянского класса. Они презрительно замыкались в себе, чувствовали себя разочарованными в жизни, озлобленными на все и на всех.

Они резко выделялись среди светской толпы, казались в обществе какими-то странными людьми, но сами продолжали вести ту же бессодержательную, пустую светскую (в городе) или помещичью (в деревне) жизнь, хорошо понимая всю бессодержателн-ность ее и не испытывая от нее ничего, кроме скуки и душевных страданий. Пушкин прекрасно характеризует чувства скуки и безнадежности, свойственные этим людям, в следующих стихах XI строфы восьмой главы:

* Несносно видеть пред собою
* Одних обедов длинный ряд,
* Глядеть на жизнь, как на обряд,
* И вслед за чинною толпою
* Идти, не разделяя с ней
* Ни общих мнений, ни страстей.

Пушкин изображает в лице Онегина, конечно, эгоиста, но это не самодовольный, влюбленный в себя эгоист, а, как правильно назвал Онегина великий критик Белинский,- «страдающий эгоист». Онегин, видимо, понимает, что одним из главных источников его тоски, «хандры» является отсутствие труда, какой бы то ни было деятельности общественного характера. Но он настолько умен, что не может пойти по проторенным путям, доступным в то время молодому дворянину, желающему найти себе «полезное» занятие. Он не станет служить ни офицером, ни чиновником, потому что понимает (или чувствует), что это значило бы активно поддерживать тот строй, несправедливости которого и являются конечной причиной его тоски и разочарования.

Делать целью своей жизни те или иные мелкие улучшения в труде или быте своих крестьян он не смог бы, чувствуя, что это были бы отдельные заплатки, незначительные, частные меры, не решающие основной и главной проблемы уничтожения рабства крестьян, крепостного права…

Единственным делом, которому мог бы достойно посвятить все свои силы, всю свою жизнь молодой просвещенный дворянин, подобный Онегину, была бы прямая борьба с основным злом тогдашней русской жизни - с крепостным правом и царским самодержавием. Но мы уже видели, что как раз к этому-то он и не был способен в силу своего воспитания и условий жизни, убивших в нем всякую общественную активность. «Тоскующая лень» - вот характерная черта Онегина, «труд упорный ему был тошен…».

Были в этой среде передовых, просвещенных дворян и такие, которые сумели преодолеть свой классовый эгоизм, у которых безотрадные впечатления от тяжкого положения крестьян, от жестоких мучений солдат, от грубости и реакционности самодержавия взяли верх над вредными последствиями их воспитания и социального положения. Они и вступили решительно на путь революционной борьбы с царским правительством, борьбы за свержение самодержавия и уничтожение крепостного права. Таковы были декабристы, которые как раз в те годы, когда происходит действие пушкинского романа (1819-1825), тайно готовили революционное восстание; таков был и сам Пушкин, который своими революционными стихами воспитывал у читателей ненависть к угнетателям, страстную любовь к свободе и к родине, жажду революционного подвига.

Такие люди, как Онегин, не принадлежали к этой категории дворянских революционеров. Но уже и то, что они чувствовали себя неуютно в тогдашней общественной обстановке, тосковали, хандрили, говорит о том, что они все же стояли значительно выше общего уровня дворянской молодежи. И если бы обстоятельства жизни Онегина помогли ему излечиться от эгоизма, от гордого невнимания к окружающим, то вполне естественным и закономерным было бы сближение его с людьми, разделяющими его основные взгляды, его резко отрицательное отношение к существующему строю,- с революционерами-декабристами.

    Главный герой романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - дворянин, аристократ. Он непосредственно связан с современностью, с реальными обстоятельствами русской действительности и с людьми 1820-х годов. Онегин – знаком с Автором и с некоторыми из его друзей....

    Один из главных героев романа в стихах А.С.Пушкина – Онегин. Не случайно и произведение называется его именем. Образ Онегина – сложный и противоречивый, заключающий положительные признаки прогрессивности и резко отрицательные черты явно выраженного индивидуализма....

    Письма Татьяны и Онегина резко выделяются из общего текста пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин». Даже сам автор исподволь выделяет их: внимательный читатель сразу заметит, что здесь уже нет строго организованной «онегинской строфы», а заметна...

    Роман «Евгений Онегин» - любимое детище Пушкина. Роман писался в течение восьми лет. Начал писать свой роман П. в период расцвета общественного движения, в период расцвета свободолюбивых идей, а закончил писать его в годы страшной реакции после...

А. С. Пушкин сумел обогнать свою эпоху - он создал абсолютно уникальное произведение, роман в стихах. Образ Евгения Онегина великий русский поэт сумел преподнести совершенно особым образом. Герой выступает перед читателем сложным и неоднозначным. И его изменения проявляются на протяжении всего произведения в динамике.

Онегин - представитель высшего света

Описание характера Онегина в романе «Евгений Онегин» можно начать с тех характеристик, которые дает А. С. Пушкин своему герою. Это следующие «факты»: во-первых, Онегин является аристократом из Санкт-Петербурга. Что же касается его отношения к окружающим людям и жизненной философии, то поэт описывает его как «эгоиста и повесу». Подобное воспитание культивировалось в дворянской среде того времени. Дети высокопоставленных особ отдавались на попечение иностранных воспитателей. И к началу юности гувернеры обучали их основным навыкам, наличие которых можно проследить и у главного героя пушкинского произведения. Онегин владел иностранным языком («и по-французски совершенно…»), умел танцевать («легко мазурку танцевал»), а также обладал хорошо развитыми навыками этикета («и кланялся непринужденно»).

Поверхностность образования

В начале произведения Онегин описывается через авторское повествование. Пушкин пишет о душевном недуге, который постиг его героя. Описывая характер Онегина в романе «Евгений Онегин», можно подчеркнуть: первопричиной этой «хандры» вполне может быть тот конфликт, который характеризовал отношения Онегина с обществом. Ведь с одной стороны, главный герой подчинялся установленным в дворянском социуме правилам; с другой - внутренне бунтовал против них. Нужно отметить, что хотя Онегин и был воспитанным, это образование не отличалось особой глубиной. «Чтоб не измучилось дитя, всему учил его шутя» гувернер из Франции. Помимо этого, Онегина можно назвать и соблазнителем. Ведь он умел «казаться новым, шутя невинность изумлять».

Основные черты в начале произведения

Онегин является очень противоречивой личностью. С одной стороны, его неприглядными качествами характера являются эгоизм и жестокость. Но с другой, Онегин наделен тонкой душевной организацией, он очень раним, и обладает духом, стремящимся к истинной свободе. Именно эти качества и являются наиболее привлекательными в Онегине. Они делают из него еще одного «героя нашего времени». Знакомство с главным героем происходит в первой главе, во время его раздраженного и желчного монолога. Читатель видит «молодого повесу», который ни в чем не видит ценности и смысла, испытывает равнодушие ко всему на свете. Онегин иронизирует по поводу болезни своего дядюшки - ведь она оторвала его от светской жизни, однако ради денег он способен какое-то время потерпеть «вздохи, скуку и обман».

Быт Онегина

Такая образованность была свойственна представителям его круга. Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» на первый взгляд может показаться легкомысленным. Онегин в беседе легко мог процитировать несколько стихов или латинских фраз, а его ежедневная жизнь проходила в совершенно однообразной среде - балы, обеды, посещение театров. Быт главного персонажа произведения поэт представляет посредством описания кабинета Онегина, которого он называет «философом в осьмнадцать лет». На столе у главного героя рядом Байроном находится столбик с куклою, а также большое количество разнообразных туалетных принадлежностей. Все это дань моде, увлечениям, аристократическим привычкам.

Но больше всего душу главного героя занимает «наука страсти нежной», что также можно упомянуть в описании характера Онегина в романе «Евгений Онегин». Однако после знакомства со своим главным героем Пушкин предупреждает читателей о том, что не стоит поддаваться соблазну воспринимать Онегина как «пустышку» - он вовсе не таков. Все светское окружение и привычный жизненный уклад не вызывают у главного героя никакого энтузиазма. Этот мир наскучил Онегину.

Хандра

Жизнь главного героя была совершено спокойной и безоблачной. Его пустое существование заполняли развлечения и заботы о собственной внешности. Главным героем овладевает «английский сплин», или же русская хандра. Сердце Онегина было пустым, а ум не находит себе применения. Ему опостыл не только литературный труд. Главный герой берется за книгу, однако и чтение не доставляет ему никакого удовольствия. Ведь Онегин разочаровался в жизни, и поверить книге он не в состоянии. Овладевшую им апатию главный герой называет «разочарованием», с охотой прикрывая себя образом Чайльд-Гарольда.

Однако главный герой не хочет и не умеет по-настоящему трудиться. Поначалу он пробует себя в качестве писателя - однако выполняет эту работу «зевая», и вскоре откладывает ее в сторону. И такая скука подталкивает Онегина к тому, чтобы путешествовать.

Онегин в деревне

В деревне главный герой снова сумел «воспрять духом». Он счастлив наблюдать за красотами природы, и даже делает попытки облегчить жизнь крепостных крестьян путем смены тяжкой барщины на «легкий налог». Однако снова Онегина догоняет его мучительница - скука. И он обнаруживает, что и в деревне испытывает те же самые чувства, что и в аристократической столице. Онегин рано просыпается, плавает в реке, но все равно ему наскучивает и эта жизнь.

Поворотное знакомство

Однако декорации меняются после того, как главный герой знакомится с Ленским, а потом и с сестрами Лариными, живущими по соседству. Близкие интересы и хорошее воспитание позволяют сблизиться Онегину с Ленским. Главный герой обращает внимание на старшую сестру, Татьяну. А в ее сестре, Ольге (которая являлась возлюбленной Ленского), Онегин видит только лишь «безжизненность черт и души». Черты характера Татьяны в романе «Евгений Онегин» противопоставляют ее главному герою. Она близка к народной жизни, несмотря на то, что плохо говорит по-русски.

Ее лучшие черты были воспитаны няней, которая передала Татьяне понятие о нравственном долге, а также основы народного мироощущения. Цельность характера Татьяны в романе «Евгений Онегин» проявляется в смелости, с которой она делает признание возлюбленному, а также в благородстве ее намерений, верности супружеской клятве. Отповедь Онегина делает ее взрослее. Героиня меняется внешне, однако сохраняет лучшие качества характера.

Что касается характера Ольги в романе «Евгений Онегин», то этой героине поэт отводит второстепенную роль. Она хороша собой, однако Онегин сразу видит ее душевную пустоту. И этот характер очень быстро вызывает неприятие у впечатлительного читателя. В образе Ольги великий русский поэт выражает свое отношение к ветреным девушкам своей эпохи. Об их портрете он говорит так: «Я прежде сам его любил, но надоел он мне безмерно».

Характер Ленского в романе «Евгений Онегин»

Ленский предстает перед читателем в образе свободолюбивого мыслителя, который получил образование в одном из европейских университетов. Поэзия его овеяна духом романтизма. Однако Пушкин спешит предостеречь читателя о том, что в действительности Ленский остается невеждой, обычным русским помещиком. Хотя он и симпатичен, однако не слишком утончен.

Порядочность героя

Онегин отвергает чувства Татьяны. На все ее любовные признания он отвечает грубой отповедью. В этот момент времени искренность и чистота чувств деревенской девушки оказываются Онегину не нужны. Однако Пушкин оправдывает своего героя. Онегин отличался порядочностью и честностью. Он не позволял себе глумления над чувствами другого человека, над его наивностью и чистотой. К тому же, причиной отказа Лариной была холодность самого Онегина.

Поединок с Ленским

Следующая поворотная точка в раскрытии характера Онегина - это его дуэль с Ленским. Но в этом случае Онегин не демонстрирует благородства, предпочитая не отказываться от поединка, исход которого был предопределен. Над решением Онегина подобно дамоклову мечу висело мнение общества, а также извращенность существовавших в той среде ценностей. И главный герой не открывает свое сердце чувству настоящей дружбы. Ленский погибает, и Онегин расценивает это как собственное преступление. И бессмысленная смерть друга пробуждает «сон души» главного героя. Характер Евгения Онегина в романе «Евгений Онегин» меняется: он понимает, насколько одиноким является, и его отношение к миру приобретает другие оттенки.

Повторная встреча с Татьяной

Вернувшись в столицу, на одном из балов главный герой снова встречает «ту самую Татьяну». И его очарованию нет предела. Она замужняя женщина - но лишь теперь Онегин оказывается способным увидеть родственность их душ. В любви к Татьяне он усматривает возможность своего духовного воскресения. Кроме того, Онегин узнает, что ее любовь к нему тоже еще жива. Однако для главной героини оказывается совершенно неприемлемой мысль о возможной измене законному мужу.

В ее душе происходит поединок между чувствами и долгом, и разрешается он не в пользу любовных страстей. Татьяна оставляет Онегина на коленях в одиночестве. И сам поэт также покидает своего героя именно во время этой сцены. Чем закончится его жизнь, остается неизвестным. Исследования литературоведов и историков показывают, что поэт планировал «отправить» Онегина на Кавказ, или же превратить его в декабриста. Однако это осталось тайной, которая была сожжена вместе с заключительной главой произведения.

Автор романа и его главный герой

Многогранность характеров в романе «Евгений Онегин» раскрывается в процессе сюжетного развития поэмы. Описывая те события, которые происходили в произведении после дуэли Онегина с Ленским, Пушкин включает в текст небольшое упоминание о молодой горожанке. Она спрашивает, что произошло с Ольгой, где теперь находится ее сестра, и что с Онегиным - где «этот пасмурный чудак»? И автор произведения обещает рассказать об этом, но не теперь. Пушкин специально создает иллюзию авторской свободы.

В этом приеме можно усмотреть как замысел талантливого рассказчика, который ведет непринужденный разговор со своими читателями. С другой стороны, так Пушкин может быть охарактеризован, как настоящий мастер, который в совершенстве владеет избранной манерой подачи произведения. Автор произведения выступает в качестве одного из персонажей романа только в отношении самого Онегина. И это указание на личные контакты выделят главного героя среди других персонажей. Пушкин упоминает о «встрече» с Онегиным в столице, описывает то первое смущение, которое охватило его во время этой встречи. Такой была манера общения главного героя - язвительные шутки, желчь, «злость мрачных эпиграмм». Также Пушкин сообщает читателю об общих планах увидеть со своим главным героем «чуждые страны».