Храм иконы державной божьей матери в г. Икона Божией Матери «Державная

Державная икона Божией Матери – это иконографический образ Богородицы с удивительной историей. Мы расскажем все о создании иконы о том, где хранится ее оригинал и, где можно приложиться к чтимым спискам Державной иконы Божией Матери.

Державная икона Божией Матери. Оригинал

Почитание образа, который изображен на иконе Божией Матери Державная, связано с новейшим периодом российской истории. Предание об иконе хорошо известно: жительница слободы Перерва Бронницкого уезда Евдокия Адрианова несколько раз во сне видела белую церковь и слышала требование найти чёрную икону и сделать её красной. 2 (15 по н.ст.) марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви села Коломенское была найдена большая почерневшая от времени икона Божией Матери: на коленях Ее восседает Младенец Христос, в руках Пречистой - царские регалии, скипетр и держава. В тот же день Государь Николай Александрович, император Российской империи, подписал отречение от престола за себя и своего сына цесаревича Алексея в пользу брата, Великого князя Михаила Александровича (впоследствии расстрелян большевиками).

Икону Божией Матери Державная немедленно стали почитать жители Коломенского и окрестностей. По сей день по мнению многих православных, после отречения монарха от престола Сама Богородица хранит символы царской власти, а вместе с ними и саму Россию. В составлении службы и акафиста образу принимал участие святой Патриарх Тихон.

Образ на иконе Божией Матери Державная относится к канону «Цареградских» икон, написан, судя по всему, в конце XVIII века. Икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря - облачение Богородицы написано красным.

В советское время икона Божией Матери Державная хранилась в запасниках Исторического музея, в 1990 году была возвращена Церкви - сейчас оригинал образа находится в Казанской церкви в Коломенском. Но приложиться к чтимым спискам можно не только там.

В храме Вознесения Господня на Гороховом поле (улица Радио, дом 2), кроме многих других святынь, находится список иконы Божией Матери Державной. Здесь же пребывает образ святого страстотерпца царя Николая, обильно мироточивший в конце 90-х годов.

В главном храме Успенского благочиния города Москвы, церкви Успения Божией Матери в Троице-Лыкове пребывают несколько чтимых образов Пресвятой Богородицы, а среди них и икона Божией Матери «Державная».

Сам Успенский храм, поврежденный в 30-х годах, восстановлен со второго раза - еще в 1935 году церковь была включена Лигой Наций в список выдающихся памятников мировой архитектуры. В 1970 году здание начали реставрировать, но финансирование было приостановлено, и к восстановлению храма вернулись только в начале 2000-х.

На московском подворье Соловецкого монастыря, в храме великомученика Георгия Победоносца (Рождества Богородицы) в Ендове, икона Божией Матери «Державная» почитается особо - ведь Соловки стали Русской Голгофой, путь на которую начался 2 (15) марта с отречения от престола Императора - падения традиционной российской государственности.

Храм святого великомученика Георгия Победоносца в Ендове

С 1995 года в Москве существует храм-часовня Державной иконы Божией Матери. Именно с него началось восстановление главного собора страны - храма Христа Спасителя, рядом с которым и стоит эта маленькая деревянная церковь. Перед находящимся в ней чтимым списком «Державной» два раза в неделю читается акафист: по средам в 17.00 и по воскресеньям - в 14.00.

В соседнем с храмом Христа Спасителя храме Илии Пророка во 2-м Обыденском переулке пребывает чтимый список иконы Божией Матери «Державная», написанный в начале 1920-х годов художником Николаем Чернышевым. Вскоре после этого Николай Чернышев был арестован и погиб за веру в декабре 1924 года.

Вы прочитали статью .

Обратите внимание на другие материалы:

Видео об иконе Божией Матери Державная:

Об иконе Божией Матери Державная для детей:

Икона Божией Матери «Державная»

Оригинал иконы Божией Матери «Державная» из Казанской церкви села Коломенское

Обретение иконы

Крестьянка слободы Перерва Бронницкого уезда Евдокия Адрианова во снах стала видеть белую церковь с повторяющимся требованием найти чёрную икону и сделать её красной. Крестьянка рассказала о снах настоятелю Вознесенского храма в Коломенском. После долгих поисков в подвалах церкви была найдена большая почерневшая от времени икона. На доске проступало изображение Христа на коленях у Богородицы, в руках Богородицы - царские регалии, скипетр и держава. В своём донесении Синоду по поводу данного происшествия митрополит Тихон (Беллавин), в частности, писал о иконе: «По сведениям, данным Членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения - протоиереем Страховым: икона не древняя, приблизительно кон. XVIII в. (не старше), по форме (вверху овальная) иконостасная, средняя, из третьего пояса (пророческого). По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего (и об этом иконостасе известный археолог И. Снегирев сообщает, что он в свое время был перенесен из одной из церквей Московского Вознесенского монастыря)». Вскоре после обретения икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря.

В тот же день, 2 марта 1917 года (15 по новому стилю) императора России Николая II вынудили подписать отречение от престола в пользу брата, великого князя Михаила Александровича (расстрелян большевиками в Перми в июне 1918 года).

Икона стала предметом стихийного почитания в местности вокруг села Коломенского. Вскоре почти в каждом храме имелся список «Державной», были подготовлены служба и акафист иконе. В их составлении принимал участие патриарх Тихон.

В советское время икона хранилась в запасниках Исторического музея.


Один из списков Державной иконы

Значение иконы

По мнению ряда православных толкователей, символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель монархии и последующие политические события посланы русскому народу как часть наказания за множественные грехи, и в частности, за нарушение Соборной клятвы 1613 г., но сама Богородица хранит символы царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России и русского государства. В акафисте иконе, в частности, говорится «Радуйся, яко присно внушаеши нам омывати грехи своя слезами покаяния».

Новейшая история

В 1990 г. икона была возвращена в Коломенское.
После объединения Русской Церкви и Русской Зарубежной Церкви, в августе 2007 г. икону провезли по русским приходам Европы, Америки и Австралии.

В 2003 и 2014 гг. икону, вместе с Порт-Артурской иконой, привозили в португальский город Фа́тима, где в 1917 г. произошли знаковые для русской монархии Фатимские явления Девы Марии.


Список Державной иконы в Кронштадтском морском соборе

Празднование

Почитание

Икона является главной святыней монархистов России.

С установки часовни в честь иконы началось в 1995 г. восстановление Храма Христа-спасителя в Москве, сейчас это Храм-часовня иконы Божией Матери «Державная» на Пречистенской набережной;
В 2002-2006 гг. в Монастыре во имя Святых Царственных Страстотерпцев в Екатеринбурге был построен храм в честь иконы, который в 2010 г. сгорел, а в 2013 г. московский патриарх Кирилл освятил закладку нового;
В 2012 г. на привокзальной площади Екатеринбурга был открыт ещё один храм в честь иконы;
Храм иконы Божией Матери «Державная» в Чертанове (Москва);
Церковь во имя Державной иконы Божией Матери (Санкт-Петербург);
Церковь иконы Божией Матери «Державная» при центре социальной реабилитации детей-сирот «Гелиос» (Санкт-Петербург);
Собор в честь иконы Державной Божией Матери (Гдов);
Храм в честь иконы Божией Матери Державная в Самаре (2008 г.);
Храм Державной иконы Божией Матери в Жуковском (г. Жуковский);
Храм в честь Державной иконы Божией Матери (д. Гусино Смоленской обл.)
и др.

Молитва

О мира Заступнице, Мати Всепетая! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Умоли, милосердная Мати Света, Сына Твоего и Бога нашего, Сладчайшего господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии и избавит нас от междоусобныя брани, да укрепит святую Церковь нашу Православную, и непозыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей. Не имамы бо иныя помощи, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчающая. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших; да вси, благодарна воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога: Отца, Сына и Святаго Духа.
Аминь.

Величание иконе Божией Матери «Державная»:

Величаем Тя,
Пресвятая Дево,
Богоизбранная Отроковице,
и чтим Державный образ святыни Твоея,
имже подаеши велию милость
всем, с верою к нему притекающим.

Тропарь иконе Божией Матери «Державная»:

Града Сионска взыскующе,
под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем,
и никтоже возможет на ны,
яко несть град силен, аще не Сущаго Бога,
и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы.

Перед Твоей Державною Иконой
Стою я, трепетом молитвенным объят,
И Лик Твой царственный, увенчанный короной,
Влечет к Себе мой умиленный взгляд.
В годину смут и трусости безславной,
Измены, лжи, неверия и зла,
Ты нам явила Образ Твой Державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:
"Сама взяла Я скипетр и державу,
Сама Я их вручу опять Царю,
Дам царству русскому величие и славу,
Всех окормлю, утешу, примирю".
Покайся ж, Русь, злосчастная блудница...
Омой в слезах свой оскверненный стыд,
Твоя Заступница, Небесная Царица,
Тебя и грешную жалеет и хранит.


Церковь Иконы Божией Матери «Державная»

Адрес: г. Собинка, ул. Парковая, д. 1А


Икона Божия Матерь «Державная» на фасаде храма

Церковь стоит на берегу реки Клязьмы в парковой зоне, неподалёку от мемориала Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и старой Воскресенской церкви.


Вход в храм


Церковь Иконы Божией Матери «Державная»

Община в Собинке восстановлена в 1996 г., службы шли в приспособленном помещении.
В 1996 г. на берегу Клязьмы началось строительство кирпичной церкви в честь иконы Державной Божией Матери. В 2006-м г. на куполе храма появился православный Крест.
Двусветный четверик, завершенный небольшой главкой, с трапезной и колокольней.


, г. Собинка
, г. Лакинск.
, с. Волосово.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

История возникновения

Первые сведения о богородичной ветви катакомбного христианства относятся к 1990 году , когда началось открытое свидетельство и выступления его членов, в том числе через всесоюзное общество «Знание».

Общественная организация возглавлялась Сергеем Большаковым (имевшим в «Общине Церкви Божией Матери Преображающейся» сан епископа и духовное имя Пётр), духовное окормление как общественной, так и религиозной организации осуществлялось Архиепископом Иоанном .

В соответствии с Уставом общественно-просветительской организации «Богородичный Центр» («Фонд Новая Святая Русь»), основными целями деятельности являлись: «возрождение лучших традиций благочестия, праведности; благотворительность, милосердие и просвещение; содействие учреждению новых отношений между людьми на основе гуманизма, братской любви, всепрощения и других общечеловеческих духовных ценностей ».

Деятельность осуществлялась посредством общественно-просветительной работы (лекции, беседы, конференции, семинары, паломничества, воспитательная работа в школах, интернатах и т. д.); издательской деятельности (публикации «Откровений Божией Матери» и др. литературы в соответствии с Законом о печати и средствах массовой информации); реставрационно-строительной деятельности (восстановление, строительство, открытие приютов, монастырей, скитов, часовен и т. д.); благотворительной деятельности; формирования здорового образа жизни; организации подготовки и переподготовки кадров, работающих по направлениям «Богородичного Центра».

Членство в фонде могло быть коллективным и индивидуальным. В качестве индивидуальных членов «Богородичного Центра» могли являться граждане, «разделяющие идеи и уставные цели фонда». Многие члены фонда относили себя к последователям богородичной ветви православия, но в целом общественное объединение провозглашало принцип надконфессионального сотрудничества, членами его могли быть люди разных взглядов и конфессиональной принадлежности.

Численность членов организации

Членство в организации не фиксировалось, поэтому точных данных нет. Некоторые представители СМИ ошибочно относили к членам московского общественно-просветительского фонда сочуствующих и прихожан религиозной организации «Община Церкви Божией Матери Преображающейся», последователей богородичной ветви православия, проживавших в Москве, а также в других городах Российской Федерации.

Издательская деятельность

Фонд издавал книги Откровения Божией Матери в России и за рубежом, переводы книг о явлениях Девы Марии по всему миру (Лурд , Фатима , Меджюгорье, Монтихиари, Скио и др.), литературу, посвященную духовному пути в наши дни. Совместно с членами «Общины Церкви Божией Матери Преображающейся» фонд издавал и распространял литературу, посвященную праведным семьям.

Прекращение деятельности

Согласно действущему Закону об общественных объединениях, «Фонд Новая Святая Русь» делает неоднократные попытки пройти перерегистрацию. После очередного отказа в связи с «ненадлежащим оформлением документов», в 1999 году фонд перестаёт действовать.

Религиозная организация «Православная Церковь Божией Матери Державная», ее московская община, а также общины в других городах проходят государственную регистрацию в 1999 году в соответствии с требованием российского законодательства и продолжают действовать по настоящее время. При прохождении государственной регистрации Экспертный Совет для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве Юстиции Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 года , № 565 «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы» в течении полугода провел экспертизу деятельности ПЦБМД. При этом были сделаны письменные запросы в государственные органы Российской Федерации и получены положительные отзывы о деятельности ПЦБМД. На основании экспертизы и полученных положительных отзывов было сделано положительное заключение о продолжении деятельности ПЦБМД.

Словно богатая и плодородная земля, плодоносная душа отца Саввы непрерывно орошалась многочисленными ручьями. Непрестанной молитвой и напряженной богослужебной жизнью черпал он воды благодати, уподобившись древу, «насажденному при исходищих вод» (Пс. 1, 3). Ночами он бодрствовал и молился едва ли не всё время от заката до рассвета. Сон приносился в жертву на алтарь молитвы. Стоя, словно несокрушимый столп, и держа в руке четки (…) «ангелолепно и в подражание ангелам» (Григорий Палама) воспевал Пребожественную Троицу . Если даже немощная плоть начинала протестовать, готовая упасть и предаться сну, ее удерживали кольца, проходившие под мышками у отца Саввы и привязанные к канату, который, в свою очередь, был прикреплен к потолку келии. Этот способ удерживать себя стоящим и неусыпно пребывающим в оплоте молитвы применяли многие великие боголюбцы (Духовник отец Савва).

  • Все епископы ПЦБМД и почти все её священнослужители имеют высшее светское образование, которое свободно получают также (по желанию) члены их семей и прихожание церкви. В своем Заключении государственная экспертиза утверждает: «Во взаимоотношениях с миром Православная Церковь Божией Матери Державная провозглашает укрепление брака, семьи, здоровья, призывает к соблюдению Конституции и законов Российской Федерации, поощряет стремление к получению образования.»

«Богородичный центр» ставит целью создание на просторах бывшего СССР теократического государства - «Новой святой Руси».

  • Нет ни одного факта, подтверждающего занятие сотрудниками фонда или членами церкви реальной политической деятельностью ни во время существования фонда, ни после его закрытия. По утверждению последователей БЦ, подобная логика приводит критиков к обвинению в попытке «изменения конституционного строя» традиционную проповедь православного понимания Руси как «Дома Пресвятой Богородицы» во главе с Первоигуменьей Девой Марией.

Береславский называет современную Россию «империей мирового зла».

Имеется негативное отношение к многим достижениям научно-технического прогресса. . Характерно отношение к женщинам как к людям второго сорта, женское начало признается греховным (хотя для женщины и открыт путь к спасению, но он намного тяжелее, чем для мужчины).

  • Неоднократными проверками установлено, что среди членов фонда «Богородичный Центр» или общественной организации «Фонд Новая Святая Русь», а также членов ПЦБМД нет фактов ущемления гражданских прав и свобод. Критики БЦ незнакомы со словами Евангелия: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей (1 Ин. 2, 15).», а также с многочисленными изречениями св. Отцов и православных подвижников на эту тему.

Первый долг мужа - любить жену, любить искренне, как самого себя и даже более. Немногие мужья способны так любить своих жен. Любить жену должно (подобно тому), как Божию Матерь. … У супруга - долг любви перед женой: любить ее, как самого себя. У жены - долг любви перед мужем: отвечать ему той же любовью - нежно, жертвенно, милосердно, быть ему помощницей и советницей его.

Мнения

Вместе с тем, Богородичная Церковь, как православное новое религиозное движение, хочет быть такой же патриотичной и национальной, а также исторически укорененной как и официальная Православная Церковь. Это удалось сделать, по крайней мере, тверской общине со свойственной Церкви «современного пророка» Иоанна (Береславского) эмоциональностью и прямолинейностью (схожей с простотой и прямолинейностью, а также убежденностью в своей правоте старца в исполнении Петра Мамонова в фильме «Остров»). Парадокс подобных НРД заключается в том, что они в самой радикальной и необычной форме показывают истинное лицо народного православия со всеми его чудесами и историческими героями, спасающими людей от болезней, нищеты и окружающей безысходности. Вместе с тем, последователи богородичного православия смогли исповедовать православие в том виде, в каком они себе его представляют.
  • Писательница, публицист и правозащитник Зоя Крахмальникова о богослужении Православной Церкви Божией Матери Державная, проходившем в московском ДК:
…оба архиепископа служили одну и ту же Божественную литургию, словно бы раздвигая ее канонические рамки и вводя туда молитвы и проповеди о России. При этом канон не был нарушен, напротив, он был творчески, богословски и литургически обогащен - каждый священнослужитель, архиепископ ли, священники или дьяконы, вносили в общую литургию свой личный молитвенный и богословский опыт. И служба была так слаженна, так органична, видно, потому, что все, кто служил, а сцена была наполнена духовенством, несли, как дар, свой огонь веры и любви в это общее служение, умножая его спасительный смысл. … Это была огненная литургия: весь огромный зал жил общей жизнью, и каждый из нас, потрясенный любовью Христа к нам и нашей любовью к Нему и друг к другу, стал единой Церковью, а значит, Телом Христовым…
  • Михаил Ситников , журналист, член Совета Международной ассоциации религиозной свободы:

Примечания

  1. http://pokrov.gatchina.ru/eresi/page11.htm
  2. Православная Церковь Божией Матери Державная - богородичная ветвь
  3. издание Санкт-Петербургского университета
  4. Богородичный цернтр // Словарь «Христианское разномыслие»
  5. О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций: Аналитический вестник / Федеральное собрание - Парламент Российской Федерации: Аналитическое управление. Серия: «Оборона и безопасность - 8».- Выпуск 28.- М., 1996
  6. Информационный материал «К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим» (1996 г.) / Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации // Служба религиозной информации «Метафразис». Спецвыпуск к Первому съезду епархиальных миссионеров, ноябрь 1996 г.- С.5-12
  7. Итоговое заявление участников российской научно-практической конференции «Тоталитарные секты (деструктивные культы) и права человека» (Санкт-Петербург, 11-12 января 1996 г.) // Миссионерское обозрение (Белгород).- 1996.- № 3.- С.4-6.
  8. Пастырское слово. Беседы, проповеди, мысли о христианской семье
  9. Краткий каталог книг, изданных фондами «Богородичный Центр» и «Новая Святая Русь»
  10. Православная Церковь Божией Матери Державная (официальный сайт)
  11. Фото: Крестный ход у Белого дома, август 1991 г.
  12. «Тенденция, однако». Цитаты из выступлений на Круглом столе «Религиозная политика российских властей до и после инцидента в синагоге на Большой Бронной»
  13. Благодарственное письмо «Комитета по спасению молодежи» N28/11 от 17.03.1998 г.
  14. Благодарственное письмо «Комитета по спасению молодежи» N28/77 от 22.07.1996 г.
  15. С.Бурьянов. Ксенофобия, нетерпимость и дискриминация по мотивам религии или убеждений в субъектах РФ. 2006 - первая половина 2007 гг. Часть I.
  16. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКПЕРТИЗЫ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О вероучении и соответствующей ему практике, истории и формах деятельности Православной Церкви Божией Матери Державная от 25.02.1999 г.
  17. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКПЕРТИЗЫ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 25.02.1999 г.
  18. Справка Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 13.11.1998 г.
  19. Александр Щипков. Политические инверсии религиозного сознания. Независимая газета. 09.12.1993
  20. Полный церковнославянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений), сост. священник магистр Григорий Дьяченко
  21. Откр. гл. 17: 1, 5
  22. «Неизвестные страницы Русской истории». 1998 г.
  23. «Сон есть смерть. Сон заземляет, а непрерывное бдение выводит за границы жизни-смерти, земли-неба. Бодрствующий притягивается в сферы Богородицы и как бы заживо берётся на небеса. (Преподобный) Нил Сорский спал сидя, а для того, чтобы и сидя спать неглубоко, выстрогал себе длинные палки, которыми подпирал плечи». «Триада БДЕНИЯ, ПОСТА И МОЛИТВЫ неразрывна: опускаешь что-то одно - и полнота пути исчезает, а с нею благодать. Но соблюдай хотя бы что-то одно. Трудно поститься (мешает семья) - не спи по ночам. Бдение велико пред Богом. Оно уже в этой жизни возносит на небеса. (…) Ночью хорошо положить 150 поклонов Богородице, а потом прочитать 24 молитовки Златоуста с поклонами (они вместо правила)…»
  24. Там же: «Пока такие времена, что прежде всего келью свою, комнату обставь как до{{подст:ударение}}лжно. Самый незначительный предмет интерьера есть духовное свидетельство, аспект культа и каждения. Стоит на полке светская книга - значит и чёрное евангелие читаешь, ибо книга эта - глава того сатанинского писания. Висит на стене чёрная фигурка буддийского божка - значит, это твой идол, даже если не поклоняешься ему. Простая мебель, образа и книги - и больше ничего. Как можно меньше света электрического и больше лампад, свечей». «Еретик достоин сострадания, как и атеист. Атеист сам себе вырыл яму. Можно ли придумать приговор ужасней, чем счесть себя куском мяса, должным сгнить в земле? Еретик получил кривой зодиакальный луч Христа: он тоже зван, привлечён - и только. Доведи же его до жертвенника Господня! Окрепни в православии настолько, чтобы без тайной сделки с совестью любить еретиков! Старцы считают: приведший в Церковь трёх еретиков беспрепятственно проходит загробные мытарства. Столь труден и угоден Господу этот подвиг - привести в Церковь еретика.»
  25. Православное обозрение «Русское Воскресение»
  26. Духовник отец Савва. Шестая книга серии «Образы современного Афона»
  27. Заключение Экспертного Совета для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве Юстиции Российской Федерации О вероучении и соответствующей ему практике, истории и формах деятельности Православной Церкви Божией Матери Державная от 25.02.1999 г.
  28. Богородичные соборы - светолитие небесной любви
  29. Новая Святая Русь, основной раздел официального сайта ПЦБМД
  30. Антонио А.Борелли. ФАТИМСКАЯ ВЕСТЬ: Трагедия или Надежда? Перевод с франц. Вл. Зелинского, 1995
  31. «Бог пожелал обожения человека, возвращения ему образа и подобия Своего. Сатана решил убить в человеке человеческое через культ рассудка: произведена обратная операция по превращению человека не в ангела-избранника, а в ангела-гомункула. Ни инстинктов, ни пола, ни живой жизни - прости, Господи! Век техники есть временное торжество Антихриста. Враг свершил нечто противоположное Божественному замыслу о человеке.» Архиепископ Иоанн. Огонь покаянный
  32. Архиепископ Иоанн. ХРИСТИАНСКИЙ БРАК. Из проповедей по Евангелию, 1996 г.
  33. Материалы из публикаций общественно-просветительского фонда «Богородичный Центр» и «Новая Святая Русь», а также наставления археп. Иоанна и священников Православной Церкви Божией Матери Державная о проблемах семьи и взаимоотношениях полов см. «Пастырское слово. Беседы, проповеди, мысли о христианской семье»

Державной иконы Божией Матери в Чертанове. Источник: http://irina.reklaming.ru.

Нередко строительству церквей предшествуют необычные явления, которые умом постичь невозможно. Державной иконы Божией Матери в Чертанове – одно из таких зданий с удивительной историей.

Одна из местных жительниц несколько раз наблюдала необыкновенное голубое свечение в районе перекрёстка Сумского проезда и ул. Чертановской. Это подвигло её организовать религиозную общину (в 1992-м), а через какое-то время власти выделили участок на возведение храма. Из нескольких предложенных для этого мест выбрали, конечно, то самое, где появлялся необычный свет.

Державной иконы Божией Матери в Чертанове. Источник: moscowroller.ru.

К строительству приступили спустя несколько лет, и вот, в 1997-м построили и освятили деревянный храм-часовню. Назван он в честь Державной иконы Божией Матери не случайно. Именно этот образ явился одной из прихожанок недалеко от Коломенского в 1917 г., в день, когда Николай ІІ отрёкся от престола.

Во сне Евдокия услышала голос, что поведал ей о большой чёрной иконе в селе Коломенском, которую нужно взять и сделать красной. После крестьянка увидела ещё один сон с белой церковью и женщиной, величественно восседавшей в ней. Крестьянка решила, что таких случайностей не бывает, и отправилась в Вознесенскую в Коломенском.

Вместе с настоятелем монастыря они отыскали нужную икону. Она была в подвале, среди старых досок под толстым слоем пыли и действительно казалась чёрной. Когда же святыню отмыли, образ предстал перед всеми присутствующими во всей красе – божья матерь со скипетром и державой в руках и с короной на голове. Облачена она была в красную царскую порфиру, а на коленях держала младенца.

Икона Божией Матери «Державная» (старая) в Чертаново, в Москве.

Вот такие чудесные истории связаны с Храмом Державной иконы Божией Матери в Чертанове . Кстати, ранее в этом районе уже была небольшая , хоть документальных подтверждений этому и нет.

При всём этом очень скоро стало понятно, что возведённый храм Державной иконы Божией Матери не вмещает всех прихожан. Поэтому осенью 2001-го начали строительство нового, двухэтажного здания храма, которое официально завершилось в 2013 году.

На протяжении этого времени проект менялся, и в итоге мы можем наблюдать красивый трёхпридельный храм с пятью главами. Архитектурные элементы разной высоты, сочетание стройных шатров и массивных низких куполов, прямых и изогнутых линий создаёт великолепную гармоничную композицию. Здание вмещает около полутора тысяч людей и является одной из самых просторных церквей Москвы.