Художественный руководитель мариинки. История - мариинский театр. Современный Мариинский театр


Министерство культуры России опубликовало данные о среднемесячных зарплатах руководителей подведомственных учреждений за 2016 год. Ruposters изучил цифры и выяснил, кто из директоров известных музеев и худруков театров получает больше всех.

Самым высокооплачиваемым оказался художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев с ежемесячным заработком около 13 миллионов рублей. Грех жаловаться и гендиректору «Эрмитажа» Михаилу Пиотровскому с окладом почти в миллион, а также пяти его заместителям, ежемесячная зарплата которых колеблется от 500 до 700 тысяч. Самые скромные цифры по заработной плате показали в «Госконцерте». Его руководитель Сергей Бунин получает чуть больше 31 тысячи рублей в месяц, его единственный заместитель — 20 тысяч.

Валерий Гергиев. Художественный руководитель и директор Государственного академического Мариинского театра – 12 857 163.

Антон Лихоманов. Генеральный директор Российской национальной библиотеки (до 19 января 2016) – 1 220 171.

Юрий Темирканов. Художественный руководитель Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича – 976 285.

Елена Гагарина. Генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» – 964 210.

Олег Табаков. Художественный руководитель и директор МХТ имени Чехова – 935 994.

Михаил Пиотровский. Генеральный директор Государственного Эрмитажа – 839 076.

Юрий Соломин. Художественный руководитель Малого театра – 746 698.

Николай Цискаридзе. Ректор Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой – 592 863.

Владимир Урин. Генеральный директор Большого театра – 559 271.

Евгений Миронов. Художественный руководитель Государственного театра наций – 458 919.

Зельфира Трегулова. Генеральный директор Третьяковской галереи – 436 013.

Игорь Золотовицкий. Ректор Школы-студии имени В.И. Немировича-Данченко – 362 681.

Карен Шахназаров. Генеральный директор Киноконцерна «Мосфильм» – 355 803.

Владимир Спиваков. Художественный руководитель Национального филармонического оркестра России – 347 510.

Юрий Башмет. Художественный руководитель Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» – 330 336.

Григорий Заславский. Ректор Российского института театрального искусства — ГИТИС – 320 043.

Константин Райкин. Художественный руководитель театра «Сатирикон» – 247 513.

Зураб Церетели. Президент Российской академии художеств – 65 327.

Для сравнения, средняя зарплата директора музея в России — 20 тысяч рублей. В Московской области «расценки» самые большие. Тут оклад доходит до суммы в 80 тысяч.

Всего на культуру и кинематограф в 2016 году выделили 93 млрд рублей. В бюджете на 2017 год заложена цифра в 94 миллиарда рублей.

Мариинский театр. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР (по имени императрицы Марии Александровны), театр оперы и балета в Санкт Петербурге. Открыт в 1860 постановкой оперы “Жизнь за царя” М.И. Глинки в перестроенном в 1859 здании Театра цирка на Театральной площади… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР - открыт в 1783 в Санкт Петербурге как Каменный (Большой) театр, с 1860 в современном здании (арх. А. К. Кавос), тогда же получил современное название; в 1919 1991 Государственный академический театр оперы и балета, с 1935 им. С. М. Кирова, с 1992… … Большой Энциклопедический словарь

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР - (по имени императрицы Марии Александровны), театр оперы и балета в Санкт Петербурге. Открыт в 1860 постановкой оперы Жизнь за царя М.И. Глинки в перестроенном в 1859 здании Театра цирка на Театральной площади (реконструировано в 1968 1970). Один… … Русская история

Мариинский театр - (см. Театр оперы и балета имени С. М. Кирова). Санкт Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Мариинский театр - Мариинский театр, см. Театр оперы и балета имени С. М. Кирова … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Мариинский Театр - открыт в 1783 в Санкт Петербурге как Каменный (Большой) театр, с 1860 в современном здании (архитектор А. К. Кавос), тогда же получил современное название; в 1919 1991 Государственный академический театр оперы и балета, с 1935 имени С. М. Кирова … Энциклопедический словарь

Мариинский театр Большая советская энциклопедия

Мариинский театр - в СПб. открыт 2 окт. 1860 г. возобновлением оперы Жизнь за Царя. Перестроен архитектором А. К. Кавосом из сгоревшего в 1859 г. театра цирка. В последнее время (1894 96) театр капитально перестроен. Значительные работы, с целью улучшения… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Мариинский театр - см. Ленинградский театр оперы и балета … Музыкальная энциклопедия

Мариинский театр - МАРИИ́НСКИЙ ТЕÁТР, см. Ленинградский театр оперы и балета … Балет. Энциклопедия

Книги

  • Большой театр Культура и политика Новая история , Волков С.. Большой театр - один из самых прославленных брендов России. На Западе слово Bolshoi не нуждается в переводе. Сейчас кажется, что так было всегда. Отнюдь. Долгие годы главным музыкальным… Купить за 848 руб
  • Большой театр. Культура и политика. Новая история , Волков Соломон. Большой театр - один из самых прославленных брендов России. На Западе слово Bolshoi не нуждается в переводе. А ведь так было не всегда. Долгие годы главным музыкальнымтеатром империи считался…

Театры заняли важную ступень в истории формирования культуры и традиций России. Среди значимых и выдающихся театров и, уникальной исторической и архитектурной достопримечательностью страны стал Мариинский театр. Ценители искусства всегда относили его к числу лучших. Многих историков, архитекторов, да и обычных граждан интересует история создания Мариинского театра.

Она богата событиями и заслуживает внимания. Датой основания и началом существования Мариинского театра считается 1783 год, когда по непосредственному приказу Екатерины было принято решение об открытии Большого Каменного театра на Театральной площади, в те времена она носила название Карусельной площади.

В середине девятнадцатого столетия в 1859 году построенный сразу напротив известного Большого театра Театр-цирк был, к сожалению, полностью разрушен, причиной стал сильнейший пожар. Вместо сгоревшего строения было возведено новое здание – здание известного ныне Мариинского театра. Название он получил не случайно, его было принято назвать Мариинским. Такое название было ему присвоено недаром — в честь императрицы Марии Александровны (супруги Александра II).

В этом театре первый театральный сезон открылся немного позднее только в 1860 году. Чуть позже было решено его перестроить, а весь репертуар перенесли уже на сцену Мариинского театра.

Каждая эпоха в истории оставила свой исторический отпечаток. В революционный период театр сменил свое название на Государственный, а начиная с 1920 года был переименован в Государственный академический театр оперы и балета. Но и на этом не закончилось переименование театра — в середине тридцатых (1935 г) годов ему присвоили имя известного революционера Сергея Кирова.

Современный Мариинский театр

На данный момент он включает в себя три действующие площадки:

— основная площадка – само здание театра на Театральной;
— вторая сцена была открыта в 2013 году;
— третья сцена – Концертный зал, открытый на ул. Декабристов.

За все годы существования на сцене Мариинского театра было поставлено огромное множество уникальных произведений. Можно было купить билеты на балет «Щелкунчик», насладиться великолепной постановкой «Спящая красавица», «Питер Граймс» и др.

Всего за годы двадцатого века на его сцене прошли свыше тридцати опер и 29 балетов. Это очень высокий показатель. Здесь нашли свое вдохновение лучшие композиторы и художественные руководители страны. Сегодня здесь трудится огромное количество профессиональных актеров – настоящих асов театрального искусства.

Нельзя не отметить, что Великая Отечественная война оставила огромный неприятный отпечаток в истории самого театра. Помимо материального ущерба, коллектив театра потерял около трехсот деятелей искусства, которые, к сожалению, погибли на фронте.

Чтобы увидеть уникальную игру талантливых актеров в страну съезжалось немало гостей из других государств. Ежегодно театр принимал множество людей, желающих попасть на известные «Мариинские» постановки.

Многие артисты, участвующие в популярных и известных даже сегодня постановках, были отмечены особой благодарностью и наградами.

Будем надеяться, что таким строениям, как Мариинский театр, больше не грозят кардинальные изменения. Из-за небольшого финансирования со стороны государства, актерам приходится подключаться к развитию репертуара. Мы каждый год можем наблюдать, что старания наших предков не прошли даром – сцена Мариинского театра подарили довольно большое число выдающихся актеров и оперных исполнителей.

Один из старейших и ведущих музыкальных театров России. История возникновения театра восходит к 1783 году, когда был открыт Каменный театр, в котором выступали драматическая, оперная и балетная труппы. Отделение оперной (певцы П.В.Злов, А.М.Крутицкий, Е.С.Сандунова и др.) и балетной (танцовщики Е.И.Андреянова, И.И.Вальберх (Лесогоров), А.П.Глушковский, А.И.Истомина, Е.И.Колосова и др.) трупп от драматической произошло в 1803 году. На сцене шли иностранные оперы, а также первые произведения русских композиторов. В 1836 поставлена опера «Жизнь за царя» М.И.Глинки, открывшая классический период русского оперного искусства. В оперной труппе пели выдающиеся русские певцы О.А.Петров, А.Я.Петрова, а также М.М.Степанова, Е.А.Семёнова, С.С.Гулак-Артемовский. В 1840-х гг. русская оперная труппа была оттеснена итальянской, находившейся под покровительством двора, и переведена в Москву. Её спектакли возобновились в Петербурге лишь с середины 1850-х гг. на сцене Театра-цирка, который после пожара в 1859 был перестроен (архитектор А.К.Кавос) и открыт в 1860 году под названием Мариинский театр (в 1883-1896 здание реконструировано под руководством архитектора В.А.Шрётера). Творческое развитие и становление театра связаны с исполнением опер (а также балетов) А.П.Бородина, А.С.Даргомыжского, М.П.Мусоргского, Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского (многие произведения впервые). Высокой музыкальной культуре коллектива способствовала деятельность дирижёра и композитора Э.Ф.Направника (в 1863-1916 гг.). Большой вклад в развитие балетного искусства внесли балетмейстеры М. И. Петипа, Л.И.Иванов. На сцене Мариинского театра выступали певцы Е.А.Лавровская, Д.М.Леонова, И.А.Мельников, Е.К.Мравина, Ю.Ф.Платонова, Ф.И.Стравинский, М.И. и Н.Н.Фигнеры, Ф.И.Шаляпин, танцовщики Т.П.Карсавина, М.Ф.Кшесинская, В.Ф.Нижинский, А.П.Павлова, М.М.Фокин и др. Спектакли оформляли крупнейшие художники, в том числе А.Я.Головин, К.А.Коровин.

После Октябрьской революции театр стал государственным, с 1919 года - академическим. С 1920 года назывался Государственный академический театр оперы и балета, с 1935 года - имени Кирова. Наряду с классикой театр ставил оперы и балеты советских композиторов. Большой вклад в развитие музыкально-театрального искусства внесли певцы И.В.Ершов, С.И.Мигай, С.П.Преображенская, Н.К.Печковский, артисты балета Т.М.Вечеслова, Н.М.Дудинская, А.В.Лопухов, К.М.Сергеев, Г.С.Уланова, В.М.Чабукиани, А.Я.Шелест, дирижёры В.А.Дранишников, А.М.Пазовский, Б.Э.Хайкин, режиссёры В.А.Лосский, С.Э.Радлов, Н.В.Смолич, И.Ю.Шлепянов, балетмейстеры А.Я.Ваганова, Л.М.Лавровский, Ф.В.Лопухов. В годы Великой Отечественной войны театр находился в Перми, продолжая активно работать (состоялось несколько премьер, в том числе оперы «Емельян Пугачёв» М.В.Коваля, 1942). Некоторые артисты театра, оставшиеся в осаждённом Ленинграде, в том числе Преображенская, П.З.Андреев, выступали в концертах, по радио, участвовали в оперных спектаклях. В послевоенные годы большое внимание театр уделял советской музыке. Художественные достижения театра связаны с деятельностью главных дирижёров С.В.Ельцина, Э.П.Грикурова, А.И.Климова, К.А.Симеонова, Ю.X.Темирканова, режиссёров Е.Н.Соковнина, Р.И.Тихомирова, балетмейстеров И.А.Бельского, К.М.Сергеева, Б.А.Фенстера, Л.В.Якобсона, художников В.В.Дмитриева, И.В.Севастьянова, С.Б.Вирсаладзе и др. В труппе (1990): главный дирижёр В.А.Гергиев, главный балетмейстер О.И.Виноградов, певцы И.П.Богачёва, Е.Е.Гороховская, Г.А.Ковалёва, С.П.Лейферкус, Ю.М.Марусин, В.М.Морозов, Н.П.Охотников, К.И.Плужников, Л.П.Филатова, Б.Г.Штоколов, артисты балета С.В.Викулов, В.Н.Гуляев, И.А.Колпакова, Г.Т.Комлева, Н.А.Кургапкина, А.И.Сизова и др. Награждён орденом Ленина (1939), Октябрьской Революции (1983). Многотиражная газета «За советское искусство» (с 1933).

Первой премьерой сезона в Мариинском театре стал «Директор театра»

Громко запустив под занавес сезона 2016/17 с и Юсифом Эйвазовым и открыв этой же оперой (уже без такого звездного состава) сезон нынешний, Мариинский театр тут же дает дорогу начинающим. Моцартовский поставлен силами Академии молодых оперных певцов и режиссера Глеба Черепанова.

Для спектакля отвели сцену старого здания на Театральной площади, хотя в ожидании реконструкции, которая никак не может начаться, премьеры в основном проходят на более новых площадках театра – в Мариинском-2 с его камерными залами и Концертном зале. Именно в КЗ идут предыдущие спектакли Черепанова – «История солдата» и .

Буфф – Денис Беганский, госпожа Зильберкланг – Антонина Весенина

Нет нужды в очередной раз вдаваться в подробности истории о соревновании и Сальери, в ходе которого был создан «Директор театра». Но Моцарт и либреттист Готлиб Штефани действительно написали произведение, которое можно использовать как ликбез по основам театрального искусства и театрального менеджмента: исходный сюжет столь же незамысловат, сколь и актуален во все времена, а разговорные диалоги можно и нужно переписывать на злобу дня.

Солисты Академии молодых певцов в основном выступают в концертных исполнениях или в совсем камерных постановках каких-нибудь советских моноопер. Получить в свое распоряжение полновесную сцену для них – случай практически уникальный. Глеб Черепанов, впрочем, не стал использовать пространство и повесил глухой задник во весь портал, выгородив для артистов только авансцену. Судя по отсутствию имени художника-постановщика в выходных данных, Черепанов снова сам оформлял свой спектакль. В таком случае следует отдать ему должное – канделябры, старинная мебель и имитация драпированного занавеса на заднике хорошо вписываются в интерьер старой Мариинки и подходят ей по духу. Особенно хороши три старинных пюпитра, на которых стоят счеты. Новые технологии не забыты тоже: во время увертюры проецируется ускоренный монтаж и демонтаж декораций разных спектаклей театра, от оперы Щедрина в Концертном зале до «Кольца нибелунга» на новой сцене.

Лицензия на изменение диалогов использована хуже: Черепанов следует сценарию Штефани, не пытаясь ни обострить соперничество набираемых в труппу певцов, ни даже заменить немецкие имена на более говорящие для отечественного слушателя, как делается во многих постановках «Директора». Единственной попыткой актуализации стало приглашение труппы на фестиваль в придуманный режиссером город За… Румбург – и сейчас была процитирована одна из двух удачных шуток из черепановских диалогов. Вторая смешнее, но санкт-петербургской публике менее понятна: директор Франк (роль без пения, исполненная драматическим актером Андреем Горбуновым) уточняет, не на фестиваль ли меда или варенья пригласили его театр. Москвичи, которым регулярно предлагают празднества такого рода с доставкой прямо к ступеням Большого театра, юмор бы оценили.

Директор Франк – Андрей Горбунов, госпожа Херц – Ольга Пудова

Вообще весь спектакль заявлен как несерьезный. Персонажи ходульны и одномерны, что подчеркивают их манерная игра, строго однотонные костюмы и заштукатуренные лица-маски. Так, директор весь в белом, а его главный менеджер и по совместительству комический бас Буфф (бас-баритон Денис Беганский) весь в красном. Мизансцены арий, в которых соревнуются две сопрано – примадонна и инженю – пародируют вампуку, о которой оперному театру, надо полагать, никогда не суждено забыть. Главная мораль спектакля в том и состоит, что вампуку следует принимать как часть оперного театра и любить оперу вопреки ей. А ведь ее в современных постановках осталось куда меньше, чем собственно пародии на нее.

Пропеваемый текст в спектакле роли не играет: мизансценирование идет от аффектов, звучащих в музыке, и это нужно засчитать Черепанову с его драматическим бэкграундом в большой плюс. Второй плюс – это ввод второго раунда соперничества между певицами, для которого им выдали по дополнительной арии, благо формат «Директора театра» позволяет не только добавлять к примерно двадцати минутам написанной Моцартом оригинальной музыки любые подходящие номера, но и, например, включить внутрь еще какую-нибудь оперу целиком, как это было сделано в 2006 году в Зальцбурге в рамках проекта М22. Этот проект включал постановку, запись и выпуск на видео всех 22 опер Моцарта к 250-летнему юбилею композитора. Тогда «Директор театра» был поставлен Томасом Райхертом, режиссером Зальцбургского театра марионеток, в виде кастинга на роли в ранней опере Моцарта с последующим исполнением этой оперы целиком.

Сцена из спектакля

Черепанов и музыкальный руководитель постановки Лариса Гергиева ограничились двумя вставными ариями – причем действительно написанными Моцартом как вставные: предполагалось, что Алоизия Вебер, свояченица Моцарта (и первая исполнительница госпожи Херц в «Директоре театра»), будет петь их в операх других композиторов, блистая своей фантастической техникой. Поэтому соперничество в спектакле Мариинского идет по нарастающей: положенные по партитуре арии поются без лишних украшений, зато во вставных волей-неволей приходится исполнять сложные колоратуры.

По нарастающей идет и игра с оперными штампами в мизансценах, сопровождающих эти арии. Поэтому в первой арии примадонна госпожа Херц (Ольга Пудова) просто помахивает приставным русалочьим хвостом, а во время второй изображает Клеопатру, принимающую смерть от укуса толстой плюшевой змеи над телами скончавшихся прислужников. Инженю госпожа Зильберкланг (Антонина Весенина) сперва играет режиссерски переосмысленную Красную Шапочку, которая подчиняет волка себе и убивает его, а во время ее второй арии на сцене разворачивается комически серьезная дуэль на бутафорских мечах, переходящая в трагический финал со смертью всех участников.

Ближе к концу к артистам Академии молодых певцов присоединился тенор из оперной труппы Мариинского Дмитрий Воропаев в роли господина Фогельзанга. Он исполняет в театре партии от моцартовского Идоменея до Зигфрида, и не очень понятно, почему именно он выбран на такую нетребовательную роль в «Директоре» – с партией Фогельзанга в свое время без труда справился баритон Томас Хэмпсон на записи Николауса Арнонкура 1987 года.

Самый последний номер оперы, где по очереди поют все персонажи-артисты, включая только говорившего доныне Буффа, сделан в виде оммажа проекту М22: директор вооружается крестовинами и водит своих певцов как марионеток. Но затем все оживают и под занавес дружно взрывают хлопушки – театр все же остается праздником. К сожалению, в музыке (дирижер – Антон Гаккель) никакого праздника слышно не было; механическое исполнение уничтожило искрящуюся моцартовскую увертюру, а исполнение соло и ансамблей никак не желало приблизиться по яркости эмоций к гипертрофированной театральности мизансцен – и у оркестра, и у вокалистов, которые, впрочем, не грешили с точки зрения техники.

Сцена из спектакля

«Директор театра» – часовая «комедия с музыкой в одном действии» с рейтингом 6+ – войдет в репертуар в качестве дневного семейного спектакля: на осень запланированы еще минимум два показа. Будем надеяться, что, когда артистов отпустит премьерное напряжение, спектакль оживет и наполнится юмором уже не через силу.

Все права защищены. Копирование запрещено