Интересует как прошлогодний снег. Падал прошлогодний снег (ТВ)

Нужен ты мне как прошлогодний снег, - когда-то влепила ему при расставании одна подруга. Сказала и забыла, а он запомнил и не просто запомнил. Потому как любил.

Время шло, а этот пустяк сидел и сидел себе в его голове, как новенький. Он увлекался другими, встречался-расставался, он женился, у него давно дети взрослые. Но тот "снег" в душе не таял.

Прошлою снежною зимою он, по случаю, набрал снега в пакет. Накрыло как-то всё мягким белым покровом, а люди испортить его ещё не успели. Снег лежал на ветвях деревьев, автомобилях, скамейках, во дворе и на улицах. Попробуй отгадай, что под ним! Сказочным вечером он любовался этим чудом, мял, лепил с детьми снеговика - не наигрался и набрал с собой. А потом сунул пакет в холодильную камеру, куда жена закладывает осенью ягоды.

Домашние спрашивали иногда: Что тут в пакете? Не трогайте, - отвечал, - это моё.

Что он собирался делать с этим пакетом, он не думал. Лежит, есть не просит, Вам что мешает? Так надо!

Прошли зима - лето. Снова пришла зима. Как-то рыская на кухне в поисках вкусненького, жена опять наткнулась на нечто?! На пакет! Что в этом пакете, кто-нибудь знает? – покосилась она на него. Как такое объяснишь женщине?

Оставь, я разберусь.
- Ты уже сколько разбираешься! Сам выбросишь или как...

Выбросить пакет в мусоропровод, чтобы слышала она! Нет, этого он уже не мог. Напряжение момента не позволяло. Собираясь в тот вечер гулять с собакой, он захватил "этот пакет" с собой. Погуляли, а он всё не решил, как ему быть с пакетом. Бросить после всего?! Да что они понимают! Даже в одном этом пакете столько загадок! … Это же не просто молекулы воды или кристаллы, другое "агрегатное состояние". Вода праматерь … про-материя жизни. Вот эти ледышки, например, пережили лето - свой век. Нонсенс! Опять же, вон как само получилось "переЖИЛИ " - Вода жила! А переживёт ли он свой век?

По телеку говорили, что в воде хранится код всего, что происходит с землей, где-то в глубинах океанов, куда она рано или поздно попадает, принося информацию. И заведена эта база данных не вчера. Что экология отражается, даже говорить смешно.

Нежными и пушистыми снежинки были в своём детстве, как люди. Теперь вот огрубели, как жена. Какая она была белокурая и славная! Как хорошо всё начиналось.

Бросить всё разом в один контейнер с мусором кощунственно и пошло. Он смотрел в раскрытый пакет. Как так! Столько бороться за этот микромир … и вот сейчас бездумно расстаться... как-то не просто - как с рукописью! Что делать? Придумал познакомить молодой новый снег с этим старым. Тут в пакете прошлая жизнь, а вдруг ещё что? Всё что он успел нажить.

Человек высыпал содержимое пакета в сугроб перед собой. Ничего не произошло. Он неожиданно для себя удивился! А чего он ждал? Взрыв! Злобное шипение молодой жены! Нужен ты мне! Брызги слюны. Неужели он действительно ожидал, что разверзнется ненавистным глаголом "белая стена" и откажется принять "старый снег". Нет! Природа терпимее. Вот в чём её сила, она прощает и побеждает, без подвига.

«Ой, как я очень это богатство люблю и уважаю!..»

Что значит определение «кино для взрослых» — объяснять никому не нужно. А как понимать «мультфильм для взрослых»? Ведь так все очевидно. Стопроцентно сказочная история, где в лесу возможны любые чудеса, где можно стать тем, кем только сердце пожелает — для этого и многих килограммов пластилина не жалко! Ребенок за нарядной анимацией не будет искать потаенных идей, куда любопытнее поскорее увидеть, кем еще обернется чудаковатый мужичок. Взрослый же волей-неволей начнет подмечать остроумную режиссерскую насмешку над наиболее характерными пороками русского человека. Под камнем сим таится не самая глубокая, но всегда актуальная тема, которая вышла далеко за рамки глиняной страны. «Падал прошлогодний снег» — мультфильм, пронесшийся сквозь несколько эпох страны и для каждой из них, он представлялся по-разному.

Взгляд из 80-х

В перестроечном Союзе еще знать не знали о рыночной экономике. Зато почти каждый ребенок знал о купечестве. Без елки не может быть настоящего Нового Года, но как здорово — не только найти в лесу подходящее дерево, но и источник нежданного богатства. Адекватный охотник побрезгует зайцем как добычей, что с него: одни уши да жестковатого мяса пару кило. А ребенок-октябренок верит в чудеса. Ведь мужик дотопал до опушки, нашел зайца — чем не труд? Что этот разудалый дядька — простой бездельник, маленькому человеку невдомек. Мультфильм Александра Татарского задевает сентиментальные нотки детской души, такие родные сказочные атрибуты: яблочко по блюдечку, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы. Так легко вериться, что мифы могут ожить, лишь только лес подходящий найди! Когда страна будет меняться на глазах, дети начнут взрослеть все быстрее. Они начнут понимать, что означает не только «строгая жена», но и «авторитетная». И не будет место чуду в сердце, а останется лишь в памяти понурый мужик, которому саксофон играет грустный марш.

Взгляд из 2010-х

За лихими превращениями мужика в сказочном лесу уже не потеряешь главной нити: этот усатый господин — простой лентяй, гуляка и разгильдяй. В то же время, его беззлобность обескураживает в любом возрасте. Мужику все время «маловато будет». Так что с того — каждому хочется кусок пожирнее. Сейчас о купцах редко вспоминают, в то же время понятие «торгаш» эволюционировало от уважительного до пренебрежительного. Усатый весельчак забрел в избушку на курьих ножках, что тут странного — любопытство в крови у каждого. Безумный калейдоскоп превращений настраивает на поиск аллюзий, но их на самом деле нет. Есть сатирическое высмеивание человеческого беспутства и легкомысленного отношения к жизни. Катализатором отношения зрителя к мужику выступает сам автор. Заслуженный «Кирпич» России Станислав Садальский не устает одергивать и высмеивать незадачливого героя, но сам и проводит границу между минусами и неисправимыми пороками. Автор сопереживает мужику, что того и на порог не пускает суровая жена. Грош цена всем чудесам, если они затмевают главное — гуманное отношение к самому родному человеку! Или Новый Год без елки — не Новый Год?

- Неужели на том и конец?
- Конец, конец… Концы в воду!!

Вероятно, еще лет через 30, «Падал прошлогодний снег» будет наводить зрителей на совсем иные размышления, наша страна по-прежнему переменчивая субстанция. Но одного мультфильм Александра Татарского не утратит — уникальности. Во времена, когда от анимационных фильмов хотелось смеяться, а не кривиться, увидело свет меланхоличное творение, которое заставляло напрягать разум, а не голосовые связки. Садальский просит «напомнить ему, рассказать ту историю», но на самом-то деле, он давно уже все сказал, а Татарский — показал. Из пластилина вышла доходчивая иллюстрация. И все-таки, думать над этим трогательным мультфильмом долго не стоит, куда лучше посмотреть еще раз на то, какие они типичные недостатки русского человека. Ничего смертельного или непоправимого в них нет, нашлась бы рука (не обязательно «железная»), которая вела бы по жизни. А уж лесов у нас, к счастью, еще полно, а в них обязательно найдется та самая елочка!

«Пир желаем горой!»

Премьера знаменитого мультфильма Александра Татарского "Падал прошлогодний снег" состоялась накануне нового 1984 года. Многие восприняли его как продолжение не менее известной работы Татарского "Пластилиновая ворона", но это не совсем так. Первоначально фильм назывался "Ёлки-палки, лес густой", а его главным героем был дворник из "Пластилиновой вороны". В итоге и главного персонажа переделали, и название поменяли.

У меня была песня "Падал снег", он добавил "прошлогодний", и получилось "Падал прошлогодний снег". Такое абсурдное название. А одна девочка расшифровала, кстати. Она сказала: "Это снег, который вылетает 31 декабря, пересекает черту нового года и к земле падает уже прошлогодним".

Полный абсурда мультфильм на всех этапах создания находился под пристальным вниманием цензуры. Татарскому не давали его снимать. Требовали поменять тему на что-то более простое и лучше пионерское. Но режиссёр твёрдо стоял на своём до тех пор, пока однажды не объявил, что решил снять другой мультфильм… про Ленина. Испугавшись, что эту тему Татарский тоже превратит в абсурд, чиновники сдались и дали разрешение на съёмку. Мультфильм снят в жанре пластилиновой анимации. Выбор цветов в то время был небольшим, поэтому пластилин приходилось подкрашивать.

Борис Савин, художник-аниматор:

У нас была краска профессиональная. Её нужно было где-то, как в Советском Союзе говорили, доставать. Это была проблема. Трансформация одного изображения в другое происходила на глазах зрителя. Комок пластилина превращался, например, в сложный фонтан. И было видно, как всё это быстро-быстро превращалось. На самом деле секрет был в том, что мы пользовались обратной съёмкой.

Когда мультфильм сняли, выброшенные пластилиновые фигурки композитор Григорий Гладков буквально вытащил из ведра. Он до сих пор бережно хранит их у себя дома.

Григорий Гладков, композитор:

Эти фигурки мне очень дороги, потому что я видел весь процесс создания мультфильма, видел, как всё это лепилось, клеилось.

Татарский хотел, чтобы Гладков записал музыку с помощью трёх инструментов: гитары, спичечного коробка и расчёски. Но тут снова вмешались чиновники, заявив, что будет только оркестр и никакой отсебятины.

Григорий Гладков, композитор:

Я использовал инструмент, который называется казу. Когда всю музыку записали, сделали ещё одну ночную запись. И ночью я записал на этой штуке всякие вариации.

Первоначально голосом рассказчика в мультфильме была Лия Ахеджакова. Но Татарскому этот вариант не понравился. А Станислав Садальский, на его взгляд, попал в точку. Режиссёр просил актёра говорить голосом Кирпича из фильма "Место встречи изменить нельзя". Мало кто знает, что у главного героя есть имя. Его зовут Семён Швырь. Режиссёр хотел, чтобы его образ вобрал в себя всё: глупость, жадность, доброту, смех и грусть.

Григорий Гладков, композитор:

Он отвёл меня в сторону, говорит: "А теперь надо сочинить финальную мелодию. Она должна быть грустной и печальной". А потом подумал немного: "Такую, Гриш, чтобы нас под неё хоронили".

К сожалению, так и случилось. В 2007 году Александра Татарского хоронили под эту мелодию. И каждый вспоминал его мультфильм, получившийся по-настоящему особенным. Несмотря на всю абсурдность сюжета, его невозможно забыть и о нём нельзя рассказать. Его можно только прочувствовать.

01 сентября 2017

Знаменитому мультику Александра Татарского в этом году исполняется 34 года. Фразы глупого мужичка, который отправился в лес за ёлкой, ушли «в народ», а сам мультфильм стал атрибутом празднования Нового года в нашей стране.

Кадр из фильма

сайт узнала о «зашифрованных посланиях», о вкладе Достоевского в создание мультфильма, и кое-что ещё об этой пластилиновой сказке.


В советские времена художникам приходилось отстаивать практически каждую свою идею. В случае с мультфильмом «Падал прошлогодний снег», цензоры не оценили абсурдистский юмор Александра Татарского и поначалу вообще не давали ему возможность начать работу. Когда мультфильм был готов, они нашли какие-то «зашифрованные послания» в уморительных репликах главного героя.

Режиссёр очень нервничал по этому поводу. Ну а после обвинения в неуважительном отношении к русскому человеку, вообще слёг в постель с сердечным приступом.


Кадр из фильма

Когда встал вопрос, кто же должен озвучить мультфильм, ассистенты Татарского предложили кандидатуры Рины Зелёной и Лии Ахеджаковой. После пробной записи режиссёр велел продолжать поиск.

Станислава Садальского и Александра Татарского познакомила Людмила Коптева, которая работала в команде постановщика. Садальский отлично справился со всеми поставленными перед ними задачами, мультфильм был выпущен, однако его имя исчезло из финальных титров. Что же произошло?


Источник: globallookpress.com

Дело в том, что Садальский рос в детдоме и долгое время искал близких. В середине 70-х он смог связаться со своей бабушкой, которая ещё с 1917 года жила в Германии. За общение со своей родственницей-иностранкой артисту запретили выезжать за границу. И именно из-за бабушки убрали его имя из финальных титров мультфильма «Падал прошлогодний снег». Однако страна знала своих героев: и без титров, которые чаще всего никто и не читает, зрители были в курсе, чьим голосом говорит рассказчик и мужичок.


Кадр из фильма

Главный герой мультика, оказавшись в эпицентре волшебных событий, до самого конца оставался реалистом. Он отказывался верить в происходящее и время от времени приговаривал: «Ох уж эти сказочники!» Эту знаменитую фразу Татарский позаимствовал у Фёдора Михайловича Достоевского – она является эпиграфом дебютного романа писателя «Бедные люди».

Александр Татарский, во время обсуждения финальной музыкальной темы с композитором Григорием Гладковым, проронил фразу: «Под эту мелодию нас будут хоронить». В 2007 году режиссёра не стало и, согласно его желанию, на его похоронах звучала музыка из нашего любимого мультфильма.