Как ценности меняются с возрастом. Меняется ли характер, жизненные ценности людей в результате работы над собой

Избранное в Рунете

Максим Руднев

Руднев Максим Геннадьевич – кандидат социологических наук, научный сотрудник международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований ВШЭ.


Рональд Инглхарт, своего рода «селебрити» в мире социальных наук, известен как создатель теории постматериалистического сдвига в современном обществе и организатор Всемирного исследования ценностей. Основная цель рецензируемой работы - оформление уже высказанных ранее идей и выводов, полученных на основе эмпирических исследований, в рамках теории «человеческого развития». Возможно, не все согласятся с идеями, изложенными в этой книге, но уж точно всех она спровоцирует на полезные размышления.

Рецензия на книгу: Ronald Inglehart, Christian Welzel. Modernization, Cultural Change, and Democracy: The Human Development Sequence. Cambridge University Press, 2005 (Модернизация, культурные изменения и демократия / Инглхарт Р., Вельцель К. — М.: Новое издательство, 2011. — 464 с.)

<…> Рональд Инглхарт — сво­его рода «селебрити» в мире социальных наук. Известен он прежде всего тео­рией постматериалистического сдвига в западных индустриальных обще­ствах и организацией Всемирного исследования ценностей (World Values Survey). Кристиан Вельцель — давний соавтор Инглхарта и вице-президент Всемирного исследования. <…>

Свои исследования Инглхарт начал более 30 лет назад и на основе регу­лярных европейских опросов сделал вывод о «тихой» революции, которая происходит среди населения нескольких стран Западной Европы и заключа­ется в том, что ценности материализма постепенно вытесняются ценностя­ми постматериализма. Затем, в 1981 г., было организовано Европейское ис­следование ценностей (European Values Study), к которому в начале 1990-х присоединились десятки стран по всему миру и был проведён, пожалуй, самый масштабный соцопрос за всю историю — в его рамках были обсле­дованы репрезентивные выборки населения 97 стран мира. Такие опросы проводятся каждые пять лет, многие страны участвовали в них уже не раз, и это позволяет отслеживать изменения ценностей, установок и мнений, в некоторых случаях — в течение 30 лет. Приятной особенностью опроса яв­ляется то, что его данные открыты для всех желающих, их можно свободно скачивать с сайта www.worldvaluessurvey.org, делать собственный анализ и перепроверять результаты исследований Инглхарта.

В исследованиях Инглхарта прослеживается эволюция, в которой можно выделить три этапа. Первый заключался в разработке теории «тихой рево­люции» и выведении ценностного измерения материалистических и пост­материалистических ценностей , второй — в концепции модернизации — постмодернизации и третий — в развитии теории человеческого развития . Каждая из упомянутых работ является итогом и обобще­нием очередного этапа исследований, она во многом повторяет все предыдущие, описывая представ­ления Инглхарта и его соавторов о ценностных и демократических изменениях. Книга, о которой здесь пойдёт речь, — последняя на данный момент версия идей её авторов.

Теория модернизации и постмодернизации, или теория двух сдвигов, разработанная в предыдущих трудах Инглхарта, интуитивно очень понятна: она основывается на различии трёх поколений людей, выросших в традиционном, переходящем к индустриализации и индустриальном обществах. Те, кто вырос там, где проблематично получение основных благ (таких, как пища, жильё, безопасность), ста­новятся людьми с ценностями выживания. При этом если они живут в условиях индустриализации, развитие которой обещает им наличие этих благ, они становятся людьми с секулярно-рациональными ценностями, то есть высоко ценят авторитет, рациональность, порядок, безопасность. В отличие от поколения своих родителей, выросших в традиционном обществе, где получение блага связывалось с сохранением существующего и со сверхъестественными силами, эти люди демонстрируют сдвиг к секулярным и рациональным ценностям. Это Инглхарт назвал модернизационным (первым) сдвигом. Поколение детей таких людей, выросшее в условиях, в которых наличие еды, жилья и других основных благ казалось само собой разумеющимся, становится людьми с несколько более широким горизонтом, чем забота о выживании, порядке и уважении авторитетов, среди них приобретают популярность идеи толерантности, гражданского участия, защиты природы и самопознания. Такие ценности Инглхарт называет ценностями самовыражения, а их отличие от секулярно-рациональных ценностей предыду­щего поколения — постмодернизационным сдвигом. Последний закономерным образом приводит к появлению или повышению качества демократии в стране. Именно так, с большим количеством под­робностей и исключений (страны — экспортеры нефти, коммунистические страны и др.) и выглядели основные выводы Инглхарта в 1997 г. в его самой известной книге (Modernization and Postmodernization» («Модернизация и постмодернизация») .

Основная цель рецензируемой книги (и авторы этого не скрывают) — это оформление уже имеющихся идей и выводов, полученных на основе эмпирических исследований, в рамках солидной теории чело­веческого развития, разработанной в работах Амартии Сена (Amartya Sen). Суть этой теории состоит в том, что развитие — это усиление человеческого выбора (то есть — грубо — возможности выби­рать, как жить и что делать), поскольку «человеку по определению присуще стремление к свободе» [с. 21]. Теория включает в себя три компонента, обеспечивающих человеческий выбор: социально-экономическое развитие, рост эмансипирующих ценностей и работающую демократию. Социально-экономическое развитие (социальная мобильность, разделение труда и повышение благосостояния) даёт человеку индивидуальные ресурсы, которые являются объективными средствами для реализации свободного выбора. Эмансипирующие ценности (они же — ценности самовыражения) обеспечивают мотивацию выбора, то есть желание выбирать. Работающая демократия воплощает институционализацию человеческого выбора, обеспечивая его как на уровне норм, так и на уровне реальных действий. Первый компонент даёт возможность выбирать, второй — желание выбирать, третий — гарантирует право свободного выбора. Человеческое развитие обществ, по мнению авторов, означает расширение человеческого выбора на массовом уровне. В главе 6 приводятся различные доказательства того, что свобода выбора «укоренена в человеческой психологии», поскольку связана с субъективным благопо­лучием, и «обусловлена самой природой человека», так как многими другими исследователями были обнаружены взаимосвязи с измерениями коллективизма — индивидуализма.

Для лучшего понимания Инглхарт и Вельцель иллюстрируют свои идеи с помощью следующей схемы, показывающей, как, по мнению авторов книги, выглядит логика человеческого развития [с. 200]:

Экономические изменения (жизненная защищённость) —> Культурные изменения (ценности самовыражения) —> Политические изменения (демократические институты)

Доказательству правильности этой схемы собственно и посвящена большая часть книги. Первая часть книги отдана описанию изменения ценностей и доказательству того, что его причинами является эко­номическое развитие, вторая часть посвящена последствиям изменения ценностей, а точнее — опи­санию первичности ценностей над политическими изменениями и сопровождающими эти изменения процессами.

Причины изменения ценностей, как следует из схемы, — в экономическом развитии страны. Однако эти изменения происходят не как мгновенная реакция масс на состояние экономики, а через смену поколений. Ключевое значение здесь играет степень экономической защищённости в период форми­рования ценностей; предполагается, что в течение остальной жизни человека ценности существенно не меняются. Авторы демонстрируют взаимосвязь величины межпоколенческого ценностного разрыва со скоростью социально-экономического развития страны; удачными примерами являются Испания и Южная Корея. При этом позднее уточняется, что «объём изменений... зависит сразу от двух факторов: смены поколений и эффекта специфики периода» [с. 198].

Для изучения ценностей авторы вывели два индекса на основе факторного анализа: (1) традицион­ные — секулярно-рациональные ценности и (2) ценности выживания — самоутверждения. С раз­витием экономики в индустриальных странах усиливаются секулярно-рациональные и ослабевают традиционные ценности, в постиндустриальных странах — усиливаются ценности самовыражения и ослабевают ценности выживания. Рассматривая изменения в целом, авторы отмечают, что в более богатых странах ценности меняются значительно быстрее, чем в бедных, благодаря чему ценностный разрыв между этими странами усиливается с каждым годом.

Авторы демонстрируют настолько высокие корреляции с различными характеристиками стран, что решаются сделать предсказания значений по своим ценностным измерениям, в том числе для стран, не вошедших в выборку. Ценности предсказываются по значениям душевого ВВП, доли сектора услуг в экономике, количества лет, проведённых в коммунистическом режиме, и принадлежности к культур­ной зоне. Под культурной зоной подразумевается историческая принадлежность страны к религиозной конфессии (например, православие), либо к философским учениям (например, конфуцианство). Имен­но эти факторы и являются, по сути, ключевыми причинами возникновения тех или иных ценностей (а не только экономическое развитие, как было показано в схеме).

Во второй части книги выдвигается тезис о том, что распространение ценностей самовыражения свя­зано с усилением эмансипационных настроений, которые складываются из недоверия к авторитетам, увеличения равенства полов и возникновения действий, направленных против политической элиты (подписание петиций и участие в митингах). «Сами по себе эти ценности не создают демократические институты и не придают им эффективность. Однако. способствуют коллективным действиям, фор­мирующим и поддерживающим демократию» [с. 307].

Авторы обсуждают проблему причинно-следственной связи между демократией и распространением ценностей самовыражения (секулярно-рациональные ценности здесь не обсуждаются). Основная ги­потеза состоит в том, что «распространение ценностей самовыражения побуждает людей требовать создания институтов, позволяющих им действовать в соответствии с собственным выбором. Соот­ветственно, ценности самовыражения мотивируют людей к обретению гражданских и политических прав, лежащих в основе либеральной демократии» [с. 223]. В случае авторитарного режима элита мо­жет некоторое время сопротивляться, но при этом управление становится крайне неэффективным и затратным, и, в конце концов, она либо начинает реформы, либо свергается диссидентами. Коррупция сокращается как под давлением народа с эмансипационными ценностями, так и под влиянием той части элиты, которая сама имеет те же ценности. При этом институционализированные права сами по себе (то есть без экономической базы) не приводят к появлению эмансипационных ценностей (напри­мер, в Индии): «Авторитарный политический режим может в одночасье смениться демократическим, однако от нищеты к процветанию или от культуры, акцентирующей ценности выживания, к привер­женности ценностям самовыражения страны идут десятилетиями» [с. 308]. И наоборот, эмансипаци­онные ценности могут существовать и без демократии, без институционализации прав, как, например, в Чехословакии.

На основе высоких корреляций ценностей самовыражения с наличием и качеством демократии в раз­личных странах авторы отождествляют ценности самовыражения с «продемократической культурой», довольно убедительно доказывая, что эти ценности возникают до появления демократии (или до её улучшения). Для доказательства первичности ценностей самовыражения авторы книги выстраивают специальные модели причинно-следственных связей, а также дотошно анализируют и опровергают существующие на этот счёт противоречивые тезисы. Отдельные главы посвящены сравнению влияния на возникновение демократии массовых ценностей в противовес влиянию элит, внешних сил (напри­мер, СССР по отношению к Чехословакии), а также связи ценностей самовыражения с показателями гендерного равенства.

Нужно ли читать эту книгу? Безусловно. Среди социологических и политологических фундаменталь­ных работ на русском языке нечасто встретишь подобный образец в высшей степени тщательного ана­лиза. Книга представляет собой уникальное сочетание дотошного эмпирического исследования и не менее сильной проработки теоретической литературы (обычно заметен перевес либо эмпирики, либо спекулятивности). Каждый эмпирический вывод авторы встраивают в общую канву рассуждений, и, в то же время, всякое спекулятивное суждение стремятся подкрепить цифрами. Несколько тезисов, укладывающихся в трёх предложениях, авторы многократно проверяют и перепроверяют, убеждая чи­тателя в их истинности.

Важная функция этой книги в том, что она, не отрицая индивидуальности и специфики каждой страны, доходчиво и убедительно демонстрирует существование универсальных закономерностей развития. Хотя Россия не всякий раз оказывается в общемировом тренде взаимосвязи различных переменных, в большинстве случаев она всё-таки тоже подчиняется общим закономерностям.

Книгу завершает короткий текст, похожий на манифест человеческого развития, который оканчивается словами: «Прогресс и человеческое развитие... к этому следует стремиться» [с. 436]. Именно на этот аспект работы — стилистический — и направлен первый пункт нашей критики. Людям, привыкшим к академизму изложения, книга может показаться излишне дидактичной. При её чтении возникает ощу­щение, что авторы не столько выдвигают и проверяют гипотезы, рассуждают о вариантах интерпрета­ции данных, сколько пытаются убедить читателя в своей правоте, и цифры — лишь подтверждение их идей. Не случайно выше мы говорим о том, что авторы доказывают свои тезисы, а не проверяют свои гипотезы, — именно такое ощущение оставляет книга.

Большое количество своих тезисов авторы проверяют с помощью данных, строя многочисленные мо­дели и последовательно доказывая собственную правоту. Нужно быть невероятно педантичным, что­бы разобраться в этих моделях, поскольку за многими эмпирическими результатами стоит сложная и очень непоследовательно описанная методическая «кухня». Например, авторы убедительно показы­вают значимость и высокий уровень взаимосвязи между своим показателем ценностей самоутверж­дения и всевозможными характеристиками стран. Однако после главы 2, в которой описан факторный анализ, авторы ни разу не вспоминают, что в этом показателе скрыт ряд интересных индикаторов. Здесь возникает ловушка терминов: авторы книги дают название какому-то фактору и при дальнейших рассуждениях отказываются возвращаться к отдельным показателям, что довольно часто вводит в за­блуждение как читателя, так и, вероятно, самих исследователей.

В то же время индекс ценностей самоутверждения представляет из себя индивидуальные значения фактора, в котором наибольшие нагрузки получили пять индикаторов: субъективное ощущение сча­стья, толерантность к гомосексуализму, подписание петиций, доверие окружающим и индекс постма­териализма («давать людям право голоса» и «защищать свободу слова» минус «поддерживать порядок в стране» и «бороться с ростом цен»). Как видно, этот список включает довольно много разнородных индикаторов, поэтому понять на уровне показателей, что же такое ценности самовыражения, доволь­но трудно, также трудно увидеть достоинства и недостатки списка индикаторов. Строго говоря, то, что авторы называют ценностями, ценностями не является. Их ценностные показатели построены на вопросах, фиксирующих, преимущественно, то, что в литературе обычно называется установками. Стоит также отметить, что и наиболее употребляемые термины не очень устойчивы: ценности само­выражения иногда получают название эмансипационных ценностей, а иногда вдруг отождествляются с гражданской культурой. Никаких формальных или даже просто рабочих определений основных тер­минов (кроме демократии) в книге не даётся, даже смысл ценностей самовыражения чётко не разъяс­няется. Запомните всего 3 буквы - rox казино и играйте в любимые лицензионные слоты.

Из-за множественности и разнородности индикаторов в расчётах и рассуждениях авторов возникает проблема частичной эндогенности, при которой друг на друга накладываются похожие индикаторы. Например, много говорится о связи ценностей самовыражения с политическим действием, однако в са­мом индексе самовыражения уже заложено как минимум одно политическое действие — подписание петиций. Авторы не обсуждают эту и многие другие методологические проблемы. Всю эту путаницу дополняет отсутствие по указанному в книге адресу методического интернет-приложения, на которое авторы многократно ссылаются .

Вообще, главное достоинство, но и главная проблема этого исследования в том, что другого такого нет, Всемирное исследование ценностей пока что одно в мире. Это означает, что любая проверка внешней валидности этих данных крайне проблематична и в лучшем случае лишь частично осуществима. Здесь возникает более глобальная проблема эндогенности данных: выводы, сделанные на основе Всемирно­го исследования проверяются с помощью того же самого исследования. Авторы сами формулируют вопросы анкеты и сами же их проблематизируют. В результате в книге мы видим почти одни подтверж­дения гипотез, а вместо опровержений — оговорки о надёжности подтверждения.

Организаторам Всемирного исследования ценностей удалось собрать информацию в десятках стран, и само по себе это замечательно, но стоит иметь в виду, какой ценой достигнут такой охват стран. С точки зрения современных методологических стандартов, во многих странах опросы могли быть проведены довольно небрежно. Часто их осуществляют случайные структуры, просто потому что с ними удалось установить контакт (нигде не упоминается о централизованном контроле выборок, ко­торые остаются на усмотрение местных организаторов), что может отражаться на репрезентативности выборок. Один из примеров — Китай, репрезентативность любых опросов в котором всегда находится под большим вопросом .

Другая проблема, возникающая при работе со среднестрановыми показателями (а именно на них и построены все выводы книги), состоит в том, что выборка стран — не случайная, и это в большой сте­пени ограничивает (если не запрещает) экстраполяцию выводов на всю совокупность стран мира. Это общая проблема международных исследований, и Всемирное исследование от неё не свободно.

Повторюсь, авторы книги не обсуждают перечисленные проблемы. К счастью, неискушённому чи­тателю они не кажутся важными, что и гарантирует дальнейшее благополучное существование Все­мирного исследования ценностей. Кроме того, значимость этого исследования и сделанных авторами выводов многократно превосходит наши мелкие замечания.

Благодаря своей стилистике книга приемлема для достаточно широкого круга читателей — от узких специалистов — социологов, политологов и философов — до общественных деятелей и журналистов. Интересна книга будет и приверженцам эмпирических исследований и чистым теоретикам. Возможно, не все согласятся с идеями, изложенными в этой книге, но уж точно всех она спровоцирует на полез­ные размышления.

Примечания:

Поскольку это важное интернет-приложение, мы, успешно скачавшие его несколько лет назад, позволили себе разместить это приложение на другой странице; ссылка на него такова: URL: http://www.scribd.com/doc/50402860 (дата последнего обращения 10.03.2011). — Здесь и далее примеч. автора.

Опросы 1991-2004 годов в России проводились под руководством Елены Башкировой (РОМИР, Башкирова и партнёры).

Inglehart R. 1977. The Silent Revolution: Changing Values and Political Styles Among Western Publics. Princeton, NJ: Princeton University Press.

Inglehart R. 1990. Culture Shift in Advanced Industrial Society. Princeton, NJ: Princeton University Press.

Inglehart R. 1997. Modernization and Postmodernization: Cultural, Economic and Political Change in 43 Societies. Princeton, NJ: Princeton University Press.

Welzel C., Inglehart R., Klingemann H.-D. 2003. The Theory of Human Development: A Cross-Cultural Analysis. European Journal of Political Research. 42: 341-379.


Что важно для вас и что является ? Каждый человек, которому будет задан такой вопрос, ответит на него индивидуально. Один скажет, что самое главное в жизни – это карьера и достаток, другой ответит, что этот власть и статус в обществе, третий приведёт в пример семью, отношения и здоровье. Перечислять можно довольно долго, однако нам нужно лишь понять, что то, что является важным для человека, управляет его действиями. Исходя из того, какие у него приоритеты, он будет заводить друзей, получать образование, выбирать место работы, другими словами, выстраивать свою жизнь.

И тема настоящей статьи – это жизненные приоритеты, а если сказать более точно – жизненные ценности. Далее мы поговорим о том, что это такое, какие вообще бывают ценности и как происходит формирование их системы.

Что такое жизненные ценности?

Итак, жизненными ценностями человека можно назвать ту шкалу оценок и мер, при помощи которой он выверяет и оценивает свою жизнь. В различные периоды существования человека эта шкала трансформировалась и видоизменялась, но определённые меры и оценки присутствовали в ней всегда и продолжают присутствовать сейчас.

Жизненные ценности человека являются абсолютными величинами – они занимают первое место в его мировоззрении и оказывают прямое воздействие на то, какие направления жизнедеятельности будут для него приоритетными, а что он будет воспринимать как второстепенное.

Какие бывают жизненные ценности?

В первую очередь следует указать на то, что система жизненных ценностей человека может состоять из нескольких элементов:

И если первые два элемента обусловлены, главным образом, общими представлениями людей о том, что хорошо и что плохо, что важно и что второстепенно, а также особенностями той культуры, в которой родился и воспитывался человек, то к третьему элементу можно отнести сугубо субъективные мировоззренческие особенности. Хотя и в этом случае можно выделить нечто общее, что объединяет жизненные ценности всех людей вообще.

Таким образом, к общей системе жизненных ценностей человека можно отнести:

  • Здоровье – оно является одной из основных жизненных ценностей, разделяемой множеством людей и ценимой довольно высоко. Но к здоровью можно отнести не только или духовное благополучие, но и благополучие социальное, выражающееся в отсутствии социальных кризисов в жизни. Особого внимания заслуживают показатели физического и социального благосостояния, которые отражаются на внешней привлекательности и в атрибутах социального положения, таких как общественный статус, обладание определёнными вещами, соответствие стандартам и брендам;
  • Успех в жизни – ещё одна ценность, которая находится в почёте на протяжении долгого времени. Получение является залогом стабильного будущего, успешной карьеры, наличие и общественного признания – всё это важно для многих людей. Но в это же время достаточно велико и число приверженцев так называемого дауншифтинга – явления, в котором люди, уже сумевшие достичь успеха и социального статуса, приходят к пониманию того, что уже нет сил выносить социальный прессинг, отходят от дел и уходят в простую жизнь, дабы сохранить душевное равновесие и целостность. На сегодняшний день особо ценным является навык приспособления к разным условиям и обстоятельствам жизни и способность зарабатывать, не работая по найму;
  • Семья – остаётся одной из главных жизненных ценностей для людей всего мира, невзирая на то, что сегодня наблюдается тенденция отказа от браков, тем более ранних, отказа от рождения детей, а также пропаганда однополых отношений. Кроме того, даже тот факт, что в наше время можно использовать деньги для получения бесконечного количества сексуальных связей и видимости любви, не может идти ни в какое сравнение с тем, что для людей по-прежнему остаются значимы настоящая семья и потребность в продолжении рода;
  • Дети – и здесь мы снова можем сказать, что, несмотря на пропаганду отказа от детей (чайлдфри) для подавляющего числа людей дети продолжают оставаться смыслом существования, а рождение и воспитание потомства превращается в . И огромное значение здесь отводится возможности для человека оставить после себя потомство, как след, а также передачи своего жизненного опыта и закрепления своего индивидуального «Я» в том, что будет продолжать существование дольше его самого.

Руководствуясь всем этим, можно сделать вывод, что система жизненных ценностей людей, которой они руководствуются в течение всей своей жизни, в большинстве случаев представлена их стремлением к самореализации, и передачи её во времени.

Но, помимо перечисленных жизненных ценностей, можно назвать и ряд других, которые также встречаются очень часто:

  • Близость с близкими людьми
  • Друзья
  • Свобода суждений и поступков
  • Независимость
  • Работа, соответствующая жизненному предназначению
  • Уважение и признание со стороны окружающих
  • и открытие новых мест
  • Творческая реализация

Различия же в жизненных ценностях и приоритетах объясняются тем, что люди отличаются по . Это говорит о том, что и ваша система жизненных ценностей совершенно индивидуальна, но то, что для вас имеет наибольшее значение, и то, что вы цените, как самое главное в жизни, для кого-то другого может быть совершенно ничего не значащим или вообще отсутствовать в его системе ценностей. Хотя, конечно же, вещи, значимые для всех и каждого, как и моральные ценности, имеют место быть, независимо то того, где рождён человек и в какое время.

Теперь же давайте поговорим на тему того, как происходит формирование системы жизненных ценностей.

Особенности формирования системы жизненных ценностей

Система жизненных ценностей каждого человека начинает формироваться уже с первых лет его жизни, однако окончательно она формируется лишь к достижению ответственного возраста, т.е. примерно к 18-20 годам, хотя и после этого может в чём-то меняться. Сам же процесс её формирования проходит по определённому алгоритму.

Схематично данный алгоритм можно выразить так:

  • Стремление > Идеал
  • Стремление > Цель > Идеал
  • Стремление > Ценности > Цель > Идеал
  • Стремление > Средства > Ценности > Цель > Идеал

Однако впоследствии между всеми этими пунктами появляется ещё один – этика, в результате чего вся схема приобретает следующий вид:

  • Стремление > Этика > Средства > Этика > Ценности > Этика > Цель > Этика > Идеал

Отсюда получается, что в первую очередь возникает идеал и само стремление к этому идеалу. Идеал, который также можно назвать образом, если к нему не возникает стремления, уже таковым не является.

На первой стадии, чаще всего являющейся инстинктивной, идеал нейтрален с этической точки зрения, т.е. его нельзя как-либо оценить, да и формироваться он может в виде чувственно-эмоциональной субстанции, содержание которой определить довольно сложно. Смысл же, который придаётся идеалу, формируется только на стадии трансформации в цель. И только после этого, достигая третьей стадии, происходит формирование ценностей, служащих ресурсами, условиями и правилами для , которая ведёт к идеалу. А весь алгоритм, в конце концов, завершается так называемой инвентаризацией необходимых и имеющихся средств по достижению цели.

Каждый элемент представленного алгоритма крайне важен, однако нужно обратить внимание на то, что идеал, цель и средства формируются и выбираются под воздействием не только потребностей, но и норм этического характера, которые как бы «фильтруют» все стадии алгоритма. Одновременно с этим, этические нормы могут иметься в сознании человека, а также в массовом сознании, представляя собой результаты действия предыдущих алгоритмов, а значит, и восприниматься как «существующие объективно». Кроме того, они могут формироваться и как новые, будучи обусловленными вновь возникшим идеалом и соответствующим ему алгоритмом.

Жизнь любого человека, о чём мы уже упоминали, с самого детства начинает подчиняться данному алгоритму, причём не важно, чего это касается: выбора будущей профессии, любимого человека, политических или религиозных взглядов и совершаемых поступков. И здесь особую роль играют именно «идеалы», независимо от того, существуют они в сознании человека или в его подсознании.

Подытоживая, можно сказать, что система жизненных ценностей человека является достаточно стабильной структурой, несмотря на то, что подвержена изменениям, как небольшим, так и глобальным. А осознание самим человеком своей системы жизненных ценностей – это первый шаг на пути к пониманию своего .

Не всегда легко понять, в каком направлении двигаться в жизни. Предположим, ваши главные ценности были указаны в таком порядке:

1. Успех;
2. Богатство;
3. Дружба;
4. Семья;
5. Здоровье;
6. Путешествия.

Исходя из списка, выходит, что основные силы должны быть использованы на и создание достойного уровня благосостояния в жизни. Затем нужно будет окружить себя верными друзьями, периодически уделяя время встречам с ними. Потом придет черед любви и построения семьи, когда вы будете рядом с избранником и друзьями-приятелями. Выходит, что здоровье маячит на самом последнем плане? То есть столь важный пункт оказался задвинут остальными. Согласитесь, странно отказываться от чего-то важного, в данном случае здоровья, только потому, что больше всего СЕЙЧАС хотите стать успешным бизнесменом.

Смена приоритетов в системе ценностей

Однако время не стоит на месте. Основные ценности в жизни постепенно сменяют друг друга, а то и вовсе исчезают, когда вы достигли верха желаний и возможностей. Если вы мечтали о большой любви, нашли ее и счастливы, что мешает теперь немного подвинуть любовь с пьедестала, поставив на первое место заботы о собственном здоровье, к примеру? Таким образом, достигнув желаемого, вы сможете постоянно двигаться вперед, добавляя в свой список ценностей новые цели. Постоянство списка не сделает вас удовлетворенным собственной жизнью, поскольку только движение вперед, саморазвитие, разносторонность интересов сделают жизнь интересной и насыщенной.

Разумеется, список жизненных ценностей не может меняться ежедневно. Но каждые 3-6-12 месяцев в зависимости от обстоятельств приоритеты могут быть разными.

Своевременная переоценка ценностей жизни позволит стать если не лучшим, то преуспевающим человеком сразу в нескольких областях.

К тому же развитие и перестановка ценностей в жизни человека происходит постоянно не только из-за того, что цель, выдвинутая на первое место, уже достигнута. Если вы стремились к любви, но ошиблись в человеке, то закономерно, что на некоторое время будет разумным передвинуть поиск избранника в конец списка. При этом ценности — потребность в любви и семье — сохранятся, но изменятся ближайшие жизненные цели. Чтобы заполнить пробел в сердце и успокоить собственные нервы можно выдвинуть на первую роль, допустим, путешествия. Иными словами, меняется жизнь – меняются ценности. Вспомните себя 5 или 10 лет назад, ощутите, насколько вы изменились. Насколько другим стало даже ваше представление об идеальной жизни.

Как двигаться к достижению целей в жизни

Переоценка ценностей жизни позволит вам не только постоянно развиваться в разных направлениях, но и достигать того, о чем вы не могли даже думать раньше.

Логично, что находясь в одной и той же системе ценностей, вы не сможете получать другие результаты. Улучшать имеющиеся — да, но достичь чего-то кардинально другого — вряд ли.

Основные ценности в жизни, которые преобладают у большинства людей – семья, дети, карьера — это довольно обобщенные понятия. Чтобы упростить путь достижения целей, конкретизируйте каждый пункт списка целей в жизни. Вы мечтаете о блестящей должности — значит, у вас уже есть представление о ней. Если вы сейчас работаете воспитателем детского сада, то логично следующей ступенью сделать желание стать заведующим детским дошкольным учреждением, а не президентом страны. будет способствовать достижению ощутимого результата. Таким образом, ваша собственная система ценностей может несколько видоизмениться.

Цель – стать заведующим детского сада;
Для достижения цели нужно: получить высшее профессиональное образование, иметь необходимый опыт работы не менее 5 лет в детском коллективе, быть на хорошем счету у органов местной власти и так далее.
Ценность — успех в карьере.

То есть понятие «карьера» перестает быть размытым. Вы начинаете четко видеть все ступени, которые придется пройти перед полным удовлетворением желания стать хорошим специалистом и достигнуть желаемой должности.

Когда все пути к мечте будут пройдены, а вы с гордостью займете пост руководителя, карьера может на время (а то и навсегда – каждому свое) уйти в самый конец вашего списка целей. Переоценка ценностей жизни нужна для того, чтобы постоянно расти в собственных глазах, становиться успешными в разных сферах жизни и, таким образом, не осознать однажды, что .

Подробно следует раскладывать каждую позицию перечня целей. Достигнув желаемого результата, не позволяйте себе почивать на лаврах – стремитесь к постоянному совершенствованию. Не бойтесь ставить на первые строчки даже самые маленькие и скромные пожелания, если они важны для вас лично. Только тогда вы начнете двигаться в верном направлении, когда ясно поймете, куда идти. Если вы не представляете свою жизнь без недельного похода в горы или без того, чтобы раз в жизни побриться наголо, — сделайте это.

Вам никто не запретит стремиться к тому, чтобы стать богатым, тяжелоатлетом, мужем, предпринимателем и филантропом. И все это в одной жизни.

Переоценка ценностей – кому и когда она необходима

Меняется жизнь – меняются ценности. Действительно, только от вас будет зависеть, насколько успешным будет ваша жизнь. Развитие ценностей в жизни человека будет постоянным, поскольку некоторые желания со временем исполнятся, а другие просто уйдут за ненадобностью. Составив себе сегодня список целей, вы планируете максимально удачную жизнь, которую можете представить на данном этапе в соответствии с теми ценностями, которые сейчас вами движут. Но где гарантия, что завтра ситуация не изменится? Не появятся новые возможности или не изменятся обстоятельства? Иначе говоря, не трансформируя свою систему ценностей, вы не сможете получить удовлетворение во всех сферах жизни. Так или иначе, какие-то будут постепенно терять свою актуальность, освобождая место более важным.

Мечтая страстно о яркой карьере, вы с возрастом, возможно, поймете, что самое важное для – здоровый образ жизни. Или обретя семью, вы не захотите больше отлучаться от дома для поездок по городам. Только если ваша «душа лежит» к собственным ценностям, вы будете получать удовольствие от результата. Мало просто перечислить направления, в которых хотелось бы двигаться (тем более, если в них хотят достичь успеха все вокруг). Меняются ценности человека постоянно – одни уходят на задний план, другие — внезапно становятся основой жизни. Главное – стремиться сделать все, что в ваших силах, пройти все даже маленькие и незначительные шаги, чтобы с гордостью сказать: «Я сделал все, что было в моих силах, чтобы добиться успеха в карьере (любви, спорте, искусстве и т.д.)».

И напоследок совет: если у вас не получается достигать поставленных целей, отталкиваясь от ваших ценностей, «переверните» ситуацию и посмотрите на ваши ценности сквозь призму целей. Возможно, вы ошиблись в тех глобальных вещах, которые для вас, как вам кажется, важны.

Важнейшую роль не только в жизни каждого отдельного человека, но и всего общества в целом играют ценности и ценностные ориентации, которые выполняют в первую очередь интегративную функцию. Именно на основе ценностей (при этом ориентируясь на их одобрение в социуме) каждая личность делает свой собственный выбор в жизни. Ценности, занимая центральную позицию в структуре личности, оказывают существенное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, поведение и поступки, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям. Поэтому, потеря человеком смысла жизни – это всегда результат разрушения и переосмысливание старой системы ценностей и что бы обрести этот смысл вновь, ему необходимо создать новую систему, основываясь на общечеловеческом опыте и используя принятые в обществе формы поведения и деятельности.

Ценности являются своеобразным внутренним интегратором человека, концентрируя вокруг себя все его потребности, интересы, идеалы, установки и убеждения. Таким образом, система ценностей в жизни человека принимает вид внутреннего стержня всей его личности, а такая же система в обществе является стержнем ее культуры. Системы ценностей, функционируя как на уровне личности, так и на уровне общества, создают своеобразное единство. Это происходит благодаря тому, что личностная система ценностей всегда формируется, основываясь на ценностях, которые являются доминирующими в конкретном обществе, а они в свою очередь влияют на выбор индивидуальной цели каждого отдельного человека и на определение способов ее достижения.

Ценности в жизни человека являются основой для выбора целей, способов и условий деятельности, а также помогают ему ответить на вопрос, ради чего он совершает ту или иную деятельность? Кроме того, ценности представляют собой системообразующее ядро замысла (или программы), деятельности человека и его внутренней духовной жизни, ведь духовые принципы, намерения и человечество относит больше не к деятельности, а к ценностям и ценностным ориентациям.

Роль ценностей в жизни человека: теоретические подходы к проблеме

Современные человеческие ценности – наиболее актуальная проблема и теоретической, и прикладной психологии, так как они влияют на формирование и являются интегративной основой деятельности не только отдельно взятого индивида, но и социальной группы (большой или малой), коллектива, этноса, нации и всего человечества. Трудно переоценить роль ценностей в жизни человека, ведь они освещают его жизни, наполняя при этом ее гармонией и простотой, которая обуславливает стремление человека к свободе воли, к воле творческих возможностей.

Проблема ценностей человека в жизни изучается наукой аксиологией (в пер. с греч. axia/аксио – ценность, logos/логос – разумное слово, учение, изучение ), точнее отдельная отрасль научных знаний философии, социологии, психологии и педагогике. В психологии под ценностями принято понимать нечто значимое для самого человека, то, что дает ответ на его актуальные , личностные смыслы. Под ценностями также видят понятие, которое обозначает объекты, явления, их свойства и абстрактные идеи, отражающие общественные идеалы и поэтому являются эталоном должного.

Необходимо отметить, что особая важность и значение ценностей в жизни человека возникает лишь в сравнение с противоположностью (так люди стремятся к добру, потому что на земле существует зло). Ценности охватывают всю жизнь как человека, так всего человечество, при этом они затрагивают абсолютно все сферы (познавательную, поведенческую и эмоционально-чувственную).

Проблема ценностей интересовала многих известных философов, социологов, психологов и педагогов, но начало изучения данного вопроса было положено еще в далекой античности. Так, например, Сократ был одним из первых, кто пытался понять, что же такое благо, добродетель и красота, причем эти понятия отделялись от вещей или поступков. Он считал, что достигнутое благодаря пониманию этих понятий знание и является основой морального поведения человека. Здесь стоит также обратиться к идеям Протагора, который считал, что каждый человек уже является ценностью как мера существующего и несуществующего.

Анализируя категорию «ценности», нельзя пройти мимо Аристотеля, ведь именно ему принадлежит возникновение термина «тимия» (или ценимое). Он считал, что ценности в жизни человека являются и источником вещей и явлений, и причиной их разнообразия. Аристотель выделял следующие блага:

  • ценимые (или божественные, к которым философ относил душу и разум);
  • хвалимые (дерзкая похвала);
  • возможности (сюда философ относил силу, богатство, красоту, власть и т.п.).

Существенный вклад в разработку вопросов о природе ценностей внесли философы Нового времени. Среди наиболее значимых фигур той эпохи стоит выделить И. Канта, который центральной категорией, которая могла помочь в решении проблем ценностной сферы человека, называл волю. А наиболее развернутое объяснение процесса формирования ценностей принадлежит Г. Гегелю, который описывал изменения ценностей, их связей и структуры в трех ступенях существования деятельности (более подробно они описаны ниже в таблице).

Особенности изменения ценностей в процессе деятельности (по Г. Гегелю)

Ступени деятельности Особенности формирования ценностей
первая возникновение субъективной ценности (ее определение происходит еще до начала действий), происходит принятие решения, то есть ценность-цель должна конкретизироваться и соотноситься с внешними изменяющимися условиями
вторая Ценность находится в фокусе самой деятельности, происходит активное, но в тоже время противоречивое взаимодействие между ценностью и возможными способами ее достижения, здесь ценность становиться способом для формирования новых ценностей
третья ценности вплетаются непосредственно в деятельность, где они проявляются в качестве объективированного процесса

Проблема ценностей человека в жизни глубоко изучалась зарубежными психологами, среди которых стоит отметить работы В. Франкла. Он говорил, что в системе ценностей находит свое проявление смысл жизни человека как его базовое образование. Под самими же ценностями он понимал смыслы (он их называл «универсалиями смыслов»), которые свойственны большему количеству представителей не только конкретного общества, но и человечеству в целом на протяжении всего пути его развития (исторического). Виктор Франкл акцентировал внимание на субъективной значимости ценностей, которая сопровождается в первую очередь принятием человеком ответственности на себя за ее реализацию.

Во второй половине прошлого столетия ценности зачастую рассматривались учеными через призму понятий «ценностные ориентации» и «личностные ценности». Наибольшее внимание уделялось изучению ценностных ориентаций личности, под которыми понималось и как идеологическое, политическое, моральное и этическое основание для оценки человеком окружающей действительности, и как способ дифференцирования объектов по их значимости для индивида. Главное, на что обращали внимание почти все ученые, так это то, что ценностные ориентации формируются только лишь благодаря усвоению человеком социального опыта, а свое проявление они находят в целях, идеалах, и других проявлениях личности. В свою очередь система ценностей в жизни человека является основой содержательной стороны направленности личности и отображает ее внутреннее отношение в окружающей действительности.

Таким образом, ценностные ориентации в психологии рассматривались в качестве сложного социально-психологического феномена, который давал характеристику направленности личности и содержательной стороне ее активности, чем определял общий подход человека к себе, другим людям и к миру в целом, а также придавал смысл и направленность его поведению и деятельности.

Формы существования ценностей, их признаки и особенности

В течение всей своей истории развития, человечеством были выработаны общечеловеческие или универсальные ценности, которые на протяжении многих поколений не меняли своего смысла и не уменьшали свою значимость. Это такие ценности как истина, красота, добро, свобода, справедливость и многие другие. Эти и многие другие ценности в жизни человека связаны с мотивационно-потребностной сферой и являются важным регулирующим фактором его жизнедеятельности.

Ценности в психологическом понимании могут быть представлены в двух значениях:

  • в форме объективно существующих идей, предметов, явлений, действий, свойств продуктов (как материальных, так и духовных);
  • в качестве значимости их для человека (системы ценностей).

Среди форм существования ценностей выделяют: социальные, предметные и личностные (более подробно они представлены в таблице).

Формы существования ценностей по О.В. Сухомлинской

Особое значение в изучение ценностей и ценностных ориентаций имели исследования М. Рокича. Он понимал под ценностями позитивные или негативные идеи (причем абстрактные), которые никаким образом не связаны с каким-то конкретным объектом или же ситуацией, а лишь являются выражением человеческих убеждений о типах поведения и преобладающих целях. По мнению исследователя, все ценности имеют следующие признаки:

  • общее число ценностей (значимых и мотивируемых) невелико;
  • все ценности у людей схожи (различны только ступени их значимости);
  • все ценности организуются в системы;
  • источниками ценностей являются культура, общество и социальные институты;
  • ценности оказывают влияние на большое количество феноменов, которые изучаются самыми различными науками.

Кроме того, М. Рокич установил прямую зависимость ценностных ориентаций человека от многих факторов, таких как уровня его дохода, пола, возраста, расы, национальности, уровня образования и воспитания, религиозной направленности, политических убеждений и т.д.

Некоторые признаки ценностей также были предложены Ш. Шварцем и У. Билиски, а именно:

  • под ценностями понимается либо понятие, либо убеждение;
  • они относятся к желаемым конечным состояниям индивида или же к его поведению;
  • они обладают надситуативным характером;
  • руководствуются выбором, а также оценкой поведения человека и действий;
  • они упорядочиваются по важности.

Классификация ценностей

На сегодняшний день в психологии существует огромное количество самых различных классификаций ценностей и ценностных ориентаций. Такое разнообразие появилось благодаря тому, что ценности классифицируются по самым различным критериям. Так они могут объединяться в определенные группы и классы в зависимости от того, какие виды потребностей эти ценности удовлетворяют, какую роль они играют в жизни человека и в какой сфере они применяются. Ниже в таблице представлена наиболее обобщенная классификация ценностей.

Классификация ценностей

Критерии Ценностей могут быть
объект усвоения материальными и морально-духовными
предмет и содержание объекта социально-политическими, экономическими и моральными
субъект усвоения общественными, классовыми и ценности социальных групп
цель усвоения эгоистичными и альтруистичными
уровень обобщенности конкретными и абстрактными
способ проявления стойкими и ситуативными
роль человеческой деятельности терминальными и инструментальными
содержание деятельности человека познавательными и предметно-преображающими (творческими, эстетичными, научными, религиозными и пр.)
принадлежность индивидуальными (или личностными), групповыми, коллективными, общественными, национальными, общечеловеческими
отношение группы и общества позитивными и негативными

С точки зрения психологических особенностей ценностей человека интересна классификация, предложенная К. Хабибулиным. Ценности им были поделены следующим образом:

  • в зависимости от субъекта деятельности ценности могут быть индивидуальными или выступать как ценности группы, класса, общества;
  • по объекту деятельности ученый выделял материальные ценности в жизни человека (или витальные) и социогенные (или духовные);
  • в зависимости от вида человеческой деятельность ценности могут быть познавательными, трудовыми, воспитательными и социально-политическими;
  • последнюю группу составляют ценности по способу выполнения деятельности.

Также существует классификация, основанная на выделении жизненно важных (представления человека о добре, зле, счастье и горе) и универсальных ценностей. Данная классификация была предложена в конце прошлого столетия Т.В. Бутковской. Универсальные ценности, по мнению ученой, бывают:

  • витальными (жизнь, семья, здоровья);
  • общественного признания (такие ценности как социальный статус и трудоспособность);
  • межличностного признания (проявление и честности);
  • демократическими (свобода высказывания или свобода слова);
  • партикулярными (принадлежность семье);
  • трансцендентными (проявление веры в Бога).

Стоит также отдельно остановиться на классификации ценностей по М. Рокичу – автору наиболее известной в мире методике, главная цель которой заключается в определение иерархии ценностных ориентаций личности. Все ценности человека М. Рокич делил на две большие категории:

  • терминальные (или ценности-цели) – убежденность человека в том, что конечная цель стоит всех усилий для ее достижения;
  • инструментальные (или ценности-способы) – убежденность человека в том, что определенный способ поведения и действий является наиболее удачным для достижения цели.

Существует еще огромное количество различных классификаций ценностей, краткое изложение которых приведено ниже в таблице.

Классификации ценностей

Ученый Ценности
В.П. Тугаринов духовные образование, искусство и наука
социально-политические справедливость, воля, равность и братство
материальные различные виды материальных благ, техника
В.Ф. Сержантов материальные орудия труда и способы выполнения
духовные политические, моральные, этические, религиозные, правовые и философские
А. Маслоу бытия (Б-ценности) высшие, характерные для личности, которая самоактуализируется (ценности красоты, добра, истины, простоты, уникальности, справедливости и т.д.)
дефицитные (Д-ценности) низшие, направленные на удовлетворение потребности, которая была фрустрирована (такие ценности как сон, безопасность, зависимость, спокойствие и т.п.)

Анализируя представленные классификацию, возникает вопрос, а какие главные ценности в жизни человека? На самом деле таких ценностей огромное множество, но наиболее важными являются общие (или универсальные) ценности, которые, по словам В. Франкла, основываются на трех главных человеческих экзестенциалах – духовности, свободы и ответственности. Психологом было выделено следующие группы ценностей («вечные ценности»):

  • творчества, которые позволяют людям понять, что они могут дать данному обществу;
  • переживания, благодаря которым человек осознает то, что он получает от социума и общества;
  • отношения, которые дают возможность людям осознать свое место (позицию) относительно тех факторов, которые каким-либо образом ограничивают их жизнь.

Необходимо также отметить, что наиболее важное место занимают нравственные ценности в жизни человека, ведь именно они играют ведущую роль при принятии людьми решений связанных с моралью и моральными нормами, а это в свою очередь говорит об уровне развития их личности и гуманистической направленности.

Система ценностей в жизни человека

Проблема ценностей человека в жизни занимает ведущую позицию в психологических исследованиях, ведь они являются стержнем личности и обуславливают ее направленность. В решении данной проблемы существенная роль принадлежит изучению системы ценностей и здесь серьезное влияние оказали исследования С. Бубновой, которая основываясь на трудах М. Рокича, создала свою модель системы ценностных ориентаций (она иерархическая и состоит из трех уровней). Система ценностей в жизни человека по ее мнению состоит из:

  • ценностей-идеалов, являющихся наиболее общими и абстрактными (сюда относятся духовные и социальные ценности);
  • ценностей-свойств, которые закрепляются в процессе человеческой жизнедеятельности;
  • ценностей-способов деятельности и поведения.

Любая система ценностей всегда будет объединять две категории ценностей: ценности-цели (или терминальные) и ценности-способы (или инструментальные). Терминальные включают в себя идеалы и цели человека, группы и общества, а инструментальные – способы достижения целей, которые принимаются и одобряются в данном обществе. Ценности-цели более устойчивы, нежели ценности-способы, поэтому они выступают в качестве системообразующего фактора в различных социальных и культурных системах.

К существующей в обществе конкретной системе ценностей каждый человек проявляет свое собственное отношение. В психологии выделяют пять типов отношений человека в системе ценностей (по Я. Гудечек):

  • активное, которое выражается в высокой степени интернализации этой системы;
  • комформное, то есть внешне принятое, но при этом человек не идентифицирует себя с данной системой ценностей;
  • индифферентное, которое заключается в проявлении равнодушия и полного отсутствия интереса к этой системе;
  • несогласие или непринятия, проявляющееся в критичном отношении и осуждении системы ценностей, с намерением ее изменить;
  • противодействие, которое проявляется и во внутреннем, и во внешнем противоречии с данной системой.

Следует отметить, что система ценностей в жизни человека является важнейшим компонентом в структуре личности, при этом она занимает приграничное положение – с одной стороны это система личностных смыслов человека, с другой – его мотивационно-потребностная сфера. Ценности и ценностные ориентации человека выступают в роли ведущего качества личности, подчеркивая ее неповторимость и индивидуальность.

Ценности являются наиболее мощным регулятором жизнедеятельности человека. Они направляют человека на пути его развития и обуславливают его поведение и деятельность. Кроме того, направленность человека на определенные ценности и ценностные ориентации обязательно окажет воздействие и на процесс формирования общества в целом.

Я отвечу про характер, поскольку больше про это знаю. Да. Такое бывает. В результате психотерапии, тренингов и духовных практик характер человека может меняться.

Как правило, под характером понимают совокупность поведенческих черт и особенностей, позволяющая предсказывать поведение человека (). Например, если при прочих равных человек предпочтет пообщаться с другими людьми, чем остаться в одиночестве, можно говорить об общительности как черте характера. В отличие от темперамента, который связан с особенностями работы нервной системы и телесной организацией, характер легче меняется. Новые способы поведения, поддержанные средой, закрепляются и появляются новые черты характера. Ранее замкнутый человек, получивший опыт интересного и полезного общения, будет чаще вступать в общении и становиться более общительным.

Есть данные о том, как психологические практики меняют характер человека и его поведение. Например, практики осознанности и ежедневные медитации помимо развития собственно осознанности способствуют увеличению зрелости личности, развитию способности опираться на себя, увеличивают готовность к взаимопомощи (Campanella F., Crescentini C., Urgesi C., Fabbro F. Mindfulness-oriented meditation improves self-related character scales in healthy individuals. Comprehensive psychiatry. 2014 Jul;55(5):1269-78). Тренинг, основанный на медитации сострадания, помогает людям, склонным чрезмерно стыдить себя и обесценивать результаты своей работы, перестать постоянно критиковать себя и от этого тревожиться (Hooria Jazaieri, Kelly McGonigal, Thupten Jinpa, James R. Doty, James J. Gross, Philippe R. Goldin. A randomized controlled trial of compassion cultivation training: Effects on mindfulness, affect, and emotion and Emotion 38, June 2013). Психоаналитики утверждают, что в результате длительного психоанализа клиенты личностно меняются. У них повышается устойчивость к фрустрации, отношение к собственной агрессии и способность справляться с агрессией других, нормализуется самооценка, развивается возможность к реализации взаимных близких отношений, меняется уровень личностной организации (Alexander Wilczek, Jacques P. Barber, Petter Gustavsson, Marie Asberg, Karolinska Institutet, Robert M Weinryb. Change After Long-Term Psychoanalytic Psychotherapy. Journal of the American Psychoanalytic Association 52(4):1163-84 · February 2004).

При этом важно помнить об основном тезисе теории парадоксального изменения А. Бейссера: «Изменение происходит тогда, когда человек становится тем, кто он есть на самом деле, а не тогда, когда он пытается стать тем, кем он не является. Изменение не происходит через намеренную попытку изменить себя самого или кого-либо, но происходит тогда, когда человек старается быть тем, кто он есть на самом деле – быть полностью вовлеченным в настоящее. Отвергая роль агента по изменениям, мы делаем так, что значимое изменение может произойти» (Бейссер А. Парадоксальная теория изменений // Журнал практического психолога (специальный выпуск: Восточно-Европейский Гештальт Институт). - 2003. - N.3. - С.95-100). То есть работа над собой важна, но она не приведет к изменениям, пока человек не будет понимать, над чем он работает: кто он и какой он уже сегодня.

Характер является приобретенным свойством человека, в отличие от темперамента - врожденного и неизменного свойства. Да, с течением жизни, под влиянием внешних факторов, событий, взросления, потрясений, изменения мировоззрения и многих других единиц, вовсе не обязательно это должны быть целенаправленные тренинги, семинары и прочее, характер может видоизменяться, но, отмечу, лишь видоизменяться, в корне же -нет.
Выделяют 4 основные группы черт характера, такие как: отношение человека к окружающим(общительность, чуткость, замкнутость, уважение), отношение к труду(трудолюбие, склонность к творчеству, лень, отношение к самому себе (самокритичность, скромность, эгоцентризм), отношение человека к вещам(аккуратность, педантизм, неряшливость). Не стоит быть человеком большого ума, дабы проследить у себя метаморфозы в тех или иных качествах и спроецировать в общем, что все это вполне может менять свою силу и направление в ходе жизни, под влиянием собственных усилий или же в силу изменения отношения к окружающему миру.

Да, да и ещё раз да.
Чем чаще по определённому синапсу в мозге проходит сигнал, тем сильнее в дальнейшем этот синапс будет передавать сигнал -> этот сигнал будет иметь больше влияния на нервную деятельность. То есть когда мы думаем одни и те же мысли, или ощущаем одни и те же сенсорные стимулы, мы знакомимся с ними всё глубже и они приобретают всё больший вес в нашей системе ценностей, и, можно сказать, на всё большее время захватывают "прямой эфир" нашего мышления. Это ощущается как запоминание, обучение, ознакомление с чем-либо, привыкание к чему-либо.
Если же стимуляция синапса постепенно уменьшается (мысль реже думается, или информация определённого рода не поступает с органов чувств), то синапс начинает проводить сигнал слабее. И мы постепенно "забываем", "отвыкаем", "отвлекаемся" от мысли или образа.
Так вот. Постоянно думая о том, кем ты хочешь стать, и размышляя над тем, как бы поступил такой человек в какой-то ситуации, с которой ты столкнулся, и пытаясь действовать как он, ты заставляешь работать те синапсы, которые у тебя развиты слабо. Они начнут усиливаться, и мышление будет разрастаться всё сильнее именно в этой сфере, к которой ты хочешь приблизиться. Ты станешь по поведению и мыслям приближаться к тому, кем хотел стать. Поначалу будет тяжело, но чем дальше, тем проще. А синапсы, отвечавшие за старые привычки, будут неизбежно получать меньшую долю стимуляции, и постепенно станут не более выраженными, чем это необходимо для жизни вообще. И перестанут вызывать фрустрацию своей непреодолимостью.
Так можно изменить себя. Почти всё, кроме самого глубинного - сознания, "Я".
Такой процесс изменения может иметь место как задуманный самим человеком, или же спонтанный - в случае изменения среды обитания человека, компании, работы, хобби, или при постоянном приёме наркотиков или некоторых лекарств

Характер - скорее нет. Умение владеть собой, контролировать эмоции - скорее да. Ценности, если это действительно была серьезная работа над собой - да. Чаще всего это вектор от жажды соответствия чьим-то ожиданиям ("я должна быть хорошей, красивой, доброй, должна нравиться людям") к принятию себя и формированию личных целей ("я могу быть тем-то и такой-то, но я делаю это для себя, мне быть такой комфортнее, и я такая - это нормально. Я хочу в жизни вот этого _для себя_, а не потому что этого ждут от меня другие. Или не ждут. И вот такие-то вещи нужно делать как-то так - не ради оценки, а потому что это правильно.")