Как называются христианские храмы. Часовня кадетов Академии ВВС США. Цвет купола также важен в символике храма

Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.

Новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного

Как ветхозаветный храм (вначале – скиния) разделялся на три части:

  1. святое святых,
  2. святилище и
  3. двор ,

– так и православный христианский храм делится на три части:

  1. алтарь,
  2. средняя часть храма и
  3. притвор .

Как святое святых тогда и теперь алтарь означает Царство Небесное.

В ветхозаветные времена в алтарь никто не мог входить. Только первосвященник один раз в год, и то лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это его действие знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот почему когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верой приходит к Нему.

Средняя часть новозаветного храма соответствует святилищу ветхозаветного

Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма . В святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор , теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе для исправления.

Оглашенные - это люди готовящиеся стать христианами

Православные храмы строятся алтарем на восток – в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Христа «Солнце правды», «с высоты Востока» (то есть «Восток свыше»), «Восток имя ему».

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило‑Архангельский, Николаевский и т. д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными , или приделами .

В храме может быть несколько алтарей

Храм («церковь») есть особый дом, посвященный Богу – «Дом Божий», в котором совершаются богослужения. В храме пребывает особенная благодать или милость Божия, которая подается нам через совершающих богослужение – священнослужителей (епископов и священников).

Наружный вид храма отличается от обыкновенного здания тем, что над храмом возвышается купол , изображающий небо. Купол заканчивается вверху главою , на которой ставится крест , во славу главы Церкви – Иисуса Христа.

Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда

  • две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
  • три главы – три Лица Св. Троицы;
  • пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов,
  • семь глав – семь таинств и семь Вселенских Соборов;
  • девять глав – девять чинов ангельских;
  • тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм обычно строится колокольня , то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон необходим для того, чтобы созывать верующих к богослужению и возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

При входе в храм снаружи устраивается паперть (площадка, крыльцо).

Внутри храм разделяется на три части:

  1. притвор ,
  2. собственно храм или средняя часть храма , где стоят молящееся, и
  3. алтарь , где совершаются священнослужителями богослужения и находится самое главное место во всем храме – святой престол , на котором совершается таинство святого Причащения.

Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом , состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат : средние врата называются Царскими , потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходит в Святых Дарах (во святом причащении). Потому через царские врата никому не разрешается проходить кроме священнослужителей.

Иконостас нужен для отделения алтаря от средней части храма

Совершающееся по особому чину (порядку) в храме во главе со священнослужителем чтение и пение молитв называется богослужением .

Самое важное богослужение – литургия или обедня (она совершается до полудня).

Так как храм есть великое святое место , где с особенной милостью невидимо присутствует Сам Бог , то мы должны входить в храм с молитвой и держать себя в храме тихо и благоговейно . Нельзя поворачиваться спиной к алтарю. Не следует уходить из храма до окончания богослужения.

Итак, вы входите в храм. Вы прошли первые двери и попали в притвор , или трапезную. Притвор есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли кающиеся, а также оглашенные (то есть лица, готовящиеся к святому крещению). Теперь эта часть храма не имеет такого значения, как раньше, но и сегодня иногда тяжело согрешившие и отступившие от церкви временно стоят в притворе для исправления.

Войдя в следующие двери, то есть попав в среднюю часть храма, православный христианин должен осенить себя трижды крестным знамением.

При входе в среднюю часть храма надо трижды перекрестится

Средняя часть храма называется нефом , то есть кораблем, или четвериком . Предназначается она для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение. Самой примечательной в этой части храма являются солея , а также амвон, клиросы и иконостас . Слово солея имеет греческое происхождение и обозначает седалище. Это – возвышение перед иконостасом . Оно устраивается для того, чтобы богослужение было виднее и слышнее для прихожан. Следует заметить, что в древности солея была очень узкая.

Солея - это площадка, возвышение перед иконостасом

Середина солеи, против Царских врат, называется амвоном , т. е. восхождением. На амвоне дьякон произносит ектеньи и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и святое Причастие.

Клиросы (правый и левый) – это крайние участки солеи, предназначающиеся для чтецов и певцов. К клиросам прикрепляются хоругви , то есть иконы на древках, называющиеся церковными знаменами. Иконостасом называется стена, отделяющая неф от алтаря , вся увешанная иконами, иногда в несколько рядов.

В центре иконостаса – Царские врата , расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит в Святых Дарах Сам Царь Славы Иисус Христос. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов , то есть апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери .

Направо от царских врат всегда помещается икона Спасителя ,
а налево – икона Божией Матери .

Направо от иконы Спасителя находится южная дверь , а налево от иконы Божией Матери находится северная дверь . На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил , или первые дьяконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще дьяконскими вратами , так как через них чаще всего проходят дьяконы.

Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона , то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

В русской традиции приняты высокие иконостасы, часто состоящие из пяти ярусов

  1. В первом ярусе на Царских вратах – иконы Благовещения и четырех евангелистов; на боковых вратах (северных и южных) – иконы архангелов. По сторонам Царских врат: справа – образ Спасителя и храмового праздника, а слева – Божия Матерь и икона особо чтимого святого.
  2. Во втором ярусе – над Царскими вратами – Тайная вечеря, а по сторонам – иконы двунадесятых праздников.
  3. В третьем ярусе – над Тайной вечерей – икона «Деисус», или моление, в центре которой изображен Спаситель, сидящий на престоле, справа – Богоматерь, слева – Иоанн Предтеча, а по сторонам – иконы пророков и апостолов, простирающих в молитве руки к Господу. Справа и слева от Деисуса – иконы святителей и архангелов.
  4. В четвертом ярусе над «деисусным рядом»: иконы ветхозаветных праведников – святых пророков.
  5. В пятом ярусе – Бог Саваоф с Божественным сыном, а по сторонам – иконы ветхозаветных патриархов. На самой вершине иконостаса ставится крест со стоящими по сторонам Божией Матерью и святым Иоанном Богословом.

В различных храмах число ярусов может разниться.

На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа.

Кроме иконостаса иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах , то есть в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях , то есть на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.

Киот - это особая большая рама для иконы

Алтарем храмы всегда обращены к востоку в ознаменование мысли, что церковь и молящиеся устремлены к «востоку свыше» , то есть ко Христу.

Алтарь составляет главнейшую часть храма, предназначаемую для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь знаменует собой небо, жилище самого Господа. Ввиду особенно священного значения алтаря он всегда внушает таинственное благоговение, и при входе в него верующие должны делать земной поклон, а лица воинского звания – снимать оружие. Войти в алтарь с благословения священника в крайних случаях могут не только служители церкви, но и миряне – мужчины.

В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме – святой престол , на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит «возвышенный жертвенник».

Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижней – белой, из полотна, и верхней – из более дорогой материи, большей частью из парчи. На престоле таинственно невидимо присутствует Сам Господь как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

На престоле находятся: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица.

Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат (платок) с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и, обязательно, с зашитой на другой его стороне частицею мощей какого‑либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественную Литургию (слово «антиминс» греческое, значит «вместопрестолие»).

Для сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат, называющийся илитоном . Он напоминает нам сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе.

На самом антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Св. Даров.

Евангелие – это слово Божие, учение Господа нашего Иисуса Христа.

Крест – это меч Божий, которым Господь победил дьявола и смерть.

Дарохранительницей называется ковчег (ящик), в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви.

За престолом стоит семисвечник , то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним запрестольный крест . Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом ; оно обычно делается возвышенным.

Дароносицей называется маленький ковчежец (ящичек), в котором священник носит Святые Дары для причащения больных на дому.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, украшенный также со всех сторон одеждой. Этот стол называется жертвенником . На нем приготовляются дары для таинства Причащения.

На жертвеннике находятся священные сосуды со всеми принадлежностями к ним. Ко всем этим священным предметам никому нельзя прикасаться, кроме епископов, священников и дьяконов.

С правой стороны алтаря устраивается ризница . Так называется помещение, где хранятся ризы, то есть священные одежды, употребляемые при богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается богослужение.

В храме имеется еще канунник , так именуется низенький столик, на котором стоит изображение распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.

Перед иконами и аналоями стоят подсвечники , на которые верующие ставят свечи.

Посредине храма, вверху на потолке, висит паникадило , т. е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.

Теперь о колоколах. Они принадлежат к предметам церковной утвари. Колокола стали употребляться с VII века, во времена гонений на христиан. До этого время для богослужения определялось через словесные объявления совершителей службы, или же христиане созывались на молитву особыми лицами, ходившими с объявлениями по домам. Потом для зова к богослужению употреблялись металлические доски, называемые билами или клепалами , по которым ударяли молотком. В VII веке в итальянской области Кампания появились колокола; поэтому колокола иногда еще называются кампанами.

В русской церкви для звона обычно употребляются 5 или более колоколов различной величины и различного тона. Сам звон носит троякое название:

  1. благовест,
  2. трезвон и
  3. перезвон.

Перезвон - медленный звон в каждый колокол поочередно, начиная с самого большого и кончая самым меньшим, а затем удар одновременно во все колокола. Перезвон употребляется обычно по поводу печального события, например при несении умерших.

Благовест - звон в один колокол.

Трезвон - звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и подобного.

Теперь входит в обычай придавать колоколам звуки гаммы, так что звон их иногда издает определенную мелодию. Звон колоколов увеличивает торжественность богослужения. Для освящения колоколов перед поднятием их на колокольню существует особая служба.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня , или звонница , то есть башня, на которой висят колокола.

Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, а также для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

В прошлый раз мы рассказывали о том, какие бывают храмы и об их внешних архитектурных особенностях. Сегодня же давайте поговорим о том, как устроен храм внутри .

Вот мы перешагнули порог храма, и теперь давайте разберемся, как называются части храма.

Сразу у входа, у двери, находится притвор (притвор по-славянски и значит «дверь» ). Здесь обычно располагается свечной ящик , где мы можем взять свечи, написать записки о здравии и упокоении, заказать молебен или панихиду. В некоторых храмах притвор отгорожен от средней части храма.


Пройдя дальше, мы окажемся в с редней части храма , ее еще называют «корабль» . Эта часть означает землю, все земное пространство. Здесь мы стоим на богослужении, молимся перед иконами, здесь же в специально отведенном месте проводится исповедь.

В средней части храма, по центру на аналое (столик со скошенной крышкой) находится икона дня , это может быть образ святого, день памяти которого отмечается в этот день, или икона праздника. Зайдя в храм, прихожане обычно первым делом идут приложиться к этой иконе, поставить около нее свечку.


Между средней частью храма и его главной частью - алтарем - находится иконостас . Иконы на нем как бы связывают наш мир с миром небесным.

Иконостас, в переводе с греческого, означает «подставка для икон» . В древности иконостасов не было, алтарь от пространства храма не отделялся, лишь иногда там устанавливали низкую решетку, чтобы воспрепятствовать толпе. Впоследствии, на решетке стали закреплять особо чтимые иконы, обращенные ликами к молящимся. Это свидетельствовало о том, что в нашей молитве участвуют и святые. Впоследствии количество икон в иконостасе стало умножаться. На Руси появляются иконостасы в 5 и более рядов икон вверх. Традиционный русский иконостас имеет 4 или 5 рядов.

Первый ряд – иконы, называемые «местные», это главные иконы иконостаса: образы Спасителя и Божией Матери , они всегда располагаются по бокам от центрального входа в алтарь (царских врат). Здесь же располагается икона, изображающая святого (или событие), в честь которого освящен храм, а также иконы особо почитаемых святых.

Второй ряд иконостаса: Деисусный чин, то есть святые, предстоящие Христу в благоговейной молитве.

Третий ряд : (обычно) праздничный, это самые главные праздники Православной Церкви.

Четвертый ряд : библейские пророки со свитками, в которых написаны их пророчества.

Пятый ряд : ветхозаветные праотцы, среди которых, Адам и Ева , Ной, Авраам, Моисей и другие.

Завершается иконостас обычно иконой Распятия или Крестом Спасителя .


Традиционный русский иконостас поражает мощью и духовным содержанием. Он говорит о том, что мы в своих путях духовной жизни не одиноки. У нас сонм помощников, которые молятся вместе с нами, помогают нам достичь спасения.

Но храм может иметь иконостас и с меньшим количеством рядов. Собственно, обязательными являются лишь иконы Спасителя и Божией Матери (из первого ряда), а остальные иконы устанавливаются по возможности.

Иконостас располагается на некотором возвышении, на солее , центр которой перед Царскими вратами образует полукруглый выступ, который называется амвон . Это место знаменует собой гору, с которой проповедовал Сам Господь Иисус Христос. И сегодня с амвона священнослужители обращаются к народу с проповедью, здесь произносят ектении и читают Евангелие. На амвоне же преподается верующим и Святое Причастие .


Теперь надо сказать о главной части храма - об алтаре . Слово «алтарь» переводится с латинского как «высокий жертвенник» . Алтарь расположен в восточной стороне храма, поскольку Спаситель в Священном Писании называется Солнцем правды (Мал. IV, 2) и Востоком (Зах. III, 8), в церковных песнопениях Его называют «Восток востоков» (светилен праздника Рождества Христова).

В летописных описаниях говорится, что при строительстве храма сначала намечалось место алтаря, и проводилась продольная ось храма, ориентированная на первый луч восходящего солнца. Таким образом, алтарь должен быть ориентирован на восход солнца, чтобы люди, стоя напротив иконостаса, были обращены лицом к востоку. Так строят храмы и сегодня.

Главный вход в алтарь по центру называется Царскими вратами , потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в чаше со Святыми Дарами. Слева и справа от Царских врат есть так называемые диаконские врата (иначе - северная и южная дверь иконостаса), через них чаще всего проходят диаконы.

В особые моменты богослужения через Царские врата входят и выходят священнослужители. В остальных случаях вход и выход в алтарь происходит только через диаконские врата. Вне богослужения и без полного облачения входить и выходить через Царские врата имеет право только архиерей (епископ и выше).

Внутри алтаря за Царскими вратами находится специальная завеса (по-гречески катапетасма ), открываемая в установленные моменты богослужения. Она символизирует отваленный Ангелом от Гроба Господня Камень, тем самым приобщая всех стоящих в храме людей к тому, что происходит в алтаре.

За Царскими Вратами в алтаре, на столе, который называется престол , происходит таинство Евхаристии .

Здесь же, налево от престола, стоит жертвенник - небольшой стол, на котором приготавливаются Дары для таинства Причащения.

За престолом в восточной части алтаря располагается Горнее место («горний» по-славянски значит «возвышенный»). На Горнем месте обычно находится кресло для архиерея.

Вот так устроен храм внутри. Следует еще сказать о том, что роспись и убранство храмов могут быть различными. Обычно в росписях присутствуют сюжеты Ветхого и Нового заветов .


В завершении хочется сказать, что храм - это святыня, и вести себя в храме нужно благочестиво и смиренно. Хорошо бы купить свечи и подать записки ещё до начала службы, чтобы не разговаривать и по возможности не ходить во время богослужения. Будем помнить, что мы находимся здесь как в Божьем Доме.

Внутреннее устройство храмов определяется ещё с глубокой древности целями христианского богослужения и особой символикой.

По учению Церкви весь видимый материальный мир является символическим отражением мира невидимого, духовного.

Храм - есть образ присутствия Царства Небесного на земле, и, соответственно, он есть образ дворца Царя Небесного .

Храм - есть также образ Вселенской Церкви , ее основных принципов и устройства.

Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства , пользуясь видимыми архитектурными формами и средствами живописной декорации для того, чтобы сделать доступным нашим чувствам образ невидимого, небесного, божественного.

Как и любое здание, христианский храм должен был удовлетворять тем целям, для которых он предназначался и иметь помещения:

  • для священнослужителей, совершавших богослужение,
  • для молящихся верных, то есть уже крещеных христиан;
  • для оглашенных (т.е. только готовившихся принять крещение), и кающихся.

Более подробное описание внутреннего устройства храмов:

Алтарь - главнейшая часть храма, предназначенная для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь являет собой образ Рая, духовного мира, божественную сторону во Вселенной, обозначает небо, жилище Самого Господа .
"Небо на земле" - ещё одно название алтаря.

Ввиду особенно священного значения алтаря, он всегда внушает таинственное благоговение и при входе в него верующие должны делать земной поклон, а лица воинского звания - снимать оружие.

Главнейшие предметы в алтаре: Святой престол , жертвенник и горнее место .

Иконостас (, пунктиром) - перегородка или стена, отделяющая центральную часть храма от алтаря, имеющая на себе несколько рядов икон.
В греческих и древних русских храмах высоких иконостасов не было, алтари отделялись от средней части храма невысокою решеткою и завесою. Однако с течением времени алтарные преграды претерпели значительное развитие. Смысл процесса постепенного превращения алтарной решетки в современный иконостас состоит в том, что примерно с V-VII вв. алтарная преграда-решетка, являвшаяся символом отдельности Бога и Божественного от всего тварного , превращается постепенно в символ-образ Небесной Церкви во главе с ее Основателем - Господом Иисусом Христом .
Иконостасы стали возвышаться; в них появилось несколько ярусов, или рядов икон, каждый из которых имеет свое значение.
Средние двери иконостаса называются Царскими Вратами, а боковые - северными и южными. Иконостас обращен своей лицевой стороной, иконами на запад, к молящимся, к средней части храма, носящей название церковь. Алтарем храмы обыкновенно направляются к востоку, в ознаменование мысли, что Церковь и молящиеся устремлены к «Востоку свыше», т.е. ко Христу.

Святые образы иконостаса закрывают алтарь от верующих, и это означает, что человек не всегда может общаться с Богом прямо и непосредственно. Богу благоугодно было положить между собою и людьми сонм своих избранных и прославленных посредников.

Иконостас устраивается следующим образом. В центральной его части помещаются Царские врата - двустворчатые, особо украшенные двери, расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них в Святых Дарах исходит Царь Славы Господь Иисус Христос для преподания причастия людям во время входов с Евангелием и на великом входе за литургий в предложенных, но еще не пресуществленных Честных Дарах.

При богослужении в иконостасе открываются Царские (Главные, центральные) врата, давая возможность верующим созерцать святыню алтаря - престол и все происходящее в алтаре.
На пасхальной неделе все алтарные двери бывают постоянно открыты в течение семи дней.
Кроме того, Царские врата, как правило, делаются не сплошными, а решетчатыми или резными, так что при отдернутой завесе этих врат верующие могут отчасти прозревать внутрь алтаря даже в такой священный момент, как пресуществление Святых Даров.

Ризница - хранилище священных сосудов, богослужебных одежд и богослужебных книг, ладана, свечей, вина и просфор для ближайшей службы и других предметов, необходимых для богослужений. Если алтарь храма небольшой и в нем нет приделов, ризница устраивается в любом другом удобном месте храма. При этом все же стараются устроить хранилища в правой, южной части церкви, а в алтаре у южной стены обычно ставят стол, на который полагают ризы, приготовленные к очередному богослужению.

Духовно ризница прежде всего символизирует ту таинственную небесную сокровищницу, из которой проистекают различные благодатные дары Божии, потребные для спасения и духовного украшения христиан.

Средняя часть храма , называемая иногда нефом (кораблем), предназначается для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение, которые при восприятии божественной Благодати, изливаемой в Таинствах, становятся искупленными, освященными, причастниками Царства Божия. В этой части храма находятся солея, амвон, клиросы и иконостас.

Именно средняя часть носит название собственно храма. Эта часть храма, издревле именуемая трапезной, поскольку здесь происходит вкушение Евхаристии, символизирует также область земного бытия, тварный, чувственный мир, мир людей, но уже оправданный, освященный, обоженный.

Если в алтаре помещается божественное начало, то в средней части храма - начало человеческое, входящее в теснейшее общение с Богом . И если алтарь получил значение верховного неба, "Неба Небесе", где пребывает только Бог с небесными чинами, то средняя часть храма означает частицу будущего обновленного мира, новое небо и новую землю в собственном смысле, причем обе эти части входят во взаимодействие, в котором первая просвещает и руководит второй. При таком их отношении восстанавливается нарушенный грехом порядок Вселенной.

При таком соотношении значений частей храма алтарь с самого начала непременно должен был отделяться от средней части, ибо Бог совершенно отличен и отделен от Своего творения, и с самых первых времен христианства такое отделение строго соблюдается. Более того, оно установлено Самим Спасителем, благоволившим совершить Тайную вечерю не в жилых комнатах дома, не вместе с хозяевами, но в особой, специально приготовленной горнице

Возвышение алтаря с древности сохраняется до наших дней.

Солея - возвышенная перед иконостасом часть храма, как бы продолжение алтаря, выходящее за иконостас. Название происходит из греческого языка и означает «седалище» или возвышение. В отличие от нашего времени, в древности солея была очень узкая.

Амвон - полукруглый выступ в середине солеи, против царских врат, обращенный внутрь храма, к западу. На престоле внутри алтаря совершается величайшее таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, а на амвоне или с амвона совершается таинство Причащения этими Святыми Дарами верующих, а также читаются ектении, Евангелие и произносятся проповеди. Величие таинства Причащения требует и возвышения места, с которого преподается причастие, и уподобляет это место в некоторой степени престолу внутри алтаря .

В таком устройстве возвышения таится удивительный смысл.
На самом деле Алтарь не оканчивается преградой - иконостасом. Он выходит из-под него и от него к людям, давая возможность всем понять, что все совершающееся в алтаре творится для людей, стоящих в храме.

Это значит, что алтарь отделяется от молящихся не потому, что они менее, чем священнослужители, которые суть сами по себе такие же земнородные, как и все, достойны находиться в алтаре, а для того, чтобы явить людям во внешних образах истины о Боге, небесной и земной жизни и порядке их взаимоотношения . Престол внутренний (в алтаре) как бы переходит в престол внешний (на солею), уравнивая всех пред Богом.

Конечные боковые места солеи, предназначающиеся для чтецов и певцов.
К клиросам прикрепляются хоругви, т.е. иконы на древках, называющиеся церковными знаменами.
Клиросы символизируют пение ангелов, восхваляющих Славу Божью.

Притвор есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, т.е. лица, готовящиеся к Святому Крещению.
В притворе, как правило, находится церковный ящик - место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов, регистрации крещений и венчаний. В притворе стоят люди, получившие соответствующую епитимью (наказание) от духовника, а также люди, которые сами по тем или иным причинам почитают себя недостойными в данное время проходить в среднюю часть храма. Поэтому и в наши дни притвор сохраняет не только свое духовно-символическое, но и духовно-практическое значение.

Паперти
Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти.

Папертью называется площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней.
Паперть является образом того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира.

Паперть - это первое возвышение храма.
Солея, где стоят избранные из мирян чтецы и певцы, изображающие Церковь воинствующую и ангельские лики, - это второе возвышение.
Престол, на котором совершается таинство Бескровной Жертвы в богообщение, - это третье возвышение.

Все три возвышения соответствуют трем основным ступеням духовного пути человека к Богу:

  • первое - это начало духовной жизни, самый вход в нее;
  • второе - подвиг воинствования против греха за спасение души в Боге, длящийся всю жизнь христианина;
  • третье - это жизнь вечная в Царстве Небесном в постоянном богообщении.

Лютеранская церковь в Рейкьявике - четвертое по высоте здание в Исландии. Проект церкви был разработан в 1937 году архитектором Гудйоуном Самуэльсоном. На постройку церкви ушло 38 лет. Церковь находится в центре Рейкявика, и видна из любой части города. Она стала одной из главных достопримечательностей города, а также используется в качестве обзорной вышки. Архитектура храмов имеет очень богатую и неоднозначную историю, которая, однако, показывает, что именно со строительства храмов начинались и распространялись все архитектурные новаторства, все новые стили и направления во всем мире. До наших дней сохранились величественные культовые сооружения великих цивилизаций древнего мира. А также появилось немало современных образцов удивительной архитектуры религиозных сооружений.

Собор Лас-Лахас

Один из самых посещаемых храмов Колумбии. Строительство храма завершилось в 1948 году. Неоготический собор построен непосредственно на 30-ти метровом арочным мосту, соединяющим две стороны глубокого ущелья. заботы о храме несут две францисканских общины, одна - колумбийская, другая - эквадорская. Таким образом, собор Лас-Лахас стал залогом мира и союза между двумя южноамериканскими народами.

Нотр-Дам-дю-О

Бетонная паломническая церковь, построенная в 1950-55 гг. во французском городе Роншан. Архитектор Ле Корбюзье, не будучи религиозен, согласился взяться за проект при условии, что католическая церковь предоставит ему полную свободу творческого самовыражения. Первоначально нестандартное здание вызывало бурные протесты местных жителей, которые отказывались подавать в храм воду и электричество, однако к настоящему времени туристы, приезжающие посмотреть на него, стали одним из основных источников дохода роншанцев.

Юбилейная церковь

Или Церковь Милосердного Бога Отца - это общественный центр в Риме. Она была построена архитектором Ричардом Мейером в 1996–2003 годах с целью оживить жизнь жителей района. Храм построен из сборного железобетона на треугольной площадке на границе городского парка в окружении 10-этажных жилых и общественных зданий населением около 30000 жителей.

Собор Василия Блаженного

Православный храм расположен на Красной площади в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры и одна из самых известных достопримечательностей России. Был построен в 1555–1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о победе над Казанским ханством. Согласно легенде, архитекторы собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма.

Миланский собор

Всемирно известная четвертая по величине церковь в мире расположена в самом центре Милана и является его символом. Это позднеготическое чудо, которое содержит целый лес шпилей и скульптур, мраморных остроконечных башенок и колонн. Беломраморный собор строился более 5 веков.

Церковь Святого Семейства

Церковь в Барселоне, строящаяся на частные пожертвования начиная с 1882 года, это знаменитый проект Антонио Гауди. Необычный внешний вид храма сделал его одной из главных достопримечательностей Барселоны. Однако, из-за сложности изготовления каменных конструкций, собор удастся достроить не ранее 2026 года.

Церковь Парапортиани

Ослепительной белизны церковь расположена на греческом острове Миконос. Храм был построен в 15-17 веках и состоит из пяти отдельных церквей: четыре церкви построены на земле, а пятая базируется на этих четырех.

Ставкирка в Боргунне

Одна из самых древних сохранившихся каркасных церквей находится в Норвегии. Металлические детали при строительстве ставкирки Боргунд не использовались. А количество деталей, из которых состоит церковь, превышает 2 тысячи. Прочный каркас стоек собирался на земле и потом поднимался в вертикальное положение при помощи длинных шестов. Построена Ставкирка в Боргунне предположительно в 1150-80 гг.

Собор Пресвятой Девы Марии

Кафедральный собор католической архиепархии Бразилиа сооружен в стиле модернизм по проекту известного архитектора Оскара Нимейера. В 1988 году Оскар Нимейер получил притцкеровскую премию за проект Собора. Здание состоит из 16 гиперболоидных колонн, символизирующих руки воздетые к небу. Пространство между колоннами закрыто витражами.

Церковь Грундтвига

Лютеранская церковь, расположенная в Копенгагене, Дания. Является одной из самых знаменитых церквей города и редчайшим примером культового сооружения, построенного в стиле экспрессионизма. Конкурс проектов будущей церкви выиграл в 1913 году архитектор Педер Клинт. Строительство продолжалось с 1921 по 1926 год.

Собор - малая базилика Славной Богоматери

Это самый высокий в Латинской Америке католический собор. Его высота 114 м + 10 м крест на вершине. Форма собора была создана под впечатлением от советских спутников. Первичный проект собора предложил дон Жайме Луис Коэльо, а спроектировал собор архитектор Жозе Аугусто Беллуччи. Собор сооружался в период с июля 1959 по май 1972 года

Церковь утешения

Расположена в испанском городе Кордове. Совсем еще молодая церковь была спроектирована архитектурным бюро Vicens + Ramos в прошлом году по всем правилам строгих минималистических канонов. Единственным отступлением от строго белого цвета является золотая стена на месте алтаря.

Пещерная церковь, целиком вырубленная в скалах, находится в эфиопском городе Лалибела. Здание представляет собой крест 25 на 25 метров и на столько же уходит под землю. Это чудо было сотворено в 13 веке по приказу царя Лалибелы согласно легенде за 24 года. Всего в Лалибеле 11 храмов полностью вытесанных в скалах и соединенных тоннелями.

Церковь Святого Иосифа

Украинская Греко-католическая церковь Св. Иосифа в Чикаго была построена в 1956 году. Известна в мире благодаря 13 золотым куполам, символизирующим 12 апостолов и Иисуса Христа.

Собор Богоматери в слезах

Собор в форме бетонного шатра возвышается над итальянским городом Сиракузы. В середине прошлого века на месте собора жила пожилая супружеская пара, у которых была статуэтка Мадонны. Однажды статуэтка стала «плакать» человеческими слезами, в город устремились паломники со всего мира. В честь нее был построен огромный собор, прекрасно видный из любой точки города.

Соляной собор Сипакира

Собор Сипакиры в Колумбии высечен в твердой соляной скале. К алтарю ведет тёмный тоннель. Высота собора - 23 м, вместимость - свыше 10 тыс. человек.Исторически в этом месте была шахта, используемая индейцами для получения соли. Когда необходимость в этом отпала, на месте шахты появился храм.

Часовня кадетов Академии ВВС США

Расположена в штате Колорадо на территории военного городка и тренировочной базы филиала академии летчиков ВВС США. Монументальный профиль здания часовни создают семнадцать рядов стальных рам, заканчивающихся пиками на высоте около пятидесяти метров. Здание разделено на три уровня, и в его залах проходят службы католической, протестантской и иудейской конфессии.

Михайловский Златоверхий монастырь

Один из древнейших монастырей в Киеве. Включает Новопостроенный Михайловский Златоверхий собор, трапезную с церковью Иоанна Богослова и колокольню. Предполагается, что Михайловский собор был первым храмом с позолоченным верхом, откуда на Руси пошла эта своеобразная традиция.

Часовня тернового венца

Деревянная часовня расположена в Эврика-Спрингс, штат Арканзас, США. Часовня была возведена в 1980 году по проекту архитектора Е. Фэй Джонса. В здании светлой и просторной часовни в общей сложности 425 окон.

Арктический собор

Лютеранская церковь в норвежском городе Тромсё. По задумке архитектора внешне здание состоящее из двух сливающихся треугольных конструкций, покрытых алюминиевыми пластинами, должно вызывать ассоциацию с айсбергом.

Расписная церковь в Арборе

Расписные храмы - самые знаменитые архитектурные достопримечательности Молдовы. Церкви украшены фресками и снаружи, и внутри. Каждый из этих храмов значится в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мечеть в Тиране

Проект культурного центра в столице Албании Тиране, в который войдут мечеть, исламский культурный центр и Музей религиозного согласия. Международный конкурс на проект выиграло в прошлом году датское архитектурное бюро BIG.

Часовня фермеров

Бетонная часовня на краю поля близ немецкого города Мехерних была построена местными фермерами в честь своего святого покровителя Брудера Клауса.

Надувная церковь

Голландский философ Фрэнк Лос (Frank Los) придумал надувную церковь Transparent Church, которую можно возвести в любом уголке земного шара и при любых условиях: на фестивалях, частных вечеринках и прочих массовых мероприятиях. Надувная церковь легко помещается в багажнике автомобиля и в разобранном состоянии вмещает в себя около 30 прихожан.

, средний храм и притвор.

АЛТАРЬ

Алтарь – это самая главная часть храма, означает Царство Небесное. Христианские храмы строятся алтарем на восток - в сторону, где восходит солнце. Если в храме несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого события или святого. Все алтари в этом случае, кроме главного, называются приделами.

Устройство православного храма

Алтарь выше прочих частей храма. Само слово "алтарь" означает возвышенный жертвенник.
В алтаре совершается богослужение и находится самое святое место во всем храме - святой престол , который делают либо в виде каменных монолитов высотой около метра, либо из дерева, в виде рамы с крышкой сверху. Престол облачается в две одежды: нижнюю - льняную, называемую катасаркием или срачицею (символически представляет погребальные пелены Иисуса Христа - плащаницу), обвитую верёвкой (вервием), и в верхнюю - из парчи, называемую индитией (индитионом), символизирующую торжественное одеяние Иисуса Христа как Царя славы.

ПРЕСТОЛ

На престоле совершается Таинство святого Причащения. Считается, что на престоле невидимо присутствует Христос, и потому касаться его могут только священнослужители. На престоле всегда полагаются антиминс , напрестольное Евангелие , напрестольный крест , дарохранительница , дароносица и лампада . В престол в особом ковчежце полагают частицы святых мощей.
В соборах и крупных храмах над престолом устанавливают сень в виде купола с крестом (киворий), которая символизирует небо, а сам престол землю, на которой пострадал Иисус Христос. В центре кивория над престолом помещают фигурку голубя, что символизирует сошествие Духа Святого.
Место за престолом у восточной стены считается самым святым местом даже на алтаре, специально делается немного возвышенным и называется “Горним местом ”. На нем традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест .

ЖЕРТВЕННИК

У северной стены алтаря за иконостасом располагается особый стол - жертвенник . Высота жертвенника всегда равна высоте престола. На жертвеннике происходит обряд торжественного приготовления хлеба и вина для причастия или проскомидии, первой части Божественной литургии, где предложенные к священнодействию хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для последующего таинства Бескровной Жертвы Тела и Крови Христовых. На жертвеннике находится потир (святая чаша, в которую вливается вино с водою, символ крови Иисуса Христа); дискос (блюдо на подставке для причастного хлеба, символ тела Иисуса Христа); звездица (две соединенные крест-накрест дуги, установленные на дискос так, чтобы покров не касался частиц просфор; звездица - символ звезды Вифлеемской); копие (острая палочка для вынимания частиц из просфор, символ копья, пронзившего Христа на кресте); лжица - ложечка для причащения верующих; губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом. Небольшие покровы крестообразной формы называют покровцами , а самый большой - воздухом . В приходских храмах, не имеющих особого сосудохранилища, на жертвеннике постоянно находятся священные богослужебные сосуды, которые в неслужебное время покрываются пеленами. На жертвеннике обязательно находится лампада , Крест с Распятием.
У южной стены алтаря устраивается ризница – помещение для хранения риз, т.е. богослужебных одежд , а также церковных сосудов и богослужебных книг.

ЦАРСКИЕ ВРАТА

В древнехристианских храмах алтарь всегда отделялся от остального храма особой перегородкой. За алтарной перегородкой хранится кадильница , дикирий (двусвечник), трикирий (трехсвечник) и рипиды (металические круги-опахала на рукоятках, которыми дьяконы веют над дарами при их освящении).
После великого раскола христианской церкви (1054 г.) алтарная перегородка сохранилась только в православной церкви . Со временем перегородка превратилась в иконостас , а её средние, самые большие двери стали Царскими вратами , потому что через них Сам Иисус Христос, Царь Славы, невидимо входит во Святых Дарах. Через Царские врата могут проходить только священнослужители, и только во время богослужения. Вне богослужения и без облачения входить через Царские врата в алтарь и выходить из алтаря имеет право только архиерей .
Внутри алтаря за Царскими вратами висит особая завеса - катапетасма , которая по ходу Богослужения открывается полностью или частично в установленные уставом моменты богослужения.
Как и облачения священнослужителей катапетасма в зависимости от дня года и праздника бывает разного цвета.
На Царских вратах изображены четыре евангелиста (Матфей, Марк, Лука и Иоанн) и Благовещение Пресвятой Богородицы. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.
Справа от Царских врат располагается икона Спасителя , слева - икона Божией Матери . Справа от иконы Спасителя расположена южная дверь , а слева от иконы Божией Матери - северная дверь . На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил , или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Северную и южную боковые двери называю диаконскими вратами , так как через них чаще всего проходят диаконы.
Далее помещаются иконы особенно чтимых святых. Первая икона справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) называется храмовой иконой , т.е. на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.
Если иконостас состоит из нескольких ярусов, то во втором ярусе обычно располагаются иконы двунадесятых праздников , в третьем иконы апостолов , в четвертом - иконы пророков , на самом же верху - всегда помещается крест с изображением на нем распятого Господа Иисуса Христа.

СРЕДНИЙ ХРАМ

Иконы также размещаются по стенам храма в больших киотах , т.е. в специальных больших рамах, а также на аналоях, т.е. на особых высоких узких столиках с наклонной крышкой.
Перед иконами и аналоями стоят подсвечники , на которые верующие ставят свечи.
Возвышение перед иконостасом, на котором устроены алтарь и иконостас, выступает вперед в среднюю часть храма и называется солеей .
Полукруглый выступ перед Царскими Вратами в середине солеи называется амвоном , т.е. восхождением. На амвоне диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник и преподается Святое Причастие.
По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.
У клиросов стоят хоругви .
Низенький столик, на котором стоит изображение распятия и ряды подсвечников, носит название канунника или кануна . Перед канунником служатся заупокойные Богослужения - панихиды.

СВЕТИЛЬНИКИ

Особое место в ряду церковной утвари занимают светильники.
Еще в византийской империи зародились предметы церковной утвари для освещения храмов, изготавливаемые и поныне: лампады , хоросы , паникадила , церковные подсвечники и церковные люстры.
Наиболее древними светильниками считаются лампады (или ломпада), тусклый свет которых освещал древние пещерные храмы ранних христиан.
Лампада является переносным светильником (подсвечником), который во время малого и большого выходов на литургии несут впереди священника и дьякона. Такую лампаду специальный служитель-лампадчик (греч. примикирий) вручает архиерею при его входе в храм.
Еще древние греки для освещения храмов подвешивали лампады к деревянным или металлическим обручам или навешивали их на протянутые через храм цепи. Развитие такого способа подвески светильником привело к появлению висячих светильников более сложных форм: хоросов, паникадил и церковных люстр.
Более ранними, чем паникадила, церковными светильниками являются хоросы, которые занимают промежуточную ступеньку в эволюции церковных светильников между лампадой и паникадилом.
Хорос имеет вид горизонтально расположенного металлического или деревянного колеса, подвешиваемого на цепях к потолку храма. По всей окружности колеса крепились лампады или свечи. Иногда в центр колеса устанавливалась полусферическая чаша, в которой также размещалась лампада.
Позднее хоросы эволюционировали в громоздкие паникадила, которые со временем преобразовались в более изящные люстры. Впрочем паникадило это практически люстра, которая, по типу хоросов, состоит из многочисленных ярусов концентричных колец. В центре паникадила размещается характерное сферическое «яблоко» из позолоченной бронзы.
Еще одним типом светильников, которые применяются в храмах, является многосвечный напольный подсвечник , который часто содержит много ярусов или уровней. В качестве светильника используется также поставная или тощая свеча .
Одним из главных подсвечников, устанавливаемых в алтаре, является семисвечник , который символизирует Семь Таинств Церкви и Семь Даров Святого Духа, пожалованных верующим во имя подвига Христа, искупившего их грехи ценой своей жизни.

Таким дошло до нас устройство и убранство православного храма .

См. также " Виды храмовой утвари ", " Церковные облачения ", "Виды церковных облачений " .