Кто рассказал аксакову про аленький. мультипликационные фильмы. Cказка ключницы Пелагеи

Людмила Мещерякова
Путешествие по сказке Аксакова Сергея Тимофеевича «Аленький цветочек». Педагогический проект

1. Вид проекта . Цель проекта…3

2. Задачи проекта…3

3. Срок реализации проекта… . 3

4. Участники проекта… . 4

5. Образовательная область…4

6. Актуальность темы…. 4

7. Предполагаемые результаты…. 5

8. Теоретическое обоснование проекта… 5

9. Методика обследования…. 5

10. Входная диагностика…. 6

12. Описание работы… 9

13. Заключительная диагностика…10

14. Сравнительный анализ результатов входной и

заключительной диагностики…12

16. Отчёт по проекту… . 13

17. Календарно - тематическое планирование к проекту

«. Т. «Аленький цветочек » ….14

18. Использованная литература….17

18. Приложение…. 18

Практически - творческий проект ««Аленький цветочек » .

Ничто так не характеризует степень

развития общества,

степень общественной культуры,

как уровень читающей публики

в данный исторический момент.

Н. А. Рубакин

1. Вид проекта : практически-творческий проект .

2. Цель проекта : создание условий для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности.

3. Задачи проекта :

1. Способствовать формированию интереса к книгам, литературным произведениям.

2. Познакомить детей с творчеством великого русского писателя Аксакова Сергея Тимофеевича .

3. Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них.

4. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта

5. Подвести к мотивационной оценке поступков и характеров героев сказок .

6. Закрепить знания о жанровых особенностях сказки .

7. Активизация творческого мышления детей.

8. Расширить возможности сотрудничества с библиотекой, активизировать посещение библиотеки.

9. Формировать умения воплощать фантазийные замыслы в художественной деятельности, развивая партнерские отношения со сверстниками.

10. Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности. («Музыка» , «Театр» , «Социализация» , «Коммуникация» , «Художественное творчество» )

4. Срок реализации проекта : 2 месяца.

5. Участники проекта :

родители;

представители социума;

педагоги .

6. Образовательные области :

«Художественная литература» , «Музыка» , «Познание» , «Социализация» , «Коммуникация» , «Художественное творчество» , «Безопасность» .

7. Актуальность темы

В соответствии с приказом Министерства образования от 23 ноября 2009 года № 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования" воспитание и развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется по 4 основным направлениям (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое). Развитие детей по данным направлениям осуществляется через реализацию содержания программы дошкольного образования по образовательным областям, одна из которых "Чтение художественной литературы". Таким образом, чтение впервые выделяется как самостоятельный вид непосредственной образовательной деятельности в системе организации жизни ребенка в детском саду.

Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач : формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия эстетического вкуса. При этом работа по приобщению детей к чтению художественной литературы строиться с учетом принципа интеграции с другими образовательными областями.

Актуальность проекта заключается в следующем :

Необходимость разнообразить представления дошкольников об истории родного края на примере авторской сказки С . Т. Аксакова , который много лет жил в Поволжье.

Необходимость разработки на основе сказки и материалов краеведения проекта для детей дошкольного возраста.

Повышение качества духовно – нравственного воспитания.

Создание единого образовательного пространства, объединяющего детей, родителей и педагогов ДОУ .

8. Предполагаемые результаты :

1. Постановка музыкально-театрализованного представления «Аленький цветочек »

2. Выставка творческих работ детей «Волшебный цветок » .

3. Дети дают мотивационную оценку поступкам героев сказка , понимают жанровые особенности сказки .

4. Проявляют потребность в посещении библиотеки.

5. Создают образ волшебного цветка (в паре) договариваясь и прислушиваясь к мнению сверстника.

6. Родители : помощь в подготовке костюмов и декораций. Предложения по расширению и совершенствованию проекта .

9. Теоретическое обоснование проекта :

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней : ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

10. Методика обследования :

Беседа с детьми с целью выявления знаний о содержании сказки и об её авторе ; вопросы, составляющие основу опросника.

11. Входная диагностика : Старшая группа «А»

№ п/п Вопросы диагностики

1Кто написал сказку «Аленький цветочек » ?

2Кто рассказал Аксакову сказку про аленький цветочек ?

Где происходят события этой сказки ?

«Дал слово - держи!» - эта поговорка в сказке к кому относится ?

Чем бы ты ответил на гостеприимство хозяина?

Что помогло Настеньки справиться со злыми чарами

Выявлены следующие результаты сказке –9% детей ; со средним уровнем – 30% детей; с низким уровнем–61% детей. Проанализировав результаты диагностики, выяснила, что у детей маленький запас знаний о сказке и её авторе . Возникла необходимость ликвидировать многие пробелы в нравственных суждениях и представлениях детей данной возрастной группы.

1. Подготовительный этап

Работа с педагогами .

Цели :

вызвать у педагогов интерес к проекту ;

познакомить с его задачами;

подвести к видению своего места в проекте ;

обеспечить педагогов всем необходимым для успешного проведения проекта

Взаимодействие с родителями

Цели :

заинтересованность родителей проектом ;

дать представление о том, как можно участвовать в нем;

направить на совместную творческую деятельность с детьми;

Возраста

Цели :

расширить представления дошкольников об истории родного края на примере авторской сказки С . Т. Аксакова ;

подвести к восприятию художественного произведения С. Т. Аксакова ;

2. Основной этап

Работа с педагогами :

Цели :

повышение теоретического и практического уровня профессионализма педагогов ;

повышение компетентности педагогов ДОУ в организации образовательного процесса приобщения детей к художественной литературе, театру, художественному творчеству, музыке;

Взаимодействие с родителями :

Цели :

повышение уровня педагогической культуры родителей в области нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

заинтересованность родителей проблемой сохранения интереса к книге, к чтению.

Образовательная деятельность для детей дошкольного возраста :

Цели :

повышение знаний у детей об истории своего края, об авторе – земляке. Воспитывать у детей интерес к творчеству С. Т. Аксакова .

развитие у них интереса к чтению, развитие мышление и воображение ребенка, обогащение его эмоций.

формирование у детей нравственных качеств : доброты, сочувствия, честности, благодарности;

формирование положительных эмоций в ходе подготовки музыкально-театрализованного представления «Аленький цветочек » ;

воспитание уважительного и бережного отношения к близким людям, сочувствия, сопереживания;

3. Заключительный этап

Работа с педагогами :

Цель :

повышение качества духовно-нравственного воспитания;

систематизация накопленного педагогического опыта ;

Взаимодействие с родителями :

Цель :

совместное просматривание спектаклей, мультфильмов с детьми, обогащение детской домашней библиотеки;

привлечение к работе родителей по подготовке костюмов и декораций для спектакля

Образовательная деятельность для детей дошкольного возраста :

Цель :

развитие творческих способностей детей, закреплять у них желание выразить в театральной деятельности (постановка спектакля по сказке , продуктивной (выставка творческих работ детей «Волшебный цветок » , коллективная работа по конструированию «Дворец Чудища» , пластилинопластика «Волшебный цветок » , полученные знания о литературном произведении;

расширять нравственные представления о проявлении добра и зла;

понимать связь между настоящим и будущим родного края (Д/И «Путешествие в прошлое » );

эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольника (литературная викторина «Сказки у нас в гостях » ).

13. Описание работы :

Беседы на этические темы «О жадности и доброте» , «Дал слово - держи!»

Чтение сказки , рассматривание иллюстраций;

Просмотр видео сказки «Аленький цветочек » , поставленной мной в 1998 году в подготовительной группе.

разучивание русских народных песен и хороводов :

организация экскурсии в библиотеку и в краеведческий музей; (история Руси, её быт, объяснение старых слов (архаизмов) :ключница, туалет, венец и др.)

продуктивная деятельность, организация выставок произведений детского творчества;

русские народные игры «Золотые ворота» ,

ритмопластика по музыку

литературная викторина «Сказки у нас в гостях »

подготовка музыкально-театрализованного представления «Аленький цветочек »

деятельность, приобщающая детей и родителей к ценностям сотрудничества.

Родители стали единомышленниками воспитателей, а для этого организована разнообразная совместная деятельность педагогов , детей и родителей, в которую входит :

Оснащение групповой комнаты предметами народно-прикладного искусства, народными играми, игрушками;

Участие в народных праздниках и развлечениях;

Организация экскурсий по городу, в музей и т. д. ;

Совместные выставки работ детей и родителей;

Конкурсы совместных работ детей и родителей;

Совместные субботники и т. п.

Совместная работа родителей и детей в детском саду воспитывает чувство гордости за сделанное с душой совместное дело, желание сохранять и оберегать культурное наследие.

14. Заключительная диагностика :

В конце второго месяца с целью выявления результативности данного проекта была проведена заключительная диагностика по тем же направлениям.

руппа «А»

Были получены следующие результаты : с высоким уровнем представления детей о сказке и её авторе– 59% детей; со средним уровнем – 37% детей; с низким уровнем – 4% детей.

15. Сравнительный анализ результатов входной и заключительной

диагностики.

Проанализировав данные входной и заключительной диагностик, графиков, можно сделать вывод, что количество детей с высоким уровнем представления детей о сказке и её авторе увеличилось на 50% детей, количество детей со средним уровнем увеличилось на 7%, из-за того что уменьшилось количество детей с низким уровнем на 57%.

16. Отчет по проекту :

В группе старшего дошкольного возраста реализуется проект «Путешествие по сказке Аксакова Сергея Тимофеевича «Аленький цветочек » , в рамках которого у детей формируются навыки самостоятельности, активности, расширяются нравственные представления о проявлении добра и зла.

Продолжая осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивается творческое и познавательное мышление дошкольника.

Осуществление проекта строится на основе реализации принципа единства деятельности детей и педагогов , сотрудничества со специалистами ДОУ и семьями воспитанников, сотрудничества с социальными партнёрами.

Проект охватывает различные виды деятельности детей дошкольного возраста. Познавательно-речевая деятельность включает экскурсии, целевые прогулки, рассказы , беседы, занятия по темам, включенным в содержание проекта ; чтение произведений писателей-земляков. В разделе изобразительного искусства проводятся беседы о народных промыслах, беседы о творчестве местных художников с рассматриванием картин, экскурсии в музей. Полученные знания дети реализуют в продуктивной деятельности : рисование цветными карандашами или красками по выбору детей «Волшебный цветок » , конструирование из бумаги «Цветочек счастья » , аппликация с использованием нетрадиционных материалов «Аленький цветочек » , лепка с использованием нетрадиционных материалов «Есть на свете цветок » и др. Игровая деятельность включает дидактические и театральные игры, сюжетно-ролевые игры детей. На музыкальных занятиях дети прослушивают и разучивают песни о цветах , слушают классику.

У родителей расширились возможности сотрудничества со своими детьми, они стали прислушиваться к их мнению. Родители стали осознавать себя более компетентными в нравственном воспитании детей.

Проект информационный , творческий, краткосрочный, реализован в рамках ДОУ с привлечением семьи и социума (библиотека, музей, детская школа искусств, дом творчества.) Работа с социальными партнёрами продолжается. Дети проявляют потребность в посещении библиотеки, музея, театра.

Проект межпредметный , ребенок в проекте - участник от зарождения идеи до получения результата. Каждый ребёнок вносит свою посильную лепту в общее дело, дети проявляют инициативность, индивидуальность, видят себя в проекте , оценивают своё личное участие, убеждаются в пользе общих усилий для достижения единой цели.

Календарно - тематическое планирование

к проекту «Путешествие по сказке Аксакова С . Т. «Аленький цветочек »

Использованная литература

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса , Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Аксаков С . Т. Детские годы Багрова-внука.

Александрова О. Разыгрываем сказки // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми. М.: Просвещение, 2004. Гурович Л. М. Ребенок и книга : Книга для воспитателя детского сада.

М.: Просвещение, 2002. 64 с.

Журнал «Дошкольное воспитание» , №2, 1991, №4, 2007.

Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2007

Иванова Э. Сказка и современное детство//Дошкольное воспитание. -1985.№9.

Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г. Н. Сергиенко . - Воронеж, 2006.

Шорохова О. А., Играем в сказку . Москва “Творческий центр”, 2006 г.

Приложение.

1. Словарная работа …20

2. Вопросы к беседе по содержанию сказки С . Т. Аксакова «Аленький цветочек » . …20

3. НОД. Конструирование из бумаги. Тема «Цветочек счастья » …. 21

4. НОД. Тема : «Наши отношения» …25

5. НОД. Рисование цветными карандашами или красками по выбору детей. Тема «Волшебный цветок » ….34

6. НОД. Аппликация с использованием нетрадиционных материалов. Тема «Аленький цветочек » …. 36

7. НОД Литературная викторина «Сказки у нас в гостях » …. 38

8. НОД. Лепка с использованием нетрадиционных материалов. Тема «Есть на свете цветок » ….45

10. Беседа-рассуждение по нравственному воспитанию «Сказка ложь да в ней намёк , красным девицам урок» ….48

11. Сценарий музыкально-театрализованного представления «Аленький цветочек » …. 50

12. Детский спектакль «Аленький цветочек » Видеодиск. Постановка 1998г. 54

13. «Театральные этюды» Актёрская разминка. Фото…54

14 .Текст песни «Песня о волшебном цветке » Ю. Чичков, М. Пляцковский…55

15. Пантомимы :«Настеньки и Чудища» , «Настеньки и отца» . Фото…56

16.«Милый мой хоровод» , «Травушка - муравушка» . Знакомство с русским народным хороводом….57

17. Знакомство с русским народным танцем «Ромашка» . Фото…. 59

18. С/Р игра «Театр» . Описание. ….59

19. «Аленький цветочек » Актёрская разминка. Репетиция спектакля. Фото. 62

20. Интервью : «Как бы ты отнеслась к Чудищу или что такое красота?» …. 62

21. Свободное конструирование. Лего. «Дворец Чудища» . Фото…64

22. «Волшебство» Ритмопластика. Фото…. 64

23. «Золотые ворота» , «Горелки» , Русские народные игры. Описание…65

24. «Восточный базар» . Танцевальные этюды. Фото….66

25. Рассказ о жизни и творчестве Аксакова С . Т….66

26. «Чтобы дети росли добрыми!» Сценарий совместного досуга для родителей и детей …. 68

27.«Подумайте!» Тест на знание сказки детей и родителей…72

29. Помощь родителей в подготовке костюмов и декораций. Фото….74

30. Викторина по сказке Аксакова Развлечение для детей и родителей…. 74

31. Сообщение для родителей на информационном стенде «Это интересно!» : «Любимые сказки и ваш характер » …76

32. Анкета для родителей «Любите ли вы читать?» …84

Словно предвидя возможность того, что идея с периодическим «Охотничьим сборником» «захряснет» где-то в высоких инстанциях, Аксаков вынашивал мысль об ином использовании обещанных различными авторами, а частично уже и подготовленных материалов. В письме от 30 апреля 1853 года он поделился своими новыми планами с Тургеневым: «В случае положительного отказа я все-таки выдам большой том - «Собрание статей о различных охотах» разных сочинителей» («Русское обозрение», 1894. № 9, стр. 36). Однако и эта идея оказалась неосуществленной. Одни авторы, посулившие Аксакову свое сотрудничество (Ю. Самарин, А. Хомяков), вовсе не сдержали своих обещаний. Другие выполнили свои обязательства лишь частично. Тургенев, например, вместо двух очерков прислал один - «О соловьях» - и тот с опозданием.

В конце концов пришлось отказаться от мысли о коллективном сборнике. Аксакову ничего другого не оставалось, как подготовить книгу, состоящую исключительно из его собственных произведений. 10 ноября 1853 года он писал Погодину: «Главное управление цензуры сначала позволило, а потом запретило издание «Охотничьего сборника», а у меня первый том уже написан почти одним мною» (Л. Б., ф. Погодина, II 1/59). Погодин в ответ предложил Аксакову напечатать на страницах «Москвитянина» все его произведения, предназначенные для «Охотничьего сборника», Аксаков отклонил это предложение. «Материалы «Охотничьего сборника», - писал он, - не могут быть все помещены в «Москвитянине», ибо многие статьи только потому имеют достоинство, что помещены вместе с другими, подле них. Например, есть у меня наблюдение за 15 лет о прилете и отлете дичи в Оренбург. губ.; для настоящего охотника это интересно, а для всякого другого читателя - пустяки. Читатели литературного журнала вправе роптать за помещение таких статей, которых у меня довольно, а потому я не оставляю намерения издать через год целый том статей о различных охотах. Через неделю, однако, я пришлю вам статью для «Москвитянина» «О травле ястребами перепелок» - охота слишком специальная, но статья, кажется, так написана, что должна понравиться и не охотникам» (письмо от 29 ноября 1853 г., Л. Б., ф. Погодина, II 1/59). Из цикла своих новых охотничьих произведений Аксаков представил Погодину для его Журнала лишь три рассказа: «Охота с ястребом за перепелками» («Москвитянин», 1854, т. I, Смесь, стр. 10–30), «Охота с острогою» и «Ловля шатром тетеревов» (там же, т. V, Смесь, стр. 159–176).

В 1855 г. Аксаков выпустил свои рассказы отдельной книгой, озаглавив ее: «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах». К сборнику был приложен очерк Тургенева «О соловьях». На этот счет у обоих писателей была специальная договоренность. 18 октября 1854 года Аксаков писал Тургеневу: «Рукопись моя «Рассказы и воспоминания о разных охотах» должна была поступить в цензуру в самых первых числах ноября. Но я очень рад подождать ваших статеек хоть целый месяц; они украсят мою книжку и придадут ей разнообразие, которого именно ей недостает» («Русское обозрение», 1894, № 11, стр. 19).

Третья по счету охотничья книга Аксакова принесла автору много творческих радостей. Сравнительно с предшествующими двумя книгами в этой элемент художественный играл несравненно большую роль. Новая книга была уже почти совершенно свободна от утилитарных, «специально охотничьих» элементов и приобретала характер свободного художественного повествования. Некрасов назвал ее «прекрасной книгой, исполненной дельных охотничьих заметок и наблюдений, живописных картин природы, интересных анекдотов и поэзии» (Полн. собр. соч. и писем, т. IX, М. 1950, стр. 255).

Касаясь в письме к А. И. Панаеву в 1855 г. необычайного успеха своих охотничьих сочинений, Аксаков не без гордости заметил: «Вообще все три мои охотничьи книги продолжают расходиться очень хорошо, и к великому удовольствию моему вижу, что они проникли во все слои общества и что их читали все что-нибудь читающие люди» (ИРЛИ, Р-1, оп. 1, д. № 10. л. 5 об.).

Не прошло и года, как «Рассказы и воспоминания о разных охотах» вышли вторым изданием (М. 1856). В книгу были внесены некоторые исправления и дополнения. В настоящем собрании текст печатается по второму, последнему вышедшему при жизни Аксакова изданию, с устранением неисправностей и опечаток.

Стр. 376. Бюффон Жорж Луи Леклерк (1707–1788) - французский естествоиспытатель.

Стр. 391. Я рассказал в «Записках ружейного охотника»… - см. в наст. томе, стр. 262.

Стр. 413. Я упомянул в моих «Записках ружейного охотника»… - см. в наст. томе, стр. 257.

Стр. 418. Я уже говорил в своих «Записках об уженье рыбы»… - см. том 4 наст. изд., стр. 396–397.

1 октября 220 лет со дня рождения русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (1791-1859) , автора сказки «Аленький цветочек», повестей "Семейная хроника", «Детские годы Багрова-внука», «Рассказы о родной природе»

Род Аксаковых, или Оксаковых, как звали их в старину, был древен и восходил к знатному варягу,переселившемуся в XI веке на Русь со своей дружиной.Были среди Аксаковых бояре, воеводы, генералы. Но самым знаменитым стало имя Сергея Тимофеевича Аксакова – русского литератора.

Сережа Аксаков был очень одаренным мальчиком. В четыре года он уже хорошо читал, а в пять лет декламировал наизусть стихи Сумарокова и Хераскова, по- своему пересказывал и даже разыгрывал сказки «Тысячи и одной ночи».

Литературой и театром Аксаков увлекался и в студенческие годы в Казанском университете, и в первые годы службы в Петербурге. Позднее, уже перебравшись в Москву, будучи цензором Московского цензурного комитета и сотрудником журнала «Московский вестник», он стал известным театральным критиком…

Свое литературное призвание Сергей Тимовеевич осознал очень поздно и первые книги написал, когда ему было уже далеко за пятьдесят. В ту пору С.Т.Аксаков – отец многочисленного и дружного семейства, гостеприимный хозяин дома, куда съезжалась вся литературная, музыкальная и театральная Москва. Друзья (а среди них были Н.В.Гоголь, Н.Загоскин, И.С.Тургенев, молодой Л.Н.Толстой) восхищались рассказами Аксакова о русской старине, о семейных преданиях, о красоте земли, которую он, страстный охотник и рыболов, знал, как никто.

К вымыслу у автора «душа не лежала», а потому в своих книгах С.Т.Аксаков просто рассказывал о том, что лучше всего знал и любил. «Записки об уженье» (1847) и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852) покорили читателей и критиков точностью и тонкостью наблюдений за жизнью природы и поэтичностью языка.

Тому, кто хочет узнать, какой была Россия в старые годы, надо прочесть книги С.Т.Аксакова «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» .

Писатель, ничего не выдумывая, неторопливо и просто повествует об истории своей семьи. О том, как привольно жилось когда-то в уфимских степях, как светлы и прозрачны были реки, свежи и зелены леса и как пели весною всю ночь соловьи, не давая уснуть…

В приложении к «Детским годам Багрова-внука» дана была сказка «Аленький цветочек» , - может быть, самая добрая и мудрая из всех написанных на русском языке сказок.

Совсем немного времени оставила Аксакову судьба для творчества. Уходило здоровье, слабели глаза (приходилось диктовать). Зато все ярче делалось внутреннее зрение, все более гибким и выразительным становился язык…

Сергей Тимофеевич Аксаков умер, не завершив всего, что задумал, но и того, что он успел, было довольно. Его любили современники, и любят потомки. Душевный покой и радость обретает каждый, кто читает его книги…

(Аксаков Сергей Тимофеевич// Писатели нашего детства. 100 имен.Биографический словарь в 3 частях. Ч.1.-М.: Либерия, 1998.- С.19-22)


Аксаков С.Т. Аленький цветочек : Русская народная сказка

Сказку "Аленький цветочек" Сергей Тимофеевич Аксаков услышал еще в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести "Детские годы Багрова-внука": "Скорому выздоровлению моему мешала бессонница... По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать... Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок. Более других помню я "Царь-девицу", "Иванушку-дурачка", "Жар-птицу" и "Змея Горыныча". В последние годы жизни, работая над книгой "Детские годы Багрова-внука", Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, ее замечательную сказку "Аленький цветочек" и записал ее по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 году и с тех пор стала у нас любимой сказкой.

Аксаков, С.Т. Семейная хроника; Детские годы Багрова-внука/Предисловие и примечание С.Машинского .- М.: Художественная литература, 1982.- 542с.- (Классики и современники. Русская классическая литература)

В книгу вошли два автобиографических произведения С.Т.Аксакова: "Семейная хроника" и "Детские годы Багрова-внука". В "Семейной хроннике" С.Т.Аксаков расказывает историю своей семьи, но заменяет настоящие имена вымышлеными для того, чтобы современники понимали: это не мемуары, а художественное произведение.

Особенность и прелесть книги заключается в подробностях повествования и жизни. Благодаря чему теперь, спустя два века после описываемого времени, книга приобрела ещё бо́льшую ценность. Спокойно и точно рассказывает Аксаков о своеобразном быте русских помещиков на башкирских землях Оренбургской губернии. То же в «Семейной хронике», которая предшествует «Детским годам», - в ней говорится о родителях и других родственниках Серёжи Багрова. Изменив имена, но, в сущности, ничего и никого не выдумывая, Аксаков рассказал историю своей семьи и собственного детства, историю своих детских впечатлений от общения с близкими людьми и местной природой.

Для читателей среднего и старшего школьного возраста


Аксаков Сергей Тимофеевич//Писатели нашего детства. 100 имен.Биографический словарь в 3 частях. Ч.1.-М.: Либерия, 1998.- С.19-22


Аксаков Сергей Тимофеевич//Тубельская Г.Н. Детские писатели России. Сто имен:Биобиблиографический справочник.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.- С.10-13

Русские писатели: Биобиблиографический словарь/Сост. А.И.Спасибенко и Н.М.Гайденков.-М.: Просвещение, 1971.- С.151-155

Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас с вами не простое занятие, а - волшебное, так как мы побываем в мире, где творится добро, происходят всякие чудеса.

- А где это может происходит?

Я знаю, что вы любите сказки. А почему? «Сказка, сказка-прибаутка

Рассказать сказку не шутка,

Чтобы с самого начала

Сказка реченькой журчала» .

В небе звёзд блестящих россыпь

Мчится сказка к детям в гости.

У неё в руках кручённый

Тонкий прутик золочённый.

А над нею месяц ясный

Мчится, мчится к детям сказка.(читает учитель под музыку)

Угадаете, кому могли бы принадлежать эти предметы - назовете название сказки.

(Демонстрируются зеркальце с ручкой, детская корона-венец и яркий цветок)..

Сегодня мы поговорим русском писателе Аксакове Сергее Тимофеевиче и о сказке, которую он написал"Аленький цветочек». Откроем карту Ульяновской области вАзбуке юного ульяновского школьника. Сегодня мы побываем в Майнском районе Ульяновской области. Там родился С.Т.Аксаков. В сентябре 1988 года в селе Аксакове, что находится в Майнском районе Ульяновской области, состоялся первый праздник, посвященный памяти Сергея Тимофеевича Аксакова. Вскоре село Аксаково было объявлено памятником культуры. К последующим праздникам в селе были заасфальтированы дороги, отремонтирована церковь, а в усадьбе – оборудован дом под музей. Теперь Аксаковские праздники стали традицией. Но, к сожалению, нет ни красивого дома, где жили Аксаковы, ни речки Майны, да и ключ давно высох. Зато есть уникальная экологическая тропа. Кого-то тропа через древний лес встретит мертвой тишиной, но человек впечатлительный сразу вспомнит аксаковский «Аленький цветочек» и младшенькую дочь купеческую, оказавшуюся в обители чудища

Рассказ учителя

Имя Сергея Тимофеевича Аксакова связано с лучшими представлениями о русских людях и чудесной русской природе. Много поколений читателей зачитывались произведениями Аксакова, в которых он с замечательной точностью и правдивостью изображал живую русскую действительность и природу. Мать Сергея Аксакова Мария Николаевна была очень образованной женщиной и приохотила своего сына к чтению. Сергей читал очень много. Детских книг в то время не было, но был детский журнал «Детское чтение для сердца и разума», откуда он узнавал много интересного, например, откуда берутся гром, молния, дождь, облака и другие явления природы. Дошла очередь и до арабских сказок «Тысяча и одна ночь», которые приводили маленького Сережу в изумление, рождали в нем собственные фантазии. Отец – Тимофей Степанович, страстно любил природу. Сергей тоже был неравнодушен к природе, и в этом заслуга отца, мягкого по натуре человека. Он развил в сыне привязанность к охоте, рыбалке, общению с природой.

Как и у Пушкина старая няня Арина, так и у Аксакова в детстве первой наставницей и рассказчицей была ключница Пелагея, крепостная русская женщина с тяжелой судьбой. Этой ключнице Пелагее обязан Сергей Тимофеевич народной сказкой «Аленький цветочек» , выражающей лучшие качества русской души. Как видим, все, что окружало с раннего детства С.Т.Аксакова, помогло ему стать настоящим русским писателем – классиком, создателем сказки «Аленький цветочек»,удивительной по красоте и глубокой по содержанию

Как же появилась на свет сказка "Аленький цветочек"? А была ли на самом деле ключница, которая рассказала Аксакову сказку? Послушаем выступления ваших одноклассников, подготовленные дома.

А теперь познакомимся со знаменитой сказкой Аксакова и посмотрим музыкальный мультфильм «Аленький цветочек». http://viki.rdf.ru/item/1080/

Понравилась ли вам сказка С. Аксакова? Какие эпизоды особенно запомнились?

О чем же эта сказка? Вы нарисовали иллюстрации к сказке к тому эпизоду, который очень понравился.

Итак, сказка С.Т.Аксакова "Аленький цветочек" о волшебной силе любви и добра.

А сейчас мы совершим морское путешествие по сказке. Постарайтесь ответить на вопросы викторины и тогда вы сможете узнать, насколько хорошо знаете содержание сказки.

1.Кто рассказал Аксакову сказку про аленький цветочек?

1.мама 2.бабушка 3.ключница Пелагея

Что случилось с купцом в дороге?

1.на его караван напали разбойники 2.на корабле случился пожар 3.его люди погибли в пустыне

2.Волшебный предмет зверя лесного, чуда морского, с помощью которого купец мог быстро очутиться дома.

    браслет 2. золотой перстень 3. золотая серьга

3.Какой по счету пленницей была купеческая дочь?

1.первой 2.двеннадцатой 3. десятой

4.Через какое время обещала вернуться к чудовищу купеческая дочь?

1.через 12 часов 2. Через три дня и три ночи 3.через неделю

5.Дочь купца вернулась во дворец с опозданием, потому что…?

1.долго прощалась с отцом 2.сестры перевели часы назад 3.не хотела возвращаться

6.Кем оказался зверь лесной, чудо морское?

1.злым колдуном 2.заколдованным принцем 3.медведем

Давай подведём итоги. Поднимите руку, кто справился с вопросами викторины без ошибок. Молодцы.

Физкультурная минутка

Наши алые цветочки

Распускают лепесточки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет,

Птички весело летают,

Нежно бабочки порхают.

Наши алые цветочки

Закрывают лепесточки-

Видно, отдохнуть пора…

Работа в группах

Дети собирают разрезанную картинку, узнают героя и читают отрывок из сказки. На отдельных листочках записаны слова, характеризующие героя. Дети подбирают нужную карточку к положительному и отрицательному герою. На кого вы хотели бы быть похожими?

На столах в каждой группе алые лепестки. Напишите по 1-му слову на лепестке от цветочка: чему научила вас сказка. Соберите в своей группе аленький цветочек, который приклейте к основанию из картона

В душе у каждого человека должен быть Аленький цветочек. Посмотрите, сколько у нас на поляне Аленьких цветочков! Пусть они расцветут и в душе каждого из нас.

«З.Александрова Родина» - В саду смородина, И большой соседней фабрики Громкий радостный гудок. У реки берёза - скромница. Золотая целина… В лужах первые кораблики, Толстый тополь у ворот. Родина бывает разная, Если скажут слово «Родина», Сразу в памяти встаёт. Кавказ. «Родина». Тайга. Старый дом, По стихотворению З.Александровой.

«Аксаков Аленький цветочек» - Прислать заместо себя одну из дочерей своих. Золотой венец из каменьев самоцветных. Какой предмет помогал быстро попасть во владения зверя лесного? Где сорвал купец цветочек аленький? Сергей Тимофеевич Аксаков. Что заказала средняя дочь? 10. 1. 5. Куда ездил купец по делам? Сколько дочерей было у купца?

«Марк Алданов» - Чертов мост. Настоящие имя-Марк Александрович Ландау. В каком городе родился Марк Алданов? В 1919 Алданов едет во Францию. Годы жизни 1886-1957. Вопросы классу. Биография. Марк алданов. Родился 26 октября 1886 года в Киеве.

«Я.Аким стихи» - Первый снег! Спят на небе облака, Золоченые бока. М., 1954 Неумейка. Разноцветные дома. Отсыпайтесь, совы, днем И ночные звери. М., 1971 Твой город. В нашем классе ученица. Без окошек черный дом, Запертые двери. Старотитаровской Степанченко Инна Владимировна. Напоследок - красный дом, Расписные стекла.

«Анненский» - Анненского". В. И. Анненский-Кривич. Валерий Брюсов. Лирический герой Анненского - человек, разгадывающий "постылый ребус бытия". В 1923 г. Кривич опубликовал оставшиеся тексты поэта в сборнике "Посмертные стихи Ин. В печати Анненский дебютировал как критик. Царскосельский вокзал.

«Дон Аминадо» - В 1910 году переехал в Москву. Рождение писателя. Кем был. Сотрудничал в газетах "Раннее утро", "Новь" и в журнале "Сатирикон". Воспоминания, New York, 1954. Газеты в которых сотрудничал. Овчинников Владимир и Кочетков Виктор 5-Б. Книги. Дон Аминадо. Биография Дона Аминадо.

Всего в теме 34 презентации