Лирические отступления в романе «Евгений Онегин. Роль лирических отступлений в создании «энциклопедии русской жизни» (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Лирические отступления в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе, в котором «отразился век и современный человек изображен довольно верно».
А.С. Пушкин работал над романом с 1823 по 1831 годы.

В этом произведении автор свободно переходит от сюжетного повествования к лирическим отступлениям, которые прерывают ход «свободного романа». В лирических отступлениях автор сообщает нам свое мнение по поводу тех или иных событий, дает характеристики своим героям, рассказывает о себе. Так, мы узнаем о друзьях автора, о литературной жизни, о планах на будущее, знакомимся с его размышлениями о смысле жизни, о друзьях, о любви и многом другом, что дает нам возможность составить представление не только о героях романа, о жизни русского общества того времени, но и о личности самого поэта.

С первыми лирическими отступлениями мы встречаемся уже в первой главе романа А.С. Пушкина. Автор описывает Евгения Онегина и показывает свое отношение к немую

«Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты.»

Пушкин и себя причисляет к поколению Евгения Онегина. В начале романа
Онегин рисуется еще без злой иронии, разочарованность в свете сближает его с автором: «я был озлоблен, он угрюм», - и заставляет читателей испытывать к нему симпатию: «мне нравились его черты». Пушкин подмечает те черты, которые роднят его с героем: внимание к внешности: «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»,-и дамам на балах, но в тоже время он всегда «рад заметить разность» между ними и просит читателя не отождествлять их. Но в отношении к природе Пушкин и Онегин не похожи друг на друга. Пушкин видит в природе источник вдохновения и положительных эмоций:

«Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины»

И тут же Пушкин отмечает:

«Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! Я предан вам душою

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной.»

Все истинно русское, считает Пушкин, неразрывно связано с природным началом, находится в полной с ним гармонии.

Столь же трепетное отношение к красотам природы мы видим и у духовно близкой поэту героини Татьяны Лариной. Именно в природе она находит душевное успокоение. Так, уезжая в Петербург,

«Она, как с давними друзьями,

С своими рощами, лугами

И попав в «шум блистательных сует», более всего тоскует о «жизни полевой». Так, автор рисует свою героиню «русскою душою», несмотря на то, что та «выражается с трудом на языке своем родном». Татьяна «верила преданьям старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаньям луны».

Лирические отступления обычно связаны с сюжетом романа, но есть и такие, в которых Пушкин размышляет в своей судьбе:

«Весна моих промчалась дней

(Что шутя твердил доселе)?

И ей ужель возраста нет?

Ужель мне скоро тридцать лет?»,- об образе жизни поэта:

«Я с вами знал

Все, что завидно для поэта:

Забвенье жизни в бурях света,

Беседу сладкую друзей»

Пушкин рассказывает в лирических отступлениях о замысле романа:

Промчалось много, много дней

С тех пор, как юная Татьяна

И с ней Онегин в смутном сне

Явилися впервые мне-

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Еще не ясно различал».

В лирических отступлениях А.С. Пушкина мы узнаем многое о самом поэте, его отношении к героям романа, к жизненному укладу того времени. Эти отступления позволяют ярче, понятнее представить образ поэта.

/ / / Роль лирических отступлений Пушкина в романе «Евгений Онегин»

Произведение Александра Пушкина «Евгений Онегин» является великим достоянием классической литературы начала 19 века. Каждый читатель может найти в нем что-то свое. Известный русский критик Виссарион Белинский считал, что данный роман в стихах исчерпывающе отображает русскую жизнь.

« » - произведение с разнообразной проблематикой: человек и общество, неразделенная любовь, идеал и реальность. Большое значение в романе имеют лирические отступления автора. Таким образом, Пушкин выражал свою точку зрения относительно событий, высказывал мнение о героях.

Анализируя лирические отступления, можно сделать вывод, что главный герой и сам автор – близкие по духу люди. Пушкин пишет о Евгении, как о «давнем приятеле».

Всего в романе есть 27 лирических отступлений и не менее 50 разных лирических вставок. Александр Пушкин позиционировал свое произведение как «свободное», то есть, автор и читатель сближались при помощи прямых обращений автора к читателям. Таким образом, Пушкин свободно размышлял о значении литературы, о намерении писать прозу.

Лирические отступления помогают раскрыть портрет автора. Перед нами предстает человек образованный, умный, понимающий. Виссарион Белинский тепло отзывался о романе Пушкина. Литературный критик считал, что это произведение воплощало само естество автора, его душевные порывы, мечты, идеалы.

Лирические отступления – своеобразные отступы от текста, которые повествуют о современных поэту проблемах. Автор апеллирует к читателям с вечными вопросами, заставляет задуматься над их решением.

Лирические отступления отличаются живостью языка, эмоциональностью, простотой изложения. Все это создает доверительную атмосферу непосредственного легкого общения между автором и его читателем.

Авторская позиция видна во всем. Он не скрывает своего отношения к персонажам. Евгения он называет «давним приятелем», поэтому, не лицемеря, говорит о его достоинствах и недостатках. Довольно иронично автор отзывается о системе образования дворянских детей: «учились чему-нибудь и как-нибудь». Следуя моде, хорошо владел французским языком, однако плохо был знаком с родной культурой.

Роман в стихах “Евгений Онегин” – одно из величайших достояний русской литературы 19 века. Каждый, кто читал это произведение, находил для себя что-то новое. В. Г. Белинский по праву назвал роман “энциклопедией русской жизни”.
В “Евгении Онегине” А. С. Пушкин отделил автора от главного героя. Повествователь, от чьего имени ведется рассказ, присутствует в романе наравне с другими персонажами. И мироощущение автора отличается от мироощущения его героев.
Поэт в романе поднимает множество проблем: положение человека в обществе, влияние исторических условий на личность, несчастная любовь, смысл жизни. Особое своеобразие роману придают лирические отступления, в которых автор выражает свое отношение к событиям и героям, а также философствует на различные темы.
На мой взгляд, в лирических отступлениях Пушкин подчеркивает духовную близость себя и главного героя произведения: “Онегин – добрый мой приятель”, “Татьяна милый идеал”. Размышления автора – в первую очередь внесюжетный элемент, с помощью которого повествователь обращается к читателю со страниц книги, при этом определенные идеи высказываются непосредственно, а не от лица какого-нибудь персонажа.
В “Евгении Онегине” насчитывается двадцать семь лирических отступлений и около пятидесяти различных лирических вставок. Для романа, который сам автор называл “свободным”, очень важна именно такая форма общения с читателем, так как создается ощущение непринужденного разговора на самые разные темы. Так, Пушкин размышляет о любимом занятии – литературе, о желании писать в прозе.
Я считаю, лирические отступления как бы воссоздают образ самого Пушкина – человека умного, любящего, гуманного. Это и послужило поводом Белинскому сказать: “Онегин” – самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы”. В лирических отступлениях поэт поднимает насущные проблемы его современности, а также обращается к вечным, человеческим вопросам. Чаще всего это связано с любовью:
Любви все возрасты покорны;
Но юным девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури внешние полям.
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют –
И жизнь могущая дает
И пышный цвет и сладкий плод.
В другом отступлении Пушкин пишет о романтических литературных героях, которым автор дает свою, особую характеристику:
Лорд Байрон прихотью удачной
Облек в унылый романтизм
И безнадежный эгоизм.
Поэт обращается и к современному ему обществу, в котором много зависти, наигранности и жестокости. Нередко какая-нибудь нелепость в этом обществе может послужить причиной смерти или убийства человека:
Враги!
Они друг другу в тишине
Готовят гибель хладнокровно…
Не засмеяться ль им, пока
Не обагрилась их рука,
Не разойтиться ль полюбовно?..
Но дико светская вражда
Боится ложного стыда.
Пушкин отказывается от традиционного вступления с обращением к музе, но есть что-то похожее на это в конце седьмой главы:
Да, кстати, здесь о том два слова:
Пою приятеля младого
И множество его причуд
Благослови мой долгий труд,
О ты, эпическая муза!
Язык лирических отступлений отличается живостью, простотой и выразительностью, что, на мой взгляд, создает непосредственность и дружелюбность по отношению к читателю и героям романа. Через язык повествования автор выражал свое отношение к персонажам. Так, в первой главе, знакомы читателя с Онегиным, Пушкин применил стиль светской речи с ее особенностью “без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка”. Он пользовался французскими, английскими словами, с усмешкой рассказал о воспитании Онегина, о его образовании. Характеризуя тонкую и впечатлительную натуру Ленского, автор использовал романтическую лексику: “Он с лирой странствовал на свете”, “поэтическим огнем душа воспламенилась в нем”.
Совершенно по-иному автор описывает свою любимую героиню Татьяну. Особая ласка и теплота звучат в его словах. Эпитет милая употребляется очень часто: “Я так люблю Татьяну”, “Татьяна, милая Татьяна”, “и меркнет милой Тани младость”. Также, описывая ее образ, повествователь использует уменьшительно-ласкательные формы слов: “прелестным пальчиком писала”, “голосок звучит”. Рассказывая о любви девушки, поэт украшает строки эпитетами и метафорами, подчеркивая ее душевные волнения: “пьет, обольстительный обман”, “ланиты мгновенным пламенем покрыты”. Таким образом, различные художественные и стилистические средства удачно использованы Пушкиным для выражения своего отношения к героям и для более точной их характеристики.
Таким образом, можно говорить о том, что автор в романе предстает как человек образованный и мудрый. Он глубок и внимателен к проблемам современного ему общества. Его высказывания настолько ярки и выразительны, что впоследствии стали афоризмами (“быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей.”, “любви все возрасты покорны”, “как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю”). Автор часто сопереживает своим героям, и он не равнодушен к их судьбам.
Я думаю, “Евгений Онегин” – удивительное произведение, поскольку оно не было похоже на другие ни своей формой, ни содержанием. Особенность романа в его содержательности и актуальности как для века девятнадцатого, так и для наших дней.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. В русской классической литературе нет I произведения, равного по богатству тематики пушкинскому роману “Евгений Онегин”. На страницах романа поэт не только повествует о судьбе своих героев, но и делится с читателем своими творческими планами, говорит о литературе, театре и музыке, Read More ......
  2. 1. В. Г. Белинский о романе Пушкина “Евгений Онегин”. 2. Историзм произведения. 3. Лирические отступления в романе. Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” – это реалистическое произведение. В. Г. Белинский писал, что “”Онегин” есть поэтически верная действительности картина русского общества Read More ......
  3. Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” – величайшее произведение, не Имеющее аналогий по жанру в русской литературе. Это не просто роман, а Роман в стихах, как писал Пушкин, – “дьявольская разница”. Роман “Евгений Онегин” является реалистическим, историческим, общественно-бытовым романом, Где Read More ......
  4. Роман “Евгений Онегин” А. С. Пушкина – это “энциклопедия русской жизни, в которой отразилась историческая эпоха, Представшая через историю героя и сюжет, через объективное повествование. Сам Пушкин писал, что под романом он Подразумевает “историческую эпоху, развитую на вымышленном повествовании”. Но Read More ......
  5. В свое время критик В. Г. Белинский назвал роман “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни”. Пушкин коснулся в нем многого: проблемы долга и чести, русской культуры, счастья, любви, верности… Личность поэта проявляется в каждой строчке романа: в монологах, репликах. В образе Read More ......
  6. Когда В. Г. Белинский называл роман “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни”, то в первую очередь, конечно, выделял разнообразие идей и картин общественной жизни, сельского и городского быта, показанных писателем. Но в этой “энциклопедии” заметное место заняли также описания природы, которые Read More ......
  7. Пушкин и Гоголь явились новаторами в русской литературе. По-новому они решили и вопрос роли автора в своих произведениях. Так, в романе Пушкина “Евгений Онегин”, наряду с главным героем Евгением Онегиным, живет и действует образ автора. Это полноценный герой, потому что Read More ......
  8. “Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы” Ф. М. Достоевский Роман “Евгений Онегин” – это одно из интереснейших произведений Пушкина, на создание которого ушло около девяти Read More ......
Роль лирических отступлений в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”

ПЛАН ОТВЕТА

1. Особенности жанра романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

2. Роль лирических отступлений в романе.

3. Тематика лирических отступлений в романе: взгляды поэта на культуру литературу, язык; воссоздание биографии поэта; воспоминания поэта о юности, друзьях; обращение к Музе и к читателю; пейзажные зарисовки; воспитание и времяпрепровождение молодежи; быт, мода; русская история.

4. Роман «Евгений Онегин» - лирический дневник автора.

1. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - величайшее произведение, не имеющее аналогий по жанру в русской литературе. Это не просто роман, а роман в стихах, как писал Пушкин, - «дьявольская разница». Роман «Евгений Онегин» является реалистическим, историческим, общественно-бытовым романом, где Пушкин изобразил русскую жизнь с небывало широким, подлинно историческим размахом. В его романе слились два начала - лирическое и эпическое. Эпическим является сюжет произведения, а лирическим - авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю, которое высказывается в многочисленных лирических отступлениях.

Герои романа словно «добрые приятели» его создателя: «Я так люблю Татьяну милую мою», «С ним подружился я в то время...», «Мой бедный Ленский...» Лирические отступления расширяют временные рамки сюжетного действия в романе, подключая к нему прошедшее.

3. Голос автора звучит в многочисленных лирических отступлениях, в которых он, отвлекаясь от действия, рассказывает о себе, делится своими взглядами на культуру, литературу, язык. Лирические отступления представляют автора как героя собственного романа и воссоздают его биографию. В поэтических строках оживают воспоминания поэта о днях, когда в садах лицея «он безмятежно расцветал» и к нему стала «являться Муза», о вынужденном изгнании - «придет ли час моей свободы?»

С автором как персонажем романа связано упоминание его друзей и знакомых: Каверина, Дельвига, Чаадаева, Державина, печальные и светлые слова о прожитых днях и ушедших друзьях: «Иных уж нет, а те далече...» В размышлениях о жизни, ее быстротечности, о времени поэта посещают философские мысли, с которыми он делится со своими читателями на страницах романа:

Ужель мне скоро тридцать лет...

……………………………………

Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана.

……………………………………

Быть может, в Лете не потонет

Строфа, слагаемая мной;

Быть может (лестная надежда!),

Укажет будущий невежда

На мой прославленный портрет

И молвит: то-то был Поэт!


Поэта беспокоит судьба его творения, и он, постоянно обращаясь к читателю и представив ему «собрание пестрых глав», рассказывает со страниц своего романа, как он над ним работает:

Я кончил первую главу;

Пересмотрел все это строго:

Противоречий очень много,

Но их исправить не хочу.

……………………………

Пора мне сделаться умней,

В делах и в слоге поправляться,

И эту пятую тетрадь

От отступлений очищать.

Тематика лирических отступлений в «Евгении Онегине» весьма разнообразна. Мы узнаем о том, как воспитывалась и проводила время светская молодежь, мнение автора о балах, моде, еде, быте «золотой» дворянской молодежи. Это и тема любви: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей», и тема театра, где шли балеты Дидло и танцевала Истомина, и описание быта поместного дворянства, восходящее к устному народному творчеству, - сон Татьяны, напоминающий русскую сказку, гадания.

Останавливаясь на описании быта поместного дворянства, в частности семьи Лариных, живущей в деревне, автор говорит:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины.

…………………………………

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы…

Важными для развития действия являются многочисленные пейзажные зарисовки.Перед читателем проходят все времена года: лето с печальным шумом, с его лугами и нивами золотыми, осень, когда леса обнажались, зима, когда «трещат морозы», весна:

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

И соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

Впервые в русской литературе перед нами предстает деревенский пейзаж среднерусской полосы. Природа помогает раскрытию характера героев, иногда пейзаж описывается через их восприятие:

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор.

Еще одна тема лирических отступлений имеет важное значение в романе - это экскурс в русскую историю. Расширяют исторические рамки романа строки о Москве и Отечественной войне 1812 года:

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

…………………………………

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля;

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

4. Роман «Евгений Онегин» - глубоко лирическое произведение. Это роман-дневник, из которого мы узнаем о Пушкине не меньше, чем о его героях, и голос автора не мешает, а способствует раскрытию образов с реалистической широтой и правдой. Воссоздав целую историческую эпоху и связав эпическое и лирическое в единое целое, роман явился (как и задумывал автор) «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

Лирические отступления в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе, в котором

«отразился век и современный человек изображен довольно верно». А.С. Пушкин работал над романом с 1823 по 1831 годы.

В этом произведении автор свободно переходит от сюжетного повествования к лирическим отступлениям, которые прерывают ход «свободного романа». В лирических отступлениях автор сообщает нам свое мнение по поводу тех или иных событий, дает характеристики своим героям, рассказывает о себе. Так, мы узнаем о друзьях автора, о литературной жизни, о планах на будущее, знакомимся с его размышлениями о смысле жизни, о друзьях, о любви и многом другом, что дает нам возможность составить представление не только о героях романа, о жизни русского общества того времени, но и о личности самого поэта.

С первыми лирическими отступлениями мы встречаемся уже в первой главе романа А.С. Пушкина. Автор описывает Евгения Онегина и показывает свое отношение к немую

«Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты.»

Пушкин и себя причисляет к поколению Евгения Онегина. В начале романа Онегин рисуется еще без злой иронии, разочарованность в свете сближает его с автором: «я был озлоблен, он угрюм», - и заставляет читателей испытывать к нему симпатию: «мне нравились его черты». Пушкин подмечает те черты, которые роднят его с героем: внимание к внешности: «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»,-и дамам на балах, но в тоже время он всегда «рад заметить разность» между ними и просит читателя не отождествлять их. Но в отношении к природе Пушкин и Онегин не похожи друг на друга. Пушкин видит в природе источник вдохновения и положительных эмоций:

«Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины»

И тут же Пушкин отмечает:

«Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! Я предан вам душою

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной.»

Все истинно русское, считает Пушкин, неразрывно связано с природным началом, находится в полной с ним гармонии.

Столь же трепетное отношение к красотам природы мы видим и у духовно близкой поэту героини Татьяны Лариной. Именно в природе она находит душевное успокоение. Так, уезжая в Петербург,

«Она, как с давними друзьями,

С своими рощами, лугами

Еще беседовать спешит.»

И попав в «шум блистательных сует», более всего тоскует о «жизни полевой». Так, автор рисует свою героиню «русскою душою», несмотря на то, что та «выражается с трудом на языке своем родном». Татьяна «верила преданьям старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаньям луны».

Лирические отступления обычно связаны с сюжетом романа, но есть и такие, в которых Пушкин размышляет в своей судьбе:

«Весна моих промчалась дней

(Что шутя твердил доселе)?

И ей ужель возраста нет?

Ужель мне скоро тридцать лет?»,- об образе жизни поэта:

«Я с вами знал

Все, что завидно для поэта:

Забвенье жизни в бурях света,

Беседу сладкую друзей»

Пушкин рассказывает в лирических отступлениях о замысле романа:

Промчалось много, много дней

С тех пор, как юная Татьяна

И с ней Онегин в смутном сне

Явилися впервые мне-

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Еще не ясно различал».

В лирических отступлениях А.С. Пушкина мы узнаем многое о самом поэте, его отношении к героям романа, к жизненному укладу того времени. Эти отступления позволяют ярче, понятнее представить образ поэта.