Музей - усадьба Останкино. Усадьба «Останкино» — загородная резиденция «русского Креза Музей дворец шереметьева

Музей - усадьба графа Шереметьева


Фрагмент ограды усадьбы графа Шереметьева в Останкино


фрагмент ограды
Останкино - уникальный архитектурный и художественный памятник, связанный с историей русского и европейского театрального искусства. Архитектурный комплекс усадьбы складывался в течение четырех столетий.
Боярская вотчина с прудом (XVI в.), церковью Св. Живоначальной Троицы (XVII в.) , господским домом и дубравой становится в конце XVIII века дворцово-паковым ансамблем,парадной летней резиденцией графа Н.П. Шереметева.



В 1743 году деревня Осташково была отдана в приданое дочери князя Черкасского Варваре, вышедшей замуж за сына графа Шереметьева, знатного вельможу, сподвижника Петра I. Таким образом, Останкино перешло во владение графов Шереметьевых.

в парке музея - усадьбы


ротонда
Известия конца столетия рассказывают, что в то время в Останкино был «увеселительный дом и регулярный сад с прудами». Однако в 1789 году граф Н.П. Шереметьев - большой знаток и поклонник искусства, в особенности театрального - задумывает перестроить особняк таким образом, чтобы разместить в нем не только дворцовые помещения, но и театральный зал. В результате перестройки получился скорее музей, чем жилая усадьба. А сам граф необычайно гордился своим созданием и считал его «величайшим, достойным удивления делом».


А причиной тому была - любовь. Любовь графа Н.П.Шереметьева к своей крепостной актрисе Прасковье Ковалевой-Жемчуговой.
Его чувства к Параше были настолько сильны, что граф пренебрег светскими условностями и тайно обвенчался с ней. Вот для того, чтобы избавить жену от воспоминаний о ее скромном происхождении и унизительном прошлом, граф и решил построить на другом конце Москвы дворец-театр, где ее талант мог бы раскрыться во всем своем блеске.

граф Шереметьев


фрагмент украшения



Останкинский дворец построен из сибирской сосны с наружной штукатуркой и внутренней декоративной отделкой (1792-1798) в стиле русского классицизма... Двухэтажный театр расположен в центре дворца и окружен системой парадных залов. В оформлении парадных залов использована своеобразная театрализованная версия классицизма.Фасады симметрично расположенных разновеликих объемов дворца украшены колоннадами ионического, коринфского, тосканского ордеров.


Потолок театра Шереметьва. В театре и по сей день устриваются спектакли, существуют так называемые Шереметьевские праздники.


Зал дворца Шереметевых


Самая знаменитая скульптура из Шереметевской коллекции в Останкино: "Дерущиеся петухи" Кановы. Когда обходишь ее вокруг, удивляешься, почему не слышно петушиного клекота, ведь их тут сразу трое!

До сих пор во внутреннем убранстве дворца Шереметьева сохранился подлинный паркет, некоторые люстры, потолок. Там была замечательная сборная позолоченная мебель, высокие зеркала, чертежи усадьбы, коллекционное собрание картин. Само убранство тоже напоминало театр, его композиции был посвящён интерьер дворца...

Перед вами кусочек театра Шереметьевых, здание которого помещалось прямо во дворце. Именно театр составил славу Останкино! Он был оборудован о последнему слову техники: колонны поднимались и раздвигались, потолок менялся, существовали всяческие приспособления для передачи звука грома, дождя... Верхний ярус театра - на снимке. Оттуда крепостные наблюдали за действием, происходящим на сцене театра...

Декор оштукатуренных стен состоит из гипсовых барельефов на мифологические темы, стенные ниши "оживлены" скульптурными изображениями героев античной мифологии, связанных с культом Диониса и Аполлона. Двухэтажный театр расположен в центре дворца и окружен системой парадных залов...В отделке интерьеров использованы ткани, позолота и резьба по дереву, роспись по бумаге.



Несмотря на всю классичность своих форм, Останкинский дворец отличается необыкновенной нарядностью и роскошью. Да и немудрено, ведь он не мог не отражать тот дух обилия и вычурности, который господствовал в архитектуре и искусстве на всем протяжении 18 века. Сам граф дотошно вникал в малейшие детали строительства своего детища. Часто советовался и спорил со своими архитекторами. В результате Останкино не выглядит как творение одного мастера, но зато в нем замечательно отражена эпоха и то понимание красоты,
которое объединяло всех мастеров конца 18 века.

, официальный сайт

Членство в организациях:
Союз музеев России - R14
Российский национальный комитет международного совета музеев - ИКОМ России - R158
Ассоциация музыкальных музеев и коллекций (АММиК) - R1928

Спонсоры, меценаты и грантодатели:
Благотворительный фонд В. Потанина

Единиц хранения:
21905, из них 17254 предметов основного фонда

Крупные выставочные проекты:
"Дворец во Дворце". Москва, ГМЗ "Царицыно", 2014 г.
"Непревзойденный Веджвуд". Москва, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, 2014 г.
"Сто лет праздников в подмосковной усадьбе. Кусково. Останкино. Архангельское. Люблино". Москва, Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник, 2014-15 гг.
"Палладио в России. От барокко до модернизма". Италия, Венеция, Музей Коррер, 2014 г., Москва, ГМЗ "Царицыно", 2015 г.

Выездные и обменные выставки:
"Страсти по бисеру" (первая четверть XVIII - начало XX вв.). Весь спектр работ из бисера эпохи его расцвета - от чехольчиков для наперстка до мебели. От 200 до 300 экспонатов. Требуются витрины
Французская гравюра XVII - XIX вв. Из собрания Московского музея-усадьбы Останкино. Жанровая и репродукционная гравюра ведущих французских мастеров. На выставку предоставляются 60 листов, во всем блеске представляющих изысканное искусство французского эстампа
Английская цветная гравюра XVII - XIX вв. из собрания Московского музея-усадьбы Останкино. Великолепные цветные листы ведущих английских мастеров изысканного по технике, высочайшего по качеству исполнения и самобытного вида искусства. 40 экспонатов
"Джамбаттиста, Франческо и Лаура Пиранези. Шедевры мировой графики из собрания Московского музея-усадьбы Останкино". 40 редких листов из творческого наследия знаменитой художественной семьи - великого итальянского офортиста Джамбаттиста Пиранези, его сына Франческо и дочери Лауры
Архитектурный пейзаж в итальянской гравюре конца XVII - начала XIX вв. из собрания Музея-усадьбы Останкино. Шедевры графического искусства в жанре архитектурной ведуты, популярной как среди профессиональных художников и архитекторов, так и любителей искусств. 50 листов
Русский акварельный портрет XIX вв. из собрания музея-усадьбы Останкино. Экспозиция включает такие известные имена, как П.Ф. Соколов, В.И. Гау, А.П. Рокштуль и др. 60 портретов, дополненных предметами ДПИ - веерами, шкатулками и пр.
Русский графический портрет I половины XIX вв. из собрания музея-усадьбы Останкино. Камерные портреты, рисованные графическим и цветными карандашами, углем, пастелью, акварелью и гуашью. 50 портретов, дополненных предметами ДПИ - веерами, шкатулками и пр.
Русский миниатюрный портрет XVIII - XIX вв. из собрания музея-усадьбы Останкино. Произведения самых известных мастеров русской миниатюры. Число экспонатов может варьироваться от 100 до 200 экспонатов. Требуются вертикальные витрины с подсветкой
Западноевропейский миниатюрный портрет XVIII - XIX вв. из собрания музея-усадьбы Останкино. Произведения известных мастеров портретной миниатюры XVIII-XIX. Число экспонатов может варьироваться от 100 до 200 экспонатов. Требуются вертикальные витрины с подсветкой

Усадьба Останкино - один из самых уникальных по своей архитектуре и сохранности памятник русской архитектуры 18 века, Расположилась усадьба в северной части Москвы.
Ансамбль усадьбы Останкино складывался на протяжении нескольких столетий. Первые следы в истории относятся к середине 16 века. В то время на ее месте находилась усадьба Щелкаловых с небольшим боярским двором и деревянной церковью. В 1620 году усадьба Останкино была подарена Михаилом Федоровичем - царем, боярину И. Б. Черкасскому. С тех пор Черкасские владели усадьбой чуть больше века - до 1743 года, затем она перешла к Шереметевым.

Расцвет усадьбы Останкино начался в конце 18 века, когда владение усадьбой перешло в руки графа Н. Шереметева, богатого мецената и ценителя искусства. В то время новым любимым увлечением в дворянской среде был театр, однако у графа Шереметева это легкое увлечение переросло во всепоглощающую страсть. Он задумал сделать усадьбу Останкино своей летней резиденцией и устроить на постоянное жительство и работу театральную труппу. Для воплощения этой идеи в полном масштабе, в Останкино был возведен знаменитый дворец-театр.

Над проектом этого необычного дворца работали известные русские архитекторы Ф. Кампорези, В. Бренна и И. Старов. Воплощали его крепостные архитекторы графа - А. Миронов и П. Аргунов. Строительство длилось с 1792 по 1798 гг. Выстроен дворец целиком из дерева, но оштукатуренные стены его кажутся каменными. Воплощение незаурядной идеи было оценено по достоинству.

Когда в 1809 году умер князь Шереметев, усадьба Останкино была практически забыта и покинута владельцами.

Сразу после Октябрьской революции, усадьба, благодаря охватившей страну национализации ценностей, была превращена в музей, который с 1938 года стал носить название Дворец-музей творчества крепостных. В 1992 году музей переименовали в Московский музей-усадьбу Останкино.

В настоящее время в музее-усадьбе Останкино представлена богатая коллекция древнерусских икон и деревянной скульптуры конца 15-го начала 20-го веков, коллекция мебели конца 14-19 веков, экспозиция живописи и графики.


А теперь пройдемся по музейным залам усадьбы:

В первом зале представлены разные коллекции музея.

Коллекционирование было излюбленным занятием знати. Графы Шереметевы представлявшие один из знатных и богатых родов русского дворянства,также увлекались коллекционированием.
В музее есть уникальная коллекция вееров

Стол (Россия 17 век); Стулья (Европа 17 век); Над столом портрет князя А.М. Черкасского 1760 г; Шкаф для одежды (Германия вторая половина 17 века)

Арфа
(Франция.Париж.Мастер П.Крупп. 1770 г)

За первым залом идёт галерея. На стенах которой висит обширная коллекция подлинных чертежей, обмерных рисунков, проектов XVIII века, связанных с проектированием и строительством дворца в Останкине, а так же коллекция картин.

Галерея ведёт к Итальянскому павильону - самому нарядному павильону в усадьбе Останкино.

От павильона есть коридор к кабинету самого графа Шереметьева, но для посетителей вход в кабинет закрыт. Я сфотографировала его из далека.

Проходная Галерея к Итальянскому Павильону соединяющая павильон с Гравюрной галереей и составляющая неотъемлемую часть нижнего театрального фойе была выстроена в 1792 году по проекту архитектора Франческо Кампорези.

Эстампная галерея.

Эстампная галерея была создана в 1796 году по приказу Н.П. Шерементева.

Принципиальный поворот в судьбе Останкина связан с решением Н.П.Шереметева строить в Останкине театр. В отличие от большинства представителей просвещенного российского дворянства того времени, склонность к модной тогда забаве - театру, у Н.П.Шереметева превратилась из увлечения в дело всей его жизни. Имея прекрасно подготовленную труппу с обширным репертуаром и несколько театральных помещений, Шереметев задумал уникальный для России проект летней увеселительной резиденции.
При открытии театра в 1795 году давали оперу И.Козловского на слова А.Потемкина "Взятие Измаила или Зельмира и Смелон". В день праздника, устроенного Шереметевым в 1797 году в честь императора Павла I была поставлена опера А.-Э.Гретри "Самнитские браки", повторенная чуть позже для польского короля Станислава Августа Понятовского. В этой опере главную роль исполняла блистательная Прасковья Жемчугова, крепостная актриса, лучшая певица труппы, ставшая впоследствии графиней Шереметевой.
В 1801 году в Останкине состоялся последний при жизни Н.П.Шереметева праздник в честь императора Александра I. Расцвет Останкина был ярок, но краток. Вскоре труппа была распущена, а усадьба надолго оставлена владельцами.

"Я должен рассказать тебе о доме графа Шереметева, который третьего дня дал праздник королю польскому и избранной публике человек в пятьсот.
Ни один немецкий владетель, едва ли кто-либо из курфюрстов имеет что-либо подобное... В нижнем этаже все блестит золотом, мраморами, статуями, вазами.
Можно бы подумать, что этим ограничиваются владения хозяина, но поднимешься в бельэтаж и удивишься при виде нового, не менее королевского великолепия. Большой прекрасный театр.
Труппа, актеры, танцовщики, капелла - все принадлежность хозяина", - записал очевидец.

И последний павильон который открыт для посетителей это - Египетский.
Египетский павильон всецело дворцу не принадлежит и соединяется с ним лишь узкой Проходной галереей. Огромное светлое пространство выходит окнами в сад.

Основание и становление усадьбы

Первое упоминание деревни относится к 1558 году, но история усадьбы начинается с 1584 года. В этом году хранитель государственной печати — дьяк Василий Щелкалов, которому в то время принадлежала деревня Останкино, строит в ней боярский дом, сажает рощу и закладывает деревянную церковь. Созданные Щелкаловым постройки были уничтожены в Смутное время, до наших дней сохранился только созданный им пруд.

Усадьба «Останкино», 18 век. photo: Ghirlandajo , Public Domain

Усадьбу, боярский дом и Троицкую церковь восстанавливает князь Черкасский, которому Останкино пожаловано царем Михаилом Федоровичем в 1601 году. Унаследовавший земли племянник князя Яков с 1642 обустраивает в Останкино охотничьи угодья, а его сын, Михаил Яковлевич, вместо обветшавшей деревянной церкви возводит каменную, и приказывает насадить кедровую рощу. К началу XVIII века усадьба становится одной из красивейших в Подмосковье. В 1743 году внучка Михаила Яковлевича, княгиня Варвара Алексеевна, единственная дочь канцлера Российской империи, князя Алексея Михайловича Черкасского, одна из богатейших невест Москвы, выходит замуж за графа Пётра Борисовича Шереметева, усадьба Останкино входит в состав приданного.


, Public Domain

Поскольку Петр Борисович жил в своей родовой усадьбе в Кусково, Останкино в основном использовалась для хозяйственных целей. Несмотря на это, по его указанию был разбит парк, выстроены теплицы и оранжереи, а также частично перестроен дом.

Создание дворца-театра

В 1788 году, после кончины отца, усадьбу унаследовал его сын Николай Петрович.


unknown , Public Domain

XVIII-XIX века

Ансамбль складывался на протяжении нескольких столетий и окончательно сформировался при графе Н. П. Шереметеве на рубеже XVIII-XIX вв. Побывав в 1830-х гг. в Останкино, А. С. Пушкин отмечал: «Роговая музыка не гремит в рощах Останкино и Свирлово (Свиблово)... Плюшки и цветные фонари не освещают английских дорожек, ныне заросших травой, а некогда усаженных миртовыми и померанцевыми деревьями, насчитывающими сотни лет своего существования. Барский дом дряхл...» Однако интерьеры дворца почти в полной мере сохранили свой декор и убранство. Одной из главных достопримечательностей является художественный наборный паркет. Оригинальный облик придаёт залам обилие резного золочёного дерева. Люстры, мебель и другие предметы убранства находятся на первоначальных местах. Останкинский дворец - практически единственное в России театральное здание XVIII века, сохранившее сцену, зрительный зал, гримёрные комнаты и часть механизмов машинного отделения.


Shakko , CC BY-SA 3.0

Музей-усадьба Останкино

С 1918 - государственный музей, в котором сейчас можно увидеть подлинные интерьеры XVIII в., услышать музыку того времени и оперы из репертуара шереметевского театра.

Генеральный план парка усадьбы, носившего название «Парк культуры и отдыха имени Дзержинского», разработал архитектор В. И. Долганов совместно с Ю. С. Гриневицким.

Архитектурный ансамбль усадьбы

Храм Святой Троицы


Lodo27 , GNU 1.2

Храм Живоначальной Троицы в Останкино - одно из старейших зданий сохранившихся в усадьбе. В сентябре 1678 года, по челобитной князя Михаила Черкасского, патриарх Иоаков благословил строительство каменной церкви взамен обветшавшей деревянной. Строительство храма велось с 1678 по 1683 года по проекту крепостного архитектора Павла Сидоровича Потехина, чуть в стороне от старой церкви, чтобы не затронуть находящегося вокруг неё кладбища.

Парадный двор


Vladimir OKC , Public Domain

Парк


Беседка «Миловзор» на искусственной горке Парнас в парке усадьбы Останкино. Первоначальная беседка построена в 1795 г. Следующая — в конце 20-х гг. XIXв. Современная беседка была воссоздана в 2003 году.

Сегодня расскажу о Шереметьевском дворце в Останкино. К сожалению, дворец в настоящее время реставрируется, поэтому на фотографиях будут присутствовать леса и другие атрибуты стройки. На первом фото вид дворца и церкви с .


В XVI веке подмосковная деревня Останкино принадлежала дьяку Василию Щекалову, который в 1584 году в этом месте устраивает пруд, сажает рощу, строит дом и церковь. Из всего этого до наших дней сохранился только пруд. Все остальное было уничтожено в Смутное время. Усадьбу восстанавливает в XVII веке князь Черкасский, которому эти владения пожаловал царь Михаил Федорович. Одна из наследниц правнучка князя выходит замуж за графа Шереметьева и Останкино переходит в его собственность в качестве приданного. Настоящий вид усадьба приобрела в XVIII—XIX веках. Строительство самого дворца было завершено в 1795 году.

Вид на дворцовую церковь и Шереметьевский дворец, которого почти не видно за деревьями. со стороны пруда. Пруд, как я отмечал в , ужасно грязный и требует очистки.

Шереметьевский дворец, закрыт лесами и навесом. Перед ним проезжая часть - Первая Останкинская улица, которая до эпохи большевиков называлась Дворцовая.

Кентавры на воротах оригинальной ограды дворца:

Вазы на столбах ограды, также стилизованы под античность.

Центральная часть дворца, в центре портик в коринфском ордере, по бокам - в аттическом. Перед дворцом псевдоантичная статуя.

Правое крыло дворца с дорическими колоннами. Таким образом, в колоннаде использованы все античные стили.

Хозяйственный флигель.

Относящаяся к дворцу церковь Храм Троицы Живоначальной в Останкине. Год постройки 1692. Была построена на месте деревянной церкви. Впоследствии неоднократно перестраивалась.

Церковь невероятно красива. По красоте уступает, наверное, только Храму Василия Блаженного на Красной площади. Все фасады украшены декором.

Фрагменты внешней отделки церкви: