Персонажи волшебных сказок. Русские народные сказки, герои русских народных сказок Самые любимые герои иностранных мультфильмов

Персонажи волшебных сказок четко делятся на «положительных» и «отрицательных», причем сущность их в ходе повествования обычно не меняется.

«Гонимые» герои сказок.Сказка берет обездоленного под защиту и делает своим героем : это осиротевший юноша («Кот в сапогах»), падчерица («Золушка», «Морозко»), осиротевшие дети («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Кроме того, при переходе от родового строя к патриархальной семье в положении социально обездоленного оказался младший брат.

Вокруг новых социально обездоленных героев начинают собираться старые мифологические рассказы о волшебных силах, порожденных мифологическим мышлением . Но теперь эти волшебные силы встают на защиту угнетенного, помогают ему и устанавливают уходящую из жизни справедливость.

Герой в большинстве сказок представляет один и тот же тип искателя , отправляющегося за волшебным даром или невестой и добивающегося удачи. Его социальное положение не имеет значения: это может быть Иван-царевич или Иван - крестьянский сын, Андрей-стрелец или Емеля-дурак. Но в экспозиции сказки герой часто представлен двояко. Эпический герой добивается успеха благодаря своей незаурядной силе.

Эпический герой , которого отличают благородное (или чудесное) происхождение, необычайная сила и красота, а также рано проявляющееся богатырство. Чаще сказка называет эпического героя Иваном-царевичем. Он прекрасен собой и совершает героические подвиги.

«Низкий» герой - ленивый и всеми презираемый дурак, который сидит на печи (важная для мифа связь с родным очагом подается в сказке как лень и неряшество ). «Низкий» герой - это обыкновенно младший брат. Но именно он во всех перипетиях одерживает верх, а не его умные братья. Он мало что решает и довольно пассивен. Все делает за героя его помощник, и тот либо старательно выполняет, что ему наказывают, либо отправляется спать, следуя правилу : «Утро вечера мудренее ».

Конечная цель приключений сказочного героя - свадьба, причем женится он непременно на царевне. Как уже говорилось, эта сказочная свадьба - чудесный для героя выход из обострившейся социальной ситуации, которая в сказке всегда связана с внутрисемейными отношениями.

Героини волшебных сказок

Мудрая дева , владеющая волшебными умениями и связанная с силами природы. Это такая красавица, «что ни в сказке сказать, ни пером описать » (Василиса Премудрая, Василиса Прекрасная, Марья Моревна). Обычно она превосходит по уму своего избранника, и герой теряет ее, пока не отвоевывает потерянную жену у Кощея Бессмертного.

Сказочная невеста - существо противоречивое , особенно когда герою приходится ее завоевывать. Она может быть коварной, она исчезает и герою предстоит долгий путь, чтобы вернуть ее.

«Низкому» герою-запечнику соответствует тип кроткой девушки-падчерицы , служанки и замарашки (например, героиня сказки «Морозко»). Младшая сестра в русских волшебных сказках - это еще и верная возлюбленная, которая три пары башмаков железных истоптала, три посоха чугунных изломала, три просвиры каменных изглодала, чтобы найти своего жениха («Перышко Финиста - Ясного сокола»).

Есть в сказке особые персонажи - чудесные помощники , которым передаются волшебным образом сила и способности героя, так что «герой и его помощник есть функционально одно лицо». Помощники эти - разного происхождения:

Тотемические , из мира животных - корова, чудесный конь, серый волк, щука, кот - так называемые благодарные животные.

Помощники антропоморфного вида , связанные с культом предков (умершая мать, оставляющая сироте корову-помощницу, благодарный мертвец - Медный Лоб, некая бабушка-за-дворенка).

Олицетворенные человеческие способности (Опивало, Объедало и т. п.). Разные по происхождению, все помощники функционально едины: их роль - помочь герою выполнить трудную задачу.

Темные силы

Темные силы в волшебной сказке также представлены персонажами, разными по происхождению. Но функция у них одна: они испытывают героя . Это его ритуально-мифологические противники, которых он должен одолеть в ходе сказочных испытаний . Что же касается их состава, то «в сказочно-мифологический пантеон входят некоторые (свои и чужие) сильно преобразованные и поэтически обобщенные образы древних мифов вроде Бабы-яги, Кощея, змея (дракона), великанов-людоедов и в гораздо меньшей мере персонажи еще актуальной низшей мифологии и демонологии (черт, леший, мороз, русалки, тролли и т. п.)».

Самый архаический из противников героя - змей. Любители реализма склонны усматривать в сказочном змее воспоминание древнего человека о звероящерах. Однако между исчезновением звероящеров и появлением человека лежит огромный промежуток времени. Это не воспоминание: змей - такое же создание фантазии, как Кощей Бессмертный. Один из древнейших образов мирового фольклора, змей воплощает враждебные человеку силы природы - прежде всего огня и воды. Не случайно он устойчиво связан с образом огненной реки. Водяная же стихия в мировых мифологиях воплощает хаос с его тьмой и бездной . Из этой бездны и является змей.

Представления о змее как хозяине водяной стихии легли в основу широко распространенного в древности обычая: ему приносили в жертву девушек, оставляя их на берегах рек или озер. Но наиболее древний пласт представлений о змее связан с образами тьмы и бездны. Однако в русских сказках змей как активный носитель зла почти не встречается. Он превратился в силу пассивную - это страж у калинового (раскаленного) моста, переброшенного через огненную реку. Лишь в знаменитом сюжете «Победитель змея» герой освобождает царевну, предназначенную чудовищу.

Кощей Бессмертный - др. руск. кощеи – «отрок, мальчик, пленник, раб»; из тюрк. kosci «невольник». Со злыми силами природы, в первую очередь с подземным царством, связан Кощей Бессмертный. Сказка рисует его не чахлым стариком, а могущественным духом.

Баба Яга. Самый противоречивый персонаж волшебной сказки - Баба-яга: то она враг героя, то его помощница. В русских сказках яга чаще всего выступает в роли дарительницы: от нее герой получает либо дары, либо указания, куда ему следует путь держать.

Еще одна роль яги - испытательница : к ней отправлена падчерица, с честью Одно из испытаний, предлагаемых ягой, - вымыть ее «детей» - змей да лягушек, хтонических и «нечистых» существ. Во всех случаях яга связана с царством мертвых. Она живет в ином мире или на границе миров , обитая в избушке на курьих ножках, стоящей в дремучем лесу. Избушка похожа на гроб, и лежит в ней яга так : «Голова в одном углу, ноги в другом, нос в потолок врос ». Подобно мертвецам в народных поверьях, яга не видит, а чует дух живого человека , отсюда ее традиционное восклицание: «Фу-фу-фу, русским духом пахнет!» (Впрочем, все сверхъестественные существа - и только они - обладают способностью чуять запах живого человека). Сама яга подобна скелету: у нее костяная нога.

По мнению В. Я. Проппа, образ Яги восходит к эпохе матриархата . Яга - предок по женской линии, чудесным образом связанный с силами природы, повелительница зверей.

Враги социального плана

Среди врагов героя есть и такие, кто не связан с враждебными силами природы, - это враги социального плана. Царь хочет извести героя, чтобы завладеть его женой.

Младшему брату и младшей сестре противостоят их старшие братья и сестры : младшие объявлены глупыми, но превосходят старших своими нравственными качествами. Те умны «на базаре житейской суеты», но завистливы и мелки, думают только о себе и своих выгодах - и сказка их осуждает.

Враждебна падчерице ее мачеха-злодейка . Злобе мачехи противопоставлены скромность и терпение падчерицы. Это христианский идеал - отсюда популярность сказок о мачехе и падчерице в христианском мире. Но есть здесь и моменты дохристианские: мачеха в некоторых сказках представляется ведьмой и отсылает падчерицу к своей сестре-яге. Прислушаемся к суждению В.Я. Проппа: «Мачеха есть змеиха... принявшая некоторые черты яги и некоторые бытовые черты ».

Сборник викторин по сказкам:

Викторина «По сказочным дорожкам»

Викторина «Вспомни сказочных героев»

Какое слово надо вставить?

Викторина «Как ты знаешь сказочных героев?»

На ком или на чем совершили путешествие герои сказок?

В каких сказках совершали чудеса феи и колдуньи, маги и волшебники, о которых идет речи?

Викторина «Волшебные слова»

Викторина «По сказочным дорожкам»

1. Сказка, в которой опровергается утверждение о том, что денежки на дороге не валяются. (К. Чуковский «Муха-Цокотуха» .)

2. Сказка, в которой доказывается, что деньги в землю нужно вкладывать с умом. (А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

3. История, в которой акционерное общество создается вне пределов Земли. (Н. Носов «Незнайка на Луне».)

4. Сказка, в которой по бартеру за три предмета одежды были получены два млекопитающих и одно пресмы-кающееся. (В. Шергин «Волшебное кольцо».)

5. История, в которой выясняется, что отказ от подпис-ки на периодическую печать позволяет сэкономить определенные средства. (Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот».)

6. Сколько стоил билет в театр Карабаса-Барабаса? (Че-тыре сольдо.)

7. Как называются денежные единицы на Луне? (Сан-тики и фертинги.)

8. Как Сеньор Помидор оплачивал труд Редиски? (Из-редка давал ей конфетную бумажку.)

9. Почему золотая монетка прилипла ко дну мерки Али-Бабы? (Дно было намазано медом.)

10. Парнокопытный лабиринт для Крошечки-Хаврошечки. (Корова.)

11. Популярная певица дедушки Крылова. (Ворона.)

12. Семь желаний на одной ножке. (Цветик-семицветик.)

13. Традиционное блюдо Эников-Беников. (Вареники.)

14. Олицетворение семьи, которое Буратино проткнул носом. (Очаг.)

15. Сказочный дурак. (Иванушка.)

16. История о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю. (Колобок.)

17. Детали женского платья, в которые помещаются озе-ра, лебеди и прочие элементы окружающей среды. (Рукова.)

18.Сырье для серийного производства Буратино. (Дере-во.)

19. Персонаж, лопнувший со смеху при виде неквали-фицированно построенного моста. (Пузырь.)

20. Резиденция Бабы-Яги. (Избушка на курьих ножках.)

21. Тот, кто по морю гуляет и кораблик подгоняет. (Ве-тер.)

22. Друг Винни-Пуха, который остался с Хвостом. (Ос-лик Иа.)

24. Молодой специалист по выращиванию деревьев с зо-лотыми листьями. (Буратино.)

25. Лифт для нечистой силы. (Труба.)

26. Пиявочных дел мастер. (Дуремар.)

27. Индивидуальный летающий аппарат многоразового пользования. (Ступа.)

28. Пещерная отмычка. (Сим-сим.)

29. Радиолокатор для царя-лежебоки, который устал от ратных дел. (Золотой Петушок.)

30. Прожектор для Иванушки-дурачка, чтобы в ночное время холить лошадей. (Перо Жар-птицы.)

31. Модная обувь при царе Горохе. (Сапоги-скороходы.)

32. Специалист — рыболов по вылавливанию щуки. (Еме-ля.)

33. Имя великого английского обжоры. (Робин-Бобин-Барабек.)

34. Награда за подвиг, которую дают в придачу. (Пол-царства.)

35. Надежное средство ориентации в сказочных ситуа-циях. (Клубок.)

36. Женщина, которая первой поднялась в воздух. (Баба-Яга.)

37. Высочайшее достижение сказочного общепита. (Ска-терть-самобранка.)

38. Средство передвижения жениха царевны Несмеяны. (Печь.)

39. Снотворное для спящей царевны. (Яблоко.)

40. Лифт для нечистой силы. (Труба.)

41. Персонаж, лопнувший От смеха. (Пузырь.)

42. Олицетворение семьи, которое Буратино проткну."! носом. (Очаг.)

43. Друг Винни-Пуха, который остался с хвостом. (Ос-лик Иа.)

44. Командир 33 богатырей. (Черномор.)

45. Пещерная отмычка-заклинание. (Сим-сим, откройся.)

46. Деталь женского платья, в которой помещаются озе-ра и лебеди. (Рукав.)

47. Радиолокатор царя-лежебоки, который устал от рат-ных дел. (Петушок.)

48. Парнокопытный лабиринт для Крошечки-Хаврошечки. (Корова.)

49. Награда за подвиг, которую дают в придачу цари.

(Полцарства.)

50. Надежное средство ориентации в сказочных ситуа-циях. (Клубок.)

52. Семь желаний на одной ножке. (Семицветик.)

53. Неблагодарная слушательница песен, (Лиса.)

54. Имя великого английского обжоры. (Робин-Бобин Барабек.)

55. Резиденция Бабы-Яги. (Избушка на курьих ножках.)

56. Высочайшее достижение сказочного общепита. (Ска-терть-самобранка.)

57. Самый круглый сказочный герой. (Колобок.)

58. Золотая исполнительница желаний. (Золотая рыбка.)

59. Прожектор Ивана-дурака для работы на конюшне в ночное время. (Перо Жар-птицы.)

60. Пушистый владелец сапог. (Кот.)

61. Сказочная стиральная машина. (Корыто.)

62. Материал, из которого сделан ребенок Папы Карло. (Полено.)

63. Традиционное блюдо Эников-Бэников. (Вареники.)

64. Модная быстрая обувь при царе Горохе. (Сапоги-ско-роходы.)

65. Молодой специалист по выращиванию деревьев с золотыми листьями. (Буратино.)

66. Животное, чью шкуру накинул волк. (Овца.)

67. Два лицемерных друга Буратино. (Алиса, Базилио.)

68. Из чего фея сделала Золушке карету? (Из тыквы.)

69. Как звали пуделя в сказке «Приключения Бурати-но»? (Артемон.)

70. Как звали сына царя Салтана? (Гвидон.)

71. Назовите имена друзей Незнайки. (Пончик, Сироп-чик, Винтик, Шпунтик.)

72. Назовите пять героев «Винни-Пуха». (Ослик Иа, Пя-тачок и т. д.)

73. Назовите семь героев «Маугли». (Шерхан, Багира Балу...)

74. Сколько стоил билет в театр Карабаса-Барабаса? (4 сольдо.)

75. Кто улетел вместе с Незнайкой на ракете на Луну? (Пончик.)

76. Кем был Дуремар? (Аптекарем.)

77. Откуда папа Карло взял полено? (Джузеппе подарил.)

78. Какого цвета были волосы у Мальвины? (Голубого.)

79. Назовите пять представителей нечистой силы. (Баба-Яга, Кащей Бессмертный и т. д.)

80. Каково было последнее желание старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Стать Владычицей морскою.)

81. Кем по должности была Фрекен Бок? (Домоправи-тельница.)

82. Сколько лет пролежал Илья Муромец на печи? (33 года.)

83. ЧТО такое «Красный цветок»? (Огонь в «Маугли».)

84. Какие чудеса были за морем в «Сказке о царе Сал-тане»? (Белка, 33 богатыря, Царевна-лебедь.)

85. Как погиб царь в «Коньке-Горбунке»? (Сварился.)

86. Сколько чашек с чаем выпивали букашки? (3 чашки с молоком и крендельком.)

87. Кто одолел Тараканища? (Воробей.)

88. Каково было заклинание в «Маугли»? (Мы с тобой одной крови: ты и я.)

89. Что просил Страшила у Волшебника Изумрудного города? (Мозг.)

90. Кто доставил Айболита в Африку? (Орел.)

Викторина «Вспомни сказочных героев»

- Вспомните, кто говорил такие волшебные слова:

По щучьему веленью, по моему хотенью. (Емеля. Русская народная сказка «По щучьему веленью».)

Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой! (Иванушка-дурачок. Русская народная сказка «Сивка-бурка».)

Сим-сим, открой дверь! (Али-Баба. Арабская сказка«Али-Баба и сорок разбойников».)

Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. (Женя. В.Катаев «Цветик- семицветик».)

Какое слово надо вставить?

Сказка Ш. Перро «Красная...» (Шапочкя.)

Сказка Ш. Перро «Синяя...» (Борода.)

Волшебная повесть А. Погорельского «Черная...» (Курица.)

Рассказ А. Куприна «Белый...» (Пудель.) Рассказ В. Бианки «Серая...» (Шейка.)

Как звали медведя из сказки «Маугли». (Балу.)

Веселый человечек — луковка? (Чиполлино.)

Лиса — спутница кота Базилио? (Алиса.)

Викторина «Как ты знаешь сказочных героев?»

1. Кто из героев русских сказок просил: «Емеля, отпус-ти меня в воду, я тебе пригожусь» (Русалка; Щука; Золотая рыбка .)

2. А кто приказывал: «Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела?» (Пеп-пи; Снежная королева; Царевна-лягушка.)

3. Чья это песенка: «Битый небитого везет?» (Лисы; Чебурашки; Карлсона.)

4. Кто спрашивал: «Бабушка, почему у вас такие боль-шие руки?» (Дюймовочка; Малъвина; Красная Ша-почка.)

5. Как величал своего хозяина Кот в сапогах? (Карабас Варабас; Маркиз Карабас; Барон Мюнхгаузен.)

6. Любимое лакомство старика Хоттабыча? (Пирожное; винегрет; мороженое.)

7. Кто из этих собак пудель? (Тотошка; Артемов; Каштанка.)

На ком или на чем совершили путешествие герои сказок?

1. Емеля к царю (на печи — русская народная сказка «По щучьему велению».)

2. Волька и старик Хоттабыч в Индию (на ковре-само-лете — Л. Лагин «Старик Хоттабыч».)

3. Дюймовочка в теплые края (на ласточке — Х.-К. Андерсен «Дюймовочка».)

4. Лягушка-путешественница на юг (на прутике, ко-торый держали утки, — В. Гаршин «Лягушка-путе-шественница».)

5. Врунгель, Лом и Фукс вокруг света (на яхте «Беда» — А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля».)

6. Иван-царевич за жар-птицей (на волке — русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»)

В каких сказках совершали чудеса феи и колдуньи, маги и волшебники, о которых идет речь?

1. «Это был тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром...» Кто это?

(Джинн Хоттабыч — Л. Лагин «Старик Хоттабыч».)

2. «Платье на ней было оборвано, лицо маленькое, ост-рое, сморщенное от старости с красными глазами и длинным крючковатым носом». (Колдунья — В. Гауф «Карлик Нос».)

3. «Коса сизо-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то крас-ные, не то зеленые. Сквозь светлеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь». (Хозяйка Мед-ной горы — П. Бажов «Медной горы Хозяйка».)

4. «Одет он чудесно: на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета — он отливает то голу-бым, то зеленым, то красным... Подмышками у него по зонтику: один с картинками — его он раскрывает перед хорошими детьми, другой совсем простой, глад кий.. (Волшебник Оле-Лукойе — Х.-К. Андерсен «Оле-Лукойе»)

Викторина «Волшебные слова»

1. По щучьему веленью, по моему хотенью. (Емеля. Русская народная сказка «По щучьему веленью».)

2. Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой! (Иванушка-дурачок. Русская на-родная сказка «Сивка-бурка».)

3. Симсим, открой дверь! (Али-Баба. Арабская сказка «Али-Баба и сорок разбойников».)

4. Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. (Женя. В. Катаев «Цветик-семицветик».)

Чтобы скачать материал или ! Самым популярным русским сказочным героем является Иванушка-дурачок, однако, далеко не всегда этот образ олицетворяет исключительно положительные черты. В сказке «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» образ русского Ивана представлен наиболее красиво и однозначно. Работящий богатырь сражается мечом и голыми руками, хитростью и смекалкой с чудовищами, заполонившими русскую землю. Он добр и красив, смел и отважен, силен и умен, несомненно, это самый положительный образ русской сказки.

Другой Иван в «Сказке о Василисе золотой косе» также спасает весь народ и своих от страшного змея, пленившего красавиц и его родную сестру. Иван Горох – сильный и грозный богатырь, готовый разделаться с любым злом, защитить родную землю и отстоять честь сестры. А вот в сказке «Иван-царевич и серый волк» более положительным персонажем выступает волк, Ивану-царевичу лишь повезло встретить такого верного и преданного друга. Такую же тенденцию можно наблюдать в сказках «Конек-горбунок», «По щучьему веленью» и многих других.

Русские люди в большинстве своем считали, что «горбатого могила исправит», поэтому для русских сказок не характерна трансформация героя из отрицательного персонажа в положительный.

Самыми положительными женскими персонажами в русских сказках выступают Василисы Прекрасная и Премудрая. Русская красавица в первую очередь отличается умом и добротой, она помогает своему избраннику победить зло хитростью и смекалкой, достать волшебный предмет или направляет его мудрым . Как ни странно, но в некоторых сказках положительной может быть даже Баба Яга, которая снабжает путника напутственными словами, древними знаниями и оказывает материальную помощь в виде волшебных предметов: платок, гребешок, клубок ниток или зеркало.

Положительные герои зарубежных сказок

Герои европейских сказок кардинально отличаются от русских, они слабы физически, ум и хитрость в них не воспевается так, как в фольклоре. На первое место выходят такие качества как доброта, покорность, и трудолюбие. Белоснежка и Золушка – забитые красавицы, рожденные для любви и роскоши, но, по воле злых людей, они обязаны исполнять роль служанок. Они не прилагают никаких усилий, чтобы изменить свою судьбу, они покорны ей и освобождаются от оков лишь по воле случая. Причем основной идеей подобных сказок является мысль о том, что для торжества справедливости необходимы только добродетель и трудолюбие, а бог или добрые феи щедро вознаградят героиню за все лишения.
Пиноккио – сказка итальянского писателя о трансформации глупой, непослушной и, порой, жестокой деревянной куклы в доброго и заботливого мальчика. Пиноккио или Буратино одни из самых положительных детских персонажей.

Герои-воины в зарубежных сказках представлены довольно редко, одним из немногих таких персонажей считается Чиполлино, хотя это в большей степени образ революционера, сражающегося с диктаторами против буржуазии и рабства. Особняком стоит и другой положительный герой – средневековый революционер Робин Гуд. Собирательный образ благородного разбойника-воина романтизирован и одухотворен. Он борется со злом в лице жестоких феодалов, с беззаконием и несправедливостью.

Восточные сказки в своих идеях ближе к русским, например, Аладдин – аналог Ивана-дурака или Емели. Восточным персонажам, как и русским, часто помогают хитрость, ловкость и изворотливость, самый популярный герой – «багдадский вор», преступник, который сумел обвести вокруг пальца не один десяток толстосумов и так и не был пойман. Практически в каждой арабской сказке присутствует и направляющая рука – как и в русской традиции, это женщина. Умная и хитрая жена Али Бабы, Сакине, Шахерезада, как и Василисы в русских сказках олицетворяют такую сообразительность и смекалку, которая присуща только женщинам.

Копировать
Русские народные сказки с их удивительными героями знакомы нам всем с малых лет.

Русские народные сказки являются самым любимым и популярным жанром русского фольклора и знакомят читателей с историей и культурой своих предков.Русские народные сказки — это кладезь народной мудрости. В своей занимательной, увлекательной форме, они содержат глубокий поучительный смысл. Благодаря русской народной сказке , дети открывают окружающий мир, знакомятся с понятиями чести и совести, на примере взаимоотношений сказочных героев учатся добру и справедливости.

Русские народные Сказки можно условно разделить на три вида: волшебные, о животных, и бытовые, сатирические. Все они пришли к нам из тех далеких времен, когда всем природным явлениям и вещам давали магическое, сакральное объяснение. Поэтому многие мифологические герои, такие как Водяной, Кикимора Болотная, Леший, русалки и домовые связаны со стихийными силами природы и языческими поверьями.

Главный герой в русской народной сказке обычно сочетал в себе благородные человеческие качества: такие как мужество, честность, бесстрашие, милосердие и добропорядочность. Иван-Царевич, богатыри, крестьянский сын Иван – дурак, Емеля, все они проходили испытания и невзгоды, и в конце Русской народной сказки побеждали злые силы. Нередко, положительного героя сопровождали помощники, серый волк, символизирующий ум и хитрость, или конь, олицетворяющий собой преданность и верность.


Женские образы, которые встречаются в сказках, также обладали добротой, светлым умом, мудростью и нежностью. Василиса Премудрая, Елена прекрасная, Марья — Царевна, Снегурочка были наделены не только очень красивой внешностью, но и чистой душой.

Положительным героям Русские народной сказки , как правило, противостояли темные силы, загадочные и коварные персонажи. Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей-разбойник — самые популярные сказочные злодеи, которые приносили людям вред, умели колдовать и выражали собой представление народа о жестокости и алчности.

Героями русских народных сказок часто выступали звери и птицы, которые жили и действовали как люди. В каждой сказочной истории с животными иносказательно описаны человеческие типажи, с их разными характерами и пороками. Эти сказочные персонажи многочисленны — медведь, волк, заяц, коза, петух, курица, кот, свинья, журавль и цапля, и, конечно же, хитрая лиса, которая встречалась в русских сказках чаще всех остальных.

Русские народные сказки настолько уникальны своей поэтичностью и содержанием, так ярко передают дух русского человека, что со временем интерес к ним не уменьшается. Хоть и более современным языком, сказки продолжают рассказывать в семьях и экранизируют мультипликаторы, заставляя детей и взрослых смеяться и сопереживать их героям.

Иван-дурак

Иван-дурак, или Иванушка-дурачок — один из главных персонажей Русских народных сказок . По некоторым версиям, имя с эпитетом дурак является именем-оберегом, предотвращающим сглаз. Воплощает особую сказочную стратегию, исходящую не из стандартных постулатов практического разума, а опирающуюся на поиск собственных решений, часто противоречащих здравому смыслу, но, в конечном счете, приносящих успех.

По другим версиям, «дурак» — это его имущественный статус. Поскольку он — третий сын, ему не положена доля в наследстве (остается в дураках). Как правило, его социальный статус низкий — крестьянский сын или сын старика со старухой. В семье часто являлся третьим, младшим сыном. Не женат.

С помощью волшебных средств и особенно благодаря своему «не уму» Иван-дурак успешно проходит все испытания и достигает высших ценностей: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает и богатство, и славу… Возможно, Иван-дурак достигает всего этого благодаря тому, что он воплощает первую (по Ж. Дюмезилю) магико-юридическую функцию, связанную не столько с делом, сколь со словом, с жреческими обязанностями.

Иван-дурак — единственный из братьев, кто говорит в сказке. Иван-дурак загадывает и отгадывает загадки, т. е. занимается тем, чем занимается во многих традициях жрец во время ритуала, приуроченного к основному годовому празднику.

Емеля

Емеля — персонаж русской народной сказки «По щучьему веленью». К серьёзным делам семьи Емелю не допускают. Он чрезвычайно ленив: невесткам приходится подолгу упрашивать его выполнить любую, даже несложную работу. Единственное, что может сподвигнуть его на действие — это обещание гостинцев, на которые он падок. В этом заключается скрытая, на первый взгляд незаметная ирония, имя Емельян, по одной из версий, в переводе с латыни означает «трудолюбивый». Однако этот, казалось бы, непривлекательный персонаж обладает качествами, которые делают его настоящим героем: он ловок и удачлив, сумел голыми руками поймать волшебную щуку в проруби и получить от неё магическую силу (щука становится «волшебным помощником» деревенского дурачка).

Сначала Емеля использует приобретенный дар в бытовых целях — заставляет вёдра идти за водой, топор — рубить дрова, дубинку — колотить недругов. Кроме того, он передвигается на самодвижущихся санях без лошади, а впоследствии управляет печкой (так как не хочет оставить любимую лежанку). Езда на печи — один из ярких эпизодов сказки. Интересно, что, управляя своими транспортными средствами, Емеля безжалостно давит людей («А зачем они под сани лезли?»). Среди фольклористов существует мнение, что эта деталь указывает на царскую природу Емели, который до поры до времени остается «тёмной лошадкой», а впоследствии обнаруживает свою героическую, незаурядную сущность.

Ба́ба-Яга́

Ба́ба-Яга́ - персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов, старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего - отрицательный персонаж.

Баба-Яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Баба Яга обладает способностью уменьшаться в размерах — таким образом, она и перемещается в ступе. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). Выделяют три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-Яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости.

Кощей (Кащей)

Кощей связан со стихией воды: вода придаёт Кощею сверхъестественную силу. Выпив три ведра воды, принесенные ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает 12 цепей и освобождается из подземелья Марьи Моревны.

Кощея Бессмертного представляли в виде скелета, увенчанного короной, с мечом, сидящего на лошади-скелете, а называли Кощея Костеем Бездушным. Он, по поверьям, сеял ссоры и гнев, а его лошадь олицетворяла погибель всего домашнего скота. Она распространяла разнообразные болезни, убивающие домашних животных.

В тексе Русские народные сказки врагом Кощея выступает Баба-Яга, которая сообщает главному герою информацию о том, как его убить, однако иногда они заодно. У Кощея много врагов, но мало кто из них переживал встречу с ним.

Слово «кощей» в XII веке означало раба, пленника.

Змей Горыныч

Змей Горыныч - многоголовый огнедышащий дракон, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах.

Многоголовость змея - непременная его черта. В разных сказках количество голов змея различается: их бывает 3, 5, 6, 7, 9, 12. Чаще всего змей предстаёт трёхглавым. В большинстве случаев у змея отмечается способность к полёту, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост — стрелой и когтистые лапы. Еще одной важной особенностью змея является его огневая природа, однако как именно извергается огонь, сказки не описывают. Огонь змей носит в себе и извергает его в случае нападения. Кроме огненной стихии змей связан и со стихией водной, и две эти стихии не исключают друг друга. В некоторых сказках он живёт в воде, спит на камне в море. В то же время змей - ещё и Змей Горыныч и живёт в горах. Впрочем, такое местопребывание не мешает ему быть морским чудовищем. В некоторых сказках он живет в горах, но когда герой к нему приближается, он выходит из воды.

Жар-птица

Жар-птица - сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя сказки. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Жар-птица огненная птица, её перья блистают серебром и золотом, крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл. По размерам она достигает павлина.

Живёт Жар-птица в райском саду Ирии, в золотой клетке. По ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжёных огней: жар – птица как олицетворение огня, света, солнца. Она питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга.

Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Прототипом Жар-птицы является павлин. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.

Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается. Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы, внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение. Со временем такое перо превращается в золотое. Для ловли Жар-птицы используют золотую клетку с яблоками внутри, как ловушку. Поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об её оперение.

Дед Мороз

Дед Мороз (Дедко Морозко) — персонаж русских легенд, в славянской мифологии — олицетворение зимних морозов, кузнец, сковывающий воду; в современности — главный сказочный персонаж на празднике Нового года, местный вариант рождественского дарителя.

Мороз (Морозко, Трескун, Студенец) — славянский мифологический персонаж, повелитель зимнего холода. Древние славяне представляли его в образе низенького старичка с длинной седой бородою. Его дыхание — сильная стужа. Его слёзы — сосульки. Иней — замёрзшие слова. Волосы — снежные облака. Супруга Мороза — сама Зима. Зимой Мороз бегает по полям, лесам, улицам и стучит своим посохом. От этого стука трескучие морозы сковывают реки, ручьи, лужи льдами.

Часто изображается в синей или красной шубе с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Неразлучен со своей внучкой, Снегурочкой.

Первоначально имел в своём гардеробе только синюю (преимущественно) и белую шубы, но в середине XX века был переодет в красную шубу. Изменение цвета костюма играло две роли: с одной стороны красный цвет являлся национальным цветом СССР, с другой красный цвет перекликался с цветом шубы Санта-Клауса, который был популярен в Европе.

Снегурочка

Снегурочка — новогодний персонаж русских легенд, внучка Деда Мороза. Однако у славян Снегурочка считалась дочерью Мороза и Весны.

Образ Снегурочки уникален для русской культуры. В новогодней и рождественской мифологии остальных народов мира нет женских персонажей. В русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Олег и Валентина Световид – мистики, специалисты по эзотерике и оккультизму, авторы 15 книг.

Здесь вы можете получить консультацию по вашей проблеме, найти полезную информацию и купить наши книги.

На нашем сайте вы получите качественную информацию и профессиональную помощь!

Сказочные имена

Сказочные имена – это имена героев любимых с детства сказок. За каждым сказочным именем встает образ, характер, судьба. Люди помнят сказки, прочитанные в детстве, всю свою жизнь, а книги с любимыми сказками хранят для своих детей.

Сказочные имена

Акелла

Алёнушка

Алёша Попович

Баба-яга

Багира

Балу

Бармалей

Барон Мюнхгаузен

Буратино

Василиса Микулишна

Василиса Прекрасная

Варвара-краса

Винни-Пух

Гадкий Утёнок

Герда

Данила-мастер

Дед Мороз

Дед Мазай

Добрыня Никитич

Доктор Айболит

Дуремар

Дюймовочка

Елена Прекрасная

Елена Премудрая

Жихарка

Златовласка

Змей Горыныч

Золушка

Иванушка-дурачок

Иван-царевич

Илья Муромец

Карабас Барабас

Карлсон

Кащей Бессмертный

Колобок

Конек Горбунок

Король Дроздобород

Кот Базилио

Кот Леопольд

Кот Матроскин

Кот Мурлыка

Кот в сапогах

Красная шапочка

Крокодил Гена

Курочка Ряба

Лиса Алиса

Лутоня

Мальвина

Мальчик-с-пальчик

Маугли

Микки-Маус

Мойдодыр

Марья-искусница

Марья-маревна

Морозко

Муха-цекотуха

Незнайка

Никита Кожемяка

Олле-Лукойе

Папа Карло

Пеппи-длинный чулок

Петушок-Золотой гребешок

Принцесса на Горошине

Почтальон Печкин

Пьеро

Просперо

Пчела Майя

Пятачок

Русалочка

Руслан и Людмила

Садко

Светогор-богатырь

Серая Шейка

Серебряное копытце

Сивка-бурка-Вещая Каурка

Синеглазка

Скрудж

Снегурочка

Снежная Королева

Синяя Борода

Спящая красавица

Соловей-разбойник

Суок

Три поросенка - Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф

Тугарин-змей

Федот-стрелец

Финист-ясный сокол

Фока на все руки дока

Хозяйка Медной горы

Храбрый портняжка

Царевна-Лебедь

Царевна-лягушка

Царевна-Несмеяна

Царь-Горох

Царь Додон

Царь Салтан

Чебурашка

Черепаха Тортилла

Чернавка

Черномор

Чипполино

Чудо-Юдо

Шамаханская царица

Шапокляк

Шерхан

Наша новая книга "Энергия имени"

Олег и Валентина Световид

Адрес нашей электронной почты: [email protected]

На момент написания и публикации каждой нашей статьи ничего подобного в свободном доступе в интернете нет. Любой наш информационный продукт является нашей интеллектуальной собственностью и охраняется Законом РФ.

Любое копирование наших материалов и публикация их в интернете или в других СМИ без указания нашего имени является нарушением авторского права и преследуется Законом РФ.

При перепечатке любых материалов сайта ссылка на авторов и сайт – Олег и Валентина Световид – обязательна.

Сказочные имена

Внимание!

В сети интернет появились сайты и блоги, которые не являются нашими официальными сайтами, но используют наше имя. Будьте осторожны. Мошенники используют наше имя, наши электронные адреса для своих рассылок, информацию из наших книг и наших сайтов. Используя наше имя, они затягивают людей на различные магические форумы и обманывают (дают советы и рекомендации, которые могут навредить, или выманивают деньги на проведение магических ритуалов, изготовление амулетов и обучение магии).

На наших сайтах мы не даём ссылок на магические форумы или на сайты магов-целителей. Мы не участвуем в каких-либо форумах. Мы не даем консультаций по телефону, у нас нет на это времени.

Обратите внимание! Мы не занимаемся целительством и магией, не делаем и не продаем талисманы и амулеты. Мы вообще не занимаемся магической и целительской практикой, не предлагали и не предлагаем таких услуг.

Единственное направление нашей работы – заочные консультации в письменной форме, обучение через эзотерический клуб и написание книг.

Иногда люди нам пишут, что на каких-то сайтах видели информацию о том, что мы якобы кого-то обманули – брали деньги за целительские сеансы или изготовление амулетов. Мы официально заявляем, что это – клевета, неправда. За всю свою жизнь мы ни разу никого не обманули. На страницах нашего сайта, в материалах клуба мы всегда пишем, что нужно быть честным порядочным человеком. Для нас честное имя – это не пустой звук.

Люди, которые пишут о нас клевету, руководствуются самым низменными мотивами – завистью, жадностью, у них черные души. Наступили времена, когда клевета хорошо оплачивается. Сейчас многие Родину готовы продать за три копейки, а заниматься клеветой на порядочных людей еще проще. Люди, которые пишут клевету, не понимают, что они серьезно ухудшают свою карму, ухудшают свою судьбу и судьбу своих близких людей. Говорить с такими людьми о совести, о вере в Бога бессмысленно. Они не верят в Бога, потому что верующий человек никогда не пойдёт на сделку с совестью, никогда не будет заниматься обманом, клеветой, мошенничеством.

Мошенников, псевдомагов, шарлатанов, завистников, людей без совести и чести, жаждущих денег, очень много. Полиция и другие контролирующие органы пока не справляются с возрастающим наплывом безумия "Обман ради наживы".

Поэтому, пожалуйста, будьте внимательны!

С уважением – Олег и Валентина Световид

Нашими официальными сайтами являются:

Приворот и его последствия – www.privorotway.ru

А также наши блоги: