Посольство российской федерации в республике судан. Суданские арабы

Республика Судан, государство на северо-востоке Африки. Территория страны является частью обширной природной области Судан, которая простирается от пустыни Сахара до влажных тропических лесов Центральной и Западной Африки.

По своей площади (2,5 млн. кв. км) Судан является крупнейшим государством на Африканском континенте. Численность населения - 41,98 млн. (оценка на июль 2010).

Территории, ставшие частью современного Судана, впервые были объединены в 19 в., а нынешние государственные границы были установлены в 1898. 1 января 1956 была провозглашена независимость Судана. Столица страны - Хартум.

Этнорасовый состав - негры (нилоты, нубийцы) 52 %, арабы 39 %, беджа (кушиты) 6 %, прочие 3 %.

Языки - арабский и английский официальные, нилотские языки, нубийский, беджа.

Религия.

Основная религия - Ислам. Мусульмане - сунниты 70 %, христиане - 5 %, аборигенные культы - 25 %.

Так как подавляющее большинство населения Судана является мусульманами, Ислам является государственной религией, начав здесь распространяться в 8 в. н.э.

Фактически всё население севера страны – мусульмане-сунниты. Исламом пронизаны все сферы общественного бытия, наиболее влиятельные политические партии созданы на базе исламских религиозных организаций. Религиозная же ситуация на юге характеризуется большим разнообразием: каждое племя исповедует свою религию (чаще всего анимистическую), значительная часть южно-суданского населения исповедует Христианство, которое активно насаждалось с середины XIX в. европейскими миссионерами-католиками, протестантами. Этот фактор играет большую роль в углублении проблемы юга. Его игнорирование приносит многочисленные социальные последствия, сказываясь на обычаях и индивидуальном поведении.

На севере страны существует большое количество мечетей и школ для изучения религиозных наук и Шариата (мусульманского права). Все это создает слой людей, умеющих читать и писать и владеющих знаниями в области различных наук. Это ведёт к повышению культуры, появлению писателей, поэтов и политиков.

На юге преобладает христианское население и распространено Христианство. Из Европы направлялись миссии, первой заботой которых было служение колонизаторам и разжигание национальных столкновений между севером и югом.

Опасность религиозного фактора заключается в использовании некоторых слоёв для достижения политических и экономических целей, при котором между народами усиливается межконфиссиональная и межрелигиозная рознь.

В религиозной, политической и культурной жизни страны большую роль играют тарикаты. Крупнейшие из тарикатов – Ансарийя (к нему принадлежат более 50% арабо-суданцев, живущих в западной части страны и в районах по берегам Белого Нила), Хатмийя (другие названия – Хатымийя, Мирганийя), преобладающий на севере и востоке Судана и Кадирийя. В северном Судане есть много последователей Шазалийского и Тиджанийского тарикатов.

Почти все пришедшие в Судан переселенцы-арабы были мусульманами и распространение исламской культуры в северном Судане, относящееся к 15-17 вв., произошло благодаря усилиям мусульманских проповедников и суданцев, обучавшихся в Египте или Аравии. Эти люди были суфиями, и придерживались тарика, и в Судане Ислам характеризовался преданностью мусульман своим духовным наставникам и приверженностью к аскетическому образу жизни.

Изначально они являлись объединением искренних и покорных Всевышнему мусульман, приобщенных к тайным знаниям.

Несмотря на многочисленность племен на севере страны, их объединяет арабский язык, являющийся общим для них, даже племена, которые не имеют никакой связи с арабскими родами, говорят на арабском языке, который является для них вторым языком. Его знание обусловлено их контактами с арабскими племенами, составляющими большинство на севере Судана.

Некоторые мусульманские племена на севере страны не знают арабского языка, это, прежде всего, кушитоязычные беджа на побережье Красного моря, донгола и другие нубийские народы, живущие в долине Нила и из Дарфура.

Древние и Средние века.

В древности значительную часть территории современного Судана (носившего название Куш, а позднее - Нубия) населяли семито-хамитские и кушитские племена, родственные древним египтянам.

К VII веку н. э. Судан представлял собой небольшие разрозненные королевства (Алоа, Мукурра, Нобатия) и владения. В 640-х годах с севера, из Египта, начало проникать арабское влияние. Территория между Нилом и Красным морем была богата золотом и изумрудами, и сюда стали проникать арабские золотоискатели. Арабы принесли с собой Ислам. Арабское влияние распространилось в основном на севере Судана.

Около 960 года в восточной Нубии образовалось государство во главе с верхушкой арабского племени рабиа. Другие арабские племена заселили Нижнюю Нубию, она была присоединена к Египту в 1174 году.

XIX век.

Во второй половине XIX века в Судане усилилось влияние Великобритании. Генерал-губернатором Судана стал англичанин. Жестокая эксплуатация и национальное угнетение привели к возникновению мощного народного движения протеста с религиозной направленностью.

Махди Cуданский (1844?–1885).

Религиозный лидер Мухаммед ибн Абдалла, прозванный как «Махди» в 1881 году попытался объединить племена западного и центрального Судана. Восстание завершилось взятием Хартума в 1885 и кровопролитиями. Предводитель восстания вскоре умер, но созданное им государство, возглавляемое Абдаллахом ибн аль-Саидом, продержалось ещё полтора десятка лет, и лишь в 1898 году восстание было подавлено англо-египетскими войсками.

Установив господство над Суданом в форме англо-египетского кондоминиума (1899 г.), английский империализм проводил целенаправленный курс на изоляцию южных провинций. В то же время англичане поощряли и разжигали межплеменные противоречия. Южане находились на положении граждан второго сорта. В стране была создана атмосфера взаимного недоверия и враждебности. Благоприятную почву среди южно-суданского населения находили подогреваемые англичанами сепаратистские настроения.

XX век

После окончания Первой мировой войны британские колонизаторы взяли курс на превращение Судана в страну-производитель хлопка. В Судане начала формироваться национальная буржуазия.

Британская администрация для укрепления своей власти, в частности, поощряла этнический и политический сепаратизм населения суданского юга, придерживающегося традиционных верований и исповедующих Христианство. Таким образом, закладывались предпосылки для будущих этнических и религиозных конфликтов.

Период независимости.

Египет после Июльской революции 1952 года признал право суданского народа на самоопределение. 1 января 1956 Судан был провозглашён независимым государством.

Центральное правительство в Хартуме, ключевые позиции в котором заняли мусульмане, отказалось создавать федеративное государство, что привело к мятежу офицеров-южан и гражданской войне, продолжавшейся с 1955 по 1972 год.

Страна в XX веке пережила несколько военных и государственных переворотов (в 1958, 1964, 1965, 1969, 1971, 1985), однако режимы, сменявшие друг друга, были неспособны справиться с этнической разобщённостью и экономической отсталостью.

В 1983 Джафар аль-Нимейри заменил все существовавшие юридические законы мусульманскими законами Шариата, основанными на Коране. Но в 1986 законы Шариата были отменены, и была временно восстановлена судебная система, основанная на гражданском кодексе англо-индийского образца. В 1991 произошло возвращение к исламскому законодательству.

С начала 1990-х годов в стране интенсивно проводился курс на исламизацию жизни. Всегда во внешней политике Судан придерживался националистического, проарабского и происламского курса.

В результате длительного колониального господства народы Судана получили в наследство множество проблем.

Получив независимость, Судан унаследовал и проблему юга страны, которая состоит в неравенстве уровней развития южных и северных регионов страны, в дискриминационной политике центральных властей по отношению к южным провинциям.

Судан культурный.

Омдурман, город-спутник Хартума, огромный африканский город с населением порядка миллиона человек. Это один из самых старых городов страны и своеобразные "ворота в сельский Судан". Мечеть Хамеда Ала Ниела (Намду Ниил), постоянно окружённый мусульманами, добавляет очарования облику Омдурмана.

В Омдурмане же находится здание, которое чаще всего фотографируется в стране – могила Махди – одного из самых уважаемых правителей Судана.

Недалеко расположена ещё одна достопримечательность Судана - Белт Аль-Халифа. Здесь экспонируются вещи, так или иначе имевшие отношение к вышеупомянутому Махди: флаги, вещи, оружие. В этом же здании можно увидеть интересную выставку фотографий, запечатлевших Судан во время восстания Махди.

Здесь же располагается лучший рынок страны. Тут можно купить уникальные драгоценности из серебра и другие украшения, а также заказать себе эксклюзивный сувенир из чёрного дерева, который будет исполнен на ваших глазах.

В Судане широко распространены ремесла и художественные промыслы. В северных провинциях арабские мастера выполняют филигранные работы по меди и серебру, изготовляют предметы из гладкой и тиснёной кожи (седла, верблюжью и конскую сбрую, бурдюки и ведра). В южных распространено изготовление изделий из дерева, глины, металла (бронзы, железа и меди), кости и рога: круглодонные сосуды с гравированным и наколотым штриховым рисунком. Отличаются разнообразием плетеные изделия из травы и окрашенной соломы – циновки (используются в качестве молитвенных ковриков в домах и мечетях), блюда и крышки для них, а также разнообразные корзины.

Национальная литература.

Национальная литература основана на традициях устного народного творчества (фольклор нубийцев, устная поэзия бедуинов, сказки народов Южного Судана), большое влияние на её становление оказала также литература Египта. Первые памятники фольклора – поэтические сказания – датированы 10 в. н. э. Начиная с 8 в. н.э. и до второй пол. 19 в., литература Судана (в основном поэзия) развивалась как часть арабской литературы. Наиболее значительные произведения этого периода – т.н. Сеннарские хроники (повествования о султанате Сеннар, существовавшем в 16–19 вв. на территории современного южного Судана; автором одного из наиболее известного вариантов хроник был Ахмед Катиб аш-Шун) и биографический словарь мусульманских святых, алимов и поэтов под названием Табакат (Ступени), написанный Мухаммедом вад Дайфаллахом аль-Джаали. Поэта махдистского движения Яхью ас-Салави считают основателем политической поэзии Судана.

Литература Судана развивается в основном на арабском языке (с 1970-х некоторые авторы пишут также на английском языке). Литература народов, населяющих южные районы Судана начала развиваться после обретения страной независимости. В поэзии чернокожих авторов Мухаммеда Мифтаха аль-Фейтури и Мухи ад-Дин Фариса отражены проблемы взаимоотношений Юга и Севера.

Литература:

Густерин П. В. Города Арабского Востока. - М.: Восток-Запад, 2007. - 352 с. - (Энциклопедический справочник). - 2000 экз. - ISBN 978-5-478-00729-4

Густерин П. В. Санайская группа сотрудничества: результаты и перспективы // Дипломатическая служба. 2009, № 2.

Смирнов С.Р. История Судана. М., 1968 Демократическая Республика Судан. Справочник. М., 1973

Ихаб Абдалла (Судан). Роль национального вопроса в процессе политического развития Судана.

  • 2058 просмотров

В этом обзоре мы поговорим о территории, которая на глазах становится независимой страной.

Обывателям на Западе и в России кажется, возможно, что они ничего не знают об этом регионе. Но это впечатление обманчиво.

Жители Южного Судана уже много столетий назад попадали в Европу и Азию в качестве рабов, а европейский читатель часто встречает упоминания о выходцах из этой страны в описаниях восточных гаремов, и арабских и османских.

Сегодня Южный Судан является частью еще негласной, но теперь приобретающей официальный статус, границы, где проходит водораздел между исламским арабским миром и Черной Африкой. И, как кажется, в лице Южного Судана впервые за долгое время от арабского исламского мира отваливается территория, считающаяся вполне в него интегрированной.

Также на второй странице этого обзора материал из первоисточника, представляющий точку зрения правительства Южного Судана на политику, историю и географию своей страны.

На третьей странице - арабская реакция на отделение Южного Судана.

  • аудио файл №1

Арабский колониальный опыт

Карта распространения ислама в Африке с неформальной границей арабского мира и Черной Африки.

Области с преобладанием исламизированного населения обозначены зеленым.

Заштрихованы территории, где мусульмане составляют значительное меньшинство.

На этой карте распространения ислама в Африке можно также проследить границу арабского мира с Черной Африкой .

Здесь зеленым обозначена территория с преобладанием исламского населения, и заштрихованы территории, где мусульмане составляют значительное меньшинство. Ислам проник в Африку гораздо дальше, чем собственно арабизация, хотя арабы выступали движущей силой исламизации.

Водораздел между Черной Африкой и арабским миром проходит через несколько стран:

через Мавританию (здесь арабизированное правительство управляет народом, 60% которого составляют светлокожие арабо-берберы, а остальную часть негроидные народы (тукулер, пель, волоф, бамбара и др.), — все исповедуют ислам);

Мали (здесь африканское правительство управляет народом, состоящим из африканских народностей — бамбара, фульбе, сонгаи, малинке, — 70% из которых исповедуют ислам, с небольшим процентом арабов и светлокожих туарегов, исповедующих ислам);

Нигер (здесь африканское правительство управляет африканскими же народами — хауса, джерма, фульбе, принявшими ислам. Также среди населения имеется небольшой процент туарегов);

Чад (здесь арабизированное правительство управляет народом на 30% состоящим из местных африканских племен, подвергшихся арабизации — тубу, загоава, уаддай, хауса, хаджерай и др. Также 10% от населения являются этническими арабами);

пока еще единый Судан (здесь арабское правительство управляло населением, состоящем из примерно 40% арабов, 52% негров, включающих нилотов (нилоты представляют собой народности динка, шиллук, нуэр и др) и нубицев. Обособленная группа беджа (от древних кушитов) составляет 6 %. На Севере этой разделяющейся страны, являющимся регионом с сильным арабским влиянием, почти все население исповедует ислам, на черном Юге составляющие там абсолютное большинство негроидные племена принадлежат к христианству и местным культам);

Джибути (здесь арабизированное правительство управляет народом, 90% которого составляют кушитские племена — исса и афар, принявшие ислам. Остальная часть населения главным образом этнические арабы;

Сомали (здесь расколовшейся страной сомалийским племенами (кушитского происхождения), принявшими ислам, управляют несколько арабизированных правительств;

На этой карте не обозначен крупнейший очаг арабизации в Черной Африке — (у побережья нынешнего африканского государства Танзании, куда он входит сейчас), где до 1964 года арабская династия управляла своими чернокожими подданными.

Остров Занзибар не обозначен, т.к. очаг арабизации перестал существовать там вместе падением арабского государства на острове .

И еще нет Южного Судана, где негроидное население уже добилось независимости от арабоязычного исламского правительства в Хартуме. Но граница в Судане между арабским исламским миром и христианизированной или анимистской Черной Африкой на этой карте видна отчетливо.

В нашем аудиофайле в верхнем левом углу этой страницы можно послушать или скачать новый гимн Южного Судана. Подробнее об этом гимне см. , на второй стр. этого обзора.

Для современных арабов борьба с ними как с угнетателями в третьем мире — это болезненный опыт, т.к. они сами привыкли в последние столетие отождествлять себя с антиколониальным движением .

Арабы как часть народа угнетенных — это представление, устоявшееся в последние сто лет также в западной цивилизации, ввиду того что почти все территории, заселенные арабами, сначала 400 лет пребывали под турецким управлением, а потом на стали на десятилетия западными колониями .

Сегодняшнему имиджу арабской нации как освобождающегося народа способствовало также то, что в XX веке ее государственность возродилась не на основе старых структур единого арабского мира, а через новые обособленные государственные образования.

Однако независимо от этого, в Черной Африке, большей частью, знали других арабов, — арабов времен ли их могущественного халифата, или арабов времен Занзибарского султаната, распавшегося не так давно.

Почти всегда в Восточной Африке арабы всегда были такими же белыми господами, как и европейцы .

При этом деятельность арабских купцов в африканской работорговле насчитывала почти 1000 лет, что в три раза превышает подобную деятельность европейских торговцев .

В отличие от Египта, в Нубии был в ходу в церковной службе не коптский (т.е. производный от древнеегипетского), а старонубийский, и еще греческий языки .

С завоеванием Египта арабами и падением там византийского правления, Нубия была отрезана от христианского мира .

Христиане Нубии все больше испытывали нужду в священниках, которых Египетская коптская церковь, поглощенная собственным выживанием посреди мусульманского мира, не присылала в достаточном количестве .

Военные вторжения арабских войск в тот период на нубийскую территорию не были слишком удачными.

Например, в 651 арабская армия вторглась в Макурию, но была отбита. В результате этого был подписан договор («baqt») о мире, и этот мир продолжался до 13-го века, несмотря на ряд арабо-нубийских столкновений .

Одновременно некоторые древние источники отмечали, что в 8 веке нубийские царства даже организовывали несколько военных походов на Египет в попытке защитить права местных христиан-коптов и Египетской коптской церкви, которая продолжала управлять нубийскими приходами .

Арабизация Нубии, или как возник исламский Судан

После неудачной попытки завоевания Нубии арабский исламский военачальник Абдаллах ибн Саад подписал позднее регулярно обновлявшийся договор с нубийским христианским государством Макурия. Этот договор (заключенный в 651 г.), известный как baqt (от египетского термина «бартер», или от латинского «пакт»), регулировал отношения между завоеванным незадолго до того Египтом и Нубией более чем 600 лет. Все сведения о нем дошли из арабских источников .

Этот договор был нарушен при тюркской династии мамлюков, пришедшей на некоторое время к власти в Египте, после правления местных арабских династий Фатимидов и Аюбидов.

Согласно условиям baqt, арабские скотоводы могли свободно передвигаться в регионе в поисках свежих пастбищ, а арабские моряки и купцы осуществлять через порты Красного моря торговлю специями, рабами и т. д. Смешанные браки и ассимиляция под сенью договора также способствовали арабизации .

Арабы ценили коммерческие преимущества мирных отношений с нубийскими государствами и использовали baqt для обеспечения поездок, торговли и беспрепятственного пересечения через границу .

Baqt также содержал меры обеспечения безопасности, согласно которым обе стороны соглашались придти на защиту друга в случае нападения третьей стороны. Baqt обязывал осуществлять ежегодный обмен данью в виде символа доброй воли — нубийцы отдавали рабов (360 чел. в год, лучших по физическим данным, поровну мужчин и женщин), а арабы — зерно .

Эта формальность только обозначала важнейшие товары между двумя сторонами. Но также в Нубию привозились арабским купцами лошади и ремесленные товары. А еще слоновая кость, золото, драгоценные камни, гуммиарабик (gum arabic — клейкая смола, получаемая с некоторых видов акаций, использовалась при приготовлении блюд и в мануфактуре) и крупный рогатый скот отправлялись из Нубии в Египет и в Аравию.

Договор baqt не предопределял доминирования в Нубии арабов, но этот договор навязывал условия для арабской дружбы, что в конечном итоге позволило арабам достичь привилегированного положения в Нубии . Арабские купцы открыли новые рынки в нубийских городах в целях содействия обмену зерна и рабов. Арабские инженеры контролировали эксплуатацию рудников к востоку от Нила, в котором они использовали рабский труд для извлечения золота и изумрудов. Мусульманские паломники на пути в Мекку путешествовали на паромах через порты Aydhab и Суакин (Suakin) на Красном море , которые также обеспечивали транспортировку грузов между Египтом и Индией. Суакин, располагавшийся в 56 км. от нынешнего Порт-Судана и существующий в виде нового города до сих пор, был позднее крупнейшим центром работорговли на Красном море .

Две наиболее важные арабоязычные группы осели в то время в Нубии, Это были Jaali и Juhayna . Jaali были оседлыми сельскими поселенцами и скотоводами, а также горожанами. Juhayna — кочевниками. Эти две группы в доисламский период принадлежали к коренному населению Аравийского полуострова.

Baqt потерял силу с падением Макурии, хотя правительство Египта настаивало на продолжении выплаты дани .

Рабы и евнухи из Судана

Современный турецкий экскурсовод по бывшему султанскому дворцу Топкапи в Стамбуле Арзу Петек:

«Африканских юношей для гарема специально кастрировали в коптских монастырях в Северном Египте. Султан покупал в гарем только черных невольников. В этом был незатейливый расчет. Если, по мнению султана, от греховного поведения появятся дети, они будут чернокожими. Их сразу можно будет отличить».

Обычно в комментариях из исламских стран на тему кастрации рабов и превращения их в евнухов, отмечается, что мусульмане сами не кастрировали рабов, т.к. этого не одобрял Пророк, а отдавали это дело на откуп христианам и иудеям в Египте. Тем не менее, арабы и турки являлись, наряду с присоединившимся к ним позднее европейскими державами, одними из крупнейших работорговцев черными невольниками в Африке. Путь многих этих невольников начинался в Судане.

Во времена правления в Египте арабской династии Фатимидов, когда Египет уже отделился от единого арабского халифата, Макурия охотно поставляла в Египет также и рабов . При следующей местной династии в Египте — Аюбидах отношения несколько испортились.

Позднее мамлюки (династия тюркских военачальников в Египте, на некоторое время свергнувшая своих арабских хозяев) несколько раз вторгались из Египта в Макурию, когда она не выполняла свои обязательства по охране египетских границ от местных кочевых племен.

Постепенный развал Макурии произошел, в том числе и под влиянием этих кочевых племен и при участии северного соседа. Мамлюки вновь вторглись и оккупировали Макурию в 1312 году. На этот раз на трон была посажена местная мусульманская династия. Ее представитель Сайф аль-Дин Абдулла Баршамбу (Sayf al-Din Abdullah Barshambu) начал преобразование нации в исламскую, и в 1317 году собор в Донголе был превращен в мечеть .

Наиболее известным государством на территории Нубии на развалинах Макурии позднее стал Сеннар . Он представлял собой государство народности фунг, которая прибыла на север Судана с юга — из района болота Sudd, спасаясь от народности шиллук (обе являются негроидными народностями) .

Очень скоро анимистко-христианский Сеннар полностью исламизировался и арабизировался. Султанат Сеннар под управлением т.н. «черных султанов» активно занимался работорговлей .

Частью Сеннара был зависимый султанат Дарфур, ныне также неспокойная территория Судана, где местное негроидное население недовольно управлением арабского правительства в Хартуме, а территория находится по этой причине на грани отделения от Судана .

В 1821 году Исмаил бин Мухаммед Али — сын хедива (правителя) Египта Мухаммеда Али без сопротивления занял Сеннар, также тогда же был поглощен Дарфур. В тот период Египет номинально принадлежал Османской империи, однако, реально был почти независим .

Сонный Юг за болотом Sudd

Характерный пейзаж района болота Sudd, которое всегда отделяло Юг Судана от интеграции с Севером.

Упоминание негроидной народности фунг, а также болота Sudd (выше в нашем очерке) впервые с начала статьи возвращают нас в Южный Судан, ведь все о чем говорилось раньше, касалось северной части Судана, за исключением рабов.

На самом деле, вся известная история этой страны вершилась на севере, а Южный Судан всегда пребывал как бы в тени истории .

Как утверждает нынешнее правительство Южного Судана в своих информационных материалах, с древности о южносуданском регионе в мире вспоминали обычно лишь как об источнике наживы .

Начало истории Южного Судана и болото Sudd как преграда

Карта болота Sudd, которое всегда отделяло Юг Судана от интеграции с Севером.

Местоположение Suddа на общей карте Судана вы можете найти на иллюстрации-карте в начале этой статьи.

Можно понять, почему в Южном Судане изложение истории в официальном очерке начинают с 1820-х годов. (см. этот очерк, отражающий позицию южносуданского правительства со нашего обзора)

Это был первый период, когда внешние силы (тогда в лице османов и Мухаммеда Али) впервые могли сказать, что они контролируют этот регион .

Причем, как видно из приводимых нами ниже материалов информационного офиса правительства Южного Судана, южные суданцы под «европейскими захватчиками» имели ввиду сначала правительство в Стамбуле .

Южный Судан, в отличие от Северного Судана, (также известного как Нубия), пребывал в девственной самоизоляции именно до прихода Мухаммеда Али и Османской Турции .

Да и интеграция Южного Судана в единый Судан, как считается, тогда ограничилась районом до огромного «чумного болота» — Sudd (Судд) (от арабского سد — «препятствие, преграда»), также известного как Bahr al Jabal. (Болото Sudd площадью в 30000 квадратных километров, а во время разлива и в 130000 кв. км. расположилось в центре Южного Судана.

Это болото являются частью водной системы Белого Нила, который протекая через Южный Судан и его главный город Джубу, сливается уже выше по течению — в Северном Судане с текущим из Эфиопии Голубым Нилом. Две реки и образуют в районе пока еще столицы единого Судана — Хартума собственно знаменитую реку Нил).

Персонажи суданской истории: Мухаммед Али, Махди, англичане...

Мухаммед Али являлся главой Египта, входящего в состав Османской империи, однако при этом правил почти как независимый правитель. Его династия покорила Судан в новое время.

Что касается Махди — то это был местный суданский деятель из низов — Мухаммед Ахмед, провозгласивший себя мессией (на арабском слово «махди» مهدي, mahdī‎‎ - это «ведомый» (Аллахом). В 1881 году Махди возглавил восстание мусульманского населения Северного Судана против пришедших туда англичан. Ему удалось одержать несколько побед, но в 1898 году англичане восстановили контроль над Суданом.

В свою очередь англичане появились в Судане после того как они оккупировали Египет в 1882 году, воспользовавшись слабостью Османской империи, которая не могла обеспечить безопасность Суэцкого канала и справится с деятельностью местного националистического деятеля Ораби-паши, отстранившего от власти Тауфика — умеренного хедива Египта из династии Мухаммеда Али, управлявшего от имени Османской империи (Хедив — от перс. «господин, государь». Этот титул османские наместники Египта получили от правительства в Стамбуле при Исмаил Паше — внуке Мухаммеда Али (который использовал титул и без признания османов) и предшественнике Тауфика. Титул подчеркивал особый статус этой династии наместников — выше других губернаторов в Османской империи).

Чумные болота Sudd препятствовали расширению и египетско-турецкого режима на крайний юг Судана .

Хотя египетско-турецкий режим утверждал, что управлял всем Суданом в течение большей части 19-го века, и для этого основал Экваториальную провинцию в суданской южной части, он не смог установить эффективный контроль над крайним югом.

Именно в последние годы египетско-турецкого правления британские миссионеры прибыли с территории, ныне известной как Кения, в район болота Sudd для обращения местных, преимущественно анимистских, негроидных племен в христианство .

Позднее и сам Египет попал под влияние Великобритании, а 1881 году в Судане вспыхнул мятеж исламской группировки махдистов против как Египта, так и Великобритании, несколько лет спустя подавленный. Но махдистам на некоторое время удалось создать в центре Судана подобие исламистского государства.

С 1898 года Великобритания и Египет управляли всей территорией сегодняшней Судана как англо-египетским Суданом. Но при этом северный и южный Судана был выделены в качестве отдельных провинций в этом англо-египетском кондоминиуме. В самом начале 1920-х даже было объявлено, что необходимы паспорта для поездок между двумя зонами, а также специальные разрешения на открытие бизнеса. Управление регионами осуществляли параллельные администрации.

В период англо-египетского Судана на Юге официальными языками были провозглашены английский и африканские языки местных племен динка, бари, нуэр, латуко, шиллук, азанде и пари (лафон), а на Севере официальными стали арабский и английский .

Британские губернаторы Южного Судана административно относились к колониальной конференции Восточной Африки, а не к Хартуму , при этом и в этот период христианские миссионеры получили разрешение продолжить работу в южной части Судана.

В 1956 была провозглашена независимость Судана от Великобритании. Новое правительство в Хартуме было арбоязычным, в то время как местное чиновничество в южной части Судана своим родным языком считало английский. Юг страны был очень слабо представлен в центральном правительстве страны.

Максим Истомин для сайт

Основные географические данные

Христианство пришло в Судан в 6 веке и было религией раннесредневекового царства Нубия. После захвата страны арабами началась исламизация, практически полностью завершившаяся в 15 веке. Христианство на юге и в Нубийских горах - результат деятельности миссионеров в 19 веке.

Судан в древности

Северный Судан - это библейская страна Куш. Там существовало древнее царство Мероэ, воевавшее с Египтом и даже захватывавшее его.

В конце 4-го тысячелетия до н.э. цари 1-й династии Египта завоевали Верхнюю Нубию к югу от Асуана, распространив египетское культурное влияние на африканские народы, жившие по берегам Нила. В последующие столетия, Нубия подвергалась регулярным военным экспедициям из Египта в поисках рабов или строительных материалов для царских гробниц, уничтожившим большую часть египетско-нубийской культуры. Взаимодействие, возникающие в связи с порабощением и колонизацией Нубии, привело к постоянному увеличивавшемуся африканскому влиянию на искусство, культуру и религии династического Египта.

Во время, известное египтологам как Первый переходный период (с. 2130-1938), новая волна иммигрантов-скотоводов пришла в Нубию из Ливии. Эти люди смогли поселиться на Ниле и ассимилировать живших там нубийцев без противодействия со стороны Египта. После падения 6-й династии (ок. 2150), Египет пережил более ста лет слабости и внутренних беспорядков, давая иммигрантов в Нубии время, чтобы практически беспрепятственно развивать свою собственную отличную цивилизацию с уникальными ремеслами, архитектурой и социальной структурой, потенциально более динамичную, чем цивилизации на севере.

С появлением 11-й династии (2081), Египет восстановил свою силу и начал натиск на юг, в Нубии, сначала посылая только спорадические экспедиции для взимания дани, но при 12-й династии (1938-1756) фактически захватил Нубию до города Семна на юге. Для противодействия сопротивлению нубийцев была построена цепь фортов на Ниле. При этом культурное влияние Египта на Нубию было минимальным.

Египтезация местной культуры произошла во Второй период междуцарствия (ок. 1630-1540 до н.э.), когда множество нубийцев были наёмниками в египетской армии, воевавшей против гиксосов . С другой стороны, присутствие этих наемников в Египте способствовало росту африканского влияния в египетской культуре. После восстановления независимости, при Тутмосе I (правил в 1493-1482 до н.э.), Египет захватил Нубию, которая была разделена на две провинции. Центром северной из них была Элефантина , центром южной - город Напата. Появились египетские колонии в административных центрах и слой египтизированных нубийцев.

Нубия была ценна как территория транзитной торговли между Египтом, побережьем Красного моря и Центральной Африкой. Она также располагала запасами золота и изумрудов и большими площадями плодородной земли.

Когда в Египте произошёл очередной кризис в конце Нового царства (11 век до н.э.), наместники Куша, при поддержке своих нубийских армий, стали царями, практически независимыми от египетского контроля. К 8-му веку до н.э. цари Куша происходили из наследственных правящих семейств египтизированных нубийских вождей, не обладавших ни политическими, ни родственными связями с Египтом. При одном из них, Каште, Куш захватил Верхний (т.е. южный) Египет, а при его сыне Пианхи (750-719 гг. до н.э.) весь Египет до берега Средиземного моря.

В 671 г. до н.э. ассирийцы вторглись в Египет и победили кушитов. В 654 г. до н.э. кушиты были отогнаны на юг до своей столицы Напаты. Страна была отделена от египта бесплодными холмами к югу от Элефантины. Куш продолжал контролировать среднее течение Нила ещё тысячу лет. Его уникальная египетско-нубийском культура с её сильными африканскими наслоениями была сохранена, в то время как Египет попал под персидское, греческое и римское влияние.

Экономика государства была основана на добыче золота и драгоценных камней и на транзитной торговле. Кушиты разработали свою собственную письменность, сначала на базе египетских иероглифов, затем их собственных, и, наконец, алфавитную . Они поклонялись египетским богам, но не отказались от своих собственных. Они хоронили своих царей в пирамидах, но не египетской модели. Вскоре после отступления из Египта, столица была перенесена из Напаты на юг, в Мероэ, где царство было больше подвержено воздействию устоявшихся африканских культур с юга в то время, когда его связи с Египтом быстро исчезали.

В следующие несколько веков царство приходило в упадок, и в 350 г. н.э. царь Аксума из Эфиопии разрушил его окончательно, уничтожив столицу и все города вдоль Нила. Последующие 200 лет - тёмный период истории. Археологи пока не определили, какие народы жили в это время в Нубии. Но продолжала преобладать материальная культура, унаследованная от кушитов. Местные правители в союзе с кочевниками из пустыни несколько раз нападали на римские поселения в Верхнем Египте, пока римляне не отогнали их очень далеко на юг.

Судан в средние века

В 6 веке в Нубию прибыли христианские миссионеры. В это время страна была разделена на три государства, столица самого южного из которых была на месте современного Хартума. В период с 534 по 575 год эти царства были обращены в христианство благодаря работе миссионера Юлиана и его преемника Лонгина. Христианские церкви возникали вдоль Нила, и древние храмы были отремонтированы, чтобы приспособить их для христианских служб. Записи об этом дают материал об истории Судана в то время.

После захвата Египта в 639 году арабы попытались захватить нубийские царства силами небольших рейдовых отрядов. После нескольких лет пограничной войны на юг было направлено сильное войско, которое понесло тяжёлые потери, но заключило договор о мире с нубийскими царями, продержавшийся почти 600 лет. Арабы не имели никаких намерений захватывать территории к югу от Асуана.

В 9-12 веках правители Египта поощряли кочевые бедуинские племена уходить на юг, чтобы избавиться от них. Исламизированные местные кочевые племена также захватывали территории в этих местах. Мамелюкские правители Египта с середины 13 века были вынуждены посылать военные экспедиции на юг против разбойных бедуинских племён, контролировавших Нубию. Эти племена и египетские войска грабили остатки нубийского царства Макура, подрывая его жизнеспособность.

В 15 веке арабы стали неконтролируемо мигрировать на юг, смешиваясь с местным населением (в основном путём захвата местных женщин). Христианство при этом было вытеснено исламом, а остатки централизованного царства исчезли и были заменены племенными учреждениями. Последнее маленькое христианское царство Алва на крайнем юге сохраняло независимость от арабов. Оно было разрушено около 1500 года в результате нападения союза арабских племён.

На его месте возникло государство племени фандж , происхождение которого неясно, которое в 16-17 веках успешно противостояло арабам. В нём активно работали мусульманские миссионеры, в основном их суфийских сект, обратившие в ислам аристократию и простой народ.

Судан в новое время

В конце 17 и на протяжении 18 века царство фандж постепенно приходило в упадок, распадалось на части и деградировало культурно под влиянием исламизированных кочевых племён, захватывавших власть в его отдельных районах. В 1821 году губернатор Египта Мухаммад-Али завоевал Восточный Судан. Командовавший военной экспедицией сын Мухаммада-Али Исмаил был убит, но к 1826 году сопротивление было подавлено, и весь нынешний Судан оказался под властью Египта. Египетский губернатор Али Хуршид-ага провёл реформу налогообложения, установил цивилизованные порядки, договорился с духовными лидерами и в 1838 году оставил страну в большем порядке, чем она была до него.

В течение 19 века европейские державы давили на египетские власти, чтобы заставить их искоренить работорговлю и обеспечить безопасность европейских купцов в Судане. Эффективность этих мер была очень слабой. В 1869 году правитель Египта послал в Судан военную экспедицию под руководством англичанина Бейкера, которому удалось навести порядок на востоке Судана, но не на его западе. Там работорговцы консолидировались, объединились, и после отставки Бейкера их главарь Зубайр вынудил египетского хедива назначить его губернатором Судана.

Весь конец 19 века египетские власти продолжали бороться с работорговцами и полудикими независимыми царьками в Южном Судане, нанимая для этого английских и других западных специалистов. В конце 19 века в британской администрации работал Эдуард Шницер , вошедший в историю как Эмин-паша. Он был губернатором южной провинции Судана.

В религиозно-политической жизни Судана большую роль играют объединения дервишей - тарикаты . В 1881 году назначенный в Судан губернатором Мухаммад Рауф-паша объявил себя махди - божественным посланником. Вокруг него собралась армия мусульманских фанатиков, уничтожившая египетские войска и английскую администрацию и захватившая всю страну. В результате возникло теократическое государство под управлением исламских фанатиков-дервишей из секты Махдийя , начавшее войну со всеми соседями, атаковало Египет , Эфиопию и соседние британские владения. Лишь к 1894 году объединённым британско-египетским силам удалось очистить от них страну, после чего Судан управлялся их совместной администрацией до 1956 года.

Еврейские географы Л. Г. Бенже (1856–1936) и Р. Франкетти (1890–1935) исследовали Судан в конце 19 - начале 20 веков.

В 1920-х годах возник суданский национализм, тесно связанный с египетским. В 1924 году были организованы антибританские беспорядки, которые пришлось подавлять силой. Во время Второй мировой войны и после неё Судан был одним из мест, куда британские власти посылали на отсидку пойманных бойцов ЛЕХИ . В 1940-е годы тарикаты создали связанные с ними политические партии, определяющие политику страны до наших дней.

В 1956 году Судан стал независимым и вступил в Лигу арабских государств . В 1958 году там произошёл военный переворот, был разогнан парламент и запрещены политические партии. Судан заключил соглашение с Египтом о разделе вод Нила. Суданский диктатор получил поддержку египетского диктатора Насера, в том числе военную. Правительство начало политику исламизации в Южном Судане, что вызвало восстание в 1962 году (см. ниже). Подавлять восстание южан помогали египетские войска. Этот кризис вызвал падение военной диктатуры и приход к власти гражданского правительства; впрочем, оно ничего не изменило ни в политике, ни в экономике.

В 1950-60-х годах Судан стремился поддерживать хорошие отношения с Западом, в связи с чем заявил о признании резолюции ООН №242 после Шестидневной войны . В 1969 году произошёл военный переворот, и диктатор Нимейри послал военный контингент в Египет во время Войны Судного дня (1973) . В 1970 году все банки в стране были национализированы, но в 1975 году правительство было вынуждено разрешить работу иностранных банков.

В 1970-е годы режим Нимейри попытался провести модернизацию страны по социалистическим моделям. Но все попытки провалились из-за некомпетентного руководства и коррупции. К концу десятилетия Судан попал в острый экономический кризис и в крупные долги. Диктатура Нимейри искала поддержки у организации "Братья-мусульмане", насыщая госаппарат её членами и проводя политику исламизации. В 1986 году режим Нимейри был свергнут в результате военного переворота.

Судан не возражал против мирных переговоров президента Садата с Израилем в 1977-78 гг. После заключения мирного договора Судан не разорвал дипломатические отношения с Египтом. Судан выступал против так называемого "вторичного бойкота", то есть попыток арабских стран бойкотировать всех, определённых как "пособники сионистов", то есть стран и фирм, которые торговали с Израилем.

В 1989 году произошёл очередной переворот, и власть была захвачена исламскими экстремистами. Они отменили конституцию, разогнали парламент и запретили политические партии и профсоюзы. В 1990 году Банк Судана объявило о своем намерении исламизировать всю банковскую систему страны. С 1993 года страной правит президент (диктатор) Омар Хасан Ахмед аль-Башир. В 1998 году был официально объявлен курс на введение шариата как основы законов страны. В 1999 году вновь созданы партии - правящая исламистская партия и её сателлиты (партия "Умма", Народно-освободительное движение Судана - Север).

В 1990-х годах Судан превратился в базу исламистских террористических организаций как суннитского направления (Аль-Каеда и другие), так и шиитского, поддерживаемых правительством Ирана . Госдепартамент США официально внёс Судан в список государств, поддерживающих террор . Там базировались группы, пытавшиеся убить президента Египта Мубаррака и существовали промышленные предприятия по производству оружия массового поражения. Поддержка террористических групп, действовавших против правительств других стран Африки привела к ухудшению отношений Судана с этими странами - прежде всего с Египтом .

К концу 20 века Судан был одним из беднейших государств Африки. В начале 21 века до 40% суданцев неграмотны (в сельской местности - до половины).

В начале 21 века в юго-западной провинции Дарфур начался геноцид народа фур, поддержанный правительством. ЛАГ самоустранилась от поисков решения проблемы и защищала исламистского диктатора Судана от международного давления. В 2015 году суданский военный контингент вошёл в межарабские силы для борьбы с шиитскими повстанцами в Йемене .

В 2016 году суданский министр иностранных дел заявил, что Судан "изучит возможность нормализации отношений с Израилем".

Евреи в Судане

В Судане к середине 20 века жили около 1000 евреев. После провозглашения независимости в 1956 году около 500 из них уехали в Израиль , остальные - в другие страны.

Борьба за независимость Южного Судана

Разделение Судана на Северный и Южный.

Мусульманский Северный Судан и населённый немусульманами Южный Судан всегда были различными географическими зонами и большую часть времени были разделены административно. В 1947 году британские власти объединили их, фактически отдав христианское и языческое население Южного Судана под власть арабского правительства.

Сразу после провозглашения независимости Судана в 1956 году началось стихийное восстание южносуданских племен, продолжавшееся до 1972 года.

В 1967 году, после Шестидневной войны , лидеры Южного Судана встретились в Париже с Леви Эшколем и установили связи с Израилем. Израиль помогал Южному Судану наладить хозяйство. Мосад помогал христианским военным формированиям в Южном Судане - естественному союзнику Израиля.

После переворота 1969 года власти Судана усилили попытки исламизации Южного Судана, достигшие пика при исламистском диктаторе Омаре аль-Башире. В 1972 году было подписано соглашение в Аддис-Абебе, признававшее автономию Южного Судана и придававшее законный статус армии и полиции повстанцев.

В 1983 году диктаторский режим Судана нарушил условия соглашения в Аддис-Абебе, ввёл своё управление на юге и продолжил политику насильственной исламизации. После создания Народной армии освобождения Судана (SPLA) в 1983 году последовал второй, ещё более кровопролитный виток борьбы.

Режим Омара аль-Башира применял геноцид против населения Южного Судана. Каратели сжигали деревни и поля, местное население продавали в рабство или поголовно уничтожали. Около 2.5 миллионов человек были убиты, а более 5 миллионов согнаны с обжитых мест. От полного истребления местные племена спасали непроходимые болота.

В 2005 году было достигнуто прекращение огня. Южный Судан фактически получил автономию, на 2011 год был запланирован референдум по вопросу о независимости. На нём большинство населения проголосовало за отделение от Судана.

9 июля 2011 года Республика Южный Судан официально провозгласил свою независимость от Судана. Во время массовых народных гуляний в столице нового государства Джубе многие держали в руках израильские флаги.

Судан – страна, в которой не прекращаются конфликты. С начала гражданской войны в далеком 1983, постоянные военные действия стали здесь нормой. Непрерывная вражда в провинции Дарфур, в соседних Чаде и Эритреи стоила сотен тысяч человеческих жизней, и сделала невыносимой жизнь для миллионов. Судан находится в состоянии чрезвычайной гуманитарной ситуации с 2003 года. Поводов для «хорошей жизни» тут немало: засуха, опустынивание территорий, перенаселенность, этническая напряженность (конфликты этнических арабов против этнических африканцев), религиозные конфликты (исламский север против христианского юга), политические столкновения (закон шариата против авторитарного правительства), конфликты на границе, международных интересов (китайские экономические интересы против интересов США). К тому же достаточно недавно в Судане были обнаружены запасы нефти, оценивающиеся в полмиллиарда долларов. Очевидно, мир придет в эту страну очень не скоро.

Авторитарное правительство Судана поддерживает арабских боевиков (известных как «джанджавиды»), используя их для подавления племенных споров и закрывая глаза на их жестокую тактику. В настоящее время суданское правительство вынуждено бороться против десятков вооруженных повстанческих групп, некоторые из которых все еще продолжают свои нападения на столицу страны Хартум. В 2005 Организация Объединенных Наций заявила, что ситуация, сложившаяся в Судане, не является геноцидом, поскольку, несмотря на то, что в стране имеют место многочисленные случаи убийства и насилия, «квалифицировать их как геноцид нельзя». В настоящее время около 10 тысяч представителей сил ООН находятся по всей территории региона с миссией по защите гражданского населения и проведению гуманитарных операций.

Часто журналисты пытаются объяснить причины конфликта, выяснить, что за группы стоят за всем этим, истолковать причины и следствия политических и военных решений. Но за всем этим часто не замечают лиц простых людей, которые «варятся» во всем этом военном котле. Беженцев, потерявших свой кров, антагонистов в многочисленных конфликтах, людей, которые умудрились остаться в живых в боевых действиях, лидеров и последователей. Вот некоторые из жителей суданских регионов Дарфур и Абей, которые сегодня вынуждены находиться очень далеко от дома.

Kartoula, 14 лет, беженка из провинции Дарфур, расположенной на западе Судана, в распределительном центре для получения ежемесячного продовольственного пайка. Лагерь в Джабале близ Гос Бейде в восточной части Чада, 5 июня 2008. (REUTERS / Finbarr O"Reilly)

Ньякум Бакони Чан, 50-летняя жительница провинции Абей. Два дня ей пришлось прятаться под кроватью, во время боевых действий между вооруженными силами Судана и армией повстанцев с юга, которые бушевали в ее селении на прошлой неделе. Ей удалось бежать, ее сын вынес ее на плечах в близлежащее поселение Agok, где ему пришлось для матери купить кресло кровать. А в это время в ее родной деревне разгуливали мародёры. Абей находится на границе северных и южных областей страны, которые враждуют между собой из-за нефтяных ресурсов и пастбищ. (AP Photo/Sarah El Deeb)

Вид с воздуха на пожар в поселении провинции Абьея, Судан, пятница, 23 мая 2008 года. Большая часть поселения сгорела и была разграблена мародерами. До этого здесь много дней велись боевые действия. Город, конфликт в котором произошел между севером и югом Судана из-за расположенных тут нефтяных ресурсов и пастбищ, был на прошлой неделе полностью опустошен в ходе многодневных боев между вооруженными силами Судана и армией бывших южных повстанцев. (AP Photo/ Sarah El Deeb)

Общий вид на развалины сгоревшего город Абей на юге Судана, который, согласно официальному заявлению был освобожден силам ООН 22 мая 2008. Как сообщили представители армии, 21 солдат армии Судана были убиты в ходе ожесточенных боев с силами юга. (REUTERS / МООНВС / Handout)

Люди, вынужденные покинуть Абей, ждут начала раздачи продовольственных пайков распространяемых в рамках Всемирной продовольственной программы в Agok, на юге Судана. Фото предоставлено Миссией Организации Объединенных Наций в Судане. Снято 3 июня 2008. (REUTERS /Tim McKulka/МООНВС/Handout)

Солдат Народно-освободительной армии Судана (НОАС) стоит на карауле на базе ООН в Абее, 16 мая 2008. После двух дней боев в этом нефтяном регионе между южной НОАС и командирами северных суданских вооруженных сил наконец прошли переговоры (REUTERS / David Lewis)

18 октября 2007 года. Фото сделанное представителями Миссии Африканского союза в Судане (МАСС). Боевик Движения за справедливость и равенство (ДСР), сопровождает в генерала Мартина Лютера Агваи (3-й слева), командующего Силами Миссии Африканского союза в Судане (МАСС) , в то время как он идет с Халилом Ибрагимом (2-й слева) и еще одним командиром на судано-чадской границе в северо-западном Дарфуре. Повстанческие движения заявили, что 10 мая 2008 года они вплотную приблизились к столице страны городу Хартуму, после чего произошло столкновение с армией на реке Нил на севере, а правительство ввело в столице комендантский час. Национальный конгресс страны заявил, что нападения повстанцев в Дарфуре провалилось, и официально обвинил в поддержке нападающих соседний Чад. (STUART PRICE/AFP/Getty Images)

Халил Ибрагим, лидер Движения за справедливость и равенство (ДСР) со своими полевыми командирами во время встречи 18 апреля 2008 с посланниками Организацией Объединенных Наций и Африканского союза в западной части Судана, в Дарфуре. Ибрагим входит в список 20-ти лидеров повстанцев, запрос об аресте которых, как официально сообщило 10 июня 2008 информационное агентство SUNA, правительство Судана послало в Интерпол. Поводом стало их предполагаемое участие в беспрецедентной атаке на столицу страны Хартум в мае 2008. (STUART PRICE/ AFP / Getty Images)

Фото предоставлено Albany Associates. Боевики из Движения за справедливость и равенство (ДСР) на бронетранспортере после встречи лидера ДСР Халилем Ибрагимом с посланниками Организации Объединенных Наций и Африканского союза в Дарфуре. Место встречи не сообщается, но оно находилось в в западной части Судана, в Дарфуре. 18 апреля 2008. (STUART PRICE/ AFP / Getty Images)

Девочка-арабка пережидает полуденную жару вместе с другими женщинами под навесом из травы в деревне Таиба. Этнические арабы, вынужденные бежать из-за конфликтов между племенами и общей нестабильности в регионе, находятся сейчас в приютах в 40 км к северу от города Gos Beida, в восточной части Чада. 9 июня 2008. Деревня не получает поддержки со стороны учреждений, занимающихся оказанием помощи. В результате конфликта в Дарфуре, который охватил в регионы по обе стороны границы между Чадом и Суданом, около 250 тысяч суданских беженцев вынуждены оставаться в многочисленных лагерях в восточной части Чада, а 180 тысяч жителей Чада – также были вынуждены покинуть свои дома, сообщают представители ООН. (REUTERS / Finbarr O"Reilly)

Маленький суданский беженец, стоящий у дверей своего временного пристанища в Джуба, на юге Судана 16 апреля 2008. Его семья, как и многие другие беженцы, возвращаются из Уганды, Республики Центральной Африки, Конго и других стран. Десятки тысяч людей были вынуждены покинуть свои дома в Абьее после вооруженного конфликта между армией северного Судана, и повстанцами-южанами. «Нам сообщают о десятках тысяч людей, которые движутся группками по лесу на восток, юг и запад», - сообщает информационный источник ООН. (TONY KARUMBA/AFP/Getty Images)

Мальчик играет с палкой и крышкой от кастрюли в Gassire, лагере для беженцев, которые бежали от боевых действий в районе города Гос Бейде, на востоке Чада близ суданской границы, 7 июня 2008. В результате конфликта в Дарфуре, который охватил в регионы по обе стороны границы между Чадом и Суданом, около 250 тысяч суданских беженцев вынуждены оставаться в многочисленных лагерях в восточной части Чада, а 180 тысяч жителей Чада – также были вынуждены покинуть свои дома, сообщают представители ООН. (REUTERS / Finbarr O"Reilly)

Беженцы из провинции Дарфур на западе Судана наблюдают за приездом делегации Совета Безопасности ООН в лагерь Джабала близ города Гос Бейде на востоке Чада, 6 июня 2008. Беженцы из провинции Дарфур в Судане и жители Чада в пятницу попросили у представителей Совета Безопасности ООН обеспечить им защиту, чтобы они могли вернуться в свои дома. (REUTERS / Finbarr O"Reilly)

Стивен Морган, ирландский военный комендант, удерживает мирных жителей на расстоянии во время того, как саперы миротворческих сил Евросоюза (EUFOR) роют яму, чтобы обезвредить реактивную граната найденную на обочине дороги недалеко от города Гос Бейде в восточной части Чада. 8 июня 2008. EUFOR отправил около 3000 военнослужащих в Чад, чтобы обеспечить безопасность в районах рядом с суданской границей, где в результате конфликта в Дарфуре около 400000 жителей Чада и Судана, были вынуждены покинуть свои дома. Как сообщают представители EUFOR, только за прошлый месяц вблизи Гос Бейде миротворческим контингентом было обезврежено около 80 неразорвавшихся снарядов. (REUTERS / Finbarr O"Reilly)

Арабка из кочевого племени в очереди к врачу в благотворительной клинике организации "Врачи без границ" в Kerfi, куда были перемещены тысячи жителей Чада, 10 июня 2008. В результате конфликта в Дарфуре, который охватил в регионы по обе стороны границы между Чадом и Суданом, около 250 тысяч суданских беженцев вынуждены оставаться в многочисленных лагерях в восточной части Чада, а 180 тысяч жителей Чада – также были вынуждены покинуть свои дома, сообщают представители ООН. (REUTERS / Finbarr O"Reilly)

Суданский президент Омар Хассан аль-Башир (в центре) машет своей тростью во время обращения к толпе на митинге в Хартуме 14 мая 2008 года. Десятки тысяч суданских граждан собрались на улицах Хартума в среду, и, выкрикивая националистические лозунги, осудили нападение повстанцев Дарфура на столицу, во время которого погибло более 200 человек. Одетый в военную форму, Башир привел толпу в исступление. Митингующие выкрикивали лозунги, направленные против повстанцев и их лидера, Халила Ибрагима. (REUTERS/Mohamed Nureldin Abdalla)

Беженка приходит в себя после тяжелой ночи, во время которой на нее напали вооруженные бандиты, в благотворительной клинике организации "Врачи без границ" в Kerfi, куда были перемещены тысячи жителей Чада. 10 июня 2008. (REUTERS / Finbarr O"Reilly)

Суданцы, суданские арабы, арабо-суданцы, народ, основное население Судана (в основном центральные, северные и западные области страны). Численность около 15 млн. человек, в том числе в Судане 13,5 млн. человек, в Чаде 1,25 млн. человек. Разделяются на несколько десятков областных и родо-племенных групп: шаигия, барабра, джаалийин и др. - в долине Нила; хасанийя, руфаа - на Белом Ниле; фунги и др. - на Голубом Ниле; шукрийя, гавазма и др. - на юге Красноморской провинции; багтара - в саваннах Кордофана, Дарфура, Бахр эль-Газаля и восточного Чада; кабабиш, хававир, хамар, хомран и др. - к северу от баггара и т. д. Говорят на диалекте арабского языка с рядом поддиалектов и местных говоров. Суданцы - мусульмане-сунниты.

Первые группы арабов проникли в Судан в IX веке из Египта и из Аравии через Красное море. В IX-X веках в результате их смешения с африканцами образовались арабо-суданские племена, которые вместе с арабами Верхнего Египта начали продвигаться на территорию христианских нубийских государств, а затем на запад до озера Чад. На этой обширной территории происходило смешение арабов с невольниками различного этнического происхождения и аборигенным населением, постепенно утратившим свой язык и религию, но сохранившим антропологический тип и хозяйственно-культурные особенности.

Сложившиеся арабо-суданские племена и союзы племён в 1820 были завоёваны Египтом и формально присоединены к Османской империи. Появилось арабоязычное городское население, происходившее от смешения европейцев, турок, черкесов, египтян с эфиопскими и южносуданскими невольницами. Консолидация суданцев, сопровождавшаяся арабизацией разнородных этнических общностей, усилилась в период махдистского восстания (1881-1898) и махдистского государства. В XX веке (периоды англо-египетского кондоминиума и независимости) продолжались распространение арабского языка и культуры среди населения Судана и консолидация его в арабо-суданскую народность. Сформировалась национальная интеллигенция. Рост освободительного движения привёл к провозглашению Судана в 1956 независимым государством, усилению процессов национальной консолидации.

В хозяйстве основное значение имеет ручное и пашенное поливное земледелие (пшеница, ячмень, бобовые, огородные и бахчевые культуры, финиковая пальма и др.). Основная товарная культура - хлопчатник. В Дарфуре и на юге преобладает ручное земледелие (сорго, просо, маис и др.). Часть суданцев (кабабиш и др.) занимается кочевым (верблюды, козы, овцы) и полукочевым (крупный и мелкий рогатый скот) скотоводством (баггара и др.). На побережье Красного моря отдельные общины (частью - потомки выходцев с Аравийского побережья) занимаются рыбной ловлей, добычей жемчуга, кораллов, в саваннах Кордофана - сбором ароматических смол.

Типы жилищ многообразны: у суданцев в Нубии распространены саманные дома с плоской или куполообразной крышей, в долине Голубого Нила - круглые хижины из веток и тростника; встречаются свайные хижины; кочевое население живёт в палатках.

Традиционный костюм особенно широко распространился в период махдистского государства, в основном общеарабского (см. Арабы) типа с рядом местных особенностей; характерен мужской головной убор - тюрбан.

Традиционная кухня включает общеарабские (лепёшки, соусы из бобовых с приправами, молочные продукты), африканские (пиво из сорго - мизр) и местные блюда.

Среди мусульман выделяются приверженцы соперничающих суфийских орденов, членство в которых наследуется по отцовской линии и нередко охватывает целые области и родо-племенные группы. Сохранились разнообразный музыкальный и стихотворный фольклор, обширная устная профессиональная поэзия, восхваляющая "своё" племя, хулящая чужие, притчи, анекдоты, пословицы.

Ю. М. Кобищанов

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 498.

Далее читайте:

Арабы - группа народов, населяющих страны Западной Азии и Северной Африки.