Творческая и научная жизнь ленинградцев во время блокады. Музы не молчали. В блокадном городе шла культурная жизнь

Слайд 2

Ленинграду (фрагмент)

Не ленинградец я по рожденью.

И все же я вправе сказать вполне,

Что я - ленинградец по дымным сраженьям,

По первым окопным стихотвореньям,

По холоду, голоду, по лишеньям,

Короче: по юности, по войне!

В Синявинских топях, в боях подо Мгою,

Где снег был то в пепле, то в бурой крови,

Мы с городом жили одной судьбою,

Словно как родственники, свои.

Было нам всяко: и горько, и сложно.

Мы знали, можно, на кочках скользя,

Сгинуть в болоте, замерзнуть можно,

Свалиться под пулей, отчаяться можно,

Можно и то, и другое можно,

И лишь Ленинграда отдать нельзя!

И я его спас, навсегда, навечно:

Невка, Васильевский, Зимний дворец...

Впрочем, не я, не один, конечно.-

Его заслонил миллион сердец!

Эдуард Асадов

Слайд 3

Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады. 8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Город-герой Ленинград был награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

Слайд 4

ИСКУССТВО БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА

Слайд 5

Ленинград – один из крупнейших центров культуры

Слайд 6

ЛИТЕРАТУРА БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА

«Каждый со­ветский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадо­бится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины».

Слайд 7

  • Вера Михайловна Инбер
  • Ольга Федоровна Берггольц
  • Никола́й Корне́евич Чуко́вский
  • Л. Пантеле́ев
  • Ли́дияЯ́ковлевнаГи́нзбург
  • Слайд 8

    МУЗЫКА И ТЕАТР БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА

    И музыканты, и слушатели, как и все жители осажденного города, терпели лишения и муки голода и холода, умирали. Однако голос искусства не умолк…

    Слайд 9

    Один из символов зимы 1941-1942 года: Афишная тумба занесена снегом и не обновляется

    У хорошего артиста всегда есть желание работать. Широкие возможности для этого давало участие в концертных бригадах, которые выступали в воинских частях, на призывных пунктах, всюду, где нужна музыка.

    Слайд 10

    Кольцо блокады замкнулось 8 сентября 41-го. В этот день в Театре музыкальной комедии прошел спектакль «Летучая мышь». Коллектив театра не был эвакуирован. В начале войны ему приходилось выступать при полупустом зале. Однако по мере того, как положение вокруг Ленинграда и в самом городе стабилизировалось, число зрителей стало увеличиваться.

    Слайд 11

    • Сцена из оперы «Евгений Онегин», 1942 г. Фото предоставлено Крюковым А. Н.
    • Сцена из балета «Эсмеральда», 1942 г. Фото предоставлено Крюковым А. Н.
  • Слайд 12

    Песни печатались даже на почтовых открытках и конвертах

    В блокаду Ленинграда продолжали печатать музыкальные произведения

    Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!

    Слайд 13

    Слайд 14

    «Нашей победе над фашизмом,

    нашей грядущей победе над врагом,

    моему любимому городу Ленинграду

    я посвящаю свою седьмую симфонию»

    Дмитрий Дмитриевич Шостакович

    «Седьмая симфония»

    Слайд 15

    ЖИВОПИСЬ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА

    В тяжелые дни блокады художники Ленинграда ни на один день не прекращали работы.

    О мужестве, необычайной силе воли, исключительном упорстве и терпении ленинградцев, героически переносивших непомерные тяготы жизни в условиях осажденного города, рассказывали они в своих полотнах.

    «Боевой карандаш» - творческое объединение Ленинградских художников, выпускавших агитационные плакаты и сборники сатирических рисунков в середине ХХ века. Часто так называют и само это явление массового искусства.

    Слайд 16

    «Ленинград в дни блокады и освобождения» А.Ф.Пахомов

    , Анна Ахматова , 1944

  • Поэзия блокадного Ленинграда Ольга Берггольц, Эдуард Асадов, Анна Ахматова и др.
  • Поэмы о Ленинграде, Лен.газетно-журн. изд., 1947 год
  • Проза

    • Вера Инбер , Почти три года (ленинградский дневник), Советский писатель, Л., 1947
    • Ольга Берггольц , Дневные звёзды, Советский писатель, Л., 1959
    • Александр Борисович Чаковский , Роман «Блокада» (кн. 1-5, 1968-75; Ленинская премия 1978)
    • , Зеркало
    • Александр Борисович Чаковский , Это было в Ленинграде
    • Тамара Сергеевна Цинберг , «Седьмая симфония», повесть - Л., Дет. лит., 1969.
    • Николай Корнеевич Чуковский Роман «Балтийское небо», 1946-1954, опубл. 1955, одноимённый фильм 1960. О лётчиках Балтийского флота, защитниках осажденного Ленинграда.
    • Пантелеев Л. , В осаждённом городе. Живые памятники./ Собрание сочинений в четырёх томах. Том 3. Л.: Дет. лит., 1984.
    • Михаил Чулаки роман "Вечный хлеб", 1984. Изд. Советский писатель.
    • Гинзбург Л. Я. , Проходящие характеры: Проза военных лет. Записки блокадного человека. М. : Новое издательство, 2011.
    • Нина Раковская , Мальчик из Ленинграда, Гос. изд-во детской лит-ры, Л., 1945.
    • Ариф Сапаров , Дорога жизни. Л.:Лениздат, 1947.
    • Ариф Сапаров , Январь сорок второго. Из блокадной ленинградской хроники. Л.:Советский писатель, 1969.
    • Виктор Конецкий, Кто смотрит на облака. Первое издание - середина 1960-х гг.
    • Николай Тихонов, Ленинград принимает бой. Л.: Гослитиздат 1943. 416 с.

    Современные поэзия и проза

    • Полина Барскова , Живые картины. СПб. Издательство Ивана Лимбаха, 2014.
    • Сергей Ануфриев , Павел Пепперштейн , главы из романа «Мифогенная любовь каст » (1999-2002)
    • Андрей Тургенев , Спать и верить: Блокадный роман. М., 2007
    • Сергей Завьялов , Рождественский пост, поэма (2009)
    • Игорь Вишневецкий , Ленинград, повесть (2009)
    • Полина Барскова , поэтический цикл "Справочник ленинградских писателей-фронтовиков 1941-1945", из книги «Сообщение Ариэля» (2011)
    • Борис Иванов , За стенами города. Дезертир Ведерников , повесть (2012)
    • Ирина Сандомирская , «Блокада в слове. Очерки критической теории и биополитики языка». М.: Новое литературное обозрение , 2013.
    • Геннадий Алексеев , верлибр «Жар-Птица»

    Музыка

    • Дмитрий Дмитриевич Шостакович , Симфония № 7 «Ленинградская» (1941-1942)
    • Борис Владимирович Асафьев , «Дифирамб великому городу» (1941), «Песни печали и слёз» (1941) для фортепиано соло, «Канты незабвенной памяти Александра Дмитриевича Кастальского » для смешанного хора a capella (1941-1942) на тексты из церковного обихода
    • Гавриил Николаевич Попов Симфония № 2 «Родина» (1943, задумана зимой 1941-1942 в осаждённом городе)
    • Борис Иванович Тищенко , Симфония № 5 «Хроника блокады» (1975)
    • В. Кудряшов (музыка), М. Рябинин (слова), исп. Виль Окунь и ансамбль, Папин вальс
    • Песни группы «Сплин » «Блокада», «Вальс» и «Оркестр».
    • Песня британского рок-музыканта Блэйза Бэйли City Of Bones с альбома Promise and Terror (2010)
    • Песня Криса де Бурга Leningrad
    • Альбом «The Diarist» (2006) итальянской группы Dark Lunacy полностью посвящён блокаде Ленинграда.
    • Песня и видеоклип группы «Самое большое простое число» (СБПЧ) - «Блокада»
    • Песня «Непокорённый» рок-группы «Кипелов » с одноимённого сингла
    • 08.09.2012 в день памяти жертв блокады Ленинграда состоялась премьера Третьей симфонии (Военной) op.13 композитора Алексея Курбатова в Большом зале Филармонии (Санкт-Петербург), оркестр под управлением Игоря Пономаренко. Симфония транслировалась на площадях города в прямом эфире.

    Монументальное искусство

    • Памятник детям погибшим 9 мая 1942 года (Смоленское кладбище)
    • Мемориал «Героическим защитникам Ленинграда» на площади Победы

    Изобразительное искусство

    В лучших произведениях, созданные в блокадные годы, раскрывается масштаб происходящей величайшей трагедии.

    Изобразительное искусство Ленинграда никогда не достигало такой мощной социально- политической значимости, как это имело место в дни блокады. Во время блокады в Ленинграде работали многие художники, только одних членов СХ насчитывалось около ста человек Художникам пришлось работать по маскировке военных объектов, по эвакуации музейных ценностей, и маскировке монументальной скульптуры. Самый знаменитый из памятников, - памятник Петру Великому, - «Медный всадник» было решено оставить на месте, защитив его и засыпав песком. Художников работали также по созданию Музея героической обороны Ленинграда, решение создать который было принято осенью 1943 г. Музей был открыт в мае 1944 года, и в 1953 году был расформирован, в результате сфабрикованного « Ленинградского дела» , но экспонаты музея были сохранены.

    Многие художники напрямую последовали указаниям, исходящим от Обкома ВКП (б) и Политуправления фронта, призывавших «к штыку приравнять перо», и превращали своё искусство в могучий агитационный ресурс. Живописные работы, написанные в блокаду, далеко не так многочисленны, как графические произведения. К батальной живописи относятся многочисленные произведения, созданные в это время живописцами по заказам ЛССХ, изображающие эпизоды сражений, имевших место в ходе битвы за Ленинград, события происходящие на фронте, боевые действия партизан, и также поднятая тема героизма защитников города. Официальные заказы художники получали на написание «военных портретов», при этом многие бойцы приезжали позировать прямо с фронта, получая короткий отпуск. Другими заказами становились портреты стахановцев и трудовая жизнь горожан, много реже - события русской военной истории. Произведения воспевали стойкость и мужество защитников города, несли в себе обещание победы. Среди художников, работавших в этом направлении, наиболее известными были В. А. Серов , Г. С. Верейский, И. А. Серебряный, Н. Пильшиков, В. А. Власов, В. И. Курдов, и многие другие мастера. Серия из 24-х литографических работ А. Ф. Пахомова «Ленинградская летопись», законченная в 1947 году, после войны была удостоена Государственной премии.

    С начала блокады самым востребованным и массовым видом искусства становится плакат; одним из самых первых плакатов, появившихся в городе, был сделан В. В. Лебедевым , в прошлом, известным мастером этого жанра, в 1919-1920 годах работавшего над серией плакатов «Петроградские окна РОСТА» . В начале войны над плакатом работало не более пяти человек, тогда как к августу число плакатистов подошло к пятидесяти, они работали в возобновлённых «Окнах ТАСС» и для объединения «Боевой карандаш». Плакаты имели сильное воздействие, взывая к прохожим со стен: «Смерть детоубийцам», «Уничтожить немецкое чудовище». Кроме листков «Боевого карандаша» и плакатов, большими тиражами выпускались лубки, открытки, и портреты героев войны. Открытки, выходившие тиражами до 25 тысяч, посвящены были военной теме. В военные годы в блокадном Ленинграде книжные графики не могли найти работы, деятельность большинства издательств была почти парализована. , так что открытки стали доя них прежде всего, возможным источником заработка. Блокадная жизнь отражалась, однако, и в этих сюжетах - темой для открытки могла стать «Женщина, вяжущая рукавицы для бойцов».

    Всё время блокады шла активная выставочная деятельность, первая выставка была открыта 2 января 1942 года. Блокадные выставки, до 1944 года, были малопосещаемыми (человек 15-18 в день) , в том числе и не только по причине того, что на первом месте у людей стояли вопросы выживания. Тематические картины писали художники социалистического реализма, который, в отличие от «критического» реализма 19 века, критики не предусматривал. " Во время войны Н. Н. Пунин сравнивал с оружием средства воздействия искусства. Нельзя вести военные действия оружием прошлого… Были и заказы. Это были так называемые тематические картины. И был контингент, который легко выполнял эти заказы, их художники полупрезрительно называли картинщиками. Они работали на всё более нетребовательный вкус начальства. Обладая определённым, но довольно ремесленным мастерством, они наполняли выставки своей продукцией, от которой человеку, желавших видеть подлинную живопись, становилось тошно… Что-то мёртвое, замороженное смотрело со стен выставок в Петербурге … причём этот процесс не останавливался. На выставках всё становилось всё более и более серым.. "

    Творческие позиции ленинградских художников разделялись.

    Уже в конце 1930-х годов в соцреализме «реставрируется» академическая иерархия жанров, художники обращаются прямо к власти (в официальных полотнах) или к коллегам (решая пластические проблемы в портретах и в натюрмортах) . Преобладающими в блокадном искусстве стали работы, представляющие пейзаж и бытовой жанр.

    В жанровой живописи (и графике) в первые годы блокады преобладают трагические и драматические темы; сюжетно-повествовательные работы появляются к 1944 году. Историки выделяют две линии этого жанра - одна, с акцентированным сюжетом, или с раскрытием темы через образ одного человека, при этом именно портретной задачи художник перед собой не ставит. Вторая линия развития жанра представляет собой разновидность пейзажа, нередко городского, с введёнными в него элементами жанрового действия. Ещё одной темой были «события, происходившие на фронте или в тылу врага»; эти работы, по мнению историков, также тяготели или к бытовому жанру, с четко выраженной сюжетной основой, или к «военному» пейзажу.

    Повседневная жизнь города

    Значительную часть созданных в блокаду работ составляли рисунки, носившие документальный характер. Часть их была сделана эскизно, но во многих случаях это законченные, продуманные отдельные вещи. Большинство этих работ далеки и от поощряемого Обкомом парадного «военного официоза», и от оптимизма. Они отражают жизнь обитателей города, противостоящих невзгодам тяжёлых лет. Нередко темой этих работ становятся образы страдания и скорби.

    Большая часть блокадной графики (и отчасти и живопись) представляет собой натурные рисунки, и разделяется на группы - городские пейзажи, заполненные людьми, чаще пустынные, портреты и бытовые зарисовки. Многие из этих работ было сделано по государственным заказам, большинство их было приобретено для Музея обороны Ленинграда.

    Один из драматических образов, характерный именно для блокадной зимы, повторяющийся во многих работах - человек, везущий по улице сани с телом покойника. Темами акварелей П. М. Кондратьева были уборка уличных ограждений, карты скорой помощи, вмёрзшие в лёд грузовики; работ С. С. Бойма - очистка снега на улицах, очереди в булочную, заготовка и выгрузка дров, эвакуация детей, госпиталь, ёлочный базар в декабре 1941 г. На рисунках Н. М. Быльева-Протопопова изображены греющиеся у печки дистрофики, уличные баррикады, девочки, плетущие маскировочные сети, подростки, дежурящие на крышах, и скопление гробов у ворот Охтенского кладбища. И. А. Владимиров известен своим циклом документальных зарисовок событий 1917-1918 годов, второй такой подобный цикл он сделал в блокаду, его темами на этот раз стали уборка трупов на улицах, «дорога смерти». Сюжетами Л. И. Гагариной были закутанные, сидящие у коптилки люди, уборка снега с улиц, сюжетами Т. Н. Глебовой - люди, сидящие в бомбоубежище, конная полиция, разбор обрушенных домов после налёта, толпы погорельцев, сидящих на улицах среди своих вещей, дистрофики, обедающие в соловой Союза художников. Л. Н. Глебова рисовала лица блокадных детей и женщин с детскими гробиками на санках. Е. М. Магарил рисовала людей в больничном стационаре, Г. К. Малыш - детские трупы на улицах, и - салют в честь снятия блокады в 1944 году, А. Е. Мордвинова - людей, помогающих тушить пожары, женщину с новорожденным, сидящую у буржуйки, общественную чайную, В. В. Стерлигов - раненых в госпитале, А. Г. Траугот - переход чрез замёрзшую Неву, С. Н. Спицын - быт школьников, учеников СХШ , Т. Купервассер - медсестёр в больнице, Е. Я. Хигер - ремонт отопления. А. Н. и В. Н. Прошкины писали пленных немцев под Шлиссельбургом, эшелоны, доставляющие городу топливо. А. Л. Ротач - пожар в Зоологическом саду, Я. О. Рубанчик - огороды у Исаакиевского собора, водозабор и застывший транспорт, мешки с песком, воздушную тревогу, очередь в табачный магазин, горы вещей взятых с собой эвакуирующимися, сложенные у Финляндского вокзала, А. И. Русаков и А. Ф, Пахомов зимой 1941 года делали натурные зарисовки умирающих от дистрофии людей в больнице Ф. Эрисмана.

    Л. А. Ильин рисовал взрывы на улицах(от одного из них он вскоре погиб) и сложенные в подвалах трупы. Сюжеты М. Г. Платунова более трагичны - убийства и кражи на улицах, произошедшие из за куска хлеба, отчаявшиеся самоубийцы, замёрзшие на улице люди. Многие, сделанные в блокаду, работы можно отнести с уверенностью к бытовому жанру, но далеко не все, так как художникам было невозможно принять взрывы на улицах и сложенные штабелями трупы, как быт.

    Повседневная жизнь города и портреты горожан была также темой работ Е. О. Марттилы , П. И. Басманова , В. Г. Борисковича , П. Я. Зальцмана , В. В. Милютиной, В. В. Зенькович, Л. А. Рончевской, А. И. Харшака, М. А. Шепилевского, Н. Дормидонтова, Е. Белухи, С. Мочалова. Работали в блокаду и скульпторы. Не все созданные в блокаду произведения сохранились, многие были утрачены. Военным будням блокированного города были посвящены и блокадные работы Евгении Эвенбах. .

    Художественные достоинства работ были различны, так, особо выделяют трагический цикл работ (линогравюр) Соломона Юдовина и литографическую серию Адриана Каплана, где он сочетает бытовой сюжет с тончайшей фактурой «многослойного» рисунка. Во многих блокадных работах художников "ленинградской школы " есть осознаваемая бесстрастность фиксации, желание представить натуру «как есть», без экспрессивного настроения.

    Некоторые художники ставили перед собой цель

    « Рисовать, как летописец.. как очевидец вещей, которым многим не дано видеть, а многие на них закрывают глаза..» «.. я занимаюсь искусством.. у меня нет вдохновения описывать красоту воздушных боёв. прожекторов, ракет, взрывов и пожаров; я знаю, какой ужас несёт за собой эта феерия..»

    К таким работам относится серия «Ужасы войны для мирного населения» и «Осада города» Т. Н. Глебовой , ученицы П. Н. Филонова и последовательницы его «аналитического метода». .

    Созданные в блокадное время работы сами стали частью истории и причиной возникновения новых произведений искусства. Известна серия рисунков Веры Милютиной «Эрмитаж во время блокады», изображающих опустевшие залы музея, стены без картин, упавшие люстры. Именно эта серия легла в основу работ японского художника Ясумара Моримура «Эрмитаж. 1941-2014», в 2014 году выставленной в залах Эрмитажа о время проведения в нём выставки Манифеста 10 и признанной «наиболее чутко реагирующим на исторический контекст произведением об Эрмитаже».

    Особое место среди всего блокадного искусства занимает живописная работа Л. Т. Чупятова «Покров Богородицы над осаждённым городом ». Она была написана художником незадолго до его смерти в блокадном городе, 8-10 сентября 1941 года, когда в городе горели Бадаевские склады .

    Блокадный пейзаж

    "Многие считают. что если художник занимается только пейзажем, то он отвлекается или умышленно отходит от разрешения больших значимых тем, тогда как пейзаж, - и это подтверждается всей историей живописи, - играет большую общественную роль. Пейзаж, по существу, являет собой мировоззрение эпохи ", писал Г. Н. Траугот. Блокаду художники отразили в своих живописных и графических произведениях так, что остались далеки от прямого натурализма в изображении страданий. Но их выражает, прежде всего, сам погибающий город.

    Огромное символическое значение Петербурга, очевидное и для его защитников, и для стремящихся занять его войск противника, тоже осмыслено в ряде выдающихся художественных произведений высокой художественной выразительности.

    Художники, находящиеся на грани голодной смерти, создавали произведения, объединённые позднее исследователями в особый жанр «блокадного пейзажа».

    Наиболее пронзительные произведения были созданы художниками в самую первую блокадную зиму, оставившую у ленинградцев сильнейшие впечатления.

    Работа художников непосредственно на улицах блокадного города не приветствовалась, тем не менее, многие из созданных в блокаду произведений относятся именно к жанру городского пейзажа. Работать на улицах иногда приходилось во время обстрелов. Многие художники изображали улицы города во время артобстрелов, разрушенные взрывами дома, укрытые памятники.

    Блокадные пейзажи писали и рисовали М. П. Бобышов , Б. Н. Ермолаев, А. Л. Каплан , А. В. Каплун, С. Г. Невельштейна , Я. С. Николаев , А. П. Остроумова-Лебедева , Н. А. Павлов, Н. Е. Тимков , Г. Н. Фитингоф.

    Среди них принято выделять архитектурный пейзаж, характерный "точностью воспроизведения объекта изображения «. Среди тех, кто их рисовал, были многие архитекторы: И. С. Астапов, А. К. Барутчев , Э. Б. Бернштейн, В. М. Измайлович, Л. А. Ильин, В. А. Каменский , А. С. Никольский , М. А. Шепилевский, Л. С. Хижинский . Известный архитектор Л. А. Ильин кроме серии пейзажей, рисовал графический дневник, *Прогулки по Ленинграду».

    Необыкновенную и страшную красоту блокадного города отразили в своих работах прежде всего, художники «ленинградской школы» - В. В. Пакулин , А. Н. Русаков , Г. Н. Трауготт .

    В. В. Пакулин до войны никогда не писал городские пейзажи, и именно в блокаду ему открылась красота города. Многие художники отмечали что зимой 1941-1942 года Ленинград был особенно красив: искрящийся инеем, неподвижный и почти безлюдный. Пакулин создал около пятидесяти городских пейзажей, среди них- «Дом книги. Проспект 25 Октября» (1942), «У Адмиралтейства» (1941-1942), «Эрмитаж. Иорданский подъезд» (1942), «Проспект 25 Октября. Весна» (1943), «Демидов переулок» (1943).. Во многих этих работах использована жемчужно серая гамма, отражающая дымку световоздушной среды.

    Наиболее известны из живописной блокадной серии Г. Н. Траугота его живописные работы «Канонерка у Зимнего дворца» 1942, «Нева с Пушкинским домом» 1942, «У Петропавловки» 1942, на них изображены пустынные площади, заснеженные улицы, прозрачный воздух, Нева, на которой стоят военные корабли. Им создан и акварельный блокадный цикл. Все его работы строги по цвету, их цветовая гамма тяготеет к монохромности. Ощущение «миражности», призрачности сохраняется даже при включении в пейзаж жанровых сцен. Художник не пишет действительно ужасного, что было в городе на каждом шагу. Мужественный настрой его живописи принадлежит к сфере высокой трагедии, это же можно сказать и о рисунках («Ледяное солнце блокады») Индивидуальное переживание автора вырастает до масштабов героической патетики.

    А И. Русаков принадлежит к тем редким художникам, кто смог пережить всю блокаду. не прекращая работать. Он создал сильнейшие по выразительности живописные портреты города, опустевшего и разрушенного, в самое тяжёлое для него время первой зимы; работы эти часто репродуцируются и выставляются. «Русаков, по- видимому, чувствовал особую значительность каждого письменного и изобразительного свидетельства „изнутри“, которую отмечал академик Г. А. Князев в своём блокадном дневнике.» Отсюда важное свойство его рисунков. сделанных в 1942-1943 гг. , - они подробны, и выполнены как законченные вещи. а не наброски.

    Принципиально камерный характер блокадных акварелей Русакова, и городских пейзажей, и портретов, отделяет их от известной серии А. Ф. Пахомова („Ленинград в годы блокады и восстановления“) или портретной серии Г. С. Верейского. В них нет намеренного акцента на героизме, или на страдании. Художник бережно фиксирует повседневную жизнь города.

    Блокадный портрет

    Исключительно важное место в блокадном искусстве занимает автопортрет. Главная для блокадного автопортрета идея - противопоставление жизни и творчества - смерти и разрушению. Автопортреты писали художники разных направлений - от учеников только умершего в декабре 1941 года П. Н. Филонова, - художников П. Я. Зальцмана (графические автопортреты) , Т. Н. Глебовой („Автопортрет“, „Портрет семьи в блокаду“, 1941, оба - в собрании ГТГ) - и серии трагических автопортретов В. П. Яновой , до работ Я. С. Николаева (1942) и А. А. Бантикова (1944). Из дневниковых записей Елены Марттилы следует, что именно работа над автопортретом, в котором она хотела зафиксировать процесс собственного умирания, спасла ей жизнь зимой 1942 года.

    „Блокадный портрет“ принципиально отличался от живописных портретов, сделанных по государственному заказу, и всегда изображающих человека, совершающего подвиг, трудовой или военный. Для усиления впечатления портрет часто был поясным или поколенным. В отличие от них, „блокадные портреты“ имеют иной, камерный характер. Это могут быть и портреты - типы, как женские образы на портретах П. И. Басманова и В. В. Зенькович. Часто моделями для блокадных портретов становятся родные или близкие друзья художников, - как на портрете художниц Е. Зазерской и Т. Купервассер, 1941, написанном А. И. Русаковым.

    К этому же, камерному, жанру относятся также портреты художников социалистического метода, В. И. Малагиса (Портрет старой работницы, 1943 ; Портрет художника Иванова, 1943) , Я. С. Николаева (Портрет М. Г. Петровой, 1942, портрет художника Викулова, 1942), Н. Х. Рутковского (Портрет А. Фроловой - Багреевой, 1943). Одно из основных отличий этих работ от официального заказного портрета - расширение круга используемых традиций. Отступая от канонов социалистического реализма, эти художники обращались к французской живописи, к портретам импрессионистов, правда, полностью изменив концепцию цвета, сменив его на сознательно загрязнённый. Хотя, на словах французский импрессионизм в советской критике 1940-х годов осуждался.

    Искусство послевоенного времени

    Кинематограф

    Художественные фильмы

    • Блокада (эпопея):
    • «Ленинградцы, дети мои…» (Узбекфильм , 1980)
    • «Соло», реж. Константин Лопушанский (1980)
    • «Красный стрептоцид » (короткометражка, реж. Василий Чигинский , 2001)
    • «Ладога » (сериал, реж. Александр Велединский , 2013)
    • «Ленинград » (фильм, реж. Игорь Вишневецкий , 2014)

    Документальные фильмы

    • Siege of Leningrad
    • Блокада Ленинграда
    • Седьмая симфония
    • Блокадный трамвай
    • «Ленинград в борьбе». Режиссёр: Р. Кармен, Н. Комаревцев, В. Соловцов и др., СССР, 1942
    • «Подвиг Ленинграда». Режиссёр: В. Соловцов, Е. Учитель, СССР, 1959
    • «Город в осаде». Режиссёр: П. Коган, СССР, 1969
    • «Их оружие – кинокамера». Режиссёр: К. Станкевич, СССР, 1980
    • «Воспоминания о блокаде». Режиссёр: В. Семенюк, СССР, 1990
    • Расследования программы «Искатели»
      • «Свидетель великой осады» (2005)
      • «Дорога-призрак» (2006)
    • Документальный цикл «

    Объявление о начале войны 22 июня 1941 года в одночасье перевернуло жизнь всего города, как и всей страны. Ленинград перешел на военное положение. Тысячи людей встали на защиту города, стараясь превратить его в неприступную крепость. Не осталась в стороне и артистическая братия. Более 800 человек - музыканты, актеры, художники, режиссеры, преподаватели и студенты творческих вузов - записываются в ряды народного ополчения. Срочно формируются актерские бригады, которые выступают на мобилизационных пунктах. Многие отправляются рыть противотанковые рвы под Лугой, Гатчиной, Стрельной.

    Известный актер Николай Константинович Черкасов, воплотивший на экране образы Александра Невского и Ивана Грозного, с первых дней войны принимал активное участие в формировании труппы театра народного ополчения. Он же и возглавил его. Труппа жила в ДК им. Первой пятилетки и была разбита на отделения. Всем выдали короткие канадские винтовки. Распорядок дня - казарменный: побудка в 6 утра, заправка коек, зарядка, умывание. После - военные занятия: строевая подготовка, стрелковое дело, изучение уставов и политчас. Актеры давали торжественную присягу. Подобная подготовка была необходима, ведь эти артисты должны были выступать на фронтах. «Театр неоднократно попадал на наиболее трудные и опасные участки и полностью разделял боевую жизнь и судьбу своих зрителей, - вспоминал позднее драматург А.П. Бурлаченко. - …Военная жизнь закалила актеров - они стали солдатами и умели не только играть, но и воевать за Родину».

    Встреча Н.К. Черкасова с краснофлотцами. . Ленинград. 1942

    Шостакович в пожарной каске в блокадном Ленинграде, 1941

    «Весь театр мобилизован на работу, имеющую непосредственное отношение к обороне города. В ловких руках балерины Г.С. Улановой и певца Г.М. Нэллеппа нитка за ниткой плетутся сети и покрываются кустиками мочалы, окрашенной в зеленый и бурый цвета. Несколько часов - и вот уже готовы первые маскировочные газоны, которые должны закрыть здания и военные объекты. Они сделаны при участии мастеров театра Е.В. Вольф-Израэль и П.М. Журавленко», - писала в своих воспоминаниях Мариэтта Франгопуло, артистка балета, педагог и балетовед, служившая в Театре оперы и балета им. С.М. Кирова (совр. Мариинский театр).

    Во время блокады Ленинграда здание Мариинского театра было сильно повреждено

    Актеры БДТ им. Горького Тамара Зеньковская и Сергей Рябинкин вспоминали: «Проводив часть товарищей в народное ополчение, оставшиеся работники театра, вместе со всеми ленинградцами, включились в работу по сооружению оборонительных рубежей. С утра собирались актеры во дворе театра и, разбитые на взводы и отделения, занимались изучением военного дела, бригады трудармейцев разъезжались по заданным маршрутам, а оставшиеся актеры спешно готовили новый репертуар, необходимый для сегодняшнего дня».

    Всеобщее военное обучение (Всевобуч) жителей на площади у Александринского театра...

    Вспоминает Николай Горяинов, режиссер Малого оперного театра: «Театру было также поручено провести работы по маскировке важных объектов - артисты хора, балета, солисты оперы оставались после спектакля и до утра сшивали длинные холсты, которые затем расписывались художниками… Художники и плотники превращали прибывающие из воинских подразделений грузовики в агитмашины театра… Группа балерин, под руководством солистки оперы В. Петровой, бережно укладывала подарки мобилизованным в армию работникам театра. Их было много: только за первые месяцы войны на фронты Отечественной войны ушло 158 человек».

    Что играть?

    В первые дни войны многим представлялось, что она закончится за несколько месяцев, а представить себе, что город в течение 900 дней будет осажден, не мог никто. Однако об актуальности репертуара задумались сразу. И если программа актерских бригад была составлена на скорую руку - стихи, фельетоны, песни, рассказы на военную тему, то театрам пришлось срочно искать подходящие пьесы и репетировать. Необходимо было как можно быстрее перестроить ритм театров на военный лад, нужны были боевые, поднимающие патриотический дух спектакли.

    Жители блокадного Ленинграда выходят после спектакля а Академическом Театре драмы

    Самым оперативным оказался Ленинградский филиал Центрального театра кукол под управлением Сергея Образцова. Уже в июле они создали фронтовую программу антифашистской сатиры «Урок истории» и «Арийцы в зоосаде». Что касается городских театров, они срочно вводили в репертуар пьесы о великих воинах и полководцах, Александре Невском, Суворове, Кутузове и героях времен Гражданской войны, таких как Чапаев.

    Кукольный театр блокадного Ленинграда

    Многие театры ставят пьесу «Давным-давно» про девушку, которая переоделась в гусарскую форму и сбежала на фронт, вновь звучит опера «Иван Сусанин», делается инсценировка по роману Льва Толстого «Война и мир».

    На совещании в Театре комедии обсуждался вопрос, нужен ли, да и позволителен ли смех в такие времена? Может быть, изменить любимому жанру хотя бы на время? Но было принято решение, что смех нужен, даже необходим, - это еще одно оружие в борьбе с врагом. И в августе театр выпускает спектакль «Под липами Берлина» - злободневную сатирическую пьесу о Гитлере и его министрах.

    А как быть Ленинградскому ТЮЗу - старейшему детскому театру в стране? Режиссер Леонид Макарьев навсегда запомнил тогдашнее выступление руководителя коллектива Александра Брянцева, чье имя сегодня носит театр: «Наш юный зритель в суровые дни войны обречен на тяжкие переживания, которые он сам еще не сознает и которые неизбежно омрачат его детство. Именно сейчас мы, как никогда, призваны сохранить чистоту детства и внести в него мужественную волю, сохранить радость детства и пропитать его верой в светлое будущее, сохранить пытливость детства и открыть перед ним мир подлинного героизма…» И ТЮЗ продолжил ставить детские пьесы, делая упор на те, что в иносказательной форме раскрывали тему героизма и благородства.

    Страшные 900 дней

    «Немцы ждали, ленинградцы растеряются,

    От бомбежек и обстрелов измотаются.

    Но увидя в дни осады

    Дух и стойкость Ленинграда,

    За себя уже фашисты опасаются» .

    Куплеты из репертуара Фронтового цирка

    Бомбежки участились. Ленинград превратился в город-фронт. Несмотря на массовую эвакуацию в городе оставались артисты, писатели и поэты, композиторы - на их плечи легла ответственность за моральный дух ленинградцев. Вся страна жила тем, что происходило в осажденном городе. Выжить, не пасть духом и отстоять Ленинград - было общей задачей.


    Артисты Театра оперы и балета им. С.М. Кирова на заготовке дров

    Удивительно, но даже в такое тяжелое время культурная жизнь в городе продолжалась. Несмотря на массовую эвакуацию, в городе еще оставались Театр Ленинского комсомола, Ленсовета, ТЮЗ, Театр комедии, которые были эвакуированы позже. А Театр музыкальной комедии и оркестр Радиокомитета всю блокаду находились в Ленинграде. И все эти коллективы работали, показывали спектакли, которые прерывались бомбежками по нескольку раз, ездили с выступлениями в армию, а главное, вопреки голоду и холоду, находили эмоции, чтобы работать.

    На долю Ленинградского театра музыкальной комедии выпала серьезная миссия в период Великой Отечественной войны. Именно оперетта, самый веселый и легкий жанр, была рядом со зрителями блокадного Ленинграда.

    Продажа билетов с рук в Театр музыкальной комедии в блокадном Ленинграде

    Многие актеры труппы переехали жить в здание театра. Причины были разные: у кого-то разбомбили дом, кто-то жил очень далеко, а ходить приходилось пешком, ведь транспорт в городе не работал, со временем, когда наступили морозы и голод, это экономило силы для работы. Ежедневные бомбежки города, а немцы были очень пунктуальны в этом смысле, приучили всех жителей подстраиваться под этот чудовищный график. Спектакли перенесли с вечернего времени на дневное, и все равно они по нескольку раз прерывались воздушной тревогой. Зрители организованно спускались в бомбоубежище, артисты, как были, в сценических костюмах, поднимались на крышу тушить зажигательные бомбы, чтобы не допустить пожара.

    Певцы и балерины - наверное, самая нежная публика из всей актерской братии - находили в себе силы и мужество не бросать публику. А залы почти всегда были полны. Раиса Беньяш, театровед, описывала быт Музкомедии того времени: «Двойная ответственность - за себя и за зал, - если и была вдвойне тяжкой, в то время рождала какую-то особую решимость и находчивость. А.А. Орлов (Александр Орлов, тенор) однажды был засыпан во время обвала; он долго лежал в больнице и вышел оттуда травматизированным. При первом сигнале тревоги его охватывал ужас. И он же на сцене однажды, когда началась очередная бомбежка, спокойно произнеся текст своей роли… сказал, обращаясь к публике: «Граждане, не торопитесь! Это только стекла, обыкновенные стекла».

    Концерт артистов Ленинградского театра музыкальной комедии для раненых бойцов

    Однажды в соседнее с театром здание упала бомба, актеры срочно отправились помогать санитарной дружине выносить раненых. И тут бригадира санитаров, балерину театра Нину Пельцер, обуял страх, и она вдруг встала и отказалась идти в горящее здание. Дальше вот что пишет Раиса Беньяш: «В эти минуты в фойе внесли первую жертву - ребенка, девочку с короткими косичками и голубым бантом, забрызганным кровью. Пельцер схватила ребенка, уложила его на диван, осмотрела ушиб, прикрыла своим пальто и бросилась к горящему дому. И дальше вместе со всеми она носила раненых, накладывала повязки, успокаивала плачущих малышей и не замечала, что где-то совсем близко рвутся снаряды и что не только халат, но и платье под ним стали липкими от крови».

    Сцена из героической комедии "Раскинулось море широко" Ленинградского театра музыкальной комедии. Премьера этого спектакля - о моряках Балтийского флота и быте в осажденном городе - состоялась 7 ноября 1942 года и имела оглушительный успех. После снятия блокады спектакль показывали в Москве, Ташкенте, Оренбурге, Киеве

    И все же веселая оперетта позволяла людям хоть на короткое время забыть о тяготах блокадного города. Да и бойцам на фронте необходимо было знать, что город живет, что в нем идут спектакли. Балерина театра Нина Пельцер однажды получила такое письмо: «Вчера я был в Ленинграде, был в вашем театре и видел вас. Теперь я спокоен. Когда на передовой немцы пустили слух, что Ленинград пал, мы не верили, но мы очень волновались. И вот раз приехал к нам один лейтенант и говорит: «Я в среду видел Пельцер…» Пельцер танцует? А теперь сам увидел, что вы танцуете. Не быть Ленинграду побежденным; об этом уж мы позаботимся».

    Артисты Н.В. Пельцер (слева) и А.Г. Комков в сцене из спектакля "Раскинулось море широко"

    А жизнь в городе становилась все тяжелее. Норма выдачи хлеба с 20 ноября по 25 декабря 1941 года составляла рабочим - 250 граммов; служащим и членам их семей - 125 граммов. Театр терял коллег. Некоторые умирали прямо на сцене во время репетиций. Отощавшие, синие от холода и голода балерины поддевали теплые рейтузы под трико: так теплее и ноги казались полнее. Здание не отапливалось. На сцене было холодно. Чтобы согреться, за кулисами артисты сидели в тулупах поверх балетных пачек и фраков. Когда русскому хору выдали их сафьяновые сапоги для выступления, они все оказались малы - ноги певцов распухли. Дистрофия изматывала людей, каждое движение требовало усилий, а ведь театр - это процесс: поставить декорации, свет, принести бутафорию, нанести грим… Такие же люди-тени в зале смотрели спектакль в верхней одежде, аплодисментов не было слышно - сил хлопать артистам у зрителей уже не было. Тощие и измотанные артисты и публика были нужны друг другу.

    Актриса Театра музыкальной комедии З.Д. Габриэльянц перед выходом на сцену

    Вот еще одно яркое воспоминание Раисы Беньяш: «Цветов уже не было. На сцену бросали перевязанные ветки хвои. Пельцер получила корзину, составленную из зеленых веточек ели и сосны. Когда корзину подали на сцену, Комков взял ее, чтобы передать партнерше, но тотчас опустил на пол. Один актер хотел помочь ему, но отказался от своего намерения. Корзина была невероятно тяжелой. Когда в антракте ее совместными усилиями принесли за кулисы, выяснилось, что под зелеными ветками лежат картофель, брюква, морковь и даже головка капусты». Так жители города решили подкормить актеров: ведь если бы умерла театральная жизнь, умер бы весь город…

    Когда в декабре в театре отключили электричество, актеры стали ездить с концертами в Красную армию. За 7 дней на Ладоге они дали 32 концерта. Январь и февраль 1942 года - самый страшный период блокады, это месяцы массовой смертности. Жизнь в городе замерла, и только Музкомедия еще работала. В марте, когда дали электричество, театр тут же возобновил спектакли.

    Концерт фронтовой бригады Театра оперы и балета им. С.М. Кирова. 1942

    Рождение нового театра - в блокадном городе!

    Городской театр (современный Санкт-Петербургский академический драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской) открылся 18 октября 1942 года. Театры рождаются по-разному, этот родился из пьесы Константина Симонова «Русские люди», которая была напечатана в газете «Правда». Драма о трудностях войны - первый художественный отклик писателя на происходящие события. Пьеса сразу имела большой успех. Ее ставили на всех подмостках страны, зачитывали по радио, а Городской театр начал с нее свой первый блокадный сезон.

    Исполнение Седьмой (Ленинградская) симфонии Дмитрия Шостаковича в осажденном городе. 1942

    9 августа 1942 года состоялась премьера Седьмой симфонии. В Белоколонном зале Филармонии яблоку негде было упасть. Карла Элиасберга встретили овацией. Дирижер поднял палочку, и в зал ворвались неслыханные ранее звуки. Когда оркестр отзвучал, зал вскочил в едином порыве и долго аплодировал стоя. Было видно, что у людей по щекам текут слезы… А Карл Ильич удивлялся, почему немцы сегодня не стреляли? Немцы как раз стреляли, точнее, пытались расстрелять Филармонию. Но за час до концерта 14-й артиллерийский полк обрушил на вражеские батареи шквал огня, подарив, таким образом, дирижеру и слушателям 70 минут тишины. До снятия блокады оставалось еще много дней…

    Январь 1944г. Артисты Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова перед началом спектакля читают передовицу газеты "Правда". Перед началом оперы "Иван Сусанин". После снятия блокады


    «В годы войны наш народ защищал не только свою землю. Он защищал мировую культуру. Он защищал всё прекрасное, что было создано искусством,» ─ писала Татьяна Тэсс. Действительно, советские люди стремились сохранить и уберечь от фашистского варварства всё то культурное наследие, которое им осталось от мастеров прошлого. Ведь германские оккупанты подвергли разорению не только сам Ленинград: от их рук пострадали многие пригородные города. Были разрушены и разграблены всемирно известные памятники русского зодчества.

    Из дворцов-музеев Пушкина вывезли бесценную янтарную комнату, китайские шелковые обои, золочёные резные украшения, старинную мебель и библиотеку. Дворец в Павловске тоже недюжинно оскудел после того, как там побывали немцы: он лишился скульптур, части коллекции редчайшего фарфора XVIII века, паркета, представляющего огромную художественную ценность, бронзовых дверных украшений, барельефов, гобеленов, некоторых стенных и потолочных плафонов.

    Но более, чем в других, фашисты зверствовали в Петергофе. Большой Петергофский дворец, заложенный ещё при Петре I, был сожжён, а имущество разграблено. Громадный ущерб был нанесён Петергофскому парку. Статуя-фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва» был распилен на части и вывезен в Германию. В верхнем и нижнем парках были сняты фонтан «Нептун», скульптурные украшения террасы Большого каскада и другие ценные изваяния.

    Государственный Эрмитаж, хоть он и не подвергался фашистскому вандализму непосредственно, то есть изнутри, но и его сокровища были под немалой угрозой, посему спасение его экспонатов стало задачей первостепенной важности. Директором знаменитого музея в те годы был выдающийся востоковед, академик АН СССР Иосиф Абгарович Орбели, впоследствии вспоминавший, как с первых же дней войны весь персонал Эрмитажа не покладая рук трудился над упаковкой экспонатов, тратя на еду и отдых не больше часа. Работа шла непрерывно, день и ночь, на протяжении восьми суток. Сотрудникам музея помогало огромное количество тех людей, кто раньше в этих залах мог быть только посетителем, но кому была небезразлична судьба предметов-свидетелей истории. Это были художники, скульпторы, педагоги, служащие научных учреждений и многие другие. Они упрашивали допустить их хотя бы до самой тяжёлой работе. В итоге, уже 1 июля был отправлен первый эшелон с экспонатами, а 20 июля отправили второй.

    Эрмитажные ценности вывозились в тыл при сопровождении некоторых сотрудников музея, но его дирекции «приходилось выдерживать борьбу с людьми, отказывавшимися от возможности выезда в безопасные районы страны, лишь бы не расставаться с родным городом и с родным музеем. Покидать стены Эрмитажа и Зимнего дворца никто не хотел».

    В залах Эрмитажа оставались только те предметы, которые имели второстепенное значение, или слишком громоздкие коллекции (одна из них ─ знаменитая коллекция исторических экипажей), которые было слишком сложно вывезти. Небольшая группа сотрудников хранила коллекции, упакованные и перенесённые в безопасные кладовые и подвалы. Но от непрерывных авиаударов по зданию музея (в него попало более 30 снарядов) и постоянно лопавшихся водопроводных труб экспонаты изголодавшимся и ослабленным музейщикам приходилось переносить из подвала в подвал, из зала в зал бесчисленное количество раз, ведь предметы старины не терпят ни повышенной влажности, ни холодного воздуха. Но за всё время блокады ни один значительный экспонат не был потерян, испорчен или уничтожен.

    Эрмитаж стремительно пустел, но не забывал своего предназначения. В фельдмаршальском Малом тронном и Гербовом парадных залах Зимнего дворца действовала большая выставка, посвященная героическому ратному прошлому русского народа. В галерее Отечественной войны 1812 года можно было увидеть простреленный под Полтавой шведской пулей мундир Петра Великого, серый походный сюртук Наполеона, мундиры Кутузова и т.д. В Гербовом зале Зимнего дворца были выставлены знамёна шведского короля Карла XII, прусского короля Фридриха, Наполеона ─ трофеи русских воинов Иосиф Абгарович Орбели также подготавливал торжество по случаю 800-летия азербайджанского поэта Низами Гянджеви, состоявшегося 19 октября 1941 года. Когда Иосифу Абгаровичу намекнули, что затевать такое в данное время, прежде всего, небезопасно, но есть другие причины, по которым празднование этой круглой даты может быть сорвано. В ответ на такие слова Орбели заявил: «Юбилей должен состояться в Ленинграде! Вы подумайте ─ вся страна будет отмечать юбилей Низами, а Ленинград не сможет! Чтобы фашисты сказали, что они сорвали нам юбилей! Мы должны провести его во что бы то ни стало!» И провели: с фронта были командированы два востоковеда, читали стихотворения этого выдающегося азербайджанского поэта, притом как в переводе на русский язык, так и в оригинале; произносились речи, доклады о жизни и творчестве Низами, устроили небольшую выставку из того, что не было вывезено. Директором Эрмитажа было рассчитано с точностью до считанных минут время проведения мероприятия: юбилей был начат и закончен аккуратно между двумя артобстрелами.

    Не прошло и двух месяцев, как 10 декабря 1941 года в 4 часа дня в помещении Эрмитажа состоялось ещё одно тожественное заседание, на этот раз посвящённое 500-летию великого поэта среднего Востока Алишера Навои. Вступительное слово к данному мероприятию было таково:

    «Уже один тот факт чествования поэта в Ленинграде, осаждённом, обречённом на страдания от голода и надвигающейся стужи, в городе, который враги считают уже мёртвым и обескровленным, ещё раз свидетельствует о мужественном духе нашего народа и его несломленной воле...».

    Осенью 1941 года Правительство предложило командованию Северо-Западного фронта и руководству ленинградской партийной организации обеспечить вылет из блокадного города на Большую землю крупных деятелей науки и культуры. Списки «Золотого фонда», как назывался перечень имён выдающихся ленинградцев, начинались с профессора И. И. Джанелидзе ─ главного хирурга флота, члена-корреспондента АН СССР, генерал-лейтенанта медицинской службы. На просьбу покинуть осаждённый город Джанелидзе ответил: «Я никуда из Ленинграда не уеду!» Такими же были ответы многих других деятелей, значившихся в «Золотом фонде».

    Художники, творившие в блокадную пору, также пытались внести свой вклад в общее дело борьбы с фашистским недругом. В начале января 1942 года была устроена выставка под названием «Ленинград в дни Отечественной войны», на которой представлялось 127 картин и эскизов 37 художников. В выставочном зале был десятиградусный мороз, а участники выставки едва могли передвигаться. Особенно трагична судьба художника Герца, который принёс с Васильевского острова два эскиза, один из них ─ в тяжеленной позолоченной раме. «Картины должны хорошо выглядеть,» ─ сказал он. В тот же день Герец умер от дистрофии в зале выставки.

    Позже работы ленинградских художников: рисунки Н. Дормидонтова («У воды», «Во дворе», «Очередь в булочную», «Очистка города» и т.д.), рисунки А. Пахомова («Ведут в стационар», «За водой» и т.п.) выставлялись в Москве. Художник П. Соколов-Скаля, будучи под впечатлением от увиденного, написал: «Образ гневного, решительного, ощетинившегося штыками города, образы героизма обыкновенных, вчера ещё мирных людей, образы беззаветного мужества и стойкости детей, женщин и старцев, рабочих и учёных, бойцов и академиков встают во всём величии на этой скромной по размерам, но глубокой по драматизму выставке».

    Весна 1942 года открыла новую страницу не только в жизни самих ленинградцев, но и культурной жизни города. Повсеместно начали открываться кинотеатры, возобновилась концертно-театральная жизнь. В марте 1942-го в здании Академии театра им. А. С. Пушкина состоялся первый симфонический концерт. Хотя в помещении было ужасно холодно, и все сидели в верхней одежде, но, слушая великую музыку Глинки, Чайковского, Бородина, никто не обращал внимания на эти неудобства.

    Среди всех развлекательных заведений весь период блокады проработал созданный в 1924 году Ленинградский театр музыкальной комедии, давший 2350 концертов для фронтовиков и горожан. Возглавляемый в годы войны Н. Я. Янетом, за 1941-45 годы он представил на суд публики 15 премьер. В 1942 году состоялись две наиболее значительные премьерных спектакля: оперетта о партизанах «Лесная быль» А. А. Логинова (премьера ─ 18 июня) и музыкальная комедия «Раскинулось море широко», приуроченная к 25-летию Великой Октябрьской Социалистической революции (премьера ─ 7 ноября) и повествующая о быте блокадников и их героической борьбе (постановка В. Л. Витлина, Л. М. Круца, Н. Г. Минха).

    Нам известно немало литературных произведений, посвящённых Великой Отечественной Войне, в частности, обороне и блокаде Ленинграда. Например, цикл стихотворений «Мужество» Анны Ахматовой, которую осада застала в любимом городе. Ахматова уже была тяжело больна, когда её эвакуировали в Ташкент. Другая выдающаяся ленинградская поэтесса, Ольга Берггольц, свой родной город не покидала вовсе. Всё творчество Ольги Фёдоровны проникнуто теплотой даже к тому совсем неприглядному Ленинграду зимой 41-го (поэма «Твой путь»), бесконечной верой, что он не погибнет, он вернётся и станет краше прежнего, так же, как и его жители (стихотворение «Разговор с соседкой» и проч.). Она постоянно выступала по радио вместе с коллегами-поэтами Николаем Тихоновым, Михаилом Дудиным, Всеволодом Вишневским. Н. Тихонов как-то сказал, что в такое время музы не могут молчать. И музы говорили. Говорили жёстким, но правдивым словом патриота. В своей поэме «Киров с нами» Тихонов обратил в стихотворную форму помышления и чаяния всех ленинградцев:

    «Враг силой не смог нас осилить,

    Нас голодом хочет он взять,

    Отнять Ленинград у России,

    В полон ленинградцев забрать.

    Такого вовеки не будет

    На невском святом берегу,

    Рабочие русские люди

    Умрут, не сдадутся врагу».

    Ещё одна известная ленинградка Вера Инбер в своей поэме «Пулковский меридиан» настроена ещё более радикально, что, впрочем, не лишено своей логики. Поэтесса с ненавистью пишет о фашизме, предрекая скорую и неминуемую гибель, а также выражая желание отомстить за все злодеяния нацистов:

    «Мы отомстим за всё: за город наш,

    Великое творение Петрово,

    За жителей, оставшихся без крова,

    За мёртвый, как гробница, Эрмитаж.

    За гибель петергофского «Самсона»,

    За бомбы в Ботаническом саду.

    Мы отомстим за юных и за старых:

    За стариков, согнувшихся дугой,

    За детский гробик, махонький такой,

    Не более скрипичного футляра.

    Под выстрелами, в снеговую муть,

    На саночках он совершал свой путь».

    Однако самым знаменательным культурным событием в блокадном Ленинграде было исполнение 7-й симфонии Д. Д. Шостаковича, оконченной в декабре 1941 года. «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу ─ Ленинграду я посвящаю свою 7-ю симфонию,» ─ написал Шостакович на партитуре к своему произведению. В марте 1942 года она впервые прозвучала в Большом театре Куйбышева (теперь ─ Самара), а затем ─ в Москве. 9 августа 1942 года симфония впервые исполнялась в Ленинградской Государственной филармонии. Этому предшествовали полная опасности доставка партитуры по воздуху; пополнение состава оркестра теми, кто воевал на фронте; изменение формата исполнения, связанное с угрозой авианалётов (по замыслу Шостаковича, после первой части должен быть антракт, а остальные три части исполняются без перерыва, но тогда симфония игралась вовсе без интервалов); всего пять или шесть репетиций перед исполнением. Но всё же концерт состоялся! Вот как вспоминает об этом небывалом для блокадного города событии ленинградка Н. И. Земцова: «Когда мы увидели афиши на улицах, что в филармонии будет концерт, мы не помнили себя от радости. Не могли себе представить, что у нас прозвучит Седьмая симфония Шостаковича. Трудно описать необыкновенную обстановку, счастливые лица людей, пришедших в филармонию как на огромный праздник. Музыканты заняли свои места. Одеты они были кто в чём. Многие в солдатских шинелях, в армейских сапогах, тужурках, гимнастёрках. И только один человек был в полной артистической форме ─ дирижер. Карл Ильич Элиасберг встал за дирижёрский пульт, как и положено было, во фраке. Он взмахнул палочкой. И зазвучала несказанной красоты и величия музыка. Мы были потрясены. Наши чувства не передать. И весь концерт прошёл покойно. Ни одной тревоги!» В небе над Ленинградом действительно всё было спокойно: 14-й гвардейский артиллерийский полк не дал ни одному Вражескому самолёту прорваться к городу.

    

    Объявление о начале войны 22 июня 1941 года в одночасье перевернуло жизнь всего города, как и всей страны. Ленинград перешел на военное положение. Тысячи людей встали на защиту города, стараясь превратить его в неприступную крепость. Не осталась в стороне и артистическая братия. Более 800 человек - музыканты, актеры, художники, режиссеры, преподаватели и студенты творческих вузов - записываются в ряды народного ополчения. Срочно формируются актерские бригады, которые выступают на мобилизационных пунктах. Многие отправляются рыть противотанковые рвы под Лугой, Гатчиной, Стрельной.

    Известный актер Николай Константинович Черкасов, воплотивший на экране образы Александра Невского и Ивана Грозного, с первых дней войны принимал активное участие в формировании труппы театра народного ополчения. Он же и возглавил его. Труппа жила в ДК им. Первой пятилетки и была разбита на отделения. Всем выдали короткие канадские винтовки. Распорядок дня - казарменный: побудка в 6 утра, заправка коек, зарядка, умывание. После - военные занятия: строевая подготовка, стрелковое дело, изучение уставов и политчас. Актеры давали торжественную присягу. Подобная подготовка была необходима, ведь эти артисты должны были выступать на фронтах. «Театр неоднократно попадал на наиболее трудные и опасные участки и полностью разделял боевую жизнь и судьбу своих зрителей, - вспоминал позднее драматург А.П. Бурлаченко. - …Военная жизнь закалила актеров - они стали солдатами и умели не только играть, но и воевать за Родину».

    Встреча Н.К. Черкасова с краснофлотцами. . Ленинград. 1942

    Шостакович в пожарной каске в блокадном Ленинграде, 1941

    «Весь театр мобилизован на работу, имеющую непосредственное отношение к обороне города. В ловких руках балерины Г.С. Улановой и певца Г.М. Нэллеппа нитка за ниткой плетутся сети и покрываются кустиками мочалы, окрашенной в зеленый и бурый цвета. Несколько часов - и вот уже готовы первые маскировочные газоны, которые должны закрыть здания и военные объекты. Они сделаны при участии мастеров театра Е.В. Вольф-Израэль и П.М. Журавленко», - писала в своих воспоминаниях Мариэтта Франгопуло, артистка балета, педагог и балетовед, служившая в Театре оперы и балета им. С.М. Кирова (совр. Мариинский театр).

    Во время блокады Ленинграда здание Мариинского театра было сильно повреждено

    Актеры БДТ им. Горького Тамара Зеньковская и Сергей Рябинкин вспоминали: «Проводив часть товарищей в народное ополчение, оставшиеся работники театра, вместе со всеми ленинградцами, включились в работу по сооружению оборонительных рубежей. С утра собирались актеры во дворе театра и, разбитые на взводы и отделения, занимались изучением военного дела, бригады трудармейцев разъезжались по заданным маршрутам, а оставшиеся актеры спешно готовили новый репертуар, необходимый для сегодняшнего дня».

    Всеобщее военное обучение (Всевобуч) жителей на площади у Александринского театра...

    Вспоминает Николай Горяинов, режиссер Малого оперного театра: «Театру было также поручено провести работы по маскировке важных объектов - артисты хора, балета, солисты оперы оставались после спектакля и до утра сшивали длинные холсты, которые затем расписывались художниками… Художники и плотники превращали прибывающие из воинских подразделений грузовики в агитмашины театра… Группа балерин, под руководством солистки оперы В. Петровой, бережно укладывала подарки мобилизованным в армию работникам театра. Их было много: только за первые месяцы войны на фронты Отечественной войны ушло 158 человек».

    Что играть?

    В первые дни войны многим представлялось, что она закончится за несколько месяцев, а представить себе, что город в течение 900 дней будет осажден, не мог никто. Однако об актуальности репертуара задумались сразу. И если программа актерских бригад была составлена на скорую руку - стихи, фельетоны, песни, рассказы на военную тему, то театрам пришлось срочно искать подходящие пьесы и репетировать. Необходимо было как можно быстрее перестроить ритм театров на военный лад, нужны были боевые, поднимающие патриотический дух спектакли.

    Жители блокадного Ленинграда выходят после спектакля а Академическом Театре драмы

    Самым оперативным оказался Ленинградский филиал Центрального театра кукол под управлением Сергея Образцова. Уже в июле они создали фронтовую программу антифашистской сатиры «Урок истории» и «Арийцы в зоосаде». Что касается городских театров, они срочно вводили в репертуар пьесы о великих воинах и полководцах, Александре Невском, Суворове, Кутузове и героях времен Гражданской войны, таких как Чапаев.

    Кукольный театр блокадного Ленинграда

    Многие театры ставят пьесу «Давным-давно» про девушку, которая переоделась в гусарскую форму и сбежала на фронт, вновь звучит опера «Иван Сусанин», делается инсценировка по роману Льва Толстого «Война и мир».

    На совещании в Театре комедии обсуждался вопрос, нужен ли, да и позволителен ли смех в такие времена? Может быть, изменить любимому жанру хотя бы на время? Но было принято решение, что смех нужен, даже необходим, - это еще одно оружие в борьбе с врагом. И в августе театр выпускает спектакль «Под липами Берлина» - злободневную сатирическую пьесу о Гитлере и его министрах.

    А как быть Ленинградскому ТЮЗу - старейшему детскому театру в стране? Режиссер Леонид Макарьев навсегда запомнил тогдашнее выступление руководителя коллектива Александра Брянцева, чье имя сегодня носит театр: «Наш юный зритель в суровые дни войны обречен на тяжкие переживания, которые он сам еще не сознает и которые неизбежно омрачат его детство. Именно сейчас мы, как никогда, призваны сохранить чистоту детства и внести в него мужественную волю, сохранить радость детства и пропитать его верой в светлое будущее, сохранить пытливость детства и открыть перед ним мир подлинного героизма…» И ТЮЗ продолжил ставить детские пьесы, делая упор на те, что в иносказательной форме раскрывали тему героизма и благородства.

    Страшные 900 дней

    «Немцы ждали, ленинградцы растеряются,

    От бомбежек и обстрелов измотаются.

    Но увидя в дни осады

    Дух и стойкость Ленинграда,

    За себя уже фашисты опасаются» .

    Куплеты из репертуара Фронтового цирка

    Бомбежки участились. Ленинград превратился в город-фронт. Несмотря на массовую эвакуацию в городе оставались артисты, писатели и поэты, композиторы - на их плечи легла ответственность за моральный дух ленинградцев. Вся страна жила тем, что происходило в осажденном городе. Выжить, не пасть духом и отстоять Ленинград - было общей задачей.


    Артисты Театра оперы и балета им. С.М. Кирова на заготовке дров

    Удивительно, но даже в такое тяжелое время культурная жизнь в городе продолжалась. Несмотря на массовую эвакуацию, в городе еще оставались Театр Ленинского комсомола, Ленсовета, ТЮЗ, Театр комедии, которые были эвакуированы позже. А Театр музыкальной комедии и оркестр Радиокомитета всю блокаду находились в Ленинграде. И все эти коллективы работали, показывали спектакли, которые прерывались бомбежками по нескольку раз, ездили с выступлениями в армию, а главное, вопреки голоду и холоду, находили эмоции, чтобы работать.

    На долю Ленинградского театра музыкальной комедии выпала серьезная миссия в период Великой Отечественной войны. Именно оперетта, самый веселый и легкий жанр, была рядом со зрителями блокадного Ленинграда.

    Продажа билетов с рук в Театр музыкальной комедии в блокадном Ленинграде

    Многие актеры труппы переехали жить в здание театра. Причины были разные: у кого-то разбомбили дом, кто-то жил очень далеко, а ходить приходилось пешком, ведь транспорт в городе не работал, со временем, когда наступили морозы и голод, это экономило силы для работы. Ежедневные бомбежки города, а немцы были очень пунктуальны в этом смысле, приучили всех жителей подстраиваться под этот чудовищный график. Спектакли перенесли с вечернего времени на дневное, и все равно они по нескольку раз прерывались воздушной тревогой. Зрители организованно спускались в бомбоубежище, артисты, как были, в сценических костюмах, поднимались на крышу тушить зажигательные бомбы, чтобы не допустить пожара.

    Певцы и балерины - наверное, самая нежная публика из всей актерской братии - находили в себе силы и мужество не бросать публику. А залы почти всегда были полны. Раиса Беньяш, театровед, описывала быт Музкомедии того времени: «Двойная ответственность - за себя и за зал, - если и была вдвойне тяжкой, в то время рождала какую-то особую решимость и находчивость. А.А. Орлов (Александр Орлов, тенор) однажды был засыпан во время обвала; он долго лежал в больнице и вышел оттуда травматизированным. При первом сигнале тревоги его охватывал ужас. И он же на сцене однажды, когда началась очередная бомбежка, спокойно произнеся текст своей роли… сказал, обращаясь к публике: «Граждане, не торопитесь! Это только стекла, обыкновенные стекла».

    Концерт артистов Ленинградского театра музыкальной комедии для раненых бойцов

    Однажды в соседнее с театром здание упала бомба, актеры срочно отправились помогать санитарной дружине выносить раненых. И тут бригадира санитаров, балерину театра Нину Пельцер, обуял страх, и она вдруг встала и отказалась идти в горящее здание. Дальше вот что пишет Раиса Беньяш: «В эти минуты в фойе внесли первую жертву - ребенка, девочку с короткими косичками и голубым бантом, забрызганным кровью. Пельцер схватила ребенка, уложила его на диван, осмотрела ушиб, прикрыла своим пальто и бросилась к горящему дому. И дальше вместе со всеми она носила раненых, накладывала повязки, успокаивала плачущих малышей и не замечала, что где-то совсем близко рвутся снаряды и что не только халат, но и платье под ним стали липкими от крови».

    Сцена из героической комедии "Раскинулось море широко" Ленинградского театра музыкальной комедии. Премьера этого спектакля - о моряках Балтийского флота и быте в осажденном городе - состоялась 7 ноября 1942 года и имела оглушительный успех. После снятия блокады спектакль показывали в Москве, Ташкенте, Оренбурге, Киеве

    И все же веселая оперетта позволяла людям хоть на короткое время забыть о тяготах блокадного города. Да и бойцам на фронте необходимо было знать, что город живет, что в нем идут спектакли. Балерина театра Нина Пельцер однажды получила такое письмо: «Вчера я был в Ленинграде, был в вашем театре и видел вас. Теперь я спокоен. Когда на передовой немцы пустили слух, что Ленинград пал, мы не верили, но мы очень волновались. И вот раз приехал к нам один лейтенант и говорит: «Я в среду видел Пельцер…» Пельцер танцует? А теперь сам увидел, что вы танцуете. Не быть Ленинграду побежденным; об этом уж мы позаботимся».

    Артисты Н.В. Пельцер (слева) и А.Г. Комков в сцене из спектакля "Раскинулось море широко"

    А жизнь в городе становилась все тяжелее. Норма выдачи хлеба с 20 ноября по 25 декабря 1941 года составляла рабочим - 250 граммов; служащим и членам их семей - 125 граммов. Театр терял коллег. Некоторые умирали прямо на сцене во время репетиций. Отощавшие, синие от холода и голода балерины поддевали теплые рейтузы под трико: так теплее и ноги казались полнее. Здание не отапливалось. На сцене было холодно. Чтобы согреться, за кулисами артисты сидели в тулупах поверх балетных пачек и фраков. Когда русскому хору выдали их сафьяновые сапоги для выступления, они все оказались малы - ноги певцов распухли. Дистрофия изматывала людей, каждое движение требовало усилий, а ведь театр - это процесс: поставить декорации, свет, принести бутафорию, нанести грим… Такие же люди-тени в зале смотрели спектакль в верхней одежде, аплодисментов не было слышно - сил хлопать артистам у зрителей уже не было. Тощие и измотанные артисты и публика были нужны друг другу.

    Актриса Театра музыкальной комедии З.Д. Габриэльянц перед выходом на сцену

    Вот еще одно яркое воспоминание Раисы Беньяш: «Цветов уже не было. На сцену бросали перевязанные ветки хвои. Пельцер получила корзину, составленную из зеленых веточек ели и сосны. Когда корзину подали на сцену, Комков взял ее, чтобы передать партнерше, но тотчас опустил на пол. Один актер хотел помочь ему, но отказался от своего намерения. Корзина была невероятно тяжелой. Когда в антракте ее совместными усилиями принесли за кулисы, выяснилось, что под зелеными ветками лежат картофель, брюква, морковь и даже головка капусты». Так жители города решили подкормить актеров: ведь если бы умерла театральная жизнь, умер бы весь город…

    Когда в декабре в театре отключили электричество, актеры стали ездить с концертами в Красную армию. За 7 дней на Ладоге они дали 32 концерта. Январь и февраль 1942 года - самый страшный период блокады, это месяцы массовой смертности. Жизнь в городе замерла, и только Музкомедия еще работала. В марте, когда дали электричество, театр тут же возобновил спектакли.

    Концерт фронтовой бригады Театра оперы и балета им. С.М. Кирова. 1942

    Рождение нового театра - в блокадном городе!

    Городской театр (современный Санкт-Петербургский академический драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской) открылся 18 октября 1942 года. Театры рождаются по-разному, этот родился из пьесы Константина Симонова «Русские люди», которая была напечатана в газете «Правда». Драма о трудностях войны - первый художественный отклик писателя на происходящие события. Пьеса сразу имела большой успех. Ее ставили на всех подмостках страны, зачитывали по радио, а Городской театр начал с нее свой первый блокадный сезон.

    Исполнение Седьмой (Ленинградская) симфонии Дмитрия Шостаковича в осажденном городе. 1942

    9 августа 1942 года состоялась премьера Седьмой симфонии. В Белоколонном зале Филармонии яблоку негде было упасть. Карла Элиасберга встретили овацией. Дирижер поднял палочку, и в зал ворвались неслыханные ранее звуки. Когда оркестр отзвучал, зал вскочил в едином порыве и долго аплодировал стоя. Было видно, что у людей по щекам текут слезы… А Карл Ильич удивлялся, почему немцы сегодня не стреляли? Немцы как раз стреляли, точнее, пытались расстрелять Филармонию. Но за час до концерта 14-й артиллерийский полк обрушил на вражеские батареи шквал огня, подарив, таким образом, дирижеру и слушателям 70 минут тишины. До снятия блокады оставалось еще много дней…

    Январь 1944г. Артисты Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова перед началом спектакля читают передовицу газеты "Правда". Перед началом оперы "Иван Сусанин". После снятия блокады