Построение головы человека в разных ракурсах. Рисуем голову. Рисование головы человека. Закрепление пройденного материала

Для того чтобы нарисовать голову под каким-либо углом необходимо понять ее базовую структуру и сделать конструктивное построение головы человека поэтапно.
Для начала мы игнорируем детали и подготавливаем самую простую основу головы.
Схема (заготовка) (о которой мы поговорим во втором уроке) помогает построению изображения формы головы.

Урок №1

Вам понадобится лист бумаги, карандаш или уголь. И самое главное – это натура.

С натуры рисовать всегда предпочтительней. Посадите перед собой того, кто сможет уделить вам достаточно времени - свою бабушку или деда. Хорошо если вы учитесь вместе со своим другом – можно рисовать и позировать поочередно.
Если же возможности рисовать с натуры нет, то используйте фотографию, непременно очень хорошего качества. Однако знайте, фотография – плохой товарищ и лучше использовать её в крайнем случае.

Начнем. Перед нами натура. Или фотография.
Делаем конструктивные наброски. Не беспокоимся о чистоте…

1. Скомпонуйте голову человека, а также шею (можно и плечи) на плоскости листа. Для начала используем глазомер и заодно проверяем себя.
2. Находим основной объем головы, шеи и плечевого пояса. Представьте, что перед вами не человек, а точнее не его голова, перед вами, в первую очередь, форма, объем. Постарайтесь понаблюдать за этим объемом. Нам необходимо перенести этот объем на плоскость листа. Начинаем с изображения основных объемов и плоскостей. Никаких деталей, сейчас нет ни глазок, ни ресничек.
Не забывайте о трехмерном изображении формы. Попробуйте почувствовать конструкцию формы лицевой части. Обратите внимание на выступающие части скелета. На данном этапе вам необходимо понять, видите ли вы конструкцию этого объема.
Всё ещё читаете?... Рисуйте! Сейчас важно понять сам процесс. Внимательно изучайте форму, примечайте и улавливайте все свои ощущения.


Итак, чтобы нарисовать голову человека необходимо зацепиться, найти то, с чего необходимо начинать работу.
Во-первых, находим основные точки (о которых речь пойдет позже). Во-вторых, находим основные плоскости, образующиеся изломами формы.
Точки, плоскости и изломы, улавливаемые нами, на самом деле не случайны. Это и есть структура головы человека, её конструктивные моменты. Это то, что образует характерный объем головы и индивидуальные особенности человека.

Глядя на натуру первое, что мы находим по самой высокой точке на черепе и выпирающей точке на подбородке - высоту головы, далее выделяем: шары глаз в глазницах, пирамиду носа, скуловые точки, выпирающий объем подбородка и плоскость лба.
В ходе выполнения данного упражнения вы, надеюсь, поняли, что голова это такой же объем, который имеет грани и плоскости, основные точки, высоту, ширину, глубину и светотень.

Урок №2

Конструктивные точки позволяют определить пропорциональные соотношения всех плоскостей объема головы человека. Они образуют форму головы.
Разберем детально все конструктивные точки:


  1. Глазницы и глазничные впадины
  2. Скуловые точки
  3. Лобные бугры
  4. Точка подбородка
  5. Угол (точка) нижней челюсти
  6. Самая высокая точка на черепе
  7. Височные точки (как они образуются, скажем ниже)
  8. Теменные бугры на затылочной части


Оси, разделяющие голову на определенные части:

  1. Линия, разделяющая голову вертикально на две симметричные части – красный цвет.
  2. Линия, разделяющая голову на верхнюю черепную часть и нижнюю лицевую, проходит по надбровным дугам – синий цвет.
  3. Линия, разделяющая голову на затылочную и лицевую части, проходит через самую высокую точку черепа и ушные отверстия – зеленый цвет.
  4. Линия, определяющая в дальнейшем трехчетвертной поворот головы, проходит скуловую и височную точки, а также теменной бугор- желтый цвет.
  5. Линия, определяющая нижнюю часть пирамиды носа, проходит через нижнюю линию носа, и нижние точки ушей – бирюзовый цвет.

Заготовки. Заготовки или шаблоны могут быть прямоугольными или овальными. Прямоугольные заготовки в данном случае дают нам самое простое и понятное представление о пропорциях человеческой головы.
На рисунке показаны сразу три положения: в три четверти, в профиль и анфас.
Основные конструктивные точки и линии позволяют выявить некоторые закономерности.
Обычно высота уха равна расстоянию между линией надбровной дуги и нижней частью носа.
Рот расположен на одной линии с точкой, определяющей угол нижней челюсти.
Голова условно делится на три части одинаковой высоты: от точки на подбородке до нижней части носа = от нижней части носа до надбровных дуг = от надбровных дуг до точки, которая располагается на два пальца выше лобных бугров.
Не забывайте о правилах перспективы. В положении в три четверти та ча сть головы, что располагается ближе к нам, будет иметь истинные размеры, а та, что дальше будет искажаться в размерах в меньшую сторону.


Поработаем с матрицей-заготовкой и закрепим полученные знания.
Порядок работы:
1. Намечаем композицию на листе бумаги, вырисовываем основные объемы.
2. Определим основные пропорции, форму и характер головы. Возможно, голова будет круглая или грушевидная.
3. Проведем вертикальную ось. Для этого необходимо определиться с поворотом головы и, соответственно, с положением носа, так как линия пройдет вдоль него. Ось разделит нашу заготовку на правую и левую части. В результате мы получим самую высокую точку черепа и точку подбородка.
4. Окончательно определимся с поворотом головы. В этом нам поможет линия трехчетвертного поворота . Предварительно наметим скуловую точку, её точное местоположение мы откорректируем позже. И проводим через неё линию.
5. Линия надбровной дуги . Визуально определите, сколько места необходимо для черепной части, а, сколько для лицевой части. Проведите линию, не забывая о перспективе.

6. Линия нижней части пирамиды носа. Как мы отметили выше - линия надбровной дуги и линия нижней части носа делят голову на три равные части (в идеальном случае). Воспользуемся этой закономерностью, учитывая индивидуальные особенности

натуры.
7. Линия, разделяющая голову на затылочную и лицевую части. Рисуем ее по форме головы, проводя через самую высокую точку черепа и ушные отверстия
8. Височная точка – выпуклое место на черепе человека. Она автоматически определиться в месте пересечения линии, разделяющей голову на затылочную и лицевую части, и линии трехчетвертного поворота.

9. Намечаем нос. Место для него уже задано. Переносица будет располагаться на уровне верхнего века (о расположении глаз – ниже)
10. Намечаем ухо. Высота уха равна расстоянию между линиями надбровной дуги и нижней части носа.

11. Корректируем скуловые точки. Они расположены на уровне середины носа на линии трехчетвертного поворота.
12. Линия рта располагается на расстоянии двух третей от кончика подбородка до основания носа. Длина рта (в идеальном случае) равна расстоянию между точкой подбородка и линией рта.
13. Точка нижней челюсти. Лежит на пересечении линии рта и линии, разделяющей голову на затылочную и лицевую части.
14. Определим место для глаз. Линия глаз расположена примерно посередине между самой высшей точкой черепа и точкой подбородка. Размеры глазных щелей равны расстоянию между внутренними уголками глаз. То есть между глазами можно было бы поместить еще один точно такой же глаз. Не забывайте о перспективных сокращениях форм и расстояний!
15. Лобные бугры – два выпуклых выступа в верхней части лобной кости. Определяются визуально. От лобных бугров до самой высокой точки на черепе можно провести по форме головы линии (чтобы почувствовать объем).
16. Если это предполагает ракурс головы, определяем самую выпуклую часть на затылке – теменной бугор.

Очень часто начинающие художники пренебрегают изучением человеческого скелета и мускулатуры, ошибочно полагая, что “и так нормально получится”. Но незнание человеческой анатомии приводит к тому, что нарисованный человек получается неубедительным, а его мимика и движения выглядят неестественно.

Поэтому сегодня мы рассмотрим базовые принципы, которыми вы должны руководствоваться, если хотите нарисовать хороший и качественный портрет.

1. Пропорции лица

Череп с челюстью представляют собой слегка сплюснутую сферу, поэтому глядя на человеческое лицо в анфас мы видим что-то вроде перевернутого узкой стороной вниз яйца. Две перпендикулярные линии, проходящие посредине, делят это яйцо на четыре части. Давайте рассмотрим подробности:

  • Отметьте средины правой и левой половинок горизонтальной линии. Глаза будут располагаться именно в этих точках.
  • Разделите нижнюю половину вертикальной линии на пять частей. Нижняя часть носа будет располагаться на второй отметине сверху, а линия, на которой смыкаются губы, расположится на одну точку ниже.
  • Разделите верхнюю половину вертикальной линии на четыре части. Линия роста волос будет располагаться на второй или третьей отметке, эта особенность варьируется. Уши находятся между верхним веком и кончиком носа, но это правило верно только когда лицо не опущено вниз или не поднято вверх.

Полезная подсказка: ширина лица обычно составляет ширину пяти глаз или немногим меньше. Размер расстояния между глазами равен ширине одного глаза. Очень редко у людей это расстояние очень сильно отличается от стандартного, но эту особенность будет достаточно легко заметить. Расстояние между нижней губой и подбородком также равняется длине одного глаза.

Еще одним способом измерения является использования расстояние между кончиком большого и указательного пальца. На рисунке ниже показано, какие расстояния можно мерить таким образом: высота уха, расстояние от линии роста волос до бровей, от брови до носа, от носа до подбородка и от зрачка до зрачка.

Профиль

В профиль мы все еще видим форму яйца, но острая сторона его смотрит в угол. Линии теперь разделяют голову на лицо и череп.

На черепе:

  • Ухо находится сразу за вертикальной линией. По размеру и местоположению оно все еще располагается между верхним веком и кончиком носа.
  • Глубина черепа варьируется в рамках, указанных на картинке ниже в пункте 4 пунктирными линиями.
  • Все располагается так, как было указано выше.
  • Корень носа совпадает с горизонтальной линией или находится немного выше
  • Самая выпуклая часть – это первая точка над горизонтальной линией, которая отмечает линию бровей.

2. Особенности

Глаза и брови

Глаз – это просто две дуги, соединенные в миндальную форму. Нет определенного правила в рисовании глаз, потому что форма глаз может быть разная, и таких форм существует очень много, но мы можем подметить следующие тенденции:

  • Внешний угол глаза может быть выше, чем внутренний, но не наоборот.
  • Если форма глаза миндальная, то округленная часть глаза будет ближе ко внутреннему уголку, а вытянутая – ко внешнему.

Детали глаза

  • Радужная оболочка частично спрятана под внешним веком. Она касается нижнего века, только если человек смотрит вниз, или если глаз построен так, что нижнее веко находится выше, чем обычно.
  • Ресницы растут изнутри наружу, а не наоборот, и это очень важно при рисовании, чтобы они выглядели натурально. Ресницы на нижнем веке короче.
  • Пытаясь прорисовать все мелочи (слезные протоки, нижнее веко и т.д.), помните, что детальная прорисовка не всегда означает, что результат будет красивым.

В профиль глаз принимает форму наконечника стрелы (с выпуклыми или вогнутыми сторонами), с небольшим намеком на верхнее и, возможно, на нижнее веко. В реальной жизни вы не увидите радужную оболочку сбоку, вы будете видеть лишь белок глаза. Но глаз без радужной оболочки выглядит странно, поэтому рисуйте хотя бы намек на него.

Что касается бровей, то проще всего нарисовать их, следуя дуге верхнего века. Зачастую самая широкая часть брови находится ближе к внутренней части, а “хвост”, стремящийся ко внешней части глаза, постепенно становится тоньше.

Если смотреть в профиль, то форма бровей меняется кардинально и становится больше похожей на запятую. Бровь как бы начинается там, где находятся кончики ресниц.

Нос человека примерно клиновидной формы, ее достаточно просто представить себе и нарисовать в объемном виде, прежде чем прорисовать детали.

Спинка и крылья носа являются плоскими поверхностями, которые очерчиваются лишь в конце, но все равно очень важно учесть эти поверхности во время построения наброска, чтобы правильно рассчитать пропорции. Нижняя плоская часть нашего клина в виде усеченного треугольника соединяется с крыльями и кончиком носа. Крылья сворачиваются внутрь к перегородке, образовывая ноздри – обратите внимание, что вид снизу показывает, как перегородка начинается раньше крыльев и соединяется с лицом. Она выступает ниже, чем крылья, когда мы смотрим на нос в профиль, и это означает, что при виде в 3/4 дальняя ноздря скрыта перегородкой.

Так же, как и в случае с глазами, детализация не всегда дает хороший результат. Поэтому важнее проработать пропорции, чем корпеть над деталями, которые в итоге могут изуродовать рисунок. При рисунке в анфас нос выглядит лучше, если нарисовать только нижнюю его часть. Если вы рисуете вид в 3/4, то, скорее всего, вам лучше будет прорисовать линию спинки носа. Вам придется осмотреть и изучить массу носов, чтобы понять, как и когда его изображать.

Губы

  • Линия, на которой смыкаются губы, должна быть нарисована в первую очередь, так как это самая длинная и темная линия из трех, формирующих рот. Это не просто волнистая линия, а целая серия тонких кривых. На рисунке ниже вы можете увидеть утрированный пример, который объяснит вам движение линии рта. Обратите внимание, что есть разные формы губ, и что основная линия может отражать нижнюю или верхнюю губу. Губы можно смягчить разными способами. Линия посредине может быть очень прямой, чтобы отразить острый взгляд, или очень смазанной, чтобы ослабить губы. Все зависит от формы губ, того, насколько они пухлые. Если вы хотите добиться симметрии, начинайте от центра и рисуйте одну половину губы, а затем вторую.
  • Два верхних кончика верхней губы – самые очевидные части рта, но они так же могут быть как ярко выраженными, так и практически идти одной линией.
  • Нижняя губа являет собой мягкую дугу, но так же может варьироваться от почти прямой до очень скругленной.
  • Верхняя губа обычно тоньше нижней и выпирает из общего рельефа лица меньше, чем нижняя. Старайтесь оттенять штрихами верхнюю губу.
  • По сторонам губы имеют форму наконечника стрелы и то, что верхняя губа немного выступает в этом месте вперед, видно очень хорошо.
  • Средняя линия рта на концах отклоняется вниз от губ. Даже если человек улыбается, она закругляется вниз прежде чем подняться снова вверх. Никогда не рисуйте эту линию прямо вверх, если рисуете лицо в профиль.

Самая важная часть уха – это длинная С-подобная форма внешней линии. Внутренняя часть уха подобна перевернутой букве U. Также есть подобная кривая сразу над мочкой уха, соединенная с маленькой С-подобной дугой. В целом форма уха тоже варьируется.

Когда мы видим лицо в анфас, уши видны в профиль:

  • Ободок, ранее имевший форму U, теперь является отдельной частью – как случается, если мы смотрим на тарелку сбоку и видим ее низ.
  • Мочка уха больше будет походить на каплю и будет выделяться.
  • То, насколько тонкой нужно рисовать линию уха, зависит от того, насколько плотно к голове расположены уши.

Если смотреть на голову сзади, ухо выглядит как бы отделенным от головы: ободок прикреплен к голове воронкой. Не бойтесь нарисовать воронку слишком большой, так как она действительно не маленькая.

3. Ракурс

Имея форму мяча с небольшими изменениями, голова рисуется проще, чем ожидалось. Но, несмотря на это, нужно изучить то, как она выглядит под разными углами. Конечно, меняется вид носа в первую очередь, но и брови, скулы, центральная часть рта и подбородка меняются тоже.

Когда мы рисовали лицо в анфас и в профиль, мы практически упрощали его до двухмерной плоскости. Для других углов зрения нам нужно думать в трехмерном пространстве.

Взгляд вниз

  • Все детали закругляются вверх и уши также сдвигаются вверх.
  • Так как нос выступает вперед, он выдается из общей линии лица и его кончик оказывается ближе ко рту.
  • Кривая бровей становится более ровной. Чтобы она приняла обратный изгиб, нужно повернуть лицо каким-то особо необычным способом.
  • Верхнее веко становится виднее и покрывает большую часть глазного яблока.
  • Верхняя губа почти пропадает, а нижняя больше выпирает.
  • Заметьте, что так как рот следует общей кривой, кажется, будто на лице человека появилась улыбка.

Взгляд вверх

  • Все детали закругляются вниз и уши тоже сдвигаются вниз.
  • Верхняя губа становится видна полностью и рот кажется пухлее.
  • Линия бровей становится более закругленной, но нижнее веко закругляется вниз, придавая эффект острого взгляда.
  • Нижняя часть носа видна четко, ноздри также хорошо видны.

Поворот боком

Когда человек виден почти со спины, все что видно – это выступающая линия бровей и скулы. Выступает линия шеи и стремится к уху. Ресницы – это следующее, что видно, когда человек поворачивается лицом.

Затем часть брови появляется, а также становятся видны выступ нижнего века и кончик носа, выступающие из-за щеки.

Когда лицо уже повернуто почти в профиль, глазное яблоко и губы становятся видны (но средняя линия рта все еще маленькая), а линия шеи сливается с линией подбородка в одну линию. Вы все еще можете видеть часть щеки, за которой прячется ноздря.

Чтобы нарисовать портрет человека карандашом, начинающим художникам совсем не обязательно оканчивать курсы, становиться студентами художественной академии или брать частные уроки по рисованию. Рисовать лицо человека несложно, главное — это не лениться и развивать свои навыки.

Главное в статье

Портрет человека карандашом своими руками: что понадобится?

Для рисования портрета человека вам понадобятся:

  • простые карандаши;
  • лист белой бумаги А4;
  • ластик;
  • канцелярский нож;
  • скотч.

Учимся рисовать портреты людей карандашом: с чего начать?

На рабочей поверхности не должно быть лишних предметов. Возьмите лист белой бумаги, положите его вертикально или горизонтально перед собой и закрепите по краям скотчем. Запомните, что во время рисования нельзя наклонять лист. Вы работаете только кистью руки.

Используйте для рисования портрета карандаш от Koh-i-Noor средней мягкости HB или мягкий В .

Неправильно заточенный карандаш влияет на качество рисунка. Не точите карандаши точилкой, а используйте канцелярский нож. Такой способ заточки карандаша позволяет максимально оголить стержень, сделать его острым. Правильно заточив простой карандаш, вы будете меньше отвлекаться от процесса и дольше рисовать.

Для тренировки используйте обычный лист бумаги А4. В будущем, если вам понравится рисовать, купите профессиональную бумагу для рисования, например, бумагу для черчения, крафт-бумагу.

Как научиться рисовать портрет человека карандашом?

Для начала возьмите фотографию человека, лицо которого вы хотите нарисовать. Внимательно рассмотрите ее. Лицо человека на листе бумаги состоит из геометрических фигур, которые в процессе прорисовки меняют свою форму. Помните, что лица людей непропорциональны. Поэтому во время детальной прорисовки частей лица это надо учитывать.

Чтобы научиться рисовать портрет человека карандашом, нужно сделать наброски на бумаге.

Как рисовать портрет человека карандашом для начинающих поэтапно

Процесс рисования лица человека карандашом можно разделить на следующие этапы:

  • рисование общего контура лица;
  • разметка основных частей лица внутри овала;
  • прорисовка глаз;
  • прорисовка бровей, рисование носа и рта;
  • детальная прорисовка: морщины, тени, родинки, волосы и т.д.

Начало работы: построение головы и общего контура лица

Чтобы правильно нарисовать общий контур лица, нужно совсем немного знать анатомию человека. Для начала нарисуйте овал, который внизу будет уже, чем вверху. Далее уже меняйте очертания индивидуально.

Разметка частей лица и работа с плоскостями

Анфас

  1. Череп и челюсть представляют собой сплюснутую сферу, если говорить грубо, то лицо в таком положении напоминает куриное яйцо, перевернутое узкой частью вниз. Нарисуйте такой овал и проведите через его середину две перпендикулярные линии.
  2. Горизонтальная линия — это линия глаз. Разделите ее правую и левую части пополам. Это будет середина глаз (зрачки).
  3. Нижнюю часть вертикальной линии разделите на 5 равных отрезков. Кончик носа будет расположен на 2 отметке сверху, а рот — между 2 и 5 отметкой.
  4. Верхнюю часть вертикальной линии разделите на 4 равных отрезка. Волосы должны находиться на 2 отрезках сверху. Низ ушей должен быть на уровне кончика носа, а верх — на уровне век.

Художники используют небольшие подсказки для рисования портретов:

  • ширина лица состоит из 5 отрезков, равных ширине глаз;
  • расстояние между глазами приблизительно равно ширине одного глаза;
  • ширина подбородка равна длине глаза.

Эти стандарты корректируются индивидуально.

Профиль

  1. Профиль по форме также напоминает яйцо, но его острая часть смещена в угол.
  2. Нарисованную фигуру разделите двумя перпендикулярными линиями.
  3. Ухо находится за вертикальной линией. Глубина черепа прорисовывается индивидуально.
  4. Правильное расположение носа, глаз, бровей было уже разобрано в подпункте «Анфас».

Детализация лица: прорисовка глаз, контуров бровей, носа, губ, ушей

Глаза

Так как форма глаз у каждого человека разная, то точно описать этот процесс невозможно. Середина глаза уже отмечена. Теперь нарисуйте две дуги справа и слева, которые вы будете в дальнейшем «превращать» в глаза.

Основные моменты, на которые нужно обратить внимание при рисовании глаз:

  • внешняя часть глаза всегда чуть выше внутренней части;
  • дуги глаз округлены ближе к внутренней части глаза и сужены к внешней;
  • если человек смотрит прямо, то радужная оболочка его глаза всегда чуть прикрыта верхним веком;
  • ресницы всегда начинают рисовать от века;
  • нижние ресницы всегда короче верхних;
  • не забывайте, что у глаза должны быть прорисованы слезные протоки, нижнее и верхнее веко.

Очень часто новички, нарисовав один глаз, перестают смотреть на фотографию и копируют второй глаз со своего рисунка. Не забывайте, что лица людей не пропорциональны. Второй глаз на пару миллиметров будет шире/уже, выше/ниже. Веко над правым глазом может быть ниже, чем над левым. Все эти мелочи надо внимательно копировать с фотографии.

Если вы рисуете лицо в профиль, то глаз здесь будет напоминать по форме наконечник стрелы с выпуклыми и вогнутыми боками. Радужную оболочку плохо видно сбоку, но, рисуя портрет, нужно ее прорисовать, чтобы глаз не выглядел странно.

Брови

Самая широкая часть брови зачастую находится ближе к переносице. Не начинайте сразу прорисовывать волоски. Обозначьте форму бровей. Если же вы рисуете лицо в профиль, то их форма будет напоминать запятую.

Нос

Самый простой способ нарисовать нос проиллюстрирован на картинке. Нарисуйте круг, далее пририсуйте к нему крылья и «спинки». В самом конце останется обвести карандашом ноздри.

Есть более сложный, но реалистичный способ рисования этой части лица. Как показано на картинке, нарисуйте многогранник. Форма многогранника меняется в зависимости от положения лица. Далее начните округлять геометрическую фигуру.

Губы

Начните рисовать губы с внутренней линии, с места соприкосновения нижней и верхней губы. Эта линия никогда не будет идеально ровной, она всегда состоит из нескольких изогнутых линий.

Внутренняя линия рта всегда темнее на рисунке, чем внешние контуры губ, а верхняя губа зачастую меньше нижней.

Если вы рисуете лицо в профиль, то никогда не выводите кончик губы резко вверх. Нарисуйте среднюю линию губ сначала прямо или вниз, а потом приподнимите ее вверх.

Уши

Ухо человека можно представить в виде буквы С. Не забывайте, что у уха есть ободок и внутренняя часть, которая напоминает дугу, и мочка. Нарисуйте обязательно эти основные части уха.

Штриховка и проработка полутонов

Кажется, что вы уже на финише, но портрет абсолютно нереалистичный. Штриховка и проработка полутонов — это то, без чего не обойтись при рисовании портрета человека.

В первую очередь определите, откуда падает свет на лицо и, где самые темные места. Наносите штрихи на лицо в одном направлении — сверху вниз. Чтобы придать коже матовость, растушуйте линии пальцем или обычной салфеткой. Для того чтобы осветлить участки на портрете, используйте ластик.

Высветление и затемнение участков лица

Высветление и затемнение участков лица необходимо для того чтобы лицо на листе бумаги выглядело объемным, а не плоским:

  • Если вам нужно осветлить уже закрашенный участок, то воспользуйтесь ластиком.
  • Начинайте зарисовывать участки лица нежирными линиями. Не давите сильно на карандаш.
  • Слоями накладывайте линии. Чем больше линий, тем темнее будет участок лица.

Как рисовать портреты людей карандашом в разных ракурсах: анфас, профиль, поворот головы

Мы с вами разобрались, как рисовать анфас и профиль человека.

  1. Если вы рисуете человека со спины, то вам могут быть видны не все части его лица.
  2. При повернутом лице почти в профиль средняя линия губ очень маленькая, линия шеи сливается с линией подбородка. Также видна часть щеки, за которой показывается ноздря человека.
  3. Когда человек повернут к вам почти спиной, то видно четко линию бровей, скулу, линию шеи, которая стремится к уху (если эта часть не закрыта волосами).
  4. При большем повороте лица человека вы видите ресницы, небольшую часть брови, выступ нижнего века и кончик носа.

Как правильно рисовать портрет человека карандашом: основы и секреты мастерства

  1. В центре внимания должны быть глаза человека.
  2. Попробуйте нарисовать не только голову, но и плечи, украшение на шее, воротник и т.д.
  3. Никогда не начинайте прорисовывать мелкие детали без правильно обозначенных контуров.
  4. Обводя контуры, не давите сильно на карандаш, рисуйте едва заметными линиями.
  5. Уделите особое внимание пропорциям головы человека.

Как нарисовать портрет человека карандашом: видео-уроки

Человек, портрет которого вы решились нарисовать, обязательно оценит ваши старания. Такой подарок можно сделать и самому себе. Если вы боитесь объема предстоящих работ, потренируйтесь в рисовании отдельных частей лица. Вам в дальнейшем будет проще нарисовать портрет человека карандашом.

В этом уроке рисунка я подготовил материал так, чтобы были видны ключевые принципы рисования головы человека. Чтобы научиться рисовать портрет, нужно понять форму головы, а это возможно при помощи упрощения и обобщения излишних подробностей. Для этой цели я использовал схематичное изображение головы с названием «обрубовка», академический рисунок черепа, поэтапный рисунок головы человека и дополнительные схематичные рисунки, позволяющие понять особенности анатомического строения.

1. Объемность формы. Упрощение и обобщение.

На начальном этапе обучения рисованию люди чаще всего видят контуры объекта вместо его объема. Именно так начинающие и рисуют портрет: срисовывают контуры глаз, носа… А ведь голова человека, глаза, нос, губы — все они имеют объем, это не просто контуры. Кроме того, у них достаточно сложная форма. Поэтому в начале обучения нужно уметь обобщать второстепенное и осознавать объем каждой формы.

Вначале, попробуем нарисовать лицо человека с выступающими вперед носом и лбом, представленными в виде прямоугольных геометрических фигур.

2. Череп — основа формы головы.

Далее нужно усвоить один важный урок. Все основные изгибы и контуры лица образуются от выпуклостей и изгибов черепа. Ведь именно череп является той основой, на которой строится форма головы в портрете. Попробуйте проследить эту взаимосвязь, сопоставляя форму черепа с рисунком головы. Это очень важный момент в обучении.

Поскольку череп имеет сложную форму, то понять сразу эту взаимосвязь будет непросто. Поэтому сначала мы нарисуем череп обобщенно.

Череп состоит из двух основных отделов: мозгового и лицевого.

К тому же форму черепа можно условно представить в виде куба. Череп имеет фронтальную сторону, две боковые, затылочную и, так называемый, свод черепа или крышу.

После условных, обобщенных рисунков привожу в качестве примера учебный академический рисунок черепа. При множестве деталей, в нем можно увидеть фронтальную, затылочную, боковые стороны и свод. Также видно как детали группируются в два основных отдела — мозговой и лицевой.

Еще следует отметить, что самая широкая часть черепа находится ближе к затылку. Ее хорошо видно на рисунке ниже.

Для тех, кто учится рисовать портрет, могут пригодиться следующие анатомические названия различных частей черепа:

  • надбровные дуги;
  • лобная кость;
  • теменная кость;
  • затылочная кость;
  • височная кость;
  • скуловой отросток;
  • скуловая кость;
  • верхнечелюстная кость;
  • нижнечелюстная кость;
  • носовая кость;
  • глазница или глазная впадина.

3. «Орубовка» — ключ к пониманию формы головы человека.

Кроме черепа, на форму головы и лица влияют мышцы, хрящи, жировые отложения и т. п. Чтобы не запутаться в деталях, разобраться в анатомическом строении поможет обрубовка. Обрубовка представляет собой условное изображение головы человека, состоящее из граней. При помощи таких плоскостей формируется объем всей головы. Благодаря этим граням хорошо видны основные изгибы черепа и основные мышечные группы лица. В любом портрете, у любого человека форма головы строится на основе этих граней обрубовки. Конечно у каждого человека свои особенности лица, свои пропорции, но ключевые точки в построении головы соответствуют обрубовке. Поэтому в рисовании портрета художник всегда держит в памяти эти ключевые грани.

Попробуйте проследить основные плоскости обрубовки в рисунке черепа и в тональном рисунке головы, выполненном карандашом.

4. Формирование объема посредством светотени на фронтальной, боковой и верхней сторонах головы.

Чтобы рисунок головы был объемным, его нужно проработать штриховкой. Штриховка создает нужный тон. Посредством изменения тона (светлее-темнее) мы видим объем и форму. По закону светотени свет распределяется на поверхности формы в следующей последовательности: блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падющая тень. Если рисовать шар или подобные простые геометрические фигуры, то все намного проще. Но как показать светотень в тональном рисунке головы человека? В портрете светотень также прокладывается штриховкой как и в рисунке шара. Но с той разницей, что художник должен проследить свет и тень на каждом отдельном фрагменте лица в частности и на всей голове в целом. Т. е. нужно показать свет, полутень, тень — на носу, на лбу, на глазных впадинах, на губах, подбородке и т. д. Но кроме этого, свет и тень нужно показать на всей голове в целом, то есть на ее основных крупных гранях или сторонах. Например, одна сторона головы может быть темнее другой. Это важный момент при создании объема головы в портрете.

Для лучшего понимания данной темы я привожу в качестве примера наглядные схемы и рисунки гипсовой обрубовки, черепа и головы человека. В них вы можете отчетливо увидеть фронтальную, боковую и верхнюю грани головы. Схемы и рисунки карандашом составлены таким образом, что с помощью них можно поэтапно проследить основные грани головы, что поможет начинающим художникам увидеть светотень на поверхности головы в целом.

5. Мозговой и лицевой отделы головы.

Выше я уже приводил схематичный рисунок в котором были видны мозговой и лицевой отделы черепа. Но, как на практике увидеть эти области в рисовании портрета? В этом может помочь ряд рисунков и схем ниже. Здесь вы можете проследить границу между лицевой и мозговой частями головы в привычном рисунке карандашом, гипсовой обрубовке и учебном рисунке черепа.

6. Поэтапный тональный рисунок карандашом.

После изучения основных анатомических особенностей строения головы, можно приступить к поэтапному рисунку карандашом. Здесь нужно усвоить такую последовательность. Сначала мы рисуем обобщенно. Потом усложняем рисунок, добавляя подробности.

а) Поскольку форма головы напоминает форму яйца, то в начале рисуем линией соответствующую фигуру.

б) После этого выполняем построение рисунка головы. Рисуем ось симметрии, которая будет проходить по середине головы. Это очень важно так как ось позволит сравнивать левую и правую стороны, что поможет избежать ошибок и неровностей. Далее, намечаем уровни на которых располагаются брови, глаза, нос, губы. Намечаем их с помощью легких линий. О том, как определить эти уровни я писал в уроке

в) На следующем этапе можно наметить глазные впадины, глаза, нос, губы, а также скуловую кость, лобные доли, основные мышечные группы и складки на лице.

г) Уточняем детали.

д) Облегчаю ластиком черноту вспомогательных линий, которые будут стерты в итоге, однако, нужны в начале построения головы.

е) Начинаем тональный рисунок. Вводим штриховку. Обозначаем тени и свет. «Лепим» форму головы тоном. Я не стал фиксировать промежуточные стадии штриховки, поэтому опубликовываю сразу заключительный этап рисунка.

7. Различная манера и техника исполнения рисунка.

В конце этого урока хочу добавить, что манера и техника исполнения рисунка может быть разной. Рисунок может быть линейный и тоновой. Можно рисовать линией, а можно рисовать с помощью пятна. Можно вести работу в свободной манере наброска, допуская неточности. А можно выполнить точный академический рисунок. Можно рисовать подробно, а можно обобщенно.

Но при всем многообразии подходов, в рисунке должна быть видна грамота. Принципы построения головы сохраняются — будь то на бумаге или в сознании художника. Профессиональный художник, имеющий опыт работы, может и не рисовать вспомогательные линии построения. Он может вести работу в другой последовательности. Однако, какой бы ни была техника исполнения, в его рисунке будет видно понимание основ пластической анатомии. Поэтому если Вы хотите научиться рисовать портрет, нужно понимать суть, а не просто поэтапно копировать натуру или картинку. Когда начинающий художник обретает такое понимание и начинает видеть натуру анализируя, а не просто копируя, то он будет значительно более успешен в обучении. Надеюсь рисунки и схемы из этого урока помогут начинающим в этом.

Сразу перейдем от слов к делу, то есть к пропорциям головы. Начнем с портрета, а именно с головы и всех принадлежащих ей деталей, как то: рот, нос, подбородок, брови, глаза и уши .

Введение

Итак. Основные критерии пропорций во всяких ученых книжках принимают во внимание среднепропорциональные габариты предметов, форм и объектов вообще.

Если вы знаете классические каноны и закономерности пропорциональных соотношений, то это вам поможет вырабатывать наблюдательность (важная штука для рисовальщика ), способность правильно подмечать особенности живых форм и объектов, а также отличать их от правильно пропорциональных и наоборот.

Голову принято считать мерой пропорциональных соотношений в – это потому что ее габаритами принято и соизмерять все остальные величины тела, вроде роста, длины стоп, рук, а также размеры кистей рук, локтей и так далее .

Как нам уже известно, форма головы состоит из двух равноценных и одинаково важных частей: черепной коробки и лицевой передней части . Соотношение их будет примерно 1:2 , если начинать с лицевой части. Ее (то есть нашу головушку) можно рассматривать с трех разных точек зрения:с фронтальной, профильной и горизонтальной . Мы рассмотрим с точки зрения «в фас».

Правильные пропорции головы в рисунке

  1. Ее высота относительно к ширине будет где-то в области 1:1,7 .
  2. Поскольку голову мы начинаем рисовать без волос (в смысле, на рисунке волосы еще не изображены – стричься не обязательно ), то серединой головы можно считать линию глаз: она как бы разделяет ее на две равные половинки.
  3. Расстояние между скуловыми буграми прямо пропорциональна расстоянию от подбородка и до переносицы (типа 1:1).
  4. Высота головы относительно ее диагонали будет 1: 1,8.
  5. Ширина головы относительно ширины головы с профильной стороны будет приблизительно 1:1,7 или 1:1,8.
  6. Лицевая часть по высоте делится на три равномерные доли:

А) От кончика подбородка до начала носа

Б) От начала носа до надбровных бугров

В) От надбровных дуг до середины лобных костей (или на два пальца выше лобных бугров).

  1. Размеры глазных щелей равны расстоянию между внутренними уголками глаз (иными словами, рисовать глаза нужно на таком расстоянии, чтобы еще один точно такой же мог поместиться между ними ), и они же равны ширине основания крыльев носа и ширине кончика подбородка. Во как!
  2. Линия рта ложится на расстоянии двух третей от основания носа и до основания кончика подбородка.
  3. Длина ротовой щели равна расстоянию между кончиком подбородка и линией рта. Этому расстоянию также равна и длина носа (это расстояние между переносицей и кончиком носа ).
  4. Переносица располагается где-то на уровне верхнего века.
  5. Скуловые точки нужно искать на уровне середины носа.
  6. Что касается ушей, то у них примерно те же размеры, что и у носа, причем расположены они параллельно друг другу (присобачить не сложно ).
  7. Теперь о шее. Ее высота определяется расстоянием между яремной выемкой и основанием подбородка (это если смотреть спереди), а сзади – расстоянием между нижней частью затылка и седьмым позвонком. Высота шеи приблизительно соответствует половине высоты головы.