пришвину в дунино, московская область, одинцовский район. В гости с дроном к м.м. пришвину в дунино, московская область, одинцовский район В гости с дроном к селекционеру Н.Я. Никитинскому в усадьбу Костино, Рязанская область

Дом-музей М.М. Пришвина в деревне Дунино

Буквально в пяти (5) километрах от Звенигорода, в деревне Дунино на живописном берегу реки-Москвы, находится дом-музей Михаила Михайловича Пришвина.

Дом и усадьба представляют интерес как историко-культурный памятник и природный заповедник - дом был построен в к. Х1Х-н.ХХ в., тогда же сложилась усадьба с аллеями и лугом. Пришвин купил дом в 1946 г. и проводил здесь каждое лето.

Атмосфера этого места очаровывает Пришвина - Дунино напоминает ему о родных местах, об имении Хрущево-Лёвшино в нынешней Липецкой области, где писатель появился на свет и провел детские годы.

Кабинет - центральное место мемориальной экспозиции. Окна кабинета выходят на лесную часть усадьбы с поляной и еловой аллеей, вдали открываются виды на заречные поля с лесом на горизонте. В кабинете находится библиотека Пришвина, фотографические и охотничьи принадлежности, письменный стол писателя.

Столовая - самая большая и светлая комната в доме. Здесь Пришвин проводил ранние утренние часы за работой, здесь обычно встречал гостей. За большим столом часто собирались друзья - у Пришвина бывали П.Л.Капица, Е.А. Мравинский, пианистка М.В. Юдина, дунинские дачники. Разговоры за чаем продолжались иногда до поздне го вечера.

Открытая семигранная веранда - украшение дома. С веранды, окруженной зарослями жасмина, открываются виды на яблоневый сад, липовую аллею, цветники, отсюда во всей красе видна столетняя пихта. Здесь Пришвин отдыхал, иногда работал, а вечерами любил наблюдать с веранды звездное небо.

Музей-усадьба Михаила Михайловича Пришвина (1873-1954) расположен в 50 км от Москвы в деревне Дунино на живописном берегу Москвы-реки. Дом был построен в к. Х1Х-н.ХХ в., тогда же сложилась усадьба с аллеями и лугом. Пришвин купил дом в 1946 году и проводил здесь каждое лето.

Контакты - +7 495 992 66 43 e-mail: [email protected]

Проезд общественным транспортом - М. Молодежная, 1-й вагон из центра, маршрутка №121 до конечной «Лесные дали», далее 20 минут пешком до деревни Дунино.

Координаты GPS: Широта - 55*43"20" Долгота - 36*56"15"

Расписание работы - Музей работает с 10 до 16. Понедельник и вторник – выходной. Последний день месяца – санитарный.

Карта

Музей представляет из себя дом площадью 75,4 кв. м, который включает кабинет Пришвина, столовую, веранду и комнату жены писателя - В.Д. Пришвиной. Дом Пришвина напоминает дворянскую усадьбу - дом расположен на большом земельном участке (примерно 0,5 га). Здесь много цветов и фруктовых деревьев. Оказывается, что дом и есть бывшая дворянская усадьба конца 19 века. Интересно, что несмотря на революцию, дом и сама усадьба были сохранены ко времени покупки их Пришвиным (1946 год).

Кабинет

Окна кабинета выходят на лесную часть усадьбы с поляной и еловой аллеей. Здесь Пришвин работал над произведениями последних лет - романом "Осударева дорога", повестью "Корабельная чаща", дневниковой книгой "Глаза земли". В кабинете библиотека писателя. В ней хранятся первые издания его произведений на русском и иностранных языках. Здесь ранятся фотографические и охотничьи принадлежности Пришвина.

Столовая

Самая большая и светлая комната в доме с выходом на веранду - любимое место отдыха писателя. В столовой за большим обеденным столом отмечались семейные праздники, собирались друзья дома. В эти годы в Дунине бывали физик П.Л. Капица, дирижер Е.А. Мравинский, пианистка М.В. Юдина, писатели и поэты К.Федин, Вс. Иванов, А. Лахути, Ксения Некрасова, художники Р.Н. Зелинская, Г.М. Шегаль, В.М. Никольский, скульптор Лина По. На стенах многочисленные фотографии работы Пришвина.

На столе стоит самовар - Пришвин любил вставать рано утром (3-4 часа утра) и работать "на зорьке". Во время работы он любил пить чай из этого самовара. В центре комнаты стол, сколоченный из дерева. На столе мемориальная скатерть (вышита матерью В.Д. Пришвиной). В правом углу кресло, сделанное из сиденья автомобиля (Пришвин был большим любителем автомобилей). На кресле покрывало, вышитое матерью Пришвина.

Есть в столовой несколько дорогих реликвий, связанных с имением Хрущево под Ельцом, где Пришвин родился: этюд 1913 года "Вид с веранды хрущевского дома" работы двоюродной сестры Пришвина М.Игнатовой, вышитая матерью Марией Ивановной Пришвиной дорожка с надписью "Чем более гляжу, тем более в тебе приятства нахожу" и старинная кофемолка.

На стене висит портрет 1947 года жены писателя В.Д. Пришвиной. Портрет написан двоюродной сестрой Пришвина М. Игнатовой.

Комната В.Д. Пришвиной

Находится рядом с кабинетом. Пришвин в шутку назвал комнату "денщицкой". Здесь письменный стол с пишущей машинкой, полка с любимыми книгами по философии, поэзии, книги по садоводству, которые покупал Пришвин в годы ее страстного увлечения садом.

Как-то раз, в один из погожих майских дней, пригласил меня Лев Николаевич Толстой в свое имение в Ясной Поляне на чашечку чая. Приехал я из Москвы не…

  • В гости с дроном к Якову Брюсу в усадьбу ГЛИНКИ, Московская область

    Главный дом сподвижника Петра I Якова Брюса в усадьбе Глинки был построен в 1727-1735 гг. и является старейшим сохранившимся усадебным домом в…

  • В гости с дроном к С.И. Мамонтову в усадьбу АБРАМЦЕВО

    В общении хозяин усадьбы Абрамцево, промышленник и меценат Савва Мамонтов, признался, что за несколько лет активной художественной жизни в…

  • В гости с дроном к селекционеру Н.Я. Никитинскому в усадьбу Костино, Рязанская область

    Дом в неоклассическом стиле на высоком берегу Оки, вдалеке Рязань. Я приехал в гости к владельцу усадьбы и селекционеру Н.Я. Никитинскому. Николай…

  • В гости с дроном к С.А. Есенину в усадьбу Константиново, Рязанская область

    Поэт-романтик, поэт-хулиган Сергей Александрович Есенин пригласил меня на свою Родину, в прекрасное Константиново, снять наступающую весну с…

  • В гости с дроном к М.И. Кутузову в усадьбу Большие Вяземы, Одинцовский район, Московская область

    Шел 1812 год. Мы с дроном прибыли в усадьбу Большие Вяземы, где остановился великий русский полководец Михаил Илларионович Кутузов. По заданию…

  • В гости с дроном к Ф.И. Тютчеву в усадьбу Мураново, Пушкинский район, Московская область

    Совсем недавно, на масленицу, Федор Иванович Тютчев пригласил меня с дроном в усадьбу Мураново, но, к сожалению, обещания не сдержал и сам не… В гости с дроном к Д.И. Менделееву в усадьбу БОБЛОВО, Московская область, Клинский район

    Перед падением квадрокоптера в Ингушетии возле горы Менделеева, Дмитрий Иванович, великий химик и создатель периодической таблицы элементов…

  • "Литература давала мне возможность жить почти свободным человеком, наслаждаться уединением, питающим любовью к человеку, к зверю и цветку – ко всему". М. Пришвин

    Вообще, предчувствие чего-то хорошего, ощущение того, что едешь туда, куда надо, появляется уже при съезде со МКАДа на Рублево-Успенское шоссе. Сразу встречают сосны и заснеженные пригорки, сразу - природа, как будто и нет за спиной шумящей день и ночь трассы. Проедешь несколько островков какой-то неведомой жизни, идущей за гигантскими мерцающими буквами Luxury, снова окунешься в сосны и сугробы, и внезапно окажешься в такой непривычной, но такой дружественной тишине, что уже с первой минуты в голове возникают мысли о побеге - сюда, в Дунино.
    "Много, много я на свете видел разных земель, и своих и чужих, но краше местности нашего Дунина я нигде не видел", М.Пришвин "Москва-река".
    Мы оставили машину у колодца и вышли в теплую морозную тишину. Напротив, в маленьком деревянном храме, пожилая женщина украшала елочку к Рождеству. А больше никого вокруг не было. Поднялись по деревенской улочке к пришвинскому участку, огороженному невысоким штакетником. "Здравствуйте! С праздником вас! Здоровья, счастья вам!" - как-то радостно и хорошо, громко поздравила нас матушка, идя от домика к калитке. Выбежал пес Барик - очень добрый, большой, приветливо машущий хвостом, встречающий всех гостей и провожающий их до дверей в дом. Ступили на дощатый пол, в тепло... Запах деревянного старого дома. Охранник - большой и тоже добрый, под стать дому: "Вы, наверное, с экскурсией хотите? Сейчас она придет, вы пока книжки вот поглядите, здесь и детские тоже есть...". Сходил, позвонил девушке-экскурсоводу, через пять минут прибежала молодая женщина с удивительным каким-то лицом, без грамма косметики, чистым, ясным и гармоничным. Только-только из дома, "от ребенка": "Раз нас немного, то давайте по-простому? Вас как зовут? Меня - Оля". И все это вместе с самого начала как-то мягко тебя разворачивало, словно свернувшегося ежика. Казалось бы - что такого, какие могут быть зажимы и доспехи? Выходной, семейный выезд за город, маленький дом-музей... Но только когда выдыхаешь, понимаешь, насколько ты был весь скукожен и вместе с тем надут.
    "Мне кажется, будто я вернулся в любимые места своего детства, в лучшее прекрасное место, какого и не бывало на свете".

    Домик Пришвина совсем небольшой - в нем всего три комнаты: кабинет, столовая и комната жены. Почти весь 2015 год он находился на реставрации и не все вещи еще вернулись из хранилища на свое место. Например, все охотничье (охота была страстью Мих. Михайловича) - болотные сапоги, ружья - все это пока проживает где-то в другом доме. К слову сказать - все вещи в музее подлинные. Во время реставрации, под слоями штукатурки сохранились обрывки газет на русском и немецком языках 1900 года, а в печи была найдена визитная карточка отца первой хозяйки дома. Дом в стиле финский модерн (оттого он так похож на домики под Петербургом) был построен в 1901 архитектором-финном. Пришвины купили этот дом в 1946 году за пятьдесят тысяч. Во время войны в нем располагался госпиталь, Дунино находилось на линии фронта и дом был сильно разрушен. Пришвин подарил бывшей хозяйке свою книгу с такой надписью: "...на память о счастливом хомуте: я счастливо влез в хомут 13 мая 1946 года, а она счастливо из него вылезла".
    До домика в Дунино Пришвин беспрестанно искал "свое" место.
    "Я всю жизнь ищу, где бы свить гнездо, каждую весну покупаю где-нибудь дом, а весна проходит, и недостижимая сказка исчезает".


    Но все изменилось в 1946 году.
    "Здесь я живу и не перестаю работать над впечатлениями, которыми богат каждый новый день... Я стал, а мир вокруг меня пошел". Мих. Михайловичу - 73 года.
    Вообще, сама фигура Пришвина для меня - это открытие. Словно еще одного близкого человека нашла. Когда читаешь дневники и кажется, что понимаешь и оттого - все принимаешь. И то, что кому-то может показаться слабостью, и то, что может восприниматься, как поверхностность (а другими - глубиной)... И так это удивительно (а может быть и нет), когда ты вот находишь родственную душу (со всеми минусами и плюсами, а не с одним очарованием) - в человеке, который родился на сто лет раньше тебя и который, казалось, всегда был таким седовласым дедушкой с бородой, пишущим книжки, которые ты любил до школы и от текстов которого ты скучал на уроках...
    Хотя вообще, язык не поворачивается назвать Пришвина дедушкой - после его записей. Бывают такие люди - в них нет и следа поучительности, тяжести, признаков окостенения - на всем их земном пути. Какой-то нерушимый баланс между ребенком и взрослым. Правда мне кажется, что к ребенку Пришвин был всегда ближе, несмотря ни на что.
    Всю жизнь стремился к одному-единственному человеку, другу, любви. В 29 лет познакомился в Париже с русской студенткой Сорбонны, признался в любви после трех недель романа и попросил её руки. Разъехались на учёбу (он учился тогда в Германии), они писали друг другу письма.
    "К той, которую я когда-то любил, я предъявил какие-то требования, которых она не могла выполнить. Мне не хотелось, я не мог унизить ее животным чувством. Я хотел найти в ней то высшее, себя, в чем бы я мог возвратиться к себе первоначальному. В этом и было мое безумие. Ей хотелось обыкновенного мужа”. “В этом и состоял роковой роман моей юности на всю жизнь: она сразу согласилась, а мне стало стыдно, и она это заметила и отказала. Я настаивал, и после борьбы она согласилась за меня выйти. И опять мне стало скучно быть женихом. Наконец, она догадалась и отказала мне в этот раз навсегда и так сделалась Недоступной. Узел завязался надо мной на всю жизнь, и я стал Горбатым".
    В 32 года женился на крестьянке Ефросинье Павловне (в записях - просто Павловна), которая с годовалым сыном сбежала от жестокого мужа. Родились двое сыновей.
    "Мы с Фросей просто сошлись. Я ухватился за нее, как за природу. Благодарен ей за то, что она любит во мне ребенка".
    Осознавал свой эгоизм - в брак вступил, потому что захотелось тишины и уюта, возможности творить, не отвлекаясь на житейские заботы. Семейная жизнь не сложилась, общего языка ни с женой, ни с выросшими детьми не нашел. После почти 40 лет совместной жизни он оставил жене домик в Загорске, а сам поселился вместе с собаками в Москве, в доме писателей в Лаврушинском переулке.
    В новогоднюю ночь 1940-го года загадал желание: "Приди!". И вот, в 67 лет, наконец, к нему пришел человек, которого он ждал столько лет. "Он пригласил меня в помощь как литературного сотрудника. Я осталась с ним до конца его дней". Валерии Дмитриевне Лебедевой было 40 лет.

    История этой встречи, судьбы, мысли и характеры этих двух интереснейших людей раскрываются в совместном дневнике - "Мы с тобой. Дневник любви". А можно посмотреть фильм из цикла "Больше, чем любовь" (Валерия и Михаил Пришвины), который был снят для канала "Культура".

    Но вернусь к дому) В нем Пришвины жили с мая по сентябрь, с 1946 по 1954 год. И это были, возможно, самые плодотворные годы писателя - в этот период он напишет примерно треть произведений, вошедших потом в собрание сочинений.
    "Это не дом, а талант мой. Сами стены этого дома стали литературными".
    В комнатку Валерии Дмитриевны пока не вернулось практически ничего, кроме письменного стола. Но Оля так интересно рассказывала о доме, пока мы стояли в этой крохотной комнате, что это было совершенно все равно)
    За этим столом женой писателя продолжалось приведение в порядок дневников Мих. Михаийловича - главного труда его жизни. С 1905 по 1954 год он практически каждодневно вел дневник. К концу жизни получилось 120 толстых тетрадей.

    Пришвин вставал рано - в 5 утра. Умывался и шел вовсе не в кабинет, а в столовую. Ставил самовар, пил чай и писал дневник.
    Вообще, дом был гостепримный, за столом собиралось много гостей, среди них: Петр Капица, Константин Федин, Всеволод Иванов, Сергей Конёнков. Большое внимание уделялось особенной сервировке - от матери писателя осталось столовое серебро, рядом с каждым прибором стояла собственная солонка, перечница, лежала салфетка в кольце, вазочка с цветком летом и с еловой веточкой - зимой. Если за столом сидел именинник, то его цветок был, к примеру, красный, а у остальных - белые.
    Не знаю, как будет потом, но пока все в музее в открытом доступе - например, на диванчике в углу Матвею предложили посидеть и угадать, в чем секрет. Оказалось, что диванчик сделан из старого автомобильного кресла.

    "Сегодня у нас по радио играли Шопена... Казалось, будто сам Шопен играет на листиках тополя... А когда радио кончилось, я все глядел на движение листиков и по-прежнему слышал Шопена".
    "Родной" приемник Рига-10 пока не привезли и его заменяет другой - на таком же я в детстве слушала пластинки.

    Стены столовой и кабинета украшают фотоработы Пришвина - он был страстным фотографом! Бывало, что так увлекался фотографированием каких-нибудь неприметных цветочков, например, незабудок, что забывал о гостях) Одних фотографий паутины в пришвинском архиве - более 200.

    А еще Пришвин был путешественником, побывал в Сибири, Карелии, на Кавказе, в Средней Азии, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере. В 1906 году Пришвин впервые увидел, как работает фотоаппарат, и заболел "светописью". Из путешествий привозил записи, сделанные карандашом - любил источить карандаш до крохотного огрызочка, меньше мизинца, и множество фотографий.
    "К моему несовершенному словесному искусству я прибавлю фотографическое изобретательство… с целью создать мало-помалу художественную форму, наиболее гибкую для изображения текущего момента жизни".

    Расписной буфет, сделанный мастерами из Сергиева Посада.

    Из столовой ведет дверь на веранду - место, где Пришвин любил работать больше всего. Несмотря на зиму, на то, что сейчас на веранде нет ничего - ни плетеной мебели, ни россыпи шишек, покачивающихся в кресле-качалке, там все равно как-то очень хорошо и не хочется оттуда уходить. Матвею там, например, понравилось больше всего)
    "Работаю с утра на веранде: петух начинает мой день. Дождь мелкий и ровный шумит по липам, идет, идет, ближе, ближе, а я сижу на веранде под крышей, читаю, пишу, а он все идет, и я знаю, что он никогда не придет к моему столику..."
    С веранды видна скамейка у могилы последних собак Пришвина - Жульки и Жальки. Слева - пенек с дощечкой-стойкой для спины, на который писатель уходил поработать (особенно тогда, когда в доме было много гостей).
    "Больше всего боюсь, что перестану на пнях в лесу сидеть и куплю писательский стол, стану писать на нем".
    Вокруг дома - большой сад, за котором любовно ухаживала Валерия Дмитриевна. Многие деревья посажены Пришвиным, например, "елочка Васи Весёлкина". Лес начинался прямо за забором и был "вторым домом" для Пришвина. Мих. Михайлович составил специальную карту "своего" леса, расчерченную на квадраты. В этом квадрате жили белочки, в этот прибегал кабанчик, тут росли грибы...
    "Моих вещей нет, но в лесу деревья, цветы, облака… Это всё моё".

    На веранде Оля не отступилась от нас, пока мы не согласились сделать фото:)

    В кабинете Пришвина все очень просто, даже аскетично устроено, но все равно как-то уютно и хорошо.
    Письменные столы меня притягивают магнитом.
    "Мой дом над рекою Москвой - это чудо! Он сделан до последнего гвоздя из денег, полученных за сказки мои или сны..."

    Кровать, оставшаяся от лазарета, застелена байковым одеялом. У печки - специально сооруженная для собак лежанка из металлической сетки. Выбирая дом, всегда думал о том, будет ли собакам в нем хорошо. Увлекался натаской собак всю жизнь, говорил "Собаки вывели меня в люди".
    Здесь, у печки, должны быть сапоги, ружья...пока они не вернулись на своем место. Стрелял, в основном, зайцев, дичь, тетеревов. На медведей и волков не охотился: "Это похоже на убийство!".
    Любил апрель: "Всё оживает, всё куда-то летит, поёт, всюду море воды… А прилетели соловьи и кукушки - весна для охотника кончилась".

    В самом темном уголке - кусочек домашней фотолаборатории. В архиве - более 4 тысяч негативов, хранившихся в маленьких конвертиках, склеенных Пришвиным из папиросной бумаги, в коробочках из под сигарет и конфет. Фотоработами писателя проиллюстрированы его книги, но большинство снимков Пришвин не надеялся опубликовать при жизни.
    "Если уцелеют мои снимки до тех пор, пока у людей начнется жизнь "для себя", то мои фото издадут, и все будут удивляться, сколько у этого художника в душе было радости и любви к жизни".
    "Конечно, настоящий фотограф снял бы лучше меня, но настоящему специалисту в голову никогда не придет смотреть на то, что я снимаю: он это не увидит. Я хочу доказывать светописью мои видения реального мира…"
    В МАММ до 31 января проходит выставка Михаила Пришвина "Фотографии и дневники.1929-1936".

    На кровати висит удивительная трость, которая по волшебству превращается в табурет. Устал на прогуле, воткнул трость в землю, раскрыл - и отдыхай)
    Книги возили с собой из Москвы. Любимая книга Пришвина - "Всадник без головы" Майн Рида. Еще на полках стоят Блок, Горький, Мережковский, Шекспир, Лев Толстой, Шолохов, Гоголь, Достоевский, Розанов, Маяковский, тома Брокгауза и Ефрона...

    В доме долго не было удобств - например, умывальника. Раковину вот подарил сосед Капица)

    Интересный замок, закрывающийся при помощи ключа-стерженька.

    До реставрации тут висела связка ключей с большими резиновыми игрушками вместо брелоков - чтобы помогавшая по хозяйству женщина не теряла и не путала ключи.

    Оля нас очень приглашала приехать в Дунино весной, когда сад будет цвести. У музея есть активный фейсбук, в котором периодически рассказывается о предстоящих мероприятиях.

    Еще одно увлечение Пришвина - автомобили.
    "Какое это великое счастье - иметь возможность в любой час нащупать ключик в кармане, подойти к гаражу, самому сесть за руль, укатить куда-нибудь в лес и там карандашиком в книжке отмечать ход своих мыслей..."
    "Вот погодите, придет время, все будут на машинах ездить, и только самые богатые будут располагать временем ходить пешком".


    "Верно судить о писателе можно только по семенам его, понять, что с семенами делается, а для этого время нужно и время. Так скажу о себе (уже 50 лет пишу!), что прямого успеха не имею и меньше славен даже, чем средний писатель. Но семена мои всхожие, и цветочки из них вырастают с золотым солнышком в голубых лепестках, те самые, что люди называют незабудками. Итак, если представить себе, что человек, распадаясь после конца, становится основанием видов животных, растений и цветов, то окажется, что от Пришвина остались незабудки. Милый друг, если ты переживешь меня, собери из листков этих букет и книжечку назови "Незабудки".

    Последняя запись в дневнике - за пол-дня до смерти:
    "Деньки вчера и сегодня (на солнце -15) играют чудесно, те самые деньки хорошие, когда вдруг опомнишься и почувствуешь себя здоровым".

    Лилия Александровна Рязанова - заведующая отделом ГЛМ с 1980 года. Окончила Государственный институт культуры, культурно-просветительный факультет. Работала в Государственной библиотеке им. В. И. Ленина. С 1969 по 1979 год была литературным секретарем Валерии Дмитриевны Пришвиной (с 1972 года научный сотрудник ГЛМ). Текстолог и публикатор литературного наследия Пришвина, публикатор многотомного Собрания Пришвина «Дневники» (1905-1954). Заслуженный работник культуры.

    Яна Зиновьевна Гришина - ведущий научный сотрудник отдела ГЛМ. Окончила Московский государственный педагогический институт, исторический факультет, кафедра преподавания на английском языке. Была научным сотрудником-хранителем во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря. Работает в ГЛМ с 1980 года. Литературный редактор книг В. Д. Пришвиной. Публикатор, автор комментариев и статей многотомного издания Пришвина «Дневники» (1905-1954). В музее занимается разработкой тематических авторских экскурсий, куратор выставок и организатор музыкально-литературных вечеров. Ведет работу по продвижению культурного наследия М. М. Пришвина в социальных сетях Facebook и Twitter, концепция: запись из полувекового дневника писателя (1905–1954) на каждый день.

    Ирина Владимировна Камышникова - научный сотрудник, работает в отделе ГЛМ с 2014 года. Окончила Российский государственный гуманитарный университет, факультет истории искусства, кафедра музеологии. Занимается экскурсионной работой, участвует в проекте разработки экскурсии «Тропою Пришвина». Ведет официальную страницу музея Пришвина в социальной сети Instagram: фото и видео. Instagram.com/prisvinmuseum. Принимает участие во всех общемузейных мероприятиях: организация концертов, выставок, интерактивных занятий.

    Мария Игоревна Орлова - научный сотрудник ГЛМ с 1995 года. Закончила Литературный институт имени А.М. Горького, семинар детской литературы. Работала в Центральном городском Дворце пионеров на Ленинских горах заведующей костюмерной мастерской театрального сектора отдела художественного творчества. Работала преподавателем изобразительного искусства в школе, была внештатным корреспондентом и автором многочисленных публикаций в журнале «Искусство в школе». Составитель книги «Сила родственного внимания» по произведениям М. М. Пришвина. Занимается экскурсионной работой, ведет детские интерактивные занятия.

    Александра Игоревна Орлова - научный сотрудник, работает в отделе с 2017 года. Окончила Московский государственный университет печати в 2003 г. Вела детскую художественную студию. Занимается экскурсионной работой, принимает участие во всех общемузейных мероприятиях: организации концертов, выставок, интерактивных занятий.