Проект создания модельной библиотеки вниз. Конкурс на лучший проект «Модельная сельская библиотека – центр местного сообщества. База для реализации Проекта

МОДЕЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

[ Н.Т. Чуприна, кандидат педагогических наук, директор Белгородской государственной универсальной научной библиотеки ]

Говоря о модельных библиотеках, мы должны четко себе представлять о каких библиотеках идет речь.
Модельная библиотека – что это такое? Новый вид или тип библиотеки? Мы пришли к выводу, что модельная библиотека – это библиотека, имеющая оптимальный стандартный набор материальных и информационных ресурсов, который является своего рода платформой для эффективного и качественного обслуживания населения.
Рассматривая библиотеку как систему, состоящую из 4-х главных элементов: материально-технической базы, информационных ресурсов, персонала, пользователей, проанализируем влияние проекта на эти составляющие библиотеки.
На первом этапе он кардинально изменил материально-техническую базу. Самое явное, заметное для населения и власти – появление в библиотеке компьютерного оборудования. Наличие современной техники потребовало модернизации библиотечного пространства: были приобретены новая мебель, сделан ремонт, созданы условия для сохранности полученного оборудования. Преобразились интерьеры библиотек, были благоустроены территории библиотек.
Таким образом, преобразования материально-технической базы как самой видимой части библиотеки было для населения и власти важным и самым заметным результатом.
Проект преобразил фонды. В условиях, когда на 70% фонды библиотек состояли из устаревших изданий (а потому не отвечающим запросам пользователей), получение библиотекой почти 1000 экземпляров книг актуальной тематики, видео, аудио-кассет, CD-ROM привлекло в библиотеки и тех читателей, которые в последние годы не находил в библиотеках нужной литературы, и новых пользователей. В каждой модельной библиотеке число пользователей в течение года увеличилось на 30-40%. Обращаемость полученных по проекту книг, кассет, дисков составила 5,6 раза.
А уже тот факт, что сельского библиотекаря, для которого самым главным методическим центром являлась районная библиотека, пригласили обучаться в Москве, а потом преподаватели из Москвы обучали его на месте, заложил в подсознание население и власти новый взгляд на библиотечную профессию и библиотеку.
Техническое и ресурсное обеспечение стало основанием для изменения качества библиотечного обслуживания и, в конечном итоге, изменило саму концепцию библиотечного обслуживания. Библиотека, располагая такими возможностями, становится привлекательной, нужной не только читателям, но и всему населению.
Качественно преобразив услуги, расширив их спектр, библиотека стала востребованной специалистами АПК, муниципальными служащими, учителями, студентами-заочниками, фермерами, частными предпринимателями.
Кроме того, библиотека стала полезной для решения многих социальных, бытовых задач (вопросов), а потому круг ее пользователей расширился за счет не читающих групп населения.
Модельная библиотека стала центром правовой, социально-бытовой информации, центром информационного обеспечения органов власти, специалистов АПК.
То, что раньше нельзя было найти в фондах библиотеки, теперь можно разыскать с помощью Интернет. Около 60% всех запросов выполняется с помощью электронных технологий в режиме отдаленного доступа.
Например, в Великомихайловской библиотеке для администрации района была найдена информация о порядке проведения инаугурации главы районной администрации. Фермеру, обратившемуся с вопросом, где можно приобрести семена озимой пшеницы, библиотека предложила адреса хозяйств, которые занимаются селекцией.
Заочники, проживающие в сельской местности, всегда были обделены возможностью заниматься дома, так как литературы просто не было в фонде сельской библиотеки. Теперь с помощью электронной доставки документов они могут заказать необходимую литературу из фондов Белгородской государственной универсальной научной библиотеки. За полгода отдел МБА нашей библиотеки отправил в модельные библиотеки более 40 документов в электронной версии.
Все чаще учителя местных школ стали использовать библиотеку как площадку для проведения учебных занятий по биологии, истории, музыке и другим предметам, используя видеоиздания и СD-RОМы. Так, например, учитель биологии Новотаволжанской средней школы использует на уроках СD-RОМы «Энциклопедия животных», «Репетитор по биологии», видеоиздания по экологии («Экология. Охрана природы», «Экологические системы», «Секреты природы», «Увлекательная природа» и др.).
Таким образом библиотека стала видеообразовательным центром.
Модельные библиотеки стали центрами обучения населения работе с информационными технологиями.
На сегодняшний день в среднем 12% пользователей свободно, самостоятельно работают с текстовым редактором, электронными таблицами, занимаются с мультимедийными энциклопедиями, ищут информацию в Интернете и т.д.
Библиотеки, используя имеющуюся технику, создают собственные электронные базы данных. Так, в Гостищевской модельной библиотеке в электронном виде записаны история и современные хроники села.
Библиотека стала работать не только на читателей, но и на все население, стала многофункциональным социальным учреждением, необходимым всему местному сообществу.
Новые возможности библиотеки повысили ее авторитет в обществе и изменили приоритеты муниципальной социальной политики, так как библиотека стала первым сельским учреждением, уравнявшим возможности сельских жителей с городскими, в частности, в получении информации.
Работа над реализацией проекта позволила выстроить новую модель социального партнерства библиотек и власти. Предложение о создании модельных библиотек звучало не как просьба улучшить материально-техническую базу библиотек, а как приглашение участвовать в совместном проекте Министерства культуры Российской Федерации, Региональной общественной организации «Открытая Россия», Межрегиональной ассоциации деловых библиотек и заставило посмотреть органы местного самоуправления на библиотеку как на делового партнера, а не как на просительницу.
Работа над проектом повлияла на региональную культурную политику. Очень важно, что проект «Создание модельных публичных библиотек на селе» стал известен всем руководителям районных администраций, руководству отраслевых отделов культуры и губернатору области. Идея создания модельных библиотек нашла поддержку с его стороны, в результате чего в областной целевой программе «Развитие сельской культуры в Белгородской области на 2003-2005 годы» предусмотрено создание в каждом районе не менее 3 модельных библиотек.
Еще раньше, до появления этой программы модельная библиотека у нас в области была создана в с. Скородное Губкинского района. Совсем недавно такие библиотеки были открыты в Прохоровском районе в с. Журавка и Яковлевском районе в с. Яковлево.
Таким образом, создание 5 модельных библиотек послужило своеобразным катализатором, ускоряющим процесс открытия подобных библиотек в других районах области.
Сам проект, мы считаем, находится только в начале пути. У него много перспектив.
Открытие в Грайворонском районе модельной библиотеки получило дальнейшее развитие. Здесь осуществляется проект создания территориальной информационно-библиотечной сети. Сегодня она включает 11 объектов. В 2004 году запланировано подключение к сети уже 15 учреждений.
Таким образом, модельные библиотеки практическими делами показали значимость библиотек, открыли возможности партнерского сотрудничества, тем самым, обеспечив себе перспективу развития.
А по большому счету, с точки зрения изучения библиотеки как социального института, реализация проекта дает возможность пересмотреть саму концепцию и философию библиотечного дела.

Приложение
Сравнение показателей работы Бессоновской модельной сельской библиотеки за 2001–2003 годы

Читатели


Посещения


Этой осенью Министерство культуры утвердило «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки», призванный превратить не слишком посещаемые хранилища книг в современные социальные пространства. Каких конкретно перемен стоит ждать и в каком направлении движутся современные библиотеки - об этом The Village поговорил с дизайнером бюро KIDZ Егором Богомоловым, превратившим районную библиотеку им. Н. В. Гоголя в самый обсуждаемый читальный зал Петербурга, и одним из кураторов проектов в ней Анатолием Бузинским.

анатолий бузинский

куратор проектов в библиотеке, коммуникационное агентство «Код города»

Егор Богомолов

дизайнер бюро KIDZ

Библиотеки будущего?

Егор: С новым «модельным стандартом библиотек» история очень простая. Сотрудничать нам предложила Академия переподготовки работников искусства , культуры и туризма (АПРИКТ) и Министерство культуры. Смысловое наполнение шло не от нас: они сами разработали методологию, а мы должны были раскрыть её с помощью дизайнерского языка, создать что-то в духе библиотеки Гоголя. Ключевая идея - отталкиваться не от нужды расставить где-то книги, а от самого человека.

В итоге получилось три модели для разных масштабов помещений: 400, 700 и 1 100 метров квадратных. В этих пространствах ставятся акценты: в одном - на организацию мероприятий, в другом значительную роль сыграет коворкинг, в третьем маленькое пространство расширится за счёт гиперфункциональной мебели.

АНАТОЛИЙ: Даже если модель не будет реализована полностью, каждый библиотекарь может использовать какую-то идею. Например, подоконник может быть рабочим столом, а ярусная посадка - и местом для чтения, и релакс-зоной. Каким образом библиотекари о проекте узнают? Я скептически к этому отношусь, но надежда умирает последней: Министерство культуры должно выстроить коммуникацию со всеми библиотеками региона. В первую очередь этот проект - пример для местных властей: вот модели, которые рекомендуется реализовать. Но мы не смотрим так глобально, наша задача - преобразовать петербургские библиотеки.

Е: В 2016 году должна завершиться реконструкция библиотеки «Ржевской». Там появится гиперфункциональная мебель, которая делит пространство на зоны; закрытые пространства (где можно провести, например, урок иностранного языка) будут варьироваться с полуоткрытыми. Большая часть поверхностей, насколько это возможно, превратится в книжные полки. Есть привязки к контексту, к истории места. «Ржевская» занимается в основном краеведческой темой, и это будет отражено в дизайне.



А: В случае с «Ржевской» мы решили работать не только с внутренним наполнением, но и с внешней составляющей: рядом есть большая аллея и парк, в том же здании находится детская библиотека. Важно показать прохожим, что внутри библиотеки что-то происходит.

О библиотеке Гоголя в Петербурге

А: Первый шаг сделала сама библиотека, а точнее сказать новый директор Центральной библиотечной системы Красногвардейского района Марина Швец. Её инициативу поддержала администрация района. Финансирование проекта было самым обычным - то, что заложено в районный бюджет. Причём до нас уже была потрачена половина средств - на покраску стен и так далее. Всё дело в эффективном распределении денег и мотивации сотрудников.

Е: Мы отталкивались от того, что кругом всё такое серое и мрачное. Возможно, кое-где мы переборщили с цветастостью, но на тот момент мы всё сделали правильно. Даже пожилые посетители говорили: «Как у вас здорово!» Они не жаловались, что, мол, превратили библиотеку в Диснейленд, хотя, по идее, именно они должны быть самыми суровыми критиками.




Важно делать пространство, которое приспособлено к изменениям. Когда задаётся очень жёсткая функция, она со временем может просто отмирать. И всё - больше ничего не будет происходить. Есть несколько вещей в библиотеке Гоголя, которые используются не так, как мы планировали, но всё равно это удобно. Например, арт-холл, задуманный как площадка для творчества, сейчас воспринимается больше как детская зона, и это классно. Мы делаем пространство как можно более мобильным. Мы не можем предугадать, что в помещении будет через год, когда наполнение меняется даже в течение дня.

Книги - не главное

А: Когда мы открывали детскую библиотеку «Город», у нас был круглый стол, и кто-то из библиотекарей сказал: «Ой, а представляете, есть библиотеки, где нету книг! Это так ужасно!» Будучи модератором, я не мог оппонировать, но заметил, что всё зависит от потребностей аудитории. Если есть электронные базы и людям хочется не читать бумажную книгу, а делать в библиотеке что-то другое, то в этом нет ничего ужасного.

Е: Для меня библиотеки - это место коммуникации. Книгу ты можешь и дома почитать, в интернете много чего доступно. Речь идёт скорее о взаимодействии людей: не хватает мест, где они могут собраться, что-то обсудить, устроить своё событие - превратиться из потребителей пространства в его создателей. В Хельсинки, например, находится музыкальная библиотека, где очень мало книг, зато есть своя звукозаписывающая студия.

А: Могу сказать на примере библиотеки Гоголя, где я администрирую социальные сети. . Ко мне через день кто-то обращается: Филармония, Кирхе, экофестиваль, сейчас ещё хотят снимать телевизионную программу про книгу - и так постоянно. То есть запрос очень большой. Мне кажется, что библиотеки для Петербурга имеют особое значение. В Москве процесс городских трансформаций легче запустился в парках, а у нас из-за климатических и интеллектуальных условий, мне кажется, движущей силой должны быть библиотеки.

А: Со следующего года мы хотим запустить проект с главными книжными магазинами - чтобы в библиотеку поступали лучшие новинки. Недавно у нас была встреча с Татьяной Москвиной, и мы дополнительно закупали её книги, чтобы она подписала их. Вдвойне приятно читать книги, подписанные автором.

Е: Вместить абсолютно все книги невозможно в принципе, каким бы пространство ни было, - нужно как-то выбирать. У районных библиотек должна быть своя специфика. На этом нужно сделать и визуальный акцент. Получилось бы, что каждая библиотека отвечает за какую-то часть информации.



А: В Красногвардейском районе логично, чтобы у Библиотеки Гоголя были хорошие книжные фонды по урбанистике и дизайну. Раз так совпало, что она стала жутко стильной и молодёжной. В прошлом году мы получили премию «Открытие года» The Village, в этом «Собака.ру» дала премию за лучший дизайн-проект. Да, дизайн взял на себя очень большую часть, но меняются и сами библиотекари. Мы делаем много социальных проектов, люди сюда приходят и для своих нужд. Например, сидит шестиклассница и делает домашнее задание. Говорит: «Здесь же круто».

23 ноября была годовщина реконструкции - время подводить итоги. Около 60 % - это новая аудитория, а 40 % - ядро, которое уже было: бабушки и дедушки, приходящие за детективами и романами. Изначально нам важно было донести идею, что библиотеки меняются, что читать - это модно, интересно. Сейчас мы хотим увеличить посещаемость, в первую очередь за счёт мероприятий.

Государственные учреждения не открыты к инициативам. Попробуй прийти в какую-нибудь библиотеку и проведи там что-нибудь. Это то же самое, что прийти в ЖКХ и сказать: «А давайте мы сейчас лавочки поставим новые». А у библиотеки Гоголя другие принципы - мы абсолютно открыты. Мы понимаем, что это стратегически важно: чем больше будет у нас мероприятий, тем больше интересных и разных людей придёт и станет читателями. Сейчас, например, в библиотеке любой желающий может посетить художественную выставку о котах. Я не фанат котов, но они собирают 100 человек на открытии. Кроме этого, у нас были громкие международные события - например, турнир по дебатам или мероприятие в рамках Urban Week. Есть и наши инициативы, которые нам симпатичны, например «Урок литературы» с участием известных писателей.

О смелых библиотекарях

А: Библиотеки районов почти не взаимодействуют между собой. Единый читательский билет - это формальность. Конечно, это хорошо, что ты взял книгу в одном районе, а сдал в другом. Но библиотекам не хватает циркуляции информации, в первую очередь, о тех интересных и актуальных событиях, которые бывают в книжных залах. В этом библиотеки не отличаются от других пространств города, но им объединиться легче, чем каким-нибудь креативным коворкингам. Наше главное преимущество - то, что мы государственные, бюджетные и бесплатные для посетителей. Мне кажется, что библиотекари - самые смелые и инициативные из бюджетников. Взять, например, мелкие музеи - их не видно, не слышно. Про библиотеки же если и говорят, то, например, в связи юбилеем президентской библиотеки им. Н.Б.Ельцина. Но для кого она? Просто так с улицы туда не зайдёшь. Зато районные библиотеки не стоят на месте.




Сейчас к нам пришло осознание того, что вместе с культурными деятелями нужно брать библиотечную тему и поднимать её на новый уровень. К сожалению, пока это идёт на уровне администрации района или по инициативе снизу. В этом есть свои преимущества, потому что мы абсолютно открыты и свободны, но с другой стороны, если бы была поддержка города - как в Москве, - то многие задачи решались бы в семь раз быстрее. Для нас важно, что многие библиотекари на низовом уровне к нам обращаются за советом. В следующем году мы собираемся организовать обучение для всех сотрудников библиотек Красногвардейского района. Основные направления - связи с общественностью, организация событий и дизайн.

Текст: Александра Боровикова

  1. Список учебников

    социокультурной ситуации новых социокультурных ситуа­ций

  2. Учебник нового века педагогика

    Список учебников

    На­значение каждого из них в современной социокультурной ситуации . 6. Что является результатом воспитания? ... образования; сценирования складывающихся в обществе новых социокультурных ситуа­ций в содержании образования и воспитания молодого поколения...

  3. Системное движение и перспективы развития системно-структурной методологии I «Системное движение» как момент современной социокультурной ситуации

    Документ

    Искать для себя какие-то новые социокультурные организованности. И тогда нередко их взгляды... . Основные «напряжения» современной социокультурной ситуации и системное движение 1. Характеристика социокультурной ситуации будет по необходимости очень...

  4. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

    Документ

    Предоставила уникальную возможность непосредственно рассмотреть социокультурную ситуацию в различных социальных “системах координат”: ... значение которых обусловлены поиском нового в образовании, соответствующего новым тенденциям развития российского...

В последние годы в библиотечной практике появилось новое понятие - модельная библиотека, под которым понимается библиотека, отвечающая нормам и требованиям «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки».

Модельный стандарт охватывает практически все основные аспекты работы библиотек:

  • - размещение библиотек и организацию библиотечной сети;
  • - ресурсное обеспечение (фонды и оборудование, помещения, персонал, финансирование).

В понятие «модельная библиотека» вкладывается широкий смысл. Прежде всего, это стремление приблизиться и соответствовать международному модельному стандарту деятельности публичной библиотеки. Перестраивается вся работа, информационные ресурсы, технология. В модельной библиотеке отрабатываются новые функции: автоматизированная обработка информации, предоставление пользователям ресурсов на электронных носителях .

Сельским жителям становятся доступны каталоги ведущих библиотек и ресурсы информационных центров России, Европы, Америки. Каждый может посмотреть любой законодательный акт, президентские указы, постановления правительства, глав районной и сельской администраций. Желающих обучат поиску информации в Интернете и базах данных, работе с электронными энциклопедиями и справочниками, пользованию электронной почтой, сканированию необходимых документов.

В результате каждая из модельных библиотек получает возможность работать как многофункциональное учреждение культуры, осуществляющее новые формы информационного обслуживания, - как центра муниципальной и правовой информации, центра образования и самообразования, социальной и бытовой информации, культурно-досугового центра.

Условия открытия модельной сельской библиотеки:

Количество читателей в селе не менее 500 человек. Наличие действующего сельскохозяйственного, перерабатывающего производства. Наличие развернутой инфраструктуры средней школы, почты, детского сада и т. д., хорошей дороги.

Библиотека должна иметь хорошее помещение не менее 70 - 100 кв. м, отдельный телефон, книжный фонд не менее 6 - 10 тыс. экз. Необходимыми физическими компонентами здания (помещения) модельной сельской библиотеки должны быть:

  • - привлекательное внутреннее и внешнее оформление;
  • - поддержание в процессе эксплуатации состояния, соответствующего установленным нормам (освещение, температурный режим, пожарная безопасность, охрана);
  • - обеспечение различных сфер библиотечной деятельности (поступления и движения документов, доступ в библиотеку, пути перемещения пользователей и персонала) .

Необходима поддержка, как жителей села, так и главы сельского населения.

Итак, модельная библиотека - это библиотека, имеющая оптимальный стандартный набор материальных и информационных ресурсов, который является необходимым минимумом для осуществления качественного библиотечно-информационного обслуживания населения. Она создается с целью предоставления жителям муниципальных образований неограниченного доступа к информации, качественного повышения уровня библиотечного обслуживания населения .

Главная цель создания модельных библиотек - изменить качество жизни сельских жителей, развить у них новые интеллектуальные потребности путем предоставления качественных информационно-правовых услуг и таким образом способствовать адаптации сельчан к современным условиям жизни, помочь им занять свою нишу на рынке труда.

Без преувеличения, можно отметить, что это серьезная социальная программа борьбы с бедностью, защиты человека, ограниченного в возможностях получения знаний, выхода на новые рынки труда, в том числе интеллектуальные .

Таким образом, модельная библиотека - это многофункциональный информационно-культурный и образовательно-просветительский центр, отвечающий нормам и требованиям Модельного стандарта публичной библиотеки, принятого Российской библиотечной ассоциацией. По сути, модельная библиотека - это эталон деятельности для других библиотек. Ее цель - качественное повышение уровня информационной обеспеченности всех слоев населения, обеспечение жителям равного доступа к знаниям, информации, мировым интеллектуальным ресурсам.

Практика показывает, что сегодня сельская библиотека зачастую является для населения единственным окном в мировое информационное пространство. Наличие в библиотеке выхода в Интернет добавляет к реальным ресурсам библиотеки многократно большие мировые информационные ресурсы и создает условия для расширения и облегчения межличностного и профессионального общения .

Превращение имеющихся в России библиотек в современные (в полном смысле этого слова) библиотеки является не только, а может быть и не столько организационным, сколько инвестиционным проектом.

Рассматривая библиотеку как систему, состоящую из 4-х главных элементов: материально-технической базы, информационных ресурсов, персонала, пользователей, проанализируем влияние проекта на эти составляющие библиотеки.

На первом этапе он кардинально меняет материально-техническую базу. Самое явное, заметное для населения и власти - появление в библиотеке компьютерного оборудования. Наличие современной техники требует модернизации библиотечного пространства: приобретение новой мебели, ремонт, создаются условия для сохранности полученного оборудования. Преображается интерьер библиотеки, благоустроены территории библиотеки.

Таким образом, преобразования материально-технической базы как самой видимой части библиотеки для населения и власти является важным и самым заметным результатом.

Проект преображает фонды. В условиях, когда на 70% фонды библиотек состоят из устаревших изданий (а потому не отвечающим запросам пользователей), получение библиотекой книги актуальной тематики, видео, аудио-кассет, CD-ROM привлекает в библиотеки и тех читателей, которые в последние годы не находил в библиотеках нужной литературы, и новых пользователей. В каждой модельной библиотеке число пользователей в течение года увеличилось на 30-40%. Обращаемость полученных по проекту книг, кассет, дисков составляет 5,6 раза .

Техническое и ресурсное обеспечение становится основанием для изменения качества библиотечного обслуживания и, в конечном итоге, меняет саму концепцию библиотечного обслуживания. Библиотека, располагая такими возможностями, становится привлекательной, нужной не только читателям, но и всему населению.

Качественно преобразив услуги, расширив их спектр, библиотека становится востребованной специалистами АПК, муниципальными служащими, учителями, студентами-заочниками, фермерами, частными предпринимателями.

Кроме того, библиотека становится полезной для решения многих социальных, бытовых задач (вопросов), а потому круг ее пользователей расширился за счет не читающих групп населения.

Итак, модельная библиотека становится центром правовой, социально-бытовой информации, центром информационного обеспечения органов власти, специалистов АПК.

Основными принципами, определяющими содержание деятельности модельной сельской библиотеки, являются:

  • - предоставление всем гражданам равного доступа к информации;
  • - доступность различного вида услуг;
  • - обеспечение свободы чтения;
  • - предоставление библиотечных документов и информации всем категориям населения в соответствии с их потребностями;
  • - доступ к знаниям и информации в непосредственной близости к месту жительства .

Модернизация сельской библиотеки предусматривает следующие условия:

  • - организация современной комфортной среды (капитальный ремонт помещения);
  • - благоустройство прилегающей территории;
  • - обновление основного ядра книжного фонда, исходя из нормативов «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки»;
  • - текущее комплектование фонда на всех видах носителей;
  • - подписка на периодические издания;
  • - автоматизация библиотечных процессов;
  • - доступ к информационным ресурсам Интернета и региональных библиотек;
  • - обучение персонала практическим навыкам использования новых технологий в библиотечно-информационном обслуживании пользователей .

Создание модельных библиотек в Российской Федерации началось с реализации общероссийского проекта «Создание модельных публичных на селе» Министерства культуры Российской Федерации, Межрегиональной ассоциации деловых библиотек и общественной организации «Открытая Россия».

Высокая эффективность проекта во многом определялась активным участием местных и региональных органов власти. Их силами осуществлен ремонт помещений библиотек, оснащение их дополнительным библиотечным оборудованием и мебелью, обеспечение сохранности установленного компьютерного оборудования и другой техники и информационных ресурсов от хищений и воздействия, неблагоприятных погодно-климатических и техногенных факторов .

Участие местных властей в работах по проекту было инициировано в процессе активных действий отдела библиотек Министерства культуры РФ, предпринятых в ходе поездок по регионам, охваченным работами по проекту, выступлений на конференциях и совещаниях, индивидуальной работы с представителями местной администрации и руководителями региональных управлений культуры.

Чрезвычайно важно, что процесс модернизации сельских библиотек вызвал очень бурную ответную реакцию местного предпринимательского сообщества, принявшего самое активное участие в работах, необходимых для успешного функционирования обновленных сельских библиотек.

Итак, для эффективной реализации данного проекта необходимо участие региональных и местных органов власти. Именно на них возлагаются такие задачи, как ремонт помещений библиотек, оснащение их библиотечным оборудованием и мебелью, обеспечение сохранности установленного компьютерного оборудования, другой техники и информационных ресурсов.

Реализация проекта «Создание модельных публичных библиотек на селе» стала катализатором процессов модернизации в сельских библиотеках многих регионов РФ.

Ведущую роль в осуществлении проекта сыграли те регионы, которые на протяжении последних десяти лет не просто поддерживали и развивали инициативы, направленные на сохранение и поддержку сельских библиотек, но самостоятельно разрабатывали и осуществляли региональные программы по их модернизации. Наиболее ярким примером можно считать программу создания модельных сельских библиотек в Чувашской Республике.

В 2003 г. Президентом республики был подписан Указ «О создании сельских модельных библиотек в Чувашской Республике». В данном документе Кабинету Министров Чувашской Республики надлежало обеспечить «открытие в течение 2003 - 2004 гг. 100 сельских модельных библиотек, оснащенных базовым комплектом компьютерного оборудования, справочно-правовыми системами, электронными изданиями, лучшими книгами отечественного книгоиздания; подключение сельских модельных библиотек к республиканской телекоммуникационной сети». При формировании республиканского бюджета Чувашской Республики на 2004 г. планировалось выделение средств на создание и открытие сельских модельных библиотек в рамках софинансирования по пилотному проекту «Создание компьютерных публичных библиотек в сельской местности». А органам самоуправления районов Чувашской Республики рекомендовалось «создать необходимые условия для открытия сельских модельных библиотек, обеспечить ремонт, реконструкцию зданий и помещений, приобретение мебели, телефонизацию и сохранность оборудования; организовать обучение компьютерным технологиям работников сферы культуры» .

В выступлении на заседании Совета при полномочном представителе Президента России в Приволжском федеральном округе Президент Чувашии Н. В. Федоров сказал: «Исключительно за счет средств республиканского бюджета мы начали в некотором смысле беспрецедентную акцию по созданию сети модельных библиотек - 500 современных и оснащенных вместо 500 вчерашних убогих и унылых. Такова была наша цель» .

Опыт работы Чувашской Республики высоко оценил Президент РФ Д. А. Медведев и предложил использовать его другим регионам. Так, на встрече с Президентом Чувашской Республики Д. А. Медведев отметил, что духовная жизнь всегда «концентрировалась вокруг библиотек», где «должна быть цифровая составляющая, доступ в мировую сеть и нормальный набор книг, чтобы люди не утратили навыки чтения». В этом отношении, по его мнению, «модельные библиотеки Чувашии представляются правильными по своей структуре», и «этот опыт можно было бы использовать и в других регионах» .

Проект по созданию модельных библиотек в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2006 - 2010 годы)» реализовался в Удмуртской Республике. По результатам рассмотрения заявок на участие в проекте «Модельные сельские библиотеки» было принято решение об открытии в 2009 г. в Удмуртии двух модельных сельских библиотек в Малопургинском (деревня Бобья-Уча) и Завьяловском (деревня Подшивалово) районах.

В ноябре 2009 г. в Брянске состоялся Всероссийский съезд сельских библиотек. Его организаторами выступили Министерство культуры РФ, Фонд «Пушкинская библиотека», Администрация Брянской области, Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф. М. Тютчева. В работе съезда участвовали представители сельских библиотек 42 регионов РФ, Украины и Беларуси.

На съезде были подведены промежуточные итоги проекта «Модельные сельские библиотеки». Лидерами (регионами, имеющими модельные сельские библиотеки) являются Чувашская Республика (все пятьсот сельских библиотек - модельные), Белгородская область (116 модельных библиотек), Курская область (41), Ставропольский край (31), Тамбовская область (28) .

В рамках федеральной целевой программы «Культура России 2006 - 2010 гг.» в 2006 г. Челябинской области при софинансировании фонда «Пушкинская библиотека» и районных бюджетов были открыты 5 первых модельных сельских библиотек (первая в УРФО - Селезянская модельная Павленковская библиотека Еткульского муниципального района). Следующие библиотеки открывались при софинансировании из областного и районных бюджетов. Сегодня в Челябинской области открыто 38 модельных библиотек (в России в 40 регионах всего 184) (Приложение 1). Проект, к сожалению, не удалось реализовать полностью. К 2010 г. должно было быть открыто 52 модельные библиотеки .

Было бы очень правильно возобновление проекта по открытию модельных библиотек. Работа в этом направлении не прекращается: за счет муниципальных средств готовятся к открытию модельные библиотеки в Троицком МР (Н.-Санарская), Сосновском МР (Мирненская и Кременкульская), В.-Уральском МР (Межозерная).

Проект «Модельная городская библиотека» реализуется в г. Златоусте. В Объединении городских библиотек Магнитогорска из 12 библиотек - 5 имеют статус «эталонной библиотеки» .

Таким образом, в понятие «модельная библиотека» вкладывается широкий смысл. Прежде всего, это стремление приблизиться и соответствовать международному модельному стандарту деятельности публичной библиотеки. Перестраивается вся работа, информационные ресурсы, технология. В модельной библиотеке отрабатываются новые функции: автоматизированная обработка информации, предоставление пользователям ресурсов на электронных носителях.

Сельским жителям становятся доступны каталоги ведущих библиотек и ресурсы информационных центров России, Европы, Америки. Каждый может посмотреть любой законодательный акт, президентские указы, постановления правительства, глав районной и сельской администраций.

В результате каждая из модельных библиотек получит возможность работать как многофункциональное учреждение культуры, осуществляющее новые формы информационного обслуживания, - как центра муниципальной и правовой информации, центра образования и самообразования, социальной и бытовой информации, культурно-досугового центра.

Итак, модельная библиотека организуется с целью создания условий для реализации информационных, культурных и досуговых потребностей населения обслуживаемого поселения, обеспечения свободного, оперативного и наиболее полного доступа к информации путем модернизации ресурсного обеспечения и библиотечной деятельности.

Основными задачами модельной сельской библиотеки являются:

  • - организация библиотечного обслуживания населения на основе использования новейших информационных технологий, предоставления пользователям доступа в корпоративные и глобальные информационные сети, обслуживание пользователей в режимах локального и удаленного доступа.
  • - сохранение, систематизация и пополнение фондов;
  • - изучение потребностей пользователей в целях обеспечения прав населения на приобщение к ценностям культуры и науки;
  • - широкая пропаганда чтения как фактора, содействующего становлению всесторонне развитой личности, воспитание культуры чтения;
  • - организация содержательного досуга пользователей;
  • - выполнение социально-профилактических, социально-реабилитационных и других социальных задач .

С первых дней создания модельных сельских библиотек, важной особенностью является выбор основного направления деятельности, специализация каждой библиотеки. На сегодняшний день среди них есть специализированные краеведческие, экологические, информационно-образовательные центры, библиотеки-музеи, юношеские и детские библиотеки, центры поддержки малого предпринимательства и органов местного самоуправления, семейного чтения и пр. Так, Усень-Ивановская модельная библиотека Белебеевского района Республики Башкортостан является информационным центром по творческому наследию Марины Цветаевой. Основная цель деятельности центра - создание оптимальной модели информирования и просвещения жителей села, гостей Цветаевских праздников, туристов по вопросам краеведения, местного самоуправления, экологии, литературы и культуры . Янаульская модельная сельская библиотека Белебеевского района Республики Башкортостан позиционирует себя как информационно-культурный и эстетический центр. В нём находится единственный в республике музей кукол .

Модельная сельская библиотека Красноярского района Астраханской области первые в области, опередив читательский спрос, создали систему экологического просвещения, стали авторами первой региональной программы «Экологическое просвещение и библиотека» .

То, что модельная сельская библиотека - основной информационный центр села, бесспорно. С приобретением набора технических средств - компьютерной и множительной техники - услуги сельских библиотек расширились. Поиск необходимой сельчанам информации в электронных справочно-поисковых системах намного оперативнее и выполнение запросов полнее. Так, наличие в модельной библиотеке справочно-правовой системы типа «Консультант Плюс» позволяет оперативно по различным параметрам найти необходимый пользователю документ и получить его электронную копию или распечатать его (или его фрагмент) для дальнейшего использования . Например, с 2002 года при Модельная сельской библиотеки с. Щельяюр Ижемского района республики Коми действует Центр правовой информации, который предоставляет правовую информацию всему населению. С помощью справочно - поисковой системы «Консультант Плюс» Центр проводит Дни информации «ЦПИ в библиотеке: цели, возможности, перспективы», «Все о пенсиях, льготах, пособиях», вечера вопросов и ответов «Защити себя сам», цикл бесед и обзоров по местному радио «Новинки правовой литературы» и т.д. .

Население должно постепенно понять, что библиотека содержит или способна произвести поиск информации по любому запросу, касающемуся жизнедеятельности жителей села: работа, учеба, быт, досуг и т.п. Библиотекарь найдет информацию из различных источников, документов всех типов и видов, баз и банков данных.

Неоценимую информационную помощь библиотека может оказать работникам всех сфер: образования, бизнеса, сельского хозяйства и т.п.

Учителя получат в библиотеке информацию в помощь преподаванию различных учебных предметов, руководители хозяйств - в помощь реализации сельскохозяйственной продукции, приобретения сельскохозяйственных машин и оборудования, семян и новых пород сельскохозяйственных животных.

Большую помощь в этом окажет наличие в модельной сельской библиотеке входа в Интернет. Руководитель хозяйства, выгодно реализовавший продукцию своего предприятия на столичных рынках с помощью информации, предоставленной ему сельским библиотекарем, несомненно, поддержит модельную библиотеку и поможет ей финансами или другим способом.

Сотрудники органов местного самоуправления - та категория пользователей, от которой зачастую зависит деятельность библиотеки. Библиотекари должны уметь работать с представителями органов местного самоуправления, выявлять их информационные потребности и оперативно и полно удовлетворять их запросы.

Библиотека может стать посредником между органами местного самоуправления и населением: транслировать решения органов местного самоуправления жителям села, а также собирать и передавать наказы и пожелания от жителей села в адрес органов местного самоуправления .

Форм и методов работы модельных сельских библиотек в данном направлении множество:

  • - создание информационных центров и уголков информации в библиотеке; оформление специальных стендов, на которых помещается информация по жизнедеятельности села (газификация, коммунальные платежи, налоги, решения органов местного самоуправления, …),
  • - организация встреч представителей органов местного самоуправления с жителями села и т.п.

Набор форм и методов информационной работы разнообразен. С применением технических средств он значительно расширяется, так как библиотека может использовать не только собственные информационные ресурсы, но и ресурсы других библиотек и информационных центров и систем. Например, в модельной сельской библиотеке Чебоксарского района Республики Чувашии создаются информационные стенды «Местная власть день за днем». Библиотека работают с представителями органов местного самоуправления, выявляют их информационные потребности и оперативно удовлетворяют их запросы: Постановления, принятые органами местного самоуправления собираются по папкам - накопителям: Здравоохранение. Экология; Военная служба. Гражданская оборона; Транспорт; Сельское хозяйство; Дела земельные; Строительство; Благоустройство. ЖКХ; Образование; Культура и т.д. Библиотека стремится к удовлетворению всех информационных потребностей своих пользователей, а также преобразованию библиотеки в центр чтения и информации, к освоению мирового информационного пространства через Интернет, а также предоставлению дополнительных сервисных услуг на базе компьютерных технологий

Электронная доставка документов (ЭДД) для читателей публичной библиотеки на селе должна быть такой же реальностью, как и для читателей столичных библиотек. Для библиотеки на селе ЭДД - зачастую единственный способ доставить необходимый читателю документ из библиотеки федерального уровня. Если жители столицы могут получить необходимые документы непосредственно в библиотеках, то для сельского жителя поездка в Москву - проблема. А ЭДД - это оперативно и относительно просто. Необходимо для этого иметь выход в Интернет и возможность получить документ по электронному адресу библиотеки.

Для школьников библиотека - не менее важна, чем школа. В библиотеке можно подготовиться к занятиям, получив полную информацию для написания рефератов, сочинений, докладов и т.п.

Библиотека может предоставить информацию для будущих абитуриентов, помочь в выборе учебного заведения, предоставить «репетитора» (на CD-ROM) для подготовки к сдаче экзаменов.

Таким образом, в работе модельной библиотеки имеется оптимальный стандартный набор материальных и информационных ресурсов, который является необходимым минимумом для осуществления качественного библиотечно-информационного обслуживания населения.

Основными принципами, определяющими содержание деятельности модельной библиотеки, являются :

  • - Предоставление всем гражданам равного доступа к информации.
  • - Доступность различного вида услуг.
  • - Обеспечение защиты свободы чтения и информации.
  • - Предоставление библиотечных документов и информации всем категориям населения в соответствии с их потребностями.
  • - Доступ к знаниям и информации в непосредственной близости к месту жительства.
  • - Бесплатность обслуживания.

Основные требования и характеристики к ресурсному обеспечению, организации библиотечного обслуживания должны интерпретироваться в контексте функций и целей конкретной модельной публичной библиотеки и корректироваться с учетом изменений, происходящих в процессе развития библиотечной деятельности.

модельный сельский библиотека

Модельная сельская библиотека - это многофункциональный информационно-культурный и образовательно-просветительский центр, отвечающий нормам и требованиям "Модельного стандарта публичной библиотеки", принятого Российской библиотечной ассоциацией в 2001 г. В условиях продолжающихся социально-экономических и демографических изменений в России, модернизации библиотечных технологий и ресурсов, учитывая замечания и предложения, полученные в ходе широкого профессионального обсуждения документа, 22 мая 2008 года был принят "Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки. Новая редакция" .

Модельная библиотека - это не просто смена вывески. Это совершенно новые направления работы, которые качественно изменят жизнь селян, их психологию. В первую очередь, это переориентация деятельности библиотеки на интересы местного сообщества. Необходимо научиться быть полезной не только своим непосредственным читателям, но и всему населению. Сельский житель должен иметь широкий доступ к информации, независимо от того, в маленькой деревне он живет или в большом населенном пункте.

Цель создания модельных библиотек: качественное повышение уровня информационной обеспеченности сельского населения.

Задачи:
- внедрение новых информационных технологий и укрепление ресурсной базы сельской библиотеки
- активизация кадрового потенциала, повышение квалификации библиотечных работников и их адаптация к новым требованиям
- создание положительного имиджа библиотеки.

Основные положения модельного стандарта деятельности публичной библиотеки:

1. Наличие модельной библиотеки в каждом поселении территории (муниципального образования) является обязательным.

2. Публичная библиотека является общедоступной для всех категорий и групп граждан, обеспечивает и защищает их права на доступ к знаниям, информации и культуре, составляет одну из главнейших предпосылок непрерывного образования и самообразования и культурного развития.

3. Одним из важнейших направлений деятельности библиотеки является обеспечение пользователей всеми видами информации для поддержания образования и самообразования, для компетентного участия в обсуждении важных проблем и принятия решений.

4. Библиотека участвует в организации содержательного досуга граждан, способствует развитию их творческих способностей, приобщает к культурному наследию. Самостоятельно или совместно с другими организациями библиотека реализует образовательные, информационные и иные программы и проекты, проводит культурные акции (вечера, встречи, концерты, лекции, фестивали, конкурсы и т.д.).

5. При отсутствии местного краеведческого музея публичная библиотека выступает инициатором в собирании предметов материального характера (произведения народных промыслов, предметы быта, фотографии и др.), которые становятся основой музейных экспозиций при библиотеке.

6. Объем фонда публичной библиотеки ориентируется на среднюю книгообеспеченность одного жителя Российской Федерации, в том числе в городе 5–7 томов; на селе 7–9 томов. Однако средние показатели объема фонда могут корректироваться в зависимости от потребностей местных жителей, специфики конкретной библиотеки, близости других библиотек, возможностей доступа к внешним ресурсам, финансовых возможностей.

7. В универсальном фонде публичной библиотеки (при отсутствии в районе обслуживания специализированной детской библиотеки), литература для детей в возрасте до 14 лет включительно составляет не менее 30% от общего объема фонда библиотеки и содержит документы на различных носителях, в том числе обучающие и развивающие программы, игры и т.п.

8. В фонде библиотеки должны присутствовать специальные форматы для слепых: книги рельефно-точечного шрифта, «говорящие» книги, аудиокниги, рельефные пособия, тактильные рукодельные издания, издания в цифровом формате, а также аудиовизуальные материалы с сурдопереводом или сопровождаемые печатным текстом для глухих и слабослышащих.

9. В любой доступной форме библиотека осуществляет обслуживание тех, кто по тем или иным причинам не может посещать ее в обычном режиме, социально исключённых групп граждан или находящихся в зоне риска такого исключения: инвалидов по зрению, по слуху, с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалидов других категорий; лиц преклонного возраста; лиц, слабо владеющих русским языком; пациентов больниц и специальных лечебных заведений; детей, содержащихся в детских домах; заключенных.

В этих случаях совместно со специальными библиотеками используются различные формы обслуживания: пункты выдачи литературы, обслуживание на дому, обслуживание в режиме удаленного доступа, выдача по межбиблиотечному абонементу и др.

10. Каждая публичная библиотека размещается с учетом ее максимальной доступности (по времени не более 15–20 мин., за которое местный житель может добраться до библиотеки).

11. Публичная библиотека может размещаться в отдельно стоящем здании, в здании кластерного типа под одной крышей с другими учреждениями и организациями, а также в специальной пристройке к другому зданию (жилому или общественному).

12. При любом варианте размещения публичной библиотеки должен быть обеспечен удобный и свободный подход для публики и подъезд для производственных целей самой библиотеки и пожарного транспорта.

13. Публичная библиотека должна быть также доступна той части местных жителей, которые находятся в зоне риска социального исключения, прежде всего, маломобильные группы: инвалиды с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалиды с недостатками зрения и слуха, лица преклонного возраста, а также люди с детскими колясками, беременные женщины и т.п.

14. Дети нуждаются в библиотечном пространстве, которое они могут воспринимать как своё детское. Детская территория публичной библиотеки должна быть легко узнаваемым, дружелюбным, привлекательным и удобным местом для детей, отличающимся своей функциональностью и необычностью: специальная мебель, цветовое и декоративное оформление и др.

15. Все сотрудники публичной библиотеки должны ясно представлять цели и задачи, проблемы и перспективы развития своей библиотеки. Каждый сотрудник должен иметь возможность участвовать в разработке стратегии своей библиотеки, в проектной деятельности, выступать с инициативными предложениями по улучшению библиотечного обслуживания.

Скачать и полностью ознакомиться с документом Вы можете