Пути поиска смысла жизни главными героями романа Л.Н. Толстого «Война и мир

МОУ средняя общеобразовательная школа № 175

Ленинского района г.Н.Новгорода

В чем видят смысл жизни главные герои романа Л.Н. Толстого «Война и мир»

Выполнила: ученица 10 «А» класса

Горева Анна

Проверила: учитель литературы

Гришина Людмила Леонидовна

Н. Новгород, 2010 год

Введение

Л.Н. Толстой унаследовал от своего отца, участника заграничных походов времен Отечественной войны, чувство собственного достоинства, независимость суждений, гордость. Поступив в Казанский университет, он проявил необыкновенные способности в изучении иностранных языков однако быстро разочаровался в студенческой жизни. В 19 лет он покидает университет и уезжает в Ясную Поляну, решив посвятить себя улучшению жизни своих крестьян. Начинается пора исканий Толстым цели в жизни. Он то собирается ехать в Сибирь, то отправляется в Москву, затем в Петербург; то решает поступить в Конногвардейский полк... В эти же годы Л. Толстой серьезно занимается музыкой, педагогикой, философией. В мучительных поисках приходит Толстой к главному делу своей жизни - литературному творчеству. Всего великий писатель создал свыше 200 произведений, в том числе роман-эпопею "Война и мир". По мнению Тургенева, "ничего лучшего у нас никогда не было написано никем." Достаточно заметить, что текст романа переписывался 7 раз, его композиция поражает своей сложностью и стройностью.

Роман “Война и мир” создается Толстым в 1860-е годы, а окончательная редакция появляется в 1870-е годы, когда в русском обществе идут споры о дальнейших путях развития России. Эпическую основу произведения составляет ощущение жизни как целого и бытия во всей широте этого понятия. По Толстому, жизнь конкретна в национальном и социально-историческом содержании, она представлена в многообразии своих форм и противоречий.

Вопросы жизни и смерти, правды и лжи, радости и страдания, личности и общества, свободы и необходимости, счастья и несчастья, войны и мира составляют проблематику романа. Толстой показал множество сфер бытия, в которых протекает жизнь человека.

Изучение человеческого сознания, подготовленное самонаблюдением, позволило ему стать глубоким психологом. В созданных им образах, особенно в образах главных героев романа, обнажается внутренняя жизнь человека - сложный противоречивый процесс обычно скрытый от посторонних глаз. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самое себя. Именно он помогает читателю научиться выделять в своей жизни самое главное, направлять свои силы и таланты в нужное русло. Изображая современное для своей эпохи общество, Лев Толстой четко разделяет его представителей на тех, кто постоянно в поиске, кого не удовлетворяют общепринятые нормы поведения, кто не останавливается на достигнутом и постоянно совершенствует свою душу, и тех, кто плывет по течению и боится свернуть в сторону, заглянуть вглубь себя, кто предпочитает поддаваться установленным жизненным правилам. Именно поэтому такие герои, как Андрей и Марья Болконские, Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы, являющие собой лучших людей, рожденных в благородных русских дворянских семьях, четко противопоставлены семейству Курагиных, Борису Друбецкому, полковнику Бергу и многим другим представителям светского общества.


Духовные искания главных героев (на примере князя Андрея Болконского и графа Пьера Безухова)

Герои Л.Н. Толстого очень трудно поддаются однозначному определению. Они не делятся на хороших и плохих, добрых и злых, умных и глупых, они просто живут, ищут, часто ошибаясь в своих поисках.

Князь Андрей Болконский - одна из самых ярких и самых трагических фигур романа “Война и мир”. С первого своего появления на страницах произведения и до смерти от ран в доме Ростовых жизнь Болконского подчинена своей внутренней логике.

И в военной службе, и в политической деятельности, и в свете, и, что самое странное, в любви Андрей остается одиноким и непонятым. Замкнутость и скептицизм - вот отличительные черты Андрея даже в его общении с любимыми людьми: отцом, сестрой, Пьером, Наташей. Марья говорит ему: “Ты всем хорош, Аndrе, но в тебе есть какая-то гордость мысли”. Но он далеко не человеконенавистник. Он всей душой желает найти применение своему уму и способностям, “он так всеми силами души искал одного: быть вполне хорошим...” Но его жизнь похожа не на поиски нового, а на бегство от старого. Острый ум подталкивает его к деятельности, но внутреннее ощущение стихии жизни останавливает, указывая на тщетность усилий человека. Начинания Андрея заканчиваются разочарованиями. Его искреннее желание служить родине, делу сталкивается со всеобщим безразличием.

Человек с трезвым и скептическим умом, князь Андрей не мог найти себе места в среде лживого корыстолюбия и льстивого карьеризма, царствовавших в светской и военной жизни. Его патриотизм и ответственность за дело наиболее ярко проявляются на службе у Сперанского и в войне 1812 года: “Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли “наш князь”, им гордились и его любили”. Но постепенно он приходит к выводу, что все его старания - не более чем суета.

Жизненный путь князя Андрея - это история разочарований, но одновременно и история постижения смысла жизни. Болконский постепенно избавляется от иллюзий - стремления к светской славе, военной карьере, к общественно-полезной деятельности. Он в споре с Пьером отрицает возможность преобразования даже в пределах имения. Однако сам реформирует свое хозяйство и отпускает крестьян на волю, что было по тем временам неслыханным новшеством.

Главное в натуре Андрея Болконского - честность и искренность поэтому он боится громких слов и обещаний. Лучше молчать и бездействовать, а если что-то делать, то тоже без лишних слов.

Даже со Сперанским он ведет себя настороженно, хотя в душе приветствует его начинания.

Всякие же разговоры о любви к “ближним” князь считает ханжеством. Любить следует в первую очередь себя и своих родных. А уважая себя и поступая по чести, человек неизбежно будет полезен людям, во всяком случае, не навредит им. Ответственность за других людей Андрей считает непомерным бременем, а принятие за них решений - безответственностью и самовлюбленностью.

Периоды разочарований сменяются у князя Андрея периодами счастья и духовного возрождения. Таким счастливым временем были для него бои при Аустерлице, служба в военной комиссии любовь к Наташе.

Но на смену этим счастливым минутам опять приходило внутреннее опустошение и разочарование.

Один из самых важных вопросов, мучивших Андрея Болконского, был вопрос о месте человека в жизни. Он убеждается в том, что все происходит не по велению героев и вождей, а само собой, случайно или по воле рока.

Особенно ярко эта истина открылась ему накануне Бородинского сражения. Честный и откровенный перед собой, Андрей хочет такой же откровенности и ясности в ожидаемых событиях: “Ежели война теперь, так война. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну”. Он достигает ценности жизни отдельного человека, от маршала до солдата.

Ранение и последовавшие после него предсмертные размышления переворачивают сознание Андрея. Для него проясняется то, что он всегда в себе носил, но не выпускал наружу, понимание простоты жизни и любви как главной ценности, которая делает людей людьми. Умирая, он прощает и Наташу, и Анатоля Курагина, и весь мир со всеми его недостатками.

Андрей Болконский прошел путь от честолюбивого эгоизма и гордости до самоотречения. Его жизнь - это эволюция гордыни человеческого разума, сопротивляющегося бессознательной доброте и любви, которые и составляют смысл жизни человека. Одинокий и самолюбивый герой, пусть даже очень умный и во всех отношениях положительный, по мнению Л.Н. Толстого, не может быть полезен этому миру.

Образ Пьера представлен в произведении в процессе постоянного развития. На протяжении всего романа можно наблюдать ход мыслей этого героя, а также малейшие колебания его души. Он ищет не просто жизненную позицию, в частности, удобную для него самого, но абсолютную истину, смысл жизни в целом. Поиски этой правды - поиски всей судьбою.

В романе Пьер впервые появляется в салоне Анны Павловны Шерер. “Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был в первый раз в обществе”. В начале эпопеи Пьер - безвольный молодой человек, постоянно нуждающийся в чьем-либо руководстве и поэтому попадающий под разные влияния: то князя Андрея, то компании Анатоля Курагина, то князя Василия. Его взгляд на жизнь еще твердо не установлен. Пьер возвратился из Франции, охваченный идеями Французской революции. Наполеон для него - герой, воплощение французского национального духа. Отправляясь в Дворянское собрание, он вспоминает общение монарха с народом в 1789 году и надеется, что увидит нечто подобное тому, что было во Франции. В эпилоге Толстой дает понять, что Пьер принимает самое деятельное участие в тайных декабристских обществах.

Как личность Пьер еще не сформировался, и поэтому ум в нем сочетается с “мечтательным философствованием”, а рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, непригодность к практической деятельности-с исключительной добротой.

Пьер только начинает свою жизнь и поэтому еще не испорчен социальными условностями и предрассудками, той средой, для которой интересны лишь обеды, сплетни и, в частности, то, кому старый граф Безухов оставит свое наследство.

Постепенно Пьер начинает понимать законы, по которым живет это общество. На его глазах происходит борьба за мозаиковый портфель графа Безухова. Герой наблюдает и перемену в отношении к нему самому, произошедшую после получения им наследства. И все же Пьеру не свойственна трезвая оценка происходящего. Он недоумевает, искренне удивляется изменениям и все-таки принимает это как должное, не пытаясь выяснить для себя причины.

Текст сочинения:

Рано или поздно любой из нас вдруг задумывается: А для чего я живу? Так ли надо жить? Может быть, я только существую? В чем вообще смысл жизни? И окажется, что эҭи вопросы интересуюҭ не только героев классических романов, но и нас, простых смерҭных. Романы лишь помогаюҭ правильно ответить на некоторые вопросы нашей жизни. Для русского человека, несомненно, таким сводом ответов на философские вопросы является роман Война и мир.
Надо сказать, что это произведение Л. Н. Толстого играет важную роль в духовном развиҭии всего прогрессивного человечества, а не только россиян.
Итак, все человечество в равной степени интересует, есть ли внутренняя необходимая мера в человеческой жизни, есть ли между ее явлениями, между людьми целесообразная связь, или связь эта хаотична, случайна? В чем смысл человека, его жизненная стезя? Вопросы эҭи решаюҭся всем романом Л. Н. Толстого, каждым его эпизодом. Путь, который проходят в романе важнейшие герои его, это поиски, не только разумом, а жизнью, судьбой.
В центре романа стоиҭ образ Пьера Безухова. Известно, что его судьба послужила основой замысла романа Война и мир. Другой герой князь Андрей Болконский. Князь Андрей, как человек глубоко индивидуальный, многими чертами отличается от своего друга Пьера. Однако и в образе Пьера, и в образе князя Андрея великий писатель показал единую, думающую и страдающую душу русского человека той поры.
Пьер и князь Андрей впервые появились в романе на фоне великосветского общества Анны Павловны Шерер. Салон Шерер олицетворял собой весь великосветский круг. Его определяющая черта всепроникающая фальшь поведения. Поведение открытого, благородного Пьера внушает страх этому обществу. Пьер выражает свои мысли искренне, убежденно. Его высказывания отличаюҭся смелостью и крайностью взглядов.
Пьер в своей жизни проходиҭ через ряд сменяющих друг друга этапов, через множество увлечений и разочарований. Восхищение Наполеоном сменяется масонством. Одновременно духовная независимость сначала сменяется великосветской жизнью, а затем вспышками отвращения и презрения к этому кругу людей. Появляется глубокая и чистая любовь к народу, мечта о личном подвиге и убийстве Наполеона. В конечном счете Пьер приходиҭ к идеям декабризма. Он живет чаяниями и интересами своего времени. Пьер это натура ищущая, он стремиҭся прожить жизнь не зря.
На всем пуҭи Пьером руководят непосредственность, простота, искренность, что и родниҭ его с народом.
Не менее философичен и ярок образ князя Андрея. Этот герой романа Толстого более всех мучился постижением смысла человеческой жизни. В своих размышлениях он дошел до осознания гармонии между человеком и природой. Вспомним две встречи князя Андрея со старым дубом по дороге в Отрадное.
Князь Андрей, как и его друг Пьер, прошел искушение славой, жаждой подвига. Был распростерҭ со знаменем в руках на поле брани, и сам Наполеон с восхищением высказался о его смерҭи.
Но все это оказалось карточным домиком, романҭическим ҭуманом. О настоящем смысле жизни князь Андрей задумался впервые за несколько часов до своей смерҭи. С поразительной простотой и глубиной описан Л. Толстым моменҭ предсмерҭных видений князя Андрея, когда смерть стояла за дверью и дверь вот-вот должна была открыться...
Видимо, писатель полагал, что человек всю свою жизнь лишь накапливает материал о смысле своего существования, в основном в вопросах. Полный ответ на этот мучающий его всю жизнь вопрос человек, как видно, получает в последние свои мгновения на земле. Так произошло с князем Андреем.
Эта смерть, в общем-то придуманная писателем, напомнила мне другую, настоящую, и я поверил в догадку Л. Н. Толстого относительно полного ответа на вопрос о смысле человеческой жизни. Мы все помним воспоминания очевидцев кончины великого русского поэта А. С. Пушкина; как преобразилось и просветлело лицо умирающего гения в последние мгновения жизни! Словно Пушкин вдруг и сразу осознал всю свою жизнь и понял, что она была прожита не зря.
С героиней романа Война и мир Наташей Ростовой читатель также может связать нравственные устремления всех русских женщин того времени, и не только того...
Сцена танца Наташи у дядюшки показывает ее любовь и близость ко всему народному. Она танцует, как настоящие русские женщины. Она восхищается и русской обстановкой, царящей в доме, и деревенской едой. И простой костюм дядюшки, на который она раньше смотрела с удивленьем и насмешкой, кажется ей не хуже фраков и сюрҭуков.
Наташа не понимает всей фальшивости, неискренности окружающего ее общества. Ей, в отличие от Пьера и князя Андрея, кажется, что все одинаково добрые, милые, прекрасные люди, любящие друг друга. Наташе хочется всеобщей любви и дружбы. Она совершает в жизни немало опрометчивых поступков, но и в ее судьбе произошли собыҭия, открывшие для нее истинный смысл жизни. Во время войны 1812 года Наташа отдает подводы раненым, она самоотверженно ухаживает за князем Андреем. Наташа предстает перед читателем патриоткой, но не той, которые преобладаюҭ в салонах придворных дам, а истинной патриоткой России.
В эпилоге Наташа показана уже не той веселой, наивной девочкой. Она любящая и любимая жена, мать четверых детей. Она, бывшая модница, не обращает никакого внимания ни на свою одежду, ни на прическу. Это ее более не интересует. Думается, суть ее поведения в том, что женщина приблизилась к ответу на вопрос о смысле быҭия человеческого.
Так или иначе все герои Толстого стремились к духовному обновлению. Именно в годы всенародного бедствия проявились их лучшие человеческие и национальные черҭы, и они стали понимать, что главное назначение человека в служении людям, и только смерть обрывает его нравственные искания.

Права на сочинение "Герои Л. Н. Толстого в поисках смысла жизни" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство здравоохранения РФ

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

"Богородский медицинский колледж"

По предмету "Литература"

"В чём видят любимые герои Толстого смысл жизни"

Выполнила: студентка группы 103

Специальность 060501

"Сестринское отделение"

Курицына Елена Александровна

Богородск, 2012

Введение

1. Лев Николаевич Толстой

Заключение

Введение

Л.Н. Толстой унаследовал от своего отца, участника заграничных походов времен Отечественной войны, чувство собственного достоинства, независимость суждений, гордость. Поступив в Казанский университет, он проявил необыкновенные способности в изучении иностранных языков однако быстро разочаровался в студенческой жизни. В 19 лет он покидает университет и уезжает в Ясную Поляну, решив посвятить себя улучшению жизни своих крестьян. Начинается пора исканий Толстым цели в жизни. Он то собирается ехать в Сибирь, то отправляется в Москву, затем в Петербург; то решает поступить в Конногвардейский полк... В эти же годы Л. Толстой серьезно занимается музыкой, педагогикой, философией. В мучительных поисках приходит Толстой к главному делу своей жизни - литературному творчеству. Всего великий писатель создал свыше 200 произведений, в том числе роман-эпопею "Война и мир". По мнению Тургенева, "ничего лучшего у нас никогда не было написано никем". Достаточно заметить, что текст романа переписывался 7 раз, его композиция поражает своей сложностью и стройностью.

Изучение человеческого сознания, подготовленное самонаблюдением, позволило ему стать глубоким психологом. В созданных им образах, особенно в образах главных героев романа, обнажается внутренняя жизнь человека - сложный противоречивый процесс обычно скрытый от посторонних глаз. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самое себя. Именно он помогает читателю научиться выделять в своей жизни самое главное, направлять свои силы и таланты в нужное русло. Изображая современное для своей эпохи общество, Лев Толстой четко разделяет его представителей на тех, кто постоянно в поиске, кого не удовлетворяют общепринятые нормы поведения, кто не останавливается на достигнутом и постоянно совершенствует свою душу, и тех, кто плывет по течению и боится свернуть в сторону, заглянуть вглубь себя, кто предпочитает поддаваться установленным жизненным правилам. Именно поэтому такие герои, как Андрей Болконский и Пьер Безухов, являющие собой лучших людей, рожденных в благородных русских дворянских семьях, четко противопоставлены семейству Курагиных, Борису Друбецкому, полковнику Бергу и многим другим представителям светского общества.

1. Лев Николаевич Толстой

Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910) - великий русский писатель, родился в аристократической семье в имении Ясная Поляна (Тульская губерния). Атмосфера, отношение с семьей (Лев имел трех братьев и сестру) отображено в произведении Толстого «Детство. Отрочество. Юность».

Начальное образование в биографии Льва Николаевича Толстого было получено дома. Затем он учится в Казанском университете на философском, позже юридическом факультете. Однако он бросает университет. После этого жизнь Толстого снова протекает в фамильном имении.

Проходит службу на Кавказе, где творчество Толстого еще больше расцветает. После обороны Севастополя путешествует по Европе. В биографии Толстого были открыты несколько школ, в которых он по своей особой методике учил детей.

Величайшие произведения Толстого «Война и мир», «Анна Каренина» были написаны в течение этого промежутка времени. Затем писатель переехал в Москву, основал свою религиозно-философскую систему. Согласно ней в статьях, рассказах Толстого выражались идеи всеобщей любви, стремления к усовершенствованию. «Воскресение», «Крейцерова соната» Толстого носили подобный подтекст.

Всю свою биографию Лев Толстой стремился помогать бедствующим людям, боролся с несправедливостью различными способами. По своему желанию в конце жизни отрекся от богатства, однако в пути простудился, заболел и умер.

толстой творчество болконский

2. Поиски смысла жизни главными героями - Андреем Болконским и Пьером Безуховым

В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно стремящиеся к полной гармонии с миром, неустанно ищущие смысл жизни. Их не занимают корыстные цели, светские интриги, пустые и бессмысленные разговоры в великосветских салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных лиц. К ним, безусловно, относятся самые яркие образы романа "Война и мир" - Андрей Болконский и Пьер Безухов. Они заметно выделяются среди героев русской литературы XIX века своей незаурядностью и интеллектуальным богатством. Совершенно разные по складу характера, князь Андрей и Пьер Безухов имеют много общего в идейных стремлениях и исканиях.

Толстой говорил: «Люди, как реки...» - подчеркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой личности. Духовная красота любимых героев писателя - князя Андрея Болконского и Пьера Безухова - проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь - это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Пьер и Андрей внутренне близки друг к другу и чужды миру Курагиных и Шерер.

Средством раскрытия внутреннего мира героев Толстой избрал диалог. Споры Андрея и Пьера - не пустая болтовня и не поединок амбиций, это стремление разобраться в собственных мыслях и попытаться понять размышления другого человека. Оба героя живут напряженной духовной жизнью и извлекают из текущих впечатлений общий смысл. Их отношения носят характер просторной дружбы. Каждый из них идет своим путем. Они не нуждаются в повседневном общении, не стремятся узнать как можно больше подробностей о жизни друг друга. Но они искренне уважают друг друга и чувствуют, что истина другого так же добыта страданиями, как и его собственная, что она выросла из жизни, что за каждым аргументом спора стоит жизнь.

Первое знакомство с Андреем Болконским не вызывает особой симпатии. Гордый и самодовольный молодой человек с сухими чертами лица и уставшим скучающим взглядом - таким видят его гости Анны Павловны Шерер. Но когда мы узнаем, что выражение его лица было вызвано тем, что «все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно», к герою возникает интерес. Далее Толстой сообщает, что блестящая и праздная, пустая жизнь не удовлетворяет князя Андрея и он всеми силами стремится разорвать порочный круг, в котором оказался.

Стремясь выбраться из надоевшей ему светской и семейной жизни, Андрей Болконский собирается на войну. Он мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить подвиг. «Ведь что же слава? - говорит князь Андрей. - Та же любовь к другим...» Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежал впереди всех со знаменем в руках, внешне выглядел очень эффектно: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон. Но, совершив героический поступок, Андрей почему-то не испытывал никакого восторга и душевного подъема. Вероятно, потому, что в тот момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшим над ним голубой свод. Стремление к славе приводит Андрея к глубокому духовному кризису. Небо Аустерлица становится для него символом высокого понимания жизни: « Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Андрей Болконский понял, что естественная жизнь природы и человека более значительна и важна, чем война и слава Наполеона.

На фоне этого чистого неба все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то, от чего он так старательно отгораживался - простая и тихая семейная жизнь, - теперь представлялась ему желанным, полным счастья и гармонии миром. Дальнейшие события - рождение ребенка, смерть жены - заставили князя Андрея прийти к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь ради себя, для родных - единственное, что ему остается. Но ум князя Андрея продолжал напряженно работать, он много читал и размышлял над вечными вопросами: какая сила управляет миром и в чем смысл жизни.

Андрей пытался жить простой, спокойной жизнью, заботясь о сыне и занимаясь улучшением жизни своих крепостных: триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Но состояние депрессии, ощущение невозможности счастья говорили о том, что все преобразования не могли в полной мере занять его ум и сердце.

Иными жизненными путями шел Пьер Безухов, но его волновали те же проблемы, что и князя Андрея. «Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть?» - Пьер мучительно искал ответы на эти вопросы. В начале романа, на вечере у Анны Павловны Шерер, Пьер защищает идеи французской революции, восхищается Наполеоном, желает то «произвести республику в России, то самому быть Наполеоном...». Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется, совершает ошибки. Достаточно вспомнить историю с медведем, вызвавшую в свете много шума. Но самой крупной ошибкой, совершенной Пьером в этот период, является его женитьба на низкой и порочной красавице Элен Курагиной. Дуэль с Долоховым открыла Пьеру новый взгляд на мир, он понял, что жить так, как он живет, дальше невозможно.

Поиски правды и смысла жизни приводят его к масонам. Он страстно желает «переродить порочный род человеческий». В учении масонов Пьера привлекают идеи «равенства, братства и любви», поэтому, прежде всего, он решает облегчить участь крепостных. Ему кажется, что он нашел, наконец, цель и смысл жизни: «И только теперь, когда я... стараюсь... жить для других, только теперь я понял все счастье жизни». Но Пьер еще слишком наивен, чтобы понять, что все его преобразования ни к чему не ведут. Толстой, рассказывая о деятельности Пьера в имении, иронизирует над любимым героем.

Возвращаясь из поездки по имениям, Пьер заезжает к князю Андрею. Их встреча, имевшая большое значение для обоих и во многом определившая их дальнейший путь, произошла в имении Богучарово. Они встретились в тот момент, когда каждому из них казалось, что он нашел истину. Но если истина Пьера была счастливая, он недавно приобщился к ней и она переполняла все его существо настолько, что ему хотелось поскорее открыть ее другу, то истина князя Андрея - горькая и опустошающая, и ему ни с кем не хотелось делиться своими мыслями.

Окончательное возрождение Андрея к жизни произошло благодаря его встрече с Наташей Ростовой. Общение с ней открывает Андрею новую, неведомую ранее, сторону жизни - любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой. Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она, в отличие от Андрея, не была способна думать о чем-то другом, кроме любви.

История с Анатолем Курагиным разрушила возможное счастье Наташи и князя Андрея. Гордый и самолюбивый Андрей не смог простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения совести, посчитала себя недостойной такого благородного, идеального человека и отреклась от всех радостей жизни. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. Но она же соединит их перед смертью Андрея, потому что Отечественная война 1812 года многое изменит в их характерах.

Когда Наполеон вступил в пределы России и стал стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после тяжелого ранения под Аустерлицем, вступил в действующую армию, отказавшись от безопасной и перспективной службы в штабе главнокомандующего. Командуя полком, гордый аристократ Болконский сблизился с солдатско-крестьянской массой, научился ценить и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить. С этого момента он начал смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев- патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. Так Андрей Болконский пришел к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате.

После встречи в Богучарово Пьера, как и князя Андрея, ожидали горькие разочарования, в частности в масонстве. Республиканские идеи Пьера не разделялись его «братьями». К тому же Пьер понял, что и среди масонов существуют ханжество, лицемерие, карьеризм. Все это привело Пьера к разрыву с масонами и к очередному душевному кризису. Так же как и для князя Андрея, целью жизни, идеалом для Пьера стала (хотя он сам еще не понимал и не осознавал этого) любовь к Наташе Ростовой, омраченная узами брака с Элен. «К чему? Зачем? Что такое творится на свете?» - эти вопросы не переставали тревожить Безухова.

В этот период состоялась вторая встреча Пьера и Андрея. На этот раз местом для встречи своих героев Толстой избрал Бородино. Здесь произошло решающее для русской и французской армий сражение, и здесь состоялась последняя встреча главных героев романа. На данном периоде князь Андрей воспринимает свою жизнь как «дурно намалеванные картины», подводит ее итоги и размышляет над теми же вечными вопросами. Но пейзаж, на фоне которого даны его размышления («...и эти березы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров, все вокруг преобразилось для него и показалось чем-то страшным и угрожа- ющим»), признак того, что в его опустошенной душе продолжает жить нечто поэтическое, вечное и непостижимое. При этом он продолжает думать и молчать. А Пьер жаждет узнать, стремится слушать и говорить.

Пьер задает Андрею вопросы, за которыми стоят серьезные, еще не оформленные мысли. Князь Андрей не хочет вступать в разговор. Сейчас Пьер не только чужд ему, но и неприятен: на нем лежит отблеск той жизни, которая принесла ему много страданий. И опять, как в Богучарово, князь Андрей начинает говорить и незаметно для себя втягивается в разговор. Это даже не разговор, а монолог князя Андрея, который произносится неожиданно, страстно и содержит смелые и неожиданные мысли. Он говорит по-прежнему злобно-насмешливым тоном, но это не озлобленность и опустошенность, а гнев и боль патриота: «Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут или не возьмут Москву, так как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло».

Пьер слушал друга, стыдясь своего невежества в военном деле, но при этом ощущал, что переживаемый Россией момент - это нечто совсем особенное, и слова друга - профессионального военного, убедили его в истинности своих ощущений. Все, что он видел в этот день, он чем думал и размышлял, «осветилось для него новым светом». Расставание Пьера и Андрея нельзя назвать теплым и дружеским. Но как и в прошлый раз их разговор изменил прежние представления героев о жизни и счастье. Когда Пьер уехал, князь Андрей с новым чувством начал думать о Наташе, «долго и радостно», с чувством, что понимал ее, нанесшую ему серьезное оскорбление. В разговоре с Пьером накануне Бородинской битвы ощущается единство помыслов князя Андрея и сражающегося народа. Выражая свое отношение к событиям, он говорит, что его мысли созвучны народным. Жизнь князя Андрея, его искания смысла жизни завершаются единением с народом, борющимся за родную землю.

После встречи с Пьером князь Андрей переходит в новую, совершенно новую для него, фазу жизни. Она созревала давно, но оформилась лишь после того, как он высказал Пьеру все, о чем так долго и мучительно размышлял. Но с этим новым чувством, по мнению автора, он не мог жить. Символично, что в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой земной жизни, но тут же задумывается о том, почему ему так жаль расстаться с ней. Эта борьба между земными страстями и любовью к людям особенно обостряется перед его смертью. Встретив Наташу и простив ее, он чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает смерть. Раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота, Толстой оборвал его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались недостижимыми для князя Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову.

Для Пьера разговор с Андреем стал начальным этапом его духовного очищения. Все последующие события: участие в Бородинском сражении, приключения в занятой неприятелем Москве, плен - приблизили Пьера к народу и способствовали его нравственному перерождению. «Солдатом быть, просто солдатом!.. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими» - такое желание овладело Пьером после Бородинского боя. Именно в плену Безухов приходит к убеждению: «Человек сотворен для счастья». Но и на этом Пьер не успокаивается.

В эпилоге Толстой показывает Безухова столь же деятельным и напряженно думающим, как и в начале романа. Ему удалось пронести через время свою наивную непосредственность, он продолжает размышлять над вечными неразрешимыми вопросами. Но если раньше он думал о смысле жизни, то теперь размышляет над тем, как защитить добро и правду. Пути исканий приводят Пьера в тайное политическое общество, борющееся против крепостничества и самодержавия.

Споры Андрея Болконского и Пьера Безухова о смысле жизни отражают внутреннюю борьбу в душе писателя, которая не прекращалась на протяжении всей его жизни. Человек, по мнению писателя, должен постоянно размышлять, искать, ошибаться и снова искать, ибо «спокойствие - это душевная подлость». Таким был он сам, такими качествами он наделил главных героев романа "Война и мир". На примере князя Андрея и Пьера Безухова Толстой показывает, что какими бы разными путями ни шли лучшие из представителей высшего общества в поисках смысла жизни, они приходят к одинаковому итогу: смысл жизни - в единении с родным народом, в любви к этому народу.

Заключение

Эпопея Л.Н. Толстого “Война и мир” стала одним из самых значительных произведений мировой литературы, затрагивающих нравственные проблемы и дающих ответы на такие важные историко-философские вопросы, которые касаются смысла жизни отдельной личности и ее роли в истории всего человечества.

Проблемы, поднятые Толстым в романе имеют общечеловеческое значение. Его роман, по словам Горького, - "документальное изложение всех исканий, которые предприняла в 19 веке личность сильная, в целях найти себе в истории России место и дело..."

Показав судьбы своих героев, Толстой подтвердил свою мысль: "Человек есть все, все возможности, есть текучее вещество". Толстой сумел выполнить главную задачу - показать и уловить момент текучести.

Список использованной литературы

1. Л.Н. Толстой. "Война и мир" 1983г.

2. Л. Либединская. "Живые герои" 1982г.

3. Сайт- http://ru.wikipeda.org

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    А.Н. Толстой как русский советский писатель и общественный деятель, граф, автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений. Краткий очерк жизни и творчества Толстого.

    презентация , добавлен 12.03.2013

    Л. Толстой как великий русский писатель. Рассмотрение особенностей художественных приемов в публицистическом творчестве русского писателя. Общая характеристика неповторимых шедевров литературы Л. Толстого: "Анна Каренина", "Детство", "Отрочество".

    реферат , добавлен 10.05.2016

    Детство, юность и семья Льва Николаевича Толстого. Женитьба графа. Начало его литературной деятельности. Известность романов "Война и мир" и "Анна Каренина". Отношение писателя к церковному вероучению и духовенству. Последнее путешествие графа Толстого.

    презентация , добавлен 09.05.2012

    Происхождение семьи русского писателя Льва Николаевича Толстого. Переезд в Казань, поступление в университет. Лингвистические способности юного Толстого. Военная карьера, выход в отставку. Семейная жизнь писателя. Последние семь дней жизни Толстого.

    презентация , добавлен 28.01.2013

    Лев Николаевич Толстой – великий писатель. Роман-эпопея "Война и мир". Толстой - тонкий психолог. Многогранность и сложность человеческой личности в главных героях романа. Духовная красота героев Толстого.

    сочинение , добавлен 22.05.2007

    Фигура княжны Болконской в романе, обида за уход мужа из ее жизни, страх перемены мест и вынужденная перемена интересов. Прослеживание в эпизодах тонкой линии взаимосвязи с войной. Характеристика личности князя Андрея. Изображение образа Анны Павловны.

    сочинение , добавлен 03.12.2013

    Писатель Б.П. Екимов - один из лучших современных русских писателей. Деятельная любовь – основа жизненного поведения, нравственный стержень героев Б. Екимова. Понимание счастья и смысла жизни современными подростками в сравнении с героями рассказов.

    научная работа , добавлен 20.09.2008

    Жизнь в столице и московские впечатления великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Московская перепись 1882 года и Л.Н. Толстой - участник переписи. Образ Москвы в романе Л.Н. Толстого "Война и мир", повестях "Детство", "Отрочество", "Юность".

    курсовая работа , добавлен 03.09.2013

    Изучение жизни, детства и творчества Льва Николаевича Толстого. Роль "диалектики души" как основного художественного метода, используемого писателем для раскрытия характера главного героя Николеньки в повести "Детство". Анализ художественного текста.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

    Граф Лев Николаевич Толстой - потомственный аристократ и один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Московская жизнь юного Толстого. Попытки наладить по новому отношения с крестьянами. Творческое наследие великого писателя.


Лев Николаевич Толстой говорил: "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость".

Именно по этому высказыванию можно понять долгие поиски смысла жизни некоторых героев из романа-эпопеи "Война и мир".

Вопрос о смысле жизни волнует двух героев этого произведения - Андрея Болконского и Пьера Безухова: "Что дурно? что хорошо? что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, что такое я? Что такое жизнь, что смерть?.."

Сначала рассмотрим жизненные искания Андрея Болконского. С самых первых страниц романа мы видим огромное желание князя Андрея - служить родине. Он завидует превосходству Наполеона над многими и мечтает о своём Тулоне, о славе, подобной наполеоновской. "Ведь что же такое слава? - говорит князь Андрей. Та же любовь к другим". Величайшей целью его жизни становится не только слава, но и защита Родины от врага.

Жить, помогая людям, - вот идеал, пробудившийся в его душе. "...Я не знаю, что будет потом, не хочу и не могу знать; но ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу...я всех их (семью) отдам сейчас за любовь к себе людей..." Но после ранения ему приходит осознание того, что эта цель не та, к которой ему нужно стремиться. Когда его ранили, он упал, взглянул на небо и понял: "Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба..."; "...как же я не видел прежде этого высокого неба?"

После Аустерлицкого сражения Андрей твёрдо решил никогда более не служить. Теперь он был всецело поглощён семейными и хозяйственными делами и заботами.

У Болконского теперь другое отношение к жизни:"... я жил для славы... Так я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокойнее, как живу для одного себя". Но разговор с Пьером поменял отношение Болконского в другую сторону. Его светлый ум, сильный характер не давали Андрею жить размеренно, нму нужно было хоть что-то делать.

Пережив смерть жены и многие тягости жизни, которые случились с ним натот момент, князь Андрей решает переменить свой образ жизни и отправляется в Петербург. Там он сближается со Сперанским.

Через некоторое время Андрей едет на бал и встречает там Наташу Ростову. Эта милая девочка ассоциируется у него с правдой, чистотой души, и все государственные дела, как и Сперанский, кажутся ему мелкими и ничтожными по сравнению с чувством, которое он испытывал к Наташе. "Весь мир разделён для меня на две полоины... Одна - она и в этом всё счастье, надежда, свет, - другая половина - всё, где её нет, там всё уныние и темнота". Андрей пытается найти счастье в любви, но счастье это оказалось кратковременным.

Наиболее знаменательной вехой в жизни князя Болконского стала война 1812 года. Жизнь князя Андрея, его искания смысла жизни завершаются единении с народом.

Параллельно с князем Андреем смысл жизни искал и другой персонаж - Пьер Безухов. Вначале его жизнь была полна развлечениями, пьянством и кутежами.Он совершает ошибку, женясь на Элен. Пьер поздно это понимает, их брак начинает разлаживаться и в итоге они разводятся. Но Пьер болезненно переживает разрыв с супругой. С этого момента он не реагирует на происходящее округ него.

По пути из Москвы в Петербург он встречает представителя масонства, рассказы об этом сообществе привлекают Пьера идеями "равенства, братства и любви". "жить только так, чтобы не делать зла, чтоб не раскаиваться, этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу для других, только теперь я понял все счастие жизни".

Но позже Безухов осознаёт, что в масонстве присутствует ханженство, лицемерие, карьеризм.

Так же, как и для Андрея Балконского, кульминационным моментом в жизни Пьера Безухова становится война 1812 года. Попав в плен, он знакомится с Платоном Каратаевым - обычным крестьянским мужиком. Именно этот человек помогает понять Пьеру, что "... человек сотворён для счастья". Теперь многое меняется в отношении Пьера к жизни, он находит смысл жизни.

В эпилоге мы видим совершенно другого Безухова. Он пытается что-то предпринять для людей, избавить от крепостничества и самодержавия.

Оба героя мечутся из стороны в сторону, пытаясь найти ответ на мучавший их вопрос: в чём смысл жизни? Каждый из них ошибался, разочаровывался, боролся и искал своё место в жизни. Каждый в конечном итоге пришёл к своему видению смысла жизни. И каждый из них стал счастлив потому, что им удалось ответить на вопрос, так долго не дававший им покоя.

Война и мир””.

Лев Толстой - писатель огромного, всемирного масштаба. Главный предмет его исследования – человек, его душа. Писателю интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении понять самое себя. Не случайно, говоря о героях эпопеи Толстого “Война и мир”, мы вспоминаем термин, впервые введенный в литературоведческий обиход Н.Г. Чернышевским - “диалектика души”.

(Н.Г. Чернышевский писал: “Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого – влияние общественных отношений и столкновений на характеры, третьего – связь чувств действиями … Графа Толстого всего более – сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души”).

Главной проблемой, которую ставит в своем романе писатель, является проблема человеческого счастья, проблема поисков смысла жизни. Любимые герои Толстого – Болконский, Безухов, Ростова – герои идущие, страдающие. Для них характерна неуспокоенность души, желание быть полезным, нужным, любимым. Их многое роднит с писателем, прежде всего желание жить честно. Толстой в молодости писал: “Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость”. Путь проб, ошибок, потерь и обретений проходят его любимые герои.

Андрей Николаевич Болконский – главный герой романа, сын известного князя Николая Андреевича Болконского. Дороживший своей честью, независимый, отличавшийся прямотой суждений старый князь ценил знания, образованность, аккуратность, педантичность; эти качества он и прививает своему сыну.

Для Пьера Безухова князь Андрей – совершенство, он соединяет в себе те качества, которые нет у Пьера, прежде всего силу воли.

Знакомясь с ним на вечере в салоне Анны Павловны Шерер, мы видим красивого молодого человека с усталым, скучающим взглядом; гримаса портит его лицо, когда он обращается к жене, очаровательной княгине Лизе. Он устал от мира блеска и суеты, хотя полностью принадлежит ему. Кумиром князя Андрея в этот период жизни является Наполеон, полководческой славой и талантом которого он восхищается. Андрей тоже хочет достичь высот славы, мечтает о том, чтобы он был известен, чтобы его любили и им восхищались. С этой целью он и отправился на войну 1805 г. Во время событий этой войны он многое понимает. В Шенграбенском сражении он становится свидетелем того, как батарея Тушина до последнего сражалась с неприятелем, между тем как штабные офицеры даже не передали приказ об отступлении и не позаботились о прикрытии батареи. Люди, подобные Тушину, простые солдаты помогают князю Андрею понять, что такое настоящий воинский подвиг.

Князь Андрей искал случая проявить себя, и этот случай представился: во время Аустерлицкого сражения он, подхватив знамя, пытается остановить бегущее войско и ведет солдат в бой. В этот момент ему кажется, что цель, к которой стремился, достигнута. Но его ранят. И на Аустерлицком поле, придя в себя, он слышит голос своего кумира, Наполеона, и слова, сказанные им о князе Андрее: “Вот прекрасная смерть!” Но они не приносят ему счастья. Князю Андрею открывается бескрайнее высокое небо с плывущими по небу облаками, которые символизируют жизни. Его идеал оказывается ничтожным и мелочным, “маленьким Наполеоном”.

Следующим этапом нравственных исканий князя Андрея стала встреча с Пьером Безуховым в Богучарове. Пьера поразила перемена, происшедшая с Андреем, его “мертвый, потухший взгляд”. Разочаровавшись в славе Наполеона, для которой принесены в жертву тысячи человеческих жизней, Андрей признается Пьеру: “Если б Бонапарт стоял здесь – у Смоленска, и тогда бы я не стал служить в русской армии…”, “Я живу – и в этом не виноват; стало быть надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти”.

Андрей сосредотачивается на воспитании сына, строительстве дома, помогает отцу заниматься ополчением, от должности предводителя дворянства отказывается. Андрей настроен мрачно, скептически, но Пьер заряжает энергией своего друга, и поэтому “свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась… во внутреннем мире его новая жизнь”.

Прожив 2 года в деревне, Андрей сумел осуществить немало полезных дел. Одно его имение в триста душ было перечислено в вольные хлебопашцы, в других барщину заменяют оброком. В Богучарово была выписана акушерка, а священник обучал крестьянских детей грамоте.