Реализация системно-деятельностного подхода на уроках различной целевой направленности. этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. формировать у учащихся представления

Понятие «цель » означает результат, на достижение которого направлен определенный процесс. При написании научной работы исследователь рассчитывает получить какой-либо итог, связанный с его проведением: получение теоретических выводов, практических результатов, разработка рекомендаций по развитию объекта исследования и т.д. Соответственно, целью не может быть само проведение исследования.

Есть определенные клише, которые используются при формулировании цели научных работ.

Приведем некоторые из них:

«разработать…»;

«выявить…»;

«определить…»;

«установить…»;

«обосновать…»;

«доказать…».

Что такое задача

Для достижения желаемого результата исследователь осуществляет определенные действия, которые называются задачами. Другими словами, задачи – это способы достижения поставленной цели и этапы в продвижении к ней.

От того насколько четко сформулирована задача, зависит качество исследования. Задачи ставятся в виде утверждений, перечисляются по порядку в зависимости от сложности. Количество задач зависит от глубины исследования и определяется исследователем: в среднем от трех до семи задач.

Для формулирования задач используются такие слова, как:

«изучить…»;

«проанализировать…»;

«рассмотреть…».

Внимание! В редких случаях целью может быть «проанализировать», «рассчитать» и т.д. Но, обычно, это характерно для неглубоких и несложных научных работ, где не требуется разрабатывать предложения по совершенствованию объекта, не создается новое научное знание в виде доказательств, закономерностей, принципов, методик и т.д.

Цель и задача в чем разница

Задача представляет собой проблему, которая возникла на пути к цели. Процесс достижения целевого результата подразделяется на этапы, необходимые для осуществления дальнейшего исследования. Таким образом, решая задачу за задачей, мы движемся по направлению к цели. Но следует помнить, что задачи тесно связаны не только с целью, но и между собой.

Последовательность формулирования цели и задач

Любая научная работа представляет собой логическую последовательность решенных задач. Решив одну задачу (преодолев один этап исследования), исследователь понимает, в каком направлении он должен двигаться дальше. Логика исследования – красная нить, связывающая первое предложение работы и последнее.

Например, изучая теоретические основы объекта, необходимо рассматривать те аспекты, которые будут использованы в дальнейшем: изучили факторы в теории → рассмотрели их на практике, применительно к объекту → разработали предложения.

Основные отличия цели и задач

Главное, что необходимо понимать – цель это конечный результат. Решение задач – промежуточные этапы. Если в работе неправильно обозначена цель, то результат может отличаться. Случается, что, наоборот, цель и результат совпадают, но так как цель была поставлена неверно, результат не оправдывает ожидания научного руководителя. Поэтому этот момент важно уточнить у руководителя еще перед написанием курсовой или дипломной работы.

Принципы целеполагания могут различаться в работах при обучении в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. При написании курсовой и дипломных работ цель обычно имеет практическую направленность, тогда как в диссертациях, в связи с их научной направленностью, целью является получение нового научного знания.

Принципиальные отличия цели от задачи

Как же научиться различать эти категории, если они так тесно взаимосвязаны? Потренируйтесь на повседневных бытовых делах. Например, чтобы купить хлеб (цель), нужно:

  1. узнать где находится магазин;
  2. решить какой хлеб купить;
  3. взять деньги;
  4. сходить в магазин.

Сами того не замечая, мы каждый день ставим цели и решаем задачи для их достижения. Такой же принцип работает и при написании научной работы. Например, для того, чтобы «разработать мероприятия по совершенствованию», необходимо: «изучить теоретические основы объекта», «выявить существующие проблемы», «определить факторы, влияющие на объект».

Распространенные ошибки при формулировании цели и задач

Наиболее часто студенты в своих работах допускают следующие ошибки:

  • Цель не связана с темой.
  • Размытая формулировка цели, без определения результата.
  • Задачи не способствуют достижению цели.
  • Задачи дублируют формулировку цели.
  • Задачи не соответствуют содержанию работы.

Составляя план, перед написанием работы, следует помнить о взаимосвязи задач и цели. Тогда впоследствии не возникнет трудностей с определением этих категорий.

В чем разница цели и задачи – учимся отделать семя от плевел обновлено: Февраль 15, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Известно, что обучение -- процесс целенаправленный. От того, какие ставятся цели и как они поставлены, во многом зависит результат обучения, качество усвоения материала учащимися. Однако, несмотря на большую практическую важность решения вопроса о постановке и реализации целей в обучении, вузовский курс дидактики, как уже говорилось, не включает раздела о целях. С позиции педагогической технологии, с учетом раскрытия прикладного потенциала дидактической теории в плане подготовки учителя изложим здесь основные вопросы, касающиеся целей обучения.

Как отмечает М.В. Кларин, цели обучения формулируются через учебные результаты, выраженные в действиях учащихся Кларин В.М. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. М., 1989. - С. 18.. Важнейшим способом решения данной проблемы является построение четкой системы целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни. Такие системы получили название педагогических таксономии.

Педагогическая таксономия целей -- это группа категорий целей, каждая из которых выражает определенную совокупность и последовательность интеллектуальных операций. Наибольшее распространение в мире получила группа категорий целей в когнитивной (познавательной) области, разработанная под руководством известного американского ученого Б.С. Блума. Данная таксономия включает следующие основные категории: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценку. Эта группа категорий представляется нам наиболее приемлемой для эффективной организации практической подготовки по дидактике будущих учителей. Ознакомимся с ней подробнее, обратившись к описанию, предложенному М. В. Клариным Кларин В.М. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. М., 1989. - С. 22-24.

Категория «знание» обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания -- от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории -- припоминание соответствующих сведений.

Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую, «перевод» его с одного языка на другой. В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала.

Категория «применение» обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.

Категория «анализ» обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относится вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения.

Категория «синтез» обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур.

Категория «оценка» обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных) для конкретной цели. Суждения ученика должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или же задаваться ему извне (например, учителем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на ясно очерченных критериях.

Конкретизация целей учебного предмета на основе этой (как и любой другой) таксономии проводится в два этапа. На первом выделяются цели курса. Этим занимаются группы ученых и практиков-экспертов, а также авторы и составители учебников. На втором этапе выделяются цели текущей, повседневной деятельности. Данная работа проводится учителем и в связи с этим он должен пройти соответствующую подготовку.

Цели текущей, повседневной деятельности неразрывно связаны с содержанием образования, с его элементами, с конкретным предметным содержанием. Поэтому для того чтобы оперировать целями, верно их формулировать и вводить в определенное соотношение с содержанием, необходимо прежде рассмотреть комплекс вопросов, связанных с содержанием образования.

Содержание образования и его характеристика. Дадий описание содержания образования по И. Я. Лернеру и М. Н. Скаткину Дидактика средней школы / Данилов М.А., Скаткин СМ.Н. М., 1982. - С. 102-108.. Прежде всего выделим основные элементы содержания. Это знания, способы деятельности (умения и навыки), опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Каждый из указанных элементов проявляется через определенные виды и признаки. Виды и признаки конкретны и именно они соотносимы с конкретным учебным материалом.

а) Виды знаний:

Понятия и термины;

Факты действительности и науки;

Законы науки и действительности;

Теории;

Знания о способах деятельности;

Знания о методах познания;

Оценочные знания.

б) Виды способов деятельности:

Интеллектуальные (анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, обобщение и т. д.);

Практические (конструкторские, трудовые и др.);

Предметные (работа с картой, с измерительными приборами);

Общеучебные (работа с книгой, составление плана, самоконтроль и др.).

в) Признаки творческой деятельности:

Самостоятельный перенос знаний и умений в новую, незнакомую ситуацию;

Видение новой проблемы в знакомой ситуации;

Видение новой функции объекта;

Самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый;

Видение структуры объекта;

Видение возможных решений данной проблемы;

Построение нового способа решения проблемы, отличного от известных.

Что касается такого элемента содержания образования, как эмоционально-ценностное отношение к миру, следует отметить, что он непосредственно связан с аффективной областью и соответствующей таксономией целей, поэтому в данной работе, опирающейся на таксономию целей в когнитивной области, он рассматриваться не будет.

Особого внимания требует разработка творческих заданий, учитывающих признаки творческой деятельности. Следует заметить, что в настоящее время не разработаны еще системы заданий, ориентированные на целенаправленное формирование творческой деятельности учащихся.

осознанного восприятия и запоминания, когда используемый образец выделяется в «чистом» виде;

переноса образца в различные знакомые ситуации;

творческого использования знаний и способов деятельности, когда осуществляется их перенос в новые, ранее ученику не знакомые ситуации.

Цели обучения можно разделить на две группы: таксономические (категориальные) и содержательные.

Содержательная цель формулируется таким образом, что представляет собой установку на достижение некоторого результата. Эта установка в то же время соответствует определенным признакам, по которым можно судить о достижении той или иной категориальной цели. Например, содержательная цель «назвать символы, обозначающие скорость, путь и время движения тела» предполагает припоминание и воспроизведение соответствующих сведений, что, в свою очередь, характеризует категориальную цель «знание». Следовательно, категориальные и содержательные цели взаимосвязаны. Их соотношение можно наблюдать при построении целевой модели любой темы по конкретному учебному предмету.

Деятельностная цель:

  • Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

  • Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.



Деятелъностная цель:

  • Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

  • Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.


  • формировать у учащихся представления

  • о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему;

  • о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.

  • Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.


Деятелъностная цель:

  • Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

  • Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.


  • Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

  • предъявление контролируемого варианта;

  • наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

  • сопоставление проверяемого варианта с эталоном по согласованному алгоритму;

  • критериальную оценку результата сопоставления.

  • Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

  • написание учащимися варианта контрольной работы;

  • сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

  • оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.


Деятелъностная цель:

  • Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

  • Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.


Имеют следующую структуру:

  • Имеют следующую структуру:

  • 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

  • 5) этап реализации построенного проекта;


2 класс. Математика.

  • 2 класс. Математика.

  • Тема: Вычитание 2-х значных чисел с переходом через разряд.

  • Тип урока : уроки открытия детьми нового знания;

  • Цели .

  • Деятельностная : закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умение выполнять УУД входящие в его структуру.

  • Содержательная : построить алгоритм вычитания 2-х чисел с переходом через разряд и сформировать первичное умение его применять.

  • Воспитательная : воспитание положительного отношения к труду.


  • 1.Самораспределение к деятельности (1-2 мин.)

  • Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне «хочу» + «могу» + «надо» - (1шаг: организационный момент, положительная самоорганизация).

  • 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (4-5 мин.)

  • Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий –(2 шаг: самостоятельная деятельность по известной норме).

  • Здесь можно повторить состав чисел, вычитание чисел не переходя разряд, как находить слагаемое 1 и 2, уменьшаемое, вычитаемое, счёт до 20 двойками, 5 и т.д.



  • Побуждающие вопросы для диалога:

  • -в чём возникла трудность?

  • -в чём отличие этого примера от других?

  • -что надо сделать, чтоб затруднения не было?

  • -какую цель себе поставим?

  • - какая будет тема урока?


  • Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению - (5-6 шаг:

  • построение новой нормы деятельности; использование новой нормы деятельности для решения задания, вызвавшего затруднения).

  • КАК?

  • Постройте модель данного примера.-

  • Можем ли мы вычесть единицы? Почему?

  • Где спрятались единицы? (В десятках)

  • Зная это давайте построим новую модель.



  • Цель: усвоение нового способа действий

  • (комментированием, проговариванием во внешней речи) – (7 шаг: фиксирование новой нормы деятельности в языке).

  • На данном этапе детям предлагаются примеры на изученную тему. Дети сами проговаривают, как правильно решить данное задание, тем самым они запоминают алгоритм действий и ещё раз повторяют его для тех, кто ещё плохо понял новую тему.


  • Цель: применение нового способа действия; индивидуальная рефлексия достижения цели, создать ситуацию успеха. – (8 шаг: использование новой нормы деятельности в типовых условиях).

  • Детям предлагается оценить свои возможности и решить на выбор: 1 пример, 2 примера или все примеры.

  • Но они должны помнить 3 шага действий,

  • которые можно повесить на доске:

  • Уложитесь ли во времени?

  • 2. Насколько у вас сформированы вычислительные навыки?

  • 3. Насколько у вас сформирован новый приём вычисления?


Выполнение задания(на время).

  • Выполнение задания(на время).

  • Проверка себя по эталонам (эталон и в строку, и в столбик, и по одному, эталоны у каждого на парте и… каждого вида!

  • Обязательно отметить всех: и кто решил правильно, и кто ошибся - создать ситуацию успеха («У меня получилось! Я ошибся, но я нашёл причину и исправил ошибку! Теперь я здесь ошибку не допущу!»)


  • Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. –

  • (9-10 шаг: этап включения новой нормы деятельности в систему понятий; этап тренировочных действий по ранее изученным нормам(повторение)).

  • На этом этапе происходит доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей.

  • -Открываем номер… (в нём есть 12 примеров, из них 6 – на новый приём). Ребята, вы, оценив себя по 3 шагам, можете решить всё, или выбрать и записать только те, где есть новый приём, или взять карандаш и поставить точку в книге около новых примеров.


  • Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания – (11-12 шаг: этап рефлексивного анализа деятельности на уроке; этап фиксирования достижения поставленной цели и планирование коррекционных действий.)

  • Диалог.

  • -Что нового узнали на уроке? Каким способом? Где он используется? Каковы результаты всего класса? Мои? Что нужно сделать ещё? В чём была причина затруднений? Какая ставилась цель? Достигли? Кого можно оценить за работу в классе? Какие ещё затруднения остались у класса? У меня? Как вы думаете, каким будет следующий шаг? И т.д.

  • Обсуждение домашнего задания:

  • Обязательная часть + по желанию и степени трудности.

  • Урок окончен. Спасибо за внимание.


Уроки рефлексии имеют следующую структуру:

  • Уроки рефлексии имеют следующую структуру:

  • 1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;

  • 2) этап актуализации и пробного учебного действия;

  • 3) этап локализации индивидульных затруднений;

  • 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта;

  • 6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

  • 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

  • 8) этап включения в систему знаний и повторения;

  • 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


  • Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.

  • Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки, которые мы поясним на конкретном примере.


Задание:

  • Задание:

  • Решите уравнение: х+1 = 5.

  • Эталон - знаковая фиксация способа действия (нормы N). Для рассматриваемого случая возможны следующие варианты эталонов:

  • 1). а = n

  • х=Ь-а

  • 2). Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.

  • Х -b= а

  • 3). х+а = n

  • х-Ь=а и т. д.

  • Эталон может быть представлен в разных видах.


  • Главное, чтобы, во-первых, он грамотно описывал сущность выполняемых преобразований и, во-вторых, был сконструирован вместе с учащимися на уроке «открытия» нового знания, был понятен им, являлся для них реальным инструментом решения задач данного типа.

  • Образец - реализация данного способа действия на конкретном примере (конкретизация нормы N).

  • Так, образцом для решения приведенного выше уравнения является следующая запись:

  • х+2=(£)

  • х = 5-2

  • х = 3


х+2=(б) x+ a =(b)

  • х+2=(б) x+ a =(b)

  • х = 5-2 х = b-а

  • х = 3



эталоном.

    Учащиеся должны научиться при самопроверке своей самостоятельной работы пошагово сравнивать свою работу с эталоном. Однако это умение формируется у них постепенно. Сначала они учатся проверять свою работу по ответам, потом по краткому решению, далее - по подробному решению (образцу), последовательно переходя к проверке своей работы по эталону для самопроверки, и лишь на старших ступенях обучения - к самопроверке по эталону.



    Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, (оформленного в виде алгоритма исправления ошибок. Данный алгоритм должен строиться самими детьми на отдельном уроке общеметодологической направленности по теме «Как исправлять свои ошибки» и давать им четкий ответ на данный вопрос. Если уроки рефлексии проводятся системно, то этот алгоритм дети достаточно быстро осваивают и уверенно применяют, начиная с простейшего вида, а затем постепенно уточняя и детализируя от урока к уроку.


  • Перейдем к описанию основных требований к этапам урока рефлексии.

  • 1 . Как и для урока «открытия» нового знания, основной целью для мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.

  • Для реализации этой цели требуется:

  • создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

  • актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»);

  • исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»).


2. Основной целью этапа

  • 2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

  • Для этого необходимо:

  • организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов, свойств и т.д.;

  • активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

  • организовать мотивирование («хочу» - «надо» - «могу») и выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа;

  • организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок).


3. Основной целью этапа

  • 3. Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

  • Для этого необходимо, чтобы учащиеся :

  • уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке.

  • Далее учащиеся, которые допустили ошибки:

  • на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднение

  • выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.

  • В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение - нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе - выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет - получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки.


4. Основной целью этапа

  • 4. Основной целью этапа целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

  • Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

  • сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);

  • выбрали способ [как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).


5. Основной целью этапа

  • 5. Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

  • Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен:

  • самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки;

  • в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;

  • далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки;

  • решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).

  • Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.


6. Основной целью этапа

  • 6. Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вызвавших затруднение.

  • Для реализации этой цели:

  • организуется обсуждение типовых затруднений;

  • проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.

  • Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий.


7. Основной целью этапа

  • 7. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

  • Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки

  • выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки;

  • проводят самопроверку своих работ по эталону для

  • самопроверки и фиксируют знаково результаты;

  • фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения,

  • в это время учащиеся, не допустившие ошибки в

  • контрольной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу.


8. Основной целью этапа

  • 8. Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

  • Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:

  • выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;

  • выполняют задания на подготовку к изучению

  • следующих тем.

  • при отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.


9. Основной целью этапа

  • 9. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

  • Для реализации этой цели учащиеся:

  • уточняют алгоритм исправления ошибок;

  • называют способы действий, вызвавшие затруднение;

  • фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

  • оценивают собственную деятельность на уроке;

  • намечают цели последующей деятельности;

  • в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).



    Отметим, что уроки рефлексии, несмотря на достаточно большую подготовку к ним со стороны учителя (особенно на начальных этапах), являются наиболее интересными как для учителей, так и, в первую очередь, для детей. Имеется значительный положительный опыт их системного использования в школах. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач - они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени, но не только. Дети легко переносят накопленный на этих уроках опыт работы над ошибками на любой учебный предмет.

  • Следует также подчеркнуть, что уроки рефлексии гораздо проще осваиваются учителями, чем уроки «открытия» нового знания, так как при переходе к ним не происходит изменения самого метода работы.


Бывали случаи, когда наличие цели спасало жизнь людям, когда уже, казалось бы все потеряно… но не цель. Мы собрали постарались собрать примеры целей в жизни человека. Читайте, сохраняйте в закладки и возвращайтесь для перечитывания и осмысления, переоценки.

Понятие цели и её значимость

Существует закон постоянной динамики. Он распространяется на все сферы жизнедеятельности человека. И на цели. Цель – это результат, который человек стремится получить в итоге по окончании всех своих действий. Реализация одной цели порождает другую. И если вы имеете престижную работу, огромный дом, в котором вас ждёт любящая семья, то это вовсе не предел ваших мечтаний. Не останавливайтесь. Продолжайте и достигать их несмотря ни на что. А тот успех, который вы уже смогли достичь поможет вам в реализации следующих замыслов.

Цель и её виды

Постановка жизненных целей является самым важным шагом на пути к успеху. Необязательно останавливаться на какой-то одной задаче и пытаться её реализовать. В теории существуют несколько разновидностей целей в жизни. В зависимости от сферы общества выделяют три категории:

  1. Высшие цели. Они ориентированы на человека и его окружение. Отвечают за развитие личности и помощь обществу.
  2. Основные цели. Направлены на самореализацию личности и его взаимоотношение с другими людьми.
  3. Обеспечивающие цели. К ним относятся все материальные человека, будь то автомобиль, дом или поездка на отдых.

Опираясь на эти три категории, человек самореализуется и . В том случае, если хотя бы одна целевая категория отсутствует, он уже не будет счастливым и успешным. Поэтому так важно иметь несколько целей одновременно, чтобы развиваться во всех направлениях.

Правильно формулируйте свои цели. Чётко сформулированные цели в жизни человека обеспечивают 60% успеха их достижения. Лучше сразу обозначить приблизительные временные рамки. Иначе цель всей вашей жизни может так и остаться недостижимой мечтой.

Как правильно ставить перед собой цель

Каждый человек сталкивается с трудностями по достижению своих целей исходя из неточной формулировки. Какие цели в жизни человека можно привести в качестве примера?

  • Иметь квартиру, дом, дачу.
  • Отдохнуть на море.
  • Обзавестись семьёй.
  • Обеспечить родителям хорошую старость.

Все приведённые выше цели в большей степени, так или иначе, являются мечтой человека. Он этого хочет, возможно, от всего сердца. Но возникает вопрос: когда его цели реализуются и что он для этого делает?

Для того чтобы добиться желаемого результата, необходимо поставить перед собой чёткую и ясную задачу. Она должна уместиться в одну фразу. Наглядным примером правильной постановки целей в жизни человека являются следующие формулировки:

  • Иметь в 30 лет квартиру (дом, дачу).
  • Похудеть на 10 кг к сентябрю.
  • Отправиться на море в первый месяц лета.
  • Создать счастливую и крепкую семью.
  • Забрать родителей к себе в дом и обеспечить им хорошую старость.

Из вышеперечисленных целей можно сделать вывод, что почти все они имеют определённый временной промежуток. Исходя из этого, человек может распланировать своё время для реализации задуманного; разработать ежедневный план действий. И тогда он будет видеть полную картину того, что необходимо сделать и предпринять, чтобы цель в жизни была достигнута.

Как быстрее достигать цели

Чем больше у вас энергии, тем быстрее вы достигаете цели. Но энергия требуется особого рода – ментальная. Эта та энергия которая позволяет вам мыслить, испытывать эмоции и вообще строить свою реальность (вы же знаете что мысли материальны, не так ли?). Проблема среднего человека в том, что ментальная сфера сильно загажена. Чем? Разными негативными эмоциями (страхи, ненависть, обиды, ревность, тревоги и т.д.), психологическими комплексами, ограничивающими убеждениями, эмоциональными травмами и прочим ментальным хламом. И этот хлам порождает внутренние конфликты, противоречия, которые мешают достижению цели.

Избавившись от ментального хлама вы избавляетесь от подсознательных противоречий и увеличиваете силу мысли. При этом чистота мышления увеличивается, что, однозначно, ускоряет реализацию цели. Освобождение от такого груза делает жизнь счастливей и легче, что само по себе является главной ценностью для любого человека . Самый быстрый инструмент для очищения ментального пространства это система Турбо-Суслик. Преимущество этой системы в том, что она задействует ресурсы подсознания, которые обычно простаивают. Т.е. основную работу выполняет ваше подсознание в фоновом режиме, пока вы занимаетесь своими делами. А вам нужно только зачитать готовые инструкции. Просто, быстро и как показывает практика (самое главное) – результативно. .

Топ 100 основных целей в жизни человека

В качестве примера можно привести следующие цели в жизни, из перечня которых каждый человек найдёт себе желаемое:

Личные цели

  1. Добиться определённых успехов в своей деятельности.
  2. Перестать употреблять спиртные напитки; курить сигареты.
  3. Расширить свой круг знакомых по всему миру; обзавестись друзьями.
  4. Овладеть несколькими иностранными языками в совершенстве.
  5. Перестать употреблять в пищу мясо и мясные продукты.
  6. Ежедневно просыпаться в 6 утра.
  7. Читать хотя бы одну книгу в месяц.
  8. Отправиться в путешествие по всему миру.
  9. Написать книгу.

Семейные цели

  1. Создать семью.
  2. (-ой).
  3. Обзавестись детьми и воспитать их должным образом.
  4. Обеспечить детей хорошим образованием.
  5. Отметить медную, серебряную и золотую свадьбу с супругом (-ой).
  6. Увидеть внуков.
  7. Устраивать праздники для всей семьи.

Материальные цели

  1. Не брать денежные средства в долг; в кредит.
  2. Обеспечить пассивный доход.
  3. Открыть вклад в банке.
  4. Ежегодно увеличивать свои накопления.
  5. Откладывать сбережения в копилку.
  6. Обеспечить детей солидным наследством.
  7. Заниматься благотворительностью. С чего начать .
  8. Купить автомобиль.
  9. Построить дом своей мечты.

Спортивные цели

Духовные цели

  1. Заняться укреплением своей воли.
  2. Изучить книги по мировой литературе.
  3. Изучить книги по личному развитию.
  4. Освоить курс психологии.
  5. Заниматься волонтёрством.
  6. Выражать искреннюю благодарность.
  7. Реализовать все намеченные цели.
  8. Укрепить веру.
  9. Безвозмездно помогать окружающим.

Творческие цели

  1. Освоить игру на гитаре.
  2. Издать книгу.
  3. Изобразить картину.
  4. Вести блог или личный дневник.
  5. Создать что-то своими руками.
  6. Открыть сайт.
  7. Побороть страх перед сценой и зрителями. Как высиупать публично – .
  8. Научиться танцевать.
  9. Освоить курсы кулинарии.

Другие цели

  1. Организовать поездку родителям за границу.
  2. Лично познакомиться со своим кумиром.
  3. Жить одним днём.
  4. Организовать флешмоб.
  5. Получить дополнительное образование.
  6. Простить всех за когда-либо причинённую обиду.
  7. Посетить сакральную землю.
  8. Расширить круг своих знакомых.
  9. Отказать от интернета на месяц.
  10. Увидеть северное сияние.
  11. Побороть свой страх.
  12. Привить себе новые полезные привычки.

Совсем неважно, выберите ли вы цели из уже предложенных или придумаете свою. Главное – действовать и не отступать ни перед чем. Как сказал знаменитый немецкий поэт И.В. Гёте:

«Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации».