Семейные традиции и ценности в россии. Семейно-бытовые обряды и обычаи

В каждой семье существует своя непередаваемая атмосфера любви, понимания и душевного тепла. Дети, родившиеся в семьях, перенимают эту атмосферу. Как же она возникает? Подобный ореол в семье создают семейные традиции, обычаи или законы семейного досуга. Зачастую такие законы берут свои корни из семейных устоев предыдущих поколений – они крепкие и незыблемые. Благодаря им создается ощущение надежности семейных отношений, возникает крепкая связь между членами семьи, поддерживаются близкие и доверительные отношения, дети ощущают стабильность семьи.

Что такое семейные традиции: примеры

Семейные традиции – это регулярно повторяющиеся действия членов семьи, направленные на сплочение внутрисемейных связей и укрепление семьи как главной основы общества. Традиции – непременный атрибут семейного счастья и благополучия, отражающий нравственную позицию всех членов семьи. Каждая семья индивидуальна и имеет свою историю. Семейные обычаи позволяют всем членам почувствовать свою значимость, уделить время и внимание родным, проявить к ним уважение и любовь.

Примеры традиций: совместное проведение праздников, тематические обеды по выходным, поездки на отдых всей семьей, чтение сказок детям перед сном или пение колыбельных, посещение церкви по воскресеньям или религиозным праздникам, написание детьми писем Деду Морозу на Новый год, выпечка домочадцами куличей на Пасху, совместное принятие пищи и множество других.

Какие бывают семейные традиции и праздники

  • Проведение семейных праздников. Эта традиция своими корнями уходит в далекое прошлое – веками было принято проводить праздники в кругу семьи с родными, близкими людьми. Основным таким праздником необходимо назвать день рождения. В большинстве семей принято в этот день приглашать в дом гостей, накрывать праздничный стол, дарить подарки имениннику и непременно задувать свечи на праздничном торте, загадав желание. К семейным праздникам относятся свадьбы, рождение детей, крещение и т. д.

  • Проведение общенародных праздников. К ним относится всеми любимый праздник – Новый год. Большинство семей практикует обычай проведения его вместе за большим столом, с традиционным для нашей страны салатом «Оливье» и шампанским. Дети пишут письма Деду Морозу, в которых просят желаемые подарки. Многие семьи празднуют Пасху, выпекая куличи и освещая их в церкви. Среди общенародных праздников традиционно празднуется Всемирный день Трудящихся – 1 мая. На этот праздник большинство семей выезжают на пикник и готовят на мангале блюда из мяса.

  • Игры с детьми. Важно, чтоб оба родителя принимали участие в воспитании ребенка, играли с ним. Во время игр ребенок познает мир, обретает новые навыки, повышает свой физический и интеллектуальный уровень. К примеру, по обычаю, мама каждую субботу учит ребенка играть в шахматы, а папа по воскресениям играет с сыном в футбол. Дети любят стабильность, поэтому старайтесь не нарушать заведенные обычаи.

  • Чтение сказок перед сном. Это важнейшая традиция при воспитании детей, ведь сказки позволяют ребенку развить воображение, познать мир. К тому же ежедневное чтение сказок перед сном вырабатывает у ребенка определенный режим отхода ко сну. Даже если ребенок слишком мал, чтоб понять смысл прочитанного, на него будет успокаивающе действовать спокойный и размеренный голос мамы или папы. Такой вечерний ритуал успокоит даже самых активных детей, способствуя хорошему крепкому сну.

  • Прогулки всей семьей. Для развития физических способностей ребенка, и поддержания своих, важно совершать совместные прогулки. Во время такой прогулки необходимо общаться, можно рассматривать достопримечательности. С целью привития духовных ценностей желательно всей семьей посещать кино, театры, музеи, выставки. Такие походы способны расширить кругозор и повысить культурный уровень семьи в целом.

  • Традиция поцелуев. Для создания атмосферы любви, важно почаще целовать своих родных и близких. Желательно целовать детей минимум два раза в день – утром, когда они проснулись, вечером – перед сном. Более частые поцелуи и объятия только приветствуются, даже с взрослым ребенком, потому как при недостатке ласки дети вырастают черствыми. Также немаловажно желать всем родным спокойной ночи перед ночным сном и доброго утра, проснувшись.
  • Совместные поездки на отдых. Не стоит недооценивать этот вид досуга, потому как большинство психологов для поддержания хороших взаимоотношений, рекомендуют регулярно менять обстановку. Главное, посещать новые города и страны всем вместе, чтоб отвлечься от рутины и быта, расширить свои горизонты.

  • Православные традиции. К ним относятся совместное посещение церкви по православным праздникам или каждое воскресенье, празднование Рождества и Пасхи, соблюдение поста, крещение детей, чтение Библии, молитвы перед сном, регулярное посещение усопших родственников.

Какие ценности лежат в основе семейных традиций

Семейные традиции порождают и воспитывают в людях важные ценности: любовь к семье, уважение к своим родным, заботу о близких, правильное понимание семьи и ее роли в жизни. Несоблюдение семейных обычаев и устоев может привести к ослаблению связей между ее членами, к разрушению семейных уз. Даже ячейка общества, в которой царит любовь, не сможет существовать без определенных важных и приятных обычаев, например, совместного досуга.

Традиции укрепляют в детях чувство благодарности к родителям, а также к бабушкам и дедушками, прививая уважение к старшему поколению. Супругам обычаи дают ощущение незыблемости, стабильности семейных отношений. Л.Н. Толстой говорил: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Человек, живущий в семье, чтущей традиции, обязательно будет окружен заботой, любовью, теплом и нежностью. У такого человека семейное благополучие обязательно передастся другим сферам жизни.

Семейные традиции разных стран и народов мира

Каждый народ имеет собственные особые традиции, относящиеся ко всем сферам жизни, а особенно это касается семьи. Это обусловлено, прежде всего, тем, что каждый народ или страна имеет свою особую географию, расположение, климат, историю, неповторимую культуру, придерживается разных вероисповеданий. Все эти факторы влияют на формирование культурных и семейных обычаев. Семейные традиции, в свою очередь, формируют мировоззрение и отношение к жизни. Такие семейные уклады существуют веками, практически не изменяясь, переходя от старших членов семьи к младшим.

Семейные культурные традиции в России история и современность

Если обратиться к истории, то станет очевидно существование на Руси множества традиций. Издавна главным семейным обычаем в России была генеалогия – в прошлые времена считалось неприличным не знать своего рода, а оскорблением было выражение «Иван, не помнящий родства». Неотъемлемой частью семейного уклада было составление родословной или генеалогического древа. Также известны такие традиции русского народа как передача ценных вещей из поколения в поколение и нарекание ребенка именем в честь одного из уважаемых предков.

В современной России значение семейных обычаев было несколько утрачено. Например, нынче нечасто встретишь семью, ведущую собственную генеалогию. Зачастую память о поколениях сводится к альбому с фотографиями. Зато сохранились такие прекрасные традиции как совместная трапеза и проведение совместных праздников. Семейные обычаи и традиции на Кубани до сих пор предполагают казацкий быт, воспитание детей в духе казацкой семьи.

Традиции в Германии

Существует стереотип, что немцы крайне педантичны. Максимально строгие традиции у немцев относятся к семье:

  • принято максимально заботливо относиться к своему дому, тщательно убирая его и наводя в нем красоту;
  • не принято оставлять внуков на воспитание бабушке или дедушке – за это необходимо определить им денежную сумму;
  • родители в старости не живут с детьми – за ними присматривают сиделки или они живут в специальных пансионатах;
  • на Рождество принято собираться всей семьей в родительском доме;
  • немцы расчетливы и экономны, поэтому у них существует традиция откладывать сбережения на старость, во время которой они обычно много путешествуют по миру.

В Англии

У англичан традиции – это три кита, на которых держится Земля, поэтому они с особым трепетом чтят их. Кто не знает о пресловутом английском обычае пить чай? Семейные сборы и обсуждения обязательно проводятся за чашечкой настоящего Earl Grey с молоком. Англичане являются католиками, поэтому они особо празднуют Рождество и День Благодарения, собираясь всем семейством, готовя традиционные блюда. Прекрасной традицией у англичан необходимо назвать обычай давать детям хорошее образование. Считается дурным тоном не отправить ребенка учиться в частную школу-пансион или колледж.

Во Франции

Во Франции широко распространен обычай – по воскресеньям собираться за общим столом, пить вино и трапезничать. Из праздников французы любят отмечать Рождество, собираясь в родительском доме. На праздничном банкете обязательно присутствуют такие деликатесы как фуа-гра, лосось, морепродукты, улитки-искариот и благородные сыры. Традиционный напиток на Рождество – шампанское, а десерт – «рождественское полено».

В Индии

Индия – страна строжайших семейных обычаев и традиций. Индийское общество разделено на социальные касты, поэтому к вопросу заключения брака там подходят крайне необычно. Отец семейства должен сам выбрать будущего жениха для дочери, ее отдавали замуж только за представителя своей социальной касты. Пышное празднование свадьбы – это скорее обязанность, чем желание. Невеста традиционно должна была предоставить приданое. Разводы и повторные браки в Индии раньше были запрещены.

На Индийскую семейную жизнь большое влияние оказывают традиции буддистов. Согласно им мужчина должен:

  • Проявлять уважение к супруге.
  • Не изменять.
  • Обеспечивать семью.
  • Обучать детей ремеслу.
  • Подбирать подходящую пару детям.

Женщина должна:

  • Уважать своего мужа.
  • Растить детей.
  • Выполнять все домашние обязанности.
  • Не изменять мужу.
  • Исполнять все пожелания супруга.

Традиции татар

Татары – мусульмане, поэтому семейные уклады основываются на Шариат и Коран. У татар создание семьи считается необходимостью, продиктованной вероисповеданием. Интересно, что после заключения брака муж получает полную власть над женой, а жена находится на его иждивении – она даже не имеет права выйти из дома без согласия мужа. Разводы у татар происходят крайне редко исключительно по инициативе мужа. Детей принято воспитывать жене, но они обязаны проявлять к отцу полное послушание.

Какие семейные традиции важны в воспитании детей

Семейные обычаи играют важнейшую роль в воспитании детей. Крайне непросто прививать традиции взрослому человеку, поэтому частым явлением бывает их передача из поколения в поколение от родителей к детям. Дети воспринимают мир так, как это делают их родители, поэтому от приятных семейных обычаев зависит восприятие ребенком семьи как главного элемента своей жизни, а также определения ее места в системе ценностей.

Полезными будут традиции семейного чтения перед сном, пения колыбельных, поцелуев при каждой встрече, совместных обедов, прогулок. Они определяют в ребенке понятие стабильности, незыблемости семейных укладов, дарят ощущение сплоченности, делают детей более нежными и ласковыми. Также важно прививать с детства обычай уважать и чтить своих предков, регулярно навещая их по праздникам.

Пословицы и стихи о семейных традициях

Существует множество поучительных пословиц о семейных обычаях и традициях:

  • «На что клад, когда в семье лад».
  • «Дети не в тягость, а в радость».
  • «При солнышке тепло, при матери добро».
  • «Не та мать, что родила, а та, которая вырастила».
  • «Семья сильна, когда над ней крыша одна».
  • «Вся семья вместе, так и душа на месте».
  • «Дерево держится корнями, а человек семьей».
  • «Коли внучек маю, так и сказки знаю».
  • «Не прячь свои неудачи от родителей».
  • «Родителей чти - не собьешься с истинного пути».
  • «В семье, где помогают друг другу, беды не страшны».

Стихи о семье, а также традициях смотрите на фото ниже:

Семейные традиции являются одним из важнейших аспектов жизни каждого, поэтому так важно всячески их культивировать, поддерживать. Семейная жизнь без традиций была бы скучной. Прекрасно, когда молодые семьи сами их, полагаясь на опыт семейной жизни своих родителей, добавляя к ним свои личные моменты. Главная цель – сближение с остальными членами родни, построение крепкой надежной семьи, а также наслаждение общением с родными любимыми людьми. Будьте счастливы!

Консультация для родителей

« Семейные праздники и обряды »

В истории русского народа сначала изображали только одну Русь - исторически-общественную, забывая Русь семейную, пожалуй, единственную в жизни русского народа. Мы должны верно и полно изобразить нашу жизнь, представив свой быт со всеми его изменениями. Ни один чужеземец не поймёт так восторгов нашей семейной жизни: они не разогреют так его воображения, не пробудят таких воспоминаний.

От этого наши родные напевы так сладко говорят о Русской душе, о родине и предках; наши былины так щедры воспоминаниями о горе дедовском; наши сказки так радуют нас своими пересказами, родным языком русским; от этого наши игры так утешают молодёжь после работы; от этого на наших свадьбах так резво веселится пылкая русская душа поколений; от этого в суеверных поверьях нашего народа отражается общая мировая жизнь.

Существовала бабушкина педагогика. Материнским чутьём своим, опытным глазом первой видит бабушка в неуверенных шагах и лепете младенца его характер, воспринимает его как Человека. И осторожно, ласково вводит она юное существо в мир. Бабушка всегда рядом, как добрый дух дома. Она многое простит и поймёт, она скорее пожалеет, чем обидит. Ребёнок и бабушка - это привычное сочетание настолько было для нас всех нормой, что когда в городских квартирах мы этого лишились, то не сразу поняли размеры утерянного.

Крестьянские семьи стараются с ранних лет приобщить ребёнка к работе. Деревенские ребятишки многое умеют: покормить и подоить корову, постричь овец, вскопать и засадить огород, скосить траву, постирать, погладить бельё, истопить избу.

Исследователи отмечали, что русские крестьянские дети только по дому были заняты в 85 видах работы. Взрослые не очень и нуждались в помощи детей, могли обойтись без неё. Однако они сознательно привлекали ребят к труду, хорошо понимая его воспитывающую роль.

Русские крестьяне любили хором петь многоголосные песни, песня была частью их жизни. Петь вместе - одной семьёй ощущать себя. Нет одиноких среди поющих. Ни праздники, ни свадьбы, ни проводы юношей в армию не обходились без слёз.

Существует традиционное объединение семейных обрядов вокруг важнейших периодов человеческой жизни - рождения, брака, смерти. Отсюда происходит цепочка родильной, свадебной, похоронной обрядности, сопровождающей эти обряды.

Например, в семейном празднике «Именины» считалось духовное рождение значительнее телесного и от этого день рождения оставался незаметным, а день ангела или именины во всю жизнь праздновались каждым, кому позволяло состояние.

Но сейчас, к сожалению, многие увлекательные, весёлые, красочные элементы старинных обычаев незаслуженно забыты. Обычаи, несмотря на их общепринятость, не есть нечто неизменное. Показателен в этом смысле такой семейно-бытовой обряд, как свадьба. Раньше свадьбу играли, как целый спектакль. В настоящее время в том свадебном обряде, который более близок к старинному, отсутствуют многие составные части. Так, сватовство играет условную роль, всё теперь решают молодые, нет горестных обрядовых причитаний.

Изучение семейных обрядов, пожалуй, одна из самых трудоемких работ полевого этнографа. В некоторых случаях приходится ограничиваться фиксацией наблюдений, не участвуя непосредственно в обряде. Семейные обряды представляют собой целые циклы ритуальных действий, развернутых в пространстве и времени. Как правило, наблюдать весь этот цикл от начала до конца этнограф не в состоянии. Поэтому необходимо дополнять личные наблюдения сведениями, полученными от респондентов.

Существенной трудностью является то обстоятельство, что исследователь, как правило, не имеет возможности вести записи во время обряда. Поэтому приходится делать записи всех элементов обряда по памяти. Желательно работать группой в 3–5 человек, распределив обязанности между исследователями. Скажем, один следит за ритуалами, связанными с женихом и невестой, тщательно их фиксирует, другой то же самое делает в отношении родителей молодых, третий фиксирует песенный репертуар и т.д. У такого метода есть свои недостатки, которые обусловлены субъективностью восприятия. Однако они в значительной степени преодолеваются тем, что наблюдения участников исследования неизбежно перекрывают друг друга, дублируют, что позволяет при подведении итогов вносить необходимые коррективы.

Записи песен, пожеланий, формул общения и т.д. можно сделать позже, предварительно договорившись с исполнителями. В этом случае исследователь имеет возможность подготовить хорошую звукозаписывающую аппаратуру и произвести запись на достаточно высоком техническом уровне.

Фотографирование, киносъемки, видеозапись можно вести только с разрешения участников обряда. Желательно заручиться таким согласием заранее и на весь цикл обрядов. Это дает возможность фиксировать события незаметно для участников, что значительно повышает ценность получаемых материалов.

В семейных обрядах есть элементы, которые вообще очень тщательно скрываются от постороннего взгляда. Это некоторые обряды, связанные с рождением ребенка, выбором имени, вообще первым годом жизни новорожденного. То же можно сказать и об элементах свадьбы. Здесь приходится полагаться почти исключительно на информацию респондентов, о работе с которыми говорилось выше.

Случается, что фиксация события и ведение записей невозможны по чисто этическим соображениям. Так, изучение обрядов погребального и поминального цикла исключает всякую возможность фиксации на месте. Здесь необходимо больше полагаться на собственную память и на умение в простом разговоре получить необходимую информацию, так как и опрос респондентов не дает нужных результатов: люди, хотя и отвечают на вопросы, делают это формально, казенно, не выходя за рамки официально признанного церковью или общественной организацией сценария обряда.


При исследовании семейных обрядов нужно особое внимание уделять роли родственников различных степеней родства. Это позволит уточнить систему родства и значение родственных отношений в изучаемом обществе. То же самое можно сказать и о женщинах и детях. Участие детей в обрядах во многом характеризует систему воспроизводства этнической культуры и степень включения детей разных возрастов в жизнь общества. В этой связи многое могут прояснить детские «праздничные игры», которые зачастую оказываются отголосками древнейших элементов обрядов. Обряды сопровождаются разнообразными действиями с элементами одежды, убранства дома, печью, красным углом и т.д. Например, снятие фаты и повязывание платка на свадьбе. Эти действия в древности имели явно магическое значение. Отголоски этого можно найти в современности, особенно в песнях и приговорах, которые сопровождают снятие фаты и повязывание платка. То же можно сказать и о костюме невесты на разных этапах свадьбы, о смене убранства дома жениха в процессе свадьбы и т.д. Излишне говорить о связи семейных обрядов с мифологией. Тщательная фиксация всех элементов обряда приобретает в этом свете еще большее значение.

Узоры вышивки, цвет и строй одежды и убранства также важны и чаще всего строго регламентированы для каждого обряда, по ним можно определить свадебные чины, родственников, их положение в родственной иерархии по отношению к жениху и невесте (в свадебном обряде). И узоры вышивки, украшения, цвет и строй одежды тоже функционально восходят к магии и мифологии. Поэтому в семейных обрядах весьма важно обращать внимание и на них.

Семейная обрядность также претерпела изменения. Длительный период насаждения так называемой социалистической обрядности и объявление традиционных обрядов пережитками и суеверием, подкрепленное системой воспитания всех уровней, привело к частичному угасанию традиционной обрядности, вырождению ее в «общественное мероприятие», основанное на господствующей идеологии и политической практике. Кризис последних привел к попыткам возрождения традиции, к этому времени значительно утраченной и размытой. С этим связано, с одной стороны, включение в традицию чужеродных элементов, а с другой, появление людей и коллективов, которые в силу обстоятельств оказались хранителями традиционного обряда, и приглашаются в качестве своеобразных «постановщиков» окрестным населением. И включение в обряды инноваций, и деятельность приглашаемых «постановщиков», также должны тщательно фиксироваться.

Для запоминания:

1. Семейные обряды – циклы ритуальных действий, развернутых в пространстве и времени. Один исследователь наблюдать все действия, которые могут протекают одновременно в разных местах, не в состоянии. Для исследования семейных обрядов нужна хорошо подготовленная группа исследователей.

2. Как правило, исследователь лишен возможности фиксировать обряд во время его отправления. В некоторых случаях такая фиксация абсолютно исключается по этическим соображениям.

3. При исследовании семейных обрядов нужно помнить, что данные, полученные от респондентов, имеют гораздо меньшую научную ценность, чем при исследовании других сторон этнической культуры.

Пилипенко М.Ф. Этнография Белоруссии. Мн., 1982.

Федароўскі М. Люд беларускі. Вяселле. Мн. 1991.

Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. Рига, б.г.

Брак у народов Западной и Южной Европы. М., 1989.

Брак у народов Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1988.

Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в 16 и 17 столетиях. М., 1992.

На путях из Земли Пермской в Сибирь. Очерки этнографии северно-уральского крестьянства 17-20 вв. М., 1989.

Женщина. Брак. Семья. До начала нового времени. М., 1993.

Чуваши: современные этнокультурные процессы. М., 1988.

Беларусы. Т. 5. Сям’я. Мн., 2001.


Традиция, обычай, обряд – это вековая связь, своеобразный мост между прошлым и настоящим. Некоторые обычаи уходят корнями в далекое прошлое, с течением времени они видоизменились и потеряли свой сакральный смысл, но соблюдаются и в настоящее время, передаются от бабушек и дедушек внукам и правнукам как память о предках. В сельской местности традиции соблюдаются более широко, нежели в городах, где люди живут обособлено друг от друга. Но многие обряды так прочно вошли в нашу жизнь, что мы выполняем их, даже не задумываясь об их смысле.

Традиции бывают календарные, связанные с полевыми работами, семейные, дохристианского периода, самые древние, религиозные, которые вошли в нашу жизнь с принятием христианства, а некоторые языческие обряды смешались с православными верованиями и несколько видоизменились.

Календарные обряды

Славяне были скотоводы и земледельцы. В дохристианский период в пантеон славянских богов входило несколько тысяч идолов. Верховными богами были Сварожичи, прародители всего живого. Одним из них был Велес, покровитель скотоводства и земледелия. Ему славяне приносили жертвы перед началом сева и уборки урожая. В первый день сева все жители деревни выходили на поле в новых чистых рубахах с цветами и венками. Сев начинали самый старый житель села и самый маленький, они и бросали первое зерно в землю.

Уборка урожая также была праздником. Все, даже старые и больные, жители села собирались у границы поля, Велесу приносилась жертва, чаще всего большой баран, затем в ряд вставали самые сильные и красивые мужчины и молодые парни с косами в руках и одновременно проходили первую полосу. Затем девушки и молодые женщины, обязательно быстрые и здоровые, связывали снопы и ставили бабки. После удачной уборки накрывали богатый стол для всех жителей села, во главе стола ставили большой сноп, украшенный лентами и цветами, который тоже считался жертвой богу Велесу.

Масленица также относится к календарным обрядам, хотя в настоящее время считается уже и полурелигиозным праздником. В древности этот обряд призывал Ярило, бога солнца и тепла, от которого напрямую зависел урожай. Именно поэтому и зародился обычай в этот день печь блины, жирные, румяные, горячие, как солнце. Все люди водили хороводы, также являющиеся символом солнца, пели песни, воспевающие силу и красоту светила, сжигали чучело Масленицы.

Сегодня Масленица оставила свой языческий смысл, и считается почти религиозным праздником. Каждый день масленичной недели имеет свое предназначение. А самый важный день — Прощенное Воскресенье, когда следует у всех домашних и родственников просить прощения за невольные обиды. Воскресенье – это поворот на Великий Пост, самый строгий и длинный, когда в течение семи недель верующие отказываются от мясной и молочной пищи.

Святочные обряды

Когда на Руси твердо установилось христианство, появились и новые церковные праздники. А некоторые праздники, имеющие религиозную основу, стали поистине народными. Именно к таким и нужно отнести святочные гуляния, которые проходят с 7 января (Рождества Христова) до 19 января (Крещения Господня).

В святки молодежь ходила по домам с представлениями, другие группы парней и девушек колядовали, девушки и молодые женщины по вечерам гадали. Обязательно все жители деревни участвовали в подготовке к праздникам. Забивали скот и готовили специальные блюда. В сочельник, 6 января, вечер перед Рождеством, варили узвар, сладкий компот с рисом, готовили ватрушки и пироги, сочево, специальное блюдо из капусты с зерном.

Молодые люди пели специальные шуточные песни-колядки, просили угощения, в шутку угрожали:

«А не дашь пирога, сведем корову за рога».

Если угощения не давали, то могли подшутить: закрыть трубу, развалить поленницу дров, приморозить дверь. Но это бывало редко. Считалось, и до сих пор считается, что щедривки, песни с пожеланиями счастья и достатка, и зерно, принесенное в дом гостями, приносят в дом счастье на весь новый год, избавляют от болезней и несчастий. Поэтому все старались вдоволь угостить приходящих и раздать им щедрые гостинцы.

Молодые девушки чаще всего гадали на судьбу, на женихов. Самые смелые гадали в бане с зеркалом при свечах, хотя и считалось это очень опасным, потому что в бане с себя снимали крест. Девушки заносили в дом охапки дров, по числу поленьев четному или нечетному можно было сказать выйдет или нет, она в этом году замуж. Кормили курицу счетным зерном, топили воск и рассматривали, что же он им предсказывает

Семейные обряды

Пожалуй, больше всего обрядов и традиций связано именно с семейной жизнью. Сватовство, свадьба, крестины- все это требовало соблюдения старинных ритуалов, пришедших от бабушек и прабабушек, и их точное соблюдение обещало счастливую семейную жизнь, здоровых детей и внуков.

Славяне раньше жили большими семьями, где взрослые дети, имевшие уже свои семьи, жили вместе с родителями. В таких семьях можно было наблюдать три-четыре поколения, семьи включали в себя до двадцати человек. Старейшиной такой большой семьи обычно был отец или старший брат, а его жена была главой среди женщин. Их распоряжения выполнялись беспрекословно наравне с законами правительства.

Свадьбы обычно праздновались после уборки урожая или после Крещения. Позднее самым удачным временем для свадеб стала «Красная горка»- неделя после Пасхи. Сам свадебный обряд занимал довольно большой промежуток времени и включал в себя несколько этапов, а значит, и большое количество ритуалов.

Сватать невесту приезжали родители жениха совместно с крестными, реже другие близкие родственники. Разговор следовало начинать иносказательно:

«У вас товар, у нас купец» или « Не забежала ли на ваш двор телушка, мы за ней приехали».

Если родители невесты отвечали согласием, следовало провести смотрины, где жених и невеста познакомятся друг с другом. Затем будет сговор или рукобитье. Здесь новые родственники договариваются о дне свадьбы, о приданном, и о том, какие подарки принесет жених невесте.

Когда все было обговорено, у невесты в доме каждый вечер собирались ее подружки и помогали готовить приданное: ткали, шили, вязали кружева, вышивали подарки жениху. Все девичьи посиделки сопровождались грустными песнями, ведь никто не знал, какая судьба будет у девушки. В доме мужа женщину ожидал тяжелый труд и полное подчинение воле мужа. В первый день свадьбы песни звучали, в основном, лирические, величальные, прощальные плачи. По приезде из церкви молодых встречали на крыльце родители хлебом-солью, а свекровь должны была положить своей новоявленной невестке в рот ложку меда.

Совсем другое дело – второй день. В этот день по обычаю зять с дружками отправлялись «к теще на блины». После хорошего застолья, гости рядились, закрывали лицо повязками или холстинками и разъезжали по деревне, заезжая в гости ко всем новым родственникам. Этот обычай до сих пор сохранился во многих деревнях, где на второй день свадьбы ряженые гости, сами запрягаются в телегу, и катают новых сватов по улицам.

И, конечно, говоря об обычаях, нельзя пропустить обряд крещения младенца. Детей крестили сразу после рождения. Для совершения обряда долго совещались, выбирая крестных. Они будут для ребенка вторыми родителями и наравне с ними несут ответственность за жизнь, здоровье и воспитание младенца. Крестные становятся кумовьями и всю жизнь поддерживают между собой дружеские отношения.

Когда ребенку исполнялся годик, крестная мать сажала его на вывороченный тулуп и ножницами аккуратно выстригала на темечке крест в волосах. Это делалось для того, чтобы нечистая сила не имела доступа в его мысли и дальнейшие поступки.

Подросший крестник в сочельник каждый год обязательно приносил крестным кутью и другое угощение, а крестный одаривает его в ответ какими-либо сладостями.

Смешанные обряды

Как мы уже говорили, некоторые обряды зародились в дохристианский период, но продолжают жить и до сих пор, немного изменив свое обличье. Так было и с Масленицей. Широко известен обряд – празднование ночи на Ивана Купала. Считалось, что только в этот единственный в году день цветет папоротник. Кто сможет найти этот недающийся в руки цветок, тот сможет видеть клады под землей, и все тайны перед ним будут открыты. Но найти его может только человек чистый сердцем, безгрешный.

С вечера разводились огромные костры, через которые молодые люди парами прыгали. Считалось, что если вдвоем, взявшись за руки, перепрыгнуть через огонь, то любовь не покинет тебя во всю жизнь. Водили хороводы, пели песни. Девушки плели венки и пускали по воде. Они верили, что если венок подплывет к берегу, то девушка останется еще на год одинокой, если потонет, то в этом году умрет, а если поплывет по течению, то вскоре выйдет замуж.

- 151.50 Кб

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ, ПЕЧАТИ И ИНФОРМАЦИИ

УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ПРЕДМЕТУ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НА ТЕМУ:

«Народные семейно – бытовые обряды в России».

                  Выполнила: студентка 3тт

                  Чазова А.Н.

                  Проверила: Демус О.И.

Ижевск, 2010

Введение………………………………………………………… ...

ГЛАВА 1. Семейно – бытовые обряды: понятие и типологии.

1.1Понятие, возникновение и значение обрядов……………………..

1.2.Типология обрядов……………………………………………………..

ГЛАВА 2. Наиболее значимые семейно-бытовые обряды русского народа.

2.1. Родильный обряд……………………………………… ……………

2.2. Свадебный обычай в истории Руси.

2.2.1. Знакомство…………………………………………………… ……..

2.2.2. Сватовство…………………………………………………… ………..

2.2.3. Смотрины………………………………………………………… …

2.2.4. Сговор……………………………………………………………… ….

2.2.5. Девичник………………………………………………………… ………

2.2.6. Свадебный день…………………………………………………….

2.2.7. Венчание……… ………………………………………………… …..

2.3. Рекрутский обряд…………………………………… ………………

2.4. Похоронный обряд…………………………………… ………………..

Заключение…………………………………………………… ……………..

Список литературы………………………………… ………………………
Введение.

Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной художественной культуры приобретает важный характер.

Актуальность избранной темы состоит в том, что в нынешних условиях поисков истоков духовного возрождения России важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции, обряды, обычаи России.

Семейно – бытовые обряды являются частью этой народной культуры. Они также подвергнуты исчезновению. Уже сейчас молодое поколение не знает многих обрядов, не знают их суть, значение. А ведь эти обряды играли важную роль в жизни общества.

Целью курсовой работы является углубить знания по предмету «Социально-культурная деятельность». Также, выбрав данную тему, мной была поставлена цель: изучить подробнее и углубить свои знания семейно – бытовых обрядов, которые существуют в России.

Объектом исследования курсовой работы является возрождение и развитие народных традиций России.

ГЛАВА 1. СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ОБРЯДЫ: ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ.

1.1. Понятие, возникновение и значение обрядов.

Обряды и праздники это многогранное общественное явление, отражающее как жизнь каждого человека, так и общество в целом. Это особый вид человеческой деятельности, выражающий гармонию человека и общества или стремление к ней.

Обряд – это совокупность установленных действий, в которых воплощаются религиозные представления или бытовые традиции. Это способ передачи определенных идей и представлений в символической форме.

Корни большинства народных праздников уходят во времена язычества. Несмотря на тысячелетнее усилие православной церкви по их искоренению, многие из древних обрядов и ритуалов сохранились в народной традиции до наших дней. Часть таких обрядов церковь умело приспособила к своим праздникам, а отдельные народные праздники стали частью или продолжением церковных праздников.

В старом крестьянском быту (ровно как и в современном) жизнь человека развивалась циклично – рождение, взросление, свадьба, рождение детей, старость, смерть. В связи с этим возникли семейно – бытовые обряды. Их появление было связано с потребностью у населения оберегающих действий от злых духов. Также обряды были направлены на выздоровление,

    1.2.Типология обрядов.

Появление семейно-бытовых обрядов предопределено циклом человеческой жизни. Они подразделяются на родильные, свадебные, рекрутские и похоронные.

Родильные обряды стремились оградить новорожденного от враждебных мистических сил, а также предполагали благополучие младенца в жизни. Совершалось ритуальное омовение новорожденного, здоровье младенца заговаривалось различными приговорами.

Свадьба – сложный ритуал, состоящий из обрядовых действий и обрядовой поэзии, выражающий хозяйственные, религиозно-магические и поэтические воззрения крестьян.

Рекрутские обряды возникли в связи с тем, что крестьяне уходили на военную службу на 25 лет. Они были направлены на то, чтобы рекруты прощались с родителями, которых могли больше не увидеть, с невестами, с друзьями, с привычным укладом жизни.

Похоронные обряды направлены на то, чтобы душа усопшего предстала пред Богом в чистоте и непорочности, а также, чтобы покойный не «беспокоил» живых.

ГЛАВА 2. Наиболее значимые семейно – бытовые обряды русского народа.

2.1 Родильный обряд.

«Во всех концах дома было разлито и владело всеми то же чувство, которое испытывала княжна Марья, сидя в своей комнате. По поверью, чем меньше людей знают о страданиях родильницы, тем меньше она страдает. Все старались притворяться незнающими, никто не говорил об этом, но во всех людях, кроме обычной степенности и почтительности хороших манер, царствовавших в доме князя, видна была какая-то общая забота, смягченность сердца и сознание чего-то великого, непостижимого, совершающегося в данную минуту» 1 .

Рождение человека – огромное событие для семьи, ожидаемое с радостью, надеждой и страхом. Еще задолго от разрешения родительницы от бремени молились за благополучный исход родов и желали заранее узнать пол и хотя бы отчасти будущую судьбу младенца.

Основной смысл родильных обрядов заключался в стремлении обеспечить безопасность новорожденного и роженицы, подвергнуть их магическому «очищению», повлиять благоприятным образом на будущую судьбу, наконец, совершить символический акт приобщения его к семейному коллективу.

В России покровительницами рожениц считались святая Анастасия Узоразрешательница и святая Анна, в день памяти которой(22 декабря) беременным полагалось поститься и запрещалось заниматься какой-либо работой.

По внешнему виду беременной старались определить пол младенца. Такие бытовали приметы- наблюдения: если первые три месяца беременности легки – родится мальчик, тяжелы – девочка; плод – на правой стороне, если мать, сидя, протягивает ногу; коли хорошо ест всякую пищу – родится мальчик; если же охотно слушает песни, выставляет левую ногу, плод в левом боку и причуд много – девочка. Мать левой ногой выступает – мальчик родится, правой – девочка.

Если беременная полнеет или на вопрос, кого она ждет, конфузится, и ее живот во время беременности не изменяет свой округлой формы, то родится девочка. Наоборот, если она не смущается, когда ее спрашивают, и живот ее принимает острую форму «тычком», то родится мальчик.

В старину считали также, что беременной следует избегать всего неприятного и безобразного. Не рекомендовалось глядеть на животных или уродов, которых она часто видела или пугалась.

В гельветических хрониках Семпта рассказывается, как одна римлянка, находившаяся в связи с папой Мартином 4, родила сына «мохнатого, как волчонок, с длинными, как у хищного зверя, когтями». Объясняла она это тем, что у папы было много картин, изображавших различных животных. Во Франции существовала своя версия воздействия на плод: беременным женщинам рекомендовалось посещать Французский институт и смотреть на того ученого, чье поприще она желает избрать будущему дитя. У русских рекомендовалось смотреть на месяц, а не на звезды, и уж как-нибудь постараться, чтобы ребенок не родился в день архангела Гавриила(8 апреля), иначе будет уродлив. А уж зачатие в Пост…Можно смеяться над всеми суевериями, но смотреть на цветы, произведения искусства, слушать классику и читать книги, создающие хорошее настроение, будущим мамам явно не помешает.

Женщинам в положении также не рекомендовалось глядеть на огонь – у ребенка будет родимое пятно; находиться на кладбище и перекрестке; выходить из дома после захода солнца; подходить к строящемуся дому, расчесывать волосы по пятницам; сидеть на пороге дома, на полене и переступать через него. Нельзя есть тайком – ребенок будет вором, есть на ходу – вырастет плаксивым, угощаться заячьим мясом – быть чаду пугливым. А чтобы не родилась двойня – нельзя вкушать сдвоенные плоды.

Для защиты от нечистой силы носили обереги – красные шерстные нитки, лоскутки и пучки разноцветной пряжи, которые завязывали вокруг пальца, руки, шеи, пояса.

По наступлении родов женщина прощалась с домочадцами и оставалась только с бабкой- повитухой. Для облегчения страданий развязывали все узлы на одежде и расплетали косу, отпирали в доме все замки и ящики. Если женщина сильно и долго мучалась, зажигали венчальные свечи перед образами, трижды водили вокруг стола, а мужа заставляли песок боронить. Иногда, чтобы ускорить разрешение от бремени, домашние неожиданно пугали роженицу, крича под окном «Горим! Пожар!». Если женщина мучалась родами двое - трое суток, просили священника отслужить молебен 2 . После благополучного окончания родов повивальная бабка обрезала и завязывала пуповину у ребенка и обмывала его. Когда новорожденного купали в первый раз, в воду клали серебряные деньги для обеспечения богатства в будущем.

При рождении девочки воду после первого купания часто выливали в малинник, т.к. малина у славян символизировала красоту. После купания мальчика вода выливалась на перекресток дорог – на счастье. Существовал обычай принимать новорожденного в отцовскую рубаху, чтобы отец любил, и класть на косматый тулуп, чтобы был богат. Ребенка первому передавали отцу, который сам клал его в люльку и как прилюдно признавал своим детищем. В зажиточных семьях устраивались родильные столы, а крестьяне приготовляли особое пиво. Родильнице преподносили гости подарки, обычно деньгами, при этом приговаривали: «Калач на сосок, да мыла кусок». Почетное место на празднестве по праву принадлежало бабке - повитухе. За услуги роженица делала повитухе какой-либо подарок: фартук, платок, мыло и т.п.


2.3. Рекрутский обряд……………………………………………………

2.4. Похоронный обряд……………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………..

Список литературы…………………………………………………………