Сочинение на тему: Жанр и композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и их особенности. Каковы особенности композиции романа «Герой нашего времени»

Конспект урока в 9 классе на тему:

Роман «Герой нашего времени».”

Цели урока:

Познакомить учащихся с романом М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», особенностями его жанра, композиции, сюжета;

Развивать аналитическое и образное мышление, память, речь;

Воспитывать нетерпимость к эгоизму, индивидуализму;

Формировать культуру восприятия художественного текста.

Словарная работа: сюжет, фабула, композиция

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации к роману «Герой нашего времени»

Ход урока

Эпиграф к уроку :

«Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей и рассказов – это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая.

В. Г. Белинский

    Организационный момент.

    Вступительное слово учителя

(учащиеся делают записи в тетради)

Единственный завершенный роман Лермонтова не задумывался первоначально как цельное произведение. В «Отечественных записках» за 1839 г. были опубликованы «Бэла. Из записок офицера о Кавказе» и позже «Фаталист» с примечанием, что «М. Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей, и напечатанных и ненапечатанных». В 1840 г. там же печатается «Тамань» и следом выходит двумя частями-томиками «Герой нашего времени». Проблемное афористичное название предложил опытный журналист А. А. Краевский взамен первоначального авторского «Один из героев нашего века». «Собрание повестей», объединенных образом главного героя, оказалось первым в русской прозе социально-психологическим и философским романом , в жанровом отношении освоившим также многочисленные элементы драматического действия, особенно в самой большой и значительной повести - «Княжна Мери».

«Герой нашего времени» - это «история души человеческой» , одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия целого исторического периода. Печорин - единственный главный герой (хотя «Евгений Онегин» назван именем одного героя, в нем чрезвычайно важен образ Татьяны, а также и Автора). Его одиночество в романе принципиально значимо . Освещены лишь отдельные эпизоды биографии Печорина; в предисловии к его журналу офицер-путешественник сообщает о толстой тетради, «где он рассказывает всю свою жизнь», но, в сущности, читатель и так получает представление о жизненном пути героя от детских лет до смерти. Это история тщетных попыток незаурядного человека реализовать себя , найти хоть какое-то удовлетворение своим потребностям, попыток, неизменно оборачивающихся страданиями и потерями для него и окружающих, история утраты им могучих жизненных сил и нелепой, неожиданной, но подготовленной всем рассказанным смерти от нечего делать, от его ненужности кому бы то ни было и себе самому.

Большинство читателей и критиков только что вышедшего романа восприняли Печорина как героя вполне отрицательного . Этот уровень понимания проявил и император Николай I . Знакомясь с первой частью произведения, он решил, что «героем наших дней» будет непритязательный, честный (и недалекий) служака Максим Максимыч. Содержание второй части и отнесение заглавной формулы к Печорину вызвали у императора (в письме к жене) раздраженные сентенции: «Такими романами портят нравы и ожесточают характер». «Какой же это может дать результат? Презрение или ненависть к человечеству!» Сам Лермонтов несколько поддался общему настроению и в предисловии ко второму изданию «Героя нашего времени» (1841) заявил, что Печорин - «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии» . Но в предисловии к журналу Печорина он был назван именно героем времени. Другое дело, что каково время, таков и герой. Ответ на предполагаемую реакцию читателей - «Да это злая ирония!» - лишь многозначительное «Не знаю». Как и в «Думе», Лермонтов не отделяет себя от своего поколения со всеми свойственными ему пороками. Другие акценты сделал В. Г. Белинский, обратившийся к публике еще суровее, чем автор в общем предисловии. Он сказал о Печорине: «Вы предаете его анафеме не за пороки, - в вас они больше и в вас они чернее и позорнее, - но за ту смелую свободу, за ту желчную откровенность, с которою он говорит о них». Смелая свобода во времена отсутствия свобод и смелости - это ли не признак истинного героя?

    Работа по теме урока

    Теория литературы

-А теперь определимся с жанром произведения «Герой нашего времени». Как вы думаете к какому жанру относится произведение «Герой нашего времени»?

Психологический роман эпическое произведение, в котором внимание сосредоточено на внутреннем мире героя, движениях его души, осмыслении причин его поступков.

-Докажите, что «Герой нашего времени» является психологическим романом.

А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов

«Евгений Онегин» «Герой нашего времени»

«энциклопедия русской жизни» «история души человеческой»

Эволюция души главного героя Погружение в душу. Эволюции

    Особенности композиции (работа с таблицей)

Вопросы:

1. Что такое сюжет художественного произведения?

2. Какие элементы сюжета вам известны?

3. Что называется композицией художественного произведения? С какими композиционными приемами вы встречались раньше при изучении произведений?

4. В чем особенность композиции «Героя нашего времени»? Можно ли в нем выделить известные вам элементы сюжета? (Особенность композиции – отсутствие единой сюжетной линии. Роман состоит из пяти частей или повестей, каждая из которых имеет свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Но главный герой объединяет все эти части в единый роман.)

5. Попробуем представить разницу между хронологическим и композиционным порядком.

Сюжет – совокупность событий художественного произведения (события, расположенные в том порядке, в котором о них сообщает автор).

    “Бэла” /4/

    “Максим Максимыч” /5/

    “Предисловие”к“Журналу Печорина” /6/

    “Тамань” /1/

    “Княжна Мери” /2/

    “Фаталист” /3/

Фабула – события в литературном произведении в их последовательной связи (совокупность событий в их естественном хронологическом порядке)

    “Тамань”

    “Княжна Мери”

    “Фаталист”

  1. “Максим Максимыч”

    “Предисловие” к “Журналу Печорина”.

-Сколько в романе повествователей?

    Сначала в повести «Бэла» мы узнаем о Печорине от простого русского офицера Максима Максимыча , человека доброго, честного, долгое время проведшего вместе с Печориным и доброжелательно к нему относящегося, но совершенно отличного от него по духу и воспитанию. Он может лишь отметить особенности поведения «странного человека», оставшегося для него (а значит, и для читателя) загадкой.

    В рассказе «Максим Максимыч» повествователь меняется: это офицер, попутчик и слушатель Максима Максимыча в «Бэле», явно более близкий Печорину по возрасту, развитию, социальному положению, а главное - сходный по духу и умонастроению. Он делает попытку как-то объяснить особенности этого необычного человека.

    И наконец, мы знакомимся с дневниками героя, его своеобразной исповедью, которая позволяет увидеть его душу как бы «изнутри», путем самораскрытия, досконального анализа и обнажения глубинных причин поведения героя, особенностей его характера.

Максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;

Проследить историю его внутренней жизни;

Раскрыть образ Печорина двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия;

Как бы оставляя героя в живых, показать свою, авторскую позицию.

    Смысл названия романа

1)Что значит «герой»?Выберите нужный вариант:

    Исключительный по доблестям человек;

    Главное действующее лицо произведения;

    Человек, являющийся выразителем какой-нибудь среды, эпохи

2)Почему «нашего» времени, а не «моего», не «вашего»?

    Отклики на роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1. С. Бурачек: Печорин – «чудовище», «клевета на целое поколение».

2. С. Шевырев: «Печорин – есть один только призрак, отброшенный на нас Западом».

3. В. Белинский: «Печорин… герой нашего времени».

4. А. Герцен: «Печорин – «младший брат Онегина».

Вопросы:

1) Кто из критиков более объективен в оценке Печорина?

2) Как сам Лермонтов говорит о Печорине в предисловии?

Чтение предисловия.

(«…Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии…»)

    Подведение итогов урока.

-В чём необычность композиции романа Лермонтова?

- Почему произведение "Герой нашего времени " является первым психологическим романом в русской литературе?

Роман «Герой нашего времени» - уникальное явление в русской литературе. Главное внимание автор уделяет не событиям и приключениям героя, который обладает незаурядным умом и отличается от окружающих тем, что всех людей подвергает нравственной проверке, а истории его души, причинам и мотивам его поведения. Самоанализ героев подвергается в романе тщательному анализу автора или рассказчика, что говорит о том, что это психологический роман. Автор показывает и социальные отношения русских и горцев, рисуя разные типы офицеров русской

армии, сражавшихся на Кавказе. В романе отразились и кавказские впечатления самого Лермонтова.

Оценки за ответы, за работу на уроке получают_______________ (комментированное выставление оценок).

Домашнее задание.

1. Повесть «Бэла» (Герои, содержание, особенности композиции и жанра, отношение к Печорину.)

2. Составить план повести «Бэла», озаглавить части.

24 мая 2013

Безусловно, одним из наиболее выдающихся литераторов девятнадцатого века является Михаил Лермонтов. "Герой нашего времени", краткое содержание которого отличается несоответствием фабульного порядка действий сюжетному, принято считать одним из самых значительных его произведений. И тому есть свои причины. В романе выражены основные мысли, которые испытывает по отношению к поколению своих современников Лермонтов. "Герой нашего времени", краткое содержание которого композиционно построено таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть нам характер главного героя, обрел целостность и завершенность именно благодаря такой компоновке частей произведения.

В фабульном, то есть хронологическом, порядке повести должны были бы располагаться следующим образом: вначале "Тамань", потом "Княжна Мери", за ней "Фаталист", затем "Бэла", за которой следует "Максим Максимыч" и, наконец, "Предисловие к журналу Печорина". Но автор предпочел изменить очередность повествования для того, чтобы облегчить читателю понимание своих мыслей. Такой искаженный порядок неслучайно был выбран для данного произведения, ведь жанр психологического романа призван продемонстрировать нам душу героя. Подходящую форму для этого выбрал Лермонтов. "Герой нашего времени", анализ которого не раз предпринимался многими критиками, даже в наш век считается одним из самых глубоких психологических романов.

Итак, повествование начинается с главы "Бэла", в которой рассказчик по дороге в Тифлис встречает попутчика, Максима Максимыча, поведавшего тому историю о своей совместной службе с Григорием Печориным в чеченской сторожевой крепости. Центром его воспоминаний становится история о том, как Печорин, молодой прапорщик, положил глаз на дочь местного князя и хитростью похитил ее с помощью ее же младшего брата по имени Азамат. "Приручив" красавицу и влюбив ее в себя, офицер вскоре утомляется отношениями с ней. Максим Максимыч уже тогда предчувствует беду. И в самом деле - Бэлу похищает Казбич, оставленный Печориным без коня во время авантюры, после чего убивает девушку.

Далее следует глава "Максим Максимыч". Рассказчик становится свидетелем встречи Григория Печорина со штабс-капитаном, во время которой составляет психологический портрет молодого человека. Максим Максимыч, разозлившийся на Григория за холодность, отдает рассказчику путевые заметки Печорина, которые и составляют большую часть романа.

В главе "Тамань" в роли повествователя уже выступает сам Григорий, который прибывает в одноименный город и демонстрирует свою склонность к авантюрам, выслеживая ночные маршруты слепого мальчика, живущего "на фатере". Из-за этого герой чуть не погибает в схватке с девушкой - помощницей контрабандиста.

В главе "Княжна Мери" иллюстрируется страсть Печорина к экспериментам и анализу своих поступков. Григорий из упрямства решает завоевать сердце интеллигентной девушки по имени Мери, дабы уязвить самолюбие своего знакомого Грушницкого. В конце концов между ними состоялась дуэль, на которой последний погибает. В этой главе мы можем наиболее ярко наблюдать упрямство героя и его склонность к размышлению, которой наделил своего персонажа Лермонтов. "Герой нашего времени", краткое содержание которого поможет понять нам причины поступков персонажа, постепенно раскрывает перед нами мир его души.

В последней повести, "Фаталист", автор выражает свою надежду на то, что у его поколения еще не все потеряно: Печорин совершает поимку убийцы-казака. На этом завершается роман, который написал Лермонтов, "Герой нашего времени". Краткое содержание данного психологического произведения должно прояснить мысли, которые вложил в него автор.

Литература


Если иметь в виду хронологию событий в «Герое нашего времени», тч е. фабулу, то она должна выглядеть так: приключение Печорина с «ундиной» в Тамани («Тамань»); история Мери с Грушницким, дуэль («Княжна Мери»); эпизод с Вуличем («Фаталист»); похищение Бэлы и путешествие странствующего офицера-рассказчика с Максимом Максимычем («Бэла»); встреча с Максимом Максимычем во Владикавказе («Максим Максимыч»); известие о смерти Печорина («Предисловие к «Журналу Печорина»). Расположение частей согласно хронологии (фабуле) романа, следовательно, таково:

«Тамань». «Княжна Мери». «Фаталист». «Бэла». «Максим Максимыч». «Предисловие к «Журналу Печорина».

Однако в романе хронология нарушена. Там иное расположение повестей:

«Бэла». «Максим Максимыч». «Предисловие к «Журналу Печорина». «Тамань». «Княжна Мери». «Фаталист».

Из сравнения хронологической последовательности с последовательностью повестей в романе можно заключить, что их несовпадение означает несовпадение между фабулой и сюжетом. Фабула отражает порядок событий в художественном произведении в их хронологической последовательности, сюжет - распределение событий в художественном произведении, выстроенное автором в нужных ему целях.

Допустим, что писатель задумал художественное произведение. Он вымышляет события и эпизоды, в которых участвует его герой. Затем выстраивает эти события и эпизоды в цепь происшествий, но подчиняет порядок не хронологии, а каким-то другим важным для него целям. Получается, что события сначала следуют хронологически, как в жизни, потом выстраиваются по воле автора, т. е. в соответствии с особым художественным заданием.

Какую же цель преследовал Лермонтов композицией романа (порядок расположения частей, событий, эпизодов в избранной автором последовательности)?

Одна из таких целей состояла в том, чтобы снять напряжение с происшествий и приключений, т. е. с внешних событий, и переключить его на внутреннюю жизнь героя, усилив внимание читателя к ней. Например, дуэль Печорина с Грушницким, если следовать хронологии, происходит раньше того как читатель получает известие о смерти Печорина. Интерес читателя будет направлен тогда к самой дуэли, и напряжение будет поддерживаться вопросом: что станется с Печориным, убьет его Грушницкий или герой останется жив? Внимание читателя в этом случае сосредоточено на самом событии. В романе Лермонтов снимает напряжение тем, что до дуэли уже сообщает (в «Предисловии к «Журналу Печорина») о смерти Печорина, возвращавшегося из Персии. Читатель заранее оповещен, что Печорин останется жить, и напряжение к этому важному в жизни героя эпизоду снижено. Но зато повышено напряжение к событиям внутренней жизни Печорина, к его размышлениям, к анализу собственных переживаний.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ТЕХ,КТО ЧИТАЛ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ" ООООЧЕНЬ НУЖНО. У МЕНЯ МЕЖДУ ПЯТЕРКОЙ И ЧЕТВЕРКОЙ И НУЖНО СДЕЛАТЬ ЭТУ РАБОТУ.ПОЖААЛУУУЙСТА

ПОМОГИТЕ!!!

1)Как называется последняя повесть романа?

2)Сколько повестей в журнале Печорина?

3)Чей это портрет:"...рожа у него была самая разбойничья:маленький,сухой,широкоплечий...А уж ловок был,как бес! Бешмет всегда изорванный,в заплатках,а оружие в серебре"?

4) Закончите фразу. "Герой нашего времени",милостивые государи мои,точно портрет,но не одного человека:это портрет,составленный из пороков...".

5) Допишите название повести. Контрабандист Янко, "ундина",слепой мальчик-это герои...

6) Что уронил Грушницкий у колодца,чтобы привлечь внимание Мэри?

7) Почему Печорин стал ухаживать за княжной Мэри?

8) С кем стрелялся Печорин на дуэли?

9)Что обозначает название повести "Фаталист"?

11) За что Максим Максимыч обиделся на Печорина?

12) Кого любила Вера?

13) Кто из героев романа поет песню: "Золото купит четыре жены,
Конь же лихой не имеет цены"?

14) Были ли знакомы Максим Максимыч и княжна Мэри?

15) "...эти господа,вероятно,второпях,забыли положить пулю в мой пистолет..." Чей пистолет во время дуэли оказался не заряжен?

нужно срочно сочинение по рассказу Мёртвые души, на одну из тем: 1. Печорин - "страдающий эгоист" 2.Сцена дуэли в романе " Герой Нашего Времени" 3.

Роль женских образов в романе "Герой Нашего времени" 4. Особенности композиции в романе "Герой Нашего Времени

1. Кто автор «Героя нашего времени» ?

2.От лица кого ведётся повествование в «Герое нашего времени» ?
3. Кто такой Максим Максимыч?
4. Каково его звание?
5. Кем являлся Печорин, каково его имя, отчество?
6. Чем промышляли Казбич и Азамат?
7. Кто такая Бэла из «Героя нашего времени» ?
8. Каковы были чувства Печорина к Бэле?
9. Сколько лет было Бэле?
10. Оказалось ли её ранение смертельным?
11. Если да, сколько дней прожила Бэла после ранения?
12. Кто виноват в том, что пережила Бэла?

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ 1.как бы вы определили основной конфликт романа? а)конфликт героя со светским обществом б)конфликт героя с

самим собой

в)конфликт печорина с грушницким

2.зачем понадобилось лермонтову нарушать хронологическую последовательность повестей?

а)чтобы показать развитие героя его эволюцию

б)чтобы выявит в печорине сердцевину его характера не зависящую от времени

в) чтобы показать что печорин всю жизнь мучается одними и теми же проблемами

3.почему роман имеет такую композицию

а)такая система повествования соответстует общему принципу композиции романа-от загадки к разгадке

б)такая композиция позволяет разнообразить певествование

4.можно ли назвать печорина "лишним человеком"

а)он лишний для общества в котором живет но не лишний для своец эпохи--эпохи анализа и поисков

б)печорин --"лишний человек "прежде всего для себя

в)печорин во всех отношениях "лишний"

5.положительный или отрицательный герой печорин

а)положительный

б)отрицательный

в)нельзя сказать однозначно

6.чего больше в характерах онегина и печорина--сходства или различия

а)больше сходства

б)есть сходство но много различий

в)это совершенно разные характеры в разных обстоятельствах

7.почему печорин под конец жизни ищет смерти

а)жизнь ему надоела

б)по малодушию

в)он понял что не нашел и не найдет своего высокого предназначения в жизни

1.Как образ Печорина соотносится с другими персонажами романа-Максимом Максимычем, Вернером, Грушницким, Вуличем? Какие качества главного героя

проявляются во взаимодействии с ним?
2.Какова роль женских образов в романе "Герой нашего времени"? Почему женщины, любящие Печорина, неизбежно становятся жертвами собственного чувства? Что мешает Печорину обрести счастье в любви и дружбе?
3. Каковы нравственно-филосовские итоги лермонтовского романа? в чём заключается важность главы "Фаталист" для прояснения общей идеи автора? Является ли Печорин фаталистом?

Безусловно, одним из наиболее выдающихся литераторов девятнадцатого века является Михаил Лермонтов. которого отличается несоответствием фабульного порядка действий сюжетному, принято считать одним из самых значительных его произведений. И тому есть свои причины. В романе выражены основные мысли, которые испытывает по отношению к поколению своих современников Лермонтов. "Герой нашего времени", краткое содержание которого композиционно построено таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть нам характер главного героя, обрел целостность и завершенность именно благодаря такой компоновке частей произведения.

В фабульном, то есть хронологическом, порядке повести должны были бы располагаться следующим образом: вначале "Тамань", потом "Княжна Мери", за ней "Фаталист", затем "Бэла", за которой следует "Максим Максимыч" и, наконец, "Предисловие к журналу Печорина". Но автор предпочел изменить очередность повествования для того, чтобы облегчить читателю понимание своих мыслей. Такой искаженный порядок неслучайно был выбран для данного произведения, ведь жанр психологического романа призван продемонстрировать нам душу героя. Подходящую форму для этого выбрал Лермонтов. "Герой нашего времени", анализ которого не раз предпринимался многими критиками, даже в наш век считается одним из самых глубоких психологических романов.

Итак, повествование начинается с главы "Бэла", в которой рассказчик по дороге в Тифлис встречает попутчика, Максима Максимыча, поведавшего тому историю о своей совместной службе с Григорием Печориным в чеченской сторожевой крепости. Центром его воспоминаний становится история о том, как Печорин, молодой прапорщик, положил глаз на дочь местного князя и хитростью похитил ее с помощью ее же младшего брата по имени Азамат. "Приручив" красавицу и влюбив ее в себя, офицер вскоре утомляется отношениями с ней. Максим Максимыч уже тогда предчувствует беду. И в самом деле - Бэлу похищает Казбич, оставленный Печориным без коня во время авантюры, после чего убивает девушку.

Далее следует глава "Максим Максимыч". Рассказчик становится свидетелем встречи Григория Печорина со штабс-капитаном, во время которой составляет психологический портрет молодого человека. Максим Максимыч, разозлившийся на Григория за холодность, отдает рассказчику путевые заметки Печорина, которые и составляют большую часть романа.

В главе "Тамань" в роли повествователя уже выступает сам Григорий, который прибывает в одноименный город и демонстрирует свою склонность к авантюрам, выслеживая ночные маршруты слепого мальчика, живущего "на фатере". Из-за этого герой чуть не погибает в схватке с девушкой - помощницей контрабандиста.

В главе "Княжна Мери" иллюстрируется страсть Печорина к экспериментам и анализу своих поступков. Григорий из упрямства решает завоевать сердце интеллигентной девушки по имени Мери, дабы уязвить самолюбие своего знакомого Грушницкого. В конце концов между ними состоялась дуэль, на которой последний погибает. В этой главе мы можем наиболее ярко наблюдать упрямство героя и его склонность к размышлению, которой наделил своего персонажа Лермонтов. "Герой нашего времени", краткое содержание которого поможет понять нам причины поступков персонажа, постепенно раскрывает перед нами мир его души.

В последней повести, "Фаталист", автор выражает свою надежду на то, что у его поколения еще не все потеряно: Печорин совершает поимку убийцы-казака. На этом завершается роман, который написал Лермонтов, "Герой нашего времени". Краткое содержание данного психологического произведения должно прояснить мысли, которые вложил в него автор.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

Михаил Юрьевич Лермонтов - выдающийся классик 19 века, написавший множество известных произведений. Одним из самых успешных его творений является поэма "Герой нашего времени". Все произведение разделено на главы, каждая из которых призвана как можно…

Образ Бэлы в романе "Герой нашего времени" - один из самых запоминающихся и волнующих. Гордый нрав, преданность своим традициям, искренность во всем, способность беззаветно любить - вот главные качества этой героини, противопоставленной в…

Характеристика Печорина в главе ";Бэла"; (по роману ";Герой нашего времени";)

Роман "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова можно отнести к первому социально-психологическому и философскому произведению в прозе. В данном романе автор попытался отобразить пороки всего поколения в одном человеке, создать многогранный…