Упражнения на чувство ритма. Чувство ритма: что это такое и как его проверить

Музыкальные упражнения на развитие чувства ритма.

Если вы хотите связать свою жизнь с музыкой, значит вам предстоит огромная работа над собой. Голос нужно развивать, голосовые связки беречь и восстанавливать в случае повреждения. несложно, если не упустить момент. Еще один очень важное понятие для вас - это чувство ритма. Ритм представляет собой один из самых важных музыкальных аспектов, именно с него начинается обучение искусству танца или игры на музыкальных инструментах. Многие прекрасно различают правильный ритмический рисунок, тем не менее, сами не всегда попадают в такт. Если это не исправить с самого начала, в дальнейшем могут возникнуть проблемы и с исполнением, и с восприятием музыки.

В таких случаях обычно советуют чаще и внимательные слушать музыку, но более эффективного результата помогут достичь упражнения на развитие чувства ритма, которые можно постоянно практиковать

  • Начните с песен, которые вы обычно слушаете. Мелодии в стиле рок или хип-хоп отлично зарекомендовали себя в этом упражнении. Прослушивая композиции этих двух жанров, сконцентрируйтесь на звучании ударных инструментов, то есть, прочувствуйте ритм.
  • Выберите хорошо знакомую, приятную на ваш слух композицию с ярко выраженным ритмом. На начальном этапе упражнений на развитие чувства ритма грамотный подбор музыки с четким ритмом очень важен, так как к аритмичным мелодиям не всегда легко приспособиться даже профессионалу. Если у вас возникли проблемы с поиском «раз-два-три-четыре», попытайтесь найти композицию с более очевидным ритмом. Большинство композиций в стиле рок и хип-хоп звучит в четырёхдольном такте.
  • Старайтесь предугадывать заранее, когда прозвучит очередной удар. На этом этапе обучения вам очень кстати будет метроном, у вас появится возможность не только слышать, но и «видеть» следующий такт.
  • Определите первый такт, он, как правило, самый отчётливый, в качестве отправной точки для вашего счета. В большинстве случаев вы можете отсчитывать раз-и, два-и, три-и, четыре-и, хотя возможны исключения, например, трёхдольный ритм.
  • Вообразите себя участником оркестра, например, отбивайте каждый такт, имитируя игру на ударных, чтобы выполнять упражнения на чувство ритма как можно увереннее.
  • Теперь попробуйте «сыграть» четыре удара руками и ногами поочерёдно. Попробуйте отбивать ритм в два раза чаще, то есть, задействуйте половинные и восьмые. Усложняйте задачу, меняйте последовательность: например, два шага – хлопок или три хлопка – шаг, следите за чёткостью. В выполнении упражнений на развитие чувства ритма имеет значение систематичность тренировок.
  • Следующее упражнение на чувство ритма также способствует развитию координации. Для его выполнения требуется всего лишь одной ладонью потереть живот, а другой погладить голову. Просто попробуйте потереть живот и погладить голову одновременно. Это прекрасная возможность научиться чувствовать ритм обеими руками.
  • Воспроизводите по памяти ритм мелодий, которые вы хорошо знаете, с использованием той самой шаг-и-хлоп схемы, которая вам уже знакома. Затем ещё раз внимательно прослушайте произведение, затем попробуйте отбивать такты под музыку – увидите, как это просто. Со временем ваши движения из неуклюжих превратятся в уверенные и скоординированные и точные, каждая рука и нога сможет отбивать свою партию, причём с разной частотой.

Очень желательно не останавливаться на достигнутом, при любой возможности танцуйте под музыку. Упорная работа, поможет достичь результатов практически в любом направлении, так с помощью определенных упражнений можно даже

admin

Спутником человека на протяжении жизни является широкий спектр чувств и ощущений. Невозможно отыскать область, попав в которую, он избегает встречи с ритмом, сопровождающим его повсюду.

Прошли времена, когда ученым требовалось доказывать миру размер роли, играемой чувством ритма в жизни человека, ведь еще в животе матери ритм ее сердцебиения успокаивал младенца, выполнял для него роль колыбельной мелодией. Люди не успевают появиться на свет, но уже сталкиваются с ритмом.

Если рассматривать его развитие со стороны развития остальных человеческих чувств, помогающих выживать с момента рождения, то большое число людей избегут возникновения комплексов, по поводу отсутствия чувства ритма. Не выдвигались бы теории на ту же тему. В конце концов, врожденное чувство ни чем не уступает обонянию или осязанию, и развивается по равным законам. Человек чувствует, привыкает, анализирует.

Связь ритма со слухом

Ритм прямым образом зависит от слуха, связь двух чувств стала главным и единственным отличием чувства ритма от вкуса, зрения или другого врожденного чувства.

Правило легло в основу создания упражнений, направленных на развитие чувства ритма, поэтому они подходят и для тренировки слуха.

Среди людей распространен термин «врожденный слух», но насколько правильным станет употребление словосочетания «врожденный ритм»? Музыканты используют первый термин, когда желают подчеркнуть дар человека, помогающий ему достичь небывалых высот в профессии - , опираясь на который индивидуум может безошибочно определить высоту и тембр звука.

Если принять во внимание доводы ученых, человек имеет чувство ритма, находясь в утробе матери, задолго до рождения, поэтому оно не может быть «неврожденным». Люди, жалующиеся на отсутствие способности чувствовать ритм, на самом деле просто не развили . Легче всего заниматься раскрытием чувства ритма в детстве, когда любой навык изучается легче и быстрее, но взрослый человек способен справится с задачей не хуже маленького ребенка.

Способы развития чувства ритма у детей

Ответственные родители, неравнодушные к судьбе любимого чада, должны с первых дней жизни ребенка заниматься развитием у него сразу целого комплекса чувств и навыков, не забывая и о ритмическом развитии. Мама малыша, занимаясь с ним каждодневными гимнастическими упражнениями, может облегчить задачу, если начнет обращать внимание на звуки, издаваемые собой во время этого процесса. Детские песни, колыбельные, веселые стихи - каждое действие влияет на развитие чувства ритма у ребенка.

Дети, достигшие школьного возраста, или приблизившиеся к статусу первоклассника, могут заняться следующим:

Читать вслух стихотворения, уделяя внимание ударениям. Стихотворение является одним из видов ритмического произведения.
Читать вслух стихотворения, на этот раз, выделяя ударения жестами. Хлопком или притопом ноги, на слабой или сильной доле произведения.
Занимать время маршировкой.
Учиться танцевать, начиная с простых ритмичных движений под соответствующую музыку.
Записаться на дополнительные занятия, посвященные игре на ударно-шумовых инструментах.

Приобретите ребенку бубен или колокольчик, а затем займитесь с ним самостоятельным домашним обучением. Посадите малыша перед собой, а затем попросите его повторить за вами простое упражнение, направленное на развитие чувства ритма:

Равномерная последовательность однообразных ударов.
Серия ударов в простом или сложном ритме.

Способы развития чувства ритма у взрослого человека

Принцип построения упражнений, помогающий взрослому человеку развить чувство ритма, не меняется. Он так же слушает, анализирует и повторяет, разница в сложности и способе подачи материала. Взрослый, желающий развить способность чувствовать ритм, должен придерживаться списка упражнений:

Ежедневно слушайте разную музыку в большом объеме, после прослушивания композиции пробуйте повторить услышанную мелодию с помощью голоса.
Играйте на любимом музыкальном инструменте, используя метроном.
Повторяйте сложные последовательности ритма, прибегая к методу постукивания пальцами или хлопков. Не стойте на месте, повышайте уровень сложности, останавливая выбор на трудных композициях.
Ежедневно , развивайте навык или учитесь. Танец помогает развить способность чувствовать ритм.
Не занимайтесь самостоятельно. Если имеете возможность танцевать с партнером, петь дуэтом, играть в компании друзей или в музыкальной группе - непременно используйте ее.

Работа над способностью чувствовать ритм не терпит снисходительного отношения, над улучшением навыка нужно трудиться старательно, нужный уровень усердия поможет достичь видимых результатов уже после первой или второй тренировке.

Упражнения, направленные на развитие чувства ритма имеют разную степень сложности: простые, не требующие космических усилий, и трудные, заставляющие человека «поломать голову».

Не нужно бояться сложностей, твердое желание достичь цели поможет вам разобраться с ними так же легко, как решить школьное уравнение по математике.

24 марта 2014, 17:06

Как развить чувство ритма?
- часть 1. - Теория

Здравствуйте, дорогие!

Эта тема меня интересовала давно. Года 2 назад я нашел подход, придумал упражнения, провел несколько экспериментов, начал разрабатывать компьютерную программу и запланировал создать специальный курс, но … для основательной работы над этой темой времени так и не нашлось. Я подумал - "а почему бы не дать краткий материал по базовым моментам прямо сейчас"?

Чувство ритма - то, что крайне необходимо для любого музыканта, танцора, артиста. Отношение к нему педагогов и тех, у кого оно превосходное, обычно похоже на отношение к звуковысотному слуху и интонированию - "дано", "не дано". Не так уж много подходов к развитию чувства ритма. Иной раз этот навык слабо развит даже у музыканта, закончившего колледж и консерваторию - я знал одного барабанщика (!), игравшего весьма технично, но неритмично. И это был не самоучка, как большинство музыкантов в рок-группах, а выпускник консерватории.

В продвижении инфо-продуктов в Интернете есть такой маркетинговый прием: автор какого-то курса рассказывает, как он чего-то не умел, или не имел, а потом, перерыв море источников и перепробовав всевозможные методы, нашел эффективный способ и теперь радостно делится этим способом со всеми за вознаграждение.

Следуя этому приему, мне следовало бы рассказать что-то такое:

"… а) я очень любил музыку, но никогда не мог сыграть ритмично, держать темп, сделать выразительное замедление или ускорение. Особенно тяжело мне было в ансамбле - я, то опаздывал, то начинал раньше всех (нарушая паузу) … В общем, чувство ритма - моя беда, хоть бросай музыку совсем… Вы понимаете, что и в танцевальном кружке я "вываливался" из общего ряда

Б) Что я только не пробовал! Я играл часами под метроном, под фонограмму, записывал себя на магнитофон, отстукивал по всем предметам, что подворачивались под руку … Все это не помогало - я так и оставался самым неритмичным в классе, танцы забросил, а из ансамбля меня просто выгнали …

В) Но однажды я попробовал ХХХ …. и у меня ВСЕ СТАЛО ПОЛУЧАТЬСЯ! Теперь я лучший в классе, я вернулся в танцевальный кружок, и меня зовут в 3 ансамбля …

Г) Хотите развить свое чувство ритма и не проходить ужасный путь, который прошел я? Тогда … …"

Однако со мной другая история. Чувство ритма, насколько я себя помню, у меня всегда было очень хорошее - мне легко давались достаточно сложные фигуры и редко используемые размеры, я запросто мог удерживать или менять темп, я автоматически отсчитываю "квадраты" по 4,8,12,16 тактов даже когда не слушаю музыку внимательно и т.п. Могу ли я в таком случае чему-то научить? Думаю, что да. По крайней мере, я готов честно рассказать (с учетом формата статьи или видео) все, что знаю о чувстве ритма и о том, как его развивать. И я уверен, что моя информация и мои упражнения помогут любому, кто становится или уже является музыкантом или танцором, и кто хочет развить, улучшить этот навык.

Что такое чувство ритма? Определение ему дать не так-то просто! Чуть позже я попробую это сделать, но сначала немного теории. (Я полагаю, что основные термины, такие, как темп, такт, размер, доли, читателю в общих чертах знакомы).

И так, здесь, как и во многих подобных случаях, работают два процесса:

анализ - слышать и "расшифровывать"
синтез - играть, воспроизводить

Один процесс-навык без другого имеет не так много смысла. Смотрите, если человек способен лишь воспринимать звуковой поток и различать ритмическую структуру (анализ), но не способен сыграть ритмично (синтез), или, наоборот, прекрасно воспроизводит ритмические фигуры и держит темп, но не способен к слуховому анализу, то музыкант из него неважный. В ансамбле нужны оба навыка сразу! И, скорее всего, у человека эти оба навыка развиваются параллельно.

Единица измерения и эталон.

А) Когда нам, например, в строительстве, нужно измерить размеры предмета (анализ), мы берем рулетку. В обычной рулетке минимальная единица/эталон - 1 мм. Она и определяет максимально возможную точность измерения. Если нам нужно создать предмет определенной длины (синтез), скажем, отпилить доску, то мы берем ту же рулетку … и опять достижимая точность - 1 мм.

В) В электронных часах эталоном является очень малый интервал времени, воспроизводимый генератором на кварцевом резонаторе…, в механических - интервал качания грузика с рычагом (маятника) ….

Т.е. для измерения всегда используется ЭТАЛОН! Если нам нужно понять, "снять" структуру какого-то явления или временного процесса, то мы используем СЕТКУ с шагом, соответствующим минимальной единице измерения. Так, например, для снятия плана комнаты можно расчертить пол сеткой с шагом в 1 см., а для фиксации событий в течении часа - делать отметки прямо на циферблате механических часов… Нужна точность больше - делай мельче сетку!

Чтобы анализировать и генерировать ритмические события, человеку также нужна СЕТКА из маленьких и одинаковых временных интервалов (т.е. "внутренние часы" - пульсация). И что же является временным эталоном у человека? Биения сердца, частота дыхания … ? Эти единицы большие (т.е. грубые), да и переменные! И в теле человека нет кварцевого резонатора! В общем, НЕ ЗНАЮ! Однако, это не страшно - выход есть!

Небольшая справка. Обычный академический музыкант, если он не создает электронную музыку, используя компьютер, НЕ ЗНАЕТ "истинные величины" музыкальных длительностей в конкретном темпе. Так вот, если темп 120 bpm (Beats per minute) - 120 ударов в минуту (пусть это будут четверти, а размер 4/4), то длительность всего такта составит 2 секунды, 1/4-й ноты - 500 мс, 1/16-й - 125 мс, 1/64 - 31,25 мс и т.д.

На сколько можно ошибаться в темпе 120, чтобы игра оставалась ритмичной? На 1/64-ю, 1/128-ю? В некоторых случаях человек способен замечать отличия даже в 1 мс (одну тысячную секунды)!

Компоненты чувства ритма.

В анализе-восприятии это:

* воспринимать темп и его изменения
* распознавать размер
* различать 1-ю долю (удары)
* различать 2-ю и прочие доли (удары)
* различать мелкие доли (т.е. в 2,3,4,6 чаще основных ударов)

Фактически ВСЕ ЭТО СВЯЗАНО с навыком, способностью "набросить" на воспринимаемый звуковой музыкальный поток измерительную СЕТКУ из крупных и мелких долей, с "пометками", где первая доля, т.е. начало такта.

В синтезе-исполнении это:

* держать темп, уметь ускорять и замедлять исполнение согласно требованиям музыкальной выразительности
* мысленное представлять, "генерировать" про себя СЕТКУ из крупных и мелких долей
* заполнять СЕТКУ фактической музыкальной фактурой - т.е. "ставить", (исполнять) ноты-звуки точно в нужное место

И здесь, как вы видите, без сетки обойтись НЕЛЬЗЯ!

Абсолютные и относительные временные интервалы.

Пример 1. Мой младший сын в 3-м классе ДМШ разучивал какую-то пьесу, где встречалось некоторое число ускорений / замедлений темпа, что в целом характерно для классической музыки. И он играл ее ОЧЕНЬ выразительно, как в динамических акцентах, так и в агогике (изменениях темпа). Но! Он был абсолютно не способен сыграть всю пьесу немного быстрее или медленнее, сохранив ритмический рисунок и пропорциональные изменения темпа!

Пример 2. В танцевальных кружках нередко возникает подобная ситуация - разучив движения в медленном темпе, ученик не может ПРОПОРЦИОНАЛЬНО ускорить исполнение (увеличить темп) и наоборот, исполняя быстро, не может воспроизвести медленно.

В хореографических кружках встречается еще одна беда: педагог нередко дает счет (1,2,3,4 …) не по равным долям такта, как это делают музыканты, а по номерам движений -1,2, потом заметная пауза, потом 3,4 и т.п. Получается, что равномерный счет прерывается и сам педагог препятствует четкому формированию мысленной равномерной СЕТКИ, пульсации, на которую и "нанизываются" движения.

В обоих этих примерах ученик "снял, скопировал" АБСОЛЮТНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ временных интервалов между событиями. И, точно так же, как педагог, может их воспроизвести. Т.е. он исполняет движения без внутреннего "пульса, метронома" (СЕТКИ!), а на мышечной и слуховой памяти. Но без сетки он не может изменить темп произвольно!

Представьте себе хорошо растягивающуюся резиновую полоску, скажем, в 1 метр длиной. Давайте растянем ее до 1,5 метров, закрепим, затем разлинуем для размера 4/4 по 16-м нотам. Всего выйдет 16 временных интервалов. Теперь заполним "этот такт" каким-нибудь ритмическим рисунком. Вот, а теперь …

А) освобождая полоску, позволяя ей вернуться к первоначальной длине в 1 метр, мы увидим, как ВСЕ интервалы стали пропорционально меньше. Но музыкальный "смысл" не изменился - этот ТОТ ЖЕ самый рисунок, только темп больше!

Б) напротив, растягивая полоску еще более, мы также не нарушим рисунок, а лишь замедлим темп.

И что нам позволяет это делать? - "Строгая привязка нот (музыкальных событий) к сетке". Да, в музыке ОТНОШЕНИЯ, ПРОПОРЦИИ намного важнее абсолютных значений. От музыканта не требуется точно воспроизводить интервал в 10, 20 или 50 мс, а вот точно сохранять пропорции крайне НЕОБХОДИМО.

А в обоих приведенных ранее примерах ученики достаточно хорошо запоминали и воспроизводили абсолютные значения временных интервалов. Но, не имея навыка представления внутренней пульсации - СЕТКИ при слушании и исполнении, они не могли изменить темп. Их можно было бы смело отнести к тем, у кого не развито чувство ритма. Да, и в ансамбле они бы постоянно ошибались...

Продолжение следует.

ПРИМЕЧАНИЕ: По этой теме будет несколько материалов - текстовых и видео. В вы найдете ссылки на все опубликованные материалы.

Анна Землянова Тренер по хореографии

Анна, почему развитие ритма так важно?

Чувство ритма напрямую связано со слухом человека, и в этом одна из его особенностей. Соответственно, развивая музыкальный слух, мы развиваем и чувство ритма. И наоборот. Даже если Вы не планируете отдавать ребенка в танцы или вокальную студию, развитие чувства ритма положительно сказывается на общем развитии ребенка. В частности, участвуя в формировании фонематического слуха и дальнейшем развитии речи. Для меня, как для педагога по хореографии, безусловно, важна та сторона чувства ритма, которая отвечает за хореографию. Без чувства ритма нет танца. Неритмичный танец (что само по себе противоречит понятию танца) вызывает у зрителя ощущение дисбаланса. Существует музыка и существуют танцевальные движения. По отдельности каждое из них может существовать прекрасно, но стоит нам объединить эти понятия, может получиться совершенно другая картина.

Что же делать, чтобы такого не произошло?

Конечно, развивать чувство ритма! Как? У некоторых детей с рождения оно очень хорошее: ребенок слышит музыку и без затруднения может шагать в ритм музыки и хлопать в такт. Есть и такие дети, которым сложно это дается. Чувство ритма и музыкальный слух нужно развивать, и это весьма непростой процесс, требующий и времени, и терпения. Но все цели достижимы при регулярных занятиях и должном уровне упорства и желания! Можно развивать чувство ритма и в домашних условия, но Вы должны точно знать, что с Вашим музыкальным слухом все хорошо и Вы сможете правильно научить ребенка.

Чувство ритма необходимо не только танцорам и музыкантам. Оно должно быть развито у всех. Ведь оно напрямую связано с умением управлять своим телом, с координацией движений. В детском возрасте это влияет, в первую очередь, на умственные человека, да и на личностное развитие в целом. Ранее считалось, что чувство ритма, как бы ни хотелось, но развить невозможно, сейчас же доказано, что это вполне реально осуществить.

Можно ли развить чувство ритма?

Ранее упоминалось, что его можно и нужно развивать. Если казалось, что чувство ритма, как и музыкальных слух, - нечто из рубрики врожденных способностей, то наукой доказано, что с помощью специальных все это можно с легкостью развить.

Как развить чувство ритма в музыке и в танцах?

  1. Метроном . Все слышали о том, что занятия с ним в разы помогут улучшить чувство ритма. Всегда начинайте с медленных темпов, и каждый раз прибавляйте по 5 ударов.
  2. Запись . Записывайте на диктофон, видеокамеру все ваши занятия. Как не верти, но со стороны легче увидеть собственные ошибки.
  3. Объективный взгляд . Если речь идет о развитии чувства ритма в музыке, то во время игры важно слушать себя со стороны. Таким образом лучше слышны и видны ошибки.
  4. Внимательно слушаем . Танцорам рекомендуется тщательно вслушиваться в музыкальную композицию, мысленно раскладывая ее по частям: ритм, вокал и сама мелодия. В любом аудио есть фон. Вот к нему и следует прислушаться. Поначалу это нелегко, но со временем благодаря этому упражнению любая композиция будет воспринята совсем по-новому. К тому же нелишне отстукивать ритм по столу.
  5. Прохлопывания . И детям, и взрослым многие педагоги советуют прохлопывать музыку, выделяя хлопками сильные и слабые участки.
  6. Больше музыки . Анализируйте композиции различных жанров. Поначалу это должны быть мелодии, в создании которых используются разнообразные музыкальные инструменты. К примеру, это может быть латиноамериканская музыка.