Когда новорожденный ребенок начинает слышать и видеть после рождения: этапы развития слуха и зрения по месяцам. Музыкальное развитие и воспитание детей: музыкально эстетическое, ритмическое и развитие слуха

Слух необходим ребенку не только, чтобы воспринимать огромный объем информации из окружающего мира, но и для обучения языку, который стимулирует развитие мышления ребенка. Поэтому очень важно обнаружить и скорректировать проблемы со слухом как можно раньше.

Практически сразу после рождения врачи проводят экспресс тест слуха ребенка, и далее ваш педиатр отслеживает его развитие на каждом приеме.

Когда развивается слух

Внутреннее ухо уже полностью сформировано еще в период беременности на 20 неделе, и дети рождаются с полностью развитым слухом. Таким образом, ребенок готов слушать и учиться с самого рождения.

Как развивается слух

Голоса (особенно высокие) привлекают внимание малышей с самого рождения. Ребенок реагирует на знакомые звуки (например, на ваш голос или голос вашего партнера) и его, скорее всего, испугают громкие или неожиданные звуки.

Как ребенок реагирует на звуки, зависит от его темперамента. Более чувствительные дети могут реагировать на каждый шорох, в то время как более спокойные дети могут не обращать на них внимания.

Примерно к 2 месяцам большинство детей замолкают, когда слышат знакомые голоса и могут издавать звуки напоминающие: «оох..». Не стоит волноваться, если ребенок смотрит в другую сторону, когда вы с ним разговариваете, однако скажите своему врачу, если ребенок вообще не реагирует на ваш голос или окружающие звуки.

В 4 месяца дети начинают искать глазами источник звука, а в 6 месяцев они начинают пытаться подражать звукам. К 8-ми месяцам они начинают лепетать и реагируют на изменение тона голоса. К своему первому дню рождения ребенок наверняка скажет отдельные слова: ма-ма, па-па и будет отзываться на свое имя.

Слух будет помогать ребенку познавать мир и общаться с ним.

Не смотря на то, что ребенок рождается с полностью сформированным слухом, отдел мозга, отвечающий за сложные звуки и понимание смысла услышанного, будет развиваться до 12 лет.

Роль родителей в развитии слуха

Чтобы избежать нарушений слуха у ребенка следуйте простым правилам.

Держите предметы, которые могут попасть в уши (например, ватные палочки) подальше от них.

Делайте все возможное, чтобы поддерживать здоровье ребенка и избежать, например, инфекции уха.

Оберегайте ребенка от продолжительных громких звуков (уровень шума должен быть таким, чтобы вам было удобно разговаривать).

Чтобы стимулировать развитие слуха у ребенка предоставьте ему возможность услышать различные звуки.

Познакомьте ребенка с различной музыкой от популярной до классической. Иногда можете напевать ребенку, познакомьте его с тиканьем часов или звоном колокольчиков, раскачивающихся на ветру.

Читайте и разговаривайте с ребенком вне зависимости от его возраста. Слушание вашего голоса поможет ребенку развить чувствительность к интонации, что важно при овладении языком. Экспериментируя с высотой вашего голоса, используя акценты, пение и различные звуки вы можете сделать свое общение с ребенком более интересным для него. Помимо этого, чем больше вы говорите и читаете ребенку, тем больше слов он будет знать к тому моменту, когда будет готов начать говорить.

Не стоит непрерывно разговаривать с ребенком, однако если вы замечаете, что ему интересно, что вы делаете – расскажите ему об этом. Можете комментировать то, что слышит ребенок, например, лай собаки ил звон колокольчиков.

В 4 или 5 месяцев ребенок может начать пристально смотреть вам в рот, когда вы говорите.

Когда стоит волноваться

Обратите внимание на хронические нарушения слуха, которые были в вашей семье или в семье вашего партнера и расскажите об этом вашему врачу.

В тоже время учитывайте, что дети могут спать, не смотря на лай собаки или пронзительный телефонный звонок. Это совершенно нормально. Однако, как правило, родители замечают, если есть подозрения на нарушения слуха у ребенка. Чем раньше вы поставьте вашего доктора в известность об этом – тем лучше. Экспериментально доказано, что предоставление помощи детям с нарушением слуха до 6-ти месячного возраста оказывают значительное влияние на развитие речи и мышления.

Вы можете или написать свой.

Ребенок испытывает стресс при рождении. Резкая перемена бытия, которая ждет его вне материнской утробы, могла бы стать еще более сильным стрессом, но природа позаботилась о том, чтобы с первых дней жизни дети адаптировались к новой реальности постепенно. Слух и зрение у малыша еще не такие, как у взрослых - понадобится время, чтобы они развились и стали полноценными. Когда же новорожденный начинает слышать и видеть, как протекают процессы развития и сколько на них требуется времени, мы рассмотрим подробно в этой статье.

Малыш рождается на свет совсем маленьким и беззащитным. Тем не менее, природа позаботилась о нем, предоставив все необходимое для комфортного существования и постепенного взросления

Как развивается слух у новорожденного?

Наука говорит о том, что слышать ребенок начинает уже на 16-17 неделе развития, то есть еще будучи 4-месячным плодом. Он хорошо слышит музыку, голоса и другие звуки, которые окружают его маму. Когда он появляется на этот свет, с первых же дней жизни способен узнавать те звуки и мелодии, которые слышал наиболее часто, особенно мамин голос.

Сначала у новорожденных детей проявляется реакция только на громкие звуки, а на тихие голоса или бубнящий телевизор они не обращают внимания - это нормально и вовсе не значит, что у малыша снижен слух. Проверить его можно легкими хлопками в ладоши рядом с ушком ребенка или звонкими погремушками. О том, что он услышал эти звуки, скажет его реакция в виде:

  • движений ручками и ножками;
  • изменений мимики;
  • движений глазками;
  • вздрагивания или замирания.

Итак, когда же новорожденный начинает слышать? Теперь мы знаем, что еще в материнской утробе. Вертеть головой в поисках источника звука он станет только к концу 3-го месяца – к этому времени он уже научится держать голову, а жажда познания окружающего мира будет способствовать развитию слуха и зрения. К 5 месяцам кроха уже сможет реагировать на интонации и различать голоса окружающих.

Таблица развития слуха от рождения до 1 года

Возраст Слуховое развитие
До 5 недель При громком звуке широко раскрывает глазки, моргает, вздрагивает (рекомендуем прочитать: ). Во сне может шевелиться или даже проснуться.
1,5-4 месяца Ищет глазками источник звука, также замирает и раскрывает глазки. Ближе к концу 4 месяца начинает поворачивать головку в сторону звука.
4-7 месяцев Прислушивается, поворачивая головку к звуку.
7-9 месяцев Научается определять местоположение звука, который издается сбоку и снизу
9-12 месяцев Умеет определять местоположение звука со всех сторон: верх-низ, левая-правая сторона, передняя-задняя сторона

Отклонения в развитии слуха

Не стоит пытаться самостоятельно диагностировать у своего ребенка плохой слух - доверьте это дело специалисту. Тем не менее, проявлять наблюдательность нужно всегда. Малыша необходимо показать врачу, если вы заметили какие-то из следующих признаков:

  • ребенок никак не реагирует на резкие громкие звуки;
  • малыш не выражает никаких эмоций, когда вы разговариваете с ним (подробнее в статье: );
  • в возрасте 4 месяцев его не интересуют музыкальные игрушки, разговоры окружающих и другие источники звуков;
  • ребенок часто трогает свои ушки (этот признак может также говорить о повышенном давлении либо инфекции).

Доверить обследование малыша лучше специалисту, который сможет поставить точный диагноз или успокоит чрезмерно мнительных родителей

Полезно знать и то, к чему приводят осложнения со слухом у новорожденного. Если вам важно здоровье вашего малыша, имейте в виду следующие факторы:

  • краснуха или корь во время беременности;
  • увлечение алкоголем и наркотиками;
  • прием при беременности антибиотиков и других токсичных медикаментов.

К тому, что ребенок плохо слышит, могут привести и патологические роды. Не бойтесь перестраховаться: если видите, что начинают проявляться какие-либо из вышеперечисленных признаков, сразу обращайте на них внимание участкового педиатра. Многие проблемы со здоровьем удается успешно решить именно благодаря тому, что их вовремя обнаружили.

Как формируется зрение?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Зрение у новорожденного также функционирует с первых дней жизни, хотя сразу оно расплывчатое и формируется в течение первого года. После родов дети видят, но все по-разному: одни уже готовы познавать окружающий мир через зрение, а другие только щурятся и прикрывают глазки.

Острота зрения у новорожденного также отличается от остроты зрения взрослого (0,005-0,015) - в течение первых месяцев она достигает показателя 0,01-0,03. Развитие зрения тесно взаимосвязано с процессом формирования центров головного мозга, глазного яблока и сетчатки. Так называемого желтого пятна (фрагмента сетчатки, на котором достигается стопроцентное зрение 1,0) у новорожденного пока нет.

За 1 год зрение малыша формируется окончательно. Состоит этот процесс из следующих этапов:

  1. Сразу после рождения ребенок видит лишь серые тона и может различить только свет или темноту.
  2. В 1 месяц на общем нечетком фоне выделяются большие предметы.
  3. В 2 месяца – формирование центрального зрения. Малыш уже может фокусировать взгляд на предметах, причем даже не смотреть на них неподвижно, а «скользить» по ним, водить глазами за движущимися людьми.
  4. В 3 месяца ребенок начинает различать красный и желтый цвета.
  5. В 4 месяца малыш уже видит хорошо. Он различает и другие цвета, но без оттенков; с интересом рассматривает свои ручки и игрушки, которые уже может хватать и держать. Расстояние до предметов ему пока не удается оценить, также как их объем (например, он может пытаться схватить нарисованный цветок).
  6. В 5 месяцев ребенок различает все цвета. Уверенно хватает игрушки и тянет их в рот, что говорит о развитии координации движений.
  7. В 6 месяцев светочувствительность детских глаз приближается ко взрослой (2/3 от уровня взрослого).
  8. В 7-8 месяцев малыш различает геометрические фигуры.
  9. В 8-12 месяцев детский глаз уже способен различать части предметов и оттенки цветов (рекомендуем прочитать: ).

К концу первого года зрение формируется полностью. Ребенок видит окружающий мир так, как взрослые. Теперь стоит позаботиться о том, чтобы сохранить это зрение.

Таблица развития зрения от рождения до 1 года

Возраст Развитие зрения
До 3 месяцев Прослеживает движение предмета/игрушки сначала по горизонтали (по дуге), немного позже - по вертикали. Ближе к 2-3 месяцам формируется комплекс оживления - смотрит в глаза взрослому, улыбается.
4-6 месяцев Главный объект изучения - собственные ручки. Он детально изучает их, соединяет перед собой на уровне животика. Начинает видеть отдаленные объекты (игрушки).
7-10 месяцев Полностью развито бинокулярное зрение. Объектом пристального интереса становятся очень мелкие предметы (до 0,5 см), например, хлебные крошки. Пытается брать их пальчиками.
11-12 месяцев Рассматривает различные предметы. Интересуется картинками в книжках.

Возможные патологии зрения

Для того, чтобы у ребенка произошли отклонения в формировании зрения, нужны серьезные причины. Обычно они связаны с течением беременности. Причинами плохого зрения или слепоты могут быть:

  • краснуха, которой переболела мать во время вынашивания малыша;
  • токсемия, токсоплазмоз или токсокароз.

Внимательное наблюдение за поведением ребенка поможет быстро распознать развивающуюся патологию. Мама может самостоятельно проводить несложный тест: закрыть малышу один глаз и показать игрушку, а затем повторить это с другим глазом. Если с глазками у малыша все в порядке, он обязательно будет реагировать на красивый предмет. К концу первого месяца жизни он уже должен уметь хотя бы ненадолго фокусировать взгляд.


В норме детки должны сразу реагировать на игрушки, уметь фокусировать на них взгляд после первого месяца жизни, пытаться дотянуться до интересного предмета по мере своих сил

Многие дети до полугода могут немного косить - это нормально, так как бинокулярное зрение сформируется только к 6 неделе, а осознанно видеть малыш начнет после 12 недель. Тогда же он начнет синхронно работать обоими глазами, а пока он этого не умеет, может казаться, будто он смотрит каждым глазом отдельно. Если после 6 месяцев ничего не изменилось, следует обеспокоиться вероятностью развития косоглазия и обратиться к врачу. Неэстетичный внешний вид – не основная опасность косоглазия. Если его не скорректировать, оно может привести к слепоте.

Чтобы способствовать правильному развитию зрения у новорожденного, необходимо с самого раннего возраста использовать простые приемы:

  • ребенка нужно стараться побольше держать в вертикальном положении – так ему проще сфокусировать взгляд;
  • когда новорожденный начинает уже видеть хорошо, не стоит быстро перемещать его, нужно дать время, чтобы он сосредоточился;
  • предметы или лица должны быть на расстоянии около 40 см от лица малыша, во избежание развития косоглазия;
  • не допускайте плохой освещенности в детской комнате.

Психологи советуют во избежание стрессовых моментов маме и всем близким, с которыми живет ребенок, по возможности не менять внешний вид – прическу, очки, усы и бороду. Рекомендуется даже мимику не слишком разнообразить. Первое время лучше сохранять вид, привычный для новорожденного.

Если у ребенка есть музыкальный слух, то ему легче научиться петь и играть на различных инструментах, а чувство ритма помогает в танцах.

Музыка – это неотъемлемая часть общей культуры. И очень важно с раннего детства вырабатывать у ребенка хороший вкус, дать хотя бы минимальные знания в этой области. Музыка вносит гармонию в жизнь и развивает ребенка, помогает ему раскрываться эмоционально, воспитывает чувство прекрасного. К тому же музыкальные занятия развивают мышление, координацию движений, вырабатывают усидчивость, внимание, дисциплину, настойчивость. Разве такие качества кому-то повредят?

Каждый ребенок имеет свои музыкальные способности. У кого-то из ребятишек потрясающее чувство ритма. Кто-то умеет без фальши напеть песенку. У некоторых малышей замечательная музыкальная память. Детей, с которыми вообще нет смысла заниматься музыкой, потому что они «не способны», не существует. Поэтому, если ребенку нравится танцевать, если ребенок любит петь песенки – у него есть тяга к музыке. И стоит ее поддерживать – для начала дома, в игровой форме.

Как развивать музыкальные способности у детей разного возраста

Пожалуй, самое простое, что мы можем сделать для развития музыкальных способностей у детей – это давать им возможность слушать как можно больше самой разнообразной музыки.

Ребенку от 1 до 3 лет

Мамины песни. В давние времена знакомство детей с музыкой начиналось с нежных маминых колыбельных. Постарайтесь как можно больше петь малышу. Пусть это будут колыбельные, детские песенки или просто ваши любимые песни.

Много хорошей музыки. В течение дня, когда ребенок играет, включайте ему детские песенки, классическую, народную, этническую музыку, звуки природы… Наблюдайте за реакцией маленького слушателя. Если какая-то конкретная музыка ему не нравится, предложите что-то другое. Постепенно знакомьте ребенка с разными стилями. Правда, рок и джаз нужно дозировать. Они слишком сложны для детского восприятия.

Ребенку от 4 до 5 лет

Музыкальные мультфильмы. Веселые песенки есть во многих зарубежных мультфильмах. Но было бы здорово начать со старых добрых отечественных мультфильмов. Это «Катерок», «Большой секрет для маленькой компании», «Бременские музыканты», «Летучий корабль»... Малыш быстро запомнит песни и с удовольствием станет их напевать.

Музыкальный фон. Когда ребенок рисует, раскрашивает, лепит, делает аппликации, включайте для него фоном классику. Хорошо, если музыка будет соответствовать теме поделки.

Игры на развитие музыкального чувства ритма у детей от 1 года до 5 лет

Ритм – это не только музыкальное понятие. Он есть и в поэзии, и даже в математике. Да и вообще, ритмичности подчиняется все вокруг: день сменяется ночью, лето – осенью… И научить ребенка чувствовать ритм важно для его развития.

Ребенку от 1 до 3 лет

Хлопаем в ладоши. Для первых упражнений используйте самые обычные хлопки в ладоши. Рассказывайте малышу простые ритмичные стишки, четко разделяя их на слоги, и хлопайте в ладоши на каждый слог или на каждый второй слог. В этих случаях у вас получится разный ритм. Подойдут, например, стихи Агнии Барто про игрушки: «У-ро-ни-ли-ми-шку-на-пол о-тор-ва-ли-ми-шке-ла-пу…» Потом возьмите малыша за ручки и помогайте ему хлопать правильно. По мере взросления у ребенка будет получаться все лучше и лучше отбивать ритм самостоятельно.

Бубен. Эта замечательная игрушка должна быть в арсенале каждого малыша. Самые маленькие музыканты пусть гремят в свое удовольствие, как им захочется. Ближе к 3 годам покажите малышу, что в бубен можно не просто стучать, а еще и выстукивать определенный ритм.

Барабан. Когда освоите бубен, переходите к барабану. Попробуйте вместе с малышом выстукивать на барабане ритм стихотворения точно так же, как раньше вы хлопали в ладоши.

Маракасы. Этот простейший инструмент тоже очень хорош для отбивания ритма. Если у вас нет настоящих маракасов, их с успехом заменят две погремушки. Берем «гремелки» в руки и устраиваем вместе с малышом зажигательные танцы под любимые детские песенки.

Ребенку от 4 до 5 лет

Тик-так! Играем с будильником! Поставьте перед ребенком будильник с громким тиканьем. Обратите его внимание на то, как ритмично тикают часы: тик-так, тик-так. «Потикайте» вместе с часами. А потом аккомпанируйте часам всеми способами, которые придумаете: хлопайте, маршируйте, машите руками, ритмично качайте головой, «топайте» игрушкой по столу, стучите игрушечным молотком…

Мини-диско. А почему бы вам не устроить настоящую дискотеку для ребенка? Включите веселые детские песенки, показывайте ему простые танцевальные движения, а он пусть за вами повторяет. Танцы прекрасно развивают чувство ритма.

Занятия для развития музыкального слуха у ребенка

Как и любая функция организма, музыкальный слух будет тем лучше развит, чем больше им пользоваться и его тренировать. А что же для этого нужно? Специалисты считают, что лучшее упражнение для развития музыкального слуха – это пение.

Ребенку от 1 до 3 лет

Поем с мамой. Чтобы малыш захотел петь сам, нужно как можно чаще петь при нем. Лучше, чтобы это были простые песенки, которые понятны малышу. Важно, чтобы песенки содержали короткие слова, которые кроха уже может произносить.

Музыкальные игры. Соберите все звучащие приспособления, которые найдутся в доме: игрушечные музыкальные инструменты, гитару, погремушки, свисток, пластиковую баночку с крупой… Рассмотрите с малышом эти предметы и послушайте, какие звуки они издают. А потом малыш отворачивается, а мама загадывает ему загадку: что сейчас звучало? Потом поменяйтесь с ребенком местами и отгадывайте его загадки. Такая игра развивает музыкальный слух, память и внимание ребенка.

Ребенку от 4 до 5 лет

Караоке для детей. Пение под караоке – замечательное развлечение не только для малыша, но и для всей семьи. Если в каких-то местах малыш фальшивит, правильно пропойте с ним эти кусочки несколько раз, чтобы он старался вам подражать.

Детские музыкальные инструменты: ксилофон и детское пианино. Часто к таким игрушкам прилагается песенник с нотами. Если такового нет, можно найти ноты простеньких песенок в Интернете (или подобрать на слух) и сделать для малыша подсказку, нарисовав вместо нот цветные квадратики, соответствующие клавишам ксилофона (на клавиши пианино тоже можно наклеить цветные квадратики-подсказки). И пусть кроха тренируется!

Музыкальные сказки. Это чудесный материал для развития музыкального слуха и приобщения малыша к культуре. Например, хорошо известная сказка Сергея Прокофьева «Петя и волк» – это своего рода путеводитель по симфоническому оркестру. Там каждому герою соответствует «свой» музыкальный инструмент: утке – гобой, птичке – флейта, кошке – кларнет и др. Многократно прослушивая сказку, ребенок научится на слух распознавать тембр инструментов.

А самой замечательной игрой будет домашний концерт, в котором поучаствует вся семья. Берем гитару, или флейту, или губную гармошку, выдаем остальным бубен, маракасы, деревянные ложки, барабан – и исполняем все вместе любимую песню. Возможно, соседям не слишком понравится эта «какофония», но ваш ансамбль не часто собирается, верно? Ведь очень важен заряд положительных эмоций, которые получит малыш, вы сами и ваши близкие. И понимание, что еще одно достоинство музыки – это привнесение в жизнь светлых моментов, которые обязательно запомнятся надолго.

Возможно, вас заинтересуют тесты

Все мы знаем, что для того, чтобы ребенок быстрее научился говорить, нужно читать ему книжки и много разговаривать именно с ним (а не по телефону в его присутствии). Чтобы ребенок научился говорить "чисто", хорошо выговаривая буквы, нужно говорить с ним очень четко, не глотая окончания и не коверкая слова. А бабушкам запретить сюсюкать - очень они это дело любят. Впрочем, это тоже давно и хорошо известно.

Дети очень любят подражать. В принципе, все начальные умения берутся из подражания взрослым. И никогда ребенок не будет читать книги, если в его присутствии не читают и не обсуждают прочитанное родители. Точно так же дело обстоит и с развитием музыкального слуха у детей. Если родители не поют и не играют на музыкальных инструментах, детям не с кого брать пример. Поэтому определимся сразу: хотите развить слух у ребенка? Развивайте его сначала у себя (не забываем, что папы Баха и Моцарта тоже были музыкантами). Как правило, родители задумываются о развитии слуха, когда ребенку уже минимум 4 года. Они ведут его в музыкальную школу, и там пытаются научить его скрипеть, барабанить или дудеть на чем-нибудь. Но ведь это очень поздно, и совсем-совсем не эффективно!

Конечно, если ребенок - самородок, дорогу он все равно себе пробьет, не смотря ни на что. Но если ребенка отдают в школу только ради пользы и общего развития - как правило, это потраченные впустую время и деньги. И стойкая нелюбовь к музыке на всю жизнь.

Итак, определимся: чем раньше начать развитие слуха у ребенка, тем лучше. В идеале, надо заниматься этим еще до его рождения. Причем, если раннее чтение, плавание, и прочие развивающие занятия вызывают много споров, и полезны только условно, то правильно организованные занятия музыкой полезны безусловно. Ведь в принципе, это всего лишь игра, ни к чему не обязывающая, и очень веселая.

Закрепим. Хотите вырастить Моцарта?
1. Занимайтесь музыкой сами, в любой доступной форме.
2. Начните занятия музыкой еще до рождения ребенка.

Секрет заключается именно в правильности организации занятий. Беременным часто советуют слушать классическую музыку, и некоторые мамы доходят до того, что надевают наушники прямо на животик. На мой взгляд - совершенно неэффективный способ. Я уже писала, что если вы - не поклонник музыки, тем более, классической музыки, то и ваш ребенок слушать и любить ее не будет. Плюс, если немного освежить знания физиологии человека и физических законов природы, становится очевидно: ребенок в животе практически не слышит музыку извне.

Попробуйте сами погрузить голову под воду и попытаться услышать что-либо, кроме шума в ушах. А если еще вспомнить, что голова ребенка к концу беременности находится в районе таза... Как прикажете слушать музыку, находясь в... Ну, в общем, там?

Я не утверждаю, что слушать музыку вообще не надо. Надо! Причем, не только спокойную классическую. Танцевальная, легкий рок, эмоциональная классическая - все это годится к прослушиванию! Ведь ребенок очень хорошо ощущает эмоции, которые испытывает мама при прослушивании.

Если есть силы и желание, то живые концерты тоже то, что вам надо! Например, будучи на 7 месяце беременности мы с сыном ходили слушать "Травиатту". А до этого были и выступления на концертах, и эфиры на телевидении, и репетиции. И ребенок ясно давал понять, какая музыка ему нравится, а какая нет. Особенно сильно любил он звук арфы, которую я рекомендую всем будущим мамам, как источник невероятно приятных эмоций!

Но самое главное - пение самой мамы. Вибрации, которые рождаются в теле при пении, передаются через кость и жидкость организма, и ребенок имеет возможность слушать и слышать самый лучший в мире голос - голос мамы. Кстати, работа диафрагмы в процессе пения - вот первые уроки ритмики для малыша.

Правильное пение и связанное с ним правильно организованное дыхание полезны не только малышу, но и будущей маме. Дыхание помогает в родах, улучшает здоровье и душевное самочувствие. Это слышат почти все мамы на курсах для будущих родителей, и это - правда.

Итак, закрепим:
1. Слушайте музыку. Разную! Чем больше, тем лучше.
2. Пойте сами. Громко и тихо, весело и грустно, главное - с душой! Что останется бедному младенцу? Полюбить этот голос, раз не получается заткнуть уши! Пойте как умеете, главное, чтобы это нравилось вам и малышу.

Если вы делали все правильно, много пели и слушали разную музыку, то после рождения ребенка вы получите небольшой бонус. Детка будет узнавать и любить ваш голос. Приучите его сразу к нескольким колыбельным (запаситесь репертуаром заранее), и когда он будет капризничать, пение станет огромным подспорьем в деле усмирения младенца. Все это произойдет, конечно, не сразу, но при должной настойчивости непременно принесет свои плоды. Не стесняйтесь, ребенок больше всего на свете любит ваш собственный голос.

Так смешно смотреть, как месячный ребенок пытается открывать рот вместе с мамой и пропевать то же, что поет она... Дальше больше: любимые стихи Чуковского и Барто очень хорошо ложатся на музыку. Не на какую-то известную музыку, а просто на музыку. Выдумывайте подобие мелодии, развлечете не только ребенка, но и себя. Ведь очень трудно сто пятьдесят раз читать одинаковым голосом "Муху-цокотуху".

Так же очень хорошо обеспечить ребенка музыкальными инструментами (кастрюли - не в счет!). Пусть это будут какие-нибудь дудки, игрушечная гитара, синтезатор. Главное, чтоб инструмент давал возможность играть и самому ребенку, а не просто сам играл музыку. Крепитесь! Какофония - важный этап на пути становления любого музыканта!

Недавно мой двухлетний сын открыл для себя кластеры (кто не в теме: это нажатие клавиш разными частями тела). Ему подарили синтезатор: простенькие клавиши с небольшим набором демо, и разными звуками. Первое, что сделал ребенок - стал нажимать на клавиши локтями и даже ногами, и наслаждаться. Пришлось объяснять ему, что такое консонанс и диссонанс. В результате, игры ногами и локтями стало меньше, зато ребенок научился нажимать двумя пальцами разные клавиши, и спрашивать: "А это?". Тут и наступило время рассказывать про разные интервалы. Это все к тому, что ребенок должен быть обеспечен подручными материалами, а вы должны иметь минимальные познания в музыке, хотя бы на уровне "до-ре-ми".

Итак, договоримся:
1. Вы много и с удовольствием поете ребенку, воспринимая это не как нудное занятие, а как веселую игру.
2. Каждому музыканту по инструменту! Родителям желательно тоже обзавестись.

По прочтении статьи, наверняка многие скажут: и все равно, музыкальный слух - это дар, талант и особенность. И тут я сразу не соглашусь. Я много наблюдала за чужими детьми, теперь и за своим сыном, и вижу, насколько жадно все без исключения дети учатся говорить, издавать разные звуки, общаться. С каким рвением часами они произносят одно и тоже слово, набор звуков, все улучшая и улучшая свои речевые способности (вот бы и в школе все они учились так прилежно!).

Те, кто занимается изучением языков, знают, что для правильного произношения очень важен музыкальный слух. Да-да, именно музыкальный. Понимание того, где находится ударение, какой слог растянуть, какой сжать, как именно произносятся те или иные звуки чужой речи - это все задачи музыкального слуха.

Давайте послушаем, как дети учатся говорить. Многократно повторяя одни и те же слова, сначала неправильно, потом все правильнее, ребенок вырабатывает четкое произношение. И знаете что? Ведь никто из взрослых не говорит "вОда" вместо "водА" и "нОга" вместо "ногА". А это значит (та-ра-ра-рам!), что все люди изначально имеют музыкальный слух! Конечно, я имею в виду здоровых нормальных людей.

К сожалению, потом где-то в возрасте трех лет музыкальный слух начинает отмирать за ненадобностью. В свое время я очень удивлялась, слыша как хорошо трехлетки подбирают на слух простенькие мелодии, а потом, через несколько лет у этих же детей не находила даже зачатков слуха. Самое большое, что у них оставалось - это желание танцевать. Но не петь и не музицировать.

Поэтому оставим разговоры про Божью искру в стороне, и примем как данность: все желающие учиться музыке могут начать это делать беспрепятственно! Не все станут музыкантами, потому что кроме слуха музыканту необходим еще соответствующий темперамент и склад ума ("склад ума" - хорошо написала!), но вырастить ребенка музыкального, и даже музыкально-танцевального под силу любому родителю.

  • Как только ребенок начнет повторять за вами слова, хватайте быка за рога, и начинайте с ним занятия... вокалом. Не с быком, конечно, а с ребенком. Заметив, что ребенок спокоен и весел, предложите ему повторить за вами простенькие две-три ноты с любым слогом или гласной буквой. Например, слог "Ма-ма-ма", спетый по трезвучию. Уверяю, результат будет феерический, поэтому видеокамеру держите под рукой!

Еще у нас сыном хит сезона - "Кошачий концерт" Дж. Россини. Я пою основную партию, а сын вставляет тоненькие "Миу!".

  • Дальше - больше. Кроме простых повторов, периодически спрашивайте его "А как мама поет?", "А как дядя на дудочке играл?" (надеюсь, вы продолжаете давать ребенку слушать разную ХОРОШУЮ (а не "Владимирский централ") музыку?). Результатами восхищаться обязательно: ничто так не греет музыканту душу, как бурные аплодисменты.

Наверняка ваш ребенок от избытка эмоций любит поорать. Не поплакать и покапризничать, а именно поорать. Это когда он выбегает на улицу с криком "ААААААААААААА!!!". Дайте ему возможность покричать, но иногда можно попросить его не кричать, а спеть. Энергия, направленная в нужное русло - вот то, что нам нужно.

  • Не шпыняйте его, когда он вопит в подъезде, наслаждаясь собственным голосом: ведь очень многие люди не поют именно потому, что их забили в детстве. Найдите в вашем районе арку в многоэтажном доме, и периодически ее посещайте, научив ребенка громко там кричать и слушать, что получится (устройте конкурс, кто кого перекричит, но в разумных пределах, конечно!). Возмущенным жильцам объясняйте, что растите Лучано Паваротти, и именно в этой арке потом будет висеть позолоченная табличка "Здесь учился и работал гений".
  • На любом музыкальном инструменте, имеющем ноты (это я к тому, что кастрюли не подойдут), покажите ребенку, где живет медведь, где волк, где лиса, а где птичка-синичка. Ясное дело, что медведь - самые низкие ноты, синичка - самые высокие. Пусть потом сам слушает и сочиняет сказки про зверей на музыкальном инструменте. Это научит ребенка различать низкие и высокие звуки.

И еще одно. Хорошей музыке - зеленый свет, но только не в фоне! Послушали и выключили. Ничто так не будит творческие музыкальные способности как тишина в доме. Если в доме постоянно работают радио, телевизор или магнитофон, можете попрощаться со слухом и голосом. И своим, и ребенка (а вы думаете, почему сейчас так мало хороших голосов?).

Итак, подведем итог:
Все мы знаем, как трудно занять двухлетку. А за счет музыкальных занятий жизнь можно конкретно разнообразить! Поделал то, позанимался этим, а тут уж время купаться и спать подошло! Ура!!!

О занятиях с более старшими детьми я, возможно, напишу позже. Устроив, так сказать, полевые испытания.

Очень часто родители беспокоятся насчет того если ли музыкальный слух у их ребенка и можно ли его развить. Безусловно, слух есть у всех в той или иной степени, ведь это всего-навсего навык и самое главное правильно и вовремя его развивать. Ничего сложного в этом нет, ведь большинство упражнений проходят в виде интересных игр, которые придутся по душе как крохе, так и его родителям.

Особенности развития музыкального слуха.

Как и любая другая способность человека, музыкальный слух может развиваться и тренироваться. Это не что иное, как запоминание определенных структур, компонентов музыкальной ткани, их осмысление и воспроизведение. При развитии слуховой памяти, а также определенных знаний это не составит особого труда. Возрастных ограничений, по развитию музыкальных навыков нет, занятия можно начинать в любом возрасте, даже если человек утверждает, что ему «наступил медведь на ухо». Однако, наиболее легче это сделать именно в детстве.

В каком возрасте можно начинать развитие слуха.

Здесь действует один закон – чем раньше, тем лучше. Первое, что запоминает малыш – это мамин образ и голос. Поэтому пойте колыбельные, чаще разговаривайте с ребенком, он будет следить за интонацией. Чуть позже можно включать ему для прослушивания небольшие фрагменты классической музыки, звуки природы. При этом важно взаимодействовать с малышом, рассказывать, что звучит, какой характер музыки. Выделяйте некоторые моменты в композиции чтобы привлечь внимание крохи и поясняйте их, например, звучание колокольчика, капли дождя, пение птиц. Играя с погремушками, также комментируйте звуки, как звучит тот или иной предмет (громко, тихо). Ближе к году малыш начинает делать первые шаги, можете начать развивать у него чувство ритма. Включайте музыку и хлопайте в ладоши в такт ей. Регулярно выполняя такое несложное упражнение, вы заметите, что малыш без труда сам сможет повторить это. Можно попросить хлопнуть или топнуть ногой только в определенный момент, например, на каком-нибудь слове или ярком фрагменте. Такие занятия отлично разовьют ритм, а также слух, память и координацию.

Ближе к двум годам можно начинать изучение низких и высоких звуков. Для этого отлично подойдут программные произведения различных композиторов, послушайте вместе с малышом отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова или «Карнавал животных» К. Сен-Санса, обсудите то, что вы услышали. Также полезно будет знакомить малыша со звуками, которые издают различные животные, учите с ним вместе как «говорит» корова, кошка, мышка, комарик, у кого из них высокий голос, у кого низкий. Уже в этом возрасте можно пока в игровой форме учиться извлекать звуки на музыкальных инструментах – ксилофоне, губной гармошке, флейте, синтезаторе. Полезно использовать также барабан, маракасы и бубен.

Особенно важно при развитии музыкальных навыков уделять внимание стихам. Обратите на этот этап занятий особое внимание. Стихи А. Барто, К. Чуковского и С. Михалкова хорошо ложатся на музыку, поэтому в течение дня читайте их малышу, весьма полезно будет произносить их нараспев.

Начиная с четырех лет, можно играть в разные игры, например, угадать звучащий предмет. Для этого приготовьте различные кухонные принадлежности, это может быть стакан, фужер, кастрюля, ковш или даже терка. Карандашом постучите по нему и предложите ребенку найти этот предмет.

Предложите малышу с помощью музыкальных инструментов, которые у вас имеются в арсенале изобразить звуки природы и голоса животных. Детям постарше предложите нарисовать то, что они услышали в прослушанном фрагменте, это отлично развивает память, слух и образное мышление. Предварительно обсудите с ним то, что услышали, какие звуки, какие инструменты были.

Не забывайте разучивать простые детские песенки, фрагменты мелодии, петь вместе с малышом, это тоже весьма полезно для развития музыкального слуха.

Уже в этом возрасте можно вместе посещать концерты симфонического оркестра, детские представления, некоторые ансамбли и творческие коллективы устраивают специальные детские программы с элементами беседы и игры.

Во всех этих занятиях важно не только правильно и четкое выполнение ребенком всех пунктов, а в первую очередь его взаимодействие с родителями. Занимайтесь, пойте, читайте стихи и сказки как можно чаще с малышом и тогда он будет также активно включаться в музыкальную деятельность вместе с вами.