Урок по Урокам гражданственности на тему "Историческая память поколений " (6класс). Что значит для донбасса русский мир

Пояснительная записка

Тема. Историческая память поколений

Цель: продолжить знакомить со связью Донбасс и Русского мира на основе исторических памятников города Донецка Задачи: воспитывать патриотические чувства, активную жизненную позицию, любовь и уважение к своей Родине, своему городу, гуманное отношение к историческим местам родного края. Формировать знания о людях, событиях, оставивших след в истории нашего города и увековеченных в разного вида сооружений. Развивать познавательный интерес, творческую активность, обогащать духовный мир.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОУ ДПО «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ДОНБАССА

Программа образовательно-воспитательного курса 5-11 классы

Донецк 2017

Донецкой Народной Республики (приказ № 825 от 14.08.2017г.)

Утверждено решением научно-методического совета

ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» (протокол № 5 от 19.06.2017г.)

Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир»

Микросфера «Дыхание времен»

6 класс

Дата Урок № 25 Класс 6

Памятник воинам-афганцам Петровского района (Донецк)

Вид памятника: Мемориал
Населенный пункт: город Донецк, Донецкая область, Украина
Найден:

Посвящен

10.

3. Памятник борцам за установление советской власти в Донецке

Памятник-монумент в Петровском районе г Донецка был создан в 60-х годах ХХв в честь 50-ти летия установления советской власти.
Скульптор- Наум Абрамович Гинзбург, архитектор С. Томилло.

Установлен на площади Свободы. Является одним из нескольких памятников Донецка, посвященных борцам за советскую власть

4. Памятник Г.И. Петровскому

Григорий Иванович Петровский вошел в историю как революционер и советский государственный деятель. Среди его заслуг стоит отметить участие в подписании Брестского мира и разработке первой Конституции СССР. Петровский занимал высокие должности в УССР. Однако он был выведен из состава Политбюро и ЦК ВКП (б). Петровский долгое время не занимался общественной деятельностью, работая в Музее революции. Он стал единственным опальным представителем политической элиты, который остался в живых. После 1953 года Петровский вновь занялся общественной деятельностью. Григорий Иванович был похоронен у Кремлевской стены.

В честь Петровского были названы города, улицы, площади. В некоторых городах, включая Донецк, были установлены памятники. Скульптура Петровского была возведена в 1968 году. В Донецке установлен не только памятник Петровскому. В честь него названы район и площадь, где и располагается монумент.

Памятник изображает Петровского в полный рост в плаще с тростью в руке. Автором является скульптор Сергей Алексеевич Гонтарь.

Донецк, Киевский р-н, парк им. Ленинского комсомола.Лесопарковая зона на берегу реки Кальмиус откуда открывается вид на левый берег реки, ныне занятый Калининским р-ном города и Червоногвардейским р-ном Макеевки.
Оттуда, с востока, и наносили удар воинские части, освобождавшие Донбасс и г.Сталино(Донецк). Поэтому, памятник является, в некотором роде, главным памятником военной истории города и области.
Установлен в 1984г. Дополнен новыми стеллами в 1995-2000 гг. Авторский коллектив: скульпторы Ю.И. Балдин, А.Н. Порожнюк, архитекторы В.П.Кишкань и М.Я. Ксеневич, инженер-конструктор Е.М. Райгородецкий.
Посвящен памяти всех частей и соединений, освобождавших Донбасс.

Установлен на территории Донецкого медуниверситета между 1 и 2-м учебными корпусами.
Скульптор- Н.В.Ясиненко.
Установлен 8 мая 1970г., в 25-ю годовщину Победы на средства, собранные переподавателями, сотрудниками и студентами института.На лицевой стороне постамента была надпись: "1941-1945", у подножия скульптуры была расположена бронзовая плита с надписью:" Здесь заложена земля, обагренная кровью советских воинов при защите городов-героев и высоты Саур-Могила".
Плита и цифры их надписи были похищены охотниками за цветными металлом и не восстанавливались.

О на стала уникальным символом единения людей разных национальностей, разных конфессий, представителей разных государств.

Ц ентром монумента является гранитная колонна, над которой возвышается золотая фигура Ангела, ступающего по полусфере, олицетворяющей Землю. В руках Ангела голубь - символ Мира и Надежды.

О снование гранитного памятника выполнено в виде многогранника. На одной из сторон основания золотыми буквами выбито: «Ахметов Ринат Леонидович, Президент ФК «Шахтер», президент благотворительного фонда «Развитие Украины», почетный гражданин города Донецка».

8.

Памятник жертвам чернобыльской катастрофы

Район: Ворошиловский

Доп. информация: скульптор Балдин, Юрий Иванович, архитектор Бучек, Владимир Степанович

ФИЗМИНУТКА (Приложение 2)

V. Закрепление нового материала.

Блиц-опрос

1. Назовите имена деятелей, увековеченных в памятниках нашего города?

2. Каким историческим событиям посвящены памятники Донецка?

3. Как вы считаете, какое значение имеют памятники?

4. Какие памятники находятся в вашем районе (улице, поселке)?

Практическая работа «Ассоциации»

Обучающиеся, какое ключевое слово было на нашем уроке? (ответы детей) Правильно, памятник. А теперь давайте подберем к каждой букве этого слова существительное, прилагательное или глагол, связанное с темой нашего урока и с тем, что вы сегодня узнали: (примерные ответы Приложение 3)

VI. Подведение итогов урока.

Путь в культурное будущее идет через преодоление культурного беспамятства, через возрождение и освоение духовных богатств нашей культурной истории. На этом уроке вы узнали, что такое памятник, ознакомились с иторией созданий памятников в нашем городе, в ДНР и что их возводят в честь великих людей и великих событий, которые внесли огромный вклад в развитие нашего региона, меняли ход исторических событий, которые освобождали, строили, формировали нашу молодую Республику, а наша задача – беречь и помнить это наследие.

1. Рефлексия. Метод «Микрофон»

На этом уроке я узнал…

На этом уроке для меня было интересным…

На этом уроке было сложным…

2. Анализ и оценивание работы на уроке

VII. Домашнее задание.

Составить синквейн к слову «событие» или написать рассказ «История одного памятника»

Приложение 1

1.

5. Монумент "Освободителям Донбасса"

6. Памятник медработникам, преподавателям, воспитанникам и сотрудникам Сталинского Мединститута, погибшим в ВОВ

7. В 2008 году ко Дню города в Центральном городском парке им. Щербакова в Донецке установили скульптуру «Доброго ангела мира»

8. Памятник жертвам чернобыльской катастрофы

Приложение 2

ФИЗМИНУТКА

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой – Встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь

Будто мой упругий мяч

Приложение 3

ПАМЯТНИК

Патриотизм

Активность

Мир

Ясность

Территория

Не забывать

История

Красота

Когда ранней весной 2014 года весь трудовой Донбасс встал на защиту Русского Мира, такие понятия как « Русская Весна» и «Русский Мир» стали очень актуальными. Русский мир - это наши общие исторические корни, это особая историческая и духовная общность людей, основанная, прежде всего, на русской культуре и русском языке как носителях этой особой общности. На наш взгляд, Русский Мир - это наднациональное явление, феномен, и даже будучи разделённым государственными границами, представляет собой консолидирующую и солидарную силу.

Как утверждают исследователи, понятие « русский мир» является более узким, чем понятие « цивилизация». Но, несомненно, одно: идея Русского Мира является скрепляющей цивилизационной основой для дальнейшего прогрессивного развития нашего родного края - Донбасса. Следует признать, что историки, деятели литературы и искусства по- разному трактуют содержание этого понятия. Так, известный кинорежиссёр К.Шахназаров считает, что термин «русский мир» несколько узок и не отражает в полной мере те социально-экономические и культурные процессы, которые происходят на просторах этого Русского Мира. Поэтому он предлагает заменить это понятие более широким термином: например, «Советский мир», или «Евразийский Мир».

Как справедливо утверждал русский философ И.Ильин, русская идея - это идея сердца, идея совести и любви, идея правды и справедливости. Ведь русская душа особенно чувствительна к таким понятиям как, Правда и Справедливость. Да, Русский Мир олицетворяет собой правду и справедливость. И носители этих идеалов, куда бы они не приходили, всегда приходили как равные к равным. Они никогда не заставляли другие народы забыть свою самость и изменить своё самосознание. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические события и факты. Достаточно вспомнить поход русской армии в наполеоновскую Европу и вхождение её частей в побеждённый Париж под восторженные возгласы парижан, Освободительный поход русских войск в 1877-1878 году и освобождение от почти 300-летнего турецкого ига балканских народов, освобождение Советской Армией европейских стран от гитлеровского фашизма…

А сейчас за идеалы Русского Мира сражаются уже более трёх лет Народные Республики Донбасса, внуки и правнуки Победителей в Великой Отечественной войне. Следует особо подчеркнуть, что за все годы так называемой «незалеж- ности» всё русское планомерно и с невиданной последовательностью изводилось. Так, повсеместно закрывались русскоязычные школы, прину- дительно вводился украинский язык преподавания даже в технических вузах. В многомиллионном Киеве уже к 2011 году функционировало всего лишь шесть русскоязычных школ! Практически полностью прекратилось преподавание истории русской культуры - откройте украинские учебники по культурологи для вузов, там вы не найдёте и намёка на русскую культуру. В таком же духе велась и репертуарная политика театров, филармоний, всех творческих организаций и коллективов.

А озвучивание кинофильмов только на «мове!» А обливание грязью России и русских и возвеличивание пещерных украинских националистов в школьных и вузовских учебниках! «Потому мы и поднялись на борьбу, чтобы отстоять свою русскость и Русский мир!» - утверждает в свой книге « Факел Новороссии» Павел Губарев Именно по вине киевских карателей началась самая настоящая гражданская война, а её трагическая статистика продолжает вести свой кровавый отсчёт. Так, согласно данных ООН на сентябрь 2016 года, в Донбассе погибло 9640 человек, ранения получили 22431 человек, зону военных действий покинуло 1 658 206 человек . «То, что происходит сейчас на Донбассе, говорит Глава ДНР Александр Захарченко, - это передовая России. Это война Русского Мира против всего западного… Мы - это линия, которую нельзя сдать… ведь позади Москва». «И когда русский народ начинает объединяться, сильнее нашего народа в мире нет никого… А основа единства Русского мира - те духовные ценности, которые все мы обязаны сохранять для будущих поколений» .

Список литературы

1. Гречко И.В.Традиционное двуязычие на Украине как фактор её устойчивого развития / И.В.Гречко // Матерiали регiональної наукової конференцiї, 28 квiтня 2011 року. - Донецьк, 2011. - С.184-189.

2. Губарев П. Факел Новороссии / П.Губарев. - СПБ.: Питер, 2016. - 416 с. 3. 1000 дней АТО //Донецкая республика. - 2017. - №1. - С. 3. 4. Захарченко А.В. Наш путь лежит через победу / А.В.Захарченко // Боевое знамя Донбасса. - 2016. - №42. - С. 2.

5. ДНР - передовая борьбы за идеалы Русского мира // Донецкая Республика. - 2017. - №3. - С.1.

Дрямин В.А., Гречко И.В

ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I - III СТУПЕНЕЙ

55 им. А. Г. Коржа

КОНСПЕКТ ПЕРВОГО УРОКА

В 4-А КЛАССЕ НА ТЕМУ

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Филипёнок Ирина Владимировна

СЕНТЯБРЬ 2015 ГОД

Цели урока:

познакомить детей с историей Донбасса (как всё начиналось, как происходило освоение донецких земель);

дать представление о легенде как жанре, с помощью которого изучается история, обычаи, традиции родного края;

формировать научно-исторический подход к изучению предложенного материала;

развивать умение бегло работать с текстами;

воспитывать любовь и гордость к своей Родине, своей земле, к родному краю;

воспитывать чувство ответственности за будущее своего города, края, родины;

воспитывать чувство прекрасного через музыкальное восприятие материала и декламацию стихотворений;

воспитывать чувство коллективизма, дружелюбия, доброты, великодушия.

Оборудование:

ИКТ, слайд шоу, презентация фотоматериалы и дидактический материал для работы по легендам о Донбассе по книге Игоря Костыри « Думы о Донбассе» Книги-альманахи, выпущенные к юбилейным датам и праздником в донецком крае, раздаточный материал.

Ход урока

I . Приветствие. Мотивация.

Дорогие ребята, уважаемые четвероклассники, ученики выпускного класса первой ступени общеобразовательной школы № 55. Спешу вас поздравить с началом нового, четвёртого в вашей жизни учебного года и пожелать вам здоровья крепкого, радостных открытий на просторах страны знаний, терпения и сил при тех испытаниях, которые обязательно возникнут, не всё так гладко. Не сдаваться! Быть достойными своих родителей, своей школы, своего родного края - ДОНБАССА! Нашего любимого и неповторимого Донбасса!

II . Объявление новой темы и актуализация.

«Люблю тебя, родной Донбасс!»

В течение этого урока мы отправимся в путешествие во времени и соприкоснёмся с историей родного края. Хочу вас нацелить на то, что этот урок станет первым в цепочке наших уроков Донбассе.

На уроке мы с вами познакомимся с легендами Донбасса, вы прочтёте стихотворения, прославляющие наш край, мы посмотрим видеоролик, посвящённый истории Донбасса, вспомним знаменательные праздники и обязательно поговорим о тех, кто принёс славу нашей родине.

III . Ознакомление с научно-популярным фильмом « Донбасс - бесконечная история».

1. Просмотр видео.

2. Беседа по содержанию видеофильма.

IV . Работа с легендами о Донбассе.

1. Групповая работа (работа по рядам) .

Каждый ряд получает свой текст легенды, и дети сначала индивидуально, а затем совместно работают с текстами и их содержанием. Задача передать содержание легенды, предварительно отобрав на доске фото или картинки, соответствующие этому содержанию.

ЛЕГЕНДА О КАМЕННЫХ МОГИЛАХ.

Говорят, в XVIII веке стоял здесь город татарский, были мечети, развалины которых угадываются и до сих пор.

Так ли, нет, однако среди немцев-колонистов, что жили неподалеку в селе Грос - Вердер, и вправду из уст в уста пере­давалась легенда о том, что действительно на этом месте в ста­рину находился прекрасный город с великолепными дворца­ми, в одном из которых жила молодая королева.

Никто не знал, отчего город превратился в каменные на­громождения, только поговаривали, что его можно восстано­вить из руин, для чего нужно отыскать неимоверно храброго юношу. В ночь с 23 на 24 июня в 11 часов та королева появляется-де на самом высоком камне, а возле нее - чудесный цве­ток, якобы папоротник. Юноше надлежит взять этот цветок у королевы и принести в свое село. И тогда, мол, город вновь возродится. Да сделать желаемое неимоверно трудно. Потому как в то время, когда смельчак будет нести цветок, позади него раздастся страшный топот, крики, его станут преследовать привидения. Он же не должен ни оглядываться, ни проронить слова какого.

Колонисты рассказывали, что был у них в селе такой юно­ша, который никого и ничего не боялся.

Вот он в ту июньскую ночь и пошел в Каменные Могилы. И дождался таки: в 11часов увидел королеву на камне, а воз­ле нее - желанный цветок. Но едва он намерился сорвать его, королева стала просить, чтоб он не трогал. Казалось, и камен­ное сердце расплавилось бы от ее уговоров. Однако юноша все же сорвал и понес в село. Когда он шел, то чудилось, будто все бесы вырвались на волю - такой гвалт позади поднялся. А земля прямо стонала от топота чьих-то ног. Да смельчак не оглядывался, одолевал свой путь.

Навстречу ему поспешил брат и попросил показать цве­ток диковинный.

Смотри! - сказал юноша и дал ему в руки цветок.

И враз пропал и топот, и привидения, и сам цветок.

Во второй раз идти в Каменные Могилы юноша уж не ос­мелился.

Так и остался загадочный, зачарованный город не спасен­ный никем по сию пору.

А легенда вместе с немцами-колонистами перекочевала в Германию и уже оттуда пришла к нам в начале XX века.

ЛЕГЕНДА О КАМЕННОМ УГЛЕ.
Однажды бродил охотник по дикой степи, по балкам, по овражным перелескам в поисках добычи. Уже и подустал малость. Солнце же тем временем сдвинулось с полдня на запад, пора было и домой возвращаться - до дома ого-го еще сколько топать!
И он решил отдохнуть немного, а заодно чего-нибудь поесть, чтоб пополнить силы, согреть нутро кипятком. Снял с плеча добытого на охоте зайца, тетерева, пойманного сельцами, рогожную торбу с несколькими окуньками, которых он поймал горстями на мелких и узких перекатах в Лугани. А еще на подходе сюда приметил родничок в байраке, к нему он и спустился.
Затем начал собирать сушняк для костра. Видит, у подножия крутолобого склона балки свежий скат - лисья нора. Однако что за диво: земля, которую выгребала лапами рыжая наружу, какая-то необычная - черная-пречерная с виду, а в ней поблескивают черные камушки, большие и маленькие. Осмотрел нору. Сомнений не было: лисья. Да вот и шерсть рыжеватая в бурьяне позастревала.
Охотник, вернувшись, расчистил старое пастушье кострище, обложил его черными камнями, принесенными от лисьей норы, высек огонь. Когда сушняк разгорелся, положил на жар завернутого в лопух окуня целиком, а сверху присыпал той же черной землей, чтоб он побыстрее упарился и равномерно спекся. И прилег отдыхать...
Через какое-то время кинулся поглядеть на пекшуюся рыбу и страшно удивился: земля и камушки, принесенные от норы, были теперь не черные, а красные, охваченные поверху синими огоньками. Разгреб поскорее костерок, а от окуня одна зола осталась - сгорел вместе с лопушиными листьями.
- Ты смотри? - поразился охотник. - Земля горит! Или наваждение бесово?
Он посидел, в раздумье и недоумении разглядывая неслыханное доселе явление, а потом еще взял из норы тех же камешков, бросил в жар. Сначала задымило слегка, и вслед за тем сквозь дым выткнулись небольшие языки зеленовато-красного пламени.
«Вот так чуда сия! - еще больше поразился охотник. - Горит-таки земля!»
Он и об усталости, и о еде забыл. Быстро набрал в свободную торбу тех камешков и земли черной, подхватил дичь, зайца и рыбу, притужил ремень для ходкости и заторопился в слободу, чтобы рассказать односельчанам о невиданной чудо-находке. А перед глазами у него все время было видение недавно горящей земли.

ЛЕГЕНДА О САРМАТАХ.

Впервые описал отчасти природу, отчасти людей южно¬русских степей приморских - всю первобытность тогдашней здешней стороны, именуемой в то время Скифией, известный древнегреческий историк Геродот, творивший в V веке до нашей эры и прозванный «отцом истории».
По его свидетельству, давным-давно, может, две, а то и три тысячи лет тому назад жили на свете воинственные женщины амазонки. Невыразимый страх наводили они на те земли, куда делали набеги на своих летучих, ветровых конях. Никто не мог одолеть смелых воительниц.
Но в одном из многочисленных боев их победили эллины, захватили в плен, посадили на корабль. Надутые ветром паруса погнали его по волнистым водам в неведомые для них края. Долго плыли пленницы.
Как-то ночью, когда все воины спали, воительницы убили сторожевых, перебили всех эллинцев и сбросили в морскую бездну...
Да вот незадача: никто из амазонок не умел править судном. А тут, как на беду, поднялась буря на море, разыгрался шторм, он подхватил корабль и понес на белогривых волнах в темень ночи. Лишь на рассвете прибило их к неизвестному берегу.
Утром ветер стих, угомонилось море, выглянуло солнце. И стало видно, что вокруг, куда ни кинь взглядом, пластается дикая степь.
Амазонки взяли мечи, сошли на берег и двинулись степью наугад.
Через какое-то время они заметили табун лошадей, которые паслись неподалеку в сочных и высоких, едва не скрывающих их из виду, травах.
Не теряя времени, девушки поймали лошадок и поскакали в направлении скрытых огней, что выдавали себя вьющимся ввысь сизым дымком над заросшим доверху кустарниками и оттого малоприметным яром.
А как подъехали, оказалось, то были скифские воины. Амазонки враз окружили их и велели следовать за ними. Скифам понравились смелые и красивые воительницы. Они перешли с ними Танаис и остались там жить вместе. От их браков вроде бы и пошло племя сарматов.




V . Декламация стихотворений о Донбассе.

Любимый Донбасс

Славься мой родной, шахтёрский милый край…

Храмов купала, огни Донбасс Арены…

Ты живи всегда и только процветай…

Чтобы в том краю всегда смеялись дети…

Край шахтёрский ты навек мне домом стал..

Ангел мой хранитель в жизни талисман…

Я тебе отдам все лучшие года…

Знаю ты теперь судьба навек моя…

Никогда тебя, я край мой не отдам…

Прикипел к тебе, душой своей и телом…

Ты красив собой и юн не по годам…

Край родимый ты один на свете белом…

Я в тебе нашёл, навек свою судьбу…

Я нашёл в тебе, вторую половину…

Ты собой воздвиг, меня на пьедестал…

Ты как никогда, в меня вселяешь силу…

Ты живи Донбасс и молодей душой…

Для моих детей, ты стань родимым домом

Чтобы и они, гордились все тобой…

Ты их поддержи, по жизни добрым словом

Любимый мой Донбасс

Так далеко, что не окинуть взглядом,

За горизонт мечты я всё рвалась.

И показалось скучным то, что рядом.

Прости меня, любимый мой Донбасс!

Как в юности хотелось расстояний,

Снегов и ветра, далей про запас,

Штормов, лесов и северных сияний

Прощай, сказала я, родной Донбасс!

И мир открылся далями и весью

И помотало так по свету нас!

Но, не нашлось на карте интересней,

Чудесней места, чем родной Донбасс!

Куда идёшь, скажи, камо грядеши?

Извечные вопросы каждый раз

Но не смогла себя ничем утешить

Вдали я от тебя, родной Донбасс!

И все пути, и все тропинки мира

Не в Рим великий приводили нас

Не сотворю по-прежнему кумира,

Но припаду к тебе, родной Донбасс!

И жар полдневный над Донецким кряжем

Как рук тепло, что согревали нас

И каждый, кто их чувствовал, тот скажет-

Я помню о тебе, родной Донбасс.

Когда придёт весна, испив до донца

Пьянящих талых вод холодный квас,

Умытый росами, залитый солнцем

Встречай меня, любимый мой Донбасс!

МОЁ ОТЕЧЕСТВО - ДОНБАСС!

Запели над Донбассом соловьи,

Дохнули ветры запахом полынным.

Как объясненье вечное в любви

К степям твоим, просторным и былинным.

Донбасс – моё Отечество, Донбасс!

Тебя века на крепость испытали!

Ты мощь свою показывал не раз

Теплом угля, упругим блеском стали!

В краях других немало есть красот,

Но этот край из всех для нас дороже!

Мы из Донбасса, мы такой народ,

Который всё осилит и всё сможет!

Донбасс! Моё Отечество – Донбасс!

Могучий край родной моей державы!

В веках не оскудеет этот пласт

Рабочей Чести, Мужества и Славы!

Поэма о Донбассе

Вот снова я в краях родных -
Знакомый узнаю пейзаж
Во многих был местах иных
Но Родину кому отдашь?.

Здесь жили половцы когда – то
Злой печенег хлестал бичом
А скиф славянину был братом
И против греков шёл с мечом

Принесли готы много бед
Был от других не меньший гнёт
Все сгинули в пучине лет
А нас судьба иная ждёт?

Память племён ветры поют
Напрасно их судьба ждала бы
В степи курганы стерегут
Из камня высеченные бабы.

И спустя сотни лет исхода
Не изменилась тут картина -
Собралось много здесь народа
«В век золотой Екатерины»

Балканский серб, крестьянин псковский
Хватило всем земли и места
Беглый казак и грек азовский
Селились рядом, жили вместе

Века прошли – и всё не так
Донец уж обмелел совсем
Да нет войны, борьбы, атак,
А хуже стало почти всем…

Донецкий кряж, степной простор
Запах полыни, бор сухой
Куда ни взглянешь – террикон
И дым заводов над рекой

Где степь была – город стоит
Кругом дома, кругом народ
А там прокатный стан шумит
Мартены, шахты, химзавод…

Смешалось нынче все вокруг -
Завод и степь, и серп и молот
Откуда – то граница вдруг?
Жизни тепло и смерти холод…

Мой городок был знаменит -
Когда – то триста лет назад
Нашли впервые антрацит
Был Пётр Великий тому рад…

Наш первый маршал – мой земляк
Это сейчас про всё забыли
И воевали мы не так
И в лагеря не тех садили…

Сосюра - был такой поэт
О городе моём писал
Тоже земляк, оставил след
У клуба бюст его стоял

Он большевик был – мы учили
За власть советов воевал
Ну, а что внуки натворили
Он, слава богу, не узнал

Край пахарь, труженик и воин
Мотор страны и кочегарка
Стаханов славой удостоен
Стране тепло, шахтёрам жарко…

Братских вокруг не счесть могил
Есть обелиск в деревне каждой
А городок, где рос и жил
Полгода фронтом был однажды

Всё испытали, всё прошли
Врагов разбили снова мы
Потерь немало, но спасли
Страну и мир от злой чумы…

Звучит опять родной язык –
Русско-украинская смесь
Давно я от него отвык
Но как услышу – снова здесь…

Город – Донбасса колыбель
Ну а теперь пришла и мудрость
Стояла тут моя купель-
Детство, отрочество и юность

Мой город тоже постарел
Редко знакомых я встречаю
Тот вышел весь, тот поседел
Совсем уж молодых не знаю

Донецк, Луганск…Уставший край
Десятки лет пейзаж один
Цвёл кумачом октябрь и май
Теперь вернулся господин

Начальство знает цвет другой
И знает, что и как украсть
Пришло богатство с нищетой
Такая уж «родная» власть

Нельзя без веры жить совсем
Надеемся, пройдут все беды
И будет счастье, будет всем
К народу вновь придёт победа

Давно живу в другом краю
Но помню старый свой Донбасс
И славлю родину свою
Надеюсь не в последний раз

Донбасский край

Шуршит дорога под колесами,
Бегут деревья за окном,
На небе пёрышки белёсые –
Мне хорошо в краю родном.

Курганы шапками зелеными
И терриконов череда,
Да перелесков стайки с кленами,
Да плачет ива у пруда.

В тени деревьев церковь прячется,
Играет солнце в куполах.
Неспешно рядом речка катится,
И гладь блестит, как зеркала.

Чернеют пашни и надеются,
Что урожайным будет год,
А степь, как щеки красной девицы,
Пунцовым маком зацветет…

Весна в Донбассе.
Такая вот весна.. .
Весна в Донбассе
Как девица красна.. .

ДОНЕЦКИЕ ЗВЕЗДЫ

Этот город не спит. Он уже никогда не уснёт…
День и ночь сотни тысяч колёс его тело ласкают.
Он не сбросит с себя проводов электрический гнёт,
Но, поверженный в грязь, всем влюблённым грехи отпускает.

Этот город похож на тебя – молодой хулиган.
Он с рабочей окраины родом, но «выбился в дамки»
И деньгами небрежно сорит, благо, полон карман,
Только втиснуться всё же не может в «буржуйские» рамки.

Он разлёгся в степи – смотрит в небо глазами витрин,
Гордо тянется ввысь, отбивая любые нападки.
Он какую угодно столицу бы вызвал на ринг
И напором своим положил бы её на лопатки.

В нём с трущоб нищетой сочетается роскошь дворцов,
Его тело – заводы и шахты, и блеск ресторанов…
Он по моде одет, но из тех нагловатых юнцов,
Что помечены шрамами (в прошлом – кровавые раны) .

Он бывает слегка неопрятен, чуть-чуть неумыт,
И порою себя по утрам ощущает премерзко…
Этот город – банкир, пролетарий, немного бандит,
И в контрастах его – обаяние юности дерзкой.

Этот город – спортсмен, он болеет, как мы, за «Шахтёр» ,
И приветствует нас грозным рёвом своих стадионов.
Он пылает в ночи, как неоновый пёстрый костёр.
Даже звёзды нам кажутся ближе с его терриконов…

Этот город – сорвиголова, он такой же, как ты…
Впереди – паутина дорог и тернистые вёрсты.
Загораются звёзды над городом спящей мечты,
И сегодня, родной, это наши донецкие звёзды!

Мой Донецк, - он в сердце моем!

Моих чувств начало – начал,
Я, других таких не встречал!

Я по миру всяко ходил!
Много мест святых находил!
Где б я ни был, где б я не жил,
Лишь с Донецком верно дружил!

И когда уж не было сил,
Он во сне себя приносил!
В переулки детства маня,
И в тепло вчерашнего дня!

У людей - свои города!
Я ж в Донецк влюблен навсегда!
Мой Донецк, - он в сердце моем,
Главный город, - я был при нем!

В светлом небе донецком голубиную стаю
Догоняет степной ветерок.
Пусть им вслед улетает эта песня простая,
Песня трудных шахтерских дорог.

Что ты знаешь о солнце, если в шахте ты не был,
Если ходишь под солнцем с утра?
Только тот ценит солнце и высокое небо,
Кто поднялся с зарей на-гора.

Не глядите, подруги, на шахтерские руки -
С них донецкий не смыт уголек.
Вы в глаза и сердца нам поглядите, подруги, -
В них горит золотой огонек.

Так пускай расцветает под степными ветрами
Белых яблонь весенний наряд!
И всегда вечерами над родными копрами
Огоньки, как рубины, горят.

Семьсот, восемьсот это не мало
и тысячу лет может область прожить
Жизнь и судьба с тобою связала
А значит, нам нужно только дружить

Живи Донбасс и процветай
Гостей встречай и провожай
Здесь годы все мои прошли
Любовь и мир мне подари

Ты пережил все войны невзгоды
Тебя не сломили ветра и набат
Холод жару, любую погоду
Встречу с тобой, рассвет и закат

Мне говорят есть места и получше
Отдых на юге это твой шанс
И побывал там, был такой случай
И снова вернулся - здравствуй Донбасс
Любовь и мир мне подари!
Любовь и мир мне подари!

VI . Просмотр видеофильма « Достопримечательности Донбасса».

VII .Беседа « Донбасс сегодня и в будущем».

Донбасс - это исторически сложившийся регион, включающий северную часть Донецкой (за исключением Приазовья) и южную часть Луганской (за исключением северной части - слобожанщины) - (малый Донбасс). Большой Донбасс включает в себя Донецкую и Луганскую область, а также части Харьковской, Днепропетровской, Запорожской и Ростовской областей.

Тесное переплетение исторического развития, интересов и хозяйства двух областей Донецкой и Луганской, обусловили неформальное объединение их в общий историко-культурный и экономический регион Донбасс.

Крупный центр угольной промышленности Украины, чёрной и цветной металлургии.

VIII . Ангел мира

Рассказ о памятнике, расположенном в парке Щербакова.

В 2008 году ко Дню города в Донецке установили скульптуру «Добрый ангел мира». Его установили в центральном городском парке имени Щербакова. Это уникальный символ единения людей разных национальностей, разных конфессий, представителей разных государств. Центром монумента является гранитная колонна, над которой возвышается золотая фигура Ангела, ступающего по полусфере, олицетворяющей Землю. В руках Ангела голубь - символ Мира и Надежды. Авторы: П.Т. Стронский, О.В. Олейник.

Находится: г. Донецк, Ворошиловский район, улица Стадионная, парке культуры и отдыха имени А. С. Щербакова. Подобные архитектурно-парковые комплексы есть уже в 15 городах, в том числе в Москве и Пхеньяне. Центр композиции определяет прозрачная сфера, символизирующая Земной шар, увенчанная позолоченной фигурой Ангела, несущего в руках голубя - символ мира и надежды, доброты и готовности к самопожертвованию.

1. Праздник День Шахтёра и День города в Донецке- обмен информацией.

2. Детские сердца-подарок Донбассу! (дети рисуют и прикрепляют на доске).

3. Пожелания детей родному и любимому краю.

IX . Итог урока.

16.11.2015 18:55

Существует ли «русский мир» как единая система ценностей - наподобие мира евреев или армян? Относится ли к русскому миру воюющий Донбасс? С чем сталкиваются беженцы с Донбасса в приютившей их России? Об этом размышляет севастополец Александр Рогов, чьи зарисовки под общим названием «Сага о Новороссии» мы продолжаем публиковать в «Примечаниях».


Лагерь беженцев

Беженцы с Донбасса жили от меня неподалеку. На одном из пустырей Радиогорки был разбит палаточный лагерь. Высокий бетонный забор. Прожектора. Колючка. Охрана. Внутри — армейские палатки. В палатках — печки-буржуйки и железные кровати в ряд. Умывальники тоже в ряд, но на улице.

Не подумайте, что в таких условиях жили все беженцы из Донбасса. Сюда, в лагерь, попали самые обездоленные, низший социальный слой, поселковая беднота. Те, кто хоть немного с деньгами, сняли квартиры.

Мой друг-бизнесмен, решивший оказать беженцам какую-то помощь, подошел к проходной и спросил, что им привезти — может, какие продукты или товары первой необходимости, ну, там бритвы, мочалки. Ответ был таков: «Не надо мочалок. Заберите нас отсюда хоть куда-нибудь». Люди умоляли взять их на дачи, причем на самых плохих условиях — без воды, света, газа. Лишь бы не в лагере.

То общее впечатление, которое давало о беженцах российское телевидение, соответствовало действительности лишь отчасти.

В лагерях беженцев показывали счастливые лица чудесного спасения вперемежку с восторгом благодарности и слезами радости на глазах. Я не отрицаю, что такая эмоция у некоторых людей была. Но если оценивать эмоцию общей массы беженцев нашего лагеря на Северной, то она была совершенно иная. Среднестатистический лагерный беженец из Донбасса был вял, разочарован, подавлен и интровертивен. И ему все очень сильно не нравилось.

Я, кстати, так и не понял, зачем эти вышки с колючкой для беженцев? Севастополь на 98% за Россию. Бандеровцев у нас и в помине не было. Единственное объяснение, которое я для себя нашел, было такое: лагерь должен быть максимально некомфортным для проживания, чтобы люди в нем не задерживались и побыстрее переезжали подальше на Восток. Лишите человека денег, друзей, дома, перспектив к жизни — и вы получите Стеньку Разина. А зачем Российской Федерации Стенька Разин? Да еще и в проблемном Крыму?

Ольга из Стаханова

В Севастополе я неоднократно встречал людей, воевавших на Донбассе со стороны ополчения. От разговоров о войне они уходили, и у меня в целом не было ясной картины происходящего. Пока я не приехал в Москву. Как это ни странно звучит, но встреча с воюющей Новороссией у меня произошла именно в Москве. Именно там мои знакомые свели меня с женщиной из Стаханова, учительницей лет пятидесяти по имени Ольга, бежавшей от войны к племяннику в столицу.

У племянника она по какой-то причине не прижилась, хотя очень его любила и считала своим сыном. Причину ухода от племянника сама объясняла так:

«Там новая семья. Его мама второй раз замуж вышла. Не хочу им мешать», — говорила и опускала глаза, стыдясь этой ситуации.

А ситуация действительно постыдная. Жить не у родственников, скитаться как изгой по чужим людям… У нас, на юге, это позор. В Москве — норма.

Уйдя от племянника, она несколько месяцев жила на квартире, которую для нее снимал какой-то бизнесмен, целенаправленно помогавший беженцам. Потом он ей отказал без объяснения причин, и Ольга оказалась на улице. Стояла и плакала возле магазина с игрушками. Там мои знакомые ее и подобрали.

Вообще, люди с Донбасса кажутся россиянам какими-то странными. Мне очень многие так и говорили: «Странные они какие-то». Спрашиваю, а в чем их странность? Отвечают: «Ну вот, например, та же Ольга. Постелили ей в маленькой комнате, говорит: «Постель жесткая, мне неудобно». Спрашиваю у своих знакомых, а в чем, собственно, странность? Ну, жестко человеку. Женщина немолодая, может, болит что. «Она должна довольствоваться тем, что ей предлагают». А почему, собственно? «Потому что она и так все бесплатно получает».

Меня эти слова резанули. Отношение как к бездомной собаке или как к человеку второго сорта — хотя приютившие ее люди добросердечны и не жадны; они сами когда-то бежали из своей республики от войны.

Я всегда захожу в тупик, когда слышу подобные ответы. Мое глубокое убеждение состоит в том, что если ты человека принимаешь из милости, то ты должен принять его как равного, не ущемляя ни в чем. В противном случае, ты над ним глумишься, даже если ты ему при этом помогаешь.

С такой позицией «северян», и особенно москвичей, я сталкивался многократно. Помню, как одна столичная дамочка возмущалась поведением бездомной собаки: «Представляете? И она ведь не все ест, что ей дают! Я ей кусок хлеба кинула, а она не берет!». Так и подмывало спросить: «Ну, а сами-то вы все едите?»

Мне было очень интересно поговорить с этой женщиной из Стаханова, и я остался у знакомых на чай. Мои друзья-москвичи предупредительно оставили нас на кухне вдвоем.

Ольга сначала ощущала себя напряженно, но потом, почувствовав, что я интересуюсь «для себя», разговорилась.

Не обидно ли вам, спрашиваю, что все так получилось? События в Крыму и заявления Москвы подстегнули Донбасс, а потом, когда Донбасс восстал и попросился в Россию, ему отказали.

Ольга долго не отвечает, смотрит в сторону:

«Для нас это запретная тема. Стараемся об этом не говорить. Думали, как у вас будет. А теперь выхода не видно».

У Ольги на Донбассе воюет младший брат. На войну он попал так: брата бросила жена, забрала с собой их единственного сына-подростка и уехала в Москву искать лучшей доли. Брат потерял смысл жизни, стал пить, не работал — и тут случилась война. Записался в добровольцы. И поскольку терять в жизни было нечего, стал рваться на передовую. Его отметили. Сначала старшим по группе поставили, потом полевым командиром. Он воспрял духом, с девушкой познакомился. Теперь ждет, когда война закончится, чтобы по-нормальному в ЗАГСе расписаться.

Донбасс и русский мир

Вопрос, собственно, вот в чем: а русский мир есть? Как единый мир-система он существует?

«Единый» я понимаю так: справедливый для всех в каких-то базовых принципах бытия, которые связывают всех узами большой семьи — как это происходит у тех же евреев или армян. Справедливый не в смысле уравниловки, а в смысле общей судьбы. В такой семье старший брат может быть удачливым бизнесменом и иметь шикарный джип, а младший — нищим дурачком и ездить на старом велосипеде. Но единый мир-семья предполагает, что если этого младшего кто-то обидит, то этот «кто-то» будет непременно найден и наказан. По-другому в семьях и не бывает. А иначе это и не семья.

Или в мире все устроено по-другому? И какой-то части русских уготовано чудесное будущее, а какой-то — проклятое настоящее?

Как ощущают себя те люди, которым выпал билет в счастливые миры? О чем они думают? Их совесть не мучает за то, что в их градах нет войны, разрухи и голода? Или они настолько морально затвердели, что им эти вопросы безразличны? Там, под бомбами, другие такие же люди, с такой же широкой душой, общинной психологией, чувством локтя, а главное, с неугасающим ощущением социальной справедливости, остались погибать в изгойском настоящем. Дети, старики, женщины…

Я понимаю, что мой вопрос нелогичен, пафосен и крайне эмоционален, но я, тем не менее, его задам.

Скажите, россияне центральной полосы, Сибири, Дальнего Востока, да и вы, россияне Крыма и Севастополя: люди, погибающие на Донбассе под бомбами — ваши или не ваши?

Только не молчите. Скажите правду. Скажите, что это не ваши люди. Тогда эти люди перестанут вас ждать. Они перестанут на вас надеяться. Они будут надеяться только на себя. И им станет легче.

Из разговора с Ольгой я понял две очень важные вещи.

Вещь первая. Любовь между Донбассом и Россией ассиметрична: Россия Донбассу нужна, а Донбасс России нет.

И вещь вторая: нет никакого единого русского мира в том смысле, в котором существует мир курдов, армян или евреев. А если он и есть, то совсем с иными реалиями.

Трагедия этой асимметрии состоит вот в чем. Русский Донбасс думает, что мы (Россия) и есть их семья. Он считает, что мы самые близкие и самые родные. Просто мы их по каким-то причинам предали. Ведь близкий человек тоже может предать по слабости или глупости. Предать может не просто близкий, а даже самый-самый близкий. И кроме этого близкого никого больше нет в этом мире. И вы продолжаете его любить, неся эту боль в себе. Глубоко ее запрятав. Стараясь никому ее не открывать. И стараясь о ней не думать.

Мне постоянно вспоминается один случай, свидетелем которого я стал в Ленинграде, в начале семидесятых, в глубоком детстве.

Ленинград город особенный, и одна из его особенностей — это пьющие женщины. Пьющая ленинградка — вещь страшная. Она может иметь благородный вид, знать несколько языков, быть хорошо одетой, и носить дворянскую фамилию. И при этом бухать вместе с «синяками» в самых отвратительных пивных и лежать пьяной в самых грязных подворотнях.

Я жил с родителями на проспекте Тухачевского (это за Охтой, в сторону аэропорта). Мне было тогда лет шесть. Выбегаю на улицу. С другой стороны дома — винный отдел. Метрах в тридцати лежит на боку мертвецки пьяная женщина с очень красивой прической, а из-под нее вытекает лужица мочи. Рядом стоит мальчик и тянет ее за руку:

«Мама, вставай. Домой надо, — говорит он тихо».

Но мама не шелохнется. Мальчик снова и снова тянет женщину за руку.

«Мама, пойдем. Прошу тебя. Пожалуйста».

Ватная рука беспомощно падает. Струйка мочи останавливается. Мальчик беспомощно садиться возле мамы и задумчиво смотрит в небо.

Знаете, что меня в этой истории мучило все эти годы?

Меня мучил вопрос: почему тот мальчик не бросил опозорившую его маму?

Прошло уже более сорока лет. И только теперь я начинаю понимать, почему тот мальчик не пнул маму ногой, не плюнул в нее, не обложил матом и не ушел играть с ребятами.

Он не мог от мамы внутренне отречься.

Чтобы бросить человека в таком состоянии, надо внутренне от него отречься. А этот паренек не смог.

Я не знаю, чем закончилась эта история. Возможно, маму лишили родительских прав, а сына отдали в приют. Может, кто-то помог ей подняться. А может, она очнулась сама.

Через пару лет я сам попал в схожую историю и смог в полной мере ощутить безвыходность подобной ситуации.

Я играл возле дома с ребятами и увидел своего отца, который шел домой и постоянно спотыкался и падал, потому что был в дребедень пьян. Он был весь в грязи, а рот и щеки были в крови. Ребята мне сказали:

Вон твой отец идет.

Я зачем-то ответил:

Он не пьяный. Ему с сердцем плохо.

Из игры я вышел, отошел в сторону и больше в этот вечер ни с кем не играл. А потом пошел на каток и зачем-то стал лизать лед. А когда меня спросили взрослые, зачем я лижу лед, я ответил, что шайбу ищу. Я просто не хотел ни с кем общаться. Я мучительно переживал случившееся.

Я надеюсь, что вы, москвичи, и жители других благополучных регионов, теперь наглядно представляете, что переживает современный Донбасс в отношении России — которая Донбассу одновременно и мать, и сестра, и родина. Он переживает глубочайшую внутреннюю трагедию, которую вам со стороны не понять, как не понять мальчику из хорошей семьи, зачем нужна такая мама, которая предаст, забудет, напьется, упадет и опозорит вас на весь мир.

Елена Ефимова

Только что вышел из печати сборник поэзии Донбасса «Час мужества», подготовленный и изданный фондом «Русский мир». 4 июня проходит презентация сборника в МИА «Россия сегодня», а на следующий день состоится литературный вечер и выступление авторов сборника в Государственной Думе РФ.

Татьяна Сухова, советник председателя правления фонда «Русский мир», координатор проекта «Час мужества», рассказывает «Русскому веку» о том, в чем заключается особая ценность и актуальность книги, о том, как зародилась идея издания и о том, как удалось ее осуществить.

- В жизни человечества слово играет огромную роль - словом можно спасти, возродить к жизни, преобразить мир. И совсем скоро наши соотечественники в России и за рубежом смогут узнать, какое оно - слово непокоренного Донбасса, ведь только что увидел свет сборник «Час мужества», собравший на своих страницах стихи поэтов ДНР. Расскажите, пожалуйста, о том, как родилась идея этого издания - и как удалось претворить ее в жизнь. Кто был инициатором проекта, кто работал над тем, чтобы вышла эта книга?

Сборник только что вышел, это большая радость для авторов и всей команды, которая занималась его подготовкой, а сейчас будет решать задачи презентации и распространения книги.

Идея сборника появилась в феврале, в те тяжелые дни, когда накануне перемирия, достигнутого в ходе Минских соглашений, украинские войска обстреливали Донбасс особенно жестоко. Могу даже дату назвать - 12 февраля, в переписке с поэтессой Александрой Хайрулиной из Горловки.

Идея, конечно, рождалась не на пустом месте: с началом сопротивления на Донбассе в интернете и социальных сетях стали появляться яркие произведения гражданской лирики. Мысль о том, что необходимо собрать и издать эти стихи, знаю, приходила многим. Мы в фонде «Русский мир» сделали это первыми.

Сборник - действительно коллективный проект. Он не состоялся бы без активной поддержки председателя правления фонда «Русский мир» Вячеслава Никонова и исполнительного директора Владимира Кочина. У нас было два редактора-составителя: Наталья Лясковская в Москве и Владислав Русанов в Донецке. В подборе материала помогали луганская поэтесса Людмила Гонтарева и Александр Кораблев, многолетний руководитель донецкого поэтического объединения. Обложку нам подарил питерский художник Павел Лосев, фотографии - Грэм Филлипс и Алена Кочкина. Все издательские заботы взяла на себя шеф-редактор журнала «Русский мир» Лада Клокова.

Мы начали сбор материала в начале апреля, а в конце мая сборник уже был напечатан. Без слаженной работы всей команды, такие сроки были бы невозможны.

- На Донбассе не прекращается война. Стихи о войне - это целый пласт русской литературы, и каждый из нас с детства знает «Бородино», «Жди меня» или «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». Сборник «Час мужества» продолжает эту традицию - или он проникнут другими идеями?

Безусловно, «Час мужества» продолжает высокие традиции русской словесности, и даже название сборника - прямая отсылка к знаменитому стихотворению Анны Ахматовой. Историкам, социологам, политическим аналитикам еще предстоит сделать обобщенный анализ событий на Донбассе.Но первый опыт осмысления драмы Донбасса и тех ценностей, ради которых люди там сражаются и живут, был дан именно через поэтическую рефлексию. И это тоже традиционно для русской литературы - опережать философию и социологию.

- Донбасс, вставший на защиту своей земли, культуры, родного языка, стал символом борьбы за правое дело, и многие миллионы наших соотечественников и в России, и в зарубежье поддерживают его в этой борьбе. Сборник «Час мужества» явит миру творчество людей, переживающих жесточайшие испытания. Кто они, авторы стихотворений, вошедших в ваше издание?

Среди наших авторов много признанных поэтов, но есть и те, кто ранее никогда не публиковался. В своей не литературной жизни это представители самых разных профессий - журналисты, преподаватели вузов, школьные учителя, фотографы, медики. Все эти люди попали в ситуацию жесткого экзистенциального вызова, ежедневно находясь между жизнью и смертью. Кто-то ушел в ополчение, большинство - продолжало выполнять свой профессиональный долг; и то, и другое требовало мужества. И то, и другое потребовало также особого взгляда на мир, обострило поэтическое чувство и способность к точным и ярким высказываниям.

Есть эмоции, которые невозможно имитировать, и смыслы, к пониманию которых приходят только через личное переживание. Подлинность - вот безусловная ценность этой книги.

- Коль скоро среди поэтов, стихи которых вошли в книгу, были не только профессиональные литераторы, но и начинающие авторы, то как составителям удалось добиться художественной целостности сборника? И чему было отдано предпочтение - поэтическому мастерству, искусству - или политике?

Вы правильно заметили: сборник производит целостное впечатление, но одновременно он очень полифоничен. Что объединяет разные голоса в хор? Мелодия и дирижер. Такой «мелодией» для нас стали смыслы, отразившиеся в этих стихах, - любовь к своей земле, достоинство, милосердие, протест против жестокости и войны. А «дирижировал» всем редакционный совет фонда, и это был непростой процесс, с многочисленными дискуссиями.

- Дать миру возможность узнать поэзию Донбасса - замечательная идея, но тираж сборника сравнительно невелик, поэтому, как мне кажется, необходима и электронная версия книги. Рассматривалась ли такая возможность?

Начну с того, что тираж сборника не так уж мал - 2500 экземпляров. Его распространение - отдельная часть проекта, и оно, разумеется, будет бесплатным. Мы запланировали рассылку сборника по России - в библиотеки, общественные организации, СМИ, часть тиража нужно отправить в Донбасс. Кроме того, мы разошлем сборник в Русские центры, созданные фондом за рубежом, а их более 100, а также - в организации соотечественников. Что касается электронной версии, она обязательно появится на сайте фонда «Русский мир».

Важно, чтобы голос Донбасса был услышан в самых разных странах, в том числе там, где усилиями СМИ создан достаточно негативный образ этого героического региона. Важно, чтобы обычные люди смогли понять и почувствовать боль Донбасса, его мужество, стойкость и веру.

- О стихах трудно говорить . Их надо читать, слышать их музыку, порой - даже мыслить ими. И всё же - какие стихотворения, вошедшие в сборник, вам наиболее близки, остались у вас в памяти, в душе?

Мне не хотелось бы кого-то выделять, сборник нужно читать целиком, именно так он производит наиболее сильное впечатление. Более того, мне кажется, он очень подходит для сценического воплощения, и было бы просто замечательно, найдись театр, способный решится на такой эксперимент.

Но если наше интервью нужно закончить стихами, пусть это будут строки молодой поэтессы из Донецка Алисы Федоровой, написанные в те тяжелые февральские дни, с которых мы начали разговор:

Унижен и изувечен.

Но не расчеловечен.

Голоден и обезвожен.

Но не обезбожен.

Топится адская печка.

Горячий от солнца и горя,

Мой город горит, как свечка

У Господа на престоле.