Введение. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Вопросы по литературе

Урок на тему "Этапы развития мировой литературы (повторение и обобщение изученного в 9 классе) . Общечеловеческое значение русской литературы, её самобытность и национальное своеобразие. "

Дата публикации: 20.11.2015

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Тема. Этапы развития мировой литературы (повторение и обобщение

изученного в 9 классе). Общечеловеческое значение русской литературы,

её самобытность и национальное своеобразие.

    обобщить и систематизировать знания учащихся об этапах развития мировой литературы, об историко-литературном процессе;

    показать особенности русской литературы: её общечеловеческое значение, самобытность и национальный характер;

    познакомить с понятием историософии;

    развивать логическое мышление учащихся: умение выделять главное, обобщать изученный материал, составлять тезисы;

    совершенствовать навыки работы в малых группах;

Оборудование: портреты А.С.Пушкина, В.Шекспира, Данте, Сафо,

Ж.-Б. Мольера, В.А.Жуковского, Н.М.Карамзина;

раздаточный материал - статья «Мировое значение

и особенности русской литературы».

ХОД УРОКА

    Вступительная беседа.

Вот вы и перевернули ещё одну страницу книги вашей жизни. Что на ней? Это зависит только от вас, ребята. Для вас наступает трудное и вместе с тем очень интересное время: время выбора жизненного пути. От вас потребуется сила воли, умение концентрировать все силы для достижения поставленной цели, умение определять личные приоритеты и в то же время считаться с теми, кто рядом. Задача - не из лёгких. Но я думаю, что литература сможет помочь вам в её решении. Волшебная сила искусства станет вашим добрым помощником.

    Давайте вспомним, почему литературу называют одним из видов искусства.

    Дайте определение художественного образа. Назовите две его стороны.

    В чём сила художественного образа?

Отличительная черта литературы как одного из видов искусства - образность. Художественный образ - это картина мира, созданная художником и проникнутая его мыслями, чувствами, переживаниями. Две составляющие художественного образа: то, что хотел сказать автор, и то, как понимает сказанное читатель (зритель, слушатель). Сила художественного образа - в безграничных возможностях его восприятия.

    Этапы развития мировой литературы. Составление таблицы.

Демонстрируются портреты писателей: Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского, Сафо, Ж-Б. Мольера, А.С.Пушкина, В. Шекспира, Данте.

Перед вами портреты известных писателей, с творчеством которых вы уже знакомы.

    Назовите их имена и известные вам произведения этих авторов.

    С какими литературными эпохами они связаны?

    Расположите названия этих периодов в истории литературы в хронологической последовательности.

    Дайте определение понятия «литературный процесс».

    Заполните таблицу.

В ходе ответов учащихся на доске и в тетрадях делается следующая запись:

Н.М.Карамзин - сентиментализм

В.А.Жуковский - романтизм

Сафо - античность

Ж-Б. Мольер - классицизм

А.С.Пушкин - романтизм, реализм

В.Шекспир - Возрождение

Данте - Средневековье.

Литературный процесс - это исторически и национально обусловленная смена литературных направлений, течений, стилей и жанров художественных произведений.

Лит. эпоха

Время существования

Представители

Античность

VIII в.до н.э.-

Эсхил, Софокл, Еврипид, Сафо, Анакреон, Гомер

Средние века

V - XIII века

Данте, митрополит Илларион

Возрождение

XIV - XVII века

Ф.Петрарка, В.Шекспир,

М.де Сервантес

Просвещение

Классицизм

Сентиментализм

Просветительский реализм

XVII - XVIII в.в.

Ж-Б. Мольер, М.В.Ломоносов

Ж.-Ж. Руссо, Н.М.Карамзин

Вольтер, Д.И.Фонвизин

Романтизм

XVIII - XIX в.в.

Дж. Байрон, В.А.Жуковский,

А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов

А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, И.С.Тургенев, Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой

    Работа в малых группах ( 6 групп - по числу лит. эпох ) .

    Задание: назовите наиболее запомнившийся вам эпизод из любого произведения, принадлежащего литературной эпохе, над которой будет работать ваша группа, и скажите:

    что именно произвело на вас наибольшее впечатление;

    что понравилось, а что нет;

    какие черты соответствующей литературной эпохи есть в этом произведении.

    Ответы представителей групп.

Анализ и обобщение ответов.

    Что изменилось в литературе за время её существования, а что осталось неизменным?

    Как вы думаете: почему произведения, написанные много веков назад, интересны современному читателю?

С течением времени меняется эпоха, изображённая в литературных произведениях, появляются новые типы героев, новые темы и проблемы, новые жанры, изменяются стили произведений, их язык. Но вместе с тем человечество по-прежнему волнуют так называемые «вечные темы»: любви, смысла жизни, взаимоотношения поколений и т. д. - все они остаются предметом осмысления в литературе, и именно такие произведения всегда актуальны.

3. Знакомство с понятием историософии. Слово учителя с элементами беседы.

Читая художественное произведение, мы невольно «примеряем» на себя те жизненные ситуации, в которые попадают его герои, и внутренне соглашаемся или не соглашаемся с их выбором. Одни из нас принимают описанное в книгах за чистую правду, другие утверждают, что всё в них - выдумка, ложь.

Как мы уже говорили, в литературном произведении мы видим художественный образ - картину мира - такой, какой представляет её автор. Именно он вкладывает в своё творение собственное представление о человеке, об отношениях между людьми, о проблемах и способах их решения. Читатель волен принимать или отвергать авторскую точку зрения. При этом познание глубинного смысла художественного произведения -не только увлекательное занятие. Самое главное в этом процессе - познание окружающего мира и себя в нем.

Система взглядов писателя на мир, на исторический процесс, на место человека в нём, на взаимоотношения между людьми называется историософией.

IV. Художественные достижения русской литературы. Её национальные особенности . Работа в группах .

Примечание. Материал об особенностях русской литературы может быть представлен по-разному: в электронном виде (в классе, оборудованном достаточным количеством компьютеров), в виде статьи учебника (правда, в наличии учебников по новой программе в первых числах сентября я очень сомневаюсь), в виде раздаточного материала - текста статьи.

Задание: прочитайте статью, составьте её тезисы.

Вариант статьи

Русская литература - одна из важнейших составляющих мирового литературного процесса. Особая роль в этом процессе принадлежит русской литературе XIX века, а именно литературе критического реализма.

В основе исключительного по размаху развития русского реализма в

XIX веке лежит нарастание освободительного движения, центр которого к концу XIX века перемещается с Запада в Россию и приводит к революциям в начале XX века. Во второй половине XIX века русский реализм начинает оказывать мощное воздействие на мировую литературу.

Творческий размах русского реализма проявился в том числе и в разнообразии жанров, особенно романов. Это философско-исторический роман Л.Н.Толстого, общественно-политический И.С.Тургенева, психологический Ф.М.Достоевского и Н.В.Гоголя, бытовой И.А.Гончарова, сатирический М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Западная литература показала трагедию индивидуалистической личности при буржуазном строе - русская литература на первое место выдвинула трагедию народа и поставила в зависимость от неё трагедию человека. В этом состоит её историзм. Русский писатель делает своего героя ответственным за весь ход истории, а значит, и виновным в неудачном течении её.

Другая отличительная черта русской литературы - народность. Вспомните хотя бы произведения Н.А.Некрасова. В них - народный быт, народное восприятие жизни, душа народа.

Но самое удивительное, завораживающее в русской литературе - её психологический анализ. В этом плане Толстой и Достоевский оказали огромное влияние на всю мировую литературу.

Русская литература XIX века играет важнейшую роль в мировом литературном процессе.

Со второй половины XIX века русский реализм оказывает влияние на развитие мировой литературы.

Многообразие жанров романа - одно из проявлений творческого размаха русской литературы XIX века.

Историзм русской литературы - в изображении судьбы отдельного героя как части судьбы народа, ответственности отдельного человека за ход истории.

Отличительная черта русской литературы - народность, понимаемая как отражение народной души.

Психологизм произведений Толстого и Достоевского оказал огромное влияние на мировую литературу.

    Рефлексия. Работа в группах.

    1. Составление сенкантов на тему «Литература».

Примечание.

Примечание. СЕНКАНТ - одна из форм работы учащихся в методике критического мышления. Представляет своеобразное стихотворение в прозе, каждая последующая строка которого, за исключением последней, длиннее предыдущей на одно слово. Позволяет в сжатой форме обобщить изученный материал.

СХЕМА СЕНКАНТА

1.Слово (тема).

2. 2 слова (прилагательные).

3. 3 слова (действия)

4. Фраза из четырёх слов.

5. Слово (синоним темы).

ПРИМЕР СЕНКАНТА

1. Литература

2. Народная, реалистичная.

3. Критикует, исследует, влияет.

4. Русская литература отличается историзмом.

5.Картина мира.

    Разработка и защита проектов обложки учебника по литературе для 10 класса.

Летом вы прочли некоторые произведения, изучаемые в 10 классе, и у вас сложилось определённое мнение об этом периоде в истории литературы. Обсудите эти мнения в группах и предложите вариант обложки учебника по литературе для 10 класса. Подготовьтесь к защите своего проекта.

    Написание статьи «Советы девятиклассникам при изучении литературы».

Задание: ваши младшие товарищи, девятиклассники, сейчас стоят в начале того пути, который за минувший год вы уже прошли. Поделитесь с ними своим опытом - напишите статью в школьную стенгазету «Советы девятиклассникам при изучении литературы».

3.1. Учащиеся первой группы, владеющие навыками создания подобных работ, пишут их самостоятельно.

    С ученикам второй группы, затрудняющимися самостоятельно написать такую статью, работает учитель.

Этапы работы.

    Определение круга идей будущей статьи: индивидуально, затем коллективное обсуждение;

    систематизация идей;

    поэтапное написание статьи по примерному плану:

    1. Литература как школа жизни.

      Вдумчивое чтение текста - основа понимания авторского замысла.

      Влияние идей эпохи на изображение мира и человека в литературном произведении.

      Умение видеть общечеловеческое значение созданных писателем образов.

      Изучение основ теории литературы - необходимое условие глубокого понимания литературного произведения.

      Знание литературы - одна из отличительных черт культурного, образованного человека.

3.3. Ученики третьей группы, находящиеся на начальном уровне обучения написанию таких работ, (не путать с начальным уровнем знаний!) получают «каркас» будущей статьи.

Дорогие друзья!

Вы уже увидели в расписании уроков хорошо знакомый вам предмет - литературу. Для одних его изучение - это … (скучная обязанность) , для других общение с литературными произведениями, их … (авторами) и … (героями) давно стало … (неотъемлемой частью жизни). Пользуясь правом старшего товарища, хочу сказать: «Литература - это не часть нашей жизни, она - … (сама жизнь), и в книгах вы можете найти … (ответы на волнующие вас вопросы) ». Что необходимо для этого?

Прежде всего - … (внимательно читайте текст) . Любые попытки побыстрее прочесть «через строчку», с трудом улавливая лишь общий ход сюжета, - абсолютно бесполезное занятие, не дающее ничего ни уму, ни сердцу. Лучше всего, если вы будете читать … (с карандашом в руках) , отмечая те мысли, которые … (показались вам интересными ). Тогда чтение станет для вас не скучной необходимостью, а … (увлекательным наблюдением за движением авторских мыслей и чувств).

Читая одни строки, вы будете находить подтверждение … (давно волновавшим вас мыслям) , при чтении других - … (принципиально не согласитесь с автором). Так и должно быть: любой писатель - человек … (своей эпохи) , и вас разделяют столетия. И всё же… .

И всё же герои Эсхила, В.Шекспира, Ж.Мольера, А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Грибоедова по-прежнему живы! Мы восхищаемся силой их … (духа, чувств), их яркой … (индивидуальностью ), печалимся, радуемся, смеёмся вместе с ними. Посмотри на каждого из них как на … (человека, личность), постарайся … (понять его) - это обогатит твой … (личный жизненный опыт).

И ещё позволю себе один совет. Пусть вопросы теории литературы не кажутся тебе … (чем-то совершенно ненужным) - они … (ключ к пониманию авторского замысла).

Следуя этим советам, ты научишься … (критически мыслить, грамотно и убедительно высказывать свою точку зрения). Чтение литературных произведений обогатит … (твой духовный мир ). А всё это станет залогом … (твоего жизненного успеха).

    Обсуждение работ учащихся.

    Дом. задание.

    1. Всему классу :

      • составить тезисы для статьи « Этапы развития мировой литературы»;

    2. Индивидуальные задания - сообщения

«Основные черты эпохи Возрождения»,

«Жизнь и творчество Данте».

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала).

Русская литература первой половины XIX века

Обзор культуры. Литературная борьба. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма.

А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь.

Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.

Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Из Пиндемонти», «Поэту», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…»,«Сожженное письмо », «Я Вас любил », «На холмах Грузии лежит ночная мгла », «Безумных лет угасшее веселье », «Зима. Что делать мне в деревне? », «Все в жертву памяти твоей ...», «Желание славы »,«Друзья мои , прекрасен наш союз! »,«Стихи , сочиненные ночью во время бессонницы »,«Осень »,«Бесы »,«Когда по улицам задумчив я брожу… ».

Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимые противоречия героев южных поэм Пушкина. Эволюция романтического героя. Автор и герой.

Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики, стремление к подвигу.

Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Философское осмысление личной свободы.

Понимание Пушкиным России как могущественной, великой державы.

Тема поэта и поэзии. Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания.

Лирика любви и дружбы. Средоточие внимания поэта на внутреннем мире личности. Гармония человеческих чувств в лирике Пушкина.

Философская лирика. Размышления поэта о вечных вопросах бытия, постижение тайны мироздания.

Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Жизнеутверждающий пафос поэзии Пушкина.

Критики об А.С. Пушкине . В. Г. Белинский о Пушкине.

Теория литературы : Элегия.

М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества.

Основные мотивы лирики.

Стихотворения: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»), «Родина»,«Пророк »,«Она не гордой красотой »,«К портрету »,«Силуэт »,«Мой Демон»,«Я не унижусь пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой…»,«Памяти А. И. Одоевского »,«Желание ».

Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие, - сквозная тема лирики Лермонтова. Обреченность человека. Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество.

Поэма «Демон ».* «Демон » как романтическая поэма. Противоречивость центрального образа произведения. Земное и космическое в поэме. Смысл финала поэмы , ее философское звучание.

Критики о М.Ю. Лермонтове . В.Г. Белинский о Лермонтове.

Теория литературы : развитие понятия о романтизме.

Для самостоятельного чтения: «Маскарад ».

Н.В. Гоголь. Сведения из биографии.

«Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция.

Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.

Критика о Гоголе (В. Белинский, А. Григорьев).

Теория литературы : Романтизм и реализм.

Русская литература второй половины XIX века

Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.

Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.

А.Н. Островский. Сведения из биографии.

Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского.

«Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.

Образ Катерины - воплощение лучших качеств женской натуры.

Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.

Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза».

«Лес ».* Своеобразие конфликта и система образов в комедии. Символический смысл названия. Сатирическое изображение жизни пореформенной России. Тема бескорыстия и корысти в пьесе. Тема искусства и образы актеров. Развитие темы «горячего сердца » в пьесе. Идеалы народной нравственности в драматургии Островского.

«Бесприданница ».* Трагическая значимость названия. Развитие темы гибельности красоты при столкновении с миром корысти. Мотивы искушения , человека-вещи , блеска , одиночества в драме. Образ Паратова. Эволюция женского образа у Островского (Катерина–Лариса). Характеры «хозяев жизни ». Экранизация драмы А.Островского «Бесприданница ».

Полемика вокруг финала драмы «Бесприданница » в театре и кино (для самостоятельного чтения).

Комедии Островского «Свои люди – сочтемся »,«На всякого мудреца довольно простоты »,«Бешеные деньги »* (одна из комедий по выбору учителя и учащихся).

Театрально-сценическое открытие А. Н. Островского. А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века. Новизна поэтики Островского. Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского. Природа комического. Особенности языка. Авторское отношение к героям. Непреходящее значение созданных драматургом характеров.

Теория литературы : понятие о драме.

И.А. Гончаров. Сведения из биографии.

«Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына). Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.

Роман «Обломов » в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.).

Теория литературы : социально-психологический роман.


И.С. Тургенев. Сведения из биографии.

«Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.

Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.

Полемика вокруг романа . (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович).

Теория литературы : Развитие понятия о родах и жанрах литературы (роман). Замысел писателя и объективное значение художественного произведения.

Для самостоятельного чтения : «Рудин», «Первая любовь», «Дворянское гнездо», Стихотворения в прозе.

Н.Г. Чернышевский.* Сведения из биографии.

Роман «Что делать?» (обзор).

Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции. Изображение “допотопного мира” в романе. Образы “новых людей”. Теория “разумного эгоизма”. Образ “особенного человека” Рахметова. Роль снов в романе. Четвертый сон Веры Павловны как социальная утопия. Смысл финала романа.

Ф.И. Тютчев. Сведения из биографии.

Стихотворения: «С поляны коршун поднялся… »,«Полдень »,«Silentium»,«Видение »,«Тени сизые смесились… »,«Не то, что мните вы, природа…»,«29-е января 1837 »,«Я лютеран люблю богослуженье »,«Умом Россию не понять…»,«О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь»,«Я очи знал , – о , эти очи »,«Природа – сфинкс. И тем она верней… »,«Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…» и др.

Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.

А.А. Фет. Сведения из биографии.

Стихотворения:«Облаком волнистым… »,«Осень »,«Прости – и все забудь »,«Шепот, робкое дыханье…»,«Какое счастье – ночь , и мы одни... »,«Сияла ночь. Луной был полон сад...»,«Еще майская ночь...»,«Одним толчком согнать ладью живую…»,«На заре ты ее не буди... »,«Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово»,«Вечер» и др.

Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета.

А.К. Толстой . Сведения из биографии.

Стихотворения: «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…»,«Против течения »,«Не верь мне , друг , когда в избытке горя …», «Колокольчики мои…»,«Когда природа вся трепещет и сияет... »,«Тебя так любят все; один твой тихий вид... »,«Минула страсть , и пыл ее тревожный… »,«Ты не спрашивай , не распытывай... ».

Н.А. Некрасов. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Родина»,«Памяти Добролюбова »,«Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди»,«Тройка »,«Поэт и гражданин»,«Плач детей »,«О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. Интимная лирика.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка. Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.

Критики о Некрасове (Ю. Айхенвальд , К. Чуковский , Ю. Лотман).

Теория литературы : развитие понятия о народности литературы. Понятие о стиле.

Уроки поэзии.*

А.Н. Майков . «И город вот опять! Опять сияет бал... »,«Рыбная ловля »,«Осень »,«Пейзаж »,«У мраморного моря »,«Ласточки ».

А.А. Григорьев . «Вы рождены меня терзать... »,«Цыганская венгерка »,«Я ее не люблю , не люблю… », Цикл «Вверх по Волге ».

Я.П. Полонский . «Солнце и Месяц »,«Зимний путь »,«Затворница »,«Колокольчик »,«Узница »,«Песня цыганки ».

К. Хетагуров. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения из сборника «Осетинская лира ».

Н.С. Лесков . Сведения из биографии.

Повесть «Очарованный странник».

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения из биографии.

«История одного города » (обзор). (Главы: «Обращение к читателю »,«Опись градоначальникам »,«Органчик »,«Поклонение мамоне и покаяние »,«Подтверждение покаяния »,«Заключение ».) Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека.

Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.

Теория литературы : развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»).

Ф.М. Достоевский. Сведения из биографии.

«Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе.

Критика вокруг романов Достоевского (Н. Страхов *, Д. Писарев, В. Розанов* и др.).

Теория литературы : проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского.

Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя.

«Севастопольские рассказы ».* Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Проблема истинного и ложного патриотизма в рассказах. Утверждение духовного начала в человеке. Обличение жестокости войны. Особенности поэтики Толстого. Значение « Севастопольских рассказов » в творчестве Л. Н. Толстого.

Почему же, всё таки русская литература имеет огромное значение во всём мире!? Потому что писатели и поэты затрагивают в своих произведениях очень важные социальные и духовные проблемы. Разбирают душу человека, проникая в неё глубоко, и показывают при этом все качества, которыми мы наделены. Произведения наделены высокой нравственность, эстетизмом, глубоким психологизмом, сложностью и красотой языка. И во всём этом рождаются великие философы, подающие гениальные идеи. Русская литература способна воспитать человека как личность. И в этом её огромная ценность. Поэтому она отличается от всей зарубежной литературы. И находит отклик у людей других наций, заставляя их чувствовать, восхищаться, умилятся и многое другое. Русская литература внесла огромный вклад в Мировую литературу именно глубоким психологизмом и детальностью в разборе души человека. Зарубежные читатели впервые познали мощь и величие русской литературы в 1879, когда был сделан перевод "Войны и мира" Толстого на французский язык. После этого литература России стала отыгрывать важную роль в мировом литературном процессе, такие русские писатели, как Тургенев, Достоевский и Чехов влияли на духовную жизнь многих зарубежных стран. И нам есть чем гордится! И мы должны знать свою культуру так как литература отражает её прямым образом.

Рецензии

Что по тексту - Да.

Но по взглядам.

Мне в глубине души хочется чтобы сильной раскрывалась и литература других стран

Да и у России самобытные это мягко сказано, сильные, очень сильные, чересчур сильные авторы в литературе.

Они мне кажутся не нуждаются в особо тщательном представлении потому что очень велики и известны. Все умеют, со всем справляются. Неинтересно, попросту, видеть "Готовые Прогрессивные Души"

Считаю что все большие писатели забирают слишком много восхищения для себя))

Поэтому, мне не круто, например видеть какую-нибудь рецензию начинающему поэту: "Читай Чехова!"

Черт возьми, свою уникальность просто невозможно вырасти с помощью подражания.

На с чет того что "большие авторы" забирают много внимания аудитории это да, и может то что я писала что русская литература отличается индивидуальностью это больше всплеск патриотизма и восхищением определёнными произведениями и авторами, так как сама литература не сильно отличается тематика какая то мораль одна и таже, просто суть в том что как она выражена. И писала этот текс больше для школы для урока литературы (если быть придельно честным)

Давайте тоже "пройдусь" от души. Это уж точно куда удачнее будет.

Цель без энергии это глупость. Такая же неразвитость, такая же ограниченность.

Такая же победа плохого над хорошим, отсутствие чуткости, внимательности, наблюдательности.

В ваших ответах столь же мало чуда, сколь его много в самих стихах

Сколь удивительны стихи, сколь же абсолютно предсказуемы, типичны и стандартны ответы. И вы это делаете, и вы это - любите!

Вам как и многим подростком неважно на яркость в себе и вам дороже приземленность и низменность

Оставайтесь, чем любите!

Про бездействия нет и строки так же и нет энергии, нет и больбы добра и зла, тем более победа хорошого над плохим и чем все предсказуемо

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

ВЕЛИЧИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

"Наша литература - наша гордость, лучшее, что создано нами, как нацией. В ней - вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа; в этом дивном, сказочно быстро построенном храме по сей день ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой чистоты - умы и сердца истинных художников. И все они правдиво и честно, освещая понятое, пережитое ими, говорят: храм русского искусства строен нами при молчаливой помощи народа, народ вдохновлял нас, любите его!". М.Горький

МЕСТО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В МИРОВОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ

Русская литература оказывает влияние не только на духовность русского народа, но и на становление культуры и искусства во всем мире. Самобытность и глубина русской литературы известна и в других странах, ведь она сделала неоценимый вклад в историю мирового литературного процесса.

Она никогда не была национально замкнутой, наоборот - русские писатели всегда поднимали в своих гениальных произведениях общечеловеческие вопросы, которые остаются вечными для мировой литературы. Но важно то, как они это делали - ведь произведения русских классиков пронизаны гуманностью и духом свободы, детальным психологизмом и тщательнейшим изучением человеческой души.

Зарубежные читатели впервые познали мощь и величие русской литературы в 1879, когда был сделан перевод "Войны и мира" Толстого на французский язык. После этого литература России стала отыгрывать важную роль в мировом литературном процессе, такие русские писатели, как Тургенев, Достоевский и Чехов влияли на духовную жизнь многих зарубежных стран. [

Считается, что с конца XIX века русская литература заняла одно из передовых мест в развитии мировой культуры. Так как с начала XX века Россия переживала постоянные кризисы, ее литература носила революционный характер.

Это и подтолкнуло к кардинальному обновлению литературный процесс в России, появились новые формы и стили, а постоянно сменяющиеся исторические события повлекли за собой расцвет кризисного искусства. В 1909 году английские литераторы писали о том, что русская литература становится факелом...

САМОБЫТНОСТЬ И ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Зарубежным читателям становятся известны и другие русские писатели: Некрасов, Лермонтов, Пушкин, Гоголь. По произведениям Толстого, Чехова и Достоевского в других странах до сих пор ставятся спектакли, снимаются кинофильмы, а их литературное наследие тщательно изучается.

Ведь русская литература богата эстетизмом и нравственностью, тонким осмыслением человеческой морали и глубоким проникновением в душу человека. Это можно назвать общими тенденциями мирового литературного процесса, но русские писатели относились и относятся к ним с особой душевностью и глубоким психологизмом, что позволяет находить различные интерпретации русских романов до сих пор.

Это своеобразие русской литературы всегда поражало зарубежных литераторов, ее проникновенность и нравственные ценности не имеют аналогов в мире. Многие русские классики признаются великим мыслителями и философами, идеи, заложенные ими в творчество, вызывают настоящий восторг и душевный отклик у людей, независимо от нации и места рождения.

Произведения русских классиков несут в себе гуманистические традиции, а русский реализм и патриотизм уже давно известен всеми миру. Зарубежные критики всегда отмечали высокий идейно-художественный уровень литературы России, поэтому ее мировая ценность неоспорима.

Русская литература оказала огромное влияние на становление и развитие мирового литературного процесса, ее духовность и ярко выраженные нравственные ценности формировали течение духовной и культурной жизни не только на Родине, но и во всем мире.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сложность и самобытность русской литературы XX века

Литературные направления Реализм Модернизм Литературный авангард

РЕАЛИЗМ - (лат. - вещественный, действительный) - направление в литературе и искусстве, наиболее полно раскрывающее действительность, стремящееся объективно отразить правду жизни в художественных образах, их типичность и индивидуальность, достоверность изображения мира.

Художники-реалисты Писатели-реалисты Иван Алексеевич Бунин Максим Горький Александр Иванович Куприн Леонид Николаевич Андреев В.Суриков В.Поленов

Модернизм Символизм Акмеизм Футуризм

Символизм

Символизм Старшие символисты Младшие символисты Мистики-богоискатели Декаденты-индивидуалисты Литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Всеединство: Красота, Добро, Истина.

Старшие символисты Валерий Брюсов Константин Бальмонт Зинаида Гиппиус

Мистики - богоискатели Д.С.Мережковский З.Н.Гиппиус Н.Минский Декаденты-индивидуалисты В.Я.Брюсов К.Д.Бальмонт Ф.К.Сологуб

Младшие символисты Александр Блок Андрей Белый Вячеслав Иванов

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и ИЗО "Пейзаж в поэзии и живописи начала XX века"

Конспект урока литературы и ИЗО для 6 класса. На уроке учащиеся знакомятся с творчеством И.А.Бунина, учатся анализировать стихотворения, живописные пейзажи, проводят параллели между поэзией и жи...

«МЕДЛЕННО ИСТОРИЯ ЛИСТАЕТСЯ... ВСЕ СТАРЕЕТ - РОДИНА НЕ СТАРИТСЯ!» ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Цель: изучение событий истории и освещение их в литера­туре.Задачи. 1 .Вспомнить основные исторические события XX века и показать, как они отражены в литературе. 2. Уметь пользоваться сопоставит...

«Толстовские традиции в литературе XX века о войне»

Данная работа представляет собой исследование истоков изображения Великой Отечественной войны в литературе XX века, «главным героем» которой, как и в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого, является...

Человек и война в русской литературе XX века. А.Серафимович. "Железный поток"

Проблемы, поставленные в романе Серафимовича, перерастают временные рамки, сохраняя актуальность и в наши дни. Человек и война - это и проблема личности в революции, и проблема гума...