В целях улучшения успеваемости. Вниманию родителей! Как повысить успеваемость ребенка в школе - Документ

От чего зависит успеваемость школьника?

Многим родителям знакома ситуация, когда успеваемость ребёнка в школе показывает низкий уровень.

С одной стороны – не все дети одинаковые и далеко не все показывают великолепные результаты. А с другой стороны, если родители уверены, что их чадо способное и сообразительное, а учёба всё равно не ладится, необходимо срочно принимать меры.

Обычно хорошо занимаются в школе дети, которым нравится учиться. Естественно, когда есть желание, то и результат совершенно другой. Такие школьники получают, как правило, высокие оценки.

Если же у ребёнка тяга к учёбе отсутствует, то и результат соответствующий – плохие отметки, программа обучения для него невероятно сложная, он просто не успевает её осваивать.

К сожалению, программа обучения в наших школах построена таким образом, что абсолютно все дети, независимо от их индивидуальных свойств мышления и способностей к обучению, должны овладеть программным материалом.

Но общепринятые меры не могут быть успешными для всех. Одному школьнику достаточно один раз объяснить новую тему, и он уже всё понял и запомнил надолго.

А другому ученику необходимо одно и то же объяснять несколько раз, да и потом периодически повторять, иначе он опять забудет. Это вовсе не означает, что кто-то мыслит лучше, а кто-то – хуже. Просто одному ребёнку, в силу его физиологического и психического развития, требуется больше времени для обучения. У детей и разная концентрация внимания.

Один малыш может часами заниматься одним и тем же делом и, при этом, ему это совсем не надоедает. А другой ребёнок и десяти минут не может спокойно высидеть, занимаясь одним делом.

На успеваемость ребенка в школе большое влияние оказывают и особенности памяти школьника. Так, у некоторых детей лучше развита зрительная память. Им лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Для них очень хорошо подойдут наглядные пособия, графики.

У других учеников лучше развита слуховая память. Для них очень важно прослушать информацию, потом ещё её обсудить и проговорить для себя.

Успешность обучения в школе зависит ещё и от темперамента вашего ребёнка.

Насколько верно именно к нему подобраны методы подачи информации. Но, опять-таки, очень многие преподаватели не придерживаются данной точки зрения, да и большинство школ просто не приспособлены под такие методы обучения.

Если выбранный школой или преподавателем способ подачи информации не подходит вашему ребёнку, то это и приводит в дальнейшем к неуспеваемости. Поэтому, с такими детками либо самим родителям необходимо прорабатывать ещё раз изучаемый материал дома, либо нанимать репетитора, если позволяют финансы.

Но причина неуспеваемости не всегда связана с умственными способностями школьника. Иногда она зависит от классного коллектива, от взаимоотношений с одноклассниками или с преподавателями.

Если вы заметили, что ваш ребёнок не хочет ходить в школу, придумывает для этого всяческие уловки, попробуйте вызвать его на откровенный разговор и выяснить истинные причины нежелания посещать школу.

Если это нежелание возникло на фоне конфликта, постарайтесь выяснить его причины и попытайтесь уладить всё «мирным» путём.

Очень важную роль в работоспособности человека играет время суток. Так, например, если ваш ребёнок «сова», то заниматься в утренние часы ему будет крайне тяжело. Режим дня такого школьника желательно спланировать таким образом, чтобы все сложные задания он выполнял во второй половине дня, когда ему легче усваивать информацию.

Но, к сожалению, занятия во многих школах проходят именно в первой половине дня. А вот для «жаворонков» это благоприятное время. В утренние часы они очень активны и способны усвоить любой материал.

Ещё один момент, на который хотелось бы обратить внимание родителей, что успеваемость ребенка в школе зависит от того, насколько правильно ваш ребёнок подготовлен к школьной жизни. Поэтому дошкольное воспитание детей должно включать в себя обязательный компонент – подготовку к школе. Именно правильно подготовленный ребёнок прекрасно адаптируется к новым условиям и проблем с обучением у него обычно не возникает.

Как правильно организовать воспитание, чтобы повысить успеваемость?

1. Каждый день проявляйте любовь, понимание, заботу и терпение. Спрашивайте у ребёнка о том, как прошёл его день в школе, какое у него настроение после уроков. В любой ситуации проявляйте эмоциональную поддержку.

2. Хвалите своего школьника за малейшие успехи и достижения. Постарайтесь не ругать за неудачи, а вместе найдите выход из сложившейся неприятной ситуации и постарайтесь исправить положение.

3. Если ребёнок проявляет стремление к знаниям, ни в коем случае не подавляйте это, а, напротив, всячески поощряйте и поддерживайте. Читайте вы своему сыну или дочери книги, а затем попросите, чтобы он вам прочитал. Вместе обсудите прочитанное. Покупайте школьнику развивающую литературу, диски. И помните, что девяносто процентов информации дитя усваивает до семи лет. И лишь десять процентов за всю оставшуюся жизнь.

4. Если ребёнку самому сложно выполнить какое-то задание, и он обращается к вам за помощью, ни в коем случае не отталкивайте его словами: «Иди сам думай!». Постарайтесь объяснить, помочь. Именно помочь! А не сделать за него.

5. Если ваш ученик хочет выполнить домашнее задание со своим одноклассником, не запрещайте ему это. Объясняя и помогая друг другу, они лучше усвоят изучаемый материал.

6. Не будьте равнодушными, если ребёнок делится с вами увиденным или прожитым. Проявляйте заинтересованность.

7. В любой ситуации сдерживайте свои эмоции, старайтесь не критиковать преподавателей и не говорить плохо о школе. Только положительный настрой!

8. Старайтесь и сами принимать самое активное участие в жизни школы и класса. Когда ребёнок увидит, что школа стала частью и вашей жизни тоже, ваш авторитет в его глазах значительно поднимется.

9. Некоторые родители используют тактику многократных переписываний и повторений. Ожидаемого результата такая тактика не принесёт. Лучше понаблюдайте за ребёнком, постарайтесь определить, что у него получается хорошо, а что совсем не получается. Посоветуйтесь с преподавателем или психологом, как улучшить память, внимание, сосредоточенность и организованность.

10. Самое главное, создайте школьнику максимально комфортные условия для учёбы, обеспечивайте его всем необходимым для успешного обучения.

11. Помните, что умственный труд гораздо сложнее физического. И усталость от умственного труда проходит гораздо дольше, чем от физического. Поэтому помогайте ребёнку, поддерживайте его, вселяйте в него веру в собственные силы.

12. Когда выполняете вместе с учеником домашнюю работу, не контролируйте деятельность учителя.

13. Не используйте ошибки ребёнка для его критики. Фразу: «На ошибках учатся» ещё никто не отменял. Объясните своему чаду, что ошибаясь, он приобретает определённый жизненный опыт и учится навыкам самоконтроля.

И помните, что каждый человек индивидуальность, со своими принципами, привычками, предпочтениями и характером. Не ругайте своего ребёнка, если он чем-то отличается от сверстников.

Постарайтесь установить контакт со школьником, выясните, как ему легче усваивать учебный материал. Проявите творческий подход. И тогда успеваемость в школе обязательно наладится, и ребёнок будет с удовольствием ходить в школу.

Мозг каждого человека по-разному получает и обрабатывает информацию, поступающую из окружающего мира.

Одна моя знакомая недавно пожаловалась мне, что ее сын, второклассник, получает в школе очень плохие оценки. Причем он всегда был очень смышленым и сообразительным мальчиком. Поскольку плохие оценки очень огорчали как его самого, так и его родителей, то дело дошло до того, что мальчик стал просто отказываться ходить в школу.

Как повысить успеваемость ребенка в школе

Что же делать, если вы слышите от своего ребенка «Мне надоело ходить в школу!» или еще хуже «Я ненавижу школу»?

Обычно, дети, любящие школу, хорошо успевают по многим, если не по всем предметам. Этот процесс действует и в обратном направлении, то есть часто случается, что, если оценки ребенка повышаются, то его отношение к школе улучшается. Отсутствие у вашего ребенка энтузиазма по отношению к школе и, соответственно, плохие оценки могут означать, что школьная программа слишком трудна для вашего ребенка, и он за ней просто не успевает. Каждый ребенок рождается со своим образом мышления и своими способностями к познанию. Мозг каждого человека по-разному получает и обрабатывает информацию, поступающую из окружающего мира. И на то, что один усваивает за несколько минут, другому может понадобиться несколько часов. Но это не значит, что тот или иной способ мышления хуже, просто во втором случае человеку нужно чуть больше времени для учебы. Кроме того, разные люди обладают разными способностями к концентрации внимания. И если один ребенок может часами раскрашивать контурную карту, то другому просто не под силу усидеть на одном месте в течение столь долгого времени.

Методы обучения для визуалов, аудиалов, кинэстетиков

Некоторые дети обладают визуальной памятью, то есть они лучше усваивают зрительную информацию. Обычно они могут с легкостью воспроизвести то, что увидели. Эти дети лучше концентрируют свое внимание и запоминают учебный материал, когда он сопровождается наглядными рисунками, графиками, диаграммами, а основные пункты в нем подчеркнуты или выделены жирным шрифтом.

Режим для первоклашки

Первое сентября – с астрами и радостными лицами детишек, идущих в школу позади. Праздник закончился, уступив место будням. Многим семьям, в которых появились первоклашки, думаю, знакома ситуация, когда уже в начале сентября маленький школьник по вечерам еле-еле доползает до своей кровати, а утром, очень долго и мучительно просыпается.

Другие дети имеют слуховую память и лучше усваивают информацию, когда они слышат ее или обсуждают. Зачастую, для запоминания, им нужно проговорить полученную информацию, про себя или вслух. Если иногда ваш ребенок шевелит губами во время уроков или шепчется с соседом, то это может быть потому, что он повторяет только что услышанную информацию. Для лучшего усвоения учебного материала учителям и родителям надо обсуждать его с такими детьми.

Некоторым детям для лучшего усвоения учебного материала нужно быть активными во время уроков. Такие дети любят учебные занятия, во время которых можно что-нибудь делать руками, проводить наглядные опыты и эксперименты, строить модели, а в математике, к примеру, считать на счетах. При этом создается впечатление, что их мозги работают только тогда, когда двигается тело. Они просто не могут усидеть на стуле в течение нескольких часов подряд. Поэтому во время занятий с таким ребенком следует делать небольшие перерывы, в течение которых ребенок бы активно отдыхал.

Этих детей часто называют гиперактивными, причем школьные учителя обычно стараются их приструнить. Зачастую на ребенка вешается ярлык «трудного» или даже «необучаемого», но на самом деле учитель просто не может найти правильный подход к такому ребенку.

Занимаясь с ребенком, в школе или дома, нужно учитывать, к какому типу относится ребенок, и соответственно выбирать методы подачи информации. К сожалению, большинство наших учителей этого не учитывает, и большинство наших школ для этого не приспособлено. И если в классе используются методы, неподходящие для вашего ребенка, то он может не успевать в учебе именно поэтому. И в этом случае родителям придется самим после основных занятий повторять с ребенком дома пройденный материал для его лучшего усвоения, уже используя соответствующие методы.

Школьное окружение

Зачастую оценки ребенка зависят не столько от его умственных способностей, сколько от школьного окружения, его отношений с учителями и одноклассниками. Если ваш ребенок не любит школу, то это может означать наличие какого-либо конфликта. Постарайтесь вызвать ребенка на откровенность. Если он действительно некомфортно чувствует себя с кем-либо из учителей или одноклассников, постарайтесь вдвоем обсудить ситуацию, выяснить причины возникшего конфликта и найти пути его решения.

Окружающая обстановка

Известно, что наши способности к концентрации внимания по-разному проявляются в той или иной обстановке. В благоприятной обстановке способность к умственной деятельности повышается. Работоспособность большинства людей повышается в тихой, спокойной обстановке, но многие дети предпочитают другие условия, они могут лучше усваивать информацию, находясь на свежем воздухе, или когда в комнате негромко играет музыка. Важно выяснить, в какой обстановке ваш ребенок чувствует себя лучше всего. Причем его предпочтения могут значительно отличаться от ваших.

Время суток

Вам лучше работается на заре? Или вы «сова», предпочитающая работать по вечерам? Время суток - очень важный фактор, влияющий на работоспособность человека, причем у всех разный. К тому же он может меняться по мере взросления человека. Необходимо так спланировать расписание ребенка, чтобы наиболее трудные для него задания приходились на время, в которое его работоспособность максимальна.

Готов ли ваш ребенок к школе?

Пусть до 1 сентября еще далеко, однако зачисление в школы будущих первоклассников уже идет вовсю. И часто родители оказываются буквально на распутье: отдавать ребенка в школу в этом году или в следующем? Что лучше - начать школьную жизнь раньше или позже? Одни говорят "чем раньше начнешь, тем легче будет", а другие утверждают "не стоит лишать ребенка детства". Кто же прав? Вообще тут нет общих правил - все зависит от конкретного ребенка, от его желания учиться и от его личной, индивидуальной готовности стать первоклассником…

Легкая закуска

Замечали ли вы, что во время какой-либо напряженной работы вам хочется выпить чашечку кофе, пожевать жевательную резинку или что-нибудь еще? Многим это действительно помогает сконцентрироваться на поставленной задаче. А других еда только отвлекает. Поэкспериментируйте. Выясните, помогает или мешает вашему ребенку легкая закуска.

Письменный стол или что-то еще?

Вас удивляет, что ваш сын любит делать уроки, лежа на полу? Вам кажется, что сидеть за письменным столом гораздо удобнее? Даже если какая-либо позиция кажется вам неудобной, это не означает, что вы должны потребовать от своего ребенка сменить ее. Ему может быть легче концентрироваться именно в такой позиции. Поэтому, пусть ребенок сам решит, где ему удобнее делать уроки.

Все мы рождаемся со своим собственным характером, привычками и предпочтениями. Поэтому, если ваш ребенок отличается от других и не успевает в школе, не стоит ругать его за плохие оценки. Вместо этого, понаблюдайте за своим ребенком. Постарайтесь узнать, каким образом ему легче усваивать информацию, его предпочтения и привычки. Подойдите творчески к процессу его обучения, и тогда его оценки повысятся, и в школу он будет ходить с удовольствием.


Марина Аль-Рабаки

Вниманию родителей!

Как повысить успеваемость ребенка в школе

Помочь ребенку организовать сам процесс обучения, контролируя выполнение им домашних заданий. В определенной степени такой вариант несколько сложен для самих родителей, так как они должны этим заниматься регулярно, а не от случая к случаю. В погоне за хорошими оценками важно не начать выполнять письменные задания за ребенка. Ни к чему хорошему это не приведет. Кроме того, контроль домашних заданий позволит родителям очень четко понимать, в каких предметах или темах есть отставание, которое необходимо будет преодолеть с помощью дополнительных занятий.

Чаще бывайте в школе и беседуйте с учителями об успехах ребенка и тех шагах, которые вы, по мнению учителей, должны предпринимать для его повышения успеваемости. Разумеется, старайтесь эти рекомендации выполнять. Не забывайте также о благодарственных знаках внимания учителям, которые включают в себя конфеты, букеты и прочие материальные блага и услуги.

Договориться с учителями о персональных занятиях с ребенком. Иногда это возможно и бесплатно, за счет внутришкольных резервов, но в большинстве случаев за это придется платить, нанимая учителя в качестве репетитора. Особенно положительно на успеваемость ребенка по предмету будет влиять, если репетитором станет тот же преподаватель, который обучает ребенка в школе.

Развивать у ребенка память, мышление, внимание. Это позволит ему легче и быстрее усваивать учебный материал, что, безусловно, приведет к повышению успеваемости ребенка в школе и повысит его интерес к самому процессу обучения. Для этого узнайте адрес ближайшего центра по развитию познавательных способностей и уточните там возможность занятий вашего ребенка.

Обратите особое внимание на режим ребенка. Если он не высыпается, вставая рано утром в школу, то не стоит ожидать от него тяги к знаниям во время легкой дремы на уроке. Позаботьтесь, чтобы ребенок спал не менее 8-9 часов.

Для старшеклассников сильной мотивацией становится необходимость будущего поступления в ВУЗ. Они уже сами пытаются повысить свою успеваемость более усиленно занимаясь и самостоятельно находя подходы к преподавателям. Задача родителей помочь ребенку определиться с университетом и «подогревать» желание ребенка туда поступать. Однако помните о реальности вашего выбора.

Иногда родители стимулируют желание ребенка учиться, давая им деньги за хорошие оценки в школе. Данный подход следует использовать с осторожностью. Обычно это практика достаточно эффективна на начальном этапе, когда ребенок путем значительных усилий повышает свою успеваемость в школе. Но при неправильной организации этого процесса оценки могут стать еще хуже и общая успеваемость снизится.
Стараясь повысить успеваемость ребенка в школе, следует помнить о том, что успеваемость ребенка нужно сравнить с его собственной успеваемостью ранее, а не с результатами учебы других детей.

Как помочь ребенку преуспеть в учебе?

Как правило, успеваемость ребёнка в школе зависит от отношения родителей относятся к обучению в школе. К сожалению, наверстать пройденный материал затруднительно, если школьник запускает предмет, так как дальнейшее обучение строится на основе ранее изученного. Чтобы избежать подобных ситуаций есть ряд рекомендаций для родителей. Рекомендации родителям учащихся начальных классов

1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя заботу и терпение: расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку.

2. Не забывайте хвалить ребенка, даже за самые незначительные, на ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход. Не запугивайте ребенка, страх блокирует его деятельность.

3. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится 10%.

4. Покупайте и дарите книги, диски, картины. Читайте вслух, предлагайте ребенку почитать вам, обсуждайте книги. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение.

5. Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самостоятельно найти выход, решение, совершить поступок.

6. Будьте доброжелательны к одноклассникам, не запрещайте им вместе делать уроки. Замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне- и слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам.

7. Активно слушайте своего ребенка, пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.

8. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное отношение к образовательному учреждению.

9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью вашей жизни. Ваш авторитет повысится.

10. Не заставляйте многократно переписывать, повторять. Понаблюдайте за особенностями умственной деятельности своего ребенка, выясните, что получается легко, а что дается с трудом. Посоветуйтесь с педагогом, как улучшить память, как развить сосредоточенность, организованность и т. п.

11. Обеспечивайте ребенка всем необходимым для учебы, создавайте атмосферу уважительного отношения к его труду, вещам, учебникам, делам и т. п.

12. Умственный труд сложен, требует многих усилий. Помогайте ребенку сохранять веру в себя.

13. При выполнении домашней работы с ребенком не контролируйте деятельность учителя. 14. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики. Помогая ему выполнять домашнее задание, делайте иногда преднамеренные ошибки, чтобы у ребенка был шанс исправить вас, испытать удовлетворение от обнаружения недочета. Только так он сможет понять процесс контроля и обучиться самоконтролю.

15. Проверяйте домашнее задание, особенно на первом этапе обучения, при этом давайте понять ребенку, довольны вы результатами или нет. В следующий раз он будет очень стараться, чтобы заслужить вашу похвалу.

1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка: бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т. п.; эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, демонстрируйте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т. п.; культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, дисками; используйте магнитофон для учебных занятий, вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т. п.

2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т. п.

3. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и оказания возможной помощи.

4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой вы преуспели.

5. Помните, что не только оценки должны быть в центре внимания родителей, но и сами знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться полученными знаниями.

6. Помогите сделать свободное время ребенка содержательным, принимайте участие в его проведении.

7. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми и их успехами, лучше сравнивать его с самим собой.

8. В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность – ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются по телефону: уточняют, обсуждают, спорят.

9. Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность.

10. Помните, что по нормам над выполнением всех домашних заданий ученики 5-6-х классов должны работать до 2,5 ч, 7-8-х классов – до 3 ч, 8-9-х классов -до 4 ч. Старайтесь придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья, психического равновесия и хорошего отношения ребенка к учебе.

11. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную деятельность детей. Используйте позитивный опыт ваших родителей, знакомых.

Важно! Не упустите первые тревожные симптомы. Будьте наблюдательны. Если ребенок жалуется, говорит, что ему не нравится какой-либо учитель или предмет – это повод для беспокойства. Обсудите проблему, однако отправляться прямиком к учителю, не спросив разрешения у ребенка – он может окончательно возненавидеть и преподавателя и предмет.

Дневник сына или дочери не радует высокими баллами? Почему ребенок учится не так хорошо, как тебе хотелось бы? Выясни, в чем дело, и помоги исправить ситуацию!

14:44 23.01.2013

Есть такие дети, которых никто никогда не заставляет учиться. Старательные школьники сами прилежно просиживают вечера за учебниками - чтобы ответить на высший балл и быть лучше всех. О таких сыновьях и дочках мечтают все мамы и папы. Увы, по статистике, на весь поток едва ли наберется трое таких прилежных учеников. К тому же психологи уверяют, что чрезмерная старательность - не всегда хорошо: перфекционизм, который вот так проявляется в детском возрасте, будет очень мешать в будущем. Поэтому если твой сорванец не слишком любит учиться, не спеши расстраиваться и обвинять его в отсутствии прилежания. Именно родители (а не учителя и друзья) могут привить любовь к знаниям, найти стимул для сына или дочери учиться лучше.

В идеале, конечно, следить за успеваемостью ребенка нужно систематически. Но обстоятельства порой складываются так, что ты просто не в силах объять необъятное: то на работе аврал, то со здоровьем родителей проблемы, то с мужем кризис отношений. Оглянешься - уже апрель, до конца учебного года осталось всего ничего, а в дневнике ненаглядного чада как раз те оценки, которые ты меньше всего хотела бы там видеть. Скажем честно: если запущены все предметы, то, скорее всего, существенно изменить отметки в табеле вряд ли удастся. Лучшее, что ты можешь сделать, - поговорить с ребенком по-взрослому, без лишних эмоций, настроив его на серьезную работу в будущем. Спроси: как ты считаешь, почему ты в этом учебном году стал хуже учиться? Чем я могу тебе помочь в следующем году? Закончить разговор нужно непременно на позитивной ноте, чтобы твой ребенок видел: ты веришь в его силы и способности. И прямо сейчас, после разговора, стоит начать дополнительно заниматься, продумать программу на лето, нанять репетитора. Результаты будут позже, вероятнее всего, не в этой четверти.

Ну а когда «прокол» всего в одном-двух предметах - есть за что бороться! Тем более, если ребенок сам горит желанием исправить ситуацию.

Почему он плохо учится?

Прежде чем устраивать «разбор полетов», проанализируй причины неуспеваемости. Иногда они весьма далеки от школьного процесса.

Здоровье. Твой малыш читает, слишком близко поднося книжку к глазам? Запишитесь на прием к окулисту! Быть может, причина того, что он «съехал» в школе, - именно плохое зрение. Попроси учителя пересадить его на первую парту. Если он бледен, плохо ест и быстро утомляется, необходимо выяснить причины такого состояния, проконсультироваться с педиатром и сдать анализы. Иногда достаточно пройти курс лечения от гельминтов чтобы и здоровье поправилось, и оценки в школе заметно улучшились.

Обстановка в семье. Все мы прекрасно знаем, что конфликты дома негативно отражаются на детях. Ребенок переживает из-за ссор мамы с папой, и это отвлекает его от занятий. Если у вас с мужем непростые отношения, постарайся, чтобы ваш ребенок не присутствовал при ваших эмоциональных разборках и уж тем более не участвовал в них.

Взаимоотношения с одноклассниками. Насколько часто твой малыш рассказывает тебе, как складываются его отношения с одногодками? Может, твоего сына на переменке обижают задиры-одноклассники, и поэтому у него не получается сосредоточиться на уроке? Или у него совсем нет друзей, и это его огорчает? Поговори с сыном или дочерью, выясни, каков микроклимат в их школьном коллективе. На встрече с классным руководителем интересуйся не только оценками, но и поведением своего ребенка и его взаимоотношениями с ребятами из класса.

Перегруженный график. Иногда, желая вырастить из любимого чада вундеркинда, взрослые взваливают на него такое количество дополнительных занятий, что у ребенка просто не хватает сил прилежно выполнять еще и школьные задания. Если у сына (дочери) не остается времени на игры и отдых, стоит отказаться, хотя бы на время, от дополнительной нагрузки.

Обычная лень. Это, наверное, самая распространенная причина появления в дневнике плохих оценок. Вроде бы ничего не мешает заняться домашним заданием, но так хочется посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные «бродилки» или просто поваляться на кровати! Важно, какой пример ребенку показывают родители. Если вы с мужем все свободное время проводите перед телевизором, то, естественно, ребенок копирует ваши привычки! Может, стоит немного изменить себя? Например, всем вместе провести воскресенье на свежем воздухе или пойти в музей?..

Увы, нередко помочь в такой ситуации могут только радикальные меры. Запрет на телевизор и компьютер в будние дни - весьма действенное средство (прежде всего для учеников младшей школы). Пусть вначале сын или дочь будет обижаться, постепенно он (она) привыкнет, что электронные развлечения - только по выходным. Или строго дозированно по времени: не больше получаса в день.

Курс на повышение!

Как вызвать у ребенка желание учиться? Можно долго рассказывать о том, каких высот достигнет прилежный школьник в будущем, какие перспективы откроются перед ним. Вряд ли подобные речи возымеют немедленный эффект: ведь все это будет когда-то, не сейчас. Тем не менее говорить об этом нужно. И не абстрактно, а приводя конкретные примеры. Будешь учиться - поступишь в вуз - получишь специальность - сможешь купить квартиру, машину, обеспечить детей, помочь родителям. Эта простая логическая цепочка должна закрепиться в сознании чада, пусть даже сейчас ребенок не придаст твоим словам достаточного значения. А для того чтобы он увидел ближайшую выгоду своего прилежания, стоит придумать хороший стимул. Пообещай своему школьнику какой-то приз за хорошие оценки в табеле, ориентируясь на его возраст и интересы.

Например, поездку к морю, покупку нового мобильного телефона, какие-то взрослые преимущества - дополнительные карманные деньги, возможность самому планировать выходной и т. д. Посоветуйтесь вместе, чего бы ему хотелось. Такая мотивация заставит его налечь на учебу - ведь впереди ждет заслуженная награда! Только помни, что свое слово надо непременно сдержать, иначе ребенок почувствует себя обманутым и больше никогда не поверит в твои обещания! Обязательно посети школу и поговори с учителем. Так тебе будет легче разобраться в причинах низкой успеваемости, а заодно ознакомишься с требованиями к уровню знаний. Иногда у учителя складывается ложное впечатление, что родители совсем не следят за учебой сына или дочери. Покажи, что это не так. Узнай у преподавателя, чем ты как мама можешь помочь своему ребенку. Для исправления плохой отметки бывает достаточно подготовить реферат или сообщение. Если на носу контрольная, стоит отложить все свои дела и несколько дней посвятить занятиям.

Не забывай, что все дети - разные: одному для подготовки к урокам достаточно получаса, а другой три часа корпит над учебниками. Но нередко причина такого долгого сидения над домашним заданием - простая неорганизованность. Только начал решать задачку по математике - засмотрелся на картинки в учебнике, только стал разучивать стихотворение - увлекся потрошением авторучки… В этом случае тебе придется какое-то время контролировать выполнение уроков. Возьми стул и присядь к столу своего школьника: наблюдай, как он занимается, и в нужный момент призови к порядку.

Распиши с ребенком его режим дня. Пусть он четко знает, какие часы отведены на игру, а какие - на учебу. Можно красиво оформить листок с режимом и повесить его на видное место - пусть он все время сверяется с ним. Используй игровой момент для того, чтобы заинтересовать ребенка результатами учебы. Например, повесь на стену плакат, где будут перечислены все предметы, которые твой малыш изучает в школе. Напротив уроков, по которым у него хорошие оценки, прикрепи изображение забавного солнышка, улыбающейся рожицы или сердечка. А напротив тех, что хромают, - тучку, дракончика или пирата. Если ребенок постарше - составьте вместе график успеваемости по тому предмету, который тебя беспокоит. Вот увидишь, как будет радоваться твой отпрыск, когда кривая поползет вверх!

Нестандартные методы

Ты как никто другой знаешь особенности характера своего ребенка и сможешь сама придумать, на какую «кнопочку» нажать, чтобы малыш (подросток) загорелся учебой. Воспользуйся опытом наших читательниц.

28-летняя Александра из Киева рассказывает: «Я попросила своего мужа пойти в школу на собрание. Для сына это было настоящим испытанием, он буквально сгорал со стыда, когда папа, которого он так уважает и на которого хочет быть похож, выслушивал нелицеприятные слова о его учебе. И знаете, произошло чудо! С этого дня мой Валик стал примерным учеником!

Ведь он больше всего боится, что папа в нем разочаруется». «У моей дочки не сложились отношения с учительницей, и та ставила ей плохие оценки скорее из вредности, даже мое заступничество не помогало, - пишет 32-летняя Анна из Симферополя. - Тогда я сказала дочке: ты должна так учить предмет, чтобы нелюбимая учительница просто не имела повода к тебе придраться! И Лада начала зубрить английский: мне кажется, что она восприняла это как вызов. И таки добилась своего! Теперь у нее по этому предмету высокий балл!»

А вот что советует 35-летняя Алена из Харькова: «У моего сына-шестиклассника хромала история. Чтобы как-то заинтересовать Артема, мы стали по выходным ходить в исторический музей, а потом записались в краеведческий кружок, где изучали историю родного края. Постепенно отношение сына к предмету изменилось: он сам стал готовить дополнительный материал к урокам, чем очень удивил учительницу. Нужно ли говорить, что ниже «десятки» он больше не приносил!»

Найди свой, интересный и нестандартный, подход, который будет работать на повышение успеваемости.

Запрещенные приемы

В погоне за оценками в табеле не допускай распространенных родительских ошибок. Объясни, что важна не только и не столько отметка, сколько крепкие знания. Не нужно во что бы то ни стало «выбивать» из чада высший балл. Иначе рискуешь выработать у него чисто формальный подход: добиться 12 любой ценой, пусть даже слезами и нытьем. Либо взрастить комплекс перфекционизма, о котором шла речь выше.

Не стоит и самой выполнять за ребенка домашние задания - писать рефераты, рисовать или чертить. У твоего малыша может выработаться комплекс неполноценности: он будет уверен в своей неспособности самостоятельно справиться с заданием на «отлично». Если ты видишь, что твой сын или дочка ну никак не успевает сделать уроки сам, помоги ему, но не выполняй всю работу за него.

И уж совершенно недопустимо ругать и обзывать ребенка тупицей и неумехой. Это приведет к прямо противоположному результату: малыш совсем потеряет веру в свои силы или, наоборот, станет назло домашним учиться плохо. Заинтересовать, найти стимул, помочь, убедить - единственно верный способ подтянуть оценки и знания.

Три способа повысить успеваемость

Не стоит опускать руки и записывать школьника в двоечники. Эти методы наверняка помогут исправить ситуацию!

1 Репетитор. Обратись к специалисту: профессионал сумеет заполнить пробелы в знаниях твоего школьника. И возможно, именно он найдет нужный подход к малышу.

2 Занятия с учителем за дополнительную плату. Школьный учитель хорошо знает и программу, и способности твоего отпрыска. Он сделает упор на том материале, который не был усвоен твоим сыном или дочкой.

3 Профильный кружок. Здесь ребенок сможет узнать много интересного и полюбить предмет. Тем более что в неформальной обстановке кружка материал всегда усваивается легче.

Благодарим за помощь в подготовке материала психолога и психотерапевта Татьяну Михеенко .