Женские образы герой нашего времени краткое. Женские образы в романе «Герой нашего времени» - Сочинение


Женские образы в романе «Герой нашего времени».

«Герой нашего времени» - это первый русский реалистический психологический роман в прозе, написанный М.Ю.Лермонтовым. Начато произведение было в 1837 году, причём его части были самостоятельными повестями, однако в 1840 году вышло издание, включающее в себя все эти повести. Роман задуман автором как психологическое исследование человеческого характера, причём по большей части это самоанализ Печорина. Однако более точные выводы о личности героя мы можем сделать, анализируя взаимоотношения его с другими людьми.

Ведь, контактируя с разными людьми, Печорин раскрывает свой характер по-разному. Рассмотрим это на примере женских образов в романе «Герой нашего времени».

Для начала стоит понять, для чего в романе нужны женские образы. У Лермонтова случайных персонажей и событий нет. Всё закономерно, связано между собой и имеет свои причинно-следственные связи. Что же особенного в женских образах? Какую роль они играют в жизни главного героя? Мы часто слышим фразу: «Cherchez la femme», - что значит: «Ищите женщину», когда говорится о том, что мужчина вдруг начал совершать поступки, ему обычно не свойственные, когда начал совершать подвиги, на которые ранее не был способен.

Потому что, как бы ни не хотел мужчина, женщина имеет сильное на него влияние. Влияние на характер, поступки, поведение, да даже на мысли. То есть женщины в романе служат показателями различных черт характера Печорина. Итак, когда мы разобрались, зачем женские образы в романе, приступим к анализу.

Полноценных женских образов в романе четыре. Рассмотрим их в порядке повествования, предложенном Лермонтовым.

Первый образ – это образ «дитя гор», образ Бэлы. Ей всего 16 лет, она дочь Черкесского князя. Девушка определённо красива, она грациозна, легка, но в то же время на «дика», даже пуглива. Её глаза заглядывают в душу, однако вскоре они могут либо тускнеть от горя, либо сверкать, будто два угля. Бэла необразованна, с трудом говорит по-русски. Воспитанная в мусульманской вере, она умерла мусульманкой, хотя ей и предлагали приять христианство. История этой девушки трагична, и судьба Бэлы, то, что случилось с ней, показывает нам некий цинизм и эгоизм Печорина. Он поклялся Азамату, брату Бэлы, в обмен на девушку отдать ему лошадь Казбича, воспользовавшись страстью заполучить коня, которая обуяла Азамата. В итоге отца Бэлы убивает Казбич, а Печорин, которого она успела полюбить, охладевает к ней. Поэтому жизнь девушки обрывает удар кинжала.

Второй образ – образ Ундины из главы «Тамань». Печорину в тот момент были свойственны романтичность натуры, любопытство, желание добраться до истины, свойственные всем молодым людям. Ундина. Григорий считал, что в ней есть порода, он считал саму её обворожительной. Но в косвенных взглядах ундины Печорин читал что-то дикое и подозрительное, в её улыбке видел что-то неопределённое… В общении с ней молодой офицер допустил огромную ошибку, которая едва не стоила ему жизни, он рассказал ей, что видел её с контрабандистом и слепым ночью на берегу. Тогда девушка отчаянно постаралась утопить ненужного свидетеля, чего Печорин не ожидал. Борясь за свою жизнь, он с трудом сбросил её за борт и испытал чувство облегчения, узнав, что она всё-таки жива. Однако вся эта история с контрабандистами оставила у него в душе лишь грусть и сожаление о глупом, необдуманном поступке.

Третий образ – образ Княжны Мэри из одноимённой главы. Мэри – юная, хорошо воспитанная, образованная девушка, принадлежащая к тому же сословию, что и Печорин. Она одета по всем правилам хорошего вкуса, её походка легка и благородна. Сама девушка очень красива, что привлекает поклонников, на которых она смотрит с презрением. Мэри чувствительна и непосредственна, с лёгкостью может помочь другому, к примеру, когда подняла стакан Грушницкому. Однако несмотря на все свои достоинства, для Печорина она была лишь средством, которое потешит его самолюбие. У него не было какой-либо влюблённости, только азарт и холодный расчёт. Реакцию Мэри он предугадывал, свои шаги по её завоеванию просчитывал наперёд. Результат был ожидаем – княжна в него влюбилась, начала тосковать по нему, стала слабеть здоровьем. Как Печорин ни старался, даже искры любви к Мэри не нашёл, поэтому решил вызвать у бедной девушки ненависть, чтобы «вернуть её к жизни». То есть Мери раскрывает ещё и неоднозначность характера Григория.

Последний образ, но самый значимый – образ Веры, описывающийся в главе «Княжна Мэри». Это единственная женщина, к которой Печорин питает глубокие чувства, проверенные временем, для него она – идеал женщины. Вера красива, умна, образована. Однако больше всего Григорий ценит её за то, что она, зная его недостатки, понимая его, всё-таки любит. Вере Печорин всегда говорит правду, никогда не нарушает данные ей обещания. Эта женщина раскрывает его лучшие стороны, единственная из всех, с кем встречался Григорий. Но Вера замужем, и счастью их многое мешает, в том числе и сам муж женщины, который, узнав, что она любит Печорина, увёз её. Печорин не успел даже попрощаться. В пути, когда он до смерти загнал лошадь, его твёрдость и хладнокровие исчезли, он плакал…

Краткое сочинение по литературе на тему: Женские образы в романе «Герой нашего времени». Характеристика Бэлы, Княжны Мери, Ундины, Веры

М.Ю. Лермонтов создал один из первых русских психологических романов, в котором главную роль играет не сюжет, а раскрытие души. Повествование направлено на то, чтобы показать все грани характера главного героя, Григория Печорина. Встречи с разными людьми, общение и взаимодействие с ними также передают его личные качества. А каковы же женские персонажи романа?

Первой перед читателями предстает Бэла – самая экзотическая из всех девушек. Она, дочь кавказского князя, «черкешенка», увлекла главного героя пленительной, чистой внешностью, огромными глазами и «диким», неиспорченным светскими условностями поведением. Печорин украл Бэлу из отчего дома, гордая девушка сначала отвергала похитителя, а потом страстно полюбила. Героиня жила и горела этой первой любовью. Печорин стал для нее всем, она не пыталась его привлечь или нарочито отвергнуть, чтоб разжечь интерес, как делали светские красавицы, Бэла просто любила и отдавала всю себя. Но герою наскучили и эти настоящие чувства, он охладел к черкешенке, оставлял ее одну, хотя за ней охотился ее поклонник. В один из таких одиноких дней девушка была убита. Умирая, она остается самоотверженно любящей, не обвиняет Печорина, а переживает о другом: «Начала печалиться о том, что она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григория Александровича». Бэла – образец нравственной чистоты и самопожертвования, она — погибшая надежда Печорина на воскрешение своей души.

В следующей главе нас ждет «ундина» – самая загадочная героиня, о ней неизвестно ничего, даже имени. Она привлекла героя таинственностью и красотой, от нее так и веяло какой-то авантюрой. Ловкость, проницательность, коварство, подвижность – эти качества роднят девушку со змеей. Да и занимается она совсем не честным делом: вместе с лодочником Янко они промышляют контрабандой. «Ундина» развеяла на некоторое время скуку Печорина, когда он раскрывал ее тайну. Однако момент, когда герой узнал, что девушка — контрабандистка, чуть не стал роковым: хитрая «русалка» (так еще ее называет Печорин) пригласила любопытного мужчину на свидание и чуть не утопила. «Ундина» выражает собой переменчивую судьбу, но и сама становится ее жертвой: после разоблачения они с Янко скрываются.

Княжна Мери – самая знатная из девушек, представительница «водяного общества». Героиня уже отравлена светом: поверхностная, ветреная, фальшивая: «Княжне также не раз хотелось похохотать, но она удерживалась, чтоб не выйти из принятой роли: она находит, что томность к ней идет, – и, может быть, не ошибается». Однако эта красивая девушка с выразительным лицом и «бархатными глазами» привлекает не только внешностью. Княжна умна, образована, способна еще к сильным чувствам, потому что неопытна, ей еще не приходилось обмануться. А вот с Печориным пришлось. Герой сыграл на романтических чувствах девушки и соблазнил ее со скуки, от желания досадить «заклятому другу» Грушницкому, из соображений близости княжны к давно любимой Вере. Печорин разбил Мери сердце, возможно, после него она и обретет те привычные для света холодность и бесчувственность, которых ей так не хватало.

Вера – самая значимая для героя женщина. Она уже не юна, многое пережила, как и герой. Они любили друг друга и раньше, и чувство не угасло на момент новой встречи. Вера – единственная, кто по-настоящему знает Печорина, перед ней не надо разыгрывать роли, ей не надо врать. Но это понимание не делает героиню счастливой. Она замужем за нелюбимым и медленно умирает: «Очень хорошенькая, но очень, кажется, больная… Не встретили ль вы ее у колодца? – она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка: ее лицо меня поразило своей выразительностию» — говорит о ней доктор Вернер. Вера готова на все ради любви, она жертвует собой, принимает Печорина со всеми его недостатками, а он, в свою очередь, не может ее обмануть и забыть. Краткий миг встречи сменяется трагическим расставанием: Вера вынуждена уехать. И она, и он понимают, что будущего нет, оттого горше их расставание и слаще их безнадежная любовь.

Отношения с женщинами раскрывают личность Печорина, показывают его в любви. По сути, любовь в его жизни одна – Вера, остальное — страсть, приключение или новизна. Герой нигде не может найти счастья и покоя, в том числе, в любви. Он лишен цели, ориентира, смысла, отдушины, вот что делает Печорина несчастным, а его жизнь, окруженную женским вниманием, скучной и пресной.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

/ / Женские образы в романе «Герой нашего времени»

Ни одно произведение великого автора не исключает из своего содержания женские образы. Ведь они особо важны для передачи эмоций автора, для раскрытия черт характера главного героя романа или повести. Именно отношение героев к женщинам и может дать точное описание их истинному образу. Умение воспользоваться женской красотой и вниманием делает в наших глазах героев–рыцарей или героев–подлецов. Не исключением являются и произведения М.Ю. Лермонтова.

В своем романе « » он использует несколько женских образов, которые индивидуальны и оригинальны по-своему. Думаю, вы догадались, что это такие прекрасные женские персоны княжны Мэри, Веры и Бэлы.

С мы знакомимся из рассказов . Она была молодой черкешенкой, которую повстречал на свадьбе. Девушка сразу же привлекла внимание главного героя, ведь не была похожа на тех светских дам, которые постоянно окружали главного героя. Он решил добиться сердца Бэлы, но когда достиг успеха, его чувства остыли. Только молодая девушка проявила внимание к персоне Печорина и окунулась в омут нежности и страстей, он предал ее. Оказывается, Печорин был разочарован, ведь он не нашел в черкешенке какую-то особенность. Она любила и вела себя так же, как и остальные женщины. Отношения с Бэлой разочаровали героя, и он прекратил их, принеся девушке муки и страдания.

Представляется нам в совершенно других красках. О ней мы узнаем из дневника Печорина. Она молода и кокетлива, она еще не имеет достаточного опыта в общение с людьми, поэтому, мало разбирается в окружающих. Мэри становится предметом соперничества между Печориным и Грушницким. Оба мужчины имели свою корысть в общении с княжной. И княжна, не вслушиваясь в советы знатной родни, отвечает мужчинам взаимностью. Сначала она крутит роман с Грушницким, а затем спокойно переключает внимание на Печорина. Но, ее любовные чувства не были оценены главным героем. Мысли о женитьбе пугают Печорина и он оставляет княжну наедине с душевными страданиями.

Еще один женский образ был жертвой холодного характера Печорина. Это персона Веры, с которой у главного героя были самые длительные отношения. Они не один раз прерывались, а затем опять начинались. Вера прощала Печорина за все его поступки, терпела его выходки. Но, счастливого конца этих отношений не было. Вера была чужой женой, поэтому, по мнению Печорина не могла быть с ним рядом.

Возможно, был схож с образом Вареньки Лопухиной, в которую был влюблен сам великий автор. В некоторых сюжетах М.Ю. Лермонтов очень похож на главного героя своего романа – он симпатичен, он пользуется внимание женщин. Но, его мысли всегда возвращаются к одному и тому же женскому персонажу. Поэтому, можно предположить, что в некоторых сценах Лермонтов говорит и действует от имени Печорина, как от себя самого.

Вот такими были женщины в романе «Герой нашего времени». Каждая по-своему хороша, интересна и необычна. Но, все они получили огромный душевный удар и страдания от проделок холодного человека – Печорина.

Введение

Женские образы в романе «Герой нашего времени» удались Лермонтову на славу. Так охарактеризовал эту особенность романа писателя знаменитый критик того времени В.Г. Белинский.

Белинский отмечал, что автор создал такие монументальные образы девушек и женщин, что они могли бы соперничать только с героинями романов и повестей А.С. Пушкина. Эти женщины умны, способны, прекрасны душой и телом, они обладают сильной волей, стремятся к реализации себя в обществе. Однако все героини романа по-своему несчастны, хотя, следует признать, что их несчастье является производным от несчастья главного героя – Григория Александровича Печорина.

Именно образ Печорина сюжетно объединяет между собой все женские образы романа.

В произведении представлено несколько центральных женских образов. Это Вера – светская замужняя дама, которую связывает с Печориным любовная история еще во времена, когда молодой герой жил в Петербурге. Это княжна Мери Лиговская – родственница Веры, с которой Печорин знакомится в Кисловодске и из-за скуки влюбляет ее в себя. Это дочь черкесского князя Бэла, похищенная родным братом и отданная Печорину в качестве наложницы. И, наконец, это девушка, которую сам Печорин назвал Ундиной («русалкой») – возлюбленная контрабандиста Янко, случайная знакомая главного героя романа.

Охарактеризуем кратко главных героинь-женщин из этого произведения.

Бэла

Образ гордой черкешенки Бэлы, которую Печорин с помощью ее родного брата похитил и из родительского дома, вызвал горячее участие читающей публики еще при первой публикации романа.
В ряду женских образов в «Герой нашего времени» образ Бэлы является одним из самых трогательных. Бэла была не виновата в случившемся с ней, и, тем не менее, она принимала все удары судьбы мужественно. Ее предал родной брат, отдав ее за коня Казбича, ее предал похититель Печорин, которого она полюбила всем сердцем, но не нашла в его душе взаимности. В итоге ее убил человек, который тоже был в нее тайно влюблен.

Тонкую и чуткую душу Бэлы понимал только Максим Максимович, однако и он не знал, чем ей помочь и тайно радовался ее смерти, понимая, что эту девушку в жизни уже ничего хорошего не ждало.
Любовь Бэлы не смогла пробудить душу Печорина к жизни от самолюбивого эгоизма. Главный герой романа скоро охладел к молодой черкешенке, и героиня, ни в чем не упрекая своего возлюбленного, покорно последовала в могилу, жалея перед смертью лишь о том, что они с Григорием Александровичем относятся к разным верам, поэтому не смогут встретиться в раю.

Следует признать, что образ Бэлы удался Лермонтову в полной мере, позже Л.Н. Толстой в своем рассказе «Кавказский пленник» представит на суд читающей публики образ молодой чеченской девушки Дины, и в этом образе будут черты и Бэлы – такие как преданность и нравственная чистота.

Княжна Лиговская

Образ женщин в романе «Герой нашего времени» значительно дополняет образ княжны Мери – гордой и прекрасной русской дворянки, которая влюбилась в Печорина и призналась ему в своих чувствах, что в те времена считалось недопустимым поведением со стороны девушки из знатной семьи.

Печорин почувствовал, что Мери являлась необычной девушкой из тех, которых он знал. Он увидел в ней ум, характер и душевную силу. И хотя Печорин заявлял Грушницкому, что Мери представляет собой классический образец русской девушки, которая при всей своей гордости и уме в итоге пойдет замуж за человека ничтожного, следуя воле своей маменьки, тем не менее, сам Григорий Александрович решил поиграть с чувствами этой гордой красавицы.

Трудно сказать, насколько искреннее Печорин ухаживал за Мери, однако, следует отметить, что унижал он ее не из чувства злобы, а скорее, повинуясь какому-то грубому внутреннему инстинкту.
Печорин чувствовал душевную силу и чистоту Мери, поэтому стремился ее себе подчинить, хотя не находил в этом подчинении особого для себя смысла.

В итоге Мери также (как и впоследствии Бэла) глубоко переживала историю с Печориным и испытывала страдания от его поступков и его душевной холодности по отношению к ней.

Вера

Роль женских образов в «Герое нашего времени» достаточно велика. Фактически, личность Печорина раскрывается перед нами через призму его взаимоотношений с женщинами, которые представлены в романе.
Большое значение в этом играет образ Веры – светской замужней дамы, с который Печорин был знаком еще в Петербурге. В Кисловодске, где происходит действие повести «Княжна Мери», Печорин снова встретился с Верой. Григорий Александрович помнил о своих чувствах к этой женщине, кажется, что и Вера не забыла своего прежнего возлюбленного.

Многие читатели романа замечали, что образ Веры – один из самых противоречивых в романе. С одной стороны, героиня стремилась к Печорину и лучше всех понимала его душу, полную противоречий, самолюбия и эгоизма, но с другой стороны, именно Вера стала «злым гением» Печорина, фактически, толкнув его на дуэль с Грушницким. В ту ночь, когда Грушницкий, полный ревности, караулил Печорина у дома Мери, он увидел, как Печорин шел на свидание к Вере, однако юный герой решал, что Григорий Александрович пытался соблазнить Мери Лиговскую, в которую сам был влюблен.

Роковая дуэль Печорина и Грушницкого привела к тому, что Вера рассказала мужу правду о своих отношениях с Печориным, муж навсегда увез ее из Кисловодска. Печорин бросился вдогонку, но уже ничего не смог сделать.

«Ундина»

Характеристика женских образов в «Герой нашего времени» была бы неполный, если бы мы не упомянули имя еще одной героини, с которой Печорин встретился на Тамани.

Сам Печорин называл ее «Ундиной», то есть русалкой. Образ этой девушки загадочен. Она была любовницей контрабандиста Янко, которого Печорин фактически застал врасплох. Опасаясь, что Печорин может донести на Янко властям, Ундина заманила Печорина на лодку, пригласив покататься с ней, а потом попыталась утопить своего спутника. Последнее ей, однако, не удалось: Печорин выбросил Ундину за борт.

Поступок Ундины сам герой объяснил ее чувством любви к молодому контрабандисту, однако такая страшная любовь показалась неприятной даже самому Печорину, привыкшему приносить несчастья тем, кого он любил.

Все женщины в романе «Герой нашего времени» являются неповторимыми и яркими личностями. Фактически, они во многом предвосхищают знаменитые женские образы романов Тургенева. Эти женщины красивы, умны, сильны духом, они обладают волею и чуткими и добрыми сердцами. Однако никто из них не смог удержать Печорина от падения в нравственную пропасть, вероятнее всего, потому что сам герой, ища женской любви, не мог до конца понять сердца тех женщин, которых он любил.

Приведенные краткие характеристики женщин и описание их роли в романе пригодятся учениками 9 классов при сборе информации для сочинения на тему «Женские образы в романе «Герой нашего времени»».

Тест по произведению

Основа творчества писателя — вдохнове-ние, ниспосланное свыше. И это вдохнове-ние нередко имеет женское начало. Не слу-чайно Муза — женщина. К ее ногам слагают шпаги, во имя женщины совершают подви-ги, ради нее же идут на преступления. Она — красота, которая спасет мир.

В русской литературе женщины воспеты особенно впечатляюще. Каждый писатель, изображая свою героиню, стремится пере-дать через нее свое представление о пре-красном. Отношение писателя к своему ге-рою чаще всего раскрывается именно че-рез отношение этого героя к женщине: ему дана Красота, но как сумеет герой обой-тись с тем, что дано ему?

Писатели, изображая в произведениях лучших своих героинь, выражали через них свою жизненную философию. Женщина — источник радости, силы и вдохновения. А о своем поколении Лермонтов писал: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови». Эти слова как нельзя лучше раскрывают характер глав-ного героя Печорина и его отношение к женщинам. Их в романе три: Бэла, княж-на Мери и Вера.

Бэла — юная черкешенка, о которой мы узнаем из рассказа Максима Максимыча. Печорин, увидев ее на свадьбе, был пле-нен ее необычной внешностью. Она пока-залась ему воплощением непосредствен-ности, естественности — того, чем не об-ладали знакомые Печорину светские дамы. Его увлекла борьба за Бэлу, но, ког-да все преграды были уничтожены и Бэла с радостью приняла свою судьбу, Печо-рин понял, что он обманулся: «...любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни, невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Не следует забывать, что это мнение не автора, а Печорина, который часто и быстро во всем разочаровывался. У Бэлы сильный, цельный характер, в ко-тором есть и твердость, и гордость, и по-стоянство, ведь воспитывалась она в тра-дициях Кавказа.

Совсем другой выглядит княжна Мери. О ней мы узнаем из дневника Печорина, в котором подробно описано «водяное об-щество» Пятигорска, где пребывал герой. Уже при первом упоминании о княжне Ме-ри (в разговоре с Грушницким) проступает ироничный, несколько насмешливый тон повествования. Мери Лиговская совсем молода, хороша собой, неопытна, кокетлива. Она, естест-венно, не особенно хорошо разбирается в людях, не видит фатоватости Грушницкого, недопонимает рассчитанности игры Пе-чорина. Ей хочется жить так, как принято в высшем свете, — с некоторым тщеслави-ем, блеском. Мери становится предметом соперничества между Грушницким и Печо-риным. Эта недостойная игра одного губит, другого забавляет. У Печорина, впрочем, есть и своя цель: бывая у Лиговских, он имеет возможность видеть там Веру.

В такой обстановке княжне Мери очень трудно было вести себя естественно, а воз-можно, и проявить свои лучшие качества. Почему Печорину так скучно и одиноко? От-ветить на этот вопрос — значит раскрыть причину его горестей. Печорин — неорди-нарная личность, следовательно, он искал среди женщин ту, которая могла бы цели-ком захватить его душу. Но таковой не бы-ло. И скорее всего задачи Лермонтова в ро-мане были намного шире, чем изображение молодых, неопытных, несчастных девушек, обожженных эгоизмом Печорина.

Настоящая любовь Печорина показана в набросках. Лермонтов не описал целиком этого чувства. Печорин плакал, когда, за-гнав коня, не догнал Веру. Однако это был всего лишь временный порыв души, но не более. Утром он вновь стал самим собой. Вера — это всего лишь больное прошлое Печорина. Он не испытывал полного счас-тья с ней: ведь она была чужой женой, что, разумеется, больно ранило самолюбие Григория. Нет! Это не для Печорина! Может быть, поэтому, чтобы компенсировать поте-рянное равновесие, он так холоден с юны-ми, влюбленными в него женщинами.

Печорин, ни в коей мере не являясь авто-портретом Лермонтова («Старая и нелепая шутка!» — говорится в предисловии о по-добном толковании), все же бесконечно близок автору в своих оценках, эмоциях, рассуждениях. Это создает особое ощу-щение общности беды и вины автора и его героя. Как и в «Думе», поэт, выражая взгля-ды своего поколения, разделяя его судьбу, понимая общую трагедию общества, яро-стно негодуя, возвышается над общей массой, поднимается над ней — на недо-сягаемые высоты духа.

Лермонтов отрицает свою близость к Пе-чорину, заявляя, что портрет героя состав-лен из пороков всего общества. Однако известно, что отношения Печорина и Ве-ры — это отражение неразделенной любви Лермонтова к Вареньке Бахметьевой, ко-торую он боготворил всю свою короткую жизнь. Он писал о ней: «У ног других не за-бывал я взор твоих очей, любя других, я лишь страдал любовью прежних дней». Как похож любовный почерк самого Лермонто-ва на почерк Печорина. Лермонтов был красив, его любили многие женщины, но он постоянно возвращался к образу своей любимой.

Жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова посвящено много замечательных книг (напри-мер, книга И. А. Новикова «О душах живых и мертвых»), критических статей и заметок. Если Пушкин является создателем первого реалистического романа в стихах о совре-менности, то Лермонтов — автор первого реалистического романа в прозе. Его произ-ведение отличается той глубиной психо-логического анализа, которая позволила Н. Г. Чернышевскому увидеть именно в Лер-монтове непосредственного предшествен-ника Л. Н. Толстого. И с этим нельзя не со-гласиться: ведь именно у Лермонтова Тол-стой учился приемам раскрытия внутреннего мира персонажей, портретному мастерству. Из творческого опыта Лермонтова исходил и Ф. М. Достоевский, однако раздумья поэта о роли страданий в духовной жизни челове-ка, о раздвоении сознания, о крахе инди-видуализма сильной личности переросли у Достоевского в изображение болезненной напряженности и мучительных страданий ге-роев его произведений.

Лермонтов погружается в исследование сложного духовного мира человека, чья мысль вечно бодрствует в стремлении по-знать истину и достичь абсолютного совер-шенства. Эта тяга к идеалу при осознании несовершенства мира и человека есть уди-вительная, чисто лермонтовская трактовка основного романтического конфликта меж-ду раздвоенностью, разобщенностью мира вообще и идеальными устремлениями лич-ности. В этот внешний конфликт романтиз-ма Лермонтов привнес глубочайший внут-ренний конфликт личности, постоянное про-тивоборство разнонаправленных сил — сил добра и зла — в душе человека. Исследова-ние духовного мира бесконечно. И эту бес-конечность открыл русской литературе Ми-хаил Юрьевич Лермонтов.

Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жиз-ненного закона: и добро, и зло находятся не вне человека, а внутри — в его душе. Все внимание Лермонтова сконцентриро-вано на духовном пути героя.

М. Ю. Лермонтов не случайно уделил большое внимание женским образам в сво-ем романе. Ни одна серьезная проблема, тем более проблема героя и времени, не может быть рассмотрена вне прекрасной и лучшей половины человечества, вне ее интересов, переживаний и чувств. Одно из открытий писателя заключалось в крите-рии: расскажите, кто любит этого человека, и я составлю о нем представление. Мне ка-жется, что изображение женских характе-ров в романе придало главному герою и са-мому роману неповторимость и свежесть его восприятия, а также ту гамму пережива-ний, которые глубоко проникают в душу и остаются там надолго.