Анализ отрывка из драматического произведения. А.Н. Островский "Гроза": описание, герои, анализ произведения

Демонстрационный вариант (III)

(ответы в конце теста)

ЧАСТЬ 1. Анализ отрывка из драматического произведения

Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста

Те же, Дикой и Кулигин

Дикой. Ишь ты, замочило всего. (Кулигину.) Отстань ты от меня! Отстань! (С сердцем.) Глупый человек!

Кулигин. Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза.

Дикой. Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза?

Кулигин. Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич. Вот бы, сударь, на бульваре, на чистом месте, и поставить. А какой расход? Расход пустой: столбик каменный (показывает жестами размер каждой вещи) , дощечку медную, такую круглую, да шпильку, вот шпильку прямую (показывает жестом) , простую самую. Уж я все это прилажу, и цифры вырежу уже все сам. Теперь вы, ваше степенство, когда изволите гулять, или прочие, которые гуляющие, сейчас подойдете и видите <...> А то этакое место прекрасное, и вид, и все, а как будто пусто. У нас тоже, ваше степенство, и проезжие бывают, ходят туда наши виды смотреть, все-таки украшение - для глаз оно приятней.

Дикой. Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе - ровный, что ли? Ишь ты, какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать.

Кулигин. Кабы я со своим делом лез, ну, тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы, ваше степенство. Ну, что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Больше, сударь, не понадобится.

Дикой. А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает.

Кулигин. Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше степенство? Да меня здесь все знают; про меня никто дурно не скажет.

Дикой. Ну, и пущай знают, а я тебя знать не хочу.

Кулигин. За что, сударь, Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?

Дикой. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю.

Кулигин. Бог с вами, Савел Прокофьич! Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго. А я вам вот что доложу, ваше степенство: «И в рубище почтенна добродетель!»

Дикой. Ты у меня грубить не смей! Слышишь ты!

Кулигин. Никакой я грубости вам, сударь, не делаю, а говорю вам потому, что, может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, иного; была б только воля на доброе дело. Вот хоть бы теперь то возьмем: у нас грозы частые, а не заведем мы громовых отводов.

Дикой (гордо ). Все суета!

Кулигин. Да какая же суета, когда опыты были.

Дикой. Какие такие там у тебя громовые отводы?

Кулигин. Стальные.

Дикой (с гневом) . Ну, еще что?

Кулигин. Шесты стальные.

Дикой(сердясь более и более) . Слышал, что шесты, аспид ты этакой; да еще-то что? Наладил: шесты! Ну, а еще что?

Кулигин. Ничего больше.

Дикой. Да гроза-то что такое по-твоему, а? Ну, говори!

Кулигин. Электричество.

Дикой (топнув ногой ). Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А? говори! Татарин?

Кулигин. Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал:

Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю.

Дикой. А за эти вот слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст! Эй, почтенные! прислушайте-ка, что он говорит!

Кулигин. Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю. (Махнув рукой, уходит.)

А.Н.Островский «Гроза»

1. К какому из трех родов литературы относится пьеса «Гроза» (ответ запишите в именительном падеже)?

2. Какое устройство предлагает установить на бульваре механик-самоучка Кулигин в первой части фрагмента?

3. Гроза в пьесе – это иносказательный образ, имеющий множество значений и обладающий особой смысловой емкостью. Как называется такой образ в литературоведении?

4. Как называют острое столкновение характеров и обстоятельств, положенное в основу сценического действия (такое столкновение между Диким и Кулигиным мы наблюдаем в приведенном фрагменте)?

5. Как называется речевое общение двух или более лиц, построенное на чередовании их высказываний в разговоре?

6. Как называется небольшое высказывание персонажа, фраза, которую он произносит в ответ на слова другого персонажа?

ЧАСТЬ 2. Анализ лирического произведения

Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы после текста

Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдёт,
Раскрываются тихо листы
И я слышу, как сердце цветёт.

И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной… я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,

Я тебе ничего не скажу

А.А.Фет

8. Как называется композиция стихотворения, при которой начальные строки повторяются в конце текста, как бы замыкая собой круг?

9. Как называется прием внутреннего образного сопоставления предметов и явлений, делающий картину ярче, выразительнее (мы встречаемся с ним, например, в словосочетании сердце цветет )?

10. Укажите название синтаксического приема, который заключается в повторе одного и того же слова или группы слов в начале поэтических строк (я тебе…, я тебя… ).

11. Каким размером написано стихотворение?

12. Изображая ночное пробуждение природы, А.Фет использует прием повторения одинаковых или близких звуков (Рас кры ваютс я т ихо листы , И я слы шу, как с ердц е ц ве тёт ). Как называется такой прием?

№ вопроса

Ответ

№ вопроса

Ответ

кольцевая

метафора

конфликт

звукопись (аллитерация)

Тест по творчеству А.Н. Островского.

1. Уроженцем какого города был А.Н. Островский?

А) Москва

Б) Петербург

В) Кострома

Г) Орел

2. Как называли А.Н.Островского современники?

А) « русский Мольер»

Б) « Колумб Замоскворечья»

В) « русский Бодлер»

Г) « русский Мопассан»

3.Укажите, к какому роду литературы относится большинство

Произведений А.Н.Островского.

А) лирика

Б) драма

В) эпос

Г) лиро-эпика

4.Как называлось первое произведение, принесшее

А.Н. Островскому известность?

А) « Картина семейного счастья»

Б) « Банкрот или Свои люди- сочтемся»

В) « Гроза»

Г) « Не в свои сани не садись»

5 . Какое социальное сословие изображает в большинстве своих

Пьес А.Н.Островский?

А) дворянство

Б) крестьянство

В) купечество

Г) мещанство

6. В каком году была создана пьеса « Гроза»?

А) в 1859 г.

Б) в 1860 г.

В) в 1861 г.

Г) в 1865 г.

7. Назовите тип литературного героя, который стал открытием А.Н.

Островского.

А) тип « лишнего человека»

Б) тип « маленького человека»

В) тип самодура

Г) тип босяка

8. К какому литературному жанру можно отнести пьесу « Гроза» (по

А) трагедия

Б) лирическая комедия

В) драма

Г) комедия масок

9. Пьеса «Гроза» начинается с пространной, несколько запутанной

Экспозиции для того, чтобы:

А) заинтриговать читателя

Б) представить героев, непосредственно не участвующих

В интриге

В) создать образ мира, в котором живут герои

Г) замедлить сценическое время

10. Город, в котором происходило действие « Гроза», назывался

А) Калинин

Б) Калинов

В) Кострома

Г) Самара

11. Какие герои являются (с точки зрения конфликта) центральными

В пьесе?

А) Борис и Катерина

Б) Катерина и Тихон

В) Кабаниха и Катерина

Г) Борис и Тихон

12.Какая сцена в пьесе «Гроза» дает ключ к пониманию всего

Произведения?

А) сцена свидания Катерины и Бориса в саду

Б) сцена с ключом (Катерина и Варвара)

В) сцена прощания Катерины с Тихоном перед его отъездом

Г) сцена признания Катерины в совершенном грехе

13. Какое значение образа Феклуши в пьесе « Гроза»?

А) пародия на «странничество»

Б) углубление характеристики « темного царства»

В) Феклуша- антипод М.И.Кабановой

Г) Феклуша-протестующая против « темного царства»

Личность

14. Н.А. Добролюбов назвал одного из героев пьесы «Гроза» «лучом

Света в темном царстве».Это:

А) Кулигин

Б) Катерина

В) Борис

Г) Марфа Игнатьевна

15. Какая черта характера раскрывается в последнем монологе

Катерины?

« Опять жить? Нет, нет, не надо…нехорошо! И люди мне

Противны, и дом мне противен, и стены противны! Не

Пойду туда!... Умереть бы теперь!... а жить нельзя! Грех!

Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…

А) набожность

Б) поэтичность

В) решительность

Г) смирение

16. Н.А. Добролюбов в статье « Луч света в темном царстве» и

Д.И.Писарев в статье « Мотивы русской драмы» весьма

Противоречиво оценили поступок Катерины. Это было вызвано

А) различием во взглядах: Д.И.Писарев был либералом,

Н.А.Добролюбов-демократом

Б) изменением обстановки в России: статья

Д.И.Писарева была написана в 1864г., после спада

Революционной ситуации

В) непониманием Д.И.Писарева идеи произведения

Ключи:

1. а

2. б

3. б

4. б

5. в

6. а

7. в

8. в

9. в

10. б

11. в

12. в

13. б

14. б

15. в

Жанровое своеобразие драмы «Гроза»

“Гроза” - народная социально-бытовая трагедия.

Н. А. Добролюбов

“Гроза” выделяется как главное, этапное произведение драматурга. “Гроза” должна была войти в сборник “Ночи на Волге”, задуманный автором во время поездки по России 1856 года, организованной морским министерством. Правда, Островский затем изменил свое решение и не объединил, как предполагал вначале, цикл “волжских” пьес общим заглавием. “Гроза” вышла отдельной книгой в 1859 году. За время работы над ней Островского пьеса претерпела большие изменения - автор ввел ряд новых действующих лиц, но главное - Островский изменил свой первоначальный замысел и решил написать не комедию, а драму. Однако сила социального конфликта в “Грозе” настолько велика, что о пьесе можно говорить даже не как о драме, а как о трагедии. Существуют аргументы в защиту того и другого мнения, поэтому жанр пьесы трудно определить однозначно.

Безусловно, пьеса написана на социально-бытовую тему: для нее характерны особое внимание автора к изображению деталей быта, стремление предельно точно передать атмосферу города Калинова, его “жестокие нравы”. Вымышленный город описан подробно, многосторонне. Немаловажную роль играет пейзажный зачин, но здесь сразу же видно противоречие: Ку-лигин говорит о красоте заречных далей, высокого волжского обрыва. “Нешто”, - возражает ему Кудряш. Картины ночного гулянья по бульвару, песни, живописная природа, рассказы Катерины о детстве - это поэзия калиновского мира, которая сталкивается с повседневной жестокостью жителей, рассказами о “бедности нагольной”. О прошлом калиновцы сохранили лишь смутные предания - Литва “к нам с неба упала”, новости из большого мира им приносит странница Феклуша. Несомненно, такое внимание автора к деталям быта персонажей дает возможность говорить о драме как о жанре пьесы “Гроза”.

Еще одна черта, характерная для драмы и присутствующая в пьесе, - наличие цепочки внутрисемейных конфликтов. Сначала это конфликт между невесткой и свекровью за запорами ворот дома, потом об этом конфликте узнает весь город, и из бытового он перерастает в социальный. Свойственное драме выражение кодфликта в поступках и словах героев ярче всего показано в монологах и диалогах действующих лиц. Так, о жизни Катерины до замужества мы узнаем из разговора молодой Кабановой с Варварой: Катерина жила, “ни об чем не тужила”, словно “птичка на воле”, проводя весь день в удовольствиях и домашних делах. Мы ничего не знаем о первой встрече Катерины и Бориса, о том, как зародилась их любовь. В своей статье Н. А. Добролюбов считал недостаточное “развитие страсти” существенным упущением, говорил о том, что именно поэтому “борьба страсти и долга” для нас обозначается “не вполне ясно и сильно”. Но этот факт не противоречит законам драмы.

Своеобразие жанра “Грозы” проявляется и в том, что, несмотря на мрачный, трагический общий колорит, в пьесе есть и комические, сатирические сцены. Нам кажутся нелепыми анекдотично-невежественные рассказы Феклуши о салтанах, о землях, где все люди “с песьими головами”. После выхода “Грозы” А. Д. Галахов в отзыве о пьесе писал, что “действие и катастрофа трагические, хотя многие места и возбуждают смех”.

Сам автор назвал свою пьесу драмой. Но могло ли быть иначе? В то время, говоря о трагедийном жанре, привыкли иметь дело с сюжетом историческим, с главными героями, выдающимися не только по характеру, но и по положению, поставленными в исключительные жизненные ситуации. Трагедия обычно ассоциировалась с образами исторических деятелей, хотя бы и легендарных, вроде Эдипа (Софокла), Гамлета (Шекспира), Бориса Годунова (Пушкина). Мне кажется, что со стороны Островского назвать “Грозу” драмой было лишь данью традиции.

Новаторство А. Н. Островского заключалось в том, что он написал трагедию на исключительно жизненном, совершенно не свойственном трагедийному жанру материале.

Трагедия “Грозы” раскрывается конфликтом со средой не только главной героини, Катерины, но и других действующих лиц. Здесь “живые завидуют... умершим” (Н. А. Добролюбов). Так, трагична здесь участь Тихона, являющегося безвольной игрушкой в руках его властно-деспотичной матери. По поводу заключительных слов Тихона Н. А. Добролюбов писал, что “горе” Тихона в его нерешительности. Если жить тошно, что же ему мешает броситься в Волгу? Тихон совершенно ничего не может сделать, даже и того, “в чем признает свое благо и спасение”. Трагично по своей безысходности положение Кули-гина, мечтающего о счастье трудового народа, но обреченного подчиняться воле грубого самодура - Дикого и чинить мелкую домашнюю утварь, зарабатывая лишь “на хлеб насущный” “честным трудом”.

Особенностью трагедии является наличие героя, выдающегося по своим духовным качествам, по словам В. Г. Белинского, “человека высшей природы”, по мнению Н. Г. Чернышевского, человека “с великим,- а не мелочным характером”. Обратившись с этой позиции к “Грозе” А. Н. Островского, мы, безусловно, видим, что эта черта трагедии ярко проявляется в характере главной героини.

Катерина отличается от “темного царства” Калинова своей нравственностью и силой воли. Ее душа постоянно тянется к красоте, сны ее полны сказочных видений. Кажется, что и Бориса-то она полюбила не реального, а созданного своим воображением. Катерина вполне могла бы приспособиться к морали города и дальше обманывать своего мужа, но “обманывать-то... не умеет, скрыть-то ничего не может”, честность не позволяет Катерине дальше притворяться перед мужем. Как человек глубоко верующий, Катерина должна была обладать огромным мужеством, чтобы победить не только страх перед физическим концом, но и страх “перед судией” за грех самоубийства. Духовная сила Катерины “...и стремление к свободе, смешанное с религиозными предрассудками, создают трагедию” (В. И. Немирович-Данченко).

Особенностью трагедийного жанра является физическая гибель главного героя. Таким образом, Катерина, по мнению В. Г. Белинского, “настоящая трагическая героиня”. Судьбу Катерины определило столкновение двух исторических эпох. Не только ее беда в том, что она заканчивает жизнь самоубийством, это беда, трагедия общества. Ей необходимо освободиться от тяжкого гнета, от страха, тяготящего душу.

Еще одна характерная черта трагедийного жанра заключается в очищающем воздействии на зрителей, которое возбуждает в них благородные, возвышенные стремления. Так, и в “Грозе”, как сказал Н. А. Добролюбов, “есть даже что-то освежающее и ободряющее”.

Трагичен и общий колорит пьесы с ее мрачностью, с ежесекундным ощущением надвигающейся грозы. Здесь явно подчеркнут параллелизм грозы социальной, общественной и грозы как явления природы.

При наличии несомненного трагического конфликта пьеса проникнута оптимизмом. Смерть Катерины свидетельствует о неприятии “темного царства”, о сопротивлении, о росте сил, призванных прийти на смену Кабанихам и Диким. Пусть еще робко, но уже начинают протестовать Кулигины.

Итак, жанровое своеобразие “Грозы” заключается в том, что она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале. Это трагедия не одной только Катерины, это трагедия всего русского общества, находящегося на переломном этапе своего развития, живущего в преддверии значительных перемен, в условиях революционной ситуации, которая содействовала осознанию личностью чувства собственного достоинства. Нельзя не согласиться с мнением В. И. Немировича-Данченко, который писал: “Если бы какая-то купеческая жена изменила своему мужу и отсюда все ее несчастья, - то это была бы драма. Но у Островского это только основа для высокой жизненной темы... Здесь все поднимается до трагедии”.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ostrovskiy.org.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Вопрос о жанрах всегда был достаточно резонансным в среде литературоведов и критиков. Споры вокруг того, к какому жанру отнести то или иное произведение, порождали множество точек зрения, иногда совершенно неожиданных. Чаще всего разногласия возникают между авторским и научным обозначением жанра. Например, поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души» с научной точки зрения должна была бы называться романом. В случае с драматургией тоже всё не так однозначно. И речь здесь идёт не о символистском понимании драмы или же футуристических опытах, а о драме в рамках реалистического метода. Если говорить конкретно, о жанре «Грозы» Островского.

Островский написал эту пьесу в 1859 году, во время, когда реформа театра была необходимой. Сам Островский считал, что зрителям гораздо более важна игра актёров, а прочесть текст пьесы можно и дома. Драматург уже начинал подготавливать публику к тому, что пьесы для постановок и пьесы для чтения должны различаться. Но старые традиции были всё ещё сильны. Сам автор определил жанр произведения «Гроза» как драма. Для начала следует разобраться с терминологией. Для драмы характерен серьёзный, преимущественно бытовой сюжет, стилистика приближена к реальной жизни. На первый взгляд в «Грозе» много драматических элементов. Это, конечно же, быт. Нравы и уклад жизни города Калинова прописан невероятно чётко. Складывается полное впечатление не только об отдельном городе, но и обо всех провинциальных городках. Неслучайно автор указывает на условность места действия: нужно показать, что существование жителей типично. Социальные характеристики также отличаются чёткостью: поступки и характер каждого героя во многом определяются его общественным положением.

Трагическое начало связано с образом Катерины и, частично, Кабанихи. Для трагедии нужен сильный идеологический конфликт, борьба, которая может завершиться смертью главного героя или нескольких персонажей. В образе Катерины показана сильная, чистая и честная личность, которая стремится к свободе и справедливости. Её рано отдали замуж против воли, но она смогла в некоторой степени полюбить бесхарактерного мужа. Катя часто думает о том, что могла бы летать. Ей вновь хочется ощутить ту внутреннюю лёгкость, которая была до замужества. Девушке тесно и душно в обстановке постоянных скандалов и ссор. Она не может ни врать, хоть Варвара и говорит, будто на лжи держится вся семья Кабановых, ни замалчивать правду. Катя влюбляется в Бориса, ведь изначально и ей, и читателям он кажется таким же, как она. У девушки была последняя надежда на спасения себя от разочарования в жизни и в людях – побег с Борисом, но молодой человек отказал Кате, поступив как другие жители чужого для Катерины мира.

Смерть Катерины потрясает не только читателей и зрителей, но и других персонажей пьесы. Тихон произносит то, что во всём виновата его властная мать, которая погубила девушку. Сам Тихон готов был простить измену жены, но Кабаниха была против.

Единственный персонаж, который по силе характера может сравниться с Катериной – Марфа Игнатьевна. Её желание подчинить себе всё и всех делает женщину настоящим диктатором. Её тяжёлый характер в итоге привёл к тому, что дочь сбежала из дома, невестка покончила с собой, а сын винит в неудачах. Кабаниху в некоторой степени можно назвать антагонистом Катерины.

Конфликт пьесы также можно рассматривать с двух сторон. С точки зрения трагедии конфликт выявляется в столкновении двух различных миропониманий: старого и нового. А с точки зрения драмы в пьесе сталкиваются противоречия действительности и персонажи.

Жанр пьесы «Гроза» Островского нельзя определить точно. Некоторые склоняются к авторскому варианту – социально-бытовая драма, другие предлагают отразить характерные элементы и трагедии, и драмы, определяя жанр «Грозы» как бытовая трагедия. Но одно нельзя отрицать точно: в этой пьесе присутствуют как черты трагедии, так и черты драмы .

Тест по произведению


Эпос – род литературы, в жанрах которого объективно изображается человеческая личность, повествуется о событиях, происходящих в определенное время в определенном пространстве. Лирика – род литературы, в котором изображается внутренний мир человека, его чувства, мысли, переживания, внешняя жизнь подается субъективно, через восприятие лирического героя. Драма – род литературы, в котором изображаются герои в действиях, столкновениях, конфликтах, структура речи определяется монологами, диалогами, авторскими ремарками, произведение предназначено для исполнения на сцене.


Жанры эпических произведений При́тча короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне. Евангельские притчи Соломоновы притчи Л.Н. Толстой «Три старца», «Три притчи» Наиболее известны:




Очерк - одна из разновидностей рассказа, затрагивающая проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (проблемы «нравоописательные»). В основе – документальность, «писание с натуры». Н.А. Некрасов «Физиология Петербурга». Повесть – произведение, среднее между рассказом и романом по количеству действующих лиц. События представлены в хронологической последовательности.






Лирические жанры Ода – жанр классицизма. Стихотворение, воспевающее государственные или исторические события и героев, отличается торжественностью стиля и высокой лексикой. Элегия – стихотворение грустного, печального характера, выражающие философские размышления о жизни и человеке. Преобладают мотивы личных переживаний,: одиночества, отвергнутой любви, разочарования. Сонет – лирическое стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы: два катрена (четверостишия) и две терцины (трехстишия).


Песня – стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Письмо – стихотворное письмо, обращенное к одному лицу или к группе лиц. Выделяют письма лирические, дружеские, сатирические. Эпиграмма – сатирическое стихотворение, краткое и остроумное, высмеивающее определенное лицо или явление. Лирическое стихотворение – небольшое произведение, написанное ритмизированной речью, стихами.


Комедия – вид драмы, в котором персонажи, события и сюжет вызывают смех и проникнуты комическим. Задачи комедии – осмеять отрицательные явления действительности, а также развлечь зрителя. Выделяют несколько видов комедии (комедия положений, комедия характеров, комедия-буффонада). Трагедия – вид драмы; в основу сюжета положен неразрушимый конфликт, вызывающий страдания и гибель героев в финале. Драма – жанр, соединяющий трагическое и комическое. В драме изображен острый, но разрешимый конфликт, судьба главного героя и развязка сюжета могут иметь разные формы. Драма не осмеивает людей, а изображает из на фоне общества. Драматические жанры



Лиро-эпические жанры Баллада – сюжетное стихотворение на легендарную, историческую тему, с напряженным действием, необычной интригой, отсутствием детализации. Поэма – стихотворное произведение, в котором развернутый сюжет сочетается с развитием образа лирического героя. Для поэмы характерны многоплановость, наличие действующих лиц, детальное изображение событий и персонажей, продолжительное время действия, лирические отступления. Роман в стихах – роман стихотворной форме, имеющий жанровые особенности романа и систему лирических отступлений, создающий образ лирического героя.


Задание А.П. Чехов «Человек в футляре», И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», А.И. Куприн «Олеся», А.П. Чехов «Палата 6», А.И. Куприн «Поединок», И.С. Тургенев «Ася», И.А. Гончаров «Обломов», А.П. Чехов «Ионыч», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «О любви», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Л.Н. Толстой «Война и мир», М. Горький «Старуха Изергиль», М.А. Шолохов «Тихий Дон», И.С. Тургенев «Отцы и дети». рассказ повесть роман роман-эпопея Распределите произведения в соответствующие графы таблицы.


Задание Н.В.Гоголь «Мертвые души», Г.Р. Державин «Фелица», В.А. Жуковский «Сельское кладбище», А.С. Пушкин «К Пущину», М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны», М.Ю. Лермонтов «Послание», В.А. Жуковский «Людмила», Г.Р. Державин «Бог», А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге», А.С. Пушкин «Медный всадник», Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», А.С. Пушкин «Евгений Онегин», В.А. Жуковский «Светлана», М.Ю. Лермонтов «Элегия». Распределите произведения в соответствующие графы таблицы. ода элегия послание баллада поэма роман в стихах


Задание А.С. Пушкин «Борис Годунов», А.Н. Островский «Бесприданница», А.П. Чехов «Чайка», Д.И. Фонвизин»Недоросль», А.Н. Островский «Гроза», Н.В. Гоголь «Ревизор», А.П. Чехов«Три сестры». комедия трагедия драма Распределите произведения в соответствующие графы таблицы.


Эпические произведения рассказА.П. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре», «О любви», И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», М. Горький «Старуха Изергиль» повестьА.П. Чехов «Палата 6», А.И. Куприн «Олеся», «Поединок», И.С. Тургенев «Ася» романИ.С. Тургенев «Отцы и дети», И.А. Гончаров «Обломов», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» роман- эпопея Л.Н. Толстой «Война и мир», М.А. Шолохов «Тихий Дон» Проверь себя!


ОдаМ.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны», Г.Р. Державин «Фелица», «Бог» элегияВ.А. Жуковский «Сельское кладбище», М.Ю. Лермонтов «Элегия» посланиеА.С. Пушкин «К Пущину», М.Ю. Лермонтов «Послание» лирические стихотворения А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов, поэты ХХ века Лирические произведения Лиро-эпические произведения балладаВ.А. Жуковский «Людмила», «Светлана», А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». поэмаН.В. Гоголь «Мертвые души», А.С. Пушкин «Медный всадник», Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». роман в стихах А.С. Пушкин «Евгений Онегин.




Решаем задания ЕГЭ 1. Укажите жанр, к которому относится пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор». 2. Укажите жанр, к которому относится «Судьба человека» М. А. Шолохова. 3. Укажите жанр, к которому относится произведение М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 4. Укажите авторское определение жанра «Евгения Онегина». 5. К какому роду литературы относится произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»? 6. К какому из трех родов литературы относится пьеса «Гроза»? 7. Укажите авторское определение жанра «Мёртвых душ».


Интернет-ресурсы и справочные материалы, используемые в презентации Возвращение блудного сына gif Восточная притча "Бабочка в руках» jpg Кольцо Соломона Антон Чехов «О любви» Антон Чехов «Человек в футляре» jpg И.А. Бунин «Чистый понедельник» А.И. Куприн «Олеся» mif._Rasskazy.jpg


И. Гончаров «Обломов» И. Тургенев «Отцы и дети» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» jpg Л. Н. Толстой «Война и мир» М. Шолохов «Тихий Дон» А.П. Чехов «Вишневый сад» А.С. Грибоедов «Горе от ума» jpg М. Горький «На дне» tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSR5yZA1phVghyMMtvH9_DpI_NB5LzB3SOrNkL VT1DUPZGsB4i5 Е.А. Титаренко, Е.Ф. Хадыко «Литература в схемах и таблицах», Эксмо-Пресс, 2012 г.