Ангелы архангелы серафимы херувимы. Ангелы

Введение

По христианскому учению все ангелы -- суть служебные духи. Они сотворены были Богом прежде создания материального мира, над которым они имеют значительную власть. Их значительно больше, чем всех людей. Назначение ангелов: восславление Бога, воплощение славы Его, направлять и воплощать благодать во славу Божию (потому они -- великая помощь спасающимся), их удел -- славословие Бога и исполнение Его поручений, воли. Ангелы, так же, как и люди, имеют ум и ум их много более совершенен, чем человеческий. Ангелы -- вечны. Чаще всего ангелы изображаются в виде безбородых юношей, в светлых диаконских (символ служения) облачениях (стихарь, орарь, поручи), с крыльями за спиной (символ скорости) и с нимбом над головой. Однако в видениях ангелы представали людям и как шестикрылые (когда Ангелы не сходны человеку по внешнему виду, тогда крылья их -- как струящиеся потоки благодати) и в виде колёс, усеянных глазами, и в виде существ с четырьмя лицами на голове, и как мечи огненные вращающиеся, а то и в виде причудливых животных (сфинксы, химеры, кентавры, пегасы, грифоны, единороги и др.).

> Ангельские чины

В ангельском мире была учреждена Богом строгая иерархия из 9-ти ангельских чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы. Руководивший всем ангельским воинством Денница -- самый могущественный, талантливый, красивый и приближённый к Богу, настолько возгордился своим наивысшим положением среди прочих ангелов, что отказался признать человека как существо, по способностям равное Богу (имеется в виду способность человека творить и видеть суть вещей), то есть выше его, сам захотел стать выше Бога, и из-за чего он и был низвергнут. Более того, ему удалось совратить множество ангелов из разных чинов. И в этот момент Архистратиг Михаил призвал колеблющихся оставаться верными Богу, возглавил воинство светлых ангелов и поразил Денницу (который стал называться диаволом, сатаной, лукавым и пр., а другие падшие ангелы -- бесами, демонами, чертями и пр.). И была война на Небе, в результате которой нечистая сила низверглась в "преисподняя земли", то есть, в ад, где сорганизовалась в царство Вельзевула, с такой же ангельской иерархией. Падшие духи не до конца лишены своего прежнего могущества и, по попущению Бога, могут внушать людям греховные мысли и желания, руководить ими и причинять им боль. Но людям же помогают и добрые ангелы, которых больше, чем бесов (в Апокалипсисе говорится, что змей (люцифер) увлёк треть звёзд (ангелов)).

Впрочем, имя духа -- не то же, что имя человека. Бог -- Дух, и как Дух -- называет существо не по преходящему, но по Славе. Имя Ангела -- имя его славы. Имена некоторых (в православной традиции -- семи) Ангелов (Архангелов) открыты людям: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Селафиил, Варахиил. При этом четыре первых Ангела считаются "библейскими", то есть имена их прямо названы в Писании, а три последних известны из Предания.

В Православии существует представление об ангелах-хранителях, посылаемых Богом каждому человеку сразу после его крещения: "Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного" (Мф.18,10). На каждого человека охотятся и демоны, желающие погубить его душу с помощью внушаемых страхов, искушений и соблазнов. В сердце каждого человека между Богом и дьяволом ведётся "невидимая брань". Но почти всегда Бог не Сам лично является людям, но доверяет своим ангелам (или святым людям) донести волю Свою. Такой порядок установлен Богом, чтобы большее число личностей было вовлечено (и этим освящено) в промысел Божий, и чтобы не нарушать свободы людей, не способных выдержать личного явления Бога во всей Его славе. Поэтому, ветхозаветные пророки, Иоанн Креститель, многие святители и преподобные, в Церкви называются ангелами.

Кроме того, за каждого христианина Церковь земная с небесными покровителями возносит особые молитвы, и Бог имеет о нём особое попечение.

У каждого Ангела (и у беса) различные способности: Одни "специализируются" на добродетели нестяжания, другие укрепляют в людях веру, третьи помогают ещё в чём-то. Так же и демоны -- одни нагоняют блудные страсти, другие -- гнев, третьи --тщеславие, и т. д. Кроме личных Ангелов -- хранителей (приставленных к каждому человеку) есть Ангелы -- покровители городов и целых государств. Но они никогда не враждуют, даже если эти государства воюют между собой, но молятся Богу о вразумлении людей и даровании мира на земле.

В трех Посланиях ап. Павла (между 48 и 58 гг.) названы дополнительно к ангелам: престолы, господства, начала, власти и силы.

В своем комментарии "Правила святых апостолов" св. Григорий Нисский (ум. ок. 394) пишет, что существуют девять ангельских чинов: ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, силы, сияния, восхождения и силы умные (разумения).

Св. Кирилл Иерусалимский выделяет также девять чинов, хотя в таком порядке: "…Посем вспоминаем…всю тварь…невидимую, Ангелов, Архангелов, Силы, Господства, Начала, Власти, Престоли, Херувимов многоочих (Иез. 10,21 и 1,6), как бы говоря с Давидом: возвеличите Господа со мною (Пс. 33,4). Поминаем же и Серафимов, которых Духом Святым видел Исаия, стоящих окрест Божия Престола, и двумя крыльями закрывающих лице, двумя ноги, а двумя летающих, и восклицающих: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Ис. 6,2-3). И для того преданное нам от Серафимов Богословие сие повторяем, да соделаемся причастниками песнопения купно с премирными воинствами".

Св. Афанасий Великий (ум. 373) выделял "…небесные сияния, престолы, господства, есть небо, херувимы и серафимы и множество ангелов".

В одной из своих проповедей св. Амфилохий Иконийский (ум. 394) перечисляет: Херувимы, Серафимы, Архангелы, Господства, Силы и Власти.

Основой для создания церковного учения об ангелах является написанная в V веке книга, приписываемая Дионисию Ареопагиту, "О небесной иерархии" (греч. "РесЯ фзт пхсбнЯбт", лат. "De caelesti hierarchia"), более известная в редакции VI века. Согласно данной книге, ангелы располагаются в следующем порядке:

Первый лик

· Серафимы (ивр. щТшфйнэ -- горящие, пламенеющие, огненные, др.-греч. уесбцЯм (Ис 6:2-3)) -- шестикрылые ангелы. "Пламенеющие", "Огненные". Они пламенеют любовью к Богу и многих побуждают к ней.

· Херувимы (др.-греч. чеспхвЯм от ивр. лшебйнэ, керубим -- заступники, умы, распространители познания, излияние мудрости (Быт 3:24; Иез 10; Пс 17:11)) -- четырёхкрылые и четырёхликие ангелы. Их имя значит: излияние премудрости, просвещение.

· Престолы (др.-греч. исьнпй), согласно Дионисию: "Богоносные" (Иез 1:15-21; 10:1-17) -- на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой.

Второй лик

· Господства, др.-греч. кхсйьфзфет, лат. dominationes (Кол 1:16) -- наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению, учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения.

· Силы, др.-греч. дхнЬмейт, лат. potestates (Рим 8:38; Еф 1:21) -- творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим.

· Власти, др.-греч. ?опхуЯет, лат. virtutes (Кол 1:16) -- имеют власть укрощать силу дьявола.

Третий лик

· Начальства (Начала) (архонты), др.-греч. ?счбЯ, лат. principates (Рим 8:38; Еф 1,21; Кол 1:16) -- им поручено управлять Вселенной и стихиями природы.

· Архангелы (начальники ангелов), др.-греч. ?счЬггелпй -- Михаил (Откр 12:7) -- учители небесные, учат людей, как поступать в жизни.

· Ангелы, др.-греч. ?ггелпй -- наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Гавриил (Лук 1:26); Рафаил (Тов 5:4); (Для Псевдо-Дионисия архангел Михаил является "ангелом"); Семь Ангелов с золотыми чашами, наполненными гневом Бога (Откр 15:1); Ангел Бездны Аваддон с цепью и ключом от бездны (Откр 9:1, 11; 20:1); Семь Ангелов с трубами (Откр 8:6).

Первая иерархия окружает Бога в вечном поклонении (Пре столы поддерживают его); вторая правит звездами и элементами; третья - Начальства - защищает земные царства, Ангелы и Архангелы являются божественными посланниками.

Серафимы, относящиеся к первой иерархии, поглощены вечной любовью к Господу и почитанием Его. Они непосредственно окружают Его трон. Серафимы как представители Божественной Любви чаще всего имеют красные крылья и иногда держат в руках зажженные свечи. Херувимы знают Бога и поклоняются Ему. Их как представителей Божественной Мудрости изображают в золотисто-желтых и голубых тонах. Иногда у них в руках книги. Престолы поддерживают трон Господа и выражают Божественное Правосудие. Часто их изображают в мантиях судей с жезлом власти в руках. Считается, что они получают славу непосредственно от Бога и даруют ее второй иерархии.

Вторая иерархия состоит из господств, сил и властей, которые являются управителями небесных светил и стихий. Они, в свою очередь, проливают на третью иерархию полученный ими свет славы. Господства носят короны, скипетры и иногда державы, как символы власти. Они символизируют власть Господа. Силы держат в руках белые лилии или иногда красные розы, являющиеся символами Страстей Господних. Власти часто облачены в доспехи воинов -- победителей злых сил. Посредством третьей иерархии осуществляется контакт с сотворенным миром и с человеком, ибо представители ее являются исполнителями воли Божьей. По отношению к человеку начала управляют судьбами народов, архангелы являются небесными воинами, а ангелы -- посланниками Бога к человеку.

Кроме перечисленных функций сонм ангелов служит небесным хором. Серафимы и Херувимы изображаются в виде лишь голов с одной, двумя или тремя парами крыльев. Серафим, по традиции, красного цвета и может держать свечу; Херувим -- голубого или иногда золотисто-желтого, порой с книгой. Эти два чина нередко изображаются окружающими Бога-отца на небесах. Ангелы следующих семи чинов далеко не всегда ясно различимы. Обычно у них человеческие тела; Престолы могут держать троны, Господства могут быть увенчаны коронами, иметь державы и скипетры; у Сил -- лилии или красные розы; Власти и иногда другие более низкие чины могут изображаться в воинских доспехах.

Средневековые христианские богословы выделяли в ангельской иерархии несколько уровней или ангельских хоров. Наиболее известная из этих классификаций представлена в трактате «О небесной иерархии» («лат. De caelesti hierarchia»), где Дионисий Ареопагит развёртывает иерархию из трёх триад.

Однако в Средние века были также предложены и другие схемы - как расширявшие Ареопагитику, так и представлявшие другие, отличающиеся варианты. Так, у некоторых авторов число чинов ограничивалось семью. В некоторых вариантах обосновывался обратный порядок ранжирования.

anonimous , Public Domain

Отдельные схоласты полагали, что ангелы и архангелы имели более низкий чин и были единственными, кто принимал непосредственное участие в делах мира человеческого.

фото: Mirv , Public Domain

Вместе с тем, авторы «De caelesti hierarchia» и «Summa Theologica», ссылаясь на Новый Завет, и, в частности, на Послание к Ефесянам (1:21) и в Колоссянам (1:16), обосновывали идею трёх степеней, сфер, или триад ангелов, в каждой из которых содержалось три чина, или «хора».

Gustave Doré (1832–1883) , Public Domain

Методом сравнительного анализа Ветхого и Нового Завета, в том числе этимологического и семантического разбора, вышеупомянутые богословские труды (при наличии известных вариаций между отдельными авторами) выводили ангельскую иерархию в следующем (нисходящем) порядке:

Первая степень (сфера) (по ветхозаветным источникам)

  • Серафимы
  • Херувимы
  • Престолы (также и по Новому Завету)

Вторая степень (сфера) (по новозаветным источникам)

  • Господства
  • Власти

Третья степень (сфера)

  • Начала
  • Архангелы
  • Ангелы

В трудах Бонавентуры из Баньореджо перечисленные сферы называются, соответственно, эпифания, гиперфания и ипофания. При этом чины второй и третьей сфер его иерархического списка объединяются также и попарно.

Наличие этих пар чинов богослов выводит из их этимологической близости и очевидного для него сходства в описании их функций.

Он также разъясняет, как положение, высказанное в 1-м Послании Петра (3:22), применяется к этим парам:

  • Престолы и Господства
  • Начала и Власти (Ефес 6:12)
  • Архангелы и Ангелы

Фотогалерея












Полезная информация

Ангельская иерархия
англ. Christian angelic hierarchy

Первая сфера

Серафимы

В ивр. שׂרף‎ (сара́ф) - ед.ч. «пылающий», «огненный». Окончание „-им“ указывает на мн. ч. (ивр. שׂרפים‎, читается срафи́м); это различие соблюдается в лат. seraph - seraphi, англ. Seraph - Seraphim и т.п.

При заимствовании в русском языке форму мн.ч. seraphim восприняли как ед.ч., и уже от неё образовали множественное: серафим - серафимы.

Иногда этимологию углубляют до первоисточника древнееврейского слова - у египтян seref означало «грифон» - именно эта словоформа использована в Чис.21:6 и Ис.14:29 для обозначения змееподобной молнии.

Собственно серафимы упоминаются только в Ис.6:2-3, где по тексту они явились взору человека шестикрылыми, двумя крыльями покрывали лица, двумя нижнюю часть тела (ноги), двумя летали, вознося хвалу святости Бога.

В ангельской иерархии назначение серафимов также состоит в том, чтобы воплощать святые цели Бога на земле.

В библейском словоупотреблении серафимы - чин ангелов, которые поклоняются Богу и служат нуждам людей.

В апокрифической Книге Еноха называется Серафиэль. У него голова орла, но он излучает настолько яркий свет, что никто, даже другие ангелы не могут рассмотреть его.

Херувимы

Как и в слове «серафим», окончание „-им“ указывает на мн. ч. (ивр. כרובים‎, читается керуби́м); это различие соблюдается в лат. cherub - cherubi, англ. Cherub - Cherubim или Cherubs.

При заимствовании в русском языке форму мн.ч. cherubim восприняли как ед.ч., и уже от неё образовали множественное: херувим - херувимы.

Этимологических гипотез несколько, но решающих аргументов в пользу какой-либо одной нет.

В Талмуде ивр. כרוב‎ произведено от арам. כרביא - «подобный юноше».

В последней четверти XIX в. Фридрих Делич связал эту морфему с kirubu = shedu - ассирийским именем крылатого быка.

Ряд ассириологов (Feuchtwang, Teloni, Budge и др.) в 1885 г. возразили против этой гипотезы. Позже Делич дал другой вариант связки - «karubu» (великий, могущественный).

В 1897 г. Karppe, а затем Haupt предположили, что כרוב может быть вавилонским, и тогда оно означает не мощный, а благосклонный, благожелательный, милостивый (синоним "damḳu").

В библейском представлении херувимы вместе с серафимами наиболее близки Всевышнему.

В христианстве второй, следующий после серафимов, ангельский чин.

Престолы

Престолы - согласно Дионисию: «Богоносные» (Иез 1:15-21; 10:1-17) - на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой.

Чины Ангельские

Библия говорит о 8 чинах Ангелов. Это: Архангелы, Херувимы, Серафимы, Престолы, Господства, Начальства, Власти, Силы.

Откуда такое разнообразие обитателей Небес?.. Учители Церкви думали над этим. Ориген (III век) предположил, что различие Ангелов в чинах обусловлено их охлаждением в любви к Богу. Чем выше чин, тем вернее, послушнее Богу Ангел, и наоборот. Однако Православная Церковь отвергла такую трактовку.

Св. Августин (4 век) писал: «Что есть Престолы, Господства, Начальства и Власти в небесных обителях, непоколебимо верую, и, что они различаются между собою, содержу несомненно; но каковы они и в чем именно различаются между собою, не знаю».

Самый глубокий и продуманный труд на эту тему принадлежит перу богослова V столетия св. Дионисия Ареопагита. Он написал сочинение, которое так и называется: «О небесной иерархии» и в котором как раз выясняется вопрос - чем Ангелы отличаются друг от друга.

Св. Дионисий разделяет всех Ангелов на три триады. В каждой триаде 3 чина (всего у него получается 9 чинов).

Первую триаду, наиболее близкую к Богу, составляют: Херувимы, Серафимы и Престолы.

Вторая триада: Господства, Силы, Власти.

Наконец, третья триада: Начала, Архангелы, Ангелы.

Св. Дионисий говорит, что чин Ангела зависит от положения в Небесной иерархии, то есть от близости к Царю Небесному - Богу.

Самые высшие Ангелы славословят Бога, предстоят пред Ним. Другие Ангелы, чей чин в Небесной иерархии ниже, выполняют различные поручения, например, охраняют людей. Это так называемые служебные духи.

Работа св. Дионисия - замечательное достижение православной мистики, богословия и философии. Впервые появляется стройное учение, пытающееся показать принципы взаимодействия Бога с миром посредством Ангельских существ; впервые многообразие чинов Ангелов, о которых упоминает Библия, приведено в порядок. Однако следует помнить, что классификация ангельских чинов у св. Дионисия не является строго научной работой - это, скорее, мистические размышления, материал для богословских размышлений. Ангелологию св. Дионисия, например, нельзя использовать при изучении библейской ангелологии, так как библейская ангелология исходит из иных богословских установок, развивается по иным законам, нежели у св. Дионисия. Однако для работы богослова система св. Дионисия незаменима, и вот почему: в своей работе византийский мыслитель показывает, что, чем ближе к Богу находится Ангельский чин, тем больше он становится причастником блаженного Света и благодати Божией.

Каждая из триад Ангелов, пишет св. Дионисий, имеет свое общее предназначение. Первая - очищение, вторая - просвещение и третья - совершенствование.

Первая триада, первые три высших чина - Херувимы, Серафимы и Престолы - находятся в процессе очищения от всякой примеси чего-то несовершенного. Находясь вблизи Бога, в постоянном созерцании Божественного Света, они достигают высочайшей степени чистоты и незамутненности своего ангельского духа, стремящегося походить на Абсолютный Дух - Бога. И предела этому совершенству нет. Никто более из творений Божиих не может достичь той головокружительной степени чистоты, в какой пребывают эти Ангелы. Никто… кроме Марии из Назарета - Матери Господа Иисуса Христа. Ее, выносившую под сердцем, родившую, пеленавшую, воспитывавшую Спасителя мира, мы воспеваем как «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим».

Вторая триада - Господства, Силы, Власти - постоянно просвещается светом Божией Мудрости, и в этом для нее также нет предела, ибо Мудрость Божия беспредельна. Это просвещение - не умственного характера, а созерцательного. То есть, Ангелы в трепете и изумлении созерцают беспредельную и совершенную Мудрость Божию.

Наконец, дело последней триады - Начала, Архангелы, Ангелы - есть совершенствование. Это более понятный нам и конкретный вид служения. Эти Ангелы, приобщенные к Божьему совершенству и к Его воле, доносят эту волю до нас и таким образом помогают нам совершенствоваться.

Св. Дионисий подчеркивает и принципиальное различие характеристик природ Ангелов, составляющих разные триады. Если ангельская природа первой, высшей, триады может быть описана как свет и огонь, то у второй Дионисий отмечает силовые и материальные характеристики, а третья триада понимается совершенно, как служение воле Божией, обращенной к миру.

Св. Дионисий определил не только общее служение триад Ангелов, но и конкретное служение каждого из девяти чинов.

И узнать, какое служение они несут, поможет нам само наименование чина.

Так, имя Серафим, которое носят самые высшие Ангелы, по-древнееврейски переводится как «пламенеющий», а имя Херувим означает «обилие познания или излияние мудрости» (св. Дионисий Ареопагит). Наконец, имя третьего чина первой триады - Престолы означает Ангелов, изъятых от всего земного, и показывает нам стремление этих Ангелов «недвижно и твердо прилепиться» к Господу.

Соответственно можно понять и свойства, и качества и двух других ангельских триад.

Господства - наставляют земных властителей к мудрому управлению.

Силы - творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения угодникам Божиим.

Власти - имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают все наши искушения и имеют также власть над стихиями природы.

Начала - управляют вселенной, законами природы, охраняют народы, племена, страны.

Архангелы - благовествуют о великих и преславных Тайнах Божиих. Они являются проводниками откровения Божия.

Ангелы - присутствуют при каждом человеке, они вдохновляют на духовную жизнь, сохраняют в обычной жизни.

Безусловно, мнение св. Дионисия не следует считать бесспорным. У святых отцов (да и у самого св. Дионисия) мы встречаем мысль, что ангельских чинов много больше, чем девять, их служения разнообразней, чем вышеперечисленные, но нам это не открыто. Система св. Дионисия - лишь введение в ангелологию, отправная точка для дальнейших богословских исследований этих вопросов.

Великий Иоанн Дамаскин, сам очень ценивший работу св. Дионисия, так резюмировал мнение Православной Церкви по этому вопросу: «Равны ли они по существу или различаются друг от друга, мы не знаем. Знает же один сотворивший их Бог, Который и все знает. Различаются же они друг от друга светом и положением; или, имея степень соответственно свету, или соответственно степени участвуя в свете, и просвещают друг друга по причине превосходства чина или естества. Но ясно, что высшие Ангелы сообщают и свет, и знание низшим».

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Небесные чины

Из книги Православное Догматическое Богословие автора Помазанский Протопресвитер Михаил

Число ангелов; ангельские степени Мир ангельский представляется в Священном Писании необычайно великим. Когда прор. Даниил видел в видении, его взору открылось, что «тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним» (Дан. 7:10). «Многочисленное воинство небесное»

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

Другие западные чины богослужения Вместо римского чина некоторые римско-католические храмы и монастыри имеют свои чины богослужения, не уступающие, а иногда и превосходящие римский древностью, следовательно выработавшиеся в VI–VIII вв. Таковы особенно чины Медиоланский,

Из книги Лекции по Исторической Литургике автора Алымов Виктор Альбертович

3. Ранние Литургические Чины Мы помним, что на протяжении первых двух веков христианства литургические молитвы, хотя и следовали в определенном порядке, но были импровизационными. Харизматическей пафос пророка, а затем епископа, по существу, каждый раз творил новую

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Возведение в разные церковные чины В «Чиновнике архиерейского священнослужения» помещены чины возведения в сан: 1. архидиакона или протодиакона, 2. протопресвитера или протоиерея и 3. игумена и 4. архимандрита. Возведение во все эти чины совершается на литургии, среди

Из книги Таинство смерти автора Василиадис Николаос

Умирающие видят «ангельские силы» Тот, кто покидает этот мир, несомненно получает большое утешение, видя лица окружающих его друзей и близких. Совершенно иное, конечно, положение муче{стр. 379}ника, который жертвует собою во имя Христа под злорадными и гневными взглядами

Из книги У истоков культуры святости автора Сидоров Алексей Иванович

8. Три вида помыслов: помыслы ангельские, человеческие и бесовские Путем долгого наблюдения мы познали различие между помыслами ангельскими, человеческими и бесовскими; а именно: мы познали, что ангельские [помыслы] прежде всего усердно взыскуют естество вещей и

автора Мудрова Анна Юрьевна

Из книги Настольная книга православного верующего. Таинства, молитвы, богослужения, посты, устройство храма автора Мудрова Анна Юрьевна

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

7. Какие существуют чины священнослужителей? Вопрос: Какие существуют чины священнослужителей?Отвечает священник Константин Пархоменко:По принятому сегодня в Православной Церкви делению всех церковных служений, они разделяются на церковнослужение и

Из книги Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

автора Пономарев Вячеслав

Чины Божественной литургии Святейшее Таинство Евхаристии совершается на Литургии верных – третьей части Божественной литургии, – являясь, таким образом, ее важнейшей составляющей. С первых лет христианства в разных Поместных Церквах (и даже в пределах одной и той же

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Хиротесия в чины архидьякона, протодьякона и протоиерея Возведение в эти чины бывает на Литургии посреди храма во время входа с Евангелием. Производятся эти хиротесии вне алтаря, поскольку, по толкованию Симеона Солунского, они «суть рукоположения в различные внешние

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Схема хиротесий в чины архидьякона, протодьякона и протоиерея Архиерейское благословение.Возложение руки епископа на главу возводимого в чин.Молитва, читаемая архиереем.Архиерейское благословение.Молитва посвящения.Свидетельство достоинства возводимого в

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Схема хиротесий в чины игумена и архимандрита Архиерейское благословение.Молитва, читаемая архиереем.Тайная молитва.Возглас «Повели, Владыко».Молитва посвящения.Возложение руки епископа на главу возводимого в чин.Свидетельство достоинства возводимого в

Из книги Рождественские рассказы автора Черный Саша

Ангельские крылья Когда мать с дочкой гуляли по гоpоду, люди часто останавливались и смотpели ей вслед. Девочка спpашивала маму, почему люди так смотpят.- Потому что на тебе такое кpасивое новое платье, - отвечала мама.Дома она бpала свою дочь на колени, целовала, ласкала ее

Чины ангелов - важная часть христианской культуры. Ведь даже на небесах существует строгая иерархия.

Разобраться в ангельских чиназ поможем в этой статье.

Чины ангелов - что это и зачем они нужны

Царство божье подобно любой организации. Если вам эти слова кажутся кощунственными, то задумайтесь - откуда люди взяли свою структуру общества? Бог сделал человека по образу и подобию своему, а значит передал нам иерархию. Тем более вспомним, что Архангел Михаил носит звание Архистратига, то есть главнокомандующего небесным воинством. Уже одно это может сказать, что чины ангелов действительно существуют.

Старинная икона Образ Святого Михаила Архистратига предводителя воинства небесного. Россия XIX век.

Для чего же они созданы? Как в любой организации, так и на небесах, должна быть структура подчинения. Без неё в организации будет царить беспорядок, анархия. А как раз за отказ подчиняться был изгнан ангел Люцифер. И вспомним, что у каждого из ангелов есть своё, так сказать, поле деятельности. Так что без чёткой иерархии установить порядок в такой структуре просто невозможно. В общем, девять ангельских чинов были созданы Богом именно для того, что бы как можно более эффективно управлять небесным царством.

Создатель, естественно, наделён безграничной силой и возможности - как по другому он создал бы весь мир? Но стоит понимать, что даже ему иногда нужно отвлечься от одной проблемы, что бы заняться другой. Тем более реальный мир слишком хрупок, что бы выдерживать прямое вмешательство божества. Не забываем об Архангеле Гаврииле, который является Гласом Божьим. Ведь если Создатель обратится к человеку напрямую, то тот просто не выдержит силы истинного голоса и умрёт. Вот потому-то Богу и нужна помощь. Излишек силы накладывает свои ограничения.

Девять ангельских чинов

Да, в этой казалось бы монолитной организации есть свои проблемы. Как минимум один раз среди ангелов назревал раскол. Но случился он из-за первого падшего ангела, который смог привлечь на свою сторону немногих бунтовщиков. Отсюда можно сделать вывод, что основа проблем не в разумности иерархии, которую никто не ставит под сомнение. Проблема в том, что совершенным в этом мире может быть только сам Господь. Даже Адам и Ева, его любимые дети, поддались на соблазны Змея. Да, можно сделать скидку на подаренную им свободу выбора. Но если бы их души были полностью чисты, то льстивые речи Врага не оказали бы своего губительного воздействия.

Если просуммировать всё вышесказанное, то получается, что без иерархии на Небесах никак. Всё как у людей. Но стоит ли этому удивляться? Навряд ли. Любая организация призвана исключить, так сказать, человеческий фактор. В нашем случае - ангельский. Получается не всегда, но как может быть по другому? Даже у такого совершенного существа, как Бог, могут быть промашки.

9 ангельских чинов небесной иерархии

О том, сколько в христианской религии ангельских чинов, мы уже говорили. Существует 9 ангельских чинов. Теперь давайте разберёмся по существу - какие бывают ангельские чины и их имена? Начать рассказ нужно с того, что чины разбиты на триады ангелов. Они созданы не просто так - каждая триада объединяет определённую группу ангелов. Первая - тех, кто непосредственно близок к Господу. Вторая - подчёркивает божественную основу мироздания и мировладычества. Третья - те, кто непосредственно близко к человечеству. Остановимся на каждой более подробно.

Ангельские чины в православии

Первая триада состоит из серафимов, херувимов и престолов. Серафимы - самые близкие к Богу существа. Эти шестикрылые создания живут в постоянном движении. Часто их путают с музами, которые тоже могут возжигать в душах смертных огонь жизни. Но при этом серафимы могут опалить своим жаром человека. Херувимы - ангелы-стражи. Именно из них состоит охрана древа жизни, которая появилась после изгнания Адама и Евы. Первые представители великого Недоверия, ведь до Изгнания дерево охранять не нужно было. Престолы - это не часть интерьера. Они - третий чин первой триады, их часто называют Зерцалами Мудрости. Они отражают божественный промысел, и с их помощью райские души могут предрекать будущая.

Во вторую триаду входят силы, господства и власти. Силы занимаются тем, что передают смертным частичку божественной силы. Помогают в трудную минуту взяться, так сказать, за голову и не отчаиваться. Господства - средний чин в ангельской иерархии, олицетворяют тягу к свободе и независимости, сообщают людям тягу изъят себя из неравенства. Власти - чин, замыкающий вторую триаду. В некоторых текстах, Евангелии, например, говорится о том, что власти могут быть как помощниками добра, так и приспешниками зла. Осуществляют проявления божественной власти в мире людей.

Третья триада завершает лестницу иерархии. В неё входят начала, архангелы и ангелы. Начала - ангельский чин, который управляет человеческими Иерархиями. Есть версия, что именно с их позволения проходили помазание монархи. Архангелы - старшие ангелы, которые управляют собственно ангелами. Как пример - архангел Михаил-архистратиг, начальник ангельского воинства. Ангелы - те, кто больше всего участвует в жизни людей. Приносят вести от Бога, воюют во имя его, воздают ему честь и славу.

Это все ангельские чины, которые существуют в христианской религии. В разных трактовках их может быть разное количество, от 9 до 11. Но самой достоверной считается та, которая упоминается в трудах Дионисия Ареопагитом. Они были написаны в конце 5-го, или в начале 6-го века. Это - целый сборник исследовательских текстов, целью которых было привнести ясность в жизнь небесных существ. Теолог задался сложными вопросами и постарался ответить на них как можно более чётко. У него это получилось. Разгадкой такого успеха была одухотворённость исследователя и мощнейшая сила мысли. Он прочитал множество текстов лишь для того, что бы удовлетворить своё и наше любопытство. Можно сказать, что теолог просто просуммировал всё, что было написано до него. И это правда, но частично. Даже для такой, казалось бы, простой работы потребовались титанические усилия.

Ангельские чины в православии

Между православной и католической культурой есть разница. Коснулась она и тех ролей, которые отводятся ангельским чинам. Да, если взглянуть в общем, то различия не будут бросаться в глаза. Всё таки пусть и разные конфессии, но одной и той же религии. Чем же отличаются ангельские чины в православии?


Все 9 ангельских чинов изображены в “Успении” Франческо Боттичини.

Во первых - в православной религии нет триад. Тут существуют степени. Их тоже три, и называются - Высшая, Средняя, Нижняя. Различаются между собой «отдалённостью» от божественного престола. Это ни в коем случае не говорит о том, что Бог меньше любит Нижнюю степень, чем Высшую. Конечно нет. Просто если первая напрямую контактирует с людьми, совершая волю Божью, то вторую смертные почти не видят.

Следующее большое различие - степень персонализации. В православии чаще появляются отдельные ангельские личности. Им отдаётся честь, как заступникам и хранителям. В католицизме такое случается намного реже. Хотя тут, как у католиков, существует 9 ангелов, 9 ангельских чинов. Обе конфессии пользовались одними и теми же текстами, а небольшие различия можно списать на счёт разной трактовки. Ангелы-херувимы, например, отображают скорее мудрость, чем стражу. Они обладают высшей духовной мудростью, могут пользоваться ею. Во благо, разумеется, подсказывая своим собратьям, как лучше совершить то или иное повеление Господа.

Остановимся на последней степени, нижнем ангельском чине, их описанию и значению. В православии им уделяется больше всего внимания, ведь они чаще показываются людям. Некоторым высшим архангелам даются имена, такие как Михаил, Гавриил, Рафаил. Обычные ангелы наиболее плотно общаются с людьми, даже становятся личными хранителями и заступниками. Ангелы-хранители берут опеку над каждым смертным, наставляя его и помогая, подталкивая по пути Божьего Замысла, так называемого Великого Плана.

Ангелы невидимы, бессмертны, но настолько же, насколько невидна и бессмертна человеческая душа. То есть настолько, насколько отпускает им этого благоденствия Бог. В православии ангелов соотносят с двумя стихиями - огнём и воздухом. Огнём они очищают грешников, несут божественный гнев, возмездие. А подобны ветру, потому что переносятся по земле с огромной скоростью, дабы как можно быстрее совершать высшую волю.

Ангельские чины - важная часть небесного царства, ведь без них не будет порядка, дисциплины. Именно с их помощью становится понятно, как работает иерархия божественных сущностей. Именно с них человечество получило понимание о том, как должно работать их собственное общество.

В христианской мифологической традиции иерархия ангельских существ, разработанная Псевдо-Дионисием Ареопагитом (5 или нач. 6 в.) Девять ангельских чинов разбиты на три триады, каждая из которых имеет какую-либо особенность.
Первая триада - серафимы, херувимы и престолы - характеризуется непосредственной близостью к Богу;
Вторая триада - силы, господства и власти - подчеркивает божественную основу мироздания и мировладычества;
Третья триада - начала, архангелы и собственно ангелы - характеризуется непосредственной близостью у человеку.
Псевдо-Дионисий суммировал то, что было накоплено до него. Серафимы, херувимы, силы и ангелы упоминаются уже в Ветхом завете; в Новом завете появляются господства, начала, престолы, власти и архангелы. По классификации Григория Богослова (4 в.) ангельская иерархия состоит из ангелов, архангелов, престолов, господств, начал, сил, сияний, восхождений и разумений.
По своему положению в иерархии чины располагаются следующим образом:

Серафимы - первый
херувимы - второй
престолы- третий
господства - четвертый
силы - пятый
власти - шестой
начала - седьмой
архангелы- восьмой
ангелы - девятый.

Серафимы - ангелы любви, света и огня. Они занимают самое высокое положение в иерархии чинов и служат Богу, заботясь о его престоле. Серафимы выражают свою любовь к Богу постоянным пением хвалебных псалмов.Будучи ближайшими к Богу созданиями, серафимы также считаются "огненными", поскольку они объяты пламенем вечной любви.
Согласно средневековому мистику Яну ван Руйсброку, три чина серафимов, херувимов и престолов никогда не принимают участия в человеческих конфликтах, но находятся с нами, когда мы мирно созерцаем Бога и испытываем постоянную любовь в наших сердцах. Они и порождают в людях божественную любовь.

У Святого Иоанна Богослова на острове Патмос было видение ангелов: Гавриила, Метатрона, Кемуила и Натаниила среди серафимов.

Исайя- единственный пророк, упоминающий серафимов в древнееврейском Священном писании (Ветхом завете), когда он рассказывает о своем видении огненных ангелов над Престолом Господним: "У каждого было шесть крыльев: два закрывали лицо, два закрывали ноги, а два использовались для полета".

Еще одним упоминанием серафимов можно считать книгу Чисел, где дается ссылка на "огненных змеев". Согласно "Второй книге Еноха" (апокриф), у серафимов шесть крыльев, четыре головы и лика.

Люцифер вышел из ранга серафимов. Фактически, Падший Князь считался ангелом, который затмевал всех остальных, пока не лишился Божьей Милости.

Херувимы - В иудаистической и христианской мифологии ангелы-стражи. Херувим охраняет древо жизни после изгнания из рая Адама и Евы. Пророк Иезекииль описывает херувимов, явившихся ему в видении храма, так:«... сделаны были херувимы и пальмы; пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, с другой стороны к пальме - лицо львиное...»...
Согласно классификации Псевдо-Дионисия, херувимы вместе с серафимами и престолами составляют первую триаду девяти ангельских чинов. Дионисий говорит: «Наименование же Херувимов означает их силу знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие при самом первом его проявлении, мудрое их искусство преподавать и сообщать другим дарованную им самим мудрость».
Так же принято считать иногда херувимов ангелами - детьми. Души умерших детей, которые и на небе остаются маленькими детишками.

Престолы - В христианской традиции один из девяти ангельских чинов. Это третий чин первой триады, куда он входит наряду с серафимами и херувимами. Псевдо-Дионисий сообщает:
«Итак, справедливо в первую из небесных Иерархий посвящаются существа высшие, так как она имеет высший чин, особенно потому, что к ней, как к ближайшей к Богу, первоначально относятся первые Богоявления и освящения, А горящими Престолами и излиянием мудрости называются
небесные Умы потому, что имена сии выражают Богоподобные их свойства... Наименование высочайших Престолов означает то, что они
совершенно свободны от всякой земной привязанности и, постоянно возвышаясь над дольним, примерно стремятся к горнему, всеми силами
неподвижно и твердо прилеплены к существу истинно Высочайшему,
принимая Божественное Его внушение в полнейшем бесстрастии и невещественности; означает также то, что они носят Бога и раболепно выполняют Божественные Его повелениям

Господства - В христианских мифологических представлениях четвертый из девяти ангельских чинов, вместе с силами и властями образующий вторую триаду. Согласно Псевдо-Дионисию, «знаменательное наименование святых Господств... означает некоторое нераболепное и свободное от всякой низкой привязанности к земному возвышение к горнему, ни одним насильственным влечением к несходному с ними ни в каком случае не колеблемое, но господство постоянное по своей свободе, стоящее выше всякого унизительного рабства, чуждое всякой униженности, изъятое из всякого неравенства самому себе, постоянно стремящееся к истинному Господству и, сколько возможно, свято преобразующее в совершенное Ему подобие как само себя, так и все ему подчиненное, не прилепляющееся ни к чему случайно существующему, но всегда всецело обращающееся к истинно-сущему и непрестанно приобщающееся державному Богоподобию»

Силы - В христианской мифологии один из девяти ангельских чинов. Вместе с господствами и властями силы составляют вторую триаду. Псевдо- Дионисий говорит: «Наименование святых Сил означает некоторое могущественное и необоримое мужество, по возможности им сообщенное, отражающееся во всех их Богоподобных действиях для того, чтобы удалять от себя все то, что могло бы уменьшить и ослабить Божественные озарения, им даруемые, сильно стремящееся к Богоподражанию, не остающееся праздным от лености, но неуклонно взирающее на высочайшую и всеукрепляющую Силу и, сколько возможно, по своим силам соделывающееся Ее образом, совершенно обращенное к Ней как источнику Сил и Богоподобно нисходящее к низшим силам для сообщения им могущества".

Власти - В христианских мифологических представлениях ангельские существа. Согласно Евангелиям, власти могут быть как благими силами, так и приспешниками зла. Среди девяти ангельских чинов власти замыкают вторую триаду, в которую кроме них входят еще господства и силы. Как сказано у Псевдо-Дионисия, "наименование святых Властей знаменует равный Божественным Господствам и Силам, стройный и способный к принятию Божественных озарений Чин и устройство премирного духовного владычества, не употребляющее самовластно во зло дарованные владычественные силы, но свободно и благочинно к Божественному как само восходящее, так и других свято к Нему приводящее и, сколько возможно, уподобляющееся Источнику и Подателю всякой власти и изображающее Его... в совершенно истинном употреблении своей владыческой силы".

Начала - В христианской мифологии один из девяти ангельских чинов. В Библии сказано: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни
Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее... не может отлучить нас
от любви Божией во Иисусе Христе, Господе нашему (Рим., 8.38). По
классификации Псевдо-Дионисия. начала входят в состав третьей триады
наряду с архангелами и собственно ангелами. Псевдо-Дионисий говорит:
"Имя небесных Начальств означает Богоподобную способность начальствовать и управлять сообразно священному порядку, подобающему начальствующим Силам, как самим всецело обращаться к Безначальному Началу, так и других, как свойственно Начальству, к Нему руководствовать, отпечетлевать в себе, сколь возможно, образ неточного Начала и. наконец, способность выражать премирное Его начальство в благоустроении начальствующих Сил.., Архангелов и Ангелов попеременно начальствует над человеческими Иерархиями, чтобы в порядке было восхождение и обращение к Богу, общение и единение с Ним, которое и от Бога благодательно распространяется на все Иерархии, начанается чрез сообщение и изливается в священнейшем стройном порядке".

Архангелы - Слово это греческого происхождения и переводится как «ангелоначальники», «старшие ангелы». Термин "Архангелы" появляется впервые в грекоязычнон иудейской литературе предхристианского времени (греч. извод "Книги Еноха" 20, 7) как передача выражений вроде ("великий князь") в приложении к Михаилу ветхозаветных текстов (Дан. 12, 1); затем этот термин воспринимается новозаветными авторами (Иуд. 9; 1 Фесс. 4, 16) и более поздней христианской литературой. Согласно христианской небесной иерархии, они занимают место непосредственно над ангелами. Религиозная традиция насчитывает семь архангелов. Главный здесь Михаил-архистратиг (греч. «верховный военачальник») — предводитель воинств ангелов и людей в их вселенской битве с Сатаной. Оружием Михаила служит пламенный меч.
Архангел Гавриил известен более всего участием в Благовещении Деве Марии о рождении Иисуса Христа. Как вестника сокровенных тайн мира, его изображают с цветущей ветвью, с зеркалом (отражение тоже способ познания), а иногда со свечой внутри светильника — тот же символ сокрытого таинства.Архангел
Архангел Рафаил известен как небесный целитель и утешитель страждущих.
Реже упоминаются четыре других архангела.
Уриил — это небесный огонь, покровитель тех, кто посвятил себя наукам и искусствам.
Салафиил — имя верховного служителя, с которым связано молитвенное вдохновение. На иконах его пишут в молитвенной позе, с крестообразно сложенными на груди руками.
Архангел Иегудиил благословляет подвижников, охраняет их от сил зла. В правой руке у него золотой венец как символ благословения, в левой — бич, отгоняющий врагов.
Варахиилу отведена роль раздатчика вышних благ простым труженикам, прежде всего земледельцам. Его изображают с розовыми цветами.
О семи небесных архангелах говорит и ветхозаветное предание. Их древнеиранская параллель — семь благих духов Аме ша Спента («бессмертных святых») находит соответствие мифологии Вед. Это указываем на индоевропейские истоки учения о семи архангелах, которое в свою очередь соотносится древнейшими представлениями людей о семеричной структур бытия как божественного, так и земного

И греческие, и еврейские слова выражающие понятие "ангел", означают "вестник". Ангелы часто выполняли эту роль в текстах Библии, однако авторы ее нередко придают этому термину и другой смысл. Ангелы являются бестелесными помощниками Бога. Они появляются в виде людей с крыльями и ореолом света вокруг головы. Обычно о них упоминается в Еврейских, Христианских и Мусульманских религиозных текстах. Ангелы имеют вид человека, «только с крыльями и одеты в белые одежды, : творил их Бог из камня»; ангелы и серафимы — женщины, херувимы — мужчины или дети) <Иваницкий, 1890>.
Добрые и злые ангелы, посланцы Бога или дьявола, сходятся в решающей битве, описанной в книге Откровения. Ангелы могут быть обычными людьми, пророками, вдохновляющими на благие свершения сверхъестественными носителями всякого рода вестей или наставниками и даже безличными силами, как ветры, облачные столбы или огонь, которые вели израильтян во время их исхода из Египта. Чуму и моровую язву называют злыми ангелами Св. Павел называет свою болезнь «вестник Сатаны». Многие другие явления, как вдохновение, внезапные побуждения, провидения, также приписываются ангелам.
Невидимые и бессмертные. Согласно учению церкви, ангелы — бесполые невидимые духи, бессмертные со дня их творения. Ангелов много, что вытекает из ветхозаветного описания Бога — «Господь воинства». Они образуют иерархию из ангелов и архангелов всего воинства небесного. Ранняя церковь четко разделила девять типов, или «чинов», ангелов.
Ангелы служили посредниками между Богом и его народом. В Ветхом Завете говорится, что никто не мог увидеть Бога и остаться живым, поэтому непосредственное общение между Всемогущим и человеком часто изображается как общение с ангелом. Именно ангел не дал Аврааму принести в жертву Исаака. Моисей видел ангела в горящем кусте, хотя при этом слышался голос Бога. Ангел вел израильтян во время их исхода из Египта. Время от времени библейские ангелы выглядят совсем как смертные, пока не открывается их истинная сущность, подобно ангелам, которые пришли к Лоту перед ужасающим разрушением Содома и Гоморры.
Безымянные духи. В Священном писании упоминаются и другие ангелы, например дух с огненным мечом, который преградил путь Адаму обратно в Эдем; херувим и серафим, изображенные в виде грозовых туч и молний что напоминает о вере древних евреев в бога грозы; посланец Бога,который чудесным образом вызволил Петра из тюрьмы, кроме того, ангелы, которые явились Исаие в его видении небесного суда: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал».

Сонмы ангелов несколько раз появляются на страницах Библии. Так, хор ангелов возвестил рождение Христа. Архангел Михаил командовал многочисленным небесным воинством в битве с силами зла. Единственные ангелы в Ветхом и Новом Заветах, которые имеют собственные имена, — это Михаил и Гавриил, принесшие Марии весть о рождении Иисуса. Большинство ангелов отказывалось назвать себя, это отражало бытовавшее поверье, что раскрытие имени духа уменьшает его могущество.