Биография шуберта франца. Краткая творческая биография франца шуберта

Франц Шуберт родился 31 января 1797 г. в предместье Вены - Лихтенталь. Отец его, школьный учитель, происходил из крестьянской семьи. Мать была дочерью слесаря. Развитию музыкальных способностей Шуберта в детстве способствовала окружавшая его музыкальная среда семьи. Отец играл на виолончели, а братья на различных инструментах. В доме постоянно устраивали музыкальные вечера.

Обнаружив у маленького Франца музыкальные способности, отец и старший брат Игнац стали обучать его игре на скрипке и фортепиано. Вскоре мальчик смог принимать участие в домашнем исполнении струнных квартетов, играя партию альта.Франц обладал прекрасным голосом. Он пел в церковном хоре, исполняя трудные сольные партии.

В одиннадцать лет, его определили в конвикт - школу подготовки церковных певчих, где, кроме пения, изучали игру на многих инструментах и теорию музыки (под руководством знаменитого придворного композитора Сальери). Там он играл на скрипке, в оркестре, пел в хоре, участвовал в камерных ансамблях.

Уже в те годы Франц Шуберт начал сочинять. Его первые произведения - фантазия для фортепьяно, ряд песен. 28 октября 1813 г. он закончил свою Первую симфонию Ре-мажор. Учеба начинает мешать творчеству и Шуберт решает уйти из конвикта, чтобы целиком отдаться музыке.

В 1814-1818 гг. Шуберт работает помошником учителя в школе отца, обучая детей грамоте и другим начальным предметам. Но влечение его к музыке, желание сочинять становится всё сильнее.В свободное от работы время он сочинил свою первую мессу и положил на музыку стихотворение Гёте «Гретхен за прялкой».

Годы 1815-1816 примечательны феноменальной продуктивностью юного гения. В 1815 г. он сочинил две симфонии, две мессы, четыре оперетты, несколько струнных квартетов и около 150 песен. В 1816 г. появились еще две симфонии - Трагическая и часто звучащаяПятая си бемоль мажор, а также еще месса и свыше 100 песен. Среди песен этих лет – «Скиталец» и знаменитый «Лесной царь» (обе вскоре получили всеобщее признание).

Желание отца сделать из сына учителя с маленьким, но надежным заработком потерпело неудачу. Молодой композитор твёрдо решил посвятить себя музыке и в 1818 г. оставил преподавание в школе, затем ушёл из семьи. В течение нескольких лет (с 1817 по 1822 год) Шуберт жил поочередно то у одного, то у другого из своих товарищей. Давал уроки музыки, неоднократно пытался получить постоянную музыкальную должность, но безуспешно.

Материальные невзгоды, к несчастью, помешали ему жениться на любимой девушке. Тереза Гроб пела в церковном хоре. Оне не блистала красотой, но стоило прозвучать музыке, как бесцветное лицо девушки преображалось, оно жило и лучилось.

Однако мечты пошли прахом. Вмешалась мать Терезы, которую не устраивало грошовое жалованье помощника школьного учителя и она выдала дочь замуж за кондитера.

Вокруг Шуберта сложился кружок друзей - поклонников его творчества, которые оказывали ему посильную материальную помощь (чиновник Й. Шпаун, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, художник М. Швинд, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, композитор А. Хюттенбреннер и др.). Пропагандистом песен Шуберта стал певец М. Фогль. В кругу друзей и знакомых часто собственными силами исполнялись сочинения Шуберта; такие вечера назывались «шубертиадами».

Душой этого кружка был Шуберт. Маленького роста, плотный, коренастый, очень близорукий, Шуберт обладал огромным обаянием. Особенно хороши были его лучистые глаза, в которых, как в зеркале, отражались доброта, застенчивость и мягкость характера. А нежный, изменчивый цвет лица и вьющиеся каштановые волосы придавали его внешнему облику особую привлекательность.

Вспоминая эти вечера, Шубертписал: "Мы уютно сидели все вместе и с материнской радостью демонстрировалидруг другу детей своего вдохновения, не без тревоги ожидая приговора,диктуемого любовью и справедливостью... один воодушевлял другого, а всеобщее стремление к прекрасномуобъединяло всех". Здесь вели жаркие и долгие споры о современном искусстве и его судьбах, о призвании, о роли и ответственности художника, о жизни народа и интеллигенции, о положении в стране». Благодаря шубертиадам его песни стали распространяться.

Работоспособность Шуберта поражает. Он работал систематически, изо дня в день. "Я сочиняю каждое утро, когда я кончаю одну пьесу, я начинаю другую", - признавался композитор. В отдельные дни он создавал до десятка песен! Музыкальные мысли рождались непрерывно, композитор едва успевал заносить их на бумагу. Музыка посещала его и во сне. Пробуждаясь, он стремился скорее записать её, поэтому не расставался с очками даже ночью. А если произведение не выливалось сразу в совершенную и законченную форму, композитор продолжал работать над ним, пока не был полностью удовлетворен. Так, на некоторые стихотворные тексты Шуберт написал до семи вариантов песен!

В 1818 и 1824 гг. в качестве учителя музыки дочерей графа И. Эстерхази Шуберт побывал в Венгрии, где слушал народную венгерскую и цыганскую музыку; в 1819, 1823 и 1825 гг. был с Фоглем в Верхней Австрии, в 1827 году посетил Грац. Песни Шуберта приобрели большую известность. В 1823 г. он был избран почётным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов.

В 1822 г. Шуберт пишет одно из лучших своих произведений - седьмую "Неоконченную симфонию", а в следующем - шедевр вокальной лирики, цикл из 20 песен "Прекрасная мельничиха". Именно в этих произведениях с исчерпывающей полнотой выразилось новое направление в музыке - романтизм.

В эту пору благодаря усилиям друзей Шуберт помирился с отцом и вернулся в семью. Но семейная идиллия была недолгой - уже через два года Шуберт снова уходит, чтобы жить отдельно, несмотря на полную свою непрактичность в быту. Доверчивый и наивный, он часто становился жертвой своих издателей, наживавшихся на нем. Автор огромного количества сочинений, и в частности песен, которые еще при его жизни стали популярны в бюргерских кругах, он едва сводил концы с концами.

Все больше и больше Шуберт погружается в отчаяние и одиночество: кружок распался, его друзья стали людьми семейными, с положением в обществе."Что будет со мной... - писал он, - мне, пожалуй, придется на старости, как гетевскому арфисту, ходить из двери в дверь и просить подаяния на хлеб...".

Последние годы жизни он много болел, бедствовал, но творческая активность его не ослабевала. Даже наоборот - музыка его становится все глубже, масштабнее и выразительнее.

В 1828 г. стараниями друзей был организован единственный при жизни Шуберта концерт из его произведений. Концерт имел огромный успех и принёс композитору большую радость. Его планы на будущее стали более радужными. Несмотря на пошатнувшееся здоровье, он продолжает сочинять. Конец наступил неожиданно. Шуберт заболел тифом. Ослабевший организм не выдержал тяжёлой болезни, и 19 ноября 1828 года Шуберт скончался. Оставшееся имущество было оценено за гроши. Многие сочинения пропали. Известный поэт того времени Грильпарцер, сочинивший годом раньше надгробное слово Бетховену, написал на скромном памятнике Шуберту на венском кладбище:

"Здесь музыка похоронила не только богатое сокровище, но и несметные надежды".

Шуберт прожил только тридцать один год. Он умер истощенный физически и душевно, измученный неудачами в жизни. Ни одна из девяти симфоний композитора не была исполнена при его жизни. Из шестисот песен было напечатано около двухсот, а из двух десятков фортепианных сонат - только три.

Музыкальное наследие:

Оперы : "Порука" (Die Burgschaft, либретто неизвестного автора по балладе Шиллера, неокончена, 1816 г.), "Сакунтала" (либретто И. Ф. Ноймана по инд. пьесе Калидасы, эскизы 2 актов, 1820 г.), "Альфонсо и Эстрелла" (либретто Ф. Шобера, 1821-1822 гг.), "Фьерабрас" (либретто Й. Купельвизера по одноимённому старинному французскому романсу и немецкой легенде "Эгингард и Эмма", 1823 г.), "Граф фон Гляйхен" (либретто Э. Бауэрнфельда по сказке И.К.А.Музеуса "Мелехзала", не окончена, 1827-1828 гг.)

Зингшпили : "Рыцарь зеркала" (Der Spiegelritter, либретто А. Ко-цебу; не окончена прим. 1811-1812 гг.), "Увеселительный замок сатаны" (Des Teufels Lustschloss, либретто Коцебу, 1814 г.), "Четыре года на посту" (Der vierjahrige Posten, либретто Т. Кёрнера, 1815 г.), "Фернандо" (либретто А. Штадлера, 1815 г.), "Клаудина фон Вилла Белла" (либретто Гёте, 1815 г., сохранился 1-й из 3 актов), "Друзья с Саламанки" (Die Freunde von Salamanka, либретто И. Майрхофера, 1815 г.), "Адраст" (либретто Майрхофера, не окончена, между 1817 и 1819 гг.), "Братья-близнецы" (Die Zwillingsbrьder, либретто Г. Хофмана, 1819 г.), "Заговорщики (Die Verschworenen), или Домашняя война" (Der hausli-che Krieg, либретто И. Ф. Кастелли по комедиям Аристофана "Экклезиацузае" и "Лизистрата", 1823 г.), "Волшебная арфа" (Die Zauberharfe, пьеса Г. Хофмана с музыкой Ш., 1820 г.), "Розамунда, княгиня Кипрская" (Rosamunde, Fьrstin von Zypern, пьеса В. фон Шези с музыкой Шуберта, 1823 г.); дуэт и ария к комической опере Герольда "Волшебный колокольчик" , немецкие слова Ф. Трайчке (1821 г., исполнена 1821 г., Вена, "Кернтнертортеатр")

Произведения для солистов, хора и оркестра: 7 месс (1812 г., сохранились фрагменты; 1 - 1814 г.; 2-1815 г.; 1816 г.; 1819-1822 гг.; 1828 г.), "Немецкий реквием" (Немецкая траурная месса, 1818 г., издано 1826 г. как Сочинения Фердинанда Шуберта), "Немецкая месса" (1827 г.), 6 Tantum ergo (1814 г.; 2 - 1816 г.; 1821 г.; 1822 г.; 1828 г.), 4 Kyrie eleison (1812 г.; 3 - 1813 г.), магнификат (1815 г.), 3 оффертория (1815 г., 1815 г., 1828 г.); 2 Stabat mater (1815 г., латинский; 1816 г., немецкий) и др.

Оратории и кантаты: " Кто велик?" (Wer ist gross?, 1814 г.), "Именины Ф. M. Фирталера, или Поздравительная кантата" (Namensfeier fur F. M. Vierthaler, oder Gratulati-ons-Kantate, 1815 г.), "Приношение к 50-летнему юбилею г. Сальери" (Beitrag zur fьnfzigjahrigen Jubelfeier des Herrn Salieri, с фортепьяно, 1816 г.), "В честь Йозефа Шпендоу" (Zu Ehren von Josef Spendou, op. 128, 1816 г.), "Ko дню рождения певца И. M. Фогля, или Весеннее утро" (Zum Geburtstag des Sangers J. M. Vogl, oder Der Frьhlings-morgen, с фортепьяно, 1819 г.), "Лазарь, или Торжество воскресения" (La-zarus, oder Die Feier der Auterstebung, сценическая оратория, не окончена, 1820 г.), "К торжеству по случаю выздоровления Ирены Кизеветтер" (Zur Feier der Genesung der Irene Kiesewetter, с фортепьяно в 4 руки, 1827 г.), "Победная песнь Мирьям" (Mirjams Siegesgesang, слова Грильпарцера, для сопрано соло, смешанного хора и фортепьяно, 1828 г.)

Произведения для оркестра : симфонии: №1 (D-dur, 1813 г.), № 2 (B-dur, 1814-1815 гг.), № 3 (D-dur, 1815 г.), № 4 (c-moll, "Трагическая", 1816 г.), № 5 (B-dur, 1816 г.), № 6 (C-dur, 1818 г.), E-dur (не завершена, 1821 г.), h-moll ("Неоконченная", 1822 г.), № 7 (C-dur, "большая", 1825- 1828 гг.); увертюры (D-dur, 1811 г.; 2- D-dur , 1812 г.; B-dur , 1816 г.; D-dur , 1817 г.; увертюры "в итальянском стиле" D-dur и C-dur , 1817 г.; e-moll, 1819 г.)

Произведения для инструмента с оркестром : концертштюк для скрипки (D-dur, 1816 г.), рондо для скрипки и струного оркестра (A-dur, 1816 г.), полонез для скрипки (B-dur, 1817 г.)

Камерные инструментальные ансамбли : для скрипки с фортепьяно: 3 сонаты (сонатины, D-dur, a-moll и g-moll, 18)6), соната (дуэт, A-dur, 1817 г.); интродукция и вариации для флейты и фортепьяно (e-moll, на тему песни "Засохшие цветы"-"Trockne Blumen" из "Прекрасной мельничихи", 1824 г.); соната для арпеджиона и фортепьяно -(a-moll, 1824 г.); для фортепьянного трио - Ноктюрн (Es-dur, op. 148*, прим. 1828 г.), фортепьянное трио (B-dur, op. 99, прим. 1828 г.; Es-dur, op. 100, 1827 г.); струнное трио (B-dur, 1816 г.; B-dur, 1817 г.); струнные квартеты (g-moll - B-dur, 1810-1811 гг.; C-dur, 1812 г.; B-dur, 1812-1813 гг.; C-dur, 1813 г.; B-dur, две части, 1813 г.; D-dur, 1813 г.; Es-dur, op. 125 № l, 1813 г.: c-moll, Grave и Allegro, 1814 г.; B-dur, op. 168, 1814 г.; g-moll, 1815 г.; E-dur, 1816 г.; c-moll, 1-я ч., 1820 г.; a-moll, op. 29, 1824 г.; d-moll, "Девушка и смерть", 1824-1826 гг.: G-dur, op. 161, 1826 г.); для струнного квартета - увертюра (c-moll, 1811 г.), менуэты и немецкие танцы (1813 г.), фортепьянный квинтет (A-dur, "Форель", прим. 1819 г.); увертюра для струнного квинтета (c-moll, 1811 г.); струнный квинтет (C-dur, ор. 163, 1828 г.); октет для деревянных и валторны (менуэт и финал F-dur, 1813 г.); октет для струнных и духовых (F-dur, ор. 166, 1824 г.); 6 менуэтов для духового нонета (D 2D**, 1811 г., № 4-6 - в фортепьяно эскизе), нонет для духовых (es-moll, 1813 г.)

Произведения для фортепьяно в 2 руки : сонаты: E-dur (1815 г.), C-dur (не окончена, 1815 г.), E-dur (1816 г., части 1 и 2), e-moll (фрагмент, прим. 1817 г.),

a-moll (op. 164, 1817 г.), As-dur (1817 г.), e-moll (1817 г.), Des-dur (1817 г.), Es-dur (op. 122, редакция предыдущей, 1817 г.), fis-moll (1817 г.), H-dur (op. 147, 1817 г.), C-dur (не окончена, 1818 г.), f-moll (1818 г.; Adagio издано как ор. 145 № l), cis-moll (не окончена, 1819 г.), A-dur (op. 120, 1819 или 1825 гг.), a-moll (op. 143, 1823 г.), a-moll (op. 42, 1825 г.), C-dur ("Реликвия", не окончена, 1825 г.), D-dur (ор. 53, 1825 г.), G-dur (op. 78, "Fantasie, Andante, Menuetto und Allegretto", 1826 г.), c-moll, A-dur, B-dur (1828 г.)

Фантазии : C-dur ("Грацкая", D 605A, прим. 1817 г.), С-dur (фрагмент, между 1821 и 1823 гг.), C-dur "Скиталец" (op. 15, 1822 г.)

Экспромты: 4 (op. 90, прим. 1827 г.), 4 (op. 142, 1827 г.), 3 (Три фортепьянные пьесы, 1828 г.); музыкальные моменты : 6 (op. 94, 1823-1828 гг.), 2 пьесы (не оконч., D 916 В и С, прим. 1827 г.), рондо E-dur (ор. 145 №2, 1817 г.), Adagio G-dur (1815 г.), Allegretto c-moll (1827 г.), Andante C-dur (1812 г.) и A-dur (1816 или 1817 гг.), "Венгерская мелодия" (1-я редакция

3-й ч. "Венгерского дивертисмента" , 1824 г.) и др.

Вариации: F-dur (10, 1815 г.), a-moll на тему А. Хюттенбреннера (13, 1817 г.), c-moll на вальс Диабелли (1821 г.)

Танцы: немецкие -12 (венские, около 1812 г.), 17 (1816-1824 гг.), 16 (op. 33, 1823-1824 гг.), 12 (ор. 171, 1823 г.), 6 (1824 г.), 6 (6. г.) и др.; вальсы - 12 (1815-1821 гг., ор. 18), 20 (Последние вальсы - Letzte Walzer, 1815-1823 гг., op. 127), 36 (Первые вальсы - Erste Walzer, 1816-1821 гг., op. 9), 34 Сентиментальных вальса (Valses sentimentales, 1823-1824 гг., op. 50), 12 Грацких вальсов (1827 г., op. 91), 12 благородных вальсов (Valses nobles, б. г., op. 77) и др.; лендлеры -12 (сохранилось 8, прим. 1815 г.), 17 из ор. 18 (1815-1821 гг.), 8 (B-dur, 1816 г.), 16 (Венские дамские лендлеры - Wiener Damen-Landler, до 1826 г., op. 67) и др.

Менуэты : 20 (1813 г.), 3 (с трио, 1816 г.) и др.

Экосезы: 9 (из ор. 18, 1815-1821 гг.), 12 (1815 г.), 12 (1823 г.) и др.; галопы; 3 или 4 фуги (D 13 и 24 А-С, 1812 г.)

Произведения для фортепьяно в 4 руки : сонаты B-dur (ор. 30, прим. 1818 г.), C-dur (op. 140, Большой дуэт - Grand duo, 1824 г.); увертюры: g-moll (1819 г.),

f-moll/F-dur (op. 34, 1819 г.); фантазии: G-dur (1810 г.), g-moll (1811 г.), c-moll (Большая соната, 1813 г.), f-moll (op. 103, 1828 г.); Венгерский дивертисмент (Divertissement а la hongroise g-moll, op. 54, 1824 г.), Дивертисмент во французском стиле (Divertis-sement (а la franзaise)) e-moll (op. 63 и 84, 1825 г.), Allegro a-moll (Жизненные бури - Lebensstьrme, op. 144, 1828 г.); рондо: D-dur op. 138 (1818 г.) и A-dur op. 107 (1828 г.); вариации: 8 вариаций на французскую песню (e-moll, ор. 10, 1818 г.), 8 вариаций на оригинальную тему (As-dur, ор. 35, 1824 г.), 8 вариаций на тему из оперы "Мария" Герольда (C-dur, ор. 82 (№ 1, 1827 г.), интродукция и вариации на оригинальную тему (B-dur, ор. 82 № 2, ?); полонезы: 4 (ор. 75, 1818 г.), 6 (ор. 61, 1826 г.); 4 лендлера (1824 г.); марши: 3 героических (Trois marches hiroiques, op. 27, 1818 или 1824 гг.), 3 военных (Trois mareches militaires, op. 51, прим. 1818 г.), 6 больших (6 grandes marches et trios, op. 40, 1818 или 1824 гг.), Большой похоронный (Grande marche funиbre (а l"occasion de la morte de S. M. Alexander I), c-moll, op. 55, 1825 г.), Большой героический (Grande Marche heroique (а l"occasion du sacre de S. M. Nicolas I), a-moll, op. 66, 1826 г.), 2 характерных (Deux marches caractйristiques, C-dur, op. 121, прим. 1826 г.), Детский марш (для Ф. Пахлера, G-dur, 1827 г.); фуга e-moll для фортепьяно или органа (ор. 152, 1828 г.)

Вокальные ансамбли: вокальные терцеты: "Адвокаты" (Die Advokaten, для 2 теноров и баса с сопр. фортепьяно, ор. 74, 1812 г.: ранее считался обработкой одноимённого терцета А. Фишера), "К именинам моего отца" (Zur Namensfeier mei-nes Vaters, 1813 г., для 2 теноров и баса с сопр. гитары) и другие с сопровождением и без сопровождения (также каноны)

Вокальные квартеты для 2 теноров и 2 басов: 2 (ор. 16,прим. 1822 г.), 3 ("Деревушка"- Das Dorfchen, cлова Бюргера, "Соловей" - Die Nachtigall, cлова И. К. Унгера, "Дух любви" - Geist der Liebe, cлова Маттисона, ор. 11, 1817-1822 гг.), 4 (op. 17, прим. 1822 г.), Гондольер (Der Gondelfahrer, cлова Майрхофера, с сопровождением фортепьяно, ор. 28, 1824 г.), 3 (op. 64, до лета 1826 г.), Песнь лодочника (Bootgesang, перевод из В. Скотта, с сопровождением фортепьяно, ор. 52 № 3, 1825 г.), Застольная песня 16 века (Trinklied aus dem XVI. Jahrhundert, слова латинские, op. 155, 1825 г.) и др.

Вокальные квинтеты: для 2 теноров и 3 басов, в том числе: "Тот, кто страдал, поймёт" (Nur wer die Sehnsucht kennt, cлова Гёте, 1819 г.), "Лунный свет" (Mondenschein, слова Шобера, с сопровождением фортепьяно, ор. 102, 1826 г.) и др.

Для других составов мужских голосов: " Песнь духов над водами" (Gesang der Geister ьber den Wassern, cлова Гете, для 4 теноров и 4 басов в сопровождении струнных инструментов, ор. 167, 1820-1821 гг.; ранние эскизы и воплощения для других составов -1816 г., 1817 г., 1820 г.), "Ночное сияние" (Nachthelle, слова И. Г. Зайдля, для тенора соло, 2 теноров, 2 басов и фортепьяно, ор. 134, 1826 г.), "Ночная песнь в лесу" и др.

Для 2 сопрано и 2 контральто: 23-й псалом (перевод. М. Мендельсона, с сопровождением фортепьяно, ор. 132, 1820 г.), "Бог в природе" (Gott in der Natur, cлова Э. К. Клейста, с сопровождением фортепьяно, ор. 133, 1822 г.)

Для других составов женский голосов: " Коронах" (Coronach, переведено из В. Скотта, для 2 сопрано, альта и фортепьяно, ор. 52 № 4, 1825 г.), "Серенада" (Standchen, cлова Ф. Грильпарцера, для контральто соло, 2 сопрано, 2 контральто и фортепьяно, ор. 135, 1827 г.; 1-я редакция-для контральто соло, 2 теноров, 2 басов и фортепьяно, 1827 г.) и др.

Для сопрано, альта, тенора, баса и фортепьяно: " Молитва" и др.

Для других смешанных составов: " Свадебное жаркое" (Der Hochzeitsbraten, cлова Ф. Шобера, для сопрано, тенора, баса и фортепьяно, ор. 104, 1827 г.), "Вера, надежда и любовь" (Glaube, Hoffnung und Liebe, cлова И. А. Ф. Райля, для тенора, баса, смешанного хора и духовых инструментов, 1828 г.)

Более 600 песен для голоса и фортепьяно : на слова немецких поэтов: И. В. Гете - около 70, в том числе "Гретхен за прялкой" (Gretchen am Spinurade, op. 2), "Жалобная песнь пастуха" (Schafers Klagelied, ор. 3 № 1; обе -1814 г.), "Близость возлюбленного" (Nahe des Geliebten, op. 5 № 2), "Неистовая любовь" (Rastlose Liebe, op. 5 № l), "Морская тишь" (Meeres Stille op. 3 № 2), "Дикая роза" (Heidenroslein, op. 3 № 3), "К месяцу" (An den Mond, 2-е воплощение; все -1815 г.), "Лесной царь" (Erl-konig, op. l), "Король в Фуле" (Der Konig in Thule, op. 5 № 5), "Вечерняя песня охотника" (Jagers Abendlied, op. 3 № 4), "Вознице Кроносу" (An Schwager Kronos, op. 19 № l; все -1816 г.), "Ганимед" (op. 19 № 3, 1817 г.), "Прометей" (1819 г.), "Границы человечества" (Grenzen der Menschheit), "Зулейка I" (op. 14 № l), "Зулейка II" (op. 31), "Тайное" (Geheimes, op. 14 № 2: все -1821 г.), "Сын муз" (Der Musensohn, op. 92 № l, 1822 г.), "Ночная песнь странника II" (Wandrers Nachtlied II, Ьber allen Gipfein..., op. 96 №3, до 1824 г.), песни Миньоны и Арфиста из романа "Годы учения Вильгельма Мейстера" (1815-1826 гг.), в том числе 3 песни Арфиста (ор. 12, 1816-1822 гг.) и 4 песни из "Вильгельма Мейстера" (ор. 62, 1826 г.); Ф. Шиллера - 41, в том числе "Жалоба девушки" (Des Madchens Klage, 3 воплощения, 1811 г., 1812 г., 1816 г.; 2-е- ор. 58 № 3), "Ныряльщик" (Der Taucher; 2 редакция, 1814-1815 гг.), "Порука" (Die Bьrg-schaft, 1815 г.), "Группа из Тартара" (Gruppe aus dem Tartarus, op. 24 № l), "Борьба" (Der Kampf, op. 110; обе -1817 г.), "Желание" (Die Sehnsucht, 1813 г.; 2-е воплощение, ор. 39, прим. 1821 г.), "Пилигрим" (Der Pilgrim, ор. 37 № 1, 1823 г.), "Дифирамб" (Dythyrambe, op. 60 № 2, 1824 г.); В. Мюллера -песенные циклы "Прекрасная мельничиха" (Die schone Mullerin, op. 25, 20 песен, 1823 г.), "Зимний путь" (Die Winterreise, op. 89, 24 песни, 1827 г.) и др.; Г. Гейне - "Атлас" (Der Atlas), "Её портрет" (lhr Bild), "Рыбачка" (Das Fischer-madchen), "Город" (Die Stadt), "У моря" (Am Meer), "Двойник" (Der Doppelganger; все - 1828 г.), а также на слова И. П. Уца - 5, в том числе "Боги любви" (Die Liebesgotter, 1816 г.); И. Г. Якоби - 7, в том числе "Литания" (Litanei, 1816 г.);

К.Ф.Д. Шубарта - 4, в том числе "К смерти" (An den Tod, 1816 или 1817 гг.), "Форель" (Die Forelle, op. 32, прим. 1817 г.); Ф. Г. Клопштока -13, в том числе "Узы из роз" (Das Rosenband) и "Бесконечному" (Dem Unendlichen, обе -1815 г.); Ф. Л. Штольберга - 7, в том числе "Баркарола" (Auf dem Wasser zu singen, op. 72, 1823 г.); M. Клаудиуса -12, в том числе "Девушка и смерть" (Der Tod und das Madchen, ор. 7 № 3, 1817 г.); Л. Г. К. Xёльтп - 23, в том числе "К луне" (An den Mond, ор. 57 № 3, 1815 г.) и "Блаженство" (Seligkeit, 1816 г.); Ф. Маттисона - 27, в том числе "Аделаида" (1814 г.), "Свершение" (Vollendung) и "Земля" (Die Erde, D 989 и 989 A, прим. 1817 г.);

Л.Г. Козегартена - 22, в том числе "К заходящему солнцу" (An die untergehende Sonne, op. 44, 1817 г.); И. Г. 3алиса-Зевиса - 14, в том числе "Юноша у источника" (Der Jungling an der Quelle, 1816 или 1817 гг.); Г. Ф. Шмидта - "Скиталец" (Der Wanderer, ор. 4 № 1, 1816 г.) и др.

Шуберт относится к первым романтикам (заря романтизма). В его музыке ещё нет такого сгущённого психологизма, как у более поздних романтиков. Это композитор – лирик. Основа его музыки – внутренние переживания. Передаёт в музыке любовь и многие другие чувства. В последнем произведении главная тема – одиночество. Он охватил все жанры того времени. Внёс очень много нового. Лирическая природа его музыки предопределила его главный жанр творчества – песню. У него более 600 песен. Песенность повлияла на инструментальный жанр двумя путями:

    Использование песенных тем в инструментальной музыке (песня “Скиталец” стала основой фортепианной фантазии, песня “Девушка и смерть” стала основой квартета).

    Проникновение песенности в другие жанры.

Шуберт – создатель лирико-драматической симфонии (неоконченной). Тематизм песенный, изложение песенное (неоконченная симфония: I-я часть – г.п., п.п.. II-я часть – п.п.), принцип развития – форма, как и у куплета, законченная. Это особенно заметно в симфониях и сонатах. Кроме лирической песенной симфонии он ещё создал эпическую симфонию (C-dur). Он – создатель нового жанра – вокальной баллады. Создатель романтической миниатюры (экспромты и музыкальные моменты). Создал вокальные циклы (у Бетховена был к этому подход).

Творчество огромно: 16 опер, 22 фортепианных сонаты, 22 квартета, другие ансамбли, 9 симфоний, 9 увертюр, 8 экспромтов, 6 музыкальных моментов; музыка, связанная с бытовым музицированием – вальсы, ленглеры, марши, более 600 песен.

Жизненный путь.

Родился в 1797 г. в предместье Вены – в городе Лихтенталь. Отец – школьный учитель. Многодетная семья, все были музыканты, музицировали. Отец научил Франца играть на скрипке, а брат на фортепиано. Знакомый регент – пению и теории.

1808-1813 гг.

Годы учения в Конвикте. Это школа-интернат, которая готовила придворных певчих. Там Шуберт играл на скрипке, играл в оркестре, пел в хоре, участвовал в камерных ансамблях. Там он узнал много музыки – симфонии Гайдна, Моцарта, 1-ю и 2-ю симфонию Бетховена. Любимое произведение – 40-я симфония Моцарта. В Конвикте он увлёкся творчеством, поэтому забросил остальные предметы. В Конвикте он брал уроки у Сальери с 1812 г., но взгляды у них были разные. В 1816 г. их пути разошлись. В 1813 г. он ушёл из Конвикта потому, что учёба мешала творчеству. В этот период написал песни, фантазию в 4 руки, 1-ю симфонию, духовые произведения, квартеты, оперы, фортепианные произведения.

1813-1817 гг.

Написал первые песенные шедевры (“Маргарита за прялкой”, “Лесной царь”, “Форель”, “Скиталец”), 4 симфонии, 5 опер, много инструментальной и камерной музыки. После Конвикта Шуберт по настоянию отца заканчивает учительские курсы и преподаёт в школе отца арифметику и азбуку.

В 1816 г. уходит из школы и пытается получить должность учителя музыки, но не удаётся. Разорвалась связь с отцом. Начался период бедствий: жил в сырой комнате и т.д.

В 1815 г. написал 144 песни, 2 симфонии, 2 мессы, 4 оперы, 2 сонаты для фортепиано, струнные квартеты и другие произведения.

Влюбился в Терезу Гроб. Она пела в Лихтентальской церкви в хоре. Её отец выдал её за булочника. У Шуберта было очень много друзей – поэты, писатели, художники и т.д.. Его друг Шпаут написал о Шуберте Гёте. Гёте не ответил. Он имел очень плохой характер.Он не любил Бетховена. В 1817 г. Шуберт познакомился с знаменитым певцом – Иоганном Фоглем, который стал поклонником Шуберта. В 1819 г. совершил концертную поездку по верхней Австрии. В 1818 г. Шуберт жил у своих друзей. Несколько месяцев служил домашним учителем у князя Эстергази. Там он написал венгерский дивертисмент для фортепиано в 4 руки. Среди его друзей были: Шпаун (написал воспоминания о Шуберте), поэт Майрхофер, поэт Шобер (на его текст Шуберт написал оперу “Альфонс и Эстрелла”).

Часто были собрания друзей Шуберта – Шубертиады. На этих шубертиадах часто присутствовал Фогль. Благодаря шубертиадам его песни стали распространяться. Иногда его отдельные песни исполнялись на концертах, но оперы никогда не ставились, симфонии не играть. Издавали Шуберта очень мало. 1-е издание песен вышло в 1821 г. на средства почитателей и друзей.

Начало 20-х годов.

Рассвет творчества – 22-23 г. В это время он написал цикл “Прекрасная мельничиха”, цикл фортепианных миниатюр, музыкальные моменты, фантазия “Скиталец”. Бытовая сторона Шуберта продолжала оставаться тяжёлой, но он не терял надежды. В середине 20-х годов его кружок распался.

1826-1828 гг.

Последние годы. Тяжёлая жизнь отразилась на его музыке. Эта музыка имеет мрачный, тяжёлый характер, изменяется стиль. В

песнях появляется больше декламационности. Меньше закруглённости. Усложняется гармоническая основа (диссонансы). Песни на стихи Гейне. Квартет ре-минор. В это время была написана симфония C-dur. В эти годы Шуберт ещё раз подал прошение на должность придворного капельмейстера. В 1828 г. наконец, началось признание таланта Шуберта. Состоялся его авторский концерт. Вноябре он умер. Его похоронили на одном кладбище с Бетховеном.

Песенное творчество Шуберта

600 песен, сборник поздних песен, сборник последних песен. Важен выбор поэтов. Начал с творчества Гёте. Закончил трагичной песней на Гейне. Писал на Шиллера “Рельштаб”.

Жанр – вокальная баллада: “Лесной царь”, “Могильная фантазия”, “Отцу убийцы”, “Жалоба Агарии”. Жанр монолога – “Маргарита за прялкой”. Жанр народной песни “Розочка” Гёте. Песня-ария – “Аве Мария”. Жанр серенады – “Серенада” (серенада Рельштаб).

В своих мелодиях опирался на интонацию народной австрийской песни. Музыка ясная, искренняя.

Связь музыки с текстом. Шуберт передаёт общее содержание стиха. Мелодии широкие, обобщенные, пластичные. Часть музыки отмечает детали текста, тогда в исполнении появляется больше речитативности, которая после становится основой мелодического стиля Шуберта.

Впервые в музыке фортепианная партия приобрела такое значение: не аккомпанемент, а носитель музыкального образа. Выражает эмоциональное состояние. Возникают музыкальные моменты. “Маргарита за прялкой”, “Лесной царь”, “Прекрасная мельничиха”.

Баллада “Лесной царь” Гёте построена как драматический рефрен. Преследует несколько целей: драматическое действие, выражение чувств, повествование, голос автора (повествование).

Вокальный цикл “Прекрасная мельничиха”

1823 г.. 20 песен на стихи В. Мюллера. Цикл с сонатным развитием. Основная тема – любовь. В цикле есть герой (мельник), эпизодический герой (охотник), основная роль (ручей). В зависимости от состояния героя ручей журчит то радостно, живо, то бурно, выражая боль мельника. От имени ручья звучит 1-я и 20-я песня. Это объединяет цикл. Последниепесни отражаютумиротворённость, просветление в смерти. Общее настроение цикла всё же светлое. Интонационный строй близок к бытовым австрийским песням. Широка по интонации распевов и по звукам аккордов. В вокальном цикле много песенности, распевности и мало речитативности. Мелодии широкие, обобщённого характера. В основном формы песен куплетные или простые 2-х и 3х частные.

1-я песня – “В путь”. B-dur, бодрая. Эта песня от имени ручья. Он всегда изображается в фортепианной партии. Точная куплетная форма. Музыка близка народным бытовым австрийским песням.

2-я песня – “Куда”. Поёт мельник, G-dur. У фортепиано нежное журчание ручья. Интонации широкие, распевные, близкие австрийским мелодиям.

6-я песня – “Любопытство”. Эта песня отличается более тихой, тонкой лирикой. Более детализирована. H-dur. Форма более сложная – безрепризная 2-х частная форма.

1-я часть – “Ни звёзды, ни цветочки”.

2-я часть больше, чем 1-я. Простая 3-х частная форма. Обращение к ручью – 1-й раздел 2-й части. Опять появляется журчание ручья. Здесь появляется мажоро-минор. Это характерно для Шуберта. В середине 2-й части мелодия становится речитативной. Неожиданный поворот в G-dur. В репризе 2-го раздела опять появляется мажоро-минор.

Схема формы песни

A - C

CBC

11 песня – “Моя”. В ней идёт постепенное нарастание лирического радостного чувства. Она близка народным австрийским песням.

12-14 песни выражают полноту счастья. Перелом в развитии происходит в песне № 14 (Охотник) – c-moll. Складнапоминает охотничью музыку (6\8, параллельные секстаккорды). Дальше (в следующих песнях) идёт нарастание печали. Это отражается в фортепианной партии.

15 песня – “Ревность и гордость”. Отражает отчаяние, смятение (g-moll). 3-х частная форма. Вокальная партия становится более декламационная.

16 песня – “Любимый цвет”. h-moll. Это скорбная кульминация всего цикла. В музыке есть застылость (астинатный ритм), постоянное повторение фа#, острые задержания. Характерно сопоставление h-moll и H-dur. Слова: “В зелёную прохладу….”. В тексте впервые в цикле воспоминание о смерти. Далее она будет пронизывать весь цикл. Куплетная форма.

Постепенно к концу цикла происходит печальное просветление.

19 песня – “Мельник и ручей”. g-moll. 3-х частная форма. Это как бы разговор мельника и ручья. Середина в G-dur. Опять появляется журчание ручья у фортепиано. Реприза – опять поёт мельник, опять g-moll, но остаётся журчанье ручья. В конце просветление – G-dur.

20 песня – “Колыбельная песня ручья”. Ручей успокаивает мельника на дне ручья. E-dur. Это одна из любимых тональностей Шуберта (“Песня Липа” в “Зимнем пути”, 2-я часть неоконченной симфонии). Куплетная форма. Слова: “Спи, усни” от лица ручья.

Вокальный цикл “Зимний Путь”

Написан в 1827 г.. 24 песни. Так же, как и “Прекрасная мельничиха”, на слова В. Мюллера. Несмотря на 4 года разницы они разительно отличаются друг от друга. 1-й цикл светлый по музыке, а этот трагичный, отражает отчаяние, охватившееШуберта.

Тема сходна с 1-м циклом (тоже тема любви). Действие в 1-й песне гораздо меньше. Герой уходит из города, где живёт его девушка. Родители бросают его и он (зимой) уходит из города. Остальные песни – лирическая исповедь. Преобладание минора.Песни трагические. Стиль совсем другой. Если сравнить вокальные партии, то мелодии 1-го цикла более обобщённые, раскрывают общее содержание стихов, широкие, близки народным австрийским песням, а в “Зимнем пути” вокальная партия более декламационная, нет песенности, гораздо менее близка народным песням, становится более индивидуализированная.

Фортепианная партия усложнена резкими диссонансами, переходами в далёкие тональности, энгармонические модуляции.

Формы тоже усложняются. Формы насыщены сквозным развитием. Например, если куплетная форма, то куплет варьируется, если 3-х частная, то репризы сильно изменены, динамизированы (“У ручья”).

Мажорных песен мало, и даже в них проникает минор. Эти светлые островки: “Липа”, “Весенний Сон” (кульминация цикла, № 11) – здесь сосредоточено романтическое содержание и суровая действительность. 3-й раздел – смех над самим собой и над своими чувствами.

1 песня – “Спокойно спи” d-moll. Мерный ритм июля. “Чужим путём пришёл я, чужим покину”. Начинается песня с высокой кульминации. Куплетно-вариационная. Эти куплеты варьированы. 2-й куплет – d-moll – “Нельзя мне медлить доле”. 3-1 куплет – “Здесь больше ждать не стоит”. 4-й куплет – D-dur – “К чему мешать покою”. Мажор, так как воспоминание о возлюбленной. Уже внутри куплета возвращается минор. Конец в миноре.

3-я песня – “Застывшие слёзы” (f-moll). Гнетущая, тяжёлое настроение – “Из глаз струятся слёзы и стынут на щеках”. В мелодии сильно заметно усиление речитативности – “О, эти слёзы”. Тональные отклонения, усложнённый гармонический склад. 2-х частная форма сквозного развития. Репризы нет как таковой.

4-я песня – “Оцепенение”, c-moll. Очень широко развитая песня. Драматический, отчаянный характер. “Её следы ищу я”. Сложная 3-х частная форма. Крайние части состоят из 2-х тем. 2-я тема в g-moll. “Хочу припасть к земле я”. Прерванные каденции продлевают развитие. Средняя часть. Просветлённый As-dur. “О где цветы былые?”. Реприза – 1-я и 2-я тема.

5-я песня – “Липа”. E-dur. В песню проникает e-moll. Куплетно-вариационная форма. В фортепианной партии изображается шелест листвы. 1-й куплет – “У входа в город липа”. Спокойная, умиротворённая мелодия. В этой песни очень важные фортепианные моменты. Они имеют изобразительный и выразительный характер. 2-й куплет уже в e-moll. “И в путь спеша далёкий”. В фортепианной партии появляется новая тема, тема странствий с триолями. Во 2-й половине 2-го куплета появляется мажор. “Вот ветки зашумели”. Фортепианный фрагмент рисует порывы ветра. На этом фоне звучит драматический речитатив между 2-ми и 3-ми куплетами. “Стенной, холодный ветер”. 3-й куплет. “Теперь уже я далеко брожу в стране чужой”. Соединяются черты 1-го и 2-го куплета. В фортепианной партии тема странствий из 2-го куплета.

7-я песня – “У ручья”. Пример сквозного драматического развития формы. В основе 3-х частная форма с сильной динамизацией. E-moll. Музыка застылая, печальная. “О мой ручей бурливый”. Композитор строго следует тексту, происходят модуляции в cis-moll на слове “теперь”. Средняя часть. “На льду я камнем острым”. E-dur (речь о любимой). Происходит ритмическое оживление. Ускорение пульсации. Появляются триоли шестнадцатыми. “Я счастье первой встречи оставлю здесь на льду”. Реприза сильно изменена. Сильно расширена – в 2 руки. Тема уходит в фортепианную партию. А в вокальной партии речитатив “В ручье застывшем себя я узнаю”. Ритмические изменения появляются дальше. Появляются 32-е длительности. Драматическая кульминация к концу пьесы. Множество отклонений – e-moll, G-dur, dis-moll, gis-moll – fis-moll g-moll.

11 песня – “Весенний сон”. Смысловая кульминация. A-dur. Светлая. В ней как бы 3 сферы:

    воспоминания, сон

    внезапное пробуждение

    насмешка над своими мечтами.

1-й раздел. Вальс. Слова: “Мне грезился луг весёлый”.

2-й раздел. Резкий контраст (e-moll). Слова: “Пропел петух внезапно”. Петух и ворон – символ смерти. В этой песне присутствует петух, а в песне №15 присутствует ворон. Характерно сопоставление тональностей – e-moll – d-moll – g-moll – a-moll. Резко звучит гармония II низкой ступени на тоническом органном пункте. Резкие интонации (встречаются ноны).

3-й раздел. Слова: “Но кто же там цветами украсил мне окна все”. Появляется минорная доминанта.

Куплетная форма. 2 куплета, каждый из которых состоит из этих 3-х контрастных разделов.

14 песня – “Седины”. Трагический характер. C-moll. Волна скрытого драматизма. Диссонирующие гармонии. Есть сходство с 1-й песней (“Спокойно спи”), но в искажённом обострённом варианте. Слова: “Украсил иней мне чело…”.

15 песня – “Ворон”. C-moll. Трагическая просветлённость из-

за фигураций триолями. Слова: “Чёрный ворон в путь за мной пустился дальний”. 3-х частная форма. Средняя часть. Слова: “Ворон, странный чёрный друг”. Мелодия декламационная. Реприза. После неё идёт фортепианное заключение в низком регистре.

20 песня – “Путевой столб”. Появляется ритм шага. Слова: “Почему мне стало трудно вдоль больших дорог идти?”. Далёкие модуляции – g-moll – b-moll – f-moll. Куплетно-вариационная форма. Сопоставление мажора и минора. 2-й куплет – G-dur. 3-й куплет – g-moll. Важна кода. Песня передаёт застылость, оцепенение, веяние смерти. Это проявляется в вокальной партии (постоянное повторение одного звука). Слова: “Вижу столб – один измногих…”. Далёкие модуляции – g-moll – b-moll – cis-moll – g-moll.

24 песня – “Шарманщик”. Очень простая и глубоко трагичная. A-moll. Герой встречает несчастного шарманщика и предлагает ему вместе терпеть горе. Вся песня на квинтовом тоническом органном пункте. Квинты изображают шарманку. Слова: “Вот стоит шарманщик грустно за селом”. Постоянная повторность фраз. Куплетная форма. 2 куплета. В конце драматическая кульминация. Драматический речитатив. Заканчивается вопросом: “Хочешь, будем вместе горе мы терпеть, хочешь, будем вместе под шарманку петь?”. Встречаются уменьшённые септаккорды на тоническом органном пункте.

Симфоническое творчество

Шуберт написал 9 симфоний. При жизни ни одна из них не была исполнена. Он является основоположником лирико-романтической симфонии (неоконченная симфония) и лирико-эпической симфонии (№9 – C-dur).

Неоконченная симфония

Написана в 1822 г. h-moll. Написана в пору творческого рассвета. Лирико-драматическая. Впервые личная лирическая тема стала основой в симфонии. В неё проникает песенность. Она пронизывает всю симфонию. Она проявляется в характере и изложении тем – мелодия и аккомпанемент (как в песне), в форме – форма законченная (как куплет), в развитии – оно вариационное, приближённость звучания мелодии к голосу. В симфонии 2 части – h-moll и E-dur. Шуберт начинал писать 3-ю часть, но бросил. Характерно то, что до этого он уже написал 2фортепианные 2-хчастные сонаты – Fis-dur и e-moll. В эпоху романтизма в результате свободного лирического высказывания изменяется строение симфонии (другое количество частей). У Листа тенденция к сжатию симфонического цикла (Фауст-симфония из 3-х частей, симфония Донта – из 2-х частей). Лист создал одночастную симфоническую поэму. У Берлиоза расширение симфонического цикла (Фантастическая симфония – 5 частей, симфония “Ромео и Джульетта” - 7 частей). Это происходит под влиянием програмности.

Романтические черты проявляются не только в песенности и 2-х частности, но и в тональных соотношениях. Это – не классическое соотношение. Щуберт заботится о красочном тональном соотношении (Г.П. – h-moll, П.П. – G-dur, а в репризе П.П. – в D-dur). Терцовое соотношение тональностей характерно для романтиков. Во II-й части Г.П. – E-dur, П.П. – cis-moll, а в репризе П.П. – a-moll. Здесь тоже терцовое соотношение тональностей. Романтической чертой также является и вариационность тем – не дробление тем на мотивы, а варьирование целой темы. Симфония заканчивается в E-dur, а сама она в h-moll (это тоже характерно для романтиков).

I-я часть – h-moll. Тема вступления – как романтический вопрос. Она в нижнем регистре.

Г.П. – h-moll. Типичная песня с мелодией и аккомпанементом. Солирует кларнет и гобой, а струнные аккомпанируют. Форма, как и у куплета, законченная.

П.П. – не контрастна. Она тоже песенная, но она ещё и танцевальная. Тема проходит у виолончели. Пунктирный ритм, синкопирование. Ритм является как бы связкой между частями (потому, что он есть и в П.П. во II-й части). В ней посередине происходит драматический перелом, он осень резкий (переход в c-moll). В этом переломе вторгается тема Г.П.. Это – классическая черта.

З.П. – построена на теме П.П.. G-dur. Каноническое проведение темы у разных инструментов.

Экспозиция повторяется – как у классиков.

Разработка. На грани экспозиции и разработки возникает тема вступления. Здесь она в e-moll. В разработке участвует тема вступления (но драматизированная) и синкопированный ритм от аккомпанемента П.П.. Здесь огромна роль полифонических приёмов. В разработке 2 раздела:

1-й раздел. Тема вступления в e-moll. Окончание изменено. Тема приходит к кульминации. Энгармоническая модуляция из h-moll в cis-moll. Далее идёт синкопированный ритм из П.П.. Тональный план: cis-moll – d-moll – e-moll.

2-й раздел. Это преобразованная тема вступления. Звучит грозно, повелительно. E-moll, затем h-moll. Тема сначала у медных, а потом проходит каноном во всех голосах. Драматическая кульминация, построенная на теме вступления каноном и на синкопированном ритме П.П.. Рядом с ней соседствует мажорная кульминация – D-dur. Перед репризой идёт перекличка деревянных духовых.

Реприза. Г.П. – h-moll. П.П. – D-dur. В П.П. опять происходит перелом в развитии. З.П. – H-dur. Переклички между разными инструментами. Каноническое проведение П.П.. На грани репризы и коды тема вступления звучит в той же тональности, как и вначале – в h-moll. На ней строится вся кода. Тема звучит канонически и очень скорбно.

II-я часть. E-dur. Сонатная форма без разработки. Здесь присутствует пейзажная лирика. В общем она светлая, но в ней бывают вспышки драматизма.

Г.П. . Песенная. Тема у скрипок, а в басах – пиццикато (у контрабасов). Красочные гармонические сочетания – E-dur – e-moll – C-dur – G-dur. В теме есть колыбельные интонации. 3-х частнаяформа. Она (форма) закончена. Середина драматическая. Реприза Г.П. сокращённая.

П.П. . Лирика здесь более личного характера. Тема тоже песенная. В ней, так же, как и у П.П. II-й части, синкопированный аккомпанемент. Он связывает эти темы. Соло – тоже романтическая черта. Здесь соло сначала у кларнета, потом у гобоя. Тональности подобранны очень красочно – cis-moll – fis-moll – D-dur – F-dur – d-moll – Cis-dur. 3-х частная форма. Середина вариационная. Есть реприза.

Реприза. E-dur. Г.П. – 3-х частная. П.П. – a-moll.

Кода. Здесь все темы по очереди как бы растворяются.Звучат элементы Г.П.

ШУБЕРТ (Schubert ) Франц (1797-1828), австрийский композитор. Создатель романтических песни и баллады, вокального цикла, фортепианной миниатюры, симфонии, инструментального ансамбля. Песенность пронизывает сочинения всех жанров. Автор около 600 песен (на слова Ф. Шиллера, И. В. Гете, Г. Гейне), в т. ч. из циклов "Прекрасная мельничиха" (1823), "Зимний путь" (1827, оба на слова В. Мюллера); 9 симфоний (в т. ч. "Неоконченная", 1822), квартеты, трио, фортепианный квинтет "Форель" (1819); фортепианные сонаты (св. 20), экспромты, фантазии, вальсы, лендлеры.

ШУБЕРТ (Schubert ) Франц (полное имя Франц Петер) (31 января 1797, Вена - 19 ноября 1828, там же), австрийский композитор, крупнейший представитель раннего романтизма.

Детские годы. Ранние произведения

Родился в семье школьного учителя. Исключительные музыкальные способности Шуберта проявились в раннем детстве. С семилетнего возраста он обучался игре на нескольких инструментах, пению, теоретическим дисциплинам. В 1808-12 пел в императорской Придворной капелле под руководством выдающегося венского композитора и педагога А. Сальери, который, обратив внимание на талант мальчика, начал обучать его основам композиции. К семнадцати годам Шуберт уже был автором фортепианных пьес, вокальных миниатюр, струнных квартетов, симфонии и оперы "Замок дьявола". Работая помощником учителя в школе своего отца (1814-18), Шуберт продолжал интенсивно сочинять. К 1814-15 относятся многочисленные песни (в том числе такие шедевры, как "Маргарита за прялкой" и "Лесной царь" на слова И. В. Гете, 2-я и 3-я симфонии, три мессы и четыре зингшпиля.

Карьера музыканта

Тогда же друг Шуберта Й. фон Шпаун познакомил его с поэтом И. Майрхофером и студентом-юристом Ф. фон Шобером. Эти и другие друзья Шуберта - образованные, наделенные тонким музыкальным и поэтическим вкусом представители нового венского среднего класса - регулярно собирались на домашних вечерах музыки Шуберта, названных позднее "шубертиадами". Общение с этой дружелюбной и восприимчивой аудиторией окончательно уверило молодого композитора в его призвании, и в 1818 Шуберт оставил работу в школе. Тогда же молодой композитор сблизился с известным венским певцом И. М. Фоглем (1768-1840), который стал ревностным пропагандистом его вокального творчества. На протяжении второй половины 1810-х гг. из-под пера Шуберта вышли многочисленные новые песни (в том числе популярнейшие "Скиталец", "Ганимед", "Форель"), фортепианные сонаты, 4-я, 5-я и 6-я симфонии, изящные увертюры в стиле Дж. Россини, фортепианный квинтет "Форель", включающий вариации на одноименную песню. Его зингшпиль "Братья-близнецы", написанный в 1820 для Фогля и поставленный в венском Кернтнертор-театре, не имел особого успеха, однако принес Шуберту известность. Более серьезным достижением явилась мелодрама "Волшебная арфа", поставленная несколько месяцев спустя в театре Ан-дер-Вин.

Переменчивость фортуны

Годы 1820-21 были для Шуберта успешными. Он пользовался покровительством аристократических семей, завязал ряд знакомств среди влиятельных в Вене людей. Друзья Шуберта опубликовали по частной подписке 20 его песен. Вскоре, однако, в его жизни наступил менее благоприятный период. Опера "Альфонсо и Эстрелла" на либретто Шобера была отклонена (сам Шуберт считал ее своей большой удачей), материальные обстоятельства ухудшились. К тому же в конце 1822 Шуберт серьезно заболел (судя по всему, он заразился сифилисом). Тем не менее этот сложный и тяжелый год был отмечен созданием выдающихся произведений, в том числе песен, фортепианной фантазии "Скиталец" (это практически единственный у Шуберта образец бравурно-виртуозного фортепианного стиля) и полной романтического пафоса "Неоконченной симфонии" (сочинив две части симфонии и набросав третью, композитор по неизвестной причине оставил работу и больше к ней не возвращался).

Жизнь оборвалась в самом расцвете

Вскоре появились вокальный цикл "Прекрасная мельничиха" (20 песен на слова В. Мюллера), зингшпиль "Заговорщицы" и опера "Фьерабрас". В 1824 были написаны струнные квартеты A-moll и D-moll (его вторая часть - вариации на тему более ранней песни Шуберта "Смерть и девушка") и шестичастный Октет для духовых и струнных, созданный по образцу очень популярного в то время Септета соч. 20 Л. ван Бетховена, но превосходящий его по масштабам и виртуозному блеску. По-видимому, летом 1825 в Гмундене близ Вены Шуберт набросал или частично сочинил свою последнюю симфонию (так называемую "Большую", C-dur). К этому времени Шуберт уже пользовался в Вене весьма высокой репутацией. Его концерты с Фоглем собирали многочисленную публику, а издатели охотно публиковали его новые песни, а также пьесы и сонаты для фортепиано. Среди произведений Шуберта 1825-26 выделяются фортепианные сонаты A-moll, D-dur, G-dur, последний струнный квартет G-dur и некоторые песни, в том числе "Молодая монахиня" и Ave Maria. В 1827-28 творчество Шуберта активно освещалось в печати, он был избран членом венского Общества друзей музыки и 26 марта 1828 дал в зале Общества авторский концерт, который прошел с большим успехом. К этому периоду относятся вокальный цикл "Зимний путь" (24 песни на слова Мюллера), две тетради экспромтов для фортепиано, два фортепианных трио и шедевры последних месяцев жизни Шуберта - Месса Es-dur, три последние фортепианные сонаты, Струнный квинтет и 14 песен, опубликованных после смерти Шуберта в виде сборника под названием "Лебединая песнь" (наиболее популярны "Серенада" на слова Л. Рельштаба и "Двойник" на слова Г. Гейне). Шуберт умер от тифа в возрасте 31 года; современники восприняли его смерть как потерю гения, который успел оправдать лишь небольшую часть возлагавшихся на него надежд.

Песни Шуберта

Долгое время Шуберт был известен главным образом своими песнями для голоса с фортепиано. По существу, с Шуберта началась новая эпоха в истории немецкой вокальной миниатюры, подготовленная расцветом немецкой лирической поэзии конца 18 - начала 19 вв. Шуберт писал музыку на стихи поэтов самого разного уровня, от великих И. В. Гете (около 70 песен), Ф. Шиллера (свыше 40 песен) и Г. Гейне (6 песен из "Лебединой песни") до сравнительно малоизвестных литераторов и любителей (так, на стихи своего друга И. Майрхофера Шуберт сочинил около 50 песен). Помимо огромного стихийного мелодического дара, композитор обладал уникальной способностью передавать музыкой как общую атмосферу стихотворения, так и его смысловые оттенки. Начиная с самых ранних песен, он изобретательно использовал возможности фортепиано в звукоизобразительных и экспрессивных целях; так, в "Маргарите за прялкой" непрерывная фигурация шестнадцатыми олицетворяет вращение прялки и одновременно чутко реагирует на все изменения эмоционального напряжения. Песни Шуберта исключительно разнообразны по форме: от простых строфических миниатюр до свободно построенных вокальных сцен, которые часто складываются из контрастных разделов. Открыв для себя лирику Мюллера, повествующую о странствиях, страданиях, надеждах и разочарованиях одинокой романтической души, Шуберт создал вокальные циклы "Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь" - по существу, первые в истории большие серии песен-монологов, связанных единым сюжетом.

В других жанрах

Шуберт всю жизнь стремился к успеху в театральных жанрах, однако его оперы при всех своих музыкальных достоинствах недостаточно выигрышны в драматургическом отношении. Из всей музыки Шуберта, непосредственно связанной с театром, популярность приобрели лишь отдельные номера к пьесе В. фон Чези "Розамунда" (1823).

Церковные композиции Шуберта, за исключением месс As-dur (1822) и Es-dur (1828), малоизвестны. Между тем Шуберт писал для церкви всю жизнь; в его духовной музыке вопреки давней традиции преобладает гомофонная фактура (полифоническое письмо не принадлежало к сильным сторонам композиторской техники Шуберта, и в 1828 он даже намеревался пройти курс контрапункта у авторитетного венского педагога С. Зехтера). Единственная и к тому же неоконченная оратория Шуберта "Лазарь" стилистически родственна его операм. Среди светских хоровых и вокально-ансамблевых произведений Шуберта преобладают пьесы для любительского исполнения. Серьезным, возвышенным характером выделяется "Песнь духов над водами" для восьми мужских голосов и низких струнных на слова Гете (1820).

Инструментальная музыка

Создавая музыку инструментальных жанров Шуберт, естественно, ориентировался на венские классические образцы; даже самые оригинальные из его ранних симфоний, 4-я (с авторским подзаголовком "Трагическая") и 5-я, все еще отмечены влиянием Гайдна. Однако уже в квинтете "Форель" (1819) Шуберт предстает абсолютно зрелым и самобытным мастером. В его крупных инструментальных опусах большую роль играют лирические песенные темы (в том числе заимствованные из собственных песен Шуберта - как в квинтете "Форель", квартете "Смерть и девушка", фантазии "Скиталец"), ритмы и интонации бытовой музыки. Даже последняя симфония Шуберта, так называемая "Большая", основана преимущественно на тематизме песенно-танцевального типа, который в ней разработан с подлинно эпическим размахом. Стилистические черты, ведущие свое происхождение из практики бытового музицирования, сочетаются у зрелого Шуберта с отрешенной молитвенной созерцательностью и внезапным трагическим пафосом. В инструментальных произведениях Шуберта преобладают спокойные темпы; имея в виду его склонность к неторопливому изложению музыкальных мыслей, Р. Шуман говорил о его "божественных длиннотах". Особенности шубертовского инструментального письма наиболее впечатляюще воплотились в его двух последних крупных произведениях - Струнном квинтете и Фортепианной сонате B-dur. Важную сферу инструментального творчества Шуберта составляют музыкальные моменты и экспромты для фортепиано; с этих пьес фактически началась история романтической фортепианной миниатюры. Шуберт сочинил также множество фортепианных и ансамблевых танцев, маршей, вариаций для домашнего музицирования.

Наследие композитора

До конца 19 в. значительная часть обширного наследия Шуберта оставалась неопубликованной и даже неисполненной. Так, рукопись "Большой" симфонии была обнаружена Шуманом только в 1839 (впервые эта симфония прозвучала в том же году в Лейпциге под управлением Ф. Мендельсона). Первое исполнение Струнного квинтета состоялось в 1850, а первое исполнение "Неоконченной симфонии" - в 1865. Каталог произведений Шуберта, составленный О. Э. Дойчем (1951), включает около 1000 позиций, в том числе 6 месс, 8 симфоний, около 160 вокальных ансамблей, свыше 20 завершенных и незавершенных фортепианных сонат и свыше 600 песен для голоса с фортепиано.

Франц Шу берт (Franz Schubert, 1797–1828) - австрийский композитор. Родился в семье школьного учителя. В 1808–12 был певчим Венской придворной капеллы. Воспитывался в венском конвикте, где обучался генерал-басу у В. Ружички, контрапункту и композиции (до 1816) у А. Сальери. В 1814–18 помощник учителя в школе отца. К 1816 Шуберт создал свыше 250 песен (в т. ч. на слова И. В. Гёте - «Гретхен за прялкой», 1814, «Лесной царь», «Вознице Кроносу», обе - 1815), 4 зингшпиля, 3 симфонии и др. Вокруг Шуберта сложился кружок друзей - поклонников его творчества (в их числе - чиновник Й. Шпаун, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, художники М. Швинд и Л. Купельвизер, певец И. М. Фогль, ставший пропагандистом его песен). Как учитель музыки дочерей графа И. Эстерхази Шуберт побывал в Венгрии (1818 и 1824), вместе с Фоглем ездил в Верхнюю Австрию и Зальцбург (1819, 1823, 1825), посетил Грац (1827). Признание пришло к Шуберту лишь в 20-х гг. В 1828, за несколько месяцев до смерти Шуберта, в Вене состоялся его авторский концерт, прошедший с большим успехом. Почётный член Штирийского и Линцского музыкальных союзов (1823). Шуберт - первый крупный представитель музыкального романтизма, выразивший, по словам Б. В. Асафьева, «радости и скорби жизни» так, «как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей». Важнейшее место в творчестве Шуберта занимает песня для голоса с фортепиано (нем. Lied, около 600). Один из крупнейших мелодистов, Шуберт реформировал жанр песни, наделив его глубоким содержанием. Обогатив прежние песенные формы - простую и варьированную строфическую, репризную, рапсодическую, многочастную, - Шуберт создал и новый тип песни сквозного развития (с объединяющим в целое варьируемым мотивом в партии фортепиано), а также первые высокохудожественные образцы вокального цикла. В песнях Шуберта использованы стихотворения около 100 поэтов, прежде всего Гёте (около 70 песен), Ф. Шиллера (свыше 40; «Группа из Тартара», «Жалоба девушки»), В. Мюллера (циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), И. Майрхофера (47 песен; «Гребец»); среди других поэтов - Д. Шубарт («Форель»), Ф. Л. Штольберг («Баркарола»), М. Клаудиус («Девушка и Смерть»), Г. Ф. Шмидт («Скиталец»), Л. Рельштаб («Вечерняя серенада», «Приют»), Ф. Рюккерт («Привет», «Ты мой покой»), В. Шекспир («Утренняя серенада»), В. Скотт («Ave Maria»). Шуберту принадлежат квартеты для мужских и женских голосов, 6 месс, кантаты, оратории и др. Из музыки для музыкального театра известность приобрели лишь увертюра и танцы к пьесе «Розамунда, княгиня Кипрская» В. Шези (1823). В инструментальной музыке Шуберта, основанной на традициях композиторов венской классической школы, большое значение приобрёл тематизм песенного типа. Композитор стремился сохранить напевную лирическую тему как целое, давая ей новое освещение с помощью тональной перекраски, тембрового и фактурного варьирования. Из 9 симфоний Шуберта 6 ранних (1813–18) ещё близки сочинениям венских классиков, хотя и отличаются романтической свежестью, непосредственностью. Вершинными образцами романтического симфонизма являются лирико-драматическая 2-частная «Неоконченная симфония» (1822) и величественная героико-эпическая «Большая» симфония C-dur (1825–28). Из оркестровых увертюр Шуберта наиболее популярны две в «итальянском стиле» (1817). Шуберт - автор глубоких и значительных по содержанию камерно-инструментальных ансамблей (один из лучших - фортепианный квинтет «Форель»), ряд из которых написан для домашнего музицирования. Фортепианная музыка - важная область творчества Шуберта. Испытав влияние Л. Бетховена , Шуберт заложил традицию свободной романтической трактовки жанра фортепианной сонаты. Фортепианная фантазия «Скиталец» также предвосхищает «поэмные» формы романтиков (в частности, структуру некоторых симфонических поэм Ф. Листа). Экспромты и музыкальные моменты Шуберта - первые романтические миниатюры, близкие сочинениям Ф. Шопена , Р. Шумана , Ф. Листа . Фортепианные вальсы, лендлеры, «немецкие танцы», экосезы, галопы и др. отразили стремление композитора к поэтизации танцевальных жанров. К той же традиции домашнего музицирования восходят многие сочинения Шуберта для фортепиано в 4 руки, в т. ч. «Венгерский дивертисмент» (1824), фантазия (1828), вариации, полонезы, марши. Творчество Шуберта связано с австрийским народным искусством, с бытовой музыкой Вены, хотя он редко использовал в сочинениях подлинные народно-песенные темы. Композитор претворил также и особенности музыкального фольклора живших на территории Австрийской империи венгров, славян. Большое значение в его музыке имеют колорит, красочность, достигаемые с помощью оркестровки, обогащения гармонии побочными трезвучиями, сближения одноимённых мажора и минора, широкого применения отклонений и модуляций, использования вариационного развития. При жизни Шуберта получили известность главным образом его песни. Многие крупные инструментальные сочинения были исполнены лишь через десятилетия после его смерти («Большая» симфония прозвучала в 1839, под управлением Ф. Мендельсона ; «Неоконченная симфония» - в 1865).

Сочинения: Оперы - Альфонсо и Эстрелла (1822; постановка 1854, Веймар), Фьерабрас (1823; постановка 1897, Карлсруэ), 3 незавершённые, в т. ч. Граф фон Гляйхен, и др.; зингшпили (7), в т. ч. Клаудина фон Вилла Белла (на текст Гёте, 1815, сохранился первый из 3 актов; постановка 1978, Вена), Братья-близнецы (1820, Вена), Заговорщицы, или Домашняя война (1823; постановка 1861, Франкфурт- на-Майне); музыка к пьесам - Волшебная арфа (1820, Вена), Розамунда, княгиня Кипрская (1823, там же); для солистов , хора и оркестра - 7 месс (1814–28), Немецкий реквием (1818), магнификат (1815), оффертории и другие духовые сочинения, оратории, кантаты, в т. ч. Победная песнь Мирьям (1828); для оркестра - симфонии (1813; 1815; 1815; Трагическая, 1816; 1816; Малая C-dur, 1818; 1821, незавершённая; Неоконченная, 1822; Большая C-dur, 1828), 8 увертюр; камерно -инструментальные ансамбли - 4 сонаты (1816–17), фантазия (1827) для скрипки и фортепиано; соната для арпеджионе и фортепиано (1824), 2 фортепианных трио (1827, 1828?), 2 струнных трио (1816, 1817), 14 или 16 струнных квартетов (1811–26), фортепианный квинтет Форель (1819?), струнный квинтет (1828), октет для струнных и духовых (1824) и др.; для фортепиано в 2 руки - 23 сонаты (в т. ч. 6 незавершённых; 1815–28), фантазия (Скиталец, 1822, и др.), 11 экспромтов (1827–28), 6 музыкальных моментов (1823–28), рондо, вариации и другие пьесы, свыше 400 танцев (вальсы, лендлеры, немецкие танцы, менуэты, экосезы, галопы и др.; 1812–27); для фортепиано в 4 руки - сонаты, увертюры, фантазии, Венгерский дивертисмент (1824), рондо, вариации, полонезы, марши и др.; вокальные ансамбли для мужских, женских голосов и смешанных составов с сопровождением и без сопровождения; песни для голоса с фортепиано , в т. ч. циклы Прекрасная мельничиха (1823) и Зимний путь (1827), сборник Лебединая песня (1828).

В Вене в семье школьного учителя.

Исключительные музыкальные способности Шуберта проявились в раннем детстве. С семилетнего возраста он обучался игре на нескольких инструментах, пению, теоретическим дисциплинам.

В возрасте 11 лет Шуберт был — школу-пансион для солистов придворной капеллы, где помимо пения изучал игру на многих инструментах и теорию музыки под руководством Антонио Сальери.

Во время обучения в капелле в 1810-1813 годах он написал множество сочинений: оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни.

В 1813 году он поступил в учительскую семинарию , в 1814 году начал преподавать в школе, где служил его отец. В свободное от работы время Шуберт сочинил свою первую мессу и положил на музыку стихотворение Иоганна Гете "Гретхен за прялкой".

К 1815 году относятся его многочисленные песни, среди которых "Лесной царь" на слова Иоганна Гете, 2-я и 3-я симфонии, три мессы и четыре зингшпиля (комическая опера с разговорными диалогами).

В 1816 году композитор закончил 4-ю и 5-ю симфонии , написал более 100 песен.

Желая полностью посвятить себя музыке, Шуберт оставил работу в школе (это привело к разрыву отношений с отцом).

В Желизе, летней резиденции графа Иоганна Эстерхази, он выполнял обязанности учителя музыки.

Тогда же молодой композитор сблизился с известным венским певцом Иоганном Фоглем (1768-1840), который стал пропагандистом вокального творчества Шуберта. На протяжении второй половины 1810-х годов из-под пера Шуберта вышли многочисленные новые песни, в том числе популярные "Скиталец", "Ганимед", "Фореллен", 6-я симфония. Его зингшпиль "Братья-близнецы", написанный в 1820 году для Фогля и поставленный в венском Кернтнертор-театре, не имел особого успеха, но принес Шуберту известность. Более серьезным достижением явилась мелодрама "Волшебная арфа", поставленная несколько месяцев спустя в Театре Ан-дер-Вин.

Он пользовался покровительством аристократических семей. Друзья Шуберта опубликовали по частной подписке его 20 песен, но опера "Альфонсо и Эстрелла" на либретто Франца фон Шобера, которую Шуберт считал своей большой удачей, была отклонена.

В 1820-х годах композитором были созданы инструментальные произведения: лирико-драматическая "Неоконченная" симфония (1822) и эпическая, жизнеутверждающая до-мажорная (последняя, девятая по счету).

В 1823 году он написал вокальный цикл "Прекрасная мельничиха" на слова немецкого поэта Вильгельма Мюллера, оперу "Фьебрас", зингшпиль "Заговорщицы".

В 1824 году Шубертом были созданы струнные квартеты A-moll и D-moll (его вторая часть — вариации на тему более ранней песни Шуберта "Смерть и девушка") и шестичастный Октет для духовых и струнных.

Летом 1825 года в Гмундене близ Вены Шуберт сделал наброски своей последней симфонии, так называемой "Большой".

Во второй половине 1820-х годов Шуберт пользовался в Вене весьма высокой репутацией — его концерты с Фоглем собирали многочисленную публику, а издатели охотно публиковали новые песни композитора, а также пьесы и сонаты для фортепиано. Среди произведений Шуберта 1825-1826 годов выделяются фортепианные сонаты, последний струнный квартет и некоторые песни, среди которых "Молодая монахиня" и Ave Maria.

Творчество Шуберта активно освещалось в печати, он был избран членом венского Общества друзей музыки. 26 марта 1828 года композитор с большим успехом дал в зале общества авторский концерт.

К этому периоду относятся вокальный цикл "Зимний путь" (24 песни на слова Мюллера), две тетради экспромтов для фортепиано, два фортепианных трио и шедевры последних месяцев жизни Шуберта — Месса Es-dur, три последние фортепианные сонаты, Струнный квинтет и 14 песен, опубликованных после смерти Шуберта в виде сборника под названием "Лебединая песнь".

19 ноября 1828 года Франц Шуберт скончался в Вене от тифа в возрасте 31 года. Он был похоронен на Вэрингском кладбище (ныне Парк Шуберта) на северо-западе Вены рядом композитором с Людвигом ван Бетховеном, скончавшимся годом ранее. 22 января 1888 года прах Шуберта был перезахоронен на Центральном кладбище Вены.

До конца XIX века значительная часть обширного наследия композитора оставалась неопубликованной. Рукопись "Большой" симфонии была обнаружена композитором Робертом Шуманом в конце 1830-х годов — впервые она прозвучала в 1839 году в Лейпциге под управлением немецкого композитора и дирижера Феликса Мендельсона. Первое исполнение Струнного квинтета состоялось в 1850 году, а первое исполнение "Неоконченной симфонии" — в 1865 году. Каталог произведений Шуберта включает около одной тысячи позиций — шесть месс, восемь симфоний, около 160 вокальных ансамблей, свыше 20 завершенных и незавершенных фортепианных сонат и свыше 600 песен для голоса с фортепиано.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников