Что высмеивается в сказках салтыкова щедрина. Над кем смеется салтыков-щедрин

Традиции народной сказки. Надо заметить, что речь идет прежде всего не о волшебной, а о социально-бытовой, сатирической сказке: персонажи такой сказки – глупые генералы, помещики, которые не знают и не умеют ничего.
Однако существенно, что характеристика мужика – не такая, как в народной сказке. Там он всегда умнее, храбрее, сильнее, всегда одурачивает сильных мира сего, оставляет угнетателей в дураках. У Салтыкова-Щедрина подчеркивается парадоксальная смесь ценных, жизненно необходимых качеств крестьянина и покорности, долготерпения, граничащих едва ли не со слабоумием. Типичная для писателя антитеза: резкий контраст физической силы, смекалки (причем гиперболизация этих качеств) и терпения, смирения, сам позволяет себя угнетать.
Общая стилистика – во многом тоже сказочная («в некотором царстве») , но напрямую заимствованных из сказок сюжетов нет. Сюжеты по сути так же аллегоричны, как и в последних, более оригинальных сказках, а потому и уникальны. Только внешне эти сказки ассоциируются с фольклорными (герои, стиль) .
Один из основных приемов Салтыкова-Щедрина – гротеск (на генералах надеты ночные рубашки с орденами; мужик сам сплел веревку «из дикой конопли» , чтобы генералы его связали) .
Сказки 1880-х годов написаны в годы политической реакции, поэтому их целесообразно сопоставлять не только с произведениями Гоголя, Крылова, но и Чехова, который как раз начал свою писательскую деятельность. Различие состоит в том, что в сказках Салтыкова-Щедрина акцент ставится на социальной проблематике (взаимоотношения народа и власти, феномен русского либерализма и просвещения, социально-психологический тип «либерала» и т. д.) , а у Чехова – на «общечеловеческой» , этической и экзистенциальной (пошлость, мещанство, рутина жизни и т. д.) .
В соответствии с этим различаются и основные изобразительные принципы: у Салтыкова-Щедрина – аллегорические обобщения государственного масштаба, у Чехова – бытовые мелочи. Объединяет их приверженность единственной форме свободомыслия, разрешенной в ту эпоху, - смеху, который у обоих писателей сочетается с иносказанием. При этим смех Салтыкова-Щедрина отличается не только весельем, сколько злостью, он носит сатирический характер. Его поздние сказки мрачны, лишены оптимизма. В них он опирается на традиции не столько народной сказки, сколько басни, где аллегоричность задана изначально, составляя структурообразующий жанровый тип.
Герои сказок 1880-х годов напоминают героев басен. Животные часто выступают в типично басенной функции, а не в сказочной. Кроме того, как бывает в басне, животные иногда внезапно превращаются из действующих лиц в «самих себя»: например, рыба – действующее лицо может быть в конце сказки изжарена.
Салтыков-Щедрин использует «готовые» роли, закрепленные за некоторыми животными, в его сказках встречается традиционная символика. Например, орел – символ самодержавия; поэтому сказка, где главный герой – орел, сразу понимается читателем соответствующим образом (размышление об орлах и об их сущности, несомненно, воспринимается в аллегорическом смысле) .
Салтыков-Щедрин демонстрирует свою приверженность басенной традиции, в частности, он включает в некоторые сказки мораль, типично басенный прием («сие да послужит нам уроком») .
Гротеск, как излюбленное средство сатиры Салтыкова-Щедрина, выражается уже в самом факте, что животные действуют в качестве людей, в специфических ситуациях (чаще всего связанных с идеологическими спорами, общественно-политической проблематикой, актуальной для России 1880 годов) . В изображении этих невероятных, фантастических событий и проявляется своеобразие щедринского реализма, подмечающего суть общественных конфликтов и отношений, характерные черты которых гиперболизированы.
Пародия также принадлежит к типичным для Щедрина приемам; объектом пародии может стать, например, русская историография, как в «Истории одного города» , или история просвещения в России.

Над кем смеется Салтыков-Щедрин? (по сказкам «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»)

В своих сказках М. Е. Салтыхов-Щедрин выступал против социальной несправедливости и общественного зла в любых его проявлениях. Основная проблема, затрагиваемая автором в произведениях (особенно в сказках), - взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых, помещиков и крестьян, эта тема особенно четко прослеживается в сказках «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик».

М. Е. Салтыков-Щедрин считает, что первоосновой и источником жизни является простой русский мужик, что создатель всего того, что нас окружает, - народ. Нет народа - государство погибнет. Он поэтизирует ловкость и находчивость мужика, его трудолюбивые руки и чуткость к кормилице-земле. Помещики и генералы на таком фоне выглядят жалкими, никчемными людьми, совершенно не приспособленными к жизни, умеющими лишь отдавать приказы. Эти люди (если их можно так назвать) не вызывают у меня ничего, кроме чувства презрения.

Самодовольные, «сытые, белые, веселые», они воспринимают все блага в жизни как должное, как непреложный атрибут дворянского происхождения. «Вот как оно хорошо быть генералами - нигде не пропадешь!» - так рассуждают генералы из сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Автор постоянно подчеркивает бесполезность существования генералов, их потребительское отношение ко всему окружающему, об этом красноречиво говорит следующая фраза: «Я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!» Обращает на себя внимание то, с какой любовью автор описывает мужика, которого жизнь научила быть сильным, ловким, сообразительным. Мужик сумел поймать рябчика силком, сделанным из собственных волос, «развел огонь», «стал даже суп в пригоршне варить».

Подобными чувствами пронизана и другая сказка Салтыкова-Щедрина - «Дикий помещик», в которой автор, сохраняя язык народной сказки, повествует о событиях современной ему жизни. Хотя действие происходит в «некотором царстве, некотором государстве», в произведении изображен вполне конкретный образ русского помещика - князя Урус-Кучум-Киль-дибаева. Смысл его существования заключается в том, чтобы «понежить свое тело». Он полностью живет за счет своих мужиков, но ненавидит их, боится, презирает, не выносит «холопьего духу». Он молит бога о том, чтобы он все его владения очистил от мужика. И однажды «не стало мужика на всем пространстве владений помещика».

Отсутствие мужиков сразу же отразилось на жизни всего государства: «остановились и подати, и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса», и, следовательно, на существовании помещика. Он совсем одичал без мужиков, полностью потерял свое человеческое обличье: «весь он, с головы до ног, оброс волосами, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться он уже давно перестал, ходил все больше на четвереньках... утратил способность членораздельно произносить звуки...»

Человек, считающий себя истинным представителем России, его опорой, потомственный российский дворянин, без мужиков превратился в дикого помещика, больше похожего на животное.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин - один из величайших сатириков в мировой литературе. Свою жизнь и свой талант он посвятил борьбе за освобождение русского народа от крепостнического гнета;, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года - пережитки крепостного права. Сатирик высмеивал не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их терпение, страх.

Очень ярко сатира Салтыкова-Щедрина проявляется в сказках. Этот жанр позволяет скрыть обличительный смысл произведения от цензоров. В каждой сказке Щедрина обязательно есть политический или социальный подтекст, который был понятен читателям.

В своих сказках Щедрин показывает, как богатые угнетают бедных, критикует дворян и чиновников - тех, кто живет народным трудом. У Щедрина много образов господ: помещиков, чиновников, купцов и иных. Они беспомощные, глупые, заносчивые, хвастливые. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Щедрин изображает жизнь тогдашней России: помещики нещадно наживаются на крестьянах, а те даже не думают сопротивляться.

Щедрин не уставал изобличать пороки самодержавия и в других своих сказках. Так, в сказке «Премудрый пескарь» Щедрин высмеивает мещанство («жил - дрожал и помирал - дрожал»). Во всех своих сказках писатель утверждает, что не словами, а решительными действиями можно достичь счастливого будущего, и сделать это должен сам народ.

Народ в сказках Салтыкова-Щедрина талантлив, самобытен, силен житейской смекалкой. В сказке о генералах мужик делает из собственных волос невод и лодку. Писатель полон горькой обиды и в какой-то мере стыда за свой многострадальный народ, говоря, что он своими руками «вьет веревку, которую ему потом накинут на шею угнетатели». Символом русского народа является у Щедрина образ коняги, который терпеливо тянет свою лямку.

Сказки Салтыкова-Щедрина актуальны в любое время. Внимательный читатель найдет в его произведениях сходство с современностью, поэтому Щедрина надо знать, надо читать. Его произведения помогают понять социальные отношения и закономерности жизни, нравственно очищают человека. Я хочу сказать, что творчество Щедрина, как и всякого гениального писателя, принадлежит не только прошлому, но и настоящему, и будущему.