Антоша чехонте рассказы читать онлайн. Рассказы антоши чехонте. Конкурс «Внимательный читатель»

(Слайд 1) Внеклассное чтение. «Маленькие рассказы» Антоши Чехонте

(В течение урока дайте своё название уроку)

Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.

Краткость – сестра таланта.

А.П.Чехо в

Цели урока:

Предметные: создание условий для формирования представлений об особенностях жанра юмористического рассказа, обучение анализу художественного произведения, нахождению в нём художественных деталей, составлению словесной характеристики персонажей на основе их поведения и речевой характеристики; анализ средств создания комического.

Метапредметные:

Личностные: формирование умения вести диалог, договариваться в группе; формирование потребности в самовыражении, самореализации, социальном признании; воспитание гордости за культурное наследие малой родины.

Регулятивные: создание условий для формирования целеполагания, умения планировать последовательность своих действий.

Коммуникативные: формирование умения слушать и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, эффективно сотрудничать.

Познавательные: умение работать со словарями и другими источниками информации, анализировать предлагаемый материал с целью выделения существенных признаков, умение строить доказательное, логически завершенное высказывание, формирование смыслового чтения, умение сжато выборочно передавать содержание текста, выбирать наиболее эффективные пути решения поставленной задачи.

Оборудование:мультимедийная презентация, художественный фильм «Пересолил», рисунки уч-ся, предметы (рисунки предметов) для определения рассказа, в котором они описываются.

Ход урока

В 1879 году, окончив гимназию в Таганроге, Антон Павлович Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета. Он аккуратно посещал лекции, слушал профессоров, сдавал экзамены, а между тем… «Пока я учился, – вспоминал Чехов позже, – я успел написать сотни рассказов под псевдонимом А.Чехонте , который, как видите, очень похож на мою фамилию». (Псевдоним это подпись, которой автор заменяет свою настоящую фамилию).

«Антоша Чехонте» является самым распространенным псевдонимом Чехова. Он появился

от того, что преподаватель Закона Божьего Таганрогской гимназии любил переиначивать

фамилии учеников. «А ну-ка, Антоша Чехонте, посмотрим, как ты знаешь священную историю»,- много раз говорил он гимназисту Чехову. Подпись «Антоша Чехонте» стояла в течение многих лет под юмористическими рассказами.

Какие вы знаете псевдонимы молодого писателя? (Слайд 2)

- В каких журналах печатались рассказы А.Чехова? (Слайд 3)

- К акими же должны быть рассказы, подписанные таким псевдонимом? (– Конечно, первые рассказы Чехонте – веселые, смешные, забавные, остроумные – юмористические).

- О ранних рассказах Чехова Яппаров Э.

В течение 5 лет А.П.Чехов написал около 400 произведений, которые составили затем основу его сборников. По условиям юмористических журналов, рассказ не должен был превышать ста строк. Выполняя эти требования, А.П.Чехов научился писать кратко. «Краткость-сестра таланта», - часто повторял писатель.

Повторим термины. Найдите соответствия и определите недостающее слово. (Слайд 4)

Обратим внимание на лексическое значение слов, встретившихся в рассказах (Слайд 5,6,7 + на доске)

Определите соответствие терминов «юмор», «сатира», «рассказ» и их лексического значения.

Попытаемся разгадать секрет юмора: откуда берётся юмор, как рождается смешное (Слайд 8+ запись в тетрадь)

Делимся на 3 группы(1гр.-рассказ «Пересолил», 2- «Налим», 3 – «Радость»)4.30-5.17, 7.50-8.27

-Об истории создания рассказов «Налим» Агуреев Е., «Радость» Сапыков Т.

Определение приёмов создания комического в группах по плану:

1.Краткость

2. Яркое заглавие

3. Описывать действия, а не состояния

4. … (Подзатылкин, Ахинеев, Кляузов, Козявкин, Ванючкин, Хрюкин, Отлукавин, Козихин…) (Говорящие фамилии)

5. Мало действующих лиц

6. Речь персонажей (какова её роль?)

7. Речевые ошибки персонажей

8. Главная форма речи в рассказе

9. Художественная деталь

10. Несоответствие внешности героев и их поступков, ожидаемого и реального

По рассказу «Пересолил» иллюстрации о вранье землемера (Слайд 9), по «Налиму»-

вытаскивание налима из-под коряги (Слайд 10).

- Выступления групп .

-Что высмеивает в рассказах Чехов?

-Какую пословицу вы выберите в название вашего рассказа? ( Слайд 11).

Что общего и отличного у юмора и сатиры? (Общее – высмеивают. Отличное – юмор смеётся над недостатками людей,курьёзными ситуациями, сатира – бичует пороки общества.) ( Слайд 12).

Как бы вы озаглавили урок? Чему научились за урок? Какой цели добились?

Серьёзные мысли в юмор.рассказах Чехова.

В мастерской художника слова

«Пёстрые рассказы»

«Человековедение Чехова»

«Секреты мастерства А.П.Чехова»

«Путём зла не доходят до добра»

Каких целей мы добились? Чему научились на уроке?

Игра «Кот в мешке» (Из каких произведений эти предметы?) (Слайд 13).

* «Пересолил»: лапти, лошадь, револьвер.

* «Налим»: налим, рак, овца, топор.

* «Радость»: газета, протокол, часы.

Вывод о юморе Чехова. ( Слайд 14).

Смеясь над недостатками литературных персонажей, давайте учиться видеть подобное в себе и исправлять.

Выставление отметок за работу на уроке.

Итоги урока. ( Слайд 15). Стихи-благодарность за урок.

Домашнее задание. Выучить приёмы создания комического, записанные в тетради.

Анализ рассказа «Пересолил»

    Что показалось вам смешным?

    Чего боялся землемер?

    Одним из приёмов создания комического является окарикатуривание или преувеличение какой-либо черты характера до карикатурных размеров. Какое качество становится предметом окарикатуривания у Чехова?

    Как Чехов показывает, что землемер трусит?

    Обратите внимание на то, что герой думает об одном, а говорит совсем другое. Такое несоответствие слов и поведения, внутреннего состояния и поведения вызывает комический эффект.

    Прочитайте фрагмент текста, который рассказывает о неожиданном повороте в развитии сюжета. (Кульминация).

    Над чем смеётся Чехов?

    Почему рассказ называется « Пересолил »?

Почему расстояние от станции до усадьбы было таким неопределённым:

от 30 до 50 вёрст? (Всё зависело от резвости лошади и от трезвости возницы.)

О чем Смирнов затеял разговор с возницей? Почему?

(Смирнов затеял от страха разговор о револьверах.)

Почему возница сбежал в лес?

(Землемер сделал вид, что достаёт револьвер.)

Почему боялись оба: и землемер, и возница?

(Ох, и неспокойно было на дорогах.)

А сейчас давайте посмотрим художественный фильм по рассказу А.П.Чехова «Пересолил» (просмотр фильма)

Понравился фильм? Есть расхождения с текстом?

Какое впечатление в начале рассказа создает землемер Смирнов?

Как описан мужик, согласившийся довезти землемера?

Какие еще описания встречаются в тексте? Их роль. (Лошаденка, телега).

В какое время суток, время года происходит действие? Как называется описание природы в начале этой части рассказа? (Пейзаж).

Связан ли данный пейзаж с внутренним состоянием землемера Смирнова?

Как вы поняли из диалога Клима и землемера слово «шалят»?

Почему землемер начинает врать? Соответствует ли его поведение фамилии землемера? (прием комического - несоответствие).

Найдите и зачитайте слова землемера (внутренний монолог), передающие его нарастающее волнение.

Проследите по тексту, что нового приходит в голову землемера по ходу диалога с Климом? Как меняется содержание его «небылиц»? Почему это происходит так быстро?

Смеетесь ли вы, когда Клим со словами «Караул!» убегает в лес? Почему?

Как изменилось поведение землемера после побега возницы? Обрел ли он спокойствие? Чего еще он боится?

Так почему же рассказ называется «Пересолил»?

Вспомните русскую пословицу, которая подходит по смыслу к ситуации рассказа. (У страха глаза велики). Можно ли было так озаглавить рассказ или заглавие Чехова более подходящее?

«Налим»

Сюжет произведения основан на реально произошедшем случае. В своих воспоминаниях писатель отмечает, что прекрасно помнит, как плотники в усадьбе Бабкино близ Воскресенска наткнулись в воде на налима во время строительства купальни.

«Радость».

- Почему свой рассказ А.П.Чехов назвал “Радость”? (Это то состояние, в котором пребывает главный герой – хохочет, не в силах держаться на ногах от счастья)

Когда человек испытывает радость?

В чем комизм этой ситуации? (Несоответствие – повода для радости нет, а герой радуется)

Как прославился герой? (В нетрезвом состоянии упал под лошадь, получил удар оглоблей по затылку; об этом случае написали в газете)

Скажите, умный ли способ прославиться?

О чем этот рассказ? (О человеческой глупости)

«Чехов …умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям – просторно»

М. Горький

Игра «Верю – не верю»

    Верите ли вы, что А. П. Чехов родился в Москве? (Нет, не верим. А.П. Чехов родился в Таганроге в 1860 году)

    Верите ли вы, что у А.П. Чехова было четыре брата и сестра? (Да, верим)

    Верите ли вы, что в нижнем этаже дома, где прошло детство А.П. Чехова, помещалась аптека? (Нет, не верим. Там помещалась бакалейная лавка отца)

    Верите ли вы, что отец А. П. Чехова считал, что дети должны связать свою судьбу с торговлей, а не с сочинительством и рисованием? (Да, верим)

    Верите ли вы, что А.П.Чехов закончил медицинский факультет Московского университета и стал врачом? ((Да, верим)

    Верите ли вы, что свои первые рассказы он печатал в журналах «Стрекоза», «Будильник», Сверчок»? ((Да, верим)

    Верите ли вы, что А. П. Чехов писал под псевдонимами Антоша Чехонте, Дон Антонио Чехонте? ((Да, верим)

    Одним из героев рассказа «Хирургия» является хирург? (Нет, не верим. Фельдшер)

    Вопросы по «Хирургии»:

    Проверяем знание текста. На вопросы отвечать «да» или «нет».

    Фельдшеру Курятину было 52 года(-)

    Доктор уехал к пациенту, поэтому больных принимал фельдшер(-)

    Дьячка Вонмигласова звали Ефим Михеич(+)

    Дьячок лечил зуб водкой с хреном, теплым молоком(-)

    Фельдшер хвастался, что вырвал зуб у помещика Александра Иваныча Египетского(+)

    Курятин вырывал зуб дьячку щипцами(+)

    Уходя, дьячок забрал просфору, которую принес фельдшеру(+)

МКОУ-гимназия№6 г. Кимовска

Урок литературы по теме:

Внеклассное чтение

Рассказы Антоши Чехонте

(5 класс)

Класс: 5 Б

Учитель: Воронина А.С.

Тема:В.чт. Рассказы Антоши Чехонте.

Цель урока: Познакомить учащихся с юмористическим рассказом

А.П. Чехова «Лошадиная фамилия», углубить представление

Регулятивные УУД: принимает учебную задачу; планирует необходимые

Действия, действует по плану

Познавательные УУД: Осознает познавательную задачу, читает и слушает,

Извлекают нужную информацию, самостоятельно

Находит ее в учебнике.

Каммуникативные УУД: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других,

формирует собственные мысли высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Личностные УДД: осваивает новые виды деятельности, участвует в

Творческом процессе.

Средства обучения: учебник, компьютер, портрет писателя. презентация

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап.

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку. Для того, чтобы ребята настроились на урок, попросить их записать в тетрадях число. Слайд 1

Слово учителя.

Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроение вы пришли сегодня на урок. У каждого на парте лежат два цветочка. Если настроение в начале урока у вас хорошее – поднимите красный цветок, если настроение – не очень хорошее – поднимите синий цветок.

Сейчас мы с вами вспомним, чем занимались на прошлом уроке. Я начну рассказ, а вы должны будете дополнить его некоторыми фактами.

На прошлом уроке мы познакомились с творчеством великого русского писателя А.П. Чехова , который совмещал в себе сразу две совершенно разные профессии - врача и писателя . После окончания медицинского факультета Московского университета Чехов занимался врачебной работой, но литературная деятельность захватывала его все сильнее и сильнее. Вначале он подписывает свои рассказы псевдонимом Антоша Чехонте . Рассказы Чехова отличаются тем, что они короткие и юмористические.

  1. Формулирование темы урока.

А теперь вспомните, что было задано вам в качестве домашнего задания и попробуйте понять, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

Тема урока «Рассказы Антоши Чехонте» (записать в тетрадь) Слайд 2

Каждый из вас дома прочитал какой-нибудь рассказ Антоши Чехонте и выполнил проект.

Рассказ, который мы прочитаем в классе, называется «Лошадиная фамилия».

  1. Работа по теме урока:
  1. Подготовка к восприятию рассказа.

1.1. Задание: назовите все слова, которые связаны со словом лошадь.

1.2. Задание: Образуйте от этих слов фамилии.

1.3. Словарная работа: Слайд 3

уезд-округ, часть губернии;

акцизный – служащий учреждения по сбору налогов;

хина-кора американского дерева, из которого выделяется аптечное снадобье.

2. Чтение рассказа.

Начинает чтение учитель,

Чтение «цепочкой»

3. Аналитическая беседа:

Почему рассказ мы считаем юмористическим? (В нем много смешных моментов).

Что именно показалось вам смешным? (То, что вся усадьба подбирала «лошадиную фамилию») .

Почему генерал поверил, что можно заговорить боль по телеграфу? (Боль была сильной, генерал испробовал все средства).

  1. Работа в парах:

Задание: посчитайте все встретившиеся в рассказе «лошадиные фамилии» (42 фамилии). Слайд 4

  1. Проверка домашнего задания.

Сдайте свои проекты, проверьте, чтобы на них были написаны ваша фамилия, имя, класс и название рассказа, который вы прочитали дома.

Домашнее задание. Найти и записать в тетрадь толкование слова «киносценарий». Перечитать рассказ «Хирургия» Слайд 5

  1. Рефлексия:

Отметки.

Если сегодня на уроке вы узнали что-то новое – прикрепите на доску красный цветок, если ничего нового не узнали – синий. Слайд 6

Предварительный просмотр:

ЛОШАДИНАЯ ФАМИЛИЯ

У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но все это или не помогало, или вызывало тошноту. Приезжал доктор. Он поковырял в зубе, прописал хину, но и это не помогло. На предложение вырвать больной зуб генерал ответил отказом. Все домашние – жена, дети, прислуга, даже поваренок Петька предлагали каждый свое средство. Между прочим, и приказчик Булдеева Иван Евсеич пришел к нему и посоветовал полечиться заговором.

– Тут, в нашем уезде, ваше превосходительство, – сказал он,– лет десять назад служил акцизный Яков Васильич. Заговаривал зубы – первый сорт. Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюет – и как рукой! Сила ему такая дадена…

– Где же он теперь?

– А после того, как его из акцизных увольнили, в Саратове у тещи живет. Теперь только зубами и кормится. Ежели у которого человека заболит зуб, то и идут к нему, помогает… Тамошних, саратовских на дому у себя пользует, а ежели которые из других городов, то по телеграфу. Пошлите ему, ваше превосходительство, депешу, что так, мол, вот и так… у раба божьего Алексия зубы болят, прошу выпользовать. А деньги за лечение почтой пошлете.

– Ерунда! Шарлатанство!

– А вы попытайте, ваше превосходительство. До водки очень охотник, живет не с женой, а с немкой, ругатель, но, можно сказать, чудодейственный господин.

– Пошли, Алеша! – взмолилась генеральша.– Ты вот не веришь в заговоры, а я на себе испытала. Хотя ты и не веришь, но отчего не послать? Руки ведь не отвалятся от этого.

– Ну, ладно,– согласился Булдеев.– Тут не только что к акцизному, но и к черту депешу пошлешь… Ох! Мочи нет! Ну, где твой акцизный живет? Как к нему писать?

Генерал сел за стол и взял перо в руки.

– Его в Саратове каждая собака знает,– сказал приказчик.– Извольте писать, ваше превосходительство, в город Саратов, стало быть… Его благородию господину Якову Васильичу… Васильичу…

– Ну?

– Васильичу… Якову Васильичу… а по фамилии… А фамилию вот и забыл!.. Васильичу… Черт… Как же его фамилия? Давеча, как сюда шел, помнил… Позвольте-с…

Иван Евсеич поднял глаза к потолку и зашевелил губами. Булдеев и генеральша ожидали нетерпеливо.

– Ну что же? Скорей думай!

– Сейчас… Васильичу… Якову Васильичу… Забыл! Такая еще простая фамилия… словно как бы лошадиная… Кобылин? Нет, не Кобылин. Постойте… Жеребцов нешто? Нет, и не Жеребцов. Помню, фамилия лошадиная, а какая – из головы вышибло…

– Жеребятников?

– Никак нет. Постойте… Кобылицин… Кобылятников… Кобелев…

– Это уже собачья, а не лошадиная. Жеребчиков?

– Нет, и не Жеребчиков… Лошадинин… Лошаков… Жеребкин… Всё не то!

– Ну, так как же я буду ему писать? Ты подумай!

– Сейчас. Лошадкин… Кобылкин… Коренной…

– Коренников? – спросила генеральша.

– Никак нет. Пристяжкин… Нет, не то! Забыл!

– Так зачем же, черт тебя возьми, с советами лезешь, ежели забыл? – рассердился генерал.– Ступай отсюда вон!

Иван Евсеич медленно вышел, а генерал схватил себя за щеку и заходил по комнатам.

– Ой, батюшки! – вопил он.– Ой, матушки! Ох, света белого не вижу!

Приказчик вышел в сад и, подняв к небу глаза, стал припоминать фамилию акцизного:

– Жеребчиков… Жеребковский… Жеребенко… Нет, не то! Лошадинский… Лошадевич… Жеребкович… Кобылянский…

Немного погодя его позвали к господам.

– Вспомнил? – спросил генерал.

– Никак нет, ваше превосходительство.

– Может быть, Конявский? Лошадников? Нет?

И в доме, все наперерыв, стали изобретать фамилии. Перебрали все возрасты, полы и породы лошадей, вспомнили гриву, копыта, сбрую… В доме, в саду, в людской и кухне люди ходили из угла в угол и, почесывая лбы, искали фамилию…

Приказчика то и дело требовали в дом.

– Табунов? – спрашивали у него.– Копытин? Жеребовский?

– Никак нет,– отвечал Иван Евсеич и, подняв вверх глаза, продолжал думать вслух.– Коненко… Конченко… Жеребеев… Кобылеев…

– Папа! – кричали из детской.– Тройкин! Уздечкин!

Взбудоражилась вся усадьба. Нетерпеливый, замученный генерал пообещал дать пять рублей тому, кто вспомнит настоящую фамилию, и за Иваном Евсеичем стали ходить целыми толпами…

– Гнедов!– говорили ему.– Рысистый! Лошадицкий!

Но наступил вечер, а фамилия все еще не была найдена. Так и спать легли, не послав телеграммы.

Генерал не спал всю ночь, ходил из угла в угол и стонал… В третьем часу утра он вышел из дому и постучался в окно к приказчику.

– Не Меринов ли? – спросил он плачущим голосом.

– Нет, не Меринов, ваше превосходительство,– ответил Иван Евсеич и виновато вздохнул.

– Да, может быть, фамилия не лошадиная, а какая-нибудь другая!

– Истинно слово, ваше превосходительство, лошадиная… Это очень даже отлично помню.

– Экий ты какой, братец, беспамятный… Для меня теперь эта фамилия дороже, кажется, всего на свете. Замучился!

Утром генерал опять послал за доктором.

– Пускай рвет! – решил он.– Нет больше сил терпеть…

Приехал доктор и вырвал больной зуб. Боль утихла тотчас же, и генерал успокоился. Сделав свое дело и получив, что следует, за труд, доктор сел в свою бричку и поехал домой. За воротами в поле он встретил Ивана Евсеича… Приказчик стоял на краю дороги и, глядя сосредоточенно себе под ноги, о чем-то думал. Судя по морщинам, бороздившим его лоб, и по выражению глаз, думы его были напряженны, мучительны…

– Буланов… Чересседельников… – бормотал он.– Засупонин… Лошадский…

– Иван Евсеич! – обратился к нему доктор.– Не могу ли я, голубчик, купить у вас четвертей пять овса? Мне продают наши мужички овес, да уж больно плохой…

Иван Евсеич тупо поглядел на доктора, как-то дико улыбнулся и, не сказав в ответ ни одного слова, всплеснув руками, побежал к усадьбе с такой быстротой, точно за ним гналась бешеная собака.

Шестнадцатое февраля Классная работа

Рассказы Антоши Чехонте. «Лошадиная фамилия»

Словарная работа уезд - округ, часть губернии; акцизный – служащий учреждения по сбору налогов; хина - кора американского дерева, из которого выделяется аптечное снадобье

Задание: посчитайте все встретившиеся в рассказе «лошадиные фамилии»

Домашнее задание Найти и записать в тетради толкование слова «киносценарий». Перечитать рассказ «Хирургия»

Узнал что-то новое Не узнал ничего нового


Следуя традициям юмористической журналистики, Чехов пользовался множеством литературных псевдонимов. Всего у писателя было более сорока псевдонимов, а самый первый и самый популярный – Антоша Чехонте. Ряженые Двое в одном Радость Отвергнутая любовь Единственное средство Случаи mania grandiosa Исповедь На магнетическом сеансе Ушла В цирульне На гвозде Роман адвоката Что лучше? Благодарный Совет Крест Женщина без предрассудков Ревнитель Коллекция Баран и барышня Размазня Репка Ядовитый случай Патриот своего отечества Торжество победителя Умный дворник Жених Дурак Рассказ, которому трудно подобрать название Братец Филантроп Случай из судебной практики Загадочная натура Хитрец Рыцари без страха и упрека Верба Обер-верхи Вор Лист...

Издательство: "АРДИС"

Чехов Антон Павлович

Чехов (Антон Павлович) - один из самых выдающихся современных европейских писателей. Отец его был крепостным, но выбился из рядового крестьянства, служил в управляющих, вел собственные дела. Семья Чеховых - вообще талантливая, давшая нескольких писателей и художников. Чехов родился 17 января 1860 г. в Таганроге, там же окончил курс гимназии, затем поступил на медицинский факультет Московского университета и в 1884 г. получил степень врача, но практикой почти не занимался. Уже студентом начал (с 1879 г.) помещать, под псевдонимом Чехонте, мелкие рассказы в юмористических изданиях: "Стрекозе", "Будильнике", "Осколках" и других; затем перешел в "Петербургскую Газету" и "Новое Время". В 1886 г. вышел первый сборник его рассказов; в 1887 г. появился второй сборник - "В сумерках", который показал, что в лице Чехова русская литература приобрела новое, вдумчивое и тонко-художественное дарование. Под влиянием крупного успеха в публике и критике Чехов совершенно бросил свой прежний жанр небольших газетных очерков и стал по преимуществу сотрудником ежемесячных журналов ("Северный Вестник", "Русская Мысль", позднее "Жизнь"). Успех Чехова все возрастал; особенное внимание обратили на себя "Степь", "Скучная история", "Дуэль", "Палата № 6", "Рассказ неизвестного человека", "Мужики" (1897), "Человек в футляре", "В овраге"; из пьес - "Иванов", не имевший успеха на сцене, "Чайка", "Дядя Ваня", "Три сестры". Огромная популярность Чехова выразилась, между прочим, в том, что все сборники его произведений выдержали по многу изданий: "В сумерках" - 13 изданий, "Пестрые рассказы" - 14, "Хмурые люди" - 10, "Палата № 6" - 7, "Каштанка" - 7, "Рассказы" - 13 и т. д. В 1901 - 1902 годах А.Ф. Маркс издал полное собрание сочинений Чехова в 10 томах. То же собрание, дополненное новейшими произведениями, дается в качестве премии к "Ниве" 1903 г., которая, благодаря этому, приобрела небывало большое количество подписчиков. В 1890 г. Чехов совершил поездку на Сахалин. Вынесенные из этой поездки мрачные впечатления составили предмет целой книги: "Остров Сахалин" (1895). Позднее Чехов много путешествовал по Европе. Последние годы он, для поправления здоровья, постоянно живет в своей усадьбе под Ялтой, лишь изредка наезжая в Москву, где жена его, даровитая артистка Книппер, занимает одно из выдающихся мест в известной труппе московского "Литературно-художественного кружка" (Станиславского). В 1900 г., при первых же выборах в Пушкинское отделение Академии Наук, Чехов был избран в число почетных академиков. Литературную деятельность Чехова принято обыкновенно делить на две, совсем ничего общего между собой не имеющие, половины: период Чехова-Чехонте и позднейшую деятельность, в которой даровитый писатель освобождается от приспособления к вкусам и потребностям читателя мелкой прессы. Для этого деления есть известные основания. Несомненно, что Чехов-Чехонте в "юмористических" рассказах не стоит на высоте своей репутации первостепенного писателя. Публика, подписавшаяся в 1903 г. на "Ниву", чтобы ознакомиться основательно с Чеховым, испытывала даже после первых томов, расположенного в хронологическом порядке собрания его сочинений, известное разочарование. Если, однако, глубже и внимательнее присмотреться к рассказам Чехонте, то нетрудно и в этих наскоро набросанных эскизах усмотреть печать крупного мастерства Чехова и всех особенностей его меланхолического дарования. Непосредственной "юмористики", физиологического, так называемого "нутряного", смеха тут не очень-то много. Есть, правда, немало анекдотичности и даже прямого шаржа, вроде, например, "Романа с контрабасом", "Винта", "Смерти чиновника", "Драмы", "Капитанского мундира" и др. Но, за исключением разве только "Романа с контрабасом", едва ли есть у Чехонте хотя бы один рассказ, сквозь шарж которого ярко не пробивалась бы психологическая и жизненная правда. Не умрет, например, в действительности чиновник от того, что начальник в ответ на его чрезмерно-угодливые и надоедливые извинения за то, что он нечаянно плюнул в его сторону, в конце концов крикнул ему "пошел вон"; но забитость мелкого чиновника, для которого сановник - какое-то высшее существо, схвачено (в "Смерти чиновника") в самой своей основе. Во всяком случае, веселого в "юмористических" шаржах Чехонте очень мало: общий тон - мрачный и безнадежный. Перед нами развертывается ежедневная жизнь во всем трагизме своей мелочности, пустоты и бездушия. Отцы семейства, срывающие на близких всякого рода неприятности по службе и карточным проигрышам, взяточничество провинциальной администрации, интриги представителей интеллигентных профессий, грубейшее пресмыкательство пред деньгами и власть имущими, скука семейной жизни, грубейший эгоизм "честных" людей в обращении с "продажными тварями" ("Анюта", "Хористка"), безграничная тупость мужика ("Злоумышленник"), полное вообще отсутствие нравственного чувства и стремление к идеалу - вот та картина, которая развертывается перед читателем "веселых" рассказов Чехонте. Даже из такого невинного сюжета, как мечты о выигрыше 75 000 рублей ("Выигрышный билет"), Чехонте сумел сделать канву для тяжелой картины отношений размечтавшихся о выигрыше супругов. Прямо Достоевским отзывается превосходный рассказ "Муж", где на каких-нибудь 4 страничках во всем своем ужасе обрисована психология злобного, погрязшего в житейской скуке существа, испытывающего чисто физические страдания, когда он видит, что близкие ему люди способны забыться и на мгновение унестись в какой-то иной, радостный и светлый мир. К числу ранних рассказов Чехова относится и другой превосходный рассказ "Тоска", на этот раз не только мрачный, но и глубоко трогательный: рассказ о том, как старый извозчик, у которого умер взрослый сын, все искал, кому бы поведать свое горе, да никто его не слушает; и кончает бедный старик тем, что изливает душу пред лошадкой своей. Художественные приемы Чехонте столь же замечательны, как в позднейших произведениях Чехова. Больше всего поражает необыкновенная сжатость формы, которая до сих пор остается основной чертой художественной манеры Чехова. И до сих пор чеховские повести почти всегда и начинаются и кончаются в одной книжке журнала. Относительно "большие" вещи Чехова - например, "Степь" - часто представляют собой не что иное, как собрание отдельных сцен, объединенных только внешним образом. Чеховская сжатость органически связана с особенностями его способа изображения. Дело в том, что Чехов никогда не исчерпывает свой сюжет всецело и всесторонне. Будучи реалистом по стремлению давать неприкрашенную правду и имея всегда в запасе огромнейшее количество беллетристических подробностей, Чехов, однако, рисует всегда только контурами и схематично, то есть давая не всего человека, не все положение, а только существенные их очертания. Тэн у рассматриваемых им писателей старается уловить их faculte maitresse; Чехов это делает по отношению к каждому из своих героев и выдвигает в нем только то, что ему кажется в данном человеке характерным и преобладающим. Чехов почти никогда не дает целой биографии своих героев; он берет их в определенный момент их жизни и отделывается двумя-тремя словами от прошлого их, концентрируя все внимание на настоящем. Он рисует, таким образом, не столько портреты, сколько силуэты. Оттого-то его изображения так отчетливы; он всегда бьет в одну точку, никогда не увлекаясь второстепенными подробностями. Отсюда сила и рельефность его живописи, при всей неопределенности тех типов, которые он по преимуществу подвергает своему психологическому анализу. Если к этому прибавить замечательную колоритность чеховского языка, обилие метких и ярких слов и определений, то станет очевидным, что ему много места и не нужно. По художественной манере особое место занимает театр Чехова. Как и повествовательные его произведения, драматическая деятельность Чехова распадается на два периода. Сначала он написал несколько истинно веселых вещей, из которых не сходят со сцены "Медведь" и "Предложение". Серьезные пьесы второго периода создались под несомненным влиянием Ибсена. Это пьесы "настроения" по преимуществу, в которых соответствующая игра актеров имеет почти решающее значение. "Три сестры", например, в чтении совершенно не понравились и местами даже возбуждали смех. Таковы, в чтении постоянные комические восклицания сестер: "В Москву, в Москву", точно съездить в Москву и даже поселиться в ней - Бог весть какое счастье. Но в постановке московской труппы Станиславского "Три сестры" произвели огромнейшее впечатление, потому что те самые мелочи, часто даже простые ремарки, которые в чтении не замечаются и пропадают, были ярко подчеркнуты замечательно вдумавшейся в намерения автора труппой, и зрителю сообщалось авторское настроение. Даже пресловутое "В Москву, в Москву" превратилось в нимало не смешной символ стремления уйти из постылой действительности. "Дядя Ваня" производит и в чтении сильное впечатление, но сценическое исполнение значительно усиливает общий эффект пьесы и в особенности завершительное впечатление беспросветной тоски, в которую погружается "дядя Ваня" по отъезде гостей. Существенным отличием Чехова-Чехонте от Чехова второго периода является сфера наблюдения и воспроизведения. Чехонте не шел дальше мелочей обыденного, заурядного существования тех кругов общества, которые живут элементарной, почти зоологической жизнью. Но когда критика подняла самосознание молодого писателя и внушила ему высокое представление о благородных сторонах его тонкого и чуткого таланта, он решил подняться в своем художественном анализе, стал захватывать высшие стороны жизни и отражать общественные течения. На общем характере этого позднейшего творчества, начало которого можно отнести к появлению "Скучной истории" (1888), ярко сказалась та мрачная полоса отчаяния и безнадежной тоски, которая в 80-х годах охватила наиболее чуткие элементы русского общества. Восьмидесятые годы характеризуются сознанием русской интеллигенции, что она совершенно бессильна побороть косность окружающей среды, что безмерно расстояние между ее идеалами и мрачно-серым, беспросветным фоном живой русской действительности. В этой живой действительности народ еще пребывал в каменном периоде, средние классы еще не вышли из мрака "темного царства", а в сферах направляющих резко обрывались традиции и настроения "эпохи великих реформ". Все это, конечно, не было чем-нибудь особенно новым для чутких элементов русского общества, которые и в предшествующий период семидесятых годов сознавали всю неприглядность тогдашней "действительности". Но тогда русскую интеллигенцию окрылял особенный нервный подъем, который вселял бодрость и уверенность. В 80-х годах эта бодрость совершенно исчезла и заменилась сознанием банкротства пред реальным ходом истории. Отсюда нарождение целого поколения, часть которого утратила самое стремление к идеалу и слилась с окружающей пошлостью, а часть дала ряд неврастеников, "нытиков", безвольных, бесцветных, проникнутых сознанием, что силу косности не сломишь, и способных только всем надоедать жалобами на свою беспомощность и ненужность. Этот-то период неврастенической расслабленности русского общества и нашел в лице Чехова своего художественного историка. Именно историка: это очень важно для понимания Чехова. Он отнесся к своей задаче не как человек, который хочет поведать о глубоко его волнующем горе, а как посторонний, который наблюдает известное явление и только заботится о том, чтобы возможно вернее изобразить его. То, что принято у нас называть "идейным творчеством", то есть желание в художественной форме выразить свое общественное миросозерцание, чуждо Чехову и по натуре его, слишком аналитической и меланхолической, и по тем условиям, при которых сложились его литературные представления и вкусы. Не нужно знать интимную биографию Чехова, чтобы видеть, что пору так называемого "идейного брожения" он никогда не переживал. На всем пространстве его сочинений, где, кажется, нет ни одной подробности русской жизни так или иначе не затронутой, вы не найдете ни одного описания студенческой сходки или тех принципиальных споров до бела дня, которые так характерны для русской молодежи. Идейной стороной русской жизни Чехов заинтересовался уже в ту пору, когда восприимчивость слабеет и "опыт жизни" делает и самые пылкие натуры несколько апатичными в поисках миросозерцания. Став летописцем и бытописателем духовного вырождения и измельчания нашей интеллигенции, Чехов сам не примкнул ни к одному определенному направлению. Он одновременно близок и к "Новому Времени", и к "Русской Мысли", а в последние годы примыкал даже всего теснее к органу крайней левой нашей журналистики, недобровольно прекратившему свое существование ("Жизнь"). Он относится безусловно насмешливо к "людям шестидесятых годов", к увлечению земством и т. д., но у него нет и ни одной "консервативной" строчки. В "Рассказе неизвестного человека" он сводит к какому-то пустому месту революционное движение, но еще злее выставлена в этом же рассказе среда противоположная. Это-то общественно-политическое безразличие и дает ему ту объективную жестокость, с которой он обрисовал российских нытиков. Но если он не болеет за них душой, если он не мечет громов против засасывающей "среды", то он относится вместе с тем и без всякой враждебности к тому кругу идей, из которых исходят наши гамлеты, пара на грош. Этим он существеннейшим образом отличается от воинствующих обличителей консервативного лагеря. Если мы для иллюстрации способа отношения Чехова к обанкротившимся интеллигентам 80-х годов возьмем наиболее популярный тип этого рода - Иванова из драмы того же названия - какое мы вынесем впечатление? Во всяком случае, не то, что не следует быть новатором, не следует бороться с рутиной и пренебрегать общественными предрассудками. Нет, драма только констатирует, что таким слабнякам как Иванов, новаторство не по силам. Сам Иванов проводит параллель между собой и работником Семеном, который хотел похвастать пред девками силой, взвалил на себя два огромнейших мешка и надорвался. Ту же неумолимую жесткость, но лишенную всякой тенденциозной враждебности, Чехов проявил и в своем отношении к народу. В русской литературе нет более мрачного изображения крестьянства, чем картина, которую Чехов набросал в "Мужиках". Ужасно полное отсутствие нравственного чувства и в тех вышедших из народа людях, которые изображены в другом рассказе Чехова - "В овраге". Но рядом с ужасным Чехов умеет улавливать и поэтические движения народной жизни, - и так как одновременно Чехов в самых темных красках рисует "правящие классы", то и самый пламенный демократизм может видеть в беспощадной правде Чехова только частное проявление его пессимистического взгляда на людей. Художественный анализ Чехова как-то весь сосредоточился на изображении бездарности, пошлости, глупости российского обывателя и беспросветного погрязания его в тине ежедневной жизни. Чехову ничего не стоит уверять нас в "Трех сестрах", что в стотысячном городе не с кем сказать человеческого слова и что уход из него офицеров кавалерийского полка оставляет в нем какую-то зияющую пустоту. Бестрепетно заявляет Чехов в "Моей жизни" устами своего героя: "Во всем городе я не знал ни одного честного человека". Двойной ужас испытываешь при чтении превосходного психологически-психиатрического этюда "Палата № 6": сначала - при виде тех чудовищных беспорядков, которые в земской больнице допускает герой рассказа, бесспорно, лучший человек во всем городе, весь погруженный в чтение доктор Андрей Ефимович; затем, когда оказывается, что единственный человек с ясносознанными общественными идеалами - это содержащийся в палате № 6 сумасшедший Иван Дмитриевич. А какое чувство беспросветной тоски должно нас охватить, когда мы знакомимся с интимной жизнью профессора, составляющей содержание "Скучной истории". Ее герой - знаменитый профессор, не только сообщающий своим слушателям специальные сведения, но и расширяющий их умственный горизонт широкими философскими обобщениями, человек чутко относящийся к задачам общественно-политической жизни, друг Кавелина и Некрасова, идеально-бескорыстный и самоотверженный в сношениях со всеми, кому приходится иметь с ним дело. Если судить по внешним признакам, то одной этой фигуры достаточно, чтобы поколебать убеждение в безграничности пессимизма Чехова. Но в том-то и дело, что за внешней заманчивостью кроется страшная внутренняя драма; тем-то история и "скучная", что жизнь знаменитого профессора, как он сам чувствует, дала в результате нуль. В семейной жизни его заела пошлость и мещанство жены и дочери, а в своей собственной духовной жизни он с ужасом открывает полное отсутствие "общей идеи". И выходит таким образом, что вполне порядочный человек - либо сумасшедший, либо сознающий бесцельность своей жизни. А рядом торжествуют хищники и себялюбцы - какая-нибудь мещаночка в "Трех сестрах", жена, дочь и зять профессора в "Скучной истории", злая Аксинья "В овраге", профессорская чета в "Дяде Ване", Треплев и его возлюбленная в "Чайке" и множество других им подобных "благополучных россиян". К ним примыкают и просто люди со сколько-нибудь определенными стремлениями, как, например, превосходнейший тип "Человека в футляре" - учитель гимназии Беликов, который весь город заставил делать разные общественные гадости только тем, что решительно ставил свои требования; брезгливые "порядочные" люди подчинялись ему, потому что не хватало силы характера сопротивляться. Есть, однако, пессимизм и пессимизм. Нужно разобраться и в чеховском пессимизме, нужно отделить его не только от того расхожего пессимизма, который, насмешливо относясь к "идеальничанью", граничит с апофеозом буржуазного "благоразумия", но даже, например, от пессимизма таких писателей как Писемский или многие из французских реалистов. У последних одно только злое и, главное, спокойное констатирование, а у Чехова все же чувствуется какая-то глубокая тоска по чему-то хорошему и светлому. Было время, когда Чехова обвиняли в глубоком равнодушии. Н.К. Михайловский ярче всех формулировал этот упрек, сказав, что Чехов с одинаковым хладнокровием "направляет свой превосходный художественный аппарат на ласточку и самоубийцу, на муху и слона, на слезы и на воду". Но пора этих упреков теперь более или менее миновала. Тот же Н.К. Михайловский усмотрел с "Скучной истории" некоторую "авторскую боль". Теперь едва ли многие станут спорить против того, что если у Чехова и нет определенного общественного миросозерцания, то у него, все-таки, есть несомненная тоска по идеалу. Он, несомненно, потому все критикует, что у него очень большие нравственные требования. Он не создает положительных типов, потому что не может довольствоваться малым. Если, читая Чехова, и приходишь в отчаяние, то это все-таки отчаяние облагораживающее: оно поселяет глубокое отвращение к мелкому и пошлому, срывает покровы с буржуазного благополучия и заставляет презирать отсутствие нравственной и общественной выдержки. Чехов А.П. умер 1 июля 1904 года. Ср. (Евгений Соловьев) "Книга о Горьком и Чехове"; Арсеньев "Критические этюды"; Батюшков "Критические очерки"; Вогюэ в "Revue d. deux Mondes" (1902, I) и по-русски брошюра (М., 1902); "Очерки о Чехове" (СПб., 1903); Волынский "Борьба за идеализм"; Гольцев "Литературные очерки"; Меньшиков "Критические очерки"; Мережковский, в "Северном Вестнике" (1888, 11); Михайловский "Сочинения" (том VI) и "Русское Богатство" (1900, 4 и 1902, 2); Овсянико-Куликовский "Вопросы психологии творчества" (СПб., 1902); Протопопов, в "Русской Мысли" (1892, 6); Скабичевский "Сочинения" и "Русская Мысль" (1899, № 4, 5 и 1901, № 11); "На разные темы"; Всеволод Чешихин "Современное общество в произведениях Боборыкина и Чехова" (Одесса, 1894). С. Венгеров.

Рассказы Антоши Чехонте

Урок-викторина в 5 классе.

Цель:

  • выявление разницы между юмором и сатирой, а также их общие черты на примере ранних рассказов А.П. Чехова;
  • более глубокое знакомство с творчеством писателя;
  • развитие творческих способностей учащихся.

Формируемые УУД:

Личностные: формирование мотивации познавательного интереса, навыков анализа текста, юмористического отношения к некоторым жизненным ситуациям.

Познавательные : умение проводить исследование текста.

Коммуникативные : формирование ситуации сотрудничества.

Регулятивные: формирование ситуации рефлексии -синквейна; умение выбирать нужную информацию из прочитанного текста.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал

Предварительная работа: прочесть рассказы «Толстый и тонкий», « Пересолил», «Злоумышленник», «Лошадиная фамилия»; подготовить инсценировку фрагмента рассказа(по выбору учащихся)

Ход урока:

Организационный момент .

Команды (2 или более) занимают свои места. Жеребьевка по определению названий. Одна команда - «Стрекоза», вторая - «Будильник».

Почему такие названия? (Это названия журналов, в которых Чехов публиковал свои ранние рассказы)

Запись темы урока. Постановка задач.

Как подписывал свои ранние рассказы А.П. Чехов? (Человек без селезенки, Всего известно свыше 50 чеховских псевдонимов

В указателе псевдонимов Чехова встречаются такие: А.П.; Антоша; Антоша Чехонте; А-н Ч-те; Ан. Ч.; Ан, Ч-е; Анче; Ан. Че-в; А.Ч; А. Че; А. Чехонте; Г. Балдастов; Макар Балдастов; Брат моего брата; Врач без пациентов; Вспыльчивый человек; Гайка № 6; Гайка №9; Грач; Дон-Антонио Чехонте; Дяденька; Кисляев; М. Ковров; Крапива; Лаэрт; Прозаический поэт; полковник Кочкарев, Пурселепетанов; Рувер; Рувер и Ревур; С. Б. Ч.; Улисс; Ц; Ч. Б С.; Ч. без С.; Человек без селезенки; Ч. Хонте; Шампанский; Юный старец; «...въ»; Z.Юмористические подписи и псевдонимы Чехова: Акакий Тарантулов, Некто, Шиллер Шекспирович Гете, Архип Индейкин; Василий Спиридонов Сволачев; Известный; Индейкин; Н. Захарьева; Петухов; Смирнова.)

Первое место в ряду использованных писателем псевдонимов занимает подпись Антоша Чехонте. Он стал основным псевдонимом Чехова-юмориста. Именно с этой подписью молодой студент-медик рассылал в юмористические журналы свои первые произведения. Поэтому и тему нашего урока мы назовем «Рассказы Антоши Чехонте»

Постановка задач урока совместно с детьми.

Конкурс «Биография писателя»

(ответы сопровождаются показом слайдов)

В каком городе родился А.П. Чехов? (Таганрог)

В каком городе-курорте есть дом-музей Чехова? (Ялта)

Сколько детей было в семье Чеховых? (6: 4 брата и 2 сестры, но одна девочка умерла во младенчестве)

Как звали братьев и сестру Чехова? (старшие братья - Александр и Николай, младшие - Иван, Михаил, сестра Мария).

Отец писателя, Павел Егорович Чехов, был владельцем бакалейной лавки. А чем он торговал?

Литература - это вторая профессия Чехова, его увлечение. А кем был Антон Павлович по своей основной профессии? (Врачом)

В каких журналах Чехов публиковал свои первые рассказы? («Стрекоза», «Будильник», «Осколки», «Зритель»)

Откуда взялся псевдоним Антоша Чехонте? (В таганрогской гимназии учитель Закона Божьего Покровский любил давать ученикам прозвища. Однажды он развернул классный журнал и произнёс: « Антоша Чехонте!» Прозвище стало псевдонимом молодого Чехова).

Рассказы были короткие. По условиям юмористического журнала рассказ не должен был превышать …. строк. (100 строк)

Закончите фразу: « Краткость - …. (сестра таланта)

Проверка домашнего задания.

а)Дома вы выполняли задание из рабочей тетради к рассказу «Хирургия». Как вы ответили на вопрос « Изображение героев в смешном виде»? (Юмор)

Работа с понятием «сатира». Сатира - высмеивание недостатков.

б) представление учащимися инсценировок.

В рассказах, которые вы готовили к постановке, какие черты сатиры вы увидели?

Конкурс «Внимательный читатель»

Прочитав строки из произведения, назовите рассказ.

1.«Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приехал на станцию «Гнилушки». До усадьбы, куда он был вызван для межевания, оставалось ещё проехать на лошадях вёрст тридцать - сорок».(«Пересолил»)

2.«...На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля...» («Толстый и тонкий»)

3.«...Приказчик стоял на краю дороги и, глядя сосредоточенно себе под ноги, о чем-то думал. Судя по морщинам, бороздившим его лоб, и по выражению глаз, думы его были напряженны, мучительны». («Лошадиная фамилия»)

4. «— Отец диакон велели водку с хреном прикладывать — не помогло. Гликерия Анисимовна, дай бог им здоровья, дали на руку ниточку носить с Афонской горы да велели теплым молоком зуб полоскать, а я, признаться, ниточку-то надел, а в отношении молока не соблюл: бога боюсь, пост...

— Предрассудок... (пауза). Вырвать его нужно, Ефим Михеич!»(«Хирургия»)

Конкурс «Чей портрет?»

Назовите героя и рассказ.

а) Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видимые из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже не чесанных волос, что придает ему еще большую, паучью суровость. Он бос. (Денис Григорьев, «Злоумышленник»).

б) В приемную входит высокий, коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху. Он ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором. (Дьячок Вонмигласов, «Хирургия»).

Конкурс «По домам»

Распределить персонажей по «своим» рассказам.

Фельдшер Курятин, дьячок Вонмигласов («Хирургия»)

Судебный следователь, Денис Григорьев («Злоумышленник»)

Луиза, урожденная Ванценбах; Миша, Нафанаил, Порфирий («Толстый и тонкий)

Приказчик Иван Евсеич, генерал-майор Булдеев («Лошадиная фамилия»)

Глеб Гаврилович Смирнов, извозчик Клим («Пересолил»)

Конкурс «Всякая всячина»

Какой адрес написал Ванька Жуков на письме? (на деревню дедушке)

Каково было цирковое имя Каштанки? (Тетка)

Конкурс «Юмор или сатира?»

Привести примеры юмора и сатиры из прочитанных вами дома рассказов Чехова.

Что высмеивает А.П. Чехов в своих рассказах? (глупость, чинопочитание, непрофессионализм)

Подведение итогов. Рефлексия.

Написать синквейн.

Примерные ответы.