Цветаевой марины дом музей культурный центр. Дом-музей Марины Цветаевой. Годы жизни в Борисоглебском переулке

Поклонники творчества великой поэтессы Марины Цветаевой, конечно же, знают о ней все. Время от времени они посещают ее жилище, чтобы еще раз взглянуть на те мелочи, которыми она пользовалась в повседневной жизни. Сегодня организован в Марины Цветаевой. Он является государственным и российской столицы.

Информация о музее

Он располагается по адресу: Борисоглебский переулок, дом 6. Дом-музей Цветаевой в Москве в разные дни недели работает по разному графику. По понедельникам здесь выходной, по вторникам, средам, пятницам, а также в субботу и воскресенье центр работает с полудня до 7 вечера, в четверг - на 2 часа дольше, то есть до 21.00. Последняя пятница месяца также является выходным днем.

Открытие

Музей Марины Цветаевой в Москве, который является был открыт в 1992 году в день 100-летия поэтессы. Идея основать такой культурный центр принадлежит как общественным организациям, так и частным лицам, в частности Д. Лихачёву. Благодаря экспозиции музея мы узнаем о жизни и быте членов семьи поэтессы и самой Марины Ивановны. В здании музея также находится русский и зарубежный ее архивы, научная библиотека, "кафе поэтов" и концертный зал, где проводятся литературные вечера. С 2016 г. Е. И. Жук была назначена директором музея Цветаевой в Москве.

История

В этом доме великая поэтесса жила в годы своей молодости - с 1914 по 1922-й. С ней здесь проживали и другие члены ее семьи. Этот дом был построен в середине 19 века, в 1862 году, в архитектурном стиле классицизма. У него было 2 этажа, на которых размещались 4 квартиры. Позже под одним и тем же адресом было построено еще несколько строений (четыре жилых дома и хозяйственные постройки), которые объединялись зеленым двором, в углу которого имелся колодец. Все это находилось за чугунными воротами. Доходный дом, в котором снимала жилье семья Цветаевых, имел своеобразную архитектуру, особенно в интерьере: множество лестниц, узкие коридорчики, уютные комнаты и т. д. Те, кто собирается в музей Цветаевой в Москве, могут увидеть это собственными глазами.

Годы жизни в Борисоглебском переулке

М. И. Цветаева, ее муж С. Я. Эфрон и дочь Аля поселились здесь в начале осени 1914 года. Они жили очень тихо и мирно. В 1915-м Марина Ивановна познакомилась с Софьей Парнок - поэтессой, а еще через год с Мандельштамом, у которого сразу же после знакомства вспыхнули к ней чувства. Ее муж либо ничего не замечал, либо делал вид. Он боготворил свою жену.

1916 год был очень плодотворным для поэтессы. Ее стихи ежемесячно печатались в «Северных записках». Этот период был также самым счастливым в ее жизни. Она после рождения дочери расцвела по-особенному, носила платья в пол, украшая их аксессуарами из янтаря и аметиста.

Но идиллия ее семьи была разрушена войной и революцией, которые несли за собой голод, нищету, холод. В апреле 1917 года она родила вторую дочь, которую родители назвали Ириной. В январе 1918 г. муж поэтессы Эфрон уходит добровольцем в армию и пропадает на несколько лет. Дом, в котором они жили и который сегодня является музеем Цветаевой в Москве, превращается в общежитие. Им оставляют несколько комнат и кухню.

Чтобы обеспечить дочек теплом, Марина Ивановна вынуждена рубить всю мебель: стулья, шкафы, полки. Все вместе они устраиваются на зиму в кухне, чтобы хоть как-то согреться. Она меняет любимый рояль на муку низкого сорта, из которой варит кашу. Бумаги для творчества ей не хватает, и она начинает записывать свои сочинения на обоях. В какой-то момент Марина Цветаева, думая о своих невинных крошках, отдает их в Кунцевский приют. Это решение ей дается с трудом, но ведь так они будут хотя бы накормлены. Но маленькая Ирина, оставшись без материнского присмотра, умирает.

В 1921 г. поэтесса узнает, что ее муж жив и он находится в Стамбуле (Константинополе). В то же время до нее доходит весть о смерти Блока и Гумилева. Через год, забрав Алю из приюта, она уезжает за границу.

За годы советской власти этот в прошлом симпатичный дом оставался большой коммунальной квартирой. Естественно, никто за ним не ухаживал, и он все ветшал и ветшал, разрушался, в итоге потерял свой былой облик. Для властей он не представлял какой-либо культурно-исторической ценности. В 1930-м даже шли разговоры о его сносе. Потом была Отечественная война, и об этом и речи не могло быть. В 1979 году вновь заговорили о том, что дом, в котором когда-то жила М. Цветаева, должен быть снесен. Было вынесено официальное решение, жильцов выселили, выключили воду и электричество. И вот одна из жильцов, а именно Надежда Катаева-Лыткина отказалась съезжать оттуда, и процесс пришлось приостановить. Дом был спасен.

Идея о создании музея Цветаевой в Москве

В годы перестройки несколько общественных организаций стали бороться за то, чтобы у великой русской поэтессы был собственный музей, и лучшего места для этого, чем дом, в котором прошли ее самые счастливые годы, невозможно было найти. Однако идею эту получилось осуществить только после распада Советского Союза в 1992 году.

Дом-музей Марины Цветаевой в Москве (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

Дом-музей Марины Цветаевой в Москве расположился в симпатичном двухэтажном особняке, построенном в стиле русского классицизма, в Борисоглебском переулке. Поэтесса жила здесь с семьей с 1914 по 1922 гг., до самого отъезда в эмиграцию в Европу. Пережив трудные годы советской власти, в течение которых мемориальной квартире неоднократно грозило уничтожение, обитель Цветаевых вопреки всему была сохранена стараниями подвижников. Сегодня это одно из самых замечательных цветаевских мест России, очаровывающее своей достоверностью, камерностью, особой интимностью и сокровенным уютом семьи любящих друг друга талантливых людей.

Немного истории

Марина Цветаева поселилась в особняке в Борисоглебском переулке в сентябре 1914 г. с мужем, Сергеем Эфроном, и старшей дочерью. Тихая семейная жизнь в атмосфере обожания сочеталась с продуктивным литературным творчеством и регулярными публикациями в прессе. Однако с приходом Февральской, а затем и Октябрьской революции 1917 г. спокойствие заканчивается: в Москву приходят голод, холод и нищета, Сергей Эфрон уезжает в добровольческую армию в Ростов-на-Дону и на несколько лет пропадает из вида, а особняк переоборудуют под общежитие. Позже умирает младшая дочь поэтессы, и в 1922 г. Цветаева уезжает в эмиграцию. В советский период дом занимали обычные коммунальные квартиры, и в 1979 г. было принято постановление о его сносе с расселением жильцов. Однако единственный человек отказался съехать, защищая мемориальный особняк, - благодаря Н. И. Катаевой-Лыткиной он и был сохранен, а в 1990 г. превратился в Культурный центр «Дом поэта М. И. Цветаевой».

Комната Сергея Эфрона расположена на последнем этаже дома. Ее Цветаева называла «чердачный дворец мой».

Что посмотреть

Сегодня культурный центр Цветаевой полностью занимает дом № 6 по Борисоглебскому переулку. Войдя, попадаешь в гостиную с потолочным окном, благодаря которому комната буквально купается в солнечном свете. Здесь стоит обратить внимание на прекрасный камин, старинные напольные часы и ампирную мебель.

Проходя вглубь квартиры, вы увидите рояль с этажеркой и книжным шкафом - предшественник инструмента был выменян Цветаевой на пуд муки в голодные годы. «Пахнущая Родиной и Розой» комната Цветаевой выходит во двор и хранит множество раритетных предметов: фотографии семьи и близких друзей, акварели и копии рукописных страниц поэта. В самой большой комнате квартиры - детской - вы увидите мемориальные вещи: туалетный столик с зеркалом, киот с иконами и кровать, а в комнате Сергея Эфрона, которую Цветаева называла «чердачный дворец мой», - дорожные кофры и чемоданы, наборный столик, диван и чучело ястреба.

В музее регулярно проводятся тематические выставки, посвященные семьям Цветаевых и Эфронов.

Дом-музей Марины Цветаевой в Москве

Практическая информация

Адрес: Москва, Борисоглебский пер., 6 стр. 1. Веб-сайт

Время работы: с 12:00 до 18:00, в летний период - до 19:00. По четвергам музей открыт до 20:00 и до 21:00, соответственно. Выходной - понедельник и последняя пятница месяца.

Музей открыт в 1992 году - в столетие со дня рождения М. И. Цветаевой.

Музей во многом обязан своему открытию общественным организациям и частным лицам, в особенности Д. Лихачёву . Экспозиция музея рассказывает о жизни поэтессы и её семьи. В здании также располагаются Архив Русского Зарубежья, Научная библиотека, Концертный зал и «Кафе поэтов».

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В январе 1918 года Эфрон уезжает в Ростов , где собиралась Добровольческая армия . Связь с ним теряется на несколько лет. Началось самое трудное время в жизни Цветаевой. Дом превращают в общежитие. Поэтесса рубит стулья и шкафы на дрова, семья перебирается на кухню - самое тёплое место в доме. Рояль Цветаева обменяла на пуд чёрной муки, варит кашу на воде, пустые похлёбки в самоваре. Не удалось Марине Ивановне и устроиться на работу - служба в Наркомнаце оказалась выше её сил. Чтобы экономить бумагу, Марина Цветаева даже писала на обоях. Из-за безысходности положения Цветаева была вынуждена даже отдать дочерей в Кунцевский приют, потому что их нечем было прокормить. В 1920 году в этом приюте умирает дочь Ирина.

    В 1921 году Марина Цветаева узнаёт, что муж жив и находится в Константинополе . Но удар приходит с другой стороны - умирает Блок , расстрелян Гумилёв . Эти события сильно подействовали на Марину Ивановну, поскольку она очень любила этих поэтов. И в 1922 году Цветаева вместе с дочерью Алей уезжает за границу.

    Все советские годы дом оставался коммуналкой. Постепенно он ветшал, разрушался, терял свой неповторимый облик. Ремонтировать дом никто не собирался - никакой культурно-исторической ценности для властей он не представлял, всего лишь коммуналка, которых по Москве десятки тысяч. Уже к концу 1930-х годов обсуждался вопрос о сносе дома, однако планам властей помешала Великая Отечественная война . И в течение войны, и ещё много лет после неё дом так и оставался обычной московской коммуналкой, о ремонте которой никто даже и не думал.

    В 1979 году снова встаёт вопрос о сносе дома. На этот раз было вынесено официальное решение, которое должно было быть исполнено. Уже даже выселили жильцов, выключили воду, электричество. На этот раз дом спасает жилец дома Надежда Ивановна Катаева-Лыткина, которая просто-напросто отказалась съезжать.

    В течение нескольких лет Надежда Ивановна в промерзающем насквозь, полуразрушенном, аварийном доме сохраняет культурное наследие для потомков, твёрдо веря, что наступит время, когда дом снова «оживёт». За судьбу дома была открыта самая настоящая борьба в лице властей - с одной стороны и в лице общественности - с другой. Многие деятели науки и культуры, при поддержке широких слоёв общественности, настаивали не просто на сохранении здания, а на создании музея в доме № 6 по Борисоглебскому переулку.

    Создание музея

    Энтузиазм и старания граждан увенчались успехом. Дом был сохранён, а решением Президиума совета фонда культуры под председательством академика Лихачёва от 1 ноября 1990 года был официально зарегистрирован новый объект - Культурный центр Дом поэта М. И. Цветаевой.

    В годовщину пятидесятилетия смерти Марины Цветаевой - 31 августа 1991 года - на фасаде дома № 6 была торжественно открыта мемориальная табличка «В этом доме в 1914-1922 гг. жила Марина Цветаева». Официальное открытие Культурного центра «Дом-музей М. И. Цветаевой» состоялось в 1992 году 12 сентября - в год столетия со дня рождения поэта. Научным руководителем музея была назначена Н. И. Катаева-Лыткина, которая оставалась им до своей смерти в 2001 году.

    Планировка музея

    На первом этаже здания находятся кассы, а также несколько выставочных залов, где проходят временные выставки. Ранее эти залы принадлежали соседям Марины Ивановны по дому.

    На цокольном этаже располагается гардероб и киоск, где можно приобрести книги, связанные с жизнью и творчеством поэтессы. На втором этаже в первой комнате находятся рукописи и фотографии Цветаевой и её близких людей. Следующие залы воспроизводят интерьеры комнат, которые занимала семья Цветаевой.

    Третий этаж - это маленькие уютные помещения с очень невысокими потолками. На этом этаже несколько комнат воспроизводят интерьеры комнат, в которых жили Эфрон, Цветаева и их дети. Остальные комнаты выступают в роли выставочных залов, в которых находятся мемориальные вещи, подлинные письма и фотографии, принадлежавшие семье Цветаевой. Отдельный зал рассказывает о службе Эфрона в Белой армии.

    Коллекция музея

    В коллекции музея есть мемориальные вещи, принадлежавшие Цветаевой и её семье. Это фотографии и небольшие письма, книги, принадлежавшие Марине Цветаевой, её мужу - Сергею Эфрону, отцу - Ивану Владимировичу Цветаеву.

    В доме располагается не только мемориальная квартира, но и Архив Русского Зарубежья, в котором хранятся рукописи и фотографии Бунина, Куприна, Мережсковского, Гиппиус, Милюкова, Ремизова и др. Также в Архиве хранятся архивные материалы: личные фонды Адамовича, Алданова. Содержатся также афиши, буклеты, периодические издания, книги 20-40-х годов XX века.

    Архив обработан, каталогизирован и открыт для посещения исследователей и научных работников. В Доме есть библиотека, в которой собраны книги на многих языках, связанные с именем Марины Цветаевой и её семьи.

    Мероприятия

    Музей проводит раз в два года Международные Цветаевские конференции и Культурологические чтения.

    Для авторских вечеров писателей и поэтов, торжественных вечеров, презентаций книг и научных трудов, встреч с музыкантами и художниками существует уютный, с особой атмосферой, Концертный зал. Существует и выставочный зал, где проводятся профильные и художественные выставки. Для заседаний «Общества любителей русской словесности» и поэтического объединения «Магистраль» существует специальный зал, называемый «Кафе поэтов».

    В Москве стал памятным местом столицы, которое интересно как поклонникам творчества одной из самых талантливых поэтесс Серебряного века русской культуры, так и всем, кому дорога история России. Восьмилетнее проживание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона с дочерьми в этом доме в страшную эпоху войн и революций стало переломным периодом в её творчестве и в судьбе всей семьи.

    В особняке в Борисоглебском переулке близ с 1914 по 1922 год прошли сперва несколько самых счастливых, а затем самых тяжёлых и горьких лет существования молодой семьи. Эфрон и Цветаева сняли квартиру на втором этаже этого здания, когда Марине был 21 год. В этот период она добилась признания как поэт, встречалась в этой квартире с друзьями и единомышленниками, испытала бедствия и тяготы голодных послереволюционных лет, потеряв младшую дочь. Отсюда в 30-летнем возрасте Цветаева была вынуждена эмигрировать за границу.

    История здания и музея

    Здание в стиле московского классицизма на четыре квартиры было построено в Борисоглебском переулке в 1862 году. Оно сочетало в себе черты городской усадьбы и доходного дома, отличаясь необычностью планировки: причудливые внутренние лестницы и коридорчики, окна в самых неожиданных местах, жилой чердак. Всё это придавало постройке особое очарование и уют. Расположенный в самом сердце Москвы, этот особняк был выбран для проживания Мариной Цветаевой после долгих поисков и пользовался её любовью.

    Квартира номер 3 состояла из 8 комнат, которые были обставлены с заботой и фантазией. Семейное гнёздышко Эфронов стало комфортным пристанищем для друзей и близких. Здесь бывали Софья Парнок, и многие другие. Во время разрухи 1918-1922 года Марине Ивановне пришлось расстаться с большей частью антикварных вещей и редкостей, сжечь мебель. С дочерьми Ариадной и Ириной она ютилась в кухне в холодное время года. Сергей Эфрон в это время воевал с большевиками в Добровольческой армии, вестей о нём не было.

    В советские годы здание начало ветшать, перенесло неудачный ремонт, заметно упростивший внешнее и внутреннее убранство. В 1979 году после постановления властей о сносе здания его спасла от уничтожения жилица Н. И. Катаева-Лыткина, отказавшаяся выезжать из своей квартиры. Вместе с ней за спасение цветаевского наследия боролись академик Д. С. Лихачёв и другие деятели культуры. В 1991 году на доме была установлена мемориальная плита, а в 1992-м он получил статус музея. В наши дни здание музея является архитектурным памятником и охраняется государством.

    Современная деятельность музея

    Режим работы

    Вт: 12.00 - 19.00
    Ср: 12.00 - 19.00
    Чт: 12.00 - 21.00
    Пт: 12.00 - 19.00
    Сб: 12.00 - 19.00
    Вс: 12.00 - 19.00

    Выходные дни

    Понедельник, Последняя пятница месяца

    Стоимость билетов

    От 100 руб. до 200 руб. в зависимости от категории посетителя и программы посещения.
    Фото- и видеосъемка оплачивается дополнительно.

    Правила посещения

    Стандартные

    Дополнительная информация

    Возможность приобрести билеты онлайн.

    ДОМ-МУЗЕЙ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ В МОСКВЕ: К 120- летию поэта

    Борисоглебский переулок , названный по имени церкви святых Бориса и Глеба,дом №6. Здесь в 1862 году был построен доходный дом на четыре квартиры. Квартиру №3 с 1914 по 1922 годы арендовала Марина Цветаева. Именно в этом доме 20 лет назад открылся

    московский музей Цветаевой. Его экспозиция посвящена жизни и творческому наследию поэта. Большая часть экспонатов поступила сюда из архивов Русского зарубежья. Всего в коллекции музея хранится более 22 000 единиц хранения, среди которых автографы стихов Цветаевой, ее личные вещи, фотографии, документы.


    "Дверь открывается - вы в комнате с потолочным окном - сразу волшебно! Справа - камин… Я так вдруг обрадовалась… Я уже в этой комнате почувствовала, что это - мой дом. Понимаешь? Совсем ни на что не похож. Кто здесь мог жить? Только я! Марина Цветаева

    предлагаем вашему вниманию виртуальную экскурсию по музею


    сайт

    Гостиная

    ВНИМАНИЕ: все материалы сайта

    В первую комнату, соединявшую гостиную и столовую, вели застекленные двери. Изначально она была обставлена ампирной мебелью красного дерева, на каминной полке стояли часы в виде верблюда и бюст Александра Пушкина. У противоположных стен гостиной располагались два дивана, был большой буфет с посудой, под потолочным окном - «световым колодцем» - круглый обеденный стол со стульями. На стенах висели картины в багетных рамах, вышитый ковер, под потолком - люстра «со множеством огоньков».
    Такой была обстановка этой комнаты до времен «военного коммунизма». Об этом свидетельствует маленькая Аля в письме 1921 г.: «У нас всю зиму копоть и дым. Над моей кроватью большой белый купол: Марина вытирала стену, пока руки хватило, и нечаянно получился купол. В куполе два календаря и четыре иконы. Мы с Мариной живем в трущобе. Потолочное окно, камин, над которым висит ободранная лиса, и по всем углам трубы (куски)».
    Сегодня в интерьере гостиной представлены как мемориальные, так и типологические вещи. В посудной горке хранятся памятное блюдо, подаренное крестьянами П.А. Дурново - деду С.Я. Эфрона, тарелки из семьи Дурново-Эфрон и немецкой гостиницы «Zum Engel» с монограммой ее названия. Кофейная пара с портретом Жозефины, жены Наполеона, напоминает подобную, некогда принадлежавшую Марине Цветаевой.
    На стене - небольшой живописный этюд «Женевское озеро» кисти Е.П. Дурново, матери С.Я. Эфрона. Диван, обитый красным штофом, принадлежал О.В. Ивинской и назывался в её семье «пастернаковским диванчиком». Гостиную украшают каминный экран XIX в. с вышивкой гобеленовым швом и посеребренные вазы начала ХХ в.
    На стене возле камина - портреты И.В. Цветаева и М.А. Мейн, родителей Марины и Анастасии. Экспозиция семейных фотографий над диваном включает в себя снимки Марины Цветаевой и членов ее семьи. Три самые большие фотографии связаны с любимыми местами поэта - родительским домом в Трехпрудном переулке, домом в Александрове, где Цветаева гостила у сестры Анастасии летом 1916 г., и домом М.А. Волошина в Коктебеле, чрезвычайно значимом в судьбе Цветаевой. С фотографиями соседствуют акварели Максимилиана Волошина, поэта и художника, старшего друга Цветаевой.
    Из гостиной-столовой двери ведут в глубину квартиры, в проходную комнату с роялем, нотной этажеркой и книжным шкафом. Некогда здесь стоял рояль, унаследованный от М.А. Мейн и выменянный в трудные времена на пуд ржаной муки. Нынешний инструмент напоминает о своем предшественнике. На стене над роялем, как когда-то в доме Цветаевых в Трехпрудном, висит портрет Бетховена; он запечатлен на фотографии, где юная Цветаева играет на рояле. Шкаф хранит старинные книги на французском и русском языках.

    Комната Марины Цветаевой

    ВНИМАНИЕ: все материалы сайта

    Многоугольная комната с небольшим окном во двор была выбрана Цветаевой для себя. Она описана в мемуарах дочери поэта Ариадны Эфрон, сестры Анастасии и гостей дома и сегодня воссоздана весьма близко к историческому облику.
    На полу лежала волчья шкура, над Марининым диваном висел портрет ее мужа, Сергея Эфрона, написанный в Коктебеле Магдой Нахман. Над изголовьем висели иконы Божией Матери - одна венчальная, а другая - старинная Богоматерь Одигитрия. Благородства обстановке добавляли вольтеровское кресло, репродукции художника Михаила Врубеля на стенах, слепок головы раненой Амазонки. У окна стоял письменный стол, за ним - угловой книжный шкафчик. На столе были памятные и дорогие Цветаевой вещицы, книги, рабочие тетради. Здесь нередко звучала музыка из вишневой деревянной трубы граммофона, старинной музыкальной шкатулки и даже шарманки. В простенке был книжный шкаф-секретер с любимыми книгами из фамильной библиотеки и рукописями. Ниша возле двери была задернута ковриком, за которым устроены полки. Там хранились стереоскоп с фотографиями, морские звезды, панцирь черепахи и прочие диковины. Чучело ястреба, венецианские бусы, расшитые подушечки, свет старинной люстры синего хрусталя с подвесками создавали здесь волшебную атмосферу, вдохновившую семилетнюю дочь Цветаевой Ариадну так воспеть материнскую комнату:

    "Ваша комната
    Пахнет Родиной и Розой,
    Вечным дымом и стихами.
    Из тумана сероглазый гений
    Грустно в комнату глядит.

    Тонкий перст его опущен
    На старинный переплет. .."

    Детская

    ВНИМАНИЕ: все материалы сайта

    Самая большая и светлая комната в доме принадлежала дочерям Цветаевой - Але и Ирине. Ее обстановка была частично унаследована из родительского дома в Трехпрудном переулке - например, большой серый ковер с вязью осенних листьев и высокий книжный шкаф, в котором, кроме книг, хранились и игрушки. Далее вдоль стены стояли детская кроватка и большой сундук, служивший постелью няне. Еще в комнате были большое зеркало, упоминаемое в «Повести о Сонечке», и диванчик. Старшей дочери Ариадне запомнились в этой комнате рождественские елки до потолка. Окна детской выходили во двор и на соседнюю церковь Николы на Курьих ножках, снесенную в 1930-х гг.
    Обстановка детской была практически полностью утрачена в трудные годы, а сама комната какое-то время была необитаема: Цветаева не могла ее отопить из-за недостатка дров. Среди поломанных игрушек и ненужных вещей остались ящики со множеством книг, из которых Цветаева отбирала те, что относила на продажу в Лавку писателей, организованную ее собратьями по перу для спасения от нужды. Впоследствии, в марте 1922 г., незадолго до отъезда Цветаевой в эмиграцию, здесь поселился поэт Георгий Шенгели.
    В воссозданной обстановке представлены мемориальные вещи, самые значимые из которых, туалетный столик между окон и зеркало над ним, были в доме при М.И. Цветаевой. Книжный шкаф, киот с иконами и шкаф в углу принадлежали сестре Цветаевой Анастасии, а кровать - брату Андрею. В собрании книг, представленных в книжном шкафу, есть не только издания из круга чтения поэта - от Гейне до современных ей поэтов, но и сборник «Памяти В.М. Гаршина», переплетенный Цветаевой, с владельческими инициалами на корешке; и исторический труд ее дяди Д.В. Цветаева «Царь Василий Шуйский». На детском столике - факсимильное воспроизведение красочной «Азбуки» Александра Бенуа 1904 года издания. Коврик над кроваткой с рождественской сценкой написала А.С. Эфрон. Живописные работы принадлежат кисти ее бабушки Е.П. Дурново-Эфрон и представляют собой копии произведений И. Крамского, Ф. Моллера и Ж.-Б. Греза.
    Макет дома Цветаевых в Тарусе, снесенного в 1960-х гг., работы Л.М. Борисовой напоминает о счастливых днях детства сестер Цветаевых, проведенных на берегу Оки. Кованая детская кроватка начала ХХ в., старинные игрушки, пушистое чучело лисы, изящная жардиньерка призваны воссоздать обаятельную атмосферу раннего детства, описанную в мемуарах Ариадны Эфрон. Фотографии дочерей Цветаевой Ариадны и Ирины относится к 1919 г. Это последние сохранившиеся изображения младшей дочери, погибшей от голода в феврале 1920 г.

    «Чердачная» - комната Сергея Эфрона

    ВНИМАНИЕ: все материалы сайта

    На втором этаже квартиры находится самая знаменитая комната в доме, воспетая в стихах Цветаевой как «чердачный дворец мой, дворцовый чердак», «чердак-каюта». Изначально это была комната мужа М.И. Цветаевой - С.Я. Эфрона. Обстановку той поры составляли тахта, узкий диванчик красного дерева, шкаф, буфет и рядом маленький круглый столик, у окна - письменный стол. На стенах висели гравюры полководцев Кутузова, Суворова и адмиралов Корнилова и Нахимова, героев Севастопольской обороны.
    Окна в комнате располагались на разных уровнях. О верхнем, над которым потолок вздымается, образуя подобие ниши, Цветаева написала:

    Высоко мое оконце!
    Не достанешь перстеньком!
    На стене чердачной солнце
    От окна легло крестом.

    Нижнее окно выходило на плоскую крышу детской, которая в ту пору была вровень с подоконником, обнесена балюстрадой и использовалась как прогулочная терраса.
    В годы Гражданской войны комната недолгое время оставалась опустевшей. Вскоре сюда перебралась Цветаева с детьми. «Комната эта стала Марининой любимой, потому что именно ее когда-то выбрал себе Сережа», - писала в воспоминаниях А.С. Эфрон.
    Павел Антокольский, частый гость в этом доме во времена дружбы Цветаевой с вахтанговцами, описал эту комнату очень выразительно: «С первого взгляда эта тесная мансарда показалась мне чем-то вроде каюты на старинном паруснике, ныряющем вне времени… несмотря на окружавший нас густой быт времен военного коммунизма, ощущение каюты было очень явственным, так что над головой мерещился надутый парус и сквозь воображаемые, плохо задраенные иллюминаторы к нам проникали брызги летящего времени».
    Сегодня о временах военного коммунизма напоминают самовар (в похожем Цветаева варила пайковое пшено), утюг и кофемолка. Обстановку ушедшей эпохи воссоздают старинные предметы мебели. Среди них мемориальными являются наборный ломберный столик из семьи Эфрон и чемодан в зеленом чехле из семьи Цветаевых. Кофры и чемоданы символизируют кочевую жизнь, которая началась после того, как Цветаева покинула Россию. На стене над ними - фотопортрет Е.П. Дурново-Эфрон, матери Сергея. Она же в юном возрасте - на книжной тумбе, рядом - портреты юной Е.Я. Эфрон, М.И. Цветаевой и С.Я. Эфрона. Над кожаным диваном - фото С.Я. Эфрона и актрисы В.П. Редлих. В книжном шкафу хранятся издания на немецком и французском языках. На этажерке - старинный альбом для фотографий.
    В последний год перед отъездом верхний этаж квартиры уже не принадлежал Цветаевой и был заселен посторонними людьми. В распоряжении Цветаевой и её дочери оставались нижние комнаты.