Древние микены в греции. Древний город Микены: археологические находки, мифы и легенды

  • Троя и троянская война.
    Троя (тур. Truva), второе название - Илион, древний город на северо-западе Малой Азии, у побережья Эгейского моря. Была известна благодаря древнегреческим эпосам, обнаружена в 1870 гг. при раскопках Г.Шлиманом холма Гиссарлык. Особую известность город приобрел, благодаря мифам о Троянской войне и событиям, описанным в поэме Гомера "Илиада", согласно которым 10 летняя война коалиции ахейских царей во главе с Агамемноном - царем Микен против Трои закончилась падением города - крепости. Народ, населявший Трою, в древнегреческих источниках именуется тевкрами.
  • Троя - мифический город.
    В течение многих веков реальность существования Трои ставилась под сомнение - она существовала, как город из легенды. Но всегда находились люди, ищущие в событиях "Илиады" отражение реальной истории. Однако серьезные попытки поиска древнего города были предприняты лишь в XIX веке. В 1870 году Генрих Шлиман во время раскопок горного селения Гиссрлык на турецком побережье, наткнулся на руины древнего города. Продолжив раскопки на глубину 15 метров, он раскопал сокровища, относившиеся к древней и высокоразвитой цивилизации. Это и были руины знаменитой гомеровской Трои. Стоит отметить, что Шлиман раскопал город, который был построен раньше (за 1000 лет до троянской войны), дальнейшие исследования показали, что он просто прошел Трою насквозь, так как она был воздвигнута на руинах найденного им древнего города.
  • Троя и Атлантида - одно и то же.
    В 1992 году Эберхардом Цангером было выдвинуто предположение, что Троя и Атлантида - это один и тот же город. Он строил теорию на сходстве описания городов в древних легендах. Однако распространения и научной основы у этого предположения не было. Широкой поддержки данная гипотеза не получила.
  • Троянская война разгорелась из-за женщины.
    Согласно греческой легенде, Троянская война вспыхнула из за того, что один из 50 сыновей царя Приама - Парис, похитил прекрасную Елену - жену спартанского царя Менелая. Греки выслали войска именно для того, чтобы забрать Елену. Однако, по мнению некоторых историков, это, скорее всего, только вершина конфликта, то есть та последняя капля, которая дала предпосылку войне. До этого, предположительно, было множество торговых войн между греками и троянцами, которые контролировали торговлю на всем побережье в районе пролива Дарданеллы.
  • Троя продержалась 10 лет благодаря помощи из вне.
    Согласно имеющимся источникам, войско Агамемнона расположилось лагерем перед городом на берегу моря, не осадив крепость со всех сторон. Этим воспользовался царь Трои Приам, установивший тесные связи с Карией, Лидией и другими районами Малой Азии, которые в течение войны оказывали ему помощь. В результате война оказалась очень затяжной.
  • Троянский конь существовал на самом деле.
    Это один из немногих эпизодов той войны, который так и не нашел своего археологического и исторического подтверждения. Более того, в Илиаде о коне нет ни слова, зато Гомер его подробно описывает в своей "Одиссее". А все события, связанные с троянским конем и их подробности были описаны римским поэтом Вергилием в "Энеиде", 1 в. до н.э., т.е. почти 1200 лет спустя. Некоторые историки предполагают, что под троянским конем понималось какое-либо оружие, например, таран. Другие утверждают, что так Гомер назвал греческие морские суда. Возможно, что коня вовсе не было, а Гомер использовал его в своей поэме, как символ гибели доверчивых троянцев.
  • Троянский конь попал в город благодаря хитрой уловке греков.
    По легенде греки распространили слух, будто существует пророчество, что если деревянный конь будет стоять в стенах Трои, он сможет вечно защищать город от греческих набегов. Большинство жителей города склонялось к тому, что коня надо ввести в город. Однако были и противники. Жрец Лаокоон предлагал сжечь коня или сбросить его со скалы. Он даже метнул в коня копьем, и все услышали, что конь внутри пуст. Вскоре был пленен грек по имени Синон, рассказавший Приаму, что греки выстроили коня в честь богини Афины, чтобы искупить многолетнее кровопролитие.
    За этим последовали трагические события: во время жертвоприношения богу моря Посейдону из воды выплыли два огромных змея, которые задушили жреца и его сыновей. Увидев в этом предзнаменование свыше, троянцы решили вкатить коня в город. Он был так огромен, что не пролез в ворота и пришлось разобрать часть стены.
  • Троянский конь стал причиной падения Трои.
    По легенде, в ночь после того, как конь попал в город, Синон выпустил из его чрева прятавшихся внутри воинов, которые быстро перебили стражу и распахнули городские ворота. Уснувший после буйных празднеств город, даже не оказал сильного сопротивления. Несколько троянских воинов во главе с Энеем пытались спасти дворец и царя. По древнегреческим мифам, дворец пал благодаря великану Неоптолему, сыну Ахилла, который разбил парадную дверь своим топором и убил царя Приама.
  • Генрих Шлиман, нашедший Трою и скопивший за жизнь огромное состояние, родился в бедной семье.
    Он родился в 1822 году в семье сельского пастора. Его родина - небольшая немецкая деревушка возле польской границы. Мать умерла, когда ему было 9 лет. Отец был суровым, непредсказуемым и эгоцентричным человеком, очень любившим женщин (за что и лишился должности).
    В 14 лет Генриха разлучили с его первой любовью - девочкой Минной. Когда Генриху было 25 лет и он уже становился знаменитым бизнесменом, он, наконец, в письме попросил руки Минны у ее отца. В ответе было сказано, что Минна вышла замуж за фермера. Это сообщение окончательно разбило его сердце. Страсть к Древней Греции появилась в душе мальчика благодаря отцу, который читал "Илиаду" детям по вечерам, а после подарил сыну книгу по мировой истории с иллюстрациями.
    В 1840 году, после долгой и изнурительной работы в бакалейной лавке едва не стоившей ему жизни, Генрих садится на корабль отправляющийся в Венесуэлу. 12 декабря 1841 года корабль попал в шторм и Шлиман был выброшен в ледяное море, от гибели его спас бочонок, за который он держался до тех пор, пока его не спасли. За свою жизнь он выучил 17 языков и сколотил крупное состояние. Однако пиком его карьеры были раскопки великой Трои.
  • Раскопки Трои Генрих Шлиман предпринял из-за неустроенности в личной жизни.
    Это не исключено. В 1852 году Генрих Шлиман, имевший много дел в Санкт-Петербурге женился на Екатерине Лыжиной. Этот брак длился 17 лет и оказался для него абсолютно пусты. Будучи человеком страстным по натуре, он взял в жены здравомыслящую женщину, которая была к нему холодна. В результате, он чуть ни оказался на грани безумия. Несчастливая пара имела троих детей, но Шлиману это не принесло счастья.
    От отчаяния он сколотил еще одно состояние, продавая краску индиго. Кроме того, он вплотную занялся греческим языком. В нем появлялась неумолимая тяга к путешествиям. В 1868 году он решил поехать на Итаку и организовать свою первую экспедицию. Далее он отправился в сторону Константинополя, в те места, где по "Илиаде" находилась Троя и начал раскопки на холме Гиссарлык. Это был его первый шаг на пути в великую Трою.
  • Украшения Елены троянской Шлиман примерял своей второй жене.
    Со второй женой Генриха познакомил его старый друг, это была 17-летняя гречанка София Энгастроменос. По некоторым источникам, когда в 1873 году Шлиман нашел знаменитые сокровища Трои (10000 золотых предметов), он перенес их наверх с помощью своей второй жены, которую безмерно любил. Среди них были две роскошные диадемы. Надев одну из них на голову Софии, Генрих произнес: "Драгоценность, которую носила Елена Троянская, теперь украшает мою жену". На одной из фотографий она действительно изображена в великолепных украшениях древности.
  • Троянские сокровища были утеряны.
    В этом есть доля правды. Шлиманы передали 12000 предметов в Берлинский музей. Во время Второй мировой войны, этот бесценный клад был перенесен в бункер из которого исчез в 1945 году. Часть сокровищницы неожиданно объявилась в 1993 году в Москве. До сих пор нет ответа на вопрос: "Действительно ли это было золото Трои?".
  • При раскопках на Гиссарлыке было обнаружено несколько слоев-городов различных времен.
    Архиологи определили 9 слоев, которые относятся к различным годам. Их все называют Троей. От Трои I сохранилось лишь две башни. Трою II исследовал Шлиман, считая ее истинной Троей царя Приама. Троя VI была высшей точкой развития города, ее жители выгодно торговали с греками, однако этот город, похоже, был сильно разрушен землетрясением.
    Современные ученые считают, что найденная Троя VII и есть истинный город Гомеровской "Илиады". По утверждению историков, город пал в 1184 г. до н.э., будучи сожженным греками. Троя VIII восстановлена греческими колонистами, они же поставили здесь храм Афины. Троя IX принадлежит уже Римской империи. Хочется отметить, что раскопки показали, что Гомеровские описания очень точно описывают город.

Задолго до того как Грецию стали называть античной, около 1600 лет до н.э., Восточное Средиземноморье населяла цивилизация торговцев и завоевателей. Это были времена мифов и легенд.

Боги в то время часто спускались с , а смертными правили их отпрыски. Именно тогда небезызвестный всем Персей, сын Зевса и дочери аргосского царя, будучи правителем расположенного неподалеку Тиринфа, основал древний город Микены.

Город стал иметь настолько большое значение, что последний доисторический период греческой цивилизации именуют «микенским».

Немного истории

Основал ли Микены Персей решив оставить о себе память еще и как о строителе городов, или в знак очередной победы — неизвестно. Но правили им многие поколения его потомков, пока на смену не пришла царская династия Атрея.

Одни легенды утверждают, что Персей выбрал это место, потому что потерял здесь наконечник меча (микес), другие, что Персей нашел гриб (по-гречески- микес) и, спасаясь от жажды, напился воды из него.

Более прозаическое предание гласит, что Микены основали ахейцы, древнее воинственное племя.
Как бы то ни было, город расположился в стратегически удобном месте. Заложили его у подножья одной из гор на северо-востоке .

Первое упоминание о Микенах, как о «златообильном» или «наполненном золотом» городе было сделано еще Гомером в своем эпосе.

Позднее немецкий археолог Генрих Шлиман при раскопках Микен нашел этому объяснение. Гробницы и усыпальницы на его территории были наполнены золотыми украшениями и просто безделушками весьма искусной работы.

Все это свидетельствовало о баснословном богатстве правителей и знати. Их останки были похоронены под грудой золотых изделий. Интересно, что не было обнаружено ни одного предмета из железа.

Среди найденных археологами золотых вещей были: диадемы, браслеты тонкой работы, медные котлы с изящными золотыми пуговицами, золотые чаши и кувшины, множество золотых фигурок животных, посмертные маски, самая известная из которых маска Агамемнона, а также множество бронзовых мечей.

Археологические находки, обнаруженные в усыпальницах, стали самым крупным кладом в мире не только по количеству (было найдено более 30 кг золотых изделий), но и по художественной и исторической значимости. Позднее их превзошли только находки, найденные в гробнице Тутанхамона.

Все артефакты переданы в Археологический музей Афин и в Археологический музей Микен.

Удачное географическое положение Микен способствовало ведению жителями торговли.
Экспортировались вино, духи, ткани, изделия из бронзы, золота и янтаря.

Богатство быстро росло, государство процветало. Микены стали весьма влиятельны, и согласно утверждениям ученых, контролировали все Средиземноморье. Их правители даже возглавляли конфедерацию Пелопоннесских царств.

Культура, оружие и даже мода Микен распространились по всему известному миру. Это послужило причиной неоднократных нападений на город. Однако микенцы и сами были воинственны.

За время своего существования Микены и Микенское государство оставило солидный след в истории. Правители города — это герои легенд и мифов. С историей Микен связано множество трагических и героических событий.

Например, легендарная Троянская война была развязана микенским царем Агамемноном. Не будем вдаваться в подробности божественных междоусобиц, связанных с яблоком раздора и борьбой олимпийских красавиц за титул «прекраснейшей», в которую были вовлечены царь Менелай и его супруга Елена Прекрасная, приведших к падению Трои.

Историки склоняются все же к более реалистичной версии, что именно правитель Микен Агамемнон пошел войной на город, так как Троя конкурировала с ними за господство в регионе. Десятилетие длилась осада города.

Исследователи относят эти события к XIII–XII вв. до н. э., но дата является спорной. Победа же была дарована богами царю Микен за то, что он принес в жертву свою дочь, за что позже, по одной из легенд, и был убит женой, не простившей ему убийство своего ребенка.

Согласно другому преданию за время длительного отсутствия супруга Клитемнестра завела любовника – двоюродного брата Агамемнона. И когда законный супруг вернулся с войны, они просто убили его, изгнали детей – законных наследников трона, и стали править Микенами.

Стремительное развитие микенской цивилизации столь же необъяснимо, как и ее внезапное исчезновение. Точно не установлено, как и почему пало их государство. Историки выдвигают различные гипотезы, согласно которым разрушение города и гибель государства могли произойти в результате межклассовых столкновений.

Согласно другим теориям серия землетрясений, разрушение торговых путей вызвали стремительное падение цивилизации. Не исключено, что этому окончательно поспособствовало вторжение Морского народа – дорийцев. Но точно известно, что гибель Микенской цивилизации совпала с окончанием бронзового века.

«Бронзовый коллапс» сопровождался падением государств и разрушением крупных городов. Была утрачена письменность и традиции, сошла на нет торговля. Восточное Средиземноморье погрузилось во тьму.

Как добраться до Микен

Время неумолимо, и сейчас мы можем увидеть только руины некогда могущественного города. Это все что дошло до нас.

Микены – это один из величайших памятников бронзового века.
Город находится на востоке скалистого хребта полуострова Пелопоннес.

Ориентиром является городок Микенес, расположенный в 2 км от них. Географические координаты древнего города: 37° 43? 50? с. ш., 22° 45? 22? в. д. От столицы Греции — примерно 90 км на юго-запад полуострова, либо 32 км на север от залива Арголикос.

Добраться до Микен можно рейсовым автобусом из Афин с автовокзала КТЕЛ Афинон примерно за два часа, билет стоит около 12 евро. Но можно попасть в Микены и самостоятельно , вооружившись навигатором или картой. Необходимо проехать сначала до города Арго, оттуда уже отправиться в Микенес, миновав еще одну – Коринфский канал.

Находятся руины на территории археологического парка «Микены». Вход в парк платный. Билеты продаются при входе и стоят 8 евро, причем детям до 18 лет приобретать билеты не нужно. Предъявив билет, Вы сможете увидеть Микенский акрополь, Археологический музей и «Сокровищницу Атрея».

Бронируя экскурсию в Микены через интернет либо в отелях, уточните есть ли русскоговорящий гид. Как правило, посещение Микен в таких экскурсиях запланировано наряду с другими достопримечательностями, поэтому стоимость зависит от вида транспорта, количества посещаемых мест и категории экскурсии.

Что посмотреть

Как и многие города, Микены имели своего собственного правителя, соответственно царский дворец и хорошо укрепленную цитадель.

Город обнесен 900-метровой стеной, сложенной из огромных камней. Строительство вели, ни больше, ни меньше — гиганты циклопы.


Иначе, как еще можно объяснить происхождение столь мощного оборонительного сооружения. Камни так плотно подогнаны друг к другу, что возникает ощущение монолитности стен. Такую кладку повелось называть циклопической. Вес некоторых камней доходит до 10 тонн.

На вершине небольшого холма у подножья горы был возведен Царский дворец. Это так называемый верхний город – акрополь.


Здесь жила не только царствующая династия, но и прочая знать и аристократия. Это и есть центр политического управления городом-государством. На территории также были храмы, склады и захоронения умерших правителей.

Центром Царского дворца является прямоугольное помещение с колоннами и очагом в полу – царская приемная.


Так называемый Мегарон служил административным центром города и в нем проводились заседания, совещания и суды.
В Мегароне находился и символ царской власти – трон. В наше время сохранился только фундамент сооружения.

Царские покои пасположены с северной стороны дворца. Здесь же был возведен храм с круглыми алтарями, возле которых была обнаружена сделанная из слоновой кости скульптура, изображавшая двух богинь и ребёнка.

Обычные же люди жили вне стен крепости у подножья холма. Интересно, что постройки имели трапециевидную форму, коротким основанием направлены в сторону акрополя. Из-за чего весь город сверху напоминал веер. Самые известные строения это «Дом Сфинкса», «Дом виноторговца», «Дом щитов» и «Дом торговца маслом».

Попасть в крепость возможно было только по дороге через . Это знаменитейшая архитектурная достопримечательность Микен.

Ворота сооружены из четырех мощных плит известняка. Их пролет представляет собой квадрат, сторона которого около 3 метров. Закрывались они, скорее всего, деревянными створками, которые не сохранились до наших дней.

Об их существовании можно судить по углублениям на боковых стенках. Фронтон украшен барельефом с изображением двух львов, которые были символом царской династии, и олицетворяли ее могущество.

Львы стоят на задних лапах и опираются ими на колонну. Их головы не сохранились, и по разным версиям были выполнены либо из слоновой кости, либо из золота. Это древнейшая скульптурная композиция в Европе.

В царский дворец ведет большая лестница, начинающаяся со внутреннего двора у Львиных ворот. Интересно, что уже тогда существовала бюрократия. Глиняные таблички, найденные при раскопках во дворце, оказались финансовыми отчетами, списками рабов и ремесленников.

Микены обладали самой большой драгоценностью для всех крепостей – подземными источниками воды.

Жители вырыли глубокий тоннель к ключу, известному как фонтан Персея. Этот фонтан и огромная оборонительная стена помогали им выдерживать длительные осады.

За стенами цитадели археологи обнаружили гигантские купола – усыпальницы царей и знати, возведенные из мощных каменных плит. Гробницы маскировались насыпным курганом, а вовнутрь вел длинный коридор – дромос.

Коридор, через высокий, до 7 метров в высоту, монументальный вход, вёл во внутреннюю сводчатую камеру. После похорон гробницу закрывали, а все входы засыпали землей. Самая известная и хорошо сохранившаяся – сокровищница или усыпальница Атрея, отца Агамемнона.

Но гробница была разграблена задолго до того как ее нашли археологи.

На территории же самой крепости в результате раскопок были обнаружены царские могилы, сразу за Львиными воротами.

Генрих Шлиман раскопал здесь пять царских захоронений. В них находились останки девятнадцати умерших, погребенных под грудами золотых украшений. Самой знаменитой находкой стала золотая посмертная маска.


По мнению Генриха Шлимана, маска принадлежала самому Агамемнону. Позже выяснилось, что захоронения были сделаны на несколько веков ранее времен легендарной Троянской войны.
В 1999 году руины Микен внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Не смотря на то что, время не пощадило город, посещение его весьма познавательно и интересно.

Начался расцвет микенской культуры. Об этом периоде греческой истории мы узнаем из мифов о Троянской войне, сведения из которых подтверждаются археологическими находками. Всю свою жизнь немецкий ученый-самоучка Генрих Шлиман посвятил поиску загадочной Трои, именно ему принадлежит честь открытия древней Трои и Микен.

Предыстория

На рубеже II и III тыс. до н.э. ахейские племена начали заселение Балканского полуострова, вытесняя оттуда местные племена. К XV в. до н.э. ахейская цивилизация достигла своего расцвета, распространив свое влияние на весь полуостров.

События

За всю свою историю греки-ахейцы так не смогли построить единое централизованное государство, как это было в державах Древнего Востока. Сравнительно небольшие царства постоянно находились в состоянии конфликта друг с другом, хотя бывали и случаи политических союзов между ними. Обычно такие союзы создавались для завоевательных походов против внешних врагов: так, например, около 1200 года до нашей эры ахейцами был завоеван Крит.

Из-за постоянных внутренних войн культурная, экономическая и политическая жизнь ахейских государственных образований концентрировалась вокруг дворца-цитадели, что делает данную цивилизацию схожей с крито-минойской культурой, хотя последняя носила куда менее воинственный характер. Одна из наиболее крупных цитаделей находилась в районе Микен, благодаря богатым археологическим находкам в этой области, связанных с ахейцами, их цивилизация получила название микенской.

Примерно в XIV в. до н.э. началось массовое переселение ахейцев на полуостров Малая Азия (территория современной Турции). Данный исторический период нашел свое отражение в произведении древнего поэта Гомера «Илиаде», которое повествует об объединенном походе ахейцев под предводительством царя Агамемнона против Трои, эпос повествует нам о десятилетней осаде этого поселения, закончившейся его разграблением. Можно утверждать, что «Илиада» рассказывает нам о военном противостоянии между ахейцами и жителями Малой Азии, которое завершилось победой первых, о чем свидетельствуем множество ахейских поселений в данном регионе, время создания которых соответствует примерно XIII в. до н.э.

На рубеже XIII и XII столетий Балканский полуостров захлестнула новая волна переселений: менее развитые в культурном и экономическом отношении, нежели ахейцы, но преуспевшие в военном отношении (это связано с освоением производства железного оружия) дорийцы быстро захватили микенские цитадели и подчинили себе их хозяев. Дорийское завоевании Греции принято считать концом микенской цивилизации.

Участники

Агамемнон – легендарный микенский царь, предводитель похода против троянцев.

Приам – легендарный последний царь Трои, противостоявший ахейскому вторжению.

Генрих Шлиман – немецкий археолог, обнаружил Микены и Трою.

Заключение

Микенская цивилизация оставила после себя богатое культурное наследие, она также внесла свой вклад в формирование цивилизации классической Греции, а знаменитые «Илиада» и «Одиссея», повествующие о микенской эпохе, стали для античного мира самыми значимыми произведениями.

Микены и Троя

После гибели критской цивилизации начался расцвет микенской культуры. Об этом периоде греческой истории мы узнаем из мифов о Троянской войне, сведения из которых подтверждаются археологическими находками. Всю свою жизнь немецкий ученый-самоучка Генрих Шлиман посвятил поиску загадочной Трои, именно ему принадлежит честь открытия древней Трои и Микен. На сегодняшнем занятии мы вслед за Шлиманом посетим развалины древних Микен и Трои, узнаем о мифологических и исторических причинах начала войны греков и троянцев.

Микены были расположены в Южной Греции, на скалистом холме. Город был окружен крепостной стеной длиной 900 метров и шириной 6 метров. Вход в крепость, сложенную из огромных каменных глыб, проходил через Львиные ворота. От ворот сохранился входной проём. Поблизости от Львиных ворот археологи раскопали царские могилы. В гробницах были найдены многочисленные драгоценные украшения. По золотым маскам, лежавшим на лицах погребённых, можно представить облик микенских владык. У них были суровые лица с бородкой и усами.

При раскопках царских дворцов в древнейших греческих городах найдены сотни глиняных табличек с надписями. Эти надписи прочитаны. Они содержат списки женщин-рабынь, гребцов на кораблях, ремесленников, работавших на царя. Во многих надписях речь идёт о сборах на войну. Микенские цари, жадные до чужих богатств, предпринимали далёкие походы за добычей.

Около 1200 г. до н. э. греческие города объединились под предводительством царя Микен и выступили против Трои – богатого торгового города на побережье Малой Азии. Осада города длилась 10 лет и закончилась падением Трои.

Грекам не удалось воспользоваться победой. С севера в Грецию вторглись воинственные племена. Длинноволосые, в звериных шкурах, они опустошили юг страны, разрушили Пилос, Микены и другие города. Население пряталось в горах, переселялось на острова Эгейского моря и в Малую Азию. Произошёл упадок хозяйства, была забыта письменность.

Среди пришельцев были и греческие племена, родственные тем, что жили в Греции до их вторжения. Они поселились на опустевших землях.

Из поколения в поколение греки передавали мифы о своих богах, древних героях и войне с троянцами. Однажды боги устроили роскошный пир. На него не позвали богиню ссор и раздоров. Однако она явилась незваной и незаметно бросила среди пирующих золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Заспорили из-за яблока три богини. Одна была Гера – старшая из богинь (греки изображали её красивой и величавой женщиной). Другая – воительница Афина. Несмотря на грозный вид, она была так же привлекательна. Третья – Афродита, вечно юная богиня красоты и любви. Каждая из богинь считала, что яблоко предназначено ей. Они обратились к богу грома и молний Зевсу, прося рассудить их. Но Зевс, хотя и был главным богом, не пожелал вмешиваться в ссору, потому что Гера была его женой, а Афина и Афродита – дочерьми. Он повелел им обратиться к троянскому царевичу Парису, чтобы тот разрешил спор о золотом яблоке.

Три богини перелетели через Эгейское море и предстали перед Парисом. «Присуди яблоко мне, – сказала Гера, – и я сделаю тебя властителем всей Азии». «Если ты присудишь яблоко мне, – вмешалась Афина, – я помогу тебе совершить великие подвиги и прославиться». Афродита сказала: «Отдай яблоко мне, и я найду тебе в жёны самую красивую женщину в мире». Парис присудил яблоко Афродите. С тех пор она стала во всём помогать ему, а Гера и Афина возненавидели Париса и всех троянцев.

Прекраснейшей из женщин считалась Елена. Она жила в греческом городе Спарте и была женой правившего там царя Менелая. К нему, будто бы в гости, и приехал Парис. Его приняли ласково и радушно. Но когда царь уехал на несколько дней по делам, Афродита внушила Елене любовь к Парису. Забыла она мужа, согласилась бежать в Трою. Вернувшись домой, царь Спарты Менелай пришёл в ярость и стал звать на войну против Трои всех царей Греции. Они дали согласие участвовать в походе.

На сотнях кораблей переправились греки через море и высадились недалеко от Трои. Вытащив корабли на берег, они разбили лагерь, защитив его стеной. На равнине между лагерем и Троей начались бои. Долгие годы греки безуспешно осаждали Трою. Троянская война стала последним предприятием Микен. Согласно мифам, Троя была побеждена и захвачена греками. В действительности, город был разрушен в результате землетрясения около 1300 г. до н. э. Длительная война истощила силы греческих городов, в том числе и Микен, после чего начался их упадок.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс – М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1991.

Вот и пришла пора поговорить о древних циклопических укреплениях в Микенах, которыми завершается рассказ о том, что довелось увидеть в Греции. Дальше будет только итоговый пост, а пока вернемся к стенам, которым больше трех тысяч лет, прогуляемся среди них, попытаемся представить, какими они были когда-то...

Город был окружен крепостной стеной длиной 900 м, которая ограждала территорию свыше 30 000 кв.м. В некоторых местах внутри стен были устроены сводчатые галереи с казематами, в которых хранилось оружие и продовольствие (толщина стена достигает здесь 17 м). Вся система оборонительных сооружений микенских крепостей была тщательно продумана и гарантировала защитников от непредвиденных случайностей.

Подход к главным воротам цитадели был устроен таким образом, что приближавшийся к ним противник вынужден был поворачиваться к стене, на которой находились защитники крепости правым боком, не прикрытым щитом. За воротами внутри крепости также находился узкий двор, обрамленный с обеих сторон стенами, где легко было защищаться от прорвавшихся сквозь ворота врагов.

Ныне, войдя в ворота, мы оказываемся на открытом пространстве, которое в основном занято идущей по кругу оградой, образованной двумя рядами поставленных на ребро каменных плит: они отмечают места более ранних шахтных гробниц. Внутри этой загородки были надгробия, на некоторых высечены человеческие фигуры. Между кругом ограды и стеной располагались дома и складские помещения.

Этот т.н. круг А шахтных гробниц был включен в периметр стен укрепления в период их возведения по всей видимости, как некий священный, культовый центр. Самые ранние укрепления Микен оставляли этот некрополь за пределами цитадели.

На протяжении всего III и II тысячелетий насчитывается 5 основных групп погребений: ямные, ящичные, шахтовые, камерные и купольные. Наиболее важным памятником Микен являются шахтовые гробницы. (XVI в. до н. э.). Первые шесть могил этого типа были открыты в 1876 г. Г. Шлиманом в черте Микенской цитадели. Эти прямоугольные, несколько вытянутые гробницы были вырублены в мягкой скале на глубину от 0,5 до 3-4 м; они представляют собой дальнейшее развитие ямных и ящичных погребений.

Археологи извлекли из них множество драгоценных вещей, сделанных из золота, серебра, слоновой кости и других материалов. Здесь были найдены массивные золотые перстни, украшенные резьбой, диадемы, серьги, браслеты, золотая и серебряная посуда, великолепно изукрашенное оружие, в том числе мечи, кинжалы, панцири из листового золота, наконец, совершенно уникальные золотые маски, скрывавшие лица погребенных. В могилах обнаружен янтарь, страусовые яйца и другие явно привозные предметы.

Художественные произведения в этих гробницах свидетельствуют о влиянии критского искусства, хотя тематика изображений значительно отличается от критской. В гробницах найдена также минойская керамика. Расположены гробницы среди могил т.н. среднеэлладского периода. Очевидно, это были захоронения правителей.

Богатство инвентаря шахтовых гробниц свидетельствует о значительном развитии производительных сил во время перехода к позднеэлладскому периоду. Широкое применение бронзы, обилие драгоценных металлов и их щедрое использование - явный показатель происшедшего уже отделения ремесла от земледелия и длительного накопления трудовых навыков у микенских ремесленников. Наличие вещей иноземного происхождения свидетельствует о связях, возможно торговых, с далекими странами. Совокупность находок в шахтовых гробницах дает основание считать микенское общество того времени уже обществом классовым. Рабовладельческое общество возникло в Микенах в результате внутреннего развития.

К воротам ведет из нижнего города мимо священного для микенцев круга шахтных могил В (которые относятся к XVI в. до н.э и старше, чем знаменитые, раскопанные Шлиманом царские шахтовые гробницы круга А) главная улица.

По соседству с этим комплексом находятся остатки здания позднемикенского периода, также раскопанного Шлиманом, которое получило в наши дни название "Дом воинской вазы", благодаря знаменитому, найденному здесь большому микенскому кратеру с изображением воинов. Этот кратер находится сегодня в экспозиции Афинского Национального музея.

Самое время вспомнить об истории археологических раскопок Микен. Местонахождение древнего города было известно давно – задолго до того момента, когда Шлиман в 1868 г. впервые оказался у стен древнего города. Изображения укрепленного акрополя на скалистом холме в аргосской долине известны уже в 18 и начале 19 в. Например, такое вот романтизированное изображение Микенского акрополя. Не правда ли, узнать трудно?

История Микен является одной из наиболее мрачных и одновременно одной из самых возвышенных, полной темных страстей глав истории Греции. Именно археологи доказали реальное существование событий, описанных в античных поэмах. Согласно «Илиаде» Гомера, «Агамемнону» Эсхила Греция в Микенский период была страной высокой культуры. Историки древности Геродот и Фукидид говорили о Троянской войне как об истинном происшествии, а о ее героях – как о реально существовавших людях.

Между тем во времена, когда греки попали в поле зрения современной истории, они ничем особенно не выделялись среди других народов – ни роскошью дворцов, ни могуществом царей, ни большим флотом. Приписать содержащиеся в поэмах Гомера сведения фантазии писателя было, несомненно, гораздо проще, чем согласиться с тем, что за эпохой высокой цивилизации последовала эпоха упадка с его варварством, а затем новый подъем эллинской культуры.

Сегодня Микены в первую очередь связываются с именем Шлимана, который, изучив тексты поэм Гомера, открыл Трою, а затем - и «королевские могилы» в Микенах.

В 1876 г. в результате довольно быстрой разведки Шлиман раскопал шахтные гробницы круга А, находящиеся внутри стен укрепления и сделал свои всемирно известные находки. Среди нескольких золотых надгробных масок он выбрал самое, как ему показалось, «интеллигентное» лицо и приписал его Агамемнону.

Шахтные гробницы, обнаруженные в Микенах Шлиманом в 1876, были наиболее ранними из объектов в этом месте: каких-либо предметов, относящихся к неолиту, здесь нет, а ранне- и среднеэлладские остатки крайне незначительны. Предметы, найденные в гробницах, относятся к переходному от среднеэлладского к позднеэлладскому периоду и служат иллюстрацией к связям, существовавшим между Грецией и Критом ок. 16 в. до н.э. Вид раскопок Шлимана в Микенах на старинной гравюре:

Гробницы эти представляли собой шесть больших каменных колодцев, находящихся на территории, которая была впоследствии обнесена стеной. В колодцах найдено 19 скелетов, один из которых сохранился в частично мумифицированном виде. На лицах нескольких погребенных были маски из чеканного золота.

Здесь на плане хорошо показано месторасположение всех объектов, в т.ч. и гробниц:

В могилах имелись сокровища - предметы из золота, серебра и бронзы, в том числе ювелирные изделия, чаши, мечи, кольца и другие объекты. Среди последней категории - многочисленные золотые диски и пластинки с чеканкой или тиснением на них в виде осьминогов, розеток и других форм, типичных для микенских захоронений: это могли быть блестки с одежды или украшения гробов либо иного убранства.

Здесь были также бронзовые кинжалы с рукоятками из чеканного золота и рисунками на клинках, выполненными в технике золотой и серебряной инкрустации, на двух имеются сцены охоты, изображенные в живой и выразительной манере.

Общий вес найденного здесь золота - более 14 кг. Ныне находки Шлимана украшают экспозицию Национального Археологического музея Афин.

Но часть находок представлена и в Микенах:

Некоторые из сокровищ и в наши дни не уступают творениям нынешних дизайнеров. ;-)

Позднеэлладские гончары делали посуду самых различных размеров - от маленьких кубков до громадных сосудов. Глина была хорошо очищена, стенки сосудов изготовлялись тонкими, поверхность ваз нередко полировалась, обжиг был высококачественным.

В Афинах Шлиман, кстати, отстроил себе роскошный особняк, стены которого украсил росписями, в соответствии со своим эксцентричным вкусом поместив изображения самого себя и своей жены среди античных богов и героев.

В шести гробницах находились разнообразные металлические изделия высокого художественного уровня - оружие, сосуды для питья, драгоценности, маски, а также керамика 16 в. до н.э.

Чрезвычайно редкий случай, когда царские захоронения столь древней эпохи дошли до наших дней фактически не разграбленными. Большинство этих находок выставлено в национальном археологическом музее Афин и является самой важной частью экспозиции музея.

Кстати, именно в Микенах были обнаружены знаменитые стелы с изображениями колесниц – одни из древнейших в Европе. В дальнейшем, с разной степенью интенсивности, раскопки велись в течение всего 20 столетия (Британской археологической школой и Афинским археологами), в результате чего был вскрыт комплекс зданий внутри укрепления, сам дворец, множество зданий за пределами стен, толосовые гробницы и многие другие памятники.

Но вернемся к акрополю. Двигаясь вверх по сохранившейся древней лестнице, переходящей в вымощенный камнями пандус, можно подняться на самую вершину холма, где и находился дворец правителя Микен.

Ныне он плохо сохранился, а некогда в него входили по двухмаршевой лестнице в минойском стиле с церемониальными приемными покоями.

Монументальный дворец состоял из многих парадных, жилых и хозяйственных помещений, в отдельном святилище стояли изваяния богов из мрамора и терракоты.

Наверху лестницы находился прямоугольный двор, куда выходил большой зал, или мегарон, состоящий из портика с двумя колоннами, приемной и прямоугольного главного зала.

Устройство этого официального дворцового помещения описано у Гомера и оно аналогично другим микенским дворцам – в Мегаре, Пилосе, Тиринфе. Центральный зал мегарона имел размеры 12,95 х11,50 м. В центре этого помещения находился священный очаг круглой формы, вокруг которого находились 4 деревянные колонны, поддерживавшие крышу и украшенные бронзовыми накладками и трон правителя.

Очаг был неоднократно расписан цветными узорами по тонким слоям штукатурки. Пол зала вымощен плоскими плитами. Здесь были обнаружены остатки фресковой росписи, находящиеся сегодня в музее.

Многие важные элементы своей культуры ахейцы заимствовали на Крите. Среди них некоторые культы и религиозные обряды, фресковая живопись во дворцах, водопровод и канализация, фасоны мужской и женской одежды, некоторые виды оружия, наконец, линейное слоговое письмо. Все это, однако, не означает, однако, что микенская культура была всего лишь второстепенным периферийным вариантом культуры минойского Крита, а микенские поселения на Пелопоннесе и в других местах представляли собой просто минойские колонии в чужой «варварской» стране (этого мнения упорно придерживался А. Эванс). Многие характерные особенности микенской культуры позволяют считать, что она возникла на греческой почве и была преемственно связана с древнейшими культурами этого района, относящимися к эпохе неолита и ранней бронзы.

Большие сдвиги произошли в ремесле. Строительство дворцов, оборонительных стен, гробниц, дорог и т. д. настоятельно требовало новых орудий производства. Микенские строители использовали несколько видов долот, свёрл, различные молоты и пилы; для обработки дерева применялись топоры и ножи. В Микенах были обнаружены пряслица и грузила от ткацких станков.

Мегарон, давший хрестоматийный план греческого жилища 2-1 тысячелетий до н.э., по-прежнему позволяет представить вид из окна дворца горделивого ахейского предводителя - обрыв, гора, холмы и равнина вплоть до туманящегося вдалеке моря.

О мегароне очень хорошо написал carmelist , хотя он писал о Тиринфе, но и к Микенам можно применить эту цитату: строительная техника определяется мерой одной человеческой силы, чья-то гениальная архитектурная мысль только что позволила изобрести метод кладки прямого угла из камня. Другой инженерный гений додумался подставить под перекрытие потолка обычный ствол дерева и создал самый знаковый элемент зодчества - колонну. Симбиоз этих двух творений родил мегарон - праформу будущей античной классики. Думаю, что радости строителей не было предела, они лепили один мегарон к другому, пока не слепили целый дворцовый комплекс Тиринфа.

Подытожим вышесказанное - характерные элементы мегарона:
- трехстороннее деление: балкон, преддверие и тронная комната;
- большой круглый очаг в центре тронной комнаты;
- четыре колонны, устроенные в квадрате вокруг камина в тронной комнате;
- трон расположен против середины правой стены в тронной комнате;
- полы и стены мегарона богато украшены фресками и геометрическими узорами;
- около правой и левой стен тронного зала располагались каменные скамьи

Мегарон царя носил сакральный характер: царь, бывший также верховным жрецом, восседал на троне, а жрецы вокруг него на скамьях.

Разрез мегарона:

Здесь и выше на горе было еще много других помещений, но от них по большей части не осталось и следа. Упомянем о некоторых из них: помещение суда, находилось непосредственно перед мегароном. Обычно суд с трех сторон окружался коллонадой. В Микенах около суда заканчивается "Большая Лестница" (каменная лестница, берущая свое начало от “Львиных ворот”).

Мегарон царицы - в Mикенах это помещение уступает размерами мегарону царя, однако был столь же роскошным и с двумя световыми колодцами. Мегарон царицы расположен рядом с северной стороной мегарона царя.

Ванная - обнаружена около царских комнат. Сама ванная собрана из фрагментов, и как все прочие ванны небольшого размера, сидячая. Даже микенские цари не имели больших ванн!

На вершине горы имеются следы архаического дорического храма, здесь был обнаружен архаический рельеф, а также найдены предметы, относящиеся к эллинистическому периоду. В юго-западной части Дворца обширная территория была занята святилищем. Здесь хранились посвятительные дары божеству, оброки, дары и доходы царя. Видимые в настоящее время пифосы использовались для хранения масла и вина, а возможно и зерна, хотя последнего обнаружено немного. В находящихся перед пифосами резервуарах с кладкой, возможно хранились драгоценная утварь. Кладовые не имели ни окон, ни световых колодцев и освещались масляными светильниками.

В северо-западном углу укрепленной территории имелся подземный источник с резервуаром, к которому вела лестница в 83 ступени. Древнее название источника - Персея. Из крепости была пробита подземная ступенчатая галерея к находившемуся далеко внизу источнику.

Спускаясь с вершины холма, нужно обязательно заглянуть в уходящую в толщу стен цитадели, а затем – и под землю, рукотворную галерею, ведущую к подземному источнику и цистерне с запасами питьевой воды. Это типично микенское сводчатое помещение, сложенное из огромных, плохо обработанных известняковых глыб, заканчивающееся вырубленным в скале проходом к цистерне, производит огромное впечатление своей мощью и размерами. Здесь же в стене можно заметить две узкие лазейки, которые могли служить тайным ходом для внезапных вылазок во время осады.

В середине позднеэлладского периода начинается ослабление Микен. Жители, по-видимому, ожидали нападений. Раскопки показывают, что все источники воды были подведены к северным воротам акрополя, а в его северо-восточном углу была сооружена глубокая подземная цистерна, куда вливались воды источника Персей.

В заключение хотелось бы привести рассуждения американских ученых о связи между минойскими и микенскими дворцами.

Расположение Центрального мегарона в Микенах, ясно указывает, что это был архитектурный центр дворцовой структуры. Расположение всех остальных построек зависят от расположения мегарона. В Микенах мегарон является сердцем дворца, непосредственным административным центром. В Микенах в царском мегароне осуществлялся суд и административное управление.

Напротив на Крите, в Кносском дворце царский мегарон не является центральной постройкой, он является просто монументальной версией нормального частного дома. В Кноссе существуют и другие тронные залы, которые использовались царями для выполнения отдельных религиозных или государственных целей. В этом смысле, архитектура Микенского дворца может характеризоваться как центростремительная, в отличие от центрической природы Дворца в Кноссе.

Микенские дворцы отражают намного большую индивидуальность, нежели критские дворцы в том смысле, что в Микенах каждая постройка неповторима, а в Кносском дворце одних только кладовых около 30. В Микенах резко противопоставляется дворцовая архитектура и жилища простых людей. Если на Крите застройки “нижних городов” по стилю соответствовали дворцам, то в Микенах никакого сходства между дворцом и жилищами простого народа не найдено, несмотря на попытку экспедиции Университета Минесоты в 1960-1970-х годах составить полный план Микен. Дворец в Микенах всегда связан только с местом жительства монарха и связанных пристроек, и это различие между королевской областью и местом жительства простых людей было подчеркнуто конструкцией массивных стен вокруг цитадели.

Источники, процитированные в постах о Микенах.