Джованни боккаччо - биография, информация, личная жизнь. Боккаччо Джованни - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

БОККАЧЧО, ДЖОВАННИ (Boccaccio, Giovanni) (1313–1375), итальянский прозаик, поэт, гуманист. Незаконный сын купца Боккаччо дель фу Келлино, известного больше как Боккачино из Чертальдо, городка к юго-западу от Флоренции, Боккаччо родился в 1313 предположительно в Париже; его мать, Жанна, была француженкой.

Ко времени рождения сына Боккачино работал на флорентийский банкирский дом Барди. В 1316 или немногим позже работодатели отозвали его во Флоренцию. Он взял с собой сына, и ранние годы будущий писатель провел в благотворной атмосфере города, где к тому времени процветали коммерция и искусства. Под руководством Джованни да Страда, отца поэта Дзаноби, он изучал «грамматику» (латынь). Позднее отец решил ознакомить его с «арифметикой» – искусством вести счета.

В 1327 дом Барди послал Боккачино в Неаполь управляющим Неаполитанским отделением банка. В Неаполе Джованни, уже мечтавшего о славе поэта, отдали в ученики к флорентийскому купцу. В этой должности он, по его словам, потратил впустую шесть лет. Еще шесть лет было потрачено на изучение канонического права, вновь по настоянию отца. Лишь затем Боккачино назначил Джованни содержание.

Жизнь в Неаполе чрезвычайно развила Боккаччо. Сын влиятельного банкира, не раз ссужавшего деньгами короля Роберта Анжуйского (1309–1343), он имел доступ ко двору просвещенного монарха, где встречал солдат, мореплавателей, богатых купцов и философов. Тогда же Боккаччо пережил несколько любовных увлечений, пока 30 марта 1336 в маленькой церкви Сан Лоренцо не встретил женщину, Марию д"Аквино, вошедшую в историю литературы под именем Фьямметты. Для нее или о ней написаны практически все ранние книги Боккаччо. Поначалу роман развивался в лучших традициях куртуазной любви, но вскоре Мария стала любовницей Джованни. Она недолго хранила ему верность. Уязвленный изменой Боккаччо написал сонет – одно из самых злых обличений в итальянской литературе.

В 1339 дом Барди потерпел крушение. Боккачино потерял работу, Джованни лишился содержания. Какое-то время он пытался прожить на скудный доход от маленького имения под Пьедигротта, подаренного ему отцом. После смерти мачехи и единокровного брата, 11 января 1341, он вернулся во Флоренцию. В жизненных неурядицах Боккаччо поддерживали лишь дружба Петрарки, с которым он познакомился в 1350, когда тот приехал во Флоренцию, и нежная любовь к своей незаконной дочери Виоланте, смерть которой он оплакал в латинских стихах.

Флоренция назначила Боккаччо своим казначеем, поручила приобрести у Неаполя город Прато и по меньшей мере семь раз посылала с важными дипломатическими поручениями, из них трижды – к различным папам. По долгу службы он объездил всю Италию, бывал в Авиньоне и, вероятно, в Тироле. Последние годы жизни Боккаччо были безрадостными. Будучи немолодым человеком, он влюбился во вдову, которая выставила его на посмешище. В ответ Боккаччо написал небольшую книгу Ворон (Il Corbaccio , 1355) – шедевр женоненавистничества даже для эпохи, когда оно было в порядке вещей. Несколько лет спустя его посетил монах Иоахим Чани и, укоряя Боккаччо за «греховный» тон сочинений, убеждал его сжечь все свои книги. Лишь письмо Петрарки удержало писателя от этого шага. Затем Боккаччо предпринял поездку в Неаполь, но его там не ждали ни обещанная работа, ни сердечный прием. Тогда он уехал на родину отца, в Чертальдо.

В последний раз Боккаччо появился на людях в 1373, когда ему было поручено прочесть во Флоренции курс лекций о Данте. Но силы его покидали, и из задуманного курса он прочел лишь малую часть. Умер Боккаччо в Чертальдо 31 декабря 1375.

Творческое наследие Боккаччо обширно и разнообразно. Помимо романа в новеллах Декамерон (Decamerone , 1348–1351), он написал четыре больших поэмы, роман и повесть, аллегорию в духе Данте Амето (L"Ameto , 1342), сатиру Ворон , биографическую книгу Жизнь Данте Алигьери (Vita di Dante , 1360–1363) и комментарии к 17 песням его Божественной комедии , четыре трактата на латинском языке, множество стихотворений, письма и латинские эклоги.

Некоторые сочинения Боккаччо оказали немалое влияние на писателей последующих поколений. Так, поэма Филострато (Filostrato , 1338) вдохновила Чосера на создание Троила и Хризеиды , около 2700 строк которой – почти дословный перевод из Боккаччо. Другая большая поэма Боккаччо, Тезеида (Teseida , 1339), написанная октавами, дала тому же Чосеру сюжет для истории рыцаря в Кентерберийских рассказах . В 1344–1346 Боккаччо написал поэму Фьезоланские нимфы (Ninfale Fiesolano ), изысканную идиллию, не превзойденную даже в пору расцвета литературы Возрождения.

Романы Филоколо (Filocolo , 1336) и Элегия мадонны Фьямметты (L"Elegia di madonna Fiammetta , 1343), несмотря на некоторое многословие, дают яркие и правдивые картины жизни Неаполя и представление о роли в ней Боккаччо. Первый является пересказом старинной французской легенды Флуар и Бланшефлор . Второй глубоко автобиографичен и считается первым психологическим романом. Из научных трудов Боккаччо лишь Жизнь Данте Алигьери и приложенные к ней Комментарии к Божественной комедии (Commento alla Commedia ) сохраняют научную ценность. Они основаны на материалах, предоставленных племянником Данте Андреа Поцци, его близкими друзьями Дино Перини и Пьеро Джардино, его дочерью Антонией (в монашестве сестрой Беатриче) и, возможно, сыновьями Пьетро и Якопо. С Боккаччо берет начало культ Данте. Латинские трактаты Боккаччо О злоключениях знаменитых мужей (De casibus virorum illustribus ), О знаменитых женщинах (De claris mulieribus ), О генеалогии богов (De genealogia deorum gentilium ) и О горах, лесах, источниках... (De montibus, silvis, fontibus, lacubus, etc. ), многое теряя из-за традиционного для Cредневековья догматического подхода, интересны биографическими отсылками и имеют историческое значение как образцы предгуманистической литературы.

Примечательны события, послужившие толчком к созданию Декамерона. В 1348 в Европе свирепствовала эпидемия бубонной чумы, унесшая жизни 25 миллионов человек. Болезнь не обошла и Италию, включая Флоренцию. Чума затронула и нравы. Одни увидели в ней карающую руку Господню, и это стало причиной мощного всплеска религиозности. Другие – их было большинство – сделали жизненным принципом «carpe diem» – «лови мгновенье». К ним относился и Боккаччо.

Задолго до того он собирал забавные и любопытные притчи, истории и анекдоты. Источники были самые разные: восточные сказки и французские фаблио, Римские деяния (Gesta Romanorum ) и ранние сборники новелл, такие, как Новеллино (Cento Novelle Antiche ) и Похождения сицилийца (L"Avventuroso Ciciliano ), дворцовые и уличные сплетни и, наконец, реальные события того времени. Умудренный жизненным опытом и пережитыми бедствиями, в расцвете творческих сил, Боккаччо был готов приступить к их обработке. Сделав рассказчиками трех юношей (каждый из них, возможно, представляет какую-то сторону личности автора) и семь молодых женщин (вероятно, его возлюбленных), которые, спасаясь от чумы, покидают Флоренцию, Боккаччо свел все новеллы в единое, цельное произведение.

Несмотря на очевидное влияние цицероновского маньеризма, язык Декамерона живой, красочный, богатый, изысканный и мелодичный. Боккаччо галантен, уравновешен, более искушен, порой циничен, но неизменно человеколюбив. Он оставил нам картину блестящей и бурной эпохи – осени Средневековья. Из Декамерона черпали образы и идеи Чосер, У.Шекспир, Мольер, мадам де Севинье, Дж.Свифт, Ж.Лафонтен, И.В.Гёте, Д.Китс, Дж.Г.Байрон и Г.У.Лонгфелло.

Выдающийся итальянский писатель Джованни Боккаччо (1313 1375), как и Данте, родился во Флоренции. О его детстве известно немногое. Боккаччо было примерно четырнадцать лет, когда его отец, довольно известный флорентийский купец, отдал юношу в обучение крупному коммерсанту в Неаполе, важном торговом и культурном центре Италии того времени. Лишь внешне подчиняясь воле отца, Боккаччо всё свободное время посвящал изучению литературы, прежде всего итальянской. Через четыре года, смирившись с тем, что из сына торговец не выйдет, отец велел ему изучать каноническое право, однако и доходная профессия юриста не привлекала Боккаччо.

Благодаря деньгам и положению отца Боккаччо смог войти в светское и артистическое общество, окружавшее неаполитанского короля Роберта Анжуйского. Именно в это время он познакомился с Джотто, ярчайшей фигурой итальянского Предвозрождения, и был настолько впечатлён личностью этого художника, архитектора, скульптора, поэта и острослова, что позднее сделал его одним из героев «Декамерона». При дворе короля Роберта Боккаччо встретил и Марию д"Аквино, ставшую, в соответствии с понятиями средневековых поэтов-трубадуров, его дамой сердца, позднее Боккаччо вывел её в «Декамероне» под именем Фьямметты.

В этот период творчества (1336-1340) Боккаччо создал большое количество стихотворений, воспевавших Фьямметту, две поэмы и роман «Филоколо».

В 1340 году дела отца пошли очень плохо, и Джованни Боккаччо вынужден был вернуться во Флоренцию. Продолжать дело отца Боккаччо не захотел и в конце концов стал дипломатом на службе Флорентийской республики, заслужив на этом поприще большой авторитет. Одновременно с этим он продолжал заниматься литературным творчеством, создал ряд произведений, проникнутых гуманистическими идеями. Так, в «Амето, или Комедии о флорентийских нимфах» Боккаччо в образе главного героя, пастуха и охотника Амето, представляет аллегорию человека, сначала грубого и неотёсанного, а потом смягчающегося под действием любви и добродетели настолько, что преображённый Амето может лицезреть божественную сущность. Вершиной творчества Боккаччо стало создание сборника новелл «Декамерон» (1350-1353). В эти же годы Боккаччо пишет трактаты «О превратностях судьбы знаменитых людей», «Происхождение языческих богов» и другие.

В 1363 году Джованни Боккаччо перебрался из Флоренции в небольшой городок Чертальдо, целиком посвятив себя литературным занятиям, и прежде всего творчеству Данте. Боккаччо создал биографический труд «Жизнь Данте» и комментарий к «Божественной комедии», а в последний год жизни (1375) читал публичные лекции, посвящённые великому творению Данте.

Наряду с Петраркой, другим величайшим деятелем раннего итальянского Возрождения был Джованни Боккаччо (Giovanni Boccaccio, 1313-1375). Петрарка и Боккаччо были больше чем современники: их объединяла принадлежность к почти одинаковой общественной и культурной среде, общность филологических увлечений и художественных интересов, многочисленные аналогии в их биографии и творчестве, а во вторую половину жизни - глубокая дружба, сопровождавшаяся очень сильным влиянием Петрарки на Боккаччо, который любил и чтил основателя итальянского гуманизма как учителя и старшего брата.


Подобно Данте и Петрарке, Боккаччо был флорентийцем. Отец его был

видный флорентийский купец, родом из Чертальдо, местечка неподалеку от

Флоренции. Отправившись по торговым делам в Париж, он вступил там в любовную

связь с одной француженкой знатного рода. Плодом этой связи был Джованни

Боккаччо, рано утративший мать и еще в младенчестве, отвезенный к отцу во

Флоренцию. Отец Боккаччо хотел сделать из него коммерсанта, но мальчик

испытывал глубокое отвращение к этой профессии; внешне подчиняясь отцу, он

отдавал все свое свободное время чтению латинских и итальянских авторов.

После того как отец женился, отношения его с сыном окончательно испортились,

и юноша был рад, когда в возрасте четырнадцати лет он был отослан отцом в

Неаполь для того, чтобы там закончить обучение торговому делу.

Больше, чем занятия наукой и искусствами, Боккаччо привлекал к двору Роберта веселый кружок аристократической молодежи, в который он был охотно принят благодаря своим изящным манерам и поэтическому таланту. Он ухаживает за молодыми красавицами, сочиняет в их честь стихи. Но предметом его самого серьезного

увлечения явилась Мария д`Аквино, незаконная дочь короля Роберта и жена

одного из видных придворных. Боккаччо встретил ее в церкви Сан-Лоренцо в

страстную субботу 1336 г. и сразу же пылко в нее влюбился. Мария некоторое

время сопротивлялась, затем ответила полной взаимностью. Но блаженство

Боккаччо было непродолжительно: ветреная красавица стала ему изменять, а

затем совершенно его покинула. Боккаччо упреками и мольбами долго пытался

вернуть ее любовь, до тех пор, пока призванный отцом, дела которого к этому

времени сильно расстроились и который к тому же потерял жену и всех законных

детей, не был вынужден в 1340 г. уехать во Флоренцию.

Годы, проведенные в Неаполе (1327-1340), были счастливейшим временем в

жизни Боккаччо и вместе с тем периодом интенсивного поэтического творчества,

когда он сформировался как писатель. Почти все произведения, написанные им в

эту пору, связаны так или иначе с его любовью к Марии, которую он обычно

называет Фьямметтой (итальян. fiammetta - "огонек"). Одни из них он пишет,

исполняя ее желание, в других изображает различные фазы их любви. Несмотря,

однако, на то, что любовь к Марии - Фьямметте захватила все существо

Боккаччо и наложила сильнейший отпечаток на его творчество, история этой

любви, если сравнить ее с отношением Данте к Беатриче и Петрарки к Лауре,

означает огромный, типичный для Ренессанса, шаг вперед на пути к

реалистическому осмыслению сердечного чувства и порождаемого им поэтического

образа. Для Данте Беатриче - полуабстракция, абсолют, "ангельская донна",

заполонившая его душу и определившая направление всего его творчества. Лаура

Уже вполне земная женщина, к которой Петрарка испытывает вожделение. Она

не поглощает всей его жизни и творчества, в которых есть огромные области,

никак не связанные с Лаурой. Но все же она для него - высшее совершенство,

возможное на земле, идеальная спутница его жизни, вдохновившая его на все

лучшее, что он создал и совершил. Напротив, Фьямметта - лишь эпизод, хотя и

очень значительный, окрасивший некоторый период жизни и творчества Боккаччо,

но затем сменившийся другими впечатлениями и литературными задачами.

Жизнь Боккаччо за десятилетие с 1340 г. по 1350 г. нам мало известна. У

отца, который вскоре женился снова, он не засиделся. Мы встречаем упоминания

о пребывании Боккаччо после 1345 г. в Равенне и в Форли, где он,

по-видимому, служил в качестве секретаря или приближенного лица у местных

князей. В 1348 г. Боккаччо побывал в Неаполе, но там тем временем обстановка

сильно изменилась. Король Роберт умер в 1343 г., и ему наследовала его

внучка, королева Джованна. Вскоре при дворе разыгрались кровавые события -

убийство мужа королевы, венгерского принца Андрея, а также мужа ее сестры.

Прежней радости жизни в Неаполе Боккаччо уже не нашел. Вскоре пришло

известие о смерти отца, и Боккаччо в 1349 г. поспешил возвратиться во

Флоренцию, где прочно обосновался уже до самой смерти.

Имущества, оставшегося после отца, оказалось недостаточно для

спокойного и безбедного существования. Однако, не считая короткого времени,

когда, в 1351 г., он выполнял обязанности члена управления городского

казначейства, Боккаччо, больше всего дорожа своей независимостью, уклоняется

от занятия какой-либо постоянной должности. Тщетно в 1353 г. его старый

покровитель, великий канцлер неаполитанского королевства Никколо Аччайуоли

приглашает его перебраться в Неаполь. Боккаччо пишет в ответ его

приближенному, неаполитанскому гуманисту Дзаноби да Страда: "Оставаясь

бедным, как сейчас, я принадлежу себе; став богатым и заняв высокое

положение, я должен буду жить ради других. Здесь, среди своих книг, я

испытываю больше счастья, чем все князья, увенчанные коронами".

В Неаполе впервые пробудилось поэтическое дарование Боккаччо, и здесь

же оно нашло исключительно благоприятные условия для своего развития.

Кипучая народная жизнь большого торгового города, расположенного на

скрещении средиземноморских культурных путей, чарующие пейзажи Неаполя и его

окрестностей, в частности Поццуольского залива, излюбленного местным

аристократическим обществом, кружок придворной молодежи, где царили

изящество и вместе с тем простота манер, смех и веселье, любовные увлечения,

песни, стихи, забавные рассказы, - все это действовало на чувство и

воображение юного Боккаччо, развивавшегося свободно, без сурового отцовского

надзора, в обстановке, приятной для его ума и сердца. Все, что было написано

Боккаччо в неаполитанские годы, несмотря на нередкие у него грустные нотки и

даже остро драматические мотивы, окрашено ощущением приволья и ласки жизни.

Боккаччо успел написать в Неаполе лишь первую половину "Филоколо": его

отвлекли другие задачи и нахлынувшие волнения; лишь по возвращении во

Флоренцию он закончил свой первый роман.

К неаполитанскому периоду принадлежит также наибольшая часть лирики

Боккаччо. Он писал канцоны, сонеты, мадригалы, баллаты, преимущественно

неаполитанских дам. Две из них, Пампинея и Абротония, впоследствии

появляются снова в "Декамероне" в качестве рассказчиц историй, но вскоре

Фьямметта становится единственным объектом его любовных стихов. В основном

Боккаччо - последователь школы "сладостного нового стиля" и, в частности,

Данте; однако его поэзия носит гораздо менее философский характер, она более

конкретна и реальна. Платоническая мечтательность решительно уступает в ней

место непосредственному переживанию.

"Фьямметта" - прощание Боккаччо с прошлым, с былой любовью, с

феодальным Неаполем, где протекла его молодость, и решительный отход от

рыцарской романтики, проникавшей до сих пор его творчество. Отныне Боккаччо

Гражданин трезвой и деловой Флоренции, с которой он все более срастается,

республиканец, начинающий интересоваться общественно-политическими вопросами

и проявлять внимание к практической жизни и порождаемым ею общественным

типам. В творчестве это соответствует дальнейшему углублению реализма, без

отказа, однако, от поэтической стихии, культа изящной формы и использования

принципов классической эстетики. Все это нашло столь же полное выражение,

как и в "Фьямметте", во втором большом произведении этого периода, поэме в

октавах "Фьезоланские нимфы", написанной около 1345 г. Начальные и

заключительные строфы этой поэмы говорят о том, что она вдохновлена любовью,

всецело владеющей сердцем поэта. Но предмет его чувства, - быть может, уже

не Фьямметта, а какая-то другая флорентийская дама, имя и судьба

которой остались нам неизвестны.

Последние годы своей жизни Боккаччо посвятил изучению и комментированию

Данте, который всегда оставался его любимым поэтом. В 1373 г. флорентийская

коммуна поручила ему истолковывать "Божественную Комедию" в публичных

лекциях. Заняв, таким образом, первую дантовскую кафедру в Италии, Боккаччо

составил весьма обстоятельный комментарий к поэме Данте, а также начал

писать первую биографию великого поэта ("Жизнь Данте"), которую смерть

помешала ему закончить. Несмотря на свое благоговение перед Данте, Боккаччо

не сумел правильно понять личность этого великого поэта-гражданина, потому

что был человеком совершенно другой эпохи и склада.

Итак, Боккаччо испытал в старости такой же поворот в сторону старой

культуры, как и Петрарка. Но этот поворот был не в силах ослабить

грандиозное воздействие его "Декамерона". Боккаччо вошел в историю именно

памятников человеческой мысли и творчества, освобождающихся от гнета

Его новеллы называют предтечей европейского эротического романа. Многие авторы современных скандальных произведений считают его своим духовным отцом. Имя Боккаччо осталось в истории благодаря одному произведению, внесенному в список книг, запрещенных католической церковью.

Биография Джованни Боккаччо

Внебрачный сын француженки и флорентийского купца Джованни Боккаччо родился в 1313 году в Париже. Вскоре отец, уладив во Франции торговые дела, перевез семью во Флоренцию. 17-летнего Джованни отправили в Неаполь изучать право и естественные науки. Юноше хватало времени не только на посещение Большой королевской библиотеки, но и на куртуазные беседы с дамами на берегу Неаполитанского залива.

Благодаря особому положению флорентийца в Неаполе Джованни был принят при дворе короля Роберта Анжуйского. Самая красивая легенда из жизни Боккаччо гласит, что он влюбился в побочную дочь короля – красавицу Марию Таквино – и слагал для нее стихи. А затем, на могиле римского поэта Вергилия, пылкий юноша поклялся посвятить свою жизнь служению изящной словесности.

Вернувшись во Флоренцию, 23-хлетний Боккаччо не спешит приступать к судебной практике. Сыну богатого купца не нужно заботиться о хлебе насущном, и он может заняться литературой. Он настолько глубоко изучает творчество , что вскоре, по поручению флорентийских властей, читает горожанам лекции о жизни и произведениях своего великого земляка.

Боккаччо создает свои первые поэмы, основанные на сюжетах древнегреческих мифов. Затем он переходит к прозе. В 1343 году он пишет повесть «Фьяметта». Любвеобильный Джованни, прекрасно изучивший женскую душу, впервые в Европе делает женщину главной героиней романа и показывает ее переживания.

В 1348 году опустошительная эпидемия чумы, охватившая всю Западную Европу, добирается и до Флоренции. Боккаччо спасается от «черной смерти» в загородном имении. Вероятно, именно там ему приходит идея романа, состоящего из десяти рассказов благородных молодых людей, которые, также спасаясь за городом от чумы, в течение десяти дней коротают время за веселыми историями. «Декамерон» переводится на русский как десятидневный цикл. Книга была окончена автором в 1353 году.

Его знаменитому другу – Франческо Петрарке – так понравилась новелла о Гризельде, что он даже перевел ее на латынь. В «Декамероне», на основе фольклорных произведений, анекдотов, застольных разговоров и побасенок Боккаччо создал портрет итальянской жизни эпохи Возрождения. В героях Боккаччо угадывались реальные люди, современники поэта. Взяв за основу классический римский слог, Боккаччо смело ввел в каждую из ста новелл романа итальянскую народную речь с ее сочным юмором.

Многие новеллы полны насмешек над монахами – скрягами, обжорами и развратниками. Но наиболее прочно за книгой закрепилась слава эротического романа. Причем даже в самых скабрезных эпизодах «Декамерона» эротика не превращается в порнографию. Спасают дело юмор, ирония и жизнерадостность самого автора.

Джованни Боккаччо никогда не стремился публиковать свои сочинения. Не пристало солидному, 43-хлетнему горожанину признаваться в авторстве легкого любовного чтива. Тем более, что долгое время Боккаччо исполнял почетные дипломатические миссии от имени Флорентийской республики и пользовался большим уважением среди сограждан.

Боккаччо решает полностью посвятить себя серьезной публицистике. Но по иронии судьбы латиноязычный трактат о знаменитых женщинах, многотомная генеалогия богов, над которой он упорно работал двадцать лет, не стали популярны. Знатоками больше ценится биографическая повесть «Жизнь Данте Алигьери» и комментарии к «Божественной комедии» Данте.

Последние годы жизни Боккаччо словно подменили. Одни биографы полагают, что он занялся религиозными исканиями, другие считают, что всему виной – многочисленные любовные неудачи и переживания. Говорят, что последней каплей стала любовная связь с одной флорентийской вдовой легкого поведения. С годами Боккаччо стал женоненавистником и ярым противником брака. Он даже принял духовный сан, словно забыв свои едкие насмешки над церковниками. Он дожил до 62-х лет и умер в собственном имении близ Флоренции в декабре 1375 году.

  • «Декамерон» увидел свет только спустя столетие после смерти автора. На основе историй, рассказанных в нем, создавали собственные произведения , Лопе де Вега, и многие другие авторы.

Джова́нни Бокка́ччо (итал. Giovanni Boccaccio; 1313, Чертальдо - 21 декабря 1375, Чертальдо близ Флоренции) - знаменитый итальянский писатель и поэт, представитель литературы эпохи раннего Возрождения.
Автор поэм на сюжеты античной мифологии, психологической повести «Фьямметта» (1343, опубликована в 1472), пасторалей, сонетов. Главное произведение - «Декамерон» (1350-1353, опубликовано в 1470) - книга эротических, реалистических новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором, многоцветная панорама нравов итальянского общества. Поэма «Ворон» (1354-1355, опубликована в 1487), книга «Жизнь Данте Алигьери» (ок. 1360, опубликована в 1477).
Незаконный сын флорентинского купца и француженки. Семейство его происходило из Чертальдо, почему он сам называл себя Боккаччо да Чертальдо. Уже в младенчестве он выказал решительную наклонность к поэзии, но на десятом году отец отдал его в ученье к купцу, который провозился с ним целых 6 лет и всё-таки принуждён был отослать его обратно к отцу ввиду неискоренимого отвращения молодого Боккаччо к купеческому занятию. Тем не менее, Боккаччо пришлось ещё 8 лет томиться над купеческими книгами в Неаполе, пока отец окончательно не потерял терпения и позволил ему изучать каноническое право. Только после смерти отца (1348) Боккаччо получил возможность вполне отдаться своей склонности к литературе. Во время своего пребывания при дворе неаполитанского короля Роберта он подружился со многими учёными того времени и снискал расположение молодой королевы Иоанны и молодой принцессы Марии, его вдохновительницы, описанной им потом под именем Фьямметты.
Дружба его с Петраркой началась ещё в 1341 в Риме и продолжалась до самой смерти последнего. Петрарке он обязан тем, что расстался со своей прежней разгульной и не совсем целомудренной жизнью и стал вообще требовательнее к самому себе. В 1349 Боккаччо окончательно поселился во Флоренции и неоднократно был избираем своими согражданами для дипломатических поручений. Так, в 1350 он был посланником при Астарро ди Поленто в Равенне; в 1351 его отправили в Падую, чтобы возвестить Петрарке об отмене приговора об его изгнании и уговорить его занять кафедру в Флорентинском университете. В декабре того же года он получил поручение к Людвигу Бранденбургскому, сыну Людвига Баварского, испросить у него помощи против (Висконти). В 1353 он был послан к Иннокентию VI в Авиньон для переговоров о предстоящем свидании последнего с Карлом IV и позже к Урбану V. С 1363 он поселился в маленьком имении в Чертальдо, живя на скудные средства и совершенно зарывшись в своих книгах. Там же он схватил долговременную болезнь, от которой медленно оправлялся. Его стараниями флорентийцы, некогда изгнавшие своего великого гражданина Данте, учредили особую кафедру для объяснения поэмы последнего, и эта кафедра была поручена в 1373 Боккаччо. Смерть Петрарки так сильно огорчила его, что он заболел и 17 месяцев спустя, 21 декабря 1375, умер.
Памятник Боккаччо, поставленный на Сольферинской площади в Чертальдо, открыт 22 июня 1879. В честь Боккаччо назван кратер на Меркурии.