Фестиваль молодежи и студентов в ссср год. Всемирный фестиваль молодёжи и студентов

Зрители карнавального шествия в рамках XIX Всемирного фестиваля молодежи приветствуют бразильскую колонну. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»

Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве открылся карнавальным шествием от Васильевского спуска по Кремлевской, Пречистенской, Фрунзенской и Лужнецкой набережным до стадиона «Лужники», где участников шествия и гостей ждал праздничный концерт.

Ожидается, что в фестивале примут участие 20 тысяч человек из более чем 180 стран.

Впервые фестиваль молодежи и студентов прошел в Москве в 1957 году и тогда в нем приняли участие 34 тыс. человек из 131 страны мира.

Мы решили сравнить эти два праздника в нашем фоторепортаже.


Участники фестиваля направляются на Центральный стадион имени В.И.Ленина. Делегация Великобритании во время фестивального шествия. Москва, 1957 год. Фото: Валентин Мастюков и Александр Коньков/ Фотохроника ТАСС
Зрители. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Группа делегатов из Индонезии и Туниса среди москвичей на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке во время VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Москва, 1957 год. Фото: Эммануил Евзерихин/ ТАСС
Индийская колонна шествия. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Москва. 5 августа 1957 г. Выступление артистов из Африки на территории ВДНХ. Москва, 1957 год. Фото: Евзерихин Эммануил/ Фотохроника ТАСС
Участники карнавального шествия в Москве в рамках XIX Всемирного фестиваля молодежи и студенчества. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Салют москвичам. 1957 год. Фото: Лев Портер / Фотохроника ТАСС
Российские студенты на шествии. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Москвичи приветствуют делегатов Иордании, направляющихся на Центральный стадион имени В.И. Ленина. 1957 год. Фото: Рахманов Николай/ Фотохроника ТАСС
Китайская колонна шествия. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Российская студентка в китайской колонне шествия. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Москва. Молодежный международный фестиваль. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Танец со шляпами в исполнении Вьетнамского танцевального ансамбля. Москва, 1957 год. Фото: Эммануил Евзерихин/ Фотохроника ТАСС
Российские актеры в японской колонне шествия. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Семейный танцевальный коллектив Гунея (Цейлон) в национальных костюмах во время концерта на площади Коммуны. Москва. 30 июля 1957 г. Фото: П. Лисенкин, Шулепов Евгений/ Фотохроника ТАСС
Студентка РУДН на концерте, который начался после шествия. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Участник VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов из Африки на Красной площади. Москва, 1957 год. Фото: Василий Егоров / Фотохроника ТАСС
Бурятский актер снимает китайский народный костюм после окончания шествия. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Автобус с актерами и драконом. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»

Летом 1957 года москвичи испытали настоящий культурный шок. Живущая за «железным занавесом» столичная молодежь получила возможность беспрепятственно общаться со своими зарубежными сверстниками, что имело далеко идущие последствия.

Атмосфера открытости

1957 год для нашей страны выдался чрезвычайно насыщенным. Он отметился испытанием межконтинентальной баллистической ракеты и спуском на воду атомного ледокола «Ленин», выводом на орбиту Земли первого искусственного спутника и отправкой в космос первого живого существа – Лайки. В этом же году было открыто пассажирское воздушное сообщение между Лондоном и Москвой, и, наконец, советская столица приняла VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

Фестиваль произвел настоящий фурор в закрытом от внешнего мира советском обществе: такого наплыва иностранцев столица СССР еще не видела. В Москву приехали 34 тысячи делегатов из 131 страны мира. Многие свидетели событий ностальгируют за этими яркими и насыщенными днями. Несмотря на идеологическую подоплеку фестиваля на нем могли беспрепятственно общаться представители разных культур и политических пристрастий. Чтобы досуг интернациональной молодежи проходил более комфортно московские власти сделали свободным доступ в Кремль и парк Горького.

Для передвижения зарубежных делегаций были выделены открытые грузовики, из которых гости могли спокойно наблюдать за жизнью столицы, а горожане – за иностранцами. Однако уже в первый день фестиваля машины, атакованные общительными москвичами, на долгое время стопорились на дороге, из-за чего участники массово опаздывали на торжественное открытие форума в Лужниках.

За две недели фестиваля было проведено свыше восьмисот мероприятий, однако молодые люди не ограничивались официальным регламентом и продолжали общение даже глубокой ночью. Столица гудела сутки напролет, – вспоминают очевидцы событий. Поздним вечером гости столицы и москвичи концентрировались в центре – на Пушкинской площади, проезжей части улицы Горького (современная Тверская) и на проспекте Маркса (ныне улицы Моховая, Охотный ряд и Театральный проезд). Молодежь распевала песни, слушала джаз, дискутировала на запрещенные темы, в частности, об авангардном искусстве.

Символы прошлого

Городские службы готовились к наплыву иностранцев заранее и столица, по воспоминаниям, очевидцев заметно преобразилась. На приведенных в порядок улицах появились диковинные в то время венгерские «икарусы», постарался и отечественный автопром, выпустивший новую «Волгу» (ГАЗ-21) и микроавтобус «Фестиваль» (РАФ-10). К началу мероприятий достроили стадион «Лужники» и гостиницу «Украина».

До сих пор москвичам об этом событии напоминает городская топонимика: проспект Мира, Фестивальная улица, парк Дружба. Последний был создан специально к фестивалю молодыми специалистами – выпускниками Московского архитектурного института.

В дни фестиваля впервые на советском телевидении появилась передача «Вечер веселых вопросов» (сокращенно ВВВ). Правда в эфир она вышла всего три раза. Спустя четыре года авторская команда ВВВ создаст новый продукт, ставший на долгие десятилетия телевизионным брендом – программу КВН.

Через два года после молодежного форума был возобновлен Московский кинофестиваль, где советские зрители получили уникальную возможность ознакомиться с новинками мирового, в том числе и практически неизвестного в стране западного кинематографа.

В 1955 году к Спартакиаде народов РСФСР поэтом Михаилом Матусовским и композитором Василием Соловьевым-Седым была написана песня «Подмосковные вечера», однако произведение так полюбилось москвичам, что его решили сделать официальной песней VI Фестиваля молодежи и студентов. Она не только стала одним из музыкальных символов столицы, но и самой узнаваемой иностранцами советской мелодией.

Общение с выгодой

Среди посетивших СССР делегаций была и американская, к ней в разгар «холодной войны» было приковано, пожалуй, самое пристальное внимание общественности. Специалисты говорят, что именно тогда в Советском Союзе впервые узнали о рок-н-ролле, джинсах и юбках клеш.

Знакомство на фестивале с американской культурой получило развитее: через два года в столицу приехала Американская национальная выставка, которая по замыслу организаторов должна былаошеломить советских людей, лишенных многих элементарных вещей. Именно с 1959 года в СССР получил широкое распространение напиток «пепси-кола».

Но вернемся к фестивалю. К молодежному форуму советская легкая промышленность партиями выпускала одежду с фестивальной символикой. Заветные платки или футболки, украшенные стилизованным цветком с пятью разноцветными лепестками, расходились как горячие пирожки. На всех не хватало. Тут то и всплыли фарцовщики, предлагая втридорога вожделенный товар.

Однако не только советские граждане, но и толпы гуляющих по московским улицам иностранцев стали мишенью, на которую нацелились спекулянты всех мастей. Наиболее ходовым товаром были американские доллары, которые фарцовщики скупали у иностранцев чуть выше официального курса, установленного на уровне 4 рублей за 10 долларов. Но своим согражданам «зеленые» они перепродавали уже с 10-кратной наценкой.

Именно во время московского фестиваля началась бурная деятельность будущих воротил нелегального валютного рынка страны – Рокотова, Яковлева и Файбышенко, громкий процесс над которыми в 1961 году закончился смертным приговором.

«Дети фестиваля»

Для советского общества, зажатого рамками идеологического контроля в вопросах полового поведения, фестиваль стал своеобразным маркером сексуального раскрепощения. Очевидцы вспоминают, как толпы девиц со всей Москвы стекались на окраины города к общежитиям, где проживали делегаты. Внутрь зорко охраняемых милицией зданий пробраться было невозможно, но никто не запрещал гостям выходить на улицу. А дальше без всяких прелюдий интернациональные парочки удалялись в темноту (благо погода позволяла), чтобы предаться запретным наслаждениям.

Однако идеологические органы, считавшие своим долгом следить за нравственным обликом советских граждан, очень быстро организовали летучие дружины. И вот вооруженные мощными фонарями, ножницами и парикмахерскими машинками блюстители нравственности отыскивали любовников, и у пойманных на месте «преступления» любительниц ночных похождений выстригали на голове часть волос.

Девице с лысой «просекой» на голове не оставалось ничего делать, как побриться наголо. Жители столицы тогда неодобрительно присматривались к молодым представительницам слабого пола, носившим на голове туго повязанный платок.

А спустя 9 месяцев после молодежного праздника в советский обиход прочно вошло словосочетание «дети фестиваля». Многие утверждали, что в Москве в это время произошел «цветной бэби-бум». Известный джазовый саксофонист Алексей Козлов, вспоминая ту атмосферу раскрепощенности, царившую летом 1957 года в Москве, отмечал, что особый интерес у столичных девушек вызывали выходцы из африканских стран.

Историк Наталья Крылова не склонна преувеличивать масштабы рождаемости метисов. Они, с ее слов, были небольшие. Согласно сводной статистической выписке, подготовленной для руководства МВД СССР, после фестиваля было зафиксировано рождение 531 ребенка смешанных рас. Для пятимиллионной Москвы это было ничтожно мало.

К свободе

Главным итогом VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве стало пусть и частичное, но все же приоткрытие «железного занавеса» и последовавшее за этим потепление социального климата в стране. Советские люди по-иному взглянули на моду, манеры поведения и образ жизни. В 60-е годы в полный голос о себе заявило диссидентское движение, были совершены смелые прорывы в литературе, искусстве, музыке и кинематографе.

Сам фестиваль порадовал и удивил посетителей насыщенностью и разнообразием мероприятий. Так в кинотеатре «Ударник» было продемонстрировано 125 фильмов из 30 стран, большинство из которых еще вчера цензура отнесла бы к запрещенному кино. В парке Горького прошла выставка художников абстракционистов с участием Джексона Поллока, который совершенно не вписывался в каноны пропагандируемого в СССР соцреализма.

В 1985 году в Москву вернулся уже двенадцатый по счету фестиваль молодежи и студентов. Он стал одним из символов намечающейся перестройки. Советские власти наделись, что фестиваль сможет развеять за рубежом негативное представление об СССР. Столицу тогда основательно очистили от неблагожелательных элементов, но вместе с этим и остальных москвичей оградили от близкого контакта с иностранными гостями. Общаться было разрешено только лицам прошедшим строгий идеологический отбор. Многие тогда заметили, что такого единения молодежи как в 1957 году в предперестроечной Москве уже не было.

Сегодня, 6 июня, стартует проект «Народный музей Фестиваля», приуроченный к XIX Всемирному фестивалю молодежи и студентов (ВФМС). В течение месяца будет формироваться выставка, которая откроется 7 июля в Музее Москвы. В пункт приема экспонатов, открывшийся в музее, любой желающий может принести сувениры, оставшиеся после московских фестивалей 1957 и 1985 годов. В октябре выставка будет представлена на ВФМС-2017 в Сочи. решила вспомнить, какими увидели прошлые фестивали советские граждане и иностранные гости.

Первый

Всемирные фестивали молодежи и студентов начали проводиться в послевоенные годы для консолидации молодежи развивающихся стран, усиления международного сотрудничества и борьбы за мир во всем мире. «Кровь молодежи была пролита недаром. Мир наступил. Но фашизм и реакция еще существуют», - говорили на I фестивале молодежи и студентов в Праге в 1947 году. После войны мир нуждался в единении, потому молодые люди и молодежные организации обсуждали на фестивале прежде всего уроки Второй мировой, вопросы сохранения памяти о ее жертвах, укрепления отношений между СССР и США, борьбы с ядерной угрозой.

Всем известная эмблема фестиваля - цветок с земным шаром в центре и пятью разноцветными лепестками, символизирующими пять континентов. Но на первом фестивале был другой логотип - фигурки чернокожего и белого человека, пожимающих друг другу руки на фоне глобуса. Также эмблемой фестиваля считается голубь мира .

На первом фестивале стенды многих стран рассказывали о послевоенном восстановлении городов, а также о деятельности Всемирной федерации демократической молодежи, под эгидой которой проходило мероприятие.

Советский стенд, впрочем, выделялся. Существенная его часть была посвящена лидеру страны - Иосифу Сталину. Были приведены цитаты из его выступлений и работ, а также выдержки из Конституции СССР. И конечно же, на стенде отмечался огромный вклад Советского Союза в дело борьбы с фашизмом и строительства нового мира. Следует отметить, что в те годы все это воспринималось представителями других государств с энтузиазмом - победа была одержана всего два года назад и люди отлично помнили, кого стоит благодарить за нее в первую очередь. Об этом можно судить по состоявшимся на фестивале международным пресс-конференциям.

Шестой

Первый в СССР Фестиваль молодежи и студентов (шестой по общему счету) прошел в 1957 году, уже после смерти Сталина. В Советский Союз приехали 34 тысячи человек из 131 страны мира. Это был рекорд. Впрочем, помнят фестиваль не за это, а за то, что именно тогда «железный занавес» приподнялся над страной в первый раз. Год назад Никита Хрущев на закрытом заседании ХХ съезда осудил культ личности Сталина, и молодежный фестиваль должен было стать одним из способов его преодоления.

К приезду гостей Москва преобразилась - построили несколько новых гостиниц, был разбит парк «Дружба». Московский проспект Мира назван так именно в честь фестиваля и международного движения за мир. В 1956 году молодежная «Фестивальная редакция ЦТ» сняла несколько выпусков программы «Вечер веселых вопросов», послужившей прообразом КВН - телезрителям предлагалось отвечать на вопросы ведущих, причем приветствовались остроумные ответы. На фестивале выступила , впервые, совместно с , исполнив песню «Подмосковные вечера».

В ходе фестиваля студенты и школьники произносили речи в поддержку прав молодежи, отстаивали независимость народов и пропагандировали интернационализм. Было и много выступлений представителей зарубежных молодежных организаций. Впрочем, зачастую участники отклонялись от официальной повестки. Так, иностранцы выражали недовольство в связи с событиями в Венгрии 1956 года (подавление войсками СССР вооруженного восстания против просоветского правительства страны) и осуждали глушение радиопередач , и «Свободной Европы».

Но сама возможность общения советских граждан с иностранцами была чем-то неслыханным. Как писал Маркес, который побывал тогда в СССР в качестве корреспондента газеты «Эль Эспектадор», люди очень неохотно соглашались пускать иностранцев к себе в дом. По его мнению, так их проинструктировали власти.

Фото: Анатолий Гаранин / РИА Новости

Тем не менее на улице советские граждане общались с иностранцами свободно. Причем это были не только разговоры - в Москве произошла настоящая сексуальная революция. Московские девушки знакомились с иностранцами, приходили к ним в гостиницы. Завязывались скоротечные романы.

Для борьбы с этим опасным явлением были срочно организованы дружины, передвигавшиеся на грузовиках. По вечерам проводились настоящие облавы, причем дружинники пускали в ход ножницы и парикмахерские машинки.

«Когда грузовики с дружинниками, согласно плану облавы, неожиданно выезжали на поля и включали все фары и лампы, тут-то и вырисовывался истинный масштаб происходящей "оргии". Любовных пар было превеликое множество. Иностранцев не трогали, расправлялись только с девушками - у них выстригалась часть волос, после чего девице оставалось только одно - постричься наголо», - вспоминал джазовый музыкант .

В результате несчастным приходилось ходить в платке. Потому москвичи, зачастую небезосновательно, подозревали всех девушек, носивших плотно повязанный платок, в связях с иностранцами. И уж конечно, детей со смуглым цветом кожи, появившихся через 9 месяцев, скрыть было невозможно. Их так и называли - «дети фестиваля».

Но в целом, конечно, фестиваль был настоящим праздником как для москвичей, так и для иностранцев. Маркес писал: «Это народ, который отчаянно жаждет иметь друзей. На наш вопрос: "Какая разница между настоящим и прошлым?", довольно часто повторялся знаменательный ответ: "Теперь у нас много друзей". И они хотят иметь друзей еще больше: переписываться лично, разговаривать с людьми всего мира».

Двенадцатый

Шли годы, фестивали проходили в разных странах, 1957-й все дальше уходил в прошлое. Сейчас, если спросить человека средних лет о Фестивале молодежи и студентов, он, скорее всего, вспомнит 1985 год.

XII Фестиваль молодежи и студентов открылся 27 июля 1985 года. Новый генеральный секретарь КПСС выступил с приветственной речью перед делегатами, председатель Международого олимпийского комитета открыл «Забег мира», а дал сеанс одновременной игры в шахматы на 1000 досках. Были мастер-классы известных художников, а , по просьбе организаторов фестиваля, привезла в СССР популярного немецкого музыканта .

При этом такой свободы высказывать свое мнение во время дискуссий, как в 1957 году, не было. На так называемой «Свободной трибуне» предполагалось общение между участниками мероприятия «в целях содействия неформальному обмену мнениями и материалами о деятельности различных молодежных и студенческих организаций по широкому кругу вопросов, волнующих молодежь». Однако, согласно постановлению ЦК ВЛКСМ, члены советской делегации были обязаны всегда склонять иностранце к дискуссии «по одной из следующих проблем: откуда исходит угроза миру, уроки Второй мировой войны» и других, описанных в документе. В случае явно провокационных вопросов рекомендовалось сглаживать острые углы либо показывать, что спикер некомпетентен.

Фото: Александр Макаров / РИА Новости

Перестройка только начиналась, до провозглашения политики гласности в рамках советских реформ оставалось еще два года. Впрочем, конечно, большая часть молодежи приехала на фестиваль вовсе не ради острых политических дискуссий, а чтобы получить радость от общения с представителями других стран и убедиться в том, что хорошие люди есть везде. Об этом и вспоминают участники фестиваля.

По словам Андрея Филиппова, который в 1985 году был зампредом КМО СССР, фестиваль вовсе не был «коммунистической сходкой», как его презрительно называют некоторые. «Там были не только коммунистические союзы молодежи, но и либералы, и христиане, и социал-демократы, и другие. Во всех программах, например, были клубы эсперантистов - по всему Союзу их собирали. Были представители церкви, кстати», - рассказывает он.

Церемония закрытия фестиваля проходила на арене стадиона имени Ленина («Лужники»). Выступали делегаты, политические и общественные деятели разных стран. Пел , а труппа Большого театра исполнила сцены из балета «Лебединое озеро».

Девятнадцатый

Последним для советской молодежи стал фестиваль 1989 года, который прошел в КНДР. В 1991 году Советский Союз распался, что, конечно, нанесло сильный удар по фестивальному движению. Однако Всемирная федерация демократической молодежи продолжила свою работу, и в 1997 году в Гаване, на Кубе провели XIV фестиваль.

В октябре 2017 года XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов пройдет в России, но не в Москве, а в Сочи. Сейчас решаются организационные вопросы, проведен конкурс на создание талисмана мероприятия. Задачи фестиваля мало изменились за его семидесятилетнюю историю - организаторы надеются, что молодежный праздник поспособствует формированию сети дружественных иностранных молодежных организаций по всему миру, сообщества проводников российских ценностей и интересов за рубежом, воссозданию Международного союза студентов.

Всемирные фестивали молодежи и студентов как праздники мира, дружбы и свободы основывались на важной концепции объединения всех молодежных организаций мира против войны и фашизма. Эта идея отразилась и в визуальной культуре фестивального движения, которая имеет свою историю.

Главный символ Всемирных фестивалей молодежи и студентов - ромашка с пятью разноцветными лепестками, земным шаром и белой голубкой в центре. Эта эмблема сегодня известна во всем мире и продолжает оставаться официальным символом фестивального движения.

Мало кто знает, что родилась фестивальная ромашка лишь к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов благодаря советскому художнику Константину Михайловичу Кузгинову.

Первые фестивали, проходившие в Праге (1947), Будапеште (1949), Берлине (1951), Бухаресте (1953), Варшаве (1955), имели свою символику, объединенную единым художественным стилем. Идея мира и дружбы в них выражалась очень ярко - в образах молодых парней и девушек, которые держатся за руки, над ними парит белая голубка.

Белая голубка с веточкой оливы в клюве появилась в символике фестивалей благодаря испанскому художнику Пабло Пикассо в 1949 году и облетела весь мир. Первый вариант голубки Пикассо, изображенный на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже, сильно отличался от того, который мы привыкли видеть на значках и открытках. Это было реалистичное изображение голубя с мохнатыми лапками и без веточки оливы в клюве, однако позже это изображение дополнялось.

Открытка I Всемирного фестиваля молодежи и студентов, 1947

Пикассо любил голубей, традиция изображать этих птиц досталась ему от отца. Он рисовал картины с изображением голубей и давал маленькому Пабло Пикассо дорисовывать им лапки.

Позже Илья Эренбург вспоминал о своей встрече с Пабло Пикассо:

Помню обед в его мастерской в день открытия Парижского конгресса сторонников мира. В тот день у Пабло родилась дочь, которую он назвал Паломой (по-испански “палома” - голубка). За столом нас было трое: Пикассо, Поль Элюар и я. Сначала мы говорили о голубях. Пабло рассказывал, как его отец, художник, часто рисовавший голубей, давал мальчику дорисовывать лапки - лапки успели надоесть отцу. Потом заговорили вообще о голубях; Пикассо их любит, всегда держит в доме; смеясь, он говорил, что голуби жадные и драчливые птицы, непонятно, почему их сделали символом мира. А потом Пикассо перешел к своим голубкам, показал сотню рисунков для плаката — он знал, что его птице предстоит облететь мир ”.

(из книги Ильи Эренбурга “Люди, годы, жизнь”. В 3-х томах. М.: Текст, 2005).

Возможно, сам Пикассо не догадывался, какое значение для фестивального движения в мире будет иметь его изображение голубки, но в том же году Академия изящных искусств Филадельфии присудила “Голубке” Пикассо памятную медаль Пеннела.

Пабло Пикассо. Плакат I Всемирного конгресса сторонников мира в Париже, январь 1949 г.

В 1957 году перед фестивалем по традиции был объявлен Всесоюзный конкурс на создание эмблемы VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. На конкурс было подано более 300 эскизов, в том числе и ромашка с пятью лепестками художника Константина Михайловича Кузгинова. К тому времени он имел опыт создания подобных материалов - он сделал ряд плакатов, которые украшали фестивали Будапешта и Берлина в 1949 и 1951 гг.

В одном из интервью Любовь Борисова, дочь К.М. Кузгинова, рассказывала, как ее отцу пришла идея создания фестивальной эмблемы:

Я задался вопросом: что же такое фестиваль? И ответил так - молодость, дружба, мир и жизнь. Что точнее может символизировать все это? Работая над эскизами эмблемы, я находился на даче, когда всюду цвели цветы. Ассоциация родилась быстро и удивительно просто. Цветок. Сердцевина - земной шар, а вокруг 5 лепестков-континентов”. Лепестки обрамляют голубой шар Земли, на котором написан девиз фестиваля: “За мир и дружбу” “ (из интервью с Любовью Борисовой на официальном сайте XIX ВФМС 2017 http://www.russia2017.com/posts/18).

Ромашка сразу приглянулась жюри своей простотой и в то же время глубокой идеей, которую она в себе несла, - победитель был определен довольно быстро.

Настолько лаконичного символа фестиваля придумать было сложно, поэтому в 1958 году Венский конгресс Всемирной федерации демократической молодежи принял решение взять ромашку за основу всех последующих фестивальных эмблем.

Позже, к XII фестивалю 1985 года, ромашка дополнилась графически стилизованным изображением голубки, той самой голубкой Пикассо. Автором обновленной версии фестивальной ромашки стал советский художник Рафаэль Масаутов.

Эмблемы Всемирных фестивалей молодежи и студентов 1957, 1985 и 2017

В 1957 году на церемонии открытия тысячи девушек и юношей создали яркий фон фестивальной ромашки, тогда всему миру впервые был представлен новый фестивальный символ. Была придумана целая коллекция ярких открыток с фестивальной ромашкой, посвященных первому фестивалю в СССР.

Фото открыток присланы участниками Общероссийской акции “Дневники Всемирного фестиваля молодежи и студентов - Москва, 1957, 1985”

Фестивальная символика также гармонично встраивалась в элементы городского декора, в пиктограммы, знаки-указатели, печатные плакаты, что создавало атмосферу праздника, безграничного свободного общения на фестивалях 1957 и 1985 гг.

Торжественное шествие в день открытия VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, Москва 1957. Фото с сайта pastvu.com

К XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов 1985 года в украшенной Москве еще узнавались элементы олимпиадной символики, однако олимпийские медведи в витринах магазинов уже сменились на красочные сувенирные куколки в сарафанах и кокошниках.

Разноцветную ромашку на XII Всемирном фестивале молодежи и студентов дополнил еще один символ, полюбившийся и запомнившийся всем. Изображение девочки Катюши в ярко-красном сарафане и кокошнике. Кокошник по задумке автора эмблемы напоминал ту самую фестивальную ромашку 1957 года, которая отлично подходила к русскому народному костюму Катюши.

В интервью Российской государственной библиотеке для молодежи Михаил Веременко вспоминал, как пришла идея Катюши:

“Я поехал домой, сижу в автобусе, и вдруг у водителя заиграла песня “Катюша”. Я подумал, надо же, какая интересная идея, ведь песню знают во всем мире. Ее исполняют на английском, на японском, на китайском языке, а никто не пробовал создать этот образ. И вдруг у меня сразу в голове появилась мысль превратить эту фестивальную ромашку в русский кокошник. А дальше все было уже просто, я приехал домой и начал рисовать. Нарисовал головку, нарисовал кокошник, он скомпоновался очень хорошо. Ну а кокошник предполагает русский сарафан, и внизу по подолу надпись должна быть - “ XII Москва 1985”. Руки я решил сложить на груди, пусть она держит голубя. Голубь - символ мира, все очень подходит для фестиваля. Я позвонил в фестивальный комитет, приехал, они говорят: “Вот это, наверное, то, что нам нужно”. И начали разрабатывать этот образ дальше”.

В образе Катюши заключалась глубокая идея, она была яркой, понятной и близкой всем, поэтому ее быстро подхватили ансамбли, школьные кружки и художественные мастерские.

Кроме того, этот образ был очень подходящим с художественной и дизайнерской точки зрения для создания фестивальных значков, красивых сувенирных кукол, плакатов с ее изображением, открыток, марок и пр.

Одно из концертных выступлений фестивальной программы XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов, Москва 1985

К фестивалю 1985 года было изготовлено 500 живописных панно, 450 текстовых лозунгов и призывов с фестивальной символикой, сотни флаговых композиций, 129 светодинамических установок. Праздничные украшения особенно эффектно выглядели в подсвете вечернего светового оформления.

VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов открылся 28 июля 1957 года в Москве. Закрытие было 11 августа. Гостями фестиваля стали 34000 человек из 131 страны мира. Лозунг фестиваля - «За мир и дружбу». Ему предшествовал Всесоюзный фестиваль советской молодёжи.
Символом молодёжного форума стал Голубь мира, придуманный Пабло Пикассо. К фестивалю в Москве открылся парк «Дружба», гостиница «Украина», стадион «Лужники». В столице впервые появились венгерские автобусы «Икарус», были выпущены первые автомобили ГАЗ-21 «Волга». Для свободного посещения был открыт Московский Кремль.

Москва буквально гудела. Основной наплыв народа сосредоточивался в центре, на улицах Горького, на Пушкинской площади, проспекте Маркса, Садовом кольце. Молодежь общалась, пела песни, слушала джаз, дискутировала о еще недавно запрещенных импрессионистах, о Хемингуэе и Ремарке, Есенине и Зощенко, обо всем, что волновало юные умы.

Впервые за многие годы был приоткрыт «железный занавес», разделяющий мир на два лагеря. У советских же людей 6-й Всемирный Фестиваль перевернул взгляды на моду, манеру поведения, образ жизни, ускорив ход перемен. Хрущевская «оттепель», диссидентское движение, прорыв в литературе и живописи - все это началось именно в фестивальной круговерти.

Для жителей Москвы он стал настоящим шоком, настолько неожиданным оказалось все, что они увидели и почувствовали. Сейчас даже бесполезно пытаться объяснять людям новых поколений, что крылось тогда за словом «иностранец».

Постоянная пропаганда, направленная на воспитание ненависти ко всему зарубежному, привела к тому, что само это слово вызывало у советского гражданина смешанное чувство страха и восхищения. Днем и вечером делегации были заняты на встречах и выступлениях. Но поздним вечером и ночью начиналось свободное общение. Естественно, власти пытались установить контроль за контактами, но у них не хватало рук.

В дни фестиваля в Москве произошла своеобразная сексуальная революция. Молодые люди, а особенно девушки, как будто с цепи сорвались.

Пуританское советское общество стало вдруг свидетелем таких событий, которых не ожидал никто. Поражали формы и масштабы происходившего. К ночи, когда темнело, толпы девиц со всех концов Москвы пробирались к местам, где проживали иностранные делегации.

Это были студенческие общежития и гостиницы на окраинах города. В корпуса девушкам прорваться было невозможно, так как все было оцеплено милицией и дружинниками. Но запретить иностранным гостям выходить из гостиниц никто не мог. Никаких ухаживаний, никакого ложного кокетства. Только что образовавшиеся парочки удалялись в темноту, в поля, в кусты, точно зная, чем они немедленно займутся.

Образ загадочной, стеснительной и целомудренной русской девушки-комсомолки не то чтобы рухнул, а скорее обогатился какой-то новой, неожиданной чертой -- безрассудным, отчаянным распутством.

Реакция подразделений нравственно-идеологического порядка не заставила себя ждать. Срочно были организованы летучие дружины, снабженные осветительными приборами, ножницами и парикмахерскими машинками.

Иностранцев не трогали, расправлялись только с девушками, а так как их было слишком много, дружинникам было ни до выяснения личности, ни до простого задержания. У пойманных любительниц ночных приключений выстригалась часть волос, делалась такая «просека», после которой девице оставалось только одно - постричься наголо. Сразу после фестиваля у жителей Москвы появился особо пристальный интерес к девушкам, носившим на голове плотно повязанный платок...

Толпы иностранцев, с утра до ночи бродивших по городу, спровоцировали всплеск активности и у фарцовщиков.

Они покупали у зарубежных гостей «зеленые» чуть дороже, чем по официальному курсу (тогда в СССР волевым порядком было установлено соотношение 4 рубля за 10 долларов), а потом продавали на черном рынке уже с 10-кратным наваром. Именно во время VI Всемирного фестиваля молодежи начали свою деятельность будущие «столпы» нелегального валютного рынка Рокотов, Файбышенко, Яковлев, громкое дело которых в 1961 году закончилось расстрельным приговором.

Много драм произошло в семьях, в учебных заведениях и на предприятиях, где скрыть отсутствие волос было труднее, чем просто на улице, в метро или троллейбусе.

А весной следующего, 1958 года Москву накрыла «черная волна». В столичных роддомах один за другим появлялись темнокожие младенцы. Причину такого демографического феномена долго искать не пришлось, и потому в языке появился новый термин - «дети фестиваля».

К молодежному форуму фабрики массовыми партиями пошили женские платки, платья и юбки, украшенные эмблемой фестиваля - стилизованным цветком с пятью разноцветными лепестками.

Такая одежда пользовалась в те дни в СССР бешеным спросом.

В дни праздника советские «руководящие инстанции» разрешили невиданную «акцию вольнодумства». В парке Горького была устроена выставка художников-абстракционистов, в том числе знаменитого Джексона Поллока, лидера американских экспрессионистов.

На музыкальном конкурсе, входившем в программу фестиваля, впервые прозвучала песня «Подмосковные вечера». Будущий «хит всех времен и народов» исполнил певец Владимир Трошин.
http://www.liveinternet.ru/

Эта открытка того года выпуска хранится в моей коллекции. Интересно, флаги США и Кубы на шарике расположены рядом. Кто мог предположить тогда, что через 5 лет будет Карибский кризис и мир будет накануне мировой войны, а через 58 лет эти страны восстановят дип. отношения...

Наш флаг рядом с флагом Великобритании. Я родился в августе 57-го. Интересно, что через 55 лет часть моей жизни будет связана с этой страной...