Фотографии для рисования портрета. Рисуем портрет карандашом поэтапно

Для того, чтобы освоить портрет, нам нужна бумага, карандашик и на крайний случай – на очень крайний – ластик. Его мы используем лишь тогда, когда поймем, что карандашом рисунку мы уже никак не сможем помочь. Затем изолируемся от общества – просим окружающих вам не мешать – и торжественно приступаем учиться рисовать портрет карандашом .

Чтобы было удобнее правильно понимать и выполнять рисунок, лучше придерживаться своеобразной «инструкции по использованию ».

Для начала нужно сделать подробный осмотр нашего предмета рисования – , то есть. Нужно очень тщательно рассмотреть все, и продумать форму… А лучше – сделать пару набросков, чтобы было удобнее увидеть конструктивную форму.

Было бы весьма хорошо прорисовать саму натуру в разных положениях, с разными поворотами и ракурсами. Можно также легонько поводить по предмету рисования карандашиком, чтоб ощутить то, как именно устроена форма.

Теперь не менее важная часть в портрете – это ваше место работы . Его нужно подбирать с учетом удобного и приемлемого обзора натуры. Для начала, лучше чтоб сама натура находилась в спокойном состоянии – то есть никаких сильных и необычных ракурсов.

Компоновка композиции

Теперь нужно скомпоновать всю композицию на бумаге. В этом пункте наш работает в усиленном режиме, ведь нам нужно будет найти места для отдельных частей композиции – для головы, и туловища .

Перепроверяем основные объемы, обнаруживаем повороты и главные, базовые оси построения. Теперь нам нужно выстроить форму: сначала все вместе, потом все по очереди и затем снова все вместе.

При каждом изменении или дополнении рисунка, нужно помнить и о перспективном соотношении, пропорциональности форм и соответствии этих форм друг другу. То есть, нужно следить за тем, чтоб все было гармонично.

Теперь нам нужно выделить извечное противостояние – иными словами, нам нужно разделить свет и тень. Для этого используется аккуратная неспешная .

Моделирование формы портрета

Следующий шаг – моделирование формы с учетом того, что у нас уже есть: ложащейся светотени и пространственного видения . В процессе моделирования разных мелочей важно помнить, что эта мелочь является частью всего, а, значит, должно гармонично в это «все» вписываться.

В результате у вас должно выйти нечто вот такое

Как и у любого ученика, у вас обнаружатся ошибки – не сомневайтесь, но и не расстраивайтесь. Сейчас приступим к их разбору, а, соответственно, и к исправлению.

Итак, одна из самых распространенных ошибок, вернее даже эффектов – это то, что работа сильно темная, перечерчена. Второй же эффект – воздушные формы, они как бы ватные, не похожие на настоящие. Такой рисунок еще называют чугунным. Все дело в нарушении пропорций. Ну, к тому же, могут быть чрезмерно выражены и линии построения.

Причинами таких дефектов могут послужить проблемы художника со светотенью . Вернее даже, со светотенью на объемах. Ведь он пытается передать правильно объем головы, но ему никак не удается отделять частное от общего, то есть наложить тень не только по всему рисунку, но и по отдельным частям так, чтобы выглядело это приемлемо.

Может быть, также ошибка в том, что человек, который пытается нарисовать портрет, никак не может связать отдельные детальки в общую картинку и рисунок выглядит… будто порванным. Рисовальщик пытается с помощью штриховки «затереть» эту оплошность.

Иными словами, рисовальщику стоит еще раз проработать рисование деталей.

Если вышеперечисленные эффекты имеют место на вашем рисунке, то приступим к методам избежания подобного. В случае, если во время передачи формы штриховкой, вы чувствуете, что что-то не так – немедленно отложите работу над тональностью и еще раз внимательней рассмотрите объем головы. Можете легонько пройтись карандашом по форме, отметить с точностью любую деталь, наклоны, повороты, отступы и прочее. Благодаря этому, вы сможете ощутить и взаимосвязь всех участков между собой .

Более того, включаем наше логическое мышление – не опять, а снова — и рассматриваем эти самые детали головы, то есть то, где начинается и заканчивается, почему так, а не иначе. К тому же, с помощью этого анализа, вы сможете еще распределить свет и тень, а также положение в перспективе (какой предмет активный – ближе, а какой нет) .

С этой проблемой разобрались. Далее по-обратному отсчету: если вы, начав разбираться с конструктивной формой и объемом, вдруг и внезапно ощутили дискомфорт (внезапное желание чихнуть, сходить в туалет или выпить воды не считается) , то выбираем один из следующих вариантов действий.

Пробуем мысленно взглядом разделить предмет рисования (голову в нашем случае) по изгибам формы на плоскости. Таким образом будет легче смоделировать объем.

Прорисовка деталей

Стараемся понять суть формы: как именно она устроена. Затем строим объем с помощью всяких условных плоскостей или же конструктивных линий (если вы все смешаете – не страшно) .

Опять таки, выйти должно не менее хорошо, чем на рисунке:

Еще ниже приведен другой рисунок, который слегка перечерчен, но на нем гораздо удобней рассматривать, как пример, работу над объемом головы, тоном и деталями.

Очень сложно поставить в предназначенных для них ямках – обычно они выходят или плоскими, или выпученными, как у лягушки.

Так вот, при рисовании глаз нужно помнить об их конструкции – о том, что у них есть объемное глазное яблоко, нижние и верхние веки, надбровные дуги, имеющие свойство отбрасывать тень на глаза.

Также не легко распределить светотень на волосах: к примеру, верхняя часть волос осветлена, в то время как височная часть скрывается полутенью. Волосы на височной линии прорабатываются особенно четко , ведь именно там голова переходит в затылочную часть – этим мы показываем объемность волос.

Очень важно удачно совершить поиск пропорций объемов – как общего, так и по отдельности, деталей, взаимную пропорциональность этих деталей. То, что пропорциональность не найдена или искажена, вы поймете, если в нарисованном портрете не сможете узнать вашу натуру

Снова повторюсь: , потому не гнушайтесь потрудиться сначала над ними. Самое важное в – это основные пропорции, объем, всякие плоскости и конструктивные точки.

Можете ловить объем головы заинтересовавшего вас прохожего (или прохожей 😉 ), любимого актера или просто человечка из рекламы (нет, ну а что? хороший способ превратить долгие минуты рекламной паузы в интересное и полезное занятие ).

Если вы никогда прежде не рисовали портрет, делайте так, как делал Ван Гог - рисуйте самого себя! Вооружившись блокнотом для рисования или даже офисной бумагой, наклеенной клейкой лентой на твердый картон, карандашом Конте или кусочком виноградного угля (подойдет и мягкий карандаш) и зеркалом, сядьте перед зеркалом и внимательно рассмотрите черты своего лица. Обустройте свое рабочее место так, чтобы свет падал с одной стороны. Если вы правша, источник света должен находиться слева и чуть выше вас.

Найдите лист бумаги больше своей головы, чтобы ваш рисунок был такого же размера, как и портретируемый объект, в данном случае - вы сами. В процессе рисования держите голову ровно. Пользуйтесь глазами, а не головой, чтобы смотреть вниз на бумагу. Не вертите головой из стороны в сторону. Существуют несколько подходов, которые применяют художники. Я начну с подхода своего любимого портретиста - Ричарда Шмида: взгляните на один из своих глаз. Внимательно изучите его. Сначала вы нарисуете глаз и будете постепенно двигаться от него, сопоставляя пропорции и тщательно замеряя.

Посмотрите, как верхнее веко соотносится с нижним. Есть ли заметная складка над глазным яблоком или нет? Являются ли брови густыми или редкими, изогнутыми, прямыми или скошенными? Очень легко нажимая, нарисуйте на бумаге овал, приблизительно представляющий собой пропорции и форму вашего левого глаза.

Пока что не беспокойтесь об остальных частях головы, волосах или шее, но оставьте для них место на бумаге на потом. Впервые рисовать лицо легче, если смотреть прямо на зеркало. В большинстве лица довольно симметричны, но все же не вполне. Обратите внимание на расстояние от правого до левого глаза. Используя ширину глаза, как базовую единицу измерения, замерьте ширину пространства между глазами и тщательно нарисуйте контур, веко и радужную оболочку левого глаза, затем отметьте пространство между глазами, после чего нарисуйте контур и детали правого глаза. Обозначьте направление и ширину бровей.

Нарисуйте очень легкую вертикальную линию по центру пространства между глазами вниз до нижнего края подбородка и вверх до линии волос. Это поможет вашему рисунку оставаться симметричным.

Отмерьте единицу ширины глаза и сопоставьте это расстояние с расстоянием между внутренним углом глаза и нижним краем носа. Сделайте короткую легкую линию у края носа. Сопоставьте ширину глаза с шириной носа. Сделайте отметки, обозначающие ширину носа, с обеих сторон от вертикальной линии. Затем сопоставьте расстояние между краем носа и разделительной линией губ. Следите за этими пропорциями! Правильное их вычисление обеспечивает хороший портрет и сходство.

Найдите ширину скул и обозначьте их легкой отметкой, затем двигайтесь в сторону к ушам. Уши очень сложно рисовать, у каждого человека они совершенно уникальны. Верхняя часть уха, как правило, располагается где-то приблизительно на уровне бровей, но опять же, внимательно посмотрите, прежде чем рисовать. Лицо каждого человека уникально!

Обозначьте особенности подбородка и челюстной кости.

Обозначьте высоту и ширину волос и тщательно нарисуйте их очертания, добавив тон в значении светлоты или темноты волос. Не беспокойтесь о деталях! Когда вы смотрите на чьи-то волосы, то замечаете цвет и форму, а не отдельные волоски. То же самое должно быть и на вашем рисунке.

Когда у вас обозначены пропорции, взгляните на участки света и тени на объекте. Слегка затените темные участки, чтобы получить ощущение объемности. В первую очередь работайте с самыми темными участками - обычно это радужная оболочка. Оставьте белым изогнутое световое пятно на радужной оболочке. Обратите внимание, что глазное яблоко изогнуто, и что одна сторона глазного яблока несколько затенена. Внимательно посмотрите на пропорции и расположение световых пятен.

Обратите внимание на форму и пропорции верхних и нижних век. Не беспокойтесь о ресницах - позже их можно слегка обозначить более темной линией.

Обозначьте форму черепа и изгибы покрывающей его плоти, постепенно затеняя стороны лица и челюсти, глазницы, углубление в черепе над глазами, затем выделите более светлые участки в тоне волос.

Слегка затените теневую сторону носа и попытайтесь ухватить его уникальную форму, особенно кончика. Это еще одна характерная особенность лица.

Портрет передает не только внешние характеристики лица, но и отражает внутренний мир человека, его отношение к реальности и эмоциональное состояние в определенный момент времени. Фактически, портрет, как и любая другая жанровая картина, — это расположение линий, форм и цветов на холсте или бумаге так, что их конечное сочетание повторяет форму человеческого лица.

Звучит почти как волшебство? Чтобы правильно располагать на бумаге те самые линии, формы и оттенки, нужно прежде всего изучить пропорции лица человека (при рисовании портрета их необходимо соблюдать в обязательном порядке) и их зависимость от движений, направления и формы головы.

Что такое портрет?

Вне зависимости от уровня мастерства, работа над ним пугает любого художника. Замечательный живописец Джон Сингер Сарджент дал портрету две характеристики, с которыми согласится каждый художник:

  1. «Каждый раз, рисуя портрет, особенно на заказ, я теряю друга».
  2. «Портрет - это картина, на которой в конечном итоге губы выглядят как-то не так».

Портрет - один из самых сложных жанров рисунка и живописи. Причиной является то, что художник часто работает на заказ, а давление со стороны мешает творческому процессу. Портрет в представлении заказчика зачастую отличается от того, что создает художник. Кроме того, для работы над изображением человеческого лица необходимы специальные знания и изрядная доля терпения.

Зачем изучать пропорции

Пропорции нужны для того, чтобы понять, как объекты расположены относительно друг друга в размерном, плоскостном и промежуточном соотношении. Если для портрета важна хоть небольшая доля реализма, без знания пропорций этого не добиться. С другой стороны, абстрактные портреты никто не отменял.

Знание пропорций помогает передавать не только черты лица, но и эмоции и мимику человека. Зная зависимость изменения внешнего вида от положения головы, эмоционального состояния модели и освещения, художник может перенести на холст характер и настроение человека, тем самым создавая предмет искусства. Но для этого необходимо знать правильные пропорции лица и уметь строить композицию в соответствии с правилами.

Идеальные пропорции

В период Высокого Возрождения Рафаэль создавал картины, которые считались эталоном совершенства. Фактически все сегодняшние идеальные пропорции берут свое начало в овале лиц Мадонн Рафаэля.

Если провести вертикальную линию в самом центре лица и разделить ее на три части - от линии роста волос до бровей, от бровей до кончика носа и от кончика носа до подбородка, то у идеального лица эти части будут равны. На представленном ниже рисунке показаны идеальные пропорции лица человека, схема рисования и построения идеального овала лица, а также соотношение основных черт. Стоит учесть, что идеал мужского лица характеризуется более угловатыми чертами, но, несмотря на это, основное их расположение соответствует представленной схеме.

Исходя из данной схемы, идеальные пропорции лица при рисовании портрета соответствуют следующей формуле:

  1. BC = CE = EF.
  2. AD = DF.
  3. OR = KL = PK.

Форма лица

Правильно построенные пропорции лица человека при рисовании портрета зависят во многом и от формы этого лица. Рафаэль, создал совершенный овал, а природа не ограничивает совершенство лишь одной геометрической формой.

Вероятно, изучить построение пропорций и их изменение при движении удобнее всего на идеально овальном лице, для этого существует масса способов и приемов, которые будут рассмотрены ниже, но суть портрета не в создании идеала, а в изображении человека со всеми его особенностями и несовершенствами. Именно поэтому важно знать, какой может быть форма лица и как она влияет на построение пропорций при рисовании портретов.

Округлые формы лиц

Удлиненное лицо обладает закругленными формами линии роста волос и подбородка. Вертикальная средняя линия лица гораздо длиннее горизонтальной. Характеристикой удлиненных лиц обычно является высокий лоб и большое расстояние между верхней губой и основанием носа. Обычно ширина лба примерно равна ширине скул.

Овальное лицо схоже по форме с перевернутым острой стороной вниз яйцом. Самой широкой его частью являются скулы, затем идет чуть менее широкий лоб и сравнительно узкая челюсть. Длина овального лица немного больше его ширины.

Круглое лицо характеризуется практически равными средними линиями вертикального и горизонтального сечения лица. Широкие скулы сглаживаются плавной округлой линией подбородка.

Угловатые формы лиц

Прямоугольное лицо характеризуется широкой челюстью, подчеркнутой угловатым подбородком и прямой линией роста волос. Средняя линия вертикального сечения намного длиннее горизонтальной. Ширина лба человека с прямоугольным лицом примерно равна ширине скул.

Треугольное отличается от сердцеобразного только линией роста волос, у треугольного она прямая. Характерная черта этой формы лиц - высокие скулы и очень узкий, острый подбородок, в то время когда скулы практически так же широки, как и лоб. Вертикальная линия сечения треугольного лица обычно чуть длиннее горизонтальной.

Квадратная форма свойственна лицам с низкими, широкими скулами и угловатым подбородком. Длина квадратного лица равна его ширине.

Трапециевидное определяется широкой челюстью, низкими скулами и узким лбом. Обычно на таком лице подбородок угловат и широк, а скулы намного шире лба.

Ромбовидную форму лицу придают пропорционально узкие лоб и подбородок, причем последний обычно заострен. Высокие скулы - самая широкая часть ромбовидного лица, а его горизонтальное сечение гораздо меньше вертикального.

Правильное построение лица

Правильное построение при рисовании портрета основывается на измерении черт лица модели и расстояния между ними. Каждый портрет индивидуален, так же как нет и двух абсолютно одинаковых лиц, за исключением близнецов. Формулы вычисления пропорций дают лишь основные советы, следуя которым можно намного облегчить процесс рисования.

Для создания собственных персонажей или рисования лиц по памяти крайне важно знать правильную передачу пропорций. Здесь важно помнить, что форма головы гораздо сложнее перевернутого яйца или овала, а потому стоит следовать правилам, чтобы избежать глаз на лбу или слишком маленького рта.

Очертания лица

Для начала рисуем круг - это будет широкой частью черепа. Как известно, основные черты лица занимают место под кругом. Чтобы примерно определить их место, делим круг пополам вертикально и линию продолжаем вниз так, чтоб нижнее очертание окружности делило ее ровно пополам. Низ линии будет подбородком. От боков круга к «подбородку» нужно провести линии, которые станут предварительными очертаниями скул и щек.

Если портрет рисуется с лица модели или по памяти, то можно несколькими легкими линиями подкорректировать форму, определить примерную ширину подбородка и линию роста волос. Стоит обратить внимание, что волосы на портрете будут занимать некоторую часть круга, который был нарисован в самом начале.

Глаза и брови

У основания круга проводим горизонтальную линию, перпендикулярно первой. На этой линии располагаются глаза. Именно на ней, не выше, как бы ни хотелось! Горизонтальную линию нужно разделить на пять равных частей - каждая из них равна ширине глаза. Центральная часть может быть немного шире. Глаза расположены по бокам от нее. Для дальнейшего вычисления пропорций лучше всего указать, где будут располагаться зрачки.

Чтобы определить, насколько высоко над глазами должны быть брови нужно разделить круг на четыре равные части, снизу вверх. По горизонтальной линии, проходящей прямо над глазами, будут располагаться брови.

Нос и губы

Вертикальную линию нижней части лица нужно разделить пополам. Отметка середины там, где должно быть основание носа. Ширину носа легко определить, проведя параллельные линии вниз от внутренних уголков глаз.

Оставшуюся часть - от носа до подбородка - нужно снова разделить пополам. Средняя линия совпадает с линией рта, то есть прямо над ней располагается верхняя губа, а под ней - нижняя. Ширину рта можно вычислить, проведя параллельные линии вниз от середины зрачков. Ширина подбородка обычно равна ширине носа.

Построение пропорций человеческого лица, описанное выше, является упрощенным методом и подходит для идеальных лиц, которых в природе не так много.

Рисование человеческого лица – одна из самых сложных для выполнения задач. Очень трудно соблюсти правильно все пропорции. Но, используя простые правила, нарисовать человеческое лицо сможет практически каждый.

Перед тем как приступать к работе над портретом, рекомендуется подготовить все необходимое:

Лист бумаги;
- ластик;
- простой карандаш.

Когда все нужное приготовлено, можно приступать к рисованию:

1. Начертите на листе бумаги вертикальную линию, разделив его на две равные части. Затем нарисуйте очертания головы, которая по своей форме напоминает перевернутое яйцо. Учтите, что самая широкая часть лица – это область лба, а не щек;

2. Разделите овал на четыре равные части, прочертив горизонтальную линию, как это показано на рисунке;

4. Ширина отрезка равна размерам одного глаза. На втором и четвертком отрезке наметьте очертания глаз. Отметьте то место на лице, где будет располагаться кончик носа. Как правило, кончик носа находится на расстоянии, равном одному с половиной глазу от центра овала. Ширина носа внизу равна длине глаза;

6. Наметьте расположение рта. От кончика носа отступите расстояние, равное половине длины глаза – на этом месте будет начинаться верхняя губа. Ширина рта также равна половине длины глаза, а ширина верхней губы составляет примерно треть от всей ширины рта. Уголки рта расположены под зрачками глаз, как это показано на рисунке;

8. Теперь необходимо проверить правильность овала лица. Расстояние от нижней линии рта до кончика подбородка должно быть равно длине одного глаза. Расстояние от уголков рта до боковых сторон подбородка также должно быть равно длине глаза;

9. Расстояние от подбородка до середины глаза должно быть равно расстоянию от макушки до середины глаза. Расстояние от подбородка до кончика носа должно быть равно расстоянию от кончика носа до середины глаза. На таком же расстоянии располагается окончание лба и линия роста волос. В соответствии с этими параметрами откорректируете овал лица и сотрите лишние карандашные линии;

10. Нарисуйте уши. Их верхняя часть находится на одном уровне с верхними веками, а нижняя – на одном уровне с кончиком носа;

13. Нарисуйте зрачки. Помните, что при ярком свете зрачки сужаются, а в темноте, напротив, расширяются. Не забывайте, что на зрачке должен быть небольшой блик. Легкими штрихами обозначьте волосы;

15. Легкими движениями начните штриховать правую сторону лица. В данном случае свет падает на лицо слева, значит, правая его сторона будет немного более затемнена, чем левая. Не стоит обводить карандашом какие-либо части лица, лучше обозначить их очертания штрихами;

17. Левую сторону лица штрихуйте менее интенсивно, так как именно на нее падает свет. Легкими штрихами начните изображать волосы. Помните, что волосы отбрасывают на лицо тень;

Портрет полностью готов. При желании лицо человека можно нарисовать любыми красками, а также ручкой, пастелью или же цветными карандашами. Рисуя портрет с натуры или же по фотографии, помните о том, что у каждого человека могут быть свои анатомические особенности строения лица. Например, у него могут быть близко посажены глаза. Поэтому при рисовании людей, чтобы добиться внешнего сходства, нужно не только следовать общим правилам, но и быть предельно внимательным к деталям.

7. Урок рисования портрета.

Познание техник на уроках рисования.

Основой правильного рисования портрета человека является познание базовых техник на уроках рисования головы.

Рисование карандашом головы требует и более глубоких знаний, и большего опыта, так как работа здесь заключается не только в правильном изображении головы, но и в передаче индивидуального характера и выразительности, которые особенно свойственны человеческому лицу.

Поэтому, решая задачи учебного рисунка, обучающиеся в художественной школе New Art Intention , одновременно развивают в себе наглядное представление о человеке, умение быстро схватывать и с предельной лаконичностью передавать его сущность, его характер. То есть, перед начинающими художниками появляется важная, трудная задача - запечатление образа человека на бумаге. В художественной литературе есть примеры замечательного умения двумя-тремя штрихами определять индивидуальные особенности образа, например, у Н. В. Гоголя в «Мертвых душах» хорошенькое личико девушки сравнивается со «свежеснесенным яичком», грубое широкое лицо с «молдаванской тыквой». Очень важно путем наблюдения, набросков с натуры, рисунков по памяти развивать в себе, помимо конструктивного, и образное восприятие окружающего нас предметного мира; это помогает художнику избегать излишней сухости и протокольности в работе.

Для рисования карандашом портрета на уроках мы рекомендуем выбирать натуру с наиболее выразительными формами и стараемся подчеркнуть их соответствующим освещением.

Начиная рисунок, не принимайтесь за работу, если вы не рассмотрели голову человека со всех сторон, не отметили ее характерных черт, ее поворота и наклона. Заранее составьте себе определенное представление о модели и имейте его в виду в продолжении всей работы.

Независимо от точки зрения на натуру рекомендуется чувствовать ее «в целом». Как при рисовании куба (), видимые его стороны рисуем с учетом сторон, скрытых от нашего взгляда. Так и при обучении рисунку головы, повернутой в профиль, необходимо чувствовать связь всех ее частей. Например, глядя на натуру спереди, нужно представлять ее с тыльной стороны, в профиль и в трехчетвертном повороте. Для того чтобы, рисуя голову в повороте, близком к профилю, правильно воссоздать чуть намечающееся крыло носа, едва видимый из-за носа глаз или сократившуюся и почти незаметную часть губы, необходимо представлять эти формы в целом. И только при таком условии они, даже чуть намеченные, будут убедительны и смогут участвовать в построении всей головы. Чтобы при профильном повороте правильно, на месте, нарисовать ухо, глаз, скулу, надо представить местонахождение невидимых, но соответствующих им парных форм и мысленно увязать с ними изображаемые видимые формы.

Таким образом, вопреки мнению начинающих, мы можем сделать очень важный вывод, что построение головы в профиль не является наиболее легким, а, наоборот, требует большого внимания и опыта.

Без всестороннего чувства формы и освоения ее законов, без совершенствования своего умения на уроках весь процесс рисования сведется к механическому копированию натуры.

Урок рисования карандашом живой модели.

Благодаря свойствам нашего зрения всякий предмет воспринимается нами «сразу». Мы одновременно видим все его пластические и световые качества, а поэтому целостность зрительного восприятия и передача его играют решающую роль в правдивом изображении предметов.

На уроках мы объясняем, что нельзя рисовать натуру, приставляя одну часть к другой, так как в натуре все существует вместе и нужно все создавать едино.

Но так как изобразить «все сразу», «все вместе» физически невозможно, а рисование головы по частям, как правило, приводит к отрицательным результатам, то начинающий рисовальщик должен найти такой способ, чтобы сохранить и целостность зрительного восприятия натуры и проработать ее детали. Для этого ему следует, прежде всего, построить обобщенную, но характерную массу всей головы, как это делает скульптор. Затем постепенно работать над выявлением сначала ее больших форм, а затем деталей, но не срисовывать их в упор по отдельности, а сопоставлять их друг с другом и со всей головой, как в натуре, так и на рисунке. Такая работа «отношениями» (в форме, в тоне, пропорциях) является в своем роде цементом, скрепляющим все части головы в одно проработанное целое.

Итак, подчеркиваем, что на уроках рисования головы нужно, прежде всего, руководствоваться формой, работать «отношениями», усвоив последовательность работы от общего к частному, от простого к сложному.

На наших курсах мы придерживаемся определенного порядка: работа должна иметь свое начало, середину и окончание. Нарушение этой последовательности ведет к неорганизованному, случайному срисовыванию натуры.

В начале курса, когда начинающий художник быстро намечает на листе общую форму головы, показывая ее основные части, он работает методом первоначального обобщения.

В середине работы в обобщенной форме выявляются ее мелкие формы. Здесь начинающий рисовальщик идет путем анализа, детализации.

В конце работы, когда найдены мельчайшие детали, начинающий художник вновь возвращается к обобщению, но обобщению завершающему, при помощи которого в рисунке выделяется главное и ему подчиняется второстепенное.

Таким образом, строгая последовательность в работе на этом уроке рисования является главным условием успешного выполнения рисунка.

Чтобы правильно научиться рисовать голову, еще раз предупреждаем о необходимости начинать работу легким касанием карандаша к бумаге. Резкие, черные линии, к которым любят прибегать начинающие, мешают видеть ошибки, а тем более исправлять их. Злоупотребление резинкой (ластиком) разрушает поверхностную фактуру бумаги, делая ее почти непригодной для дальнейшей работы. Нажим карандаша и сила тона должны увеличиваться по мере правильного продвижения рисунка.

Для начала выбрав точку зрения на натуру, определите размер рисунка (немного меньше натуры, в зависимости от степени ее удаления от рисующего). Этого намеченного масштаба придерживайтесь в продолжение всей работы, так как в противном случае можно нарушить пропорции изображаемой головы.

Также нужно позаботиться о расположении рисунка на листе: оно зависит от поворота и наклона головы, и от сопровождающего ее окружения (фона, части одежды, падающей тени).

Первая ошибка в рисунке у начинающих - расположение головы в центре листа, вне зависимости от ее положения в пространстве. Для примера возьмем рисунок головы, изображенной в профиль, и поместим его в середине квадратного листа таким образом, чтобы наружные контуры головы находились на одинаковых расстояниях от краев бумаги и центр рисунка совпадал бы с геометрическим центром квадрата (рисунок 1).

В этом случае рисунок головы кажется несколько сдвинутым в сторону профиля и заниженным, так как лицевая часть «перевешивает» затылок: являясь выразителем сходства и экспрессии, она сосредотачивает на себе внимание зрителя. Подобное явление происходит при сравнении верхней и нижней частей головы — последняя, богатая деталями, кажется более весомой, чем верхняя.

Сделанные рисунки (1 и 2) сравним, и вы убедитесь, что небольшое перемещение головы на листе направо и вверх (рисунок 2) улучшает его композиционное расположение, делает его более жизненным и убедительным. Этот принцип размещения применим для всех положений головы в пространстве.

При первоначальном наброске головы и шеи начинающий художник должнен обратить внимание на их положение по отношению к вертикали и к горизонтали, о чем мы уже говорили на уроках при построении гипсовых голов . На уроках рисования постановка головы может быть выполнена прямо, наклонена или повернута. Повороты и наклоны часто сочетаются в движении, взаимно дополняя друг друга.

Парная симметрия в строении головы (два лобных бугра, две надбровные дуги, две глазные впадины, две скулы) позволяет представить себе как бы проходящую по лицу серединную (профильную) линию. При прямом положении головы, повернутой к зрителю, такая линия пройдет по вертикали, разделив голову на две равные части. При повороте головы вправо или влево эта вспомогательная линия примет более или менее вогнутый характер и разделит голову на две неравные части. Соотношения этих частей определяют степень поворота.

Серединная (профильная) линия помогает в процессе работы ставить на место все парные формы головы и, проходя посредине переносицы, основания носа, губ и подбородка, точно определяет их положение.

Поперечная, вспомогательная линия, проходящая через середину глазничных впадин по направлению к ушным отверстиям, делит голову на две приблизительно равные части: верхнюю лобную — от теменных костей до переносицы, и нижнюю — от переносицы до подбородка. Эта поперечная (вспомогательная) линия характером своего расположения по объему головы (прямая или вогнутая) помогает определить степень наклона головы и ракурса. На рисунках 3 и 4 можно проследить, как при запрокинутой голове сокращаются ее верхние формы за счет нижних, а при опущенной голове наблюдается обратное явление.

Вышеупомянутые вспомогательные линии (профильная и поперечная), перекрещиваясь в точке на переносице, образуют так называемую «крестовину». Правильно намеченная в начале рисунка, она определяет положение головы в пространстве и является основой для дальнейшей работы на уроках рисования (рисунок 5).

Опираясь на поперечную линию «крестовины», намечают параллельные ей линии, определяющие расположение лобных бугров, надбровных дуг, глаз, скул, основания носа, нижнего края подбородка. На уроках рисования одновременно необходимо обращать внимание на пропорциональные отношения частей, все время сравнивая их друг с другом и со всей головой (рисунок 6).

Вопрос о пропорциях осложняется перспективными сокращениями форм в зависимости от положения головы. На уроках всегда надо обращать внимание на то, что одинаковые по величине парные формы воспринимаются глазом как неравные (например, при трехчетвертном повороте, наклоне и ракурсе).

Разместив на листе общую форму головы, уяснив ее основной характер (яйцевидный, шарообразный, расширяющийся кверху или книзу), наметив вспомогательные линии, определяющие поворот и наклон, следует постепенно переходить к рисованию основных поверхностей, составляющих объем головы (рисунок 7).

Как и на уроке рисования гипсовой головы , нужно легкой светотенью отделить всю лицевую поверхность от боковых, идущих к затылку. Граница лицевой поверхности пройдет по вискам, скуловым частям и подбородку. При помощи той же светотени, не забывая о необходимости обобщения, намечайте более мелкие формы, лежащие на передней поверхности лица. Так, например, на рисунке 7 показана обобщенная форма носа в повороте и размещенные на поверхностях его детали: на боковых поверхностях — крылья носа, на нижней — ноздри.

Разбирая форму лба, как и в гипсе, нельзя не отметить, что в нижней своей части он образуется пятью поверхностями: средней — фронтальной, двумя боковыми, к ней прилегающими, и двумя височными. При рисовании живой формы все эти плоскости необходимо обосновывать анатомически. Следует также найти место для обобщенных форм глаз, скул, подбородка, ушей, носа и т. д. (рисунок 8).

Обобщенная форма облегчает перспективное построение поверхностей, образующих голову, подсказывая расположение на них более мелких деталей. Но даже на такой начальной стадии обобщения нельзя рисовать условную, грубо намеченную схему; для избежания этого рекомендуется намечать общий «обруб» головы и ее частей, руководствуясь отбором поверхностей, обоснованных анатомией, а не случайной игрой светотени. Например, хрящи и костное основание носа образуют его четыре поверхности; лобные бугры и надбровные дуги — фронтальную поверхность лба.

Полностью прием «обрубовки» применим только как показательный при перспективном построении плоскостей, образующих объем головы. В рисунке живой натуры условная схема должна быть лишь руководством в работе как отдельный чертеж, как средство для сознательного рисования модели; она должна помочь понять сущность живой формы.

Парные формы головы рисуются одновременно, а не по отдельности; глаза надо намечать сразу, находя им место в глазных впадинах. Скулы, надбровные дуги, лобные бугры тоже увязываются друг с другом.

Рисование головы «парными формами» предполагает их сопоставление и сравнение во время работы. Этот принцип, положенный в обучение рисованию живой натуры имеет особо важное значение. Здесь сравнение парных форм помогает не только их перспективному построению и размещению, но и передаче их «видимости», так как, будучи одинаковыми по существу, в различных поворотах они воспринимаются различно и по своему виду и по размерам.

Мы уже говорили какое огромное значение имеет такой метод при изображении головы в профиль.

При трехчетвертном повороте головы сравнение парных форм друг с другом дает возможность более точно расположить глаза по отношению к боковым поверхностям носа, определить соотношение между боковыми стенками носа, его крыльями, ноздрями, губами, выявляет различия между ближайшим и удаленным («сокращенным») глазами.

Начинающий художник, сравнивая парные части лица, без труда отмечает их характерные особенности: может быть, асимметрию в глазах или нависающее на один глаз веко, или приподнятую бровь, опущенный угол рта, слегка сдвинутый в сторону нос и т. д.

Таким образом, обучение рисованию «парными формами» способствует объемному восприятию натуры, перспективному построению ее форм и выявлению характерных особенностей изображаемой головы.

Для всестороннего изучения объема головы нельзя ограничиваться рисованием ее в одном или двух положениях. Вначале рекомендуется на одном листе строить голову в самых различных ракурсах, поворотах и наклонах, одновременно наблюдая и сравнивая перспективное сокращение их поверхностей (рис. 10).

Чтобы работать над формой более сознательно, мы прибегаем к приему воображаемого «разреза» этой формы. На гипсовой голове этот воображаемый «разрез» можно заменить специально проведенной линией. На рисунке (рис. 1) урока рисования гипсовой головы показан этот прием.

Рисунок головы с плечевым поясом и шеей будет выделен в отдельный урок рисования нашей художественной школы New Art Intention .

Лучше всего строение шеи видно, когда голова при небольшом повороте несколько закинута назад. Соответствующим освещением мы подчеркиваем конструктивную связь между изображаемыми формами. Так, можно представить себе, что плечевой пояс, ограничиваемый спереди ключицами, а сзади видимыми верхними краями капюшонной (трапециевидной) мышцы, образует площадку, в которую как бы вставлена цилиндрическая форма шеи.

Прежде всего, следует определить расположение головы, увязав ее с ключицами. Для этого от яремной ямки, находящейся между ключицами (намеченными как основание рисунка), по направлению грудино-ключично-сосцевидной мышцы определяется положение уха. Проведенная от него к глазницам поперечная вспомогательная линия и профильная (идущая от яремной ямки через щитовидный хрящ, подъязычную кость и через середину нижней челюсти вверх по профилю), пересекаясь, образуют крестовину, при помощи которой голова строится обычным способом.

При данном положении головы другая грудино-ключично-сосцевидная мышца сокращена и, начинаясь также от яремной ямки, идет по направлению скрытого от нашего взгляда второго уха.

Итак, размещение рисунка на листе, выбор движения (поворота и наклона) головы, набросок ее первоначальной характерной формы определение пропорций ее главных частей, их объемное обозначение условной светотенью (рис.9) — все это можно отнести к началу рисунка, подготовляющего переход к обучению рисования деталей.

Обучение на уроках по рисованию деталей головы человека мы продолжим на следующих занятиях по рисунку для начинающих в художественной школе New Art Intention .