Фрунзик мкртчян жена моя родная. Фрунзик Мкртчян – биография, факты – бесконечно талантливый армянский актер. Краткая биография Фрунзика Мкртчана

Актер, который почти всегда вызывал у зрителей улыбку, огорчил публику только один раз, когда умер 29 декабря 1993 года. Хоронили Фрунзика Мушеговича Мкртчяна в канун Нового года.

Позже авторы документального фильма, рассказывающего о судьбе армянского актера, подчеркнут в синхроне: новогодней ночью армяне пили первый бокал без звона и молча. Время было тяжелым, почти блокадным, в дома не подавалось электричество, и всем казалось, что привычная нормальная жизнь закончилась. Любительские кадры похорон наложили на звук национального духового инструмента: душа навзрыд, когда слышишь «причитание» дудуки — парафраз народных мелодий — и видишь в кадре заплаканные лица тысяч и тысяч ереванцев, аплодирующих актеру в последний раз... Такие кадры не скомпилируешь.


Сейчас чаще всего актера вспоминают в роли шофера Хачикяна в фильме «Мимино», а предвзятому зрителю Мкртчян знаком по эпизоду в картине «Не горюй!». Помните, как сидят в долговой яме двое проштрафившихся и персонаж Мкртчяна вдруг спрашивает визави: «Хочешь конфетку?» И тут же сам себе отвечает: «А нету!»

Многие называли его «грустный веселый человек». Все-таки существует трагическое начало в комическом. Известного всему миру клоуна Енгибарова журналисты тоже ведь называли клоуном «с осенью в сердце»...


СМИ утверждали, что во время съемок «Мимино» Фрунзик Мкртчян начал сильно пить. Несколько раз съемки даже приходилось отменять. В итоге режиссер Данелия поставил перед актером жесткое условие — либо алкоголь, либо роль. Несколько дней Мкртчян не притрагивался к спиртному. А потом, пишут, пришел к режиссеру и грустно сказал: «Я понял, почему миром правят бездарности. Они не пьют и с самого утра начинают заниматься своей карьерой». И лучшую сцену допроса свидетеля Хачикяна в суде Мкртчян мастерски сымпровизировал.


Казалось бы, тогда, при жизни в Советском Союзе, всеобщее обожание — пропуск в счастливую и обеспеченную жизнь. Например, паспортный контроль в аэропортах известный актер проходил без документов: просто показывал свой знаменитый профиль. Большой нос, грустные глаза, изломанные в печали брови... Его называли комиком без улыбки, как великого Макса Линдера. Родные актера говорили, что еще в детстве Фрунзик был беспомощным, «над ним все смеялись». Площадку коммунальной квартиры маленький актер превратил в театральную сцену. Разыгрывал на ней моноспектакли, говорил «что в голову взбредет». А соседи-зрители смеялись...


Легенда гласит, что сам актер к своему массивному носу относился с юмором и даже сочинял о себе анекдоты. Вахтанг Кикабидзе в одном из интервью рассказал такую историю: «Мы с Арчилом Гомиашвили пошли на премьеру спектакля «Сирано де Бержерак», в котором Фрунз играл роль Сирано. В этом спектакле есть очень долгий монолог Сирано, где он рассуждает на тему своего большущего носа. У Фрунза этот монолог получился очень коротким, даже минуты не потянул. Когда мы после спектакля ехали в машине, я ему говорю: «Слушай, Фрунз, ты почему этот длинный монолог так сократил? Все-таки классическое произведение...» А он отвечает: «Буба джан, когда долго говоришь про нос, армянам это неприятно».


Родной брат актера Альберт Мкртчян вспоминал случай в США. «У меня хранится статья из газеты «Нью-Йорк таймс». «Пять минут молчания Мгера Мкртчяна» называется. Дело в том, что на одном из его выступлений в Америке больше половины зала составляли американцы, которые не говорили ни по-русски, ни по-армянски. Тогда брат вышел на авансцену и пять минут молча стоял и смотрел в зал. Публика от хохота сползала со своих кресел на пол. А Фрунзик еще раз окинул их взглядом, поклонился и ушел».


Говорят, и сегодня во многих офисах Еревана висят портреты талантливого земляка Фрунзика Мкртчяна.

Личная жизнь актера была скрытной и сложной. Как выяснилось позже, жутко несчастной. Не похожей на жизнь звезды советского экрана.

По трагическим совпадениям до сегодняшнего дня ни сын, ни дочь, ни супруга актера — никто не дожил. У Фрунзика Мкртчяна было три брака, с актрисой Дамирой — второй женой — они познакомились еще в институте. Родили двоих детей. В профессиональном кругу говорили, что смерть дочери окончательно добила сердце Фрунзика Мкртчяна, однако на самом деле Нунэ умерла через пять лет после того, как не стало актера. Об этом рассказал его брат Альберт: перенесшая сложную операцию Нунэ сидела в палате вместе со своим мужем, и у нее оторвался тромб... Кстати, взрослого душевнобольного сына Вазгена после смерти Фрунзика усыновил тоже он... Вазген умер в 33 года от цирроза печени. Это случилось совсем недавно.


События развивались и «добивали» Фрунзика Мушеговича по нарастающей: жизнь в доме через некоторое время стала невыносимой из-за сцен ревности Дамиры. Как сказано было в том же документальном фильме, после спектаклей или съемок артисту не хотелось даже возвращаться домой. Истерики и скандалы жены были необъяснимы и учащались. Рождение второго ребенка — сына — ничего не изменило. Так продолжалось до тех пор, пока известный артист не обратился к врачам. Приговор — шизофрения.

А поначалу их совместной жизни она даже сопровождала мужа на съемках... Например, в «Кавказской пленнице» Дамире отвели эпизод: она сыграла жену водителя товарища Саахова. Помните красивую женщину, которая печально рассказывает у ворот герою Юрия Никулина о местных обычаях — похищении невест? Словом, когда усилия местных специалистов оказались бессильны, Дамиру отправили в психиатрическую клинику во Франции.


Позже Фрунзик снова женился на очаровательной женщине — дочери председателя Союза писателей Армении Оганесяна. Рассказывают, что, когда актер в очередной раз отправился в ЗАГС, один из друзей пожурил его, мол, не зачастил ли он в это учреждение. На что Фрунзик со свойственным ему юмором ответил: «Чаплин вообще раз восемь женился. Я что, хуже?» Увы, но и этот брак распался. «Был ли он замкнутым человеком? — рассуждает Альберт Мушегович. — Нет, он же жил среди людей. И в то же время жил один. Однажды, когда его спросили, почему он один ходит по ночным улицам, Фрунзик удивился: «Почему один? Кошки ходят, собаки. Так что я не один».

После неудач в личной жизни Фрунзик замкнул свое внимание на детях и театре. Казалось, все налаживается. Дочь Нунэ вышла замуж и уехала с мужем в Аргентину. Смыслом жизни Фрунзика стал сын Вазген. Однако поведение юноши тоже стало тревожить отца. Вазгена консультировали лучшие врачи-психиатры, которые, увы, в этом случае были бессильны. Мальчику по наследству передалась психическая болезнь матери. Рассказывают, что, когда Вазгена на какое-то время поместили в ту же французскую клинику, где находилась Дамира, они даже не узнали друг друга. Трагедия...

В последние годы жизни Фрунзик отказался от кино, сосредоточив все силы на создании своего театра. Коллеги по ереванскому театру имени Сундукяна называют его актером от начала до конца. Фрунзику Мкртчяну покорялись все роли: трагика, комика, классические, современника... И у известного и любимого всеми актера должно было бы все сложиться... И театр мог бы и должен был быть... Не успел. Или устал?

Он умер мгновенно во сне. Инфаркт. Народному артисту СССР, лауреату Государственной премии СССР, лауреату Государственной премии Армянской ССР Фрунзику Мкртчяну было всего 63 года.

Альберт Мкртчян как-то высказал свою версию смерти брата: «Фрунз желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты. Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку... Нет, он сознательно шел к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены — огромное семейное горе».


…Когда вторая жена Фрунзика Мкртчяна стала устраивать сцены ревности без всяких на то оснований, он был готов к любому объяснению, но только не к тому, что услышал от врачей. Это поставило карьеру актера «на паузу» и навсегда изменило его жизнь.

Блестящее начало

Сын армян, спасшихся от турецкого геноцида, Фрунзик Мкртчян в 15 лет подрабатывал помощником киномеханика. Волшебный мир кино так увлек его, что парень стал посещать театральный кружок, а затем поступил в студию при театре города Ленинакана (ныне Гюмри).

Игра на сцене стала его способом борьбы с насмешками из-за слишком большого, даже по армянским меркам, носа.

«Когда Бог раздавал народам носы, спрашивал у людей, какой формы они хотели иметь орган обоняния. Русский пожелал такой, чтоб рюмку не мешал опрокидывать. Грузин, как Кавказские горы. Армянин спросил: «А почем?» Когда Господь ответил, что бесплатно, армянин произнес: «Тогда как можно больше», — будет шутить Мкртчян через много лет.


Из-за чести (1956)

Но тогда, в детстве, для него стало открытием, что недостаток может превратиться в достоинство: необычная внешность позволяла играть Сирано де Бержерака практически без грима, да и в других ролях Мкртчян был настолько хорош, что быстро стал звездой театра.

Вслед за сценой актер покорил кинематограф. Первые роли в фильмах он сыграл, еще будучи студентом Ереванского театрально-художественного института. В профессии все складывалось как нельзя лучше — чего нельзя было сказать о личной жизни.

Семейная драма


Первый брак с однокурсницей Кнарой быстро закончился разводом, что по молодости не казалось трагедией. Вторые серьезные отношения Фрунзика — с актрисой Донарой Пилосян — уже были более взрослыми.

Донара была настоящей красавицей, любившей мужа всем сердцем и получавшей такую же любовь в ответ. Они познакомились, когда она поступала в театральный вуз, быстро поженились и стали вместе работать. Донара часто сопровождала Мкртчяна на съемках — в «Кавказской пленнице» ей даже досталась эпизодическая роль жены Джабраила.

Это она печально объясняет Шурику особенности кавказских свадеб, стоя у ворот после похищения Нины.


Какое-то время дом Фрунзика Мкртчяна был полной чашей: любимая жена, обожаемые дети (дочь Нунэ и сын Вазген), признание публики и работа, на которую он шел с удовольствием. Но затем что-то начало меняться.


Донара вдруг стала очень ревнивой и подозрительной: не отпускала от себя мужа ни на шаг, скандалила, считала, что вместо гастролей он уезжает к любовнице. Фрунзик сначала успокаивал супругу, потом начал срываться сам: часто после съемок или спектаклей ему не хотелось возвращаться домой, и он шел выпивать или просто шатался по городу.

Когда обстановка дома стала совсем невыносимой, Мкртчян последовал совету друзей и записал жену на прием к психиатру. Диагноз «шизофрения» разделил их жизнь на до и после.

Актер взялся за лечение жены всерьез: показывал ее специалистам Еревана и Москвы, возил за границу. Много лет ушло на то, чтобы смириться с неизбежным: Донаре ничем нельзя было помочь, ее состояние лишь прогрессировало. Занимаясь ее здоровьем, Мкртчян отказался от многих звездных ролей — в его карьере наступило затишье.

В конце концов, он согласился на то, чтобы поместить Донару в психиатрическую больницу во Франции. Сам он должен был продолжать работать, чтобы поднимать двоих детей. Когда дочь Нунэ вышла замуж и переехала в Аргентину, они с сыном остались вдвоем.

…На этот раз он понял все гораздо быстрее: слишком уж странности в поведении Вазгена напоминали поведение его матери. Врачи подтвердили: тот же диагноз, те же перспективы. Эта новость сломила Фрунзика Мкртчяна окончательно.

Он продолжал сниматься в кино и играть в театре, но внутренне так и не смирился, что его жена и сын живут в психиатрической больнице. Когда Донара и Вазген встречались друг с другом в коридоре, они даже не узнавали друг друга.

Конец

Черная полоса ненадолго сменилась на светлую, когда Фрунзик Мкртчян познакомился с Тамарой Оганесян. Они прожили вместе несколько лет, но к шестидесяти годам актер снова остался один. Из театра, в котором он прослужил больше тридцати лет, ушел, не согласившись с назначением нового режиссера.


В кино после 1987 года тоже не снимался — говорил, что в его возрасте делать это уже поздно. Мкртчян мечтал о собственном театре и даже начал работать над его созданием, но закончить не успел.

«Фрунз желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты. Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку… Нет, он сознательно шел к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены — огромное семейное горе», — объяснял родной брат актера Альберт Мкртчян.

Народный артист Армянской ССР, народный артист СССР Фрунзе (Мгер) Мушегович Мкртчян (1930-1993) был не просто народным любимцем. Он стал настоящим символом Армении. В кабинетах местных начальников, наравне с портретами руководителей партии и государства, висел и портрет актера Мкртчяна. Фрунзе, или как его еще называли Фрунзик, мечтал о трагических ролях, но ему доставались комедийные («Кавказская пленница, или новые приключения Шурика» (1966), «Мимино» (1977), «Суета сует» (1978), «Одиноким предоставляется общежитие» (1984). Может быть поэтому его герои всегда получались такими печальными. Актер снялся в трех десятках фильмов в основном в эпизодических ролях. Однако многие фразы, произносимые его персонажами, стали крылатыми, их повторяла вся страна.

Живая легенда

4 июля ему исполнилось бы 87 лет. В Армении Мкртчян - настоящий национальный герой. На одном из центральных проспектов Еревана стоит огромный портрет, с которого на прохожих с грустной улыбкой смотрит этот самый, пожалуй, известный и обожаемый всеми армянин. Кстати, сами армяне своего любимца называют иначе - Мгером.

«Вообще-то родители назвали своего первенца Фрунзиком, - рассказывает брат актера Альберт Мкртчян. - Наверное, в честь советского военачальника Михаила Фрунзе. В тридцатых годах армян обвиняли в национализме, вот они и стали давать детям странные имена.

Появились Роберты, Альберты, Фрунзики. А когда много лет спустя Театр им. Сандукяна, в котором работал брат, гастролировал по Ливану, местные армяне назвали его Мгером. Это библейское имя, которое в переводе обозначает Солнце».

Сегодня брат Фрунзика Альберт Мушегович - художественный руководитель Ереванского театра им. Мгера Мкртчяна. На здании театра - мемориальная доска с барельефом в виде знаменитого профиля актера. Фрунзик никогда не переживал из-за своей внешности.

Тем более что сам ничего необычного в ней не видел. А о своем выдающемся во всех отношениях носе даже придумывал анекдоты. Когда Мкртчяна приглашали выступать за деньги на различных пирушках, он категорически отказывался, смеясь, по его собственным словам, прямо в нос приглашающему.

«Нет, брат никогда не стеснялся своей внешности, - смеется Альберт. - А глядя на тех, кого природа не наделила таким же носом, как у него, всегда удивлялся. А потом, у всех армян такие носы. У меня, что, не такой разве?»

Мкртчян-младший пусть и не как две капли воды, но очень похож на Фрунзика. По профессии Альберт Мушегович - кинорежиссер, окончил ВГИК. Кстати, в своей дипломной работе Альберт снял брата.

«Фильм назывался «Фотография» и длился всего 15 минут, - говорит он. - Я дал ему роль отца, сын которого погиб на войне. Фрунзик сумел заставить зрителей первые 10 минут умирать от смеха, а последние пять - плакать».

Фрунзик Мкртчян стал легендой уже при жизни. Говорят, у актера даже было два паспорта - один официальный, а другой - подарок друзей, в котором так и было написано - «Мгер Мкртчян». Хотя паспорт народному кумиру был без надобности.

Когда вместе с Вахтангом Кикабидзе и Георгием Данелия Фрунзик отправился в Кремль получать Государственную премию за фильм «Мимино», охранники потребовали у них предъявить документы. На что Мкртчян с укоризненной улыбкой ответил: «Разве иностранные шпионы в Кремль без документов ходят?» Разумеется, лауреатов пропустили без досмотра.

А однажды вместе с друзьями Мкртчян отправился навестить арестованного товарища. Оставив друзей в ресторане, Фрунзик на несколько минут отлучился и появился уже… в компании арестованного и начальника СИЗО.

Не нуждался Мкртчян и в деньгах. «Мне совсем недавно рассказали такую историю, - продолжает Альберт Мкртчян. - Как-то Фрунзику неожиданно пришла в голову идея слетать в Сочи. Он вообще был спонтанным человеком - мог сидеть-сидеть, а потом подхватиться и отправиться на другой конец Советского Союза.

Так и в тот раз, взяв с собой друга, Фрунзик уже через несколько часов был в Сочи. В кармане у него была 1000 рублей. Отдохнув на курорте и погуляв в ресторанах, друзья вернулись в Ереван. В кармане у Фрунзика по-прежнему лежала тысяча рублей».

Популярность у Мкртчяна была фантастическая. Как-то, уже после выхода на экраны фильма Георгия Данелия «Мимино», Фрунзик на несколько дней прилетел в Москву. Вместе с братом они торопились на важную встречу, и Фрунзик предложил добраться на нее на метро.

«Мы еле-еле втиснулись в вагон, - вспоминает Альберт. - Народу - не протолкнуться: кто читает, кто дремлет. Однако уже через тридцать секунд, после того как Фрунзик оказался в вагоне, все принялись аплодировать. Брату стало неловко, и на следующей станции мы вышли.

Его любили не только в Москве и городах Советского Союза. У меня хранится статья из газеты «Нью-Йорк таймс». «Пять минут молчания Мгера Мкртчяна» называется. Дело в том, что на одном из его выступлений в Америке больше половины зала составляли американцы, которые не говорили ни по-русски, ни по-армянски.

Тогда брат вышел на авансцену и пять минут молча стоял и смотрел в зал. Публика от хохота сползала со своих кресел на пол. А Фрунзик еще раз окинул их взглядом, поклонился и ушел».

Мамин любимчик

С ДЕТСТВА Фрунзик прекрасно рисовал. Однако ни о какой другой профессии, кроме актерской, не думал. Он родился в Ленинакане, родители - Мушег и Санам - работали на местном текстильном комбинате. «Наши отец и мать были детьми геноцида, - рассказывает Альберт Мкртчян.

Им было по 5 лет, когда их нашли буквально на дороге и поместили в один детский дом. Они вместе выросли, поженились и в 24-м году, когда открылся один из крупнейших в Советском Союзе текстильный комбинат, устроились туда на работу. При комбинате был клуб, в самодеятельном кружке которого играл Фрунзик».

Квартира Мкртчянов была на втором этаже. На лестничной клетке десятилетний Фрунзик вешал занавес и устраивал перед расположившейся на лестнице детворой моноспектакли. Когда после одного из представлений он вышел на поклоны, то с удивлением заметил, что публики стало больше - маленькие зрители сидели на коленях у своих родителей, которые самозабвенно аплодировали маленькому гению.

В том, что мальчик одарен чрезвычайно, уже тогда не сомневался никто. В Ереване до сих пор с восхищением рассказывают, как 17-летний Мкртчян играл роль 80-летнего старика и никто не мог узнать в согбенном старце парня с рабочей окраины.

«Театральный триумф начался у Фрунзика с его первых же ролей, - говорит Альберт Мкртчян. - Будучи студентом второго курса театрального института, он получил приглашение в Театр им. Сандукяна на роль Эзопа, которую должен был играть в паре со своим педагогом. После первого спектакля учитель подошел к Фрунзику, поцеловал его и уступил роль.

Кого он потом только не играл в театре, начиная от царя Гвидона и заканчивая Сирано де Бержераком. Кино его тоже сразу полюбило. Считал ли Фрунзик себя реализованным? Нет, конечно. Только дурак будет так думать.

Отец не дожил до славы сына. А вот мама успела. Она очень любила Фрунзика. Мы - я и наши две сестры - даже обижались на нее. Но мама говорила, что мы и без того боевые, а вот Фрунзик - беспомощный. Когда брат был уже очень популярен, он приезжал домой, вставал под душ и звал маму. Она приходила и мыла его. Была такая музыка матери и сына».

По-настоящему суперзвездой Фрунзик стал после роли водителя Хачикяна в фильме Данелии «Мимино».

Кстати, массу смешных реплик, ставших поистине народными («Такие вопросы задаете, что неудобно отвечать даже», «О чем эти «Жигули» думают?», «Я вам один умный вещь скажу, но только вы не обижайтесь» и другие), Фрунзик придумал сам. Сцена допроса свидетеля Хачикяна в суде - абсолютная импровизация актера.

По предложению Мкртчяна режиссер снял эпизод, в котором герои Фрунзика и Кикабидзе оказывались в одном лифте вместе с двумя китайцами. И один китаец говорил другому: «Как же эти русские похожи друг на друга». По требованию цензуры эпизод из картины пришлось вырезать.

Запомнились съемки «Мимино» и неприятными моментами - Мкртчян начал сильно пить. Несколько раз съемки приходилось отменять. В конце концов Данелия поставил перед Фрунзиком жесткое условие - либо алкоголь, либо кино. Несколько дней Мкртчян не притрагивался к спиртному. А потом пришел к режиссеру и грустно сказал: «Я понял, почему миром правят бездарности. Они не пьют и с самого утра начинают заниматься своей карьерой».

Народный депутат

НЕСМОТРЯ на всеобщее обожание, в личной жизни Фрунзик был несчастлив. После непродолжительного первого брака он встретил удивительно красивую студентку театрального института Дамиру. Как и все женщины, она не устояла перед обаянием Фрунзика и в скором времени стала его женой. У пары родилось двое детей - сын Вазген и дочь Нунэ. Актер их обожал, из каждой поездки привозил массу игрушек. Но чаще всего он тут же отнимал их у детей и начинал играть сам.

«Ему все было интересно, - говорит Альберт. - Как устроены, например, игрушечные голуби, которые взлетают в небо и потом возвращаются к тебе в руки. Фрунзик разбирал их, пытаясь понять устройство механизма. И, разумеется, потом не мог собрать обратно. Он до конца жизни чему-нибудь удивлялся. Не мог, например, понять, как работает телевизор. Как это фильм из Америки доходит до Еревана. Разбирал приемник, раскручивал все, а потом даже мастер не мог ничего починить».

Дамира всюду сопровождала мужа. В «Кавказской пленнице» она сыграла жену водителя товарища Саахова, которая печально рассказывает герою Юрия Никулина о местных обычаях - похищении невест.

С каждым днем поведение Дамиры становилось все более и более странным. Она устраивала мужу жуткие сцены ревности. Наконец, Фрунзик не выдержал и по совету друзей обратился к врачам. Приговор медиков оказался страшным - шизофрения. Когда усилия местных специалистов оказались бессильны, Дамиру отправили в психиатрическую клинику во Франции.

Личная жизнь Фрунзика со временем вроде начала налаживаться. Он познакомился с очаровательной женщиной. Тамара была дочерью председателя Союза писателей Армении Оганесяна.

Рассказывают, что, когда актер в очередной раз отправился в загс, один из друзей пожурил его, мол, не зачастил ли он в это учреждение. На что Фрунзик со свойственным ему юмором ответил: «Чаплин вообще раз восемь женился. Я что, хуже?» Увы, но и этот брак не принес Мкртчяну счастья.

«Был ли он замкнутым человеком? - рассуждает Альберт Мушегович. - Нет, он же жил среди людей. И в то же время жил один. Однажды его спросили, почему он один ходит по ночным улицам, Фрунзик удивился: «Почему один? Кошки ходят, собаки. Так что я не один».

Он был удивительно тонким и добрым человеком. Даже чересчур добрым. Все имели к нему претензии, а он ни к кому их не имел. Фрунзик был настоящим народным депутатом, неофициальным, разумеется. Помог тысячам людей. Ему же никто не мог отказать…»

Дочь Нунэ к этому времени вышла замуж и уехала с мужем в Аргентину. Смыслом жизни Фрунзика стал сын Вазген. Однако поведение юноши тоже стало настораживать отца. Вазгена показывали лучшим врачам-психиатрам, которые, увы, ничего не смогли сделать.

Мальчику по наследству передалась психическая болезнь матери. Рассказывают, что, когда Вазгена на какое-то время поместили в ту же французскую клинику, где находилась Динара, они даже не узнали друг друга.

В последние годы жизни Фрунзик отказался от кино, сосредоточив все силы на создании своего театра. «28 декабря 1993 года я весь день провел у него дома, - рассказывает Альберт Мкртчян.

Мы сидели, разговаривали об искусстве. Фрунзика интересовало только это. Помню, он в очередной раз поставил кассету с «Адажио» Альбиони, которое собирался использовать в своем следующем спектакле.

Потом я уложил его спать и на несколько часов поехал домой. Было пять вечера. Добравшись до дома, я тут же принялся названивать Фрунзику - у меня было какое-то недоброе предчувствие. Мы вообще с ним очень чувствовали друг друга.

Помню, я как-то в четыре утра вдруг проснулся и тут же набрал номер брата. Он тогда был в Москве, снимался в «Мимино». После первого же гудка он поднял трубку. «Ты чего не спишь?» - спрашиваю. «Какое там, - отвечает, - рядом со мной только что человек умер».

Так и в тот день я пытался дозвониться до него. Хотя и понимал, что это невозможно: телефон Фрунзика был неисправен, и с него можно было только звонить, а не принимать звонки. А в семь вечера мне позвонили и сказали, что Фрунзика больше нет. Ему стало плохо, и «скорая» уже ничего не могла сделать. Инфаркт. Ему было 63 года…

Поначалу правительство хотело перенести похороны на 2 января. Но я не согласился. Армения прощалась с братом 31 декабря. До пантеона, где находится его могила, за гробом шли тысячи людей.

Сейчас из брата начинают делать легенду, расказывая то, чего не было. Говорят, что его здоровье подорвала гибель в автокатастрофе дочери. На самом деле Нунэ умерла через пять лет после того, как не стало Фрунзика.

У нее была опухоль матки, ей сделали удачную операцию. Нунэ сидела в своей палате вместе с мужем, и у нее оторвался тромб. Вазгена после смерти брата я усыновил. Но в прошлом году его тоже не стало. Цирроз печени. 33 года ему было.

Трагичная ли была у Фрунзика жизнь? А у какого большого художника жизнь не трагична? Это, наверное, плата за тот талант, которым их наградил Господь. Фрунзик, конечно, понимал, какой он актер.

Но никогда не показывал это. Потому что он был Человек с большой буквы, как писал обожаемый им Горький. Кто после него остался? Народ, который его обожает. Я остался, наша младшая сестра, наши внуки. Так что род Мкртчянов продолжается. Кто-нибудь из него обязательно будет таким же талантливым, как Фрунзик». http://www.aif.ru/archive/1684801


Солнце – так называли его друзья

Его улыбка была неотразимой, актерское дарование блистательным, а огромный нос всегда становился предметом внимания острословов. Легкий, ироничный и внешне абсолютно беззаботный человек, к тому же баловень судьбы: немногим советским актерам выпала такая слава. Фрунзик Мкртчян казался олицетворением абсолютного успеха. Кому еще все милиционеры Еревана козыряли на улицах, а гаишники закрывали глаза, если кумир был за рулем, мягко говоря, не кристально трезв? Кому еще в магазинах или на рынке давали все что угодно, не требуя платы? Его друзья шутили: вот он, коммунизм для отдельно взятого человека. Фрунзику не надо было ни паспорта, ни денег, ни прописки. Его и так все знают, обожают безмерно и носят на руках.

После выхода комедии Гайдая «Кавказская пленница» малоизвестный в масштабах страны ереванский артист Фрунзе Мкртчян проснулся знаменитым. После фильма Данелия «Мимино» – стал любимцем миллионов кинозрителей. О его таланте писали лучшие критики: какая пластика, какое обаяние! Друзья говорили ему: ты самый известный армянин в Советском Союзе. Зрители, конечно, помнили его и по другим картинам, но главной киноролью в судьбе артиста стал шофер Хачикян – трогательный, добрый чудак из «Мимино». В памяти миллионов Мкртчян таким и остался: смешным и колоритным восточным комиком.

Но только самые близкие люди знали о другой жизни Фрунзика. В ней были мечты о совсем иных ролях, несбывшиеся надежды и тяжелые запои. Солнце – так называли его друзья. Он отвечал: если солнце, то очень грустное. Только самые близкие люди знали: между актерскими образами Фрунзе Мкртчяна и его личной судьбой – пропасть. Блестящий комик на экране, в жизни он – персонаж трагический. Его отец пил горькую и бил сына нещадно. Сверстники издевались над слабым, низкорослым мальчишкой. Мало кто знает, что даже во времена своей невероятной славы Мкртчян в жизни был угрюм, неразговорчив и редко улыбался.

Тяжелейшее психическое заболевание жены Донары передалось их сыну Вааку, и этот недуг был неизлечим, а дочь Мкртчяна Нунэ погибла в автокатастрофе. Знаменитый актер и жил, и работал в театре, снимался в состоянии жесточайшей депрессии, которую пытался гасить алкоголем. После двух-трех знаковых ролей в кино его приглашать стали редко: запойный актер – беда. Но об этой темной стороне «Солнца» зрители не знали, Фрунзе Мкртчян всегда был для них истинным кумиром – иногда смешным, иногда грустным, но всегда очень понятным. Оглушительная слава не испортила характера Фрунзика, он был абсолютно лишен звездности, стеснялся здравиц и дифирамбов в свой адрес. Перед ним открывались двери самых высоких кабинетов, однако он редко просил за себя, и часто – за других, иногда совсем незнакомых людей.


Грустный смешной Фрунзик Мкртчян

Любимому артисту миллионов сегодня должно было исполниться 87лет. Он был смешной. Его огромный нос, его невысокий рост, его манера говорить смешили всех. Однажды он вышел на сцену и несколько минут просто стоял, а потом поклонился и ушёл. А зритель все это время заливался в хохоте. Даже то, что почти все называли его не Фрунзе, а Фрунзик, вызывало добрую улыбку.

Часто ли смеялся сам Фрунзик Мкртчян? Возможно, в далёком детстве он заливался смехом. Наверняка смеялся он, когда устраивал детские театральные представления для своих домашних и соседей, смеялся, когда смотрел фильмы со своим любимым Чарли Чаплином, смеялся, когда смешил людей. И уж в этом он был настоящий профи, истинный актёр.

Правда, актёром Фрунзик Мкртчян стал не сразу. Он родился в 1930 году в простой трудовой семье. Мама - посудомойка, отец - табельщик, но мальчик грезил творчеством. Правда, пришлось на время Фрунзику всё же спуститься с небес на землю, когда отца арестовали за кражу на комбинате. Мкртчян-старший пытался вынести отрез ткани, чтобы продать его и купить на вырученные деньги хоть какую-то еду для семьи. Но голодного злоумышленника быстро поймали, осудили и отправили в заключение на долгих 10 лет. В университеты дорога Фрунзику была закрыта, пришлось идти вкалывать на завод. Диплом об окончании Ереванского театрально-художественного института Мкртчян получил только в 1956 году.

Друзья актёра вспоминали, как он удивительно иронично рассказывал про свой вскоре состоявшийся первый дебют в кино. Фрунзика тогда пригласил на роль сам Александр Роу в свою картину «Тайна озера Севан». У Мкртчяна была простая задача - всего-навсего убрать мешающий на дороге камень. Фрунзик исполнил роль идеально. Правда, режиссёр решил, что его в кадре слишком много, и так порезал эпизод, что от Фрунзика Мкртчяна в фильме осталась только одна нога.

Несмотря на такую фильмографию, комедийный талант Фрунзика Мкртчяна вмиг разглядел Георгий Данелия. Он пригласил актёра сначала в свою комедию «Тридцать три», а затем - в «Мимино». Мкртчян очень любил роль шофёра Хачикяна, ведь на съёмках Данелия позволял ему то, чего не позволял другим. Мкртчян был настоящим заводилой, тамадой. Сам придумывал себе эпизоды, сочинял шутки, устраивал мизансцены. Это ведь именно Фрунзик сочинил крылатую фразу: «Я к нему такой личный неприязнь испытываю, что кушать не могу». Он импровизировал так, что животы от смеха надрывались у всей съёмочной группы.

Надо ли говорить, что Фрунзик импровизировал и на сцене, и в кино, и в жизни. Среди киношников давно из уст в уста переходит рассказ о том, как актёр Фрунзик Мкртчян съездил в Сочи с другом. Всё было: билеты на ближайший самолёт, отличная гостиница, развлечения, лучшая еда. А Фрунзик как выехал из дома на курорт с тысячей рублей в кошельке, так с этой тысячей и вернулся. Когда молодые коллеги интересовались: «Как же удалось?», Фрунзик улыбался загадочней Моны Лизы, разводил руками и делал такое лицо, что окружающие снова покатывались со смеху. Но смеялся ли сам Фрунзик Мкртчян? Нет, наедине с самим собой Фрунзе Мкртчян всё больше грустил.

Между двумя работами у Данелии Мкртчян успел побывать на съёмочной площадке «Кавказской пленницы» Гайдая, где исполнил роль дяди главной героини Нины. А его жену сыграла… его жена, красавица Данара Мкртчян. Фрунзик безумно любил супругу, подарившую ему сына и дочку, поэтому был счастлив, когда Данелия предложил ей роль. Но счастье быстро закончилось. Вскоре после съёмок Данару как подменили. Она стала устраивать Фрунзику скандал за скандалом, кричала, что у него в каждом городе по любовнице, делала невыносимым каждый день, проведённый дома.

Мкртчяну посоветовали хорошего психолога. Он-то и подсказал актёру, что дело вовсе не в мнимых любовницах, не в безумной ревности жены, а в её психическом недуге. Врачи диагностировали у Данары шизофрению. С тех пор, благодаря Фрунзику, его супругу наблюдали лучшие специалисты, женщину отвезли в клинику во Франции, но вылечить её никто не мог. Через некоторое время стало ясно, что страшная неизлечимая болезнь передалась от матери сыну… Эта новость добила Фрунзика. Коллеги говорят, что после этих врачебных «приговоров» двум родным любимым людям Фрунзик стал реже бывать на публике. Нет, когда его встречали друзья, он как-то улыбался, смешно шутил, но сам больше не смеялся.

Как-то Фрунзика Мкртчяна спросили: «Почему же ты постоянно бродишь по улицам по ночам совершенно один?». Фрунзик всё так же загадочно улыбнулся, посмотрел своими грустными глазами на вопрошавшего и ответил: «Разве я один? Кошки и собаки ведь тоже бродят».

Его ненадолго встряхнул и «разбудил» новый проект - Фрунзику предложили создать собственный театр в Ереване. Но новому детищу предстояло жить без своего создателя. В 1993 году, за два дня до Нового года, сердце Фрунзика Мкртчяна остановилось. Говорят, в ночь с 31 декабря на 1 января вся мировая армянская диаспора отстояла минуту молчания в память о таком смешном, таком грустном и таком талантливом актёре Фрунзике Мкртчяне.

в городе Ленинакане (ныне Гюмри, Армения) в многодетной семье рабочих текстильного комбината. У актера было два имени: Мгер (так его звали дома) и Фрунзик, которое ему дал отец в честь известного полководца Михаила Фрунзе.

Отец хотел, чтобы хорошо рисовавший Фрунзик стал художником, но в десятилетнем возрасте мальчик увлекся театром и начал ходить в драматический кружок.

Фрунзик Мкртчян окончил школу и начал работать на заводе, в свободное время посещал репетиции самодеятельного театра. Несколько лет выступал на сцене Ленинаканского театра имени Мравяна.

В 1956 году окончил Ереванский театрально-художественный институт (ныне Ереванский государственный институт театра и кино) и был принят в труппу Академического театра имени Габриэла Сундукяна в Ереване. За годы работы в театре Мкртчян сыграл почти весь классический репертуар — от царя Гвидона до Сирано де Бержерака.

Кинодебютом Мкртчяна стала роль музыканта Арсена в фильме Генриха Маляна и Генриха Маркаряна "Парни музкоманды" (1960).
В 1965 году он сыграл роль профессора Берга в комедии "Тридцать три" режиссера Георгия Данелии.

Следующей работой Мкртчяна в кино стала роль в фильме Ролана Быкова "Айболит-66". Актер вместе с Алексеем Смирновым и с самим Роланом Быковым в роли Бармалея попал в яркую и эксцентрическую троицу разбойников, которая сразу завоевала симпатии зрителей после выхода на экраны в 1966 году.

В том же году на экраны СССР вышла комедия Леонида Гайдая "Кавказская пленница", в которой Мкртчяну досталась роль дяди главной героини Джабраила. В этой картине роль его экранной жены сыграла его настоящая супруга - актриса Донара Мкртчян.

В 1967 году на экраны вышел фильме "Треугольник", за участие в котором в 1975 году актер был награжден Государственной премией Армянской ССР.

Новому витку популярности Мкртчяна во второй половине 1970-х годов способствовал выход на экраны СССР комедии Георгия Данелии "Мимино" (1977), в которой он вместе с Вахтангом Кикабидзе создал великолепный актерский дуэт.

Актер снимался в фильмах "Солдат и слон" (1977) Дмитрия Кесаянца, "Суета сует" (1979) Аллы Суриковой, "Приключения Али-Бабы и сорока разбойников" (1979) Латифа Файзиева и Умеша Мехры, "Одиноким предоставляется общежитие" (1983) Самсона Самсонова и др.

Мкртчян играл в картинах своего младшего брата режиссера Альберта Мкртчяна "Каменная долина" (1977), "Крупный выигрыш" (1980), "Песнь прошедших дней" (1982) и "Танго нашего детства" (1984).

В 1986 году в Ереване актер основал собственный театр (ныне — Артистический театр ""Мгер Мкртчян"). На открытии театра была представлена постановка ""Жена пекаря"" Марселя Паньоля, где Фрунзик Мкртчян исполнил главную роль Анабеля Кастанье.

29 декабря 1993 года Фрунзик Мкртчян скончался. Похоронен в Пантеоне героев армянского духа в Ереване в Армении.

В 1971 году Фрунзику Мкртчяну было присвоено звание народного артиста Армянской ССР, в 1984 году - народного артиста СССР. Он также имел звания заслуженного артиста Дагестанской АССР (1972) и заслуженного артиста Грузинской ССР (1980).

Мкртчян был удостоен Государственной премии Армянской ССР (1975), Государственной премии СССР (1978). Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Первый приз за лучшую актерскую работу" за 1978 год.

В 2001 году посмертно Фрунзик Мкртчян был награжден армянским орденом Святого Месропа Маштоца.

Памятник артисту был установлен на его родине в Гюмри . Там же открыт музей Фрунзика Мкртчяна.

Именем известного артиста названы площадь и одна из центральных улиц в Ереване, улицы в других городах Армении.

Памятник героям фильма "Мимино", в том числе Фрунзику Мкртчяну, работы Зураба Церетели был открыт в центре Тбилиси.

Памятник-фонтан, посвященный героям "Мимино", работы Армена Варданяна был установлен в курортном городе Дилижан на севере Армении.

Фрунзик Мкртчян был трижды женат. Первый брак с сокурсницей Кнарой быстро закончился разводом. Второй раз его супругой стала актриса Донара Мкртчян, которая родила актеру двух детей, но вскоре тяжело заболела душевным недугом и десятки лет провела психиатрической лечебнице. Третьей его женой была Тамара - дочь председателя Союза писателей Армении Грачьи Оганесяна.

Дочь Фрунзика Мкртчяна от второго брака Нунэ скончалась спустя пять лет после смерти отца. Через некоторое время после сестры умер сын Вазген, унаследовавший душевную болезнь матери.

Скончалась Донара Мкртчян, запомнившаяся зрителям по сыгранным ролям в картинах "Кавказская пленница", "Хатабала", "Помада №4", "Приключения Мгера".

Брат Фрунзика Мкртчяна - режиссер и сценарист Альберт Мкртчян является художественным руководителем Артистического театра "Мгер Мкртчян" мэрии города Еревана.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Центр» - "Фрунзик Мкртчян. Трагедия смешного человека "(13.30), а «Россия К» - фильмы "Мужчины " (15.20) и "Печальная история последнего клоуна. Фрунзе Мкртчян " (16.30).

Фрунзик Мкртчян родился в Армении, в городе Ленинакане (теперь называется Гюмри). Его родители - отец Мушег и мать Санам - работали на текстильной фабрике. Фрунзик с детства отлично рисовал. Отец хотел, чтобы он стал художником, но мальчик неожиданно заболел театром. Он вывешивал покрывало на лестничной клетке (квартира была на втором этаже) и устраивал спектакли, на которые приходили и детвора, и взрослые соседи.

Родители назвали его Фрунзиком, - вспоминал младший брат актера Альберт Мкртчян, - в честь советского военачальника Михаила Фрунзе. В 30-х годах армян обвиняли в национализме, вот они и стали давать детям странные имена. А когда много лет спустя Театр имени Сундукяна, в котором работал брат, гастролировал по Ливану, местные армяне назвали его Мгер. Это библейское имя, которое в переводе обозначает «Солнце», весьма приглянулось брату.

Солнечный мальчик

Фрунзик и на самом деле был светлым, солнечным ребенком – нежным, доверчивым и очень добрым. Любил шутить и озорничать. Правда, уже в детстве он поражал всех своими печальными глазами. Казалось, ему уже тогда была наперед известна вся его жизнь – непростая, трагическая. Кто знает, если бы он не связал себя с актерской профессией, может, все сложилось бы иначе?

В детстве Фрунзик был беспомощным, над ним все смеялись, он был худой, с большим носом. И вдруг выяснилось, что Бог дал ему огромный актерский талант, - рассказывал Альберт Мкртчян.

Маленький Фрунзик любил Чарли Чаплина и часто сравнивал себя с ним.

Чаплин для меня, как Бах в музыке - учитель человечества, - говорил актер. - Подобно тому, как жизнь кишит сюрпризами, так и Чаплин не переставал меня удивлять. Однажды московское телевидение снимало обо мне документальный фильм. Начинался он кадрами, где маленький мальчик смотрит в кинотеатре фильм с Чаплиным и загорается желанием сыграть в кино. Это была чистая правда. Я стал комиком потому, что мечтал об этом с детства.

Когда началась война, отец Фрунзика ушел на фронт, мама работала посудомойкой, а Фрунзик целыми днями просиживал в будке киномеханика в фабричном Доме культуры. До этого, бросив школу в тринадцать лет, он побывал и учеником сапожника, и кукольных дел мастером, и даже закройщиком одежды. Киномеханик отвел мальчика в театральную студию, его взяли. И скоро он вышел на сцену самодеятельного театра. В первом своем спектакле Фрунзик должен был сказать: «Вам письмо от князя!». Но едва он появился на сцене, как зрители стали смеяться. Фрунзик посмотрел в зал и произнес: «Знаете, сами передавайте князю это письмо - мне некогда, у меня дела». Сказал - и убежал за кулисы, где тоже стоял оглушительный смех. Фрунзик расстроился, но через годы понял, что смех в зрительном зале – признак хорошей игры. А тогда, уходя из Дома культуры, он уяснил для себя другое, что жить без театра он уже не сможет.

«Я тут так хохотался!»

В 1956 году Мкртчян окончил Ереванский театрально-художественный институт и сразу был принят в Академический театр имени Сундукяна в Ереване. В это же время он сыграл свою первую роль в фильме «В поисках адресата ».

Театральный триумф начался у Фрунзика с первых же ролей, - рассказывал Альберт Мкртчян. - Будучи студентом второго курса театрального института, он получил приглашение в Театр им. Сундукяна на роль Эзопа, которую должен был играть в паре со своим педагогом. После первого спектакля учитель подошел к Фрунзику, поцеловал его и уступил роль.

Затем были фильмы: «33 » Георгия Данелия ,

«Айболит-66 » Роллана Быкова ,

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика » Леонида Гайдая .

Но настоящую популярность Мкртчяну принесла роль водителя Хачикяна в картине Данелия «Мимино ».

Фразы героя Мкртчяна из «Мимино» стали народными: «Вы почему кефир не кушаете? Что, не любите?», «Спасибо, я пешком постою!», «Валико-джан, я тебе один умный вещь скажу, только ты не обижайся!», «Я тут так хохотался», «О чем эти «Жигули» думают?»… Всех их актер придумал сам.

Данелия давал ему возможность полной импровизации. Так, например, Фрунзик уговорил режиссера снять эпизод, в котором его Хачикян и герой Кикабидзе едут в лифте вместе с двумя совершенно одинаковыми японцами. В кадре один японец говорил другому: «Как же эти русские похожи друг на друга!». Но, к сожалению, по соображениям цензуры эта сцена в фильм не вошла.

К слову, за эту роль актер единственный из киногруппы «Мимино» получил Государственную премию СССР.

Во время работы над этой лентой актер стал пить, срываться из-за проблем в семье. Данелия долго терпел, а потом поставил ультиматум – будешь пить, не буду снимать! Около недели Фрунзик приходил на съемочную площадку трезвым. И как-то подошел к Данелия и произнес с грустью: «Я понял, почему миром правят бездарности. Они не пьют и с самого утра начинают заниматься своей карьерой».
Через несколько дней после этого одну из сцен «Мимино» снимали в ресторане гостиницы «Россия». Герои Кикабидзе и Мкртчяна пытаются друг друга перетанцевать. Фрунзик пришел на эту съемку немного выпившим, но, несмотря на это, прекрасно плясал. Однако у него никак не получалось сесть на шпагат и поднять носовой платок, лежавший на полу. Один дубль, второй, пятый… Все уже устали от хохота, да и красного от напряжения Мкртчяна было жаль. Тогда Данелия подозвал Кикабидзе и попросил выхватить из-под ног Мкртчяна платок. Вахтанг Константинович блестяще справился с задачей, а Мкртчян, догадавшись, что его обхитрили, поднял голову и посмотрел на всех таким обиженным взглядом, что на съемочной площадке вновь разразился хохот.

Донарин пленник

Легенда гласит, что у Мкртчяна было два паспорта: один - на имя «Фрунзик Мкртчян», а второй – «Мгер Мкртчян». Правда, по слухам, он умудрился их потерять и отлично жил без документов. Ведь у актера была феноменальная популярность, его любили в каждом уголке Советского Союза.

Однако, несмотря на всеобщее обожание, личная жизнь Мкртчяна не складывалась. Его первый брак был очень скоротечным. Затем он познакомился с красивой девушкой по имени Донара , влюбился. Когда они встретились, ему было за тридцать, ей восемнадцать. Он был известным актером, она студенткой театрального училища. Вскоре Донара стала его женой, ей и суждено было сыграть роковую роль в жизни Мкртчяна.

Поначалу все складывалось хорошо. Донара сыграла вместе с мужем в «Кавказской пленнице ». (В картине она исполнила роль жены водителя товарища Саахова, которая с горечью рассказывает герою Юрия Никулина о местных обычаях - похищении невест.)

А потом у супругов родились сын Вазген и дочь Нунэ. Фрунзик боготворил детей, задаривал игрушками, которые тоже, кстати, любил.
- Ему все было интересно, - рассказывал Альберт Мкртчян, - как устроены, например, игрушечные голуби, которые взлетают в небо и потом возвращаются к тебе в руки. Фрунзик разбирал их, пытаясь понять устройство механизма. И, разумеется, потом не мог собрать обратно.

С годами в поведении жены Мкртчяна начали появляться странности. Донара старалась не отпускать мужа ни на шаг. Она стала патологически ревнивой, устраивала супругу страшные сцены ревности. Друзья посоветовали Фрунзику показать ее психиатру, тот поставил неутешительный диагноз - шизофрения. После лечения в Армении он перевез жену в одну из французских психиатрических клиник. Но все усилия были напрасны, Донара умерла. Фрунзик запил.

Когда ему было 54, он вновь женился. Его избранницей стала дочь председателя Союза писателей Армении Тамара Оганесян – видная девушка, на 25 лет моложе Мкртчяна.

По воспоминаниям друзей, когда его кто-то спросил, какой это у тебя по счету брак, актер шутливо ответил: «Чаплин вообще раз восемь женился. Я что, хуже?»
К сожалению, и этот брак не сделал жизнь Мкртчяна счастливее (Тамара напоминала по характеру и темпераменту прежнюю супругу), и он скоро распался.
Фрунзик, который всегда находился среди людей, теперь полюбил одиночество.

Однажды его спросили, почему он один ходит по ночным улицам, Фрунзик удивился: «Почему один? Кошки ходят, собаки. Так что я не один, - вспоминал его младший брат. - Он был удивительно тонким и добрым человеком. Даже чересчур добрым. Все имели к нему претензии, а он ни к кому их не имел. Фрунзик был настоящим народным депутатом, неофициальным, разумеется. Помог тысячам людей. Ему же никто не мог отказать…

Дети тоже не стали отрадой для Фрунзика. После замужества дочь актера Нунэ переехала в Аргентину. А у сына Вазгена тоже, как и у его матери, начались странности. Фрунзик показывал его лучшим психиатрам, но все они ставили сыну тот же диагноз, что и жене. Увы, шизофрения передается по наследству - избавиться от нее невозможно.

Жажда смерти

В последние годы Фрунзик отказывался от ролей в кино. «В моем возрасте уже не играют», -горько замечал он. Он мечтал о своем театре и тратил на его создание все свои силы. Однако полностью насладиться своим детищем он не успел...

Мы сидели, разговаривали об искусстве. Потом я уложил его спать и на несколько часов поехал домой. Было пять вечера. Добравшись до дома, я тут же принялся названивать Фрунзику - у меня было какое-то недоброе предчувствие. Телефон Фрунзика был неисправен. А в семь вечера мне позвонили и сказали, что его больше нет. Ему стало плохо, и «скорая» уже ничего не смогла сделать. Инфаркт...

Фрунзику Мкртчяну было 63 года…

Он желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты, - говорил его младший брат. - Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку… Нет, он сознательно шел к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены - огромное семейное горе.

Его похоронили под Новый год, 31 декабря, в Пантеоне героев армянского духа в Ереване.
Почему на долю гениального актера выпало столько испытаний и бед? Что это - рок, висевший над его судьбой, или плата за неимоверный талант?

Дочь Фрунзика Нунэ умерла через пять лет после смерти отца, затем не стало его сына Вазгена. А два года назад умер и его младший брат Альберт, который до последнего дня был художественным руководителем Театра Мгера (Фрунзика) Мкртчяна…

Дмитрий Сергеев