Гроза островский читать по действиям. А.Н. Островский "Гроза": описание, герои, анализ произведения

Сидя на скамейке, мещанин Кулигин восхищается Волгой. Прогуливающиеся Кудряш и Шапкин, услышав, как купец Дикой ругает своего племянника, обсуждают это. Кудряш сочувствует Борису Григорьевичу, считает, что Дикого нужно как следует напугать, чтобы не издевался над людьми.

Шапкин вспоминает о том, что Дикой хотел отдать Кудряша в солдаты. Кудряш уверяет, что Дикой его боится; Кудряш жалеет, что у купца нет дочери, а то бы он с ней развлекся.

Борис покорно выслушивает брань Дикого и уходит.

Бабушка невзлюбила отца Бориса за то, что тот женился на благородной. Жена Григория тоже все время ссорилась со свекровью. Молодой семье пришлось переехать в Москву. Когда Борис вырос, поступил в Коммерческую академию, а его сестра в пансион. Их родители умерли от холеры. Если дети будут почтительны к дяде, он выплатит им наследство, оставленное бабушкой. Кулигин считает, что Борис с сестрой не получат никакого наследства. Дикой ругает всех домашних, а они ничего ему ответить не могут. Борис старается делать все, что ему приказывают, но потом все равно не получает денег. Если Дикому перечит кто-нибудь, кому он не сможет ответить, то он срывает злость на домашних.

Странница Феклуша благословляет дом Кабановых и всю Русскую землю. Кабаниха одарила странницу. Она всегда подает нищим, а о своих родственниках совсем не заботится.

Кулигин мечтает найти деньги на модели и создать вечный двигатель.

Борис завидует мечтательности и беззаботности Кулигина. Борису же приходится губить свою жизнь, он в безвыходном положении, еще и влюбился.

Тихон пытается разуверить мать в том, что ему жена милее нее. Когда Катерина вступает в разговор, Кабаниха говорит, что Тихон должен держать жену в страхе. Тихон не согласен с ма терью, с него довольно, что жена его любит. Кабаниха говорит, что если он не будет иметь жесткой власти над женой, Катерина заведет любовника.

Тихону все время достается от матери из-за Катерины, он просит жену быть сдержаннее. Тихон уходит к Дикому пропустить рюмочку, пока не вернулась его мать.

Катерина рассказывает Варваре, как она жила у родителей, жалеет, что люди не могут летать как птицы. Катерина чует беду; признается Варваре, что любит другого, не мужа. Варвара, привыкшая ко лжи, обещает Катерине как-то поспособствовать ее свиданиям с избранником, но страх перед грехом заставляет «мужнюю жену» противиться.

Полусумасшедшая барыня, появившаяся в сопровождении двух лакеев, кричит, что красота ведет в бездну, грозит геенной огненной.

Катерина очень напугана словами барыни. Варвара успокаивает ее. Когда начинается гроза, Катерина и Варвара убегают.

Действие второе

Комната в доме Кабановых.

Глаша говорит Феклуше, что все постоянно ссорятся, а должны жить в мире. Феклуша отвечает, что идеальных людей не бывает, она и сама грешна: поесть любит. Странница рассказывает о других странах, людях, которые в них живут и правят. Все эти рассказы крайне далеки от истины, напоминают путаную сказку. Доверчивая Глаша считает, что если бы не странники, то люди так бы ничего о других странах не знали, а те их просвещают. Феклуша - образ суеверной бабы, живущей самыми дикими и отсталыми представлениями о мире. Однако все ей верят - пусть она даже рассказывает про людей с «собачьими головами».

Катерина говорит Варваре, что не переносит, когда ее обижают, старается сразу куда-нибудь исчезнуть. Она признается, что любит Бориса, который к ней тоже неравнодушен. Варвара жалеет, что видеться им негде. Катерина не хочет предавать Тихона. Варвара возражает ей, что если никто не узнает, то можно делать все что угодно. Катерина говорит Варваре, что не боится смерти и может покончить с собой. Варвара объявляет, что хочет спать в беседке, на свежем воздухе, и зовет Катерину с собой.

К Катерине и Варваре присоединяются Тихон с Кабанихой. Тихон уезжает и, следуя наставлениям матушки, наказывает жене, как она должна без него жить.

Оставшись наедине с мужем, Катерина просит его остаться. Но он не может не ехать, так как его послала маменька. С собой он ее взять тоже отказывается, так как хочет отдохнуть от ужаса домашней жизни. Катерина падает на колени перед мужем, просит взять с нее клятву верности.

При прощании с мужем Катерине приходится кланяться ему в ноги по наставлению Кабанихи.

Оставшись одна, Кабаниха сожалеет, что нет к старикам былого почтения, что молодежь ничего не умеет, но хочет жить самостоятельно.

Катерина считает, что убиваться за уехавшим мужем и выть на крыльце - только людей смешить. Кабаниха бранит ее за то, что она этого не сделала.

Катерина переживает отъезд Тихона, жалеет, что у них до сих пор нет детей. Говорит, что лучше бы в детстве умерла.

Варвара отпрбсилась спать в сад, взяла ключ от калитки, подложив Кабанихе другой, дала этот ключ Катерине. Та сначала отказывалась, потом взяла.

Катерина колеблется. Затем решает увидеться с Борисом, а потом ей будет все равно. Она оставляет ключ у себя.

Действие третье

Улица у ворот дома Кабановых.

Феклуша рассказывает Кабанихе о Москве: шумно, все куда-то торопятся, бегут. Кабановой дорог покой, она говорит, что никогда туда не поедет.

К дому подходит Дикой, бранится с Кабанихой. Потом извиняется, сетуя на свой вспыльчивый характер. Говорит, что всему причиной просьба работников выплатить зарплату, которую он добровольно отдать не может, из-за характера.

Борис пришел забрать Дикого. Он сетует, что не может поговорить с Катериной. Кулигин сетует, что пообщаться не с кем, по новому бульвару никто не гуляет: бедным некогда, богатые за закрытыми воротами прячутся.

Кудряш и Варвара целуются. Варвара назначает встречу Борису в овраге за садом, предполагая свести его с Катериной.

Ночь, овраг за садом Кабановых.

Кудряш играет на гитаре, поет песню о вольном казаке.

Борису не нравится место свидания, он ругается с Кудряшом. Кудряш догадывается, что Борис любит Катерину; говорит о глупости ее мужа и о злости свекрови.

Варвара и Кудряш идут гулять, оставляя Катерину наедине с Борисом. Катерина сначала гонит Бориса, говорит, что это грех, обвиняет его, что он сгубил ее. Потом признается ему в любви.

Кудряш и Варвара видят, что влюбленные обо всем договорились. Кудряш хвалит Варвару за ее затею с ключом от калитки. Договорившись о новом свидании, все расходятся.

Действие четвертое

Узкая галерея, на стенах которой изображены картины Страшного суда.

Гуляющие прячутся в галерее от дождя, обсуждают картины.

В галерею забегают Кулигин и Дикой. Кулигин просит у Дикого деньги на солнечные часы. Дикой отказывает. Кулигин убеждает его, что в городе нужны громоотводы. Дикой кричит, что громоотводы не спасут город и людей от Божьей кары, каковой является гроза. Кулигин уходит, ничего не добившись. Дождь кончается.

Варя рассказывает Борису, что после приезда мужа Катерина стала сама не своя, как сумасшедшая. Варвара опасается, что в таком состоянии Катерина может во всем признаться Тихону. Гроза возобновилась.

На сцене Катерина, Кабаниха, Тихон и Кулигин.

Катерина считает грозу Божьей карой за свои грехи. Заметив Бориса, она теряет самообладание. Кулигин объясняет народу, что гроза - это не кара Божья, что бояться ее нечего, что дождь питает землю и растения, а люди сами все придумали и боятся теперь. Борис уводит Кулигина, говоря, что среди людей страшнее, чем под дождем.

Люди говорят, что гроза эта неспроста, она кого-нибудь убьет. Катерина просит за нее молиться, потому как считает, что убить должно ее, так как она грешница.

Полусумасшедшая барыня говорит Катерине, чтобы та молилась Богу и не боялась Божьей кары. Катерина признается родным в грехе. Кабаниха говорит, что она всех предупреждала, все предвидела.

Действие пятое

Общественный сад на берегу Волги.

Тихон рассказывает Кулигину про поездку в Москву, что пил там очень много, а про дом родной ни разу и не вспомнил. Сообщает про измену жены. Говорит, что Катерину и убить мало, а он ее пожалел, только побил немножко по наказу маменьки. Тихон согласен с Кулигиным, что Катерину надо простить, но маменька приказала все время вспоминать и наказывать жену. Тихон доволен, что Дикой отсылает Бориса в Сибирь по делам. Кулигин говорит, что и Бориса надо простить. После этого случая Кабаниха стала запирать Варвару на ключ. Тогда Варвара убежала с Кудряшом. Глаша сообщает, что Катерина куда-то пропала.

Катерина пришла попрощаться с Борисом. Ругает себя за то, что навела на Бориса беду, говорит, что лучше бы ее казнили.

Приходит Борис. Катерина просит взять ее в Сибирь. Говорит, что больше не может жить с мужем. Борис боится, что их кто-нибудь увидит. Он говорит, что ему тяжело расставаться с любимой, обещает подавать нищим, чтобы они молились за нее. У Бориса нет той силы, с которой можно бороться за их счастье.

Катерина не хочет идти домой - и дом, и люди ей противны. Решает не возвращаться, подходит к берегу, прощается с Борисом.

Приходят Кабаниха, Тихон и Кулигин. Кулигин говорит, что последний раз Катерину видели здесь. Кабаниха настаивает на том, чтобы Тихон наказал Катерину за измену. Кулигин бежит на крики людей возле берега.

Тихон хочет бежать за Кулигиным, но Кабаниха, угрожая проклятьем, не пускает его. Люди приносят мертвую Катерину: она бросилась с берега и разбилась.

Кулигин говорит, что Катерина теперь мертва, и с ней могут делать ч го хотят. Душа Катерины на суде, и судьи там милосерднее, чем люди. Тихон обвиняет мать в смерти жены. Жалеет, что остался жив, теперь гму придется только мучиться.

Драма «Гроза» была начата летом 1859 года. В октябре она была дописана. Это произведение входит в школьную программу, и многим будет интересно прочитать краткий пересказ пьесы «Гроза» Н. Островского. Здесь описана ситуация в обществе, которая действительно существовала в то время. В непримиримый конфликт между собой вступили представители старого, устоявшегося уклада жизни, и те, кто стремился жить по-новому. Ну и, конечно, основной сюжетной линией произведения является несчастная любовь.

В «Грозе» рассказывает о жизни отдельной семьи - Кабановых. Катерина замужем за Тихоном, но неожиданно она знакомиться с молодым мужчиной, недавно прибывшим в город, - Борисом. Эта ситуация для девушки становится роковой. Подробнее узнать о судьбе Кати Кабановой и остальных героев, вы сможете, прочитав краткое содержание пьесы «Гроза» по действиям.

Главные действующие лица:

  • Катерина - молодая женщина. Она замужем и, кажется, является воплощением добродетели. Катерина очень скромная, кроткая. Девушка все, что случается вокруг нее, принимает близко к сердцу и ненавидит несправедливость.
  • Тихон - супруг главной героини. Он слабовольный и безынициативный человек. Живет согласно наставлениям матери.
  • Борис - мужчина, в которого влюбляется главная героиня. Это образованный и интересный юноша, который приезжает в город Калинов к своему дяде.
  • Марфа Кабанова - вдова зажиточного купца и свекровь Катерины. По характеру очень властная и эгоистичная. Она давит на невестку, пытается заставить ее подчиняться.

В пьесе есть и другие герои - сестра Тихона Варвара и ее любимый человек, дядя Бориса - Савел Прокофьевич, мещанин Кулигин, который увлекается наукой, и девушка Феклуша, которая проводит жизнь в странствиях.

Гроза.А.Н.Островский (краткий анализ)

Драма «Гроза» кратко

Рассмотрим пьесу кратко по действиям.

Действие 1

В начале произведения мы становимся свидетелями спора двух персонажей - Кулигина и Кудряша. Первый восторгается природой. А Кудряш говорит, что ему безразлична красота вокруг. Неожиданно мужчины замечают Бориса и Савла Дикого. Последний явно чем-то разгневан - он активно машет руками.

Выясняется, что Дикой вовсе не рад приезду племянника. Он не желает общаться с ним. Борис тоже, кажется, не слишком доволен встречей с родственником. Но это единственный близкий человек, который еще жив.

Кроме того, у молодого человека есть материальный интерес. Некоторое время назад у Бориса умерла бабушка. Она завещала ему солидную сумму денег. Но Савел Прокофьевич не хочет отдавать эти деньги.

Кудряш, Кулигин и Борис разговаривают о плохом характере Дикого. Кроме того, приезжий признается: ему нелегко дался переезд. В новом городе он никого не знает, и ему не знакомы здешние обычаи. Кулигин говорит, что Калинов — не лучший город для жизни. Дело в том, что «сколотить» состояние честным путем здесь нельзя. Но если бы у него появились деньги, то он потратил бы средства на создание «вечного двигателя». Вдруг рядом с героями появляется странница, которая очень лестно отзывается о жизни в городке и купцах. Она называет это место «землей обетованной».

Борису говорит о том, что ему жалко Кулигина. Мужчина считает, что цели нового товарища несбыточны. Он хочет создать что-то невероятно полезное для общества, но вряд ли это получится сделать. Борис жалеет и себя — оказался в захолустье, да еще и влюбился. Объект симпатии молодого человека — Катерина. Борис встретился с ней в Калинове, но ему даже не удалось поговорить с девушкой.

Тихон по привычке поддакивает во всем матери, несмотря на то, что ему надоело находиться у нее под каблуком. Кабаниха недовольна. Она считает, что супруга стала для Тихона важнее, чем она сама. Мать требует от сына это признать. Также она утверждает, что вскоре Тихон совсем потеряет к ней уважение.

Молодая супруга сына возражает ей. Говорит, что это вовсе не так - мать для Тихона по-прежнему самый важный человек. Это не успокаивает Кабаниху. Она начинает возмущаться еще сильнее. Называет себя «помехой» в их семье. Но она говорит не искренне. Скорее, Марфе нравится, когда ее убеждают в обратном. Кабаниха говорит, что характер у сына слишком мягкий, и это плохо - жена не будет его бояться.

Когда Кабаниха уходит, Тихон начинает жаловаться на свою маму. Варвара, говорит, что он заслужил такое отношение к себе. Тихон, в результате, уходит к Савелу Прокофьевичу, чтобы заглушить чувства алкоголем.

Варвара и Катерина остаются одни. Они беседуют. Катя признается - иногда она сравнивает себя с птичкой. Раньше она жила на воле. Была свободной и счастливой. Сейчас она чувствует себя «завявшей». Признается, что не испытывает любви к Тихону. Она страдает и чувствует, что скоро ее жизнь закончится. Золовка переживает из-за невестки. Она решает как-то скрасить ее жизнь и познакомить с другим мужчиной.

Далее на сцене появляется Барыня. Она показывает рукой на Волгу и говорит о том, что красота Кати может привести ее в омут. В «предсказания» Барыни девушки не верят. Правда, главная героиня чувствует тревогу.

Возвращается Тихон, и забирает жену в дом.

Действие 2

Варвара переживает из-за невестки. Она думает, что девушку слишком рано выдали замуж, поэтому она страдает.

А Катя жалеет своего мужа, но не испытывает к нему больше ничего. Варвара говорит о том, что нужно скрывать правду. Для их семейства ложь - это нормально. Такой жизненный уклад главную героиню убивает. Она говорит, что лучше уйдет от мужа.

Тихону надо уехать из города на пару недель. Он прощается с близкими и просит жену не огорчать маму. Говорит он, разумеется, словами Марфы Игнатьевны.

Кабаниха предупреждает, чтобы невестка не засматривалась на других мужчин. Это оскорбляет девушку. Она просит супруга забрать ее с собой или вовсе не уезжать. Главная героиня чувствует, что случится беда.

Тихон кланяется своей матери в ноги, как она приказывает. Та говорит, что Катерина не должна обнимать мужа и становиться с ним вровень. В результате девушка кланяется мужу в ноги. Свекровь ворчит и говорит, что молодое поколение не знает правил приличия.

Оставшись в одиночестве, Катя думает о том, что хотела бы иметь детей. Девушка также мечтает найти работу или заниматься шитьем.

Варвара отправляется гулять и говорит, что она сменила на калитке в саду замок. Она надеется, что невестка решится встретиться с Борисом. Но Катерина не хочет. Молодой человек ей нравится, но идти против уз брака нельзя.

Борис тоже не хочет идти против семейных ценностей. Также он не уверен, что новая знакомая влюблена в него, но молодой человек очень хочет снова увидеть ее.

Действие 3

В дом Кабановых заходит нетрезвый Дикой. Он говорит, что хочет поговорить с Марфой Игнатьевной. Рассказывает, что всем от него нужны деньги. Жалуется на Бориса, который раздражает Дикого.

Борис разыскивает дядю. Он переживает из-за того, что не может пообщаться с Катериной. На прогулке он встречает Варвару. Девушка говорит ему, где Боря может встретиться с Катей.

Катерина встречает Бориса на берегу. Она очень взволнована и просит молодого человека уйти. Тот пытается ее успокоить. Девушка поддается чувствам и бросается в объятия Бори. Она говорит, что не побоится осуждения людей. Влюбленные рассказывают друг другу о своих чувствах. Неожиданно приезжает муж Кати.

Действие 4

Прошло десять дней. Жители городка Калинов прогуливаются по галерее, недалеко от Волги. Собирается гроза. Дикой и Кулигин спорят. Савел Прокофьевич не хочет помогать Кулигину в поддержке его проектов. Кулигин предлагает построить громоотвод, чтобы получать электричество. Дикой называет ученого червяком.

Сцена пустеет. Слышен лишь раскат грома.

Главная героиня чувствует, что скоро уйдет из жизни. Тихон видит, что с женой что-то не так, и велит ей раскаяться в своих поступках. Варвара обрывает этот разговор.

Появляется Боря, и приветствует Кабанова. Катерина от неожиданности бледнеет. Варвара жестом просит молодого человека уйти, чтобы Марфа Игнатьевна ничего не заподозрила.

Жители городка обсуждают надвигающуюся грозу. Кулигин успокаивает их, и говорит, что не стоит бояться стихии. Катерина чувствует, что станет жертвой грозы и говорит об этом мужу. Варвара просит девушку успокоиться, а муж говорит, что нужно просто уйти домой.

На сцену выходит Барыня, она говорит Катерине, что от Бога не спрячешься. С ее красотой лучше поскорее в омут. Катя в отчаянии раскрывает перед свекровью и мужем сердце. Она признается, что десять дней встречалась с другим мужчиной.

Действие 5

Тихон обсуждает проступок Катерины с Кулигиным. Он простил бы жену, но боится гнева матери. Та хочет живьем закопать невестку. Выясняется, что Варвара убежала из дома с Кудряшом.

Главная героиня пропала. Об этом всем рассказывает служанка Глаша. Девушку ищут.

Катерина попросила Бориса о встрече. Она переживает из-за случившегося, мужчина разговаривает с Катей ласково. Но он говорит о том, что ему нужно покинуть город. Катерина отвечает, чтобы он давал нищим подаяние в память о ней. Несмотря на странные слова возлюбленной, избранник Кати уходит.

Важно! Оставшись одна, девушка бросается в Волгу с берега.

На крики прохожих прибегает Кабанов. Он хочет прыгнуть вслед за супругой, но мать останавливает Кабанова. Кулигин достает из воды тело Кати. Он говорит Кабановым, что теперь с ним можно делать все, что им вздумается. А вот душа девушки уже далеко от них. На свободе. И она перед тем судьей, который милосерднее, чем семья несчастной. В финале Тихон говорит о том, что Кате теперь хорошо. А он будет жить дальше и мучиться.

Вывод

Драма Николая Островского «Гроза» была встречена обществом, театральными и литературными критиками довольно бурно. Интересно, что у главной героини есть прототип. Это известная театральная актриса Любовь Косицкая. Именно она сыграла эту роль на сцене в будущем. Островский признавал, что именно для нее он написал эту пьесу. Талант девушки оказал на него неизгладимое впечатление. Если читать краткое содержание пьесы поможет быстро узнать, в чем ее смысл. Но, чтобы оценить произведение, лучше изучить и оригинал.

Островский А Н - Гроза краткое содержание

Кабаниха и странница Феклуша беседуют на скамейке. Феклуша пророчит, что наступают последние времена. «У вас вот в городе ещё тихо, а в Москве содом и суета. Бегает народ взад и вперед, неизвестно зачем. Везде там гульбища да игрища, а по улицам-то индо грохот идет, стон стоит. А теперь ещё огненного змея [паровоз] стали запрягать. От суеты не видят ничего. Он им машиной показывается, а я сама видела, как он лапы растопыривает».

А. Н. Островский. Гроза. Спектакль

Кабаниха соглашается: «Народ глуп, машиной назови – он и будет верить. А меня хоть ты золотом осыпь, так я на нём не поеду».

Феклуша говорит, что и время теперь начало «в умаление приходить»: «Бывало, лето и зима тянутся, не дождешься, когда кончатся; а нынче и не увидишь, как пролетят».

Островский «Гроза», действие 3, сцена 1, явление 2 – кратко

Появляется пьяный купец Дикой. Он вначале подходит к Кабановой и Феклуше с ругательствами, но бойкая Кабаниха быстро затыкает ему рот. Дикой осекается. Кабанова советует ему идти домой проспаться, но Дикой отказывается: «У меня дома война идёт». – «Ты один только там воин-то и есть, всю жизнь с бабами воюешь», – пеняет ему Кабаниха.

Дикой объясняет, почему он напился: с утра рабочие и заимодавцы начали у него денег просить. «Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Потому что, только заикнись мне о деньгах – у меня всю нутренную разжигать станет». Рассказывает, как на Великом посту: в прах изругал мужика, который пришёл брать у него плату за привезённые дрова. Потом пришлось, чтобы этот грех отмолить, мужику у всех на виду в ноги кланяться.

Кабанова уводит Дикого к себе домой, где служанка Глаша уже приготовила выпивку и закуску.

Островский «Гроза», действие 3, сцена 1, явление 3 – кратко

К воротам дома Кабановых подходит Борис и с тоской смотрит на окна. Ему страстно хочется увидеть Катерину . К Борису подходит механик Кулигин и зовёт его прогуляться по бульвару.

Кулигин произносит перед Борисом свой второй монолог о жестоких нравах города Калинова , где жители запираются в своих домах, как от воров, и за этими запорами «своих домашних едят поедом да семью тиранят... И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!.. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства!» А молодые парни и девушки плюют на «благочестие» стариков и открыто развратничают.

Мимо как раз проходят, целуясь, Варвара и Кудряш. Оторвавшись от Кудряша, Варвара подходит к своим воротам и манит к себе Бориса.

Островский «Гроза», действие 3, сцена 1, явление 4 – кратко

Кулигин, заметив это, уходит. Борис подходит к Варваре, и та зовёт его ночью приходит в овраг за Кабановым садом.

Сцена 2

Островский «Гроза», действие 3, сцена 2, явление 1 – кратко

Ночью в овраге за садом Кудряш с гитарой распевает песню про казака, который думает убить жену за измену. К нему подходит Борис.

Островский «Гроза», действие 3, сцена 2, явление 2 – кратко

Кудряш с удивлением глядит на Бориса. «Борис Григорьич, ты вроде такой смирный, а тоже в разгул пошёл?» Борис, волнуясь, объясняет ему, что «полюбил замужнюю». – «Да ведь это, значит, вы её загубить хотите». – «Ах, не говори этого, Кудряш. Я с собой совладать не могу. Ты бы посмотрел, как она в церкви молится. Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то будто светится!»

Кудряш догадывается, что Борис влюблён в Катерину. «Вы смотрите – себе хлопот не наделайте, да и ее в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта».

Островский «Гроза», действие 3, сцена 2, явление 3 – кратко

Из калитки выходит Варвара. Обнявшись, они с Кудряшом уходят на Волгу, а к Борису по тропинке спускается Катерина. Борис чувствует, что у него подгибаются колени: «Кабы вы знали, Катерина Петровна, как я люблю вас!» – «Поди от меня! Ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда того, что я мужу изменяю! Губишь ты меня!» – «Как же я могу хотеть вашей погибели, когда люблю вас больше самого себя!» – «Нет, нет! Ты меня загубил!»

Однако, не утерпев, Катерина кидается Борису на шею. «Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Кабы ты не пришел, так я, кажется, сама бы к тебе пришла».

Островский «Гроза», действие 3, сцена 2, явление 4 – кратко

Входят Кудряш с Варварой, а Катерина с Борисом уходят на Волгу. Когда приближается утро, Кудряш свищет. По этому свистку Катерина и Борис возвращаются.

Островский «Гроза», действие 3, сцена 2, явление 5 – кратко

Катерина с Варварой уходит по тропинке обратно в сад. Катерина всё время оборачивается назад к Борису. Все договариваются вновь увидеться завтра.

Для перехода к краткому содержанию предыдущего / следующего действия «Грозы» пользуйтесь кнопками Назад / Вперёд ниже текста статьи.

  1. Очень кратко
  2. Главная мысль
  3. Краткое содержание по действиям
  4. Краткое содержание по действиям и явлениям

Гроза Островского очень кратко

Действие пьесы происходит в городе Калинове близ Волги. Жители этого города необразованные мещане, закоснелые в порядках домостроя и не желающие ничего менять.

Главная героиня Катерина была тонкого душевного склада, ей было тяжело жить со свекровью– женщиной крутого нрава, державшую в строгости всю семью, и своего сына, Тихона, безвольного мужика, любящего выпить. Катерина влюбляется в приезжего племянника купца Дикого Бориса, человека образованного и по характеру подходящего ей. Во время отъезда мужа, она встречается тайно с Борисом, но, не выдержав угрызений совести, во всем признаётся своей семье.

Катерине не разрешают выходить из дома, контролируют каждый её шаг, а Бориса высылают к дальним родственникам. Катерина, простившись с Борисом, понимая, что в её дальнейшей жизни не осталось луча надежды, бросается в Волгу.

Главная мысль драмы Гроза

Эта пьеса показывает читателям, что тяжело жить в обществе, где никто не стремится понять другого человека, не хотят принимать ничего нового, не считаются с личностью. Но нужно иметь много душевной силы, чтобы продолжать бороться, верить в лучшую жизнь, что всегда можно найти луч света.

Читать краткое содержание Гроза по действиям Островского

Действие 1

Город наблюдает, как скупой и злобный торговец Дикой бранит собственного племянника Бориса. Когда он удаляется, племянник признается другу Кулигину, что переносит всю брань только из-за наследства. Хотя люди утверждают, что наследства он не получит. Боря и его сестренка унаследуют богатство, если будут во всем послушны дядьке. Наедине с самим собой Борис мечтает о девушке, находящейся в законном браке – Катерине Кабановой.

В то же время Кабаниха с дочерью, сыном Тихоном и невесткой Катериной находятся на прогулке. Кабаниха жалуется, что сын уже не так любит мать, как это было ранее до свадьбы. Тихон пытается успокоить мать, та все равно обижается и удаляется.

Действие 2

Варвара отправляет брата перед отъездом выпить в гостях у Дикого. Невестка и Кабанова остаются, и Катерина рассказывает, что она влюблена в другого мужчину, и что ей не мил муж Тихон. Катерина переживает, что грешит, а Варвара утешает ее и обещает устроить свидание.

Тихон прощается с женой и уезжает на две недели в город по делам. Мать советует сыну, наказать как жить жене в его отсутствие. Жена просит, чтобы он взял ее с собой, но Тихон все равно против.

Сестра Тихона желая помочь влюбленным, ворует у матери ключ от двери и передает Катерине, чтобы та имела возможность увидится с Борисом. Невеста приходит в ужас от таких событий, но не воспользоваться возможностью не может. Катерине совестно лгать мужу, но она сильно хочет увидеться с возлюбленным.

Действие 3

Купец Дикой проходит поговорить к Кабанихе для того, чтобы сбросить камень с души. Скупой купец сознается что, жадничает отдавать народу деньги за работу.

В это время Борис приходит к дому Кабанихи, но по совету Варвары идет на овраг, где находит свою Катерину. Она обнимает и говорит слова любви, после они уединяются. Варвара и Кудряш остаются наедине. Друзья назначают еще одну встречу на следующий день.

Действие 4

Спустя десять дней сестра Тихона повстречав Бориса, говорит ему, что брат ее вернулся раньше. В это время Тихон с матерью прогуливаются по Калинову. Начинается дождь. Повстречав Бориса, девушка начинает горько плакать. Народ твердит, что вскоре начнется гроза. Кто-то утверждает, что гроза или что-нибудь разрушит, или загубит кого-то. Катерина думает и потом говорит в слух, что гроза погубит ее. Мимо проходящая барышня называет ее грешницей. Кабанова прямо на улице сознается мужу и его маме, что десять ночей встречалась с другим мужчиной.

Действие 5

Тихон поведал Кулигину вести о том, что купец засылает своего племянника из города на несколько лет, Варвара с возлюбленным сбежала, а Катерина созналась в измене. Друг дает Тихону совет простить жену. Тихон не может простить Катерину, так как его решения не одобрит мама, а он не может ее ослушаться. После прихода домой, служанки рассказывают, что жена его пропала. Тихон пускается в след за ней.

Идя по городу, девушка повстречала возлюбленного, который говорит ей о том, что уезжает в Сибирь по наставлению дядюшки. Она рассказывает о том, что муж ей противен и просит взять ее в Сибирь. Они навсегда расстаются. Убитая горем девушка начинает мечтать о смерти. Подходит к обрыву и бросается с криками о Борисе в реку.

Весь город ищет девушку. Кто-то крикнул, что какая-то женщина бросилась с обрыва. Мать не дает Тихону спасти жену, грозит, что проклянет его. Кулигин вытаскивает тело со словами о том, что тело он отдает, а душа девушки теперь не с ними. Тихон опускается на колене перед телом, видит жену неживой и обвиняет в произошедшем свою маму – Кабаниху. Жалуется жене в том, что она бросила его мучится на этом свете.

Читать краткое содержание Гроза Островского по действиям и явлениям

Действие 1

Явление 1

Кулигин, Шапкин и Кудряш прогуливаются. Во время разговора они видят, как купец Дикой ругает своего племянника. Начинают обсуждать крутой нрав Дикого, что любит он людей ругать. Кудряш бахвалится, что он купца не боится и, если бы парней молодых было больше, проучил бы. Шапкин и Кулигин сомневаются. В это время к ним подходят дядя и племянник.

Явление 2

Савел Прокофьевич ругает Бориса за то, что тот бездельничает. Молодой человек отвечает, что в праздник ему делать нечего. Дикой в раздражённом настроении уходит.

Явление 3

Кулигин спрашивает Бориса, почему он терпит такое отношение и не уедет. Борис рассказывает, что его бабушка оставила им с сестрой завещание, что дядя должен выплатить часть им завещанную. Но с условием, что они будут к нему почтительны. Кулигин считает, что брат с сестрой ничего не получат. Молодой человек отвечает, что он терпит такое обращение не для себя, а для сестры. Обращается с ним Дикой сурово, как и со всеми.

В это время идёт народ с вечерни. Шапкин и Кудряш уходят. Кулигин рассуждает о мещанстве, как об обществе грубом, бедном, что такой человек как Борис не привыкнет к нему никогда. В это время мимо них проходит странница Феклуша и желает щедрот для дома Кабановых. Кулигин говорит, что Кабанова только таким странницам помогает, а своих домашних заела совсем. Мужчина в мечтании о перпету-мобиле уходит.

Явление 4

Монолог Бориса об его трудном положении: тяжёлое житьё у дяди и любовь к замужней женщине, с которой он и поговорить не может, а только смотреть, как она выходит из церкви с семьёй.

Явление 5

Кабанова указывает сыну, что нужно делать и жалуется, что Тихону милее жена, чем мать. Тихон пытается её разубедить, но женщина продолжает говорить другое. Катерина пытается защитить мужа, но свекровь грубит ей. Молодая женщина не понимает, за что та её не любит, а Тихон пытается убедить мать, что любит их обеих. Кабанова говорит, что он может только нюни распускать, что у жены нет к нему ни почтения, ни страху. А если этого нет к мужу, то к ней и подавно, стало быть и порядка в доме не будет. Погорячившись, Кабанова уходит.

Явление 6

Кабанов напускается на жену, что из-за неё ему достаётся от матери. Варвара, его сестра, заступается за Катерину. Тихон уходит к Дикому выпить.

Явление 7

Варвара жалеет Катерину. Та рассказывает о своем детстве, что её все любили, баловали, и что больше всего ей нравилось ходить в церковь и пропевать молитвы. Катерина делится с Варей мыслью о скорой смерти. Девушка пытается её успокоить, но Катерина признаётся ей, что она грешна, потому что влюбилась в другого. Варвара хочет ей помочь.

Явление 8

К девушкам подходит старая барыня и пророчит им, что красота приведёт их в самый омут Волги. После этого она уходит.

Явление 9

Катерину очень испугало предсказание старухи. Варвара говорит, что глупости это всё. Собирается гроза. Катерина признаётся, что боится не столько грозы, сколько смерти, которая может внезапно её застать со всеми грехами. Девушки видят Кабанова и спешат к дому.

Действие 2

Явление 1

Глаша, служанка Кабановых, собирает хозяину вещи в дорогу. Входит Феклуша и рассказывает ей о дальних странах, в которых правят салтаны разные. Поговорив с Глашей, она уходит.

Явление 2

Входят Варвара и Катерина, Глаша, взяв вещи, уходит. Варвара выпытывает у Катерины имя человека, которого она любит. Девушка признаётся ей, что это Борис. Варвара предлагает ей видеться тайно с Борисом, Катерина отказывается. Она хочет удержаться от этих встреч, пока может, а если ей дома всё опостынет, то сбежит куда угодно, даже в Волгу бросится. Варя предлагает ей спать в беседке. Катерина сомневается и ждёт Тихона.

Явление 3

Входят Кабанов и Кабанова. Кабанова говорит сыну, чтобы дал приказания жене и по возвращении спросил, как она их исполнила. Тихон, сконфузившись, даёт приказания Катерине. Кабанова, позвав с собой дочь, уходит, оставляя Тихона и Катерину.

Явление 4

Катерина просит Тихона взять её с собой. Тихон отнекивается, говоря, что хочет отдохнуть от неё и матери. Женщина просит взять с неё обещание, что она ни с кем из мужчин разговаривать не будет. Кабанов говорит, что это ни к чему, но Катерина упорствует. В это время слышится голос Кабановой.

Явление 5

Родные провожают Тихона. Кабанова следит за тем, чтобы всё было сделано, как положено. Кабанов уезжает.

Явление 6

Кабанова, оставшись одна, рассуждает о незнании молодёжи обычаев и порядков. Происходит упадок старины, молодые ничего не умеют, и смотреть на них стыдно. Кабанова радуется, что не увидит, как от порядков ничего не останется.

Явление 7

Входят Катерина и Варвара. Кабанова стыдит Катерину, что после отъезда мужа, она не воет на крыльце. Катерина отвечает, что это ни к чему и не умеет она. Варвара уходит гулять, следом за ней уходит Кабанова.

Явление 8

Монолог Катерины. Женщина думает, как скоротать время до приезда мужа и решает взяться за шитье и раздать его бедным, чтобы они помолились за неё и скоротать время до возвращения Кабанова.

Явление 9

Варвара, собираясь на прогулку, отдаёт Катерине ключ от калитки и обещает сказать Борису, чтобы вечером подходил туда. Катерина пугается и просит девушку этого не делать. Варя говоря, что он понадобится и ей, уходит гулять.

Явление 10

Катерина, оставшись одна, рассуждает о том, какая у ней беспросветная, тяжёлая жизнь. Держа ключ в руке, она думает, выбросить, но, услышав какие-то шаги, прячет его в карман. Катерина решает, что так тому и быть и хочет увидеть Бориса.

Действие 3

Сцена первая

Явление 1

На скамейке сидят Феклуша и Кабанова, разговаривают. Феклуша рассказывает про Москву, как там стало шумно, все люди торопятся, старинных обычаев не чтят. Кабанова соглашается с ней, что старина постепенно уходит. К ним подходит Дикой.

Явление 2

Дикой начинает грубо разговаривать с Кабановой. Кабанова хочет уйти, но он её останавливает и просит поговорить с ним. Дикой говорит, что он хмелен и только Кабанова может его разговорить. Купец сетует на то, что натура у него такая, специально людей обижать и злиться на них. Кабанова говорит, что это он специально так делает, чтобы к нему никто не подходил. В это время Глаша говорит, что закуски готовы, и они уходят в дом. Служанка замечает племянника Дикого.

Явление 3

Борис спрашивает у Глаши у них ли дядя. К Борису подходит Кулигин и зовёт на прогулку. Прогуливаясь, Кулигин говорит молодому человеку о жителях города, об их грубости, необразованности, жестоком нраве, что по городу гуляют только молодые парни и девушки. Гуляя, они видят, как целуются Кудряш и Варвара. Подойдя к калитке, Варвара зовёт Бориса.

Явление 4

Кулигин уходит, а Борис подходит к Варе. Она просит его, чтобы вечером он пришёл к оврагу за Кабановым садом.

Сцена вторая

Явление 1

Кудряш с гитарой подходит к оврагу и, в ожидании Вари, поёт песню. Приходит Борис.

Явление 2

Борис просит Кудряша уйти, Кудряш думает, что Борис хочет отбить у него Варю. Борис признаётся, что влюблён в Катерину. Кудряш говорит ему, что его сюда могла позвать, если не Варя, то только Катерина. Борис счастлив. Варвара выходит из калитки.

Явление 3

Варвара и Кудряш уходят, к Борису выходит Катерина. Он признаётся ей в любви, молодая женщина стыдится того, что делает, говорит, что это грешно. Борис пытается успокоить её. Катерина признаётся ему в ответном чувстве.

Явление 4

Борис и Катерина уходят гулять, приходят Варвара с Кудряшом. Молодой человек хвалит девушку за то, как ловко она придумала с калиткой. Кудряш играет на гитаре, Варя спрашивает который час. Узнав, что уже пора, зовут Бориса и Катерину.

Явление 5

Приходят Катерина и Борис. Пары прощаются, Кудряш затягивает песню.

Действие четвёртое

Явление 1

Собирается гроза. Прохожие прогуливаются и говорят о том, что раньше было нарисовано на арках. Входят Дикой и Кулигин.

Явление 2

Кулигин пытается упросить Дикого поставить часы на бульваре, Дикой от него отмахивается. Кулигин, видя, что начинается гроза, предлагает установить громоотводы. Дикой ругается на него, тот продолжает доказывать полезность громоотводов и говорит, что гроза – это электричество. Дикой ещё более сердится на него за эти слова. Кулигин уходит, спустя какое-то время уходит Дикой.

Явление 3

Варвара поджидает Бориса, чтобы рассказать, что Кабанов приехал раньше, чем его ждали. Катерина испытывает сильные душевные муки. Варвара опасается, как бы она не рассказала всё мужу. Борис прячется, увидев Кабановых.

Явление 4

Прохожие говорят, что будет гроза. Катерина испуганно прижимается к Варваре. Кабаниха подозревает женщину, мимо них проходит Борис. Варвара, видя состояние Катерины, делает ему знак, что нужно уйти. Выходит Кулигин и обращается к людям с речью, что нечего бояться грозы, потому как это просто природное явление. Позвав с собою Бориса, уходит.

Явление 5

Кто-то из прохожих говорит, что гроза кого-то убьет. Катерина говорит, что это её и просит молиться за неё. Увидев барыню, с криком прячется.

Явление 6

Барыня замечает её и говорит, что все грехи из-за красоты женской, что лучше ей в омут броситься. Катерина не выдерживает и во всём признается свекрови и мужу. Услышав удар грома, падает без чувств.

Действие 5

Явление 1

Кулигин сидит на лавочке, к нему подходит Кабанов. Тихон рассказывает, что после признания Катерины, ей житья не дают, Кабанова за каждым её шагом смотрит. Варвара сбежала с Кудряшом. Кабанову жалко свою жену, но он не может пойти против воли маменьки. Кулигин спрашивает про Бориса, Тихон говорит, что его отправляют к дальним родственникам. Прибегает Глаша и говорит, что Катерина куда-то ушла. Кабанов и Кулигин бегут её искать.

Явление 2

Катерина идёт одна, в надежде увидеть Бориса. Молодая женщина переживает за своего возлюбленного. Из-за сильных душевных страданий, Катерине не хочется жить, она хочет проститься с Борисом и зовёт его. На её зов приходит Борис.

Явление 3

Борис говорит Катерине, что очень сильно хотел проститься с ней. Она понимает, что Борис на неё не сердится и ей становится легче. Борис торопит женщину, потому что нужно ему ехать. Они прощаются.

Явление 4

Катерина понимает, что ей стала противна её жизнь: люди, которые окружают, дом, стены. Осознавая, что её могут вернуть домой, Катерина принимает решение. Попрощавшись с Борисом, она бросается в Волгу.

Явление 5

Кабановы и Кулигин приходят на место, где в последний раз видели Катерину. Люди, говорят, что она была живой. Кабанова ворчит на сына, говоря, что он зря волнуется. В это время кто-то кричит, что в воду бросилась женщина. Кулигин убегает.

Явление 6

Кабанов хочет побежать к воде, но его останавливает Кабаниха, отвечая, что когда достанут её, тогда и посмотрит. Кабанов спрашивает, жива ли она. Люди отвечают, что нет. Кулигин и несколько человек несут тело Катерины.

Явление 7

Кулигин кладёт на землю тело женщины и, обращаясь к Кабановым, говорит, что душа её теперь перед судьёй, который милосерднее их. Кабанов обвиняет маменьку в том, что это она её погубила. Кабанова обещает дома поговорить с сыном. Тихон бросается на тело Катерины и плачет.

  • Краткое содержание Вся королевская рать Уоррена

    Роман Роберта Уоррена «Вся королевская рать» является вершиной творчества писателя. События, описываемые в произведении, касаются периода Великой депрессии в СЩА. Прототипом главного героя романа Вилли

  • Краткое содержание Последний дюйм (Отец и сын) Олдридж

    Бен был хорошим летчиком и, налетав за свою жизнь много тысяч миль, он все еще испытывал удовольствие от полетов. Долгое время он проработал в Канаде, затем в Саудовской Аравии в нефтеэкспортной компании, которая вела разведку нефти по побережью Египта.

  • Краткое содержание Андреев Баргамот и Гараська

    Главный герой - Иван Акиндинович Бергамотов по кличке «Баргамот» - городовой, которого уважали жители окраины «Орла». Этого высокого, толстого и в то же время сильного человека знали как серьёзного и солидного мужичка.

  • Текущая страница: 1 (всего у книги 4 страниц)

    Александр Николаевич Островский
    Гроза

    Лица

    Савел Прокофьевич Дик"ой , купец, значительное лицо в городе.

    Борис Григорьевич , племянник его, молодой человек, порядочно образованный.

    Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) , богатая купчиха, вдова.

    Тихон Иваныч Кабанов , ее сын.

    Катерина , жена его.

    Варвара , сестра Тихона.

    Кулиги , мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.

    Ваня Кудряш , молодой человек, конторщик Дикого.

    Шапкин , мещанин.

    Феклуша , странница.

    Глаша , девка в доме Кабановой.

    Барыня с двумя лакеями , старуха 70-ти лет, полусумасшедшая.

    Городские жители обоего пола.

    Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски. (Прим. А.Н.Островского.)

    Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом. Между 3 и 4 действиями проходит 10 дней.

    Действие первое

    Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов.

    Явление первое

    Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку. Кудряш и Шапкин прогуливаются.

    Кулигин (поет) . «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…» (Перестает петь.) Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу.

    Кудряш . А что?

    Кулигин . Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.

    Кудряш . Нешто!

    Кулигин . Восторг! А ты «нешто»! Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита.

    Кудряш . Ну, да ведь с тобой что толковать! Ты у нас антик, химик.

    Кулигин . Механик, самоучка-механик.

    Кудряш . Все одно.

    Молчание.

    Кулигин (показывает в сторону) . Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает?

    Кудряш . Это? Это Дикой племянника ругает.

    Кулигин . Нашел место!

    Кудряш . Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит.

    Шапкин . Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.

    Кудряш . Пронзительный мужик!

    Шапкин . Хороша тоже и Кабаниха.

    Кудряш . Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался!

    Шапкин . Унять-то его некому, вот он и воюет!

    Кудряш . Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили.

    Шапкин . А что бы вы сделали?

    Кудряш . Постращали бы хорошенько.

    Шапкин . Как это?

    Кудряш . Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шелковый сделался. А про нашу науку-то и не пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывался.

    Шапкин . Недаром он хотел тебя в солдаты-то отдать.

    Кудряш . Хотел, да не отдал, так это все одно, что ничего. Не отдаст он меня: он чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею.

    Шапкин . Ой ли?

    Кудряш . Что тут: ой ли! Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.

    Шапкин . Уж будто он тебя и не ругает?

    Кудряш . Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он слово, а я десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану.

    Кулигин . С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть.

    Кудряш . Ну вот, коль ты умен, так ты его прежде учливости-то выучи, да потом и нас учи. Жаль, что дочери-то у него подростки, больших-то ни одной нет.

    Шапкин . А то что бы?

    Кудряш . Я б его уважил. Больно лих я на девок-то!

    Проходят Дикой и Борис , Кулигин снимает шапку.

    Шапкин (Кудряшу) . Отойдем к сторонке: еще привяжется, пожалуй.

    Отходят.

    Явление второе

    Те же . Дикой и Борис .

    Дикой . Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал? Дармоед! Пропади ты пропадом!

    Борис . Праздник; что дома-то делать.

    Дикой . Найдешь дело, как захочешь. Раз тебе сказал, два тебе сказал: «Не смей мне навстречу попадаться»; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый! Что ты, как столб, стоишь-то? Тебе говорят аль нет?

    Борис . Я и слушаю, что ж мне делать еще!

    Дикой (посмотрев на Бориса) . Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. (Уходя.) Вот навязался! (Плюет и уходит.)

    Явление третье

    Кулигин , Борис , Кудряш и Шапкин .

    Кулигин . Что у вас, сударь, за дела с ним? Не поймем мы никак. Охота вам жить у него да брань переносить.

    Борис . Уж какая охота, Кулигин! Неволя.

    Кулигин . Да какая же неволя, сударь, позвольте вас спросить? Коли можно, сударь, так скажите нам.

    Борис . Отчего ж не сказать? Знали бабушку нашу, Анфису Михайловну?

    Кулигин . Ну, как не знать!

    Кудряш . Как не знать!

    Борис . Батюшку она ведь невзлюбила за то, что он женился на благородной. По этому-то случаю батюшка с матушкой и жили в Москве. Матушка рассказывала, что она трех дней не могла ужиться с родней, уж очень ей дико казалось.

    Кулигин . Еще бы не дико! Уж что говорить! Большую привычку нужно, сударь, иметь.

    Борис . Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру, мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием.

    Кулагин . С каким же, сударь?

    Борис . Если мы будем к нему почтительны.

    Кулагин . Это значит, сударь, что вам наследства вашего не видать никогда.

    Борис . Да нет, этого мало, Кулигин! Он прежде наломается над нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало.

    Кудряш . Уж это у нас в купечестве такое заведение. Опять же, хоть бы вы и были к нему почтительны, нешто кто ему запретит сказать-то, что вы непочтительны?

    Борис . Ну да. Уж он и теперь поговаривает иногда: «У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен!»

    Кулигин . Значит, сударь, плохо ваше дело.

    Борис . Кабы я один, так бы ничего! Я бы бросил все да уехал. А то сестру жаль. Он было и ее выписывал, да матушкины родные не пустили, написали, что больна. Какова бы ей здесь жизнь была – и представить страшно.

    Кудряш . Уж само собой. Нешто они обращение понимают!

    Кулигин . Как же вы у него живете, сударь, на каком положении?

    Борис . Да ни на каком. «Живи, – говорит, – у меня, делай, что прикажут, а жалованья, что положу». То есть через год разочтет, как ему будет угодно.

    Кудряш . У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. «Ты, – говорит, – почему знаешь, что я на уме держу? Нешто ты мою душу можешь знать? А может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам». Вот ты и поговори с ним! Только еще он во всю свою жизнь ни разу в такое-то расположение не приходил.

    Кулигин . Что ж делать-то, сударь! Надо стараться угождать как-нибудь.

    Борис . В том-то и дело, Кулигин, что никак невозможно. На него и свои-то никак угодить не могут; а уж где ж мне?

    Кудряш . Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы унялся. А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается.

    Борис . Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!»

    Кудряш . Да нешто убережешься! Попал на базар, вот и конец! Всех мужиков переругает. Хоть в убыток проси, без брани все-таки не отойдет. А потом и пошел на весь день.

    Шапкин . Одно слово: воин!

    Кудряш . Еще какой воин-то!

    Борис . А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого не обругать не смеет; тут уж домашние держись!

    Кудряш . Батюшки! Что смеху-то было! Как-то его на Волге на перевозе гусар обругал. Вот чудеса-то творил!

    Борис . А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам.

    Кулигин . Что это? Никак, народ от вечерни тронулся?

    Проходят несколько лиц в глубине сцены.

    Кудряш . Пойдем, Шапкин, в разгул! Что тут стоять-то?

    Кланяются и уходят.

    Борис . Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь, без привычки-то. Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак.

    Кулигин . И не привыкнете никогда, сударь.

    Борис . Отчего же?

    Кулигин . Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Городничий и стал ему говорить: «Послушай, – говорит, – Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!» Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, у меня из этого тысячи составляются, так оно; мне и хорошо!» Вот как, сударь! А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое потеряно. А те им за малую благостыню на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся, судятся здесь да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат, а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно. «Я, – говорит, – потрачусь, да уж и ему станет в копейку». Я было хотел все это стихами изобразить…

    Борис . А вы умеете стихами?

    Кулигин . По-старинному, сударь. Поначитался-таки Ломоносова, Державина… Мудрец был Ломоносов, испытатель природы… А ведь тоже из нашего, из простого звания.

    Борис . Вы бы и написали. Это было бы интересно.

    Кулигин . Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать! Вот еще про семейную жизнь хотел я вам, сударь, рассказать; да когда-нибудь в другое время. А тоже есть что послушать.

    Входят Феклуша и другая женщина.

    Феклуша . Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлышко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых.

    Уходят.

    Борис . Кабановых?

    Кулигин . Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем.

    Молчание.

    Только б мне, сударь, перпету-мобиль найти!

    Борис . Что ж бы вы сделали?

    Кулигин . Как же, сударь! Ведь англичане миллион дают; я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки. Работу надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего.

    Борис . А вы надеетесь найти перпетуум-мобиле?

    Кулигин . Непременно, сударь! Вот только бы теперь на модели деньжонками раздобыться. Прощайте, сударь! (Уходит.)

    Явление четвертое

    Борис (один) . Жаль его разочаровывать-то! Какой хороший человек! Мечтает себе – и счастлив. А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе. Уж ведь совсем убитый хожу, а тут еще дурь в голову лезет! Ну, к чему пристало! Мне ли уж нежности заводить? Загнан, забит, а тут еще сдуру-то влюбляться вздумал. Да в кого? В женщину, с которой даже и поговорить-то никогда не удастся! (Молчание.) К все-таки нейдет она у меня из головы, хоть ты что хочешь. Вот она! Идет с мужем, ну, и свекровь с ними! Ну, не дурак ли я? Погляди из-за угла да и ступай домой. (Уходит.)

    С противоположной стороны входят Кабанова , Кабанов , Катерина и Варвара .

    Явление пятое

    Кабанова , Кабанов , Катерина и Варвара .

    Кабанова . Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

    Кабанов . Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

    Кабанова . Не очень-то нынче старших уважают.

    Варвара (про себя) . Не уважишь тебя, как же!

    Кабанов . Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.

    Кабанова . Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.

    Кабанов . Я, маменька…

    Кабанова . Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А, как ты думаешь?

    Кабанов . Да когда же я, маменька, не переносил от вас?

    Кабанова . Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.

    Кабанов (вздыхая, в сторону) . Ах ты, господи. (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать!

    Кабанова . Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем.

    Кабанов . Нешто, маменька, кто говорит про вас?

    Кабанова . Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут.

    Кабанов . Да отсохни язык…

    Кабанова . Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.

    Кабанов . В чем же вы, маменька, это видите?

    Кабанова . Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.

    Кабанов . Да нет, маменька! Что вы, помилуйте!

    Катерина . Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

    Кабанова . Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.

    Варвара (про себя) . Нашла место наставления читать.

    Катерина . Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю.

    Кабанова . Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.

    Катерина . Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?

    Кабанова . Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.

    Катерина . Напраслину-то терпеть кому ж приятно!

    Кабанова . Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит. Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших. А может, и меня вспомянете.

    Кабанов . Да мы об вас, маменька, денно и нощно бога молим, чтобы вам, маменька, бог дал здоровья и всякого благополучия и в делах успеху.

    Кабанова . Ну, полно, перестань, пожалуйста. Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе: у тебя жена молодая.

    Кабанов . Одно другому не мешает-с: жена само по себе, а к родительнице я само по себе почтение имею.

    Кабанова . Так променяешь ты жену на мать? Ни в жизнь я этому не поверю.

    Кабанов . Да для чего ж мне менять-с? Я обеих люблю.

    Кабанова . Ну да, так и есть, размазывай! Уж я вижу, что я вам помеха.

    Кабанов . Думайте как хотите, на все есть ваша воля; только я не знаю, что я за несчастный такой человек на свет рожден, что не могу вам угодить ничем.

    Кабанова . Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?

    Кабанов . Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит.

    Кабанова . Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит? Да уж коли ты такие дурацкие мысли в голове держишь, ты бы при ней-то, по крайней мере, не болтал да при сестре, при девке; ей тоже замуж идти: этак она твоей болтовни наслушается, так после муж-то нам спасибо скажет за науку. Видишь ты, какой еще ум-то у тебя, а ты еще хочешь своей волей жить.

    Кабанов . Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!

    Кабанова . Так, по-твоему, нужно все лаской с женой? Уж и не прикрикнуть на нее и не пригрозить?

    Кабанов . Да я, маменька…

    Кабанова (горячо) . Хоть любовника заводи! А? И это, может быть, по-твоему, ничего? А? Ну, говори!

    Кабанов . Да, ей-богу, маменька…

    Кабанова (совершенно хладнокровно) . Дурак! (Вздыхает.) Что с дураком и говорить! Только грех один!

    Молчание.

    Я домой иду.

    Кабанов . И мы сейчас, только раз-другой по бульвару пройдем.

    Кабанова . Ну, как хотите, только ты смотри, чтобы мне вас не дожидаться! Знаешь, я не люблю этого.

    Кабанов . Нет, маменька, сохрани меня господи!

    Кабанова . То-то же! (Уходит.)

    Явление шестое

    Те же , без Кабановой .

    Кабанов . Вот видишь ты, вот всегда мне за тебя достается от маменьки! Вот жизнь-то моя какая!

    Катерина . Чем же я-то виновата?

    Кабанов . Кто ж виноват, я уж не знаю,

    Варвара . Где тебе знать!

    Кабанов . То все приставала: «Женись да женись, я хоть бы поглядела на тебя на женатого». А теперь поедом ест, проходу не дает – все за тебя.

    Варвара . Так нешто она виновата? Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену. Скучно мне глядеть-то на тебя! (Отворачивается.)

    Кабанов . Толкуй тут! Что ж мне делать-то?

    Варвара . Знай свое дело – молчи, коли уж лучше ничего не умеешь. Что стоишь – переминаешься? По глазам вижу, что у тебя и на уме-то.

    Кабанов . Ну, а что?

    Варвара . Известно, что. К Савелу Прокофьичу хочется, выпить с ним. Что, не так, что ли?

    Кабанов . Угадала, брат.

    Катерина . Ты, Тиша, скорей приходи, а то маменька опять браниться станет.

    Варвара . Ты проворней, в самом деле, а то знаешь ведь!

    Кабанов . Уж как не знать!

    Варвара . Нам тоже невелика охота из-за тебя брань-то принимать.

    Кабанов . Я мигом. Подождите! (Уходит.)

    Явление седьмое

    Катерина и Варвара .

    Катерина . Так ты, Варя, жалеешь меня?

    Варвара (глядя в сторону) . Разумеется, жалко.

    Катерина . Так ты, стало быть, любишь меня? (Крепко целует.)

    Варвара . За что ж мне тебя не любить-то?

    Катерина . Ну, спасибо тебе! Ты милая такая, я сама тебя люблю до смерти.

    Молчание.

    Знаешь, мне что в голову пришло?

    Варвара . Что?

    Катерина . Отчего люди не летают?

    Варвара . Я не понимаю, что ты говоришь.

    Катерина . Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? (Хочет бежать.)

    Варвара . Что ты выдумываешь-то?

    Катерина (вздыхая) . Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.

    Варвара . Ты думаешь, я не вижу?

    Катерина . Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы, – у нас полон дом был странниц; да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

    Варвара . Да ведь и у нас то же самое.

    Катерина . Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается. А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану – у нас тоже везде лампадки горели – да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут. И об чем я молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

    Варвара . А что же?

    Катерина (помолчав) . Я умру скоро.

    Варвара . Полно, что ты!

    Катерина . Нет, я знаю, что умру. Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или… уж и не знаю.

    Варвара . Что же с тобой такое?

    Катерина (берет ее за руку) . А вот что, Варя: быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что. (Хватается за голову рукой.)

    Варвара . Что с тобой? Здорова ли ты?

    Катерина . Здорова… Лучше бы я больна была, а то нехорошо. Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану – мыслей никак не соберу, молиться – не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что мне самое себе совестно сделается. Что со мной? Перед бедой перед какой-нибудь это! Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду…

    Варвара . Ну?

    Катерина . Да что же это я говорю тебе: ты девушка.

    Варвара (оглядываясь) . Говори! Я хуже тебя.

    Катерина . Ну, что ж мне говорить? Стыдно мне.

    Варвара . Говори, нужды нет!

    Катерина . Сделается мне так душно, так душно дома, что бежала бы. И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…

    Варвара . Только не с мужем.

    Катерина . А ты почем знаешь?

    Варвара . Еще бы не знать.

    Катерина . Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?

    Варвара . Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть.

    Катерина . Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться; я от тоски что-нибудь сделаю над собой!

    Варвара . Что ты! Что с тобой! Вот погоди, завтра братец уедет, подумаем; может быть, и видеться можно будет.

    Катерина . Нет, нет, не надо! Что ты! Что ты! Сохрани господи!

    Варвара . Чего ты испугалась?

    Катерина . Если я с ним хоть раз увижусь, я убегу из дому, я уж не пойду домой ни за что на свете.

    Варвара . А вот погоди, там увидим.

    Катерина . Нет, нет, и не говори мне, я и слушать не хочу.

    Варвара . А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!

    Входит Барыня с палкой и два лакея в треугольных шляпах сзади.