Характеристика известными людьми льва толстого. Лев Николаевич Толстой

РАЗДЕЛ VI .

ТВОРЧЕСТВО ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО

(1828 – 1910)

Уроки 1–2.

По страницам великой жизни.

Л.Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель

Цель: познакомить с биографией и мировоззрением писателя.

Оборудование: выставка фотоматериалов, иллюстрации по биографии и произведениям писателя; книга И. Толстого «Свет Ясной Поляны».

Ход урока

I. Оформление тетрадей (тема, эпиграфы).

Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и

вся остальная наша литература.

М. Горький

Если бы можно было писать, как Толстой,

и заставить весь мир прислушаться!

Т. Драйзер

Ежели бы мне сказали, что то, что я напишу,

и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы по-

святил ему всю свою жизнь и все свои силы.

Л.Н. Толстой (из письма П.Д. Боборыкину, 1865 г.)

Каждый человек - алмаз, который может очистить и

не очистить себя. В той мере, в которой он очищен,

через него светит вечный свет. Стало быть,

дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.

Л.Н. Толстой

II. Вступительное слово преподавателя с записью тезисов обучающимися

Та нравственная высота, которую достиг Толстой – человек, – результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей (честолюбие, тщеславие, непоследовательность, неисполнение предначертаний, проявление лени, неаккуратность, торопливость, робость – на эти недостатки указывает сам Толстой).

Смысл жизни Толстой видит в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям. Эта мысль неоднократно повторяется в дневниках писателя. И самыми счастливыми годами в своей жизни Толстой считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в основанной им Яснополянской школе, помощи голодающим.

Непоколебимо было жизненное кредо Толстого, которому он ни когда не изменял: «Чтобы жить честно, надо рваться, пугаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».

Следует правильно понимать толстовское учение о непротивлении злу насилием. «Чем бы люди ни пытались освободиться от насилия, – писал Л. Н. Толстой, – одним только нельзя освободиться от него: насилием». Однако злу надо противиться всеми средствами: протестами, печатным словом, а главное, добрыми делами.

С теорией непротивления злу насилием связано учение Толстого о нравственном самоусовершенствовании. Теория эта не панацея от социальных бед. Но преодоление своих слабостей, недостатков, воспитание в себе более совершенных человеческих качеств, бесспорно, – благо и для себя, и для общества.

«Что делать? – спрашивают одинаково и властители, и подчинённые, и революционеры, и общественные деятели, подразумевая под вопросом «Что делать?» ...всегда вопрос о том, что делать с другими, но никто не спрашивает, что мне делать с самим собой», – замечает Толстой. Начинать, по мнению Толстого, нужно всегда с себя, с требовательности к себе, с воспитания чувства ответственности за свои дела. В этом основа нравственной культуры человека.

В теории самоусовершенствования сказалась вера писателя в человека, в бесконечные возможности его разума и воли, Лев Толстой не укладывался в узкие рамки своих нравственных постулатов. Он часто сомневался в верности своего учения. С одной стороны, проповедь непротивления, а с другой – непонимание несостоятельности своего учения перед надвигающимся хором исторических событий. Уже в 1891 г. Толстой предвидел крах старых институтов жизни: «Сколько мы ни старайся, а все же впереди крушение...». Во время революционных событий 1905 г. Толстой шлет близкому родственнику царя письмо, в котором бесстрашно заявляет: «Я – человек, отрицающий и осуждающий весь существующий порядок и власть и прямо заявляющий об этом». Хотя Толстой от революции отстранился, но хорошо понимал антинародный характер правительства и резко отзывался о его деятельности: «... нынче вешанье, мученье людей вызвало негодование, недоброе, злое чувство к вешателям». «Смертные казни в наше время... явно показывают то, что правители дурные, заблудшие люди и что поэтому повиноваться им... вредно и стыдно...».

Как видим, жизнь вносила коррективы в учение Толстого. Не все просто было и с верой в Бога. В дневнике Толстого найдены такие записи: «Ночью и поутру нашло, кажется, никогда не бывшее прежде состояние холодности, сомнения во всем, главное в Боге, в верности понимания смысла жизни» (02.09.1909); «Видел во сне отрицание Бога и еще возражение на свое представление об общем лучшем устройстве жизни вследствие отказа от борьбы» (24.12.1909). Этих взволнованных записей достаточно, чтобы представить противоречия во взглядах Толстого. Лишь в одном писатель не сомневался: «Верно то, что смысл жизни каждого отдельного человека... в увеличении в себе любви к людям и постоянном делании добра. Не дожидаться, когда жизнь предоставит такую возможность, а искать её».

Отрывки из воспоминаний рисуют Толстого как человека огромной и разносторонней культуры, ярким способом мыслить, речь его была невыразимо красива. В общении с людьми был сердечен, необыкновенно деликатен и прост, но все, кто встречался с ним, ощущал силу интеллекта, масштабы его личности. Вот что заметил Горький: «Выйдет он – маленький. И всё сразу станут меньше его».

В памяти людей Толстой – не только великий писатель, но и человек высочайшей нравственности, бескорыстия, доброты, самоотверженного служения людям.

III. Изучение биографии и творчества писателя в форме (или заочной форме) экскурсии по толстовским местам, или устного рассказа. Кроме биографии звучат воспоминания о писателе современников.

I V . Закрепление и проверка того, как запомнили обучающиеся материал, проводится в форме теста, который готовят выступающие ученики по своим материалам, или в форме заполнения кроссворда, который они составили заранее.

V . Работа с дневниковыми записями писателя

Напечатанные материалы с заданием и текстами записей на каждом столе.

Весной 1847 г. Л.Н. Толстой ненадолго попал в больницу. Здесь он и начал вести дневник, а затем продолжил его в деревенском уединении, во время военной службы в Петербурге, путешествуя по Европе... Толстой записывал наблюдения, мысли, заметки, планы будущих произведений, словечки, подхваченные в гуще людей... Последняя дневниковая запись была сделана за три дня до смерти.

    Проследите становление личности Л.Н. Толстого. Что можно сказать о чертах характера, о внутреннем мире писателя на разных этапах его становления?

    Как постепенно формировалась идея нравственного самоусовершенствования? К чему она привела Л. Толстого?

    Ваше мнение о дневниковых записях Л. Толстого. Чем они интересны для вас?

Из дневниковых записей.

1847 год (Толстому 19 лет).

17 марта. ... Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души.

17 апреля. ... Я был бы несчастливейший из людей, ежели бы не нашел цели для моей жизни - цели общей и полезной...

18 апреля. Я написал вдруг много правил и хотел всем им следовать; но силы мои слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно только правило и прибавить к нему другое только тогда, когда я уже привыкну следовать одному. Первое правило, которое я назначаю, есть следующее:

№ 1. Исполняй все то, что ты определил быть исполненному.

1848 год.

1. Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.

2. Довольствоваться настоящим.

3. Искать случаев делать добро...

Правила исправления:

Бойся праздности и беспорядка... Бойся лжи и тщеславия... Запоминать и записывать все полезные сведения и мысли... Не верить мыслям, родившимся в споре... Не повторять чужих мыслей.

1849 год.

    Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.

    Изучить практическую медицину и часть теоретической.

    Изучать язык французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.

    Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое.

    Изучить историю, географию и статистику.

    Изучить математику, гимназический курс.

    Написать диссертацию.

    Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.

    Написать правила.

    Получить некоторые познания в естественных науках.

    Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать.

Примечание: Самое удивительное, что большую часть этой программы я выполнил!

1854 год.

2 ноября. … Одесса… Велика моральная сила русского народа. Много политических истин выйдет и разовьется в нынешние трудные для России минуты. Чувство пылкой любви к Отечеству, восставшее и вылившееся из несчастной России, оставит надолго следы в ней. Те люди, которые теперь жертвуют жизнью, будут гражданами России и не забудут своей жертвы. Они с большим достоинством и гордостью будут принимать участие в делах общественных...

Когда же, когда, наконец, перестану

Без цели и страсти своей век проводить,

И в сердце глубокую чувствовать рану,

И средства не знать, как ее заживить.

1855 год.

18 марта... вот мое самое новое правило, кроме тех, которые я давно поставил себе, - быть деятельным, рассудительным и скромным.

2 августа. ... Главная мысль романа должна быть невозможность жизни правильной помещика образованного нашего века с рабством. Все нищеты его должны быть выставлены и средства исправить указаны.

21 сентября... Моя главная цель в жизни есть добро ближнего и цели условные - слава литературная, основанная на пользе, добре к ближнему…

1878 год.

22 мая. Прежние важные и тяжелые мысли и чувства. Все мерзости моей юности ужасом, болью раскаяния жгли мне сердце. Долго мучился.

28 июня. У нас обед огромный с шампанским... Пояса пятирублевые на всех детях. Обедают, а уже телега едет на пикник промежду мужицких телег, везущих измученных работой народ...

5 сентября. Москва. ... Вонь, камни, роскошь, нищета, разврат. Собрались злодеи, ограбившие народ, набрали солдат, судей, чтобы оберегать их оргии, и пируют.

1881 год.

Жить в Ясной Поляне. Самарский доход отдать на бедных... Никольский доход (передан землю мужикам) точно так же. Себе, т. е. нам с женою и малыми детьми, оставить пока доход Ясной Поляны, от 2-х до 3-х тысяч (оставить на время, но с единственным желанием отдать и его весь другим, а самим удовлетворять самим себя, т. е. ограничить как можно свои потребности и больше давать, чем брать, к чему направлять все силы и в чем видеть цель и радость жизни)... Меньших воспитывать так, чтобы привыкли меньше требовать от жизни. Учить их тому, к чему у них охота, но не одним наукам, а наукам и работе...

1883 год.

1 января. Москва. ... Собственность как она теперь - зло... Не было ложки, было полено - я выдумал, потрудился и вырезал ложку. Какое же сомненье, что она моя? Но собственность, ограждаемая насилием - городовым с пистолетом - это зло.

30 марта. Лег в 11 и встал очень рано. Ходил на чулочную фабрику. Свистки значат то, что в 5 мальчик становится за станок и стоит до 8. В 8 пьют чай и становятся до 12. В час становятся до 4. В 4 становятся до 8. И так каждый день. Вот что значат свистки, которые мы слышим в постели.

3 июня. … Пошел на суд. Заведение для порчи народа. И очень испорчен. Расчесывают болячки - вот суд.

13 июня. Рано. Сходил к Федоту. Страшная нищета. Как мы вы работали в себе приемы жестокости. Ведь, собственно, надо было остаться там и не уйти.

21 июня. ... Пропасть просителей. Обделенные землею вдовы, нищие. Как мне тяжело, потому что ложно. Я ничего не могу им делать. Я их не знаю. Их слишком много. И стена между мной и ими.

1883 год.

27 ноября. ... Задача всех одна: из своего положения богатства, больших требований и отсутствия полезного труда для людей, выучиться жить с меньшими требованиями и не желать больших и выучиться делу наверно полезному людям.

7 декабря. ... Вчера думал, служить людям? Но как, чем служить? Не деньгами, не услугами телесными даже, расчистить каток, сшить сапоги, вымыть белье, посидеть ночь с больным. Все это хорошо, может быть, и дурно, и, в сущности, бесполезно. Одно полезно, одно нужно - это научить его жить добро. А как это сделать? Одно средство: самому жить хорошо.

1889 год.

23-26 февраля. Москва. ... Политического изменения, социального строя не может быть. Изменение только одно нравственное, внутреннее человека. Но каким путем пойдет это изменение?

1) Церковь, обман, суеверие, траты;

2) Войско, разврат, жестокость, траты;

3) Наказание, развращение, жестокость, зараза;

4) Земледелие крупное, ненависть, беднота города;

5) Фабрика – убийство жизни;

6) Пьянство;

7) Проституция.

1900 год.

30 августа. Ясная Поляна. 72 года. Во что же я верю? - спросил я. И искренне ответил, что верю в то, что надо быть добрым: смиряться, прощать, любить. В это верю всем существом...

23 ноября. Москва. ... 1) Мы, богатые классы, разоряем рабочих, держим их в грубом непрестанном труде, пользуясь досугом и роскошью. Мы не даем им, задавленным трудом, возможности произвести духовный цвети плод жизни: ни поэзии, ни науки, ни религии.

1902 год.

21 марта. ... 4) Говорят, вернитесь к церкви. Но ведь в церкви я увидел грубый, явный и вредный обман.

1904 год.

18 июля. Моя жизнь погублена, испорчена этой ужасающей праздностью. Как бы хотелось предостеречь других от такой же погибели.

1905 год.

31 июля. Ясная Поляна. ... Сидим во дворе, обедаем, десять кушаний, мороженое, лакеи, серебро, и приходят нищие, и люди добрые продолжают есть мороженое спокойно. Удивительно!!!...

… Русская революция должна разрушить существующий порядок, но не насилием, а пассивно, неповиновением.

1906 год.

3-4 октября. Ясная Поляна. ...5) Записано так, после очень тяжелого настроения. Уж очень отвратительна наша жизнь: развлекаются, лечатся, едут куда-то, учатся чему-то, спорят, заботятся о том, до чего нет дела, а жизни нет, потому что обязанностей нет. Ужасно!!! Все чаще и чаще чувствую это.

1907 год.

26 октября. Ясная Поляна. ... 7) (Очень важное!) Непротивление злу насилием - не предписание, а открытый, сознанный закон жизни для каждого отдельного человека и для всего человечества - даже для всего живого.

1908 год.

19 апреля. Ясная Поляна. ... Чувствую большую тяжесть от глупой благотворительности внешней в соединении с безумной роскошью жизни своей.

3 июня. Ясная Поляна. Третьего дня получил письмо с упреками за мое богатство и лицемерие и угнетение крестьян, и к стыду моему, мне было больно. Нынче целый день грустно и стыдно. Сейчас ездил верхом и так желательно, радостно показалось уйти нищим, благодаря и любя всех.

Из «тайного» дневника 1908 года.

2 июня. Ясная Поляна. Когда я спрошу себя: Что же мне нужно - уйти от всех. Куда? К Богу, умереть. Преступно желаю смерти...

1910 год.

7 января. ...Нет беспощадной тоски, есть только не перестающий стыд перед народом. Неужели так и кончу жизнь в этом постыдном состоянии?

Образец анализа дневниковых записей (1847-49 гг.)

Первые же записи юноши открывают внутренний мир личности глубокой, ищущей, страстной. Студент Казанского университета пока даже склонностей своих определить не может: после года учебы оставил Восточный факультет, перевелся на юридический, который тоже оставил незавершенным... Вел образ жизни светского аристократа - и вдруг дневниковая запись, что дальше так жить не возможно.

Начинается отчаянная борьба с самим собой, со своими недостатками, в первую очередь, записывая те или иные поступки, он тут же помечает, доволен ли или недоволен собой. А затем формулирует правила-приказы, которым должен следовать. И снова отмечает, вспомнил ли их.

Но в жизни все оказывается не так-то просто! Сначала он ставит цели низменные, не очень благовидные: удачно жениться, найти выгодное место службы... Но беспокойный ум, воля и сердце, неудовлетворенность и разочарование вступают в отчаянный поединок с собственными недостатками, за обретение высокого нравственного идеала: делать добро и жить ради счастья других людей.

Для достижения этих целей записываются особые правила исправления: «Бойся праздности и беспорядка», «бойся лжи и тщеславия» и др.

Внимательное прочтение этой части дневниковых записей Л. Н. Толстого рождает мысль, а если бы я решил вести дневник, - какие бы цели поставил перед собой и каким правилам следовал для их достижения?

V I. Домашнее задание

    По тезисам в тетради и материалам учебника стр. 226-239 составить схему-конспект для развернутого рассказа о жизненном и творческом пути Толстого.

Приложение к уроку

Образец схемы-конспекта по биографии Л. Н. Толстого.

I. Этапы жизненного и идейно-творческого развития Л. Толстого.

1. 1828-1849 гг. Детство, отрочество, юность: истоки личности.

2. 1849-185 1 гг. Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни.

3. 1851-1855 гг. Военная служба. На пути к «Войне и миру».

4. 1860-70 гг. Писатель, общественный деятель, педагог.

5. 1880-90 гг. «Я отрекся от жизни нашего круга».

6. 1900-1910 гг. Люди и встречи. Исход.

II. Опорные положения по этапам.

1828-1849 гг. Детство, отрочество, юность: истоки личности Л. Н. Толстого.

Ясная Поляна: чувство красоты, сердечности, Родины (повесть «Детство»).

«Быть, а не казаться»; жажда правды и справедливости, острое чувство фальши. «Зеленая палочка» (и «поиски» ее в «Кавказском пленнике» и «После бала»).

Студенческая пора: стремление найти себя; «Правила жизни». Жить для других, для добра - нравственное кредо.

Сложность и противоречивость интересов.

Борьба с собой и ее отражение в последующем творчестве (например, в «Войне и мире» - искания Пьера Безухова).

Подобные опорные положения составляются по каждому этапу жизненного и идейно-творческого развития Л. Толстого. После этого делается их графическое (в схеме) оформление, в котором главное - наглядно показать последовательность и логические связи как между отдельными этапами, так и «внутри» их - в «расстановке» самих опорных положений.

МОУ Хазанская СОШ

Урок по теме «Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала» (8 класс)

(С использованием элементов технологии критического мышления )

Урок 1.

Тема: Л. Н. Толстой: личность, судьба, творчество. « Чтобы жить честно… ».

Цели урока:

Обучающие:

    Расширить знания учащихся о биографии писателя; показать своеобразие мировоззрения Толстого;

    постичь особенности композиции рассказа «После бала»;

    закрепить литературоведческие термины: трилогия, рассказ, композиция, рассказ в рассказе;

    погружение» и «вживание» в созданный автором мир рассказа

Развивающие:

    Развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь;

    долговременную память в процессе деятельности;

    аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы;

    умение работать с текстом;

Воспитывающие:

    Выявить социально-нравственные проблемы рассказа;

    Развивать творческую и познавательную активность учащихся;

    создавать на уроке особую тёплую атмосферу человеческого общения

    Воспитывать чувство долга, чести, совести

Оборудование: проектор, компьютер, мультимедийная презентация, диск с записью рассказа «После бала» Чтобы жить честно, надо рваться,
путаться, биться, ошибаться,
начинать и бросать и опять начи-
нать, и опять бросать и вечно бо-

душевная подлость.
Л.Н.Толстой

1. Фаза вызова Ход урока

Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на портрет художника Ге. Кто изображен на нем? Как вы думаете, какое состояние передает художник в портрете Л.Толстого?

- Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая составляет главное дело его жизни... Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям... Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника.

Многие считали, что Толстой знает всё. Ему присылали письма. Например: «Я не понимаю учения Будды. Объясните». Ему писали письма из тюрем,

простые люди. И все просили: «Научите, как жить». Он почти всем отвечал. (Зажечь свечу)

А ночью ждал, когда все уснут, раскрывал свой дневник и писал: « Господи, научи меня жить…» Значит, Толстой тоже сомневался, ошибался, путался…

И вот она, мудрость, пришедшая в таких муках :

Чтобы жить честно , надо рваться,
путаться, биться, ошибаться,
начинать и бросать, и опять начи-
нать и опять бросать, и вечно бо-
роться и лишаться. А спокойствие-
душевная подлость.

Л.Н.Толстой

Учащиеся формулируют тему урока и цели, записывают в тетради: Л. Н. Толстой: личность, судьба, творчество (1828-1910 г). « Чтобы жить честно… ».

2. Фаза осмысления

Учитель : Что вы знаете о жизни и творчестве Л. Н. Толстого?

Проверка домашнего задания. Короткий пересказ материала учебника по кластеру. (В тетрадях все дети дома оформили кластеры).

Примерно:

Дополнения учащихся.

Я тоже дома работала над кластером, посмотрите, что получилось у меня.

Путешественник, педагог общественный деятель, философ

Нельзя быть счастливым, если рядом с тобой много горя и страданий

Задумывался о серьезных проблемах бытия: о смысле жизни, о смерти, о добре и зле

Л. Н. Толстой « «Господи, научи меня жить…»

Активный, энергичный, любил жизнь во всех проявлениях

Принимал участие в крестьянском труде

Вся его жизнь – это и есть служение человечеству

Толстой призывал каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками

Студент Казанского университета, военный подвергался смертельной опасности на Кавказе и в Севастополе

Синквейны

« Господи, научи меня жить…».Какие жизненные принципы кажутся вам наиболее важными и сегодня? Дополните свой кластер

Любовь , милосердие (в Новом Завете греческое слово « », αγάπη , caritas ) - христианская : любовь без основания, причины, корысти, способная покрыть любые недостатки, проступки, преступления. Одна из наряду с верой и надеждой, причем главная из них.

Церковь учит, что любовь (милосердие) - это и любовь к Богу (amore dei) и одновременно любовь к ближнему (amore proximi), причем вторая без первой мало чего стоит }