Характеристика Савелия ("Кому на Руси жить хорошо", Некрасов). Савелий богатырь святорусский - сочинение

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ Проект подготовили: Баринова Екатерина Малюженко Екатерина Галкина Валерия Григорян Каринэ Сабирова Алина

1. Сколько лет герою? Каков его внешний вид? «Не мог: ему уж стукнуло, По сказкам, сто годов» «С большущей сивой гривою, Чай двадцать лет нестриженной, С большущей бородой, Дед на медведя смахивал, Особенно как из лесу, согнувшись, выходил. Дугой спина у дедушки» «Входил он: ну, распрямится? Пробьет дыру медведище В светелке головой!» Художник В. Серов

2. Какова история героя? Какие беды и невзгоды выпали на его долю? «Во времена досельные» «Эх, доля святорусского Богатыря сермяжного! Всю жизнь его дерут. Раздумается временем О смерти - муки адские В ту-светной жизни ждут» . «Нас только и тревожили Медведи. . . да с медведями Справлялись мы легко» .

3. Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе? «По времени Шалашников «Погибшие. . . пропащие. . . » Удумал штуку новую, Приходит к нам приказ: "Явиться!…» «Недотерпеть - пропасть! Перетерпеть - пропасть. . . » «Наддай! наддай!. . » «Наследник средство выдумал: К нам немца подослал» «Я каторжником был» «Сдавались люди слабые, А сильные за вотчину Стояли хорошо»

4. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится? Автор наделяет Савелия такими нравственными качествами как доброта, любовь к родине и народу. Савелию присуще также ум, терпение, упорство, чувство собственного достоинства. Савелий свободолюбивый, гордый человек. Он вопложение силы, мужества. «Клейменый, да не раб» Некрасов создает образ, где сочетаются противоречивые черты: богатырское терпение «до поры» , социальная активность, способность к бунту.

5. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут? Одним из условий счастья народного в понимании Савелия является свобода. «Люди холопского званияСущие псы иногда: Чем тяжелей наказание, Тем им милей господа. » Савелий видит его в протесте против общественной несправедливости, в раздумьях о судьбе крестьянина, в любви к родному народу-труженнику. «Куда ты сила делася? На что ты пригодилася? Под розгами, под палками По мелочам ушла!»

Савелий не понимал нынешний народ, который сразу сдавался и даже не пытался бороться. «вот были люди гордые А нынче дай затрещину – Исправнику, помещику Тащат последний грош. » Сам Некрасов глубоко убежден, что счастье возможно только в обществе свободных людей. «Еще народу русскому Пределы не поставлены Пред ним широкий путь. » Савелий умирает со словами о безнадежности крестьянской судьбы. И все же этот образ оставляет впечатление силы, неукротимой воли, тоски по свободе. В памяти остается мудрое пророчество Савелия: «Недотерпеть – пропасть, Перетерпеть – пропасть»

6. Почему странники не признали героя счастливыми? “Эх, доля святорусского Богатыря сермяжного! Всю жизнь его дерут. Раздумается временем О смерти - муки адские В тусветной жизни ждут”

7. Можно ли заметить смысл в говорящей фамилии героя? Савелий - настоящий русский богатырь, не признающий над собой никакого давления. Художник А. Лебедев

8. Какова смысловая роль фольклорных элементов в главе о герое? Некрасов считал свое произведение «эпопеей современной крестьянской жизни» . В ней Некрасов задался вопросом: принесла ли отмена крепостного права счастье крестьянству? Некрасов стремится дать яркое и эмоционально-действенное изображение крестьянской жизни, вызвать сочувствие к, крестьянству, пробудить стремление к борьбе за крестьянское счастье. Именно поэтому автор использует в большом количестве фольклорные элементы, такие как народные песни, просторечие, сказочные образы, загадки, приметы, поговорки, пословицы, былины. Это - поэма о «народе» и для «народа» , поэма, в которой автор выступает защитником «народных» (крестьянских) интересов.

В словах Савелия о богатырстве крестьянина, несомненно, слышится отзвук былины о Святогоре и тяге земной: «Ты думаешь, Матренушка, Мужик - не богатырь? И жизнь его не ратная, И смерть ему не писана В бою - а богатырь!» «Покамест тягу страшную Поднять-то поднял он, Да в землю сам ушел по грудь С натуги! По лицу его Не слезы - кровь течет!»

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов ищет ответ на вопрос, издавна волнующий человечество. В произведении представлено счастье попа, помещика, поместных людей.

Но чаще всего Некрасов размышляет о счастье народном и мечтает о том, что рано или поздно народ воспрянет духом и соберется с силами для активной борьбы с существующим строем за свою свободу и достойную жизнь.

Образы крестьян, представленные в поэме, подтверждают надежды писателя и отвечают его чаяниям. И одной из главных фигур поэмы, выделяющейся своей необычайной физической силой и духовной мощью, является Савелий, святорусский богатырь:

Грех промолчать про дедушку,

Счастливец тоже был… –

Так говорит Матрена Тимофеевна о Савелии.

О Савелии мы узнаем из главы “Крестьянка”, в которой говорится о том, что этот мужик вырос в глухом краю у Кореж-реки. Само название – Корежский край – привлекло писателя как символ трудового выносливого и обладающего огромной силой народа-богатыря, ярким представителем которого и является Савелий. Слово “корежить” означает “гнуть”, “ломать”, “трудиться”, а потому Корежина – это край упорных и трудолюбивых людей.

Внешний вид Савелия олицетворяет могучую лесную стихию: “С большущей сивой гривою, чай с двадцать лет не стриженной, с большущей бородой, дед на медведя смахивал…”

Некрасов показывает сложный путь, которым шло нарастание бунтарских настроений Савелия: от молчаливого терпения до открытого сопротивления. Тюрьма и сибирская каторга не сломили Савелия и не уничтожили в нем чувства собственного достоинства. “Клейменный, да не раб”, – говорит он сам о себе. Он прошел все испытания, выпавшие на его долю, но смог при этом сохранить себя. Савелий с презрением относится к смирившимся односельчанам и призывает к массовому выступлению для окончательной расправы с угнетателями, однако мысли его не лишены противоречий. Не случайно сравнивается он со Святогором, самым сильным, но и самым неподвижным богатырем былинного эпоса. В то же время образ Савелия очень противоречив. С одной стороны, он призывал к борьбе, с другой – к терпению:

Терпи, многокручинная!

Терпи, многострадальная!

Нам правды не найти!

Советует Савелий Матрене Тимофеевне. В этих словах звучат отчаяние, безысходность, неверие в возможность изменить горькую судьбу крестьянина. В образе Матрены Тимофеевны Некрасов воплотил лучшие черты характера русских крестьянок. Высоконравственные качества Матрены гармонически сочетаются с ее внешней красотой.

Со своей сдержанной и строгой красотой, исполненная чувства собственного достоинства, Матрена представляет тип величавой славянки, раскрытый Некрасовым еще в поэме “Мороз, Красный нос”. История ее жизни подтверждает, что характер Матрены формировался в условиях отхожего промысла, когда большая часть мужского населения уходила в города. На плечи женщины ложилась не только вся тяжесть крестьянского труда, но и огромная мера ответственности за судьбу семьи, за воспитание детей.

Из главы “До замужества” мы узнаем о молодости Матрены, а из главы “Песни” – о нелегкой судьбе героини после замужества. Песни Матрены – общенародные, поэтому ее личная судьба отражает типичную судьбу крестьянки, переставая быть ее собственной. Короткие радости сменялись частыми и тяжелыми несчастьями, способными сломить даже сильного человека. Но Матрена выстояла и нашла в себе духовные и физические силы, чтобы бороться за свое счастье. Умирает горячо любимый первенец Демушка, второго сына Федотушку она спасает от страшного наказания ценой тяжких испытаний, немало сил пришлось приложить ей, чтобы добиться освобождения мужа, – и мы видим, что ее не останавливают никакие преграды, за свое счастье она готова самостоятельно бороться до последнего. Образ Матрены Тимофеевны создан так, что она как бы побывала во всех перипетиях, в каких могла побывать русская женщина. Голос Матрены Тимофеевны – это голос всего русского народа, всех русских женщин, у которых была такая же тяжелая судьба.

(No Ratings Yet)

  1. Героем поэмы является не один человек, а весь народ. С первого взгляда народная жизнь представляется печальною. Само перечисление деревень говорит само за себя: Заплатово, Дырявино,… и сколько человеческих страданий в...
  2. “Кому на Руси жить хорошо” – поэма-эпопея. В центре ее – изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее “по словечку”. Поэма необычайно широко...
  3. Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать. Н. А. Некрасов. С ранних лет я полюбила поэзию Н. А. Некрасова. Он всю свою жизнь служил “великим целям века”....
  4. Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как “народную книгу”. Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга...
  5. Итогом двадцатилетнего труда стала для Некрасова поэма “Кому на Руси жить хорошо”. В ней автор озвучил важнейшие вопросы эпохи, описал народную жизнь пореформенной России. Критики называют эту поэму эпосом народной...
  6. “Пел он воплощение счастья народного” (по поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”) I. Народные мотивы в поэзии Некрасова. 1. Демократизм некрасовского творчества. II. “Стонет он по полям,...
  7. I. Народные мотивы в поэзии Некрасова. 1. Демократизм некрасовского творчества. II. “Стонет он по полям, по дорогам…” 1. Трагизм крепостничества. 2. Противоречия пореформенной действительности. 3. Судьба женщины-крестьянки. III. “Ты и...
  8. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” завершает творчество Некрасова. Он писал ее в семидесятые годы, смерть помешала ему закончить поэму. И уже в первой строфе “Пролога” ставится основная проблема поэмы...
  9. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов ищет ответ на главный вопрос своего творчества, который сформулирован в “Элегии”: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?..” Поэтому в центре произведения находится...
  10. КЛАССИКА Н. А. НЕКРАСОВ ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” Венцом творчества Н. А. Некрасова является народная поэма-эпопея “Кому на Руси жить хорошо”. В...
  11. Некрасов писал поэму “Кому на Руси жить хорошо” в течение двадцати лет, собирая материал для нее буквально “по словечку”. Неудивительно, что это произведение стало настоящей эпопеей, отразившей жизнь пореформенной России....
  12. Каким представляется вам русский народ по песням Матрены Тимофеевны (Н. А. Некрасов “Кому на Руси жить хорошо”)? Создавая сочинение на предложенную тему, вспомните, какие песни поет некрасовская героиня в третьей...
  13. Почему Н. А. Некрасов сказал о своей поэме “Кому на Руси жить хорошо”: “Ей не суждено окончиться”? Отвечая на поставленный в задании вопрос, отметьте, что поэма, над которой Н. А....
  14. Время работы над поэмой (60-70-е годы. Спад освободительного движения и новый подъем). Источники поэмы – личные наблюдения, рассказы современников, фольклор. Замысел поэмы – странствование по России в поисках счастливого человека;...
  15. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” была задумана как эпохальное произведение, благодаря которому читатель смог бы познакомиться с обстановкой в послереформенной России, бытом и нравами различных слоев общества, и в...
  16. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – вершина творчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья...
  17. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо? – с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету...
  18. План I. Главные герои из деревень с говорящими названиями. II. Поиски счастливого в родном отечестве. 1. Восприятие счастья разными слоями общества. 2. Половинчатое, ущербное, скоротечное “счастье”. 3. Авторское понимание истинного...
  19. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме, заново...
  20. Литература нового времени почти не знает прологов, но произведения древней – античной и средневековой литературы обычно начинались с таких прологов-предварений, в которых авторы объясняли, о чем же пойдет речь. Введя...
  21. Н. А. НЕКРАСОВ КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО Часть первая ПРОЛОГ “На столбовой дороженьке сошлись семь мужиков” и принялись спорить, “кому на Руси жить хорошо”. Весь день мужики провели в...
  22. Поэма-эпопея “Кому на Руси жить хорошо” является своего рода итоговым произведением в творчестве Н. А. Некрасова. Поэма показательна чрезвычайной широтой осмысления современной ему русской действительности. Противоречие между крестьянским миром и...
  23. История создания. Начало работы над “Кому на Руси жить хорошо” принято относить к 1863 году. К этому времени Некрасов создал произведении, которые можно рассматривать как шаги к последней поэме. Уже...
  24. “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” – ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и...
  25. Прокомментируйте высказывание В. Аникина о стиле поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”: “… соединение стилевых потоков связано с идейным замыслом глав и произведения в целом”. Выражая согласие...
  26. Савелий Гринберг родился в Екатеринославе. В двухлетнем возрасте семья перехала в Москву. Закончил школу, работал на заводах. В начале 1930-х и в последующие годы активный участник Бригады Маяковского первого состава...
  27. Образ автора в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” План I. Образ автора в литературных произведениях. II. Особенность образа автора в поэме “Мертвые души”. III. Авторское отношение к содержанию поэмы....
  28. Русская литература 2-й половины XIX века Подлинная литература подлинной, а не вымышленной Руси. (По творчеству Н. А. Некрасова) Национальная литература впитывает в себя нравственные, философские ценности, накопленные поколениями народа. Литература...
Савелий – богатырь святорусский и Матрена Тимофеевна – воплощение мечты автора о духовных силах народа по поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Н. Некрасов создал немало замечательных крестьянских образов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Из их числа выделяется столетний старик, немало тягот переживший на своем веку. Но, несмотря на возраст, он сохранил еще силу и крепость духа. «Богатырь святорусский» - такое определение получает в произведении дедушка Савелий.

«Кому на Руси жить хорошо»: краткое содержание глав 3,4 части 3

Мужики-странники, решившие непременно найти ответ на поставленный в названии поэмы вопрос, узнали об этом герое от молодой женщины, Матрены Тимофеевны. «Тоже счастливец был», - отмечает она во время рассказа о своей жизни.

Матрена познакомилась с дедом Савелием, когда ему исполнилось уж около ста лет. Он жил отдельно от семьи сына, в своей горнице, и единственный ласково и заботливо относился к молодой жене внука. Герой всегда любил лес, где и в пору глубокой старости любил собирать грибы и ягоды, ставить силки на птиц. Такова первая характеристика Савелия.

«Кому на Руси жить хорошо» - поэма о жизни крестьян до и после рубежного 1861 года. История жизни старика, которую он поведал невестке, знакомит с временами, когда и мужики считались повыносливее да порешительнее, и кабала ощущалась не так сильно: "Раз в три года что-нибудь дадим помещику и достаточно", - говорил герой. И хотя немало трудностей выпало на его долю: и крепостная жизнь, и долгая каторга, и поселение - однако главное испытание ждало Савелия впереди. В старости он недоглядел за правнуком, которого загрызли свиньи. После этого ушел из дома, а вскоре поселился в монастыре, где до последних дней на этом свете молился за грехи: свои и чужие.

Чем же привлекателен образ Савелия в произведении «Кому на Руси жить хорошо»?

Внешность героя

По словам Матрены, старик и в сто лет выглядел рослым и крепким, так что больше смахивал на огромного медведя. С большой, давно не стриженной сивой гривой. Согнувшийся, но все еще поражавший своим величием - в молодости, по его рассказам, он в одиночку выступил против медведицы и поднял ее на рогатине. Теперь, конечно, мощь была уж не та: герой часто задавал вопрос: «Куда силушка былая делась?» Тем не менее Матрене казалось, коль распрямится дедушка во весь рост, непременно пробьет головой дыру в светелке. Таким описанием дополняется характеристика Савелия.

«Кому на Руси жить хорошо» повествует о молодых годах героя, включая рассказ о том, как он оказался на каторге.

Вольная жизнь

Во времена дедовой юности его родные корежские места являлись глухими и непроезжими. Леса да болота, раскинувшиеся вокруг, были хорошо знакомы местным крестьянам, но наводили страх на чужаков, включая барина. Некрасов не просто так вводит в поэму - с этого, по сути, начинается характеристика Савелия - «Кому на Руси жить хорошо» сочетание «корежский» край. Оно само по себе уже символизирует неимоверную физическую силу и выносливость.

Итак, помещик Шалашников к мужикам не заглядывал вовсе, а полицейские приезжали раз в год для сбора дани. Крепостные приравнивали себя к вольным: платили мало и жили в достатке, как купцы. Поначалу еще давали оброк медом, рыбой, звериными шкурами. Со временем, как подходил час выплаты, рядились нищими. И хотя Шалашников порол их так, что «шкуру» на целый век закалил, крестьяне, которые за вотчину стояли, оказывались непреклонны. «Как ни дери, а всей души не вытрясешь», - так думал и Савелий. «Кому на Руси жить хорошо» показывает, что характер героя закалялся и креп в условиях, когда он и его товарищи чувствовали свою свободу. И потому уже до конца жизни нельзя было изменить ни этого убеждения, ни гордого нрава. В сто лет Савелий также выступал за право быть независимым, в том числе и от родственников.

В своем рассказе дедушка обратил внимание еще на один момент - не всегда терпел издевательства мужик русский. Помнил он время, когда народ хотел и мог за себя постоять.

Протест против самоуправства

После смерти Шалашникова крестьяне надеялись, что теперь совсем свобода настанет. Но наследники прислали управляющего-немца. Тот сначала прикинулся тихим и спокойным, оброка не требовал. А сам хитростью заставил крестьян высушить болото и прорубить просеку. Когда опомнились, было поздно: по глупости сами дорогу к себе проложили. Вот тут-то их купеческое житье закончилось - отмечает в своем рассказе Савелий.

«Кому на Руси жить хорошо» - произведение, в котором представлены лучшие В случае с немцем автор показывает то единение народа, о котором всегда мечтал. Оказалось, что сломить привыкших к вольной жизни мужиков было непросто. Восемнадцать лет они кое-как сносили власть управляющего, но пришел предел и их терпению. Однажды Христиан Христьяныч заставил их рыть яму, а к концу дня возмутился, что ничего не сделано. В уставших людях - работали не покладая рук - вскипела накопившаяся за годы злоба, и неожиданно пришло решение. Савелий легонько, плечом, подтолкнул немца к яме. Стоявшие рядом девять его товарищей тут же все поняли - и через несколько минут ненавистного Фогеля живьем закопали в той самой яме. Конечно, за такой поступок последовало наказание, но в душе каждого осталось удовлетворение от того, что не покорился. Не случайно старик на слово «каторжник», адресованное ему сыном, всякий раз отвечал: «Клейменный, да не раб». И это одно из главных качеств героя, которым он всегда гордился.

Каторга

Двадцать лет каторги и столько же поселений - таков был приговор бунтовщикам. Но он не мог изменить отношения к жизни у людей, к которым принадлежал Савелий. Образ героя из произведения «Кому на Руси жить хорошо» в новых испытаниях закалился еще больше. Порка в остроге, а потом в Сибири после неудавшихся побегов в сравнении с наказаниями Шалашникова казалась ему лишь ничего не стоящим мазаньем. Тяжелый труд тоже был не в новинку. Савелий даже сумел скопить денег, на которые, вернувшись в родные места, построил дом. Прежним осталось стремление к независимости и свободе. Вероятно, поэтому из всей семьи старик выделял только жену внука, Матрену. Она была такой же, как он: непокорной, целеустремленной, готовой к борьбе за собственное счастье.

Отношения с домочадцами

Это еще одна важная составляющая рассказа о герое - в итоге именно из мелких деталей складывается в небольшой главе характеристика Савелия.

«Кому на Руси жить хорошо» - поэма о «счастливцах». Но можно ли отнести к ним человека, который чувствовал себя одиноким в своей семье? Матрена отметила, что дедушка не любил общаться с родней и потому поселился в горнице. Причины были просты: чистый душой и добрый по натуре Савелий не мог принять злобы и зависти, царивших в семье. Сын старика не обладал ни одним из качеств, свойственных его отцу. В нем не было ни доброты, ни искренности, ни тяги к труду. Зато отмечались безразличие ко всему, склонность к праздности и выпивке. Мало отличались от него жена и оставшаяся в старых девках дочь. Чтобы как-то проучить родственников, Савелий порой начинал шутить. Например, подбрасывал сыну оловянную «монету», сделанную из пуговицы. В результате последний возвращался из кабака побитый. А герой только посмеивался.

Позже одиночество Савелия скрасят Матрена и Демушка. Уже после смерти ребенка старик признается, что рядом с внуком его ожесточившиеся сердце и душа оттаяли, и он вновь почувствовал себя полным сил и надежд.

История с Демушкой

Гибель мальчика стала для старика настоящей трагедией, хотя истоки случившегося нужно искать в самом укладе русской жизни того времени. Свекровь запретила Матрене брать с собой в поле сына, якобы мешавшего работать, и за ребенком стал приглядывать столетний Савелий.

«Кому на Руси жить хорошо» - характеристика ее героев не всегда получается веселой - это поэма о тяжелых испытаниях, справиться с которыми не каждому по плечу. Вот и в данном случае повидавший многое на своем веку герой вдруг по-настоящему ощутил себя преступником. Он так и не смог простить себя за то, что уснул и не доглядел за дитятей. Неделю не покидал Савелий своей каморки, а потом ушел в лес, где всегда чувствовал себя свободнее и увереннее. Осенью же поселился в монастыре, чтобы покаяться и молиться. Он просил у Бога, чтобы сжалилось сердце матери-страдалицы и чтобы она простила его, неразумного. А еще душа старца болела за все крестьянство русское, страдное, с нелегкой судьбой - об этом он расскажет при встрече, случившейся спустя несколько лет после трагедии, Матрене.

Мысли о народе

Характеристика Савелия из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» будет неполной, если не упомянуть об отношении героя к русскому крестьянству. Страдным и вместе с тем мужественным называет он народ, способный вынести в этой жизни любое испытание. Руки и ноги вечно скованы, по спине словно прошли, а в груди - «Илья-пророк … гремит … на колеснице огненной». Так описывает мужика герой. Затем добавляет: истинный богатырь. И завершает свою речь словами о том, что и после смерти человеческие страдания не заканчиваются - в этом, к сожалению, слышатся мотивы смирения старца-послушника. Ибо на том свете ждут несчастных те же «муки адские», - считает Савелий.

«Кому на Руси жить хорошо»: характеристика «богатыря святогорского» (выводы)

Подводя итоги, можно отметить, что облик героя воплощает лучшие качества русского человека. Само повествование о нем напоминает народную сказку или былину. Сильный, гордый, независимый, он возвышается над остальными героями поэмы и, по сути, становится первым бунтарем, вставшим на защиту народных интересов. Однако сравнение героя со Святогором не случайно. Именно этот богатырь считался на Руси одновременно самым сильным и самым бездеятельным. В своих размышлениях о дальнейшей судьбе народа Савелий приходит к мало радующему выводу: «Богу ведомо». Следовательно, этот образ из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» весьма противоречив и не дает ответа на вопрос странников. А потому и повествование о поисках счастливого не заканчивается до той поры, пока не встретится мужикам молодой и деятельный Гриша.

Одного из главных героев поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” - Савелия - читатель узнает тогда, когда тот уже является стариком, прожившим долгую и трудную жизнь. Поэт рисует колоритный портрет этого удивительного старика:

С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет нестриженной,

С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал,
Особенно, как из лесу,
Согнувшись, выходил.

Жизнь Савелия оказалась очень непростой, судьба не баловала его. В старости Савелий жил в семье своего сына, свекра Матрены Тимофеевны. Примечательно, что дедушка Савелий недолюбливает свою семью. Очевидно, все домочадцы обладают далеко не самыми лучшими качествами, а честный и искренний старик это прекрасно чувствует. В своей родной семье Савелия называют “клейменым, каторжным”. А он сам, ничуть не обижаясь на это, говорит: “Клейменый, да не раб.
Интересно понаблюдать, как Савелий не прочь подшутить над членами своей семьи:

А крепко досадят ему -
Подшутит: “Поглядите-тко
К нам сваты!” Незамужняя
Золовушка - к окну:
ан вместо сватов
- нищие!
Из оловянной пуговки
Дед вылепил двугривенный,
Подбросил на полу
-
Попался свекор-батюшка!
Не пьяный из питейного
-
Побитый приплелся!

О чем свидетельствует такое отношение между стариком и его семейством? Прежде всего в глаза бросается, что Савелий отличается как от своего сына, так и от всех родственников. Сын его не обладает никакими исключительными качествами, не гнушается пьянства, почти напрочь лишен доброты и благородства. А Савелий, наоборот, добр, умен, незауряден. Он сторонится своих домочадцев, по-видимому, ему претят мелочность, зависть, злоба, характерные для его родственников. Старик Савелий - единственный, кто в семье мужа был добр с Матреной. Старик не скрывает всех тягот, которые выпали на его долю:

“Эх, доля святорусского
Богатыря сермяжного!
Всю жизнь его дерут.
Раздумается временем
О смерти - муки адские
В ту-светной жизни ждут”.

Старик Савелий очень свободолюбив. В нем сочетаются такие качества, как сила физическая и душевная. Савелий - настоящий русский богатырь, не признающий над собой никакого давления. В молодости Савелий обладал недюжинной силой, никто не мог с ним соперничать. К тому же жизнь раньше была иной, крестьяне не были обременены тяжелейшей обязанностью платить оброки и отрабатывать барщину. Как говорит сам Савелий:

Не правили мы барщины,
Оброков не платили мы,
А так, когда рассудится,
В три года раз пошлем.

В таких обстоятельствах и закалился характер молодого Савелия. Никто не давил на нею, никто не заставлял чувствовать себя рабом. К тому же сама природа была на стороне крестьян:

Кругом леса дремучие,
Кругом болота топкие,
Ни конному проехать к нам,
Ни пешему пройти!

Сама природа защищала крестьян от вторжения барина, полиции и прочих нарушителей спокойствия. Поэтому крестьяне могли спокойно жить и работать, не чувствуя над собой чужой власти.
При чтении этих строк вспоминаются сказочные мотивы, потому что в сказках и легендах люди были абсолютно свободными, сами распоряжались своей жизнью.
Старик рассказывает о том, как справлялись крестьяне с медведями:

Нас только и тревожили
Медведи... да с медведями
Справлялись мы легко.
С ножищем да с рогатиной
Я сам страшней сохатого,
По заповедным тропочкам
Иду: “Мой лес!” - кричу.

Савелий, словно настоящий сказочный богатырь, предъявляет свои права на окружающий его лес Именно лес - с его нехожеными тропами, могучими деревьями - является настоящей стихией богатыря Савелия. В лесу богатырь ничего не боится, он настоящий хозяин безмолвного царства вокруг себя. Именно поэтому в старости он оставляет семью и уходит в лес.
Единство богатыря Савелия и окружающей его природы представляется несомненным. Природа помогает Савелию стать сильнее. Даже в старости, когда годы и невзгоды согнули спину старика, все равно в нем чувствуется недюжинная сила.
Савелий рассказывает, как в молодости его односельчанам удавалось обманывать барина, скрывать от него имеющиеся богатства. И пусть за это приходилось немало вытерпеть, зато никто не мог упрекнуть людей в трусости и безволии. Крестьяне смогли уверить помещиков в своей абсолютной бедности, поэтому им удавалось избегать полного разорения и порабощения.
Савелий - очень гордый человек. Это ощущается во всем: в его отношении к жизни, в его стойкости и мужестве, с которыми он отстаивает свое. Когда он рассказывает о своей молодости, то вспоминает, как сдавались барину только слабые духом люди. Конечно, он сам к таким людям не относился:

Отменно драл Шалашников,
А не ахти великие Доходы получал:
Сдавались люди слабые,
А сильные за вотчину
Стояли хорошо.
Я тоже перетерпливал,
Помалчивал, подумывал:
“Как ни дери, собачий сын,
А всей души не вышибешь,
Оставишь что-нибудь!”

Старик Савелий с горечью говорит о том, что теперь уже в людях практически не осталось самоуважения. Теперь преобладают трусость, животный страх за себя и свое благополучие и отсутствие желания бороться:

Вот были люди гордые!
А нынче дай затрещину -
Исправнику, помещику
Тащат последний грош!

Молодые годы Савелия прошли в атмосфере свободы. Но крестьянская свобода не была долгой. Барин умер, а его наследник прислал немца, который сначала вел себя тихо и незаметно. Немец постепенно сдружился со всем местным населением, понемногу наблюдал за крестьянской жизнью.
Постепенно он втерся в доверие к крестьянам и велел им осушить болото, затем вырубить лес. Одним словом, крестьяне опомнились только тогда, когда появилась великолепная дорога, по которой до их богом забытого места можно было легко добраться.

И тут настала каторга
Корежскому крестьянину -
нитки разорил

Вольная жизнь кончилась, теперь крестьяне сполна ощутили все тяготы подневольного существования. Старик Савелий говорит о народном долготерпении, объясняя его мужеством и душевной силой людей. Только по-настоящему сильные и мужественные люди могут быть столь терпеливыми, чтобы вытерпеть над собой подобные издевательства, и столь великодушными, чтобы не прощать подобное отношение к себе.

А потому терпели мы,
Что мы
- богатыри.
В том богатырство русское.
Ты думаешь, Матренушка,
Мужик
- не богатырь"?
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою
- а богатырь!

Некрасов находит удивительные сравнения, говоря о народном долготерпении и мужестве. Он использует народный эпос, говоря о богатырях:

Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы,
Спина... леса дремучие
Прошли по ней - сломалися.
А грудь? Илья-пророк

По ней гремит-катается
На колеснице огненной...
Все терпит богатырь!

Старик Савелий рассказываете том, как целых восемнадцать лет терпели крестьяне произвол немца-управляющего. Вся жизнь их теперь оказалась во власти этого жестокого человека. Людям приходилось работать не покладая рук. А управляющий всякий раз был недоволен результатами работы, требовал большего. Постоянные издевательства со стороны немца вызывают сильнейшее возмущение в душе крестьян. И однажды очередная порция издевательств заставила людей пойти на преступление. Они убивают немца-управляющего. При чтении этих строк приходит мысль о высшей справедливости. Крестьяне уже успели почувствовать себя абсолютно бесправными и безвольными. У них было отнято все, чем они дорожили. Но ведь над человеком нельзя издеваться совершенно безнаказанно. Рано или поздно придется расплачиваться за свои действия.
Но, разумеется, убийство управляющего не осталось безнаказанным:

Жизнь Савелия, богатыря святорусского, после каторги была очень нелегкой. Двадцать лет он провел в неволе, только уже ближе к старости оказался на свободе. Вся жизнь Савелия очень трагична, и в старости он оказывается невольным виновником гибели маленького внука. Этот случай еще раз доказывает, что, несмотря на всю свою силу, Савелий не может противостоять враждебным обстоятельствам. Он - всего лишь игрушка в руках судьбы.

Сочинение по литературе. Савелий - богатырь святорусский

Одного из главных героев поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” - Савелия - читатель узнает тогда, когда тот уже является стариком, прожившим долгую и трудную жизнь. Поэт рисует колоритный портрет этого удивительного старика:

С большущей сивой гривою,

Чай, двадцать лет нестриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал,

Особенно, как из лесу,

Согнувшись, выходил.

Жизнь Савелия оказалась очень непростой, судьба не баловала его. В старости Савелий жил в семье своего сына, свекра Матрены Тимофеевны. Примечательно, что дедушка Савелий недолюбливает свою семью. Очевидно, все домочадцы обладают далеко не самыми лучшими качествами, а честный и искренний старик это прекрасно чувствует. В своей родной семье Савелия называют “клейменым, каторжным”. А он сам, ничуть не обижаясь на это, говорит: “Клейменый, да не раб.

Интересно понаблюдать, как Савелий не прочь подшутить над членами своей семьи:

А крепко досадят ему -

Подшутит: “Поглядите-тко

К нам сваты!” Незамужняя

Золовушка - к окну:

ан вместо сватов - нищие!

Из оловянной пуговки

Дед вылепил двугривенный,

Подбросил на полу -

Попался свекор-батюшка!

Не пьяный из питейного -

Побитый приплелся!

О чем свидетельствует такое отношение между стариком и его семейством? Прежде всего в глаза бросается, что Савелий отличается как от своего сына, так и от всех родственников. Сын его не обладает никакими исключительными качествами, не гнушается пьянства, почти напрочь лишен доброты и благородства. А Савелий, наоборот, добр, умен, незауряден. Он сторонится своих домочадцев, по-видимому, ему претят мелочность, зависть, злоба, характерные для его родственников. Старик Савелий - единственный, кто в семье мужа был добр с Матреной. Старик не скрывает всех тягот, которые выпали на его долю:

“Эх, доля святорусского

Богатыря сермяжного!

Всю жизнь его дерут.

Раздумается временем

О смерти - муки адские

В ту-светной жизни ждут”.

Старик Савелий очень свободолюбив. В нем сочетаются такие качества, как сила физическая и душевная. Савелий - настоящий русский богатырь, не признающий над собой никакого давления. В молодости Савелий обладал недюжинной силой, никто не мог с ним соперничать. К тому же жизнь раньше была иной, крестьяне не были обременены тяжелейшей обязанностью платить оброки и отрабатывать барщину. Как говорит сам Савелий:

Не правили мы барщины,

Оброков не платили мы,

А так, когда рассудится,

В три года раз пошлем.

В таких обстоятельствах и закалился характер молодого Савелия. Никто не давил на нею, никто не заставлял чувствовать себя рабом. К тому же сама природа была на стороне крестьян:

Кругом леса дремучие,

Кругом болота топкие,

Ни конному проехать к нам,

Ни пешему пройти!

Сама природа защищала крестьян от вторжения барина, полиции и прочих нарушителей спокойствия. Поэтому крестьяне могли спокойно жить и работать, не чувствуя над собой чужой власти.

При чтении этих строк вспоминаются сказочные мотивы, потому что в сказках и легендах люди были абсолютно свободными, сами распоряжались своей жизнью.

Старик рассказывает о том, как справлялись крестьяне с медведями:

Нас только и тревожили

Медведи... да с медведями

Справлялись мы легко.

С ножищем да с рогатиной

Я сам страшней сохатого,

По заповедным тропочкам

Иду: “Мой лес!” - кричу.

Савелий, словно настоящий сказочный богатырь, предъявляет свои права на окружающий его лес Именно лес - с его нехожеными тропами, могучими деревьями - является настоящей стихией богатыря Савелия. В лесу богатырь ничего не боится, он настоящий хозяин безмолвного царства вокруг себя. Именно поэтому в старости он оставляет семью и уходит в лес.

Единство богатыря Савелия и окружающей его природы представляется несомненным. Природа помогает Савелию стать сильнее. Даже в старости, когда годы и невзгоды согнули спину старика, все равно в нем чувствуется недюжинная сила.

Савелий рассказывает, как в молодости его односельчанам удавалось обманывать барина, скрывать от него имеющиеся богатства. И пусть за это приходилось немало вытерпеть, зато никто не мог упрекнуть людей в трусости и безволии. Крестьяне смогли уверить помещиков в своей абсолютной бедности, поэтому им удавалось избегать полного разорения и порабощения.

Савелий - очень гордый человек. Это ощущается во всем: в его отношении к жизни, в его стойкости и мужестве, с которыми он отстаивает свое. Когда он рассказывает о своей молодости, то вспоминает, как сдавались барину только слабые духом люди. Конечно, он сам к таким людям не относился:

Отменно драл Шалашников,

А не ахти великие Доходы получал:

Сдавались люди слабые,

А сильные за вотчину

Стояли хорошо.

Я тоже перетерпливал,

Помалчивал, подумывал:

“Как ни дери, собачий сын,

А всей души не вышибешь,

Оставишь что-нибудь!”

Старик Савелий с горечью говорит о том, что теперь уже в людях практически не осталось самоуважения. Теперь преобладают трусость, животный страх за себя и свое благополучие и отсутствие желания бороться:

Вот были люди гордые!

А нынче дай затрещину -

Исправнику, помещику

Тащат последний грош!

Молодые годы Савелия прошли в атмосфере свободы. Но крестьянская свобода не была долгой. Барин умер, а его наследник прислал немца, который сначала вел себя тихо и незаметно. Немец постепенно сдружился со всем местным населением, понемногу наблюдал за крестьянской жизнью.

Постепенно он втерся в доверие к крестьянам и велел им осушить болото, затем вырубить лес. Одним словом, крестьяне опомнились только тогда, когда появилась великолепная дорога, по которой до их богом забытого места можно было легко добраться.

И тут настала каторга

Корежскому крестьянину -

нитки разорил

Вольная жизнь кончилась, теперь крестьяне сполна ощутили все тяготы подневольного существования. Старик Савелий говорит о народном долготерпении, объясняя его мужеством и душевной силой людей. Только по-настоящему сильные и мужественные люди могут быть столь терпеливыми, чтобы вытерпеть над собой подобные издевательства, и столь великодушными, чтобы не прощать подобное отношение к себе.

А потому терпели мы,

Что мы - богатыри.

В том богатырство русское.

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик - не богатырь"?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В бою - а богатырь!

Некрасов находит удивительные сравнения, говоря о народном долготерпении и мужестве. Он использует народный эпос, говоря о богатырях:

Цепями руки кручены,

Железом ноги кованы,

Спина... леса дремучие

Прошли по ней - сломалися.

А грудь? Илья-пророк

По ней гремит-катается

На колеснице огненной...

Все терпит богатырь!

Старик Савелий рассказываете том, как целых восемнадцать лет терпели крестьяне произвол немца-управляющего. Вся жизнь их теперь оказалась во власти этого жестокого человека. Людям приходилось работать не покладая рук. А управляющий всякий раз был недоволен результатами работы, требовал большего. Постоянные издевательства со стороны немца вызывают сильнейшее возмущение в душе крестьян. И однажды очередная порция издевательств заставила людей пойти на преступление. Они убивают немца-управляющего. При чтении этих строк приходит мысль о высшей справедливости. Крестьяне уже успели почувствовать себя абсолютно бесправными и безвольными. У них было отнято все, чем они дорожили. Но ведь над человеком нельзя издеваться совершенно безнаказанно. Рано или поздно придется расплачиваться за свои действия.

Но, разумеется, убийство управляющего не осталось безнаказанным:

Буй-городе, Там я учился грамоте,

Пока решили нас.

Решенье вышло: каторга

И плети предварительно...

Жизнь Савелия, богатыря святорусского, после каторги была очень нелегкой. Двадцать лет он провел в неволе, только уже ближе к старости оказался на свободе. Вся жизнь Савелия очень трагична, и в старости он оказывается невольным виновником гибели маленького внука. Этот случай еще раз доказывает, что, несмотря на всю свою силу, Савелий не может противостоять враждебным обстоятельствам. Он - всего лишь игрушка в руках судьбы.

Савелий, богатырь святорусский в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Изложил материал: Готовые Сочинения

Некрасов нашел оригинальный способ показать борьбу крестьян с крепостниками на новом этапе. Он поселяет крестьян в глухую деревню, отделенную от городов и сел «лесами дремучими», болотами труднопроходимыми. В Корежине помещичий гнет ярко не ощущался. Затем он выражался только в выколачивании Шалашниковым оброка. Когда же немцу Фогелю удалось обмануть крестьян и с их помощью проложить дорогу, все формы крепостного нрава проявились сразу и в полную меру. Благодаря такой сюжетной находке, автору удается на примере всего двух поколений раскрыть в концентрированном виде отношение мужиков и их лучших представителей к ужасам крепостного права. Указанный прием был найден писателем в процессе изучения реальной действительности. Некрасов хорошо знал костромской край. Современники поэта отмечали беспросветную глушь этого края.

Перенос места действия главных героев третьей части (а может быть, и всей поэмы) - Савелия и Матрены Тимофеевны - в глухую деревеньку Клин, Корежинской волости, Костромской губернии, имел не только психологический, но и огромный политический смысл. Когда Матрена Тимофеевна пришла в город Кострому, она увидела: «Стоит из меди кованный, точь-в-точь Савелий дедушка, мужика площади. - Чей памятник? - «Сусанина». Сравнение Савелия с Сусаниным имеет особое значение.

Как установлено исследователем А. Ф. Тарасовым, Иван Сусанин родился в тех же местах... Погиб он, судя по преданию, километрах в сорока от Буя, в болотах под селом Юсуповым, куда завел польских интервентов.

Патриотический поступок Ивана Сусанина был использован... для возвышения «дома Романовых», для доказательства поддержки этого «дома» народом... По требованию официальных кругов замечательная опера М. Глинки «Иван Сусанин» была переименована в «Жизнь за царя». В 1351 году в Костроме был поставлен памятник Сусанину, на котором он представлен коленопреклоненным перед бюстом Михаила Романова, возвышающимся на шестиметровой колонне.

Поселив своего бунтарского героя Савелия в Костромскую «корежину», на родину Сусанина... исконную вотчину Романовых, отождествив... Савелия с Сусаниным, Некрасов показал, кого в действительности родит костромская «корежная» Русь, каковы в действительности Иваны Сусанины, каково вообще русское крестьянство, готовое на решительную битву за освобождение.

А. Ф. Тарасов обращает внимание и на такой факт. На костромском памятнике Сусанин стоит перед царем в неудобной позе - коленопреклоненным. Некрасов своего героя «выпрямил» - «стоит из меди кованный... мужик на площади», а фигуру царя даже не вспоминает. Так проявилась в создании образа Савелия политическая позиция писателя.

Савелий - богатырь святорусский. Некрасов раскрывает богатырство натуры на трех этапах развития характера. Сперва дед находится в числе крестьян - корежиицев (ветлужинцев), богатырство которых выражается в преоделении трудностей, связанных с дикой природой. Затем дед стойко выдерживает чудовищную порку, которой подвергал крестьян помещик Шалашников, требуя оброк. Рассказывая о порках, дед гордился больше всего выносливостью мужиков. Били сильно, били долго. И хотя у крестьян «языки мешалися, мозги уже потрясалися, в головушках - дерет», все же они уносили домой не мало, «не-выбитых» помещиком денег. Богатырство - в стойкости, и выносливости, в сопротивлении. «Цепями руки кручены, железом ноги кованы... все терпит богатырь».

Дети природы, труженики, закаленные в битве с суровой природой и вольнолюбивые натуры - вот источник их богатырства. Не слепая покорность, а сознательная устойчивость, не рабское терпение, а настойчивая защита своих интересов. Понятно, почему с негодованием осуждает он тех, кому «...дай затрещину -исправнику, помещику тащат последний грош!».

Савелий явился зачинщиком убийства крестьянами немца Фогеля. Глубоко в тайниках вольнолюбивой натуры старика лежала ненависть к поработителю. Он не настраивал себя, не взвинчивал сознания теоретическими суждениями, не ожидал «толчка» от кого-нибудь. Произошло все само собою, по велению сердца.

«Наддай!» -я слово выронил,

Под слово люди русские

Работают дружней.

«Наддай! Наддай!»

Так наддали,

Что ямы словно не было.

Как видим, у мужиков не только «топоры лежали до поры!», но у них был неугасимый огонь ненависти. Приобретается слаженность действий, выделяются вожаки, установлены слова, с которыми «работается» дружней.

Образ богатыря святорусского имеет еще одну обаятель-ЕЬо черту. Благородная цель борьбы и мечта о светлой радости человеческого счастья сняли грубость этого «дикари», защитили его сердце от ожесточения. Старик назвал мальчика Дему богатырем. Значит, и детская непосредственность, нежность, искренность улыбки вносятся им в понятие «богатырь». Дед в ребенке увидел источник особой любви к жизни. Он перестал стрелять в белок, стал любить каждый цветок, спешил домой, чтобы посмеяться, поиграть с Демушкой. Вот отчего Матрена Тимофеевна не только увидела в образе Савелия патриота, борца (Сусанина), но и сердечного мудреца, способного понять многое лучше, чем ото удается государственным деятелям. Четкая, глубокая, правдивая мысль деда облекалась в «ладную» речь. Матрена Тимофеевна не находит примера для сравнения с тем, как умеет говорить Савелий («Случись купцы московские, вельможи государевы, сам царь случись: не надо бы ладнее говорить!»).

Условия жизни безжалостно испытывали богатырское сердце старика. Измученный в борьбе, истощенный страданиями, дед «недосмотрел» мальчика: свиньи загрызли любимца Демушку. Сердечная рана растравлялась жестоким обвинением «неправедных судей» в сожительстве деда с Матреной Тимофеевной и в преднамеренном убийстве. Мучительно переносил непоправимое горе дедушка, затем «шесть дней лежал безвыходно, потом ушел в леса, так пел, так плакал дедушка, что лес стонал! А осенью ушел на покаяние в Песочный монастырь».

Нашел ли бунтарь утешение за стенами монастыря? Нет, через три года он вновь пришел к страдальцам, в мир. Умирающий, ста семи лет, дед не отказывается от борьбы. Некрасов тщательно убирает из рукописи слова, фразы, не гармонирующие с бунтарским обликом Савелия. Богатырь святорусский не лишен религиозных представлений. Он молится на могиле Демушки, он советует Матрене Тимофеевие: «А с богом спорить нечего. Стань! Помолись за Демушку! Бог знает, что творит». Но молится он «...за Де-му бедного, за все страдное русское крестьянство».

Некрасов создает образ огромного обобщающего значения. Масштабность мысли, широта интересов Савелия - за все страдное русское крестьянство - делают этот образ величественным, символичным. Это представитель, образец определенной общественной среды. В нем находит свое отражение героическая, революционная сущность мужицкого характера.

В черновой рукописи Некрасов сначала написал, а затем вычеркнул: «Молюсь я тут, Матренушка, молюсь за нищих, любящих, за все священство русское и за царя молюсь». Конечно, царистские симпатии, вера в русское священство, свойственные патриархальному крестьянству, проявились у этого человека вместе с ненавистью к поработителям, т. е. к тому же царю, к его опоре - помещикам, к его духовным служителям - священникам. Не случайно Савелий в духе народной пословицы выразил свое критическое отношение словами: «Высоко бог, далеко царь». И в то же время умирающий Савелий оставляет прощальный завет воплощающий в себе противоречивую мудрость патриархального крестьянства. Одна часть его завещания дышит ненавистью, и он, рассказывает Матрена Тимофеев-па, путал нас: «Не паши, не сей крестьянин! Сгорбившись за пряжей за полотнами, крестьянка, не сиди!» Ясно, такая ненависть - итог деятельности борца и мстителя, вся героическая жизнь которого дала ему право сказать слова, достойные того, чтобы быть высеченными на «мраморной доске у входа в ад», созданный русским царизмом: «Мужчинам три дороженьки: кабак, острог да каторга, а бабам на Руси три петли».

Но с другой стороны, этот же мудрец рекомендовал умирая, и рекомендовал не только своей любимой внученьке Матрене, но и всем: соратникам по борьбе: «Как вы не бейтесь, глупые, что на роду написано, того не миновать!» В Савелии все же сильнее пафос борьбы и ненависти, а не чувство покорности и примирения.