Характерные особенности жанра новеллы в русской литературе. Новелла - это литературный жанр, искусство короткого рассказа

Нередко новелла отождествляется с рассказом и даже повестью. В XIX веке эти жанры было сложно различить.

Повесть отличается тем, что в ней сюжет сосредотачивается не на одном центральном событии, но на целом ряде событий, охватывающих значительнейшую часть жизни героя, а часто и нескольких героев. Повесть более спокойна и нетороплива.

Новелла в русской литературе

В русской литературе новелла - редкий жанр.

Классическими новеллами были произведения, составляющие «Повести Белкина» А. С. Пушкина.

Э то короткое повествование, как правило, с одним событием и с минимальным количеством персонажей. Жанр родился в 14-15 в.в. Самая яркая писательская фигура того времени среди новеллистов – Д.Бокаччо. Новелла, по существу, это рассказ, но с одной обязательной финальной особенностью: у нее неожиданный конец. Он, разумеется, логичен, но чаще всего читатель ждет иного разрешения действия. Это накладывает на новеллу характер художественной интриги и вообще делает все повествование очень увлекательным. Особенно это относится к приключенческим сюжетам, ко всякого рода таинственным историям.

Рассказ - малая эпическая прозаическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей (чаще всего повествуется об одном или двух героях). В рассказе, как правило, ставится одна проблема и описывается одно событие. Например, в рассказе Тургенева «Муму» основным событием является история приобретения и потери Герасимом собаки. Новелла отлича­ется от рассказа лишь тем, что в ней всегда неожиданный финал, хотя в целом границы между этими двумя жанрами весьма условны.

Рассказ, как и повесть, так же вид повествовательной прозы и относится к эпическим жанрам. Если повесть назвать малой прозой, то рассказ это проза маленькая, «миниатюрная». Размер среднего рассказа варьируется от 2 до 50-70 печатных страниц. Вообще то, это тема ещё одного крупного литературного спора – 70 страниц - это рассказ, новелла или может уже повесть? Однозначного ответа нет, тут всё зависит исключительно от содержания. На наш взгляд, для обычного читателя это совсем не важно, поэтому можете считать рассказом то, что меньше этого объёма. Рассказ, это такое художественное произведение, которое традиционно приурочено одному событию в жизни человека. В рассказе вы не сможете найти описания детства главного героя, такого подробного как повести, автор знакомит читателя с героем ровно на столько, чтобы читатель мог понимать, как сложилась описываемая в теперешний момент ситуация. Многие литературоведы считают, что писать в жанре рассказа гораздо труднее, чем, скажем, в жанре повести. Почему? – спросите вы. Дело в том, что за короткий момент действия, описанного в рассказе, автор раскрывает существенные, типические черты жизни героя. Рассказ читается и усваивается легко, поэтому большинство классических рассказов включают в школьную программу по мировой и русской литературе. Мастером рассказа в отечественной литературе считается Антон Павлович Чехов. Его по праву можно ставить у истоков «новой литературы». Его рассказы показались необычными и замечательными многим читателям, на них написано великое множество профессиональной литературной критики. Рассказы Чехова так жизненны, так как основной его творческий метод – реализм. На самом деле жанров рассказа также достаточно много: Фантастический рассказ (Рей Брэдбри, Айзек Азимов) Фэнтезийный рассказ Юмористический рассказ Приключенческий рассказ

П о сравнению с новеллой рассказ считается более «спокойным «жанром». Исторически он предшествует новелле (появился во времена Древнего Египта).

Рассказ - это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

Для рассказа, прежде всего в силу объема, характерно наличие одной главной проблемы, в отличие от повести или романа, которые могут описывать множество конфликтов и широкий круг проблем.

Доклад 7 класс.

Рассказ - повествовательный эпический жанр с установ­кой на малый объем и на единство художественного события.

Жанр имеет две исторически сложившиеся разновидности: рассказ (в более узком значении) и новелла. «Отличие новел­лы от рассказа не представляется мне принципиальным», - писал исследователь европейской новеллы Е. Мелитинский. Б. Томашевский считал, что рассказ - это русский термин для новеллы. Такого же мнения придерживается и большинст­во (хотя и не все) других литературоведов. Малую эпическую форму в европейских литературах, по крайней мере до XIX века, принято именовать новеллой. Что же такое новелла? Теоретического определения новеллы «не существует, скорее всего потому, что... новелла предстает в реальности в виде достаточно разнообразных вариантов, обусловленных куль­турно-историческими различиями... Совершенно очевидно, что сама краткость является существенным признаком новел­лы. Краткость отделяет новеллу от больших эпических жан­ров, в частности от романа и повести, но объединяет ее со сказкой, быличкой, басней, анекдотом» (Е. Мелетинский).

Генетические истоки новеллы - именно в сказке, басне, анекдоте. От анекдота ее отличает возможность не комическо­го, а трагического или сентиментального сюжета. От басни - отсутствие аллегорий и назидательности. От сказки - отсут­ствие волшебного элемента. Если же волшебство все-таки имеет место (в основном в восточной новелле), то восприни­мается как нечто удивительное.

Классическая новелла возникла в эпоху Возрождения. То­гда-то в полной мере определились такие ее специфические черты, как острый, драматический конфликт, необыкновенные происшествия и повороты событий, а в жизни героя - неожи­данные повороты судьбы. Гете писал: «Новелла не что иное, как случившееся"неслыханное происшествие». Таковы новел­лы Боккаччо из сборника «Декамерон». Вот, например, сюжет четвертой новеллы второго дня: «Ландольфо Руффоло, обед­нев, становится корсаром; взят генуэзцами, терпит крушение в море, спасается на ящике, полном драгоценностей, находит приют у одной женщины из Корфы и возвращается домой бо­гатым человеком». Каждая литературная эпоха накладывала свой отпечаток на жанр новеллы. Так, в эпоху романтизма со­держание новеллы часто становится мистическим, стирается грань между реальными событиями и их преломлением в соз­нании героя («Песочный человек» Гофмана).

Вплоть до утверждения в литературе реализма новелла из­бегала психологизма и философии, внутренний мир героя пе­редавался через его действия и поступки. Ей была чужда вся­кого рода описательность, автор не вторгался в повествование, не высказывал своих оценок. С развитием реализма новелла, какой она была в своих классических образцах, почти исчеза­ет. Реализм XIX века немыслим без описательности, психоло­гизма. Новелла вытесняется другими видами короткого пове­ствования, среди которых на первое место, особенно в России, выходит рассказ, который долгое время существовал как раз­новидность краткой повести (у А. Марлинского, Одоевского, Пушкина, Гоголя и др.). В проспекте «Учебной книги словес­ности для русского юношества» Гоголь дал определение по­вести, которое включает рассказ как частную разновидность («мастерски и живо рассказанный картинный случай»). При­чем имеется в виду «случай» обыкновенный, который может произойти с каждым человеком.

С конца 1940-х в русской литературе рассказ осознается как особый жанр и по отношению к краткой повести, и в срав­нении с «физиологическим очерком». В очерке преобладает прямое описание, исследование, он всегда публицистичен. Рассказ же, как правило, посвящен конкретной судьбе, гово­рит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода. В этом его отличие от повести, как более развернутой формы, где описывается обычно не­сколько эпизодов, отрезок жизни героя. В рассказе Чехова «Спать хочется» говорится о девочке, которая бессонными ночами доведена до преступления: она душит мешающего ей уснуть грудного ребенка. О том, что было с этой девочкой раньше, читатель узнает только из ее сна, о том, что с ней бу­дет после того, как преступление совершено, вообще неиз­вестно. Все персонажи, кроме девочки Варьки, очерчены очень бегло. Все описываемые события подготовляют цен­тральное - убийство младенца. Рассказ невелик по объему. Но дело не в количестве страниц (есть небольшие по объему повести и относительно длинные рассказы) и даже не в коли­честве фабульных событий, а в установке автора на предель­ную краткость. Так, рассказ Чехова «Ионыч» по содержанию близок даже не к повести, а к роману (прослежена почти вся жизнь героя). Но все эпизоды изложены предельно кратко, ав­торская цель одна - показать духовную деградацию доктора Старцева. По словам Джека Лондона, «рассказ - это... един­ство настроения, ситуации, действия».

Предельная краткость повествования требует особого вни­мания к деталям. Порой одна-две мастерски найденных детали заменяют пространную характеристику героя. Так, в рассказе Тургенева «Хорь и Капиныч» сапоги Хоря, сделанные, каза­лось, из мраморной кожи, или пучок земляники, преподнесен­ный Калинычем своему другу, раскрывают сущность обоих крестьян - хозяйственность Хоря и поэтичность Капиныча.

«Но отбор деталей - это еще не вся трудность», - писал мастер рассказа Нагибин. - Рассказ, по своей жанровой при­роде, должен усваиваться сразу и целиком, как бы «в один глоток»; тоже и весь «частный» образный материал рассказа. Это предъявляет к деталям в рассказе особые требования. Они должны быть расставлены так, чтобы мгновенно, «с быстро­той чтения», слагаться в образ, рождать у читателя живое, картинное представление...». Так, в рассказе Бунина «Анто­новские яблоки» практически ничего не происходит, но мас­терски подобранные детали рождают у читателя «живое, кар­тинное представление» об уходящем прошлом.

Малый объем рассказа определяет и его стилистическое единство. Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой. Но в рассказе гораз­до чаще, чем в «крупных» жанрах, перо как бы передается ге­рою, который сам рассказывает свою историю. Зачастую перед нами - сказ: рассказ некоего выдуманного лица, обладающего собственной, ярко выраженной речевой манерой (рассказы Лескова, в XX веке - Ремизова, Зощенко, Бажова и др.).

Рассказ, как и новелла, несет в себе черты той литературной эпохи, в которую он создан. Так, рассказы Мопассана вобрали в себя опыт психологической прозы, и потому, если и могут назы­ваться новеллами (в литературоведении иногда приня го называть их так), то новеллами, принципиально отличными от новеллы классической. Рассказам Чехова свойственен подтекст, практи­чески неизвестный литературе середины XIX века. В начале XX века модерниспхжие течения захватывают и рассказ (рассказы Сологуба, Белого, Ремизова, отчасти Л. Андреева и др.)

В европейской литературе 20 века рассказ обогатился худо­жественными открытиями всей прозы («поток сознания», усиле­ние элементов психоанализа, временные «перебивы» и пр.). Та­ковы рассказы Кафки, Камю, Ф. Мориака, А. Моравиа и др.

В 1920-1930-е годы в России на первый план выходят ге- роико-романтические (В. Иванов, Бабель, Пильняк, Шолохов и др.) и сатирические рассказы (Булгаков, Зощенко, Ильф и Петров и др.). Рассказ остается продуктивным жанром и в на­стоящее время. Успешно развиваются все его разновидности: рассказ бытовой, психологический, философский, сатириче­ский, фантастический (научная фантастика и фэнтези), близ­кий к новелле и практически бессюжетный.

Вопросы по докладу:

1) Что такое рассказ?

2) Что такое новелла?

3) Как развивался жанр рассказа в литературе?

4) Как развивался жанр новеллы в мировой литературе?

5) Чем рассказ отличается от новеллы?

Рассказ является большой литературной формой письменной информации в литературно-художественном оформлении. При записи устных пересказов рассказ обособился как самостоятельный жанр в письменной литературе.

Рассказ как эпический жанр

Отличительными чертами рассказа являются малое количество действующих лиц, небольшое содержание, одна сюжетная линия. Рассказ не обладает переплетениями в событиях и в нем не может встречаться пестрота художественных красок.

Таким образом, рассказ - это повествовательное произведение, которому присущ небольшой объем, малое количество героев и кратковременность изображаемых событий. Этот вид эпического жанра восходит к фольклорным жанрам устного пересказа, к иносказаниям и притчам.

В XVIII веке разница между очерками и рассказами была еще не определена, но со временем рассказ стали отличать от очерка конфликтностью сюжета. Существует различие между рассказом "крупных форм" и рассказом "малых форм", но зачастую это различие условно.

Встречаются рассказы, в которых прослеживаются характерные черты романа, а также есть небольшие по объему произведения с одной сюжетной линией, которые называют все-таки романом, а не рассказом, несмотря на то, что все признаки указывают на этот вид жанра.

Новелла как эпический жанр

Многие считают, что новелла - это определенный вид рассказа. Но все же определение новеллы звучит, как разновидность малого прозаического произведения. От рассказа новелла отличается сюжетом, который зачастую острый и центростремительный, строгостью композиции и объемом.

Новелла чаще всего раскрывает острую проблему или вопрос через одно событие. Как образец литературного жанра, новелла возникла в эпоху Возрождения - самым знаменитым примером является "Декамерон" Бокаччо. Со временем новелла стала изображать парадоксальные и необычные происшествия.

Расцветом новеллы, как жанра, считается период романтизма. Знаменитые писатели П. Мериме, Э.Т.А. Гофман, Гоголь писали новеллы, центральной линией которых было разрушить впечатление о привычной повседневности.

Новеллы, которые изображали судьбоносные события и игру рока с человеком, появились в начале XX века. Такие писатели, как О. Генри, С. Цвейг, А. Чехов, И. Бунин уделяли значительное внимание жанру новеллы в своем творчестве.

Повесть как эпический жанр

Такой прозаический жанр, как повесть, представляет собой промежуточное место между рассказом и романом. Изначально повесть была источником повествования о каких-либо реальных, исторических событиях ("Повесть временных лет", "Повесть о Калкской битве"), но впоследствии она стала отдельным жанром для воспроизведения естественного течения жизни.

Особенностью повести считается то, что в центре ее сюжета всегда находится главный герой и его жизнь - раскрытие его личности и пути его судьбы. Для повести характерна последовательность событий, в которых раскрывается суровая действительность.

А подобная тема крайне актуальна для такого эпического жанра. Знаменитыми повестями являются "Станционный смотритель" А. Пушкина, "Бедная Лиза" Н. Карамзина, "Жизнь Арсеньева" И. Бунина, "Степь" А. Чехова.

Значение художественной детали в повествовании

Для полноценного раскрытия замысла писателя и для полного понимания смысла литературного произведения очень важна художественная деталь. Это может быть подробность интерьера, пейзажа или портрета, ключевым моментом здесь является то, что писатель подчеркивает эту подробность, тем самым обращая на нее внимание читателей.

Это служит способом выделить какую-ту психологическую черту главного героя или настроения, которое характерно для произведения. Примечательно, что важная роль художественной детали заключается в том, что она одна может заменить множество повествовательных подробностей. Таким образом автор произведения подчеркивает свое отношение к ситуации или к человеку.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: О’Генри «Последний лист»: размышления о назначении художника и искусства
Следующая тема:   Басни Крылова: «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягненок» и др.

Новелла - это малая повествовательная проза, особый литературный жанр, близкий к рассказу, очерку, эссе. Отличается данное произведение четко очерченным сюжетом с кульминацией и финалом. Еще одно отличие новеллы от других жанров - это ограниченное число персонажей. Если в романе или повести насчитывается обычно до двух десятков действующих лиц, то в новелле их всего два-три. Искусство короткого рассказа как раз и заключается в том, чтобы довести до читателя содержание достаточно широкой темы, изложенной в сжатом виде.

Новелла как литературный жанр

Обычно новеллы объединяются автором в небольшие циклы, как это было принято у одного из самых известных новеллистов, американского писателя О. Генри Новеллы О’Генри распределялись по отдельным категориям. "Благородный жулик" был составлен из коротких рассказов-новелл о двух мошенниках по имени Энди Таккер и Джефф Питерс, а в цикл "Деловые люди" вошли несколько новелл на тему приключений криминальных персонажей - "Вождь краснокожих", "Боливару не снести двоих", и другие.

Русские новеллы

Русские писатели, в отличие от французских и не ставили новеллу во главу угла своего творчества, а применяли краткое повествование от случая к случаю. Произведение А. С. Пушкина "Повести Белкина", написанное в 1830 году, - тому пример. Однако кратко изложенная тема не означает, что повествование носит характер менее значительный, чем объемный роман или повесть. Даже такой фундаментальный писатель, как Достоевский, на заре своего творчества писал новеллы ("Хозяйка", "Двойник").

Русские писатели-новеллисты

Русские новеллы в классическом понимании этого жанра выходили из-под пера Николая Васильевича Гоголя, который в одних случаях писал развернуто - "Вечера на хуторе близ Диканьки", а в других более сжато - "Шинель". И в том, и в другом случае сюжет полностью раскрывался, а значит, художественная ценность произведения несомненна.

Русский писатель-драматург Антон Павлович Чехов писал новеллы в свойственной только ему манере, которую можно определить как "чеховскую". Суть в том, что писатель умел в небольшой рассказ уложить целую жизнь персонажа, иногда достаточно длинную и насыщенную событиями. Отдельные новеллы Чехова при ограниченном объеме выглядят как мини-романы. В рассказе "Ионыч" писатель сумел отразить человеческую жизнь в полном объеме, всё ее трагикомическое содержание, на 15 страницах. Подобные примеры "сжатого" творчества встречаются и у Льва Николаевича Толстого, и один из них - это короткий рассказ "Алеша Горшок".

Новелла и сюжет

Поскольку новелла - это который предполагает остроту сюжета, то ее можно использовать при написании необычных произведений. Если в рассказе описывается неспешное развитие событий с предсказуемым концом, то новелла обязательно содержит элементы напряжения, загадочности и эффектного финального сюрприза. В начале и в середине повествования доминирует нейтральный стиль, полное отсутствие психологизма, а затем следует концовка, неожиданная и часто нелогичная. В рассказе или короткой повести, наоборот, автор старается раскрыть именно психологические нюансы повествования, много внимания уделяется характеру персонажа, его глубинной сути.

Писатель и ученый Эдгар Аллан По

Новелла - это также литературный жанр, который идеально подходит для "мрачных" сюжетов, детективных и кладбищенских ужасов. Выдающимся писателем-новеллистом заслуженно признан американец Эдгар Аллан По (1809-1849). Жанры, в которых работал писатель, уникальны и крайне необычны: литературная мистификация, литература ужасов. Эдгар По был не только писателем. Его перу также принадлежит книга-исследование "Первая книга конхиолога". Это работа зрелого ученого, посвященная изучению раковин моллюсков. На основании исследования был создан полный иллюстрированный справочник по конхиологии.

Писатель, поэт, ученый Эдгар По написал за свою короткую жизнь около ста новелл, каждая из которых может считаться шедевром литературного искусства, несмотря на необычное содержание. Это "Золотой жук", "Убийство на улице Морг", "Ворон". Поэтические произведения Эдгара По не получили должного признания при его жизни. Как образно заметил поэт Джеймс Лоуэлл, По талантливо обтесал груду поэтических камней, но они так и остались лежать на площадке, фундамент из них не построен.

Вот некоторые новеллы Эдгара По, избранные:

  • Год 1832 - "Бон-бон", "Без дыхания", "Мерценгерштейн", "На стенах Иерусалимских".
  • Год 1833 - "Фолио клуб", "Заживо погребенные", "Рукопись в бутылке", "Четыре зверя в одном".
  • Год 1835 - "Король Чума", "Тень", "Морелла", "Страницы из жизни знаменитости", "Береника".

Новелла - это литературный жанр, объединяющий в себе практически все возможности прозы, обладающий большим потенциалом для выражения творческой мысли писателя.

Рассказ и новелла относятся к повествовательному эпическому жанру и обладают некоторыми общими характерными чертами: небольшим объемом, четко обозначенным сюжетом, динамизмом развития действия с выраженной кульминацией и развязкой. Однако новелла имеет и отличительные жанровые особенности, позволяющие выделить ее из ряда произведений современной прозы в самостоятельный литературный вид.

Что такое новелла и рассказ

Новелла – небольшое по объему прозаическое произведение, которому свойственны острый сюжет с неожиданной развязкой, краткость и нейтральный стиль изложения, а также отсутствие выраженной авторской позиции по отношению к литературным героям.
Рассказ – разновидность произведений эпического жанра, для которых характерно повествование о событиях из жизни главного героя, раскрывающих психологический аспект его поступков или душевного состояния.

Сравнение новеллы и рассказа

В чем же разница между новеллой и рассказом?
Новелла отличается подчеркнутой лаконичностью повествования. В ней не допускается прямая авторская оценка действий литературных персонажей или условий, определяющих развитие описываемых событий.
В рассказе такая оценка косвенно выражается в портретной характеристике и авторских отступлениях. Она необходима для раскрытия темы, которая часто связана с выявлением психологических факторов, принципиально важных для понимания душевного состояния главного героя. Его поведение в необычной жизненной ситуации составляет основу сюжета рассказа. Сюжетное действие при этом ограничивается узкими временными рамками и привязано к конкретному месту событий.
В новелле отсутствует психологизм. Самое важное в ней – неординарное событие, задающее динамическую напряженность сюжета. В центре читательского внимания оказывается не столько герой, сколько то, что с ним происходит. Новеллист не стремится создать глубокий подтекст основного содержания своего небольшого произведения. Его задача – придать остроту сюжету и достичь предельного накала повествования в кульминации.
При ограниченном числе персонажей в рассказе может развиваться дополнительная сюжетная линия. В новелле сюжет не может иметь разветвленной структуры. Событийно он связан только с тем, что происходит с главным героем. Другие персонажи в новелле встречаются крайне редко: как правило, только в том случае, если дополнительный эпизод с их участием усиливает динамику действия.

TheDifference.ru определил, что отличие новеллы от рассказа заключается в следующем:

В новелле острота сюжета выражена в большей степени, чем в рассказе.
Для новеллы характерен нейтральный стиль изложения, в то время как в рассказе используется авторская оценочная характеристика персонажей или событий.
В рассказе действие раскрывает мотивацию поступков героя. В новелле изображается само действие и отсутствуют приемы психологического анализа поведения персонажей.
Рассказ может иметь скрытый подтекст, важный для реализации авторского замысла. В новелле не допускается многозначности трактовок основной темы.